Первая мировая война (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) — одна из жестоких широкомасштабных вооружённых конфликтов на Земле.
Первая мировая война подтолкнула людей возродить старое вооружение, которое к тому времени стало не актуальным и устаревшим.
Стальной шлем. Она же каска в современном понимание.


Каска Адриана в родном светло-коричневом окрасе (для русской армии),

В 1915 году русский Генеральный штаб принял решение о разработке и внедрению первого русского стального шлема. Образцом послужила французская каска Адриана модели 1915г. Первые русские шлемы изготовлялись в Финляндии на заводах Sohlberg-Oy и V.W. Holmberg. В России шлем получил маркировку Модель 1917 (Sohlberg), в соответствии с годом начала выпуска шлемов
Русский шлем внешне походил на французскую каску Адриана. Шлем штамповался из сплава, стали и никеля.
В верхней части каски располагалось вентиляционное отверстие, прикрытое выпуклой треугольной накладкой, прикрепленной к поверхности шлема тремя клепками. Вес шлема составлял 800-850 грамм, толщина стали 1,2 мм.


Каска имеет окраску цвета хаки, больше похож на советский нежели стандартную" гороховую" окраску Царской армии.

Каски изготовленные для русской армии имели цвет хаки. Революция 1917 года помешала оснастить Русскую армию стальными шлемами.
В период Гражданской войны малое количество шлемов использовалась добровольческими армиями. Лишь в 20-х, 30-х годах М 17 получил распространение в Красной Армии.
М 17 имел слабые защитные свойства и в 1934 году начата разработка каски нового образца.


В Красной Армии на шлем прикрепляли красную звезду, либо большую жестяную, либо звезду меньшего размера, часто звезда была просто нарисована

Ходит байка, что сам Буденный курировал этот вопрос.
И самолично проводил испытания на надежность и защиту от шрапнели. Испытывал по тем временам вроде как примитивно, ударом шашки сверху -если каска раскалывалась или проминалась, то забраковывалось.


Головной убор работника милиции 1930-х годов - "здравствуй и прощай", названный так из-за наличия двух козырьков. Фото Воложинского В.Г., 30 авг. 2008 г.

Ну и появилось на свет то, что мы видим в фильмах про Вторую мировую войну.
Каска «Шлем стальной обр. 1940 г.» (СШ-40),

Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь

Добрый день, дорогие яповцы. Сегодня я хочу поговорить о касках. Сейчас сложно представить современного солдата без этой самой каски. Я не буду углубляться в историю и вспоминать шлемы древних воинов, а хочу рассказать о касках первой мировой войны, ибо фактически тогда каски уже практически отошедшие в небытие вернулись вновь и стали неотъемлемой частью экипировки солдата.

Знаете, я долго думал с какой страны начать? у большинства стран к началу мировой войны были порой гениальные идеи. Поэтому я сначала расскажу о союзниках, а потом о касках тройственного союза. Будет немного текста и фото. Просьба не ломать. Об окончании сообщу, но для нетерпеливых скажу что пост закончится турецкой каской.

Внимание! Всем мегаспецам, которым не понравится, я называю каски-шлемами, а шлемы-касками, дескать надо правильно говорить так как их учили, хочу сказать одно! Я не пехотинец, меня этому не учили. В своей жизни я носил только ЗШ-3 и ЗШ-7. Так что если будет что сказать по существу- милости просим, а цепляться к словам -пустое это.

Итак, пожалуй начнем.

Начнем с Франции.
В начале Первой мировой войны французская армия была снабжена только стандартным кепи, которые не давали никакой защиты от вражеского огня. Однако с началом траншейной войны ранения головы стали серьёзной проблемой. Поэтому в 1915 году был разработан шлем, защищавший как от осколков снарядов, так и от шрапнели (для чего вдоль оси шлема был установлен отражающий гребень). Шлем был разработан генералом армии Огюстом Луи Адрианом. в историю он вошел как каска Адриана м1915. Шлем состоял из четырёх частей: полусферический свод шлема, передний и задний козырьки (оба с острыми окантованными краями) и гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие и усиливающий защитные свойства шлема. Так как шлем оказался довольно эффективным против шрапнели, дешёвым и простым в производстве, а также весил меньше, чем аналоги, созданные в других странах, то к концу Первой мировой он использовался почти всеми войсками французской армии, а также некоторыми из американских подразделений, воюющими во Франции, и польских сил Голубой армии Юзефа Халлера. Кроме того, он был принят на вооружение в Бельгии, Греции, Италии (включая произведённые по лицензии), Российской империи (а впоследствии и в СССР), Японии, Люксембурге, Мексике, Марокко, Перу, Польше, Югославии и т. д. (Только во Франции было изготовлено почти 20 миллионов касок). Однако, по некоторым сообщениям, в связи с фактически отсутствующей защитой от пуль, эти каски были среди первых частей амуниции, бросаемых солдатами на поле битвы.
На фото шлем Адриана.


Россия.
Впервые стальной шлем в массовом порядке появился в апреле 1916 года. Специальные бригады русских стрелков были отправлены во Францию, что бы сражаться на западном фронте. Во многом экипировка этих бригад осуществлялась французами кроме прочего эти части получили французскую каску Адриана, единственным отличием которой было наличие фронтальной эмблемы с изображением герба Российской Империи. В середине 1916 года Петербург разместил заказ на изготовление 2 000 000 касок Адриана, но только 340 000 единиц были доставлены в Россию к концу 1916 года. В России эти шлемы были известны как М 1916.
В 1917 году правительство разместило заказ на производство касок в Финляндии на заводе Соллберг. Шлем Сольберг м17 (прошу прощения не знаю как правильно написать Соллберг или Сольберг, в разных источниках пишется по разному) был модернизированной каской Адриана, но в русскую армию эти шлемы так толком и не попали ибо у нас началась революция.
На фото шлем Соллберг М17

На фото знаменная группа ударного отряда 8 армии в шлемах Соллберг М17


Англия.
В июле 1915 года военным ведомством был выбран для производства проект Джона Леопольда Броди (John Leopold Brodie). Официальное название «Brodie"s Steel Helmet, War Office Pattern». Толщина стали 0,9 мм. Вес шлема 950 г. Окрашивался в хаки. На шлемы часто наносили эмблемы частей. Поставлялся в страны Британского Содружества: Австралию, ЮАР, Новую Зеландию и т. д. А также: Португалию, США, Норвегию и др. В годы войны произведено 7 млн экземпляров.
На фото шлем Броди


Италия.
Как я писал выше, итальянская армия на начало войны была снабжена французскими касками Адриана. позже правительство сделало попытку наладит свой выпуск стальных шлемов упростив конструкцию. Была попытка даже добавить на шлемы плюмажи из перьев… кстати! Была попытка сделать шлемы из алюминия (парадные) , но кроме как для парада они нигде применения не имели.
На фото итальянский и немецкий пехотинец времен первой мировой.


Германия.
А вот Германия подошла к делу очень и очень основательно.
Пикельхельм.
Германия начала войну с пикельхельмом(который был принят на вооружение аж в 1842 году.) сначала в Пруссии, а потом и в других немецких государств. Основа шлема была сделана из укрепленной кожи с металлическими вставками, как правило посеребренной или позолоченной(для офицеров). Одна из особенностей пикельхельма –это шип на шлеме.
Все шлемы выпущенные для немецкой пехоты в течении 1914 года были сделаны из кожи, но постепенно запасы кожи в Германии начали истощатся и страна должна была искать эрзац-заменители. Встречались даже шлемы из прессованной бумаги.
Первая мировая показала что этот шлем не очень хорош, так как кожа плохо защищала от осколков и шрапнели. К тому шип на шлеме выдавал противнику где находятся солдат, а снайперы врага часто на спор стреляли именно по шипам. Была попытка ввести пикельхельмы со снимающимися шипами и защитным чехлом, но ситуацию это не изменило.
На фото пикельхельм одной из последних версий.

Шлем Гаед.
В 1915 году генерал Гаед командовал войсками в горах Вогез, что близ швейцарской границы. Генерал был удивлен количеством ранений в голову у его подчиненных на очень тихом участке фронта. Спроектировал и силами городских мастерских выпустил свой шлем.
(тут данные расходятся, одни источники говорят, что генерал заплатил из своего кармана и снабдил своих солдат, а другие источники говорят, что фирма по изготовлению этих шлемов принадлежала ему и генерал очень неплохо пролоббировал закупку этих шлемов армией, что принесло ему немалый доход). Особенностью конструкции было то что генерал попытался сделать защиту для глаз(глаза!). Было выпущено 1500 таких шлемов, но с приходом М 16 большинство их пошло на переплавку.
На фото боец в шлеме Гаед

М16.
В 1915 под руководством военного врача профессора Фридриха Шведра и профессора Аугуста Бира была начата разработка стального шлема. Исследовав ранения головы и причины их вызывающие были изготовлены разнообразные прототипы, которые проверялись на полигоне. В 1916 году был принят стальной шлем М16.
Первая небольшая партия М16 поступила в войска под Верденом. Было отмечено резкое снижение ранений в голову, что привело к массовому производству М16 и полному вытеснению пикельхельмов.
Одна из особенностей М16 были маленькие рожки на шлеме, что вызвало много шуток и карикатур о рогатости немецких солдат(пока немецкий солдат воюет его жена наставляет ему рога, да так лихо, что рога пролазят даже сквозь каску) со стороны врагов Германии. На самом деле эти самые рожки на шлемы –это была попытка ученых обезопасить солдат в новой по тем временам окопной войне. Увеличить броню и сделать шлем пригодным для повседневной носки не представлялась возможным, поэтому была разработана навесная бронеплита, которая навешивалась на шлем при окопных противостояниях. Бронеплита цеплялась за рожки и притягивалась кожаным ремешком. Вся комичность ситуации была в том, что каски выпускались в разных размерах, а бронеплита в одном, следовательно, для надежного крепления бронеплиты на малых размерах касок производитель увеличивал рога. Следовательно,чем меньше на солдате была каска, тем больше у него были рога.
Идея с бронеплитой оказалась крайне неудачной. Да, каска с бронеплитой спокойно выдерживала на полигоне попадание винтовочной пули, но на практике, пуля не пробивала солдату голову, а ломала шею.
За время войны было выпущено более 7 млн.касок, некоторые из них воевали аж до 45 года..
На фото М16 с бронепластиной на лобной части каски.


Большую часть ХХ века Германию считали агрессивной военной державой, а образ немецкого солдата сложно было представить без шлема с рогами. Эти стальные каски стали настоящим символом зла, а носящие их и поныне ассоциируются с нацизмом. Зачем нужны рога на сугубо военном предмете – далее в обзоре.



Первая мировая война началась в 1914 году достаточно динамично. Генералы маневрировали войсками, совершали переходы с места на место. Но уже к концу года позиции воюющих сторон установились, солдаты «зарылись в землю».



С началом траншейной войны стало очевидно, что многое из существующего снаряжения должно быть пересмотрено и изменено. Самые большие нарекания у военных всех стран вызывали головные уборы. В сражениях теперь была видна лишь ничем не прикрытая голова солдата. В немецкой армии в тот момент носили каски «пикельхельм», сделанные из кожи, а у французов и британцев и вовсе были только фуражки.

Вскоре во всех противоборствующих державах разработали металлические защитные каски. Они не спасали от выстрелов в упор, но могли остановить осколки снарядов, шрапнель, отрикошетить пулю. Так, у Антанты появились шлемы Адриана и Броди.





В 1915 году в Германии появилась своя версия стального шлема. Его разработал доктор Фридрих Шверд из Ганноверского университета. Первые образцы получали солдаты штурмовых подразделений, снайперы, саперы, наблюдатели. В следующем году каску запустили в массовое производство и она получила название Stahlhelm M16 («Стальной шлем, модель 1916 года»).





Доктор Шверд предусмотрел по бокам каски «рожки», в которых были сквозные отверстия для вентиляции. Но это не основное их назначение. Они нужны для крепления дополнительной брони - защитной стальной пластины. Она была очень тяжелой, поэтому носилась только в траншеях. Считалось, что толщины в 6 мм достаточно, чтобы остановить пулю, выпущенную в упор.





Когда каска попала на фронт, оказалась, что вся затея не стоит выеденного яйца. Шлем хорошо спасал от шрапнели, разлетающихся обломков, от пуль мелкого калибра на излете. Прямое попадание из винтовки также не пробивало пластину, но тут уже не выдерживал человек: у солдата буквально ломалась шея. По этой причине бронепластины никто не хотел носить, но рога с каски убрать уже было нельзя. Каски с характерным внешним видом выпускали еще много лет.

Солдаты противника даже высмеивали немцев. Они выкрикивали, что те слишком много времени провели на фронте. За это время жены наставили им рога, и те уже проросли сквозь каску.

Отличное коллекционное состояние. Оригинальный окрас. Частично видно остатки декали пехотных частей Вермахта. .

В полевом антибликовом окрасе. Летом во время войны немецкие солдаты на передовой на каски не редко наносилось антибликовое зеленое покрытие – в краску добавлялись цементные порошки, песок и даже опилки...
Варианты окраса касок, используемых на передовой, зависели от фантазии мастера и подручных средств, которыми он обладал. Встречаются шлемы, покрашенные пятнами различных форм и оттенков: «зебра» - зелено-белая, поверх металлической или веревочной сетки, многослойной окраски и т.д. Такая маскировка позволяла скрыть контур головы стрелка, когда он показывался из окопа. Немцы преуспели в использовании камуфляжа в армии на всех уровнях. Стальной шлем не стал исключением. Боевые образцы касок, покрашенные вручную в окопах, интересны своей индивидуальностью для коллекционера касок. Образ войны только в пропагандистском кино сводится к лихим кавалерийским, танковым и авиационным армадам. Настоящая символика, как правило, это не масштабное зрелище, а обыденные предметы солдатского обихода. Окопная правда - окопный образ. Плакаты и листовки тиражируют не столько образы полководцев и политических лидеров, сколько образ простого солдата. Поэтому его силуэт становится решающим, наиболее узнаваемым символом «грозовых мгновений истории», величайших испытаний человечества...

Одним из таких символов стал солдатский шлем. Сколько метафорических названий он получил - от простого и милого сердцу «кастрюля» или «ведро» до ироничного - «тазик для бритья»! Наследник бронзовых масок, рыцарских забрал, славянских шеломов и мисюр, стальной шлем - один из немногих элементов тяжелого вооружения солдата, не утративший свою первозданную функцию - защищать в бою и украшать на параде - и в наши дни.

Наиболее выразительным и запоминаемым, благодаря безукоризненной пластике линий, на протяжении первой половины XX века, оставался шлем немецкого солдата – Stahlhelm (стальной шлем) . Его узнаваемая форма предопределена сочетанием объемов цилиндрического тела, охватывающего голову, и конусным назатыльником, прикрывающим уши от удара звуковой волны и осколков. Выступающий козырек придает шлему агрессивную, хищную форму.

Первые образцы таких касок были приняты на вооружение в 1916 г., получили обозначение М16, поставлялись странам союзникам (Австро-Венгрия), после окончания войны попали в другие страны Турцию и Финляндию. Для крепления подшлемника использовались три большие кнопки (кламеры), одна в затылочной и две в височных частях шлема. Помимо кламер крепления подшлемника, на каске этого образца были две выступающих втулки - «рожки», служили для вентиляции (в них были сквозные отверстия) и к ним крепилась специальная налобная пластина, которая должна была, по мысли ее изобретателей, усиливать защиту лобной части, предназначена для часовых и пулеметчиков. Такая навесная броня не оправдала надежд: даже если пуля с близкого расстояния и не могла пробить шлем, то сила ее удара была такова, что не выдерживали шейные позвонки солдата. Далее, была произведена модификация шлема M16 на M18.

Изменение роли пехоты в войне, увеличение ее мобильности, отказ от позиционных боев, при которых максимальная защита головы была главной функцией шлема, привели к уменьшению размеров козырька и назатыльников. Шлем стали штамповать из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Каска из такой стали выдерживала давление до 220 кг на квадратный мм, что обеспечивало защиту даже от крупных осколков и пистолетных пуль. В результате немецкая каска М35 (принята на вооружение вермахта в 1935 году) визуально стала более обтекаемой и пластичной, а ее контур - более изысканным и стильным. Образ солдата вермахта с резкой тенью, отбрасываемой козырьком на мужественное лицо, превратился в расхожий штамп немецкой пропаганды.

Для разработки нового варианта стального шлема были привлечены конструкторы, которые совместно с военными сумели подобрать оптимальное сочетание защитных свойств шлема при уменьшении его веса, попутно были решены некоторые другие вопросы: удешевление и технологичность производства.

Стоит отметить, что для офицеров всех родов войск, участвующих в парадах, специально изготавливались облегченные шлемы из вулканизированной фибры с алюминиевым каркасом. Поэтому ряды сверкающих в лучах факелов касок в фильмах Лени Рифеншталь - художественная условность, а не реальная действительность. На войне такой блеск оборачивался ненужными жертвами.

К началу второй мировой войны немецкая каска М35 по праву считалась лучшим образцом защитного вооружения. Подшлемник из восьми кожаных (иногда девяти.) лепестков с отверстиями для вентиляции стягивался сверху кожаным шнуром (в процессе эксплуатации заменялся подручным материалом, например обычными обувными шнурками). Подбородочный ремешок, предназначенный для фиксации шлема на голове, изготавливался из телячьей кожи. Рамочная пряжка надежно фиксировала необходимый размер. Подшлемник и ремень крепились к специальному подпружиненному обручу-каркасу, что обеспечивало максимальный комфорт во время передвижения и в случае сильного удара.

Для мобильных частей вермахта - воздушно-десантных - стандартный пехотный шлем был заменен еще более эргономичным и удобным. Его вес был максимально уменьшен, габаритные размеры минимизированы за счет уменьшения ширины полей. Десантный шлем М38 инженера Хайслера, принятый на вооружение в 1938 г., почти не имел полей, так как оказалось, что в случае жесткого приземления назатыльник наносил травму в районе шеи и плеч, а козырек шлема создавал во время прыжка нежелательные аэродинамические завихрения, что часто приводило к срыву шлема с головы десантника и он приземлялся в одном подшлемнике. Изменилась и форма ремешка: он стал Y-образным. Дополнительный фиксирующий ремень крепился к затылочной части каски, что резко увеличивало плотность посадки шлема на голове во время прыжка. Теперь воздушные потоки не раскачивали голову парашютиста из стороны в сторону, что улучшало общее самочувствие «зеленого дьявола» (прозвище немецких парашютистов), прыгающего в опасную неизвестность. Вместо армейского подшлемника стал применяться интегральный колпак с 11 большими отверстиями. Сшитый из двух кусков бараньей кожи (которую, в последствии из-за дороговизны и сложности выделки, заменили свиной) и армированный пробковым деревом, он вместе с каркасом-обручем обеспечивал дополнительную защиту от травм во время посадки. Вскоре вместо пробки в качестве амортизатора стали применять каучук (вспененную резину). Подшлемник стал наборным - семь разных по толщине резиновых сегментов, крепившихся к алюминиевому кольцу, еще точнее отслеживали профиль головы десантника.

В 1940 году происходит модернизация шлема М35 , за счет упрощения изготовления вентеляционных отверстий, они стали изготавливаться штамповкой, а не в виде отдельных деталей, сталь так же изменила состав, вместо молибдена стали использовать силикат марганца, что позволило сократить количество операций и время затрачиваемых на изготовление. Эта модель получила наименование М40.


К 1942 г. изменилась технология изготовления шлемов для всех частей вермахта. Дорогостоящий и длительный процесс завальцовки края был заменен отбортовкой, одновременно ухудшилось качество материала, из которого изготавливалась каска, он стал мягче от легирования и от добавок молибдена и марганца пришлось отказаться (стратегического сырья стало не хватать для брони танков). Данная модель получила наименование М42 . У парашютистов появился дополнительный крючок на ремне, предназначенный для точной его фиксации, а сам ремень стал шире.

Помимо конструкции, эргономики и формы большую роль в дизайне шлема играла его окраска. Пока шлемы сверкали на парадах и в «молниеносных войнах», окраска шлема не носила явно выраженного маскировочного характера: он красился в тусклый серовато-зеленый цвет «фельдграу» и на него наносились декали и опознавательное эмблемы. У сухопутных войск (Heer), справа - национальный геральдический щит в белую, красную и черную наклонную полосу, слева - бело-серебряный орел вермахта на черном поле. Однако, как только выстрелы салютов сменились громом боев, эти эмблемы в целях маскировки пришлось замазывать, С 1940 года осталасть только декаль вермахта, на М42 их уже не наносили, до конца войны в войска поступали со складов каски с декалями, но их количество было невелико.

Окраска шлема стала меняться в зависимости от поры года, места боев и рода войск. Наиболее широкого развития к середине войны достигло искусство камуфляжа шлема при помощи специальных чехлов и сеток. Простым решением стал ободок из резины от автокамеры, под который было удобно крепить листву и ветки.

С 1942 г. к шлему стал прилагаться чехол из защитной ткани «Цельтбан 31». На зиму такой чехол выполнялся из белой ткани и крепился к каске при помощи шнурка, стягиваемого под ободком отворотов. Защитная ткань «Цельтбан 31» получалась после нанесения на болотного цвета хлопковую основу светло- или темно-зеленых и коричневых некрупных геометрических фигур и тонких серо-зеленых черточек, пересекающих друг друга и создающих иллюзию ряби. С нашитыми 5-7 шлевками для крепления маскирующих веток и листьев и веревочной сеткой для маскировки лица такой чехол стал неотъемлемой частью реального быта солдата.

С конца 1943 года широкое распространение получили и самодельные проволочные сетки (данное утверждение спорно т.к. на фронте немцы использовали противогранатную сетку, которую, скорее всего, и использовали солдаты), жестко закрепленная на каске. «Ловчая птичья сеть» (именно так прозвали этот элемент амуниции солдаты) служила универсальным средством для крепления любого камуфляжа как из листьев, так и из элементов городского мусора, бумаги, тряпок для ведения боя в населенных пунктах.

Стальной Шлем (Stahlhelm): стальной шлем был разработан и представлен в Первую Мировую Войну, когда возникла потребность в том, чтобы защитить бойца в позиционной, траншейной войне. Первая модель, ставшая традиционным символом немецких солдат, была стальная каска М16 (Stahlhelm M16) - это шлем с угловым ухом и защитой шеи, изначально который выпускался с проектируемым щитком, с лобовой броней. Для крепления этой защиты и воздушной вентиляции служили отличительные "рожки" в верхней части данного головного убора. На стальном корпусе модели 1916 года внутри по обе стороны имелись крепления для подбородочного ремешка. Конечно, не стоит полагать, что этот головной убор мог защитить бойца от прямого попадания пули в голову или осколка от близко разорвавшегося снаряда. Также как и любая каска предохраняла лишь от травм головы при обвале блиндажей и укрытий, небольших осколков и пуль, летящих по скользящей траектории.

Шлем был изменен в 1918 (Stahlhelm M18). На этой каске были убраны с корпуса держатели для подбородочного ремешка, и крепились непосредственно к ободу подшлемника. М16 и М18 использовались в Freikorps и Reichswehr. И оба образца входили в оснащение раннего Вермахта с небольшими доработками. На них ставились модифицированные подшлемники модели 1931 года и наносились национальные эмблемы в 1933/34. Эти каски нашли применение и в период Второй Мировой Войны. Они поставлялись различным вспомогательным частям (полиция, зенитчики, иностранные формирования на службе в вермахте и т.д.). К тридцатым годам прошлого века германские шлемы М16 и М18 оказались не эффективными против улучшенной баллистики. Эксперементальный шлем 1932 года был представлен и использовался на учениях в течении обширного испытательного периода 1932-34 года. Но ему не суждено было оказаться на воружении в Германской амрмии. В соответствии с приказом (HM 35, Номер 289) новым шлемом стала каска М35 (Stahlhelm M35). Она изготавливалась из качественной стали, с сохранением основновной, традиционной формы. Но была менее массивная, с низким силуэтом и с лучшими характеристиками обеспечения безопасности бойцу, чем были у М16 или М18 . Полный вес был уменьшен на 150 грамм. (Вес М35 составлял примерно 1300 гр.)

Кроме того, вентиляционные отверстия с обеих сторон шлема изготавливались, как отдельная деталь (заклепка с отверстием), в отличие от более поздних шлемов, в которых вентиляционные отверстия штамповались. Форма шлема M35 более овальна (от лобовой до задней части) по сравнению с более округлой формой шлемов модели M40 и M42. Это незначительное различие незаметно, до тех пор, пока шлем М 35 не встает в один ряд c более поздними моделями. М35 имел стандартный подшлемник образца 1931 г.

Каска М35 притерпела небольшие изменения в 1940 году. Упрошение и более низкая себестоимость стала необходима для возросших потребностей армии, вступившей в большую войну. Производство шлемов модели М40 было менее технологично, чем производство предыдущей модели М35. Для М40 характерны, так же как и для М35, завальцованные края основания шлема.

Именно из-за этого М40 часто принимают за шлем модели M35. Основное отличие между этими двумя шлемами заключается в вентиляционном отверстии, которое выштамповывалось без установки в него дополнительной детали (заклепки с отверстием). Такой способ производства позволил сократить количество операций необходимых для изготовления шлема, что являлось немаловажным фактором эффективности производства в военное время. В связи с упрощением процесса изготовления шлема, небольшое изменение претерпела и форма шлема, которая стала более округлая, чем у М35. В 1942 году немецкая каска опять поменялась. Вот фотохроника выдачи новобранцам их новых стальных шлемов.

Шлем модели 1942 г. наиболее распространенный из всех германских армейских шлемов, использовавшихся в течение Второй мировой войны. Их выпуск осуществлялся с 1942 по 1945 год. Шлем модели М 42 был упрощенной версией модели М40. Отличительной чертой данного шлема является то, что край основания шлема не завальцовывался, а оставлялся острым. Эта особенность продиктована необходимостью упрощения и удешевления технологического процесса по изготовлению шлема.

Качество касок М42 конечно уступало шлему М35. Шлемы с защитными эффектами, превосходящими М35, были проверены в 1944, но так и не приняты на вооружение в армии.

Знаки различия. Декали.

Существовала целая система знаков различия (декали) на немецких касках, которые отличали рода войск и службы. Они изменялись, пока не были отменены в 1940 и 1943 годах.

Декали периода Рейхсвера изначально имели форму шита, высота - 3,5 см и ширина - 3,4. Эмблема делилась на два или три цвета с диагональным разделением, идущем от верхнего правого угла к нижнему левому.

Государственные цвета были следующие:

Пруссия: черно-белый

Бавария: белый и синий

Саксония: белый и зеленый

Ольденбург: синий и красный

Тюрингия: красный и белый

Бремен: белый и красный

Итенберг: черный и красный

Мекленбург: синий, желтый и красный

Баден: желтый, красный и желтый (разделенный от верхнего левого угла к правому нижнему).
Вышеупомянутые эмблемы были отменены 14 марта 1933 года и заменены щитком национального триколора - черный,белый и красный. (приказ HV 33, № 121) 17 февраля 1934 года в соответствии с приказом № 440/34 WehrA.Allg. IV - AZ. 64 национальный триколор был перенесен на другую сторону стального шлема, а на его месте появилась символика новой власти - орел, держащий в когтях свастику. Грозная птица, имевшее место на штандартах римских легионов, стала знаком отличия Германского Вермахта. В черном шитке высотой 4 и шириной 3,3 см располагался орел с головой, повернутой вправо, размерами 3,8 на 3,1 см. Обе национальные эмблемы помещались 3 мм. ниже отверстий вентиляции на их соответствующих сторонах. Переводные картинки часто покрывались лаком для защиты от непогоды. С годами лак мог приобретать золотистый оттенок. В 1940 году (в соответствии с приказом от 21 марта HM 40, № 428) шиток триколор был отменен. А орел просуществовал на касках солдат Третьего Рейха до 28 августа 1943 года (HM 43, № 690) Шлемы, выпушенные ранее, обычно сохраняли знаки различия пока эмблемы не затирались сами, или не наносился на поверхность вторичный слой краски.

В боевых условиях, немецкими пехотинцами во всю использовались различные способы маскировки, в том числе и касок. Окраска менялась в зависимости от условий.

Зимой каска, конечно, покрывалась белым цветом, чаще красилась известковой смесью. Для того чтобы не перекрашивать головной убор, поверх стального шлема солдаты закрепляли с помощью различных средств (специальных кожаных креплений, разрезанных полосок резины от автомобильных камер, проволоки и ремней от сухарной сумки) куски белой материи. Летом же, новая каска покрашенная на заводе не всегда являлась средством защиты. Мокрый металлический шлем, гладко выкрашенный, сильно блестел на солнце и являлся демаскировкой для бойца. Он становился хорошей мишенью для снайперов противника.

Поэтому сверху каски на передовых позициях бойцы надевали камуфлированные тканые чехлы, различные сетки из веревок и проволоки, ремешки от сухарных сумок и прочие приспособления, позволяющие закрепить средства маскировки. Штатный, общевойсковой чехол на каску имел двухстороннюю окраску – зима и лето. А также, на нем имелись специально пришитые держатели для веток и травы.

Чехлы на каски солдатам войск СС шили особым образом. Расцветка (лето, осень), покрой и крепления (специальные алюминиевые крючки на пружинных механизмах, вшитых внутрь) были совершенно другие, чем обшевойсковые образцы.
Летом не редко наносилось антибликовое зеленое покрытие – в краску добавлялись цементные порошки, песок и даже опилки. Варианты окраса касок, используемых на передовой, зависели от фантазии мастера и подручных средств, которыми он обладал. Встречаются шлемы, покрашенные пятнами различных форм и оттенков: «зебра» - зелено-белая, поверх металлической или веревочной сетки, многослойной окраски и т.д. Такая маскировка позволяла скрыть контур головы стрелка, когда он показывался из окопа. Немцы преуспели в использовании камуфляжа в армии на всех уровнях. Стальной шлем не стал исключением. Боевые образцы касок, покрашенные вручную в окопах, интересны своей индивидуальностью для коллекционера касок.

Начнем с Франции.
В начале Первой мировой войны французская армия была снабжена только стандартным кепи, которые не давали никакой защиты от вражеского огня. Однако с началом траншейной войны ранения головы стали серьёзной проблемой. Поэтому в 1915 году был разработан шлем, защищавший как от осколков снарядов, так и от шрапнели (для чего вдоль оси шлема был установлен отражающий гребень). Шлем был разработан генералом армии Огюстом Луи Адрианом. в историю он вошел как каска Адриана м1915. Шлем состоял из четырёх частей: полусферический свод шлема, передний и задний козырьки (оба с острыми окантованными краями) и гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие и усиливающий защитные свойства шлема. Так как шлем оказался довольно эффективным против шрапнели, дешёвым и простым в производстве, а также весил меньше, чем аналоги, созданные в других странах, то к концу Первой мировой он использовался почти всеми войсками французской армии, а также некоторыми из американских подразделений, воюющими во Франции, и польских сил Голубой армии Юзефа Халлера. Кроме того, он был принят на вооружение в Бельгии, Греции, Италии (включая произведённые по лицензии), Российской империи (а впоследствии и в СССР), Японии, Люксембурге, Мексике, Марокко, Перу, Польше, Югославии и т. д. (Только во Франции было изготовлено почти 20 миллионов касок). Однако, по некоторым сообщениям, в связи с фактически отсутствующей защитой от пуль, эти каски были среди первых частей амуниции, бросаемых солдатами на поле битвы.
На фото шлем Адриана.

Россия.
Впервые стальной шлем в массовом порядке появился в апреле 1916 года. Специальные бригады русских стрелков были отправлены во Францию, что бы сражаться на западном фронте. Во многом экипировка этих бригад осуществлялась французами кроме прочего эти части получили французскую каску Адриана, единственным отличием которой было наличие фронтальной эмблемы с изображением герба Российской Империи. В середине 1916 года Петербург разместил заказ на изготовление 2 000 000 касок Адриана, но только 340 000 единиц были доставлены в Россию к концу 1916 года. В России эти шлемы были известны как М 1916.
В 1917 году правительство разместило заказ на производство касок в Финляндии на заводе Соллберг. Шлем Сольберг м17 (прошу прощения не знаю как правильно написать Соллберг или Сольберг, в разных источниках пишется по разному) был модернизированной каской Адриана, но в русскую армию эти шлемы так толком и не попали ибо у нас началась революция.
На фото шлем Соллберг М17

На фото знаменная группа ударного отряда 8 армии в шлемах Соллберг М17

Англия.
В июле 1915 года военным ведомством был выбран для производства проект Джона Леопольда Броди (John Leopold Brodie). Официальное название «Brodie"s Steel Helmet, War Office Pattern». Толщина стали 0,9 мм. Вес шлема 950 г. Окрашивался в хаки. На шлемы часто наносили эмблемы частей. Поставлялся в страны Британского Содружества: Австралию, ЮАР, Новую Зеландию и т. д. А также: Португалию, США, Норвегию и др. В годы войны произведено 7 млн экземпляров.
На фото шлем Броди

Италия.
Как я писал выше, итальянская армия на начало войны была снабжена французскими касками Адриана. позже правительство сделало попытку наладит свой выпуск стальных шлемов упростив конструкцию. Была попытка даже добавить на шлемы плюмажи из перьев… кстати! Была попытка сделать шлемы из алюминия (парадные) , но кроме как для парада они нигде применения не имели.
На фото итальянский и немецкий пехотинец времен первой мировой.

Германия.
А вот Германия подошла к делу очень и очень основательно.
Пикельхельм.
Германия начала войну с пикельхельмом(который был принят на вооружение аж в 1842 году.) сначала в Пруссии, а потом и в других немецких государств. Основа шлема была сделана из укрепленной кожи с металлическими вставками, как правило посеребренной или позолоченной(для офицеров). Одна из особенностей пикельхельма -это шип на шлеме.
Все шлемы выпущенные для немецкой пехоты в течении 1914 года были сделаны из кожи, но постепенно запасы кожи в Германии начали истощатся и страна должна была искать эрзац-заменители. Встречались даже шлемы из прессованной бумаги.
Первая мировая показала что этот шлем не очень хорош, так как кожа плохо защищала от осколков и шрапнели. К тому шип на шлеме выдавал противнику где находятся солдат, а снайперы врага часто на спор стреляли именно по шипам. Была попытка ввести пикельхельмы со снимающимися шипами и защитным чехлом, но ситуацию это не изменило.
На фото пикельхельм одной из последних версий.

Шлем Гаед.
В 1915 году генерал Гаед командовал войсками в горах Вогез, что близ швейцарской границы. Генерал был удивлен количеством ранений в голову у его подчиненных на очень тихом участке фронта. Спроектировал и силами городских мастерских выпустил свой шлем.
(тут данные расходятся, одни источники говорят, что генерал заплатил из своего кармана и снабдил своих солдат, а другие источники говорят, что фирма по изготовлению этих шлемов принадлежала ему и генерал очень неплохо пролоббировал закупку этих шлемов армией, что принесло ему немалый доход). Особенностью конструкции было то что генерал попытался сделать защиту для глаз(глаза!). Было выпущено 1500 таких шлемов, но с приходом М 16 большинство их пошло на переплавку.
На фото боец в шлеме Гаед

М16.
В 1915 под руководством военного врача профессора Фридриха Шведра и профессора Аугуста Бира была начата разработка стального шлема. Исследовав ранения головы и причины их вызывающие были изготовлены разнообразные прототипы, которые проверялись на полигоне. В 1916 году был принят стальной шлем М16.
Первая небольшая партия М16 поступила в войска под Верденом. Было отмечено резкое снижение ранений в голову, что привело к массовому производству М16 и полному вытеснению пикельхельмов.
Одна из особенностей М16 были маленькие рожки на шлеме, что вызвало много шуток и карикатур о рогатости немецких солдат(пока немецкий солдат воюет его жена наставляет ему рога, да так лихо, что рога пролазят даже сквозь каску) со стороны врагов Германии. На самом деле эти самые рожки на шлемы -это была попытка ученых обезопасить солдат в новой по тем временам окопной войне. Увеличить броню и сделать шлем пригодным для повседневной носки не представлялась возможным, поэтому была разработана навесная бронеплита, которая навешивалась на шлем при окопных противостояниях. Бронеплита цеплялась за рожки и притягивалась кожаным ремешком. Вся комичность ситуации была в том, что каски выпускались в разных размерах, а бронеплита в одном, следовательно, для надежного крепления бронеплиты на малых размерах касок производитель увеличивал рога. Следовательно,чем меньше на солдате была каска, тем больше у него были рога.
Идея с бронеплитой оказалась крайне неудачной. Да, каска с бронеплитой спокойно выдерживала на полигоне попадание винтовочной пули, но на практике, пуля не пробивала солдату голову, а ломала шею.
За время войны было выпущено более 7 млн.касок, некоторые из них воевали аж до 45 года..
На фото М16 с бронепластиной на лобной части каски.

М18 кавалерийский.
Этот шлем не имел собственного обозначения, но использовался в войсках и получил «народные» названия. Такие как «шлем кавалериста», «шлем связиста», «шлем артиллериста».
Отличительной особенностью этого шлема было то, что у него было возле ушей была убрана часть «юбки», что улучшало слышимость в шлеме и давало способность связисту разговаривать по телефону не снимая каски.
На фото М18

М18 турецкий.
Прошу, прощения, просто не мог пройти мимо этого шлема.
В 1918 году была создана модификация каски специально для турецких военнослужащих. Отличительная особенность данной каски- укороченный козырек, что позволяло солдатам и офицерам касаться лбом земли во время молитвы.
На фото М18 турецкая версия.