Работа оператором - одна из сложнейших профессий в мире искусства. Нужно не просто правильно уметь держать в руках камеру, но также видеть не так, как другие: выбрать нужный ракурс, смотреть глазами будущих зрителей. Если оператор действительно талантлив, в мир выходит по-настоящему хороший фильм, благодаря которому прославляются актеры и режиссер. А как же оператор? Об этих людях мы знаем совсем мало. Эту статью мы решили посвятить гениальнейшему человеку - великому российскому и советскому оператору. Зовут его Мукасей Анатолий Михайлович. Познакомимся с его жизнью и работой.

Из детства и юности Анатолия Михайловича

26 июля 1938 года в семье легендарных разведчиков Михаила Исааковича и Елизаветы Ивановны родился сын Анатолий.

Жила семья в Ленинграде, мальчик учился в обычной школе. Мукасей Анатолий, когда был маленьким, хотел тоже стать разведчиком, как его родители. Но жизнь меняется, детские мечты остаются только мечтами в далеком прошлом.

Судьба выбрала для Мукасея другое предназначение и привела его после окончания школы на обучение во ВГИК. Анатолий Мукасей, биография которого представлена в статье, выбрал факультет кинооператоров.

После окончания института с 1961 года Анатолий год набирался опыта, снимая короткие киносюжеты. В 1962 году он пришел работать на "Мосфильм" оператором-постановщиком.

"Чучело" Мукасея

Мукасей Анатолий снял около тридцати кинофильмов, но из них особенно выделяется "Чучело". Фильм вышел в 1985 году, стал настоящим шедевром советской индустрии кино.

В фильме рассказывается про девочку-подростка, невзрачную и нескладную, над которой издевались одноклассники. Воплотить образ девочки выпало дочери примадонны советской эстрады Кристине Орбакайте. Мукасей Анатолий так талантливо записал на кинопленку игру актеров, что можно было подумать, что у Кристины это далеко не первая роль.

Мы увидели нового Смоктуновского Иннокентия, доброго и драматичного, в других кинолентах он всегда был в другом амплуа.

"Чучело" в руках Анатолия получилось именно таким, каким мы его знаем, невозможно представить этот фильм с другого ракурса.

Прочие легендарные работы оператора

Первым фильмом Мукасея стала драматическая комедия "Дайте жалобную книгу". Кинокартину зрители увидели в 1962 году.

Каждый фильм, записанный на кинопленку Мукасеем, получался запоминающимся, легким и красивым. Анатолий как будто всегда держал в руках камеру, никогда с ней не расставался. Глядя на его работу, казалось, что камера - его продолжение, так легко он с ней управлялся.

Каждую историю Мукасей Анатолий видел по-особенному, своим взглядом. Он передал нам эти истории так, как никто бы другой нам не смог их рассказать.

Знакомство с будущей супругой

Еще обучаясь во ВГИКе, познакомились Мукасей и Светлана Дружинина. Анатолию сразу приглянулась красивая девушка. Он любил ее снимать на камеру, Светлана ему подыгрывала. Но для девушки молодой человек не представлялся интересным. Он был моложе на два года, лопоухий и робкий.

Более тесно общались они только на волейбольной площадке, где оба были капитанами команды ВГИКа. Далее, когда они стали парой, их так и нарекли - два капитана.

Молодые люди много гуляли, ходили в кино. Когда Мукасей Анатолий привел Светлану знакомиться со своими родителями, те сразу предложили молодежи пожениться. Мол, чего время терять?

Светлана и Анатолий не стали спорить с родителями и в ближайшее время отправились в ЗАГС, чтобы подать документы на бракосочетание. Они решили, что и вправду не нужно тянуть, пора создавать счастливую семью.

Семейная идиллия

Когда со свадьбой было закончено, молодая семейная пара начала работать. Они вместе работали над съемками многих фильмов, в том числе и про отважных гардемаринов.

Как и в любой семье, у них возникали споры, но по большей части они были связаны с работой.

В этом году легендарная чета отпразднует 69 лет со дня бракосочетания. Отвечая на вопросы о том, как им удалось столько времени прожить вместе, они говорят, что главное - понимание и терпение. Семейное счастье - это сложная работа, где трудиться должны оба супруга. Светлана советует молодым семьям запастись терпением по отношению друг к другу. Также она говорит, что не стоит исправлять недостатки супруга, ведь на самом деле это не недостатки, а черта характера, с которой придется жить.

Несчастье семьи операторов

Светлана Дружинина и Анатолий Мукасей-старший, биография семейной жизни которых кажется идеальной, на самом деле пережили огромное горе. Сейчас все уже в далеком прошлом, но тень от того случая лежит на счастливых лицах супругов.

Нет ничего страшней для родителей, как похоронить собственного ребенка. Это несчастье пришло в семью Мукасея и Дружининой, но они смогли все пережить вместе, поддерживая друг друга.

Анатолий Мукасей-младший

Первый сын в семье родился в 1958 году. Мальчика назвали Анатолием, как отца. Он всегда любил рисовать, с самого раннего возраста рисунки ребенка были полноценными, своеобразными и на удивление красивыми. Он все свое время рисовал, предпочитая краски и альбом играм с мальчишками в дворовый футбол.

Анатолий Мукасей - сын Дружининой и Мукасея Анатолия-старшего, со временем стал подающим надежды молодым художником. Кроме рисования, он посещал церкви, уходил с паломниками храма по святым местам.

Это был глубоко верующий человек, никто не смог бы подумать, что он уже плотно сидит на спиртном и наркотиках. Что привело его к такому пристрастию - искусство или друзья - никто не знает точно.

Анатолий жил с девушкой Ириной, она так же, как и он, была верующей, вместе с ним посещала церкви и ходила в храм. Однажды, когда она вновь собиралась пойти с Анатолием на службу, он ее остановил, сказав, что уходит в храм на несколько дней - исповедаться, очиститься.

Вернувшись домой, Анатолий Мукасей-младший был не таким, как всегда. Он снова стал пить, вновь потянулся к наркотической траве. Ирина пыталась с ним поговорить, но он ее отталкивал, кричал, что жить так больше нельзя.

Анатолий Мукасей-старший, биография которого не содержит историй, связанных с алкоголем и тем более наркотиками, также пытался воздействовать на сына, но все зря.

Младший Анатолий не подпускал к себе никого, не общался с друзьями, да и вообще не говорил ни с кем. Никто не знал, что для себя молодой человек уже все решил.

В 1986 году, когда ему было всего 28 лет, Анатолий Мукасей-младший покончил жизнь самоубийством, спрыгнув с балкона.

Младший сын кинооператоров

Кроме Анатолия, в семье есть еще сын - Михаил Мукасей. Анатолий Мукасей-старший хотел назвать ребенка в честь своего отца, Дружинина не была против.

Михаил с детства восхищался работой родителей, он смотрел каждый фильм, снятый ими, любил брать в руки кинокамеру и представлять себя оператором.

Когда Михаил Мукасей окончил школу, тоже решил поступать на операторский факультет. В итоге он пошел по стопам родителей. Сначала снимал клипы и небольшие киноролики, но со временем так же, как и родители, стал известным и востребованным оператором-постановщиком.

У него есть сын Максим. Родители хотят, чтобы он тоже был причастен к искусству, пополнил "семейный подряд операторов".

Жена Михаила - Екатерина Гамова - профессиональная волейболистка, играет в сборной России, мастер спорта. Так или иначе, Максим связан с искусством и спортом, что выберет для себя маленький Мукасей - пока загадка.

Внук на воспитании

Когда Мукасей Анатолий (младший) погиб, его жена Ирина осталась одна с малышом на руках, маленьким Даниилом. Мальчика назвали в честь священнослужителя, к которому постоянно обращался за духовной помощью Анатолий.

Ирина вновь вышла замуж, родила Данилу сестренку Ксению. Но к сожалению, Данилу было суждено остаться круглым сиротой. Его мама умерла, не дожив до сорока лет.

Даньку забрали к себе бабушка с дедом - Светлана Дружинина и Мукасей Анатолий. Ксению взяла на воспитание мама Ирины.

Даниил стал для четы кинооператоров не просто внуком, а единственным напоминанием о погибшем сыне. Они ни в чем не отказывали ребенку, но и не баловали. Они не хотели, чтобы Данил знал подробности смерти отца, поэтому хранили тайну строго.

Долгое время никто не знал, почему младший Мукасей, талантливый художник, решил прервать свою жизнь. Родители не говорили на эту тему с журналистами, они не хотели, чтобы имя их сына было запятнано. Со временем одна из близких подруг Светланы случайно где-то сказала, что причина смерти - наркозависимость. Скрывать дальше подробности не было смысла, поэтому теперь все знают истинную проблему и самую страшную тайну семьи.

Михаил Мукасей в прошлом - выпускник ВГИКа и кинооператор. В 80-х годах был бас-гитаристом группы "Оберманекен", участвовал в съемках рекламы и создавал музыкальные клипы, входил в состав съемочной группы на съемках ряда кинофильмов в качестве оператора-постановщика. В наши дни отошел в сферу предпринимательства, занимается продюсерской деятельностью и теперь больше известен как муж знаменитой волейболистки Екатерины Гамовой.

Корни

Родился Михаил Мукасей в творческой семье актрисы и режиссера Светланы Дружининой и известного кинооператора, лауреата Государственной премии СССР Анатолия Мукасея. Дедушка и бабушка Михаила были прославленными советскими разведчиками, так что корни у Мукасея вполне звездные.

Родители Михаила - дружная семейная пара, много лет вместе и во всем поддерживают друг друга. Пережив в 1986 году потерю старшего сына (брата Михаила, Анатолия), нашли в себе силы жить дальше полноценной творческой жизнью, а сейчас активно участвуют в судьбе Михаила и его третьей жены Екатерины.

Семья сегодня

Михаил Мукасей женат в третий раз. Его избранницей стала всемирно известная звезда российского волейбола Екатерина Гамова. Михаил до этого был дважды женат, и у него растут дети - сын и дочь. В настоящее время Катя закончила спортивную карьеру, но, по ее словам, сидеть дома она не собирается. Причиной ухода из сборной она объявила спортивную травму и ряд неудачных выступлений.

Познакомилась пара в 2011 году на съемках рекламного видеоролика. Высокая симпатичная Екатерина (рост бывшей спортсменки - 2 метра 2 сантиметра) не могла не привлечь внимание Михаила, выполнявшего работу оператора. Звездная свадьба состоялась теплым летним днем 17 августа 2012 года, о чем вскоре известили все таблоиды.

Скромная свадьба

Прошло мероприятие в кругу самых близких, Екатерина выглядела особенной красавицей в сшитом на заказ платье. Бывшая спортсменка никогда не жаловала журналистов, и ее личная жизнь всегда скрывалась за завесой тайны. Не слишком рады были прессе и на прошедшем свадебном банкете. Ряду изданий в свадебной съемке было отказано. Екатерина и Михаил Мукасей фото на свадьбе поручили делать профессиональным фотографам.

На мероприятии присутствовал сын Михаила. Он довольно взрослый, учится в школе и успел подружиться с избранницей отца заранее. Ходили слухи, что Катя разрушила предыдущий брак Михаила, но это не так. На момент знакомства с ней Мукасей был уже в разводе.

Свадьба проходила по всем русским традициям. Был и выкуп невесты, и веселые конкурсы, и тосты за счастье молодых. Подарки поступали в основном в денежном эквиваленте, как сейчас принято. Медовый месяц молодожены провели в Ницце.

Не пара?

Многим не дает покоя высокий рост Екатерины и прочие ее параметры. Сплетники утверждают, что размер ее обуви - 49! Ни Екатерина, ни ее муж не комплексуют по поводу разницы в росте. Разве для двух любящих сердец такие мелочи имеют значение? Михаил Мукасей рост свой не афиширует, справедливо полагая, что мужчину украшают другие достоинства. Да и рост у него сам по себе вполне приличный. Он старше супруги на 15 лет, и она чувствует себя рядом с мужем надежно и уверенно.

Родители Михаила тепло относятся к невестке, приняли ее как дочь. Когда невестка выступала на международных соревнованиях, Светлана и Алексей вылетали за границу, чтобы поддержать боевой дух Кати. В интервью Дружинина отзывалась о ней как об очень мудрой женщине.

Остается надеяться, что новая семья, существующая уже 4,5 года, окажется такой же крепкой и дружной, как и у родителей Михаила. Ведь, что ни говори, близкие и родные люди - это самая большая ценность в жизни каждого человека. В планах у пары наверняка появление наследников, но заранее о таком не говорят. Время покажет.

Об актрисе, режиссёре и сценаристе Светлане Дружининой можно писать книги, а не то, что короткие публикации, так много событий и свершений в её жизни. Сегодня давайте опустим её творческую биографию и остановимся исключительно на личной жизни этой талантливой женщины. Уже скоро 60 лет исполнится их браку с оператором Анатолием Мукасеем, который является и отцом двоих детей Светланы Дружининой .

На фото - Светлана Дружинина со старшим внуком Даниилом

Сама режиссёр вспоминает, что самым светлым воспоминанием из семейной жизни стал день, когда родился старший сын Анатолий, названный в честь отца. Именно в этот день её муж, который должен был находиться в командировке, всеми правдами и неправдами всё же оказался под окнами роддома, в котором родился их первенец. К сожалению, со старшим сыном в семье Светланы Дружининой и Анатолия Мукасея связана настоящая драма. Будучи очень одарённым и творческим человеком, художником он всё же не избежал участи многих представителей богемы - стал излишне увлекаться алкоголем и травкой. Сын Светланы Дружининой пытался взять себя в руки. Трагическая случайность оборвала его жизнь в самом расцвете в 1978 году. Он успел жениться и подарить родителям внука Даниила. Из-за того, что мать мальчика тоже умерла, он с 7 месяцев воспитывается бабушкой и дедушкой. Сейчас он уже взрослый и освоил профессию монтажёра, что позволяет ему часто работать с родными над картинами.

На фото - Светлана Дружинина, Анатолий Мукасей и их сын Михаил с женой Екатериной

Младшему сыну Светланы Дружининой уже 49 лет. Окончив ВГИК, он уже долгие годы, как и отец, работает оператором. Михаил Мукасей успел попробовать себя также в качестве клипмейкера и продюсера. Что же касается личной жизни, то на сегодняшний день он уже 3 года счастлив в браке с Екатериной Гамовой, известной волейболисткой. Она - далеко не первая жена сына Светланы Дружининой. От первых двух неудавшихся браков подрастают двое детей - сын Максим и дочь Елизавета. Тем не менее, родители супруга очень тепло относятся к новой невестке. Режиссёр считает, что научиться вовремя отпускать своих детей - залог счастливой жизни и для родителей, и для отпрысков, поэтому с невесткой враждовать даже не пыталась. И это приносит свои плоды - семьи невероятно близки и достаточно тесно общаются. Светлана Дружинина и её супруг искренне надеются, что трое внуков - это ещё не предел, и новоиспечённые муж и жена подарят им ещё хотя бы двоих - мальчика и девочку. В то же время, знаменитым бабушке и дедушке уже впору ждать и правнуков от старших внуков.
Тоже интересно.

«На съемках фильма «Дело было в Пенькове» Ростоцкому со мной пришлось нелегко. Чтобы я по привычке не стояла в первой балетной позиции, ассистенты подползали ко мне по земле и, стараясь не попадать в кадр, били палкой по ступням. А еще я никак не могла влюбиться в Славу Тихонова . А ведь чтобы снять фильм о любви, нужно испытывать друг к другу чувства. У нас с Тихоновым никак не выходила любовная сцена, и Ростоцкий очень резко сказал: «Если ты не влюбишься хотя бы в пуговицу Тихонова, уходи вон из этой профессии!»

На пухлой картонной бухгалтерской папке с завязочками было написано: «Трое из навигацкой школы». А внутри - какое-то дикое количество рукописных страниц. Мне вручила ее Нина Соротокина, про которую я знала только две вещи: что ей нравились мои фильмы и что по профессии она инженер-сантехник. Когда Нина привезла мне свою рукопись, естественно, я приняла ее за графомана. Папка долго пылилась у меня в квартире. А потом случился пожар. Все книги из нашей огромной библиотеки были испорчены - сгорели или попали под воду и пену. Не пострадала только рукопись Нины Соротокиной! Я восприняла это как некий мистический знак. И стала читать. А прочитав, тут же позвонила автору: «Если ты согласна, что в фильме будет много музыки и песен, буду думать об этой работе». Так начались «Гардемарины», перевернувшие мою жизнь. Впрочем, таких переворотов у меня было много…

«Как вас зовут?» - «Света Дружинина». В коридоре хореографического училища меня схватила за руку незнакомая женщина. «Я ассистент с «Мосфильма» и хотела бы с вами поговорить». - «Некогда, я опоздаю на занятия». Женщина бежала за мной трусцой и говорила: «Я вам позвоню. Какой телефон?» - «Нет телефона. Один телефон на весь подъезд, и то только по делу, а я вас не знаю». Но она сама сунула мне в руку бумажку с номером телефона. Я жила в районе Марьина Роща, в коммунальной квартире. Телефон действительно был один - на третьем этаже.

Никогда не забуду номер: Д1-80-92. Позвонить на «Мосфильм» мне разрешили, но я знала, что каждый в соседней комнате приложил ухо к замочной скважине, чтобы услышать, правду я сказала про киностудию или обманула, чтобы позвонить какому-нибудь мальчишке… Ассистентка звонку была рада и сказала: «Знаете такого поэта Сергея Михалкова ? Он организовал у нас на киностудии «Мосфильм» свое объединение «Фитиль». Для первого фильма «Я ничего не помню» он написал сценарий о том, как пьяный водитель давит юную скрипачку. Водителя сыграет Петр Глебов , а героиню мы ищем. Хотим пригласить вас на пробы». Она объяснила, как пройти на «Мосфильм».

Я никогда прежде там не была. Претенденток на роль погибающей скрипачки было много, но утвердили меня. Съемки проходили ночью возле Киевского вокзала. Стоял морозный ноябрь, я дико замерзла, простыла, пропустила репетиции и спектакль, в котором была занята. То есть впечатление от первой встречи с кинематографом оказалось удручающим. Но должна признать - в старые добрые времена идеально была налажена система поиска молодых талантов.

В свой первый полнометражный фильм я тоже попала случайно. Из-за тяжелой травмы локтя не смогла танцевать в выпускном вечере балетного училища. Рука плетью висела на перевязи. Меня все жалели и предложили стать ведущей, чтобы как-то скрасить мою печаль. Выпускной проходил в Большом зале Консерватории и транслировался в прямом эфире. Эту трансляцию увидел режиссер Самсон Самсонов. И уже на следующий день, когда я вернулась домой из училища, моя бабушка протянула мне стопку отпечатанных на машинке страниц и сказала: «Какая-то женщина привезла тебе стационар».

Это был сценарий. А назывался он «Каменное сердце», правда, потом его переименовали в «За витриной универмага». Сценарист - Алексей Каплер. Он недавно вернулся из ссылки, куда попал из-за романтических отношений с дочерью Сталина Светланой. И вот когда Сталин умер, Каплер вернулся в профессию. В те годы высшее руководство дало установку: народ нужно веселить, нужен праздник, комедия. И Каплер эту установку четко выполнил. Вспоминая свой первый опыт на «Мосфильме», сниматься я не хотела. Но соседи по коммунальной квартире прочли сценарий вслух на кухне и сказали: «Светка, сниматься нужно! Роль большая - Соня Божко! Больше, чем та, где тебя задавили! А тут и любовь. Правда, с милиционером… (В Марьиной Роще милицию не любили.) И видишь, видишь, кто будет играть твоего отца - Тенин!» А вот Тенина любили все. Так что по общему решению коммунальной квартиры 38, дом 14 дробь 42, я выехала на кинопробы к Самсону Самсонову и молниеносно была утверждена.

Тоже случайность - в роли Сони уже снималась очень хорошая актриса, красивая, тонкая, талантливая, профессиональная Леночка Добронравова, которую полюбили зрители после ее роли в «Большой семье». Но с Самсоновым у нее что-то не заладилось, и он велел срочно менять артистку. Приехал домой, включил телевизор и увидел прямую трансляцию того самого концерта из консерватории, который я вела. Так решилась моя судьба... Я никогда об этом не рассказывала, но на общих планах и в массовых сценах маячит Леночка Добронравова…Потому и все ее костюмы перешли мне по наследству. Они ужасно меня уродовали…

На съемочной площадке мне очень понравилось. Я совершила важное открытие: есть такая потрясающая профессия - режиссер кино. Но при этом я понимала, в 19 лет режиссерами не становятся. И нужно узнать, что такое жизнь, кино и профессия… У меня в этом смысле сложилось все само собой. В последний съемочный день кто-то из ассистентов сказал: «Светочка, завтра начинается дополнительный набор во ВГИК, на актерский факультет». С палубы парохода, где проходили съемки, я пришла во ВГИК. Вот уж действительно - с корабля на бал… И поступила! Легко! Потому что не нервничала ни секунды. Ведь у меня был в запасе балет!

4 сентября меня зачислили на курс Бибикова и Пыжовой. Параллельно актерско-режиссерский курс набирала еще одна семейная пара - Герасимов и Макарова. Казалось бы, между курсами должна быть конкуренция, но ничего подобного не случалось. Сергей Аполлинариевич частенько для своих работ выбирал студентов с параллельного курса. В его «Молодой гвардии» играют Нонна Мордюкова и Слава Тихонов - студенты Бибикова и Пыжовой.

Участие студентов ВГИКа в съемках не приветствовалось. Когда я училась на втором курсе и стала сниматься у Станислава Иосифовича Ростоцкого в фильме «Дело было в Пенькове», меня отчислили. Но результат оказался отличным, и меня вновь зачислили... Сейчас думаю: Ростоцкому было всего 35 лет! Мне он казался старым фронтовиком. Он имел безошибочный нюх на женщин-актрис. Каждая его картина - открытие женского имени. В нашем фильме Майя Менглет сыграла свою первую роль. Также он открыл такие имена, как Лариса Лужина , Ирина Печерникова, Ольга Остроумова , Ирина Шевчук , Елена Драпеко...

Роли, которые мы играли со Славой Тихоновым, считались «почвенными». Ростоцкому пришлось за нас воевать. Претензии заключались в том, что я балерина, а Слава «фрачный герой». Но Ростоцкий настоял на своем выборе. И Тихонову пришлось жестоко бороться со своим природным аристократизмом. Он сам высветлил себе волосы, подрезал брови и выщипал их посередине, чтобы они не срастались в одну линию. Слава радовался: «Руки меня, слава богу, выручают».

У него действительно были рабочие руки, он же по первой профессии токарь. Поэтому в фильме Тихонов много жестикулирует, чтобы продемонстрировать их. Проводит грязными ладонями по лицу и пачкает свой идеальный прямой нос и скулы, чтобы сбить аристократическую симметрию лица. Все у Славы было продумано. А со мной Ростоцкому пришлось нелегко. Чтобы я по привычке не стояла в первой балетной позиции, ассистенты подползали ко мне по земле и, стараясь не попадать в кадр, били палкой по ступням.

Роль моей соперницы Тони должна была играть Нина Меньшикова, великолепная артистка и супруга Рос­тоцкого. Но она узнала, что беременна. А они с Ростоцким давно очень хотели ребенка. И по общему семейному решению Нина отказалась от роли. Хотя она идеально подходила! Тогда было бы понятно противостояние двух женщин: грудастой, яркой, крупной Ларисы и одухотворенной, тоненькой, с пушис­тыми пепельными волосами Тони. Между двумя героинями был бы конт­раст духа и плоти. А в результате соперниц сыграли две бедрастые и мясистые барышни. Выходила более примитивная история - Тихонов метался между двумя постелями.

У Майи Менглет - наследницы известной театральной фамилии - в картине, наверное, самый роскошный крупный план советского времени: Майя под музыку очень долго лежит в койке с устремленными куда-то ввысь голубыми глазами. Ростоцкий был увлечен ею. На съемках подобные истории случаются. Порой так и рождаются звезды… А Ростоцкий еще и по природе своей был невероятно увлекающимся. Позже мы с его женой Ниночкой подружились на съемках «Девчат» и тепло общались долгие годы. Ниночка мне откровенно рассказывала: «Я всегда знаю о его увлечениях. Но мне легче пережить этот платонический роман, после которого у него будет удачный фильм, чем вместе с ним рыдать над его неудачей и ощущать, что в этом виновата я. Он ведь Пигмалион. Все мужчины-творцы - Пигмалионы. Они создают статую, влюбляются в нее. А потом эта статуя становится неинтересной и творец возвращается «в свое стойло»… Мудрая она была женщина…

Но ведь и правда, чтобы снять фильм о любви, нужно испытывать друг к другу чувства. И актеры это знают и сами стремятся на съемках влюбиться в партнера. Совсем не обязательно бежать в койку, но тяготеть друг к другу, быть увлеченными - обязательно. Об этом правиле я узнала именно снимаясь у Ростоцкого. У нас с Тихоновым никак не выходила любовная сцена, режиссер очень резко сказал: «Если ты не влюбишься хотя бы в пуговицу Тихонова, уходи вон из этой профессии!»

Со Славочкой Тихоновым любовь играть - это еще не проблема. А ведь приходилось и с Рыбниковым… На главную мужскую роль в «Девчатах» был утвержден Володя Трещалов, голубоглазый обаятельный красавец, с которым мы все подружились и вовсю кокетничали, хихикали, обнимались, влюблялись. Володя Трещалов так точно попал в эту лузу! Если бы он сыграл - это было бы чудо! Но наверху решили, что Рыбников станет идеальным главным героем. Инна Макарова , которую нам также рекомендовали сверху, сказала: «Ну вот теперь вы узнаете, что к чему». Про них двоих говорили: спущены с «Высоты». Фильм «Высота», где они оба снялись, обожало партийное руководство… Все бы ничего, но Рыбников и вел себя высокомерно, как звезда. Смотрел на всех свысока, диктовал свои условия. Настаивал, чтобы Анфису играла не я, а его супруга Алла Ларионова . Но ему это не удалось, и Рыбников не скрывал своей антипатии ко мне. Кстати, свою роль в «Девчатах» я чуть не потеряла. Но, надо признать, вовсе не из-за Рыбникова. Худсовет, отсмотрев первоначальный материал, сказал: «Никто не поверит, что герой ушел от красавицы Дружининой к этой коротышке Румянцевой! Убирайте Дружинину!» Вместо меня уже пригласили другую актрису - сестру Васи Ланового, Валю, которая в это время оканчивала театральное училище, - глазастая, крупнолицая, с большой грудью… Только благодаря мудрейшему и опытнейшему Юлию Яковлевичу Райзману, худруку объединения, Анфиска осталась моей. Райзман посоветовал режиссеру: «Дружинину не меняй, она все правильно делает. Просто убери все ее крупные планы и подрежь длинные ноги». Конечно, увидев, что осталось от моей роли, я рыдала!.. Но это мои личные претензии, зрители этих нюансов не замечают. Они искренне любят этот фильм уже целых 55 лет!.. Кстати, критики после премьеры картину не заметили. Они молчали. Прекрасного комедиографа Чулюкина это ранило. Как-то он со мной поделился: «С комедиями карьеру не сделаешь. Они никому не нужны…» Считалось, что это кино для кухарок, для рабочего класса. А в моде среди людей искусства были поиски мыслей, духа…

После актерского отделения я отработала три года по специальности, как этого требовал диплом, и поступила на режиссуру. Не на курсы, нет… Во ВГИК! Это была проверка для меня самой: смею ли я заниматься этой уникальной профессией?.. Снимала в основном комедии, жанровые и приключенческие фильмы, в которых много музыки. Цирк, балет и музыка оставили во мне неизгладимый след! Я наслаждалась, снимая «Принцессу цирка» по оперетте Кальмана. На главную роль пригласила Наташу Белохвостикову. Это была совершенно нетипичная для нее работа. Все считали, что тонкие психологические роли - это ее, а оперетта - категорически нет. А Наташа справилась прекрасно! В этой роли раскрылась ее женская сущность, о которой мало кто догадывался. Наташа ведь очень привлекательна эротически! И после этой картины у нее появилось колоссальное количество поклонников. А потому что - все для зрителей!

Признания критиков «Принцесса цирка» не получила. Как и все остальные мои фильмы, кроме самого первого - «Исполнение желаний». Это был мой единственный фильм, снятый в «серьезном» жанре социальной драмы. Очень известный критик Капралов написал в ведущей газете: «…у нас появилось новое поколение…» - и назвал три фамилии: Коли Губенко, мою и еще кого-то... В «Исполнении желаний» снимались Иннокентий Смоктуновский , Еременко-младший, Наталья Бондарчук, Евгений Лебедев, Ларочка Лужина. Смоктуновский был, пожалуй, самым требовательным из всех. Кто-то жаловался на его сложный характер, но я ничего такого не замечала.

Отношения с ним у меня сложились прекрасные. Кеша был очень скромным человеком и уникальным артистом, а чем талантливее артист, тем с ним душевнее и легче работать. Хороший актер ни о чем другом не думает, кроме того чтобы хорошо сделать свое дело. Он не станет тратить себя на интриги, сплетни, зависть и всякую ерунду. Вот и Смоктуновский никогда не делал гадости, не опаздывал, не трепался в перерывах, не травил анекдоты. Жена давала ему с собой домашнюю еду, и он спокойно сидел в стороне, ел и отдыхал…

Именно Смоктуновский был первым, кто позвонил мне после премьеры «Дульсинеи Тобосской»: «Света, поздравляю! Сегодня ты обрела огромное количество врагов». - «А что такое, Кеша?» - «Ты сделала очень хорошую картину! Ты мастер! И поэтому враги будут. И один из них - очень серьезный. У нас во МХАТе эта «Дульсинея Тобосская» с треском провалилась». Уж не знаю, кого он имел в виду…

Со съемками «Дульсинеи...» было немало проблем. На роль Санчо Пансы был утвержден Евгений Леонов - мы даже сшили костюмы и записали фонограмму точно под его голос, потому что фильм музыкальный, а артист он не поющий. Но Леонов в самый последний момент ушел сниматься к Рязанову в картину «О бедном гусаре замолвите слово»… Для меня эта потеря была очень серьезной - Леонов был бы потрясающим Санчо!.. И я пришла поговорить об этом с Эльдаром. Рязанов молчал, а его жена Нина, которая была его редактором, говорила за него: «Света, но он же не будет думать о тебе и не думать о себе». Я много раз убеждалась, мы платим за все…

В результате Леонов у Рязанова сыграл не самую свою удачную роль, потому что согласился параллельно сниматься в совместной с финнами картине «За спичками». Подводил и одну съемочную группу, и другую. На площадке у него были очень напряженные отношения с актерами. И когда по сценарию было необходимо избить его, артисты сговорились и лупили Леонова по-настоящему, так были на него злы. Он орал, стонал, но его не слушали и продолжали дубасить и перебрасывать друг другу. После окончания съемок Евгений Павлович молча, не снимая грима, отправился на вокзал и ­уехал. А картину ни разу не смотрел. И признался мне: «Ну конечно, я сглупил. Нужно было сыграть Санчо Пансу, роль хорошая, и кино получилось… Правда, не люблю петь под чужую фонограмму».

Главного героя у меня играл красивый талантливый Борис Плотников. Правда, в этой роли изначально я хотела видеть Мишу Боярского. Он блес­тяще прошел пробы, но в последний момент меня предупредили, что его никто не утвердит, никогда!... Ходили разговоры о скандальной истории, когда он подвыпил и крушил на Невском витрины, ругая советскую власть… Он же внук репрессированного митрополита!.. И я его понимаю: у меня у самой дед был священник.

Надо сказать, что Мишу Боярского я обожаю! Мы познакомились на съемках картины «Пока безумствует мечта», оператором на которой был мой муж (Анатолий Мукасей. - Прим. ред.). Из-за эмиграции в Америку Васи Аксенова, который написал сценарий, картина легла на полку. Очень жаль, она получилась превосходной. И компания, которая там снималась, была замечательной - Коля Караченцов, Ролан Быков , Коля Гринько и прекрасный, обаятельный, общительный и красивый мужчина Миша Боярский. Как только представилась возможность, я пригласила его на главную роль в картину «Сватовство гусара».

Специально для него гениальный композитор Гена Гладков написал музыку. Он тоже считал, что лучше гусара, чем Боярский, в стране нет. А Миша еще долго сопротивлялся. Он уже был звездой! А тут какой-то водевиль. Но когда Гладков сыграл ему романсы, Миша, который знает толк в хорошей музыке, не смог отказать. Снималась картина легко и весело, и ничто не предвещало драмы... На 29-м километре Киевского шоссе Миша попал в страшную аварию. Врачи говорили: «Боярский - смертник, а если и выживет, то останется калекой». Но мы надеялись и молились, и произошло чудо - Миша встал на ноги…

Во время болезни на общих планах его заменял дублер. Миша знал об этом, переживал. Выпуская из больницы, ему категорически запретили садиться в седло из-за проблем с позвоночником. Но в первый съемочный день Миша эффектно выехал к нам на камеру на лошади. Я ахнула, но не сказала «стоп». Каскадеры зажали своими лошадьми Мишину лошадь, чтобы та не взбрыкнула. И так аккуратненько вывезли его на точку. А на крупный план они бережно опустили его с коня, подставили железную раму, за которую он держался, подпрыгивая, словно сидел в седле, и пел…

Что касается Дульсинеи, с ней тоже было непросто. Я очень хотела снимать Наташу Гундареву , но ее кандидатуру долго не утверждали, пришлось за нее серьезно биться. Я победила, но тут начались трудности с самой Наташей. «Дульсинея» встретила меня настороженно. Она привыкла работать с глыбами - Хейфецем, Гончаровым, - а тут какая-то девочка. Фыркала, жаловалась на меня директору киностудии Сизову, но он ответил ей очень жестко: «Успокойтесь и скажите спасибо Дружининой, что вас утвердили. Все были против…» Проблемы мгновенно разрешились. Работала она самоотверженно. Съемки проходили в Азербайджане - часть в Баку, в Старом городе, часть на плато Гобустан - в месте, где идет змеиная охота и находится фабрика по забору змеиного яда. Мы оказались там в самый пик сезона, когда гюрза плодится и идет ее отлов. Местные жители в это время очень осторожны.

По незнанию я обрадовалась, что так легко нам позволили там работать и нет любопытных зрителей! Но мы быстро сообразили, что к чему. Чтобы выйти на нужную точку, проделывали сложный ритуал: сначала в высоких резиновых сапогах шел наш оператор Анатолий Михайлович Мукасей (именно с супругом Дружинина сняла почти все свои фильмы. - Прим. ред.), след в след за ним ступала я в кедах, переворачивая палкой каждый камушек, чтобы разбежались скорпионы. За мной - Наташа Гундарева в тапках. Точнее, в одном тапке, потому что вторая нога была в гипсе, у Гундаревой тогда был перелом стопы. Снималась Наташа босиком - перед командой «Мотор!» снимала лангету и легко передвигалась по выверенному пути. Дульсинею она сыграла гениально. Радовалась совершенно новой для себя героине: «Мне-то все Родину-мать дают играть! Надоело!»

В результате мы стали большими друзьями. В ней было столько жизни и сил! Она о себе говорила: «Я же бульдозер!» Если ей что-то было надо, она добивалась. Таскала домой огромные сумки с продуктами. Дружила со всеми поварихами в столовых, со всеми продавщицами в буфете на «Мосфильме». Они ее обожали и даже в самые голодные времена оставляли ей окорочка и всякие дефицитные продукты… Когда играла в «Гардемаринах» императрицу Елизавету и мы с Толей подвозили ее со съемок домой, Наташа настаивала: «Ну идемте, я вас накормлю!» Очень быстро и вкусно готовила, у нее в руках все плясало. Я скромничала: «Да мы торопимся». А она безапелляционно заявляла: «Ешьте, тощие вы мои! Я вам еще и домой заверну!» Знала - у нас дети.

Она была хлебосольная, приветливая хозяйка. Рукодельница. Могла сидеть на озвучании в темноте и на ощупь спицами вязать сумасшедшие кофты, свитера мужу, платки, фантастические шарфы, перчатки. У нее были руки золотые и золотое сердце. Великолепно рисовала. Наташа ведь когда-то работала в архитектурном бюро… С удовольствием и талантливо перестраивала квартиры и себе, и товарищам. Гундарева знала, что я готовлю «Тайны дворцовых переворотов» и там ее ждет место молодой Елизаветы. Смеялась: «Вот похудею и сыграю Лисочку!» Она действительно похудела, похорошела, помолодела и заливисто хохотала: «Ну как же, как же, мы готовимся! Мы еще и на троне посидим!» И неожиданно заболела…

Для меня потеря друзей, любимых артистов - невосполнимая утрата. Мои артисты - это моя семья… И кстати, я никогда на них не ору через площадку, как многие режиссеры. На площадке очень легко самоутверждаться, место для такой болезни заразительное! Мой режиссерский стул всегда свободен, я - или рядом с камерой, или с артистом. Если нужно, подойду, тихонечко поговорим на своем, на птичьем, понятном только нам языке, иногда и о неприятном… И актеры за это всегда благодарны. Власть режиссера для артиста может быть унизительной. Артистов надо любить, какими бы они ни были, потому что, как сказал Леня Филатов , артисты - сукины дети, но они дети! Многие актеры, можно сказать, выросли у меня на глазах. Я рада, что сейчас Саша Лазарев , которого я когда-то пригласила фактически на один кадр - просто улыбнуться, стал мощным артистом. Мы с ним дружим. Санечка Домогаров - наш дружочек. Я его увидела на дубляже и просто обалдела - красивый, спортивный, жаждущий работать парень без идиотских претензий, адекватный, что сейчас редкость… Миша Мамаев - неукротимый поэт и музыкант… Ну и конечно, мы дружим с семьей Харатьянов.

Первоначально роль Алеши Корсака в фильме «Гардемарины, вперед!» должен был играть Юрий Мороз . Отснялся в эпизоде, но на занятия конным спортом и фехтованием не ходил - он тогда оканчивал режиссерский факультет и, видимо, уже настроился на другую карьеру… Вот его и сменили на Диму Харатьяна . «Посмотри, хороший мальчик», - сказал мне муж, который снимал его в советско-мексиканском фильме «Эсперанса». Утвердили на роль Харатьяна, но, увы, пришлось поменять Софью - Марину Зудину . Она выглядела старше и крупнее Алеши Корсака. Зато Олечка Машная монтировалась с Харатьяном идеально.

Очень надеюсь все-таки снять продолжение «Гардемаринов» с моими любимыми артистами. Оно будет строиться вокруг важного исторического события - завоевания Крыма во времена правления Екатерины Великой. Картина дорогая - костюмная. Но я умею работать экономно. У меня ведь полторы тысячи костюмов осталось от предыдущих исторических проектов! Группа уже была готова, и актеры обрадовались новой встрече со зрителями, но в последний момент мы получили отказ в финансировании. Нет денег. Вот такая у нас у всех ситуация… Но я не опускаю руки. Недавно была в Крыму, и нам пообещали там помощь… Тем временем фанаты «Гардемаринов» написали в Интернете петицию в поддержку проекта. Адреса, конечно, наивные и трогательные до слез, например: «Кремль, Путину»… Но тем, кто любит мое кино, - большое спасибо и поклон. Ведь всю жизнь я снимала фильмы не для критиков и наград, а для зрителей. Так что все в порядке, дорогие друзья. Будем жить долго и счастливо!

Мало кто знает, что 82-летняя Светлана Дружинина по первой профессии балерина. Она окончила хореографическое училище при ГАБТе вместе с Марисом Лиепой.

ПО ТЕМЕ

"Это адский труд, за которым стоит и пот, и кровь. Когда вы делаете шене по кругу и вас рука ведет как указатель, лопаются верхние сосуды и по рукам балерин часто плещется кровавый пот. И у меня такое же было. Однажды рука моя врезалась в железное сцепление балетного станка. Я потеряла сознание от боли. До сих пор эта травма дает о себе знать", – рассказала Дружинина.

Однако тот несчастный случай решил ее судьбу. "Из-за этой травмы я получила возможность вести выпускной концерт своего курса. И именно в этот момент режиссеру Самсону Самсонову надо было увидеть меня по прямой трансляции из Зала Чайковского и сказать: "Вот эту девочку приведите завтра. Я буду снимать ее в картине "За витринами универмага". Так решилась моя ситуация с переходом из балета в кинематограф", – цитирует режиссера "Телепрограмма" .

В свои 82 года Дружинина живет полной жизнью. "Про возраст не надо говорить… Не надо думать, надо просто жить дальше", – заявила Светлана. Отметим, что режиссер обладает великолепной для своих лет фигурой. Дружинина раскрыла секрет.

"Просто нужно меньше жрать, больше двигаться, работать, читать, любить жизнь и плавать, плавать и плавать. Плаваю только в море. Без этого я сохну. Раньше плавала чуть ли не до горизонта. Потом мне Толя запретил, сказал: "Я волнуюсь". Поэтому я плаваю долго вдоль берега. Йоги говорят: надо плыть там, где вы видите свою тень на дне. Именно тогда все три энергии соединяются в вас. Это энергия космоса, энергия воды и энергия земли. Я в это свято верю", – заявила Светлана Дружинина.