Хороводы.

Традиционный новогодний хоровод можно усложнить, сделать его занятнее. Ведущий задает тон хороводу, меняет темп движения, направление. После одного-двух кругов хоровод можно повести змейкой, лавируя между гостями, мебелью. Чем круче петли змейки, тем веселее. Ведущий по ходу может придумывать различные варианты: включать в цепочку не участвующих в хороводе, резко замедлить ход и т. д.

Нарядите елку.

В зале установлены две искусственные елки. - До Нового года остались считанные минуты, - говорит Снегурочка, - а эти елки еще не наряжены. Быть может, найдутся в зале два ловких человека, которые быстро это сделают. Игрушки из картона, папье-маше и другие небьющиеся разложены на столах в 5-6 шагах от елки. Но выполнить задание Снегурочки не так-то просто. Снегурочка copyright-by-праздник сообщает, что произошло короткое замыкание, и елки украшать придется в темноте (с завязанными глазами). Возможно, кто-нибудь повесит свои игрушки на елку соседа, но выиграет тот, чья елка окажется наряднее.

Игрушка по кругу.

Дед Мороз предлагает участникам встать лицом друг к другу. Начинает играть музыка, и игрушка, например кукла с изображением Снегурочки, переходя из рук в руки, движется по кругу. Прекращается музыка, прекращается передача игрушки. Тот, у кого осталась кукла, выбывает из игры. Игра идет до тех пор, пока не останется один человек. Если играющих много, по кругу можно пустить несколько кукол.

Комплименты Снегурочке.

Дед Мороз вызывает в круг желающего поиграть молодого человека, который должен сказать комплименты Снегурочке, доставая спички из яблока, сплошь утыканного спичками. Его Дед Мороз вручает игроку перед началом конкурса.

Снежные комья.

В подвешенную (или стоящую на полу) корзину нужно забросить с расстояния 6-7 шагов 6 «снежных комьев» - белых теннисных мячиков. Победит тот, кто справится с этой задачей наиболее точно.

Снежинки-пушинки.

Снегурочка предлагает нескольким гостям взять с подноса легкие ватные снежинки. Каждый игрок подбрасывает свою снежинку и, дуя на нее, старается продержать ее как можно дольше в воздухе. Тот, кто уронил свою пушинку, может подойти к товарищу и помочь ему выполнить задание Снегурочки.

Волшебные слова.

Игру ведет Снегурочка, она приглашает две команды по 10 человек, вручает им по комплекту букв большого размера, составляющих слово «Снегурочка», Каждый участник получает по одной букве. Задача следующая: в рассказе, прочитанном Снегурочкой, встретятся слова, составленные из этих букв. Как только будет произнесено такое слово, обладатели составляющих его букв должны выступить вперед и, перестроившись, образовать это слово. Команда, опередившая соперников, получает очко.

Примерный рассказ.

Встала быстрая речка. Снега легли на поля. Белой стала гора за деревней. И кора на березах засверкала от инея. Где-то скрипят полозья саней. Куда же держат они свой курс?

Гонки сороконожек.

В достаточно просторном помещении можно провести гонки «сороконожек». Играющие делятся на две команды и выстраиваются в затылок друг другу, взяв впереди стоящих руками за пояс. У противоположной стены ставят стул, который цепочка играющих должна обогнуть, а потом вернуться обратно. Если цепочка разорвалась, ведущий может засчитать команде поражение. Задание можно copyright-by-праздник усложнить и сделать более смешным, если команды будут передвигаться полуприсев, если обе команды будут выполнять задание одновременно. Вариант этой игры - «Змея». «Голова» - первый в колонне - должна поймать «хвост», который от нее ускользает. Поймав его, «голова» переходит в конец колонны, игра повторяется снова. «Оторвавшиеся» звенья цепи считаются проигравшими и выходят из игры.

Два Мороза.

Группа ребят находится в одном конце зала (комнаты) за условной чертой. Водящие - Морозы - находятся в середине зала. Они обращаются к ребятам со словами:

Мы два брата молодые, (Вместе): Два мороза удалые. - Я - Мороз-красный нос. - Я - Мороз-синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Все отвечают:

Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!

Играющие бегут на другую сторону зала за линию «дома». Оба Мороза ловят и «замораживают» перебегающих. Те сейчас же останавливаются на том месте, где их «заморозили». Затем Морозы опять обращаются к играющим, а те, ответив, перебегают зал, выручая «замороженных»: дотрагиваются до них рукой, и те присоединяются к остальным.

Аукцион.

Дед Мороз говорит:

В нашем зале замечательная елка. А какие на ней игрушки! Назовите, какие вы знаете елочные украшения? Этот великолепный новогодний подарок получит тот, чей ответ будет последним.

Играющие по очереди называют слова. Во время пауз ведущий начинает медленно считать: «Хлопушка - раз, хлопушка - два...» Аукцион продолжается.

Игра-розыгрыш.

Дед Мороз объявляет собравшимся, что никто из присутствующих не сможет вслед за ним повторить три короткие фразы, которые он скажет. Конечно, с ним никто не согласится. Тогда Дед Мороз, как бы подыскивая слова, произносит короткую фразу. Например: «Сегодня чудесный вечер». Все уверенно повторяют эту фразу. Дед Мороз в смущении подыскивает и неуверенно говорит вторую фразу. Ее также легко повторяют все. Тогда он быстро и радостно говорит: «Вот вы и ошиблись!» Собравшиеся протестуют. А Дед Мороз объясняет, что его третья фраза, которую нужно было повторить, была: «Вот вы и ошиблись!»

Две лучше, чем одна.

На полу кладут какие-нибудь три игрушки: мячик, кубик, кеглю. Двое играющих выходят и начинают танцевать вокруг них (игру можно проводить под музыку). Как только музыка прервется или Дед Мороз подаст команду «Стоп!», каждый игрок должен постараться схватить две игрушки. Кому достанется одна, тот проиграл. Игру можно усложнить: увеличить количество участников и соответственно количество игрушек или предметов. Выигрывает тот, кто схватит большее количество игрушек.

Под счастливой звездой.

Победителем этой игры станет тот, кто первый найдет свисающую с потолка звезду с номером, объявленным ведущим. Звездочки с крупно написанным с copyright-by-праздник обеих сторон номером заранее подвешены на нитках к потолку комнаты (или зала), где будут проходить танцы. По ходу танцев музыка на минуту смолкает, и Дед Мороз провозглашает: «Счастливая звезда- 15!» Танцующие стараются побыстрее найти звезду с этим номером. Победителю вручается приз.

Будь начеку.

Дед Мороз или Снегурочка подает стоящим в кругу различные команды, а выполнять их надо, только если к команде добавлено слово «пожалуйста», например, «Пожалуйста, руки вверх», «Правую руку опустить!», «Пожалуйста, похлопаем в ладоши» и т. д. Игра проводится весело, в быстром темпе. Те, кто ошибся, выходят из игры. Оставшемуся присваивается звание «Самого внимательного гостя» и вручается приз.

Зимние забавы

Ледяная горка для малышей.

Строить горку лучше во время оттепели, когда можно скатать большие шары из снега. Скатанные шары сложить горкой, снег утрамбовать, лишний срезать лопатой. Из срезанного снега сделать барьеры дорожки, по которой ребята будут скатываться с горки, и ступеньки, по которым они будут на горку забираться. Когда подморозит - залить горку водой, лучше горячей. Чтобы горка была удобной и безопасной, нужно правильно выбрать место для нее (ребята ни в коем случае не должны выезжать туда, где ездят автомобили). На 1 метр высоты горки должно приходиться 4 метра раската (наклонного спуска) и 10-15 метров проката (ровной дорожки). Ширина «стартовой площадки» и раската - 1 метр, проката - 1,5 метра, высота барьеров - около полуметра. На такой горке можно устроить соревнования на дальность спуска.

Кто свалит великана?

В основе этой игры - традиционное перетягивание каната. Только канат пропущен сквозь слепленного из снега великана-снеговика. Играющие разбиваются на две команды (желательно равные по силам) и по сигналу судьи начинают тянуть канат. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не свалит великана (эта команда и считается проигравшей). Игру можно усложнить, если великана поставить на ледяной площадке.

Петушиный бой на льду.

На ледяной или утрамбованной снежной площадке обозначается круг диаметром 2 метра. Двое соперников, заложив руки за спину, стараются вытолкнуть друг друга из этого круга. Проигрывает не только тот, кого вытолкнули, но и тот, кто убрал руки из-за спины. Можно провести настоящий «петушиный турнир» по олимпийской системе с выбыванием проигравших и определением абсолютного победителя.

Ледовый слалом на помеле.

Эту игру проводят на ледяной хоккейной площадке. Участники могут быть на коньках, но это не обязательно. Задача играющих - проехать верхом на метле между расставленными на льду кеглями (булавами, городками) и не сбить их.

Санное многоборье.

Для того чтобы устроить такие соревнования, нужно научиться хорошо управлять санками. А задания многоборцам могут быть такими:

Съезжая с горы, подхватить на ходу 2-3 расставленных на склоне флажка; - проехать в воротца, образованные лыжными палками или ветками, воткнутыми в снег; - на ходу метнуть в мишень заранее припасенный снежок; - набросить кольцо на лыжную палку.

Игра проводится на хорошо утоптанной снежной площадке или на льду. Для игры нужна небольшая льдина, называемая «юлой». Играющие образуют круг, стоя в двух метрах один от другого. Выбирается водящий, который становится в середину круга. Он получает льдинку. Ударом ноги по льдинке-«юле» старается выбить ее за пределы круга. Играющие препятствуют этому, задерживают «юлу» ногами и направляют ее опять водящему. Игрок, copyright-by-праздник пропустивший «юлу» с правой стороны от себя, меняется ролью с водящим. Играют неопределенное время, заканчивая игру по желанию.

Игра проходит интереснее с продвижением игроков боковым шагом по кругу вправо или влево. Если продвигаются вправо, то защищают правую от себя сторону, если двигаться влево, то левую сторону. Можно усложнить игру введением правила, по которому стоящие по кругу, завладев «юлой», могут передавать ее друг другу, не давая «юлу» водящему, но в то же время они должны оставаться на своих местах по кругу.

Задерживать «юлу» можно только ногами. Кто пытается задержать ее рукой, тот становится водящим; «юла» считается вылетевшей из круга, если она пролетит мимо играющего ниже его колен.

Под обстрелом.

Эта игра проводится на снежной площадке, когда хорошо лепится снег. Заранее ребята заготавливают как можно больше снежков. Играющие делятся на две команды. Площадка для игры размечается линиями или флажками. Примерный размер ее 10x20 метров. Одна команда становится за длинной боковой линией площадки. Другая размещается за одной из коротких линий площадки (в «городе»). Команда, находящаяся в «городе», считается водящей, а команда за боковой линией - нападающей. Нападающая команда кладет рядом заготовленные снежки. По сигналу команда водящих перебегает из своего «города» на другую сторону площадки. Нападающая команда, не переступая границы площадки, старается попасть в перебегающих снежками. В кого попадет снежок, тот выходит из игры.

Можно играть и так - попадание снежком приносит команде нападающих зачетное очко, а водящий, в кого попал снежок, продолжает игру. Перебегать можно только по сигналу. Если одним снежком попали в двух игроков, команде нападающих дается два очка. Играющие перебегают установленное количество раз, после чего сообщается, сколько было попаданий снежком, то есть сколько команда выиграла очков. Затем команды меняются ролями. В конце игры объявляется общий счет попаданий той и другой команды. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

12 палочек.

Для игры нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на камешек или на толстую палку, брусок, так, чтобы один конец ее был на земле, а другой приподнят. На конец дощечки, лежащей на земле, кладут 12 палочек. Выбирается водящий, он становится у дощечки и ударяет по ее свободному концу, и все палочки разлетаются в разные стороны. Водящий начинает их собирать, а остальные играющие быстро прячутся в разных местах. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найдя кого-либо, он называет его по имени, и тот обязан выйти из укрытия. Если замеченный водящим игрок назван неправильно, то он остается на месте, пока водящий не назовет верно его имя.

Спрятавшийся, но еще не copyright-by-праздник найденный игрок может незаметно для водящего подбежать к дощечке, ударить ногой по ней со словами «двенадцать палочек летят!». Палочки разлетаются, и водящий должен опять собирать их, а все играющие, ранее найденные им, снова прячутся. Водящий водит до тех пор, пока не найдет всех. В следующую игру водящим становится тот, кто был найден последним. Если водящему долго не удается найти всех играющих, можно выбрать другого.

Бой на корточках.

На снегу чертится круг примерно 1x1 м. Соперники встают на корточки, вытягивают руки вперед и, ударяя ладонями о ладони соперника, стараются вытолкнуть его из круга или заставить коснуться снега рукой. Кому это удается сделать, тот и объявляется победителем.

Чижик.

Для игры нужна плоская, шириной А-5 см палка, толщиной 2-3 см, длиной 50-60 см. С одного конца палку надо обтесать, чтобы легко было держать ее рукой. Эта палка называется битой. Кроме того, приготовьте маленькую палочку - толщиной 1,5-2 см и длиной не более 10 см. Концы ее заостряются, как у карандаша. Эта палочка - чижик.

Сбоку площадки рисуется квадрат, примерно 1x1 м, все остальное пространство перед ним - поле. У передней черты к полю квадрата - маленькая дощечка или камень. На дощечку кладут чижик так, чтобы один конец его был приподнят, а другой лежал на земле. Играющие выбирают водящего, который получает биту и становится с ней в квадрат. Все остальные расходятся произвольно по полю.

Водящий ударяет битой по свободному концу чижика и, когда тот подпрыгивает вверх, наподдает его битой так, чтобы он улетел как можно дальше в поле. Играющие стараются поймать чижика в воздухе. Если кому-либо удается его поймать, он меняется ролью с водящим. Если чижика никому не удалось поймать, его берет с земли ближайший игрок и старается бросить так, чтобы он попал в квадрат, из которого его посылал в поле водящий. Если попадет, то меняется ролью с водящим. Если не попадет, то водящий с места приземления чижика опять тем же способом, как и раньше, наподдает его в поле. И так игра продолжается все время с меняющимся водящим. Играя в чижика, надо соблюдать следующие условия. Если водящий с первого раза промахнулся и не смог отбить чижика, ему дается право еще на одну или две попытки. Если он не сможет отбить чижика и за три раза, то меняется с каким-либо игроком поля по его выбору или согласно очередности.

Можно ввести в игру и такое правило: когда игрок поля бросает чижика в квадрат, водящий, защищая этот copyright-by-праздник квадрат, может отбить битой летящий к нему чижик. Если водящий промахнется, и чижик все-таки попадет в квадрат, водящий меняется ролью с тем игроком поля, которому удался этот бросок.

Новогодние аттракционы

«Шапка-невидимка».

Для этого нужно только заглянуть в таинственный ящик. Откроешь, а внутри крупная надпись: «Зря стараешься, все равно не увидишь. На то она и невидимка».

«Фотоавтомат для моментальной съемки».

На ящике - деревянная крышка с надписью: «Подними крышку - получишь свой фотопортрет». Под крышкой - зеркало, на зеркале надпись:

Здесь неудачных снимков нет, Почин наш всюду славится. Еще бы: здесь что ни портрет - Красавец иль красавица.

«Классические» аттракционы.

Нужно с завязанными глазами поставить нарисованному клоуну нос на место или нарисованному ослику приделать хвост.

«На какой странице закладка».

Берется толстая книга, в которую вложена яркая закладка. Заглядывать в книгу или трогать ее руками copyright-by-праздник не разрешается. Нужно догадаться, на какой странице лежит закладка. Вряд ли кто-то даст точный ответ, скорее, близкий к истинному, но и этого достаточно, чтобы наградить догадливого призом.

«Сюрприз праздника».

Большая, красиво разукрашенная коробка стоит на возвышении или подвешена к потолку. Все участвующие в аттракционе пишут на бумажках, что, по их мнению, находится в коробке. Трогать коробку, пробовать ее на вес, заглядывать внутрь не разрешается. Когда все желающие написали варианты, ответы зачитываются. Победителем стать очень трудно, ведь ориентиров для определения содержимого коробки нет, но случайно догадаться можно. В крайнем случае можно принять ответ, хотя бы приблизительно подходящий к предмету. Такой ответ и будет засчитан, а победитель - награжден. В коробку можно положить и несколько предметов, от этого игра станет только интереснее, так как окажется несколько победителей. Если будет несколько правильных ответов, содержимое коробки (орехи, конфеты и т.д.) можно разделить между всеми победителями. О том, что положено в коробку, может знать только организатор аттракциона, который должен сам, без свидетелей, выбрать «сюрприз» и лично запечатать коробку.

«Как меня зовут?»

Большая красивая кукла сидит на возвышении. Под рукой у нее лежит запечатанный конверт с ее именем. Необходимо угадать это имя, тогда победитель получит приз. Если имя куклы одновременно угадают несколько человек, то для вручения приза между ними бросают жребий. Если имя не отгадает никто, руководитель продолжает игру до верного ответа. Чтобы помочь играющим, можно подсказать, с какой буквы copyright-by-праздник начинается имя - с гласной или согласной. Если это имя встречается в литературе, можно назвать фамилию автора и произведение и таким образом подвести к правильному ответу.

«Толкни ядро» - состязание шуточное.

Две команды соревнуются в толкании «ядра». Правда, ядро здесь заменяет воздушный шарик, но его «толкнуть» не так-то просто. Кто же станет чемпионом? Места падения шарика можно отмечать на полу цветными мелками, которые обозначат имя «толкающего».

Новогодние игры и конкурсы

Водящий задает любые вопросы, а остальные должны отвечать только словом «елочка». Если кто-то спутал слова или засмеялся, то становится ведущим или с него берут фант, который потом пригодится для разыгрывания фантов.

Снежные фантазии.

Хорошо будет, если, поиграв с с детьми в помещении, вы вместе с ними выйдете на свежий воздух. Можно всем вместо слепить снеговика, но лучше, если каждый вылепит из снега небольшую фигурку: кто гнома, кто робота, кто снегурочку. Можно расставить фигурки по кругу, а потом рассказать друг другу маленькие волшебные сказки, а для этого «расколдовать» своих героев: оторвать их от земли и заставить двигаться. А можно сочинить общую сказку, чтобы в ней участвовали все вылепленные герои.

Можно даже придумать музыкальное сопровождение: играть на пиле палочкой, на жестяной коробочке с крупой, с орехами, на маленьком бубне, жестяном барабане и всяких других игрушечных музыкальных инструментах.

Снежные бродилки.

Можно рисовать на снегу copyright-by-праздник следами. Если делать широкие шаги вперед и назад, в сторону - получается один рисунок, а если рисовать маленькими шажками, когда носки и пятки идут вплотную друг к другу, смотрят в одну сторону, а потом в разные, - это уже другая картинка. Если прикладывать ладошку без варежки к снегу, получится медвежий след - и сказка может получиться или веселая, или страшная.

Кто угадает?

Ведущий предлагает участникам угадать, сколько страниц в книге? Как зовут куклу? Сколько орехов (конфет и пр.) в прозрачном мешочке? Что лежит в коробке? (Или мешочке - на ощупь). Ответивший получает в качестве приза эту вещь.

Дед Мороз.

Выбранный по считалке Дед Мороз встает в центр очерченного на снегу круга. Остальные игроки, взявшись за руки, водят вокруг него хоровод, приговаривая:

Дед Мороз, Дед Мороз Через дуб перерос, Через дуб перерос, Прикатил подарков воз: Морозы трескучие, Снега сыпучие, Ветры завьюжные, Метели дружные. Холод-стужу напустил, На реке мост намостил.

После этих слов игроки разбегаются, а Дед Мороз их ловит. Кого осалит, тот считается «замороженным»: встает неподвижно в центр круга. Игроки его могут «отморозить», бросив снежок. «Отмороженный» должен поймать снежок и попытаться попасть им в Деда Мороза.

Попал - свободен. А когда Деду Морозу удается «заморозить» троих, то они готовят ему «откуп» - лепят снежную бабу.

Вокруг этой бабы все участники игры водят хоровод со словами:

Дед Мороз, Дед Мороз, Бабу снежную принес, Баба, баба, беляком, Получай-ка снежный ком!

И, бросая по очереди снежки, разрушают ее. А заканчивается игра так: под горкой в снег втыкают две ветки. Это ворота. Игроки скатываются на санках, стараясь проехать через ворота. Тот, кто в них не попал или сбил ветку, становится новым Дедом Морозом.

Белые медведи.

В углу площадки обозначается льдина. На ней стоят copyright-by-праздник двое водящих - белые медведи. Остальные на площадке - медвежата. По сигналу водящие, взявшись за руки, выбегают на площадку и ловят медвежат: догоняют игрока и берут его в свою цепочку. Других медвежат они ловят уже вместе. Игра продолжается до тех пор, пока в цепочке не окажутся все медвежата. Игрокам не разрешается разъединять руки белых медведей и вырываться, когда их поймают.

Громовержцы.

Из нескольких пустых консервных банок надо построить пирамиду. Затем с определенного расстояния нужно кидать снежки в эту цель. Победителем станет тот, кто за три броска собьет больше банок.

Гонки сороконожек.
В достаточно просторном помещении можно провести гонки «сороконожек». Играющие делятся на две команды и выстраиваются в затылок друг другу, взяв впереди стоящих руками за пояс. У противоположной стены ставят стул, который цепочка играющих должна обогнуть, а потом вернуться обратно. Если цепочка разорвалась, ведущий может засчитать команде поражение. Задание можно copyright-by-праздник усложнить и сделать более смешным, если команды будут передвигаться полуприсев, если обе команды будут выполнять задание одновременно.
Вариант этой игры «Змея». «Голова» — первый в колонне — должна поймать «хвост», который от нее ускользает. Поймав его, «голова» переходит в конец колонны, игра повторяется снова. «Оторвавшиеся» звенья цепи считаются проигравшими и выходят из игры.

Два Мороза.
Группа ребят находится в одном конце зала (комнаты) за условной чертой. Водящие — Морозы — находятся в середине зала. Они обращаются к ребятам со словами:
— Мы два брата молодые, (Вместе): Два мороза удалые.
— Я — Мороз-красный нос.
— Я — Мороз-синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все отвечают:
— Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!
Играющие бегут на другую сторону зала за линию «дома». Оба Мороза ловят и «замораживают» перебегающих. Те сейчас же останавливаются на том месте, где их «заморозили». Затем Морозы опять обращаются к играющим, а те, ответив, перебегают зал, выручая «замороженных»: дотрагиваются до них рукой, и те присоединяются к остальным.

Аукцион.
Дед Мороз говорит:
-
Внашем зале замечательная елка. А какие на ней игрушки! Назовите, какие вы знаете елочные украшения? Этот великолепный новогодний подарок получит тот, чей ответ будет последним.
Играющие по очереди называют слова. Во время пауз ведущий начинает медленно считать: «Хлопушка — раз, хлопушка — два...» Аукцион продолжается.

Игра-розыгрыш.
Дед Мороз объявляет собравшимся, что никто из присутствующих не сможет вслед за ним повторить три короткие фразы, которые он скажет. Конечно, с ним никто не согласится. Тогда Дед Мороз, как бы подыскивая слова, произносит короткую фразу. Например: «Сегодня чудесный вечер». Все уверенно повторяют эту фразу. Дед Мороз в смущении подыскивает и неуверенно говорит вторую фразу. Ее также легко повторяют все. Тогда он быстро и радостно говорит: «Вот вы и ошиблись!» Собравшиеся протестуют. А Дед Мороз объясняет, что его третья фраза, которую нужно было повторить, была: «Вот вы и ошиблись!»

Две лучше, чем одна.
На полу кладут какие-нибудь три игрушки: мячик, кубик, кеглю. Двое играющих выходят и начинают танцевать вокруг них (игру можно проводить под музыку). Как только музыка прервется или Дед Мороз подаст команду «Стоп!», каждый игрок должен постараться схватить две игрушки. Кому достанется одна, тот проиграл. Игру можно усложнить: увеличить количество участников и соответственно количество игрушек или предметов. Выигрывает тот, кто схватит большее количество игрушек.

Под счастливой звездой.
Победителем этой игры станет тот, кто первый найдет свисающую с потолка звезду с номером, объявленным ведущим. Звездочки с крупно написанным с copyright-by-праздник обеих сторон номером заранее подвешены на нитках к потолку комнаты (или зала), где будут проходить танцы. По ходу танцев музыка на минуту смолкает, и Дед Мороз провозглашает: «Счастливая звезда— 15!» Танцующие стараются побыстрее найти звезду с этим номером. Победителю вручается приз.

Будь начеку.
Дед Мороз или Снегурочка подает стоящим в кругу различные команды, а выполнять их надо, только если к команде добавлено слово «пожалуйста», например, «Пожалуйста, руки вверх», «Правую руку опустить!», «Пожалуйста, похлопаем в ладоши» и т. д. Игра проводится весело, в быстром темпе. Те, кто ошибся, выходят из игры. Оставшемуся присваивается звание «Самого внимательного гостя» и вручается приз.

Игры на Новогодний утренник с Дедом Морозом и Снегурочкой считаются одними из самых веселых и запоминающихся забав. Я собрала в этой статье самые интересные игры, которые можно использовать в программе новогоднего торжества. Некоторые из них подойдут для самых маленьких, а другие - веселые и подвижные понравятся не только детям, но и взрослым.

Игра «Снежки»

Для игры потребуются снежки - ватные комочки и 2 ведерка.
Дед Мороз говорит детям, что зима не бывает без снега (Дед Мороз ходит и рассыпает по залу снежные комочки) и предлагает поиграть в снежки. Снегурочка делит детвору на 2 команды: команда Снегурочки и команда Деда Мороза.

Снегурочка и Дед Мороз держат ведерко или обруч. Дети по команде начинают собирать снежные комочки и бросать в ведерки. Чья команда соберет больше снежных комков, та и победила.

Можно разнообразить или усложнить игру, если считать попадания снежков в обруч. Для этого дети должны стать на определенном расстоянии от обручей.

Игра «Заморожу»

Дед Мороз говорит деткам что он уже устал, старичок совсем, ножки устали, с палочкой ходит, но предлагает поиграть в игру «Заморожу».
Эта игра похожа на догонялки. Дед Мороз притворяясь старичком еле передвигается по залу, а детки от него разбегаются. Но в определенный момент старичок проявляет чудеса ловкости и сноровки и хватает одного из ребятишек. Те, кого Дед Мороз поймал садятся на скамеечку рядом со Снегурочкой.

Эта игра всегда нравится детям, в нее можно играть как с малышами, так и со старшими детками.

Игра «Это я, это я!»

Эта игра спокойная и отлично подойдет для того, чтобы дети немного отдохнули от подвижных забав. Дедушка Мороз спрашивает у детей, знают ли они что такое зима, мороз и видели ли они зимние холода. Дети хором отвечают, что конечно знают. Тогда Дед Мороз говорит ребятам, что он и Снегурочка будут задавать им вопросы. А они должны будут отвечать все хором. Но отвечать надо только одной фразой - «Это я, это я, это все мои друзья!».

Дед и Снегурка задают по очереди детям вопросы, а те отвечают. Вопросы можно придумать любые, главное чтобы было смешно. Для этого следует комбинировать вопросы.

Для малышей вопросы могут быть такие:

Кто мороза не боится, на коньках летит как птица?
- Кто из вас, как подрастет, в дед-морозики пойдет?
- Это я, это я, это все мои друзья!
- Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- Это я, это я, это все мои друзья!
- Кто из вас, таких хороших, на каток пришел в калошах?
- Это я, это я, это все мои друзья!
- Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей?
- Это я, это я, это все мои друзья!
- Кто из вас по мостовой ходит кверху головой?
- Это я, это я, это все мои друзья!
- Кто из вас снежки бросал и в прохожего попал?
- Это я, это я, это все мои друзья!

Для школьников можно составить примерно такой список вопросов:

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Это я, это я, это все мои друзья!
- Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Это я, это я, это все мои друзья!
- Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
- Это я, это я, это все мои друзья!
- Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
- Это я, это я, это все мои друзья! !
- Кто из вас, хочу я знать, с прилежанием на пять?
- Это я, это я, это все мои друзья!
- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
-Это я, это я, это все мои друзья!

Игра поднимает настроение всем участникам. Наверняка будут хохотать и родители, и воспитатели, и даже Дед Мороз со Снегурочкой.

Игра «Что в мешке Деда Мороза»

Дед Мороз рассказывает ребятам как много у него дел, как много ему приходится ходить и разносить детишкам подарки. И времени совсем в обрез, вот если забыл что-то дедушка, то все, вернуться уже нельзя, некогда. Так Дед Мороз подводит ребят к игре «Что в мешке». Он говорит, что позабыл свои очки и не может понять, что же за подарки у него в мешке.
Дед Мороз достает мешок, в котором находятся разные предметы (можно положить разных небольших игрушек): кубики, карандаши, маленькие машинки, мозаика.

Дед Мороз предлагает детям угадать на ощупь что же лежит в мешке. Дети по очереди подходят к мешку, запускают руку и на ощупь пытаются угадать, что за предмет попался. Если угадывают, то забирают себе этот подарочек.

Игра «Морозное дыхание»

Дед Мороз ходит по залу важный, стучит посохом, а Снегурочка спрашивает у ребят, знают ли они, что Мороз может сковать воду льдом, приморозить белье к веревкам, пристудить камни и другие предметы. Дети отвечают, что знают и видели такое не раз. Тогда Снегурочка говорит малышам, что Дедушка очень любит снежинки, но вот играть с ними не может, как дунет, так и все приморозит. А как играют дети со снежинками Мороз посмотрит.

Детям выдаются готовые вырезанные небольшие снежинки (тем, кто постарше можно дать ножницы и схему по которой можно вырезать снежинку). После этого каждый участник кладет свою снежинку на стол и должен дуть на нее пока снежинка не перелетит на другой конец стола. Пока дети дуют Дед Мороз активно бегает вокруг стола и болеет за проигрывающих, говорит что у них самое морозное дыхание.

Те, кто проиграл награждаются званием «дедморозов внучек».

Игра «Наряди елочку»

Это подвижная веселая игра. Для нее потребуются искусственные елочки по числу команд и небьющиеся новогодние игрушки на веревочках. Дети делятся на две команды. В противоположном конце зала на стульчиках устанавливаются елочки. Каждый игрок команды должен взять новогоднюю игрушку (шарик) ложкой и донести ее не уронив до елочки и повесить. Чья команда быстрее справится с заданием, тем достается победа и праздничный салют (можно взорвать хлопушку с конфетти).

Игра «Забывчивый Дед Мороз»

Дедушка Мороз капризничает, говорит что старый стал и все забывает. Снегурочка приносит дедушке стул, пытается его успокоить и разговорить. Снегурочка говорит:
- Дедушка, ну расскажи деткам какие звери в лесу у тебя живут.
Дед Мороз активизируется и начинает рассказывать детям:
- Да, да живет у меня в лесу такой зверь, он серый, большой с острыми зубами. Ох, забыл как его зовут.
Дети угадывают зверя и подсказывают Деду Морозу:
- Дедушка, а мы знаем, это волк!

Можно подобрать много разных загадок в нашей статье .

Игра «Повтори за дедушкой»

Эта подвижная и веселая игра, а играть в нее могут и дети и взрослые. Эта игра на внимательность. Дед Мороз встает напротив деток и говорит, что он будет учить их танцевать по-дедморозовски. Дети интересуются, что это за танец. Снегурочка объясняет, что нужно просто повторять за Дедом Морозом движения.

- Хлопайте по тем частям тела, которые я вам показываю.
Например Дед Мороз говорит:
- Ладошки!
Детки хлопают в ладошки. А потом вдруг Дед называет голова, а хлопает себя по плечам. Дети не должны запутаться. Все движения выполняются под музыку.

Игра «У кого шапка»

Эта игра менее травматична и более интересна, чем вариант с убиранием одного стула и толкотней детей вокруг него.

Итак, дети садятся в круг на стульчики. Дед Мороз дает им свою шапку, а затем включает музыку. Дети передают друг другу шапку. Как только музыка останавливается, то тот из детей, у кого в этот момент оказалась шапка, надевает ее на себя и проходит по кругу. Ребенок должен изобразить кого-то из животных, а детишки угадывают, кого именно изображал ребенок.

Игра «Прикрепи нос Снеговику»

Эта игра порадует и малышей и подростков и даже Деда Мороза. Снегурочка приносит ватман на котором нарисован Снеговик, но без носа. Нос вылепленный из пластилина нужно приставить Снеговику. Ребенку завязывают глаза, несколько раз прокручивают вокруг себя и направляют в сторону прикрепленного к стене ватмана со Снеговиком. Очень редко кому удается поставить нос в нужное место. Игра продолжается до тех пор, пока нос не поставят правильно.

Игры и аттракционы привносят в атмосферу любого детского праздника особую нотку непринужденности и незаорганизованности. В отличие от тематических песен и танцев, они не требуют специальной подготовки, но украсят любой утренник. Предлагаю подборку игр и аттракционов к зимним и новогодним праздникам в детском саду.

1. Игра с зимним персонажем
2.
3. Игра «Обеги вокруг елки и надень валенки»
4. Игра «Сугроб-Яма-Снежинка»
5. Игра «Угадайка!»
6.
7. Игра « Кто быстрее слепит Снеговика»
8.
9. Игра «Попади в снеговика»
10. Игра «Конфетти»
11. Игра-танец «Раз, два, три!»
12. Новогодний аукцион
13.
14. Игра «Два Мороза»
15. Игра «Шляпа»
16. Игра «Самый ловкий»
17. Игра «Наряди елочку»
18. Новогодний концерт
19. Игра «Музыкальная карусель»
20. Игра «Валенки»
21. Игра «Собери снежинку»
22. Игра «Собери Снеговика»
23. Игра «Веселая погремушка»
24. Игра «Догони валенок»
25. Игра «Ловишка»
26. Игра с погремушками
27. Игра «Кто больше наберет снежков»
28. Игра «Зайцы и лиса»
29. И гра «Приделай Снеговику нос»
30. Игра «Пронеси в мешке»
31. Игра «Поймай снежок»
32. Игра «Мороженое»
33. Игра «Снежки»

Игра с зимним персонажем

Ребята, а вы не боитесь гулять в морозы?

Дети (хлопают по коленям):

Если вместе соберемся,

Если за руки возьмемся,

То любой осилим путь.

А если тропинка лесная?

А мы ножками: топ-топ, топ-топ (маршируют на месте).

А если сугробы глубокие?

А мы на лыжах: шик-шик, шик-шик (взмахи лыжными палками).

А если речка замерзшая?

А мы на коньках: вжиг-вжиг, вжиг-вжиг (руки за спину, скользящие движения ногами).

А если горка крутая?

А мы на санках: ух-ух (две руки справа наверху – движение вниз влево).

А если дорога широкая?

А мы на машинах: ж-ж, ж-ж (руль).

А если рельсы железные

А мы на поезде: чух-чух, чух-чух (изображают паровозик руками).

А если чаша дремучая?

А мы на самолете: у-у-у-у.

Кто больше наберет снежков

Играют по двое детей. На пол рассыпают снежки из ваты. Детям завязывают глаза и дают по корзинке. По сигналу они начинают собирать снежки. Выигрывает тот, кто наберет большее количество снежков.

Обеги вокруг елки и надень валенки.

Перед елкой ставят валенки большого размера. Играют двое детей. По сигналу они оббегают елку с разных сторон. Выигрывает тот, кто обежит елку быстрее и наденет валенки.

Игра «Сугроб-Яма-Снежинка»

Персонаж: А сейчас, мои юные друзья, пока звучит веселая мелодия, встаньте в маленькие круги. Возьмитесь за руки.

(звучит музыка, дети встают в круги)

Как только я скажу: «Сугроб!», все поднимите руки вверх. Скажу «Яма!», все присядьте. Скажу: «Снежинка!», все, не опуская рук, изобразите ее. Вот и все! Запомнили? Начинаем игру! Сугроб! Яма! Снежинка! Сугроб!

Игра "Угадайка "!

Дети:

Добрый дедушка Мороз,

Посмотри как ты на нас,

Догадайся, Дед Мороз,

Что мы делаем сейчас?

(играют на скрипке)

Дед Мороз:

Бороду чешете.

Дети:

Нет, мы на скрипке играем.

Дети:

Добрый дедушка Мороз,

Посмотри как ты на нас,

Догадайся, Дед Мороз,

Что мы делаем сейчас?

(играют на дудочке)

Дед Мороз:

Молоко пьете.

Дети:

Нет, мы на дудочке играем.

Дети:

Добрый дедушка Мороз,

Посмотри как ты на нас,

Догадайся, Дед Мороз,

Что мы делаем сейчас?

(играют на пианино)

Дед Мороз:

Крупу перебираете.

Дети:

Нет, мы на пианино играем.

Ведущий:

Дед Мороз, ничего ты не угадал, пляши и весели нас.

Дед Мороз пляшет.

Эстафета «Кто быстрее на метле»

2 команды, 2 метлы, кегли расставлены в шахматном порядке. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить при этом кегли. Метла передается следующему в команду.

Кто быстрее слепит Снеговика

Игра с объемными и плоскостными снеговиками

Игра в «снежки» (с воздушными шарами)

Прозвучала песня «Игра в снежки»

Винти: Здорово! А теперь давайте по-настоящему поиграем в снежки!

Тинти: Давайте Я их уже приготовил (заносит воздушные шары). Пока звучит музыка, перебрасываем «снежки» на сторону соперников. После окончания мелодии подсчитываем количество «снежков» на каждой стороне. У кого их будет меньше, тот и выиграл. Внимание! Начали!

Игра «Попади в снеговика»

Дети берут «снежки» (теннисные мячики) и пытаются попасть в снеговика, нарисованного на большом листе бумаги. Победит тот ребенок, который попадет в снеговика большее количество раз.

Игра «Конфетти»

Дед Мороз: Ох, и жарко тут у вас, сейчас растаю. Внученька, принеси холодненькой водички остудиться.

Снегурочка приносит большую кружку, заполненную на 1/3 конфетти. Дед Мороз делает вид, что пьет, а сам неожиданно "выливает" из кружки конфетти на родителей.

Игра-танец «Раз, два, три!»

Выходят родители, встают в круг.

Дед Мороз: Я буду давать вам задания, а вы, выполняя их, считаете до трёх. Готовы?

1.Мы пойдём сейчас налево … Раз, два, три!

2.А теперь пойдём направо … Раз, два, три!

3.В центр скорее соберёмся … Раз, два, три!

4.И обратно разойдёмся … Раз, два, три!

5.Мы покружимся немного … Раз, два, три!

6.И похлопаем в ладошки … Раз, два, три!

А теперь повторяем всё в два раза быстрее.

А сейчас всё делаем на космической скорости…

(Дед Мороз вместо слов произносит звуки, напоминающие перемотку магнитофонной ленты.Игра идёт в бешеном ритме.)

Новогодний аукцион

Дети по очереди перечисляют все, что бывает в Новый год: Дед Мороз, Снегурочка, елка, подарки, елочные игрушки, иголки на полу, снег, фонарики и т.д.Тот, у кого кончаются идеи, выбывает из игры. Самый находчивый выигрывает.

Пальчиковая игра «Белый снег»

Снеговик: Покажите ещё разок, как летит зимой снежок?

Дети:

Белый снег пушистый (мягкие движения кистями рук)

В воздухе кружится, («фонарики» кистями рук)

И на землю тихо (мягкие движения кистями рук)

Падает. Ложится. (взмахи внизу из стороны в сторону)

А потом, а потом (2 взмаха – гребём снег лопатами)

Мы из снега слепим ком. (лепим снежки)

У-у-у-х! (бросаем снежки друг в друга)

Игра «Два Мороза»

На противоположных сторонах зала отмечаются два «дома» (можно отметить их флажками). Играющие выбирают двух Морозов: Мороз - красный нос и Мороз - синий нос. Морозы становятся в середине, а остальные игроки находятся на одной стороне площадки за линией «дома».

Оба Мороза (обращаются к ребятам со словами:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые.

1-й Дед Мороз (указывает на себя). Я Мороз - красный нос.

2-й Дед Мороз. Я Мороз - синий нос.

Вместе. Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Все игроки. Не боимся мы угроз,

И не страшен нам Мороз!

После этих слов играющие бегут на другую сторону зала за линию «дома». Оба Мороза ловят и «замораживают» перебегающих. Кого «заморозили», те остаются стоять на месте.

Затем Морозы опять обращаются к играющим, а те, ответив, перебегают назад в «дом», выручая по дороге «замороженных», дотронувшись до них рукой. Те, кого выручили, присоединяются к остальным ребятам. Игра продолжается дальше.

Шляпа

Игру хорошо проводить под веселую ритмичную музыку. Дети стоят кругом. Дед Мороз или ведущий праздника начинает игру, перекладывая шляпу со своей головы на голову рядом стоящего ребенка, он в свою очередь перекладывает шляпу со своей головы на голову соседа и так далее по кругу. По команде Деда Мороза (хлопок, свисток, удар посохом) движение прекращается, а тот, на ком в этот момент осталась шляпа, должен станцевать, спеть или рассказать зимнее стихотворение, пословицу, загадать загадку.

Самый ловкий

Дед Мороз и Снегурочка (или другие герои по сценарию) держат в руке обруч, обвитый елочной мишурой. На пол высыпают ватные комочки («снежки»). Дети по команде героев забрасывают в обручи комочки, затем подсчитывается количество попаданий в обруч Деда Мороза и в обруч Снегурочки.

Наряди елочку

Перед основной елкой выставляются две маленькие елочки и две коробки с небьющимися новогодними игрушками. Вызываются по три человека к каждой елочке. По команде Деда Мороза дети наряжают их. Кто быстрее и аккуратнее украсит свою елочку всеми игрушками из коробки, тот и побеждает.

Новогодний концерт

В красивый ларчик складывают карточки с новогодними иллюстрациями: елочка, хоровод, снежинка, сосулька, лыжи, санки и т.д. Дети по очереди достают карточку и, посмотрев на изображение, должны прочитать стихотворение про этот предмет или спеть отрывок из песни.

Музыкальная карусель

Стулья ставятся в круг (их на 1 меньше, чем играющих). Среди играющих Дед Мороз или Снеговик. Звучит музыка, все участники игры начинают бегать вокруг стульев. Как только музыка замолкает, все дети быстро стараются занять места. Взрослый герой играет в полсилы (поддаваясь), делая вид, что все время не успевает присесть на стул. Так как все места оказываются заняты детьми, ему придется поплясать для всех или раздать подарки.

Валенки

Перед елкой ставят валенки большого размера. Играют двое детей. По сигналу они оббегают елку с разных сторон. Выигрывает тот, кто оббежит елку быстрее и наденет валенки.

Собери снежинку

Большие снежинки разрезаны треугольниками. Разложены около елки. Задача: пока звучит веселая подвижная музыка, собрать все детали вместе. Побеждает тот, кто уложился в музыку и аккуратно все сложил.

Собери Снеговика

Из ватмана вырезаются детали снеговика (два экземпляра): три круга разных размеров. Из цветной бумаги: глаза, рот, нос–морковка, ведро, шарф, метелка. Вызванные дети по команде на полу возле елки быстро собирают из предложенных деталей снеговиков. Побеждает тот, кто аккуратнее, быстрее и правильнее соберет снеговика, используя все заготовленные детали.

Веселая погремушка

Дед Мороз соревнуется с детьми в беге в мешках или в прыжках на одной ноге вокруг елки. Одно условие обязательное: оббежав или припрыгав к обговоренному месту, необходимо взять погремушку – маракас на стуле перед елкой и прозвенеть ею.

Догони валенок

Дети стоят по кругу, в руки им дается валенок. Дети под веселую музыку передают валенок по кругу, а Дед Мороз пытается его догнать. Детям необходимо передавать валенок очень быстро, чтобы Дед Мороз не смог его отобрать.

Ловишка

Отбежав от Снеговика (или Деда Мороза), дети останавливаются и, хлопая в ладоши, произносят: "Раз-два-три! Раз-два-три! Ну, скорее нас лови!" С окончанием текста все разбегаются. Снеговик (Дед Мороз) догоняет детей.

Игра с погремушками

Дети, держа в руках погремушки, бегут врассыпную под веселую музыку по залу. С окончанием музыки дети останавливаются и прячут погремушки за спину. Лиса (или другой персонаж, участвующий в игре) ищет погремушки. Она просит детей показать ей сначала одну, потом другую руку. Дети за спиной перекладывают погремушки из одной руки в другую, как бы показывая, что в руке ничего нет. Лиса удивляется, что погремушки исчезли. Снова звучит музыка, и игра повторяется.

Кто больше наберет снежков

Играют по двое детей. На пол рассыпают снежки из ваты. Детям завязывают глаза и дают по корзинке. По сигналу они начинают собирать снежки. Выигрывает тот, кто набрал большее количество снежков.

Зайцы и лиса

Дети выполняют движения по тексту.

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.
(Дети-зайчики легко бегают по залу.)

Сели зайчики в кружок,

Роют лапкой корешок.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.
("Зайчики" присаживаются и выполняют имитационные движения по тексту.)

Вот бежит лисичка -

Рыжая сестричка.

Ищет, где же зайки,

Зайки-побегайки.
(Лиса бежит между детками, с окончанием песни догоняет малышей.)

Приделай Снеговику нос

Перед елкой ставят 2 подставки, на них крепятся большие листы с изображением снеговиков. Участвуют два и более ребенка. Им завязывают глаза. По сигналу дети должны дойти до снеговиков и приставить нос (это может быть морковка). Другие дети помогают словами: левее, правее, ниже, выше...

Пронеси в мешке

Перед елкой кладут мешок (он перегорожен на 2 части, у одной из них нет дна). Дед Мороз вызывает детей, которые хотят покататься в мешке. Он сажает ребенка в мешок и несет его вокруг елки. Другого ребенка он сажает в ту часть мешка, где нет дна. Дед Мороз ходит вокруг елки, а ребенок остается на месте. Дед Мороз возвращается и “удивляется”. Игра повторяется.

Поймай снежок

Участвуют несколько пар. Дети стоят друг против друга на расстоянии приблизительно 4 метров. У одного ребенка пустое ведерко, у другого - мешочек с определенным количеством “снежков” (теннисные или резиновые мячи). По сигналу ребенок бросает снежки, а напарник старается поймать их ведром. Выигрывает пара, которая первой закончит игру и наберет большее количество “снежков”.

Игра «Мороженое»

Снегурочка: А теперь пришла пора –

Ждет нас веселая игра!

Дед Мороз: Но сначала я хочу всем вам, ребята, загадать вкусную загадку. Слушайте:

Этот маленький снежок

Кладут в вафельный рожок.

На язычке он тает,

Это что? Кто знает? (Мороженое)

Снегурочка и Дед Мороз встают с двух сторон от елки и берут небольшие пластмассовые вёдра, оклеенные серебристой бумагой. Ведущие выносят стол, на котором стоит короб с надписью «МОРОЖЕНОЕ», в котором лежат разноцветные пластмассовые шарики; ставят его близко к зрителям. Ведущая предлагает детям разделиться на две команды. Команды встают с двух сторон от елки. Каждой команде дают маленькое ведёрко, оклеенное серебристой бумагой или фольгой, большую поварёшку. Ведущая говорит, что в ассортименте разное мороженое: и малиновое, и апельсиновое, и черничное, и клубничное, фисташковое и шоколадное. Играющий ребёнок должен подбежать к коробу с фруктовым мороженым, поварёшкой взять шарик «мороженого», положить его в ведёрко, бегом отнести и выложить его в ведро Снегурочки (другая команда – Деду Морозу). Побеждает та команда, которая быстрее наполнит ведро Снегурочки и Деда Мороза шариками «мороженого». В игре могут принять участие и родители.

Атрибуты: стол, короб с надписью «Мороженое», разноцветные пластмассовые шарики по числу детей (четное количество), 2 маленьких ведёрка, оклеенных серебристой бумагой или фольгой, 2 большие поварёшки, 2 средних пластмассовых вёдра, оклеенных серебристой бумагой.

Игра «Снежки»

Дети, разделившись на две команды, берут в руки «снежки» - круглые мячики из пенопласта или комочки ваты, зашитые в марлю, - и пытаются попасть друг в друга. Задача нападающих - попасть «снежком» в противника, обороняющихся - увернуться и не дать в себя попасть. Побеждает команда, которая сделала больше метких попаданий.

Использованная литература:

1. «Праздники и развлечения в детском саду» / Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. М., 1982
2. Роот З. Музыкальные сценарии для детского сада. М., 2008
3. Зацепина М., Антонова Т. Народные праздники в детском саду / Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. М., 2008

Подготовила:

музыкальный руководитель,

Минибаева Альфия Туйгуновна

СУГРОБЫ - СНЕЖИНКИ

Дед Мороз говорит, что сейчас превратит всех детей в снежинки.
Под музыку все снежинки будут танцевать, кружиться, а когда музыка остановится, нужно внимательно выслушать объявление Деда Мороза, который произнесет: - «Все снежинки объединяются в сугробы по две (по три, по четыре)!»
Кто не успеет найти себе пару, тот проиграл.

Дети берутся за руки и выстраиваются в длинную цепочку.
Впереди - Дед Мороз, сзади - Снегурочка.
Обязательное условие: руки нельзя расцеплять.
С началом музыки дети начинают “печь торт”: Дед Мороз, держа за руку первого из цепочки ребенка, поворачивается вокруг себя, закручивая «торт».
Когда цепочка закрутится, Дед Мороз объявляет: - «Торт готов!»
После этого Снегурочка, которая находится с другой стороны цепочки, «раскручивает» её обратно.

СНЕГОВИКИ

Выбираются две команды по 4 человека.
В каждой команде назначается «снеговик» - он встает лицом к зрителям и спиной к остальным игрокам.
Остальные игроки встают в колонну за спиной своего «снеговика» (на некотором расстоянии от него).
Каждому игроку дается по одному из предметов «снаряжения» снеговика – шарфик, варежки, «ведро», нос-морковка (картонная, на резинке).
По команде игроки команды по очереди бегут к своему «снеговику» и надевают на него по одному предмету.
Чья команда скорее?

МИШКИ И ШИШКИ

На полу рассыпают шишки.
Нескольким игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек.

ЧТО ЭТО?

Нужно, с завязанными глазами, надев толстые варежки, на ощупь определить, что за предмет вам дали – елочная игрушка, шишка, деревянная ложка…Кто соберет больше шишек?

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ЯБЛОЧКО

(Вместо яблока можно использовать посох, елочную игрушку- небьющуюся, коврик и т.д.)
Дед Мороз перебрасывает яблоко от одного человека к другому. Тот, к кому в руки попало яблоко, начинает танцевать. Вскоре все включаются в общую веселую пляску.
Подключить и родителей.

А ВЫ ТАК МОЖЕТЕ?

Одной рукой гладить себя по голове, другой – похлопывать по животу;
- Правой рукой «рисовать» в воздухе круг в левую сторону, левой ногой – в правую сторону.

ДОБЕГИ С МЯЧОМ ДО ЕЛКИ

Дети берут мяч, зажимают его между колен, и пытаются добежать до елки, не уронив мяч.

СНЕЖНАЯ КАША

Дед Мороз:
Хитрый вам сейчас вопрос
Задаст Дедушка Мороз:
Любите в снежки играть?
Любите снежки лизать?
Не советую вам, братцы,
Снежной кашей объедаться!
Вот сейчас мы поиграем:
Самый ловкий кто - узнаем!

Приглашаются двое участников.
Каждому дается тазик с бутафорскими снежками, и деревянная ложка.
По команде Деда Мороза участники перекладывают снежки ложкой из своего таза в таз соперника.
Побеждает тот, у кого после команды Деда Мороза: «Стоп!» останется в тазу меньше снежков.

Игру хорошо проводить под веселую ритмичную музыку. Дети стоят кругом. Дед Мороз или ведущий праздника начинает игру, перекладывая шляпу со своей головы на голову рядом стоящего ребенка, он в свою очередь перекладывает шляпу со своей головы на голову соседа и так далее по кругу. По команде Деда Мороза (хлопок, свисток, удар посохом) движение прекращается, а тот, на ком в этот момент осталась шляпа, должен станцевать, спеть или рассказать зимнее стихотворение, пословицу, загадать загадку.

ДОГОНИ ВАЛЕНОК

Дети стоят по кругу, в руки им дается валенок. Дети под веселую музыку передают валенок по кругу, а Дед Мороз пытается его догнать. Детям необходимо передавать валенок очень быстро, чтобы Дед Мороз не смог его отобрать.

САМЫЙ ЛОВКИЙ

Дед Мороз и Снегурочка (или другие герои по сценарию) держат в руке обруч, обвитый елочной мишурой. На пол высыпают ватные комочки («снежки»). Дети по команде героев забрасывают в обручи комочки, затем подсчитывается количество попаданий в обруч Деда Мороза и в обруч Снегурочки.