История появления креста в православии очень интересна. Этот древний символ почитался еще до возникновения христианства и имел сакральное значение. Что обозначает православный крест с перекладинами, каков его мистический и религиозный смысл? Обратимся к историческим источникам, чтобы узнать о всех видах крестов и их отличиях.

Символ креста используется во многих мировых верованиях. Только 2000 лет назад он стал символом христианства и приобрел значение оберега. В древнем мире мы встречает символ египетского креста с петлей, выражающий божественное начало и принцип жизни. Карл Густав Юнг относит возникновение символики креста вообще к первобытным временам, когда люди добывали огонь с помощью двух перекрещенных палочек.

Ранние изображения креста можно встретить в самых разнообразных формах: Т, Х, + или t. Если крест изображался равносторонним, он символизировал 4 стороны света, 4 природных элемента или 4 Неба Зороастра. Позднее крест стали сравнивать с четырьмя сезонами года. Однако все значения и виды крестов так или иначе соотносили с жизнью, смертью и возрождением.

Мистическое значение креста во все времена было связано с космическими силами и их потоками.

В средние века крест стал прочно ассоциироваться со смертью и воскрешением Христа, приобрел христианское значение. Равносторонний крест стал выражать идею божественного присутствия, могущества и силы. К нему присоединился перевернутый крест как символ отрицания божественной власти и приверженности к сатанизму.

Крест святого Лазаря

В православной традиции крест может изображаться по-разному: от перекрещенных двух линий до сложного сочетания нескольких перекладин с дополнительными символами. Все виды православных крестов несут единый смысл и значение — спасение. Особое распространение получил восьмиконечный крест, который распространен также в странах восточного Средиземноморья и восточной Европы. Этот восьмиконечный символ носит особое название — крест святого Лазаря. Часто на данном символе изображают распятого Христа.

Восьмиконечный православный крест изображается с двумя поперечными перекладинами вверху (верхняя короче нижней) и третьей — наклонной. Эта перекладина несет значение подножия: на нее опираются ноги Спасителя. Наклон подножия всегда изображается одинаково — правая часть выше левой. Это имеет определенный символизм: правая нога Христа опирается на правую сторону, которая выше левой. Согласно словам Иисуса, на Страшном Суде праведники будут стоять по правую руку от него, а грешники — по левую. То есть, правый конец перекладины символизирует путь в небеса, а левый — путь в адскую обитель.

Малая перекладина (верхняя) символизирует табличку над головой Христа, которую прибил Понтий Пилат. На ней было записано на трех языках: Назорей, царь иудейский. Вот такое значение креста с тремя перекладинами в православной традиции.

Крест Голгофа

Есть еще одно изображение восьмиконечного православного креста в монашеской традиции — схимнический крест Голгофа. Он изображается над символом Голгофы, на которой осуществилось распятие. Символ Голгофы изображается ступенями, а под ними находится череп с костями. По обе стороны от креста могут изображаться и другие атрибуты распятия — , трость, копье и губка. Все эти атрибуты имеют глубокий мистический смысл.

Например, череп с костями символизируют наших прародителей, на которых стекла жертвенная кровь Спасителя и омыла от грехов. Таким образом осуществляется связь поколений — от Адама с Евой до времен Христа. Также это символизирует связь Ветхого Завета с Новым.

Копье, трость и губка — еще один символ трагедии на Голгофе. Римский воин Лонгин пронзил копьем ребра Спасителя, из которых потекла кровь и вода. Это символизирует рождение церкви Христовой, подобно рождению Евы из ребра Адама.

Крест седмиконечный

Этот символ имеет две перекладины — верхнюю и подножие. Подножие имеет глубокий мистический смысл в христианстве, так как связывает собой оба завета — Ветхий и новый. О подножии упоминает пророк Исайя (Ис. 60, 13), псалмопевец в псалме №99, также о нем можно прочитать в книге Исход (см.: Исх. 30, 28). Седмиконечный крест можно увидеть на куполах православных церквей.

Седмиконечный православный крест — изображение:

Крест шестиконечный

Что означает крест шестиконечный? В этом символе нижняя наклонная перекладина символизирует следующее: приподнятый конец имеет значение освобождения через покаяние, а опущенный вниз — нераскаянный грех. Эта форма креста была распространена в древние времена.

Крест с полумесяцем

На куполах церквей можно увидеть крест с полумесяцем внизу. Что обозначает этот церковный крест, имеет ли связь с мусульманством? Полумесяц являлся символом Византийского государства, откуда и пришла к нам православная вера. Существует несколько различных версий происхождения данного символа.

  • Полумесяц символизирует ясли, в которых был рожден Спаситель в Вифлееме.
  • Полумесяц символизирует чашу, в которой пребывало тело Спасителя.
  • Полумесяц символизирует парус, под которым плывет корабль церкви в царство Божье.

Какая из версий правильная, не известно. Мы знаем лишь одно, что полумесяц был символом Византийского государства, а после его падения стал символом Османской империи.

Отличие православного креста от католического

С обретением веры предков многие новоиспеченные христиане не знают основных отличий католического креста от православного. Обозначим их:

  • На православном кресте всегда больше одной перекладины.
  • В католическом восьмиконечном кресте все перекладины параллельны друг другу, а в православном нижняя — косая.
  • Лицо Спасителя на православном кресте не выражает мучений.
  • Ноги Спасителя на православном кресте сомкнуты, на католическом изображены одна над другой.

Привлекает особое внимание изображение Христа на католическом и православном кресте. На православном мы видим Спасителя, даровавшего человечеству путь к вечной жизни. На католическом кресте изображен мертвый человек, претерпевший страшные мучения.

Если вы будете знать эти отличия, без труда определите принадлежность символа христианского креста к той или иной церкви.

Несмотря на разнообразие форм и символики креста его сила заключается не в количестве концов или изображенного на них распятия, а в покаянии и вере в спасение. Любой крест несет в себе животворящую силу.

Крест является одним из самых известных знаков в истории человечества. Этот универсальный графический символ более 2-х тысячелетий отождествляется с христианством. Но его возникновение датируется гораздо более ранними периодами развития культуры.

Рисунки и другие изображения крестов появились еще в каменном веке, что доказывают раскопки и изучение первобытных стоянок древних племен.

Позднее крест стал распространенным явлением в цивилизациях, которые в разные периоды развивались во всех точках планеты – европейских, азиатских, африканских, австралийских, американских и островных.


Почему же самые разные народы, имеющие самобытные культуры (часто никогда вообще не знавшие друг о друге) использовали этот образ?

По каким причинам даже у враждующих племен и религий он был не просто известным, но одним из самых важных мистических знаков?

Возможно, все дело в простоте начертания символа, которая располагает к полету фантазии, к творчеству. Может быть, его форма задевает какие-то глубинные аспекты человеческого подсознания. Ответов может быть множество.

В любом случае, на протяжение тысячелетий сформировалась группа мотивов, которые регулярно участвовали в формировании символических значений креста. Так, данная фигура ассоциировалась:

с мировым древом;

с человеком;

с образом огня и изображением деревянного огнива (палочек для извлечения пламени путем трения): две руки часто связывались с воспламеняющимися палочками, которые в представлении первобытного человека наделялись женскими и мужскими признаками;

с солярным знаком (перекрещивающиеся лучи).


Древнейшие цивилизации

палеолита и раннего неолита своими первыми и главными божествами считали солнце и его свет, проливаемый на землю. Это объяснимо, ведь именно солнце, вставая каждое утро на востоке, обеспечивало нормальную жизнь людей. Оно прогоняло мрак и холод, дарило свет и тепло. Когда люди овладели огнем, который тоже давал тепло, освещал, защищал, они стали связывать его именно с солнцем.

У многих народов есть мифы о том, что огонь – это сын или другой ближайший родственник великого светила. Это, например, индийский Агни, персидский Атар, древнегреческие Гелиос и Прометей, древнеримский Вулкан. Однако священный и такой необходимый огонь долгое время не умели добывать.

Первым способом, который стал известен людям, была добыча огня путем трения двух кусков сухого дерева друг о друга. Вероятно, для этого использовались палки из мягкой и твердой древесины, которые располагали крест накрест. Рисунки таких крестов можно увидеть на древних мегалитах и гробницах. С течением времени было придумано более удобное огниво: две перекрещивающихся плашки с отверстием сверху, в которое вставлялась сухая палочка. Ее быстро вращали до появления язычков пламени.

Этот инструмент в виде креста и стал самым первым графическим символом огня и его прародителя солнца. Впоследствии, совершенствуя это орудие, концы крестообразных плашек стали загибать в стороны. Так появилась индоевропейская свастика – известный многим племенам солярный знак, обозначающий в то же время великий космос и саму жизнь.


Даже после того, как были придуманы другие, более легкие способы зажжения огня, во время священных действ на алтарях и в храмах жертвенное пламя разрешалось зажечь лишь с помощью трения дерева на кресте-свастике. Так делалось в Персии, Индии, Древней Греции, у германских племен, у шотландских кельтов и восточных славян. Чтобы подчеркнуть, что огонь и солнце – одна стихия, крест часто вписывали в окружность или рисовали круг внутри перекрестья. Такие знаки были найдены при раскопках на Кавказе, в разных районах Азии и Европейской части континента, на многих африканских территориях.

Итак, широкое распространение креста еще в глубокой древности объясняется формой орудия, с помощью которого добывали пламя. Огонь нес тепло, был животворящим и обожествленным. Символически изображающий его и солнце крест приобретает сакральное, религиозное значение. Позже он становится знаком новых богов – плодородия и живительных сил природы, которые тоже были связаны с животворящими теплом и светом. Кроме того, крест сделался атрибутом жрецов и царей как наместников небесных сил на земле.


Изобретение приспособлений для рождения пламени произвели революцию в человеческой культуре.

Считая огненный крест (как и само пламя) оберегом, его стали изображать не только на культовых постройках, но и жилищах, украшениях, оружии, одежде, утвари, даже на могильных камнях и урнах.

Пространственная символика креста

тоже очень давняя.


Он олицетворяет мир наряду с кругом и квадратом. Но если геометрические фигуры разделяют внешнее и внутреннее пространство, то крест – это гармонизированная Вселенная. От его центра идут направления, которые обозначают стороны света и делят мир (квадрат) на правильные сектора. Именно по образу и подобию креста строились многие великие города.

Например, Рим с его перекрестками улиц и позднейшие города с правильным делением на квадраты кварталов. В эпоху Средневековья мировые карты рисовались в виде креста с Иерусалимом в его центре.

Однако одним из наиболее сакральных пространственных соответствий было соотнесение креста с Мировым Древом. Этот образ характерен для первичных верований практически всех народов мира. Обычно имеется в виду космическое Дерево, которое считалось сердцевиной мира и организовывало мировое пространство. С его кроной связывали верхнее царство богов и духов, со стволом – срединное обиталище людей, с корнями – преисподнюю, в которой живут злые демонические силы. Под сенью Мирового Древа течет время, сменяются события, люди, боги. Древо часто осознавалось как источник космической жизненной энергии, дающей плодородие и питающей жизнь. Плоды Мирового Древа давали истинное знание и бессмертие, а на листьях были записаны судьбы всех, кто когда-либо приходил или еще придет в этот мир.

Особую роль Мировое Древо играло в религиях, связанных с идеей умирающего и воскресающего бога, который распинался на стволе, умирал, а потом возрождался более сильным, чем был до того.

Об этом рассказывается в легендах хеттов (о боге Телепину), скандинавов (об Одине), германцев (о Вотане) и пр. Во время праздников, связанных с земледельческими культами, на столбах и крестах, имитировавших дерево, развешивались или рисовались фигурки богов плодородия. Их приносили в жертву Древу, чтобы земля дала хороший урожай. Особенно интересный пример такого рода – это столб Осириса, который венчался крестом. На столбе высекали ветви с листьями и изображение бога. Во время весенней земледельческой церемонии этот крест сжигался жрецами, а его священный пепел зарывали в землю, чтобы она лучше плодоносила. Позже, в эпоху римского владычества, вера в оживляющую силу креста в Империи была заменена на другое восприятие этого знака. Крест стал орудием пытки и позорной смерти для инородцев и одновременно – символом человека с раскинутыми в стороны, как при распятье, руками.

Крест в христианстве

В Библии тоже описано космическое растение под названием Древа Жизни и познания добра и зла, растущее посреди земного Рая. Именно его плод стал причиной грехопадения и изгнания из Эдема первых людей. В книгах отцов Церкви библейское Древо Жизни соотносится с многоконечным крестом и самим Спасителем. Кроме того, в христианстве крест называется «животворящим древом».

Старейшие источники утверждают, что именно часть ствола эдемского Дерева была преобразована в страстной крест Голгофы. Иоанн Дамаскин по этому поводу писал буквально следующее: «Древо жизни, насажденное Богом в Раю, преобразовало крест, потому что как чрез древо вошла в мир смерть, так чрез древо должны быть дарованы нам жизнь и воскресение».

Таким образом, Мировое Древо и символизирующий его крест были древнейшими сакральными образами жизни и смерти, воскресения и бессмертия. Это восприятие передалось христианству. В нем крест стал центральным священным символом веры и Спасителя. Он олицетворяет прежде всего святое мученичество и искупительное распятия Иисуса, кровью которого омылся мир и человечество было очищено от греха.

Кроме того, христианский крест – это знак веры в божественную силу, вознесение Иисуса, бессмертие души и грядущее воскресение.

С течением времени люди значительно разнообразили внешний вид простого креста. Дохристианская и христианская символика насчитывает огромное количество модификаций этого священного образа. Вот описания лишь некоторых, наиболее известных вариантов.

Анх – египетский петлястый крест («с рукояткой»). В нем соединены перекрестье (жизнь) и круг (вечность). Это знак, объединяющий противоположности: временное и вечное, небо и землю, мужское и женское, жизнь и смерть, все стихии.

Он был воспринят и ранним христианством. Его изображения встречаются в коптских катакомбах и в религиозных манускриптах 1-ых веков нашей эры.


Тевтонский крест (кросслет) увенчивается маленькими крестиками на каждом из своих концов, которые являются символами четырех евангелистов. Косая форма такого креста обозначает Христа и украшает одежды православных священников.

Греческий вариант – один из самых простых: это две равные по размеру перекладины, наложенные одна на другую. В раннем христианстве он тоже отождествляется с Христом.


Греческий крест.

Кресты: самые распространенные формы. Класс знаков по форме идентичных геометрическим элементам, широко использующихся в эмблематике и геральдике. Опубликовано на веб-портале

Кресты: самые распространенные формы

Общим символом человечества является крест. Его можно обнаружить в самых древних религиях, у самых древних цивилизаций: в Месопотамии, Египте, Китае и др. Кто изобрел крест? Никто – ибо он существует в природе. Это древний универсальный символ и прежде всего – символ связи микро– и макрокосма, духа и материи в их соединении. Крест символизирует вовлеченность духа (вертикальная линия) во время (горизонтальная линия).

Формы креста разнообразны. Они отличаются и числом перекладин, и числом концов креста, и пропорциями.

Греческий крест

Греческий крест

Крест самой простой формы: квадратный, с концами равной длины, горизонтальная перекладина расположена в середине вертикальной. Крест святого Георгия. Этот знак, называемый также crux quadrata, использовался с доисторических времен в самых разных значениях – как символ бога солнца, бога дождя, элементов, из которых создан мир: воздуха, земли, огня и воды. В раннем христианстве греческий крест символизировал Христа. Это также символ светской, земной власти, но полученной от Бога. Используется в средневековой геральдике.

Крест-молот

Крест-молот

Крест-молот – разновидность греческого креста. Один из главных геральдических крестов, назван так от французского potenee – «опора», поскольку его форма похожа на опоры, применявшиеся в древности.

Латинский крест

Латинский крест

Другое название латинского креста – длинный крест. Его горизонтальная перекладина расположена выше середины вертикальной перекладины. Это наиболее распространенный христианский символ в западном мире. Считается, что именно с такого креста был снят Христос, отсюда другие его названия: крест Распятия, крест Запада, крест Жизни, крест Страдания. Эта форма, так схожая с человеком, раскинувшим руки, символизировала Бога в Греции и Китае задолго до появления христианства. У египтян поднимающийся из сердца крест символизировал доброту.

Крест святого Петра

Крест святого Петра

Крест святого Петра – перевернутый латинский крест. С IV века он является одним из символов святого Петра, который, как полагают, был распят головой вниз на перевернутом кресте в 65 году н. э. во время правления в Риме императора Нерона.

Перевернутый латинский крест, то есть крест святого Петра, с заостренными концами – эмблема ордена тамплиеров.

Андреевский крест (косой крест)

Андреевский крест (косой крест)

Его называют также диагональным или косым. На таком кресте принял мученическую смерть апостол святой Андрей. Римляне использовали этот символ для обозначения границы, проход за пределы которой воспрещался. Косой крест также символизирует совершенство, число 10. В геральдике этот крест называется салтир.

Святой Андрей – покровитель России, и когда Петр Великий создавал русский военно-морской флот (в 1690-х годах), он принял для флага флота синий косой крест на белом фоне.

Тау-крест (крест святого Антония)

Тау-крест

Крест святого Антония

Тау-крест назван так из-за сходства с греческой буквой «Т» (тау). Он символизирует жизнь, ключ к верховной власти, фаллос. В Древнем Египте – знак плодородия и жизни. В библейские времена – символ защиты. У скандинавов – молот Тора. В христианских церквях – крест святого Антония (основателя христианского монашества, IV век). С начала XIII века – эмблема Франциска Ассизского. В геральдике это Всемогущий Крест. Известен также как «крест виселицы» из-за сходства с виселицей, как ее делали в древности.

Анкх (египетский крест)

Анкх – ключ к воротам смерти

Анкх – наиболее значимый символ у древних египтян, известный также как «крест с рукояткой». В этом кресте объединены два символа: круг (как символ вечности) и подвешенный к нему тау-крест (как символ жизни); вместе же они обозначают бессмертие, вечную жизнь. Анкх также олицетворяет «жизнь, которая придет», «время, которое настанет», скрытую мудрость, ключ к тайнам жизни и знаниям, а также ключ, открывающий врата смерти. Возможно, он символизирует Древо Жизни, а также солнце, поднимающееся над горизонтом.

Мальтийский крест

Мальтийский крест

Мальтийский крест также называют восьмиконечным. Он символизирует четырех великих богов Ассирии: Ра, Ану, Белуса и Хеа. Эмблема рыцарей Мальтийского ордена. Белый крест этой формы на черном фоне с самого начала был эмблемой военного и религиозного ордена госпитальеров (иоаннитов), которые перенесли свою штаб-квартиру на Мальту (в 1529 году) – отсюда это название.

В филателии мальтийский крест – первый почтовый штемпель, которым гасились почтовые отправления с 1840 по 1844 год.

Патриарший крест

Патриарший крест

Патриарший крест используется архиепископами и кардиналами. Его также называют католическим крестом кардинала и крестом с двумя перекладинами. Верхняя перекладина представляет собой титулус (доску для написания имени), введенную по распоряжению Понтия Пилата. Под названием архиепископский крест он часто встречается на гербах архиепископов.

Этот крест широко распространен в Греции и иногда называется анжуйским или лотарингским. Иногда его ошибочно называют лорранским крестом.

Папский крест

Папский крест

Папский крест с тремя горизонтальными перекладинами известен также под названием тройной крест. Используется в процессиях, в которых участвует папа. Три перекрестные линии символизируют власть и Древо Жизни.

Русский крест

Русский крест (крест святого Лазаря)

Этот восьмиконечный крест – крест русской православной церкви. Он называется также восточный крест или крест святого Лазаря. Символ православной церкви в Восточном средиземноморье, восточной Европе и России.

Верхняя из трех поперечных перекладин – титулус, где писалось имя, как в патриаршем кресте, нижняя перекладина – скошенная.

Крест Константина (знак «Хи-Ро»)

Крест Константина

Магическая печать с символом «Хи-Ро» (Агриппа, 1533 год)

Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» – первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения.

Розенкрейцерский крест

Крест с розой (розенкрейцерский)

Другое название – крест розы (пятилепестковой). Эмблема ордена розенкрейцеров. Символ гармонии, центра, сердца. Роза и крест символизируют также Воскресение и Искупление Христа. Этот знак понимается как божественный свет Вселенной (роза) и земной мир страданий (крест), как женское начало и мужское, материальное и духовное, духовная и чувственная любовь. Крест с розой есть символ посвященного, который благодаря работе над собой сумел развить в себе любовь, животворящую и преображающую материю.

Масонский крест

Масонский крест (крест в круге)

Масонский крест – это крест, вписанный в круг. Он означает святое место и космический центр. Четыре измерения пространства в небесном круге символизируют тотальность, включающую в себя Великий дух. Этот крест олицетворяет Космическое Древо, распространяющееся горизонтально над Землей и касающееся Небес через вертикальную центральную ось. Такой крест или выполнялся в камне, или изображался на стенах римских готических храмов, символизируя их освященность.

Пацифистский крест

Пацифистский крест (крест мира)

Этот символ разработал Джеральд Холтом в 1958 году для создававшегося тогда движения за ядерное разоружение. Для разработки символа он использовал семафорную азбуку: составил крест из ее символов – для «N» (nuclear, ядерное) и «D» (disarmament, разоружение) – и поместил их в круг, что символизировало глобальное соглашение. Скоро этот крест стал одним из самых распространенных знаков 60-х годов ХХ века, символизируя как мир, так и анархию.

Крест нате́льный – небольшой крест, символически отображающий , на котором был распят Господь Иисус Христос (иногда с изображением Распятого, иногда без такого изображения), предназначенный для постоянного ношения православным христианином в знак его и верности Христу, принадлежности к Православной , служащий средством для защиты.

Крест – величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник Воздвижения воспевает древо Креста Господня многими похвалами: « – хранитель всея вселенной, красота , царей держава, верных утверждение, слава и язва».

Нательный крест вручается крещеному человеку, который становится христианином на постоянное ношение на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Господня, внешний признак православного . Это делается также в напоминание, что Крест Христов – оружие против падших духов, имеющий силу исцелять и даровать жизнь. Вот почему Крест Господень называется Животворящим!

Он – свидетельство того, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит крестик для моды, не являясь членом Церкви. Осознанное же ношение нательного крестика является бессловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть подлинную силу Первообраза – Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.

Крестик освящается только единожды. Переосвящать его нужно только в исключительных условиях (если он был сильно поврежден и восстановлен заново, либо попал к Вам в руки, но вы не знаете освящался ли он до этого).

Существует суеверие, что при освящении нательный крест приобретает магические защитные свойства. же учит, что освящение материи позволяет нам не только духовно, но и телесно – через эту освященную материю – приобщиться к Божественной благодати, необходимой нам для духовного роста и спасения. Но благодать Божия действует небезусловно. От человека требуется правильная духовная жизнь по , и именно эта дает возможность благодати Божией спасительно на нас воздействовать, исцеляя от страстей и грехов.

Иногда приходится слышать мнение о том, что, мол, освящение нательных крестиков – поздняя традиция и раньше такого не было. На это можно ответить, что и Евангелия, как книги, тоже когда-то не было и Литургии в нынешнем виде не было. Но это вовсе не значит, что Церковь не может развивать формы Богопочитания и церковного благочестия. Разве противно христианскому вероучению призвать Божию благодать на творение рук человеческих?

Можно ли носить два креста?

Главный вопрос — зачем, с какой целью? Если вам подарили ещё один, то вполне можно благоговейно хранить один из них в святом углу рядом с иконами, а один носить постоянно. Если приобрели другой, то и носите его…
Христианина хоронят с нательным крестом, поэтому по наследству его не передают. Что касается ношения второго нательного креста каким-то образом оставшегося от усопшего родственника, то ношение его в знак памяти о покойном свидетельствует о непонимании сути ношения креста, который свидетельствует о Жертве Бога, а не родственных отношениях.

Нательный крест — это не украшение или амулет, а одно из видимых свидетельств принадлежности к Церкви Христовой, средство благодатной защиты и напоминание о заповеди Спасителя: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… () .

Купола православных храмов венчают кресты. Верующие носят крестики на груди, чтобы всегда быть под покровом защиты Божьей.

Каким должен быть правильный православный нательный крестик? На его обратной стороне есть надпись: «Спаси и сохрани». Однако этот атрибут не является талисманом, способным защитить от всех несчастий.

Нательный крест – это символ «креста», который Бог дает человеку, желающему служить Ему – во исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Человек, который носит крест, те самым дает залог, что он будет жить по заповедям Божьим и стойко переносить все испытания, которые выпадут на его долю.

Наш рассказ о том, чем руководствоваться при выборе православного нательного крестика, будет неполным, если не обратиться к истории и не рассказать о посвященном этому христианскому атрибуту празднестве.

В память об обретении в 326 году в Иерусалиме, возле Голгофы, где был распят Иисус Христос, Креста Господня православная церковь отмечает праздник, который носит название Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник символизирует торжество Церкви Христовой, которая прошла сложный путь испытаний и гонений и распространилась по всему миру.

Как гласит предание, мать императора Константина Великого, царица Елена, отправилась на поиски Креста Господня в Палестину. Здесь были проведены раскопки, в результате которых была найдена пещера Гроба Господнего, а недалеко от нее обнаружены три креста. Их поочередно возлагали на больную женщину, которая благодаря прикосновению к Кресту Господню исцелилась.

Согласно другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший человек, которого несла похоронная процессия. Однако как точно выглядел крест, на котором распяли Христа, неизвестно. Были найдены лишь две отдельные перекладины, а рядом табличка и подножие.

Часть Животворящего Древа и гвозди царица Елена привезла в Константинополь. А император Константин воздвиг в 325 году в Иерусалиме храм в честь Вознесения Христа, включавший Гроб Господень и Голгофу.

Крест стали использовать как символ веры благодаря императору Константину. Как свидетельствует историк церкви Евсевий Памфил, императору «во сне явился Христос, Сын Божий, с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов».

Константин повелел разместить изображения креста на щитах своих воинов и установил в Константинополе три памятных православных креста с золотыми надписями по-гречески «IC.XP.NIKA», что означает «Иисус Христос – Победитель».

Каким должен быть правильный нательный крестик?

Существуют различные графические типы крестов: греческий, латинский, крест святого Петра (перевернутый крест), Папский крест и др. Как бы ни различались между собой разные ветви христианства, эту святыню почитают все конфессии.

Но если в католичестве Иисус Христос изображается провисшим на руках, что подчеркивает Его мученические страдания, то в православии Спаситель предстает в силе – как победитель, призывающий в Свои объятия всю Вселенную.

Ладони Иисуса на православном кресте, как правило, открыты; фигура выражает покой и достоинство. В Нем воплощены самые главные Его ипостаси – Божественная и Человеческая.

Атрибутом католического распятия является Терновый венец. В православной же изобразительной традиции он встречается редко.

Также на католических изображениях Христос распят тремя гвоздями, то есть гвозди вбиты в обе руки, а ступни ног сложены вместе и прибиты одним гвоздем. В православном же распятии каждая нога Спасителя пригвождена отдельно своим гвоздем, а всего изображено четыре гвоздя.

Канон изображения православного распятия был утвержден еще в 692 году Тульским собором и остается неизменным поныне. Конечно, православным верующим стоит использовать крестики, которые изготовлены в соответствии с православной традицией.

Надо сказать, что спор о том, каким должен быть христианский крест правильной формы – восьмиконечным или четырехконечным – шел давно. В частности, его вели православные верующие и старообрядцы.

По словам игумена Луки,
«в Православной Церкви от формы креста его святость никак не зависит, при условии, что православный крест сделан и освящен именно как христианский символ, а не изначально выполнен как знак, например, солнца или часть бытового орнамента или украшения».

Какая форма нательного крестика считается правильной в православии?

Православная церковь признает и четырехконечные, и шестиконечные, и восьмиконечные виды крестов (последние, с двумя дополнительными перегородками – наклоненной в левую сторону для ног и перекладиной в изголовье, используются чаще), с изображением распятого Спасителя или без него (однако такой символ не может быть 12-конечным или 16-конечным).

Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа. Также православный крест имеет надпись «Спаси и сохрани».

Католики также не придают большого значения форме креста, на католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя.

Почему в православии крестик называют нательным?

Поверх одежды носят кресты только священнослужители, а простые верующие не должны носить распятия напоказ, демонстрируя тем самым свою веру, ведь такое проявление гордыни не подобает христианам.

Также надо сказать, что православный нательный крестик может быть изготовлен из разных материалов – золота, серебра, меди, бронзы, дерева, кости, янтаря, украшен орнаментом или драгоценными камнями. Главное, он должен быть освящен.

Если вы купили его в церковной лавке, об этом можно не беспокоиться: там продают уже освященные кресты. К изделиям, приобретенным в ювелирных магазинах, это не относится, и такие крестики нужно будет освятить в храме. Во время этого обряда батюшка прочтет молитвы, призывающие защитить не только душу, но и тело верующего человека от злых сил.