Когда у вас открыто с десяток окон, переключаться между ними бывает неудобно. Однако всегда можно сделать работу чуть более комфортной.

Переключение клавишами

В операционных системах Windows существует специальное сочетание клавиш, позволяющее быстро переключаться между окнами. Это сочетание – Alt + Tab . Однако работает оно немного непривычно в сравнении с другими хоткейсами. Однократное нажатие данного сочетания будет перемещать вас между двумя последними активными окнами, а удерживая клавишу Alt и нажимая и отпуская клавишу табуляции можно последовательно выбрать любое из открытых окон. Для перехода в окно просто отпустите клавишу Alt.

Если окон открыто слишком много и вы случайно проскочили нужное, нажимая Tab, при зажатом Alt, то просто добавьте в сочетание зажатой клавишу Shift – в таком случае выбор активного окна среди отрытых будет осуществляться в обратную сторону.

Другой способ переключения между окнами с клавиатуры – это сочетание Win + Tab . В некоторых версиях Windows данные клавиши открывали трехмерный интерфейс выбора окна, а в Windows 10 они открывают так называемое «Представление задач» (для него также может иметься кнопка на Панели задач). Это представление показывает все открытые окна, нужное из которых можно просто выбрать при помощи мыши.

Также через «Представление задач» можно добавлять дополнительные виртуальные Рабочие столы и перебрасывать открытые окна между этими столами. В некоторых случаях это заметно облегчает работу – часть дел располагается на одном Рабочем столе, часть дел – на другом. Число виртуальных Рабочих столов может доходить до сотни.

Удобное расположение окон

Зачастую при работе неплохо бы иметь перед глазами сразу несколько окон. В таком случае встает вопрос их удобного расположения относительно друг друга. И вариант перекрытия одним окном другого здесь однозначно не подойдет. Windows позволяет быстро располагать окна на равные части экрана, разбив рабочую область на две части или четыре.

Просто курсором захватите окно приложения по его строке заголовка и потащите либо к краю экрана, либо в один из углов. Доведя курсор до края монитора, окно автоматически займет либо половину пространства (при поднесении в край), либо его четверть (при поднесении в угол). Для удобства – сразу же предлагается выбрать следующее активное окно, которое автоматически примет размеры для расположения рядом. Переключаться между такими окнами можно просто переводя курсор мыши, а зачастую в самом переключении просто нет необходимости – достаточно того, что нужная нам информация уже перед глазами.

Переключение между офисными документами

Если вы активно работаете с офисными документами в приложениях Microsoft Office, то вам может понравиться решение разработчиков по быстрому переходу между окнами. Работая с текстовым редактором Word, электронными таблицами Excel и презентациями PowerPoint, обратите на вкладку «Вид», где расположилась кнопка с названием «Перейти в другое окно». По нажатию на нее у вас откроется список открытых файлов в одноименном приложении. Просто кликните на название нужного, чтобы сделать его активным.

В принципе то же самое можно сделать на обычной Панели задач, кликнув на значок приложения. Но кого-то может отвлекать лишняя анимация в Windows, особенно если открытых окон действительно много. Поэтому «сухой» список с названиями открытых документов может оказаться более удобным.

Одним из наиболее распространенных советов будет совет «не думай». «Не думай об этом», «выкинь из головы» и прочие подобные рекомендации, несомненно, помогли бы нам изменить наше самочувствие, если бы наш мозг быстро и беспрекословно подчинялся столь простым инструкциям. Но, к сожалению, подобные высказывания не содержат в себе рецепта того, как конкретно надо поступать, что конкретно сделать, чтобы уменьшить непрекращающийся поток навязчивых мыслей. Сегодня мы можем заняться восполнением этого пробела. Помимо возможности более полноценной регуляции деятельности своего сознания дополнительным эффектом этого упражнения является возможность научиться засыпать в любое время и в любом месте по собственному желанию.

Но прежде, чем перейти к технической процедуре выполнения этого упражнения, необходимо дать некоторые разъяснения теоретического характера для более точного понимания механизма воздействия данной методики.

Если условно выделить два ведущих процесса, которые доминируют в сознании, то этими процессами будут мышление и восприятие. Причем они антагонистичны. Чем больше ресурсов, энергии (в научном, а не эзотерическом понимании этого слова) забирает, «оттягивает» на себя мышление, тем меньший объем сознания занимает восприятие. Это можно сравнить с бюджетом страны: если кому-то дали больше средств, неизбежно (при ограниченном количестве этих средств) кому-то достанется меньше. Так же и у организма: если мы о чем-то глубоко задумались, то восприятие существенно сокращает свое представительство в сознании. Вспомните ситуации, когда вы о чем-то напряженно думали. Сосредоточившись на своих мыслях, постепенно перестаешь замечать посторонние звуки, детали окружения и большую часть ощущений собственного тела. Иногда, остановив свой взгляд на одной «точке», мы перестаем замечать происходящее вокруг нас, а порой не видим и самой «точки», несмотря на то что наши глаза по-прежнему открыты. Наш взор обращен «вовнутрь», в таких ситуациях в нашем сознании царствует мышление.

Иногда, чаще всего спонтанно, восприятие «добивается» кратковременного превосходства. Это происходит в том случае, если вы очарованы какой-то мелодией, в восхищении обозреваете открывшийся вам с вершины холма вид, наблюдаете за красивейшим закатом солнца либо же вы медленно погрузились в теплую ванну и чувствуете, как расслабляется ваше тело. В этот момент мысли отступили, их вытеснила сенсорная информация, т. е. воспринятое вашими органами чувств, проще говоря - восприятие.

Отсюда следует один очень важный вывод, который лежит в основе нашего упражнения. Он таков: заполняя сознание восприятием, мы можем уменьшить объем мышления пропорционально тому, насколько нам удастся сосредоточиться на процессе восприятия.

Приведем пример того, как этот психофизиологический закон работает в повседневной жизни. Заодно это будет пример того, как незнание функционирования собственной психики может обернуться крупными неприятностями. Примером нам послужит игра в «наперсток». Ее технические исполнители, чаще всего бойкие молодые люди, которых мы и по сей день можем встретить на улицах наших городов, наверное, и не подозревают о тех тонких психофизиологических механизмах, которыми они пользуются. Скорее всего, они знают лишь процедуру, технический набор действий. Итак, проанализируем, что происходит в процессе подобной игры, чтобы понять, почему же порой неглупые и рачительные люди добровольно расстаются с крупными суммами денег и другими ценностями, совершают явно необдуманные поступки.

С реальным миром материальных объектов и физических явлений мы контактируем только одним способом - с помощью восприятия - т. е. с помощью органов чувств. Рассмотрим, к примеру, орган зрения. На сетчатку глаза, проходя через отверстие зрачка и преломляясь хрусталиком, падает поток света. Отдельно взятая частица этого потока, фотон, попадая на определенную светочувствительную клетку (если помните со школы, «палочки» и «колбочки», массы которых выстилают глазное дно), приводит к химической реакции внутри этой клетки, которая, в свою очередь, формирует нервный импульс. Поток импульсации от всех клеток сетчатки устремляется по нервным проводниковым путям в затылочную область коры головного мозга, где и подвергается «анализу». Отсюда можно выделить «рецепторы» - то, что воспринимает информацию, «проводниковые пути» - то, посредством чего эта информация транспортируется, и «анализаторы» - то, где полученная информация подвергается обработке и анализу.

В процессе игры в «наперсток» осуществляется «загрузка» восприятия. После того как человек начал играть, подчинившись ра-зоженной аферистами эмоции азарта и ощущению возможного легкого выигрыша, в работу вступает психофизиологический механизм загрузки сознания восприятием. В первую очередь активно начинает эксплуатироваться зрительный канал восприятия, наиболее значимый для большинства людей. Порядка 70-80 % сознательного внимания человека, принявшего участие в «игре», направляется на отслеживание перемещения наперстков (стаканов, карт и других предметов). Одновременно с этим идет активное задействование слухового канала восприятия. Те, кто наблюдал за подобными «играми», могут вспомнить, что «ведущий», обычно активный молодой человек, все время что-то говорит. Причем на первый взгляд эти слова - какой-то «детский лепет», фразы типа: «Закручу-заверчу, всех запутать хочу» и тому подобные «шутки-прибаутки». На самом деле это очень важный компонент загрузки сознания, «догружающий» его еще на 15-20 %. И чтобы окончательно «загрузить» и даже «перегрузить» сознание сенсорной информацией, задействуется условно выделяемый кинестетический канал восприятия (осязание, проприоцептивная рецепция, температурная чувствительность и т. д.). Человек ощущает положение своего тела в пространстве, температуру окружающего воздуха открытыми участками кожи, контакт кожи с одеждой и т. п. Чтобы усилить поток информации, идущий от тела, существует «группа поддержки» - несколько человек, которые активно крутятся, толкаются и трутся в прямом смысле этих слов вокруг «жертвы» этих манипуляций. В итоге количество сенсорной информации переходит в качество - хоть вешай табличку «все ушли на фронт» - в момент, когда необходимо совершить сознательный, обдуманный выбор - расставаться ли с деньгами или уйти, думать, по сути, некому, точнее нечему. Перегруженная сенсорной информацией голова действует необдуманно во всех смыслах слова, подчиняясь эмоции азарта. Интеллект на этом этапе уже не играет существенной роли, поскольку задействовать осознанное мышление весьма проблематично.

Это был пример того, как механизм загрузки сознания восприятием может быть использован против наших интересов при мани-пулятивном воздействии извне. При осознанном использовании подобный механизм может работать нам на благо, ибо именно с его помощью мы сможем последовать совету «меньше думать».

Обсуждаемый нами психофизиологический механизм представляет собой научные основы медитации. В основе большинства медитативных практик лежит процесс созерцания. Созерцание же, используя научную терминологию, является безоценочным (дескриптивным) восприятием. Индиец, сидящий в позе лотоса и смотрящий на одноименный цветок, занят именно восприятием данного цветка, а не оценкой его красоты или формы. Именно привычка европейцев и других представителей западной цивилизации почти автоматически обдумывать и оценивать воспринятое чаще всего мешает им овладеть медитацией. Конечно, культурно-историческая среда с самого детства формирует у жителя Востока особое отношение к восприятию. Так, например, «наш человек», если он не имеет специальных знаний и подготовки, попав в Японии в дзен-буддистский «сад камней», будет в первую очередь думать, что это за камни и зачем они здесь так расставлены. Рациональная позиция представителя западной цивилизации толкает его, в силу сложившегося стереотипа, к обдумыванию всего и вся. Привычка постоянно о чем-нибудь думать - «мысленная жвачка» - вырабатывается с самого детства и постоянно стимулируется в последующем. И уже не важно, полезно ли нам думать в этот момент или даже вредно, мысли продолжают неотвязно присутствовать в сознании.

Принято считать, что смотрение на текущую воду и языки пламени успокаивает. Попробуйте на собственном опыте проверить эти утверждения. Выйдите на берег реки или моря и посмотрите на волны. Волны успокоят вас только в одном случае - если у вас нет ни одной претензии ни к одной из волн, если вы готовы принять их все такими, какие они есть, не оценивая их, а лишь безучастно наблюдая за ними.

Оценка выводит сознание из безучастного состояния, из состояния равновесия и стабильности, и провоцирует эмоциональный отклик. Положительными будут спровоцированные оценкой эмоции или отрицательными, они в любом случае выведут сознание из состояния баланса и стабильности.

Вы можете беспробудно спать, невзирая на работающий телевизор, и просыпаться, едва заслышав его отзвуки за стенкой. Стук колес поезда многих убаюкивает, но такой же ритмичный стук соседей в стенку вряд ли вас усыпит. Дело в том, что подспудно доминирует определенная оценка: колесам стучать можно, это даже хорошо - значит, мы не стоим, а следовательно, не опаздываем, а вот стучать ночью в стенку «абсолютно недопустимо».

К дыханию надо отнестись как к объекту восприятия. Три параметра позволят нам, как якорями, «зацепиться» за восприятие. Эти параметры: движение грудной клетки, прохождение воздуха через воздухоносные пути и звук дыхания.

В течение 5-10 минут сосредоточивайте все свое сознательное внимание на этих трех параметрах. Отслеживайте их, но не оценивайте свое дыхание!

Первоначально посторонние звуки, не относящиеся напрямую к дыханию телесные ощущения (например, собственное сердцебиение), а главное - мысли, будут отвлекать вас ежесекундно и, соответственно, сбивать с необходимого сосредоточения внимания на восприятии. Однако не сдавайтесь! Если вы будете терпеливы и последовательны, то через определенное время количество перейдет в качество. Постепенно начнут появляться (и будут удлиняться) периоды спокойного состояния, некоего душевного равновесия и гармоничного баланса. Сначала на одну секунду, затем через какое-то время на две, три, пять секунд вы сможете оставаться в этом состоянии. Через полтора-два месяца регулярных занятий вы сможете достигать этого состояния произвольно и без больших усилий (лишь сосредоточившись на процедуре выполнения упражнения). Но регулярность выполнения этого упражнения - необходимая «плата» за формирование прочного и качественного навыка его использования. Это упражнение необходимо делать минимум 4-5 раз в день по 5-10 минут в течение первых двух месяцев.

Правильность выполнения одного подхода вы вполне сможете определить самостоятельно, оценив его по конечному результату. Если вам удалось успокоиться и расслабиться или же погрузиться в дремоту, значит, этот подход вы засчитываете, если нет, то продолжаете снова, с учетом сделанных ошибок. Поэтому первые подходы могут занимать не 5-10 минут, а даже час и более. Но не огорчайтесь, с последующими выполненными подходами время будет сокращаться.

Одна дзенская притча великолепно демонстрирует эффективные возможности переключения внимания с мышления на восприятие. Но, прежде чем включить ее в книгу, нас, авторов, долго терзали сомнения. Вроде книга с позитивным замыслом, а тут такой, довольно яркий, но в то же время печальный пример. И в итоге, после утомительных размышлений, мы решились. А убедило нас в этом вот что: нет ничего более действенного для раскрытия потенциала человека, чем экстремальная ситуация. Но мы против того, чтобы вы, читатели, испытывали такие переживания для обретения новых психологических возможностей. Лучше в комфортных и безопасных условиях почитайте, посмотрите со стороны: эффективность научения через наблюдение еще никто не отменял. И именно поэтому притче нашлось место на страницах данной книги.

Притча

Как-то, идя по полю, человек встретился с тигром. Он побежал, тигр - за ним. Добежав до края пропасти, он ухватился за корни дикой виноградной лозы и повис над бездной. Тигр начал обнюхивать его сверху. Дрожа от страха, бедняга посмотрел вниз: там, далеко внизу, его поджидал другой тигр. Только лоза пока удерживала его.

Две мыши, черная и белая, начали потихоньку подгрызать корни лозы. Рядом с собой человек вдруг заметил спелую сочную землянику. Держась одной рукой за лозу, другой он сорвал ягоду. Как она была вкусна!

Остановка мыслей

Те негативные эмоции, тот информационный стресс, который испытывает человек, он же сам и вызывает при помощи так называемого внутреннего негативного саморазговора. Негативный саморазговор - это отрицательные оценки действий, поступков человека и его самого в целом, а также негативные прогнозы на будущее. Внутренний негативный саморазговор, как правило, не осознается. Он представляет собой поток мыслей, «наращивающий» дискомфорт. Для того чтобы прекратить этот разрушительный процесс, необходимо использовать технику остановки мыслей.

Техника существует в трех вариантах. Наиболее просты в освоении и практическом использовании варианты № 2 и 3.

Эффективность техник определяется тем, что во время их правильного выполнения вы будете смещать фокус своего внимания с потока негативных мыслей, тем самым разбивая их ход и нормализуя свое эмоциональное состояние.

Вариант № 1
  • Сосредоточьтесь на потоке мыслей, которые проходят в данную минуту, т. е. осознайте их. (При этом можно, если позволяет ситуация, закрыть глаза.)
  • Мысленно, довольно жестко, скажите «стоп» и остановите поток мыслей. (Вместо слова «стоп» можно использовать представление равнозначных по эффекту зрительных символов, например знак «стоп» или шлагбаум.)
Вариант № 2
  • Переместите фокус внимания вовне, т. е. направьте его на внешние объекты, звуки, ощущения.
  • Перемещая внимание, перечислите все, что воспринимаете, по-принципу «Что вижу - о том пою»:
    • Я вижу…
    • Я слышу…
    • Я ощущаю…

Иными словами, просто «отпустите» свое внимание, в режиме свободного полета созерцайте окружающий мир во всем его многообразии красок, форм, звуков, запахов и ощущений.

Вариант № 3

Представляет собой модификацию варианта № 2. Отличается от него тем, что вы выбираете один какой-то внешний объект и подробно описываете его. При этом необходимо стремиться к безоценочным высказываниям: мысленно описывая объект, указывайте только то, что действительно у него есть, а не является вашими домыслами.

Например:

Правильно - «Компьютер. Монитор. Экран плоский. Корпус пластмассовый, белого цвета и т. д.».

Неправильно - «Компьютер. Дурацкий монитор! Всего 60 Гц! Разве можно на таком работать? И т. д.».

В примере, обозначенном как «неправильно», присутствует оценка. Все-таки присвоение монитору характеристики «дурацкий» является субъективным мнением. А любое оценочное суждение повышает риск формирования негативных эмоциональных переживаний и развития стресса. Но полностью избавить себя от оценок происходящего в окружающей действительности практически невозможно, для этого нужно быть дзен-буддийским монахом.

Для повышения толерантности к стресс-факторам достаточно использовать описанную технику и при ее выполнении стремиться к безоценочному констатированию воспринимаемого.

Приложение к технике переключения внимания

Приложение к технике переключения внимания, или история про то, как Масяня избавилась от депрессии

В известном компьютерном сериале «Масяня» есть один фильм, в котором героиня грустит. Грустит так, что ее друзья, Лохматый и Хрюндель, называют Масянино состояние просто - депрессия. Действительно, если проанализировать то, что происходит с Мася-ней, то очевидность признаков депрессии бесспорна. У Масяни настроение сниженное, что заметно окружающим, удовольствия Масяне то, что прежде радовало, не приносит, все внимание ее сосредоточено на мрачных аспектах жизни и аппетит у девушки пропал. Типичный «депрессняк». По сюжету неизвестно, что же вызвало у Масяни такое состояние: может, пережитое потрясение, может, экзистенциальный кризис, а может, сезонные колебания настроения проявились в такой форме. Но зато в фильме ярко показано, как ей удалось преодолеть свою депрессию. И в этом Масяне помогло использование техники переключения внимания. Возможно, Масяня и не знала, что практикует именно этот психологический прием, а применила его интуитивно. Однако то, что делала Масяня, полностью соответствует тому, о чем мы вам поведали. Что же сделала Масяня? Она отправилась к Финскому заливу, присела на камушек и продолжала печалиться. Но в какой-то миг ее внимание было привлечено движением волн. Она стала на них смотреть, т. е. переместила фокус своего внимания с депрессивных мыслей вовне - на воду, на перемещение волн. И таким образом разрушила поток удручающих мыслей и остановила негативный саморазговор, что вернуло ей жизнеутверждающее настроение. Механизм, поддерживавший депрессивные переживания, был остановлен. Вот так Масяне удалось избавиться от депрессии. Конечно, реальная жизнь не так проста, как жизнь анимационных героев. Но это не означает, что вы не можете успешно применять переключение внимания для того, чтобы преодолеть депрессивные переживания, вызванные стрессовыми факторами. Для этого практикуйте помимо этой техники и другие, о которых мы уже успели рассказать, и те, о которых расскажем на следующих страницах.

Пустая кушетка

Давно у нас не было пятнички! Ловите новый фильм! ...

> Научитесь управлять своим вниманием > Концентрация внимания: научитесь переключаться и распределять внимание

Концентрация внимания: научитесь переключаться и распределять внимание

Наше внимание имеет одну интересную особенность. Оно довольно часто переключается между объектами наших интересов. Этим процессом тоже можно и нужно уметь управлять. Немаловажной особенностью внимания является способность удерживать во внимании сразу несколько объектов и/или действий, и/или процессов.

Например, один человек легко переключается между разными видами деятельности, а другой не может осуществлять это настолько же быстро. Почему? Ему, возможно, нужно «настроиться», сосредоточиться. Естественно, что он теряет время. Такие ситуации сильно выбивают из колеи, отнимают много сил и энергии.

Приведем еще один пример. Один водитель может в процессе управления автомобилем не только «крутить баранку», но и говорить по необходимости по телефону, доставать и прикуривать сигарету. А другим это недоступно в силу того, что он не умеет, как говориться, сидеть на нескольких стульях сразу. Безусловно, в этом нет ничего плохого или ужасного. Но! Умение концентрироваться на разных объектах, задачах, проблемах помогает как в обычной повседневной жизни, так и на работе.

Поэтому эти навыки Вашего внимания нужно развивать.

Упражнения 6-й недели «Объекты внимания»

Первый этап упражнения – научиться концентрировать внимание на собственной личности. Важно в период выполнения практикума помнить о себе, понимать, что Вы из себя представляете. Что это значит?

Посмотрите в окно. Ваша задача прочувствовать всю ситуацию.

Вы стоите и смотрите в окно. Пропустите через себя свою персону, это окно, ощутите свое действие. Отметьте, каким образом расположены ваши руки и ноги относительно Вашего тела. Полностью сконцентрируйтесь на себе. Постарайтесь, как можно дольше удерживать это ощущение. Доведите его с помощью регулярных тренировок хотя бы до 5 минут.

Второй этап упражнения подразумевает те же самые действия, что и при выполнения первого этапа. Единственное, что теперь в Вашем сознании, в поле Вашего видения должен появиться второй объект. Это может быть, например, картина, монитор, машина и т.п.

Сконцентрировавшись на себе, Вы начинаете учиться переключать внимание с одного объекта на другой, причем полностью. Переключайте все Ваше внимание с одного предмета на другой, при этом задержав его на каждом объекте для начала несколько секунд. Ровно то количество времени, которое нужно для появления полной концентрации на объекте. Только после полной концентрации на чем-то одном переключайте внимание.

В процессе практикума мы рекомендуем постепенно сокращать время удержания Вашего внимания так, чтобы к концу упражнения Вы переключались между объектами с максимальной скоростью, не теряя прежнюю глубину концентрации. Постепенно Вы сможете переключаться между предметами, задачами более быстро и качественно.

Это сложное упражнение, и оно может длиться 2-3 минуты.

После проведения удачных тренировок, Вы можете усложнить выполнение практикума двумя способами:

1) добавьте еще несколько объектов. Важно только помнить, что увеличение нужно делать постепенно и пропорционально.

2) поменяйте качество объектов, на которых Вы концентрируетесь. Иначе говоря. Вы – это объект. Это одна качественная категория. А вот мысль, идея, зуд, цель, задача – совершенно другие.

Переключаться между объектами разных категорий еще сложнее, но такое умение приносит максимальную пользу в жизни.

Третий этап данного упражнения – это концентрация на некоторых свойствах объекта.

Это упражнение, как и предыдущее, также можно усложнить двумя способами: посредством увеличением количества объектов и изменением категории объекта.

У любого человека в жизни бывают случаи, когда нужно переключать свое внимание с одной деятельности на другую. Например, нужно идти на совещание и решать на нем разные вопросы, а за час до этого вы были участником семейного скандала, который до сих пор никак не выходит из головы. Знакомо? Два события рядом и оба важные. И как сохранить ясность сознания на совещании после всплеска эмоций?

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВОСПРИЯТИЯ

Уметь управлять своим вниманием важно и от умения управлять вниманием зависит качество жизни человека. Там где внимание, там и жизненная энергия. Чем шире охват внимания, тем больше возможностей имеет человек.

О значимости внимания можно продолжать до бесконечности. Разберем то, как можно научиться быстро переключать внимание между разными видами деятельности.

Если условно выделить два ведущих процесса, которые доминируют в сознании, то этими процессами будут мышление и восприятие. Причем они антагонистичны. Чем больше ресурсов, энергии (в научном, а не эзотерическом понимании этого слова) забирает, «оттягивает» на себя мышление, тем меньший объем сознания занимает восприятие. Это можно сравнить с бюджетом страны: если кому-то дали больше средств, неизбежно (при ограниченном количестве этих средств) кому-то достанется меньше.

Так же и у организма: если мы о чем-то глубоко задумались, то восприятие существенно сокращает свое представительство в сознании. Вспомните ситуации, когда вы о чем-то напряженно думали. Сосредоточившись на своих мыслях, постепенно перестаешь замечать посторонние звуки, детали окружения и большую часть ощущений собственного тела. Иногда, остановив свой взгляд на одной «точке», мы перестаем замечать происходящее вокруг нас, а порой не видим и самой «точки», несмотря на то что наши глаза по-прежнему открыты. Наш взор обращен «вовнутрь», в таких ситуациях в нашем сознании царствует мышление.

Иногда, чаще всего спонтанно, восприятие «добивается» кратковременного превосходства. Это происходит в том случае, если вы очарованы какой-то мелодией, в восхищении обозреваете открывшийся вам с вершины холма вид, наблюдаете за красивейшим закатом солнца либо же вы медленно погрузились в теплую ванну и чувствуете, как расслабляется ваше тело. В этот момент мысли отступили, их вытеснила сенсорная информация, т. е. воспринятое вашими органами чувств, проще говоря – восприятие.

Отсюда следует один очень важный вывод. Он таков: заполняя сознание восприятием, мы можем уменьшить объем мышления пропорционально тому, насколько нам удастся сосредоточиться на процессе восприятия.

Приведем пример того, как этот психофизиологический закон работает в повседневной жизни. Заодно это будет пример того, как незнание функционирования собственной психики может обернуться крупными неприятностями. Примером нам послужит игра в «наперсток». Ее технические исполнители, чаще всего бойкие молодые люди, которых мы и по сей день можем встретить на улицах наших городов, наверное, и не подозревают о тех тонких психофизиологических механизмах, которыми они пользуются.

Скорее всего, они знают лишь процедуру, технический набор действий. Итак, проанализируем, что происходит в процессе подобной игры, чтобы понять, почему же порой неглупые и рачительные люди добровольно расстаются с крупными суммами денег и другими ценностями, совершают явно необдуманные поступки.

С реальным миром материальных объектов и физических явлений мы контактируем только одним способом – с помощью восприятия – т. е. с помощью органов чувств. Рассмотрим, к примеру, орган зрения. На сетчатку глаза, проходя через отверстие зрачка и преломляясь хрусталиком, падает поток света. Отдельно взятая частица этого потока, фотон, попадая на определенную светочувствительную клетку (если помните со школы, «палочки» и «колбочки», массы которых выстилают глазное дно), приводит к химической реакции внутри этой клетки, которая, в свою очередь, формирует нервный импульс.

Поток импульсации от всех клеток сетчатки устремляется по нервным проводниковым путям в затылочную область коры головного мозга, где и подвергается «анализу». Отсюда можно выделить «рецепторы» – то, что воспринимает информацию, «проводниковые пути» – то, посредством чего эта информация транспортируется, и «анализаторы» – то, где полученная информация подвергается обработке и анализу.

В процессе игры в «наперсток» осуществляется «загрузка» восприятия. После того как человек начал играть, подчинившись ра-зоженной аферистами эмоции азарта и ощущению возможного легкого выигрыша, в работу вступает психофизиологический механизм загрузки сознания восприятием. В первую очередь активно начинает эксплуатироваться зрительный канал восприятия, наиболее значимый для большинства людей. Порядка 70–80 % сознательного внимания человека, принявшего участие в «игре», направляется на отслеживание перемещения наперстков (стаканов, карт и других предметов).

Одновременно с этим идет активное задействование слухового канала восприятия. Те, кто наблюдал за подобными «играми», могут вспомнить, что «ведущий», обычно активный молодой человек, все время что-то говорит. Причем на первый взгляд эти слова – какой-то «детский лепет», фразы типа: «Закручу-заверчу, всех запутать хочу» и тому подобные «шутки-прибаутки». На самом деле это очень важный компонент загрузки сознания, «догружающий» его еще на 15–20 %. И чтобы окончательно «загрузить» и даже «перегрузить» сознание сенсорной информацией, задействуется условно выделяемый кинестетический канал восприятия (осязание, проприоцептивная рецепция, температурная чувствительность и т. д.).

Человек ощущает положение своего тела в пространстве, температуру окружающего воздуха открытыми участками кожи, контакт кожи с одеждой и т. п. Чтобы усилить поток информации, идущий от тела, существует «группа поддержки» – несколько человек, которые активно крутятся, толкаются и трутся в прямом смысле этих слов вокруг «жертвы» этих манипуляций.

В итоге количество сенсорной информации переходит в качество – хоть вешай табличку «все ушли на фронт» – в момент, когда необходимо совершить сознательный, обдуманный выбор – расставаться ли с деньгами или уйти, думать, по сути, некому, точнее нечему. Перегруженная сенсорной информацией голова действует необдуманно во всех смыслах слова, подчиняясь эмоции азарта. Интеллект на этом этапе уже не играет существенной роли, поскольку задействовать осознанное мышление весьма проблематично.

Это был пример того, как механизм загрузки сознания восприятием может быть использован против наших интересов при мани-пулятивном воздействии извне. При осознанном использовании подобный механизм может работать нам на благо, ибо именно с его помощью мы сможем последовать совету «меньше думать».

КАК БЫСТРО ПЕРЕКЛЮЧАТЬ СВОЕ ВНИМАНИЕ

У гештальт-терапевтов есть такое выражение «будь с этим». Это означает не бороться с теми эмоциями и мыслями, которые все время идут по кругу, а позволить им просто быть, отпустить процесс. И следующее – это придать важности тому, что происходит именно сейчас, находиться в текущем моменте и решать текущие задачи.

Замечу, что важность текущего момента не должна зашкаливать. Если придать сверх много важности, тогда она начнет работать во вред.

Если брать пример с совещанием, то необходимо позволить эмоциям и мыслям о скандале быть, и при этом придать важности совещанию, на котором вы находитесь. После совещания вы сможете опять вернуться эмоционально и мысленно к скандалу, но именно сейчас идет совещание и это важно сейчас .

И это работает с любой деятельностью. Например, важно быть полностью и телом, и мыслями, и эмоциями на свидании, при подписании договоров, на экзамене и т.д. Все остальное уже случилось или к нему можно будет вернуться позже. Но всегда важно только то, что происходит именно сейчас.

Также необходимо отдаваться любому процессу полностью и понимать, где начинается один процесс и заканчивается другой. Отдаться полностью – это, например, отключить телефон или отложить в сторону все посторонние вещи, которые никак не связаны с текущим процессом и могут отвлекать. Понимать, где начинается и заканчивается процесс – например, у собрания есть установленное время начала и конца собрания, все остальное время – это другие процессы, у скандала есть начало и конец.

Если сложно определить начало и конец события, тогда обратите внимание, где находится физическое тело и что находится радом с физическим телом. Например, если сейчас рядом или по телефону (скайпу и т.д) нет тех людей, которые были на совещании, то сейчас идет какой-то другой процесс, деятельность, но не совещание.

Таким образом, чтобы быстро переключить внимание, необходимо:
1) Если мысли и эмоции вас отвлекают, мешают сосредоточиться и не дают переключить внимание, позвольте этому быть. Просто отпустите контроль.
2) Придайте значение «важно» тому, что происходит именно сейчас или тому, чем в самом скором времени необходимо будет заняться.

И отдавать себе отчет о том, какой именно процесс (деятельность) идет именно сейчас и где его границы.

Обычно такой способ переключения внимания осваивается довольно быстро и легко. Результаты великолепны.

Психотерапевт Ушакова Юлия Николаевна

Человек не может постоянно работать на своей предельной мощности. Энергия его падает, сил становится меньше и концентрация внимания уменьшается. Для того чтобы мы могли работать продуктивно, то должны время от времени заниматься переключением внимания.

Определение

Все люди сталкивались с тем, что утром они могут хорошо концентрироваться на решении сложных задач, а к вечеру это становится делать проблематично. Почему? Человек расходует свои силы на принятие всевозможных бытовых решений и по этой причине к вечеру у него нет ни сил, ни желания заниматься чем-то важным. Восстановить энергию помогает переключение внимания. Простая методика дает хорошие результаты, если ей овладеть в совершенстве. Мозг не будет сильно уставать, если он не работает все время на износ.

Умный человек через каждые 2 часа продуктивной деятельности делает перерыв. Причем в свободное время он не сидит за компьютером, а выходит подышать воздухом, занимается физкультурой или же заваривает кофе. Смена деятельности - это лучший способ переключения внимания. Но не всегда есть возможность выйти из-за стола и прогуляться. Порой приходится быстро менять сектор своих задач и концентрироваться на каждой из них. Как быть в такой ситуации?

Виды

Переключение внимания бывает двух видов:

  1. Преднамеренное. В этом случае человек волевым усилием заставляет себя перенести внимание с одной задачи на другую. Наглядный пример: переключение между несколькими проектами часто можно увидеть в любом офисе. Да и дома люди нередко работают в режиме многозадачности. Например, девушка может мыть посуду и разговаривать в это время по телефону. Подобное постоянное переключение внимания будет снижать эффективность каждого из отдельно взятых дел, если персона, их выполняющая, не обладает этим быстрым навыком.
  2. Непреднамеренное. Отвлекающие факторы сопровождают человека на протяжении всего дня. Он может усиленно заниматься работой, но телефонный звонок выбьет человека из состояния глубокого мышления. Оповещение социальных сетей не дают сосредоточиться на каком-то занятии дольше 30 минут. Радио или телевизор, которые играют фоном, поглощают внимание, даже если он этого не осознает.

Как определить свою работоспособность?

Переключение внимания и распределение его между задачами - полезный навык. Но прежде чем делать упражнения, человек должен понять свою исходную точку. У каждого индивида свой ритм жизни и сфера деятельности. Кому-то требуется сильная концентрация, а кто-то может работать на автомате. Как же определить объем своего внимания и его расход за день? Утром, сразу после того как проснетесь, сядьте за стол и начните писать любую цифру или букву. Рисуйте ряд до тех пор, пока не собьетесь. Подсчитайте результат. Например, у вас получилось 16 цифр. Тот же тест нужно проделывать в течение дня. Напишите ряд чисел ближе к обеду, а затем вечером. Посмотрев на результат, вам станет ясно, в какие отрезки времени вам нужно будет отвлекаться, снимать умственное напряжение, чтобы опять ринуться в бой.

Чтение двух книг одновременно

Методика переключения внимания заключается в том, чтобы натренировать сознание на осознанную и быструю смену деятельности без потери когнитивных функций. Как можно добиться хорошего результата? Вам нужно ежедневно практиковать простое упражнение. Возьмите две книги одинакового формата и схожего содержания. Например, это могут быть детективы. Отведите час и приступайте к чтению. Читать нужно попеременно обе книги одновременно. Закончив одну страницу в первом детективе, сразу переходите на второй. Концентрироваться нужно на каждой книге. По истечении часа вам следует сделать тест. Напишите содержание прочитанного из первой книги, а затем из второй. На первых порах задача будет казаться очень сложной, да и проверить вы себя сможете с трудом. Поэтому ничего страшного не произойдет, если вы перечитаете текст еще раз нормальным способом. Через полгода тренировок вы сможете менять свою деятельность быстро и без потери концентрации внимания.

Внимание на эмоции

Переключение и устойчивость внимания нужна не только для того, чтобы справляться с рабочими моментами. Человек - эмоциональное существо. По этой причине не всегда удается совладать с собой. Если вы хотите стать более сдержанным, вам нужно научиться переключать внимание с того, что вас обижает, на что-то другое. Например, в порыве гнева попробуйте представить свое чувство. Мысленно окиньте взглядом тело и подумайте, где именно у вас скоплен гнев. Придумайте для него форму. Это может быть облако или же какой-то зверь. Мысленно вам нужно выпустить гнев наружу. Простое сосредоточение и отвлечение внимания позволяет человеку быстро остыть и не сорваться на своем ближнем. Практиковать такую методику можно не только с отрицательными, но и с положительными эмоциями. Порой радость, гордость или хорошее предчувствие мешают работать не меньше, чем горе.

Медитация

Распределение, переключение и объем внимания меняется в зависимости от того, насколько человека интересует то, что происходит вокруг. Возможно, вы встречали на улице своего друга, который прошел мимо, даже не поздоровавшись. Когда вы окликнули приятеля, тот сказал, что задумался. Внимание человека может быть сосредоточенно или внутрь него, именно в таком положении человек думает, или же наружу, тогда личность ощущает, что происходит рядом с ней. Концентрировать внимание и на том, и на другом сложно. По этой причине, переключить сознание может помочь простая медитация. Не нужно садиться в позу лотоса для того, чтобы очистить сознание. Достаточно сосредоточиться на своем дыхании. Лишние мысли уйдут из головы, а в ней останется подобие вакуума. В этом состоянии человек может садиться работать и достигать наивысшей концентрации внимания.

Внимание на окружение

Хотите научиться менять свою деятельность без потери концентрации? Свойство переключения внимания заключаются в том, что человек может сделать все, что захочет, но для этого ему потребуется прилагать неимоверные усилия. Если же навык переключения натренирован, то быстро менять сферу деятельности будет легко. Одна из простых практик напоминает медитацию. Вы должны в момент, когда решили сменить занятие, отвлечься и сосредоточиться на окружающем вас пространстве. Спросите себя:

  1. Вижу. Что вы видите. Не меняя угла зрения, перечислите про себя все предметы и объекты, попадающие в зону видимости.
  2. Слышу. Сосредоточьтесь на звуках, долетающих до ваших ушей. Это могут быть обрывки разговора, гудение компьютера или холодильника, звук работающего телевизора или детский смех.
  3. Ощущаю. Постарайтесь понять, что вы ощущаете. Возможно, вам тепло, холодно или жарко. Может быть, вы хотите пить или есть. Дайте себя полный отчет об ощущениях.