Цель посещения

Структура урока:

Новое д/з (3 мин.).

Просмотр содержимого документа
«Отчет-отзыв о взаимопосещении урока математики.»

Отчет-отзыв о взаимопосещении урока математики.

Дата посещения 17.11.2016

Класс 3 «Б» количество учеников 13 человек

Урок ведет преподаватель Рыбкина И. А.

Посетила Мишечкина С. А.

Тема урока Увеличить в несколько раз

Цель посещения обмен опытом проведения уроков

Структура урока: урок состоял из традиционных элементов:

Орг. момент, включая все необходимое: приветствие, проверка готовности к уроку, дисциплина, озвучивание темы, соответствующей рабочей программе и календарному плану, целей урока. (4мин);

Проверка д/з (7 мин.) в письменной и устной форме;

Повторение изученного материала учащимися (29 мин.): работа как индивидуально, так и с учениками у доски;

Выставление и обоснование оценок за работу на уроке (2 мин.);

Новое д/з (3 мин.).

17 ноября мною был посещен урок математики в 3 классе. По посещенному уроку был составлен анализ.

Урок был организованным, дисциплина на уроке хорошая. На уроке присутствовали различные формы работы. Рабочее место учителя и ученика было рационально организованным. В начале урока была проведена интересная разминка, что способствовало более быстрому включению детей в урок, повышению интереса к уроку. Для того чтобы у учащихся появился интерес к уроку, чтобы мобилизовать внимание всего класса, было прочитано стихотворение. Цели урока определялись совместно с детьми.Основныезадачи урока были сформулированы педагогом четко и ясно. Учитель показывает примеры чётко и доступно, объясняя важные для понимания учениками моменты, учитель указывает и исправляет ошибки в процессе выполнения упражнений учащимися. Правильно подобранные упражнения по уровням сложности позволяют наращивать сложность по мере усвоения материала. Учащиеся к занятиям относятся с большим энтузиазмом и охотно выполняют задания в тетрадях.

Учитель относится к детям с уважением, пониманием, соблюдает тактичность. Урок проводился согласно программе. Для урока были характерны моменты молчания, замешательства, паузы, т.к. некоторые ученики не были готовы к уроку, не имели домашнего задания.

В ходе урока учителю все же удалось наладить контакт с детьми, создать необходимую обстановку, задействовать весь класс в процесс обучения, контролируя работу каждого ученика.

Во время урока учитель привлекает внимание учеников, задавая вопросы, чаще выходит на уровень диалога с учениками. Методы обучения и воспитания достаточно результативны, не сложны, скоординированы. В процессе урока учитель исправляет ошибки, в случаях затруднений делает подсказки. Учитель придерживается дидактических принципов обучения и воспитания: активности, наглядности обучения, систематичности, последовательности, доступности. Привлекает детей к анализу выполненных заданий, самооценке

В заключительной части урока закрепление основных моментов, рефлексия. Проводится подведение итогов урока, дается домашнее задание.

Учитель был в полной мере подготовлен к уроку.

Цель посещения урока достигнута в полном объеме, получен опыт проведения такого типа урока.

Общие впечатления от урока:

Учитель уверенно и настойчиво требует выполнений задач урока. Он умело держится перед классом. К детям относится с уважением, соблюдает тактичность. Взаимоотношения детей с учителем хорошие. Он дает указания детям правильно, его речь четкая и ясная. К отдельным ученикам применяет индивидуальный подход.

Выводы и замечания:

Урок был построен в соответствии с требованиями к современному уроку:

    Урок был четким, целенаправленным (средства обучения соответствовали цели).

    Полного управления процессом обучения на уроке добиться удалось сразу.

    Урок носил комплексный характер: на уроке были использованы устные и письменные формы работы.

    Урок был построен логично и был познавательным.

    Урок носил обязательную коммуникативную направленность.

    На уроке присутствовало единство обучающей и контролирующей функций, что дает возможность учителю анализировать свою деятельность и деятельность учащихся на уроке.

10 Дифференцированный подход к организации деятельности учащихся, учитывая их различную подготовку.

Структура урока отражала все вышеуказанные принципы.

Преподаватель, посетивший занятие:

/ Мишечкина Светлана Александровна

Лист наблюдения урока.

Джаныбекова Бибигуль Наримановна

СКО, г.Сергеевка, район Шал акына

КГУ «СШ имени Героя Социалистического Труда Е. Шайкина»

В современных условиях работы школы, становится все труднее и труднее выполнять нашу благородную миссию – обучение и воспитание. И не потому, что учителя стали меньше любить свой предмет…

Учитель – это индивидуальность. Результат его работы зависит как от объективных причин, условий, так и от его индивидуального стиля деятельности. Каждый учитель работает в том или ином стиле, исходя из своих индивидуальных особенностей. И эти особенности администрация школы должна знать. Четкое представление о каждом учителе можно составить по многим параметрам. Важным элементом является контроль, способствующий повышению качества образовательно-воспитательного процесса. Функция контроля имеет определенную систему и последовательность операций и действий. Одной из них является – это посещение уроков с его последующим анализом. В современной школе урок – основная форма организации учебного процесса.

Вот уже, который год, посещая уроки своих коллег, использую вопросы и шкалу, которая помогает мне при работе. Вниманию коллег предлагаю «Лист наблюдения урока», вопросы по деятельности учителя можно вносить в таблицу (приложение №2) или использовать при заполнении шкалы (приложение №1 вопросы из листа наблюдения приложение №2) в данном случае выбор за вами.

Лист наблюдения урока

Дата:

Класс:

Количество учащихся по списку:

Количество учащихся на уроке:

Предмет:

Ф.И.О. учителя:

Тема урока:

Цель посещения урока:

Приложение №1

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Приложение №2

Деятельность учителя

Оцен

ка

Замечания, пожелания

1.Психологический режим:

А) мобилизационное начало урока;

Б) эмоциональный настрой;

В) дисциплина;

Г) проверка домашнего задания

2. Постановка перед учащимися цели и задачи их деятельности, её мобилизирующая роль в активности мыслительной деятельности учащихся:

А) при проверке домашнего задания;

Б) в объяснении нового материала;

В) при закреплении.

3.Знание учителем теоретических основ:

А) соответствует программным требованиям;

Б) соответствует задачам урока;

В) в рамках учебного материала;

Г) использование дополнительного,

энциклопедического материала.

4. Оптимально избранная структура урока и темп его проведения:

А) соответствие всех этапов урока;

Б) связь между этапами;

В) соответствие возрастным возможностям учащихся;

Г) занижен;

Д) завышен.

5. Содержание урока:

А) объем;

Б) доступность;

В) научность;

Г) межпредметная связь;

Д) сложность;

Е) логичность;

Ж) стройность;

6. Оптимально выбранные методы:

А) словесные;

Б) наглядные примеры;

В) методы самостоятельной работы;

Г) другие методы.

7. Сочетание форм обучения на уроке:

А) общеклассная;

Б) групповая;

В) индивидуальная;

Г) коллективная.

8. Дифференцированный подход к

слабоуспевающим и наиболее подготовленным

учащимся:

А) при опросе;

Б) при сообщении нового материала;

В) при самостоятельной работе.

9. Рациональное использование времени,

отведенного на все этапы урока.

10. Организация внимания учащихся:

А) отбор дидактического материала;

Б) использование ИКТ

В) наглядные пособия в соответствии с целью урока

11. Контроль успеваемости учащихся.

Регулирование и коррекция знаний учащихся.

12. Приёмы стимулирования активности

учащихся.

13. Единство требований и воздействий

(преемственность).

14. Использование опыта учителей новаторов,

Использование новых педтехнологий.

15. Соблюдение принципов развивающего

обучения.

16. Система поощрений активности учащихся

на протяжении урока.

17. Педагогический такт:

А) учитель избегает прямых указаний;

Б) слабые места в ответах учащихся отмечаются тактично;

В) речь учителя свободна от насмешек;

Г) подбадривание учащихся, испытывающих трудности на уроке;

Д) с нарушителями дисциплины проведение индивидуальной работы после урока;

Ж) к вопросам учащихся учитель относится внимательно, с уважением.

18. Результативность урока (степень освоенности основных понятий).

19. Соответствие оценок

А) учитель объясняет её;

Б) учащиеся поощряются за конкретную работу, деятельность учащихся не остается без внимания.

20. Организация домашнего задания:

А) инструктаж по подготовке Д/З

Б) задание на повторение;

В) индивидуальное;

Г) соответствие содержанию урока;

Д) имеет место перегрузка.

21. Характер общения:

А) доброжелательный;

В) присутствуют элементы нервозности, раздражения.

22. Система письменных и устных работ

23. Итог урока.

24. Выводы урока:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прежде всего, стараюсь контроль использовать демократический (право выбора форм и содержания контроля), неразрушающий (цель контроля не создание худших условий для работы и не преследование контролем, а использование контрольно-диагностической деятельности в целях создания продуктивной, профессиональной среды и повышения качества работы, творчества), стимулирующий (использование контроля для повышения мотивации), поддерживающий (выделять достоинства, возвышать и поддерживать специалистов в их поисках и достижениях), обучающий (именно обучать контролируемых, а не поучать их). Чтобы деятельность учителя была плодотворной.


Отчет-отзыв о взаимопосещении урока

Дата посещения 10.10

Класс 6 «А» количество учеников 14 человек

Урок по счету в этот день 6-й

Урок ведет преподаватель:

Посетила:

Тип урока комбинированный Форма проведения урок-практикум

Тема урока Закрепление пройденного материала. Отработка форм глаголов в Present Simple Tense

Цель посещения обмен опытом проведения уроков

Структура урока: урок состоял из традиционных элементов:

орг. момент, включая все необходимое: приветствие, проверка готовности к уроку, дисциплина, озвучивание темы, соответствующей рабочей программе и календарному плану , целей урока. (5мин);

проверка д/з (12 мин.) в письменной и устной форме;

закрепление пройденного материала учащимися (25 мин.): работа как индивидуально, так и с учениками у доски;

выставление и обоснование оценок за работу на уроке (1 мин.);

новое д/з (2 мин.).

УЧЕБНАЯ АТМОСФЕРА в классе (кабинете) способна переключить учащихся на предмет «иностранный язык ». Этому способствуют материалы, рассказывающие о стране изучаемого языка; воспроизводимая в перерыве в звукозаписи иноязычная речь; другие средства языковой среды соответствующим образом классная доска, таблицы, визуальная наглядность к уроку.

Основные задачи урока были сформулированы педагогом четко и ясно, громко. Учитель показывает примеры чётко и доступно, объясняя важные для понимания учениками моменты, учитель указывает и исправляет ошибки в процессе выполнения упражнений учащимися. Правильно подобранные упражнения по уровням сложности позволяют наращивать сложность по мере усвоения материала. Но учащиеся к занятиям не относятся с большим энтузиазмом и неохотно выполняют задания в тетрадях. Педагогу приходится отвлекаться для изменения поведения в классе, уговаривать учеников выйти к доске. Учитель задаёт вопросы, но ученики не всегда отвечают сами. Мало случаев, когда ученик начина­ет речь самостоятельно, для ответа на поставленный вопрос. Чаще разговаривают не по теме урока, отвлекая своих одноклассников.

Учитель относится к детям с уважением, пониманием (6 урок, дети устали), соблюдает тактичность. Урок проводился согласно программе. Для урока были характерны моменты молчания, за­мешательства, паузы, т. к. многие ученики не были готовы к уроку, не имели домашнего задания.

В ходе урока учителю все же удалось наладить контакт с детьми, создать необходимую обстановку, задействовать весь класс в процесс обучения, контролируя работу каждого ученика.

Во время урока учитель привлекает внимание учеников, задавая вопросы, иногда выходит на уровень диалога с учениками. Методы обучения и воспитания достаточно результативны, не сложны, скоординированы.. В процессе урока учитель исправляет ошибки, в случаях затруднений делает подсказки. Учитель придерживается дидактических принципов обучения и воспитания: активности, наглядности обучения, систематичности, последовательности, доступности. Привлекает детей к анализу выполненных заданий, самооценке.

Время от времени преподаватель акцентирует внимание учеников на каких-то важных фактах: «А вот здесь давайте поподробнее», «Это очень важно». Таким образом, он обращает внимание учеников на какие-то значимые, ключевые факты, являющиеся ключом к разрешению какого-либо вопроса, проблемы. Это способствует выработке у учащихся умению выделять главные мысли, существенные стороны изучаемого материала, учит их мыслить аналитически, составляя из отдельных эпизодов целостную картину.

В заключительной части урока закрепление основных моментов, рефлексия. Проводится подведение итогов урока, дается домашнее задание. Оценку дея­тельности учеников проводил сам учитель, ученики не были задействованы в про­верке работ у друг друга (при проверке д/з, текущих заданий урока). При стимулировании учащихся к активной деятельности учителем в большей мере использовались методы принуждения.

Учитель был в полной мере подготовлен к уроку.

Цель посещения урока достигнута в полном объеме, получен опыт проведения такого типа урока.

Общие впечатления от урока:

Учитель уверенно и настойчиво требует выполнений задач урока. Он умело держится перед классом, правда, не всегда владеет им. К детям относится с уважением, соблюдает тактичность. Взаимоотношения детей с учителем хорошие. Он дает указания детям правильно, его речь четкая и ясная. К отдельным ученикам применяет индивидуальный подход.

В процессе урока практически все задания учителя выполнены. В процессе урока выполнены образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Выводы и замечания:

Урок был построен в соответствии с требованиями к современному уроку:

    Урок преследовал три цели: практическую, воспитательную и развивающую. Урок был четким, целенаправленным (средства обучения соответствовали цели). Урок носил практический характер (ученики отрабатывали пройденный материал). Урок носил научный характер, ученики постигали материал в соответствии с признанными грамматическими, лексическими, фонетическими стандартами английского языка .

Полного управления процессом обучения на уроке добиться удалось не сразу.

Урок носил комплексный характер: на уроке были использованы устные и письменные

формы работы.

Урок был построен логично и был познавательным.

Урок носил обязательную коммуникативную направленность.

На уроке присутствовало единство обучающей и контролирующей функций, что дает возможность учителю анализировать свою деятельность и деятельность учащихся на уроке.

10 Дифференцированный подход к организации деятельности учащихся, учитывая их различную подготовку.

Структура урока отражала все вышеуказанные принципы.

Преподаватель, посетивший урок –

С выводами и замечаниями ознакомлена –

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ,

МЕРОПРИЯТИЙ КОЛЛЕГ

Самые эффективные формы методической работы связаны с практическими умениями учителя, а это - - либо открытые уроки или внеурочные мероприятия, либо их взаимопосещения. На них учитель демонстрирует коллегам апробированные им различные формы уроков, виды, приемы работ, дающие высокие конечные результаты в процессе обучения учащихся. Иногда учитель приглашает коллег и на начало эксперимента, когда у него есть лишь гипотеза, которую необходимо проверить, но он сам не предполагает, не видит результата, поэтому экспертное заключение присутствующих на уроке или внеурочном мероприятии очень важно.

Открытый урок или внеклассное мероприятие, взаимопосещения уроков или других учебно-воспитательных мероприятий - это не только открытые двери для всех, желающих посетить их, но и демонстрация, показ нового, возможно, маленького, но педагогического открытия. Безусловно, это также замечательные формы обмена интересным педагогическим опытом.

Взаимопосещение уроков и других мероприятий стимулирует педагогов на использование современных эффективных форм и методов в практике своей работы.

Желательно на заседаниях методических объединений проводить обсуждение открытых, взаимопосещенных уроков или других мероприятий. Также целесообразно по результатам их посещений составлять отзывы. Умение проводить наблюдения, анализировать педагогические наблюдения, обобщать их и делать научно обоснованные выводы служат действенным способом совершенствования профессионального мастерства педагога.

В отзывах о посещении урока или внеклассного мероприятия коллеги рекомендуется отразить следующие вопросы:

    Умение планировать и определять образовательные, воспитательные и развивающие
    цели (развитие интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов и т. д.)

    Умение четко ставить перед учащимися учебные задачи

    Умение выбрать эффективные и целесообразные формы, методы, виды, приемы
    работы с учащимися

    Умение добиваться максимальной результативности и рациональности труда
    учащихся и т.д.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА

ОТЗЫВА О ВЗАИМОИОСЕЩЕНИИ

УРОКОВ, ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПЕДАГОГАМ И

Ф. И. О. учителя

Предмет __________________ Дата_____________ Класс _________________________________

Тема урока, мероприятия _______________________________________________________________________

Параметры наблюдения

Итог наблюдения

1 . Как осуществлялась работа для достижения целей занятия

3. Способы активизации на занятии. Целесообразность используемых форм и методов, современных средств обучения, их сменяемость.

4. Учебное взаимодействие учителя и учеников

Результативность ответов:

полные ответы

неполные ответы

неверные ответы

Количество заданных, учениками вопросов как показатель их по­знавательной активности и проявление интереса к изучаемому предмету.

Количество желающих принять участие в обсуждении вопросов, поставленных

учителем.

Количество учащихся, желающих внести дополнения, подкорректировать ответы товарищей.

Количество отвлечений учащихся как показатель негативного отношения к деятельности на уроке, к уроку, к теме.

5. Морально-психологический и эмоциональный климат на занятии

6. Результативность занятия (степень усвоения материала, реализация воспитывающего потенциала)

7. Другое:

8. Увидел интересное в деятельности коллеги:

9. Хочу посоветовать:

Учитель перестает быть учителем, когда перестает учиться сам.

А. Макаренко.

Но на деле происходит так: молодые педагоги всячески увиливают, уроки посещают только администрация или руководители методобъединений (должность обязывает), а проведение открытых уроков нередко воспринимается как сущее наказание учителя.

Конечно, многое зависит от условий работы в конкретной школе. Как правило, взаимопосещение уроков — дело добровольное, и регламентируется исключительно локальными актами и приказами. Хотя нередко слышишь, что в некоторых школах наличие тетради взаимопосещения обязательно. Более того, установлено даже минимальное количество уроков за четверть.

Как же организовать взаимопосещение уроков таким образом, чтобы это занятие было полезным и не напряжным? Коллеги, давайте делиться опытом.

  • Делимся на группы . Обычно учителей объединяет либо методобъединение, либо отношения "наставник — молодой специалист". Почему бы не объединиться учителям, работающим в одном классе? Особенно это действенно для тех, кто начинает работать в 5-х классах: новые детки после младшей школы — удобнее изучать класс вместе. Или объединится учителям, работающим в выпускных классах.
  • Ставим цель . Для чего вы идете на урок? Опустим все формальности вроде "администрация обязывает", "учитель проходит аттестацию", "предметная неделя" и т.п. Гораздо удобнее и практичнее, если каждый учитель (МО, группа учителей, работающих в одном классе) составит перечень целей.

Например, в течение 1-ой четверти — "применение новых технологий и ИКТ", во 2-ой четверти — " ", в 3-ей — "способы работы с отстающими/одаренными учениками" и т.д. Во-первых, вы знаете, на какие аспекты преподавания обращать внимание (к вам же тоже будут ходить). Во-вторых, по итогам четверти накапливается немалая база приемов и методов по одному конкретному вопросу, которую можно обсудить в рамках группы.

  • Составляем график . Если вы решили организовать взаимопосещение в рамках такой группы, хорошо бы заранее составить график. В графике желательно учитывать и "окна", и пожелания самих учителей, которые будут приглашать на уроки.
  • Облегчаем задачу . Предложите учителям готовые схемы анализов урока. Например, на нашем сайте есть , каждый из которых можно доработать, согласуясь со своими целями. Еще удобнее заполнять эти бланки с помощью компьютера, чем писать постоянно от руки и вести эти толстенные тетради.
  • Стимулируем . Можно, например, расписать рейтинг учителей и предложить листы стимулирования. Провел открытый урок — 10 баллов в копилку, организовал мероприятие в рамках предметной недели — еще 5 баллов, посетил урок коллеги с целью наставничества — 1 балл, с целью ознакомления — 0,5 баллов и т.д. Самых отличившихся учителей можно поощрять материально или, например, давать незапланированные отгулы. Наверняка, в арсенале каждой администрации есть .

Пожелания для администрации

  • Свободное посещение . Конечно, удобно, когда взаимопосещение уроков регламентировано. Но давить на учителей и требовать по "20 анализов" в четверть — плодить бумагомарательство. Пока вы не покажете практическую действенность взаимопосещения уроков, результатов, увы, не будет.
  • Доброжелательное отношение . Опытный педагог знает, что , а отчитывать и критиковать — исключительно наедине. Почему мы забываем это правило, когда идем на урок к коллеге? В крайнем случае, всегда можно найти обтекаемую форму критики: "А посему бы не попробовать вот так? А может изменить вот этот пункт урока на другой?" и т.д.
  • Обязательный анализ . Если уж вы пришли на урок, то ограничиваться двумя-тремя общими фразами неразумно. Спрашивается: "Чего тогда приходили?". Хорошо, если вы заранее будете предупреждать учителя о цели анализа урока, что именно вы хотите оценить (умение работать со всем классом, дифференцированный подход, применение новых методик и т.д.). И по итогам обязательно дать развернутую оценку по данному аспекту.

А как у них?

Один из наиболее приемлемых вариантов организации взаимопосещения уроков предложен японскими специалистами. Этот способ получил название Lesson Study или "Исследование в действии".

Вкратце суть такова: формируются группы учителей (обычно, в группе не более 3-5 человек). Затем выбирается один доброволец и ставится конкретная цель анализа уроков.

Например, учитель английского языка. Цель анализа: использование диалога как метода обучения языку. Группа коллег посещает уроки этого учителя (не менее трех) и исследует именно работу с диалогом. В качестве исследуемых (этаких "контрольных точек") в классе выбираются по три ученика (отличник, ученик со средней успеваемостью и отстающий). После проведения 3-4 запланированных на данном этапе уроков, с этими учениками проводят анкетирование (рефлексию).

По итогам происходит "разбор полетов". Но при этом группа учителей становится не только критиками, но и полноправными соучастниками каждого урока. Вполне возможно, что уже после первого посещения можно предложить коллеге свой вариант работы, свою методику, совет, на что обратить внимание и т.д.

Впрочем, это тема для отдельной статьи. А как организовано взаимопосещение уроков в вашей школе?