Бывшая Югославия – самое крупное государство южных славян. Политический и военный конфликт в Югославии в начале 90-х годов 20 века привели к распаду страны на Союзную республику Югославия (в состав которой вошли Сербия и Черногория) Хорватию, Боснию и Герцеговину, Словению и Македонию. Окончательный распад государства Югославия завершился в 2003-2006 году, когда СР Югославия была сначала переименована в государственное объединение Сербия и Черногория, а в 2006 году Черногория, после референдума, вышла из его состава.

Общие сведения
Столица – Белград
Официальный язык, язык межнационального общения – сербскохорватский.
Общая площадь: 255.800 кв. км.
Население: 23.600.000 (на 1989 г.)
Национальный состав: сербы, хорваты, боснийцы (славяне, принявшие ислам в период османского ига), словенцы, македонцы, албанцы, венгры, русины, цыгане и др.
Денежная единица: динар-крона (до 1920 г.), динар КСХС (до 1929), югославский динар (1929-1991 г.г.)

Историческая справка
Современная история бывшей Югославии начинается с 1918 года, когда было образовано Королевство сербов, хорватов и словенцев (Королевство СХС). Датой создания государства является 1 декабря 1918 года, когда , Далмация и Воеводина – югославянские земли, принадлежавшие распавшейся осенью 1918 года Австро-Венгрии, объединились с королевствами и .

В 1929 году государство было переименовано в Королевство Югославию. Это название было принято после государственного переворота, организованного королем сербов, хорватов и словенцев Александром 6 января 1929 года. С таким названием государство просуществовало вплоть до 1945 года.

После окончания Второй мировой войны, 29 ноября 1945 года, Югославия стала социалистической федерацией, в которую вошли шесть союзных республик: Сербия (с автономными краями – Воеводиной и Косово и Метохией), Македония (до этого момента являвшаяся составной частью Сербии – Вардарской Македонией), Словения, Хорватия и Босния и Герцеговина. Новое государство получило название Демократическая Федеративная Югославия. В 1946 году оно было переименовано в Федеративную Народную Республику Югославию (ФНРЮ). С 1963 года государство стало называться Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ).

Самое крупное южнославянское государство Югославия в 90-е годы прошлого века прекратило своё существование. Теперь в школе при изучении новой истории детям рассказывают о том, на какие страны распалась Югославия. `

Каждая из них сегодня несёт свою культуру и историю, одной из важных страниц которой является вхождение в некогда цветущую крупную державу, входящую в мощный Социалистический лагерь, с коим считался весь мир.

Годом рождения европейского государства, расположившегося на Балканском полуострове, является 1918. Изначально оно называлось в сокращённом варианте КСХС, что в развороте означает Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Предпосылкой для образования новой территориальной единицы послужил распад Австро-Венгрии. Новая держава объединила 7 небольших территорий:

  1. Боснию.
  2. Герцеговину.
  3. Далмацию.

Политическую ситуацию в наспех созданной стране сложно было назвать стабильной. В 1929 году случился государственный переворот. В результате этого события КСХС сменило своё длинное название и стало именоваться Королевство Югославия (КЮ).

Нельзя сказать, что разногласий совсем не было. Время от времени вспыхивали небольшие конфликты. Ни один из них не привёл к серьёзным последствиям. Многие недовольства были связаны с медленным развитием государства, правительство которого не обладало экономическим и политическим опытом.

Начало разногласий

На этом не часто акцентируется внимание, но начало разногласий между ранее объединившимися народами было положено ещё в период Великой Отечественной войны. Фашистское руководство придерживалось нечестного принципа руководства, основанного на древнеримской догме «разделяй и властвуй».

Акценты делались на национальные разногласия, что имело успех. Хорваты, к примеру, поддерживали нацистов. Их соотечественникам пришлось вести войну не только с оккупантами, но и со своими земляками, помогавшими им.

Во время войны страна была разделена на куски. Появились Черногория, Сербия, Хорватское государство. Ещё часть территорий попали под аннексию Третьего Рейха, и фашистской . Именно в этот период были отмечены случаи жестокого геноцида, что не могло не отразиться на последующих отношениях народов уже в мирное время.

Послевоенная история

Разорванные части государства после победы были вновь объединены. Прежний список участников был восстановлен. Вошли в состав Югославии всё те же 7 этнических территорий.

Внутри страны её новое правительство провело границы таким образом, чтобы не было соответствия этническому расселению народов. Это делалось с надеждой избежать разногласий, которые несложно было предсказать после того, что происходило во время войны.

Предпринимаемая правительством Югославии политика дала положительные результаты. На территории государства на самом деле царил относительный порядок. Но именно это предпринятое после войны с фашистами деление, в дальнейшем сыграло злую шутку и частично повлияло на последующий распад крупной государственной единицы.

Деление страны в конце XX века

Осенью 1991 года скончался президент Иосип Броз Тито. Считается, что именно это событие послужило сигналом для националистов различных этносов для развязывания конфликтов с соседями.

Иосип Броз Тито-югославский революционер и политический деятель

После развала СССР пошла череда падений социалистических режимов по всему миру. В это время Югославию охватывает глубочайший экономический кризис. На всей территории властвовали партии националистического толка, каждая вела несправедливую политику по отношению к недавним братьям. Так в Хорватии, где жило большое количество сербов, был запрещён сербский язык. Лидеры националистического движения начали гонения на сербских культурных деятелей. Это был вызов, который не мог не привести к конфликту.

Началом страшной войны считается «День гнева», когда во время игры на стадионе «Максимир» сцепились в схватке болельщики сербской и хорватской сторон. В итоге по прошествии нескольких недель, образуется новое независимое государство – Словения. Его столицей стал город с романтичным названием Любляна.

Другие республики, входившие в состав крупного государства, тоже начинают подготовку к выходу. В это время продолжаются разногласия и боевые стычки с массовыми жертвами и угрозами разворачивания серьёзных боевых действий.

город и одноименное озеро Орхид, Македония

Следующей в списке выбывших республик стала . Роль её столицы взял на себя город Скопье. Сразу за Македонией опыт повторяют Босния (Сараево), Герцеговина и Хорватия (Загреб). Незыблемым остался только союз между Сербией и Черногорией. Они заключили новое соглашение, которое оставалось легитимным до 2006 года.

Разделение некогда крупного государства на небольшие куски не дало ожидаемых результатов. Конфликты внутри разрозненных территорий продолжались. Межнациональная рознь, основывающаяся на кровной обиде, берущей начало ещё в 40-е годы прошлого столетия, не могла так быстро утихнуть.

Независимое государство южнославянских народов образовалось в Европе в 1918 г. С 1929 г. оно стало называться Югославией, в 1945 г., после освобождения страны от фашистской оккупации, было провозглашено Федеративной Народной Республикой Югославией, а в 1963 г. получило наименование Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). В ее состав вошли союзные республики Сербия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония и Черногория. Кроме того, в составе Сербии были выделены два автономных края – Воеводина (со значительным венгерским населением) и Косово и Метохия (с преобладанием албанского населения).

Несмотря на родство всех южнославянских народов, между ними сохранялись и существенные религиозные и этнолингвистические различия. Так, сербы, черногорцы и македонцы исповедуют православную религию, хорваты и словенцы – католическую, а албанцы и славяне-мусульмане – ислам. Сербы, хорваты, черногорцы и славяне-мусульмане говорят на сербохорватском, словенцы – на словенском, а македонцы – на македонском языках. В СФРЮ применялись две письменности – на основе кириллицы (Сербия, Черногория и Македония) и латиницы (Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина). Важно подчеркнуть, что к этим этнолингвистическим особенностям добавлялись и очень существенные различия социально-экономического характера, прежде всего между более развитыми Хорватией и Словенией и менее развитыми остальными частями СФРЮ, которые обостряли и многие социальные противоречия. Например, православные и католики считали, что одной из главных причин высокого уровня безработицы в стране является высокий прирост населения в ее мусульманских областях.

До поры до времени властям СФРЮ удавалось не допускать крайних проявлений национализма и сепаратизма. Однако в 1991–1992 гг. этническая нетерпимость, усугублявшаяся тем, что многие границы между союзными республиками были изначально проведены без должного учета национально-этнического состава населения, приобрела очень большой размах, и многие политические партии стали выступать под откровенно националистическими лозунгами. В результате именно в эти годы произошел распад СФРЮ: в 1991 г. из нее выделились Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, а в 1992 г. сформировалась новая югославская федерация – Союзная Республика Югославия (СРЮ), в которую вошли Сербия и Черногория (рис. 10). Этот быстротечный распад СФРЮ протекал в различных формах – как относительно мирных (Словения, Македония), так и крайне ожесточенных (Хорватия, Босния и Герцеговина).

Наиболее мирный характер носило отделение Словении, в ходе которого хотя и не удалось избежать небольшого вооруженного конфликта, но он оказался лишь эпизодом в этом довольно спокойном «бракоразводном» процессе. Да и в дальнейшем каких-либо серьезных политических и тем более военно-политических осложнений здесь не возникало.

Выделение из состава СФРЮ Македонии сопровождалось не военным, а дипломатическим конфликтом. После провозглашения независимости этого государства соседняя Греция отказалась его признать. Дело здесь в том, что до 1912 г. Македония входила в состав Османской империи, а после освобождения от турецкого владычества ее территория была разделена между Грецией, Сербией, Болгарией и Албанией. Следовательно, независимая Македония, выделившаяся из состава СФРЮ, охватывала только одну из четырех частей этой исторической области, и Греция опасалась, что новое государство предъявит свои права и на ее греческую часть. Поэтому в конечном счете Македония была принята в ООН с формулировкой «Прежняя Югославская Республика Македония».

Рис. 10. Независимые государства, возникшие на месте бывшей СФРЮ

Гораздо более крупными военно-политическими осложнениями сопровождалось отделение от бывшей СФРЮ Хорватии, в населении которой в начале 1990-х гг. доля сербов превышала 12 %, причем некоторые ее области издавна считались исконно сербскими. В первую очередь это относится к так называемой Военной Крайне – пограничной области, созданной еще в XVI–XVIII вв. Австрией и сохранившейся в XIX в. после образования Австро-Венгрии вдоль границы с Османской империей. Именно здесь осело много православных сербов, бежавших от преследований турок. Исходя из своего количественного перевеса, эти сербы еще в период существования СФРЮ объявили о создании в пределах Союзной Республики Хорватия своей автономной области Крайна, а после выхода Хорватии из состава СФРЮ в конце 1991 г. провозгласили образование независимой Республики Сербская Крайна с центром в г. Книн, объявив об отделении ее от Хорватии. Однако эта самопровозглашенная республика не была признана ООН, которая направила в Хорватию миротворческий контингент, чтобы предотвратить военное развитие конфликта. А в 1995 г. Хорватия, выбрав момент, когда Союзная Республика Югославия была экономически сильно ослаблена жестким эмбарго со стороны стран Запада, ввела в Крайну свои войска, и через несколько дней республика хорватских сербов перестала существовать. В 1998 г. Хорватия возвратила себе и территорию Восточной Славонии, захваченную сербами еще в 1991 г. в результате кровопролитной военной операции. Такое развитие событий дало повод сербским радикалам обвинить тогдашнего президента СРЮ Слободана Милошевича в «предательстве Крайны».


Рис. 11. Расселение народов Боснии и Герцеговины

Ареной еще более непримиримого военно-политического и этнорелигиозного противостояния стала бывшая союзная республика СФРЮ Босния и Герцеговина, которая отличалась самым многонациональным составом населения, что на протяжении многих веков служило первопричиной разного рода этнических конфликтов. Согласно переписи 1991 г., сербы составляли 31 % ее жителей, мусульмане – 44, хорваты – 17 %, а остальное приходилось на другие этнические группы. После провозглашения независимости Боснии и Герцеговины оказалось, что сербы составляют большинство в ее северных и восточных районах, мусульмане – в центральных, а хорваты– в западных (рис. 11).

Нежелание сербов и хорватов оказаться в мусульманском государстве, а мусульман – в христианском с самого начала независимого существования Боснии и Герцеговины привело к конфронтации между ними, которая весной 1992 г. переросла в гражданскую войну. На первом ее этапе победу одержали боснийские сербы, которые, опираясь на дислоцированные в республике силы югославской армии, захватили почти 3 / 4 всей ее территории, начав «этнические чистки» в мусульманских районах и фактически превратив мусульманские города в анклавы, со всех сторон окруженные сербскими войсками. Наиболее яркий пример такого рода – столица Боснии и Герцеговины Сараево, осада которой сербами длилась более трех лет и стоила жизни десяткам тысяч ее жителей. В результате национально-религиозного размежевания на территории с преобладанием сербского населения была провозглашена Боснийская Республика Сербская. Хорваты и мусульмане сначала также образовали свои республики, но в 1994 г. на основе антисербского союза создали единую Боснийскую мусульмано-хорватскую федерацию.

В это же время в ходе войны наступил перелом не в пользу сербов, который объясняется несколькими причинами. Во-первых, против правительства СРЮ, обвиненного во вмешательстве в дела соседнего государства и вооруженной поддержке борьбы боснийских сербов, Совет Безопасности ООН ввел строгие международные санкции. Во-вторых, лидер непризнанной Боснийской Республики Сербской Радован Караджич был обвинен в организации «этнических чисток» и объявлен военным преступником. В-третьих, западные союзники и многие мусульманские государства начали вооружать армию боснийских мусульман, боеспособность которой благодаря этому заметно возросла. Наконец, в-четвертых, американские, британские и французские самолеты начали наносить бомбовые удары по позициям боснийских сербов.

Боснийская война завершилась поздней осенью 1995 г. По мирному соглашению Босния и Герцеговина формально сохранила статус независимого государства с единым президентом, парламентом, центральным правительством и другими органами власти. Но фактически она была разделена на две части. Одну из них образовала мусульмано-хорватская федерация с территорией 26 тыс. км 2 , населением 2,3 млн человек и столицей в г. Сараево, которая имеет своего президента, парламент и правительство. На другой части образовалась Республика Сербская с территорией 25 тыс. км 2 , населением более 1 млн человек и столицей в г. Баня-Лука. Конфигурация территории Республики Сербской очень причудлива: следуя расселению боснийских сербов, она как бы окаймляет с северной и восточной сторон более компактную территорию мусульмано-хорватской федерации. Республика Сербская также имеет своего президента, свои парламент и правительство.

И мусульмано-хорватская федерация, и Республика Сербская относятся к числу самопровозглашенных государств, поскольку ни та, ни другая не признаны ООН. Между ними сохраняются и многие прежние противоречия, в особенности с учетом недостаточно четко определенной пограничной линии. Так что новых вооруженных конфликтов здесь удается избежать в основном благодаря тому, что еще в конце 1995 г. в Боснию и Герцеговину под флагом миротворчества были введены войска НАТО, а затем и миротворческий контингент ООН; его мандат уже неоднократно продлевался. В состав международных миротворческих сил входят и российские войска.

Однако все это – только видимая стабилизация обстановки, которая не решила главных спорных вопросов. Например, миротворческие силы не смогли обеспечить возвращение беженцев к местам их прежнего проживания. А ведь это едва ли не главная задача демократизации жизни в Боснии и Герцеговине. По данным ООН, численность беженцев на территории всей бывшей СФРЮ составила 2,3 млн человек, причем подавляющее большинство из них приходится как раз на Боснию и Герцеговину (рис. 12). А вернулось из них всего около 400 тыс., в том числе в Боснию и Герцеговину немногим более 200 тыс. Можно добавить, что массовый исход сербов из Сараево привел к тому, что этот некогда многонациональный город фактически превратился в моноэтнический, где доля сербов сократилась до нескольких процентов.

Рис. 12. Потоки беженцев на территории бывшей СФРЮ

Следующий акт югославской драмы разыгрался уже в конце 1990-х гг. и был связан с проблемами исторической области Косово и Метохия, расположенной в южной части Сербии. Эта область занимает 11 тыс. км 2 , а население ее, 9 / 10 которого составляют албанцы-мусульмане, составляет 1,9 млн человек.

Историческая область Косово и Метохия (Косово занимает ее восточную равнинную, а Метохия – западную гористую часть) сыграла огромную роль в становлении сербской государственности. Об этом свидетельствуют и многочисленные историко-архитектурные памятники, дошедшие до наших дней. Однако в XIV в. ранний расцвет Косово был прерван нашествием турок-османов. Именно здесь, на знаменитом с тех пор Косовом Поле, произошло решающее сражение между войском турецкого султана Мурада I и сербским ополчением, которое было разбито турками. С этого времени земли Косово и Метохии стали приходить в запустение и одновременно заселяться албанцами, принявшими мусульманскую веру. Постепенно албанцев здесь становилось все больше, и после того как Турция лишилась своих владений в Европе и в 1912 г. была образована независимая Албания, косовские албанцы стали предпринимать попытки воссоединить свои земли с нею. В какой-то мере они реализовались только в 1941 г., когда фашистская Германия, оккупировав Югославию, создала «Великую Албанию» в составе Албании, большей части Косово и Метохии и части македонских и черногорских земель с албанским населением.

После Второй мировой войны историческая область Косово и Метохия в составе сначала народной, а затем социалистической федеративной Югославии с самого начала получила довольно широкую автономию, а по конституции 1974 г. этот автономный край фактически стал самостоятельным субъектом федерации с очень широкими правами (за исключением права выйти из состава Сербии). Однако в начале 1980-х гг., после смерти руководителя страны маршала Тито, албанские национализм и сепаратизм снова усилились, в Косово начались антисербские выступления. В ответ на это в 1989 г. сербские центральные власти фактически упразднили автономию Косово и Метохии. Однако эта акция еще более обострила обстановку в крае, а она усугублялась и тем, что по всем основным экономическим показателям Косово занимало в стране последнее место: его доля в национальном доходе и промышленном производстве составляла всего 2 %. Зато по количеству безработных и доле неграмотных Косово занимало первое место.

Когда начался распад СФРЮ, косовские албанцы также провозгласили независимость и создали Республику Косово. Поскольку власти Сербии эту республику, естественно, не признали, в крае фактически возникло двоевластие. Готовясь к войне, косовские албанцы создали свою военную организацию – Освободительную армию Косово (ОАК). Начались нелегальные поставки в Косово оружия из Албании, оттуда же прибывали боевики.

Обстановка особенно обострилась в 1998 г., когда югославские власти попытались ликвидировать базы ОАК. Западные страны фактически поддержали албанских сепаратистов, открыто заявлявших о своем намерении выйти из состава СРЮ. Начались переговоры с участием разного рода посредников, которые, однако, ни к чему не привели. В результате сербы оказались перед выбором: либо отдать Косово, либо вступить в неравную борьбу с НАТО. Они предпочли второй путь, и тогда без санкции Совета Безопасности ООН страны НАТО начали массированные бомбардировки Югославии, а военные контингенты этого блока фактически оккупировали Косово, разделив территорию края на сферы ответственности. Так Косово фактически превратилось в протекторат западных стран, находящийся под управлением миссии ООН (УНМИК) и контролем НАТО. Но албанские националисты продолжали настаивать на полной независимости края, несмотря на резолюцию Совета Безопасности ООН о сохранении территориальной целостности Сербии. При этом они опирались на поддержку США и стран Евросоюза, вмешавшихся в этот, по существу, внутрисербский конфликт, доказывая, что Косово представляет собой уникальный случай и не приведет к цепной реакции в других самопровозглашенных государствах. Сербия, Россия и многие другие страны выступали против такой политики, нарушающей принцип территориальной целостности государств. Длительные переговоры не дали результатов, и в феврале 2008 г. парламент Косово в одностороннем порядке принял декларацию о суверенитете. Но ее не приняли Сербия, не желающая терять 15 % своей территории, Россия, Китай и десятки других стран мира. Из-за позиции постоянных членов СБ России и Китая у Косово нет шансов на вступление в ООН.

В 2000–2002 гг. на территории бывшей СФРЮ произошло новое обострение внутри– и внешнеполитической обстановки. На этот раз оно было связано с Македонией и Черногорией.

Обострение обстановки в Македонии также напрямую связано с Косово.

Примерно треть населения Македонии составляют албанцы-мусульмане, компактно проживающие в районах, примыкающих к территориям Албании и Косово. При этом численность и доля албанцев в населении этой страны постепенно возрастают благодаря более высоким темпам естественного прироста, характерным для этой этнической общности, и возросшему в последнее время миграционному притоку. События, происшедшие здесь весной 2001 г., когда большие группы албанских боевиков вторглись из Косово в пределы Македонии и стали обстреливать ее населенные пункты, по существу, представляли собой еще одну попытку осуществить старую идею создания «Великой Албании». Эти действия внесли разлад во взаимоотношения македонских албанцев и этнических македонцев, которые раньше всегда сосуществовали относительно мирно. Не только этническое, но и экономическое размежевание между ними усилилось. Местные албанцы также стали требовать самоопределения. Перемирия между албанцами и македонцами заключались и нарушались много раз. В результате НАТО ввела в Македонию свой миротворческий контингент.

Обострение отношений между двумя составными частями Союзной Республики Югославии – Сербией и Черногорией – назревало уже давно. Руководство Черногории стало настаивать даже не на преобразовании федерации в конфедерацию, а на выходе из состава СРЮ и получении полной независимости. Готовился референдум по этому вопросу. Только благодаря усилиям западной дипломатии в начале 2002 г. удалось добиться более или менее компромиссного решения – о преобразовании СРЮ в новое государство под названием Сербия и Черногория. Окончательное оформление конфедерации Сербии и Черногории произошло в конце 2002 г., а в начале 2003 г. она стала 45-м членом Совета Европы. Однако новое государство просуществовало только до мая 2008 г., новое правительство Черногории провело референдум о полном суверенитете, за который проголосовало 55 % всех жителей. Так на карте Европы появилось новое государство, а распад Югославии полностью завершился.

Одну из своих работ, посвященных проблемам бывшей СФРЮ, профессор МГУ Э. Б. Валев – крупнейший специалист по географии Балканских стран – назвал «Югославский клубок». Действительно, такое словосочетание, пожалуй, более всего подходит для характеристики геополитической и национально-религиозной обстановки, сложившейся в последнее десятилетие в этой части Европы.

Окончательный , второй по счету распад Югославии произошел в 1991–1992 г. Первый произошел в 1941 г. и явился результатом поражения югославского королевства в начале Второй мировой войны. Второй был связан не только с кризисом социально-политического строя Югославии и ее федеративного устройства, но и с кризисом югославянского национального самосознания.

Так, если объединение югославян проистекало из-за их неуверенности в способности выстоять и самоутвердиться как самодостаточные нации, находясь во враждебном окружении, то второй распад явился результатом этого самоутверждения, которое, надо признать, произошло именно благодаря существованию федеративного государства. В то же время опыт 1945–1991 гг. показал и то, что ставка на коллективистские интересы даже в мягком режиме югославского социализма не оправдала себя. «Миной замедленного действия» стала принадлежность югославских народов сразу к трем взаимно
враждебным цивилизациям. Югославия была обречена на распад изначально.

18 декабря 1989 г. в своем докладе парламенту предпоследний премьер-министр СФРЮ А. Маркович, говоря о причинах экономической катастрофы, в которой оказалась Югославия, сделал горький, но правдивый вывод - та экономическая система «рыночного, самоуправного, гуманного, демократического» социализма, которую создал Тито и которую они возводили в течение 30 с лишним лет с помощью западных займов и союзников, в условиях 1989 г., без ежегодных систематических дотаций МВФ и других организаций, нежизнеспособна. По его мнению, в 1989 г. существуют только два пути.

Либо вернуться к плановой экономике, либо с открытыми глазами провести полную реставрацию капитализма со всеми отсюда вытекающими последствиями. Первый путь, по словам А. Марковича, к сожалению, в условиях 1989 г. нереален, ибо требует, чтобы Югославия оперлась на силу социалистического содружества и СССР, но под руководством Горбачева соцстраны настолько ослабли, что не только другим, а и себе вряд ли могут помочь. Второй путь возможен только при обеспечении западных инвестиций в полном объеме.

Западному капиталу должны быть даны гарантии, что он может покупать в Югославии все, что ему заблагорассудится - землю, заводы, рудники, дороги, и все это должно гарантироваться новым союзным законом, который должен быть немедленно принят. Маркович обратился к западному капиталу с просьбой ускорить инвестиции и взять на себя управление их реализацией.

Может возникнуть резонный вопрос: почему это США, а заодно МВФ и Запад в целом, так щедро финансировавшие режим Тито, вдруг в конце 80?х гг. прекратили не только финансовую поддержку, но и на 180 градусов изменили свою политику в отношении Югославии? Объективный анализ показывает, что в 1950–1980 годы режим Тито был необходим Западу как троянский конь в борьбе против социалистического содружества во главе с Советским Союзом. Но всему приходит конец. Тито умирает в 1980 г., а ближе к середине 80-х гг. югославский рупор антисоветизма становится совершенно ненужным - Запад нашел проводников своей разрушительной политики в самом руководстве СССР.

На Югославию, всю в долгах и без надежных союзников, устремляет свои взоры, притупленные до второй половины 1980?х гг., а сейчас вновь загоревшиеся, мощный германский капитал. К началу 1990?х гг. Западная Германия, проглотив ГДР, становится и впрямь ведущей силой в Европе. Расстановка внутренних сил в Югославии к этому времени тоже благоприятствовала разгрому. Партократия Союза коммунистов (СК) полностью потеряла авторитет в народе. Националистические силы в Хорватии, Словении, Косове, Боснии и Герцеговине получают систематически мощную поддержку Германии, США, западных монополий, Ватикана, мусульманских эмиров и воротил. В Словении СК получил всего 7 % голосов, в Хорватии не более 13 %. В Хорватии приходит к власти националист Туджман, в Боснии исламский фундаменталист Изетбегович, в Македонии националист Глигоров, в Словении националист Кучан.

Почти все они из той же колоды переродившегося титовского руководства СК. Особо колоритной является зловещая фигура Изетбеговича. Он воевал во Второй мировой войне в известной ханджардивизии СС, которая боролась против Советской Армии под Сталинградом, а также «прославилась» как карательное формирование гитлеровцев в борьбе против Народно-освободительной армии Югославии. За свои злодеяния Изетбегович был в 1945 г. судим народным судом, однако он своей деятельности не прекращал, теперь в виде националиста, фундаменталиста, сепаратиста.

Все эти одиозные фигуры, побыв некоторое время в оппозиции к правящей верхушке Союза коммунистов, ждали своего часа. Туджман и Кучан крепко связаны с германскими политиками и германским капиталом, Изетбегович - с исламскими экстремистами Турции, Саудовской Аравии, Ирана. Все они, как по команде, выдвинули лозунги сепаратизма, выхода из Югославии, создания «самостийных» государств, ссылаясь (ирония судьбы!) при этом на ленинский принцип права наций на самоопределение вплоть до отделения.

Особые интересы преследовала и Германия. Объединившись сама за два года до начала войны в Югославии, она не желала видеть сильное государство у себя под боком. Тем более с сербами у немцев были давние исторические счеты: никогда славяне не покорялись воинственным германцам, несмотря на две страшные интервенции ХХ века. Но в 1990 г. ФРГ вспомнила о своих союзниках по Третьему рейху - хорватских усташах. В 1941 г. Гитлер подарил государственность никогда не имевшим ее до этого хорватам. То же самое сделали канцлер Коль и министр иностранных дел ФРГ Геншер.

Первый конфликт возник в середине 1990 г. в Хорватии, когда сербы, которых в республике было не менее 600 тысяч, в ответ на усиливающиеся требования об отсоединении высказали свою волю остаться в составе федеративной Югославии. Вскоре президентом избирается Туджман, а в декабре парламент (Сабор), заручившись поддержкой Германии, принимает конституцию страны, согласно которой Хорватия является неделимым унитарным государством - при том что сербская община, называемая Сербской или Книнской (по названию ее столицы) Крайной, исторически, с XVI века, существовала в Хорватии. В конституции этой бывшей социалистической республики от 1947 г. было сказано, что сербы и хорваты равноправны.

Теперь же Туджман объявляет сербов национальным меньшинством! Очевидно, что они не хотят мириться с этим, желая получить автономию. В спешном порядке ими создаются отряды милиции для защиты от хорватских «войск территориальной обороны». Крайна была провозглашена в феврале 1991 г. и заявила о своем выходе из Хорватии и присоединении к Югославии. Но неоусташи не хотели об этом слышать. Надвигалась война, причем Белград пытался обуздать ее с помощью подразделений Югославской народной армии (ЮНА), но военные уже оказались по разные стороны баррикады. Военнослужащие-сербы встали на защиту Крайны, и боевые действия начались.

Не обошлось без пролития крови и в Словении. 25 июня 1991 года страна объявила о своей независимости и потребовала от Белграда вывести армию; время игр в конфедеративную модель государства прошло. Уже в то время возглавлявший Президиум Верховного Совета Югославии Слободан Милошевич объявил решение Любляны поспешным и призвал к переговорам. Но Словения разговаривать не собиралась и вновь потребовала вывести войска, уже в ультимативной форме. В ночь на 27 июня начались бои между ЮНА и словенскими отрядами самообороны, пытавшимися силой взять ключевые военные объекты. За неделю сражений жертвы исчислялись сотнями, но тут вмешалось «мировое сообщество» и убедило правительство Югославии начать вывод армии, гарантируя ее безопасность. Видя, что препятствовать отделению Словении бесполезно, Милошевич согласился, и 18 июля войска стали покидать бывшую союзную республику.

В тот же день, что и Словения, 25 июня 1991 г., о своей независимости объявила Хорватия, в которой уже почти полгода продолжалась война. Об ожесточенности боев говорит количество погибших; по данным Красного Креста, их число за год составило десять тысяч человек! Хорватские войска произвели первую после Второй мировой войны этническую чистку в Европе: за тот же год из страны бежали триста тысяч сербов. В то время российская демократическая пресса, обладавшая детсадовскими представлениями о геополитике, обвинила во всем Милошевича: раз он коммунист - значит он плохой, а вот фашист Туджман возглавляет демократическую партию, значит, он хороший. Этой позиции придерживалась и западная дипломатия, обвинившая Милошевича в планах создания «Великой Сербии». Но это было ложью, ибо президент требовал лишь автономию для веками заселявших Западную и Восточную Славонию сербов.

Характерно, что столицей Хорватии Туджман объявил Загреб, город, находящийся как раз в Западной Славонии; менее чем в ста километрах от него располагался Книн - столица исторической Сербской Крайны. На линии Загреб - Книн развернулись ожесточенные бои. Правительство Хорватии, естественно, поддерживаемое странами НАТО, потребовало вывести югославские войска. Но ни один сербский солдат не ушел бы из Крайны, видя зверства возрожденных усташей. Подразделения ЮНА, преобразованные в сербские силы самообороны (ибо Милошевич все же дал распоряжение об отводе войск) возглавил генерал Ратко Младич. К ноябрю 1991 г. верные ему войска осадили Загреб и заставили-таки Туджмана пойти на переговоры.

Возмущению «мирового сообщества» не было предела. С этого времени начинается информационная блокада сербов: об их, в большей мере придуманных, преступлениях рассказывают все западные СМИ, но самих сербов права голоса лишают. Германия и США с союзниками решают наказать их за своеволие: в декабре 1991 г. Совет министров ЕС (не ООН!) вводят санкции против Союзной Югославии (от которой к тому времени остались лишь Сербия и Черногория) якобы за то, что они нарушили запрет ООН на поставки оружия в Хорватию. На то, что банды Туджмана были вооружены не хуже сербов, как-то внимания не обратили. С тех пор начинается экономическое удушение Югославии.

О том, каким постепенно становилось хорватское государство, говорят следующие факты. Для начала была восстановлена усташская символика и форма армии. Затем были назначены почетные пенсии ветеранам-усташам, и они получили особый гражданский статус; одного из таких убийц президент Туджман лично сделал депутатом парламента. Единственной государственной религией провозглашен католицизм, хотя не менее 20 % православного населения еще оставалось в стране. В ответ на такой «подарок» Ватикан признал независимость Хорватии и Словении раньше, чем Европа и США, а римский папа 8 марта 1993 г. из окна своего кабинета, выходящего на площадь Святого Петра, проклял сербов и молил перед Богом о мщении! Дошло до того, что Туджман стал добиваться перезахоронения из Испании останков главного хорватского фашиста Анте Павелича. Европа молчала.

21 ноября 1991 года о своей независимости заявила третья союзная республика - Македония. Она оказалась прозорливее Словении и Хорватии: сначала добилась от ООН ввода миротворческих войск, а затем потребовала вывода ЮНА. Белград не возражал, и самая южная славянская республика стала единственной отделившейся без крови. Одним из первых решений правительства Македонии был отказ албанскому меньшинству создать на западе страны автономную область - Республику Иллирию; так что миротворцам без дела сидеть не пришлось.

9 и 10 декабря 1991 года в Маастрихте главы 12 государств Европейского экономического сообщества (ЕЭС) решают признать все новые государства (Словению, Хорватию, Македонию) в границах, соответствующих административному делению бывшей Югославии. Чисто условные границы, наспех проведенные приспешниками Тито в 1943 г., чтобы формально не дать сербам прав больше, чем всем другим народам, отныне признаются государственными. В Хорватии сербы не получили даже автономии! Но так как она фактически уже существовала (осады Загреба никто не снимал, а усташи оказались сильными лишь на словах), Крайне присваивают некий «особый статус», охранять который отныне будут 14 000 «голубых касок» («миротворческие» войска ООН). Сербы, хотя и с оговорками, добиваются своего. Война заканчивается, и в Крайне формируются органы самоуправления. Эта маленькая республика просуществовала чуть более трех лет...

Но Маастрихт заложил еще одну этническую мину. До сих пор о своей независимости не заявила самая этнически сложная республика Югославии - Босния и Герцеговина. Юго-западная часть страны с давних времен населялась хорватами; она была частью исторической области Далмации. На севере, примыкавшем к Славонии, северо-западе, востоке (на границе с Сербией) и в большей части центральных районов большинство составляли сербы. Район Сараево и юг населяли мусульмане. Всего в Боснии и Герцеговине проживало 44 % мусульман, 32 % православных сербов, 17 % католиков-хорватов, 7 % остальных наций (венгров, албанцев, евреев, болгар и т. д.). Под «мусульманами» имеются в виду в основном те же самые сербы, но принявшие ислам за годы турецкого ига.

Трагедия сербов и состоит в том, что друг в друга стрелял один и тот же народ, разделенный по вероисповеданиям. В 1962 г. Тито специальным указом повелел всем югославским мусульманам отныне считаться одной нацией. «Мусульманин» - с тех пор записывалось в графе «национальность». Сложной обстановка была и на политической сцене. Еще в 1990 г. на выборах в парламент хорваты голосовали за Хорватское демократическое содружество (боснийское отделение партии Туджмана), сербы за Демократическую партию (лидер - Радован Караджич), мусульмане - за Партию демократического действия (лидер - Алия Изетбегович, он же избран председателем парламента, т. е. главой страны).

По Боснии и Герцеговине 11 января 1992 года в Маастрихте было принято следующее решение: ЕЭС признает ее суверенитет в том случае, если большинство населения проголосует за него на референдуме. И опять же по существующим административным границам! Референдум состоялся 29 февраля 1992 г.; он стал первой страницей трагедии. Сербы голосовать не пришли, желая остаться в Союзной Югославии, пришли голосовать хорваты и мусульмане, но всего - не более 38 % от общего числа населения. После этого, с нарушением всех мыслимых норм демократических выборов, референдум был продлен Изетбеговичем еще на один день, а на улицах Сараево тут же появилось множество вооруженных людей в черной форме и зелеными повязками на головах - Алия не терял времени для установления независимости. К вечеру второго дня проголосовало уже почти 64 %, естественно, абсолютное большинство - «за».

Результаты референдума были признаны «мировым сообществом» действительными. В тот же день пролилась первая кровь: на проходящую мимо православного храма свадебную процессию напала группа боевиков. Серб, несший национальный флаг (это положено по сербскому свадебному обряду) был убит, остальные избиты и ранены. Тут же город поделился на три района, а улицы были перекрыты баррикадами. Боснийские сербы, в лице их лидера Караджича, референдума не признали и на скорую руку, буквально в течение недели, провели свой референдум, где высказались за единое с Югославией государство. Тут же была провозглашена Республика Сербская со столицей в городе Пале. Война, еще неделю назад казавшаяся невозможной, вспыхнула как стог сухого сена.

На карте бывшей Югославии появилось три Сербии. Первая - Сербская Крайна в Хорватии (столица - Книн), вторая - Республика Сербская в Боснии (столица - Пале), третья - Сербская Республика (столица - Белград), часть Союзной Республики Югославии, провозглашенной весной 1992 г., куда второй частью вошла Черногория (столица - Подгорица). Белград, в отличие от ЕЭС и США, не признал независимую Боснию и Герцеговину. Милошевич потребовал прекратить беспорядки в Сараево и боевые действия, начавшиеся по всей стране, потребовал гарантий на автономию боснийским сербам, призвал вмешаться ООН. Вместе с тем, он предписал войскам пока оставаться в казармах, но приготовиться к возможной эвакуации; в случае вооруженных попыток захвата складов с оружием и других военных объектов - обороняться. В ответ на требования Милошевича Изетбегович... объявил 4 апреля 1992 г. войну Сербии, Черногории и ЮНА, подписав при этом приказ о всеобщей мобилизации. Дальше - больше.

В апреле 1992 г. на территорию Боснии, с Запада, вторгается хорватская регулярная армия (во время конфликта ее численность достигала 100 000 человек) и совершает массовые преступления против сербов. Резолюция № 787 Совета Безопасности ООН предписывает Хорватии немедленно вывести свои войска из Боснии и Герцеговины. Ничего подобного не последовало. ООН промолчала. Зато резолюцией № 757 от 30 мая 1992 г. СБ ООН вводит экономическое эмбарго против Сербии и Черногории! Поводом стал взрыв на рынке в Сараево, который, по мнению большинства иностранных наблюдателей в этом городе, был совершен мусульманскими террористами.

8 апреля 1992 г. Соединенные Штаты признали независимость Боснии и Герцеговины; в то время там уже вовсю полыхала война. С самого начала процесса распада Югославии правящие круги США заняли открытую антисербскую позицию и, не стесняясь, поддерживали всех сепаратистов. Когда же речь заходила о создании сербской автономии, США делали все, чтобы этого не допустить. Причины такого поведения найти нетрудно. Во-первых, желание окончательно разрушить коммунистический лагерь; Штаты очень хорошо понимали, что объединяющим элементом в Югославии был сербский народ, и если устроить для него тяжелые времена, то страна развалится. Сербы вообще, как представители православной цивилизации, никогда не пользовались расположением Запада.

Во-вторых, притеснение сербов подрывало авторитет России, которая оказалась не в состоянии защитить своих исторических союзников; этим Штаты показывали всем странам, ориентированным на бывший Советский Союз, что теперь они - единственная сверхдержава мира, а Россия никакого веса больше не имеет.

В-третьих, желание найти поддержку и симпатии исламского мира, с которым сохранялись напряженные отношения из-за американской позиции по Израилю; от поведения стран Ближнего Востока напрямую зависят цены на нефть, которые из-за американского импорта нефтепродуктов имеют значительное влияние на экономику США.

В-четвертых, поддержка позиции Германии по бывшей Югославии, дабы не допустить даже намека на расхождение интересов стран НАТО.

В-пятых, распространение своего влияния на Балканский регион, что составляет одну из ступеней плана по созданию нового мирового порядка, в котором США будет обладать абсолютным могуществом; о том, что такие настроения владеют частью американского общества, свидетельствуют сочинения идеологов американского империализма типа З. Бжезинского, Ф. Фукуямы и т. д. Для этого предполагалось создание нескольких «карманных» балканских государств, обремененных постоянными межэтническими конфликтами. Существование этих карликов поддерживалось бы США и их инструментом ООН в обмен на проамериканскую политику. Относительный мир поддерживался бы натовскими военными базами, которые оказывали бы абсолютное влияние на весь балканский регион. Оценивая ситуацию сегодня, можно сказать, что США добились желаемого: НАТО безраздельно хозяйничает на Балканах...

На рубеже 1980–1990 гг. только в Сербии и Черногории прогрессивные силы, отмежевавшись от прогнившего руководства Союза коммунистов, раздираемого националистическими устремлениями и не способного принять никаких конструктивных решений по спасению страны от развала, пошли по другому пути. Организовав Социалистическую партию, они вышли под лозунгами сохранения единой, неделимой Югославии и победили на выборах.

Союз Сербии и Черногории просуществовал до мая 2006 г. На референдуме, организованном ярым западником Джукановичем, президентом Черногории, ее население незначительным большинством проголосовало за независимость от Сербии. Сербия потеряла выход к морю.

***Материалы сайта www.publicevents.ru

.
В 1840-е годы на Балканах возникло движение, направленное на политическое объединение всех южных славян - сербов, хорватов, словенцев и болгар (это движение часто путали со стремлением Сербии объединить всех сербов в одном государстве - Великой Сербии). В период восстания в Боснии и Герцеговине против турецкого ига и во время сербо-турецких и русско-турецких войн в 1876-1878 движение по объединению южных славян вновь усилилось. Однако после 1880 началась конфронтация сербского, болгарского и хорватского национализма, усилилась зависимость Сербии от Австрии, причем в тот самый момент, когда она добилась полной независимости от Турции. Это на время уменьшило надежды югославянских народов на национальное освобождение и объединение. В конце 1890-х годов, особенно после 1903 и смены династии Обреновичей династией Карагеоргиевичей, движение южных славян снова набирает силу не только в Сербии, но и в Хорватии, Словении, Воеводине, Боснии и Герцеговине и даже в разделенной Македонии.
В 1912 Сербия, Болгария, Черногория и Греция, образовав военно-политический союз, напали на Турцию и захватили Косово и Македонию (1-я Балканская война, 1912-1913). Соперничество между Сербией и Болгарией, а также Болгарией и Грецией привело ко 2-й Балканской войне (1913), поражению Болгарии и разделу Македонии между Сербией и Грецией. Сербская оккупация Косово и Македонии расстроила австрийские планы по присоединению Сербии и контролю над дорогой в Салоники. При этом Сербия столкнулась с проблемой статуса этнических меньшинств (турок, албанцев и эллинизированных влахов) и тем, как управлять народами, схожими в этническом или языковом отношениях (македонскими славянами), но имеющими разную историю и социальную структуру.
Австро-Венгрия, проводившая по отношению к Сербии политику экономического давления и политического шантажа, аннексировала в 1908 Боснию и Герцеговину, а ее генеральный штаб стал разрабатывать план войны против Сербии. Эта политика толкнула определенную часть югославянских националистов в Боснии на террористические акты. 28 июня 1914 в Сараево был застрелен наследник австрийского трона эрцгерцог Франц Фердинанд. Между Австрией и Сербией вскоре начались военные действия, давшие толчок к началу Первой мировой войны.
Во время войны сербские, хорватские и словенские политические лидеры договорились о главной цели в этой войне - национальном объединении этих трех народов. Обсуждались принципы организации югославского государства: сербы из королевства Сербия склонялись к централизованному варианту, а сербы из Воеводины, хорваты и словенцы предпочитали федеративный вариант. 1 декабря 1918 в Белграде было провозглашено создание Королевства сербов, хорватов и словенцев во главе с сербской династией Карагеоргиевичей. Вопрос о централизме или федерализме остался нерешенным.
В 1918 Великая народная скупщина Черногории проголосовала за объединение с новым государством. В состав королевства вошли также Воеводина, Славония, Хорватия, Босния и Герцеговина, значительная часть Далмации и большая часть территорий Австрии, где проживало население, говорившее на словенском языке. Но ей не удалось получить часть Далмации (район Задара) и Истрию, отошедших по мирным договорам к Италии, район Клагенфурта-Филлаха в Каринтии, население которого на плебисците (1920) проголосовало за вхождение в состав Австрии, Фиуме (Риека), захваченный сначала войсками Д"Аннунцио (1919), а затем превращенный в вольный город (1920) и в конце концов включенный Муссолини в состав Италии (1924).
В период после Первой мировой войны и революции в России идеи коммунизма распространились среди крестьян и рабочих в восточной части Центральной Европы. На выборах 1920 новая Социалистическая рабочая партия Югославии (коммунистов), переименованная в том же году в Коммунистическую партию Югославии, получила 200 тыс. голосов, большинство которых было подано в экономически более отсталых районах страны, а также в Белграде и Загребе; в тот момент, когда войска Советской России двигались на Варшаву, она призывала к созданию Югославской Советской Республики. В 1921 правительство запретило коммунистическую и анархистскую пропаганду и вынудило коммунистическое движение уйти в подполье. Сербская Радикальная партия Николы Пашича выдвинула проект конституции, предполагавшей однопалатный парламент, разделение страны на 33 административные единицы, жесткую исполнительную власть. Бойкот конституционного собрания (Учредительной скупщины) со стороны Хорватской республиканской крестьянской партии (с 1925 - Хорватская крестьянская партия), которая выступала за федеративную конституцию, упростил принятие (1921) конституции, предусматривающей централизованное государство.
Лидер Хорватской крестьянской партии Степан Радич сначала бойкотировал Народную скупщину, но затем вошел в состав правительства Пашича. В 1926 Пашич умер, а его партия раскололась на три фракции. Многочисленность враждующих партий, коррупция, скандалы, кумовство, клевета и подмена партийных принципов политическими амбициями стали неотъемлемыми элементами политической жизни страны. В июне 1928 один из сербских депутатов на заседании парламента застрелил нескольких хорватских депутатов, в том числе Степана Радича.
Король Александр, который сам в значительной степени нес ответственность за эскалацию политических конфликтов, в январе 1929 распустил парламент, приостановил действие конституции, запретил деятельность всех политических партий, установил диктатуру и изменил название страны (с 1929 - Королевство Югославия). В период диктатуры национальные трения усилились, так как коммунисты выступали за независимость Хорватии, Словении и Македонии. Мятежные хорватские усташи, профашистская организация, выступавшая за независимость Хорватии и возглавлявшаяся загребским адвокатом Анте Павеличем, а также проболгарская Внутренняя македонско-одринская революционная организация (ВМОРО), которая выступала за независимость Македонии, нашли поддержку в Италии, Венгрии и Болгарии. В октябре 1934 ВМОРО и усташи участвовали в организации убийства короля Александра в Марселе.
В период регентства во главе с князем Павлом положение страны ухудшилось. Павел и его министр Милан Стоядинович ослабили Малую и Балканскую Антанты - системы союзов Югославии с Чехословакией и Румынией, а также с Грецией, Турцией и Румынией; они заигрывали с нацистской Германией, подписали договоры с Италией и Болгарией (1937) и разрешили создание партии с фашистским и авторитарным уклоном. В августе 1939 лидер Хорватской крестьянской партии Владко Мачек и премьер-министр Югославии Драгиша Цветкович подписали соглашение об образовании автономной области Хорватия. Это решение не удовлетворило ни сербов, ни экстремистски настроенных хорватов.
После прихода нацистов к власти в Германии (1933) СССР призвал югославских коммунистов отказаться от сепаратизма как средства практической политики и сформировать народный фронт против угрозы фашизма. В 1937 секретарем компартии стал хорват Иосип Броз Тито, который поддерживал организацию народного фронта сербско-хорватской и югославской солидарности против фашизма.
Вторая мировая война. С началом Второй мировой войны коммунисты попытались переориентировать население на новые политические задачи. 25 марта 1941 Югославия под давлением Германии присоединилась к Берлинскому пакту (союзу Германии, Италии и Японии). Двумя днями позже, в результате военного переворота, поддержанного значительной частью населения, было свергнуто правительство Д.Цветковича, подписавшее этот пакт. Королем Югославии стал Петр, сын Александра. Новое правительство выступило с обещанием соблюдения всех несекретных договоренностей с Германией, но в качестве меры предосторожности объявило Белград открытым городом. Ответом нацистской Германии явилась бомбардировка Белграда и вторжение 6 апреля 1941 в Югославию. В течение двух недель страна была оккупирована. Новый король и многие лидеры партий бежали из страны; несколько партийных лидеров пошли на компромисс с захватчиками, а остальные заняли пассивную или нейтральную позицию.
Югославия была расчленена: части страны отошли к Германии, Италии, Венгрии, Болгарии и итальянскому государству-сателлиту Албании. На развалинах Югославии было создано новое государство Хорватия во главе с Анте Павеличем и его усташами. Усташи проводили массовые репрессии против сербов, евреев и цыган, создали для их уничтожения несколько концентрационных лагерей, в том числе Ясеновац. Немцы депортировали словенцев из Словении в Сербию, призывали их в германскую армию или депортировали в Германию для работы на военных заводах и в трудовых лагерях. В Сербии немцы разрешили генералу Милану Недичу сформировать "правительство национального спасения", но не позволили ему содержать регулярную армию и создать министерство иностранных дел.
После поражения регулярной армии Коммунистическая партия Иосипа Броз Тито организовала мощное партизанское движение против немецких захватчиков. Югославское правительство в эмиграции официально поддерживало вооруженные отряды т.н. четников, которыми руководил Драже Михайлович, полковник королевской югославской армии. Михайлович оказывал сопротивление коммунистам в борьбе за власть, но поощрял сербский террор против хорватов и боснийских мусульман. Антикоммунизм Михайловича привел его к тактическому соглашению с немцами и итальянцами, а осенью 1941 четники повели борьбу против партизан. В результате союзники отказались от него, предпочитая союз с партизанами Тито, сражавшимися с оккупантами и коллаборационистами. В 1942 Тито сформировал Антифашистское вече народного освобождения Югославии (АВНОЮ). Эта организация создавала на освобожденных территориях региональные антифашистские советы и местные народно-освободительные комитеты под контролем коммунистов. В 1943 Народно-освободительная армия Югославии (НОАЮ) стала получать британскую военную помощь, а после капитуляции Италии получила итальянское вооружение.
Партизанское сопротивление было особенно мощным в западных районах Югославии, где существовали обширные освобожденные территории в Словении, Хорватии, Западной Боснии и Черногории. Партизаны привлекали на свою сторону население, обещая организовать Югославию по федеративному принципу и предоставить всем национальностям равные права. Однако в Сербии четники Михайловича имели большее влияние до прихода Советской Армии, и партизаны Тито начали кампанию по ее освобождению, захватив в октябре 1944 Белград.
В начале 1944 существовали два югославских правительства: временное правительство АВНОЮ в самой Югославии и королевское югославское правительство в Лондоне. В мае 1944 У.Черчилль заставил короля Петра назначить премьером Ивана Шубашича. В марте 1945 было сформировано объединенное правительство во главе с премьером Тито; согласно договоренности, пост министра иностранных дел в нем занял Шубашич. Однако он и его коллеги-некоммунисты, оказавшись без реальной власти, ушли в отставку и затем были арестованы.
В ноябре 1945 вновь избранная Учредительная скупщина ликвидировала монархию и провозгласила Федеративную Народную Республику Югославия (ФНРЮ). Михайлович и сотрудничавшие с оккупантами политики позже были схвачены, отданы под суд, признаны виновными в измене и коллаборационизме, казнены или брошены в тюрьму. Лидеры других политических партий, которые выступали против монополии коммунистов на власть, также подверглись тюремному заключению.

Коммунистическая Югославия. После 1945 коммунисты взяли по свой контроль политическую и экономическую жизнь Югославии. Конституция 1946 официально признавала Югославию федеративной республикой, состоявшей из шести союзных республик - Сербии, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии и Черногории. Правительство национализировало значительную долю частных предприятий и приступило к реализации пятилетнего плана (1947-1951) по советской модели, делая упор на развитие тяжелой промышленности. Крупные землевладения и сельскохозяйственные предприятия, принадлежавшие немцам, были конфискованы; около половины этой земли получили крестьяне, а другая половина перешла в собственность государственных агрохозяйств и лесхозов. Были запрещены некоммунистические политические организации, деятельность Православной и Католической церквей ограничена, а имущество конфисковано. Алоизий Степинац, католический архиепископ Загреба, был заключен в тюрьму по обвинению в сотрудничестве с усташами.
Казалось, что Югославия тесно сотрудничает с СССР, но между странами назревал конфликт. Хотя Тито являлся убежденным коммунистом, он не всегда выполнял приказы Москвы. В годы войны партизаны получали относительно небольшую поддержку от СССР, а в послевоенные годы, несмотря на обещания Сталина, он не оказывал достаточной экономической помощи Югославии. Активная внешняя политика Тито не всегда нравилась Сталину. Тито оформил таможенный союз с Албанией, поддерживал коммунистов в гражданской войне в Греции и вел дискуссию с болгарами о возможности создания Балканской федерации.
28 июня 1948 накапливавшиеся в течение длительного времени противоречия прорвались наружу после того, как вновь созданное Коммунистическое информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ, 1947-1956) в своей резолюции осудило Тито и Коммунистическую партию Югославии (КПЮ) за ревизионизм, троцкизм и другие идеологические ошибки. В период между разрывом отношений в 1948 и смертью Сталина в 1953 торговля между Югославией и странами советского блока фактически прекратилась, границы Югославии постоянно нарушались, а в коммунистических государствах Восточной Европы проводились чистки с обвинениями в титоизме.
После разрыва отношений с СССР Югославия получила свободу в разработке планов собственного пути строительства социалистического общества. Начиная с 1950 правительство приступило к децентрализации экономического планирования и созданию рабочих советов, которые участвовали в управлении промышленными предприятиями. В 1951 реализация программы коллективизации сельского хозяйства была приостановлена, а в 1953 и вовсе прекращена.
В 1950-е годы во внешней политике Югославии произошел ряд важных изменений. Быстро расширялась торговля со странами Запада; в 1951 Югославия заключила договор с США о военной помощи. Улучшились также отношения с Грецией, а в 1953 Югославия подписала договоры о дружбе и сотрудничестве с Грецией и Турцией, которые в 1954 были дополнены 20-летним оборонительным союзом. В 1954 был урегулирован спор с Италией о Триесте.
После смерти Сталина со стороны СССР предпринимались попытки улучшить отношения с Югославией. В 1955 Н.С.Хрущев и другие советские руководители посетили Белград и подписали декларацию, торжественно провозгласившую "взаимоуважение и невмешательство во внутренние дела" и констатировавшую тот факт, что "разнообразие конкретных форм построения социализма является исключительно делом народов разных стран". В 1956 Хрущев осудил сталинизм; в странах советского блока началась реабилитация лиц, обвинявшихся ранее в титоизме.
Тем временем Тито приступил к осуществлению главной кампании в своей внешней политике, последовательно проводя третье направление. Он развивал тесные отношения с вновь возникшими неприсоединившимися странами, посетив в 1955 Индию и Египет. В следующем году в Югославии состоялась встреча Тито с египетским руководителем Гамаль Абдель Насером и индийским лидером Джавахарлалом Неру, которые заявили о поддержке принципов мирного сосуществования между государствами, разоружения и прекращения курса на усиление политических блоков. В 1961 неприсоединившиеся государства, ставшие организованной группой, провели в Белграде свою первую конференцию на высшем уровне.
Внутри Югославии политическая стабильность достигалась с трудом. В 1953 Коммунистическая партия была переименована в Союз коммунистов Югославии (СКЮ) в надежде, что идеологическое руководство в Югославии будет играть менее авторитарную роль, чем в СССР при Сталине. Тем не менее некоторые интеллектуалы подвергали режим критике. Наиболее известным критиком стал Милован Джилас, в прошлом ближайший помощник Тито. Джилас утверждал, что коммунисты вместо передачи власти рабочим провели лишь замену старого правящего класса "новым классом" партийных функционеров. В 1956 он был подвергнут тюремному заключению, в 1966 амнистирован.
В начале 1960-х годов произошла частичная либерализация режима. Только в 1963 правительство освободило из тюрем почти 2500 политических заключенных. Экономические реформы, начавшиеся в 1965, ускорили темпы экономической децентрализации и самоуправления. Рабочим советам предоставлялась большая свобода от государственного контроля в управлении своими предприятиями, а опора на рыночные механизмы усилила влияние югославских потребителей на принятие экономических решений.
Югославия стремилась также ослабить напряженность в Восточной Европе. В 1963 Югославия и Румыния выступили с совместным призывом превратить Балканы в безъядерную зону мира и сотрудничества, а также заключили соглашение о совместном строительстве электростанции и судоходного шлюза у Железных Ворот на Дунае. Когда в 1964 отношения между СССР и Румынией оказались на грани разрыва, Тито посетил обе страны, чтобы убедить их в необходимости компромисса. Тито выступил с осуждением широкомасштабной интервенции стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968. Легкость, с которой СССР и его союзники оккупировали Чехословакию, обнаружила собственную военную слабость Югославии; в результате были созданы территориальные силы обороны, своего рода национальная гвардия, которая должна была вести партизанскую борьбу в случае советского вторжения в Югославию.
Одной из самых серьезных внутренних проблем Тито стала напряженность в отношениях между различными этническими группами в Югославии. К их антагонизму, имеющему глубокие исторические корни, а также к тягостным воспоминаниям об убийствах во время Второй мировой войны добавились экономические трения между относительно развитыми северо-западными республиками Хорватией и Словенией и бедными республиками юга и востока. Чтобы обеспечить разделение власти между представителями всех основных национальностей, Тито реорганизовал в 1969 структуру руководства СКЮ. В конце 1971 хорватские студенты устроили демонстрацию в поддержку более широкой политической и экономической автономии Хорватии. В ответ Тито провел чистку хорватского партийного аппарата. В Сербии он осуществил аналогичную чистку в 1972-1973.
В 1971 был учрежден коллегиальный орган (Президиум СФРЮ), чтобы обеспечить представительство всех основных национальностей на высшем уровне управления государством. Новая конституция 1974 утвердила эту систему и упростила ее. Тито сохранял пост президента без ограничения срока мандата, но после его смерти все функции управления государством должны были перейти к коллективному президентству, члены которого должны были ежегодно сменять друг друга на посту главы государства.
Некоторые наблюдатели предсказывали крах югославского государства после смерти Тито. Несмотря на многие реформы, титоистская Югославия сохраняла некоторые черты сталинизма. После смерти Тито (1980) Сербия все чаще пыталась повторно провести централизацию страны, уже двигавшейся в направлении своеобразной конфедерации, предусмотренной титоистской конституцией 1974.
В 1987 Сербия получила активного лидера в лице Слободана Милошевича - нового главы Союза коммунистов Сербии. Попытки Милошевича сначала ликвидировать автономии Косова и Воеводины, управление которыми с 1989 велось непосредственно из Белграда, а затем акции против Словении и Хорватии привели к дестабилизации положения в Югославии. Эти события ускорили ликвидацию Союза коммунистов Югославии и движение к независимости во всех республиках, за исключением Сербии и Черногории. В самой Сербии Милошевич все больше сталкивался с оппозицией национальных меньшинств, в первую очередь албанцев и боснийских мусульман Санджака, а также либералов. Оппозиция окрепла и в Черногории. В 1991 четыре из шести республик провозгласили независимость. В ответ Милошевич предпринял военные действия против Словении (в июне 1991), Хорватии (с сентября по декабрь 1991), Боснии и Герцеговины (март 1992 - декабрь 1995). Эти войны привели к значительным людским потерям, массовым перемещениям гражданского населения и разрушениям, но не к военной победе. В Хорватии, а также в Боснии и Герцеговине сербские нерегулярные войска и югославская народная армия приступили к захвату территорий, убийствам или депортации лиц иной национальности, приступив тем самым к реализации своего плана создания Великого Сербского государства.
В апреле 1992 Милошевич решил создать из остатков прежней федерации Союзную Республику Югославию в составе Сербии и Черногории. Однако в мае Совет безопасности ООН ввел против Югославии жесткие санкции из-за ее агрессии против Боснии и Герцеговины. Когда эти санкции вступили в действие, гражданин США Милан Панич был назначен на декоративный по сути пост премьер-министра уменьшившегося государства. Этот акт не привел к улучшению международного положения Югославии, так и без того непростая ситуация в Боснии продолжала ухудшаться. В сентябре Генеральная ассамблея ООН проголосовала за исключение Югославии из своего состава, поэтому Сербия и Черногория были вынуждены надеяться только на собственные силы.
В 1993 внутриполитическая борьба в Югославии привела к отставке умеренных политиков - премьер-министра Панича и президента Добрицы Чосича, а также к аресту и избиению Вука Драшковича, лидера оппозиции Милошевичу. В мае 1993 собрание представителей Югославии, т.н. Республики Сербская Краина (в Хорватии) и Сербской Республики (в Боснии) подтвердило цель создания единого государства - Великой Сербии, в которой должны будут жить все сербы. В начале 1995 Югославия не получила разрешение на вступление в ООН; экономические санкции против нее были продолжены.
В 1995 Слободан Милошевич прекратил политическую и военную поддержку сначала хорватских, а затем и боснийских сербов. В мае 1995 хорватская армия полностью изгнала боснийских сербов из Западной Славонии, а в августе 1995 потерпела крах самопровозглашенная Республика Сербская Краина. Переход сербского анклава в состав Хорватии привел к оттоку сербов-беженцев в СРЮ.
После бомбежек силами НАТО военных позиций боснийских сербов в августе и сентябре 1995 была созвана международная конференция в Дейтоне (шт. Огайо, США) с целью подписания соглашения о перемирии в Боснии и Герцеговине. После подписания Дейтонских соглашений в декабре 1995 Югославия продолжала скрывать у себя военных преступников и поощряла стремление к воссоединению у боснийских сербов.
В 1996 ряд оппозиционных партий сформировал широкую коалицию под названием "Единство". Зимой 1996-1997 эти партии организовали в Белграде и других крупных городах Югославии массовые публичные демонстрации против режима Милошевича. На выборах осенью 1996 правительство отказалось признать победу оппозиции. Внутренняя раздробленность помешала последней укрепиться в борьбе с правящей Социалистической партией Сербии (СПС). Милошевич вывел из игры или присоединил оппозиционные партии, в т.ч. Сербскую радикальную партию (СРП) Воислава Шешеля.
Осенью 1997 напряженность внутриполитической обстановки в СРЮ в целом и в первую очередь в Сербии проявилась в ходе длительной кампании по выборам сербского президента. В конце декабря с четвертой попытки 55-летний представитель СПС Милан Милутинович, в прошлом министр иностранных дел СРЮ, одержал победу над лидерами СРП и Сербским движением обновления (СДО). В Скупщине Сербии контролируемая им коалиция получила 110 из 250 мандатов (СРП - 82, а СДО - 45). В марте 1998 в Сербии было сформировано правительство "народного единства" в составе представителей СПС, движения Югославские левые (ЮЛ) и СРП. Председателем правительства Сербии стал Мирко Марьянович (СПС), занимавший пост премьера и в прежнем кабинете.
В мае 1998 в отставку было отправлено правительство СРЮ Р.Контича и избрано новое во главе с экс-президентом Черногории (январь 1993 - январь 1998) М.Булатовичем, лидером Социалистической народной партии Черногории (СНПЧ), выделившейся из Демократической партии социалистов Черногории (ДПСЧ). В правительственной программе Булатовича среди приоритетных назывались задачи сохранения единства СРЮ, продолжения усилий по созданию правового государства. Он высказался за реинтеграцию Югославии в международное сообщество на условиях равноправия, защиты национального и государственного суверенитета. Третьим приоритетом политики правительства было названо продолжение реформ, создание рыночной экономики с целью повышения жизненного уровня населения.
Весной 1998 в Албании был избран новый президент - социалист Фатос Нано, сменивший Сали Беришу, сторонника идеи "Великой Албании". В связи с этим более реальной стала перспектива решения косовской проблемы. Однако кровопролитные столкновения между т.н. Освободительной армией Косово (ОАК) и правительственными войсками продолжались до осени, и лишь в начале сентября Милошевич высказался за возможность предоставления краю самоуправления (к этому времени вооруженные формирования ОАК были оттеснены к албанской границе). Очередной кризис разразился в связи с раскрытием убийства 45 албанцев в селе Рачак, приписываемого сербам. Над Белградом нависла угроза ударов с воздуха сил НАТО. К осени 1998 количество беженцев из Косово превысило 200 тыс. человек.
Проходившее 1 декабря 1998 празднование 80-летия образования Югославии (в отсутствие представителей правительства Черногории) было призвано продемонстрировать преемственность курса страны на объединение южных славян, проводившегося в период "первой Югославии" - Королевством сербов, хорватов и словенцев - и "второй, или партизанской Югославии" - СФРЮ. Однако в течение длительного времени происходило отчуждение Югославии от Европейского сообщества, а с октября 1998 страна фактически жила под угрозой бомбардировок.
Для разрешения конфликта ведущие политики крупнейших стран Запада и России в рамках Контактной группы инициировали 7-23 февраля 1999 переговорный процесс в Рамбуйе (Франция), который характеризовался большей вовлеченностью западноевропейских стран и их стремлением играть столь же весомую роль на Балканах, как и США; ужесточением позиции России в связи с ее оттеснением от принятия решений; слабой вовлеченностью ближайшего окружения - стран Центральной Европы. На переговорах в Рамбуйе удалось достичь промежуточных результатов, при этом США пришлось смягчить свою последовательно антисербскую позицию и дифференцировать отношение к различным группировкам в Косово. Возобновившиеся 15-18 марта 1999 переговоры не отменяли угрозы бомбардировок страны, в которой не прекращались межэтнические столкновения. Требования ввести в Югославию войска НАТО, руководство которой заявило о срыве переговоров по вине Белграда, звучали все громче, вызывая противодействие России.
20 марта члены миссии ОБСЕ покинули Косово, 21 марта НАТО объявила Милошевичу ультиматум, а начиная с 24 марта по территории Югославии стали наноситься первые ракетно-бомбовые удары. 26 марта Совет безопасности ООН не поддержал инициативу России по осуждению агрессии НАТО; с конца марта бомбардировки Югославии усилились, одновременно ОАК активизировала боевые действия в Косово. 30 марта Белград посетила российская делегация во главе с премьер-министром Е.М.Примаковым, а 4 апреля президент США Б.Клинтон одобрил инициативу о направлении в Албанию вертолетов для обеспечения наземных операций. 13 апреля в Осло состоялась встреча министра иностранных дел России И.С.Иванова и государственного секретаря США Мадлен Олбрайт, а 14 апреля для ведения переговоров спецпредставителем президента РФ по Югославии был назначен В.С.Черномырдин.
К этому времени резко возросло число гражданских жертв бомбардировок (как сербов, так и косоваров). Число беженцев из Косово резко возросло, наметились контуры экологической катастрофы, затронувшей сопредельные с Югославией страны. 23 апреля состоялась поездка Черномырдина в Белград, после нее переговорный процесс был продолжен, а число его участников расширилось. В мае бомбардировки Югославии не прекращались, при этом одновременно активизировалась и деятельность ОАК.
Решающая неделя в поисках выхода из кризисной ситуации пришлась на 24-30 мая и была связана с повышенной дипломатической активностью ЕС и входящих в него стран, с одной стороны, и России - с другой. В то же время инициатива ряда стран-членов НАТО (Греция, Нидерланды, Чехия, в меньшей степени ФРГ) о временном прекращении бомбардировок не получила поддержки, а миссия Черномырдина подверглась жесткой критике со стороны оппозиционных партий внутри Государственной Думы России.
В начале июня в Белграде состоялась встреча президента Финляндии М.Ахтисаари, С.Милошевича и В.С.Черномырдина. Несмотря на сдержанное отношение к переговорам со стороны США, они прошли успешно, а между силами НАТО в Македонии и югославскими армейскими частями наметилась договоренность о вводе миротворческих сил в Косово. 10 июня генеральный секретарь НАТО Х.Солана отдал приказ главнокомандующему вооруженными силами НАТО прекратить бомбардировки, длившиеся 78. Страны НАТО израсходовали на агрессию против Югославии ок. 10 млрд. долл. (75% этих средств приходилось на США), нанесли по Сербии ок. 10 тыс. бомбовых ударов, подорвав военный потенциал страны, разрушив ее транспортную сеть, нефтеперерабатывающие заводы и т.д. Погибли не менее 5 тыс. военных и гражданских лиц, включая албанцев. Число беженцев из Косово достигло почти 1500 тыс. человек (в том числе в Македонии оказалось 445 тыс., в Черногории - 70 тыс., в Албании - 250 тыс., в других странах Европы - ок. 75 тыс. человек). Ущерб от бомбардировок составляет, по разным оценкам, от 100 до 130 млрд. долл.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .