Многие из вас наверняка видели стрельбы реактивных систем залпового огня. С десяток реактивных снарядов серией выстрелов один за другим устремляются к цели. Можете ли вы вообразить себе, что нечто подобное возможно, скажем, с использованием межконтинентальных баллистических ракет? В конце лета 1991 года была проведена едва ли не самая уникальная военно-морская операция в мире - залповая стрельба межконтинентальными баллистическим ракетами с борта подводной лодки.

Предисловие

В штабах ядерных держав всегда прорабатывались планы по уничтожению любого вероятного противника. Каждый из сценариев глобальной ядерной войны предполагал (и скорее всего, предполагает до сих пор) массированное применение ядерного оружия. Как известно, ядерная триада, которой до недавнего времени обладали лишь Россия и США, помимо наземных шахтных пусковых установок и других комплексов, авиационных боеприпасов с ядерной боевой частью так же включает в себя размещение ядерного оружия на подводных лодках.

Специалисты отмечают, что оснащенная ракетами со «специальной», т.е ядерной боевой частью подводная лодка, еще со времен «Холодной войны» считается самым страшным и самым труднозасекаемым носителем межконтинентальных баллистических ракет. Ракетным подводным крейсерам стратегического назначения всегда отводилась особая роль в обмене ядерными ударами - огромные субмарины, скрывающиеся от противника в толще воды, в определенный момент должны были производить полный отстрел всего перевозимого боекомплекта.

Сама идея запуска тяжелых ядерных ракет из-под воды, тем более в режиме залпа, казалась невыполнимой. Требования к пуску в нужный момент всех имеющихся ракет вроде бы существовали, однако, реализация подобного приема и воплощение судного дня из-под воды» требовала не только умений, но и особой подготовки. Первым залповую стрельбу из подводного положения выполнил экипаж советской АПЛ К-140, командование которой осуществлял капитан второго ранга Юрий Бекетов. Однако, тут стоит сразу оговориться.

Хотя речь действительно идет о залповой стрельбе баллистическими ракетами Р-27, определенные ограничения при запуске все же остались - залп состоял из двух коротких серий по четыре ракеты в каждом. Между первой и второй серией стрельб был определенный интервал - за время короткой передышки экипаж и операторы вооружения должны были проверить работу систем, убедиться в отсутствии неисправностей и еще раз проверить готовность ракет к выходу из шахт.

Действующие лица

Заранее стоит отметить, что генеральную репетицию армагеддона, наверное, так никогда и не осуществили бы в том виде, в каком ее запомнили, если бы не одно любопытное обстоятельство. Под конец 80-х и начало 90-х годов подводники все чаще начали слышать в свой адрес самые разные упреки - мол, технологии позволяют обойтись без дорогостоящих крейсеров, а экипажи подводных лодок и вовсе обычные «операторы». Однако, запускать МБР из шахты, которую с высокой вероятностью уже накрыл «колпаком» спутник - слишком рискованно, а для того, чтобы доказать новому руководству жизнеспособность АПЛ как боевой единицы, способной стереть с лица планеты несколько стран, пришлось продумать и устроить «полноракетный» пуск с борта атомного подводного крейсера стратегического назначения.

Первая попытка осуществить такой пуск чуть не закончилась трагедией из-за повреждения ракеты, и упреков в адрес подводников и спроектированных подводных лодок прибавилось. АПЛ К-407 «Новомосковск» проекта 667БДРМ «Дельфин» была одной из самых новых в составе флота - ракетный подводный крейсер стратегического назначения спустили на воду лишь в 1990 году. Подготовка экипажа, отнимавшая помимо времени и сил много нервов, продолжалась несколько месяцев - командир корабля капитан второго ранга Сергей Егоров, по воспоминаниям офицеров Северного флота, гонял экипаж до седьмого пота.

«Доставалось им тогда. Но иначе нельзя было. Эти стрельбы должны были стать не просто решающими в судьбе какого-то отдельного взятого командира. Вся судьба подводного флота в то время висела, что называется, на волоске», - вспоминает капитан третьего ранга в отставке Виктор Кулинич.

«Бегемот-2»

Поддержать экипаж и доказать надежность конструкции подводного крейсера помимо флотского начальства прибыли лишь два человека. Но каких! Вместе с подводниками осуществлять уникальную операцию отправили генеральный конструктор подводной лодки и его заместитель, отвечавший за исправную работу ракетного вооружения. И вот, кульминационный момент - загруженный 16-ю межконтинентальными ракетами подводный крейсер К-407 начинает стрельбу. Сами подводники вспоминают, что пуск первой, второй, третьей и даже пятой ракеты осуществлялся штатно, но затем, начало ощущаться легкое волнение среди членов экипажа.

Однако, дурное предчувствие на работу систем вооружения не повлияло - все 16 межконтинентальных ракет Р-29РМУ2 «Синева» покинули пусковые контейнеры в корпусе субмарины. С интервалом не более 20 секунд весь боезапас сорокатонных баллистических ракет был выпущен. Очевидцы рассказывают, что еще никогда в мировой истории и жизни десятков специалистов специалистов ВМФ не удавалось увидеть, запечатлеть и проследить залповую стрельбу таким количеством ракет. «Для большинства тех, кто подводные лодки видит только в фильмах, да на картинках, такая стрельба - это фантастика.

А для подводников это, скажем так, хоть и необычная задача, но невыполнимой ее назвать тоже нельзя. Все члены экипажа подводной лодки с таким количеством ракет на борту, да и вообще, экипаж подводной лодки, это огромного масштаба профессионалы. Управление десятком систем одновременно, контроль данных и синхронизация действий - это все следствие боевой выучки и отменных навыков. Именно благодаря этому гипотетический массированный ракетный удар вообще состоялся.

Военно-морской флот СССР - это вообще кузница уникальных кадров, способных в непростой ситуации принять единственное верное решение», - объясняет капитан третьего ранга в отставке Виктор Кулинич. За операцию «Бегемот-2» командира подводной лодки повысили в звании, а погоны теперь уже командиру первого ранга Сергею Егорову контр-адмирал флота Леонид Сальников в торжественной обстановке вручил прямо на центральном посту подводной лодки.

Несмотря на то, что страна, которой подводники служили верой и правдой вскоре начала переживать один из самых тяжелых периодов в своей истории, важно вспомнить и о том, какие выводы были сделаны командованием флота и зарубежными специалистами. За последних, пожалуй, лучше всех высказался военный историк, специалист по изучению проблем военно-морского флота Рэй Ривера. Американский историк пояснил, что эффект, который произвели эти стрельбы на американских военных, был ошеломителен. «Через 6 месяцев или чуть больше, в Пентагоне было созвано специальное совещание, на которое приглашались лучшие специалисты по противоракетной обороне, наиболее успешные инженеры по радиолокации и электронным системам.

Им всем был с разной формулировкой задан один и тот же вопрос - если стрельбу шестнадцатью ракетами осуществить на минимальном расстоянии от Соединенных Штатов, сможет ли американская СПРН (система предупреждения о ракетном нападении) во время среагировать, а войска во время обнаружить и сбить такие ракеты. На этот вопрос ответа так и не получили», - отмечает Ривера. Уникальный во всех отношениях рекорд советских подводников так и остался непобитым - по сей день ни одному государству не удалось повторить пуск такого количества ракет за один залп с минимальным интервалом. «Очередь» из баллистических ракет «Синева», выпущенная с борта подлодки «Новомосковск» навсегда сняла вопросы об эффективности подводного флота в случае глобального противостояния и подтвердила, что межконтинентальные ракеты при необходимости могут быть доставлены прямо «под нос» противнику.

Дмитрий Юров

В последнее время мы читаем лишь об авариях и катастрофах, сопровождавших развитие советской военной техники. Достижения же, ставшие итогом этого развития, у нас упрямо замалчиваются. Между тем, эти достижения были поистине великими, а многие из них никто не смог превзойти до сих пор.


Одним из таких достижений стал запуск полного боекомплекта, состоящего из 16 межконтинентальных баллистических ракет с борта атомной подводной лодки К-407 «Новомосковск» в рамках учений «Бегемот-2».

Все сценарии глобального термоядерного конфликта, рожденные в период холодной войны, предусматривали массированное применение баллистических ракет морского базирования. В этом вопросе американские и советские военные стратеги мыслили одинаково. Предполагалось, что атомные подводные лодки, до поры до времени скрывающиеся в глубинах мирового океана, произведут залповый пуск всего своего боекомплекта. Но одно дело планировать такие действия и совершенно другое реализовать их на практике. С момента появления первых подводных ракетоносцев в конце 1950-х годов и до начала 1990-х годов ни одна из сверхдержав не проверяла возможность ракетного залпа с их бортов. До описываемого нами момента максимальное количество ракет, выпущенных с лодки, составляло восемь штук: 20 декабря 1969 года с борта советской атомной подводной лодки К-140 проекта 667А «Навага» под командованием капитана 2-го ранга Юрия Бекетова был совершён запуск ракет двумя сериями по четыре ракеты с небольшим интервалом.

Однако при Горбачёве возобладало мнение, что восьмиракетный пуск был случайностью, а на самом деле лодка может отстрелить две, ну, в лучшем случае, три ракеты. А если это так, то и надо в первую очередь сокращать именно подводный флот, тем более, что он требовал больше всего денег на свое содержание. Чтобы опровергнуть это мнение, подводники и решили провести операцию «Бегемот». Операция была осуществлена в 1989 году лодкой К-84 «Екатеринбург», но закончилась неудачей: за несколько минут до старта, ещё при закрытых крышках шахт, из-за отказа датчиков давления не отключился «поддув ракеты», что привело к нарушению целостности баков горючего и окислителя. В результате произошло быстротекущее возгорание. От резкого повышения давления в шахте была вырвана крышка шахты и произошёл частичный выброс ракеты. Одной из причин нештатной ситуации стала общая нервозность экипажа на субмарине из-за наличия огромного количества флотского начальства.

К проведению операции «Бегемот-2» готовились два года. В качестве «стартовой» площадки был выбран новенький по тем временам ракетный крейсер К-407 проекта 667БДРМ (шифр «Дельфин», по классификации НАТО – Delta IV). Его спустили на воду 28 февраля 1990 года, а 29 декабря того же года он вошел в состав Северного флота. Позднее, 19 июля 1997 корабль получил собственное имя «Новомосковск».

И, наконец, наступил тот момент, которого все ждали с нетерпением: 6 августа 1991 года в 21 час 9 минут по московскому времени с глубины 50 метров стартовала первая сорокатонная пятнадцатиметровая ракета Р-29РМ. Через десять секунд за ней последовала вторая, затем третья. И так все шестнадцать ракет были выпущены всего за две с небольшим минуты.
Даже если бы экипажу удалось пустить 11, 12 или 13 ракет, и то это был бы успех. Но они сделали больше. Сделали все, что должны были сделать.

Свидетелей этого исторического события было немного. Залповый пуск могли видеть только экипаж сторожевого катера, дрейфовавшего поблизости, да операторы служб контроля за пусками баллистических ракет, следившими за уникальным зрелищем на экранах локаторов.
К счастью, велась киносъемка выхода ракет из-под воды и теперь любой, кому удастся посетить в Санкт-Петербурге музей конструкторского бюро «Рубин», могут воочию увидеть как все это происходило.

Нельзя сказать, что операция прошла без сучка и задоринки. За полчаса до ее начала неожиданно пропала звукоподводная связь с надводным кораблем, который наблюдал за стрельбами. На подлодке сторожевик слышали, а на поверхности воды были в полном неведении о происходящем на глубине. По инструкции в такой ситуации вести стрельбу нельзя, все-таки мирное время, когда любой неосторожный чих может привести к непредсказуемым последствиям. Тем не менее, контр-адмирал Леонид Сальников взял ответственность на себя и разрешил стрельбу.

Обычно проведение подобных экспериментов сопровождалось, да и сейчас сопровождается, градом государственных наград. Ушли документы и в тот раз. Но вскоре советские награды ушли в историю и, в результате, моряки довольствовались только очередными звездочками на погонах. И хотя подводники заслужили большего, чем получили, в конце концов, главное это след в истории, а не ордена и медали.

Изобретение относится к ракетной технике и может найти применение при разработке баллистических ракет морского базирования преимущественно с твердотопливными двигателями. Согласно способу ракету катапультируют из шахты, осуществляют контроль пройденного ракетой расстояния и запускают маршевый двигатель ракеты. Дополнительно определяют текущее рассогласование параметров углового движения ракеты от предельно допустимых по условиям стабилизации движения. Замеряют вертикальную скорость ракеты и сравнивают ее после выхода ракеты из шахты с минимально допустимой по условиям нормального запуска маршевого двигателя. Запуск маршевого двигателя производят в момент достижения любым из упомянутых параметров соответствующего предельного значения. Способ позволяет повысить безопасность подводной лодки при запуске ракет.

Изобретение относится к ракетной технике и может найти применение при разработке баллистических ракет морского базирования преимущественно с твердотопливными двигателями.Важнейшим требованием, предъявляемым к баллистическим ракетам как наземного, так и морского базирования, является обеспечение безопасности стартовых сооружений, подводных и надводных кораблей при возникновении различного рода аномалий и нерасчетных режимов в работе систем ракеты, в частности, в случае незапуска маршевого двигателя 1 ступени ракеты.В известных технических решениях (аналогах) безопасность при нерасчетных ситуациях обеспечивается путем запуска маршевого двигателя после ухода ракеты на безопасное расстояние от места старта. Ракета выбрасывается из шахты с помощью пневмосистемы, после чего запускаются двигатели первой ступени. Такая система запуска исключает необходимость защиты конструкции пусковых установок и оборудования от газовой струи.Такой способ пуска нашел применение при запуске ракет с атомных подводных лодок и при запуске антиракеты "Спринт" (см. Б.П.Воронин, Н.А.Столяров "Подготовка к пуску и пуск ракет", Воениздат, М., 1972, стр. 56). Так при старте морских ракет типа "Поларис" ("Посейдон", "Трайдент") реализуется способ, заключающийся в катапультировании ракеты из шахты подводной лодки и запуске маршевого двигателя после ухода ракеты на заданное расстояние. Этот способ по технической сути наиболее близок к предлагаемому изобретению и выбран в качестве базового (прототипа) (Б.П.Воронин, Н.А.Столяров "Подготовка к пуску и пуск ракет", Воениздат, М., 1972, стр. 69).Для реализации указанного способа старта необходимо выполнение следующих условий:- сообщение ракете с помощью катапультирующего устройства скорости, необходимой для ухода ракеты на заданное расстояние от подводной лодки,- обеспечение нахождения параметров углового движения ракеты к моменту запуска маршевого двигателя внутри области параметров, отрабатываемых системой стабилизации после запуска маршевого двигателя.Выполнение первого условия обеспечивают выбором соответствующих параметров энергетического средства старта (катапультирующего устройства), что осуществляется либо за счет увеличения объема шахты (для размещения катапультирующего устройства), либо за счет уменьшения полезного объема ракеты, что приводит к ухудшению тактико-технических характеристик ракетного комплекса.Учитывая, что после катапультирования из шахты до запуска маршевого двигателя ракета совершает неуправляемое движение, обеспечение допустимых параметров углового движения достигается путем уменьшения скорости подводной лодки или введения ограничений по интенсивности волнения моря в момент старта ракеты, т.е. за счет ухудшения боевой эффективности ракетного комплекса.В известном способе старта, применяемом на ракетах типа "Поларис", включение маршевого двигателя осуществляют по прохождению ракетой после катапультирования из шахты заданного пути. При этом угловые параметры не контролируются, но они гарантированно не должны выходить за пределы, допустимые из условия обеспечения стабилизации движения ракеты в дальнейшем, т.е. к моменту включения маршевого двигателя угловые параметры должны находиться внутри области отрабатываемых угловых параметров управляющими органами маршевого двигателя.Учитывая исключительную важность проблемы обеспечения безопасности подводной лодки при пуске ракеты, обусловленную нахождением в ней экипажа, задачу обеспечения стабилизации движения ракеты на участке старта решают с определенной гарантией, т.е. для всех режимов работы катапультирующего устройства и маршевого двигателя, при максимальной заданной скорости движения подводной лодки и максимальной интенсивности волнения моря, при наихудших сочетаниях перечисленных параметров и разбросов характеристик ракеты.Это приводит к тому, что вследствие малой вероятности реализации в конкретном пуске наихудшего сочетания крайних условий старта, разбросов параметров энергетических средств старта и характеристик ракеты, включение маршевого двигателя в известном способе пуска осуществляют на расстоянии от подводной лодки, существенно меньшем предельно допустимого по энергетическим возможностям катапультирующего устройства, при угловых рассогласованиях, меньших предельно допустимых по условиям стабилизации движения ракеты.В этом заключается недостаток известного способа.Задачей, решаемой настоящим изобретением, является повышение безопасности подводной лодки при старте ракеты путем увеличения расстояния между ракетой и подводной лодкой к моменту включения маршевого двигателя ракеты.Указанная задача решается за счет того, что в известном способе пуска ракеты из шахты подводной лодки, включающем катапультирование ракеты из шахты, контроль пройденного ракетой расстояния и запуск маршевого двигателя, дополнительно определяют текущее рассогласование параметров углового движения ракеты от предельно допустимых по условиям стабилизации движения, замеряют вертикальную скорость ракеты и сравнивают ее (после выхода ракеты из шахты) с минимально допустимой по условиям обеспечения нормального запуска маршевого двигателя, а запуск маршевого двигателя ракеты производят в момент достижения любым из упомянутых параметров соответствующего предельного значения.Введение операции запуска ракетного двигателя по результату контроля вертикальной скорости ракеты производится по следующим причинам.При движении ракеты в воде происходит падение вертикальной скорости ракеты, особенно интенсивно на начальном воздушном участке после выхода ракеты из воды вследствие прекращения действия силы Архимеда, полная величина которой практически соизмерима с весом ракеты. Реализация повышенных угловых склонений ракеты существенно уменьшает вертикальную скорость ракеты к моменту запуска маршевого двигателя. При таких режимах движения, особенно при минимальной скорости выхода ракеты из шахты и максимальной глубине старта, высота подъема ракеты над поверхностью воды будет недостаточна для обеспечения нормального запуска маршевого двигателя над поверхностью воды. Это обусловлено тем, что за время выхода двигателя на режим полной тяги и отработки угловых отклонений ракеты до величин, при которых вертикальная тяга двигателя становится больше веса ракеты, ракета теряет высоту и из-за недостаточной вертикальной скорости может удариться о воду. В этом случае маршевый двигатель следует запускать раньше, а именно - по достижению вертикальной скоростью заданного ограничительного значения.Операция контроля вертикальной скорости вводится после выхода ракеты из шахты с целью исключения запуска двигателя по этому критерию на шахтном участке движения ракеты.Контролируемая величина вертикальной скорости должна позволять запускать двигатель над поверхностью воды, т.к. запуск двигателя в воде создает неблагоприятные условия как для самого процесса запуска, так и по безопасности подводной лодки в случае возникновения аномалий в его работе.При реализации указанного способа выполняют следующие действия:- по команде от системы управления задействуют энергетическое средство старта (катапультирующее устройство),- на участке движения ракеты после выхода из шахты с помощью измерителей линейной скорости системы управления определяют текущее значение вертикальной скорости и пройденное ракетой расстояние,- сравнивают вертикальную скорость с минимально допустимой, которую выбирают в процессе проектирования ракеты,- сравнивают пройденное ракетой расстояние от подводной лодки с допустимым расстоянием, выбранным из энергетических возможностей используемого катапультирующего устройства (выбирают в процессе разработки ракеты),- с помощью измерителей углового положения ракеты (датчиков углов и угловых скоростей) определяют текущие параметры углового движения ракеты,- сравнивают замеренные параметры углового движения с допустимыми по условиям стабилизации ракеты после задействования маршевого двигателя (выбирают в процессе проектирования ракеты),- в момент выполнения любого из трех условий - либо достижения вертикальной скоростью своего минимально допустимого значения, либо достижения параметрами углового движения соответствующих предельно допустимых значений, либо достижения пройденным ракетой расстоянием заданного значения - вырабатывают команду на включение маршевого двигателя ракеты,- далее ракета осуществляет управляемое движение с работающим маршевым двигателем по заданной программе.Существенным отличием предложенного способа от известного является то, что формирование команды на запуск маршевого двигателя ракеты осуществляют по результатам сравнения с допустимыми значениями текущих параметров не только линейного, но и углового движения ракеты.Это обстоятельство позволяет осуществить запуск маршевого двигателя при удалении ракеты от подводной лодки на расстояния, существенно большие по сравнению с расстоянием в известном способе. Ниже на примере показано, что это расстояние может быть увеличено на 19 м.В качестве примера конкретной реализации предложенного способа рассмотрен подводный старт твердотопливной баллистической ракеты из пусковой шахты движущейся подводной лодки при предельно допустимой по условиям старта интенсивности волнения моря. Вследствие конструктивно-компоновочных особенностей ракета обладает значительной гидродинамической неустойчивостью (центр давления расположен ближе к носку ракеты, чем центр масс). Система управления не накладывает ограничений на углы отклонения ракеты по каналам тангажа и рыскания. До запуска маршевого двигателя движение ракеты неуправляемое, при работающем маршевом двигателе управление по тангажу и рысканию осуществляют качанием сопла двигателя.Расчеты показали, что при рассматриваемых условиях старта и характеристиках ракеты область допустимых рассогласований по параметрам углового движения к моменту запуска маршевого двигателя ограничивается значениями пространственного угла отклонения ракеты от вертикали в 65 град. и угловой скорости 20 град./с.При пуске ракеты по предложенному способу после выхода ракеты из шахты в бортовой системе управления вычисляют текущее значение функционала:Ф(t)=(t)+k,где (t), (t) - текущие значения пространственного угла отклонения ракеты от вертикали и угловой скорости ракеты,k - весовой коэффициент.Программные значения угла и угловой скорости ракеты приняты равными нулю.Одновременно контролируют величину вертикальной скорости ракеты V y (t)V y0 ,где V y0 - заданное ограничительное значение вертикальной скорости.При достижении текущим значением функционала установленного значения Ф к, или вертикальной скоростью своего ограничительного значения, или по прохождению ракетой заданного расстояния формируют команду на запуск маршевого двигателя ракеты.Для рассматриваемого примера параметры функционала запуска двигателя составили следующие величины:k=1,06 с, Ф к =85 град., V y0 =4 м/с, а заданное расстояние определяетсяy 0 =H 0 +h,где Н 0 - глубина старта (от днища шахты до невозмущенной поверхности воды),h=30 м - предельно допустимая величина подъема ракеты над невозмущенной поверхностью воды.Расчеты показали, что с вероятностью 0,9995 включение маршевого двигателя по предлагаемому способу будет осуществляться на высоте подъема ракеты 25 м от невозмущенной поверхности воды.Контроль же момента запуска двигателя только по заданному расстоянию (как в прототипе) приводит к уменьшению высоты его запуска над поверхностью моря до величины 6 м, которая определена из условия обеспечения стабилизации ракеты для всех возможных режимов ее движения. Таким образом, предложенный способ пуска ракеты из шахты подводной лодки позволяет, по сравнению с известным, повысить безопасность подводной лодки за счет увеличения расстояния между подводной лодкой и ракетой в момент запуска маршевого двигателя.

Формула изобретения

Способ пуска ракеты из шахты подводной лодки, включающий катапультирование ракеты из шахты, контроль пройденного ракетой расстояния и запуск маршевого двигателя ракеты, отличающийся тем, что дополнительно определяют текущее рассогласование параметров углового движения ракеты от предельно допустимых по условиям стабилизации движения, замеряют вертикальную скорость ракеты и сравнивают ее после выхода ракеты из шахты с минимально допустимой по условиям нормального запуска маршевого двигателя, а запуск маршевого двигателя производят в момент достижения любым из упомянутых параметров соответствующего предельного значения.

Похожие патенты:

Изобретение относится к подводным кораблям и запускаемым с них реактивным снарядам. Способ включает открытие крышки контейнера глубоководного погружения подводного корабля при ее надводном положении, загрузку беспилотного летательного аппарата в контейнер, герметизацию крышки, передвижение подводного корабля в район запуска, его всплытие на глубину запуска, открытие крышки контейнера и запуск реактивного двигателя беспилотного летательного аппарата. Перед герметизацией крышки контейнера подводного корабля в верхней части его полости размещают средство всплытия беспилотного летательного аппарата, соединенное с ним гибкой связью посредством устройства крепления, выполненного с возможностью расфиксации крепления, содержащее обжатую эластичную емкость и систему ее наддува избыточным давлением газа. Объем эластичной емкости в надутом состоянии выбирается из условия обеспечения суммарной положительной плавучести средства всплытия с беспилотного летательного аппарата. Перед запуском реактивного двигателя задействуют наддув эластичной емкости от системы наддува, а запуск реактивного двигателя и расфиксацию крепления гибкой связи к беспилотному летательному аппарату осуществляют после его всплытия из контейнера и выполнения маневра подводного корабля по удалению от места запуска. Повышается безопасность подводного корабля при выполнении пусков беспилотных летательных аппаратов. 2 ил.

Изобретение относится ракетной технике, а именно к устройствам стабилизации движения ракеты. Устройство стабилизации движения ракеты при подводном старте содержит шарнирно закрепленные с корпусом стартово-разгонной ступени решетчатые стабилизаторы, кронштейн, двухпозиционный привод раскрытия, складывания и фиксации (ДППРСФ), электрические разъемы для соединения с системой управления ракетой. ДППРСФ содержит в едином корпусе силовой и два демпфирующих цилиндра, силовые шток и поршень, два демпфирующих штока и поршня. В газовых полостях силового цилиндра встроены механизмы фиксации, расфиксации силового штока с шариками и механизмы выравнивания давления с канавками. Решетчатые стабилизаторы фиксируют в сложенном положении на корпусе стартово-разгонной ступени ракеты, после выхода из транспортно-пускового контейнера по сигналам системы управления стабилизаторы расфиксируют, раскрывают и фиксируют в раскрытом положении, после выхода из воды решетчатые стабилизаторы складывают и фиксируют в сложенном положении одновременно с раскрытием и фиксацией маршевых рулей конструктивными средствами, после достижения заданной скорости отделяют стартово-разгонную ступень со сложенными решетчатыми стабилизаторами от ракеты. Изобретение позволяет повысить устойчивость движения ракеты при старте с движущегося носителя. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к способам и устройствам стабилизации ракеты при подводном старте с движущегося носителя. Стабилизация движения ракеты при подводном старте сводится к обеспечению работы механизмов устройства стабилизации и последовательным командам системы управления. После выхода ракеты из транспортно-пускового контейнера и требуемой циклограммой временной задержки зафиксированные стабилизаторы, установленные в сложенном положении над обтюрирующим поясом ракеты таким образом, что внешний набегающий поток создает силы на внутренних и внешних поверхностях стабилизаторов, обусловленные влиянием динамического подпора при обтекании потоком пояса обтюрации на внутренние поверхности и действием возмущающего потока на внешние поверхности, расфиксируют и раскрывают совместно с механизмами раскрытия до появления внешнего раскрывающего момента на каждом стабилизаторе, демпфируют угловую скорость раскрытия и фиксируют стабилизаторы в конечном угловом положении конструктивными средствами. После выхода из воды отбрасывают пояс обтюрации, продолжая работу стабилизаторов до отделения хвостового отсека совместно с отработанной первой ступенью. Предлагаемое изобретение позволяет улучшить параметры устойчивости движения ракеты при подводном старте с движущихся носителей на подводном и воздушном участках траектории до момента отделения первой ступени и оптимизировать габаритно-массовые характеристики ракеты. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может найти применение при разработке баллистических ракет морского базирования преимущественно с твердотопливными двигателями

May 18th, 2016

Многие из вас наверняка видели стрельбы реактивных систем залпового огня. С десяток реактивных снарядов серией выстрелов один за другим устремляются к цели. Можете ли вы вообразить себе, что нечто подобное возможно, скажем, с использованием межконтинентальных баллистических ракет? В конце лета 1991 года была проведена едва ли не самая уникальная военно-морская операция в мире - залповая стрельба межконтинентальными баллистическим ракетами с борта подводной лодки.

Операцию, проведенную 6 августа 1991 года, в советском военно-морском ведомстве окрестили "Бегемот-2". Почему именно такое наименование получил этот уникальный эксперимент — ракетная стрельба стратегической атомной подводной лодки полным боекомплектом — сегодня можно только гадать.

Говорят, военные моряки высшего ранга просто-напросто, как бы сейчас сказали, прикололись. Есть и еще версия: такая колоритная кличка была у одного из конструкторов советской баллистической ракеты. Так или иначе, не будем гадать о происхождении названия операции. Лучше вспомним, как это было.


Автор этих строк, служивший тогда на атомной подлодке в заполярном Гаджиево, очень хорошо помнит то время. Вот что он говорит: военные моряки высоких рангов между собой шепотом называли операцию "Бегемот-2" генеральной репетицией Апокалипсиса. Эти ракетные стрельбы действительно достойны книги мировых военных рекордов, если бы таковая существовала. Суммарная мощность всех зарядов, которые могли нести 16 выпущенных ракет, равнялись мощности всех боеприпасов, использованных во время Второй мировой войны!

Личному составу Северного флота стало известно об успешном проведении операции "Бегемот-2" лишь в дни ГКЧП. Есть версия, как тогдашнее командование флота "разгласило" секретную информацию и допустило, чтобы об уникальной операции узнал весь личный состав.

Тогдашние флотоводцы долго решали, какую сторону занять. Из Москвы приходили какие-то противоречивые указания, было понятно, что в столице царит полнейший бардак. Ну и из Североморска в Москву неслись доклады, напоминающие полный бред. Моряки мудро тянули время: чья возьмет? В эти дни как раз и прозвучали открытым текстом доклады об операции "Бегемот". Тайна перестала быть тайной.

Так или иначе, за две недели до ГКЧП и за четыре месяца до полного распада Советского Союза наши вооруженные силы продемонстрировали такую свою мощь и такие возможности, что наши потенциальные противники ужаснулись.

Сразу скажу: не предвидение грядущего краха сверхдержавы и не желание моряков и конструкторов проверить хотя бы единожды возможности своего детища, стратегической субмарины, стали причиной проведения столь масштабного эксперимента.

В дело вмешалась большая политика. Люди постарше помнят, что во второй половине 1980-х годов шли интенсивные "горбачевские" советско-американские переговоры о сокращении стратегических наступательных вооружений. Камнем преткновения стал вопрос о том, какие именно средства из ядерной триады (стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и баллистические ракеты на подводных лодках) сокращать и в каких количествах.

Так же, как и в Америке, в нашей стране каждый из родов войск, коих это касалось, отстаивал свои интересы и стремился доказать, что именно его вооружение должно остаться в неприкосновенности. То есть выясняли, кто круче.

Советский ВМФ никогда еще не стрелял из-под воды полным боекомплектом. Подобный "трюк" мог убедить руководство страны сделать ставку именно на флот. До этого самым большим достижением подводного флота был пуск осенью 1969 года восьми ракет с борта подводного ракетоносца. Первым залповую стрельбу из подводного положения выполнил экипаж советской АПЛ К-140, командование которой осуществлял капитан 2 ранга Юрий Бекетов. Однако тут стоит сразу оговориться.

Хотя речь действительно идет о залповой стрельбе баллистическими ракетами Р-27, определенные ограничения при запуске все же остались - залп состоял из двух коротких серий по четыре ракеты в каждом. Между первой и второй серией стрельб был определенный интервал - за время короткой передышки экипаж и операторы вооружения должны были проверить работу систем, убедиться в отсутствии неисправностей и еще раз проверить готовность ракет к выходу из шахт.


Ракета Р-27 индекс УРАВ ВМФ — 4К10 код СНВ — РСМ-25 код МО США и НАТО — SS-N-6 Mod 1, Serb

В эпоху перестройки многие в советском военном ведомстве полагали, что восьмиракетный пуск был случайностью, а на самом деле лодка может отстрелить две, ну в лучшем случае три ракеты. А если это так, то надо сокращать как раз подводный флот.

В такой обстановке и родилась идея проведения операции с кодовым наименованием "Бегемот". Впервые осуществить задуманное попытались в 1989 году, но попытка закончилась неудачей. Во время старта одной из ракет произошла авария, и дальнейшие пуски были тут же отменены. К счастью, обошлось без жертв, но имеются сведения, что экосистема северных морей понесла серьезный урон. Подробности тех событий так и остаются пока засекреченными. Но я помню, как десятками, сотнями и тысячами летом 1989 года в Белом и Баренцевом морях выбрасывались на сушу морские звезды, а медуз было столько, что берег напоминал огромный студень.

Конечно, госкомиссия расследовала причины неудачи "Бегемота". Но главная из них, по-моему, так и не опубликована до сих пор. Я очень хорошо был знаком с членами экипажа той лодки (сейчас, кстати, она называется "Екатеринбург"). По их мнению, к неудаче привели не столько технический фактор, сколько человеческий. На борту лодки во время "Бегемота" находилось более полусотни высших флотских чинов. Флотские начальники вышли в море, как принято говорить, за орденами и звездами.

Если бы лодке удалось выстрелить 16-ю ракетами, они могли бы рассчитывать на награды — все-таки как бы участвовали. Морально-психологическая обстановка на борту была невыносимая: большие начальники, которым делать было только нечего, болтались по отсекам, проверяли все подряд. Это чрезвычайно нервировало подводников.

Представьте себе: матрос-турбинист стоит на вахте, по пояс голый, уставший и потный, за паром следит, а тут флагманский доктор в белой рубашечке к нему докапывается — почему не знаешь, как массаж сердца делать? В общем, по мнению моряков, в неудаче первого "Бегемота" виновато именно невероятное количество начальства на борту.

К "Бегемоту-2" готовились два года. Изнурительные тренировки экипажа продолжались много месяцев. Командир гонял подчиненных до седьмого пота, добиваясь полного автоматизма в выполнении операций. Иначе было нельзя: на карту были поставлены не только карьера офицеров, но и перспективы вообще всего флота, сами понимаете.


Подготовка Р-27 к погрузке на подводную лодку

В штабах ядерных держав всегда прорабатывались планы по уничтожению любого вероятного противника. Каждый из сценариев глобальной ядерной войны предполагал (и скорее всего, предполагает до сих пор) массированное применение ядерного оружия. Как известно, ядерная триада, которой до недавнего времени обладали лишь Россия и США, помимо наземных шахтных пусковых установок и других комплексов, авиационных боеприпасов с ядерной боевой частью также включает в себя размещение ядерного оружия на подводных лодках.

Специалисты отмечают, что оснащенная ракетами со «специальной», т.е ядерной, боевой частью подводная лодка, еще со времен холодной войны считается самым страшным и самым труднозасекаемым носителем межконтинентальных баллистических ракет. Ракетным подводным крейсерам стратегического назначения всегда отводилась особая роль в обмене ядерными ударами - огромные субмарины, скрывающиеся от противника в толще воды, в определенный момент должны были производить полный отстрел всего перевозимого боекомплекта.

Сама идея запуска тяжелых ядерных ракет из-под воды, тем более в режиме залпа, казалась невыполнимой. Требования к пуску в нужный момент всех имеющихся ракет вроде бы существовали, однако, реализация подобного приема и воплощение «судного дня из-под воды» требовала не только умений, но и особой подготовки.

Заранее стоит отметить, что генеральную репетицию Армагеддона, наверное, так никогда и не осуществили бы в том виде, в каком ее запомнили, если бы не одно любопытное обстоятельство. Под конец 80-х и начало 90-х годов подводники все чаще начали слышать в свой адрес самые разные упреки - мол, технологии позволяют обойтись без дорогостоящих крейсеров, а экипажи подводных лодок и вовсе обычные «операторы».

Однако запускать МБР из шахты, которую с высокой вероятностью уже накрыл «колпаком» спутник - слишком рискованно, а для того, чтобы доказать новому руководству жизнеспособность АПЛ как боевой единицы, способной стереть с лица планеты несколько стран, пришлось продумать и устроить «полноракетный» пуск с борта атомного подводного крейсера стратегического назначения.

Первая попытка осуществить такой пуск чуть не закончилась трагедией из-за повреждения ракеты, и упреков в адрес подводников и спроектированных подводных лодок прибавилось. АПЛ К-407 «Новомосковск» проекта 667БДРМ «Дельфин» была одной из самых новых в составе флота - ракетный подводный крейсер стратегического назначения спустили на воду лишь в 1990 году. Подготовка экипажа, отнимавшая, помимо времени и сил, много нервов, продолжалась несколько месяцев - командир корабля капитан 2 ранга Сергей Егоров, по воспоминаниям офицеров Северного флота, гонял экипаж до седьмого пота.

«Доставалось им тогда. Но иначе нельзя было. Эти стрельбы должны были стать не просто решающими в судьбе какого-то отдельного взятого командира. Вся судьба подводного флота в то время висела, что называется, на волоске», - вспоминает капитан 3 ранга в отставке Виктор Кулинич.

Поддержать экипаж и доказать надежность конструкции подводного крейсера, помимо флотского начальства, прибыли лишь два человека. Но каких! Вместе с подводниками осуществлять уникальную операцию отправили генерального конструктора подводной лодки и его заместителя, отвечавший за исправную работу ракетного вооружения. И вот кульминационный момент - загруженный 16 межконтинентальными ракетами подводный крейсер К-407 начинает стрельбу.

И, наконец, наступил тот момент, которого все ждали с нетерпением: 6 августа 1991 года в 21 час 9 минут по московскому времени с глубины 50 метров стартовала первая сорокатонная пятнадцатиметровая ракета Р-29РМ. Через десять секунд за ней последовала вторая, затем третья. И так все шестнадцать ракет были выпущены всего за две с небольшим минуты.

Даже если бы экипажу удалось пустить 11, 12 или 13 ракет, и то это был бы успех. Но они сделали больше. Сделали все, что должны были сделать.


"Новомосковск" и "Верхотурье", Гаджиево, 01.01-08.08.2015 (фото от b345 c forums.airbase.ru)

Свидетелей этого исторического события было немного. Залповый пуск могли видеть только экипаж сторожевого катера, дрейфовавшего поблизости, да операторы служб контроля за пусками баллистических ракет, следившими за уникальным зрелищем на экранах локаторов.
К счастью, велась киносъемка выхода ракет из-под воды и теперь любой, кому удастся посетить в Санкт-Петербурге музей конструкторского бюро «Рубин», могут воочию увидеть как все это происходило.

Нельзя сказать, что операция прошла без сучка и задоринки. За полчаса до ее начала неожиданно пропала звукоподводная связь с надводным кораблем, который наблюдал за стрельбами. На подлодке сторожевик слышали, а на поверхности воды были в полном неведении о происходящем на глубине. По инструкции в такой ситуации вести стрельбу нельзя, все-таки мирное время, когда любой неосторожный чих может привести к непредсказуемым последствиям. Тем не менее, контр-адмирал Леонид Сальников взял ответственность на себя и разрешил стрельбу.

Военно-морской флот СССР - это вообще кузница уникальных кадров, способных в непростой ситуации принять единственное верное решение», - объясняет капитан третьего ранга в отставке Виктор Кулинич.

За операцию «Бегемот-2» командира подводной лодки повысили в звании, а погоны теперь уже командиру 1 ранга Сергею Егорову контр-адмирал флота Леонид Сальников в торжественной обстановке вручил прямо на центральном посту подводной лодки.

Несмотря на то, что страна, которой подводники служили верой и правдой, вскоре начала переживать один из самых тяжелых периодов в своей истории, важно вспомнить и о том, какие выводы были сделаны командованием флота и зарубежными специалистами. За последних, пожалуй, лучше всех высказался военный историк, специалист по изучению проблем военно-морского флота Рэй Ривера. Американский историк пояснил, что эффект, который произвели эти стрельбы на американских военных, был ошеломителен.

«Через шесть месяцев или чуть больше, в Пентагоне было созвано специальное совещание, на которое приглашались лучшие специалисты по противоракетной обороне, наиболее успешные инженеры по радиолокации и электронным системам.

Им всем был с разной формулировкой задан один и тот же вопрос - если стрельбу шестнадцатью ракетами осуществить на минимальном расстоянии от Соединенных Штатов, сможет ли американская СПРН (система предупреждения о ракетном нападении) вовремя среагировать, а войска вовремя обнаружить и сбить такие ракеты. На этот вопрос ответа так и не получили», - отмечает Ривера.

Уникальный во всех отношениях рекорд советских подводников так и остался непобитым - по сей день ни одному государству не удалось повторить пуск такого количества ракет за один залп с минимальным интервалом. «Очередь» из баллистических ракет «Синева», выпущенная с борта подлодки «Новомосковск» навсегда сняла вопросы об эффективности подводного флота в случае глобального противостояния и подтвердила, что межконтинентальные ракеты при необходимости могут быть доставлены прямо «под нос» противнику.

Однако дурное предчувствие на работу систем вооружения не повлияло - все 16 межконтинентальных ракет Р-29РМУ2 «Синева» покинули пусковые контейнеры в корпусе субмарины. С интервалом не более 20 секунд весь боезапас сорокатонных баллистических ракет был выпущен. Очевидцы рассказывают, что еще никогда в мировой истории и жизни десятков специалистов ВМФ не удавалось увидеть, запечатлеть и проследить залповую стрельбу таким количеством ракет.

«Для большинства тех, кто подводные лодки видит только в фильмах, да на картинках, такая стрельба - это фантастика. А для подводников это, скажем так, хоть и необычная задача, но невыполнимой ее назвать тоже нельзя. Все члены экипажа подводной лодки с таким количеством ракет на борту, да и вообще экипаж подводной лодки, - это огромного масштаба профессионалы. Управление десятком систем одновременно, контроль данных и синхронизация действий - это все следствие боевой выучки и отменных навыков. Именно благодаря этому гипотетический массированный ракетный удар вообще состоялся.

В 1998 году "Новомосковск" стал первым в мире боевым кораблем, с борта которого стартовала ракета-носитель "Штиль", выведшая на околоземную орбиту два искусственных спутника Земли — Tubsat-N и Tubsat-N1. Причем пуск носителя был осуществлен из-под воды. На следующий год был осуществлен первый пуск баллистической ракеты из географической точки Северного полюса.
Читайте больше на

Точные удары - с применением новейшего оружия. Российские военные в Сирии наращивают атаки по позициям террористов ИГИЛ (группировки, запрещённой во многих странах, в том числе и в нашей). Произведён пуск крылатых ракет "Калибр" - с подводной лодки, находящейся в Средиземном море. Субмарина в операции задействована впервые. О деталях Владимиру Путину доложил министр обороны. Сергей Шойгу также показал Президенту "черный ящик" самолёта Су-24, который был сбит турками в конце ноября. Самописец ещё не вскрывали, и сделать это собираются в присутствии международных экспертов.

Почти без повреждений - чёрный ящик хорошо сохранился после крушения сбитого СУ-24. Бортовой самописец, доложил Владимиру Путину Сергей Шойгу, помогли найти сирийские военные. Они под прикрытием российской авиации освободили район падения самолёта, откуда террористы расстреляли пилота нашего бомбардировщика Олега Пешкова. Боевики так стремительно покидали место, что не успели ничего забрать со сбитого СУ-24.

"Надо, безусловно, поблагодарить и наших военных из числа сотрудников спецназа и из группы поиска и спасения экипажа, и сирийских военнослужащих за то, что они смогли достать этот самописец, который, безусловно, поможет нам разобраться в том, что произошло", - сказал Президент.

Разобраться, что произошло на самом деле. А не слушать турецкие мифы: что российский СУ-24 якобы грубо нарушил пространство Турции, что лётчиков будто бы 10 раз предупреждали перед тем, как открыть огонь, что Анкара вроде бы вообще не знала, чей это самолёт. Такие версии сразу опровергли в российском Минобороны. Военные с картой полётов и данными объективного контроля демонстрировали: наш бомбардировщик не выходил из воздушного пространства Сирии, лётчики не получали предупреждений от турецких ВВС, а те атаковали самолёт, не представлявший для Турции никакой угрозы. Официальная Анкара извинения так и не принесла. Для объективности расследования Владимир Путин поручил приступить к расшифровке бортового самописца СУ-24 только совместно с международными экспертами.

Владимир Путин: Его вскрывали?

Сергей Шойгу: Нет, Владимир Владимирович.

Владимир Путин: Я вас прошу его не вскрывать пока и вскрыть его только совместно с иностранными специалистами. Все тщательно зафиксировать. Насколько я понимаю, параметрический самописец даст нам возможность точно понять всю траекторию движения Су-24 с места и с момента его взлета и до момента падения, скорость, высота, все повороты по ходу движения. То есть мы сможем понять действительно, где он находился, и где по нему был нанесен этот предательский удар со стороны турецких ВВС, о котором мы много раз уже говорили. И сразу же хочу оговориться. Конечно, нам нужно это знать, но чего бы мы ни узнали, отношение наше к содеянному турецкими властями не изменится. Мы относились, еще раз говорю, к Турции не только как к дружественной стране, но и как к союзнику по борьбе с террором и никто не ожидал вот этого подлого, предательского удара в спину.

Теперь российская авиация прикрывает спину. Истребители СУ-30СМ сопровождают каждый вылет. А они не прекращаются ни днём, ни ночью. С авиабазы Хмеймим круглосуточно на задания уходят бомбардировщики и штурмовики.

"Тут также должен сказать, что ваше поручение выполнено, все полеты осуществляются в сопровождении истребительной авиации самолетов Су-30, все, без исключения. Что касается и стратегической авиации на больших высотах, и то же самое всё, что касается самолетов, штурмовиков и бомбардировщиков с базы Хмеймим", - сказал Сергей Шойгу.

Теперь в Сирии проходит новый этап военной операции, доложил министр обороны: массированный удар по позициям запрещённой в России группировки ИГИЛ. За минувшие три дня только дальние сверхзвуковые бомбардировщики ТУ-22 успешно поразили 32 цели. А всего уничтожено больше 600 объектов боевиков. Авиации помогла ударная группа с моря. Россия впервые с подводной лодки нанесла удар по позициям террористов.

Субмарина "Ростов-на-Дону" выпустила крылатые ракеты "Калибр". Те самые, что первое боевое применение получили два месяца назад - запуск с кораблей Каспийской военной флотилии. И вот сейчас - залпы из Средиземного моря. Как сообщили в Минобороны, били по крупным пунктам боевиков в провинции Ракка на севере Сирии.

"В соответствии с вашим поручением с 5 декабря увеличили интенсивность ударов и подготовили и начали массированный авиационный ракетный удар с применением стратегических бомбардировщиков Ту-22 с территории Российской Федерации. И впервые применили крылатые ракеты Калибр с подводной лодки Ростов-на-Дону с акватории Средиземного моря. Все цели также до этого тщательно разведывались всеми видами разведки. Поэтому мы с полной уверенностью можем сказать, что нанесен довольно существенный урон по складам с боеприпасами, по заводам изготовления разного рода мин и, естественно, по нефтяной инфраструктуре, как переработка, транспортировка, отгрузка", - заявил Сергей Шойгу.

К берегам Сирии подошла новейшая дизель-электрическая подлодка последнего поколения, которая меньше года назад передана ВМФ России. На борту "Ростова-на-Дону" - комплекс ударного ракетного вооружения "Калибр", обновленное радиоэлектронное оборудование. Она способна погружаться на 300 метров и наносить удары, оставаясь незамеченной для противника. К выполнению задач моряки готовились. Как доложил Владимиру Путину Сергей Шойгу, экипаж подлодки уже проводил ракетные стрельбы в Баренцевом море. Но из подводного положения стреляли впервые.

Владимир Путин: А лодка проводила пуски из подводного положения, да?

Сергей Шойгу: Да, Владимир Владимирович, лодка проводила пуски из подводного положения, потому что мы, вы помните, в мае вы дали поручение проверить наше новое оружие во всех его средах применения с воздуха, с воды. Мы с моря пускали ракеты из Каспийской флотилии. Сейчас мы опробовали и показали по реальным целям реальные пуски со Средиземного моря. Мы предупредили наших коллег в Израиле и в Соединенных Штатах о том, что мы будем сегодня осуществлять такие пуски. В очередной раз крылатые ракеты Калибр показали свою эффективность на дальние расстояния. Мы фиксировали как сам путь ракет, так и полет. И, безусловно, отфиксировали и попадание по цели.

Верховный главнокомандующий оценил ход операции и новейшие вооружения, с которыми работают российские военные в Сирии. Проверку боем прошла не только система "Калибр". Также - стратегические крылатые ракеты Х-101. В середине ноября они впервые были запущены с борта ракетоносцев ТУ-160.

"Надо, конечно, проанализировать все, что происходит на поле боя, как работает оружие, и калибры, и ракеты Х-101 в целом зарекомендовали себя очень хорошо. Это новое, современное и высокоэффективное, теперь мы это понимаем, высокоточное оружие. Причем может оснащаться как обычной боеголовкой, так и специальной боеголовкой, то есть ядерным исполнением. Естественно, в борьбе с террористами ничего не нужно, надеюсь, никогда и не потребуется. Но в целом это говорит о значительном движении вперед с точки зрения совершенствования вооружения, техники, которая поступает в российскую армию и на флот", - сказал Владимир Путин.

Новейшие вооружения призваны сыграть роль в ликвидации не только военных объектов террористов, но и источников финансирования ИГИЛ - путей нелегальной поставки нефти и контрабанды ценностей с территории Сирии. Что же касается расшифровки бортового самописца, сбитого СУ-24, - в ближайшее время должна появиться реакция из-за рубежа, кто из антиигиловской коалиции, возглавляемой США, желает принять участие в установлении истины.