Ветер – это горизонтальное перемещение (поток воздуха параллельно земной поверхности), возникающее в результате неравномерного распределения тепла и атмосферного давления и направленное из зоны высокого давления в зону низкого давления

Ветер характеризуется скоростью (силой) и направлением. Направление определяется сторонами горизонта, откуда он дует, и измеряется в градусах. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду и километрах в час. Сила ветра измеряется в баллах.

Ветер в ботфортах, м/с, км/час

Шкала Бофорта - условная шкaлa для визуальной оценки и записи силы (скорости) ветра в баллах. Первоначально, была разработана английским адмиралом Френсисом Бофортом в 1806 г. для определения силы ветра по характеру её проявления на море. С 1874 г. данная классификация принята для повсеместного (на суше и на море) использования в международной синоптической практике. В последующие годы менялась и уточнялась (таблица 2). За ноль баллов было принято состояние полного штиля на море. Изначально система была тринадцатибальная (0-12 bft, по шкале Бофорта). В 1946г. шкалу увеличили до семнадцати (0-17). Сила ветра в шкале определяется по взаимодействию ветра с различными предметами. В последние годы, силу ветра, чаще, оценивают по скорости, измеряемой в метрах в секунду - у земной поверхности, на высоте порядка 10м над открытой, ровной поверхностью.

В таблице приведена шкала Бофорта, принятая в 1963 году Всемирной метеорологической организацией. Шкала волнения на море - девятибальная (параметры даны для большой морской акватории; на малых акваториях - волнение меньше). Описания действия от перемещения воздушных масс - даны "для условий земной атмосферы вблизи земной или водной поверхности", и плюсовой температуре. На планете Марс, к примеру - соотношения будут другими.

Сила ветра в баллах по шкале Бофорта и морское волнение

таблица 1

Баллы Словесное обозначение силы ветра Скорость ветра, м/с Скорость ветра км/ч

Действие ветра

на суше

на море (баллы, волнение, характеристика, высота и длина волны)

0 Штиль 0-0,2 Менее 1 Полное отсутствие ветра. Дым поднимается вертикально, листья деревьев неподвижны. 0. Волнение отсутствует
Зеркально гладкое море
1 Тихий 0,3-1,5 2-5 Дым слегка отклоняется от вертикального направления, листья деревьев неподвижны 1. Слабое волнение.
На море лёгкая рябь, пены на гребнях нет. Высота волн 0,1 м, длина - 0,3м.
2 Легкий 1,6-3,3 6-11 Ветер чувствуется лицом, листья временами слабо шелестят, флюгер начинает двигаться, 2. Слабое волнение
Гребни не опрокидываются и кажутся стекловидными. На море короткие волны высотой 0,3 м. и длиной - 1-2м.
3 Слабый 3,4-5,4 12-19 Листья и тонкие ветки деревьев с листвой непрерывно колеблются, колышутся лёгкие флаги. Дым как бы слизывается с верхушки трубы (при скорости более 4 м/сек). 3. Легкое волнение
Короткие, хорошо выраженные волны. Гребни, опрокидываясь, образуют стекловидную пену, изредка образуются маленькие белые барашки. Средняя высота волн 0,6-1 м, длина - 6м.
4 Умеренный 5,5-7,9 20-28 Ветер поднимает пыль, бумажки. Качаются тонкие ветви деревьев и без листвы. Дым перемешивается в воздухе, теряя форму. Это лучший ветер для работы обычного ветрогенератора (при диаметре ветроколеса 3-6 м) 4.Умеренное волнение
Волны удлинённые, белые барашки видны во многих местах. Высота волн 1-1,5 м, длина - 15 м.
Достаточная ветровая тяга для виндсёрфинга (на доске под парусом), с возможностью выйти в режим глиссирования (при ветре не менее 6-7 м/с)
5 Свежий 8,0-10,7 29-38 Качаются ветки и тонкие стволы деревьев, ветер чувствуется рукой. Вытягивает большие флаги. Свистит в ушах. 4.Неспокойное море
Хорошо развитые в длину, но не очень крупные волны, повсюду видны белые барашки (в отдельных случаях образуются брызги). Высота волн 1,5-2 м, длина - 30 м
6 Сильный 10,8-13,8 39-49 Качаются толстые сучья деревьев, тонкие деревья гнутся, гудят телеграфные провода, зонтики используются с трудом 5.Крупное волнение
Начинают образовываться крупные волны. Белые пенистые гребни занимают значительные площади. Образуется водяная пыль. Высота волн - 2-3 м, длина - 50 м
7 Крепкий 13,9-17,1 50-61 Качаются стволы деревьев, гнутся большие ветки, трудно идти против ветра. 6.Сильное волнение
Волны громоздятся, гребни срываются, пена ложится полосами по ветру. Высота волн до 3-5 м, длина - 70 м
8 Очень
крепкий
17,2-20,7 62-74 Ломаются тонкие и сухие сучья деревьев, говорить на ветру нельзя, идти против ветра очень трудно. 7. Очень сильное волнение
Умеренно высокие, длинные волны. По краям гребней начинают взлетать брызги. Полосы пены ложатся рядами по направлению ветра. Высота волн 5-7 м, длина - 100 м
9 Шторм 20,8-24,4 75-88 Гнутся большие деревья, ломает большие ветки. Ветер срывает черепицу с крыш 8.Очень сильное волнение
Высокие волны. Пена широкими плотными полосами ложится по ветру. Гребни волн начинают опрокидываться и рассыпаться в брызги, которые ухудшают видимость. Высота волн - 7-8 м, длина - 150 м
10 Сильный
шторм
24,5-28,4 89-102 На суше бывает редко. Значительные разрушения строений, ветер валит деревья и вырывает их с корнем 8.Очень сильное волнение
Очень высокие волны с длинными загибающимися вниз гребнями. Образующаяся пена выдувается ветром большими хлопьями в виде густых белых полос. Поверхность моря белая от пены. Сильный грохот волн подобен ударам. Видимость плохая. Высота - 8-11 м, длина - 200 м
11 Жестокий
шторм
28,5-32,6 103-117 Наблюдается очень редко. Сопровождается большими разрушениями на значительных пространствах. 9. Исключительно высокие волны.
Суда небольшого и среднего размера временами скрываются из вида. Море всё покрыто длинными белыми хлопьями пены, располагающимися по ветру. Края волн повсюду сдуваются в пену. Видимость плохая. Высота - 11м, длина 250м
12 Ураган >32,6 Более 117 Опустошительные разрушения. Отдельные порывы ветра достигают скорости 50-60 м.сек. Ураган может случиться перед сильной грозой 9. Исключительное волнение
Воздух наполнен пеной и брызгами. Море всё покрыто полосами пены. Очень плохая видимость. Высота волн >11м, длина - 300м.

Чтобы легче запомнить (составил: автор сайта сайт)

3 - Слабый - 5 м/с (~20 км/час) - листья и тонкие ветки деревьев непрерывно колышутся
5 - Свежий - 10 м/с (~35 км/час) - вытягивает большие флаги, свистит в ушах
7 - Крепкий - 15 м/с (~55 км/час) - гудят телеграфные провода, трудно идти против ветра
9 - Шторм - 25 м/с (90 км/час) - ветер валит деревья, разрушает строения

* Длина ветровой волны на поверхности водных объектов (реки, моря и т.д.) - наименьшее расстояние, по горизонтали, между вершинами соседних гребней.

Словарь:

Бриз – слабый береговой ветер, имеющий силу до 4 баллов.

Нормальный ветер - приемлемый, оптимальный для чего-либо. Например, для спортивного виндсёрфинга - нужна достаточная ветровая тяга (не менее 6-7 метров в секунду), а при парашютных прыжках, наоборот, лучше - безветренная погода (исключающая боковой снос, сильные порывы у земной поверхности и протаскивание купола после приземления).

Бурей называется длительный и штормовой до ураганного ветер, силой больше 9 баллов (градация по шкале Бофорта), сопровождающийся разрушениями на суше и сильным волнением на море (штормом). Бури бывают: 1) шквальные; 2) пыльные (песчаные); 3) беспыльные; 4) снежные. Шквальные бури начинаются внезапно и так же быстро оканчиваются. Их действия характеризуются огромной разрушительной силой (такой ветер разрушает строения и вырывает деревья с корнем). Эти бури возможны повсеместно на европейской части России, как на море, так и на суше. В России северная граница распространения пыльных бурь проходит через Саратов, Самару, Уфу, Оренбург и пригорья Алтая. Снежные бури большой силы бывают на равнинах европейской части и в степной части Сибири. Обычно бури обусловлены прохождением активного атмосферного фронта, глубокого циклона или смерча.

Шквал - сильный и резкий порыв ветра (Peak gusts) скоростью от 12 м/сек и выше, сопровождающийся, обычно, грозовым ливнем. При скорости больше 18-20 метров в секунду, шквальный ветер сносит плохо закреплённые конструкции, вывески и может ломать рекламные щиты и ветки деревьев, вызывать обрыв линий электропередач, что создаёт опасность для находящихся под ними рядом людей, автомобилей. Порывистый, шквалистый ветер возникает во время прохода атмосферного фронта и при быстром изменении давления в барической системе.

Вихрь атмосферное образование с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси.

Ураган (тайфун) – ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 120 км/ч. "Живет", т. е. двигается, ураган обычно 9–12 суток. Синоптики присваивают ему имя. Ураган разрушает здания, вырывает с корнем деревья, сносит легкие строения, обрывает провода, повреждает мосты и дороги. По разрушительной силе его можно сравнить с землетрясением. Родина ураганов – океанские просторы, ближе к экватору. Насыщенные водяными парами циклоны отсюда уходят на запад, все более закручиваясь и увеличивая скорость. Диаметры этих гигантских вихрей – несколько сотен километров. Наиболее активны ураганы в августе и сентябре.
В России ураганы чаще всего бывают в Приморском и Хабаровском краях, на Сахалине, Камчатке, Чукотке, Курильских островах.

Смерчи – это вертикальные вихри; шквалы – чаще горизонтальные, входящие в структуру циклонов.

Слово "смерч" – русское, и происходит от смыслового понятия "сумрак", то есть мрачная, грозовая обстановка. Смерч представляет собой гигантскую вращающуюся воронку, внутри которой пониженное давление, и в эту воронку засасываются любые предметы, оказавшиеся на пути движения смерча. При его приближении слышен оглушительный гул. Двигается над землей смерч со средней скоростью 50–60 км/ч. Смерчи недолговечны. Одни их них "живут" секунды или минуты, и лишь немногие - до получаса.

На Североамериканском континенте смерч называют торнадо , а в Европе – тромб . Торнадо может поднять в воздух автомобиль, вырвать с корнем деревья, покорежить мост, разрушить верхние этажи зданий.

В Книгу рекордов Гиннесса как самый страшный и разрушительный за всю историю наблюдений вошел смерч в Бангладеш, наблюдавшийся в 1989 г. Несмотря на то что жители города Шатурии были заранее предупреждены о приближении смерча, его жертвами стали 1300 человек.

В России смерчи бывают чаще в летние месяцы на Урале, Черноморском побережье, в Поволжье и Сибири.

Синоптики относят ураганы, бури и смерчи к чрезвычайным событиями с умеренной скоростью распространения, поэтому чаще всего удаётся вовремя объявить штормовое предупреждение. Оно может быть передано по каналам гражданской обороны: после звука сирен "Внимание всем! " надо слушать сообщение местного телевидения и радио.

Условные обозначения на метеокартах погодных явлений, связанных с ветром

В метеорологии и в гидрометеорологии - направление ветра ("откуда дует"), обозначается на карте в виде стрелочки, вид оперения у которой показывает среднюю скорость потока воздуха. В аэронавигации - наименование направления отличается на противоположное. В навигации на воде, единица скорости (узел) судна - принимается равной одной морской миле в час (десять узлов соответствуют, примерно, пяти метрам в секунду).

На метеокарте, длинное перо ветровой стрелки - означает 5 м/с, короткое - 2,5м/с, в форме треугольного флажка - 25 м/с (следует после комбинации из четырёх длинных чёрточек и 1 короткой). В примере, изображенном на рисунке - ветер силой 7-8 м/с. При неустойчивом направлении ветра - в конце стрелочки ставится крест.

На картинке показаны условные обозначения направления и скорости ветра, применяемые на картах погоды, а так же пример нанесения значков и фрагменты из стоклеточной матрицы метеосимволов (например, позёмок и низовая метель, когда происходит подъём и перераспределение в приземном слое воздуха ранее выпавшего снега).

Данные символы можно видеть на синоптической карте Гидрометцентра России (http://meteoinfo.ru) составленной в результате анализа текущих данных по территории Европы и Азии, где схематически показаны границы зон тёплых и холодных атмосферных фронтов и направления их перемещений вдоль земной поверхности.

Что делать, если поступило штормовое предупреждение?

1. Плотно закройте и укрепите все двери и окна. На стекла наклейте крест-накрест полоски пластыря (чтобы не разлетались осколки).

2. Подготовьте запас воды и пищи, медикаментов, фонарик, свечи, керосиновую лампу, приемник на батарейках, документы и деньги.

3. Отключите газ и электричество.

4. Уберите с балконов (со дворов) предметы, которые могут быть унесены ветром.

5. Из легких зданий перейдите в более прочные или убежища гражданской обороны.

6. В деревенском доме переберитесь в наиболее просторную и прочную его часть, а лучше всего – в подвал.

8. Если у вас есть машина, постарайтесь отъехать как можно дальше от эпицентра урагана.

Дети из детских садов и школ должны быть заранее отправлены по домам. Если штормовое предупреждение поступило слишком поздно, дети должны быть размещены в подвалах или центральной части зданий.

Лучше всего переждать ураган, смерч или бурю в убежище, заранее подготовленном укрытии или, хотя бы, в подвале. Однако, часто, штормовое предупреждение даётся всего за несколько минут до прихода стихии, и за это время не всегда удаётся добраться до укрытия.

Если вы оказались на улице во время урагана

2. Нельзя находиться на мостах, путепроводах, эстакадах, в местах хранения легковоспламеняющихся и ядовитых веществ.

3. Спрячьтесь под мостом, железобетонным навесом, в подвале, погребе. Можно лечь в яму или любое углубление. Глаза, рот и нос защитите от песка и земли.

4. Нельзя залезать на крышу и прятаться на чердаке.

5. Если вы едете на машине по равнине, остановитесь, но не покидайте автомобиль. Плотнее закройте его двери и окна. Во время снежной бури укройте чем-нибудь двигатель со стороны радиатора. Если ветер несильный, можно время от времени разгребать снег с автомобиля, чтобы не оказаться погребенным под толстым слоем снега.

6. Если вы в городском транспорте, немедленно покиньте его и ищите убежище.

7. Если стихия застигла вас на возвышенном или открытом месте, бегите (ползите) в сторону какого-либо укрытия (к скалам, лесу), которое могло бы погасить силу ветра, но берегитесь падающих веток и деревьев.

8. Когда ветер стих, не выходите сразу из укрытия, так как через несколько минут шквал может повториться.

9. Сохраняйте спокойствие и не паникуйте, помогайте пострадавшим.

Как вести себя после стихийных бедствий

1. Выходя из укрытия, осмотритесь – нет ли нависающих предметов и частей конструкций, оборванных проводов.

2. Не зажигайте газ и огонь, не включайте электричество до тех пор, пока специальные службы не проверят состояние коммуникаций.

3. Не пользуйтесь лифтом.

4. Не заходите в поврежденные строения, не подходите к оборванным электропроводам.

5. Взрослое население оказывает помощь спасателям.

Приборы

Точная скорость ветра определяется с помощью прибора - анемометра. Если такого прибора нет, можно изготовить самодельную ветромерную "доску Вильда" (рис. 1), с достаточной точностью измерений для скорости ветра до десяти метров в секунду.

Рис. 1. Самодельная ветромерная доска-флюгер Вильда:
1 - вертикальная трубка (длиной 600 мм) с заваренным заостренным верхним концом, 2 - передний горизонтальный стержень флюгера с шариком-грузом противовеса; 3 - крыльчатка флюгера; 4 - верхняя рамка; 5 - горизонтальная ось шарнира доски; 6 - ветромерная доска (весом 200 г). 7 - нижний неподвижный вертикальный стержень с укрепленными на нем указателями сторон света: С - север, Ю - юг, 3 - запад, В - восток; № 1 - № 8 - штифты-указатели скорости ветра.

Флюгер устанавливается на высоте 6 - 12 метров, над открытой ровной поверхностью. Под флюгером неподвижно укреплены стрелки-указатели направления ветра. Над флюгером к трубке 1 на горизонтальной оси 5 шарнирно прикреплена к рамке 4 ветромерная доска 6 размером 300х150 мм. Вес доски - 200 грамм (настраивается по эталонному прибору). От рамки 4 отходит назад, прикрепленный к ней отрезок дуги (радиусом 160 мм) с восемью штифтами, из которых четыре - длинные (по 140 мм) и четыре - короткие (по 100 мм). Углы, под которыми они закреплены, составляют с вертикалью для штифта №1-0°; №2 - 4°; №3 - 15,5°; №4 - 31°; №5 - 45,5°; №6 - 58°; №7 - 72°; №8-80,5°.
Скорость ветра узнают путем отсчёта угла отклонения доски. Определив положение ветромерной доски между штифтами дуги, обращаются к табл. 1, где этому положению соответствует определённая скорость ветра.
Положение доски между штифтами даёт лишь приблизительное представление о скорости ветра, тем более что сила ветра быстро и часто меняется. Доска никогда не остается долго в каком-нибудь одном положении, а постоянно колеблется в некоторых пределах. Наблюдая в течение 1 минуты за меняющимся наклоном этой доски, определяют её средний наклон (расчёт усреднением максимальных значений) и только после этого судят о средней минутной скорости ветра. Для большой скорости ветра, превышающей 12-15 м/сек, показания этого прибора имеют малую точность (в данном ограничении - главный недостаток рассмотренной схемы).

Приложение

Средняя скорость ветра по шкале Бофорта в разные годы ее применения

таблица 2

Балл Словесная
характеристика
Средняя скорость ветра (м/с) по рекомендациям
Симпсона Кеппена Международного метеорологического комитета
1906 1913 1939 1946 1963
0 Штиль 0 0 0 0 0
1 Тихий ветер 0,8 0,7 1,2 0,8 0,9
2 Легкий ветер 2,4 3,1 2,6 2,5 2,4
3 Слабый ветер 4,3 4,8 4,3 4,4 4,4
4 Умеренный ветер 6,7 6,7 6,3 6,7 6,7
5 Свежий ветер 9,4 8,8 8,7 9,4 9,3
6 Сильный ветер 12,3 10,8 11,3 12,3 12,3
7 Крепкий ветер 15,5 12,7 13,9 15,5 15,5
8 Очень крепкий ветер 18,9 15,4 16,8 18,9 18,9
9 Шторм 22,6 18,0 19,9 22,6 22,6
10 Сильный шторм 26,4 21,0 23,4 26,4 26,4
11 Жестокий шторм 30,0 27,1 30,6 30,5
12 Ураган 29,0 33,0 32,7
13 39,0
14 44,0
15 49,0
16 54,0
17 59,0

Шкала ураганов была разработана Гербертом Саффиром и Робертом Симпсоном, в начале 1920-х годов, для измерения потенциального ущерба от урагана. Она основывается на числовых значениях максимальной скорости ветра и включает оценку штормовых волн в каждой из пяти категорий. В азиатских странах, данное природное явление называется тайфуном (в переводе с китайского языка - «великий ветер»), а в Северной и Южной Америке - именуется ураганом. При количественной оценке скорости ветрового потока, применяются следующие сокращения: км/ч / mph - километров / миль в час, м/с - метров в секунду.

таблица 3

Категория Максимальная скорость ветра Штормовые волны, м Действие на наземные предметы Действие на прибрежную зону
1 Минимальный 119-153 км/ч
74-95 mph
33-42 м/с
12-15 Повреждены деревья и кустарники Небольшие повреждения пирсов, некоторые небольшие суда на стоянке сорваны с якорей
2 Умеренный 154-177 км/ч
96-110 mph
43-49 м/с
18-23 Значительные повреждения деревьев и кустарников; некоторые деревья повалены, сильно повреждены сборные домики Значительные повреждения пирсов и пристаней для яхт, небольшие суда на стоянке сорваны с якорей
3 Значительный 178-209 км/ч
111-129 mph
49-58 м/с
27-36 Повалены большие деревья, сборные домики разрушены, у отдельных небольших зданий повреждены окна, двери и крыши Сильные наводнения вдоль береговой линии; небольшие здания на берегу разрушены
4 Огромный 210-249 км/ч
130-156 mph
58-69 м/с
39-55 Деревья, кустарники и рекламные щиты повалены, сборные домики разрушены до основания, сильно повреждены окна, двери и крыши Затоплены участки, находящиеся на высоте до 3 метров над уровнем моря; наводнения распространяются на 10 км вглубь суши; ущерб от волн и переносимых ими обломков
5 Катастрофа >250 км/ч
>157 mph
> 69 м/с
Более 55 Все деревья, кустарники и рекламные щиты повалены, многие здания серьезно повреждены; некоторые здания разрушены полностью; сборные домики снесены Сильный ущерб причинен нижним этажам зданий на высоте до 4,6 метров над уровнем моря в зоне, простирающейся на 457 метров вглубь суши. Необходимы массовые эвакуации населения с прибрежных территорий

Шкала торнадо

Шкала торнадо (шкала Фудзита-Пирсона) разработана Теодором Фудзита для классификации торнадо по степени причиненного ветром ущерба. Торнадо характерно, в основном, для Северной Америки.

таблица 4

Категория Скорость, км/ч Ущерб
F0 64-116 Разрушает дымовые трубы, повреждает кроны деревьев
F1 117-180 Срывает сборные (щитовые) домики с фундамента или перевертывает их
F2 181-253 Значительные разрушения. Сборные домики разрушаются, деревья вырываются с корнем
F3 254-332 Разрушает крыши и стены, разбрасывает легковые автомобили, переворачивает грузовики
F4 333-419 Разрушает укреплённые стены
F5 420-512 Поднимает дома и переносит их на значительное расстояние

Словарь терминов :

Подветренная сторона объекта (защищена от ветра самим объектом; область повышенного давления, из-за сильного торможения потока) обращена туда, куда дует ветер. На рисунке - справа. Например, на воде, мелкие суда подходят к более крупным кораблям с их подветренной стороны (там они защищены корпусом большого судна от волн и ветра). "Коптящие" заводы-предприятия должны располагаться, по отношению к жилым городским застройкам - с подветренной стороны (по направлению господствующих ветров) и отделяться от этих районов достаточно широкими санитарно-защитными зонами.


Наветренная сторона объекта (холма, морского судна) - на той стороне, откуда дует ветер. На наветренной стороне хребтов - возникают восходящие движения воздушных масс, а на подветренной - происходит нисходящий воздухопад. Наибольшая часть осадков (в виде дождя и снега), обусловленных барьерным эффектом гор, выпадает на их наветренной стороне, а с подветренной стороны - начинается обвал более холодного и сухого воздуха.

Приблизительный расчёт динамического ветрового давления на квадратный метр рекламного щита (перпендикулярно плоскости конструкции), установленного у дороги проезжей части. В примере, ожидаемая в данном месте, максимальная штормовая скорость ветра, принимается равной 25 метров в секунду.

Вычисления проводятся по формуле:
P = 1/2 * (плотность воздуха) * V^2 = 1/2 * 1.2 кг/м3 * 25^2 м/с = 375 Н/м2 ~ 38 килограмм на квадратный метр (кгс)

Заметьте, что давление растёт пропорционально квадрату скорости. Учитывайте и закладывайте в строительный проект достаточный запас прочности , устойчивости (зависит и от высоты стойки опоры) и стойкости к сильным порывам ветра и атмосферным осадкам, в виде снега и дождя.

При какой силе ветра отменяют полёты самолётов гражданской авиации

Причиной нарушения расписания полётов, задержки или отмены авиарейсов - может стать штормовое предупреждение от синоптиков, по аэродромам вылета и назначения.

Метеорологический минимум, необходимый для благополучного (штатного) взлёта и посадки воздушного судна, это допустимые пределы изменений комплекса параметров: скорости и направления ветра, прямой видимости, состояния взлётно-посадочной полосы аэродрома и высоты нижней границы облачности. Непогода, в виде интенсивных атмосферных осадков (дождь, туман, снег и метель), с обширными фронтальными грозами - так же может стать причиной отмены авиарейсов из воздушной гавани.

Величины метеоминимумов - могут различаться для конкретных самолётов (по их типам и моделям) и аэропортов (по классу и наличию достаточного наземного оборудования, в зависимости от особенностей окружающего аэродром рельефа местности и имеющихся высоких гор), а так же обусловлены квалификацией и лётным стажем пилотов экипажа, командира корабля. В расчёт и к исполнению - принимается худший минимум.

Запрет на вылет - возможен при нелётной погоде на аэродроме назначения, если там нет, поблизости, двух запасных аэрогаваней с приемлемыми метеоусловиями.

При сильном ветре, самолёты выполняют взлёт и посадку - против воздушного потока (выруливая, для этого, на соответствующую полосу). В таком случае обеспечивается не только безопасность, но и значительно сокращается дистанция разбега на взлёте и пробега при посадке. Ограничения по боковой и попутной составляющей скорости ветра, для большинства современных гражданских самолетов, составляют величины, примерно: 17-18 и 5 м/с., соответственно. Опасность большого крена, сноса и разворота авиалайнера, при его взлёте и посадке - представляет неожиданный и сильный порывистый ветер (шквал).

http://www.meteorf.ru - Росгидромет (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды). Гидрометеорологический научно-исследовательский центр РФ.

Www.meteoinfo.ru - новый сайт Гидрометеоцентра РФ.

За последнюю четверть века волновая активность Чёрного моря выросла на 15 процентов, а максимально возможная высота волн увеличилась с 15 до 20 метров. Впрочем, волны и куда более скромного размаха в прошлом не раз приносили серьёзные беды.

Созданная в 1850 году картина Айвазовского «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех его марин и была приобретена Николаем I

Унесённые волной

В крымских газетах столетней давности, пожалуй, можно было бы завести отдельную рубрику, посвящённую штормам, ведь сообщения такого рода появлялись там регулярно. Вот, к примеру, лишь несколько подобных новостей 1913 года:
В Балаклаве сильным порывом ветра была оторвана от берега и унесена в море лодка с шестью рыбаками. Все считали несчастных рыбаков погибшими. Однако на днях шедший в Ялту пароход «Гурзуф» заметил близ «Профессорского уголка» лодку со злополучными рыбаками. Несчастные, пробывшие несколько суток в море, находились в ужасном состоянии.
В Евпатории греческий пароход Amphitrita всё ещё продолжает стоять на мели у маяка. Несмотря на выгрузку значительного количества зерна, снятого на несколько парусных судов, и помощь двух буксирных пароходов, гигантское судно не удаётся никак стянуть с косы. Последним непродолжительным штормом его занесло песком фута на три.

В Алуште более чем двухнедельное спокойствие моря нарушилось сильным штормом. С утра уже волны начали заливать Набережную. В вечеру же, вследствие довольно сильного юго-восточного ветра, волнение ещё больше усилилось, и седые гребни громадных морских валов начали перекатываться через казённую пристань.
Жуткие штормы бушевали и в 1907, и в 1909, и в 1912 годах. Особенно свирепым море было зимой 1911 года. Тогда пресса сообщала, что «кроме пароходов «Штурман» и «Эльфтонис», на Чёрном море во время последних штормов погибли ещё 2 греческих парохода, 15 судов потерпели аварию».

К слову

Ударная сила

Даже небольшие черноморские волны могут обладать огромной ударной силой: во время шторма 19 января 1931 года на Южном берегу Крыма, близ Симеиза, скала Монах была разбита волнами на три куска.

Нечеловеческие жертвы

Жертвами штормов становились не только люди. Так, зимой 1907 года свирепствовавшим несколько дней штормом были «уничтожены сивашские сооружения, где добывается и выволакивается соль; работы приостановлены, образовался большой контингент безработных, солепромышленники терпят убытки».

Зимой 1914-го в Евпатории «пристань получила серьёзные повреждения вследствие наскочившей на неё во время шторма с необыкновенной силой баржи, на которой обычно выгружаются с пароходов грузы. Ремонт пристани обойдётся в 600 руб.».


В Севастополе зимой 1911-го из-за сильного шторма в окнах аквариума были полностью выбиты стёкла, и некоторые его обитатели замерзли, хотя их и отогревали буржуйками. Ещё один мощный шторм обрушился на аквариум уже в 2007-м. Тогда набережная оказалась разбита вплоть до стен аквариума, и под одной из них образовалась промоина глубиной почти метр. Камнями выбило одно из окон в помещении для сотрудников аквариума, всё было обесточено, компрессоры для подачи воздуха не работали, один из залов аквариума залило морской водой. К счастью, большинство обитателей аквариума не пострадало, хотя две тропические рыбы всё же погибли.

Жертвой шторма (и человеческой глупости) в 1967-м стала коктебельская набережная. После того как в начале 1960-х с восточной части коктебельского пляжа для строительных нужд было вывезено около полутора миллионов тонн песка, баланс между морем и сушей нарушился – море начало разрушать берег, бетонную набережную, валить стоящие на ней фонари. Ну а после зимнего шторма в 1967-м произошёл полный размыв пляжа (чтобы укрепить берег, его пришлось засыпать завезённым строительным щебнем).

Как в кино

Обледеневший пароход

Газетное сообщение о пароходе, попавшем в шторм в декабре 1902 года, сегодня читается, как сценарий остросюжетного зрелищного фильма: «Вышедший из Ялты пароход русского общества пароходства и торговли «Великий Князь Алексей», застигнутый в море сильным штормом, два дня находился в неизвестности; лишь после отчаянной борьбы с яростной стихией пароход достиг Севастополя, превратившись в сплошную глыбу льда. Пассажиры переживали крайне тревожное состояние и, входя в Севастополь, со слезами на глазах крестились и благодарили Бога, отвратившего явную для жизни опасность».

Татьяна Шевченко, «

Морской сайт Россия нет 23 ноября 2016 Создано: 23 ноября 2016 Обновлено: 23 ноября 2016 Просмотров: 5195

Как было сказано, на отдельных морях и океанах, кроме общих признаков, имеются еще так называемые специальные, характерные для конкретного географического района.

Для не оказанных в книге других районов специальные признаки нужно находить в различных навигационных пособиях (лоциях и т. п.) и гидрометеорологических описаниях, а также необходимо самому хорошо всесторонне изучать район плавания и подмечать в нем специальные признаки погоды.

Черное море

Среди ветров особой известностью выделяется Новороссийская бора 1. Она является самым опасным видом шторма для флота на северо-востоке Черного моря, особенно в районе побережья Анапа - Новороссийск - Туапсе. Новороссийская бора - это очень сильный холодный северо-восточный порывистый ветер, дующий с невысоких горных склонов. Наибольшая сила его наблюдается в Цемесской (Новороссийской) бухте. Здесь сильно охлажденный материк круто обрывается к теплому морю.

Этот шторм бывает при антициклоне в холодном воздухе над южными районами европейской территории Советского Союза и при циклоне - над юго-восточной частью Черного моря.
При этом создаются большие горизонтальные градиенты давления, вследствие чего воздух огромными порывами низвергается через Мархотский перевал с высоты 435 м в Новороссийскую бухту со скоростью ураганного ветра, который вызывает сильное волне-кие моря с очень крутой волной и при отрицательных температурах создает мощное обледенение судов и портовых сооружении. Были случаи, когда суда тонули в бухте под тяжестью образовавшегося на них льда.

В среднем Новороссийская бора за год наблюдается 46 раз, чаще всего в период с ноября по март. Из них больше половины бывает со скоростью ветра выше 20 м/сек.
Наибольшая скорость ветра достигает 40 м/сек и более, температура воздуха при этом может понижаться до минус 15 - 18° и ниже. Бора продолжается непрерывно в течение 1 - 3 суток, иногда до недели. Ее распро- странение в сторону моря не превышает 5 - 6 миль.

Местные признаки наступления, ослабления и прекращения Новороссийской боры следующие

Появление белесоватого облачного вала над хребтом Варада и его сползание по склонам гор в сторону моря. Бора начинается, когда облачный вал спустится примерно до половины склона гор.
Если облачные массы оторвались от Мархотского перевала и быстро смещаются в юго-западном направлении - это признак того, что бора в Новороссийске начнется через 2 - 3 ч и даже раньше.
Резкое ослабление севере восточного ветра в Новороссийске при сильном на Мархотском перевале, о чем может свидетельствовать удерживающийся почти в прежнем положении облачный вал на склоне гор, не указывает на окончание боры; ветер вновь усилится через 2 - 3 ч.

Усиление северо-восточного ветра в Новороссийске до 6 - 7 баллов и даже больше при сохранения слабого ветра на Мархотском перевале указывает на то, что в Новороссийске скоро не будет ветра.

Если надвигается и увеличивается облачность нижнего яруса с юга, сопровождаемая осадками и падением давления, то бора прекратится через 8 - 12 ч.

Быстрый рост давления в Новороссийске - признак начала ослабления и скорого прекращения здесь боры.

В районе побережья Поти в холодный период года (с октября по март) часто наблюдается очень сильный феновый восточный ветер, достигающий иногда ураганной силы, скорость его до 40 м/сек и продолжительность до нескольких суток.
Этот ветер наблюдается от реки Супса до реки Ингури, в море он распространяется до 10 миль от берега. Местное название этого ветра - Потийский калач или кругляк.

Признаки возникновения штормового восточного ветра в районе Поти следующие, атмосферное давление выше 1015 мбар с равномерным его падением, значительное повышение температуры воздуха и уменьшение относительной влажности, появление перистых и чечевицеобразных облаков над горами, сверхдальняя видимость отдаленных гор, исчезновение низких облаков.
Обычно этот ветер усиливается во второй половине ночи и в середине дня стихает, а к вечеру может усилиться вновь. В районе Поти также нередко наблюдаются и шквалистые западные ветры, чаще всего юго-западные и западные, реже северо- западные.

Признаки их наступления следующие:

появление при фене над побережьем перистых облаков и постепенное их уплотнение с образованием облаков среднего яруса - признак того, что в ближайшие 6 - 10 ч здесь возникнут шквалистые западные ветры и наступит пасмурная погода с осадками;

появление зыби на море при ясной погоде, особенно во время фена;

сверхдальняя видимость гор;

усиление морских течений в районе Поти до одного узла и более - признак усиления здесь западного ветра до штормового через 18 - 24 ч, признаком усиления этого ветра через несколько часов (3 - 4 ч) является заметное повышение уровня воды в Поти.

В апреле и мае при ненормально высокой температуре, малой относительной влажности (сухости) воздуха и падении давления надо через несколько часов ожидать с юго-запада внезапного сильного шквала.

Поти и Закавказья является увеличение давления, уменьшение облачности и волнения моря.

В районах мысов Тарханкут, Сарыч, Судана, Калиакра, Анапа и в Керченском проливе при заметном изменении атмосферного давления наблюдается местное усиление слабых и умеренных ветров до сильных и штормовых: южного ветра - три падении давления, северного - при повышении. При изменении давления в этих районах на 1 - 2 мбар ветры могут усиливаться до 6 - 7 баллов.

Усиление распространяется от берега в море до 5 - 6 миль, дальше ветры резко ослабевают.

В бассейне Черного моря сильные и продолжительные штормы от направлений северной половины горизонта наблюдаются зимой. Им предшествуют и сопутствуют резкое понижение температуры и давления воздуха, выпадение снега, образование туманов, испарения. Скорость ветра достигает 25 - 40 м/сек.

Штормы от ветров южных направлений на Черном море наблюдаются гораздо реже, и они обычно бывают менее сильными и менее продолжительными, чем при ветрах северных направлений. Перед началом южного шторма за сутки и более может на- блюдаться сверхдальняя видимость: горы Анатолийского побережья могут быть видны с Южного берега Крыма.

Пролив Босфор

Белые облака, образующиеся над вершинами европейского берега пролива,- признак скорого наступления северо-западных штормовых ветров. При этом, если облака начинают сползать по склону гор в сторону пролива, - значит скоро появятся сильные северо-западные шквалы, часто сопровождаемые грозами.

Эгейское море

В холодный период года (с октября по март), если горы на островах скрыты серыми облаками, а небо покрыто низкой облачностью, то скоро подует сильный ветер.

Если небо покрывается облаками, надвигающимися с юго-запада, давление падает, наблюдаются грозовые разряды, то в холодный период года нужно ожидать юго-западного шторма.

Перед наступлением северного шторма со шквалами давление заметно увеличивается и наступает ясная, с хорошей видимостью погода.

Бискайский залив

В Бискайском заливе штормы весьма часты. Обычно они наблюдаются с октября по март и особенно с ноября по февраль.

Они сопровождаются обычно дождливой и ненастной погодой и очень сильным и опасным для судов волнением.

Штормы в Бискайском заливе связаны с прохождением циклонов, которые чаще всего имеют две траектории: на северо-восток и восток-юго-восток. В период с июня по август здесь наблюдаются грозы, которые в южной части залива сопровождаются сильными шквалами.

Признаками наступления в заливе штормов являются надвигающаяся с запада низкая мрачная облачность, часто с молниями, и идущая с запада мертвая зыбь.

У южного побережья залива мертвая зыбь в сочетании со штилевой погодой, наступающей после юго-западных ветров, также является верным признаком приближения шторма.

Характерно также, что чем дольше наблюдаются указанные выше признаки до наступления шторма, тем сильнее и продолжительнее будет сам шторм.

Возникая обычно с юго-запада, шторм, сопровождаемый осадками и туманами, поворачивает постепенно на запад или северо-запад и может продолжаться до нескольких суток подряд. Затем ветер принимает первоначальное направление.

Если по окончании шторма дуют сильные ветры с юго-запада, сопровождающиеся повышением давления, то можно ожидать северного ветра и улучшения погоды.

Если обратный поворот ветра с северо-запада на запад или юго- запад сопровождается значительным падением давления, то надо ожидать скорого наступления нового шторма.

Красное море, Аденский и Суэцкий заливы

В северной части Красного моря и в Суэцком заливе появление перистых облаков над вершинами гор Синайского полуострова, в то время когда они видны со стороны южного входа в пролив Губаль,- признак скорого возникновения сильного до штормового ветра В этих же районах признаком скорого появления свежего ветра является дымка на горизонте. В Суэцком заливе, если дымка покрывает плоскогорья,- признак скорого наступления большого шторма.

Появлению сухого сильного северного ветра (хамсина) в Аденском заливе предшествует выпадение обильных дождей в Йемене. У северного берега Аденского залива признаком наступления сильного ветра северного и северо-северо-западного «белата» является появление вечером над берегом тусклой туманной дуги и порывистого ветра, постепенно заходящего к берегу.

В Аденском заливе признаки приближения циклона от востока и юга - это гало вокруг луны и солнца, молнии в восточной части горизонта, шквалы с северо-северо-запада и северо-северо-востока, мертвая зыбь, идущая с востока, и падение давления.

Порт Кейптаун

Если вершина горы Лев покрывается белой облачной шапкой - признак скорого наступления сильного шторма.

Порт Петропавловск-Камчатский. Авачинская губа

Признаки усиления северо-западного ветра до штормового следующие, образование облачной шапки над Вилючинской сопкой, наличие резко очерченной облачной гряды кучевообразных форм облаков над западной частью залива.

Средиземное море

Изменение направления ветра во время шторма от восточного к западному служит верным признаком улучшения погоды. Восточные ветры обычно предвещают здесь штормовую погоду.

Белое море

Если на Белом море начинает дуть южный ветер - признак скорого наступления ненастной погоды.

Гебридские острова и побережье Шотландии

Северный штормовой ветер, изменяющий направление на юго- западное при понижении атмосферного давления,-верный признак дальнейшего ухудшения погоды.

Остров Ньюфаундленд

Если после западного ветра атмосферное давление начинает медленно падать, то следует ожидать продолжительного восточного шторма.

Шотландские и Оркнейские острова

Сильное полярное сияние-признак наступления юго-восточного шторма, а слабое сияние - признак наступления хорошей погоды.

Ботнический залив

Быстрое падение атмосферного давления, а также заволакивание неба густыми слоистыми облаками являются признаком приближения циклона и часто штормового ветра.

Побережье острова Целебес

На северном побережье острова, особенно в районе бухты Манадо, в период северо-западного муссона наблюдаются штормовые западные ветры, имеющие местное название «барат». Признак приближения барата - темный, свинцовый цвет неба над морем. Температура воздуха при этом падает обычно до 19° С вместо обычной здесь 25 - 27° С.

Магелланов пролив

Видимая на юго-западе белая дуга облаков - верный признак приближающегося от мыса Горн сильного штормового шквального ветра.

Флоридский пролив

Часто в этом районе наблюдается штормовой с сильными шквалами ветер, имеющий местное название «портер». Признаком наступления этого ветра является падение атмосферного давления и приближение с северо-запада мощных кучевых облаков при слабом юго-восточном ветре.

Северный Ледовитый океан

Снежные струи, переходящие при усилении ветра в поземок,- признак начинающейся пурги. При этом по мере усиления ветра переносимый им снег поднимается все выше и выше, горизонт постепенно затягивает снежной дымкой и видимость резко ухудшается.

Побережье Антарктиды в районе Атлантического сектора При сильных ветрах восточной четверти обычно начинается низовая метель, переходящая затем в общую с выпадением снега; видимость при этом становится очень плохой.

Признаками штормового ветра восточной четверти могут служить следующие явления:

появление и уплотнение перисто-слоистой облачности;

повышение температуры воздуха в период полярной ночи, а также летом, весной и осенью к вечеру и ночью;

значительное повышение относительной влажности воздуха;

очень сильное падение атмосферного давления.

Атлантический сектор вод Антарктики

Признаками усиления ветра в открытой части океана могут служить следующие явления:

1) поворот ветра вправо и переход давления от ровного хода к падению при одновременном повышении температуры воздуха, облачность уплотняется и снижается, начинается выпадение осадков. Эти явления связаны с приближением циклона к месту судна и, как правило, предвещают ветры северной четверти (от северо-западных до северо-восточных) силой 6 - 8 баллов и более;

2) рост давления, начинающийся после заметного падения и сопровождающийся изменением направления ветра с южного на юго-западное. При этом обычно осадки прекращаются я улучшается видимость.
Об интенсивности надвигающегося шторма можно судить по записи барографа: чем круче поднимается давление, тем более вероятен сильный шторм (до ураганного), который обычно начинается вскоре после начала повышения давления.

Второй признак, если он выражен отчетливо, характерен для тыловой части циклона при условии прохождения его центра севернее судна.

Нередко штормы при северных ветрах предшествуют юго-западным штормам. Следует иметь в виду, что в Антарктике нет такой строгой зависимости между изменениями атмосферного давления и ветром, как это наблюдается в северном полушарии.
Здесь могут быть случаи сильных штормов при небольших колебаниях давления и, наоборот, часто значительные изменения давления не связаны с сильным ветром.
Поэтому в Антарктике, кроме хода давления, обязательно нужно учитывать изменение ветра, температуры, облачности и других метеорологических явлений, а также направление и время появления или усиления зыби.

Изменение ветра при прохождении циклона происходит следующим образом:

если судно находится непосредственно в центральной части циклона, то вначале дует сильный северосеверо-восточный ветер, который после смещения центра быстро меняется на юго-юго-западный;

когда центр циклона проходит южнее судна, то вначале наблюдается северный ветер, который затем переходит в северо-западный и усиливается, а после смещения центра циклона меняется на юго-западный с повышением давления и сильным штормом.

В том случае, если судно находится в зоне сильных западных ветров, которая расположена между 40 и 55° ю. ш., ветер меняется в пределах от северо-западного до юго-западного; если центр циклона проходит севернее судна, ветер начинается от севера, переходит через северо-восток на восточный и после смещения циклона - на юго-восточный и южный.
Для преобладающего большинства траекторий движения циклонов прохождение их центров южнее судна наблюдается в тех случаях, когда судно находится к северу от 61-й параллели. Движение центра циклона через расположение судна наиболее вероятно при плавании в зоне между 61 и 65° ю. ш.

Наконец, движение центра циклона севернее судна наблюдается при плавании южнее Полярного Круга. Иногда для отдельных траекторий движения центров циклонов пути их могут значительно отклоняться от вышеуказанного среднего положения.

Шкала Бофорта - условная шкала для визуальной оценки силы (скорости) ветра в баллах по его действию на наземные предметы или по волнению на море. Была разработана английским адмиралом Ф. Бофортом в 1806 году и сначала применялась только им самим. В 1874 году Постоянный комитет Первого метеорологического конгресса принял шкалу Бофорта для использования в международной синоптической практике. В последующие годы шкала менялась и уточнялась. Шкалой Бофорта широко пользуются в морской навигации.

Сила ветра у земной поверхности по шкале Бофорта
(на стандартной высоте 10 м над открытой ровной поверхностью)

Баллы Бофорта Словесное определение силы ветра Скорость ветра, м/сек Действие ветра
на суше на море
0 Штиль 0-0,2 Штиль. Дым поднимается вертикально Зеркально гладкое море
1 Тихий 0,3-1,5 Направление ветра заметно по относу дыма, но не по флюгеру Рябь, пены на гребнях нет
2 Лёгкий 1,6-3,3 Движение ветра ощущается лицом, шелестят листья, приводится в движение флюгер Короткие волны, гребни не опрокидываются и кажутся стекловидными
3 Слабый 3,4-5,4 Листья и тонкие ветви деревьев всё время колышутся, ветер развевает верхние флаги Короткие, хорошо выраженные волны. Гребни, опрокидываясь, образуют стекловидную пену, изредка образуются маленькие белые барашки
4 Умеренный 5,5-7,9 Ветер поднимает пыль и бумажки, приводит в движение тонкие ветви деревьев Волны удлинённые, белые барашки видны во многих местах
5 Свежий 8,0-10,7 Качаются тонкие стволы деревьев, на воде появляются волны с гребнями Хорошо развитые в длину, но не очень крупные волны, повсюду видны белые барашки (в отдельных случаях образуются брызги)
6 Сильный 10,8-13,8 Качаются толстые сучья деревьев, гудят телеграфные провода Начинают образовываться крупные волны. Белые пенистые гребни занимают значительные площади (вероятны брызги)
7 Крепкий 13,9-17,1 Качаются стволы деревьев, идти против ветра трудно Волны громоздятся, гребни срываются, пена ложится полосами по ветру
8 Очень крепкий 17,2-20,7 Ветер ломает сучья деревьев, идти против ветра очень трудно Умеренно высокие длинные волны. По краям гребней начинают взлетать брызги. Полосы пены ложатся рядами по направлению ветра
9 Шторм 20,8-24,4 Небольшие повреждения; ветер срывает дымовые колпаки и черепицу Высокие волны. Пена широкими плотными полосами ложится по ветру. Гребни волн начинают опрокидываться и рассыпаться в брызги, которые ухудшают видимость
10 Сильный шторм 24,5-28,4 Значительные разрушения строений, деревья вырываются с корнем. На суше бывает редко Очень высокие волны с длинными загибающимися вниз гребнями. Образующаяся пена выдувается ветром большими хлопьями в виде густых белых полос. Поверхность моря белая от пены. Сильный грохот волн подобен ударам. Видимость плохая
11 Жестокий шторм 28,5-32,6 Большие разрушения на значительном пространстве. На суше наблюдается очень редко Исключительно высокие волны. Суда небольшого и среднего размера временами скрываются из вида. Море всё покрыто длинными белыми хлопьями пены, располагающимися по ветру. Края волн повсюду сдуваются в пену. Видимость плохая
12 Ураган 32,7 и более Воздух наполнен пеной и брызгами. Море всё покрыто полосами пены. Очень плохая видимость