Армейская авиация – составляющая часть ВВС некоторых государств, предназначение которой заключается в непосредственных действиях в интересах военных формирований.

Задания, которые ставятся перед армейской авиацией, – это ведение воздушной разведки, поддержка сухопутных войск с воздуха, высадка десанта и огневая поддержка их действий, установка мин и прочие задачи. Армейскую авиацию за характером выполняемых задач разделяют на 4 категории:

На вооружении в составе этих категорий стоят самолеты и вертолеты.

Штурмовая авиация предназначена для поражения с низкой высоты наземных и надводных подвижных целей преимущественно в оперативной глубине защиты врага. Главное задание штурмовой авиации – поддержка сухопутных и морских подразделений с воздуха над полем боя.

Транспортная авиация предназначена для выброса воздушного десанта, переброски войск, доставки провизии, продовольствия, горючего, эвакуации больных и раненых.

Разведывательная авиация предназначена для проведения воздушной разведки.

Роль авиации специального назначения заключается в выполнении специальных задач. Эти подразделения и авиационные части вооружены специальными вертолетами и самолетами (радиоэлектронной борьбы, радиолокационного дозора, наведения, заправки топливом, связи и др.).

История отечественной армейской авиации

В Советском Союзе армейская авиация состояла из ближних бомбардировщиков, штурмовиков, истребителей, разведчиков и корректировщиков. Организационно она была в составе общевойсковых армий ВВС. Перед началом Второй мировой войны разработаны современные модели самолетов (бомбардировщик Пе-2, штурмовик Ил-2) , которые сменили устаревшие истребители МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-3.

По состоянию на начало Великой Отечественной войны были отдельные бомбардировочные, истребительные, смешанные (штурмовые) авиационные дивизии и разведывательные авиаполки. Осенью 1942 г. каждый авиаполк имел в своем распоряжении по 32 самолета, к 1943 г. их число расширили до 40 самолетов.

В 1946 году армейская авиация была вооружена сверхзвуковыми самолетами с бомбардировочным, ракетным, пушечным оружием с радиолокационными системами и приборами. Они могли выполнять задания в любое время суток и уничтожать технику противника на дальнем расстоянии, прикрывать тыл, обеспечивать огневую поддержку пехоты, проводить воздушную разведку, искать и поражать мелкие подвижные цели.

В 80-х годах на вооружении ВВС СССР стояли самолеты Су-24. Су-17, Су-7, Ан-26, Ан-24, Ан-12, Ил-16, МиГ-29, МиГ-27, МиГ-23, МиГ-21, вертолеты Ми-24, Ми-8, Ми-10 и Ми-6. Вопросом поддержания авиатехники в рабочем боевом состоянии занимались в НИИ ВВС.

Из-за большой аварийности в 80-х годах началось снятие с учета однопоршневых самолетов. Списанию подлежали 800 летательных аппаратов.

Из-за непродуманной политики ВВС лишились большинства истребителей, бомбардировщиков и разведчиков. То же самое коснулось беспилотников.

Под списание попали:

Самолеты истребительно-бомбардировочной авиации – Су-17 и МиГ-27.

Большинство самолетов разведывательной авиации – Су-17М2Р, М3Р, М4Р.

Самолеты истребительной авиации – МиГ-23М, МЛД, МЛ.

В полном составе осталась только бомбардировочная авиация, которая стала основной ударной силой. Су-24 и Су-24М, входящие в ее состав, пропорционально превышали все остальные боевые самолеты. Если рассматривать военные самолеты с точки зрения эффективности, то Су-24 уступает МиГ-27 и Су-17М4. Поэтому сокращение однодвигательных аппаратов было явно непродуманным решением.

С 2003 года армейская авиация входит в состав ВВС РФ. Некоторые эксперты считают это неправильным решением.

Состояние армейской авиации России

Армейская авиация РФ всегда играла ключевую роль во многих вооруженных конфликтах. Поищем ответы на вопросы о том, каково нынешнее состояние армейской авиации нашей страны и какие шаги делаются на поддержание ее боевого состояния.

На сегодняшний день армейская авиация России состоит из нескольких сотен видов вертолетов (преимущественно отечественных). Некоторые из них считаются лучшими в своем классе. Всемирную известность и широкое применение обрели Ми-24 и Ми-35, большие транспортные вертолеты Ми-26 и Ми-8, ударные Ми-28Н и Ка-52.

Особое внимание правительство уделяет модернизации вертолетного парка. Согласно программе его обновления, в течение десятилетия ряды вооруженных сил РФ должны пополнить свыше одной тысячи современных вертолетов. В 2014 году армия России пополнилась на 120 винтокрылых машин, среди которых Ка-226, Ми-35М, Ми-8МТВ-5, Ми-8АМТШ, Ми-28Н и др. Также, согласно заявлениям руководства ВВС России, уже имеющиеся вертолеты интенсивно ремонтируют, продлевают летный ресурс машин. В ближайшее время планируется возвращение с ремонтных цехов в боевые строи свыше 50 вертолетов.

Несколько лет понадобится для формирования четырех бригад и десяти полков армейской авиации. Этими планами поделился главнокомандующий ВВС РФ. Также он сказал, что авиаполки будут вооружены такими современными вертолетами, как Ми-26, Ми-8АМТШ, Ми-8МТВ-5, Ми-28Н и Ка-52.

Текущий год ознаменовался полным обновлением вертолетного парка авиабазы в Новосибирске. Летчики авиабазы получили в свое распоряжение более 30 новых вертолетов:

Десантно-штурмовые Ми-8АМТШ-В "Терминатор". Имеет схожие ЛТХ с Ми-24.

Многоцелевые вертолеты Ми-8МТВ-5 – современная версия Ми-8Т.

Основное предназначение новых вертолетов заключается в огневой поддержке и перемещении сухопутных войск, прицельном бомбардировании вражеских позиций.

День создания армейской авиации празднуется в нашей стране 28 октября. В этот день в 1948 г. в г. Серпухове была сформирована первая вертолетная эскадрилья, которая положила начало истории армейской авиации России. За почти семь десятилетий армейская авиация нашей страны приняла участие во многих вооруженных конфликтах, выполняя сложнейшие миссии.

В мире ценится профессионализм российских армейских экипажей. Ведь именно наши соотечественники сумели выполнить на «Черной акуле» (Ка-50) петлю Нестерова.

Россия во все времена славилась своим оружием. Военные вертолеты России являются одними из самых эффективных на планете. В России два конструкторских бюро занимается разработкой вертолётов для армии - это ОКБ Миля и ОКБ Камова, которые соответственно создают машины Ми и Ка.

Военные вертолеты можно разделить на четыре группы:

  • Ударные вертолёты ( , Ми-35, Ка-52)
  • Противолодочные вертолёты ().
  • Военно-транспортные вертолёты (Ми-26 , Ми-8).
  • Вертолёты ДРЛО (Ка-31 , Ка-35).

Ударные вертолёты

Этот вертолёт начал разрабатываться в 1978 году, в 1988 года новая машина был представлена на авиасалоне Ле-Бурже. Не смотря на это, государственные испытания новый ударный вертолёт прошёл только в 2008 году. 15 октября 2009 года указом президента на вооружение армии России была принята модификация Ми-28Н «Ночной охотник». Но контракт на поставку 67 вертолётов был заключён ещё в 2005 году. В соответствии с этим контрактов все вертолёты должны быть поставлены в армию до до 2013 года. В период с 2001 по 2012 год поставлено 63 вертолёта Ми-28, а в 2013 году дополнительно поставлено ещё 14 вертолётов Ми-28.

Ми-28Н «Ночной охотник» является основным ударным вертолётом, а машины ОКБ Камова (Ка-50 и Ка-52) используются силами специального назначения.

Фото: пара Ми-28 в низком полёте.

По данным Википедии по состоянию на 2018 год ВВС России имеет более 108 вертолётов Ми-28Н. Также эти вертолёты купил Ирак (15 машин в экспортной модификации Ми-28НЭ) и 2 вертолёта имеет Алжир, при том что есть информация о контракте на покупку этой страной 42 боевых вертолётов Ми-28НЭ.

Ударный вертолёт Ми-24 имеет неофициальное название — «Крокодил», а по в классификации НАТО он называется Hind, что переводится как «Лань». Ми-24 является вторым в мире специализированным ударным вертолётом, первым был американский AH-1 «Кобра».

Серийный выпуск «Крокодила» начался в 1971 году, с тех пор боевая машина прошла множество модернизаций, на её основе было создано много модификаций. Вертолёт Ми-24 находится на вооружении у многих стран.

На 2014 год Ми-24 являлся самым распространённым ударным вертолётом на планете. Всего в мире эксплуатировалось примерно 3500 машин. Второе место занимает американский ударный вертолёт AH-64 Apache, машин этого типа произведено примерно 2000.

ВВС России по состоянию на 2016 год имеют 178 Ми-24 различных модификаций, 10 вертолётов есть в войсках национальной гвардии России и ещё 30 в авиации ВМФ России. Украина в 2016 году имела 133 вертолёта Ми-24.


Фото: вертолёт Ми-24 взлетает, на заднем плане Ми-28.

После распада Варшавского блока США купили у Германии около 6 Ми-24 и использовали их для обучения бойцов использовать ПЗРК для отражения вертолётных ударов.

Ми-35

Вертолёт Ми-35 является экспортной модификацией Ми-24, а именно Ми-24ВМ. Выпускается как на экспорт так и для нужд Минобороны России на заводе «Роствертол» в Ростове-на-Дону с 2005 года.


В открытых источниках сообщается, что армия России имеет более 60 вертолётов Ми-35М, по состоянию на начало 2017 года.

Ка-52

Ка-52 «Аллигатор» является разведовательно-ударным вертолётом используемым специальными подразделениями России.

Первый полёт прототип Ка-52 выполнил в 1997 году. Серийное производство вертолёта началось в 2008 году, хотя государственные совместные испытания вертолёта были окончательно завершены только в 2011 году.


По данным из свободных источников в 2017 году на вооружении Росси насчитывалось более 90 вертолётов Ка-52.

Противолодочные вертолёты

Ка-27 в НАТО называют «Спираль» или Helix. Данная машина имеет две основные модификации:

  1. Ка-27ПЛ: противолодочный вертолёт (изделие 500).
  2. Ка-27ПС: поисково-спасательный вертолёт (изделие 501).

Противолодочные вертолёты обычно работают парами: один вертолёт обнаруживает подводную лодку, второй борт её уничтожает. Пара противолодочных вертолётов Ка-27 обеспечивает противолодочную оборону на площади примерно 2000 км2.

Ранее на вооружении России находился противолодочный вертолёт-амфибия Ми-14ПЛ, но в 2005 году он был снят с вооружения как устаревший.

Фото противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ

Фото вертолёта Ка-27

Военно-транспортные вертолёты

Ми-26

Самый крупный серийно выпускаемый транспортный вертолёт - Ми-26. Производство этого вертолёта начато в 1984 году. По данным реестра воздушных судов по состоянию на 2011 год изготовлено 316 вертолётов Ми-26.

По данным из открытых источников воздушно-космические силы Российской Федерации по состоянию на 2017 год имели на вооружении 41 вертолёт модификаций Ми-26 и Ми-26Т. А войска национальной гвардии России по состоянию на 2016 год имели 10 вертолётов Ми-26.

Гражданские службы и компании также являются эксплуатантами Ми-26, так, например, по состоянию на 2015 год МЧС России имело 5 вертолётов Ми-26Т. МЧС Казахстана и МЧС Республики Беларусь по 2 вертолёта Ми-26Т.

Фото вертолёта Ми-26 в полёте

Ми-8 (военные модификации)

Ми-8АМТШ и Ми-8МТВ-5 - две модификации Ми-8, являющиеся современными многоцелевыми военно-транспортными вертолётами. Данные машины используются для перевозки личного состава или груза внутри кабины. Также они оснащены системами для перевозки груза на внешней подвеске. Военные модификации Ми-8 могут оснащаться комплектом вооружения, сопоставимым с вооружением ударного вертолёта Ми-24, а также системой броневой защиты экипажа.

Для Пограничной службы РФ создана модификация Ми-8МНП-2. В неё переоборудовано 6 вертолётов модификации Ми-8АМТШ.

Вертолёты ДРЛО

Ка-31

Фолклендская война 1982 года показала, что самые современные военные корабли оказались весьма уязвимы для атак авиации. Стало очевидно, что остро стоит необходимость создания средств радиолокационного дозора для защиты кораблей от атак с воздуха. В СССР запустили несколько проектов по созданию авиации дальнего радиолокационного обнаружения морского базирования. Это были самолёты Ан-71, Як-44 и вертолёт Ка-27.

Вертолёт радиолокационного дозора Ка-31 разрабатывался с 1985 года в интересах флота на базе вертолёта Ка-29. Вертолёт прошёл все испытания и был принят на вооружение в 1995 году.

Фото Ка-31 в полёте

Фото Ка-31 в полёте

На вооружении России находится всего 2 вертолёта Ка-31. А вот ВМС Индии к 2017 году купили 14 вертолётов Ка-31. Военно-морские силы Китайской Народной Республики в 2016 году располагали 9 машинами Ка-31.

Ка-35

Ка-35 является модификацией Ка-31 и предназначен для наземной радиолокационной разведки. Государственные испытания Ка-35 прошёл в 2015 году.


26 октября 2016 года в сети Интернет появились фото вертолёта Ка-35 в Сирии в районе Латакии.

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Во всём мире всем хорошо известно, что российская армия - одна из самых мощных на нашей планете. И она считается таковой по праву. Военно-воздушные входят в состав ВС РФ и являются одним из ключевых звеньев нашей армии. Потому о ВВС надо рассказать более подробно.

Немного истории

История в современном понимании начинается с 1998 года. Именно тогда и сформировались ВВС, которые известны нам сегодня. А образовались они в результате слияния так называемых войск и ВВС. Правда, и сейчас их как таковых уже нет. С прошлого, 2015 года, существует ВКС - Воздушно-космические силы. Соединив подразделения космических и воздушных войск, удалось сплотить потенциал и ресурсы, а также сконцентрировать командование в одних руках - за счет чего увеличилась и эффективность сил. Во всяком случае, именно так и обосновывалась необходимость образовать ВКС.

Эти войска выполняют немало задач. Они отражают агрессию в воздушной и космической сфере, защищают землю, людей, страну и важные объекты от ударов, поступающих оттуда же, и обеспечивают авиационную поддержку боевых действий других военных подразделений России.

Структура

Российской Федерации (всё-таки многим привычнее называть их пока по-старому, чем ВКС), включают в себя немало подразделений. Это авиация, а также радиотехнические и зенитные в первую очередь. Это роды сил ВВС. Ещё в структуру входят специальные войска. К ним относятся разведывательные, а также связи автоматизированных систем управления и радиотехнического обеспечения. Без этого Военно-воздушные силы России не могут существовать.

К специальным войскам также входят метеорологические, топогеодезические, инженерные, РХБЗ, воздухоплавательные, а ещё инженерные. Но и это ещё не полный список. Он дополняется также обеспечения, поиска и спасания, а еще метеорологическими. Но, помимо перечисленного, есть подразделения, главная задача которых заключается в охране органов военного управления.

Другие особенности структуры

Следует отметить, что структура, которой отличаются военно-воздушные силы Российской Федерации, имеет ещё и подразделения. Первая - это дальняя авиация (ДА). Вторая - военно-транспортная (ВТА). Третья - оперативно тактическая (ОТА) и, наконец, четвертая - армейская (АА). Но и это ещё не всё. Подразделения могут в своем составе иметь специальную, транспортную, разведывательную, истребительную авиацию, а ещё штурмовую и бомбардировочную. И у каждой - свои задачи, которые их обязуют осуществлять Военно-воздушные силы.

Состав же всё равно имеет определенную основу, на которой держится вся структура. Естественно, это авиационные базы и бригады, относящиеся к Войскам воздушно-космической обороны.

Ситуация в XXI веке

Каждый человек, хоть немного разбирающийся в данной теме, прекрасно знает, что в 90-х годах военно-воздушные силы Российской Федерации активно деградировали. А все из-за того, что численность личного состава войск и уровень их подготовки был очень мал. Плюс ко всему, техника не отличалась особой новизной, а аэродромов не хватало. К тому же структура не финансировалась, в связи с чем практически не было полётов. Но в 2000-х ситуация стала налаживаться. Если быть точнее, то прогрессировать всё начало в 2009-м. Именно тогда начались плодотворные и капитальные работы, касающиеся ремонта и модернизации всего парка российских ВВС.

Возможно, толчком для этого послужило заявление главнокомандующего войск - А. Н. Зелина. В 2008-м он сказал, что воздушно-космическая оборона нашего государства находится в катастрофическом состоянии. Потому стала производиться закупка техники и совершенствование всей системы в целом.

Символика

Флаг Военно-воздушных сил очень яркий и приметный. Это полотнище голубого цвета, по центру которого располагается изображение двух серебристых пропеллеров. Они между собой будто бы перекрещиваются. Вместе с ними изображена и зенитная пушка. А фон им составляют серебристые крылья. В общем, довольно-таки оригинально и символично. Ещё с центра полотнища будто бы расходятся золотистые лучи (их количество - 14 штук). К слову, расположение их строго регламентировано - это не хаотичный выбор. Если включить фантазию и воображение, то начинает казаться, словно эта эмблема находится посредине солнца, перекрывая его - оттого и лучи.

А если заглянуть в историю, то можно понять, что так и есть. Потому что в советское время флаг представлял собой голубое полотнище с солнцем золотистого цвета, посреди которого изображалась красная звезда с серпом и молотом по центру. А чуть ниже - серебристые крылья, которые будто крепятся на черном кольце пропеллера.

Стоит отметить, что Федерации вместе с ВВС США в 2008 году планировали проведение совместных антитеррористических учений. Это должно было произойти на Дальнем Востоке. Сценарий планировался такой: террористы захватывают в аэропорту самолет, а войска предотвращают последствия. Российская сторона должна была привести к действиям четыре истребителя, поисковые спасательные службы и самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. От ВВС США требовалось участие гражданского лайнера и истребителей. Плюс пресловутый самолёт. Однако незадолго до запланированного события, буквально за неделю, сообщилось, что учения решено отметить. Многие считают, что причиной послужили обострившиеся отношения между НАТО и Россией.

Одним из важнейших пунктов текущей Госпрограммы вооружений (ГПВ) является поставка свыше 1100 вертолетов. К 2020 году отечественная оборонная промышленность должна передать вооруженным силам именно такое количество винтокрылой техники. Уже начались поставки и в войска идут вертолеты семи типов и модификаций. К окончанию Госпрограммы количество типов может увеличиться в полтора-два раза. Особое внимание в ходе закупок новых вертолетов уделяется ударным машинам.

До недавнего времени задачу поддержки войск и атак противника возлагали только на «старичка» и его модификации. Теперь же военно-воздушные силы получают сразу три типа боевых вертолетов, отличающихся друг от друга характеристиками, оборудованием и ударными возможностями. Это Ми-35М (глубокая модернизация Ми-24, также известная как Ми-24ВМ), и . Всего несколько лет назад можно было надеяться на продолжение строительства вертолета Ка-50, однако в результате он был снят с производства в пользу более нового и совершенного Ка-52.

Попробуем внимательно рассмотреть имеющиеся ударные вертолеты, сравнить и оценить их возможности. К сожалению, часть технической информации по новейшим вертолетам пока не стала достоянием общественности, поэтому придется довольствоваться лишь имеющимися официальными данными, пусть даже и неполными.

Лётно-технические характеристики

Рассматриваемые машины значительно различаются в конструктивном аспекте. Машины фирмы «Миль» выполнены по классической схеме с несущим и хвостовым винтами. Также они оснащены оригинальными Х-образными рулевыми винтами, имеющими повышенную эффективность по сравнению с винтами обычной схемы. Ка-52, в свою очередь, выполнен по традиционной для «Камова» схеме и имеет два соосных несущих винта.

Плюсы и минусы используемых схем уже не первый год являются предметом ожесточенных споров, однако конструкторы и военные сделали свой выбор: они понимают минусы классической и сосной схем, но ради имеющихся преимуществ готовы их терпеть. Кроме того, некоторый интерес представляет тот факт, что основными вертолетами российских ВВС к 2020 году должны стать «классический» Ми-28Н и соосный Ка-52. Таким образом, наблюдается, если можно так выразиться, баланс между схемами.

Вертолеты Ка-52 установочной партии в штатной серийной комплектации, включая комплекс обороны — борт №52 и борт №53 желтые

Вертолет Ми-28Н борт №50 желтый из партии вертолетов, переданной ВВС на авиабазу 344 ЦБПиПЛС АА 8 октября 2011 г., г.Торжок, Тверская область

Все три вертолета ощутимо различаются уже на уровне массогабаритных параметров. Наименьшие размеры среди рассматриваемых машин имеет Ка-52. При максимальной взлетной массе 10400 килограмм он имеет длину 13,5 метра и диаметр несущих винтов 14,5 м. Милевский Ми-28 немного крупнее: длина 17 метров, диаметр несущего винта 17,2 м и максимальная взлетная масса 11,7 тонны.

Самым крупным из новых вертолетов является Ми-35М, имеющий максимальный взлетный вес 11800 кг и длину свыше 18,5 метра. Примечательно, что оба вертолета фирмы «Миль» оснащены одинаковыми несущими и рулевыми винтами, изначально разработанными для Ми-28Н.

Интересным образом обстоят дела с силовой установкой вертолетов. Все они, в соответствии с тенденциями развития боевых вертолетов, оснащены двумя двигателями. Это снижает риски, связанные с повреждением одного из двигателей и, как следствие, повышает живучесть машин в условиях боя. Кроме того, все три вертолета оснащаются турбовальными моторами семейства «Климов» ТВ3-117ВМА. Ми-35М имеет двигатели этой модели с взлетной мощностью 2200 лошадиных сил каждый, а Ми-28Н и Ка-52 оснащаются более поздними модификациями. Так, Ми-28Н комплектуется моторами ВК-2500-02 (по 2200 л.с. на взлетном режиме), а Ка-52 оснащен двигателями ВК-2500 с возможностью «разгона» до 2400 л.с.

Стоит отметить, что указанные показатели мощности достигаются только в течение определенного непродолжительного времени. В полете рекомендуется держать мощность двигателей на уровне не более 1750-1800 лошадиных сил. При этом все двигатели семейства ТВ3-117ВМА имеют чрезвычайный режим, на котором способны достигнуть планки в 2600-2700 лошадиных сил. Правда, такие показатели мощности требуют последующего дополнительного обслуживания.

Нетрудно заметить, что по сочетанию массогабаритных и мощностных параметров наиболее интересным выглядит вертолет Ка-52. При максимальной допустимой массе на взлетном режиме двигателей он имеет удельную мощность до 460 л.с. на тонну веса. У Ми-35М и Ми-28Н этот параметр равняется примерно 370 и 375 л.с. на тонну соответственно. Таким образом, камовский вертолет, имея большую тяговооруженность, в теории должен иметь лучшие летные характеристики. Однако высокие показатели удельной мощности получены, в первую очередь, благодаря малой массе конструкции и, как следствие, сравнительно малой боевой нагрузке.

В то же время, ряд особенностей концепции привел к тому, что более легкий Ка-52 способен нести больше оборудования и вооружения чем Ми-35Н. Машина фирмы «Камов» имеет полезную нагрузку порядка двух тонн, а у Ми-35М этот показатель составляет всего 1780 кг. Что касается Ми-28Н, то он способен нести на внешней подвеске до 2300 килограмм вооружений.

Летные параметры всех трех вертолетов достаточно близки, хотя и отличаются друг от друга. Максимальная скорость всех машин находится в пределах 310-320 километров в час. При этом Ми-35М и Ка-52 при необходимости могут разогнаться и до 340 км/ч, однако эта скорость в заявленных характеристиках значится как максимально допустимая. Более новые вертолеты Ми-28Н и Ка-52 выигрывают у глубоко модернизированного Ми-24 в динамическом и статическом потолке. Первый показатель у этих машин находится в пределах 5-5,5 тыс. метров, второй – равен 3600 м.

Статический и динамический потолок Ми-35М меньше этих показателей на 450-500 метров. Ми-35М не может похвастать и дальностью полета. Его практическая дальность равна 420 километрам, а в перегоночной конфигурации он способен преодолеть до тысячи километров. Для Ми-28Н эти показатели составляют 500 и 1100, а для Ка-52 – 520 и 1200 километров соответственно.

Вертолёт Ми-35М

Необходимо учитывать, что максимальная дальность полета, равно как скорость и потолок, сама по себе не является самым важным параметром вертолета, но может говорить о его возможностях, касающихся продолжительности нахождения в воздухе. Опыт вооруженных конфликтов последних лет показал, что современный боевой вертолет должен, в первую очередь, уметь совершать длительное патрулирование заданного района вне зависимости от времени суток и метеоусловий. Именно при помощи вертолетов войска НАТО вели охоту на регулярные караваны противника или даже на отдельных боевиков.

Экипаж и его защита

Концепция применения ударных вертолетов подразумевает высокие риски подвергнуться атаке зенитных средств противника. Из-за этого все машины такого класса имеют целый набор средств обеспечения безопасности экипажа. Все три рассматриваемых вертолета – Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 – имеют экипажи из двух человек.

По результатам длительных споров, наиболее выгодной была признана схема с двумя летчиками: пилотом и оператором вооружений. Ранее предлагалось возложить все обязанности на одного летчика, но такой вариант заказчик в лице Минобороны признал бесперспективным и неудобным. В результате все новые отечественные ударные вертолеты делаются двухместными.

Как и в случае с несущими винтами, машина фирмы «Камов» отличается от вертолетов «Ми». Последние имеют кабину тандемной схемы: пилот сидит сзади и выше штурмана-оператора. На Ка-52 рабочее место командира расположено слева от оси машины, кресло оператора – справа. На всех трех машинах операторы вооружения имеют возможность управления вертолетом, а пилоты могут применять оружие. При этом из-за разделения обязанностей и соответствующей им аппаратуры пилот не может в полной мере использовать весь боевой потенциал вертолета.

Для защиты экипажа и жизненно важных агрегатов все три вертолета имеют дополнительное бронирование: бронестекла и металлические панели. Уровень защиты различных деталей разнится. К примеру, бронепанели кабины вертолета Ми-28Н выдерживают попадание снаряда калибра до 20 миллиметров.

Кабина вертолёта КА-52

Приборы в кабинах пилота (слева) и штурмана-оператора (справа) вертолета Ми-28Н

На случай вынужденной посадки с большой вертикальной скоростью вертолеты Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 имеют шасси специальной конструкции, поглощающей часть силы удара о землю. Большая часть оставшегося удара поглощается креслами специальной конструкции. Кроме того, вертолеты Ка-52 и Ми-28Н имеют катапультную систему для спасения летчиков при аварии на больших высотах.

Неуправляемое вооружение

На протяжении нескольких десятков лет основным вооружением отечественных ударных вертолетов были ствольные системы и неуправляемые ракеты, а применение «умных» боеприпасов имело гораздо меньший размах. В новых вертолетах полностью сохранились все возможности по использованию ствольных и ракетных вооружений. Вертолеты Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 имеют возможность нести на пилонах под крылом блоки неуправляемых ракет различных типов и калибров, от С-8 (до четырех блоков по 20 ракет) до С-13 (4 блока по 5 ракет).

Кроме того, Ми-35М и Ка-52 при необходимости способны применять до четырех ракет С-24 калибра 240 мм. Все три вертолета имеют возможность использования авиационных бомб различных типов калибра до 500 килограмм.

Кроме пилонов для подвески вооружений все три машины располагают встроенными пушечными установками. Вертолеты Ка-52 и Ми-28Н оснащаются автоматическими пушками 2А42 (30 миллиметров), Ми-35Н – ГШ-23 (двуствольная калибра 23 миллиметра). Подвижные пушечные установки, смонтированные на Ми-28Н и Ми-35М, позволяют наводить оружие в пределах значительных секторов по горизонтали и вертикали. Ка-52, в свою очередь, такой возможности не имеет: его пушечная установка располагается не в носовой части фюзеляжа, а на правом борту, что значительно уменьшает сектор горизонтальной наводки.

Обе используемые на вертолетах пушки предназначены для уничтожения наземных и воздушных целей на дальностях до двух (ГШ-23) или до четырех (2А42) километров. Наведение орудий осуществляется при помощи электроприводов, управляемых оператором вооружений. Примечательно, что процесс наведения пушек сказался на возможностях пилотов. К примеру, пилот вертолета Ми-28Н не может управлять пушкой, если она не расположена по продольной оси машины и не находится в горизонтальном положении. Только при таком расположении пушки пилот может целиться при помощи имеющегося у него прицельного оборудования. Во всех других случаях наведение и стрельбу осуществляет оператор вооружений.

Вертолёт Ка-52 борт №062 желтый, март 2012 г.

ПТУР «Атака-В» и блок НАР Б-13 под Ми-28Н борт №38 на экспозиции авиасалона МАКС-2011, август 2011 г.

Блок НАР Б-13 и пусковая установка «Стрелец» с ракетами «Игла» под Ми-28Н борт №38 на экспозиции авиасалона МАКС-2011, август 2011 г.

Управляемое вооружение

В обязанности штурмана-оператора также входит работа с управляемым вооружением. Традиционно все отечественные ударные вертолеты имеют возможность несения противотанковых ракет, и Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 не стали исключением. Рассматриваемые машины фирмы «Миль» могут нести до 12-16 противотанковых управляемых ракет «Штурм» или «Атака». Арсенал Ка-52 состоит из ракет «Атака» или «Вихрь». Эти ракетные комплексы ощутимо отличаются друг от друга характеристиками ракет и систем наведения.

Наиболее старый комплекс «Штурм-В» (разработка 70-х годов) имеет радиокомандную систему наведения и обеспечивает максимальную дальность стрельбы на уровне пяти километров. Боевая часть ракеты 9М114 обеспечивает пробитие гомогенной брони толщиной до 650 миллиметров. Использование в комплексе «Штурм» полуавтоматической системы управления привело к тому, что оператор вооружений после пуска вынужден в течение некоторого времени удерживать прицельную метку на цели. Этот факт в некоторой мере снижает боевые возможности вертолета, поскольку он вынужден оставаться неподвижным до поражения цели и не сможет эффективно пользоваться тактикой подскока.

Дальнейшим развитием «Штурма-В» стал с ракетой 9М120. В ходе модернизации улучшились характеристики ракеты. Так, 9М120 способна доставлять боевую часть на расстояние до десяти километров и пробивать до 800 миллиметров гомогенной брони за динамической защитой. Имеются сведения о разработке лазерной головки самонаведения для ракеты «Атака». Принцип наведения ракеты по командам с вертолета аналогичен «Штурму». Эта особенность комплекса «Атака-В» является поводом для критики.

Стоит отметить, что при скорости около 500 м/с ракета 9М120 достигает цели на максимальной дальности примерно за 20 секунд. Во избежание поражения вертолета во время «прыжка» бортовая аппаратура управления «Атаки» обеспечивает возможность маневрирования с некоторыми ограничениями по крену и тангажу.