Перед нами новый наборчик для любителей химических опытов из серии «Суперпрофессор». В этот раз нам предстоит наблюдать за извержением вулкана и за фараоновыми змеями.

Важно! Эти эксперименты нужно проводить только на природе – бывает много огня и пепла!

А о наших экспериментах, которые мы проводили дома смотрите в статьях « « ».

В этот раз мы решили начать свои химические опыты с оживления фараоновых змей.

Qiddycome: Серия «Лучшие химические опыты и эксперименты: Фараонова змея»

Для этого химического опыта нам понадобились:

  • Выпарительная чаша
  • Сухое горючее
  • Спички
  • Ножницы (или пинцет)
  • Глюконат кальция – 3 таблетки
  • Перчатки

Проведение химического опыта «Фараоновы змеи»

  1. В чашу кладем таблетку сухого горючего и поджигаем его.
  2. Щипчиками осторожно кладем на огонь таблетку глюконата кальция.

Таблетка превращается в фараонову змею, которая выползает из чаши и растет, пока не рассыпется в пепел.

Глюконат кальция нужно положить в центр горящей таблетки, тогда фараоновы змейки будут жирненькие 🙂 Мы сначала одну таблетку глюконата кальция положили в центр, а две по краям и на видео видно, как отличаются змейки по размеру. Потом мы передвинули глюконат кальция в центр и все фараоновы змейки весело заструились.

Посмотрите по видео, как ползают фараоновы змеи:

Научное объяснение химического опыта «Фараоновы змеи»

Когда глюконат кальция разлагается, то образуются оксид кальция, углерод, углекислый газа и вода. Объем продуктов разложения гораздо больше объема исходного продукта, поэтому и получается такой интересный эффект.

В наборе «Суперпрофессор» ингредиенты рассчитаны на трехкратное повторение химического опыта «Фараоновы змеи».

Qiddycome: Серия «Лучшие химические опыты и эксперименты: Вулкан»

Как и большинство блогомамочек, мы с Олесей делали несколько раз вулкан из соды и уксуса. Я думала, что и в коробочке будет что-нибудь подобное. Но я здорово ошибалась. Эксперимент по извержению здесь был совершенно другой – намного круче!

Для эксперимента «Вулкан» мы использовали:

  • Выпарительная чаша
  • Фольга (негорючий жаропрочный материал)
  • Дихромат аммония (20 г)
  • Перманганат калия (10 г)
  • Глицерин – 5 капель
  • Пипетка
  • Перчатки

Проведение химического опыта «Вулкан»

  1. Стелим на стол фольгу и ставим на нее выпарительную чашу.
  2. Насыпаем в чашу дихромат аммония (половину баночки) и делаем на вершине горки углубление.
  3. В углубление засыпаем перманганат калия.
  4. Набираем несколько капелек глицерина и капаем на перманганат калия.

Через несколько минут наш вулкан загорелся. Сам! Без поджигания!

Вот видео нашего горящего вулкана:

Научное объяснение химического опыта «Вулкан».

Оказывается, что дихромат аммония горит сам по себе, если его поджечь. Но в нашем эксперименте в качестве запала сработала смесь перманганата калия и глицерина. Из-за реакции этой смеси начало выделяться тепло, которое и привело к возгоранию дихромата аммония.

Извержение горящего вулкана — потрясающий химический опыт ! Интереснее эксперимента мы, наверное, еще и не проводили!

Как ребенку доступно и интересно рассказать о том, что такое вулкан? Можно, конечно, вооружиться книжками с картинками вулкана в разрезе и пытаться объяснить на словах, как магма выбрасывается наружу. А можно и самим сделать вулкан в домашних условиях. Вы не только удовлетворите любопытство юного исследователя, но и пробудите интерес к различным наукам: географии, химии и геологии.

Сделать вулкан в домашних условиях очень легко. Простые продукты, которые можно найти дома, и нехитрые моющие средства позволяют создавать красивые эффекты. Рекомендуется проводить подобные опыты с детьми шести-семи лет: в этом возрасте они лучше смогут понять суть происходящего действия. Хотя такое эффектное зрелище будет интересно и малышу, и взрослому.

Цель эксперимента - сформировать у детей элементарное представление о природном явлении «вулкан», наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации).

Задачи :

  • объяснить, как устроены вулканы и какую опасность они представляют;
  • рассказать, что такое кислотно-щелочная среда;
  • вызвать у ребенка исследовательский интерес;
  • развить навыки самообучения;
  • рассказать детям о существовании кислотно-щелочной среды.

Материалы и инструменты :

  • колба или бутылка;
  • картон для изготовления «горы»;
  • пластилин, чтобы придать вулкану форму;
  • вода;
  • сода;
  • лимонная кислота;
  • пищевой краситель или гуашь оранжевого или красного цвета;
  • средство для мытья посуды;
  • емкость для смешивания ингредиентов и ложка;
  • степлер;
  • пластиковый контейнер;
  • мелкие фигурки (разные виды животных, деревья, камни).

Ход опыта

1. Делаем вулкан.

Для начала нужно найти подходящую емкость. Можно использовать как колбу, так и небольшую бутылку из-под сока или йогурта. Чтобы придать бутылке вид горы, делаем заготовку из картона. Вырезаем круг, делаем один разрез по радиусу. Складываем круг в конус и прочно фиксируем степлером. Обрезаем верх конуса.

Внутрь фигуры вставляем нашу емкость - получился каркас вулкана. С помощью пластилина нужно придать вулкану форму: обмазываем картон пластилином, делаем «кратер», маскируя горлышко емкости.


Заготовку вулкана размещаем в пластиковом контейнере (или в тазу). Создаем антураж с помощью разных видов животных (динозавров, зверей), деревьев, камней. Насыпаем камни к подножию вулкана, расставляем деревья, расставляем животных.

2. Готовим 2 раствора «лавы»

Первый раствор: набираем в емкость воды на 2/3, добавляем пищевой краситель (или гуашь), несколько капель средства для мытья посуды (чтобы было много пены) и 5 столовых ложек соды.

Второй раствор: разводим лимонную кислоту (рекомендуемое соотношение - 5 столовых ложек на 1,5 стакана воды).

3. Запускаем «извержение»

Тщательно перемешайте смесь в емкости вулкана. Медленно вливайте в жерло раствор лимонной кислоты.

Наблюдайте за происходящим волшебством: спящий вулкан просыпается и превращается в огнедышащую гору!

Результат опыта

Из жерла вулкана извергается пена огненно-красного цвета.


Извержение вулкана (без красителя)

Научное объяснение

Вулкан извергается в результате взаимодействия двух веществ - соды и лимонной кислоты. В химии этот процесс называется реакцией нейтрализации. Кислота и щелочь (сода) нейтрализуют друг друга, выделяя углекислый газ. СО₂ вспенивает залитую в жерло смесь и заставляет массу переливаться через края кратера. Средство для мытья посуды заставляет «лаву» сильнее пузыриться. Рекомендуем провести еще один опыт с вулканом, но уже со светящейся лавой.

22 сентября 2010, 13:42 Простите, совсем уж опопсели – что тут лайвсайнсного? Прям как у мозголомов на дискавери

Вроде ж достаточно много интересных идей предложено в соседнем разделе.

Еще б колу с ментосом смешали

  • Тогда уксус+сода не подойдет, т. к. получаем расширение за счет газа, а в итоге пену.

    Чтобы это обойти, мне представляется 3 варианта:

    1. Использовать другое вещество, сильно расширяющееся без создания газа (не знаю такового).

    2. Использовать нехимическую силу для извержения. К примеру, сообщающиеся сосуды, один поднимаем, из другого извергается. Или велонасосом накачивать давление (вместо соды/уксуса в аппарат из п. 3, горлышко заменить на ниппель)

    3. Либо же оставить газ, но смесь расслоить (но тогда нужен нетривиальный аппарат для вулкана), например налить сгущенки, окунуть в нее соломинку, а сверху запустить реакцию.

    Например на такой установке:
    http://img638.imageshack.us/img638/3518/volcano.gif
    где:
    1 – сгущенка
    2 – сода
    3 – горлышко для заливки уксуса (герметично закрывающееся)
    4 – соломинка, из которой будет извержение (края соломинки с горлышком вулкана тоже нужно герметизировать).

  • 22 сентября 2010, 23:35
    Кстати... для реабилитации научности статьи, приведу реакцию взаимодействия, на которой основан опыт:

    Уксус (уксусная кислота): CH 3 COOH
    Сода (карбонат натрия): Na 2 CO 3

    При смешивании получаем:
    Na 2 CO 3 + 2 CH 3 COOH =
    2 CH 3 COONa + H 2 CO 3

    CH 3 COONa – ацетат натрия (натриевая соль уксусной кислоты)

    H 2 CO 3 – угольная кислота. Которая быстро распадается на CO 2 (углекислый газ) + H 2 O (вода)

    Углекислый газ гораздо больше в объеме, чем исходные вещества. За счет него и идет расширение с выбросом "через край".

  • 23 сентября 2010, 17:57
    Попробую сам дать ответ на домашнее задание (на уровне гипотезы, правда):

    Известно, что свежезамешанное тесто хорошо "поднимается", пока стоит в тепле. Механизм заключается в образовании пузырьков углекислого газа по всему объему теста. Так как они не имеют возможности выйти наружу, то и приводят к разбуханию теста.

    Теперь делаем следующее: готовим полужидкое тесто в холодном состоянии, помещаем внутрь вулкана и начинаем активно подогревать. По идее, должно начаться сильное набухание с вытеканием настоящей полужидкой "лавы".

  • 28 сентября 2010, 00:19
    С тестом не выйдет.
    Нужно будет очень сильно нагреть, что приведет к получению головешки, т. к. газа там немного. А сильно ускорить газообразование нереально.

    Понадобится емкость побольше и чтонить плавучее настолько, чтобы оно было легче бурлящей воды (на ум приходит только пенопластовая крошка) но нужно будет поэкпериментировать с соотношением вода–пенопласт... да и пластичности лавы сложно будет добиться...

  • Роман 17 марта 2012, 15:04
    Вот тоже один из вулканов.
    Вулкан Лемери
    Французский химик, аптекарь и врач Никола Лемери (1645––1715) в свое время тоже наблюдал нечто похожее на вулкан, когда, смешав в железной чашке 2 г железных опилок и 2 г порошкообразной серы, дотронулся до нее раскаленной стеклянной палочкой. Через некоторое время из приготовленной смеси начали вылетать частицы черного цвета, а сама она, сильно увеличившись в объеме, так разогрелась, что начала светиться. Вулкан Лемери –– результат простой химической реакции взаимодействия железа и серы с образованием сульфида железа. Эта реакция протекает весьма энергично и сопровождается значительным тепловыделением.
  • Дети – удивительные экспериментаторы. Их любознательность не знает границ. И это замечательно! Родители должны не только поддерживать стремления ребенка узнать больше, но развивать это стремление, давать маленькому уму как можно больше пищи для размышлений, учить малыша мыслить и делать выводы.

    Эксперименты и опыты, проведенные вместе с ребенком, не только подарят ему яркие незабываемые впечатления. Именно эксперименты учат ребенка видеть мир по-особому, глазами исследователя, ставить вопросы и находить ответы на них. И совсем необязательно для проведения опытов покупать дорогие наборы «Юный химик». Можно использовать то, что есть в каждом доме. Например, обыкновенный пищевой уксус и соду.

    Если малыш никогда не видел реакцию пищевой соды и уксуса, обязательно покажите ему это привычное для вас, но удивительное для него явление. Этот процесс называется реакцией нейтрализации. Суть ее в том, что кислота (уксус) и щелочь (сода) нейтрализуют друг друга, выделяя углекислый газ.

    Ребенку постарше можно рассказать, что углекислый газ постоянно присутствует в воздухе. Именно его мы выдыхаем. Растения же перерабатывают углекислый газ в кислород, который мы вдыхаем.

    Углекислый газ мы встречаем и в газированной воде: он делает воду колючей.
    Выделение углекислого газа можно подтвердить следующим опытом.

    Для проведения опыта нужны:

    • Небольшой воздушный шарик, который легко надувается: его нужно надуть и сдуть до проведения опыта;
    • Сода – 2 чайные ложки;
    • Уксус – 1\4 стакана;
    • Вода – 3 столовые ложки;
    • Стеклянная бутылка;
    • Скотч.

    Соду растворите в воде, и влейте смесь в стеклянную бутылку. Шарик и скотч держите под рукой. Влейте в бутылку уксус и быстро наденьте на горлышко бутылки шарик. Крепко закрепите шарик скотчем, чтобы его не сорвало. Вы увидите, как углекислый газ начнет наполнять воздушный шарик.

    Детский опыт с уксусом и яичной скорлупой

    Интересный эксперимент можно провести, имея под рукой уксус и сырое яйцо. Особенно полезен он будет тем малышам, которые не видят ценности в утренних процедурах и не желают по утрам .
    Возьмите куриное яйцо и положите его в банку. Залейте яйцо уксусом, закройте крышкой и оставьте на 4-5 дней. После положенного срока аккуратно вытащите яйцо, обмойте и дайте в руки ребенку. Скорлупа яйца стала мягкой – кислота растворила кальций, который обеспечивал твердость яичной скорлупе. При чем же тут нежелание чистить зубы? Дело в том, что во рту, где зубки не чистятся, образовывается такая же кислая среда, как и та, в которое мы поместили яйцо. И кальций, придающий крепость нашим зубкам, так точно, хоть и не так быстро, растворяется в ней. Поэтому, если хочешь иметь крепкие зубы, не забывай чистить их ежедневно!

    Детский опыт — вулкан из соды и уксуса:

    С помощью уксуса, соды и красителя можно показать малышу настоящее извержение вулкана. Вулкан, конечно, нужно изготовить, но для мамы это нетрудно.

    Берем куски старого пластилина, бывшего в употреблении (можно и новый взять, если не жалко), делим пластилин на две части. Из одной делаем дно вулкана: оно должно быть достаточной толщины. Это можно поручить ребенку.

    Из второй половины лепим полый конус, верхнее отверстие которого будет жерлом вулкана. Соединяем крепко обе части, чтобы внутреннее пространство было герметичным.

    Помещаем наш вулкан на поддон, поднос или большую тарелку.

    Засыпаем в столовую ложку соды и краситель. Если красителя нет, можно использовать сок красного бурака, правда, лава будет не такая яркая.

    Заливаем в жерло чайную ложку жидкости для мытья посуды. Вулкан готов начать извержение. 1\4 стакана уксуса заливаем в его жерло и вулкан проснулся!

    Вот такой у нас получился простой, но интересный вулкан из соды и уксуса.

    Скорее всего не ошибусь, если скажу, что опыт «Вулкан» из соды и уксуса, — один из самых зрелищных и любимых опытов у малышей. Повторять его дети могут бесконечно. Но делать его каждый раз по одному и тому же шаблону не хочется. Как оказалось, с одними и теми же ингредиентами — содой, уксусом (лимонной кислотой) и водой — можно придумать довольно много вариантов известного опыта. О них вам и расскажем.

    Необходимые ингредиенты

    На всякий случай напомню ингредиенты, которые понадобятся для проведения опыта «Вулкан»:

    • сода,
    • уксус, уксусная кислота или лимонная кислота,
    • вода.

    Соотношение ингредиентов:

    • 100 мл воды, 1 чайная ложка уксуса, 1 чайная ложка соды;
    • 1 стакан воды, 2 чайные ложки соды, 1 чайная ложка лимонной кислоты.

    Я чаще использую лимонную кислоту, так как у нее нет запаха, и проводить опыт с ней намного комфортнее и безопаснее.

    Есть несколько секретов, как можно внести разнообразие в протекание реакции:

    • Чтобы опыт протекал более бурно, вместо воды можно использовать газированную воду.
    • Чтобы немного отложить начало реакции, не смешивайте непосредственно воду и лимонную кислоту. Предварительно растворите лимонную кислоту или уксус в воде, а соду предварительно заверните в бумажную салфетку или бумажное полотенце.
    • Реакция будет более эффектной, если в добавить к ингредиентам краситель (можно использовать гуашь, но больше подходят сухие пищевые красители для пасхальных яиц или жидкие красители для самодельного мыла).
    • Для более густой и устойчивой пены добавьте в вулкан капельку моющего средства.
    • Также реакция будет интереснее, если в смесь для вулкана добавить блестки или мелкие пайетки. Выходящая из вулкана пена будет вытаскивать и пайетки. Таким же образом выходящая из настоящего вулкана лава выносит на поверхность земли камни из глубоких недр.

    Хотя опыт «Вулкан» — это каждый раз одни и те же ингредиенты, хотя и в разных емкостях, в каждом случае есть о чем подумать. Вопросы, которые вы можете задать малышу или поразмышлять над ними вместе, я выделила в блоки «Над чем подумать».

    Классический вулкан — почти как настоящий

    Самый простой вариант — слепить вулкан из пластилина или соленого теста. Использовать новый пластилин совсем необязательно, вполне подойдет пластилин, который использовался ранее, а сейчас превратился в серую массу. В вулкан, который вы видите на фотографии ниже, мы добавляли звездочки-пайетки. Чтобы их вынесло на поверхность, нам пришлось несколько раз будить вулкан, каждый раз увеличивая количество ингредиентов. В итоге все получилось с 3 чайными ложками соды и 1,5 чайными ложками лимонной кислоты. И еще совет: пайетки лучше насыпать самыми последними. А если они у вас под реагентами, после добавления воды быстро помешайте в жерле вулкана деревянной палочкой.

    Еще один вариант — стеклянная или пластиковая бутылка с высоким узким горлышком (мне больше нравится стеклянная, так как она более устойчивая). Очень интересно наблюдать как пена поднимается по узкому горлышку изнутри вверх, а потом стекает по стенкам вулкана.

    Внимательно осмотрев свою кухню, мы заметили, что на вулкан очень похожа воронка. Нижнюю часть воронки нужно в несколько слоев закрыть пищевой пленкой. Сверху воронку можно закрыть и слоем фольги. И, чтобы избежать неожиданностей, закрытую пленкой воронку лучше поставить на поднос.

    Над чем подумать. Если вы не пожалеете ингредиентов, и реакция у вас получится бурной, вулкан у вас получится плюющимся. Обсудите с малышом, почему? Что заставляет вулкан в воронке плеваться?

    Ответ. Горлышко у воронки узкое, углекислый газ выделяется бурно и в больших количествах. Торопясь выйти из воронки, углекислый газ захватывает с собой и воду.

    Если воронки под рукой не оказалось, вместо нее можно использовать верх от пластиковой бутылки: отрезаем верхнюю часть пластиковой бутылки (отрезанная часть может быть 7-10 см высотой), низ в несколько слоев закрываем пищевой пленкой или фольгой. Вулкан готов — можно делать начинку.

    Вулкан в стакане, или как заставить воду закипеть без тепла

    Если лепить вулкан не хочется, а под рукой нет ни воронки, ни пластиковой бутылки, можно сделать вулкан в обычном стакане или баночке и интересно это обыграть. Например, сказать малышу, что вы можете заставить воду закипеть без использования электрочайника или плиты.

    Растворите 2 чайные ложки соды в 1 стакане воды (стакан должен быть налит не доверху, иначе ваш вулкан выйдет из берегов). Высыпьте в стакан 1 чайную ложку лимонной кислоты. Вода в стакане «закипит» — забурлит. Предложите малышу потрогать стакан. Горячий ли он? Горячая ли в нем жидкость?

    Вместо содовой воды в этом опыте можно сделать раствор уксуса или лимонной кислоты (на 0,5 л воды — 2,5 чайные ложки лимонной кислоты или уксуса). Тогда в стакан вы будете добавлять не лимонную кислоту или уксус, а соду.

    Над чем подумать 1. Теперь в другой стакан налейте воду, добавьте 1 чайную ложку лимонной кислоты. Ничего не произойдет. Пусть малыш выскажет свои предположения, почему так происходит, в чем состоит волшебство воды в первом стакане.

    Добавьте во второй стакан 2 чайные ложки соды, теперь вода «закипит» и в этом стакане. Обсудите с малышом, что происходит, какая реакция заставляет воду «кипеть».

    Ответ. Встречаясь в воде сода и лимонная кислота взаимодействуют. При этом выделяется углекислый газ. Так как газ легче воды, пузырьки газа поднимаются на поверхность воды. Здесь они лопаются, тем самым заставляя воду «кипеть».

    Если перед тем как опускать в стаканы с содовой водой и обыкновенной, ложку с лимонной кислотой, вы о отольете немного жидкости из каждого стакана, у у пас появится еще один способ показать, что жидкости в стаканах разные — добавить в них красный чай. В стакане с обычной водой чай станет чуть бледнее, а в стакане с содовой водой — посинеет.

    Над чем подумать 2. Смешайте в чашке соду и лимонную кислоту. Понаблюдайте, происходит что-нибудь? Ничего.

    Ответ. Для начала реакции между содой или лимонной кислотой необходимо наличие воды, или чтобы один из компонентов был в виде раствора.

    Над чем подумать 3. В два стакана налейте одинаковое количество раствора лимонной кислоты. В один стакан опустите ложку с собой целиком, а в другой стакан аккуратно высыпайте соду из ложки. В каком стакан вулкан получится более бурным?

    Ответ. Более бурным будет вулкан в том стакане, куда вы опускали ложку с содой целиком, так как в этом случае встречаются, соединяются и вступают в реакцию сразу большее число молекул.

    Также вы можете сравнить извержения вулканов на основе содовой и лимонной воды. При одном и том же количестве ингредиентов какой получится более бурным?

    Кипящее озеро

    Что мне особенно нравится в этом варианте: можно дать малышу две чайные ложки, емкости с содой и лимонной кислотой и на какое-то время дать свободу экспериментирования.

    Вам понадобится: миска с водой, лимонная кислота, сода, 2 чайные ложки и ложка побольше для размешивания. Пусть вода в миске будет озером. Покажите малышу, что, если добавить в озеро немного соды и лимонной кислоты, озеро закипит. Повторите, и пусть малыш попробует сам. И уверяю вас: пока емкости с содой и лимонной кислотой не опустеют, малыш будет занят, а вы успеете сделать кое-какие свои дела.

    На чем подумать. Попробуйте перемешать ваше озеро ложкой ли палочкой. Озеро будет кипеть сильнее или слабее?

    Ответ. Вулкан, который мешают, извергается сильнее, так как перемешивая воду в озере, мы помогаем молекулам соды и лимонной кислоты быстрее встречаться.

    На чем подумать. Добавляйте в воду лимонную кислоту и соду не одновременно, а друг за другом. Начнем с лимонной кислоты, потом добавим соду. Озеро закипит, и перестанет кипеть. Добавим еще немного соды — ничего не происходит. Что нужно добавить? Лимонную кислоту. Добавили. Озеро опять кипит. Перестало. Добавим еще лимонной кислоты. Ничего. Что нужно добавить? Соду. Добавили. Озеро опять кипит и т.д.

    Ответ. Встретиться и прореагировать могут только определенное количество соды и лимонной кислоты. Если в воде слишком много соды, после окончания извержения излишки ее осядут на дно. Если в воде слишком много лимонной кислоты, озеро в конце концов тоже уснет. Чтобы вновь «разбудить» озеро, нужно добавить то, чего не хватает.

    Бурная река

    Кипящее озеро у нас было. Почему бы не сотворить кипящую реку? Идеально для этой цели подойдет конструктор «Веселые горки» от Bauer или «Марбутопия». Это будет русло реки. Если такого конструктора у вас нет, можно разрезать вдоль или пластиковую или пенопластовую трубу. Установим русло нашей реки в тазу или ванне.

    Готовим смесь из соды и лимонной кислоты (соотношение 2:1) и кувшин или бутылку с водой. В смесь соды и лимонной кислоты или в воду можно добавить краситель. Высыпаем эту смесь в русло нашей реки, затем начинаем сверху выливать воду. Вода движется вниз, и река начинает бурлить.

    Если заранее закрыть отверстие ванны пробкой, внизу у вас получится цветное озеро. Пусть, например, синее. Сделайте следом красную реку, и ваше озеро станет фиолетовым.

    Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

    Бомбочки

    Бомбочки — это сделанные из соды и лимонной кислоты шарики, которые при попадании в воду начинают бурлить. Кроме

    • 4 столовых ложек соды,
    • 2 столовых ложек лимонной кислоты

    для изготовления бомбочек понадобятся

    • 1 чайная ложка масла (подсолнечного или оливкового),
    • вода в пульверизаторе.

    Можно добавить сухой или жидкий краситель.

    Хорошо перемешайте соду и лимонную кислоту, добавьте масло и перемешайте еще раз. Появятся хлопья. Попробуйте слепить бомбочки, если лепятся плохо — слегка сбрызните смесь водой из пульверизатора. Начнется реакция, но это не страшно. Главное — не переборщить с количеством воды, иначе будет идти активная реакция и бомбочки получатся у вас самовзрывающимися.

    Мы лепим бомбочки руками. Если вы хотите сделать большие бомбочки, для этой цели отлично подойдут снежколепы или прозрачные заготовки для создания елочных игрушек.

    Взрываются бомбочки из соды и лимонной кислоты в обычной воде.

    Кстати, эти бомбочки вполне можно использовать и для игр в ванной. А если добавить к ингредиентам морскую соль и капельку вашего любимого эфирного масла, можно устроить ванну с бомбочками не только малышу, но и себе любимой.

    Можно сделать бомбочки просто из соды с добавлением масла или обычной воды. Как вы понимаете, такие бомбочки будут взрываться только в воде, в которую добавлена лимонная кислота или уксус.

    На чем подумать. Слепите с малышом бомбочки из соды с добавлением масла или обычной воды. Поставьте перед малышом две емкости с водой, в одну из них заранее добавьте уксус или лимонную кислоту (на ту чашку, которая у нас, я добавляла 2 столовых ложки уксуса или 2 часных ложки лимонной кислоты).

    Бросьте бомбочки в две емкости сразу. Бобмочка взорвется только в одной из них. Спросите малыша, почему? Можно задать вопрос по-другому. Например, вот так: «Хотя жидкость в обеих чашках выглядит одинаково, на самом деле в чашки налита разные жидкости: в одной и них вода, в другой — раствор лимонной кислоты. Сможешь, не пробуя воду, определить, что налито в каждой чашке? Бомбочки тебе помогут.»

    ч

    Кстати, не спешите выливать воду, в которую босили содовую бомбочку. Содовы раствор пригодится вам при мытье посуды!

    Ледяные вулканы

    А вы знали, что на одном из спутников Сатурна, на одном из спутников Плутона и других объектах Солнечной системы были найдены ледяные вулканы? (Хотите узнать по ледяные вулканы и много чем другом — отправляйтесь вместе с нами в в .) Чтобы увидеть ледяные вулканы совсем необязательно лететь на космолете так далеко. Все можно сделать и дома.

    Заранее приготовьте содовый раствор и заморозьте его в небольших кубиках. Можно добавить краситель. Перед началом игры приготовьте лимонный раствор и шприц. На плоскую тарелку положите несколько содовых кубиков и поливайте их лимонной водой из шприца. Лед будет таять и шипением и пузырьками. Можно поступит наоборот: заморозить лимонную воду, а поливать водой из шприца.

    На чем подумать. Не раскрывайте перед малышом два главных секрета о том, из какой воды были сделаны кубики льда, и какой водой наполнен шприц. Если вы уже раньше играли с вулканами, ваш 5-летка наверняка догадается обо всем сам.

    Над чем подумать. Перед тем как замораживать содовую или лимонную воду добавьте в нее краситель. Очень хорошо, если у вас получатся кубики красного, желтого, синего, белого цветов. Выкладывая для малыша кубики льда на тарелочки, положите рядом желтый и красный, желтый и синий, красный и синий. Когда вулканы растопятся, обратите внимание малыша, лужицы какого цвета от них остались.

    Как видно по фотографиям, у нас были кубики из прозрачной, синей и красной содовой воды. Наблюдая за извержением вулкана, мы увидели розовый, желтый цвета и много зеленого цвета. Вот такие вот чудеса! да и только!

    Ледяной вулкан можно устроить и в стакане: налейте в стакан воду (не до самого верха, иначе вулкан у вас сразу выйдет из берегов), добавьте лимонную кислоту или уксус, бросьте в стакан кубик замороженной содовой воды. (Можно заморозить лимонную воду, а в стакане сделать содовую.) Извержение начнется сразу и будет продолжаться достаточно долго — пока не растает весь кубик содовой коды. Если сделать кубики содовой льда цветными, извержение ледяного вулкана станет наглядным. Не забудьте обратить внимание малыша на то, как по мере извержения ледяного вулкана меняется интенсивность окраса жидкости в стакане.

    Длительность извержения и наглядность — главные плюсы ледяного вулкана по сравнению с тем способом, когда мы просто добавляем соду в раствор лимонной кислоты, или наоборот.

    Больше опытов со льдом вы надйете в статье .

    Радужные вулканы

    Очень эффектно выглядят вулканы, когда их несколько, и они цветные. Такие вулканы удобно делать в емкостях одинакового размера. Наполняем их раствором уксуса или лимонной кислоты, добавляем сухой или жидкий краситель, капельку жидкого моющего средства для более густой и устойчивой пены, всыпаем соду и наблюдаем.