Охарактеризуйте специфические методы в физико-географических исследованиях (сравнительно-описательный, экспедиционный, литературно-картографический)

Сравнительно-описательный метод -- самый старый в физической географии. Он был и остается впредь не просто основным, но главным методом всей географической науки. Недооценка некоторыми учеными этого метода проистекает из поверхностных представлений о нем и о существе географии.

А. Гумбольдт (1959) писал, что сравнивать между собой отличительные особенности природы отдаленных стран и представить в кратких чертах результаты этих сравнений -- благодарная, хотя и трудная задача общего землеведения. Сравнение выполняет несколько функций: определяет ареал сходных явлений и предметов, разграничивает на первый взгляд близкие предметы и явления, делает через систему образов знакомым незнакомое.

Выражением сравнительно-описательного метода служат различного рода изолинии -- изотермы, изогипсы, изобары, изогиеты (количества осадков в единицу времени), изофены (линии одновременного наступления какого-либо сезонного явления). Без них невозможно представить ни одной отраслевой или комплексной научной дисциплины физико-географического цикла.

Наиболее полное и разностороннее применение сравнительно-описательный метод находит в страноведении, где требует просто-тоты и ясности изложения. Здесь, однако, этот метод долгое время ограничивался ответами на два вопроса: что, где?, тем самым давая обоснованный повод к тому, чтобы видеть в географии чисто хорологическую (от греч. choros -- место, пространство) науку. B настоящее время сравнительно-описательный метод должен включать ответы по крайней мере на пять вопросов: что, где, когда, в каком состоянии, в каких взаимосвязях? Когда означает время, исторический подход к изучаемому объекту; в каком состоянии-- современную динамику, тенденции развития объекта; в каких взаимосвязях -- воздействие объекта на ближайшее окружение и обратное влияние последнего на объект.

Приведем образец применения сравнительно-описательного метода-- описание влажного тропического леса Явы на высоте около 2000 м, принадлежащее А. Н. Краснову: «Издали такой лес не представляет ничего особенного. Это по внешности тот же широколиственный лес умеренной полосы. Достойно внимания то, что и здесь не видишь никогда тех пальмовых крон, которые рисуются при мысли о тропиках. Пальмы в ландшафте лесов фигурируют только в жаркой нижней зоне: выше мы видим только ротанги, аре-ки и им подобные ютящиеся в тени других дерев породы. Масса леса образована лиственными деревьями, и между ними, на фоне опушек, резко выделяются бело-серые стволы Liguidambar, этого характернейшего из деревьев девственных лесов Явы. Фон листвы лесов представляет или бесконечные варианты типа глянцеватого кожистого фикуса, или нежного перистого листа мимозы. Но зато очутившись под самою сенью леса, не только турист, но и самый опытный ботаник становится в положение деревенского мальчика, впервые попавшего в большой шумный столичный город. Не знаешь куда смотреть: внизу на земле, на уровне с головой, выше на стволах,-- везде масса растений, бесконечно разнообразных, одно причудливее другого. Деревья не образуют, как у нас, общего свода. Над кустами, едва превышающими человеческий рост, возвышаются полудеревья; их кроны скрыты за деревьями роста наших лип; их покрывают деревья еще более высокие, над которыми, как шатры, распростерты ветви исполинов, уже совершенно не видных через покровы этого четырехэтажного леса...

Понятно, что под четвертым сводом -- сырость и полумрак, как под сводами таинственного храма. Как громадные паникадила какого-нибудь собора висят над вашей головой, свесившись на тонких лианах или прикрепившись к стволу, как исполинские гнезда, цельнолистовые розетки папоротника Aspidium nidus avis. Растительность этого пояса леса не похожа на нашу. Здесь вы не найдете на земле цветов нежных и благоухающих или чарующих взор красотою венчика. Везде одна только зелень нежной тонкой ваи папоротника, то маленького и изящного, приютившегося к стволу дерева, то громадного, древовидного, способного своею из земли поднимающуюся ваею покрыть человека, то поднимающегося как у пальмы венец вай на высоком чешуйчатом стволе» К

Экспедиционный метод исследования называют полевым . Полевой материал, собранный в экспедициях, составляет хлеб географии, ее фундамент, опираясь на который только и может развиваться теория.

Экспедиции как метод сбора полевого материала берут начало с античных времен. Геродот в середине V в. до н. э. совершил многолетнее путешествие, давшее ему необходимый материал по истории и природе посещенных стран. В частности, без посещения Скифии-- причерноморских степей -- он не сумел бы сообщить много точных подробностей о ее природе -- равнинности, безлесии, суровости климата. 24 года (1271--1295) длилось путешествие итальянца Марко Поло в Китай.

Эпоха Великих географических открытий конца XI--XVII вв.-- это ряд самоотверженных полных лишений экспедиций в поисках новых земель, расшифровки белых пятен на географической карте (путешествия Колумба, Магеллана, Васко да Гамы и др.). В один ряд с ними следует поставить Великую Северную экспедицию в России (1733--1743). Она даже по современным меркам представляется грандиозным мероприятием, поражающим количеством участников, разнообразием и объемом поставленных задач. Во время Великой Северной экспедиции, известной еще под названием Второй Камчатской, была изучена природа Камчатки, открыт северо-запад Северной Америки, описано побережье Северного Ледовитого Океана от Карского моря до Восточно-Сибирского, нанесена на карту крайняя северная точка Азии -- мыс Челюскин.

Глубокий след в истории отечественной географии оставили Академические экспедиции 1768--1774 гг. Они были комплексными, в задачу их входило описание природы, населения и хозяйства огромной территории -- Европейской России, Урала, части Сибири. В составе экспедиции принимали участие П. С. Паллас, И. И. Лепехин, С. Гмелин и другие выдающиеся ученые.

1 Краснов А. Н. Под тропиками Азии. M., 1956. С. 52---53.

Преданность науке, мужество, способность видеть в природе главное, новое и взаимосвязанное, талант писателя-прозаика -- черты лучших представителей большой армии географов-путешественников. Научные отчеты Н. М. Пржевальского (1839--1888), исследователя Центральной Азии, Д. Ливингстона (1813--1873), первооткрывателя озер и рек Южной и Восточной Африки, полные трагизма последние дневниковые записи Роберта Скотта (1868-- 1912), замерзшего на обратном пути от Южного полюса, как и труды многих других путешественников, читаются на одном дыхании, никого не оставляя равнодушным.

о мере дифференциации географической науки экспедиции становились более специализированными, с ограниченным кругом задач. При этом часть вопросов, решавшихся ранее географами, отошли к геологии, биологии, геофизике. Тем не менее многие экспедиции советского периода, будучи междисциплинарными по составу участников, включавших геологов, климатологов, гидрологов, ботаников, зоологов, были по существу комплексными географическими. Таковы экспедиции Совета по изучению производительных сил (СОПС), находящегося до 1960 г. при Президиуме АН СССР. В комплексных экспедициях СОПСа по изучению Кольского полуострова, Каракумов, Башкирии, Якутии, Тувы и других районов принимали участие многие институты Академии Наук.

У части исследователей возникло сомнение в возможности проведения в поле комплексных географических исследований одним лицом. Их выполнение под силу якобы только целому коллективу узких специалистов, а на долю географа остается роль организатора работ, ответственного за синтез собранного другими материала. Не отрицая за географом подобной организаторской функции в тех случаях, когда это возможно, обратим внимание на другое -- физи-ко-географ может и обязан вести, подобно другим узким специалистам, собственные полевые исследования, причем такие, которые не может выполнить за него никто иной. Выявление, картирование, анализ межкомпонентных связей ландшафтных комплексов -- круг задач, решаемых физико-географами в полевых условиях. Выполнить эти задачи может лишь специалист с серьезной и широкой подготовкой. Но не следует при этом и преувеличивать трудности, не думать, что ландшафтовед в одном лице обязан совмещать геолога, климатолога, ботаника, зоолога, гидролога, почвоведа. Он должен оставаться специалистом сравнительно узкого профиля, владеющего методикой изучения природно-территориальных комплексов.

Современные географические экспедиции, с участием узких ланд-шафтоведов или без них, имеют междисциплинарный состав с тенденцией, не всегда реализованной, к комплексности. Особый интерес представляют корабли науки, бороздящие Океан под флагами разных стран. Это даже не лаборатории, а целевые научные институты, оснащенные самой совершенной аппаратурой по изучению водного и воздушного океанов. Судно «Академик Мстислав Келдыш», один из советских кораблей науки, обладает автономностью плавания около 20 тыс. миль.

В Центральной Арктике, на многолетних льдах, непрерывно дрейфуют, сменяя одна другую, научные станции «Северный Полюс». Начало им было положено в 1937--1938 гг. дрейфом отважной четверки, вошедшей в историю под названием папанинцев (И. Д. Папанин, Э. Т. Кренкель, Е. К. Федоров, П. П. Ширшов).

В послевоенные годы происходит активное научное наступление на материк Антарктида. Окраина ледяного материка покрывается сетью научных станций СССР, США, Великобритании, Австрии, Франции, Японии, Новой Зеландии, Австралии, Аргентины, Чили, ЮАР. Из шести действующих (1986) в Антарктиде советских станций в наиболее экстремальных условиях находится «Восток». Она расположена в Восточной Антарктиде на высоком ледниковом плато (3488 м) в районе магнитного и земного полюса холода.

Будучи междисциплинарными, с высоким удельным весом геофизиков, геологов, биологов и других специалистов, морские, арктические и антарктические экспедиции вносят неоценимый вклад в познание строения и динамики географической оболочки и ее ландшафтной сферы. Приходится признать, однако, что географический синтез не всегда успевает за новыми фактами и открытиями, полученными в ходе экспедиций смежными с географией подразделениями науки.

Разновидностью экспедиционного (полевого) метода являются физико-географические стационары. Инициатива создания их принадлежит А. А. Григорьеву. Первый стационар -- Тянь-Шанская высокогорная станция -- была открыта Институтом географии АН СССР в 1945 г. Стационаров до сих пор немного. Устоявшихся программ физико-географических стационаров не выработано. Первоначально они ограничивались изучением геофизики ландшафта (радиационный, тепловой, водный балансы), позднее с включением в программу биотического компонента -- потеряли качественную грань, отделяющую их от биогеоценологических стационаров.

Полезность физико-географических стационаров в развитии географической теории бесспорна, но пока результаты этих исследований не выходят на практику и ожидать в ближайшее время развития широкой сети их, аналогичной, скажем, сети стоковых станций, нет оснований.

Полевые исследования физико-географа не исчерпываются экспедициями и стационарами. При решении частных, особенно краеведческих, вопросов (составление географического очерка района, выбор мест для размещения прудов, лесопосадок и т. п.) возникает необходимость в полевых экскурсиях для сбора недостающего материала. Научные экскурсии -- мини-экспедиции -- распространенный вид полевых географических исследований в высшей школе. Здесь они тесно связаны с учебными географическими экскурсиями и учебной полевой практикой студентов-географов. Методика полевой физико-географической практики и общие вопросы методики комплексных физико-географических исследований отражены в ряде учебных пособий и руководств (В. К. Жучкова, 1977; А. Г. Исаченко, 1980; Комплексная географическая практика в Подмосковье, 1980 и др.).

Литературно-картографический метод в отличие от экспедиционного и полевого методов является кабинетным. Этот метод имеет два аспекта. Первый -- подготовительный, камеральный этап в подготовке к экспедиции. Предварительное литературно-картографическое ознакомление с природой района составляет необходимое условие любых полевых исследований, но при ландшафтных значение его особенно велико. Ландшафтовед по любому району, подлежащему полевому исследованию, находит большое -количество литературно-картографического материала, посвященного отдельным компонентам ландшафта, и анализ его требует больших усилий и хорошей подготовки. Камеральное литературно-картографическое изучение природы района не только поможет выявлению в поле ландшафтных комплексов, но и выявит возможные пробелы в изучении компонентов ландшафта, которые исследователь обязан восполнить или лично сам, или путем приглашения соответствующих специалистов (геоботаника, почвоведа, геолога и т. п.).

Второй аспект -- литературно-картографический метод как основной, начало и конец познания географического объекта. Именно таким путем создается большинство страноведческих работ. Авторы страноведческих монографий могут быть лично знакомы с описываемой территорией, но и при этом условии в основе их труда, за редкими исключениями, лежит анализ имеющегося литературно-картографического материала.

Литературно-картографический метод не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Чтобы пользоваться им, надо уметь читать отраслевую литературу, специальные карты и атласы. B них масса разнообразных сведений, разобраться в которых и отделить главное от второстепенного можно лишь овладев всей суммой информативного материала. Наиболее концентрированный вид географической информации представляют атласы, а среди них такие этапные для картографии труды, как Большой советский атлас мира (т. I, 1937), трехтомный Морской атлас и Физико-географический атлас мира (1964). Предисловие к последнему Атласу начинается словами: «Лежащий перед Вами Физико-географический атлас мира предназначен дать возможно более полную и точную картину природы мира, основанную на новейших географических материалах и современной теории наук о Земле». И это не преувеличение, на сотнях специальных карт Атласа нарисована картина физической географии Мира, которую трудно было бы развернуть на страницах многотомной серии монографий.

Арендный блок

Дескриптивный (описательный) метод

Этот метод представляет собой совокупность приемов и процедур инвентаризации, классификации и интерпретации исследуемых языков и явлений в синхронии.

Целью данного метода является точное и полное описание языковых единиц, а основные задачи состоят в: I) планомерном установлении и систематизации единиц языка; 2) объяснении особенностей их строения и функционирования на каком-либо синхронном этапе развития языка; 3) фиксации данных с помощью принятой системы терминов и обозначений. В отличие от сравнительно-исторического метода. который обращается к прошлому языка, описательный метод используется. как правило, при изучении его современного состояния.

Описательный метод реализуется в такой последовательности 1) инвентаризация (выделение соответствующих анализируемых языковых единиц, представление их полного списка); 2) членение выделенных единиц (сегментация); 3) классификация выделенных единиц (таксономия); 4) выявление признаков групп таксономии (интерпретация). Основными приемами данного метода являются внешняя и внутренняя интерпретация. Внутренняя интерпретация предусматривает классификацию исследуемых единиц по определенным параметрам, а внешняя демонстрирует связи данной языковой единицы с другими языковыми единицами (межуровневая интерпретация) и внеязыковыми явлениями (с реалиями, категориями сознания и др.).

Существуют разные виды описания языка:

I) таксономическое описание - это своею рода классификация, которая предполагает установление классов языковых единиц и связей, существующих между ними; при этом языковые единицы определяются посредством систематизации необходимых и достаточных признаков, покрывающей все объекты, входящие в данный класс, и исключающей все объекты, в данный класс не входящие; такой тип описания базируется на положении о том. что язык состоит из иерархически упорядоченных языковых единиц, каждая из которых обладает уникальным набором признаков и образует особый класс, соотносимый со множеством наблюдаемых фактов;

2) Динамическое описание, к которому предъявляется требование описывать все правила, порождающие правильные языковые выражения. Такой тип описания опирается на тезис о том, что язык – это не просто совокупность языковых единиц, но и некоторый механизм, создающий последовательности этих единиц, соответствующих наблюдаемым языковым фактам.

3) объяснительное описание, которое может быть внутриязыковым, представляющим собой обращение к системным или историческим факторам (в частности, объяснения через аналогию или процессы языковых контактов), ареальным или генетическим связям исследуемого языка, топологическим закономерностям, и внеязыковым (например, обращения к когнитивным структурам и механизмам, устройству внеязыковой действительности, к социальным, психическим, культурным факторам).

Каждый вид описания предполагает адекватность описанию объекта: таксономические и динамические описания отвечают на вопрос, как устроен язык, объяснительные описания призваны ответить, почему язык устроен именно таким образом.

Описательный метод широко используется н лингвистических исследованиях. вследствие чего создаются описательные (академические. школьные) грамматики разных языков, а также нормативные (толковые, орфографические, орфоэпические, морфемные, синонимические и др.) словари.

Дескриптивизм — направление американской лингвистики 1920—-1950-х годов. Основоположником дескриптивизма и его главным теоретиком считается Л. Блумфилд.

На формирование концепции дескриптивизма в решающей степени повлияла исследовательская практика ученых США, занимавшихся изучением языков и культур американских индейцев. Эти языки могли описываться лишь синхронно, у исследователей не было никаких данных об их истории; большие трудности вызывало членение текстов на слова, непонятными оказывались многие грамматические и лексические значения, исследователь не мог ввиду большой разницы культур свободно овладеть изучаемым языком и должен был постоянно обращаться с вопросами к его носителю-информанту. Более того, то, что удавалось узнать об этих языках, плохо сочеталось с привычными представлениями о том, как отображается мир в языке, в результате чего казавшиеся естественными и поэтому единственно возможными европоцентрические семантические модели, казалось, утрачивали свой универсальный статус.

Центральным методом дескриптивной лингвистики стало изучение дистрибуции (распределения) языковых единиц; в то же время дескриптивисты стремились не обращаться к их смыслу.

Другие названия этой школы:

  • Американский структурализм
  • Американская школа структурной лингвистики
  • Дескриптивная лингвистика

Описательный метод - один из наиболее древних и широко распространенных в любой научной дисциплине, которая изучает какие-либо факты, предметы, явления. К тому же он служит основанием для последующего применения в той или иной научной дисциплине других методов, ибо, прежде чем применить их, надо описать основные свойства рассматриваемого предмета. Описательный метод часто используется также и параллельно с другими методами исследования или вместе с ними.

Основными компонентами описательного метода являются наблюдение, обобщение, интерпретация и классификация. Суть наблюдения сводится к умению выделять из множества свойств исследуемого объекта наиболее существенные и важные, с помощью которых можно, с одной стороны, охарактеризовать предмет, а с другой, отличить его от остальных предметов. В умении наблюдать и отличать типичные свойства предмета проявляются способности, опыт и мастерство исследователя. Обобщение фактов и вскрытие в повторяющихся явлениях определенных закономерностей, правил - главная особенность описательного метода. Иллюстрацией этой особенности могут служить многочисленные сформулированные и представленные в соответствующей научной и учебной литературе правила, определения, касающиеся конкретных языковых явлений. Интерпретация результатов составляет неотъемлемую часть научного описания любого фактического материала. Во всякой работе важно не только зарегистрировать факт, но и объяснить его, определить его место в системе других фактов. При обсуждении и изложении сложных дискуссионных вопросов вполне возможны разные интерпретации одного и того же факта, что зависит часто от различных теоретических концепций специалистов, их знаний, личного опыта. Классификация материала может служить как исходным этапом описания материала, так и его конечным результатом. В первом случае классификация базируется или на очевидных основаниях, по которым распределяются исследуемые факты, или на устоявшихся в науке традициях. Во втором случае исследователь выдвигает, как правило, новые принципы классификации, в результате чего общепринятый или широко распространенный способ классификации материала существенно трансформируется, дополняется или изменяется. Так, в современном русском языке грамматическая классификация слов, основанная на морфологических и синтаксических признаках и с учетом общего значения, представляется некоторыми учеными, в частности Виноградовым В.В в виде схемы. Фактически такая классификация сейчас повторяется почти во всех грамматических описаниях русского языка. Но такой подход к грамматической систематизации слов не является единственно возможным. Некоторые языковеды предлагают более эластичную классификацию, в которой слова распределяются не по жестким рубрикам, а по своеобразной грамматической шкале в зависимости от количества имеющихся в значениях слов определенной совокупности различных признаков (Супрун 1971).



По своей природе описательный метод синхроничен, ибо обычно описание осуществляется или по отношению к состоянию фактов в определенный период времени или безотносительно к нему. Если факты описываются во времени, то описательный метод превращается в исторический. Описательный метод до сих пор служит одним из основных приемов анализа семантических явлений языка в учебной и научной литературе. Значения лексических и фразеологических единиц в национальных словарях также толкуются вербальным путем, с помощью словесных определений, синонимов, гипонимов, антонимов. Однако в то время как в словарях приводится краткое, афористичное определение семантики слова, в научной и учебной литературе оно может описываться довольно подробно и пространно, например, Л. В. Щерба толкует значение слова игла на трех страницах.

Значение лексической единицы в толковых словарях рассматривается обычно как единое целое без четкого выделения отдельных аспектов, но имплицитно указание на различные аспекты языкового значения содержится как в приемах описания значений, так и в содержании и иллюстрациях словарных статей.

Парадигматический аспект значения слова представлен синонимами, антонимами, гипонимами, словами той же тематической группы, в которую входит определяемая лексема. Синтагматический аспект значения реализуется в виде типичных словосочетаний, содержащихся в словарной статье, озаглавленной толкуемой лексемой. Прагматический аспект значения раскрывается в цитатах из классических произведений наиболее выдающихся представителей данного языка. Достаточно четко проводится различие между многозначными и омонимичными словами, хотя и неодинаково в разных словарях. В лексикографических источниках раскрываются и описываются также денотативный и сигнификативный аспекты значения с упором на денотат при толковании конкретных слов и на сигнификат - при определении значений абстрактных лексем.

Описание семантики таких единиц языка, как морфема или предложение, осуществляется в учебной или научной литературе, причем значение некорневых морфем описывается в подробных грамматиках, а значение корневых морфем и предложений обычно толкуется выборочно для иллюстрации какого-либо семантического явления или процесса. Значение предложения может описываться с разных сторон: раскрытие содержания выражаемой им мысли, логико-грамматический анализ, актуальное членение и др. При преподавании языков, а также в учебной и научной литературе, в некоторых словарях для толкования значений слов могут использоваться и невербальные средства. Такими средствами в процессе преподавания языка служат указание на предмет, обозначенный, тем словом, значение которого предполагается раскрыть, или, если слово является глаголом, демонстрация действия, выраженного им. В словарях типа Ларус или лингвострановедческих для семантизации конкретных слов используются рисунки, фотографии. Знакомство с денотатами и рисунками довольно широко применяется при преподавании и изучении иностранных языков как одно из эффективных средств раскрытия значений "соответствующих языковых единиц, поскольку при словесном переводе с одного языка на другой часть информации может теряться в связи с неодинаковым объемом значений слов в разных языках.

Все же решающая роль при описании значений языковых единиц принадлежит лингвистическим средствам, поскольку с помощью наглядных приемов можно раскрывать значения лишь относительно небольшого количества конкретных слов: большинство слов, а также отдельные значения полисемнчных лексем связаны с различными абстрактными понятиями. Одним из лингвистических способов описания значений служит использование примеров типичного употребления данной языковой единицы. Ценность таких примеров для раскрытия значений заключается в том, что рассматриваемая языковая единица подастся вместе с лингвистическим контекстом, который в свою очередь связан с внешней ситуацией использования слова. Знание и демонстрация разнообразных примеров употребления языковой единицы свидетельствует, как правило, о глубоком понимании говорящим ее значения, поскольку употребление и значение слова взаимодействуют и взаимосвязаны друг с другом самым тесным образом (см., однако, о несоответствии значения и употребления:

Хотя количество конкретных ситуаций употребления той или иной языковой единицы практически не поддается исчислению, они тем не менее могут подвергаться обобщению в обозримое число типичных ситуаций, которые допускают свое описание одновременно с предметами, включенными в них. Описание семантики языковых единиц вместе с ситуациями их употребления вместе с контекстом служат, пожалуй, основным средством выделения и раскрытия нужного значения единицы. При полисемии языковой единицы примеры ее употребления вместе с контекстом служат, пожалуй, основным средством выделения и раскрытия нужного значения этой единицы. Разнообразные и хорошо подобранные из литературных источников примеры употребления языковой единицы свидетельствуют не только о разносторонней эрудиции того, кто объясняет ее значение, но и о глубоком знании предмета или понятия, связанных с толкуемым словом или другой языковой единицей. Представление значения с помощью описательных средств служит не просто актом его портретирования, но и предполагает проникновение в его сущность, что демонстрируется показом различных сторон плана содержания с помощью всевозможных толкований, определений, примеров. Вербальное определение значений без примеров употребления может быть научным и бытовым (житейским). В первом случае требуются глубокие специальные знания о предмете, обозначенном рассматриваемым словом, во втором достаточно наиболее общих сведений об этом предмете. Так, по мнению Л. В. Щербы, для научного определения значения слова золотник необходимы специальные знания об устройстве, назначении и функции этой технической детали. Для неспециалиста, рядового носителя языка, подобные знания о каждой технической детали явно избыточны, поскольку требуют значительных умственных усилий для их запоминания, а главное, не связаны с его работой и повседневным бытом. Поэтому для общего словаря вполне достаточно, считает ученый, определить слово золотник как одну из частей паровой машины. "Прямая (линия),- пишет Л. В. Щерба,- определяется в геометрии как кратчайшее расстояние между двумя точками. Но в литературном языке это, очевидно, не так. Я думаю, что прямой мы называем, в быту линию, которая не уклоняется ни вправо, ни влево (а также ни вверх, ни вниз). В ботанике разные растения определяются по установленной системе (то же относится и к зоологии, и к минералогии, и к другим отделам природы). В быту, а следовательно и в литературном языке, они определяются совершенно иначе, и зачастую очень трудно отыскать те признаки, которые заставляют нас узнать то или другое растение".

Научное определение используется обычно в специальной литературе, а также в терминологических словарях и справочниках, а бытовое - в обычных словарях, учебной литературе, в повседневной жизни. Как правило, научные определения предполагают бытовые знания, т. е. для специалиста представляется само собой разумеющимся, что, например, золотник - часть паровой машины, драцена - вид дерева, сеттер - порода собак и т. д., тогда как бытовое определение значения обычно не связано с научным и не всегда зависит от него. Иначе говоря, связь между этими видами определений скорее односторонняя, чем взаимная. Наиболее распространенным и типичным способом раскрытия значений служит определение слов, обозначающих видовые понятия, через слова, обозначающие родовые понятия.

Для первоначального знакомства со значением слова подобного определения вполне достаточно, поскольку родовые понятия чаще всего известны носителям языка. Однако определение видового понятия через родовое не является единственно возможным и универсальным средством вербального раскрытия значений. В толковых словарях, в частности, используются и другие способы толкования (описания) значений. Так, например, определяемое может толковаться как результат действия (след - знак, оставляемый на поверхности), как цель, для которой предназначен предмет (пугало - то, что ставится среди посевов для отпугивания птиц) и т. п. (Касарес 1958:175). Вербальное определение посредством синонимов хотя и представляется тавтологичным, но вполне понятно и во многих случаях "предпочтительнее абстрактных словесных толкований. Вербальное описание значений должно быть предельно точным и кратким, поскольку длинные определения отпугивают читателя или слушателя, т. е. тех, для кого эти определения предназначены.

Особенно существенной представляется при толковании значений их стилистическая характеристика. Действительно, денотативное значение слов очи и зенки одинаковое, но стилистические различия между этими синонимичными словами настолько существенны, что не позволяют использовать их одно вместо другого в одной и той же ситуации. Синонимы, определяемые часто как взаимозаменяемые слова, именно по стилистическим соображениям не допускают замены друг другом. О важности описания значении слов со стилистической точки зрения свидетельствует и тот факт, что в словарях толкуемые лексемы сопровождаются стилистическими пометами.

Описание значений путем их перевода с одного языка на другой естественнее всего применять при преподавании родного языка иностранцам, а также в тех случаях, когда слово заимствовано из чужого языка. Однако для более успешного изучения иностранного языка перевод желательно применять только на первых этапах знакомства с языком, а в последующем для раскрытия значений Иностранных слов и выражений целесообразнее использовать толковые словари изучаемого языка. Необходимо помнить, что точный перевод многих слов и выражений невозможен из-за неодинакового объема их значений в разных языках. К тому же регулярное использование перевода в процессе изучения иностранного языка неизбежно приводит к интерференции, т. е. многостороннему влиянию, в том числе и в области семантики, средств родного языка на изучаемый язык, что создает большие трудности для активного овладения последним.

Описательный метод, используемый для исследования плана содержания языка, основывается на множестве частных приемов, умелое применение которых обеспечивает адекватное и разнообразное представление различных аспектов значения, способствует проникновению в сущность этого сложного языкового явления, помогает устанавливать его взаимозависимость и взаимосвязь с планом выражения языка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Традиционные методы антропологии. Описательные методы исследования

1. Описательные методы исследования в антропологии

Сравнительное описание морфологических признаков человека начало применяться для характеристики рас и создания расовых классификаций. Для географов и путешественников разрабатывались специальные анкеты, включающие вопросы по длине тела, пигментации волос и глаз, структуре волосяного покрова. Первая расовая классификация, предложенная французским ученым Ф. Бернье (1684), основывалась лишь на описательных признаках. Почти до второй половины XIX века антропология развивалась как описательная наука. В конце XIX века Р. Мартином была введена программа измерений человеческого тела (Martin, R., 1928).

В наши дни в антропологии используются описательные и измерительные методы исследования ископаемого и современного населения, в первую очередь морфологических признаков. Кроме того, применяются методы изучения функциональных показателей. Наряду с этим проводится анкетирование, целью которого является выяснение особенностей индивидуального развития и социально-экономического статуса исследуемого.

Описательный метод - антропоскопия применяется в тех случаях, когда измерения затруднены. Например, такие расовые признаки как форма волос и пигментация (цвет кожи, цвет глаз, иногда цвет волос) не поддаются измерению. Для унификации оценок цвета кожи, глаз, формы и цвета волос разработаны специальные шкалы. Балловая оценка по таким шкалам позволяет избежать резких расхождений в данных разных исследователей.

При наблюдении за физическим развитием, определении типа конституции и в некоторых других случаях обращается внимание на развитие и соотношение таких признаков, как форма грудной клетки, спины, живота, ног, развитие мышечной, жировой и костной ткани.

Соматоскопия включает:

1. Оценку состояния опорно-двигательного аппарата - определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры.

2. Определение степени жироотложения.

3. Определение формы живота.

4. Оценку степени полового созревания.

5. Оценку состояния кожных покровов.

6. Оценку состояния слизистых оболочек глаз и полости рта.

7. Осмотр зубов и составление зубной формулы.

Форма грудной клетки мало изменяется с возрастом. В зависимости от наклона грудины, наклона и изгиба ребер выделяются четыре основные формы грудной клетки - плоская, уплощенная, цилиндрическая и коническая, а также некоторые переходные формы (табл. 1). Признак оценивается по трехбалльной системе с переходными баллами при осмотре исследуемого в профиль и анфас.

Чаще всего встречающаяся форма грудной клетки человека - сдавленный спереди назад вытянутый цилиндр. Однако имеется множество разновидностей этого основного типа. Грудная клетка может быть вытянута в длину, иметь одинаковую форму по всей длине, или изменяться - сужаться или расширяться книзу.

Рис.1. Эпигастральный угол (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003). 1 - острый, 2 - прямой, 3 - тупой.

Таблица 1. Характеристика форм грудной клетки (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003)

Плоская грудная клетка. При рассмотрении сбоку обнаруживает близкое к вертикальному очертание передней стенки с малым переднезадним диаметром. При рассмотрении спереди она представляется суженной, удлиненной, эпигастральный угол острый

Уплощенная грудная клетка. Достаточно развита в боковом направлении, но переднезадний диаметр невелик

Цилиндрическая грудная клетка. Широкая при рассмотрении ее сбоку, переднезадний диаметр хорошо развит. При рассмотрении спереди напоминает форму бочонка. Эпигастральный угол прямой

Коническая грудная клетка. При рассмотрении сбоку обнаруживает равномерно наклонный контур передней стенки, плавно переходящий в контур живота. Переднезадний диаметр по величине почти приближается к поперечному. Эпигастральный угол чаще тупой, нижний отдел в целом шире верхнего

Исследователь прикладывает большие пальцы обеих рук к нижним ребрам исследуемого, по ходу их прикрепления к грудине. Угол, образованный ребрами и, следовательно, повторенный расположением больших пальцев исследователя, называется эпигастральным (Рис. 1).

Аномальные формы грудной клетки. В случае перенесенного рахита часто наблюдаются «поля шляпы» - сплошной костный валик на месте срастания ребер с грудной костью (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003).

Рис.2. Форма спины (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003). 1 - прямая; 2 - обычная (нормальная); 3 - сутулая.

При сильной сдавленности грудной клетки с боков грудина выступает вперед в виде киля, напоминая формой «куриную» грудную клетку. При плоской форме грудной клетки иногда встречается углубление в области грудины. Такая форма получила название «грудь сапожника». К аномалиям также относятся: асимметрия правой и левой сторон грудной клетки, подвижность X ребра. Форма грудной клетки связана с формой спины и во многом зависит от нее.

Таблица 2. Характеристика форм спины (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003)

Прямая спина. Характеризуется сглаженностью всех изгибов позвоночного столба и контуров лопаток. Мышечный тонус как правило снижен.

Обычная или нормальная спина. Средняя выраженность всех изгибов позвоночника и контура лопаток. Данная форма спины наблюдается при хорошо выраженном мышечном тонусе.

Сутулая спина. Характеризуется заметным выступанием назад грудного отдела позвоночника и наклоном вперед шейного отдела. Углы лопаток выступают. Данная форма спины наблюдается у людей со слабым тонусом мышц.

Форма спины определяется при ее изучении сбоку и сзади по степени изгибов позвоночника и положению лопаток. И то, и другое в значительной мере зависит от мышечного тонуса.

Спина человека имеет прямую, обычную или сутулую форму, характеризуемую в баллах. Различные дефекты, своеобразие и возрастные изменения осанки, такие как сколиозы, лордозы, кифозы изменяют форму спины (Рис. 2, табл.2).

Форма живота. Этот признак во многом связан с формой грудной клетки и мышечного тонуса живота. Различают три основных формы живота (Рис. 3, табл. 3).

Рис.3. Форма живота (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003). 1 - впалый, 2 - прямой, 3 - выпуклый

Таблица 3. Характеристика форм живота (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003)

Впалый живот. Характеризуется полным отсутствием подкожно - жировой ткани, слабым мышечным тонусом брюшной стенки. Хорошо виден рельеф костей таза.

Прямой живот. Для этой формы живота характерно значительное развитие брюшной мускулатуры и ее хороший тонус. Жироотложение слабое или умеренное, рельеф тазовых костей сглажен.

Выпуклый живот. Характеризуется обильным развитием подкожно-жирового слоя. Развитие мышц может быть слабым или умеренным. При выпуклой форме живота часто появляется жировая складка, расположенная над лобком. Костный рельеф тазовых костей полностью сглажен и часто трудно прощупывается.

Оценка состояния нижних конечностей. Различают истинную и ложную кривизну нижних конечностей (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003).

Истинная кривизна - особенности анатомии нижних конечностей, связанные с деформацией большеберцовой кости, которые внешне проявляются наличием дефекта внутреннего контура от промежности до сомкнутых лодыжек (О-образная) или отсутствием смыкания лодыжек при сомкнутых бедрах (Х-образная) в свободной стойке без напряжения.

Ложная кривизна - особенности строения нижних конечностей, которые проявляются впечатлением искривления при отсутствии деформации костей и связаны с особенностями распределения мягких тканей.

Среди истинных форм кривизны нижних конечностей различаются три их типа:

1. Варусный (тип О), при котором колени несколько раздвинуты в стороны и ось голени образует с осью бедра небольшой угол, открытый внутрь.

2. Прямое положение.

3. Вальгусный тип (тип Х) - противоположный варусному - колени сдвинуты, оси голеней несколько расходятся.

Под осью нижней конечности понимается направление осей бедра и голени по отношению друг к другу и к плоскости таза. Оценка этого признака производится по величине угла между осями бедра и голени при строго определенной позе испытуемого (положение выпрямленное, пятки соприкасаются, носки разведены на 10-15 см). Различают три типа положения осей ног, два из которых имеют трехбалльную градацию.

О-образная форма ног (варусный тип). При указанной выше позе колени и голени субъекта не соприкасаются, между ними есть щель (просвет). Ось кости голени образует осью бедра некоторый угол, обращенный вершиной наружу. Степень выраженности просвета между ногами оценивается баллами:

· балл 1 (О1) - величина щели от слабого просвета до ширины около 5 см;

· балл 2 (О2) - величина щели от 5 до 10 см;

· балл 3 (O3) - величина щели свыше 10 см, угол между костями бедра и голени выражен наиболее ясно.

Кроме указанных трех баллов О-образной формы ног, следует отмечать кривые ноги - О4, где щель (просвет) между ногами превышает 20 см.

Тип Х - образная форма ног (вальгусный тип). Тип расположения осей бедра и голени, противоположный первому: угол между осями бедра и голени обращен вершиной вовнутрь. При вышеуказанной позе колени субъекта заходят друг за друга, поэтому следует просить испытуемого занять удобную для него позу, при которой колени лишь соприкасаются. Тогда между медиальными краями стоп образуется заметное расстояние. Чем больше это расстояние при соприкосновении колен, тем, следовательно, сильнее выражен угол между осями бедра и голени. Степени выраженности этого угла, а, следовательно, величина расстояния между медиальными краями стоп оценивается баллами:

· балл 1 (Х1) - расстояние между медиальными краями стоп не превышает 5 см;

· балл 2 (X2) - расстояние от 5 до 10 см;

· балл 3 (X3) - расстояние свыше 10 см.

Прямые ноги. При вышеуказанной позе у такого субъекта соприкасаются не только бедра, колени и внутренние лодыжки, но, как правило, и голени (за счет развития икроножной мускулатуры). Угол между осями бедра и голени отсутствует. В случае слаборазвитой икроножной мускулатуры здесь может наблюдаться щель, но колени при этом соприкасаются. Тип обозначается буквой N, градаций не имеет.

Следует отличать аномалии крайней степени искривления осей ног - крайне вальгусное и крайне варусное их положение, а также асимметрию в длине ног - хромоту.

Оценка состояния стоп. Для определения формы стопы осматривается ее опорная поверхность и обращается внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью и расположение вертикальных осей ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке.

Нормальная стопа - перешеек узкий, вертикальные оси расположены по одной линии перпендикулярно к поверхности опоры.

Уплощенная стопа - перешеек широкий, линия его наружного края более выпуклая, вертикальные оси перпендикулярны поверхности опоры.

Плоская стопа - перешеек занимает почти всю или всю ширину стопы, вертикальные оси пятки и ахиллова сухожилия образуют угол, открытый кнаружи.

Для объективной оценки формы стопы используется метод плантографии - получение отпечатка с последующим его расчетом.

1. Первый метод расчета степени уплощения стопы (по Штритеру) - на отпечатке проводится касательная к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы, из ее середины восстанавливается перпендикуляр до наружного края стопы. Далее рассчитывается, какой процент составляет отрезок, проходящий через окрашенную часть стопы от длины всего перпендикуляра. Если перешеек составляет до 50% длины перпендикуляра - стопа нормальная, 50-60% - уплощенная, более 60% - плоская.

2. Второй метод экспресс-оценки степени уплощения стопы (по Яралову - Яраленду В.А.) - на отпечатке из середины пятки проводятся две прямые линии: одна - до середины основания пальцевой фаланги 1-го| пальца, вторая - до второго межпальцевого промежутка.

Нормальная стопа - обе линии не пересекают внутренний изгиб контура отпечатка.

Уплощенная стопа - внутренний изгиб контура отпечатка лежит между прямыми линиями.

Плоская стопа - обе прямые линии полностью располагаются на окрашенной поверхности отпечатка.

Степень развития скелетной мускулатуры оценивается по ее объему и тонусу. Обращается внимание на все тело - ноги, грудь и обязательно на бицепсы плеча.

Таблица 4. Характеристика степени развития мышц (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003)

При оценке степени жироотложения следует обращать внимание на развитие подкожной жировой клетчатки на поверхности всего тела - на корпусе, конечностях и лице.

Таблица 5. Характеристика степени развития жироотложения (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003)

Жироотложение также оценивается по трехбалльной шкале (табл.5). Необходимо учесть возможное развитие ожирения, при котором оценка жироотложений осуществляется несколько иначе. Следует обратить внимание, что в этой главе и в тексте книги вообще по большей части речь идет о здоровом организме и его изменчивости. Предполагается, что основы клинической антропологии студент усваивает традиционно с изучением клинических дисциплин.

Костный компонент. При его оценке определяется массивность скелета по степени развития эпифизов костей и массивости суставов (табл. 6). Иногда выделяют еще и промежуточные баллы - 1-2 и 2-3.

Часто при достаточном развитии жировой ткани визуальная оценка костного компонента затруднена либо ошибочна.

Таблица 6. Характеристика степени развития костного компонента (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003)

Описательные признаки записываются в антропологическом бланке.

В классификации расовых типов важнейшими признаками являются пигментация кожи, глаз и волос, форма волос, носа, губ, бровей, разрез глаз и др.

Пигментация. Окраска различных тканей у человека обусловлена наличием пигментов. Окраска кожи, волос и радужины глаз определяется одним пигментом - меланином. От количества и расположения меланина в коже, радужине и волосах и зависит все разнообразие в окраске этих органов. Отсутствие в них меланина - явление, известное под названием альбинизма. У альбиносов очень светлая кожа, белые волосы и красная радужина глаз, обусловленная отсутствием в ней пигмента и просвечиванием вследствие этого кровеносных сосудов. Альбиносы очень чувствительны к солнечному свету. Кожа их из-за отсутствия в ней меланина не подвержена загару. Альбинизм встречается как среди светлокожих, так и среди темнокожих рас (например, у негров) и всегда является генетически обусловленным. Иногда он распространяется не на все тело и бывает выражен только на отдельных участках кожи - частичный альбинизм. Окраска волос определяется количеством и характером содержащегося в корковом слое меланина (зернистого и диффузного). Чем больше зернистого пигмента в клетках коркового слоя, тем темнее волосы. Наличие диффузного пигмента придает волосу красноватый оттенок.

Пигментация несколько меняется на протяжении жизни. С возрастом волосы темнеют. В процессе старения происходит постепенное уменьшение меланина и поседение волос. Поседение волос происходит в результате прекращения продукции меланина. Утрата пигмента начинается с той части стержня волоса, которая ближе к корню. Возрастная динамика цвета глаз сложнее.

Для определения цвета волос созданы специальные шкалы (Никитюк Б. А., 2000). Наиболее широкое распространение получила шкала Фишера, согласно которой различаются по цвету (за исключением рыжих волос - № 1-3) 24 различных типа: № 4 - черно-каштановые, № 5-7 - каштановые, № 8 - темно-белокурые, № 9-20 - светло-белокурые, № 22-26 - пепельные, № 27 - черные.

Шкала Фишера, особенно в той части, которая относится к вариантам темных волос, очень несовершенна. В настоящее время применяется разработанная В.В. Бунаком шкала, которая основана на точном колориметрическом определении отдельных оттенков с разбивкой подлине волны всей гаммы цветности на три ряда: красновато-оранжевый, желтовато-оранжевый и пепельный. Отдельные номера в каждом ряду разделены одинаковыми интервалами по интенсивности окраски (Бунак В. В., 1941).

Цвет волос обнаруживает отчетливую территориальную дифференциацию. Наиболее светлые волосы типичны для населения Скандинавии. Так, у норвежцев частота светлых оттенков волос составляет около 75%. У населения Центральной и, еще в большей степени, Южной Европы значительно преобладают темные оттенки. Темные волосы характерны и для всего остального человечества, а светлые волосы встречаются лишь в виде весьма редких индивидуальных отклонений.

Пигментация кожных покровов является одним из основных признаков в расовой систематике.

Способы определения цвета кожи. Существуют различные приемы определения цвета кожи. Словесные описания пигментации кожных покровов, несмотря на имеющиеся схемы со строго определенными терминами, несовершенны и не могут объективно отразить все разнообразие оттенков, каким характеризуется цвет кожи у разных групп человечества. Наиболее точным является измерение цвета при помощи различных колориметрических приборов, однако эта методика не получила широкого применения в антропологической практике из-за трудоемкости использования при массовых обследованиях.

Были предложены различные таблицы цветов с номерными обозначениями, как, например, хроматическая таблица Брока (1864), содержащая 34 цветовые полоски разной окраски, и др. Крупным техническим недостатком этих таблиц, воспроизводившихся печатным способом или раскраской, было то, что они со временем выцветали. Этот недостаток был устранен путем применения окрашенных стекол.

Наибольшее распространение получила шкала Лушана, содержащая 36 стекол разной окраски. При помощи этой шкалы собраны большие материалы по цвету кожи у разных народов земного шара. Многочисленные оттенки шкалы при обработке материала часто принято объединять в более крупные группы (табл. 7).

Таблица 7. Оценка пигментации кожи по шкале Люшана (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003)

Суммируя индивидуальные цифровые значения этих баллов (0 + 1 + 5 +...) и разделив полученную сумму на количество исследованных индивидуумов, получают средний балл для группы.

Но и шкала Лушана несовершенна, так как неравнозначны интервалы между отдельными номерами шкалы; не все номера близко воспроизводят оттенки человеческой кожи; стекла имеют несвойственный коже блеск, что затрудняет подбор соответствующего номера.

Позднее В. В. Бунаком была разработана шкала цвета кожи, в основу которой положен принцип эквидистантности (равенства интервалов между отдельными номерами шкалы).

Различия в степени окраски кожи у родственных групп отмечаются в связи с особенностями адаптации к условиям среды обитания (например, в лесах и на открытых пространствах). В загаре проявляется защитная функция кожи. Темнопигментированные люди лучше переносят сильное действие как ультрафиолетовых, так и тепловых лучей солнца. Хотя кожа их нагревается сильнее, чем у светлоокрашенных, пигмент предохраняет от перегревания глубжележащие кровеносные сосуды.

Как ни велики индивидуальные вариации цвета кожи и зависимость окраски кожи от внешних влияний, на первый план выступают межгрупповые различия в пигментации кожных покровов в местах, не подвергающихся воздействию солнечных лучей.

Пигментация кожных покровов варьирует по земному шару от розоватого (у светлоокрашенных европейских групп, где окраска обусловлена преимущественно просвечиванием кровеносных сосудов) до темно-коричневого, шоколадного (у негров Африки, папуасов, меланезийцев, австралийцев). Имеется сложная гамма переходов между этими крайними типами окраски. У разных групп отмечается сдвиг в сторону красноватых, желтоватых или оливковых оттенков.

Для определения цвета глаз также используются различные шкалы. Под цветом глаз подразумевают окраску радужки. Наиболее удачной для определения цвета глаз является шкала В. В. Бунака. В ней различаются три основных типа окраски радужины (темная, смешанная и светлая), с разбивкой каждого типа на 4 класса (Бунак В. В., 1941). Таким образом, всего выделяется 12 классов (табл. 8).

Географическая дифференциация цвета глаз чаще всего совпадает с окраской волос, но светлые оттенки глаз в средних по пигментации группах встречаются значительно чаще, чем светлые волосы. Несмотря на преобладание темной пигментации, глаза смешанных оттенков сравнительно часто (до 20% и выше) отмечены у ряда народов Сибири.

Половые различия в окраске радужки невелики. У женщин чаще встречается темная пигментация. Возрастные изменения довольно значительны. У светлоглазых людей радужка в детском возрасте обычно несколько светлее, у темноглазых - темнее. В старческом возрасте процент темных глаз уменьшается.

Таблица 8. Оценка цвета глаз по шкале В.В.Бунаку (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003)

I тип - темный

Черный (зрачок почти не отличим по цвету от радужины)

Темно-карий (равномерная окраска радужки)

Светло-карий (радужка в разных участках окрашена неравномерно)

Желтый (очень редкий цвет)

II тип - переходный (смешанный)

Буро-желто-зеленый (преобладают бурые и желтые элементы)

Серо-зеленый (преобладает зеленый фон)

Серый или голубой с буро-желтым венчиком (каемкой вокруг зрачка)

III тип - светлый

Серый (различные оттенки серой окраски)

Серо-голубой (хорошо выражен рисунок в виде темных или светлых серых полосок, синеватый тон по краям)

Голубой (также рисунок в виде полосок, основной фон голубой) к

Синий (основной фон синий, рисунок не выражен)

При описании популяционных особенностей волосяного покрова головы оценивают форму и жесткость волос.

Степень изгиба волоса зависит от формы его поперечного среза. Прямые волосы близки к округлым на срезе, а по мере усиления изгиба срез становится все более овальным. Есть также корреляция между формой волоса и величиной изгиба его корневой (подкожной) части и, соответственно, углом, под которым он проходит через поверхность кожи.

Форма волос, как и признаки пигментации, входит в набор обязательных дифференцирующих признаков в традиционных расовых классификациях. Различают прямые, волнистые и курчавые волосы (Рис. 4). Определяется форма волос по описаниям в методиках и по шаблонным образцам.

По степени жесткости выделяют обычно два варианта волос - жесткие (тугие) и мягкие. Определяют их «на ощупь», и хотя это не очень убедительный способ, при массовых и полевых исследованиях он наиболее удобный. На поперечном срезе различия между жесткими и мягкими волосами определяются их диаметром и площадью сечения.

Признак наследуется, видимо, несколькими генами, но есть вполне определенная тенденция доминирования изогнутых форм над прямыми. У двух прямоволосых супругов дети прямоволосые. Если супруги различаются по форме волос, то у детей она может быть разнообразной, но не более изогнутой, чем у супруга с более волнистыми волосами. Судя по всему, волнистая форма волос является следствием гетерозиготного наследования.

Жесткие волосы имеют большую площадь среза, а края клеток плотно прилегают друг к другу. Мягкие волосы кроме меньшей площади среза имеют приподнятые клеточные края, что способствует сцеплению волос друг с другом. Форма и жесткость волос наследуются независимо, поэтому возможны любые сочетания этих двух характеристик.

В строении волос головы обнаруживаются характерные территориальные вариации. Жесткие прямые волосы характерны для большинства населения Центральной, Северной и Восточной Азии, индейцев Америки, а мягкие прямые или волнистые волосы - для европейцев, волнистые же волосы - для австралийцев (коренного населения Австралии) и ряда групп Южной и Юго-Восточной Азии. Курчавыми волосами отличаются негрские народы Африки, население Новой Гвинеи и Меланезии (Е.Н. Хрисанфова, И.В. Перевозчиков, 1999).

Извилистость и жесткость волоса связана с особенностями его поперечного сечения, которое определяется микрометрически. Чем больше площадь поперечного сечения волоса, тем он жестче. Жесткие волосы характеризуются площадью 6-7 мкм 2 . Извилистость волоса связана с формой его поперечного сечения: прямые волосы характеризуются наиболее округлым сечением.

Вычисляется указатель поперечного сечения волоса как отношение наименьшего диаметра поперечного сечения к наибольшему диаметру поперечного сечения. Для прямых волос индекс равен 80 и выше, для курчавых - ниже 60 (Бунак В. В., 1941; Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003).

Третичный волосяной покров, который развивается в период полового созревания на лобке и в подмышечных впадинах у представителей обоих полов, а у мужчин также на лице и груди, имеет расодиагностическое значение. Внутри- и межгрупповые колебания степени выраженности этих признаков могут быть значительными - от слабой выраженности до очень высоких степеней обволошенности всего тела. Для этого признака характерна и большая возрастная изменчивость.

Балловая оценка развития признаков проводится у мужчин, чаще всего обволошенности лица и груди. Развитие бороды определяется по 5-балльной шкале: очень слабое, слабое, среднее, 4 сильное, очень сильное.

В связи с тем, что формирование третичного волосяного покрова завершается к 25 годам, степень выраженности признаков у мужчин учитывается с 25 лет и старше. Что касается возрастной динамики, то следует отметить, что средний балл развития бороды увеличивается и в пожилом возрасте (старше 40 лет) (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003).

Степень развития третичного волосяного покрова на груди тоже определяется по 5-балльной шкале. Даже в группах, характеризующихся сильным развитием третичного волосяного покрова, где индивидуумы со слабым ростом бороды составляют редкое исключение, всегда отмечается некоторый процент лиц с отсутствием волос на груди, животе и конечностях (Тегако Л.И., Саливон И.И., 1997).

Степень интенсивности развития волосяного покрова на лице и груди является признаком, которому в этнической антропологии придается большое значение в связи с тем, что он обнаруживает четкую географическую дифференциацию. Наиболее слабая степень развития бороды отмечается у некоторых групп Северной Азии, а наиболее сильная - у австралийцев, народов Передней Азии и Закавказья.

Структура мягких тканей лица. Глазничная область характеризуется шириной глазной щели (широкая, средняя, узкая), ее наклоном, т. е. уровнем расположения наружного и внутреннего углов, степенью развития складки верхнего века и наличием складки, прикрывающей внутренний угол глаза - эпикантусом. Последние два признака имеют значительную возрастную изменчивость и зависят от выраженности жироотложения на лице.

Складка верхнего века. Кожа верхнего века в одних случаях не имеет складок, в других образует поперечные складки. Отмечаются четыре степени выраженности складки верхнего века и эпикантуса: отсутствие, слабая, средняя и сильная выраженность.

Форма носа. На общее представление о строении носа сильно влияют положение его кончика и основания по отношению к горизонтали и так называемая высота крыльев носа, т.е. положение крыльевой борозды на боковой поверхности носа, которые оцениваются при взгляде сбоку.

Высота крыла носа оценивается независимо от выраженности борозды: балл 1 - при высоте крыла равной 1/5 от высоты носа, балл 3 - при высоте 1/3 высоты носа.

Выступание носа и форма его профиля больше относятся к развитию его костной основы. Поперечный профиль спинки (сечение через верхнюю часть спинки около переносья) оценивается независимо от высоты переносья. Профиль спинки носа определяется отдельно в костной и хрящевой частях, и обязательна оценка общего профиля подбородка, формы лба, затылка, бровей, носа, ушей, рта, губ и другие признаки.

При описании формы носовых отверстий при взгляде снизу фиксируются также ширина, расположение ноздрей по отношению друг к другу, их форма и угол наклона к срединной линии (Рис. 4).

антропология спита живот кожа

Рис.4. Форма ноздрей (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003). 1 - продольная, 2 - слегка удлиненная, 3 - овальная,4 -круглая, 5, 6 - фасолевидная

Рис.5. Метод оценки «толщины» губ (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003).

В области рта используются обычно три признака: «толщина» губ, ширина рта и контур профиля кожной части верхней губы (Рис. 11). Последний признак может иметь самостоятельное значение независимо от выступания вперед челюсти и описывается как прохейлия, ортохейлия и опистохейлия. Признаки расовых типов записываются в антропологическом бланке.

Совокупность внешних признаков, характерных для данного человека, используется в криминалистике под названием «словесный портрет». В практической работе необходимо уметь классифицировать внешние признаки людей и выделять типичные их сочетания. Словесный портрет составляется по определенному плану (Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003). При этом выделяются основные типы контура головы, профиль лица, лба, спинки носа и подбородка, форму лба, затылка, бровей, носа, ушей, рта, губ и другие признаки.

Литература

1. Негашева М. А., Богатенков Д. В., Глащенкова И. А., Дробышевский С. В. Мегаполис и особенности соматотипа как факторы повышенного риска ишемической болезни сердца // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - М., 2001. - С. 32-37.

2. Никитюк Б. А. Интеграция знаний в науках о человеке. - М.: Спорт Академ. Пресс, 2000. - 440 с.

3. Никитюк Б. А., Гладышева А. А. Анатомия и спортивная антропология: (Практикум). [Для ин-тов физ. культуры] / Б. А. Никитюк, А. А. Гладышева - М. Физкультура и спорт. - 1989. - 174 с.

4. Никитюк Б. А. Изменения размеров тела новорожденных за последние 100 лет // Вопросы антропологии. Вып. 42. - М., 1972. - с. 78-94.

5. Никитюк Б.А. Факторы роста и морфо-функционального созревания организма. - М., 1978. - 144 с.

6. Николаев В.Г. Антропологическое обследование в клинической практике / В.Г. Николаев, Н.Н. Николаева, Л.В. Синдеева, Л.В. Николаева - Красноярск: Изд-во ООО «Версо», 2007. - 173 с.

7. Павловский О.М. Биологический возраст человека. - М., 1987. - 454 с.

8. Панасюк Т. В. Анатомо-антропологические особенности детей грудного, раннего и дошкольного возраста. - М., 1998. - 27 с.

9. Пенде Н. Недостаточность конституции / Н. Пенде. - М.: Медгиз, 1930. - 98 с.

10. Перевозчиков И. В. Определение групп крови системы АВО у населения Евразийских степей I тысячелетия до н. э.: автореф. дис.... канд. биол. наук. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976 - 19 с.

11. Поппер К. Р. Логика и рост научного знания. Избр. работы / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1983. - 605 с.

12. Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека. - М., 1985. - 672 с.

13. Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология: Учебник для студентов ун-тов. 3-е изд.- М., Высшая школа, 1978. - 528 с.

14. Рокицкий П. Ф. Биологическая статистика. - Мн., 1973. - 327 с.

15. Рост и развитие детей и подростков. Итоги науки и техники. Сер. Антропология. Том. 3. - М., 1989. 200 с.

16. Рохлин Д. Г. Болезни древних людей: Кости людей различных эпох - нормальные и патологические изменения. - М.-Л., 1965. - 304 с.

17. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М., 1979. - 352 с.

18. Рычков Ю. Г., Балановская Е. В., Нурбаев С.Д., Шнейдер Ю.В. Историческая геногеография Восточной Европы // Восточные славяне. Антропология и этническая история / Под ред. Т.И. Алексеевой. М., 1999. С. 109-134.

19. Рябинина А. Четыре группы крови - четыре образа жизни. - СПБ., 2001. -157 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Методика морфофизиологических исследований в антропологии с целью установления возрастных, половых, этнических, расовых особенностей физического строения тела человека. Характеристика, измерительные и описательные признаки антропологических фенотипов.

    презентация , добавлен 27.11.2014

    История развития антропологических знаний, антропологии как самостоятельной науки. Разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение, ее место в общем курсе естествознания: задача, основные разделы, отрасли антропологии.

    реферат , добавлен 15.05.2010

    Физиологическая роль факторов роста (HIF, VEGF, IGF) в организме, анализ эффективности и направления их исследования, оценка роли и участия в инициации канцерогенеза. Методы изучения факторов роста. Результаты исследования степени экспрессии VEGF.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2014

    Основные методы вычленения и исследования эмпирического объекта. Наблюдение эмпирического научного познания. Приемы получения количественной информации. Методы, предполагающие работу с полученной информацией. Научные факты эмпирического исследования.

    реферат , добавлен 12.03.2011

    Общие понятия о дезоксирибонуклеиновых кислотах. Способы получения ДНК. Методы количественного и качественного определения и исследования. Гистохимические методы обнаружения в тканях. Химический состав и свойства ДНК. Содержание в клетках и тканях.

    контрольная работа , добавлен 22.07.2009

    Аэрокосмические методы исследования - вариант дистанционных методов исследования в зоологии. Миграции животных как форма освоения окружающего пространства. Особенности использования спутниковой системы Argos для наблюдения за перемещениями животных.

    реферат , добавлен 31.05.2013

    Особенности строения и роста растительных клеток. Методы изучения растительной клетки. Электронная микроскопия, возможности светового микроскопа. Метод замораживания-скалывания. Дифференциальное центрифугирование, фракционирование. Метод культуры клеток.

    реферат , добавлен 04.06.2010

    Структура дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Секвенирование как метод исследования нуклеиновых кислот. Определение нуклеотидовой последовательности модифицированным методом Максама и Гилберта. Новейшие методы определения последовательности ДНК.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2016

    История развития науки "цитология". Определение понятия "клетка" и ее положение среди других форм структурной организации живой материи. Сравнительная характеристика прокариотов и эукариотов. Методы исследования клетки, ее морфология, химия и физиология.

    учебное пособие , добавлен 12.03.2013

    Определение назначения и описание механизма гистохимических методов идентификации химических веществ в гистологических срезах. Описание электронной, люминесцентной и ультрафиолетовой микроскопии. Радиоавтография и культура клеток и тканей вне организма.

Cтраница 1


Описательный метод широко распространен во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщаются, составляются прогнозы и учитываются побочные процессы. Он позволяет учитывать, например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров.  

Описательный метод оценки заключается в том, что производящему оценку предлагают описать преимущества и недостатки поведения работника. Часто этот метод комбинируется с другими, например, со шкалами рейтинга поведенческих установок.  

Введенский критически воспринял описательный метод классической физиологии, не раскрывавший общих законов, по которым нервная система обнаруживает свои влияния в организме. Классическая физиология лишь описывала те многочисленные специальные нервы противоположного назначения, которые осуществляют раздельно возбудительный или тормозной процессы.  

Как видите, исторический и описательный метод г-на Прудона на все годится, на все отвечает н все объясняет. Особенно же в тех случаях, когда дело идет о том, чтобы объяснить исторически зарождение какой-нибудь экономической идеи, г-н Прудон предполагает человека, который предлагает другим людям, своим сотрудникам по различным родам деятельности, совершить этот акт зарождения, и вопрос исчерпан.  

Как видите, исторический и описательный метод г-на Прудона на все годится, на все отвечает и все объясняет.  

Таков новый образчик исторического и описательного метода г-на Прудона.  

Прудона, выражающего свое гордое презрение к историческому и описательному методу всяких Адамов Смитов и Ри-кардо.  

Прудона, выражающего свое гордое презрение к историческому и описательному методу всяких Адамов Смитов и Рикардо.  

На этих отправных положениях в инженерной психологии основан описательный метод решения проблемы проектирования деятельности на фазе распределения функций и получены удовлетворительные результаты его приложения при предварительной разработке структуры одной из систем, предназначенной для космических исследований.  

Виутренние закономерности развития инженерной психологии как науки, связанные с общим техническим прогрессом, требуют перехода от общих описательных методов к определению более точных характеристик деятельности человека-оператора.  


Существуют описательный и математический методы интерпретации оеограмм. Описательный метод основывается на оценке формы кривой. Если в реоэнцеЛалографи - ческих исследованиях форме кривой придается большое значение, то при реоофтальмографии (так же как и при других методах регистрации глазного пульса) по кривой вряд ли можно определять характер исследуемого процесса. Это связано прежде всего с тем, что на реоофтальмографической кривой, как правило, отсутствует дикроти-ческий зубец (Кацнельсон, 1966; Беттельхейм, 1968), выраженность или местоположение которого характеризуют различные состояния кровоснабжения мозга и периферических сосудов.  

В ее основе лежит феноменологический или описательный метод. Физическая система в термодинамике изображается некоторой ограниченной совокупностью макроскопически измеримых параметров. Связь между этими параметрами и общие закономерности, которым они подчиняются, выводятся из аксиом, рассматриваемых как факты опыта.  

При этом следует учитывать, что в соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО серии 14000 процесс идентификации экологических аспектов не требует детализированной оценки всей деятельности организации, а ориентирован только на те виды деятельности, последствия воздействия которых рассматриваются как значительные. Инструментарий, применяемый на практике для определения правильности идентификации экологических аспектов взаимодействия с окружающей средой, обычно включает проведение анализа процесса производства, а также представление выводов об экологических последствиях производства описательным методом или методом экологического ограничения, когда данные проверки представляют в баллах загрязнения.  

При этом не исключается многовариантность прогноза в заданных границах достоверности. В современном маркетинге распространен метод разработки сценария развития рынка, включающих все основные параметры. Здесь сочетаются описательный метод (что было бы, если бы... При этом исходят из различных вариантов изменения условий. Может быть поставлена несколько иная цель: разработать определенные ориентиры развития рынка, которых нужно достичь к определенному сроку. В этом случае прогноз представляет своеобразную ожидаемую траекторию развития. Непременным требованием к прогнозированию рыночных процессов является комплексность: одновременное составление прогнозов всего блока основных параметров рынка, хотя не исключается углубленная разработка прогноза только одного из них, наиболее значимого для маркетинговых целей, в частности прогнозирование спроса.