Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Как это сделать?

И все-таки он врет! Пытается скрыть волнение, но жесты и мимика всегда выдадут человека. Вон как глаза бегают, пальцы по столу тарабанят. Хотя нет, в следующий момент прямо мне в глаза смотрит. И взгляд искренний такой, открытый, прямо в душу проникает… Верить ему или нет? Может, я вообще неправильно понимаю значение мимики его лица…

Как перестать нервничать при общении с людьми? Научиться бы читать человека как открытую книгу! Чтобы ни тени сомнений не оставалось в том, каковы его истинные намерения, мысли и чувства. Говорят, есть способ точно судить о характере и поведении человека – по его жестам и мимике. Это как читать людей по внешним признакам. У меня пока плохо получается. Может, есть способ стать профессионалом в этом деле?

Как понять человека по мимике и жестам: дорога проб и ошибок

В попытках понять, как читать человека по жестам и мимике, люди создали целую науку – физиогномику. Как было бы удобно проникать в тайники человеческой души через всем заметные и понятные мимику и жесты! И как легко было бы понимать психологию людей. По внешним признакам мы хотим:

    распознать ложную информацию через понимание жестов людей и их значения,

    получить расшифровку черт лица человека,

    научиться по мимике и жестам определять состояние собеседника, определить скрытые эмоции человека в разговоре.

К сожалению, наши попытки определить с помощью жестов и мимики психологию человека и глубинные мотивы его поступков часто терпят крах.

Обладатель высокого лба на поверку оказывается не великим гением, а заносчивым пустозвоном. Тот, кто щурился, глядя на вас с явным недоверием, на самом деле просто забыл дома очки. Коллега, который нервно отстукивает ногой и теребит галстук, не пытается вас «подсидеть», а просто куда-то опаздывает. Вот и читай после этого книги по психологии людей…

Так имеют ли какое-то значение жесты и мимика в психологии? Может, мы просто неверно что-то определяем в языке тела и жестов? Недостаточно тренировались?

Жесты и мимика в психологии человека – вторичные признаки психических свойств

Мимика и жесты действительно имеют значение, они и правда отражают внутреннее состояние человека. Но их расшифровка – вторичный инструмент. Эффективно применять анализ мимики и жестов можно только на базе точного знания об устройстве человеческой психики. Иначе вы постоянно будете теряться в догадках, почему человек сейчас зачесал нос, к примеру? Врет или сомневается, смущается или вспоминает? А может, и правда чешется, и тайный язык жестов и мимики тут вообще ни при чем?

Тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана предлагает другой подход к тому, как понять психологию людей. Она объясняет, что тело и душа человека действительно неразрывно связаны. Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Разбираясь в психологии человека – поведение, мимику и жесты наблюдают как уточняющие детали. Как это сделать?

Читаем жесты и мимику человека системно

Рассмотрим на простых примерах. Перед нами человек с кожным вектором. Что можно сказать о психологии этого человека и как по поведению и жестам это выражается?

От природы ему заданы такие свойства:

    подвижность и целеустремленность,

    соревновательность и высокая амбициозность,

    устремление к имущественному и социальному превосходству – это природный добытчик.

Его психика гибкая и адаптивная, способна быстро перестраиваться под изменения среды.

Тело человека, его жесты и мимика полностью соответствуют психологии. Тело кожника стройное, подвижное, гибкое. И мужчины, и женщины с кожным вектором буквально «лавируют» в толпе, ни с кем не сталкиваясь. Если кожный человек достаточно реализован в своих свойствах (военный, спортсмен, руководитель среднего звена) – он организован и подтянут, ловок и точен – ни одного лишнего движения. Жесты такого человека и их значение действительно могут сказать о нем много.

Однако человек с такими же свойствами в состоянии стресса или при недостатке социальной реализации выглядит совсем иначе.


По его языку тела и жестам видно, что он буквально «мельтешит»:

    крутится, постукивает пальцами рук по столу,

    качает или стучит ногой,

    попеременно хватается то за одно дело, то за другое, не в силах довести ничего до конца,

    в состоянии раздражения его характерный жест – грозить пальцем.

Можем ли мы по таким жестам и мимике характеризовать психологию этого человека? Определить, способен ли он на деструктивные действия в наш адрес?

Выясняется, что одних внешних признаков недостаточно. Мимика лица имеет значение, но нужна точная системная диагностика, понимание психики изнутри, чтобы точно понять – кто перед нами?

    Вариант 1. Это развитый кожник. Руководитель серьезной фирмы или кадровый военный, инженер или технолог, профессиональный спортсмен. В ситуации сильного стресса он может демонстрировать описанные выше жесты и мимику. Поводом может стать серьезный крах его амбиций (не получил продвижение в карьере, «провалил» соревнование). Однако кожник с таким уровнем развития не станет лгать на каждом шагу или обворовывать вас.

    Вариант 2. Поведение человека, его жесты и мимика внешне выглядят так же. Однако глубокое системное распознание изнутри позволяет увидеть, что перед вами кожник недостаточно развитый. В силу детских психотравм и/или неблагоприятных обстоятельств он не научился реализовывать свои природные свойства в социуме. Тогда вместо «добытчика» он остается неразвитым, просто вором, склонным к покраже в той или иной степени. И лгать такой человек может «не моргнув глазом» – если ему это выгодно.

Поэтому без знания психологии человека только по поведению и жестам – у людей получаются ошибочные суждения.

Жесты и мимика человека с анальным вектором

Совсем другие жесты и мимика прослеживаются в психологии носителей анального вектора. Это от природы люди малоподвижные, усидчивые, скрупулезные. Обладают тщательностью и вниманием к деталям, феноменальной памятью. В потенциале это лучшие учителя, они устремлены передавать опыт и знания. Перфекционисты, люди качества, желающие исправить малейшую ошибку или неточность.

Природа дает им тело, мимику и жесты, идеально соответствующие устремлениям психики. Это коренастые, полноватые люди, предпочитают сидячий образ жизни.

Развитый и реализованный человек с анальным вектором:

    Тщательность в работе и желание исправить ошибку делают его профессионалом.

    Обладает открытым, честным лицом. Его язык мимики и жестов читать не трудно. Это люди, неспособные лгать от природы.

    Прекрасный отец и муж (главная ценность обладателя анального вектора – это семья и дети).

    Благодарный человек, с уважением относится к людям в целом.

Однако, когда носитель анального вектора испытывает сильный стресс или недостаток развития и реализации, мы наблюдаем совсем другую картину:

    способность учить становится стремлением поучать всех и вся,

    тщательность в деталях выражается в том, что человек подмечает и подчеркивает ошибки и несовершенства других, критиканствует,

    честность выражается в том, что он «рубит правду-матку» в лицо, не задумываясь о причинении боли окружающим,

    вместо благодарности человек зациклен на обидах и том, что ему «недодали» чего-либо,

    в языке жестов и мимики такого человека читаются упрек и укоризна: тяжелый взгляд исподлобья, характерный жест – угроза кулаком.

Можно ли узнать по жестам и мимике намерения такого человека? Предсказать его поведение, понять, насколько он опасен для вас? Одни только внешние признаки (мимика и жесты) ничего не дадут. А вот при глубинном, системном распознании человека вы будете точно знать, кто перед вами:

    Вариант 1. Это развитый обладатель анального вектора. Профессионал своего дела, педагог, аналитик или критик, ученый. Его стресс временный и может быть вызван социальными или сексуальными фрустрациями.

    Вариант 2. Перед вами человек, который не получил достаточного развития своих свойств. Тогда он может быть пожизненным критиканом и «гряземазом». Более того: именно анальные мужчины имеют склонность к насильственным преступлениям. Понимание законов психики позволяет распознавать таких людей не по жестам, а по всем их проявлениям с первого взгляда. Ведь психология человека первична, а жесты, мимика и даже поведение – только следствие.

В каждом из векторов человеческой психики (всего их восемь) есть целая палитра состояний, степени развитости и реализации. А внешние проявления этих состояний, кроме мимики и жестов, дают голос, лицо человека, его слова и, конечно, его действия. Чтобы определять все это, не нужно ходить с многотомниками книг по психологии человека и читать их на ходу. Есть способ намного проще.

Мимика и жесты – вторичны

Жесты и мимика в поведении человека – вторичны. Они лишь «внешний фасад» тайников нашей души. Сегодня есть способ любые состояния людей. Для тех, кто освоил это, – нет тайны в том, как читать другого человека и понимать о нем все:

Если вы хотите не только понимать эмоции, язык жестов и мимики человека, но и читать его психику, как открытую книгу, начать можно с Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

, ,


В природе нет одинаковых людей. Все мы - разные. Мы по-разному видим, слышим и думаем. И врем мы тоже по-разному. А потому нет и стандартного набора жестов лжи, указывающего на то, что мы говорим неправду. Но будь он - мы бы нашли, как его обмануть. Обман заметен тогда, когда он вызывает эмоции (волнение, страх или стыд). Эти эмоции и передает . Но подтверждение лжи нужно искать в совокупности мимики, жестов и речи.

ИСТИНА ГДЕ-ТО СЛЕВА

Ложь требует самоконтроля и напряжения. Напряжение может быть явным или скрытым, но его легко заметить, присмотревшись к левой стороне тела. Она контролируется хуже, чем правая. Это объясняется тем, что левая и правая стороны тела управляются разными полушариями нашего мозга.

Левое полушарие отвечает за речь и умственную деятельность, правое – за и воображение. Так как связи управления перекрещиваются, то работа левого полушария отражается на правой стороне тела, а правого – на левой.

То, что мы хотим показать другим, отражается на правой половине нашего тела, а то, что мы на самом деле чувствуем – на левой.

Например, если человек правша и много жестикулирует левой рукой, это может означать, что он врет, особенно, если при этом правая рука задействована меньше. Любая несогласованность частей тела указывает на неискренность.

«Мозг так занят выдумыванием лжи, что тело теряет синхронность» (с) Доктор Лайтман, «Теория лжи»

Лицо, как и тело, передает сразу два сообщения – то, что мы хотим показать, и то, что мы хотели бы скрыть. Дисгармония в мимике указывает на противоречие. Симметрия же всегда говорит о чистоте намерений.

Например, если человек улыбается, а левый угол его рта поднят меньше, чем правый, то, очевидно, услышанное его не радует – он симулирует радость. Интересно и то, что положительные эмоции на лице отражаются равномерно, в то время как отрицательные более заметны на левой стороне.

ОБМАН НАПРЯГАЕТ

Изменение цвета лица (бледность, покраснение, пятна) и подергивание его мелких мышц (веко, бровь) указывают на переживаемый человеком и помогают вычислить обман.

Напряжение, проявляющееся в частом моргании, прищуривании или потирании век, – это неосознанное стремление закрыть глаза на происходящее. Жестами потирания наш мозг пытается блокировать ложь, сомнение или неприятное ощущение.

Насколько собеседнику комфортно или дискомфортно, можно судить по его зрачкам: их сужение говорит о недовольстве, расширение – об удовольствии. А по движениям глаз легко понять, собирается он сказать правду или соврать.

Если человек отводит глаза, это еще не значит, что он неискренен. Часто не до конца честен тот, кто пристально смотрит в глаза, стремясь лишь казаться открытым.

ЛОЖЬ НА КОНЧИКЕ НОСА

Неожиданно, но обманщика может выдать собственный нос. Говоря неправду, он неосознанно начинает двигать кончиком носа и отводить его в сторону. А люди, сомневающиеся в честности собеседника, могут невольно раздувать ноздри, словно говоря: «Я чую: здесь что-то нечисто».

Нос вообще крайне чувствителен к обману: он чешется и даже увеличивается («эффект Пиноккио»). Ученые выяснили, что умышленная ложь повышает кровяное давление и стимулирует в организме выработку катехоламина, влияющего на слизистую носа.

Повышенное кровяное давление воздействует на нервные окончания носа, и он начинает чесаться. Жесты, так или иначе связанные с «потиранием», например, когда кто-то трет глаз, трогает нос и почесывает шею, говорят о неискренности.

А РУЧКИ-ТО – ВОТ ОНИ

Когда собеседник убирает руки в карманы и закрывает ладони, – это жесты лжи или неискренности: он что-то скрывает или недоговаривает. Вспомните детей: они прячут руки в карманы или за спину, если что-то натворили.

Спрятанные ладони можно сравнить с закрытым ртом. Опытные продавцы всегда смотрят на ладони клиента, когда те говорят об отказе от покупки. Истинные возражения высказываются с открытыми ладонями.

А рукой, прикрывающей рот, человек сдерживает себя, чтобы не сказать чего лишнего. Боясь проболтаться, он неосознанно напрягает или покусывает их. Следите за мимикой вашего собеседника: поджатая нижняя губа указывает на противоречие: человек не уверен в том, что говорит.

«Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду.» (с) Доктор Лайтман, «Теория лжи»

Рассказать о собеседнике может и то, как он сидит. Если он выбирает неестественную позу и никак не может усесться, это говорит о том, что ему неудобна ситуация или поднятая тема.

Лжецы часто изгибаются, скрещивают ноги и руки и ищут поддержки извне, опираясь на какой-нибудь предмет (стол, стул, портфель). Правдивые люди редко меняют положение тела и держатся прямо, отвечая на вопросы.

В «ЧЕСТНО ГОВОРЯ» НЕТ НИКАКОЙ ЧЕСТНОСТИ

Наша речь не менее красноречива, чем язык жестов и мимики. Если на прямой вопрос Вы получаете уклончивый ответ, сопровождаемый выражением «честно говоря», то прислушайтесь к речи вашего собеседника. Стоит усомниться в его искренности при повторении фраз вроде:

1. Вы просто должны мне верить…
2. Поверьте мне, я говорю правду…
3. Вы же знаете меня, я не способен обмануть…
4. Я с Вами абсолютно откровенен…

«Ты сказал раз – я поверил, ты повторил, и я усомнился, ты сказал третий раз, и я понял, что ты врешь», – говорили восточные мудрецы.

«В лживом рассказе пауз больше, чем в правдивом», – такой вывод сделал профессор Робин Ликли. Слишком подробный рассказ тоже едва ли является правдой – лишние детали лишь создают правдоподобность.

Выдавать обман может и перемена в ритме и тембре голоса. «Некоторые люди всегда медлят со следующей фразой. Если они начинают тараторить – это признак лжи», – отмечает Пол Экман.

Когда мы говорим правду, то жестами усиливаем сказанное, и жестикуляция соответствует темпу речи. Жесты, не попадающие в такт речи, указывают на противоречие между тем, что мы думаем и говорим, т.е. на ложь.

ЕСЛИ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СОБЕСЕДНИК ВРЕТ:

1. Подстраивайтесь под него: копируйте его позу и жесты. Отзеркаливая, вы установите доверие, и обманщику будет труднее врать.
2. Не выводите его на чистую воду и не обвиняйте. Сделайте вид, что не расслышали, и переспросите. Дайте собеседнику шанс сказать правду.
3. Задавайте больше прямых вопросов. Активно используйте мимику и жесты, вызывая у него ответную реакцию.

Профессор коммуникаций Корнелльского университеа Джеффри Хэнкок, исследуя в течение недели 30 студентов колледжа выяснила, что телефон стал самым частым орудием обмана.

По телефону люди лгут в 37% случаев. Затем идут личные беседы (27%), интернет-мессенджеры (21%) и электронные письма (14%). За написанное мы чувствуем большую ответственность, чем за сказанное.

Общительные люди лгут чаще, чем замкнутые, и чувствуют себя более комфортно, когда лгут, и дольше настаивают на своей лжи.

Психолог Белла Депауло пришла к следующим выводам:

Мужчины и женщины врут одинаково часто, но женщины обычно идут на это для того, чтобы собеседник чувствовал себя комфортнее, а мужчины – чтобы выставить себя в более выгодном свете.

Мужчины и женщины по-разному ведут себя, когда лгут. Говоря ложь, женщины чувствуют себя менее комфортно, чем мужчины.

Ученые выяснили, что лгать человек начинает после того, как его мышление достигает определенного уровня развития, ориентировочно это происходит в возрасте 3-4 лет.

Введение


Сегодня перед лицом новых, общечеловеческих проблем (глобальных, гуманитарных) значимость диалога неизмеримо возрастает. Общность бытия разных регионов, стран, культур, общее проблемное поле не означает их следования одним и тем же стандартам, социальным, экономическим, культурным. Общность формируется из сочетания разных региональных, этнокультурных объединений. Форма этой общности вырабатывается в ходе и посредством диалога или полилога между ними. Интерес к речевому акту в целом, включая как акт выражения, так и намерения говорящего и его воздействие на слушающего, предполагает рассмотрение речевого акта как события речевого общения, т.е. активного социального взаимодействия.

К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога, специалиста в области невербалики. Эта проблема общества начала изучаться только в начале шестидесятых годов, а общественности стало известно о невербальном общении только после того, как Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Но даже сегодня большинство людей всё ещё не знают о существовании языка телодвижений, несмотря на его важность в жизни человека.

В «язык» телодвижений входят мимика и жесты.

МИМИКА (от греч. mimikos - подражательный), выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. В театре - важный элемент актерского искусства или движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

ЯЗЫК ЖЕСТОВ (язык кинетический, язык линейный), система жестов и телодвижений, используемая как средство общения наряду со звуковой речью или взамен ее в бытовом общении, а также в связи с обрядами, культовыми запретами и т. п. или движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь. Решительный, выразительный, энергичный жест. Язык жестов (линейный язык, передающий сообщение посредством жестов). Театр жестов (пантомима).

Например, открытая протянутая ладонь при рукопожатии у самых разных народов мира символизирует дружелюбие, искренность и отсутствие агрессивных намерений.

Особенно важно знать особенности невербального общения для правильного восприятия немого кино.

Существует гипотеза, что родоначальниками невербальной коммуникации стали Чарли Чаплин и другие актёры немого кино.

В XX веке наиболее влиятельной являлась работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных», опубликованная в 1872 году. Она стимулировала современные исследования в области «языка тела», а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени ученые обнаружили более 1000 невербальных знаков и сигналов.

Также эту проблему изучал Альберт Мейерабиан, который определил, что передача информации между собеседниками происходит за счёт вербальных средств (только слов) на 7%, за счёт звуковых средств (тон голоса, интонация звука) на 38%, и за счёт невербальных средств на 55%.

Профессор Бердвиссл проделал аналогичное исследование и установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передаётся с помощью невербальных средств общения.

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал для передачи межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, с помощью одного взгляда можно понять, как расположен к тебе человек. Это можно увидеть по глазам, по жестам и по позе. Так же не мало важную роль могут сыграть глаза.

Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, утверждает Бердвиссл, что подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает человек в момент произнесения той или иной фразы. И наоборот. Также Бердвиссл научился определять, каким голосом говорит человек, наблюдая за его жестами в момент речи.

Ежедневно мы пользуемся десятками жестов, почти не задумываясь об их смысле и не всегда отдавая себе в том отчет, что они способны передавать о нас гораздо больше информации другим людям, чем слова.

Удивительно, что порой не каждый из нас понимает, что его поза, жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает его голос.

Изучение семиотической системы невербального общения не только способствует взаимопониманию между людьми - носителями одной культуры и языка, но и разных культур и языков.

Актуальность данной работы заключается в крайне высокой роли невербального общения и необходимости его глубокого исследования в условиях глобализации мира.

Проблематика данного исследования заключается в неправильном понимании людьми жестов и мимики в процессе невербального общения.

Цель исследования - изучить особенности невербального общения среди представителей как одной, так и разных национальностей, а также определить правильные толкования жестов и мимики.

1.Исследовать роль мимики и жестов в процессе общения.

2.Провести сравнительный анализ символики жестов носителей разных культур.

.Выявить психологические закономерности соответствия человека и мимики и жестов.

.Определить, как используется человеком семиотическая система невербального общения на практике.

.Провести сравнительный анализ символики мимики.

Основная гипотеза: предположим, что исследуемая часть населения (студенты) относятся к группе людей, хорошо понимающих мимические движения, жесты, но практически не используют это понимание в повседневной жизни, что может приводить к непониманию собеседников, а также возникновению конфликтных ситуаций.

В процессе исследования нами были использованы следующие научные методы:

.Таксономический метод, позволивший классифицировать мимику и жесты.

.Исторический метод, благодаря которому выявили происхождение мимики и жестов.

.Описательный метод, позволивший дать психологическую характеристику мимики и жестов.

.Экспериментальный метод, предоставивший возможность выявить психологические закономерности человека и мимики и жестов.

.Сравнительно-сопоставительный метод, благодаря которому мы сравнили мимику и жесты людей, являющихся носителями разных языков.

Лингвопсихологический метод, который позволил нам говорить о символическом значении мимики и жестов.

Статистический метод, предоставивший возможность выявить, на сколько респонденты понимают жесты и мимику, и систематизировать полученные данные.

Объект исследования - невербальное общение.

Предмет исследования - толкование мимики и жестов.

В предварительный период исследования было проведено анкетирование 90 студентов 1 курса БГЭУ факультета финансов и банковского дела, которое позволило определить восприятие мимики и жестов, носителями русского языка, живущими в начале XXI столетия.


1.Мимика, жесты и традиции


В разговоре всех людей всегда присутствуют жесты. Это стало так распространено, что порой мы не замечаем этого. Но в каждой стране свои жесты и своя мимика. Если говорить про британцев, то они очень скупы на жесты. Они стараются не прикасаться друг к другу и тщательно сохраняют при разговоре дистанцию размером с вытянутую руку. К нашему большому удивлению британцы поместили на проспектах авиакомпаний, осуществляющих зарубежные рейсы, следующее предупреждение: "Будьте осторожны - ваша жестикуляция может поставить вас в двусмысленное положение".

Многие русские при разговоре помещают руки в карман. Но и это, оказывается, тоже может создать проблему: в Аргентине человеку, сунувшему руки в карманы брюк, полицейский может указать на неприличное поведение.

В Германии, при разговоре дистанция с вытянутую руку маловата. Немец отступит при этом еще на полшага. В Италии, напротив, итальянец на полшага приблизится к вам, а человек, живущий в Саудовской Аравии, постарается общаться так, чтобы дышать вам прямо в лицо.

Как обиду и вызов воспримет грек поднятие руки с открытой в его сторону ладонью, а американец, в свою очередь не будет так зол.

В Японии не следует подтягивать на публике ремень. Это могут воспринять как начало харакири.

Грек, турок и болгарин, говоря "да", покачивают головой из стороны в сторону, что для большинства европейцев означает "нет". А североамериканские индейцы сопровождают свою речь особыми плавными жестами, которые могут обогащать сказанное дополнительным смыслом или придавать словам прямо противоположное значение.

Американцы считают на пальцах, отгибая их от кулака, а, не загибая их, как мы. Но если у нас чаще всего принято загибать пальцы, начиная с мизинца, то японец, сначала загибает большой палец, а после пяти начинает обратный процесс.

Указательный палец у виска означает "глупость" во Франции, "ум" в Голландии и "живи своим умом" в Великобритании.

Когда француз, немец или итальянец считает какую-либо идею глупой, он выразительно стучит, себя по голове, а если немец шлепнет себя по лбу открытой ладонью, то это может означать: "Да ты с ума сошел!" Кроме того, немцы, так же как американцы, французы и итальянцы, имеют обыкновение рисовать указательным пальцем спираль у головы, что означает: "Сумасшедшая идея..." И напротив, когда англичанин или испанец стучит себя по лбу, всем ясно, что он доволен, и не кем-нибудь, а собой. Несмотря на то, что в этом жесте присутствует доля самоиронии, человек все-таки хвалит себя за сообразительность: "Вот это ум!" Если голландец, стуча себя по лбу, вытягивает указательный палец вверх, то это означает, что он по достоинству оценил ум собеседника. Но если же палец укажет в сторону, то это означает, что у того не работает голова. Немцы часто поднимают брови вверх в знак восхищения чьей-то идеей. Такое же поведение в Англии будет расценено как выражение скептицизма.

Дотрагиваясь пальцем до века, итальянец выразит свою доброжелательность: "Я вижу, ты славный парень". В Испании этот жест означает сомнение в правдивости ваших слов, а для француза это - "болтун ты, братец!"

Если англичанин намерен кого-то проучить, он поднимает два пальца, сложенные вместе, что означает "Ну я тебе покажу!". А в США тот же жест воспримет как "Мы с тобой хорошая команда" или "Нас с тобой водой не разольешь!"

Типичный жест итальянцев - ладонь в форме лодочки - означает вопрос, призыв к объяснениям. А аналогичный жест в Мексике - призыв заплатить за информацию: "Ничего тебе не скажу бесплатно".

"Рога", образованные из указательного пальца и мизинца, служат итальянцам для того, чтобы "отвести дурной глаз", француз посчитает, что его хотят обозвать рогоносцем. Совсем неприличный жест (выставленный вверх средний палец руки) стал известен благодаря кино почти на всех континентах. Но во Франции и наш отечественный "кукиш" имеет такой же смысл.

Поднятый вверх большой палец руки в Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии имеет три значения. Обычно этот жест используется при голосовании на дороге, в попытках поймать попутную машину. Второе значение - все в порядке, а когда большой палец резко выбрасывается вверх - это становится оскорбительным знаком, означающим нецензурное ругательство.

Когда итальянцы считают от одного до пяти, этот жест представляет цифру 1, а указательный палец - 2. Если считают американцы и англичане, указательный палец означает 1, а средний палец - 2; в таком случае большой палец представляет цифру 5.

Поднятие большого пальца руки в сочетании с другими жестами используется также как символ власти и превосходства, а также в ситуациях, когда кто-нибудь вас хочет раздавить пальцем.образный знак пальцами

Этот знак очень популярен в Великобритании и Австралии и здесь имеет оскорбительную интерпретацию. Во время второй мировой войны Уинстон Черчилль популяризировал знак V для обозначения победы, но при этом рука повернута тыльной стороной к говорящему. Если же рука будет повернута ладонью к говорящему, то жест приобретает оскорбительное значение.

В большинстве стран Европы тем не менее V-жест в любом случае означает победу.

Вы пожимаете друг другу руку. Помните, что один и тот же жест может иметь разные нюансы, которые полностью изменяют его характер. Рукопожатие - вещь обычная.

Мужчины обычно крепче жмут руку, чем женщины, но внутренние убеждения и взгляды играют при этом чуть ли не определяющую роль. Если представитель так называемого сильного пола придерживается либеральных воззрений, относится к подвиду "интеллигентов очкастых", то у него, скорее всего, будет вялое, дряблое, маловыразительное рукопожатие. Но если женщина исповедует либеральную философию жизни, то у нее, напротив, может быть бульдожья хватка.

Знать о тонкостях искусства рукопожатия стоит всем, кто собирается на собеседование со своим потенциальным работодателем. Полезно познакомиться и с классификацией рукопожатий, составленной Ником Айлзом, экспертом одного из лондонских институтов, который выделяет четыре основных типа: "костоломный", "мокрая рыба", "масонский" и а-ля Билл Клинтон".

Костоломный: есть любители прессовать вам руку с таким отчаянным энтузиазмом, словно они выжимают белье. Возможный диагноз - у них внутренняя неуверенность в себе, требующая ее чем-то компенсировать. Мокрая рыба: потная ладонь, которая способна у вас "вызвать озноб".

Масонский знак: любое хитроумное перебирание пальцев, что эксперт Айлз не рекомендует делать ни при каких обстоятельствах.

И, наконец, стиль бывшего американского президента США, который имеет привычку в момент рукопожатия класть свою левую руку на правую руку своего собеседника - чуть выше локтя. У него немало подражателей, но в основном среди политиков. Обычно такой жест сочтут за излишнюю фамильярность.

Это лишь самая малость примеров и сравнений разных стран мира (в частности Европы). Ниже следует основные этапы характеристики:

сравнение жестов;

внешний вид, одежда, поза;


ГОЛОС - совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих у человека в результате колебания эластичных голосовых связок. В образовании голоса участвуют воздушные пути (легкие, бронхи, трахея, гортань, ротовая и носовая полости).

Большинство людей обращают огромное внимание на голос. Голос может быть высоким, средним и низким (бас). Темп и интонация тоже играют большое значение при разговоре. К примеру, интонация может быть деловой (официальной), бытовой (неофициальной) и т.д.

По тону, интонации, с которой была высказана просьба, можно сказать, насколько важна эта просьба для собеседника, и является ли это просьбой сделать дружеское одолжение или скорее похожа на приказ. Например, выражение "Привет" может быть произнесено с множеством различный интонаций и иметь, соответственно, совершенно разный смысл: это может быть дружеское приветствие, а может значить: "как ты этого не понимаешь".



ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ - это одна из важнейших категорий невербального общения. Их настолько много, что ни один человек не сможет перечислить все жесты. Ниже перечислено только несколько групп жестов.

Копирование движений

Если один человек копирует элементы языка тела другого (одновременно кладут ногу на ногу, подпирают голову рукой, сжимают руки и т. д.), есть вероятность того, что один из собеседников или оба настроены на лирический лад. Когда человек подражает другому человеку, это свидетельствует о том, что он хочет на него быть похожим.

Раскачивание с пятки на носок

Эти телодвижения сигнализируют о том, что человек испытывает нетерпение или беспокойство. Взрослые люди раскачиваются с пятки на носок в минуты волнения, когда им неловко, и они хотят успокоиться.

Такое поведение не редкость и у детей: это их способ подбодрить себя и восстановить душевное равновесие. Если подобным образом ведут себя взрослые люди, окружающим это не нравится, потому что это их отвлекает. Они не могут собраться и сосредоточиться на том, что пытается им сказать человек, который раскачивается.

Когда люди не находят себе места, они тем самым сообщают о себе множество информации. Они нервничают, и тогда это признак того, что они не хотят здесь больше находиться. Они заламывают руки или переминаются с ноги на ногу, что свидетельствует о волнении или раздражении. Когда человеку неловко, он постоянно делает какие-нибудь движения, чтобы чувствовать себя лучше.

Когда людям неловко, у них повышается температура, они буквально ощущают жар в груди.

Поэтому, когда кто-то ерзает, он посылает сообщение о том, что ему неловко или его что-то беспокоит. Возможно, человек солгал или хочет уйти от людей, в обществе которых он в данный момент находится.

Наклон головы

Голова, склоненная набок, сигнализирует о том, что человеку интересно, и он готов выслушать то, что вы намерены сказать. Он сосредоточен на ваших словах, и вам удалось полностью завладеть его вниманием.

Резкое движение головой

Услышав то, что им пришлось не по душе, люди часто делают головой резкое движение в сторону от говорящего. Скорее всего, это бессознательная реакция, призванная создать преграду между человеком и источником дискомфорта.

Людям, постоянно кивающим, когда говорит собеседник, нравится всем угождать. Обычно они испытывают горячее желание нравиться. Их манера как бы говорит: "Я соглашаюсь со всем, что вы говорите, а вы должны меня за это любить". Как правило, это неуверенные в себе люди, которые опасаются того, что их отвергнут.

Когда человек качает или вертит головой, это означает, что он выражает сомнение или несогласие с тем, что было сказано. Он может качать головой, пытаясь проанализировать сказанное и решить, какую позицию должен в этом случае занять.

Почесывание головы

Почесывание головы означает, что человек смущается или в чем-то не уверен.

Обычно это хорошо видно. Этот жест в большинстве случаев дополнительной мимикой. К примеру, искривлением губ.

Пожимание плечами Когда люди пожимают плечами, это означает, что они говорят неправду, неискренни или им все безразлично. Также это можно расценить, как "не знаю", "не уверен" или "что-то мне не верится".

Человек, который лжет, обычно пожимает плечами очень быстро. В этом случае это делается абсолютно непроизвольно и означает нечто совершенно иное, нежели безразличие или отсутствие заинтересованности. Человек как бы сообщает, что говорит неправду.

Если человек поднимает плечи, но не пожимает ими, а оставляет их в таком положении, то он показывает свою беззащитность. Это движение часто делала Мэрилин Монро, чтобы подчеркнуть свою сексуальность и готовность к общению.

Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх (жест, связанный с искренностью и открытостью), пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук (обозначает открытость натуры), расстегивание пиджака (люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашем присутствии). Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты (оборонительные). Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, что мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Например, жест "рука у щеки" - люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки - подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы - ниже рта (позиция "подождем-посмотрим"). Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают (позиция "это замечательно!"). Наклоненная голова - жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены, значит, группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает преподаватель. Почесывание подбородка (жест "хорошо, давайте подумаем") используется, когда человек занят принятием решения. Жесты с очками (протирает очки, берет в рот дужку очков и т. п.) - это пауза для размышления, обдумывания своего положения перед тем, как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

Расхаживание - жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы - жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности, напряженной мысли.

Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелканье колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд ("Я смотрю на вас, но не слушаю").

Жесты ухаживания, "прихорашивания". У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев ("в вашем присутствии я чувствую себя уютно"), у мужчин - поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз и др.

Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот - собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону - показатель скрытности. Ноги или все тело обращены к выходу - верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем - знак сомнения (другие разновидности этого жеста - потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз).

Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит, он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи - это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.

Жесты готовности. Руки на бедрах - первый признак готовности (его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать). Вариация этой позы в положении сидя - человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени (так сидят непосредственно перед заключением соглашения или, наоборот, перед тем, как встать и уйти).

Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы - переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем, как сесть.

Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности - медленное и изящное поднятие руки к шее.

Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п. (тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями); тесно оплетенные, напряженные руки - жест недоверия и подозрения (тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха), руки тесно сжимают одна другую - значит, человек попал в "переделку" (например, должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него); поглаживание шеи ладонью (во многих случаях, когда человек защищается) - женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.

Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма (жест "купол"), что означает доверительность и некоторое самодовольство, эгоистичность или гордость (очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный).

Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят (так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители). Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом - сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, встать перед ним.

Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла (тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство), локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук, расположенные прямо перед ртом (такие люди играют с партнерами в "кошки-мышки", пока те не дают им возможности "раскрыть карты", указанием на что служит убирание рук ото рта на стол), позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо - признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты самоконтроля. Руки заведены за спину и сильно сжаты. Другая поза - сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники (типична для ожидания приема у зубного врача). Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться с сильными чувствами и эмоциями.


1.3 Внешний вид: одежда, поза


Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т. п. Если ваш партнер сидит почти неподвижно, в темных очках, да еще прикрывает записи руками, вы чувствуете себя крайне неуютно.

Поэтому при деловых встречах не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, зажатые в кулаки или сцепленные пальцы. Избегайте надевать очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве. Не видя глаз собеседника, партнер может чувствовать себя неловко, поскольку значительная доля информации оказывается ему недоступной. В результате будет нарушена общая атмосфера общения.

В позе отражается субординация участников беседы. Причем, именно психологическая субординация - стремление доминировать или, напротив, подчиняться, а это может не совпадать со статусом. Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство. Например, один присел на краешек стула, положив руки на колени, другой развалился, небрежно положив ногу на ногу. Взаимоотношения этих людей очевидны, даже если не слышно, о чем идет речь: первый - подчинен второму (при этом неважно формальное соотношение занимаемых ими должностей).

О стремлении к доминированию свидетельствуют также и такие позы, как: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены; одна рука на бедре, другая опирается о косяк двери или стенку; голова чуть приподнята, руки перекрещены у талии. Напротив, при желании подчеркнуть согласие с партнером можно наблюдать своеобразное копирование его жестов. Так, если один из партнеров при дружеской беседе сидит, подперев голову рукой, другой почти автоматически делает то же, как бы сообщая тем самым «я такой же, как ты». Незнакомые люди стараются избегать копирования поз друг друга. И, наоборот, если собеседники хотят установить дружеские, непринужденные отношения, они повторяют движения друг друга. Однако важно, чтобы оба собеседника стремились к неформальной, дружеской атмосфере. В противном случае копирование позы может вызвать крайне негативную реакцию.

Внешний вид

Внешний вид - то, как другие люди видят и воспринимают другого человека. Это важная часть невербального общения.

Хороший внешний вид зависит от характеристик:

опрятный и чистый внешний вид;

свободное естественное поведение;

грамотная речь;

достойные манеры;

спокойная реакция на похвалу и критику;


жест мимика семиотический невербальный

Ещё одна главная черта в невербальном общении. На примере мы взяли небольшой тест:


С помощью данного несложного теста вы можете поупражняться в своем умении читать по лицам. Определите, какое чувство выражает лицо на каждом из 12 рисунков.

Правильные ответы (таковыми считаются исходные по смыслу с приводимыми ниже определениями):

1.Всем известное выражение неоднозначности, растерянности.

2.Угрюмость.

.Выражение заинтересованности.

Недовольство.

.Грусть, печаль, расстроенность.

Удивление.

.Незаинтересованность. Полная противоположность жесту по номером 9.

.Злость. Нахмуренные брови говорят о очень рассерженном состоянии.

.Радость, некоторое удивление заинтересованность.

Печаль.

.Выражение задумчивости.

.Озабоченность и волнение.


2.Сравнительный анализ символики мимики и жестов


В ходе исследования нами было проведено анкетирование студентов 1 курса БГЭУ факультета финансов и банковского дела. 90 респондентам была предложена анкета.

Задача исследования: выяснить, какое значение мимике придают в своей повседневной жизни молодые люди. В какой степени они умеют читать её, разбираются ли, что означают мимические движения, как реагируют при общении с другими людьми.

Рабочая гипотеза.

Факт понимания мимики молодёжью влияет на их взаимоотношения непосредственно между собой, а так же с обществом, окружающим их. Однако каждый человек может придавать разное значение мимике собеседника. Предполагается, что исследуемая часть населения (студенты) относятся к группе людей, хорошо понимающих мимические движения, жесты, но практически не используют это понимание в повседневной жизни, что может приводить к непониманию собеседников, а также возникновению конфликтных ситуаций.

Основной процедурой сбора данных социологического исследования является анкетирование респондентов.

Процедурой анализа полученных данных является обработка анкет.

Тело - это перчатка для души

Для каждого вопроса выберите свой вариант ответа.

Вы считаете, что мимика и жесты - это …

  1. Спонтанное выражение душевного состояния человека;
  2. Дополнение к речи;
  3. Проявление нашего подсознания.

2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин?

  1. Нет;
  2. Не знаю.

3. Какие мимические движения и жесты, по-вашему, понимаются во всём мире одинаково? (выберите три варианта.)

  1. Качание головой;
  2. Кивки головой;
  3. Морщенье носа;
  4. Морщенье лба;
  5. Подмигивание;
  6. Улыбка.

4. Какая часть тела выразительнее всего?

  1. Ступни;
  2. Ноги;
  3. Руки;
  4. Кисти рук;
  5. Плечи.

5. Какая часть лица наиболее выразительна? (выберите два варианта.)

  1. Лоб;
  2. Брови;
  3. Глаза;
  4. Нос;
  5. Губы;
  6. Углы рта.

6. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что…

  1. Ему есть, что скрывать;
  2. У него некрасивые зубы;
  3. Он чего-то стыдится.

7. На что вы, прежде всего, обращаете внимание, разговаривая с человеком?

  1. На глаза;
  2. Рот;
  3. Руки;
  4. Позу.

8. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит взгляд, это для вас признак…

  1. Нечестности;
  2. Неуверенности;
  3. Собранности.

9. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что

  1. Первый шаг всегда делают именно мужчины;
  2. Женщина неосознано даёт понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;
  3. Он достаточно мужествен, чтобы рискнуть получить от ворот поворот.

10. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем сигналам, которые вы уловили из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?

  1. Словам;
  2. Сигналам;
  3. Он вообще вызовет у вас подозрение.

11. Поп-звёзды вроде Мадонны или Принца пользуются на концертах жестами, носящими откровенно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется?

  1. Просто фиглярство;
  2. Они заводят публику;
  3. Это выражение их собственного настроения.

12. Можно ли полностью контролировать свою мимику?

  1. Нет;
  2. Только отдельные элементы мимики.

13. При интенсивном флирте вы изъясняетесь преимущественно…

  1. Глазами;
  2. Руками;
  3. Словами.

14. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов…

  1. подсмотрены у кого-то и заучены;
  2. передаются из поколения в поколение;
  3. заложены от природы.

Результаты обработки анкет представлены в таблице.


Номер вопросаВариант ответаaBcDEf110%75%15%---220%75%5%---310%50%50%20%70%100%410%10%45%15%20%-515%5%25%10%45%100%60%0%100%---740%15%5%40%--80%100%0%---940%10%50%---100%0%100%---110%100%0%---1220%5%75%---1350%45%5%---140%0%100%---

После обработки данных имеем результаты:

% - люди, хорошо интерпретирующие мимику и жесты, но редко использующие эту информацию в реальной жизни. Эти люди склонны скорее буквально, воспринимать сказанные им слова и руководствоваться ими, а не сделанными выводами по полученной информации из мимики и жестов собеседника.

Рекомендация этой группе людей: больше уделять внимания, полученной информации из мимики и жестов своего собеседника и принимать решения (действия), учитывая эту информацию. Это поможет им комфортнее общаться и избегать конфликтных ситуаций.

% - люди, у которых определённо есть способность к пониманию людей без слов, но они слишком полагаются на это качество. Ведь если вам улыбаются, это ещё не значит, что объясняются в любви.

% - люди, для которых язык мимики и жестов - китайская грамота. И дело не в их способностях, они просто не придают этому значения.

Рекомендация этой группе людей: необходимо постараться намеренно фиксировать внимание на мелких жестах окружающих вас людей. Помните пословицу: Тело - это перчатка для души. Понимая других, вы никогда не окажитесь в капкане одиночества.



Таким образом, исследовав проблему мимики и жестов, можно сделать следующие выводы:

.мимика и жесты являются семиотической (знаковой) системой невербального общения, различной в разных национальных культурах;

.экстралингвистические причины (т.е. государство, в котором живет человек, политическая обстановка, социальное положение и т.д.) оказывают большое влияние на восприятие жеста и мимики;

.немаловажен культурологический аспект восприятия семиотической системы невербального общения, поскольку культура, история, традиции народа важны для формирования менталитета человека;

.большинство людей (ок.90%) хорошо интерпретируют мимику и жесты, но редко используют эту информацию в реальной жизни;

.проблема невербального общения крайне актуальна в условиях глобализации мира и требует глубокого исследования.


Литература


1.Голд Сабрина. Новейшее руководство по расшифровке жестов, поз, мимики. - М., 2007.

.Нелсон Одри, Голант Сюзанн. Язык мимики и жестов. Что это такое. - Спб, 2003.

.Нэпп Марк,Холл Джудит. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение. Полное руководство по невербальному общению. - М., 2007.

.Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. - М., 2003.

.Степанов С. Язык внешности. Жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда. - М., 2000.

.Тумаркин П.С. Жесты и мимика в общении японцев. Лингвострановедческий словарь-справочник. - М.: Русский язык, 2001.

.Рыбалка С.В. Язык мимики, взглядов и жестов. - М., 2007.

.Хомич Е.О. Язык мимики и жестов. - М., 2008.

.Хьюбер Ч. Первое впечатление. Язык мимики и жестов. - М., 2007.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Донести до других свои чувства и мысли человеку помогает устная или письменная речь. В первом случае используется не только голосовая передача текста, но и невербальные средства общения, такие как жесты или мимика. Они оживляют речь, придавая ей более эмоциональную окраску. Умение правильно считывать невербальные сигналы позволяет понять истинные мотивы собеседника, поскольку именно мимика в общении выражает непосредственное отношение к происходящему.

Значение мимики в жизни человека

Невербальное общение не предполагает использования речи, только сенсорные или телесные контакты: мимика, прикосновение, жесты, взгляд. Именно они помогают людям достигнуть взаимопонимания на уровне эмоций. Исследованиями установлено, что лишь 35% информации мы передаем друг другу посредством речи. Остальное 65% приходится на долю невербальных сигналов: движения тела, жестов, взгляда, мимики. Они дополняют произносимые фразы, усиливая их значимость.

Фактически, невербальные средства общения вполне способны заменить собой . Так происходит с глухо — немыми людьми. Для них безречевое общение посредством жестов и мимики – обычный способ коммуникации с окружающими. То же самое можно сказать о детях, которые еще не научились говорить. Приёмами невербального общения люди пользуются, чтобы установить коммуникативные связи с представителями животного мира.

Нельзя недооценивать значение мимики в процессе общения. Ведь порой выражение лица, вкупе с другими невербальными сигналами, несет в себе больше информации о чувствах или настроении собеседника, чем слова. Люди привыкли контролировать то, что говорят. Однако невербальные проявления скрыть сложно. Многие движения происходят рефлекторно, до того как эмоция будет оценена мозгом. Научившись улавливать и трактовать мимику и другие невербальные сигналы, можно понять не только то, что хочет сказать собеседник, но и то, что он пытается скрыть.

Проявления чувств и эмоций посредством невербальных сигналов

Жесты, пантомимика и мимика — средства общения, которые относятся к оптико — кинетическим. Эта система невербальных сигналов включает внешний вид, тембр голоса, движения рук или головы, положение тела в пространстве. Успешное установление контакта зависит не только от того, что собеседник говорит, но и насколько уверена его мимика, , голос, взгляд. Именно этим обусловлен интерес к изучению значения невербальных сигналов со стороны психологов, бизнесменов и людей, которые хотят построить карьеру.

О чём расскажет мимика?

Важнейшим элементом невербальной коммуникации является мимика. Американский психолог Пол Экман разработал методику «Facial Affect Scoring Technique» или, сокращенно, FAST , которая позволяет определить эмоциональное состояние пациента визуально. Профессор предложил условно разделить лицо человека на три зоны:

  • лоб и глаза,
  • нос и область вокруг него,
  • рот и подбородок.

Согласно методике FAST значение невербальной мимики рассматривается только в совокупности изменений хотя бы двух из этих участков. Такой несложный анализ невербального сигнала позволяет, к примеру, отличить притворную улыбку от искренней радости.

Существует шесть основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики:

  • радость,
  • гнев,
  • удивление,
  • отвращение,
  • ужас,
  • печаль.

Непроизвольная или рефлекторная мимика это невербальные проявления, которые сам человек не контролирует. Именно она отражает истинное эмоциональное состояние.

Предлагаем рассмотреть самые значимые невербальные проявления чувств, отражающихся в мимике лица, которые схематически изображены на картинке:

  1. Эмоция радости отражается на зоне лба и рта. Уголки губ приподняты, зубы приоткрыты. Вокруг глаз обозначаются легкие морщинки. Брови тоже слегка приподнимаются по отношению к переносице.
  2. Лицо человека, который испытывает счастье , расслаблено. Это выражается полуприкрытыми верхними веками, брови при этом слегка приподняты, взгляд сияющий. Уголки губ оттянуты к ушным раковинам.
  3. Для удивления характерны приподнятые кверху брови, округленные глаза, слегка приоткрытый рот.
  4. Сомнение выражается во взгляде человека, смещенном влево. Именно левое полушарие мозга отвечает за анализ ситуации. Положение губ напоминает саркастическую ухмылку, то есть, приподнят только один краешек губ.
  5. Угрюмость или уныние выражают опущенные брови и уголки рта. Взгляд потухший, безразличный.
  6. Лицо испуганного человека напряжено. Страх выражается в приподнятых бровях, широко распахнутых глазах. Через приоткрытые губы частично видны зубы.
  7. Округлившиеся глаза, приоткрытый рот, поднятые брови – так мимикой лица выражается шок .
  8. Однобокая ухмылка, скошенный в сторону взгляд, прищуренные глаза и приподнятая бровь – так выглядит недоверие.
  9. Взгляд человека, размышляющего над проблемой , направлен вверх. Уголки губ немного опущены.
  10. Широко распахнутые, азартно блестящие глаза, приподнятые «домиком» брови и приоткрытый рот, выражают радость по поводу пришедшей в голову гениальной идеи .
  11. Человек, довольный собой , выглядит расслабленным. Его брови и веки опущены, а губы сложены в полуулыбку.
  12. О коварных замыслах поведает взгляд с прищуром, приподнятые внешние уголки бровей, сжатые в ниточку губы, складывающиеся в натянутую улыбку.
  13. Хитрец прищуривает глаза, отводит взгляд в сторону. Левый или правый уголок его рта приподнимается.
  14. Демонстрируя решимость , человек сжимает губы, крепко стискивает челюсти, смотрит исподлобья. Его зрачки могут резко сужаться, взгляд становится угрожающим.
  15. Смущаясь , люди устремляют глаза вниз, улыбаются сомкнутыми губами так, что один краешек рта приподнимается. Внутренние кончики бровей ползут вверх.
  16. Обида выражается в поджатых губах, низко опущенных бровях и веках. Взгляд отводится в сторону от собеседника.
  17. Сосредоточенно думая, большинство людей сдвигают брови так, что образуется складка на переносице. Взгляд при этом будто устремлен в себя, подбородок напряжен, рот неподвижен.
  18. Неуверенность выражается в немного растерянном, блуждающем взгляде, приподнятых «домиком» бровях. Уголки губ при этом опускаются.
  19. Выражение мечтательности на лице характеризуется высоко поднятыми внутренними уголками бровей. Взгляд устремлен вверх, уголки рта располагаются ассиметрично.
  20. Утомление выражается в полном расслаблении лицевых мышц, в том числе век. Губы приобретают форму подковы, обращенную кончиками книзу.

Для точного определения эмоционального состояния по мимике или по совокупности невербальных признаков, необходимо принимать во внимание такие детали, как направление взгляда, состояние зрачков. Если человек испытывает сильную антипатию к собеседнику, он непроизвольно щуриться. Лжец отводит глаза в сторону, его выдает частое моргание или, напротив, немигающий взгляд. О неискренности свидетельствует асимметрия лица, слишком подвижная мимика.

Заключение

Интерпретация невербального поведения людей по мимике или жестам зависит от множества факторов. Это культурные традиции страны, пол, возраст собеседника, ситуация при которой происходит . Стоит помнить, что невербальные жесты и мимика у жителей Европы или Азии различаются. К тому же, большинство взрослых людей неплохо контролируют свои невербальные реакции. Чтобы уловить подлинные эмоции по мимике, промелькнувшей на лице за считанные доли секунды, требуется определенный навык, наблюдательность.

Согласно исследованиям, только десятую долю информации человек передает словами. Остальная часть приходится на жесты, мимику и интонацию. Для первого интуитивного «сканирования» человека необходимо примерно 10 секунд. Люди далеко не всегда говорят то, что думают, но тело не умеет врать. Скрытые чувства находят выход через жесты. Психология невербального общения очень широка и многогранна. Научившись понимать жесты человека и их значения, узнать правду будет намного проще.

Классификация жестов

Когда повышается эмоциональный фон человека, он перестает следить за своим телом. Но при попытке разгадать мысли окружающих необходимо учитывать и ситуативные факторы, чтобы суждение было верным. Например, если человек скрещивает руки на груди в сильные морозы, это может означать только то, что ему холодно, а не скрытость и замкнутость.

Жестикуляция человека делится на виды:

Общепринятая;

Эмоциональная;

Ритуальная;

Индивидуальная.

Движения руками

Изучая жесты человека и их значения, особое внимание стоит уделить рукам. Именно их движения составляют большую часть общения. Многие из них стали настолько привычными и обыденными, что их перестали замечать. Но даже простые жесты при более детальном рассмотрении могут оказаться занимательными.

Рукопожатие

Когда один человек здоровается с другим, манера может о многом сказать. Властные люди подают ее ладонью вниз. Когда присутствует уважение, рука подается ребром вниз. Если человек отличается уступчивостью и умеет находить компромиссы, он протягивает ее ладонью вверх. Морально слабые люди неуверенно и очень слабо, а агрессивные, напротив, - очень сильно, в это время их рука полностью выпрямлена и напряжена.

Открытые и закрытые жесты

Задумываясь о том, как понять человека по жестам, необходимо знать, что они бывают открытыми и закрытыми. Под первыми понимают те движения, когда человек разводит руки в сторону или демонстрирует ладони. Они свидетельствуют о том, что он готов к контакту и открыт для общения.

К закрытым жестам относят те, которые помогают человеку выстроить психологический барьер. Тело может закрываться не только руками, но и посторонними предметами. Такие манипуляции говорят о том, что человек не доверяет собеседнику и не готов перед ним открываться. Это могут быть сцепленные «в замочек» пальцы или скрещенные руки.

Изучая жесты человека и их значения, специалисты пришли к выводу, что люди, которые кладут ладонь на ладонь или сцепляют руки за спиной, чувствуют свое превосходство над окружающими и отличаются высоким самомнением. Об агрессии могут свидетельствовать руки, заложенные в карман, когда при этом большой палец остался снаружи.

Прикосновения к лицу

Если во время беседы собеседник постоянно трогает лицо, уши или шею - это должно насторожить. Скорее всего, он врет. Движения рук около рта могут говорить о том, что человеку не хватает поддержки и одобрения. Но стоит учитывать и наружные факторы: возможно, собеседник чешет глаза и трогает нос из-за простуды или аллергии.

Люди, которые чем-то увлечены, часто подпирают щеку. Если человек чешет подбородок, значит он находится в процессе принятия какого-то важного решения.

Наклоны

Чтобы найти взаимопонимание, важно знать, о чем свидетельствуют мимика и жесты человека. Психология невербального общения - ключ к успеху. Многие движения осуществляются на подсознательном уровне, поэтому контролировать их практически невозможно.

Когда человек испытывает симпатию к собеседнику и готов идти с ним на контакт, он обычно к нему наклоняется. Если он сидит, корпус может подаваться вперед, но ноги при этом остаются на месте. Наклоняясь набок, он демонстрирует дружеский настрой. Когда собеседник откидывается на спинку стула, возможно, ему наскучил разговор, и он потерял к нему интерес.

Личные границы

Для чего нужно знать, как читать жесты человека? У людей существуют определенные правила, касающиеся их личной территории и пространства. Человек, который любит нарушать их и вторгаться в чужие границы, обожает проявлять силу и красоваться на публике. Уверенные люди зачастую занимают чуть больше места: они вытягивают ноги, удобно располагают руки. Скованный человек старается принять позу эмбриона.

Не каждый готов впустить собеседника в свое личное пространство. Если человек внутренне напрягается, скрещивает руки и отодвигается назад, значит он не готов к близкому контакту.

Если человек далеко стоит…

Человек, который становится вдалеке от собеседника, кажется высокомерным. Но на самом деле он просто боится сблизиться с окружающими. Его может раздражать внешний вид или тема разговора, и он хочет быстрее прекратить общение. Зачастую люди, которые привыкли дистанцироваться, в душе испытывают страх.

Копирование движений

Желая разобраться в том, как понять человека по жестам, стоит обратить внимание, не копирует ли он чужие движения. Когда собеседник подражает, это свидетельствует о том, что он испытывает симпатию и настроен позитивно.

Раскачивание

Такие телодвижения, а также соответствующие жесты и мимика человека говорят о внутреннем беспокойстве или нетерпении. В минуты волнения взрослые люди могут раскачиваться с пятки на носок, чтобы немного успокоиться. Но собеседнику такое поведение вряд ли понравится: оно отвлекает и сбивает говорящего, мешая ему сосредоточиться.

Ерзание

Когда люди начинают нервничать, их тело может выдать множество различной информации. Ерзание говорит о не меньше, чем мимика и жестикуляция. Когда человек чувствует себя неуверенно, он совершает различные движения, например заламывает руки или ерзает на стуле. Это помогает ему отвлечься от неприятной ситуации.

Если собеседник постоянно теребит галстук, возможно, он соврал или просто хочет покинуть общество, в котором находится.

Наклоны головы

Склоненная набок голова - признак того, что собеседнику интересна беседа, он готов слушать и заинтересован в ее продолжении. Такие жесты человека и их значения однозначны и говорят о том, что он полностью сконцентрирован на восприятии информации.

Кивание головой и резкие движения

Психологи давно заметили, что если человеку не нравится то, что он слышит, он бессознательно делает резкое движение головой в противоположную сторону от говорящего. Таким образом, он создает преграду между собой и источником дискомфорта.

Люди, которые постоянно кивают в ответ на речи собеседника, привыкли всем угождать. Им очень хочется всем нравиться и получать одобрение окружающих. Как правило, эти люди недостаточно уверены в себе и боятся быть отвергнутыми.

Если человек мотает головой из то так он выражает внутреннее несогласие с собеседником.

Опущенная и вскинутая голова

Человек, который ведет беседу с низко опущенной головой - скромный и неуверенный, он страдает от низкой самооценки. Возможно, в данный момент он переживает депрессию или глубоко несчастлив.

Вскинутая голова и задранный подбородок - признак агрессивности и враждебности. Возможно, человек чувствует нависшую угрозу и готов пойти на любые крайности, чтобы обезопасить себя.

Если собеседник постоянно откидывает голову назад, это может свидетельствовать о презрении или высокомерии.

Почесывание

Это движение не имеет значения только в том случае, когда человек чем-то болен. В других ситуациях он является показателем того, что собеседник испытывает неловкость или неуверенность. Гораздо проще найти контакт с окружающими, если знать, что означают мимика и жесты человека. Психология невербального общения поможет решить ситуацию, не доводя ее до конфликта. Иногда люди могут почесывать затылок, если им что-то не нравится. Вовремя предложив собеседнику альтернативный вариант, можно избежать споров и критики.

Зачастую человек почесывается, если не понял вопрос. Изменив формулировку и более детально пояснив, что от него требуется, можно дать ему время на подготовку ответа.

Движения плечами

Такие жесты могут свидетельствовать о том, что человеку безразлично происходящее, или он врет. Также это можно расценить как неуверенность в сказанных словах. Во время неправдивого рассказа люди пожимают плечами очень быстро. Такое передергивание помогает им собраться и выглядеть собранным и спокойным. Поднятые плечи - признак незащищенности.

Жесты флирта

Когда человек хочет привлечь внимание противоположного пола, он дотрагивается до волос или поправляет одежду. Иногда присутствует повышенная жестикуляция и взволнованность. Женщины могут накручивать локон волос на палец или поправлять макияж. Мужчины при общении с дамой, которая вызывает у них симпатию, хотят казаться сильными и уверенными в себе. Они ставят руки на пояс или закладывают их в карманы, играют ремнем, привлекая внимание.

Замаскированные жесты

Они помогают человеку достичь нужного уровня спокойствия и защищенности. Вместо прямого скрещивания рук используются различные предметы: запонки, ремешок часов или браслеты. Но результат этих манипуляций всегда один и тот же: одна рука оказывается поперек тела, создавая таким образом защиту. Это свидетельствует о нервозности.

Болтание руками

Для полноценного общения очень важно понимать, что означают жесты человека. Если во время разговора одна рука у него хаотично болтается, рисует какие-то линии или описывает круги, это может говорить о том, что собеседник обманывает.

Если человек хочет выразить критику или недоволен происходящим, зачастую он принимает такую позу: одна рука подпирает подбородок, а указательный палец выпрямлен. Другая рука может поддерживать локоть. Если в совокупности с этим опущена одна или две брови, то внутри человек явно не одобряет собеседника.

Потирание шеи

Когда человек во время общения потирает ухо или шею, скорее всего, он не до конца понимает, что от него требуется. Его уверения, что ему все ясно - обман. Конечно, если такие действия не вызваны вчерашним сквозняком и болевыми ощущениями.

Рот, прикрытый рукой

Трение века также может свидетельствовать о том, что собеседник говорит неправду. Если обман довольно серьезный, человек может отводить глаза в сторону или опускать вниз, поглаживать шею или уши. Но все эти признаки стоит рассматривать в комплексе.

  • Люди, которые хотят подчеркнуть свои непоколебимые позиции, могут совершать руками твердые жесты, чтобы акцентировать внимание на переходе от одной темы к другой. Наглядно демонстрируют такие жесты людей фото.

  • Если обстановка сильно накалена, стоит использовать движения руками, чтобы немного разрядить ее. Серьезные фразы можно иллюстрировать веселыми жестами. Это немного взбодрит аудиторию и зарядит атмосферу позитивом.
  • Не стоит становиться клоуном и совершать нелепые движения. Жесты и мимика человека должны привлекать внимание к основной беседе, а не отвлекать от нее. К тому же они должны быть понятны всем присутствующим.