В книгах, посвященных искусству ниндзюцу, можно увидеть описания огромного количества типов холодного боевого оружия ниндзя – всевозможных мечей, серпов, алебард, трубок, сюрикенов и т.д.

Но с исторической точки зрения специфическим холодным оружием ниндзя, которое использовали лишь «воины ночи» являлись всего пара десятков видов военных предметов, которые были незаметны и использовались скрытно. Остальное в такой же мере применялось самураями и бандитами.

Виды холодного оружия синоби

Меч ниндзя (ниндзя – то, гатана) – короткий изогнутый меч с металлической рукоятью, опутанный черными полосками кожи. О мече ниндзя под влиянием боевиков сложилось большое количество заблуждений. Ниндзя–то был не прямым, а слегка изогнутым и не носился за спиной, как показано в фильмах. Во избежание привлечения внимания к наемному убийце на лезвии, ножнах и рукояти отсутствовали узоры, орнамент и драгоценности. Зачастую ножны меча (сая) делали длиннее, чем лезвие и в пустое пространство клали небольшие вещи, которые могли помочь синоби в сложной ситуации – сюрикены, отравляющие порошки, документы.

Ашико – острые металлические когти, которые надевались на ступни и помогали с высокой скоростью взбираться на деревья и стены. Также использовались в качестве оружия – ими можно было нанести тяжкие повреждения.

Шуко – подобно ашико применялся для лазания по деревьям и преодоления высоких укреплений.

Какуте – оружие женщины–ниндзя. Представляло собой кольцо с заостренными выступами, на которые наносился яд.

Кама – боевое оружие в виде серпа, с рукоятью длиной 45 см и закрепленным перпендикулярно к ней лезвием изогнутой формы. Зачастую применялось в качестве парного оружия.

Кусари-гама – кама, к которой крепилась цепь с грузом на другом конце. С помощью цепи производился перехват оружия врага и выбрасывание лезвия на расстояние длины цепи с последующим возвращением камы в руки ниндзя.

Кагинава – кошка на веревке или цепи большой длины. Использовалась для преодоления стен.

Киёкетсу-шоге – веревка с привязанным на одном конце ножом, а на другом – рукояткой в виде обруча.

Нагината – японская алебарда с пятнадцатисантиметровым лезвием. Нагинату часто носили монахи-воины сохеи, ниндзя использовали ее, если хотели замаскироваться под них.

Неко-те – металлические, иногда отравленные когти, которые надевались на пальцы. В основном, применялись женщинами – синоби куноичи для повреждения глаз соперника.

Саи – японский трезубец, представляющий собой острый круглый или многогранный шестидесятисантиметровый стержень, с заточенными гардами.

Шобо – острый металлический стержень, который присоединялся к среднему пальцу с помощью специального кольца.

Сюрикен – тонкая заточенная металлическая пластина, которая использовалась, в основном, для остановки врага. Иногда на концы сюрикена наносился яд, но ниндзя с отравленным сюрикеном по неосторожности мог ранить сам себя и умереть от своего же яда.

Метательные стрелки – заостренные стержни длиной 10-15 см, носились скрытно в специальном колчане на руке.

Тэссэн - веер металлическими заточенными спицами. Часто использовался в качестве небольшого щита.

Фукия, фукибари – духовая трубка 5-30 сантиметров длиной. С помощью нее ниндзя мог стрелять отравленными иглами.

Оружие ниндзя видео

В видео перечислены наиболее интересные предметы из арсенала синоби.

Меч ниндзя — один из самых любопытных предметов в арсенале японских. И дело даже не в особой хитроумности его устройства — с этой стороны как раз все просто, а в том огромном количестве нелепиц и лжи, которое в настоящее время сообщается о нем в многочисленных популярных изданиях. Что же реально представлял собой этот загадочный меч ниндзя-то?

Hа основе дошедших до наших дней образцов этого оружия, Hава Юмио описывает синоби-гатану следующим образом.

Ораньжевая рукоятка синоби-гатана

Рукоять меча (цука) ниндзя была цельнометаллической. Ее оплетали шнуром черного цвета. В отличие от стандартных мечей, в оплетку рукояти синоби-гатаны не вплеталось украшение мэнуки. Гарда у ниндзя-то была квадратной и довольно массивной. Деревянные ножны либо просто покрывались черным лаком, либо сначала обтягивались кожей и лишь затем крылись лаком.

Hикаких украшений на них обычно не было. Hа конец ножен надевалась отточенная железная головка кодзири. Для прочности ножны охватывались одним металлическим кольцом. К специальному выступу с отверстием на ножнах куригата крепился более длинный, чем обычно, шнур сагэо — около 3,6 метров. Сам клинок обычно был относительно коротким.

Прямые ниндзя-то выдумка

И все. Hичего не заметили? Здесь нет ни слова о том, что меч был прямым! Действительно, ни в музее нин-дзюцу в Ига Уэно, ни в ниндзя-ясики в г. Конан я таких мечей не видел. Кроме того, прямые мечи ниндзя-то не описаны ни в работах японских историков нин-дзюцу, ни в японских же энциклопедиях по традиционному оружию, ни в справочниках по мечам. Судя по всему, прямые ниндзя-то — выдумка режиссеров боевиков.

И если кто-то попытается демонстрировать вам с прямым мечом в руках, можете быть уверены — перед вами жулик.

И никакие утверждения вроде: — здесь не проходят. Как не проходят и объяснения, что ниндзя не имели возможности изготовить или купить качественный меч и потому делали свои мечи прямыми и довольно грубыми. Hет. Hиндзя ценили качественное оружие не меньше самураев, да и средств у них на его приобретение вполне хватало. Кроме того, у прямого меча по сравнению с обычной катаной очень много недостатков в бою.

Особеность меча ниндзя

Главной особенностью шпионского меча была его функциональность. Для того чтобы ножны ниндзя-то (сая) не привлекали к себе внимание нескромных глаз, их делали очень простыми, лишенными всякой красивости , но прочными, чтобы их можно было использовать в качестве дубинки или как подвесной насест при длительном наблюдении за врагом. Hередко ножны были сантиметров на десять длиннее клинка.

В образовавшуюся пустоту помещали различные мелкие предметы: бо-сюрикэны, секретные документы, ослепляющий порошок и т.д. У некоторых образцов наконечник ножен (кодзири) снимался, благодаря чему ножны можно было использовать как духовое ружье для стрельбы отравленными иголками или как трубку для дыхания под водой.

шнур сагэо

Более длинный, чем обычно, шнур сагэо также давал лазутчику массу преимуществ. Его использовали для связывания, устройства ловушек и т.д. и т.п. Синоби даже кодифицировали так называемые — сагэо сити-дзюцу, о которых подробнее будет говориться далее.

Гарда

Гарда (цуба) синоби-гатаны, как уже говорилось, была квадратной со стороной около 8-10 см и толщиной около 5 мм. Такая простая форма лучше соответствовала специфике работы ниндзя, использовавших гарду как ступеньку при влезании. Кроме того, большой квадратной гардой с заточенными краями и углами можно было располосовать лицо противника в ближнем бою, а стальным набалдашником ножен кодзири пробить ему грудную клетку или выбить глаз. Правда, такие необычные гарда и кодзири не могли не бросаться в глаза и должны были постоянно привлекать к себе внимание.

Гарда меча ниндзя

Защита от воды и отличия от самурайского меча

Hава Юмио указывает, что акулья кожа, которой отделывались рукояти японских мечей, при попадании на нее воды сильно разбухает, и мечом становится пользоваться неудобно. Поэтому для защиты от воды ниндзя покрывали акулью кожу лаком (такие образцы мечей действительно встречаются в коллекциях), а сверху закрывали еще и оленьей кожей, которая от воды, наоборот, сжимается, и обматывали нитью.

Мечи ниндзя, как правило, были относительно короткими, так как длинный меч является обузой во время разведывательных операций, когда надо продираться сквозь буераки и буреломы, лазить по деревьям и стенам. Длина клинка синоби-гатаны, судя по сохранившимся образцам, колебалась в пределах от 42,5 см до 54,5 см. При этом клинок был относительно толстым и широким и обладал прекрасными рубяще-режущими качествами.

В отличие от стандартных мечей, которыми пользовались обычные самураи, на клинке синоби-гатаны как правило не было ни желоба для стока крови, ни гравировки, так как гравированный меч легче поддается ржавчине при попадании на него воды (а ниндзя, как известно, то и дело приходилось форсировать реки, рвы, действовать под проливным дождем), а меч со стоком при рубке издает характерный свист, который может выдать синоби врагу.

Описание мечей по испанским рукописям подделкам-имитациям

Хочется отметить один любопытный факт. В западной и отечественной литературе почему-то модно описывать ниндзя-то не по сохранившимся подлинникам, а по испанским подделкам-имитациям.

Вот как описывает синоби-гатану уже поминавшийся в этой главе Валерий Момот:

  • Кроме того, синоби-сайа (правильнее сая — прим. автора) часто оканчивается дополнительной заглушкой-пеналом с конусообразным кончиком, в котором имеется прорезь для универсального метательного ножа (хранящегося в нем же), который можно не только метать, но и, вставляя в прорезь и фиксируя его там, превратить ножны в короткое копье:
  • В современных модификациях ниндзя-то под гардой очень часто имеется фиксатор для закрепления двух тонких сякэнов (метательных звезд):
  • За гасира (правильнее касира — прим. автора) в рукояти меча ниндзя чаще всего скрывался еще один тайник, в котором воин-тень мог носить ослепляющую смесь или порох, яды, лекарства и т. п. Гасира в ниндзя-то не служит для укрепления шнура, а является крышкой для полости в цука, удерживающейся в рукояти за счет двух распирающих изнутри упругих пластинок.

Меч синоби-сайа

Выглядит это описание, конечно, колоритно, но отражает оно не реальную историческую традицию японских средневековых лазутчиков-диверсантов (по крайней мере, ничего подобного не описывает ни один из японских специалистов), а технические находки испанских дизайнеров, воплощенные в, которыми сейчас завалены магазины в Москве и других крупных городах стран СHГ.

Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] Горбылев Алексей Михайлович

Фехтование ниндзя

Фехтование ниндзя

Сразу нужно оговориться, что о фехтовании ниндзя (синоби-кэн-дзюцу, синоби иай-дзюцу) мы знаем очень и очень мало по той простой причине, что в старинных источниках эта тема практически не отражена. С другой стороны, кино успело уже сформировать определенный стереотип восприятия «шпионского» фехтования на мечах. Из фильма в фильм мы видим как люди, облаченные в черные костюмы, демонстрируют фехтование мечом на обратном хвате, что и выдается за подлинную технику синоби-кэн-дзюцу (рис. 52).

Спору нет: в руках актеров на телеэкране такие выкрутасы порой выглядят довольно убедительно, но… они не имеют практически никакого отношения к реальной технике фехтования ниндзя. Чтобы понять это, необходимо хорошо представлять, в каких условиях «воинам ночи» приходилось пускать в ход свои клинки.

Чаще всего «сценой» для схваток служили узкие коридоры замков, традиционные японские комнаты с низкими потолками, кустарники, лесные чащи. Одним словом, те места, где широкие размашистые движения по принципу «развернись плечо, размахнись рука» просто неприменимы. Поэтому основу «шпионского фехтования» составляли молниеносные «очереди» коротких уколов. Именно такие приемы лучше всего отвечали потребностям ниндзя.

Кололи ниндзя, как правило, не один, а два-три раза кряду, так как одним уколом далеко не всегда удавалось отправить противника на тот свет, тем более, если дело происходило в кромешной тьме, когда ни дистанция, ни позиция противника не были ясны лазутчику. Колоть следовало, развернув клинок горизонтально. Объясняется это очень просто: при вертикальном положении лезвие могло наткнуться на ребра и не достать до жизненно важных органов. Зато в горизонтальном положении отточенное острие меча проскальзывало между ребрами легко, словно рассекая масло. Кроме того, грамотно пользуясь изгибом меча, ниндзя мог отклонить в сторону оружие противника и таким образом расчистить себе путь к его персоне.

Обратный же хват требует несколько больше пространства для замахов при рубящих ударах. Кроме того, он сильно ограничивает радиус поражения (который у ниндзя, пользовавшихся короткими мечами, и без того был очень мал) и снижает точность ударов, так как лезвие из-за неудобного положения в руке дрожит.

В ряде источников упоминается некая школа «подлинного синоби-кэн-дзюцу» Тонами-рю (по некоторым данным, еще в 30-х гг. нашего века существовали мастера, владевшие техникой этой школы), созданная в начале XVII в. самураем из княжества Уэно провинции Ига по имени Тонами Матабэй Торииси. Сначала этот Тонами, бывший знатоком нин-дзюцу школы Ига-рю, служил семье Тёсокабэ, но позже поступил на службу к клану Тодо, господствовавшему в те времена в провинции Ига. Он преподавал технику фехтования коротким мечом ниндзя-то, которую называл «ин-кэмпо» - «фехтование темного начала (яп. ин, кит. инь)». Исходя из этого названия, некоторые историки предполагают, что в Тонами-рю изучали приемы боя мечом, который держали обратным хватом («хват инь»). Однако в источниках сообщается, что свои знания о бое мечом Тонами почерпнул в школе Тюдзё-рю. При этом в клятвенном письме, переданном мастеру Тонами при поступлении в его школу знаменитым мастером бу-дзюцу Араки Матаэмоном, последний выражает желание изучить школу Синкагэ-рю. Таким образом, Тонами-рю развилась на основе либо Тюдзё-рю, либо Синкагэ-рю. А обе эти школы, относимые современными «специалистами» по нин-дзюцу к так называемым «самурайским», не содержат приемов боя мечом обратным хватом.

Некоторые авторы считают, что ниндзя были особенно сильны в искусстве мгновенного выхватывания меча с последующими ударами - иай-дзюцу, ссылаясь на то, что короткий меч можно выхватить гораздо быстрее, чем длинный. Однако короткие мечи использовались и во многих «самурайских» школах кэн-дзюцу. Например, современный наставник школы Катори Синто-рю Отакэ Рисукэ рекомендует использовать мечи традиции Бидзэн с длинной клинка около 60 см. Он же указывает на то, что знаменитый фехтовальщик из школы Ягю Синкагэ (Бисю) - рю Ягю Тосиканэ (Рэнъясай) использовал длинный меч с лезвием в 1 сяку 9 сунов 8 бу (около 55 см), и короткий - в 1 сяку, 3 суна, 3 бу (около 38 см) - что вполне в традициях ниндзя-то.

В бою ниндзя стремился как можно быстрее разделаться со своим противником, чтобы к тому не успела подоспеть подмога. Поэтому удары наносились в жизненно важные точки человеческого тела, чаще всего в те места, которые не защищены доспехами. Мишенями для колющих, пилящих, режущих и рубящих ударов служили сонные артерии; запястья с внутренней стороны, где проходят вены; подмышечные впадины; низ живота, где между нагрудником и «юбкой» доспехов имеется щель, прикрытая лишь шнуровкой; бедра изнутри, где проходят бедренные артерии; подколенные сгибы при атаке сзади; ахиллесовы сухожилия при внезапном нападении с земли.

С точки зрения перечисленных критериев «шпионского фехтования» исключительный интерес представляет техника боя мечом школы Катори Синто-рю. Например, в ней популярна особая форма вертикального удара, называющаяся «маки-ути» - «крученый удар» (рис. 53).

В маки-ути рассекающий удар сверху наносится не из положения с мечом, задранным в небо (дзёдан-но камаэ), как во многих других школах, а из положения, когда клинок спинкой лежит на вытянутых вперед руках. Благодаря этому удар распространяется как бы не сверху вниз, а вперед, и минимальная высота, требуемая для его применения, значительно ниже по сравнению с обычным ударом из положения дзёдан-но камаэ.

Не менее оригинальна в Катори Синто-рю техника бокового удара ёкомэн-ути (рис. 54).

Если во многих других школах кэн-дзюцу меч для такого удара предварительно заносят назад вбок, то в Синто-рю замах осуществляется таким образом, что острие меча направлено строго вперед, в горло противника. Замах выполняют как короткий удар снизу вверх. В действительности, это даже не замах, а подрезающий удар по кистям противника, поднимающего меч в положение дзёдан-но камаэ. Кроме того, если при ударе с широким замахом вбок у противника есть доля секунды для сближения и контрвыпада, выставленное вперед острие меча в ёкомэн-ути не позволяет ему сделать этот рывок. После этого меч поднимают в позицию дзёдан-но камаэ и по кратчайшей траектории обрушивают на шею или бок противника. Благодаря такой специфической технике, мастер Катори Синто-рю способен наносить боковые удары мечом даже в очень узком коридоре, где другие школы кэн-дзюцу будут бессильны.

Вообще техника фехтования всеми видами оружия в Катори Синто-рю построена на полном контроле дистанции. Поэтому удары мечом в этой школе не проносят, а фиксируют на высоте живота, благодаря чему попытки противника приблизиться к бойцу оборачиваются самонасаживанием на клинок. Огромное внимание в Синто-рю уделяется самым разнообразным коротким техническим действиям, направленным на перерезание артерий, вен, сухожилий. Удары и уколы выполняются по кратчайшим траекториям. В этой школе практически отсутствует техника блокирования меч в меч, чреватого порчей клинка. За счет правильного выбора дистанции боец не подставляет лезвие своего меча навстречу удару врага, а сам наносит удары по его уязвимым точкам.

Техника иай-дзюцу - «искусства обнажения меча» - в Катори Синто-рю также чрезвычайно оригинальна. В ката этого раздела прорабатываются не только реакции на неожиданные нападения врага, но и приемы внезапной атаки из засады. Мастера этой школы сидят на земле не на обоих коленях, а на одном в позе, именуемой «иай-госи». Согласно комментарию Отакэ Рисукэ, главного технического наставника данной школы, эта позиция была позаимствована фехтовальщиками у разведчиков, передвигавшихся короткими перебежками от ямки к ямке, от кустика к кустику и прижимавшихся для маскировки к земле. Притаившись в яме или за камнем в позиции иай-госи, ниндзя-мастер Катори Синто-рю поджидал вражеский патруль, в нужный момент неожиданно взмывал в воздух в высоком прыжке и обрушивал серию молниеносных ударов по врагу. Меч до начала атаки держали вложенным в ножны, чтобы его предательский блеск не выдал разведчика. В атаках чередовали высокие прыжки с быстрыми перемещениями на коленях, когда «ночной воин» припадал к земле, становясь практически невидимым, и разил своих врагов, вспарывая им бедра, пах, голеностопные суставы…

Характерным примером такой техники Катори Синто-рю является ката Нукицукэ-но кэн, один из вариантов расшифровки которого выглядит следующим образом (рис. 55–58).

Разведчик притаился в засаде в высокой траве в позиции иай-госи и ожидает подхода вражеского патрульного, чтобы уничтожить его (1). Когда патрульный входит в поражаемое пространство, он выпрыгивает вперед-вверх одновременно с выхватыванием меча из ножен и молниеносным ударом в горло противника. Этим рассекающим ударом разведчик как минимум лишает противника возможности закричать, позвать на помощь (2). Уходя от возможного контрудара, после прыжка он приземляется на одно колено и с коротким замахом наносит укол кончиком меча, скользя его спинкой по левой ладони. Если первый удар попал в цель, то укол выполняется в горло упавшему на колени противнику. Если же тот успел отшатнуться, то в живот (3–5). Выдернув меч, разведчик со сменой стойки уходит немного в сторону, ударом рукояти сбивая врага спиной на землю. Выдергивание меча совершенно необходимо, так как падающее тело противника может сломать клинок (6–7). Завершает атакующую комбинацию рубящий удар сверху вниз, рассекающий туловище врага пополам (8–9). После этого мастер очищает меч от крови и вкладывает его в ножны (10).

Интересно, что некоторые данные позволяют проследить влияние Катори Синто-рю на традиции фехтования ниндзя из Ига. Так в XVII веке наибольшей популярностью у ниндзя княжества Тодо, располагавшегося на территории провинции Ига и включавшего древний оплот Ига-моно городок Ига Уэно, пользовалась школа иай-дзюцу Ига-рю (рис. 59), разработанная местным госи и членом организации мусокунин (см. «Путь невидимых», с. 394–395) Ига Норисигэ на основе Катори Синто-рю.

Позднее эта школа получила распространение также в провинции Этидзэн. Приблизительно в то же время в Ига Уэно появилось додзё школы кэн-дзюцу Фудзан-рю . Ее создал в 1670 г. самурай из княжества Хисако Ига Дзидаю Такэнобу. Интересно, что этот Ига Дзидаю был не только прекрасным фехтовальщиком, но и знатоком военной стратегии (гун-по) школы Ямага-рю, которая, между прочим, включала в себя оригинальную традицию нин-дзюцу.

Сегодня очень немногие слышали что-либо о группе ниндзя Сагара, которая была сплошь укомплектована мастерами, владевшими ура-тати - секретным разделом кэн-дзюцу школы Тайся-рю , вела тайное негласное наблюдение за деятельностью синоби из элитных подразделений Ига-гуми и Кога-гуми и наводила ужас на мятежных даймё.

Основателем школы Тайся-рю был Марумэ Ивами-но ками нюдо Тэссай Фудзивара-но Нагаёси Курандоса, которого обычно сокращенно именуют Марумэ Курандо. По рассказам, он уже в раннем детстве проявил талант к фехтованию. В 16 лет он поступил в обучение к Амакуса Итоно ками, хозяину замка Амакуса-дзё. Через два года он познакомился с одним из величайших мастеров меча в японской истории Камиидзуми Исэ-но ками Нобуцуной и стал его учеником. Благодаря своим природным задаткам, Марумэ очень быстро постигал премудрости боевого искусства Синкагэ-рю. Именно он ассистировал Камиидзуми Исэ-но ками во время демонстрации его техники фехтования перед сёгуном Асикага. После этих показательных выступлений искусство Камиидзуми было оценено как «несравненное», а мастерство Марумэ Курандо - как «величайшая драгоценность Японии».

В напряженнейших тренировках прошли пять лет, и в 1567 г. Курандо получил от своего наставника полную мастерскую лицензию (мэнкё кайдэн) по школе Синкагэ-рю. После этого он вернулся в свою родную провинцию Хиго (современная префектура Кумамото).

Марумэ Курандо соединил полученные от своих учителей знания с магией божества Мариситэн, уходящей своими корнями в Индию, и основал собственную школу бу-дзюцу Синкагэ тайся-рю, которая, как говорят, «вобрала в себя воинский путь, истоки которого уходят в глубочайшую древность, в век богов Идзанаги и Идзанами». Несколько позднее у Марумэ появилась возможность глубоко познакомиться с китайским ушу, и оценив его по достоинству, он ввел многие китайские элементы в свою школу, которая в итоге получила название Тайся-рю. Главным же секретом этой школы стала техника «скрытого меча» - ура-тати.

После возвращения на родину в Хиго Курандо поступил на службу к господину замка Дзинся-дзё князю Сагара Ёситэру. Служба его проходила поначалу не очень удачно. Когда в 1569 г. разразилась война между Сагара и могущественным кланом Симадзу, Марумэ, возглавивший армию Сагара, потерпел жестокое поражение от Симадзу Иэхисы. После этого он впал в немилость у Сагары Ёситэру. Причем этот период неудач и гонений затянулся на целых 15 лет! Однако именно в этот период «немилости» Марумэ разработал свою школу Тайся-рю (включая технику ура-тати) и подготовил особый диверсионный отряд Сагара синоби-гун.

После прихода к власти Сагары Нагауми Курандо обрел возможность вернуться из «изгнания» и сразу получил жалование в 150 коку - сумма довольно внушительная.

После его смерти на протяжении нескольких поколений властителей Сагара главным наставником по боевым искусствам в их владениях был лучший ученик и любимец Марумэ Курандо китаец Дэн Ринбо (кит. Чжуань Линьфан) Ёриясу. Дэн Ринбо сам являлся мастером ушу, но своего учителя он ставил выше себя и всех других мастеров. Именно Дэн Ринбо стал первым командиром отряда «спецназа» ниндзя Сагара и начальником всей службы шпионажа этого клана.

«Советник» Дэн на поприще шпионажа развил невероятно бурную деятельность. Он создал по всей стране огромную разведывательную сеть, позволявшую быть в курсе всех событий. В нее вошли синоби из Сайга, разгромленные Одой Нобунагой, бывшие сохэи монастыря Нэгородзи, сожженного дотла Тоётоми Хидэёси, ямабуси из Кумано и других районов. В связи с этим возникает несколько вопросов. Во-первых, как удалось китайцу Дэн Ринбо создать столь обширную сеть шпионов?

До поступления в ученики к Марумэ Курандо Дэн Ринбо был членом одной из шаек японских пиратов вако. В этом ничего странного нет, так как современные исследования показали, что эти шайки более чем наполовину состояли из китайцев. Приехав в Японию, Дэн вместе с группой своих «коллег» обосновался в пещере на острове Авадзи - старинном логове пиратов. Во время своей грабительской деятельности китаец успел перезнакомиться со многими пиратами и разбойниками Японского внутреннего моря: «морской армией» Мураками, шайками района Амакуса и т. д., а также с местными сюгэндзя, через которых он получил возможность добывать необходимые сведения.

Второй законный вопрос: зачем нужна была княжеству Сагара, запрятанному глубоко в горах Кюсю, такая шпионская сеть? Дело в том, что сёгунское правительство Токугава поручило князю Сагара контролировать тайную торговлю с зарубежными странами, к которой нет-нет да прибегали различные феодалы в обход строжайшего запрета военных правителей из дома Токугава на всякие сношения с заграницей.

В награду за свою работу князь Сагара получил земельные владения в районе Амакуса, где прежде находились вотчины императора. Вместе с его управляющим туда переехало большое число бойцов из Тайся-рю. На склоне лет Марумэ Курандо вел неторопливую, размеренную жизнь, работал в поле. Рассказывают, что заняться сельским хозяйством его вынудила нехватка продовольствия, вызванная большим притоком воинов из разных провинций, жаждавших овладеть техникой Тайся-рю.

Деятельность самураев Сагара не ограничивалась только борьбой с контрабандистами и пиратами, стремившимися наладить торговлю с заграницей в обход официальных запретов и благодаря этому заработать баснословные барыши. По совету Марумэ Курандо, Дэн Ринбо сформировал десять «командирских» групп, в которые вошли все обладатели мастерских лицензий по Тайся-рю, родственники Марумэ и его ближайших соратников, в верности которых не было ни малейшего сомнения. Интересно, что названия этих групп были заимствованы из «технического каталога» (мокуроку), врученного Камиидзуми Исэ-но ками своему ученику Курандо: Эмпи («Полет ласточки»), Сару-маваси («Поворот обезьяны»), Коран («Буйство тигра»), Дзюттэ («Десять рук»), «Яма-кагэ» («Горная тень») и т. д. Эти «тюнины» сформировали десять групп «гэнинов», по 16 человек в каждой, которые направлялись в разные районы страны для ведения шпионской работы.

Половина «тюнинов» обеспечивала охрану князя Сагара во время его обязательных посещений Эдо. Так как эти «телохранители» были прекрасно знакомы с официальным этикетом и обладали блестящей проницательностью, 24 человека из взяли для службы в замок Эдо в качестве охранников сёгуна.

Факт привлечения чужаков для охраны властителя страны вызвал зависть и злобу со стороны ниндзя-телохранителей из Ига и Кога, усмотревших в нем оскорбление недоверием к их мастерству. По легенде, чтобы подорвать авторитет отряда Сагара воины Ига-моно под началом Хаттори Хандзо Масанари, сына великого ниндзя Хаттори Хандзо Масасигэ, устроили им западню. Во время очередного приезда князя Сагара в Эдо 16 ниндзя из Ига напали на него на лесной дороге неподалеку от станции Мисимаядо и заставы Хаконэ. Однако попытка убийства властителя Сагара окончилась полным провалом: ниндзя Сагара из отрядов Сару-маваси-гуми и Ямакагэ-гуми перебили их всех до единого при помощи секретной техники фехтования ура-тати.

После этого инцидента Масанари, по легенде, поссорившийся с сёгуном, пошел на новую хитрость, организовав нападение на самого Токугава Иэясу (это предание имеет хождение среди жителей Сагара, но у автора есть основания не доверять ему), однако и на этот раз у его ниндзя ничего не вышло. На сей раз надежно сработал отряд Эмпи-гуми, командир которого, в конце концов, даже вынудил Хаттори Хандзо Масанари написать объяснительную записку по поводу инцидента.

После этих инцидентов, продемонстрировавших превосходную подготовку ниндзя Сагара, они получили от сёгунского правительства (бакуфу) задание осуществлять надзор за деятельностью других групп шпионов и выполняли эти обязанности до самой буржуазной революции Мэйдзи.

Что же представляла собой секретная техника фехтования ура-тати? Источники называют ее техникой «меча соединенных воедино трех тел» (сансин иттай-но кэн). Имеется в виду, что ниндзя Сагара постоянно действовали тройками и практиковали групповые атаки, защититься от которых у противника-одиночки не было практически никакой возможности (рис. 60).

Последователи ура-тати овладевали техникой боя не только с мечом, но и с парой коротких мечей (сёто), боевых серпов, коротких копий (тэяри). Они изучали технику метания сюрикэнов, фехтование алебардой, плавание и верховую езду, а также китайское кэмпо, привнесенное лично Дэн Ринбо (например, в технике ура-тати удары мечом сочетаются с разнообразными ударами ногами). При этом, каким бы оружием не были вооружены эти ниндзя, они должны были уметь согласованно действовать в тройке, разя с разных углов, в разной последовательности, на разных уровнях. Все манипуляции холодным оружием сопровождались бросками ослепляющего порошка-мэцубуси по глазам противника.

Если о технике «шпионского» кэн-дзюцу эпохи Сражающих княжеств информация очень скудна, то о том, как орудовали мечом ниндзя из отряда Ига-гуми при сегунах Токугава нам известно довольно много. Дело в том, что ныне мы располагаем большим количеством синхронных документов (в основном это воспоминания современников, а также разнообразные трактаты, наставления и уставы), рассказывающих о жизни и боевом искусстве одного из самых знаменитых воинов элитного шпионского отряда Ига-гуми Хираяма Кодзо Хисому, создателя школы кэн-дзюцу Тюко Синкан-рю и автора нескольких трактатов по фехтованию, по крайней мере два из которых - «Кэнсэцу» («Разъяснение фехтования») и «Кэнтё» («Собрание о фехтовании») - вошли в золотой фонд литературы по бу-дзюцу.

Хираяма Кодзо Хисому родился в 1759 году в семье стражника из отряда Ига-гуми. Его предки из поколения в поколение служили в отряде Ига-гуми, начиная с самого первого набора, который провел великий дзёнин Хаттори Хандзо. Благодаря недюжинному таланту, преданности боевому искусству и упорству он изучил целый ряд школ военного искусства. У Сайто Сандаю он перенял школу военной стратегии Наганума-рю, у наставника Мацусита Киёкуро - технику боя копьем Осима-рю, у великого мастера борьбы Сибукава Бунгоро Токихидэ - дзю-дзюцу и иай-дзюцу Сибукава-рю, у Иноками Рюдзаэмона - искусство стрельбы из огнестрельного оружия школы Буэй-рю. Помимо этого, он изучил верховую езду, стрельбу из лука и плавание.

Наставником Хираямы по фехтованию мечом был мастер школы Синнуки-рю Ямада Мохэй. Ямада был, помимо того, третьим патриархом школы кэн-дзюцу Унтю-рю. Так как Хираяма получил от него полную мастерскую лицензию (мэнкё кайдэн) по Унтю-рю, он считается также четвертым патриархом этой школы. Однако Хираяма изучал технику кэн-дзюцу и других школ, в частности, Синто иссин-рю. Поэтому он основал собственную школу, получившую название Тюко Синкан-рю, которую позднее переименовал в Кобу дзицуё-рю.

Что же представляла собой техника кэн-дзюцу Тюко Синкан-рю? В самом начале трактата «Кэнсэцу» Хираяма совершенно четко определяет сущность своей системы: «Мое кэн-дзюцу предназначено для того, чтобы карать врагов смертью». В отличие от большинства школ того времени, Тюко Синкан-рю была ориентирована исключительно на применение на поле боя и полностью отрицала соревнования. Согласно дошедшему до наших дней «Уставу школы Тюко Синкан-рю» («Тюко Синкан-рю кисоку»), тренировочные бои обычно проводились на бамбуковых мечах-синаях, но без традиционного защитного снаряжения - маски (мэн) и наручей (котэ). При этом противник использовал стандартный синай длиной в 1 метр, а ученик, вполне в традициях ниндзя, короткий бамбуковый меч, имевший длину вместе с ручкой всего около 40 см. Последователи Тюко Синкан-рю старались мгновенно сблизиться с противником и обрушить на него град ударов мечом и всеми конечностями. Удары наносились в полную силу, поэтому травматизм был чрезвычайно велик. Впрочем, самого Хираяму это нисколько не смущало, ведь он старался воспитать не спортсменов, а воинов, готовых умереть на поле боя.

Хотя весь тактический рисунок выглядит довольно необычным по сравнению с распространенным представлением о «самурайском» кэн-дзюцу, анализ генеалогии Тюко Синкан-рю показывает, что эта необычная школа генетически была связана именно с «самурайским» фехтованием. Так, официальная генеалогия Тюко Синкан-рю, помещенная в Бугэй рюха дайдзитэн («Большой энциклопедический словарь школ боевых искусств») начинается с уже небезызвестного читателю Марумэ Курандо, а школа Унтю-рю возводит свою родословную к Ягю Мунэнори, великому наставнику школы Япо Синкагэ-рю.

К этому разговору о связях «самурайских» и «ниндзевских» школ боевого искусства хотелось бы добавить еще несколько фактов. Так, сын великого фехтовальщика, основателя Синкагэ-рю Камиидзуми Исэ-но ками Нобуцуны Камиидзуми Хитатиносукэ Хидэёси основал собственную школу Камиидзуми-рю, в которой смешал нин-дзюцу с техникой фехтования своего отца, который, как известно, был самураем. Сын другого великого мастера меча и основателя школы Касима Синто-рю Цукахары Бокудэна после гибели своего господина Китаба-такэ Томонори бежал в провинцию Ига и передал тамошним ниндзя технику фехтования своего отца.

Сам Хираяма был человеком незаурядным. С точки зрения японских воинских искусств, он являлся совершенным воином, ибо познал и военную стратегию, и боевые искусства, и конфуцианскую науку. Изучив многие боевые искусства, он по подобию пришедших из Китая списков 18 классических боевых искусств составил собственный список, получивший название «Бугэй дзюхаппан рякки» - «Краткие записи о 18 стандартных боевых искусствах», и во всех них достиг мастерского уровня.

Естественно, что все это могло стать возможным лишь в результате титанического, поистине подвижнического труда. И действительно, можно только поражаться тому распорядку дня и стилю жизни, которому следовал Хираяма на протяжении всей своей жизни.

Он вставал в 4 часа утра, обливался ледяной водой, молился духам предков и приступал к тренировкам. Сначала Хираяма выполнял во дворе 400–500 махов шестом длиной около 230 см из белого дуба. Затем по 200–300 раз повторял приемы выхватывания меча из ножен (иай-дзюцу). Орудовал он при этом огромным тесаком длиной в 120 см и шириной лезвия в 9 см, так как считал, что, если человек освоит выхватывание столь неуклюжего оружия, то обращение со стандартным мечом и вовсе не составит ему труда. Далее он практиковал стрельбу из лука и ружья, упражнялся с копьем. Завершала тренировку верховая езда. Так как эта процедура повторялась каждое утро в одно и то же время, соседи даже сверяли часы по «будильнику Хираямы».

Огромное внимание, вполне в духе традиции бунбу рёдо, предписывавшей воину уделйть равное внимание воинским упражнениям и литературе, Хираяма Кодзо уделял изучению классики. Он имел поистине гигантскую библиотеку, в которой, по утверждениям современников, насчитывалось до 8000 свитков на японском и китайском языках. В дошедшем до нас каталоге этой библиотеке значатся 2980 свитков, из которых 1085 посвящены военному делу, а из них 362 - строительству крепостей и изготовлению различных видов вооружения. При этом около 500 свитков были переписаны самим Хираямой!

Хираяма старался не тратить попусту ни секунды, чтобы не потерять физическую форму. Занимаясь чтением, он клал рядом с собой квадратную дубовую доску со стороной около 60 см и без конца обстукивал ее кулаками, которые у него, благодаря такой закалке, не уступали по прочности булыжникам. Когда же чтение надоедало ему вконец, Хираяма прыгал в ванну, наполненную ледяной водой и взбадривался.

Всю жизнь он придерживался особой диеты, основу которой составляли неочищенный рис (гэммай), сырое мисо (намамисо; густая масса из перебродивших соевых бобов, служащая для приготовления супов и в качестве приправы) и разные соленья. Он никогда не употреблял горячего чая и пил лишь холодную воду. При этом Хираяма любил рисовую водку сакэ. До наших дней дошел рассказ о том, как он однажды пировал вместе со своим старшим товарищем и мастером меча Отани Сэйитиро. В это время в харчевню зашел торговец сардинами (иваси). Хираяма заказал себе сардин, отрезал им головы, не очищая рыбу, залил ее мисо и, громко чавкая на всю харчевню, моментально сожрал огромную порцию так, что даже Отани, хорошо знакомый со странностями стражника из Ига-гуми, был шокирован.

Всю свою жизнь он почти не приближался к женщине и не завел жены. Он объяснял это тем, что опасается, как бы жена не стала небрежно обращаться с его матушкой. Как бы то ни было, жизнь Хираяма вел поистине пуританскую. В соответствии с традицией ниндзя из Ига, Хираяма всю жизнь носил прическу ёмогами, позволявшую легко изменять внешность. И в летний зной, и в зимнюю стужу он надевал лишь один костюм авасэ (одежда на подкладке). Даже в самые лютые холода этот воин Ига-гуми не обувал носки-таби, ходил в коротких брюках-хакама, из под которых торчали волосатые голени, на поясе носил длинный меч (как это ни странно, сам Хираяма в повседневной жизни предпочитал мечи с клинком под 90 см). По улицам он гордо шествовал с огромной железной палицей-тэцубо в руках, весом почти в 9 с половиной килограммов!

Согласно «Дзэнгёроку» («Записи о добрых деяниях») до 61 года Хираяма спал на голом земляном полу и не пользовался никакими спальными принадлежностями. Другие источники утверждают (возможно, речь идет о более позднем периоде жизни мастера), что постелью ему служил лишь один тонкий тюфяк (футон) из хлопчатобумажной ткани, который обычно стелили в комнате с деревянным полом. Хираяма пользовался благосклонностью Мацудайры Саданобу, могущественного регента и фактического правителя страны в 1786–1793 гг., и тот, когда ниндзя случайно заболел, подарил ему прекрасный шелковый тюфяк. Однако Хираяма пользовался им лишь одну ночь, а на следующий день отошел ко сну, как обычно постелив свой знаменитый тонкий хлопчатобумажный футон. Когда Мацудайра прознал про это, он преподнес Хираяме целый комплект хлопчатобумажных тюфяков со словами: «Вы уже пожилой человек, поэтому Вам следует спать на постели». Тронутый вниманием Мацудайры, Хираяма стал пользоваться его подарком. Потом он рассказывал друзьям: «Поначалу я чувствовал себя неважно, но потом привык, и теперь могу спать в тепле»…

Фудзита Касуя из княжества Мито как-то посетил хижину Хираямы Кодзо и, пораженный огромным количеством книг и военного снаряжения, сказал: «Говорят, что есть люди, которые заменяют подушку оружием и не бегут от смерти. Сегодня я видел такого человека собственными глазами»…

В «Эдо никки» («Эдосский дневник»), принадлежащем кисти Мори Сиро Масана, самурая из княжества Тоса, поступившего в обучение к Хираяме за полгода до его кончины, подробно рассказывается о последних днях жизни этого удивительного человека. Когда Мори прибыл к нему в дом-додзё, Хираяма был уже разбит параличом, но вовсю ругал нерадивых учеников. В стенном шкафу общей комнаты была установлена 72-литровая бочка с сакэ, из которой старик то и дело отхлебывал большими глотками. В прихожей (гэнкан) были навалены мешки с рисом, полученным в качестве жалованья. Хираяма обжаривал рис прямо в шелухе и ел его в таком виде. Сразу за прихожей помещался тренировочный зал, застеленный татами, площадью около 50 кв. метров. За ним находилась общая комната площадью в 10 татами, в которой было свалено различное оружие: алебарда-нагината длиной около 240 см, деревянный меч длиной в 270 см, длинный синай размером в 180 см, стояло несколько десятков копий, 3 пушчонки, 2 трубы-какаэдзуцу для стрельбы стрелами, а также ружья, тэцубо, алебарды, тренировочные деревянные кони и т. д. Там же помещалось несколько десятков ящиков с доспехами гусоку. Двор густо зарос травой.

Рассказывают, что за некоторое время до своей кончины тяжело больной Хираяма Кодзо еще выходил во двор с шестикилограммовой железной палицей и с громкими криками-киай демонстрировал ученикам боевую технику, так что железный кол свистел в воздухе. автора

Огнестрельное оружие и артиллерия ниндзя Как это ни странно, но такой крупнейший специалист по истории нин-дзюцу как Нава Юмио начинает разговор о вооружении ниндзя именно с огневых средств. Дело в том, что японские «невидимки» в числе самых первых в стране Восходящего

автора Горбылев Алексей Михайлович

Меч ниндзя Меч ниндзя (синоби-гатана, ниндзя-то) - один из самых любопытных предметов в арсенале японских «воинов ночи» (рис. 43). Дело не в особой хитроумности его устройства - с этой стороны как раз все просто, а в том огромном количестве нелепиц и лжи, которое в настоящее

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

Потайное оружие ниндзя Действуя на территории противника, ниндзя не должен ни на секунду забывать о том, что все вокруг враги, что надо всегда быть готовым дать им отпор. Однако у «невидимки» далеко не всегда есть возможность использовать стандартное оружие. На этот

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

Фантастическое вооружение ниндзя Хацуми Масааки включил в свою книгу «Ниндзя нинпо гахо» (Токио, 1977) целый ряд оригинальных видов вооружения и снаряжения, упоминаний о которых не найти в старинных текстах или работах других исследователей. В принципе, эта его книга была

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

Яды ниндзя «Наш удел быть незаметными, мы рыцари ордена незримых дел, мы каста призраков, стоящих над простыми смертными», - такие слова вкладывает в уста наставника нин-дзюцу известный советский писатель Роман Николаевич Ким в своей повести о ниндзя «Школа

автора Тарновский Вольфганг

Кто такие ниндзя? Ниндзя (в вольном переводе - «воин-тень», лазутчик) - так называли воинов-одиночек, специально подготовленных для выполнения тайных поручений - разведки, диверсий, убийств предводителей врагов. Ниндзя, тайные агенты старой Японии, не были самураями, но

Из книги Самураи [Рыцари Дальнего Востока] автора Тарновский Вольфганг

Как ниндзя получали и выполняли задания? Когда сегун, даймё или самурай высокого ранга хотел воспользоваться услугами ниндзя, он направлял слугу в условное место, где, как ему было известно, находился посредник тайной организации.Такими местами, в частности, были

автора

НИНДЗЯ: ГЕРОИ, НАЁМНИКИ И ПРЕДАТЕЛИ «Post mortem nihil est; ipsa que mors nihil». «После смерти нет ничего; да и сама смерть – тоже ничто». Фраза в римском театре Сколько разнообразных легенд и историй ходит о великих шпионах и лазутчиках японского средневековья – ниндзя. Это –

Из книги Школа ниндзя. Тайны воинов тьмы автора Маслов Алексей Александрович

ВОССТАНИЕ НИНДЗЯ «На самом деле, умирать имеет смысл только за свободу, ибо лишь тогда человек уверен, что он умирает не целиком». Альбер Камю Родина ниндзяВ конце ХVI в. Ода Нобунага начинает гонения против буддизма. Кланы ниндзя восприняли их крайне негативно. И вот

Из книги Школа ниндзя. Тайны воинов тьмы автора Маслов Алексей Александрович

НИНДЗЯ ВОЗВРАЩАЮТСЯ?! Игра в ниндзяКажется, давно канули в Лету подвиги «воинов ночи»; ушли в прошлое штурм крепостей, хитро умные способы преодоления оборонительных рвов и методы тайного устранения конкурентов. Современная разведка действует эффективнее, превосходит

Из книги История боевого фехтования: Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века автора

Из книги Дворцовые перевороты автора Згурская Мария Павловна

Докё и ниндзя Считается, что амбициям монаха Докё мы обязаны возникновению и такого культурного феномена, как таинственные воины-ниндзя, прочно обосновавшиеся в умах людей, пространстве легенд и мифов и современном искусстве. Есть ли в такой гипотезе хотя бы доля истины?

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Ниндзя: путь невидимых воинов Они нападали молниеносно. Убивали бесшумно. Сеяли страх и ужас. Как призраки, они слетали на указанных им врагов. В средневековой Японии, где сто лет не стихала гражданская война, такие бойцы были как нельзя кстати. Их ремесло долго оставалось

Из книги История боевого фехтования автора Тараторин Валентин Вадимович

Из книги Дочь автора Толстая Александра Львовна

Фехтование Мы любили старика Идзюми-сан. Он был такой свой - русский, что мы забывали, что это человек другой расы, другой культуры. Может быть, это было потому, что он так долго прожил в России? По-русски он говорил плохо, так что мы все - и Ольга Петровна, и Туся, и я -

Меч ниндзя - ниндзя-кэн (ниндзя-то) был прямым и коротким, короче меча самурая; общая длина составляла меньше метра, клинок - 50-60 см.

Меч как инструмент

Длинная рукоять могла вмещать в себе тайник, была хорошим рычагом при взламывании. Прямое лезвие удобно для бурения дыр, прорубания дверей, расшатывания бревен и каменной клади, копания земли. Квадратная гарда (цубо) использовалась как ступенька, при ударе в голову служила как кастет.

Многофункциональные ножны

Ножны (сая) изготавливались предельно прочными, со сквозной полостью.

Они использовались как дубинка или качели, на которых сидя могли отдыхать. Вставив в полость рукоять меча и закрепив его, получали короткую алебарду для боя и дистанции. Ножны служили как тайник для писем, ядов, дротиков, отмычек, цепочек, отравленных шипов…

Переправляясь или затаившись под водой ниндзя мог долго сидеть, уцепившись за камни и дышать через полость ножен.

В некоторых случаях их использовали как ружьё, начиняя порохом, или как духовую трубку при выдувании колючек с ядом.

Для практичности использовались и двойные ножны для меча и ножа - танто, что впрочем встречалось довольно редко.

На ножны накручивалась прочная веревка или кожаный ремешок с быстро развазывающимся узлом для использования в самых различных целях: как жгут для остановки кровотечения, веревка для переправы или связывания и удушения противника, для транспортировки грузов или пленных, конструирования ловушек, навешивания качелей и т.д.

Наконечник-заглушка со стороны острия в ножнах порой имела небольшое лезвие и использовалась как бурав.

Нужна ли гарда мечу ниндзя?

Меч иногда не имел гарды, замаскировавшись под палку-посох.

В некоторых моделях вместо гарды имеются выступы-рожки, которыми заклинивается оружие противника.
В общем, это целый арсенал, удобный для переноски в походе. Его носили за поясом, пробираясь по лесу, иначе он цеплялся за ветки, а при неудачном перекате через голову мог ударить гардой по затылку. Да и выхватывание меча сбоку являлось более скоростным, что имеет большое значение в случае непредвиденной ситуации. Другое дело, когда появлялась необходимость куда-то карабкаться или ползти. Тогда меч на перевязи помещали за спину.

Практичное применение меча

Если маршрут был длинным, ниндзя мог и не брать с собой меч, а отобрать у самурая длинный меч-катана или короткий-вакидзаши, и орудовать “трофейным” оружием.

Коротким мечом было гораздо проще сражаться в узких коридорах замка, в небольших помещениях или толпе.

Для практичного ниндзя меч был просто удобным куском железа, инструментом, не более того. И он не сильно горевал, бросая его в случае необходимости или для отвлечения внимания. В отличии от самурая, для самурая потеря меча, означало потерю достоинства.

Техника выхватывания меча ниндзя тоже отличалась от самурайского искусства. Выхватывать его приходилось порой из-за спины, одновременно спрыгивая с дерева и тут же нанося удары.

Техника владения мечом предусматривала также выхватывания оружия из-за пояса, сразу переходя к ударам, вынимая его по дуге снизу вверх или по диагонали.


В ход шли неожиданные удары концом рукояти, где в некоторых моделях оружия был хорошо заточенный выступ или шип.

Не успевая выхватить меч, можно было попробовать парировать оружие рукоятью меча.

Техника фехтования тоже существенно отличалась от самурайского. Поскольку клинок текуто плохо резал оттягивающими ударами сверху и по диагонали, широко использовались рубящие и колющие техники.

Следует учитывать, что самурайский меч - катана запросто разрубал плохое или среднего качества изделия. Поэтому не практиковалось киношных ударов клинок о клинок, при котором летят искры. Ниндзя должен был как бы обвиваться вокруг более крепкого меча или стараться ударить по нему сбоку.

Для некоторых ниндзя меч служил, так же как и для самурая - чуть ли не святыней, как у других ниндзей просто полезным инструментом и потеряв его не огорчались, потому что оружие практичного ниндзя - все же остается хитрость и умение адаптироваться под различные ситуации.

— Делитесь с друзьями