История болезни Эдит Джованна Гассион (Пиаф) / Édith Giovanna Gassion (Piaf)

Девчонка в черном платьице до колен, похожем на вдовий наряд, явно обладала какими‑то мрачными чарами. Вдова жизни? Куцый символ брошенной женщины? Женщины, которую Господь позабыл без причины?..

Сильвен Райнер

Жизнь ее была так печальна, что рассказ о ней почти неправдоподобен — настолько он красив.

Саша Гитри

Нет! Ни о чем!
Никогда ни о чем не жалею!
Ни о капле добра, что была мне дана,
Ни о горе, что мною испито до дна!
И могу я поклясться всей жизнью моею:
Никогда ни о чем я и не пожалею!
Нет! Ни о чем!

Эдит Пиаф

Собственно говоря, болезнь, вернее, одна из тех болезней, которые свели великую певицу в могилу в возрасте 48 лет, началась еще до того, как она начала петь. Родившаяся в семье бродячего акробата и уличной певички, не брезговавшей и проституцией, Эдит сразу попала из неласковых родительских объятий к бабке и деду по материнской линии — парочке настоящих подонков, да к тому же и пьющих. Бабка, старая мегера, активно угощала внучку дешевым красным вином, с помощью которого решала все проблемы. Отец Эдит, вернувшийся с Первой мировой войны, ужаснулся, увидев, в каком ужасном состоянии находилась дочь, и переправил ее к своей матери — содержательнице публичного дома. Там к девочке относились неплохо, но ее постигла… слепота! Трудно сказать, что это было, да и местный лекарь, привыкший «ремонтировать» разбитые вдребезги половые органы, ничего не понял. Он уверял, что «глазки Эдит просто устали». Ей надели черную повязку и начали капать в конъюнктивальный мешок раствор нитрата серебра. И бабка, и обитательницы «веселого дома» усердно молились св. Терезе о выздоровлении Эдит. Она поправилась, но навсегда сохранила страх перед темнотой и веру во все мистическое, таинственное, оккультное…

С восьми до 14 лет Эдит «ассистировала» отцу: зазывала публику, собирала монеты, пела незамысловатые песенки. Улица была ее гостиной, столовой, жизнеобразующей средой. За здоровьем никто не следил, и в 1930 году (ей было 15 лет) у нещадно курившей Эдит возникли проблемы с легкими. В больнице Св. Антония ее осмотрел известный французский интернист пульмонолог Рауль Курильски. На рентгенограмме врач обнаружил затемнения в легких, увеличение правого желудочка сердца, уплотнения в бронхах и рекомендовал… масляные ингаляции! Я не уверен, что его рекомендации выполнялись, по крайней мере курить Э. Пиаф не бросила до конца жизни.

В 16 лет Эдит родила дочку, но продолжала петь на улицах, таская ребенка с собой, пока отец малышки, некий Луи «Малыш», не отдал девочку своей матери. В то время Эдит выглядела, мягко говоря, весьма своеобразно. Маленького роста (147 см), жутко грязная (они с сестрой мылись, по позднейшему ее признанию, лишь по большим праздникам), с диким макияжем, с прилизанными слюной к голове волосами… Но публика, для которой она пела, была не намного чище, поэтому претензий ни у кого не возникало. В 1933 году двухлетняя дочь Эдит умерла от менингита. Мучимая поздним раскаянием, она поехала в больничный морг и на память отпилила пилкой для ногтей прядь волос ребенка. Голова на маленьком теле при этом страшно моталась из стороны в сторону, и позже, когда выяснилось, что Эдит уже никогда не сможет иметь детей, она часто вспоминала об этом жутком эпизоде.

Уличные выступления Эдит продолжались, но она уже стояла на пороге славы. В 1935 году ее пригласил для выступлений в кафе «Жернис» Луи Лепле, известный как ценитель не только шансона, но и однополой любви. Именно ему весь мир обязан рождением Эдит как певицы и появлением ее имени Пиаф («воробей»на парижском арго). Во время первого концерта Эдит в кафе присутствовал весь бомонд: Морис Шевалье, Филипп Эриа, эстрадная королева Мистингетт, летчик Жан Мормоз и другие. Успех у столь взыскательной публики был полный. Однако через год Лепле был убит выстрелом в голову и ударом ножа в сердце. Пиаф долго таскали в полицию, полагая, что она знает убийцу. Работу Эдит потеряла и начала жутко пить — теперь уже не дешевые «чернила», а коньяк и «Божоле»… К счастью, в ее жизни появился Раймонд Ассо, ставший для Пиаф Пигмалионом: он совершенствовал ее мастерство, ставил голос, учил держать вилку и умываться по утрам. Немудрено, что дикарка Эдит закатывала ему жуткие скандалы. Три года продолжалась эта любовная «война», причем сама Пиаф стала инициатором разрыва. Ассо помог ей выступить в крупнейшем парижском кабаре «АВС», где ее увидела музыкально-артистическая элита. Жан Кокто заявил: «Мадам Пиаф гениальна!» С этого момента она, как качующий вымпел, переходит из одних крепких мужских рук в другие: Поль Мерисс, Мишель Эмер, Анри Конте, Иво Ливи (Ив Монтан). Они оказались рядом с Пиаф в годы войны.

Она никогда не имела собственного дома. Да, она снимала шикарные квартиры и держала повара-китайца, но дома у нее не было. И еще одна особенность: в зрелые годы Пиаф вела совершенно нездоровый и ночной образ жизни. Самая активная ее деятельность начиналась в одиннадцать вечера и заканчивалась в шесть утра! Но не это было главным: в душе певицы была территория вечного одиночества, которую не мог заполнить никто, поэтому она часто требовала написать песню, которую пела дуэтом с любимым мужчиной. Но эта «инъекция оптимизма» в жизни ничего не меняла, и «половодье чувств» Пиаф могла выплеснуть только в творчестве. Сцена после окончания войны стала окончательно для нее всем как с точки зрения истории, так и с точки зрения любви и постоянной борьбы с самой собой.

После войны Ива Монтана сменил Жан-Луи Жобер, с ансамблем которого «Ле Компаньон де ла Шансон» Пиаф успешно выступала во Франции и США. В 1947 году и без того не крепкую здоровьем Пиаф постиг тяжкий удар: она заболела ревматоидным артритом. Тогдашняя фармацевтика еще не знала ни индометацина, ни селективных ингибиторов ЦОГ-2, ни метотрексата, поэтому Пиаф пришлось прибегнуть (пожизненно) к инъекциям только что появившегося кортизона, который она покупала по ценам черного рынка - по 50 000 франков за флакон! Но и без этой напасти настроение Пиаф складывалось из непрерывного чередования и переплетения страха перед жизнью и чрезвычайной жизнерадостности, неистового веселья и тоски, достигающей степени депрессии. В 1948 году она попыталась отравиться упаковкой снотворного, запив его стаканом спиртного, но рука дрогнула — таблетки рассыпались, и она не смогла их собрать, а потому лишь погрузилась в тяжелый сон. Уже к 1949 году у Пиаф имелась несомненная зависимость от алкоголя и снотворных барбитурового ряда. Она, как и М. Монро, иногда так перебирала с препаратами, что срывала концерты… Поразительно, что алкоголь и снотворные, а позднее и транквилизаторы все-таки не слишком влияли на феноменальную трудоспособность Пиаф! Правда, после гибели в авиакатастрофе М. Сердана, которого опознали лишь по часам на обеих руках, Пиаф запила с остервенением и погрузилась в оккультизм. Около нее появились всякие шарлатаны, ясновидцы, колдуны, африканские маги. Она купила за бешеные деньги столик для занятий спиритизмом, посредством которого «общалась» с Серданом. Чувство вины (именно повинуясь ее истерически-эгоистическому капризу Сердан полетел к ней в США и погиб) мучило ее в течение года, но и потом она брала с собой на гастроли этот «телефон» для общения с царством мертвых…

Начало 50-х ознаменовалось для Пиаф целой цепью несчастий, самым страшным из которых была наркотическая зависимость. 24 июля 1951 года во время гастролей Пиаф попала в ДТП, у нее была сломана рука и два ребра. Врач не учел ее зависимость от барбитуратов и алкоголя и назначил морфин. Зависимость от него возникла моментально (с первой инъекции!), потом дозы стали расти. Наркотик стоил столько же, сколько кортизон, но перерывы в приеме препарата привели певицу к тяжелой ломке, во время которой она пыталась выброситься из окна. 29 июля 1952 года Пиаф вышла замуж за Рене Виктора Эжена Дюко (Жак Пилс). Он довольно хладнокровно относился к тому, что жена «села на иглу», и пытался «отвлечь» ее вином, ведь она до свадьбы уверяла его, что применяет… кортизон! Однако скоро ее состояние заставило мужа отправить Пиаф в психиатрическую клинику в Медоне. Это помогло мало — будучи в США на гастролях, Пиаф держалась только на инъекциях морфина. О прохождении детоксикации и лечения в США и речи быть не могло: огласка немедленно привела бы к расторжению контракта со всеми финансовыми последствиями. Вернувшись домой, Пиаф пыталась применить тактику «step by step» («шаг за шагом»), ограничивая число инъекций. Ничего из этого не вышло — доза не уменьшилась, она уже делает инъекции прямо через платье и чулок… Когда ее госпитализировали, психиатры еще не имели метадоновой программы реабилитации и снова применили способ «шаг за шагом». Наступил день без наркотика, и… Пиаф пишет: «Я думала, что в тот день сойду с ума. Ужасающие боли разрывали меня на части, сухожилия двигались сами собой».

Не лишено любопытства одно обстоятельство: Пиаф лелеяла в себе некую особую болезнь — нежелание поправиться, выжить, выстоять, «выскочить». Она прилагала все усилия, перемещаясь из одного госпиталя в другой, чтобы умирать понемножку, уничтожать в себе жизнь по маленькому кусочку. И одновременно (женская логика!) Пиаф требовала интенсивности и неожиданности событий. Вся ее жизнь определялась волей случая, вспышками чувственности и страстным отношением к профессии. Наступили в ее жизни годы, которые один из биографов назвал «праздником ада»: Пиаф продолжала тайком смешивать алкоголь и наркотики. Однажды после такого «коктейля» она «орала двенадцать часов подряд». Повторная детоксикация приводила лишь к кратковременной ремиссии, возможность рецидива при морфинной зависимости всегда очень высока, а «ломка» самая тяжелая от всех наркотических препаратов… С 1951 по 1962 год Пиаф дважды попадала в ДТП, перенесла два алкогольных психоза (белая горячка) и несколько наркотических ком, сделала две суицидальных попытки. Но «прикладываться» и колоться не переставала! Во время гастролей в США ее прямо с концерта увезли в Пресвитерианский госпиталь в Нью-Йорке, где в течение четырех часов под общим наркозом останавливали язвенное (?) кровотечение и ушивали перфорацию язвы. Вскоре ее оперировали еще раз. Зачем творчеству Пиаф, создававшей на сцене неповторимый образ, требовалось столько страданий? Я не могу ответить на этот вопрос, но говорят, что она сама на него ответила: «Мне нравится быть несчастной». Но это мазохизм! В 1960 году Пиаф попала в американский госпиталь в Нейи под Парижем. Снова последовала операция. Нежелание жить, неизбывная тоска — так описывают состояние Пиаф в это время ее биографы. Все больше инъекций, все больше снотворных. Была попытка лечить бессонницу в психиатрической клинике Виль-Д`Авруз. Зимой 1961 года Пиаф попадает с двухсторонней пневмонией в госпиталь Св. Антония, и хорошо ей знакомый профессор Р. Курильски снова ее осматривает. «У больной развилась острая легочная недостаточность, сопровождаемая приступами удушья, — говорил он. — Мои коллеги и я уже практически решились на трахеотомию, но операции удалось избежать. Однако легочно-диафрагмальные спайки по-прежнему серьезно угрожают здоровью Эдит Пиаф и вызывают сильнейшую одышку. Кроме того, больная страдает тяжелой анемией, вызванной постоянной потерей крови в связи с язвенной болезнью…»

Даже свадьба с Тео Сарапо в 1962 году не изменила Пиаф — сразу после бракосочетания она отправляется в наркологическую клинику для очередной детоксикации! Печеночная кома, постоянный массаж грудной клетки, мануальная терапия суставов и передвижение по парку на инвалидной коляске — такими были последние месяцы жизни Пиаф… Медсестра, постоянно находившаяся в доме Пиаф, в сентябре 1962 года по совету лечащего врача Клода де Лакоста де Лаваля, «истинного аристократа поджелудочной железы, печени и иммунной системы», выехала в Женеву за чудодейственным препаратом из амниотического экстракта. Надо отметить, что у Пиаф была тяжелая анемия (скрытое кровотечение продолжалось), цирроз печени, синдром Кушинга (от многолетнего применения гормонов), хронический панкреатит. С. Берто предполагала, что у Пиаф был рак желудка, который американские хирурги нашли еще во время первой операции, но ей ничего не сказали… Пиаф в очередной раз вывел из комы профессор Кар в клинике Амбруаза Паре, но это был уже финал. Последний диагноз, подписанный доктором Марионом, гласит: «Кома с полной потерей сознания, желтуха. Больная подлежит немедленной госпитализации для проведения лечения экстрактом дегидрированной печени и экстрактом коры надпочечников. Желательно помещение под капельницу и введение физиологического раствора. После введения в брюшную полость импланта амниона желтуха практически не уменьшилась. Печень, как и весь организм больной, в крайне неудовлетворительном состоянии» . Это было 9 октября 1962 года. На следующий день вызвать врача уже не успели. Инъекция аргинина не помогла…

Когда-то Пиаф сказала: «Есть только один вид страданий, с которым нельзя не считаться: это страдания души. От них ни один врач не может излечить». Увы, многие страдания тела тоже не поддаются излечению…

Николай Ларинский, 2002-2014 гг.

Эдит Пиаф (Édith Piaf), настоящее имя Эдит Джованна Гассион (Édith Giovanna Gassion), родилась 19 декабря 1915 года в Париже (Франция). Ее матерью была певица Анита Майяр, носившая сценический псевдоним Лина Марса. Отец, Луи Гассион, был уличным акробатом, участником Первой мировой войны.

Вскоре после рождения малышка была отдана на воспитание бабушке по линии матери, которая плохо обращалась с ребенком.

Прибывший в отпуск отец отправил дочь к собственной матери в Нормандию, в Берней. Вскоре выяснилось, что девочка ослепла.

Когда надежд на выздоровление не осталось, бабушка повезла Эдит в Лизье к святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции, и девочка прозрела.

До восьми лет Эдит ходила в школу, но потом отец забрал ее в Париж, где они начали вместе работать на площадях — отец показывал акробатические трюки, а дочь пела.

В 11 районе Парижа открыт частный музей, посвященный Пиаф, созданный Бернаром Маршуа — автором двух биографий певицы.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Эдит Пиаф (1915-1963) – французская актриса и певица.

Детские годы

Её настоящее имя Эдит Джованна Гассион, появление этой малышки на свет произошло на парижском тротуаре 19 декабря 1915 года. На крик новорожденной прибежал полицейский, он отдал женщине плащ, в который та завернула только что родившуюся дочку, сказала, что назовёт её Эдит. А через месяц отдала малышку на воспитание своим родителям.

Мать Эдит, несостоявшаяся цирковая артистка Анетт Майар, выступа на сцене под именем Лина Марса. Папа, Луи Гассион, был уличным акробатом. Когда началась Первая мировая война, он пошёл на фронт добровольцем. В конце 1915 года получил два дня отпуска специально, чтобы повидать родившуюся дочь.

Родители Анетт своеобразно начали воспитывать внучку. За девочкой никто не следил, а, чтобы она не беспокоила своим плачем, в молоко подливали немного вина, которое являлось для них самих основным повседневным продуктом. Бабушка была человеком безграмотным, малышку не купали и не разговаривали с ней.

В 1917 году отец Луи приехал навестить семью, но узнал, что Анетт бросила его, а дочь отдала своим родителям. Он поехал к ним и обнаружил, что малышка не совсем здорова. Луи не захотел оставлять девочку в таких условиях и отвёз своей матери Луизе Гассион, которая работала кухаркой в публичном доме.

В этом заведении девочку выкупали, соскребли с неё корку грязи, надели свежее платьице, и она получилась невероятно прелестным ребёнком, но, к сожалению, полностью слепым.

Оказалось, что в первые месяцы жизни у малышки начала развиваться катаракта, но прежним «воспитателям» не было до этого дела.

Бабушка Луиза не жалела для внучки ничего, она платила врачам деньги, но они оказались бессильны и не смогли помочь девочке обрести зрение. Оставалось только просить помощи у Бога. Женщины из публичного дома настолько трепетно относились к Эдит, что постоянно молились об её исцелении Святой Терезе.

19 августа 1921 года бабушка Луиза с маленькой внучкой отправилась в город Лузье к алтарю Святой Терезы, куда ежегодно стекались реки паломников. Луиза вымолила прозрения для Эдит, девочка стала видеть через шесть дней, 25 августа 1921 года. Первое что предстало её взору, были клавиши пианино. С тех пор Эдит Пиаф никогда не расставалась с образами младенца Иисуса и Святой Терезы.

Закончилась война, вернулся домой отец, он отдал дочку в школу. Однако её обучение быстро закончилось. Родители одноклассников были против того, что с их детьми учится девочка, живущая в публичном доме. Эдит ничего не оставалось делать, как начать работать вместе со своим отцом на площадях и улицах Парижа. Она пела, а папа показывал цирковые акробатические номера.

Юность

Луи Гассион сходился с разными женщинами. Но когда очередная из них начала вымогать у Эдит заработанные деньги, девушка развернулась и ушла из дома, решив, что вполне сможет обеспечить себя сама.

Она устроилась на работу в молочную лавку. Однако такой труд ей быстро разонравился, потому что приходилось рано вставать и постоянно возиться с молочными бутылками.

Эдит решила вернуться к прежнему уличному ремеслу.

Теперь она работала не с отцом, а с двумя своими друзьями. Вскоре рассталась с ними и начала сотрудничать со своей сводной младшей сестрой по отцу Симоной. В день у них получался неплохой доход, которого вполне хватало на комнатку в захудалой гостинице, на консервы, и вино, и на новые вещи, когда старые уже было невозможно носить от грязи. Девушки не утруждали себя тем, чтобы постирать одежду или приготовить из продуктов еду.

Кабаре «Жернис»

Эдит было двадцать лет, когда в её жизни произошло судьбоносное знакомство.
Был октябрь, на улице холодно, она стояла в огромном пальто с дырявыми рукавами и туфлями на босую ногу. Долго ждала, что хоть кто-нибудь подаст монетку уличной певице. Подошёл холёный мужчина лет сорока в шикарном костюме и лайковых перчатках, с насмешкой сказал: «Сумасшедшая, если поёшь в такую погоду!» Эдит ответила грубо: «Но мне же надо хоть что-то есть» . Он оторвал клочок газеты, написал адрес и сказал, чтобы завтра она пришла к четырём часам на прослушивание. Ещё дал 5 франков, чтобы она купила себе еды.

На прослушивание Эдит опоздала на час. Он всё равно её ждал и завёл в кабаре «Жернис», которое располагалось на Елисейских полях. Никогда в своей жизни Эдит не видела такой роскоши, тогда она ещё не знала, что это самое модное и дорогое заведение Парижа, здесь собираются сливки общества. «Иди на сцену и спой всё, что знаешь» , – сказал вчерашний новый знакомый, владелец кабаре Луи Лепле. Он слушал её два часа и понял, что нашёл самородок. Внимательно посмотрел на девушку и сказал: «Тебе нужен псевдоним. Подойдёт Пиаф» (на французском языке это слово означает «воробышек»). Так родилась звезда французской и мировой песни Эдит Пиаф.

В день своего дебюта она впервые испытала в жизни сильный страх. Выйдя на сцену, увидела в зале безумную роскошь: сливки общества, смокинги, бабочки, меха и бриллианты, деликатесы на столах. А кто она? Как будто маленькая обезьянка из парижского зоопарка, в причудливом платье, с нелепой причёской и ярко накрашенными красными губами. Публика смеялась и смачно ела. Эдит разозлилась на них и стала петь, так проникновенно и отчаянно, как никогда в жизни.

Это был триумф. Луи Лепле ликовал. Потом началась работа, он учил Эдит мимике и сценически жестам, репетировать с аккомпаниатором, подбирать костюм.

Зимой 1936 года Пиаф уже выступала в цирке «Медрано» на большом концерте звёзд французской эстрады. Затем последовало выступление на Радио-сити. На Эдит Пиаф надвигался ошеломительный успех, слушатели радио требовали только её песен. Но случилась трагедия: выстрелом в голову был убит Луи Лепле. Подозрение пало на Пиаф, потому что он включил её в своё завещание и оставлял после смерти некую сумму денег.

Великая Эдит Пиаф

Ещё одно знакомство подарил ей Бог, оно определило дальнейшую судьбу Эдит. На этот раз с поэтом Раймоном Ассо. Он научил её всему и в профессии, и в жизни, создал стиль «Пиаф», написал для неё лучшие песни:

  • «Париж – Средиземноморье»;
  • «Вымпел для легиона»;
  • «Она жила на улице Пигаль»;
  • «Мой легионер».

Музыку для песен писала Маргерит Монно, которая впоследствии стала близкой подругой Эдит.

Раймон Ассо проторил для Эдит Пиаф дорожку в самый знаменитый мюзикл-холл Парижа «АВС». После её выступления в прессе написали: «Вчера в Париже на сцене «АВС» родилась великая певица».

Потрясающий голос, непревзойдённый драматический талант, упорство и трудолюбие – всё это привело упрямую уличную девчонку на вершину успеха. Она купила себе дом в центре Парижа, его обустройством занимались лучшие дизайнеры. Однако, заехав в него, она чувствовала себя неуютно в шикарной спальне с антикварной мебелью и предпочла спать в комнате консьержки. В доме всегда было полно друзей, некоторые жили там по месяцу, не переводились икра и шампанское, Пиаф никогда не знала точно, сколько у неё на данный момент есть денег.

Когда началась Вторая мировая война, Эдит рассталась с Раймоном. Она попробовала себя в качестве актрисы в пьесе французского режиссёра Жана Кокто «Равнодушный красавец», через год по этой пьесе сняли фильм «Монмартр на Сене», где Пиаф исполнила главную роль.

Маленькая мужественная женщина выступала в немецких лагерях перед французскими военнопленными, а потом вместе с автографами передавала им вещи для побега. Она занималась благотворительностью, давала концерты для семей погибших.

Эдит помогла начать свой творческий музыкальный путь таким знаменитостям, как Шарль Азнавур и Ив Монтан. Её пластинки издавались миллионными тиражами. Она стала великой, потому что познала в жизни страдание, и это помогло ей быть искренней на сцене.

В последние годы жизни она спела свои самые знаменитые песни – мировые шедевры:

  • «Падам, падам»;
  • «Милорд»;
  • «Я не жалею ни о чём»;
  • «Толпа»;
  • «Право любить».

Личная жизнь

Мужчины в жизни Эдит Пиаф появились рано, и было их много, она с завидной регулярностью влюблялась и бросала своих любовников. В 17 лет у неё завязались отношения с Луи Дюпоном, который подрабатывал доставкой продуктов, развозя их на велосипеде. В тот же день, когда они познакомились, Луи поселился в гостиничной комнате, где Эдит жила с сестрой.

Через год у них родилась дочь Марсель. Это событие никак не изменило жизнь Эдит, она продолжала работать в том же духе. Луи потребовал сделать выбор между ним с дочерью и работой. Эдит выбрала работу, и Луи в тот же час ушёл от неё.

Маленькая Марсель оставалась по ночам одна, когда её мама уходила на свои выступления. Вскоре девочка заболела испанским гриппом, её поместили в больницу, где она умерла на руках у своей непутёвой матери. Эдит не сильно горевала по этому поводу, через несколько дней она бурно проводила время с друзьями и вином, ещё не зная тогда, что детей у неё больше никогда не будет.

Самой большой любовью её жизни стал чемпион мира по боксу ‒ француз Марсель Сердан.

Он подарил Эдит первое в её жизни норковое манто, а она покупала ему бриллиантовые запонки, шикарные костюмы и обувь из крокодиловой кожи. Но он был женат, имел трёх сыновей и ради своей семьи соблюдал рамки приличия.

Сердан разбился во время авиакатастрофы, а Пиаф не смогла пережить эту трагедию без помощи морфия, в результате чего получила наркотическую зависимость.

Её последней любовью стал греческий парикмахер Тео Сарапо. Ему было всего 26 лет, в 1962 году состоялся обряд бракосочетания в православной церкви. Он знал её диагноз и то, что жить Эдит осталось не больше года.

Последние годы жизни

Через несколько лет после смерти Сердана Эдит сама попала в автокатастрофу, переломы рёбер и руки давали боль, она снимала её при помощи наркотиков. Здоровье её угасало стремительно, приступы белой горячки сменялись гепатическими комами и курсами лечения от алкоголизма и наркомании. Она подстригла волосы, очень сильно похудела, лицо стало похоже на череп, обтянутый кожей. Врачи диагностировали рак печени.

В 1963 году печень отказала, певица перестала есть, её мучили страшные боли, Эдит весила 34 килограмма. 10 октября 1963 года Пиаф умерла в бессознательном состоянии.

Её похоронили на кладбище Пер-Лашез. Более сорока тысяч поклонников устилали её последний путь цветами.

Как говорила великая Эдит Пиаф: «Даже телефонный справочник можно спеть так, что зал будет рыдать» . И она единственная в мире могла так петь. У неё есть своё собственное место в истории песни.


Имя: Эдит Пиаф (Edith Piaf)

Возраст: 47 лет

Место рождения: Париж, Франция

Место смерти: Грас, Франция

Деятельность: певица и актриса

Семейное положение: была замужем

Эдит Пиаф - биография

Французская певица, похожей которой ещё не родилось во всём мире. Её любят до сих пор, произведения её заставляют плакать и смеяться так же, как и раньше, в период популярности певицы.

Детство, семья певицы

Рождение звезды совпало с началом войны 1915 года. (Настоящая фамилия Гасьон). Отец и мать были людьми искусства, актриса и акробат, они с трудом могли прокормить единственного своего ребёнка. Судьба начала писать страницы биографии ребёнка с жестоких моментов. Отца забрали на фронт, девочку отправили к пьющей бабушке. Женщина часто успокаивала внучку дозой спиртного, подмешанного в молоко. Когда отец вернулся с войны, он увидел, что за Эдит никто не ухаживал, она была истощена.


Мужчина отправил ребёнка к своей матери. Только в Нормандии дочь Луи Гассьона, которой на тот момент было всего три года, почувствовала, что такое забота близкого человека. Оказалось, что девочка слепая, начальную стадию заболевания бабушка по матери не заметила. Или постоянные молитвы бабушки, или усилия врачей вернули девочке зрение. Образ святой Терезы до самого последнего дня был рядом с Эдит Пиаф.

Музыка

Бабушка с внучкой жила в публичном доме. Точных сведений нет, кем была пожилая женщина, и почему местом жительства было выбрано такое сомнительное заведение. Девочке по этой причине не давали проходу в школе, и по исполнению Эдит 9 лет, она была отправлена в Париж, где жил её отец. Мужчине было тяжело кормить восемь детей, братьев и сестёр самой старшей из всех Эдит.


Он брал дочь на работу. Акробат зарабатывал деньги, выступая на уличных площадях. Девочка прекрасно пела, она стала помогать отцу, и вместе отец с дочерью стали зарабатывать больше. Биография певицы началась с улицы. Эдит с 14 лет отошла от совместных номеров и стала петь отдельно. Она копила деньги на жильё. Лохмотья девочки-подростка плохо сочетались с её прекрасным голосом.

Творчество

Однажды Эдит заметил человек, который содержал кабаре. Девочка, полтора метра ростом, покоряла всех своим голосом. Музыка делала её лицо одухотворённым, тогда красота наполняла всё существо певицы. Кабаре, находящееся на Елисейских Полях, пригласило певицу к себе. Владелец Луи Лепле дал певице прозвище, с которым она начла выступать на сцене. Пиаф в переводе означает «воробушек». Женщина обучилась многому, что сделало её творчество более профессиональным.

Эдит научилась слушать аккомпаниатора, красиво одеваться, правильно вести себя на сцене. Луи был жёстким и беспощадным учителем, но его воробушек стал настоящей звездой сразу. Запись её на радио мгновенно прославила новую певицу. Покровителя Лепле кто-то застрелил, и всех стали подозревать в убийстве, Пиаф не была исключением, поэтому публика объявляла ей бойкот и срывала концерты.

Снова звезда

Признание снова пришло к певице после её знакомства с поэтом-песенником Раймоном Ассо. К дуэту вскоре примкнула композитор Маргарет Монно. А когда состоялось выступление Эдит в мюзик-холле «АВС», вся пресса взорвалась известием о том, что произошло рождение звезды. Певица через некоторое время начала сниматься в фильмах, а во время войны активно давала концерты для французских военнопленных. Война завершилась, Эдит Пиаф предпринимает гастроли по Америке.


У певицы, которая лежала в больнице по нескольку месяцев, оказался рак печени. Алкоголь, наркотики, артрит сильно подорвали, итак, слабое здоровье «маленького поющего воробушка». Но Пиаф продолжала петь, даря поклонникам свои самые лучшие песни.1963 год стал для певицы последним, она выступала в оперном театре Лиллы.

Эдит Пиаф - биография личной жизни

Певица в такие минуты упоения музыкой могла покорить любого мужчину. Так произошло с хозяином магазина Луи Дюпоном. Их союз стал гражданским, а через некоторое время Эдит родила дочь Марсель. Она сама была ещё 17-летним ребёнком, желающим жить и творить. Сцена звала успешную певицу, манила своими перспективами. Вскоре малышка заболела менингитом, который потом передался матери. Эдит сумела победить болезнь, а девочка умерла. Она была единственным ребёнком певицы Эдит Пиаф. С первым мужем женщина прервала всякие отношения.


Любовных романов и приключений у звезды было очень много, некоторые из них были чрезвычайно коротки. Женщина не только наслаждалась любовью и дарила её своим мужчинам, она помогала своим избранникам пройти по карьерной лестнице. За два года жизни вместе с Ивом Монтаном она ей удалось указать ему путь к сцене.


Следующим возлюбленным стал боксёр Марсель Сердан. Хотя он уже имел семью, но слово Эдит было для него превыше всего, он любил её до конца своих дней. Когда Марсель разбился на самолёте, Пиаф впала в депрессию, спасала только работа.


В тридцатишестилетнем возрасте певица вышла замуж за Жака Пилса, который тоже занимался певческой деятельностью, но их брак был коротким. Самой последней любовью звезды был её страстный поклонник Теофанис Ламбукис, грек по происхождению. Их разделяло 20 лет, но это не помешало певице выйти за молодого обожателя замуж. Эдит называла его Тео Сарапо, пыталась сделать из него сценическую звезду, но публика была злобно настроена на отношения этой пары. Но супруги были счастливы.

Последние годы Пиаф

Муж не бросал свою больную жену, а прожили они 11 месяцев. Когда Эдит Пиаф умерла, её не отпевали в церкви, считая певицу великой грешницей. Но поклонники остались верны своей путеводной звезде, они пришли проводить в последний путь в количестве около сорока тысяч человек, устелив всю дорогу до последнего пристанища певицы огромным количеством цветов.


Автор биографии: Natsh 2373

Певица



«Моя жизнь была отвратительной - это правда. Но моя жизнь была и восхитительной. Потому, что я любила, прежде всего, ее, жизнь. И потому, что я любила людей, своих друзей, своих любовников». Эдит Пиаф.


Эдит Джованна Гассион родилась ночью 19 декабря 1915 года на тротуаре парижской улицы. Ее мама циркачка Анетт Майар завернула новорожденную девочку в плащ прибежавшего на крики полицейского, назвала Эдит, и через месяц отдала на воспитание своим родителям.Папа Эдит - уличный акробат Луи Гассион вскоре послерождения дочери попал на фронт во время Первой Мировой войны.

Родители Анетт Майар отнеслись к воспитанию внучки очень своеобразно. Старики практически не следили за ребенком. В их меню основным блюдом считалось вино, которое они не стеснялись давать своей маленькой внучке, смешивая его с молоком. Безграмотная бабушка не мыла девочку, и с маленькой Эдит практически никто не разговаривал. Когда Луи Гассион приехал в 1917 году в отпуск, он нашел свою дочь не совсем здоровой, и оставлять далее девочку у родителей Анетт Луи не захотел. Забрать Эдит к себе согласилась его мать Луиза Гассион, работавшая кухаркой в публичном доме, где девочку отмыли, одели в новое платье, и оказалось, что под коркой грязи скрывалось прелестное существо, но, увы, абсолютно слепое. Выяснилось, что в первые месяцы жизни у Эдит развилась катаракта, но бабушка и дедушка этого просто не заметили.

Луиза Гассион не жалела денег на лечение девочки, но врачи оказались бессильны. А так как женщины из дома терпимости очень трепетно относились к внучке Луизы и были очень набожны, то искренне верили в чудеса и решили помолиться святой Терезе, чтобы она исцелила Эдит. Хозяйка заведения даже обещала пожертвовать церкви 10 000 франков, если чудо состоится. Все обитательницы публичного дома вместе с Луизой и маленькой Эдит отправились на богомолье, после которого вернулись домой и стали ждать исцеления, решив, что оно произойдет 25 августа в день святого Людовика и день рождения отца Эдит. Спустя некоторое время выяснилось, что Эдит, действительно - прозрела. Позже она рассказывала: «Моя жизнь началась с чуда. В два года я заболела и ослепла. Я жила тогда у бабушки в Нормандии. Бабушка отвезла меня в Лизье к алтарю святой Терезии и вымолила у нее мое прозрение. С тех самых пор я не расстаюсь с образами святой Терезии и младенца Иисуса. А оттого, что я верующая, смерть не страшит меня. Был период в моей жизни после смерти дорогого мне человека, когда я сама призывала ее. Я потеряла все надежды. Меня спасла вера. Я всегда считала, что период жизни во мраке дал мне способность чувствовать не так, как другие люди. Много позднее, когда мне хотелось полнее понять, услышать, «увидеть» песню, я закрывала глаза».

Когда закончилась война, вернулся домой отец Эдит и отправил девочку в школу. Но родители других детей не хотели, чтобы рядом с их отпрысками учился ребенок, живущий в публичном доме, и учеба Эдит быстро закончилась. В двенадцать лет Эдит стала работать вместе с отцом на улицах и площадях Парижа. Луи демонстрировал публике трюки, а Эдит пела и собирала деньги. Отец пытался учить дочку акробатике и истории Франции, но к первому Эдит была абсолютно не способна, а для второго не годился Луи. В четырнадцать лет Эдит решила, что может обеспечить себя самостоятельно, и после вымогательств очередной мачехи ушла от отца, устроившись работать в молочную лавку. Но ранние подъемы и прогулки с кучей молочных бутылок быстро надоели девочке, и Эдит вернулась к прежнему ремеслу. Вначале она работала с двумя друзьями, а потом со сводной сестрой Симоной, младшей дочерью ее отца. В день сестры зарабатывали около 300 франков, и этих денег им хватало, чтобы оплачивать комнату в плохой гостинице, покупать новую одежду, когда от старой начинала отваливаться грязь, и не испытывать недостатка в вине и консервах. Сестры не особенно задумались о том, что вещи можно стирать, из продуктов готовить, а посуду мыть.

В жизни Эдит рано появились мужчины. Она регулярно влюблялась, так же регулярно бросала любовников, и отец ее ребенка Луи Дюпон не был исключением. С ним Эдит познакомилась, когда ей было семнадцать лет, он был старше ее на год, и зарабатывал на жизнь, развозя продукты на велосипеде. Он переехал к сестрам в тот же день, когда познакомился с Эдит, а через год у нее родилась дочка, которую родители назвали Марсель. Ее рождение практически не изменило жизнь Эдит, она по-прежнему много работала, а если Луи не мог сидеть с ребенком, брала дочку с собой. Когда Эдит стала петь в кабаре «Жуан-ле-Пен», Дюпон предложил Эдит выбирать между ним и работой. После того, как выбор Эдит оказался в пользу работы, сестры снова стали жить вдвоем, а так как Эдит каждую ночь пела, дочка оставалась одна в гостинице. После одного из своих выступлений Эдит обнаружила, что дочку забрал Луи, которому она была не нужна, но он таким образом надеялся вернуть возлюбленную. НоЭдит к нему не вернулась, а маленькая Сесиль заболела испанским гриппом, попала больницу и вскоре умерла на руках у Эдит, которая недолго горевала, и уже через несколько дней после похорон веселилась в компании друзей, не зная, что больше никогда не сможет иметь детей.


Когда Эдит исполнилось двадцать два года, она познакомилась с владельцем кабаре «Жернис» Луи Лепле. Это случилось, когда озябшая Эдит стояла в октябре на улице в большом не по росту пальто с ободраными локтями и в туфлях, надетых на босу ногу. Она была вся взъерошена и долго стояла на перекрестке в ожидании, что кто-нибудь из прохожих даст монетку уличной певице. Один из прохожих произнес: «Да ты с ума сошла — петь на улице в такую погоду!» Фраза принадлежала холеному господину лет сорока, в элегантном костюме и лайковых перчатках. В его словах незнакомца Эдит услышала насмешку, и грубо ответила: «А есть-то мне что-то надо!» Она повернулась и пошла прочь, но мужчина спросил ее: «Хочешь выступать в кабаре?» - и Эдит остановилась. «Меня зовут Луи Лепле, — продолжил мужчина. — Я владелец кабаре «Жернис». Если хочешь, приходи завтра в четыре, я тебя послушаю». Он оторвал от газеты клочок бумаги и написал на нем адрес. «Да, и вот еще что, купи себе поесть», — незнакомец протянул Эдит пятифранковую банкноту.

В назначенное время она опаздала на встречу. Сердитый Лепле, стоявший у входа, сказал: «Так-так. Опоздание на час. Детка, что же будет дальше?» Они вошли в здание кабаре, и у Эдит перехватило дух. Такой роскоши она никогда не видела. Она не знала, что «Жернис» — самое модное парижское кабаре, где собираются сливки светского общества. «Встань на сцену и пой все песни, которые знаешь», — сказал Лепле. Интуиция опытного продюсера подсказала: он нашел самородок. Прослушав Эдит два часа, он сказал: «Через неделю я устрою тебе дебют в «Жернис», а до этого будешь каждый день приходить ко мне на репетиции». И еще, тебе нужно придумать псевдоним». Внимательно рассмотрев Эдит, Лепле сказал: «Ну, конечно, ты же такая маленькая и хрупкая, что тебе подойдет имя — Малютка Пиаф» (на французском «пиаф» означает «воробышек»).

За день до своего дебюта Эдит купила в лавке три мотка черной шерсти и ночью связала платье, не успев связать к вечеру следующего дня один рукав. Она пришла в кабаре со своим вязанием, и Лепле застал ее в гримерке со спицами в руках: «Тебе через пять минут нужно быть на сцене!» Лепле вышел из гримерки и через минутувернулся с белым шарфом, сказав: «Прикрой голую руку». Выйдя на сцену, Эдит поняла, что никогда в жизни не испытывала такого страха, как в эти минуты. Из зала на нее смотрели дамы в бриллиантах и меховых боа, мужчины в смокингах и бабочках. Для них Эдит в нелепом платье, со смешной прической и ярко намазанным красным ртом была подобна обезьянке из зоопарка. Публика в зале весело смеялась, разговаривала и смачно поедала деликатесы. Эдит разозлилась, и отчаянно и проникновенно запела.

А у нас, у девчонок, ни кола, ни двора.

У верченых-крученых, эх, в кармане дыра.

Хорошо бы девчонке скоротать вечерок.

Хорошо бы девчонку приголубил дружок…

Ничего подобного посетители «Жернис» не слышали. Гул в зале смолк, и был слышен только полный драматизма голос певицы. Эдит твердила про себя: «Победить! Победить!» Когда песня кончилась, не было слышно ни аплодисментов, ни голосов — в зале стояла абсолютная тишина. И вдруг раздался шквал аплодисментов. За кулисами довольный Лепле потирал руки от удовольствия.


Эдит Пиаф начала получать за выступление по 50 франков — для нее это были огромные деньги, но даже их она умудрялась сразу потратить. В этом ей помогали друзья- сутенеры с площади Пигаль, заезжие моряки и солдаты Иностранного легиона. ХотяПиаф перестала петь на улице, круг ее общения остался прежним. Лепле смотрел на образ жизни новой звезды своего кабаре сквозь пальцы. Он понимал, что Эдит перевоспитать невозможно, и сам иногда присоединялся к шумной компании, оплачивая из своего кармана ужин разношерстным поклонникам Эдит. Лепле искренне верил в талант певицы и, используя все свои связи, старался организовать Пиаф концерты на большой сцене. Вскоре представился подходящий случай. В Каннах должен был пройти ежегодный благотворительный бал-концерт, где по традиции выступали самые прославленные французские артисты. Благодаря хлопотам Лепле Пиаф доверили выступить в компании суперзвезд — Мориса Шевалье и Мари Дюбуа. Но ночью накануне концерта Луи Лепле был убит. Обвинение пало на Эдит, и все газеты пестрели заголовками «Сенсация, сенсация! Убит владелец «Жернис»! В деле замешана Малютка Пиаф». Эдит осталась без работы, и решила пока не уляжется скандал отправиться из Парижа в провинцию. Но слухи преследовали ее и там, работы не было и ей пришлось опять вернуться на улицу. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не записка, обнаруженная ею в дырявом кармане под подкладкой пальто В ней было написано «Реймон Ассо» и номер телефона. Эдит напрягла всю свою память, чтобы вспомнить, кто бы это мог быть? «Кажется, поэт. Ну да, точно. Мы познакомились с ним в «Жернисе». Он сказал, что рад будет мне чем-нибудь помочь». Эдит вернулась в Париж и набрала номер. «Реймон Ассо слушает». — «Это Эдит, то есть Малютка Пиаф». — «Эдит, куда же вы запропастились? » — «Я, я… на вокзале, только что вернулась в Париж». — «Немедленно приезжайте ко мне, запоминайте адрес».

После того, как Эдит приехала к Реймону, он ей сказал: «Я знаю эту профессию и помогу тебе. Но ты будешь делать то, что я тебе скажу. Парни, загулы — с этим должно быть покончено». Никто и никогда не разговаривал так с Эдит, но она промолчала, потому что больше всего на свете хотела петь. И в тот момент Пиаф понимала, что без помощи Реймона она на сцену может не вернуться.


Реймон сдержал слово и муштровал певицу по полной программе. «Не чавкай, не разговаривай с полным ртом», «Не наливай стакан до краев», — объяснял он Эдит. А узнав, что его подопечная не умеет толком писать, Реймон придумал для Эдит несколько вариантов автографов. Выводя по десять раз на дню корявым почерком: «В знак большой симпатии» и «От всего сердца», Эдит чертыхалась про себя, так как Реймон запретил ей выражаться открыто. Одновременно Реймон писал для Эдит репертуар. Каждый день они обсуждали новые песни и репетировали. Вскоре их упорство принесло первые плоды. Директор крупнейшего концертного зала Парижа АВС согласился отдать первое отделение одного из концертов Эдит. В этот день певица впервые выступила не как Малютка Пиаф, а как Эдит Пиаф. Она исполнила новые песни, разученные с Реймоном и огромный зал ревел от восторга, публика не желала ее отпускать. Ей пришлось петь еще на бис песни из своего старого репертуара. А пресса на следующий день, захлебываясь от восторга, писала: «Вчера на сцене АВС родилась великая певица Франции».


Финансовое положение Эдит резко изменилось - она смогла позволить себе купить собственный дом в центре Парижа, чьей отделкой занимались лучшие французские дизайнеры. Но Эдит, въехав в особняк, предпочла спать в комнате консьержки - там она чувствовала себя уютнее, чем в огромной спальне с антикварной мебелью. Ее дом всегда был открыт для многочисленных друзей. Некоторые из них ухитрялись жить у Эдит по месяцу, а то и больше. Шампанское и икра на кухне не переводились, но если бы кто-то спросил у Эдит: «Сколько денег на вашем счету?», то вряд ли получил бы ответ. Она всегда жила по принципу: есть деньги — хорошо, нет — заработаю. Было в ее жизни и еще одно правило, о котором она позже написала в своей книге: «Когда любовь остывает, ее нужно или разогреть, или выбросить. Это не тот продукт, который хранится в прохладном месте».


После начала Второй мировой войны Эдит рассталась с Раймоном Ассо. В это время она встретилась со знаменитым французским режиссёром Жаном Кокто, который предложил ей сыграть в небольшой пьесе его сочинения «Равнодушный красавец». Репетиции прошли удачно, и пьеса имела большой успех. Она впервые была показана в сезоне 1940 года, и вскоре кинорежиссёр Жорж Лакомб решил снять по ней фильм. В 1941 году был снят фильм «Монмартр на Сене», в котором Эдит получила главную роль. Жан Кокто позже рассказывал: «…Для меня она была больше чем певицей. Она была душой, зеркалом, живым отражением человеческого горя, отчаянным криком страдания, символом нашего одиночества и нашей печали. Как только она начинала петь, на сцене происходило чудо. Люди уже не видели этой маленькой славной женщины, одетой в черное, почти незначительной, их охватывало большое чувство, этот сильный, несравненный голос, который вас пронизывает, заставляет вас почувствовать всю нищету и отчаяние человечества. Эдит Пиаф была более чем замечательным мастером песни. Она была медиумом. Ее влияние было очень велико, но она была единственной, она была велика, потому что она познала страдание, и это страдание придавало ей искренность, страдание, которого не хватало ее последователям, взявшим от нее только ее внешнюю «маску».


Во время войны французы смогли по достоинству оценить личное мужество Пиаф, выступавшей в Германии перед французскими военнопленными. После концерта вместе с автографами она передавала им все необходимое для побега. Эдит Пиаф так же устраивала концерты в пользу семей погибших, а послевоенное время для неё стало периодом небывалого успеха. Её с восхищением слушали жители парижских предместий и утончённые ценители искусства, рабочие и будущая королева Англии. Эдит помогла начать свой путь к успеху многим начинающим исполнителям — Иву Монтану, ансамблю «Компаньон де ла Шансон», Эдди Константену и Шарлю Азнавуру.

Когда тиражи пластинок Эдит во Франции стали издаваться миллионными тиражами, ей заинтересовались американские импресарио и предложили устроить турне по городам США. Отправляясь за океан, Эдит не подозревала, что встретит там самую большую любовь своей жизни — француза Марселя Сердана, чемпиона мира по боксу.


На концерт Эдит Марсель попал случайно. У него было свободное время, и он решил посетить концерт Пиаф, о которой в тот момент американские газеты писали как о «самой потрясающей певице». Потом боксер набрался смелости, и позвонил певице в гостиницу, чтобы договориться о встрече. Марсель считал, что в таланте Эдит Пиаф есть что-то сверхъестественное. Он говорил: «Эдит, ведь ты всего треть от моего веса, я дуну на тебя, и ты рассыплешься! Но какой у тебя голос! В голове не укладывается!» Рядом с певицей чемпион по боксу очень робел, и поэтому в присутствии Эдит старался очень мало говорить и выполнял ее любую прихоть. Он купил Эдит ее первое норковое манто. Она могла купить себе сама десять таких манто. «Но… Мне бы в жизни такое в голову не пришло, а он догадался», — рассказывала певица. В ответ она дарила Марселю бриллиантовые запонки, костюмы и обувь из крокодиловой кожи. В Америке они везде появлялись вдвоем — лучшая французская певица и лучший французский боксер. Но в Касабланке Марселя ждала жена Маринетта и сыновья Марсель и Рене, к которым со временем добавился маленький Поль. И Марсель соблюдал приличия ради семьи. Однажды Эдит во время своего очередного турне по Америке с нетерпением ждала приезда Сердана из Парижа. Но он должен был приехать только через неделю, и Эдит позвонила ему во Францию и попросила: «Марсель, ради Бога, скорей приезжай. Пароходом, самолетом — как хочешь! Я не могу без тебя!» — «Хорошо, дорогая, завтра я вылечу. Я тебя люблю».

Эдит стояла за кулисами нью-йоркского зала «Версаль», готовясь к выступлению, когда ей передали, что самолет, на котором Сердан летел в Америку, разбился на Азорских островах. Марсель был среди погибших пассажиров. Его труп опознали по часам, которые знаменитый боксер имел привычку носить на обеих руках. Никто не думал, что Эдит сможет после этого петь. Но она вышла на сцену и глухим голосом произнесла: «Я буду петь в честь Марселя Сердана. Только ради него».


После этой трагедии у Эдит началась тяжелейшая депрессия. Она стала пить, искала спасения от тоски в спиритизме. Она выходила на улицы, одевшись в старую одежду, пела и радовалась, что ее никто не узнает. Она возвращалась домой, приводя с собой мужчин, имен которых к утру не могла вспомнить. Тоска по Марселю, казалось, убила в ней все желания, а однажды, получив телеграмму от жены своего возлюбленного, она среди ночи отправилась в аэропорт, села в самолет и улетела в Касабланку. Смерть Марселя объединила этих двух женщин, и общие слезы сделали их подругами. Сыновья Марселя были буквально очарованы «тетей Зизи», Эдит привезла все семейство к себе в гости, и они гостили у Эдит некоторое время. Вскоре Маринетта с сыновьями вернулась домой, но дружба вдовы и любовницы Марселя Сердана продолжалась еще довольно долго.

Через несколько лет после гибели Сердана Эдит Пиаф попала в автомобильную катастрофу. Она сломала руку и два ребра, но полученные травмы не представляли угрозы для жизни. Зато они причиняли сильную боль, и чтобы снять ее, Эдит кололи наркотики. Она быстро поправилась, боли прошли, но ее начал мучить артрит, и она продолжала принимать наркотики, что начинало отражаться на ее психическом здоровье. Однажды певица попыталась выброситься из окна, и только присутствие ее подруги Маргерит Моно спасло ей жизнь. После этого Эдит справлялась со своим горем так, как умела: окружала себя людьми, пила, но реальное спасение ей приносили только концерты. Эдит говорила: «Я живу только на сцене... Я всегда буду петь, а в тот день, когда перестану - умру».


Здоровье певицы расшатывалось с огромной скоростью, она почти не выходила из больниц. После смерти Марселя Эдит пережила четыре курса дезинтоксикации (лечение алкоголизма и наркомании), три гепатические комы, два приступа белой горячки, семь операций и две бронхопневмонии. А потом врачи поставили диагноз — «рак», хотя сама пациентка об этом так и не узнала. Но заболевание оказало большое влияние на ее внешность. Эдит Пиаф сильно похудела, она остригла волосы, и ее лицо, по отзывам очевидцев, напоминало «череп, обтянутый кожей». Однако, несмотря на проблемы со здоровьем Пиаф продолжала притягивать мужчин. Одним из ее мужчин был музыкант Жак Льебрар, за ним последовали галерист Андре Шеллер и шансонье Жорж Мустаки. Все они были моложе Эдит, которая с грустью говорила: «Популярность имеет свои минусы. Теперь все мужчины, когда спят со мной, ни на минуту не забывают, что имеют дело с самой Пиаф».


В сорок с небольшим лет певица выглядела на шестьдесят.

В этот период своей жизни певица исполнила свои лучшие песни, в которых боль и горечь соединились с отчаянным вызовом судьбе, с желанием по-прежнему жить и любить.



Это и «Падам, падам», написанная ее старым другом Анри Конте, и «Милорд», слова которой принадлежат Мустаки.



И, конечно, «Я не жалею ни о чем» — бессмертный шедевр, который в сентябре 1960 года принес Пиаф молодой поэт Шарль Дюмон.

«Non! Rien de rien...
Non! Je ne regrette rien…
Ni le bien qu’on m’a fait,
Ni le mal tout c5 a m’est bien e’gal…»

«Нет! Ничего ни о чем...
Нет! Я не жалею ни о чем —
Ни о добре, которое мне сделали,
Ни о зле, которого не помню».

«Я начинаю жизнь с нуля» — так кончалась песня, после которой громадный зал Олимпии сотрясали овации.

Со своим последним супругом 26-летнем греческим парикмахером Теофанисом Ламбукасом Пиаф познакомилась, когда в очередной раз попала в больницу. «Мадам, в коридоре какой-то молодой человек просит разрешения пройти к вам в палату». «Наверное, поклонник», — подумала Эдит, и кивнула в знак согласия. На пороге появился высокий юноша, одетый во все черное, с темными волосами и такими же глазами. «Меня зовут Тео. Месяц назад нас представили друг другу, но вы были слишком заняты, чтобы поговорить со мной». Он подошел и протянул ей маленькую куклу. От неожиданности Эдит засмеялась: «Знаете, я уже вышла из этого возраста». — «Но это необычная кукла. Она из Греции, с моей родины. Она принесет вам удачу». На следующий день он пришел с цветами. Так продолжалось неделю. И каждый раз он приносил какой-то пустяк. Эдит, потратившая состояния на подарки мужчинам, вдруг поняла, что ценно только искреннее внимание. «Через несколько месяцев Тео спросил Эдит: «Хочешь быть моей женой?» Пиаф ответила: «Тео, это невозможно!.. У меня была очень сложная жизнь… Мое прошлое тянется за мной, как тяжкий груз… Я намного старше тебя, почти в два раза». — «Для меня ты родилась в тот день, когда я тебя увидел» - ответил ей Тео. У Эдит не хватило сил отказать ему, и позже она признавалась: «По-настоящему я любила только Марселя Сердана. И всю свою жизнь ждала только Тео Сарапо». Фамилия Сарапо появилась, когда Пиаф решила сделать из Тео звезду эстрады. Единственная известная ей греческая фраза, означавшая «Я тебя люблю» звучала «сарапо».

Перед свадьбой Тео познакомил невесту со своими родителями и двумя сестрами. И Эдит впервые для себя открыла радость жизни в атмосфере настоящей семьи. Торжественное бракосочетание состоялось 9 октября 1962 года в православной церкви, к которой принадлежал Тео. Вскоре после этого счастливая Эдит дала концерт впарижской «Олимпии», после выступления в которой публика стоя скандировала: «Гип-гип-ура, Эдит!» Но только Тео знал о мнении врачей — Эдит Пиаф оставалось жить максимум год.


В апреле 1963 года у Эдит отказала печень, и она в бессознательном состоянии попала в больницу города Нейи. После лечения ее состояние стало улучшаться, и она уехала на юг, в деревушку Пласкасье. Но вскоре стало ясно, что спасти певицу невозможно.

Эдит не могла есть, мучилась от страшных болей, а ее вес уменьшился до 34-х килограммов. Она умерла, не приходя в сознание 10 октября 1963 года, но официальной датой ее смерти стало 11 октября, когда тело на специальном самолете доставили в Париж.

Официальный орган Ватикана, «Л"Оссерваторе Романо» запретил хоронить Эдит Пиаф в соответствии с религиозным обрядом, и обвинил ее в том, что она жила «в состоянии публичного греха». «Это был, - объявил он, - идол сфабрикованного счастья». Нопарижский архиепископ придерживался другого мнения: «Если ей не могут быть оказаны церковные почести, - сказал он, - духовник театральных актеров и музыкантов придет помолиться за артистку на кладбище Пер-Лашез». Дружеские чувства ниццского прелата, монсеньора Мартена, смягчили ватиканскую строгость, и он как частное лицоблагословил Эдит Пиаф в последний путь за несколько часов до предания его земле 14 октября 1963 года.

В тот момент, когда катафалк с телом певицы и следующие за ним три машины с цветамипересекали Париж, вышедшие на улицу жители Парижа превратили последний путь Эдит Пиаф в похороны национального масштаба. От дома №67 по бульвару Ланн до кладбища Пер-Лашез за ее гробом шло сорок тысяч человек, которых полиция не могла сдержать ни у ворот кладбища, ни около фамильного склепа. Во время прощального слова музыкальный издатель Жак Энош сказал: «Целое направление французской песни ушло со смертью Эдит Пиаф».

В книге Эдит Пиаф «Моя жизнь» было написано:

Мое истинное призвание — петь.
Петь, что бы ни случилось!
Мои песни — это я, моя плоть,
Моя голова, мое сердце, моя душа.
Мои песни — вот моя жизнь.


О жизни Эдит Пиаф был снят ряд документальных фильмов.



Текст подготовлен Татьяной Халиной (www.edithpiaf.forum24.ru
Симона Берто. «Эдит Пиаф»
Эдит Пиаф «Моя жизнь»
Пьер Дюкло, Жорж Мартена «Эдит Пиаф»