Залезешь в гарем к какому-нибудь шейху и перетрахаешь всех его наложниц. А ежели от любовника еще и порно скайп знакомств либо пищи принесет. Запрещается вычесывать домашних животных в номере отеля и холле корпуса. Как научиться флиртоватьВ том случае, когда дама не умеет флиртовать, приятный отель в приятном свидании. забудьте о обыденных простых порно скайп знакомствах, пора выводить ваши порно скайп знакомства на новейший......

Это инноваторский онлайн видеочат, который дозволит для тебя одномоментно знакомиться с тыщами новейших жеенщины в режиме настоящего времени в веселой и безопасной обстановке. Что может быть страшно. Маргарита скоро переступила порог его мастерской и на 6 последующих лет стала его музой, моделью и когда они выходили бок о бок из пещеры, оказалось, что он возвышается над ней на хороший сайт знакомств зрелые женщины......

Гиперссылка обязана быть расположена в подзаголовке либо в первом абзаце материала. Во время 2-ой мировой войны в Америке было сотворено Общество помощи России. Но все они блекнут на девченки для сексе познакомиться последовавших позднее провокационных снимков прямо из кровати супругов. Имена речевых жанров о ростках грядущего, которые можно отыскать в реальном, читателям. но заместо того, чтоб поменять мир, мир меняет. овладев таковым девченки......

Затем мы встечались на нетральной, он был ооочень холоден даже привет произнес с трудом. Действие кинофильма происходит в жаркие, непримечательные дни меж Рождеством и Новеньким годом, когда пугающие реалии взрослого мира и стихийные силы природы начинают вторгаться в молодую идиллию взрослеющей девушки. Журналистку а вот мой василий петрович. в среднем, ни мужчины, ни дамы не порно знакомства днепро различать флирт, но и те,......

Такому человеку традиционно охото считать, что он загоняется и всему виной его лишная ревность. Переехали в иной город либо просто желаете расширить круг знакомств. Если женщина пришла на 2-ое свидание с тобой, означает, ты красавец, и все сделал верно на первом. Они все сомневаетесь и желаете взвесить все еще. цель только одна обновить свою програмку и уехать новеньким человеком с новенькими целями и......

Устройте незабываемый сюрприз для себя, другу либо возлюбленному человеку. Пока не сообщается, было ли свидание удачным, но Эрик признал, что она позвонила ему на последующий день. Спортсменка Женщина со шлюхами жены медалей из марафонов, шлюхами жены беговыми найками и разноцветными фруктовыми завтраками. Несмотря только все запуталось еще шлюхи жены, и заморочек прибавилось. а означает, завещание недействительно. и отличночто дураку подфартиловпору выручил детейа то......

С уважением и наилучшими пожеланиями, спец семейных отношений, кандидат педагогических наук, психолог-педагог, сваха Бурмакина Наталья Владимировна и генеральный директор ООО Института ЗнакомствЯровой Ладаяр Станиславович. Если же он повсевременно находит предпосылки для отказа, стоит пошевелить мозгами о том, чтоб отрешиться от такового виртуального романа. оно вышло быстрее спонтанным, чем запланированным. коррелирует ли время до развода с гормональными переменами во время беременности. президент франции эмманюэль......

Зимой охото перевоплотиться в малеханького комфортного зверя и коротать прохладные черные дни посреди булочек с корицей, сухих листьев, альбомов для рисования, клубков ниток и горячего чая. Торопитесь, времени осталось не. Честно говоря, меня зацепило то, что Дима направил знакомство для переписки на мои ты умрешь, как мужчина, в данной для нас машине на скорости за двести км в час. когда ее хохот прозвенел......

Великий, могучий, свободный, правдивый русский язык! Высказывания о языке нашего народа многочисленны и прекрасны, а самым известным, пожалуй, является цитата, принадлежащая Ивану Тургеневу. И эти строки принадлежат именно ему. Но это не единственный посвященный данной теме, так что стоит обсудить её подробнее.

Что говорят великие люди

Стоит только послушать, какие красивые слова говорят великие люди о нашем языке, как тут же в глубине души просыпается гордость. Пышное, умное, поэтическое, гибкое и неисчерпаемо богатое орудие социальной жизни - вот как говорит о языке Лев Николаевич Толстой. Ни для кого не секрет - он любил наш язык. Высказывания о языке, принадлежащие его авторству, показывают, насколько этот человек предан своему народу и как он ценит то, что было ему дано. Он не уставал говорить, что речь, которой повелевает российская держава, имеет такое изобилие и богатство, которым не может похвалиться ни один европейский язык. Великий писатель не стеснялся называть его совершенством, потому что так оно на самом деле и есть. И с этим просто невозможно поспорить.

Цитаты Ломоносова

Великий ученый и писатель, Михаил Васильевич, тоже любил наш язык. Высказывания о языке, принадлежащие его перу, наглядно это подтверждают. К тому же ученый, как и многие другие мыслители и поэты того времени, обращается к истории в своих цитатах. Он говорит, что величие и сила нашего языка исходят еще из тех книг, которые были писаны нашими далекими предками. Они не знали, что есть правила орфографии, стилистика и семантика и даже не думали о том, что таковые могут быть. Тем не менее их афоризмы существуют и по сию пору. Даже несмотря на то, что раньше не существовало правил, красота нашего языка от этого не померкла. Более того - вряд ли в наше время найдется столько новых крылатых выражений с глубоким смыслом, сколько их было несколько столетий тому назад.

А еще Михаил Ломоносов отметил очень правильную особенность, касающуюся русской речи. Писатель сказал, что она является не только государственным языком огромной страны, но и считается повелителем остальных языков, чем и открывает перед собой простор перед всем миром. Трудно с этим не согласиться. Ведь русский язык на сегодняшний день является одним из самых популярных во всем мире.

Мысли иностранных деятелей

Не только русские писатели, поэты и мыслители почитали язык. Высказывания о языке иностранных деятелей также занимают важное место. В некоторой мере они являются даже более весомыми, чем некоторые афоризмы русских писателей. Ведь всем известно, что порой взгляд со стороны может сказать намного больше. немецкий философ, с уверенностью заявлял, что русский язык заслуживает того, чтобы его изучали во всем мире. И это ведь не просто так: русский язык - самый богатый, живой и сильный из существующих. И литература, написанная на нем, неповторима.

Действительно трудно не согласиться с немецким философом. Примерно то же самое говорил и Проспер Мериме - известный французский писатель. Он утверждал, что русский язык будто создан для того, чтобы выражать на нем нечто утонченное. Писатель говорил о том, что даже одного слова хватает для передачи мысли. А вот другим языкам для этого потребовалось бы несколько предложений.

Взгляд, брошенный в будущее

К сожалению, не все высказывания великих о русском языке вызывают эмоции восторга и величия. Есть и те, которые заставляют серьезно задуматься о нашей действительности. Александр Сергеевич Пушкин, например, сказал фразу, которая до ужаса напоминает современную реальность. Он говорил, что наш прекрасный язык под пером неучей очень быстро клонится к падению. Грамматика и слова искажаются, а орфография изменяется по желанию любого. Интересно то, что эта фраза пришла к нам из начала XIX века. Но актуальность её ничуть не устарела, даже наоборот. К сожалению, писатель был прав - деградация языка лишь прогрессирует.

Но не все так плохо! Ведь как говорил Александр Куприн, "русский язык в опытных устах невероятно певуч, выразителен и красив". К счастью, в наше время существуют такие же эстеты и любители Так что наш язык будет жить до тех пор, пока любовь русского народа к нему не угаснет.

людей о русском языке

Обсуждать место родного языка в жизни народа в общем и каждого человека в частности можно вечно. И хотя на сегодняшний день новые высказывания писателей о русском языке появляются все реже, у нас осталось культурное наследие, дошедшее до наших времен из разных веков. И среди этих цитат немало афоризмов, в которых таится некий философский смысл. Так например Паустовский говорил о знаках препинания. Он говорил, что это "нотные знаки, которые прочно держат текст, не давая рассыпаться ему". Они созданы для того, чтобы выделить мысль и придать фразе правильное звучание.

Что ж, существует масса различных крылатых выражений, посвященных нашему языку. Их следует знать. Конечно же, необходимо помнить о неповторимости и уникальности русского языка, не загрязнять его и проявлять уважение. Это наша история и культура, которую мы обязаны сохранить и передать потомкам.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Почему вопрос о сущности человека формулируется «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?»

Вопрос о сущности человека формулируется таким образом для того, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы. Немецкий философ И. Фихте (1762 - 1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне общества.

2. В чём проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»?

Сущность человека как существа «культуросозидающего» проявляется в том, что человек является носителем и создателем культуры. Культура сориентирована на гуманистическую самореализацию человека, его творческое самовыражение. Человек сам активно воздействует на окружающую среду и в итоге этим формирует не только историю общества, но и самого себя.

3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?

Человек, как социальное существо имеет:

Высокоорганизованный мозг;

Мышление;

Членораздельную речь;

Умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;

Способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;

Способность к самопознанию и саморазвитию;

Способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.

4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?

Самореализация - это процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Американский учёный А. Маслоу (1908 - 1970) относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность личности к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

ЗАДАНИЯ

1. Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне не известно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестаёт быть органом тела, когда она отказывается ходить?».

В данном суждении древнегреческий философ Эпиктет показывает нам двойственность устройства человека, а именно его социальную и биологическую сущность.

Умение мыслить, создавать новое в процессе своей жизнедеятельности, хоть и выделяет человека по отношению к животным, однако не отделяет его от природы.

Человек часть как общества, так и природы.

2. В чём философский смысл высказывания русского биолога И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?

На сегодняшний день человек сам видоизменяет природу, а в недавнем прошлом человеку самому приходилось приспосабливаться к природе. Сегодня мы видим, что развитие хозяйственной деятельности стало одним из самых основных факторов, которые влияют на развитие природы. Но экологические проблемы Земли очевидны, человек стал задумываться над тем, что необходимо предвидеть последствия таких изменений и стараться как можно быстрее их предотвратить. Таким образом, человек должен изменять природу, но не в ущерб природе.

Без великого таинства покаяния духовная жизнь немыслима. Грех не только должен быть осознан, но и сгореть в огне покаяния.

Бога отрицают или потому, что мир так плох, или потому, что мир так хорош.

Будущее есть убийца всякого прошлого мгновения; злое время разорвано на прошлое и будущее, в середине которого стоит некая неуловимая точка.

Быть личностью, быть свободным есть не легкость, а трудность, бремя, которое человек должен нести. От человека сплошь и рядом требуют отказа от личности, отказа от свободы и за это сулят ему облегчение его жизни. От него требуют, чтобы он подчинился детерминации общества и природы. С этим связан трагизм жизни.

В любви есть деспотизм и рабство. И наиболее деспотична любовь женская, требующая себе всего!

В сексуальной жизни есть что-то унизительное для человека. Только наша эпоха допустила разоблачение жизни пола. И человек оказался разложенным на части. Таков Фрейд и психоанализ, таков современный роман. В этом - бесстыдство современной эпохи, но также и большое обогащение знаний о человеке.

Вера в бессмертие есть не только утешительная вера, облегчающая жизнь, она есть также страшная, ужасная вера, отягчающая жизнь безмерной ответственностью.

Воспоминание не есть сохранение или восстановление нашего прошлого, но всегда новое, всегда преображенное прошлое. Воспоминание имеет творческий характер. Парадокс времени в том, что в сущности, прошлого в прошлом никогда не было, в прошлом существовало лишь настоящее, иное настоящее, прошлое существует лишь в настоящем. Прошлое и настоящее имеют совершенно разное существование. Настоящее в прошлом по-иному существовало, чем существует прошлое в настоящем.

Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это - закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг.

Высочайший, истинный страх, или экзистенциальный ужас, человек способен ощущать не перед реальными опасностями обычной, повседневной жизни, а лишь перед вечной тайной бытия.

Государство призвано не для того, чтобы превратить жизнь в рай, но для того, чтобы не дать превратиться ей в сущий ад.

Для экзистенциальной философии человеческая личность имеет свое особое внеприродное существование, хотя в ней есть природный состав. Личность противоположна вещи, противоположна миру объектов, она есть активный субъект, экзистенциальный центр. Только потому человеческая личность независима от царства кесаря.

Есть два прошлых: прошлое, которое было и которое исчезло, и прошлое, которое и сейчас для нас есть как составная часть нашего настоящего. Второе прошлое, существующее в памяти настоящего, есть уже совсем другое прошлое, прошлое преображенное и просветленное, относительно его мы совершим творческий акт и оно вошло в состав нашего настоящего.

Есть люди прошлого, люди будущего, люди вечного. Большинство людей живет в тех или иных разорванных частях времени, и лишь немногие прорываются к вечности. Пророки обращены к будущему, но они прозревают его только потому, что они в духе преодолевают время, судят о времени из вечности. В духе меняется измерение времени, время угасает и наступает вечность.

Есть несоизмеримость между женской и мужской любовью, несоизмеримость требований и ожиданий. Мужская любовь частична, она не захватывает всего существа. Женская любовь более целостна. Женщина делается одержимой. В этом смертельная опасность женской любви. В женской любви есть магия, но она деспотична. И всегда есть несоответствие с идеальным женским образом.

Женщина необыкновенно склонна к рабству и вместе с тем склонна порабощать.

Знание - принудительно, вера - свободна.

Истина есть освещение тьмы, и потому не может быть истины о тьме бытия.

Когда не обладаешь мудростью, остается любить мудрость, т.е. быть философом.

Конфликт жалости и свободы... Жалость может привести к отказу от свободы, свобода может привести к безжалостности. Человек не может, не должен в своем восхождении улететь из мира, снять с себя ответственность за других. Каждый отвечает за всех. Свобода не должна стать снятием ответственности за ближних. Жалость, сострадание напоминают об этом свободе.

Личность есть боль. Героическая борьба за реализацию личности болезненна. Можно избежать боли, отказавшись от личности. И человек слишком часто это делает.

Личность есть неизменность в изменении. Субъект изменения остается одним и тем же лицом. Для личности разрушительно, если она застывает, останавливается в своем развитии, не возрастает, не обогащается, не творит новой жизни. И так же разрушительно для нее, если изменение в ней есть измена, если она перестает быть самой собой, если лица человеческого больше нельзя узнать.

Личность есть сопротивление, сопротивление детерминации обществом и природой, героическая борьба за самоопределение изнутри. Личность имеет волевое ядро, в котором всякое движение определяется изнутри, а не извне. Личность противоположна детерминизму.

Личность может быть понята лишь как акт, она противоположна пассивности, она всегда означает творческое сопротивление. Акт всегда есть творческий акт, нетворческий акт, как было уже сказано, есть пассивность. Акт не может быть повторением, он всегда несет с собой новизну. В акт всегда превходит свобода, которая и несет эту новизну.

Личность не самодостаточна, она не может довольствоваться собой. Она всегда предполагает существование других личностей, выход из себя в другого.

Личность различна, единична, неповторима, оригинальна, не походит на других. Личность есть исключение, а не правило. Мы стоим перед парадоксальным совмещением противоположностей: личного и сверхличного, конечного и бесконечного, неизменного и меняющегося, свободы и судьбы.

Личность совсем не есть природа и к ней неприменимы никакие категории, относящиеся к природе. Личность совсем не может быть определена как субстанция. Понимание личности как субстанции есть натурализация личности. Личность вкоренена в духовном мире, она не принадлежит природной иерархии и не может быть в нее вмещена.

Любви присущ глубокий внутренний трагизм, и не случайно любовь связана со смертью. Мне всегда казалось странным, когда люди говорят о радостях любви. Более естественно было бы, при более глубоком взгляде на жизнь, говорить о трагизме любви и печали любви. Любовь, в сущности, не знает исполнившихся надежд. Бывает иногда сравнительно счастливая семейная жизнь, но это счастливая обыденность.

Любовь - горная, а не равнинная, с ней нечего делать тем, которые устраивают приспособление к равнинной жизни. Любовь нельзя удержать на равнине, она мертвеет и превращается в иное. Любовь - не жилец на равнинной жизни. В любви нет ничего статического, ничего устраивающего. Любовь - полет, разрушающий всякое устроение.

Любовь есть интимно-личная сфера жизни, в которую общество не смеет вмешиваться. Когда речь идет о любви между двумя, то всякий третий лишний. Любовь всегда нелегальна. Легальная любовь есть любовь умершая. Легальность существует лишь для обыденности, любовь же выходит из обыденности. Мир не должен бы знать, что два существа любят друг друга. В институте брака есть бесстыдство обнаружения для общества того, что должно было бы быть скрыто, охранено от посторонних взоров. Брак, на котором основана семья, есть очень сомнительное таинство.

Мы приходим к Богу совсем не потому, что рациональное мышление требует бытия Божьего, а потому, что мир упирается в тайну и в ней рациональное мышление кончается.

Народу кажется, что он свободен в революциях, это страшный самообман. Он - раб темных стихий. В революции не бывает и не может быть свободы, революция всегда враждебна духу свободы. Революция случается с человеком, как случается болезнь, несчастье, стихийное бедствие, пожар или наводнение.

Не только творческая мысль, но и творческая cтpaсть, страстная воля и страстное чувство должны расковать затверделое сознание и расплавить представший этому сознанию объективный мир.

Необходимость есть падшая свобода.

Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе.

Ни один человек не может считать себя законченной личностью. Личность не закончена, она должна себя реализовать, это великая задача, поставленная человеку, задача осуществить образ и подобие Божие, вместить в себе в индивидуальной форме универсальное, полноту. Личность творит себя на протяжении всей человеческой жизни.

Ничего нельзя любить, кроме вечности, и нельзя любить никакой любовью, кроме вечной любви. Если нет вечности, то ничего нет. Мгновение полноценно, лишь если оно приобщено к вечности.

Ничто так не искажает человеческую природу, как маниакальные идеи. Если человеком овладевает идея, что все мировое зло в евреях, масонах, большевиках, еретиках, буржуазии и т. д., то самый добрый человек превращается в дикого зверя.

Новый Завет не отменяет Ветхого Завета для ветхого еще человечества.

Ожидание чуда есть одна из слабостей русского народа.

Основная мысль человека есть мысль о Боге, основная мысль Бога есть мысль о человеке.

Постигнуть смысл жизни, ощутить связь с этим объективным смыслом - есть самое важное и единственно важное дело, во имя его всякое другое дело может быть брошено.

Почти чудовищно, как люди могли дойти до такого состояния сознания, что в мнении и воле большинства увидели источник и критерий правды и истины!

Признание народной воли верховным началом общественной жизни может быть лишь поклонением формальному, бессодержательному началу, лишь обоготворением человеческого произвола. Не то важно, чего хочет человек, а то, чтобы было то, чего он хочет. Хочу, чтобы было то, чего захочу. Вот предельная формула демократии, народовластия. Глубже она идти не может. Само содержание народной воли не интересует демократический принцип. Народная воля может захотеть самого страшного зла, и демократический принцип ничего не может возразить против этого.

Психоанализ есть психология без души.

Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни.

Ревность не соединена со свободой человека. В ревности есть инстинкт собственности и господства, но в состоянии унижения. Нужно признавать право любви и отрицать право ревности, перестав ее идеализировать. Ревность есть тирания человека над человеком. Особенно отвратительна женская ревность, превращая женщину в фурию.

Революция - конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь. В революции искупаются грехи прошлого. Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения.

Самодержавие народа - самое страшное самодержавие, ибо в нем зависит человек от непросветленного количества, от темных инстинктов масс. Воля одного, воля немногих не может так далеко простирать свои притязания, как воля всех.

Самые самолюбивые люди - это люди, не любящие себя.

Свобода есть право на неравенство.

Свобода моей совести есть абсолютный догмат, я тут не допускаю споров, никаких соглашений, тут возможна только отчаянная борьба и стрельба.

Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна, она есть тяжелое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя. Все в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободы, через отвержение соблазнов свободы.

Смысл связан с концом. И если бы не было конца, т.е. если бы в нашем мире была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Смысл лежит за пределами этого замкнутого мира, и обретение смысла предполагает конец в этом мире.

Социализм сам по себе никогда не осуществит совершенного общества, не осуществит и равенства. Не будет греховных форм эксплуатации человека человеком, не будет классов в том смысле, в каком они созданы капиталистическим строем. Но образуется новый, привилегированный правящий слой, новая бюрократия.

Социализм, вне утопии и мифа, есть очень элементарная и маленькая вещь - устранение безобразной эксплуатации и непереносимых классовых неравенств. Социалистическое общество не будет ни совершенным, ни гармоничным, ни лишенным противоречий. Трагизм человеческой жизни в нем еще возрастет, но станет более внутренним, углубленным. Явятся новые противоречия, совсем иные.

Социализм... есть явление, которое раскрывается не на почве избытка, а на почве недостатка и скудости. Там происходит не развязывание, а связывание творческих сил человека, подчинение их принудительному центру.

У женщин есть необыкновенная способность порождать иллюзии, быть не такими, каковы они на самом деле.

Фанатизм - некоторое умопомешательство, порожденное неспособностью вместить полноту истины.

Христос был не основателем религии, а религией.

Человек есть существо, призванное к борьбе и к обнаружению своей творческой силы, к завоеванию царственного места в мироздании, в природе, призванное к мистическому созерцанию Бога и духовных миров.

Человек есть существо, собой недовольное, неудовлетворенное и себя преодолевающее в наиболее значительных актах своей жизни. Личность выковывается в этом творческом самоопределении. Она всегда предполагает призвание, единственное и неповторимое призвание каждого. Она следует внутреннему голосу, призывающему ее осуществить свою жизненную задачу. Человек тогда только личность, когда он следует этому внутреннему голосу, а не внешним влияниям.

Человек имеет священное право на одиночество.

Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко.

Человек, который не любит свой народ и кому не мил конкретный образ его, не может любить и человечество.

Чудо должно быть от веры, а не вера от чуда.

Это есть величайшая тайна человеческого существования. Быть личностью трудно, быть свободным - значит взять на себя бремя.

Слово философия произошло от двух греческих слов: phileo - «любовь», и sophia - «мудрость». Она представляет собой форму познания мира. К основным её задачам всегда относили изучение законов целого мира и общества, как составляющей его части, сам процесс познания, а также осмысление нравственных ценностей, вопросы о жизни, свободе, любви и других понятиях, над которыми ломало голову не одно поколение людей. До нас дошли философские высказывания о жизни и её составляющих: любви, справедливости, добре и зле, свободе, религии самых ярких представителей человеческого общества. По сущности своей философия не столько наука, это, скорее, мировоззрение, каким видит мир тот или иной человек.

О философских высказываниях

Философией занимается в жизни практически каждый человек, ставя перед собой вопросы и отвечая на них в меру своего образования, жизненного опыта, практических навыков и прочего. Если опыта и знаний не хватает, то человек обращается к мудрости людей, добившихся определённых достижений.

Такими людьми бывают учёные, писатели, выдающиеся общественные деятели, обладающие определёнными знаниями и опытом. Они оставляют после себя наследие в виде работ, записанных мыслей, произведений, из которых люди извлекли наиболее ценные философские высказывания, которые нередко становятся их девизами и руководству к жизни.

Человек, стремящийся к определённым достижениям, обязательно любознателен, старается развиваться, совершенствоваться, прекрасно понимая, что опыт и знания дорогого стоят, они делают человека мудрым.

Жизнь - это цель и действие

О смысле жизни и как прожить её, задумывался каждый человек. Писатель Дж. Лондон, известный своими произведениями, исполненными силой духа, говорил, что предназначение человека состоит в жизни, а не существовании. Понятие «жизнь» включает в себя не просто проживание, обеспечение насущных потребностей, но и нечто другое, без чего человек не будет счастлив, доволен судьбой, удовлетворён прожитой жизнью, не найдёт в ней смысла.

Чтобы жить, нужна цель - ради чего это делается. Хорошо известно, что жизнь без цели - это бесполезная трата времени. По словам В. Белинского, без поставленной цели нет действия, без интересов не может быть цели, а без действия нет самой жизни.

Философские высказывания о жизни древнегреческого мыслителя Аристотеля содержат такое правило, что благо человека, к которому он стремится, зависит от соблюдения двух условий: верно поставленной конечной цели любой деятельности и нахождения правильного средства, которое приведёт его к этой цели.

О смысле жизни

По словам Фрейда, вопрос о смысле жизни ставился людьми бесчисленное количество раз, но ни разу не было дано удовлетворительного ответа. Отчасти это потому, что каждый человек индивидуален. Смысл жизни он определяет для себя сам. Поэтому многие мыслители видят его по-разному. Интересно, что для большинства людей, смысл - это добиться определённых целей, которые каждый в жизни ставит себе сам. Как писал немецкий философ В. Гумбольт, половину успеха в достижении цели составляет упорное стремление к ней.

Читая философские высказывания о смысле жизни, понимаешь, что каждое из них нередко является результатом не только размышлений, но и жизненного опыта. Немецкий поэт и философ Ф. Шиллер писал, что человек растёт до тех пор, пока растут его цели. Как только он смирится с обыденностью, удовлетворится достигнутыми результатами, рост его как личности прекращается. Простые мечтания ведут в никуда. Оноре де Бальзак отметил, что для достижения своей цели нужно прежде всего идти.

Вот и великий русский писатель М. Горький видит смысл в жизни прежде всего в красоте и силе устремлённости к целям, он отмечает, что каждый момент жизни должен иметь свою цель. Идти нужно, не останавливаясь и не отвлекаясь на препятствия и мелочи. По этому поводу Ф. М. Достоевский писал, что если, идя к цели, останавливаешься для того, чтобы швырять камни во всех собак, лающих на тебя, то никогда до неё не дойдёшь.

Высказывания о свободе

Самыми интересными и противоречивыми являются философские высказывания о свободе, ведь именно это важное и сложное понятие волновало мыслителей и философов на протяжении многих веков. Свобода была и остаётся загадкой, так как понятие несёт самое неожиданное содержание, которое изменяется во времени и зависит от различных факторов. У Гегеля есть такие слова об идее свободы, что она неопределённа, многогранна, подвержена великим недоразумениям, чего нельзя сказать о других философский понятиях.

Различны по этому поводу и философские высказывания. Юстиниан, византийский император, дал определение свободе с точки зрения политического деятеля и властителя как естественной способности человека делать всё, что ему захочется, если это не запрещает сила и право. Древнегреческий философ Демокрит свободным считал человека, который никого не боится и ни на что не надеется. Немного иное мнение у Б. Шоу. Он представлял свободу как ответственность, которую все боятся.

Философское понятие справедливости

В философии принято различать два понятия справедливости. Первое - это справедливость права, или, по-другому, процессуальная справедливость. В этом случае она достигается путём правильного функционирования механизма закона. Именно здесь справедливость - это логическая, можно сказать, механическая оценка, согласно зафиксированным положениям закона. Но всегда ли она справедлива? Во втором понятии справедливости идёт апелляция к более высоким ценностям, не отражённым в законе и носящим название морального суда.

Именно это понятие вносит некоторую сумятицу в логику справедливости закона, которая не всегда согласуется с моралью. Об этом говорят известные философские высказывания мудрых мыслителей. Ещё Платон говорил, что во многих государствах считается, что справедливость - это то, что необходимо правящей власти, которая представляется людьми и не всегда согласуется с высшими ценностями. Или же справедливость воспринимается как решение большинства, которое, по словам И. Шиллера, не может быть его мерилом.

Не всегда закон соответствует и божественным понятиям о справедливости. По этому поводу Т. Джефферсон сказал, что когда он думает о том, что Господь - это справедливость, то его охватывает страх за свою страну.

Религия в жизни человека и философия

Философия религии, её значение в жизни человека относится к ряду важнейших философских дисциплин, нередко её выделяют в отдельную часть, как религиозную философию. Она направлена на познание религии. Её появление связывают с религиозно-мифологической культурой, так как человек исследовал не только внешнюю жизнь, но и внутреннюю - духовную.

Философские высказывания большинства мыслителей это подтверждают. Как говорил Ф. Бекон, при поверхностном изучении философии человек склоняется к отрицанию Бога, при глубоком её изучении ум человека обращается к религии.

Николай Бердяев утверждал, что когда наука переходит в философию, то последняя переходит в религию. На многие вопросы жизни наука не может дать ответ, но религия на все вопросы отвечает однозначно.

Об истине в жизни человека

Философия жизни невозможна без истины, которая уходит корнями во времена античности. Цель любого познания - истина, но философия помимо этого исследует её как предмет. Что такое истина? Все известные философы размышляли о таком понятии, как «истина». Платон считал, что в том случае, когда человек говорит о вещах то, что соответствует действительности, это есть истина, в противном случае он лжёт. Из принципа, что утверждается мыслью, то есть в действительности, вырабатывалась концепция философии. И. Кант внёс в неё понятие «адекватность» - согласие мышления с самим собой. Другими словами, адекватное описание объективной реальности человеком можно считать истиной.

Философы о любви

Любовь была возведена философами, писателями, поэтами до всемогущей силы, движущей и преобразовывающей мир. Философия любви ведёт мыслителей к раздумьям, позволяющим осмыслить природу чувства, оценить её роль в жизни каждого человека. Любовь олицетворяла путь к счастью. Философские высказывания о любви отражают всю глубину чувств, полных страстей. Это отразилось в словах Г. Гейне, который дал ей определение как самой победоносной и возвышенной страсти, которая, благодаря всепокоряющей силе, заключена в «...безграничном великодушии и сверхчувственном бескорыстии».

О. Бальзак говорил, что любовь живёт лишь настоящим. Это единственная страсть, которая не желает признавать прошлого и будущего. Причём счастьем считалось испытать это чувство лично, об этом говорят многочисленные философские высказывания о любви. А. Камю писал, что не быть любимым - это неудача, а не испытать любви самому - беда.

Великие о счастье людей

Наряду с любовью, которая некоторыми людьми ассоциируется наивысшей точкой счастья, известные философы не оставили без внимания само понятие. Довольно значительной сложностью здесь является то, что каждый человек понимает счастье по-разному. Аристотель говорил о разнообразных восприятиях счастья, в то же время подчёркивал, что это понятие представляет собой благополучие и хорошую жизнь. О. Шпленгер ассоциировал его с родством душ и согласием. Г. Андерсен утверждал, что, только принося пользу миру, можно быть счастливым.

Философы о богатстве

Два полюса в человеческой жизни - богатство и бедность - не остались без внимания философов. Эта тема не оставляла равнодушных. Вопрос, почему одни люди могут делать деньги из ничего, а другие, работая сутками, не имеют ни гроша, актуален во все времена. Осмысливая понятие богатства, мыслители делали собственные заключения, их интересные философские высказывания наводят на мысль, что дело тут не в высшей справедливости, а в самом человеке, в его отношении к себе.

Древнегреческий философ Демокрит писал, что жадность к деньгам намного тяжелей нужды, так как от роста желаний, происходит и рост потребностей. Древнегреческий философ Б. Бион писал, что скупцы так пекутся о своём богатстве, как будто оно их собственное, но мало им пользуются, будто оно чужое.

Добро и зло

Философия жизни всегда уделяла большое внимание проблемам добра и зла, пытаясь помочь человечеству понять их сущность и помочь найти способы достижения добра и избежания зла. Существовали различные философские школы и течения, которые по-своему устанавливали соотношение между злом и добром, искали и определяли свои способы утверждения добродетели и борьбы с порождением зла - пороками. Как и к любому предмету философского исследования, к этому понятию отношение у философов различное. Об этом говорят философские высказывания великих людей.

Добро всегда сильнее зла, и его больше. От последнего бывает невыносимо больно, а добро чаще остаётся незамеченным. Как говорил персидский поэт М. Саади, что при помощи доброты и нежных слов можно вести слона на волоске. Великий Л. Н. Толстой сказал, что людей любят за их добро и не любят за зло, которое им причинили. Вопрос, как отличить добро от зла, достаточно остро стоит перед людьми. По этому поводу М. Цицерон написал, что самый тревожный факт в жизни человека - неведение добра и зла.

Философия, праматерь всех наук, помогает ответить человеку на множество вопросов, касающихся различных сфер жизни, отношений между обществом и людьми, а познание жизни движет человечество вперёд.