(Charles Dickens) - один из самых знаменитых англоязычных романистов, прославленный создатель ярких комических характеров и социальный критик. Чарльз Джон Хаффам Диккенс родился 7 февраля 1812 в Лендпорте близ Портсмута. В 1805 его отец, Джон Диккенс (1785/1786–1851), младший сын дворецкого и экономки в Кру-Холле (графство Стаффордшир), получил должность клерка в финансовом управлении морского ведомства. В 1809 он женился на Элизабет Барроу (1789–1863) и был назначен на Портсмутскую Верфь. Чарльз был вторым из восьми детей. В 1816 Джон Диккенс был направлен в Чатэм (графство Кент). К 1821 у него было уже пятеро детей. Читать Чарльза научила мать, какое-то время он посещал начальную школу, с девяти до двенадцати лет ходил в обычную школу. Не по годам развитый, он с жадностью прочитал всю домашнюю библиотечку дешёвых изданий.

В 1822 Джон Диккенс был переведён в Лондон. Родители с шестью детьми в страшной нужде ютились в Кемден-Тауне. Чарльз перестал ходить в школу; ему приходилось относить в заклад серебряные ложки, распродавать семейную библиотеку, служить мальчиком на побегушках. В двенадцать лет он начал работать за шесть шиллингов в неделю на фабрике ваксы в Хангерфорд-Стерз на Стрэнде. Он проработал там немногим более четырёх месяцев, но это время показалось ему мучительной, безнадежной вечностью и пробудило решимость выбиться из бедности. 20 февраля 1824 его отец был арестован за долги и заключен в тюрьму Маршалси. Получив небольшое наследство, он расплатился с долгами и 28 мая того же года был освобожден. Около двух лет Чарльз посещал частную школу под названием Академия Веллингтон-Хаус.

Работая младшим клерком в одной из адвокатских контор, Чарльз начал изучать стенографию, готовя себя к деятельности газетного репортера. К ноябрю 1828 он стал независимым репортером суда Докторс-Коммонз. К своему восемнадцатилетию Диккенс получил читательский билет в Британский музей и принялся усердно пополнять свое образование. В начале 1832 он стал репортёром «Парламентского зеркала» («The Mirror of Parliament») и «Тру сан» («The True Sun»). Двадцатилетний юноша быстро выделился среди сотни завсегдатаев репортёрской галереи палаты общин.

Любовь Диккенса к дочери управляющего банком, Марии Биднелл, укрепила его честолюбивые стремления. Но семейство Биднеллов не питало расположения к простому репортёру, отцу которого довелось сидеть в долговой тюрьме. После поездки в Париж «для завершения образования» Мария охладела к своему поклоннику. В течении предыдущего года он начал писать беллетристические очерки о жизни и характерных типах Лондона. Первый из них появился в «Мансли мэгэзин» («The Monthly Magazine») в декабре 1833. Четыре следующих вышли в течение января – августа 1834, причём последний был подписан псевдонимом Боз, прозвищем младшего брата Диккенса, Мозеса. Теперь Диккенс был постоянным репортёром «Морнинг кроникл» («The Morning Chronicle»), газеты, публиковавшей репортажи о значительных событиях во всей Англии. В январе 1835 Дж. Хогарт, издатель «Ивнинг кроникл» («The Evening Chronicle»), попросил Диккенса написать ряд очерков о городской жизни. Литературные связи Хогарта – его тесть Дж. Томсон был другом Р. Бёрнса, а сам он – другом В. Скотта и его советчиком в юридических вопросах – произвели глубокое впечатление на начинающего писателя. Ранней весной того же года он обручился с Кэтрин Хогарт. 7 февраля 1836, к двадцатичетырехлетию Диккенса, все его очерки, в т.ч. несколько не публиковавшихся ранее произведений, вышли отдельным изданием под названием «Очерки Боза» (Sketches by Boz ). В очерках, зачастую не до конца продуманных и несколько легкомысленных, уже виден талант начинающего автора; в них затронуты почти все дальнейшие диккенсовские мотивы: улицы Лондона, суды и адвокаты, тюрьмы, Рождество, парламент, политики, снобы, сочувствие бедным и угнетенным.

За этой публикацией последовало предложение Чапмана и Холла написать повесть в двадцати выпусках к комическим гравюрам известного карикатуриста Р. Сеймура. Диккенс возразил, что «Записки Нимрода», темой которых служили приключения незадачливых лондонских спортсменов, уже приелись; вместо этого он предложил написать о клубе чудаков и настоял, чтобы не он комментировал иллюстрации Сеймура, а тот сделал гравюры к его текстам. Издатели согласились, и 2 апреля был издан первый выпуск «Пиквикского клуба». За два дня до этого Чарльз и Кэтрин поженились и обосновались в холостяцкой квартире Диккенса. Вначале отклики были прохладными, да и продажа не сулила больших надежд. Ещё до появления второго выпуска покончил жизнь самоубийством Сеймур, и вся затея оказалась под угрозой. Диккенс сам нашел молодого художника Х.Н. Брауна, который стал известен под псевдонимом Физ. Число читателей росло; к концу издания «Посмертных записок Пиквикского клуба» (выходившего с марта 1836 по ноябрь 1837) каждый выпуск расходился в количестве сорока тысяч экземпляров.

«Посмертные записки Пиквикского клуба» (The Posthumous Papers of the Pickwick Club ) представляют собою запутанную комическую эпопею. Её герой, Сэмюел Пиквик, – это неунывающий Дон-Кихот, пухлый и румяный, которого сопровождает ловкий слуга Сэм Уэллер, Санчо Панса из лондонского простонародья. Свободно следующие один за другим эпизоды позволяют Диккенсу представить ряд сцен из жизни Англии и использовать все виды юмора – от грубого фарса до высокой комедии, обильно приправленной сатирой. Если Пиквик и не обладает достаточно выраженным сюжетом, чтобы называться романом, то он, несомненно, превосходит многие романы очарованием весёлости и радостным настроением, а сюжет в нем прослеживается не хуже, чем во многих других произведениях того же неопределённого жанра.

Диккенс отказался от работы в «Кроникл» и принял предложение Р. Бентли возглавить новый ежемесячник, «Альманах Бентли». Первый номер журнала вышел в январе 1837, за несколько дней до рождения первого ребёнка Диккенса, Чарльза младшего. В февральском номере появились первые главы «Оливера Твиста» (Oliver Twist ; завершён в марте 1839), начатого писателем, когда Пиквик был написан лишь наполовину. Ещё не закончив Оливера, Диккенс принялся за «Николаса Никльби» (Nicholas Nickleby ; апрель 1838 – октябрь 1839), очередной серии в двадцати выпусках для Чапмана и Холла. В этот период он написал также либретто комической оперы, два фарса и издал книгу о жизни знаменитого клоуна Гримальди.

От Пиквика Диккенс спустился в тёмный мир ужаса, прослеживая в «Оливере Твисте» (1839) взросление сироты, – от работного дома до преступных трущоб Лондона. Хотя дородный мистер Бамбл и даже воровской притон Фейгина забавны, в романе преобладает зловещая, сатанинская атмосфера. В «Николасе Никльби» (1839) перемешаны мрачность Оливера и солнечный свет Пиквика.

В марте 1837 Диккенс переехал в четырехэтажный дом по Даути-стрит, 48. Здесь родились его дочери Мэри и Кейт, и здесь же умерла его свояченица, шестнадцатилетняя Мэри, к которой он был очень привязан. В этом доме он впервые принял у себя Д. Форстера, театрального критика газеты «Экзаминер», ставшего его другом на всю жизнь, советчиком по литературным вопросам, душеприказчиком и первым биографом. Благодаря Форстеру Диккенс познакомился с Браунингом, Теннисоном и другими писателями. В ноябре 1839 Диккенс взял в аренду сроком на двенадцать лет дом № 1 на Девоншир-Террас. С ростом благосостояния и литературной известности укреплялось и положение Диккенса в обществе. В 1837 он был избран членом клуба «Гаррик», в июне 1838 – членом знаменитого клуба «Атенеум».

Возникавшие время от времени трения с Бентли заставили Диккенса в феврале 1839 отказаться от работы в «Альманахе». В следующем году все его книги оказались сосредоточены в руках Чапмана и Холла, при содействии которых он начал издавать трехпенсовый еженедельник «Часы Мистера Хамфри», в котором были напечатаны «Лавка древностей» (апрель 1840 – январь 1841) и «Барнаби Радж» (февраль – ноябрь 1841). Затем, измученный обилием работы, Диккенс прекратил выпуск «Часов Мистера Хамфри».

Хотя «Лавка древностей» (The Old Curiosity Shop ), выйдя в свет, покорила множество сердец, современные читатели, не приемля сентиментальности романа, считают, что Диккенс позволил себе избыточный пафос в описании безрадостных странствий и печально долгой смерти маленькой Нелл. Вполне удачны гротескные элементы романа.

В январе 1842 супруги Диккенс отплыли в Бостон, где многолюдная восторженная встреча положила начало триумфальной поездке писателя через Новую Англию в Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон и дальше – вплоть до Сент-Луиса. Но путешествие было омрачено растущим негодованием Диккенса по поводу американского литературного пиратства и невозможности бороться с ним и – на Юге – открыто враждебной реакцией на его неприятие рабства. «Американские заметки» (American Notes ), появившиеся в ноябре 1842, в Англии были встречены тёплыми похвалами и дружелюбной критикой, но за океаном вызвали яростное раздражение. По поводу ещё более острой сатиры в следующем его романе, «Мартин Чезлвит» (Martin Chazzlewit , январь 1843 – июль 1844), Т. Карлейль заметил: «Янки вскипели, как огромная бутыль содовой» .

Первая из диккенсовских рождественских повестей, «Рождественская песнь в прозе» (A Christmas Carol , 1843), также разоблачает эгоизм, в частности жажду прибыли, отражённую в концепции «хозяйственного человека». Но зачастую от внимания читателя ускользает то, что стремление Скруджа к обогащению ради самого обогащения представляет собою полусерьёзную-полукомическую параболу бездушной теории беспрерывной конкуренции. Главная мысль повести – о необходимости великодушия и любви – пронизывает и последовавшие за ней «Колокола» (The Chimes , 1844), «Сверчок за очагом» (The Cricket on the Hearth , 1845), а также менее удачные «Битва жизни» (The Battle of Life , 1846) и «Одержимый» (The Haunted Man , 1848).

В июле 1844 вместе с детьми, Кэтрин и её сестрой Джорджиной Хогарт, которая теперь жила с ними, Диккенс отправился в Геную. Вернувшись в Лондон в июле 1845, он погрузился в заботы по основанию и изданию либеральной газеты «Дейли ньюс» («The Daily News»). Издательские конфликты с ее владельцами вскоре заставили Диккенса отказаться от этой работы. Разочарованный Диккенс решил, что с этого времени его оружием в борьбе за реформы станут книги. В Лозанне он начал роман «Домби и сын» (Dombey and Son , октябрь 1846 – апрель 1848), сменив издателей на Бредбери и Эванса.

В мае 1846 Диккенс опубликовал вторую книгу путевых заметок, «Картинки из Италии». В 1847 и 1848 Диккенс принимал участие как режиссёр и актёр в благотворительных любительских спектаклях – «Всяк в своем нраве» Б. Джонсона и «Виндзорские насмешницы» У. Шекспира.

В 1849 Диккенс приступил к роману «Дэвид Копперфилд» (David Copperfield , май 1849 – ноябрь 1850), который с самого начала имел огромный успех. Самый популярный из всех диккенсовских романов, любимое детище самого автора, «Дэвид Копперфилд» более других связан с биографией писателя. Было бы неверно считать, что «Дэвид Копперфилд» всего лишь мозаика несколько изменённых и расставленных в другом порядке событий жизни писателя. Сквозная тема романа – «непокорное сердце» юного Дэвида, причина всех его ошибок, включая самую серьёзную – несчастливый первый брак.

В 1850 он начал издавать еженедельник ценою в два пенса – «Домашнее чтение» («Household Words»). В нём содержалось легкое чтение, различные сведения и сообщения, стихи и рассказы, статьи о социальных, политических и экономических реформах, публиковавшиеся без подписей. В числе авторов были Элизабет Гаскелл, Гарриет Мартино, Дж. Мередит, У. Коллинз, Ч. Левер, Ч. Рид и Э. Булвер-Литтон. «Домашнее чтение» сразу же стало популярным, его продажа достигала, несмотря на эпизодические спады, сорока тысяч экземпляров в неделю. В конце 1850 Диккенс совместно с Булвер-Литтоном основали Гильдию литературы и искусства для помощи нуждающимся литераторам. В качестве пожертвования Литтон написал комедию «Мы не так плохи, как кажемся», премьера которой в исполнении Диккенса с любительской труппой состоялась в лондонском особняке герцога Девонширского в присутствии королевы Виктории. В течение следующего года спектакли прошли по всей Англии и Шотландии. К этому времени у Диккенса было восемь детей (один умер в младенчестве), а ещё один, последний ребенок, должен был вот-вот родиться. В конце 1851 семья Диккенса переехала в более вместительный дом на Тэвисток-сквер, и писатель начал работу над «Холодным домом» (Bleak House , март 1852 – сентябрь 1853).

В «Холодном доме» Диккенс достигает вершин как сатирик и социальный критик, мощь писателя проявилась во всём своём мрачном блеске. Хотя он не утратил чувства юмора, его суждения становятся более горькими, а видение мира безрадостным. Роман – своеобразный микрокосм общества: доминирует образ густого тумана вокруг Канцлерского суда, означающий запутанность законных интересов, учреждений и старинных традиций; туман, за которым скрывается алчность, сковывает великодушие и застилает зрение. Именно из-за них, по мнению Диккенса, общество превратилось в гибельный хаос. Судебный процесс «Джарндисы против Джарндисов» роковым образом приводит свои жертвы, а это почти все герои романа, к краху, разорению, отчаянию.

«Тяжёлые времена» (Hard Times , 1 апреля – 12 августа 1854) печатались выпусками в «Домашнем чтении», чтобы поднять упавший тираж. Роман не был высоко оценён ни критиками, ни широким кругом читателей. Яростное обличение индустриализма, небольшое число милых и достоверных героев, гротескность сатиры романа выводили из равновесия не только консерваторов и вполне удовлетворённых жизнью людей, но и тех, кто хотел, чтобы книга заставляла лишь плакать и смеяться, а не мыслить.

Бездействие правительства, плохое управление, коррупция, ставшая очевидной во время Крымской войны 1853–1856, наряду с безработицей, вспышками забастовок и голодными бунтами укрепили убеждённость Диккенса в необходимости радикальных реформ. Он вступил в Ассоциацию административных реформ, а в «Домашнем чтении» продолжал писать критические и сатирические статьи; во время полугодового пребывания в Париже он наблюдал ажиотаж на биржевом рынке. Эти темы – помехи, создаваемые бюрократией, и дикая спекуляция – он отразил в «Крошке Доррит» (Little Dorrit , декабрь 1855 – июнь 1857).

Лето 1857 Диккенс провел в Гэдсхилле, в старинном доме, которым любовался ещё в детстве, а теперь смог приобрести. Его участие в благотворительных представлениях «Замёрзшей пучины» У. Коллинза привело к кризису в семье. Годы неустанного труда писателя омрачались растущим осознанием неудачи его брака. Во время занятий театром Диккенс полюбил молодую актрису Эллен Тернан. Несмотря на клятвы мужа в верности, Кэтрин покинула его дом. В мае 1858, после развода, Чарльз-младший остался с матерью, а остальные дети – с отцом, на попечении Джорджины в качестве хозяйки дома. Диккенс с жаром принялся за публичные чтения отрывков из своих книг перед восторженными слушателями. Рассорившись с Брэдбери и Эвансом, занявшими сторону Кэтрин, Диккенс вернулся к Чапману и Холлу. Прекратив выпускать «Домашнее чтение», он весьма успешно начал издавать новый еженедельник «Круглый год» («All the Year Round»), печатая в нем «Повесть о двух городах» (A Tale of Two Cities , 30 апреля – 26 ноября 1859), а затем «Большие надежды» (Great Expectations , 1 декабря 1860 – 3 августа 1861). «Повесть о двух городах» нельзя отнести к лучшим книгам Диккенса. В её основе лежат скорее мелодраматические совпадения и насильственные действия, нежели характеры героев. Но читателей никогда не перестанет увлекать волнующий сюжет, блестящее карикатурное изображение бесчеловечного и изысканного маркиза д"Эвремонда, мясорубка Французской революции и жертвенный героизм Сидни Картона, приведший его на гильотину.

В романе «Большие надежды» главный герой Пип рассказывает историю о таинственном благодеянии, которое позволило ему уйти из сельской кузницы своего зятя, Джо Гарджери, и получить подобающее джентльмену образование в Лондоне. В образе Пипа Диккенс выставляет не только снобизм, но и ложность мечты Пипа о роскошной жизни праздного «джентльмена». Большие надежды Пипа принадлежат идеалу 19 в.: тунеядство и изобилие за счёт полученного наследства и блестящая жизнь за счёт чужого труда.

В 1860 Диккенс продал дом на Тэвисток-сквер, и его постоянным жилищем стал Гэдсхилл. Он с успехом читал свои произведения публично по всей Англии и в Париже. Его последний законченный роман, «Наш общий друг» (Our Mutual Friend ), был напечатан в двадцати выпусках (май 1864 – ноябрь 1865). В последнем завершённом романе писателя вновь появляются и соединяются образы, выражавшие его осуждение социальной системы: густой туман «Холодного дома» и огромная, давящая тюремная камера «Крошки Доррит». К ним Диккенс добавляет ещё один, глубоко иронический образ лондонской свалки – огромных куч мусора, создавших богатство Гармона. Это символически определяет цель человеческой алчности как грязь и отбросы. Мир романа – всесильная власть денег, преклонение перед богатством. Мошенники процветают: человек со значимой фамилией Вениринг (veneer – внешний лоск) покупает место в парламенте, а высокопарный богач Подснеп – рупор мнения общества.

Здоровье писателя ухудшалось. Не обращая внимания на угрожающие симптомы, он предпринял ещё ряд утомительных публичных чтений, а затем отправился в большое турне по Америке. Доходы от американской поездки составили почти 20 000 фунтов, но путешествие роковым образом сказалось на его здоровье. Диккенс бурно радовался заработанным деньгам, но не только они побуждали его предпринять поездку; честолюбивая натура писателя требовала восхищения и восторгов публики. После короткого летнего отдыха он начал новое турне. Но в Ливерпуле в апреле 1869 после 74 выступления его состояние ухудшилось, после каждого чтения почти отнимались левая рука и нога.

Несколько оправившись в тишине и покое Гэдсхилла, Диккенс начал писать «Тайну Эдвина Друда» (The Mystery of Edwin Drood ), планируя двенадцать ежемесячных выпусков, и убедил своего врача разрешить ему двенадцать прощальных выступлений в Лондоне. Они начались 11 января 1870; последнее выступление состоялось 15 марта. Эдвин Друд, первый выпуск которого появился 31 марта, был написан лишь до половины.

8 июня 1870, после того как Диккенс весь день проработал в шале в саду Гэдсхилла, его за ужином разбил удар, и на следующий день около шести вечера он умер. На закрытой церемонии, состоявшейся 14 июня, тело его было погребено в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства.

Примечание к биографии:

  • Фантастика в творчестве автора

    Привидения являются в Англии элементом национальной культуры, и этим они во многом обязаны Чарльзу Диккенсу. Благодаря ему британские призраки в рождественский сочельник чувствуют себя именинниками. В 1843 г. Диккенс опубликовал свою повесть «Рождественская песнь в прозе. Святочный рассказ с привидениями», которая стала едва ли не самым популярным произведением писателя, а герой повести Скрудж - бессердечный скряга, которого в ночь под Рождество посетили призраки, - сделался нарицательным персонажем. Поколение за поколением англичане - и не только они - в рождественские дни вспоминают, читают, слушают эту повесть, а с некоторых пор смотрят фильмы, снятые по её сюжету. Этой повестью Диккенс внёс неоценимый вклад в ту область литературы, которая повествует о сверхъестественном, а кроме того, связал указанную тематику с рождественскими праздниками. Впоследствии эта связь стала в прозе Диккенса традиционной. В декабрьские дни выходили специальные рождественские выпуски журналов «Домашнее чтение» (1850-1859) и «Круглый год» (1859-1870), издававшихся Диккенсом. На их страницах увидели свет первые произведения известнейших авторов - приверженцев интересующего нас жанра: Эдварда Бульвер-Литтона, Элизабет Гаскелл, Амелии Эдвардс, Уилки Коллинза.

    К теме призраков Диккенс многократно обращался и в своих романах, где встречаются вставные эпизоды с привидениями, и в рассказах, из которых наиболее часто включались в различные антологии «Судебный процесс по делу об убийстве» (1865) и «Сигнальщик» (1866).

    © Из примечаний Л. Бриловой и А. Чамеева к антологии «Лицом к лицу с призраками. Таинственные истории», М.: Азбука, 2005 г.

  • Чарльз Диккенс. Биография и обзор творчества

    Самый знаменитый английский автор романов, создатель жанра комедии и социальный критик Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 г. в Лендпорте и был вторым из восьми детей своего отца Джона Диккенса. В детстве Диккенс ходил в местную школу, однако будучи не по годам развитым, он рано прочитал всю семейную библиотеку, которая состояла из дешевых литературных изданий, и потерял интерес к учебе в школе. В 1822 г., после того как семья переехала в Лондон, финансовое положение семьи Диккенсов значительно ухудшилось. Чарльз был вынужден оставить учебу и занимался тем, что продавал книги из семейной библиотеки и закладывал столовое серебро. В возрасте двенадцати лет мальчик был вынужден пойти работать на местную фабрику по изготовлению ваксы за шесть шиллингов в неделю. Проработав там четыре месяца, он решил во что бы то ни стало вылезти из этой бедности (позже этот короткий период работы на фабрике он считал самым позорным за всю свою жизнь). В 1824 г. отца Чарльза арестовали за долги и поместили в тюрьму. Через три месяца, получив небольшое наследство, он отдал долги и вышел из тюрьмы. Наследства хватило даже на обучение Чарльза в частной школе в течение двух лет.

    С 1826 г. Чарльз работает младшим клерком в адвокатской конторе, изучает стенографию и готовится стать газетным репортером. В конце 1928 г. молодой человек получает должность репортера суда, а к совершеннолетию получает право на посещение Британского музея и начинает восполнять пробелы своего образования. В 1832 г. он получает должность репортера в двух ведущих газетах и начинает выделяться на фоне остальной репортерской братии.

    С 1832 г. он начинает писать очерки о жизни и типичном Лондоне. С 1833 г. он постоянный репортер «The Morning Chronicle», которая публикует отчеты о всех значимых событиях города.

    В 1835 г. Чарльз женится на дочери издателя крупной лондонской газеты Кэтрин Хогарт.

    А в 1836 г. все очерки писателя и несколько не публиковавшихся раньше произведений выходят отдельным сборником под названием «Очерки Боза». После выхода в свет этих очерков Диккенсу предложили написать повесть к сатирическим гравюрам карикатуриста Сеймура. На что Диккенс сделал встречное предложение — сделать гравюры к его авторским текстам, и 2 апреля того же года издается первый выпуск «Пиквикского клуба». Вначале читатели холодно приняли новое произведение, однако число почитателей росло, и в марте 1836 г., когда была издана последняя часть «Посмертных записок Пиквикского клуба», каждый выпуск раскупался тиражом в 40 000 экземпляров. Это произведение — своеобразная комическая эпопея, в которой главный герой в сопровождении своего слуги путешествует по Англии — некая пародия на «Дон Кихота» Сервантеса. Произведение блещет веселым и радостным настроением, юмором, сатирой и иногда — даже высокой комедией.

    В конце 1836 г. Диккенс отказался от работы в газете и возглавил новое ежемесячное издание «Альманах Бентли». Первый номер вышел в январе 1837 г., а через несколько дней у писателя родился первый сын — Чарльз младший. А уже в февральском номере альманаха появились первые главы «Оливера Твиста», над которым писатель начал работать еще в 1835 г. После радостного и солнечного «Пиквика» Диккенс в «Оливере Твисте» отразил мрачные стороны жизни, проследив жизненный путь ма#ьчика-сироты, от работного дома до преступных трущоб. А в своем следующем романе «Николас Никльби», написанном в 1839 г., он соединил легкость и юмор «Пиквика» и мрачность «Оливера Твиста».

    В марте 1837 г. Чарльз переезжает вместе со своей семьей в большой четырехэтажный дом, где рождаются две его дочери. Диккенс принимает у себя театрального критика Фостера, который стал его лучшим другом, душеприказчиком, советником в литературных вопросах, а позже — написал его биографию.

    По мере роста популярности писателя росло и его положение в обществе. Его пригласили стать членом клуба «Гаррик», а после и членом клуба «Атенеум». Из-за разногласий с владельцем альманаха Диккенс прекращает работу в нем и начинает издавать еженедельник «Часы мистера Хамфри». В этом еженедельнике с апреля 1839 по январь 1841 гг. выходит его «Лавка древностей», которая собрала много поклонников.

    В январе 1842 г. Диккенс с семьей отплывает в Америку, где писателя- встречала восторженная толпа поклонников. Однако впечатления от Америки у писателя остались не самые хорошие. Он был очень раздражен распространенным в Штатах литературным пиратством, с которым не хотели и не могли бороться. А на Юге страны его приняли очень плохо из-за его враждебного отношения к рабству. После путешествия Диккенс выпустил «Американские заметки», которые были восторженно приняты на родине писателя и вызвали откровенное негодование в Америке.

    В 1845 г. Чарльз решает основать газету «The Daily News», однако возникшие разногласия с владельцами заставляют его отказаться от этой затеи, и он принимает решение бороться за реформы лишь при помощи своих книг. В мае 1846 г. он издает.книгу путевых заметок «Картинки из Италии», В 1848 г. выходит его роман «Домби и сын».

    С 1849 г. писатель работает над самым лучшим своим творением (по мнению самого автора) романом «Дэвид Копперфилд», который во многом связан с биографией самого Диккенса.

    В 1850 г. начинает издавать еженедельник «Домашние чтения», который становится очень популярным. А в конце года он совместно с Булвер-Литтоном основал литературную гильдию для помощи молодым писателям. В благотворительных целях писатель пишет комедию под названием «Мы не так плохи как кажемся», в которой сам же и играет. На премьере присутствовала даже королева Виктория. На этот момент у Диккенса было уже восемь детей и должен был родиться девятый. Зимой 1851 г. семья переезжает в более вместительный дом, расположенный на Тэвисток-сквер, и начинается работа на романом «Холодный дом». В этом произведении автор демонстрирует вершину сатирического искусства, — его видение мира становится все более и более мрачным.

    Диккенс был очень недоволен положением дел в стране, его категорически не устраивало наличие бунтов, забастовок, коррупции, безработицы. Все это заставило его вступить в Ассоциацию административных реформ.

    В 1857 г. Диккенс принимал участие в благотворительном спектакле Коллинза «Замерзшие пучины», во время работы над которым он влюбился в актрису Эллен Тернан. Несмотря на все уверения в том, что он был верен своей жене, Кэтрин все же покинула его дом. Старший сын — Чарльз-младший после развода уехал с матерью, а остальные дети остались жить с отцом, на воспитании сестры Кэтрин — Джорджины.

    В августе 1861 г. выходит роман «Большие надежды». С 1860 г. писатель занялся публичными чтениями отрывков из своих произведений в Англии и Париже, которые имели ошеломительный успех.

    Постепенно здоровье Чарльза ухудшалось, однако несмотря на это он предпринял огромное турне по Америке, которое принесло ему более 20000 фунтов дохода. Деньги привлекали писателя много меньше, чем восторг публики, который всегда был необходим писателю и его честолюбию. После месячного отдыха он начал новый тур по Европе, но в апреле 1869 г. в Ливерпуле после 74 выступлений у него онемели левая рука и нога.

    Он перестал рисковать своим здоровьем и, сидя дома, начал работу над «Тайной Эдвина Друда», собираясь сделать 12 ежемесячных выпусков (роман был написан лишь наполовину). Уговорив своего врача разрешить ему дать 12 последних чтений в Лондоне, он выступал с 11 января по 15 марта 1870 г.

    8 июня 1870 г. Диккенс весь день работал в саду своего дома, а вечером у него случился удар. На следующий день великий английский писатель скончался. Его тело похоронено в Вестминстерском аббатстве.

    «Оливер Твист»

    Роман «Оливер Твист», написанный в 1838 г., был вторым масштабным произведением, написанным Диккенсом, после «Записок Пиквикского клуба». Он стал идеальным представителем викторианского романа.

    Это целиком выдуманная история о жизни мальчика-си-роты. Оливер был незаконнорожденным сыном богатого человека, который в своем завещании указал, что после его смерти Оливеру должна достаться половина его состояния по достижении им 18 лет. Однако в завещании есть один пункт, согласно которому мальчик получит наследство только в том случае, если до совершеннолетия не сойдет с праведного пути и не запятнает свое имя нечестным или преступным поступком. Вполне естественно, что брат Оливера — Монке, который вращается в светских кругах, желает избавиться от своего брата и оставить себе все семейное состояние. Для того чтобы воплотить в жизнь свои коварные планы, Монке договаривается с главой лондонской преступной шайки Феджином, и тот обманным путем заманивает в свою шайку Оливера. Однако вокруг Оливера, помимо врагов и завистников, есть -очень много добрых и хороших людей, которые помогают ему в трудную минуту, восстанавливают его честную репутацию. По традициям, сложившимся в классической английской литературе, роман заканчивается счастливо: Оливер находит свою семью и получает наследство, а бандиты жестоко наказаны.

    Изначально Диккенс хотел написать авантюрно-детективный роман, с подробным описанием преступлений, интригами, с обязательным участием аристократов с безупречной-репутацией, которые на самом деле толкают людей на отвратительные преступления и сами порой совершают их. Однако по мере того как автор накапливал материал для романа, он решил насытить его наиболее остро стоящими социальными темами. Например, его Внимание привлекли работные дома (они были созданы лишь в 1834 г. для помощи беднякам), которые, согласно закону, финансировались из государственной казны, хотя раньше вся забота о нищих ложилась на плечи церковных приходов. Конечно, бедняков в этих домах заставляли работать, но взамен обеспечивали им хоть какое-то содержание (пищу и кров). Многие нищие все равно умирали от истощения, а большинство предпочитали оказаться в тюрьме за бродяжничество, лишь бы не попадать в работный дом. Очень скоро вокруг этого новшества разгорелись нешуточные споры в английском обществе. Диккенс стал ярым противником этих учреждений, в которых сам неоднократно побывал, собирая материал для романа.

    В первых главах своей книги он подробно описал все увиденное им: «ферма младенцев», жестокость и грубость, царившие в работном доме, в котором рос Оливер.

    Образ Оливера — чистого и доброго мальчика, специально подобран автором. Писатель намеренно утрирует и сгущает краски, чтобы вызвать в читателях вполне предсказуемые чувства. Ведь невозможно не проникнуться сочувствием к ребенку, который никогда не видел своей семьи и при этом терпел лишения и жестокие наказания. Так же, как нельзя не возненавидеть тех мерзавцев, которые остаются равнодушными к страданиям мальчика или толкают его на преступления. Диккенс вводит в свой роман героев, которым читатель не может не сочувствовать, — это люди, которые, стремясь помочь мальчику, вырывают его из цепких лап злодеев и помогают вернуться в лоно семьи.

    Вся концепция викторианского романа строится именно на этих основах: предсказуемость развития сюжета, победа добра, наказание зла и какой-нибудь нравственный урок. В этом грустном произведении Диккенс сплел воедино и социальные, и семейные, и правовые проблемы. «Оливер Твист» — это первая попытка писателя проникнуть в глу* бины детской психологии, наверное поэтому образ Оливера получился наименее реалистичным: он воплощение добра и чистоты — идеальная, неиспорченная, ангельская душа, которая противостоит порокам общества. Диккенс объясняет нам столь возвышенную тс&кость чувств главного героя его благородным происхождением, текущей в его жилах аристократической кровью, хотя сам мальчик об этом не догадывается. В этом романе автор приписывает все самые низменные и порочные черты низшим социальным классам, чего уже не встретишь в его более поздних произведениях, в которых он, напротив, наделяет отвратительными чертами высшее общество. Общими усилиями добрых и положительных героев произведения (мистер Броунлоу — лучший друг покойного отца Оливера, его друг Гримуиг, Роз Мэйли, которая оказывается тетей сироты) оно подходит к счастливому завершению.

    Существует еще одна сторона романа, сделавшая его таким популярным. До Диккенса в английской классической литературе было принято рисовать красивый, гордый, пышный Лондон, с его величественными зданиями, красивыми женщинами, достойными мужчинами, театрами и прочим великолепием. А Диккенс смог отразить не внешность, а внутренний мир города, его атмосферу. Он как бы вывернул город наизнанку, показав самый низ, темные закоулки, грязные подворотни, в которых по ночам грабят и убивают горожан. В этом городе проходило детство автора, которое было очень тяжелым, ведь он жил в нужде. Наверное, именно поэтому роман имел такую популярность среди современников.

    Известный литературовед, человек, изучавший биографию Диккенса, X. Пирсон писал: «Диккенс — это был сам Лондон. Он слился с городом воедино, он стал частицей каждого кирпичика, каждой капли скрепляющего раствора. Какому еще писателю обязан так какой-нибудь другой город? Это, после его юмора, самый ценный и самобытный вклад его в литературу. Он был величайшим поэтом улиц, набережных и площадей, однако в те времена эта уникальная особенность его творчества ускользнула от внимания критиков».

    Один из самых знаменитых англоязычных романистов, прославленный создатель ярких комических характеров и социальный критик.


    Чарлз Джон Хаффам Диккенс родился 7 февраля 1812 в Лендпорте близ Портсмута. В 1805 его отец, Джон Диккенс (1785 / 1786-1851), младший сын дворецкого и экономки в Кру-Холле (графство Стаффордшир), получил должность клерка в финансовом управлении морского ведомства. В 1809 он женился на Элизабет Барроу (1789-1863) и был назначен на Портсмутскую Верфь. Чарлз был вторым из восьми детей. В 1816 Джон Диккенс был направлен в Чатэм (графство Кент). К 1821 у него было уже пятеро детей. Читать Чарлза научила мать, какое-то время он посещал начальную школу, с девяти до двенадцати лет ходил в обычную школу. Не по годам развитый, он с жадностью прочитал всю домашнюю библиотечку дешевых изданий.

    В 1822 Джон Диккенс был переведен в Лондон. Родители с шестью детьми в страшной нужде ютились в Кемден-Тауне. Чарлз перестал ходить в школу; ему приходилось относить в заклад серебряные ложки, распродавать семейную библиотеку, служить мальчиком на побегушках. В двенадцать лет он начал работать за шесть шиллингов в неделю на фабрике ваксы в Хангерфорд-Стерз на Стрэнде. Он проработал там немногим более четырех месяцев, но это время показалось ему мучительной, безнадежной вечностью и пробудило решимость выбиться из бедности. 20 февраля 1824 его отец был арестован за долги и заключен в тюрьму Маршалси. Получив небольшое наследство, он расплатился с долгами и 28 мая того же года был освобожден. Около двух лет Чарлз посещал частную школу под названием Академия Веллингтон-Хаус.

    Работая младшим клерком в одной из адвокатских контор, Чарлз начал изучать стенографию, готовя себя к деятельности газетного репортера. К ноябрю 1828 он стал независимым репортером суда Докторс-Коммонз. К своему восемнадцатилетию Диккенс получил читательский билет в Британский музей и принялся усердно пополнять свое образование. В начале 1832 он стал репортером «Парламентского зеркала»(« The Mirror of Parliament ») и «Тру сан» (« The True Sun »). Двадцатилетний юноша быстро выделился среди сотни завсегдатаев репортерской галереи палаты общин.

    Любовь Диккенса к дочери управляющего банком, Марии Биднелл, укрепила его честолюбивые стремления. Но семейство Биднеллов не питало расположения к простому репортеру, отцу которого довелось сидеть в долговой тюрьме. После поездки в Париж «для завершения образования» Мария охладела к своему поклоннику. В течении предыдущего года он начал писать беллетристические очерки о жизни и характерных типах Лондона. Первый из них появился в «Мансли мэгэзин» (« The Monthly Magazine ») в декабре 1832. Четыре следующих вышли в течение января - августа 1833, причем последний был подписан псевдонимом Боз, прозвищем младшего брата Диккенса, Мозеса. Теперь Диккенс был постоянным репортером «Морнинг кроникл» (« The Morning Chronicle »), газеты, публиковавшей репортажи о значительных событиях во всей Англии. В январе 1835 Дж.Хогарт, издатель «Ивнинг кроникл» (« The Evening Chronicle »), попросил Диккенса написать ряд очерков о городской жизни. Литературные связи Хогарта - его тесть Дж.Томсон был другом Р.Бернса, а сам он - другом В.Скотта и его советчиком в юридических вопросах - произвели глубокое впечатление на начинающего писателя. Ранней весной того же года он обручился с Кэтрин Хогарт. 7 февраля 1836, к двадцатичетырехлетию Диккенса, все его очерки, в т.ч. несколько не публиковавшихся ранее произведений, вышли отдельным изданием под названием Очерки Боза (Sketches by Boz). В очерках, зачастую не до конца продуманных и несколько легкомысленных, уже виден талант начинающего автора; в них затронуты почти все дальнейшие диккенсовские мотивы: улицы Лондона, суды и адвокаты, тюрьмы, Рождество, парламент, политики, снобы, сочувствие бедным и угнетенным.

    За этой публикацией последовало предложение Чапмана и Холла написать повесть в двадцати выпусках к комическим гравюрам известного карикатуриста Р.Сеймура. Диккенс возразил, что Записки Нимрода, темой которых служили приключения незадачливых лондонских спортсменов, уже приелись; вместо этого он предложил написать о клубе чудаков и настоял, чтобы не он комментировал иллюстрации Сеймура, а тот сделал гравюры к его текстам. Издатели согласились, и 2 апреля был издан первый выпуск Пиквикского клуба. За два дня до этого Чарлз и Кэтрин поженились и обосновались в холостяцкой квартире Диккенса. Вначале отклики были прохладными, да и продажа не сулила больших надежд. Еще до появления второго выпуска покончил жизнь самоубийством Сеймур, и вся затея оказалась под угрозой. Диккенс сам нашел молодого художника Х.Н.Брауна, который стал известен под псевдонимом Физ. Число читателей росло; к концу издания Посмертных записок Пиквикского клуба (выходившего с марта 1836 по ноябрь 1837) каждый выпуск расходился в количестве сорока тысяч экземпляров.

    Посмертные записки Пиквикского клуба (The Posthumous Papers of the Pickwick Club) представляют собою запутанную комическую эпопею. Ее герой, Сэмюел Пиквик, - это неунывающий Дон-Кихот, пухлый и румяный, которого сопровождает ловкий слуга Сэм Уэллер, Санчо Панса из лондонского простонародья. Свободно следующие один за другим эпизоды позволяют Диккенсу представить ряд сцен из жизни Англии и использовать все виды юмора - от грубого фарса до высокой комедии, обильно приправленной сатирой. Если Пиквик и не обладает достаточно выраженным сюжетом, чтобы называться романом, то он, несомненно, превосходит многие романы очарованием веселости и радостным настроением, а сюжет в нем прослеживается не хуже, чем во многих других произведениях того же неопределенного жанра.

    Диккенс отказался от работы в «Кроникл» и принял предложение Р.Бентли возглавить новый ежемесячник, «Альманах Бентли». Первый номер журнала вышел в январе 1837, за несколько дней до рождения первого ребенка Диккенса, Чарлза младшего. В февральском номере появились первые главы Оливера Твиста (Oliver Twist; завершен в марте 1839), начатого писателем, когда Пиквик был написан лишь наполовину. Еще не закончив Оливера, Диккенс принялся за Николаса Никльби (Nicholas Nickleby; апрель 1838 - октябрь 1839), очередной серии в двадцати выпусках для Чапмана и Холла. В этот период он написал также либретто комической оперы, два фарса и издал книгу о жизни знаменитого клоуна Гримальди.

    От Пиквика Диккенс спустился в темный мир ужаса, прослеживая в Оливере Твисте (1838) взросление сироты, - от работного дома до преступных трущоб Лондона. Хотя дородный мистер Бамбл и даже воровской притон Фейгина забавны, в романе преобладает зловещая, сатанинская атмосфера. В Николасе Никльби (1839) перемешаны мрачность Оливера и солнечный свет Пиквика.

    В марте 1837 Диккенс переехал в четырехэтажный дом по Даути-стрит, 48. Здесь родились его дочери Мэри и Кейт, и здесь же умерла его свояченица, шестнадцатилетняя Мэри, к которой он был очень привязан. В этом доме он впервые принял у себя Д.Форстера, театрального критика газеты «Экзаминер», ставшего его другом на всю жизнь, советчиком по литературным вопросам, душеприказчиком и первым биографом. Благодаря Форстеру Диккенс познакомился с Браунингом, Теннисоном и другими писателями. В ноябре 1839 Диккенс взял в аренду сроком на двенадцать лет дом № 1 на Девоншир-Террас. С ростом благосостояния и литературной известности укреплялось и положение Диккенса в обществе. В 1837 он был избран членом клуба «Гаррик», в июне 1838 - членом знаменитого клуба «Атенеум».

    Возникавшие время от времени трения с Бентли заставили Диккенса в феврале 1839 отказаться от работы в «Альманахе». В следующем году все его книги оказались сосредоточены в руках Чапмана и Холла, при содействии которых он начал издавать трехпенсовый еженедельник «Часы Мистера Хамфри», в котором были напечатаны Лавка древностей (апрель 1840 - январь 1841) и Барнаби Радж (февраль - ноябрь 1841). Затем, измученный обилием работы, Диккенс прекратил выпуск «Часов Мистера Хамфри».

    Хотя Лавка древностей (The Old Curiosity Shop), выйдя в свет, покорила множество сердец, современные читатели, не приемля сентиментальности романа, считают, что Диккенс позволил себе избыточный пафос в описании безрадостных странствий и печально долгой смерти маленькой Нелл. Вполне удачны гротескные элементы романа.

    В январе 1842 супруги Диккенс отплыли в Бостон, где многолюдная восторженная встреча положила начало триумфальной поездке писателя через Новую Англию в Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон и дальше - вплоть до Сент-Луиса. Но путешествие было омрачено растущим негодованием Диккенса по поводу американского литературного пиратства и невозможности бороться с ним и - на Юге - открыто враждебной реакцией на его неприятие рабства. Американские заметки (American Notes), появившиеся в ноябре 1842, в Англии были встречены теплыми похвалами и дружелюбной критикой, но за океаном вызвали яростное раздражение. По поводу еще более острой сатиры в следующем его романе, Мартин Чезлвит (Martin Chazzlewit, январь 1843 - июль 1844), Т.Карлейль заметил: «Янки вскипели, как огромная бутыль содовой».

    Первая из диккенсовских рождественских повестей, Рождественская песнь в прозе (A Christmas Carol, 1843), также разоблачает эгоизм, в частности жажду прибыли, отраженную в концепции «хозяйственного человека». Но зачастую от внимания читателя ускользает то, что стремление Скруджа к обогащению ради самого обогащения представляет собою полусерьезную-полукомическую параболу бездушной теории беспрерывной конкуренции. Главная мысль повести - о необходимости великодушия и любви - пронизывает и последовавшие за ней Колокола (The Chimes, 1844), Сверчок за очагом (The Cricket on the Hearth, 1845), а также менее удачные Битва жизни (The Battle of Life, 1846) и Одержимый (The Haunted Man, 1848).

    В июле 1844 вместе с детьми, Кэтрин и ее сестрой Джорджиной Хогарт, которая теперь жила с ними, Диккенс отправился в Геную. Вернувшись в Лондон в июле 1845, он погрузился в заботы по основанию и изданию либеральной газеты «Дейли ньюс» (« The Daily News »). Издательские конфликты с ее владельцами вскоре заставили Диккенса отказаться от этой работы. Разочарованный Диккенс решил, что с этого времени его оружием в борьбе за реформы станут книги. В Лозанне он начал роман Домби и сын (Dombey and Son , октябрь 1846 - апрель 1848), сменив издателей на Бредбери и Эванса.

    В мае 1846 Диккенс опубликовал вторую книгу путевых заметок, Картинки из Италии. В 1847 и 1848 Диккенс принимал участие как режиссер и актер в благотворительных любительских спектаклях - Всяк в своем нраве Б.Джонсона и Виндзорские насмешницы У.Шекспира.

    В 1849 Диккенс приступил к роману Дэвид Копперфилд (David Copperfield, май 1849 - ноябрь 1850), который с самого начала имел огромный успех. Самый популярный из всех диккенсовских романов, любимое детище самого автора, Дэвид Копперфилд более других связан с биографией писателя. Было бы неверно считать, что Дэвид Копперфилд всего лишь мозаика несколько измененных и расставленных в другом порядке событий жизни писателя. Сквозная тема романа - «непокорное сердце» юного Дэвида, причина всех его ошибок, включая самую серьезную - несчастливый первый брак.

    В 1850 он начал издавать еженедельник ценою в два пенса - «Домашнее чтение». В нем содержалось легкое чтение, различные сведения и сообщения, стихи и рассказы, статьи о социальных, политических и экономических реформах, публиковавшиеся без подписей. В числе авторов были Элизабет Гаскелл , Гарриет Мартино, Дж.Мередит, У.Коллинз, Ч.Левер, Ч.Рид и Э.Булвер-Литтон. «Домашнее чтение» сразу же стало популярным, его продажа достигала, несмотря на эпизодические спады, сорока тысяч экземпляров в неделю. В конце 1850 Диккенс совместно с Булвер-Литтоном основали Гильдию литературы и искусства для помощи нуждающимся литераторам. В качестве пожертвования Литтон написал комедию Мы не так плохи, как кажемся, премьера которой в исполнении Диккенса с любительской труппой состоялась в лондонском особняке герцога Девонширского в присутствии королевы Виктории. В течение следующего года спектакли прошли по всей Англии и Шотландии. К этому времени у Диккенса было восемь детей (один умер в младенчестве), а еще один, последний ребенок, должен был вот-вот родиться. В конце 1851 семья Диккенса переехала в более вместительный дом на Тэвисток-сквер, и писатель начал работу над Холодным домом (Bleak House, март 1852 - сентябрь 1853).

    В Холодном доме Диккенс достигает вершин как сатирик и социальный критик, мощь писателя проявилась во всем своем мрачном блеске. Хотя он не утратил чувства юмора, его суждения становятся более горькими, а видение мира безрадостным. Роман - своеобразный микрокосм общества: доминирует образ густого тумана вокруг Канцлерского суда, означающий запутанность законных интересов, учреждений и старинных традиций; туман, за которым скрывается алчность, сковывает великодушие и застилает зрение. Именно из-за них, по мнению Диккенса, общество превратилось в гибельный хаос. Судебный процесс «Джарндисы против Джарндисов» роковым образом приводит свои жертвы, а это почти все герои романа, к краху, разорению, отчаянию.

    Тяжелые времена (Hard Times, 1 апреля - 12 августа 1854) печатались выпусками в «Домашнем чтении», чтобы поднять упавший тираж. Роман не был высоко оценен ни критиками, ни широким кругом читателей. Яростное обличение индустриализма, небольшое число милых и достоверных героев, гротескность сатиры романа выводили из равновесия не только консерваторов и вполне удовлетворенных жизнью людей, но и тех, кто хотел, чтобы книга заставляла лишь плакать и смеяться, а не мыслить.

    Бездействие правительства, плохое управление, коррупция, ставшая очевидной во время Крымской войны 1853-1856, наряду с безработицей, вспышками забастовок и голодными бунтами укрепили убежденность Диккенса в необходимости радикальных реформ. Он вступил в Ассоциацию административных реформ, а в «Домашнем чтении» продолжал писать критические и сатирические статьи; во время полугодового пребывания в Париже он наблюдал ажиотаж на биржевом рынке. Эти темы - помехи, создаваемые бюрократией, и дикая спекуляция - он отразил в Крошке Доррит (Little Dorrit, декабрь 1855 - июнь 1857).

    Лето 1857 Диккенс провел в Гэдсхилле, в старинном доме, которым любовался еще в детстве, а теперь смог приобрести. Его участие в благотворительных представлениях Замерзшей пучины У.Коллинза привело к кризису в семье. Годы неустанного труда писателя омрачались растущим осознанием неудачи его брака. Во время занятий театром Диккенс полюбил молодую актрису Эллен Тернан. Несмотря на клятвы мужа в верности, Кэтрин покинула его дом. В мае 1858, после развода, Чарлз-младший остался с матерью, а остальные дети - с отцом, на попечении Джорджины в качестве хозяйки дома. Диккенс с жаром принялся за публичные чтения отрывков из своих книг перед восторженными слушателями. Рассорившись с Брэдбери и Эвансом, занявшими сторону Кэтрин, Диккенс вернулся к Чапману и Холлу. Прекратив выпускать «Домашнее чтение», он весьма успешно начал издавать новый еженедельник «Круглый год», печатая в нем Повесть о двух городах (A Tale of Two Cities, 30 апреля - 26 ноября 1859), а затем Большие надежды (Great Expectations, 1 декабря 1860 - 3 августа 1861). Повесть о двух городах нельзя отнести к лучшим книгам Диккенса. В ее основе лежат скорее мелодраматические совпадения и насильственные действия, нежели характеры героев. Но читателей никогда не перестанет увлекать волнующий сюжет, блестящее карикатурное изображение бесчеловечного и изысканного маркиза д " Эвремонда, мясорубка Французской революции и жертвенный героизм Сидни Картона, приведший его на гильотину.

    В романе Большие надежды главный герой Пип рассказывает историю о таинственном благодеянии, которое позволило ему уйти из сельской кузницы своего зятя, Джо Гарджери, и получить подобающее джентльмену образование в Лондоне. В образе Пипа Диккенс выставляет не только снобизм, но и ложность мечты Пипа о роскошной жизни праздного «джентльмена». Большие надежды Пипа принадлежат идеалу 19 в.: тунеядство и изобилие за счет полученного наследства и блестящая жизнь за счет чужого труда.

    В 1860 Диккенс продал дом на Тэвисток-сквер, и его постоянным жилищем стал Гэдсхилл. Он с успехом читал свои произведения публично по всей Англии и в Париже. Его последний законченный роман, Наш общий друг (Our Mutual Friend), был напечатан в двадцати выпусках (май 1864 - ноябрь 1865). В последнем завершенном романе писателя вновь появляются и соединяются образы, выражавшие его осуждение социальной системы: густой туман Холодного дома и огромная, давящая тюремная камера Крошки Доррит. К ним Диккенс добавляет еще один, глубоко иронический образ лондонской свалки - огромных куч мусора, создавших богатство Гармона. Это символически определяет цель человеческой алчности как грязь и отбросы. Мир романа - всесильная власть денег, преклонение перед богатством. Мошенники процветают: человек со значимой фамилией Вениринг (veneer - внешний лоск) покупает место в парламенте, а высокопарный богач Подснеп - рупор мнения общества.

    Здоровье писателя ухудшалось. Не обращая внимания на угрожающие симптомы, он предпринял еще ряд утомительных публичных чтений, а затем отправился в большое турне по Америке. Доходы от американской поездки составили почти 20 000 фунтов, но путешествие роковым образом сказалось на его здоровье. Диккенс бурно радовался заработанным деньгам, но не только они побуждали его предпринять поездку; честолюбивая натура писателя требовала восхищения и восторгов публики. После короткого летнего отдыха он начал новое турне. Но в Ливерпуле в апреле 1869 после 74 выступления его состояние ухудшилось, после каждого чтения почти отнимались левая рука и нога.

    Несколько оправившись в тишине и покое Гэдсхилла, Диккенс начал писать Тайну Эдвина Друда (The Mystery of Edwin Drood), планируя двенадцать ежемесячных выпусков, и убедил своего врача разрешить ему двенадцать прощальных выступлений в Лондоне. Они начались 11 января 1870; последнее выступление состоялось 15 марта. Эдвин Друд, первый выпуск которого появился 31 марта, был написан лишь до половины.

    8 июня 1870, после того как Диккенс весь день проработал в шале в саду Гэдсхилла, его за ужином разбил удар, и на следующий день около шести вечера он умер. На закрытой церемонии, состоявшейся 14 июня, тело его было погребено в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства.

    Чарльз Диккенс (полное имя Чарльз Джон Хаффам Диккенс) – знаменитый английский писатель-реалист, классик мировой литературы, крупнейший прозаик XIX в. - прожил насыщенную и непростую жизнь. Родиной его был расположенный недалеко от Портсмута городок Лендпорт, где он 7 февраля 1812 г. появился на свет в небогатой семье мелкого чиновника. Родители как могли пестовали Чарльза, который был не по годам развит и одарен, однако их материальное положение не позволяло развивать способности, дать ему качественное образование.

    В 1822 г. семью Диккенса перевели в Лондон, где им довелось жить в крайней нужде, периодически продавая нехитрый домашний скарб. 12-летнему Чарльзу пришлось идти подрабатывать на фабрику ваксы, и, хотя его трудовой стаж на ней исчислялся всего четырьмя месяцами, это время, когда он, себялюбивый, не привыкший к физическому труду и не блещущий крепким здоровьем, вынужден был тяжело работать за сущие гроши, было для него серьезным нравственным потрясением, наложило огромный отпечаток на его мировоззрение, определило одну из жизненных целей - больше никогда не нуждаться и не оказываться в столь унизительном положении.

    Бедственное положение семьи, в которой росло шестеро детей, еще больше усугубилось, когда в 1824 г. на несколько месяцев отец оказался под арестом из-за долгов. Чарльз ушел из школы и устроился в адвокатскую контору переписчиком бумаг. Следующим пунктом его трудового пути был парламент, где он работал стенографом, а потом ему удалось найти себя на поприще газетного репортера. В ноябре 1828 г. юный Диккенс занял место независимого репортера, работавшего в суде Докторс-Коммонз. Не получивший систематического образования в детстве и отрочестве, 18-летний Чарльз усердно занимался самообразованием, превратившись в завсегдатая британского музея. В 20 он работал репортером в «Парламентском зеркале» и «Тру сан» и выгодно отличался на фоне большинства собратьев по перу.

    В 24 года Диккенс выпустил дебютный сборник очерков под названием «Записки Боза» (это был его газетный псевдоним): амбиционный молодой человек понял, что именно занятия литературой помогут ему войти в высшее общество, а заодно совершать благое дело ради таких же обиженных судьбой и угнетенных, каким он был сам. В 1837 г. он дебютировал как романист, выпустив «Посмертные записки Пиквикского клуба». Литературная слава Диккенса по мере написания им очередных произведений росла, укреплялось материальное положение, повышался социальный статус. Когда женившийся еще в 1836 г. Диккенс вместе с женой отплыл в Бостон, его встречали в американских городах как очень известного человека.

    С июля 1844 г по 1845 г. Диккенс с семьей жил в Генуе, по возвращении на родину все свое внимание уделял основанию газеты «Дейли ньюс». 50-е гг. стали его личным триумфом: Диккенс добился славы, влияния, богатства, с лихвой компенсировав все предыдущие удары судьбы. С 1858 г. он постоянно устраивал публичные чтения своих книг: так он не столько преумножал состояние, сколько реализовывал оставшиеся невостребованными незаурядные актерские способности. В личной жизни прославленного писателя было не все гладко; семью с ее запросами, ссорами с женой, восемью болезненными детьми он воспринимал, скорее, как источник постоянной головной боли, нежели тихую гавань. В 1857 г. в его жизни появилась любовная связь с молодой актрисой, продлившаяся до самой его смерти, в 1858 г. он развелся.

    Бурная личная жизнь сочеталась с интенсивным писательским трудом: в этот период биографии также появились романы, внесшие значительный вклад в его литературную славу, - «Крошка Доррит» (1855-1857), «Повесть о двух городах» (1859), «Большие надежды» (1861), «Наш общий друг» (1864). Непростая жизнь не лучшим образом отразилась на состоянии здоровья, но Диккенс работал, не обращая внимания на многочисленные «звоночки». Продолжительное турне по американским городам усугубило проблемы, но он, немного передохнув, отправился в новое. В апреле 1869 г. дело дошло до того, что у писателя отнимались левая нога и рука, когда он заканчивал очередное выступление. 8 июня 1870 г. вечером у Чарльза Диккенса, находившегося в своем поместье Гэйдсхилл, случился инсульт, а на следующий день он скончался; похоронили одного из популярнейших английских писателей в Вестминстерском аббатстве.

    Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в Лэндпорте, Портсмут. Он был вторым ребенком Джона и Элизабет Диккенс. Помимо Чарльза, у его родителей было еще 7 детей. Они переехали в Лондон в 1814 году и через два года в Чатем - Кент, где Чарльз провел ранние годы своего детства. Из-за финансовых трудностей, позже, в 1822 году, они вернулись в Лондон, где обосновались в Камден-Таун, бедном районе Лондона.

    К 1823 году все стало настолько плохо, что Чарльзу пришлось перестать ходить в школу, так как его родители не могли платить за его обучение.

    Следующий год был кошмаром для всей семьи Диккенса. 9 февраля, спустя два дня после его двенадцатого дня рождения, Чарльза отправили на работу в Уорренский завод. В том же месяце Джон Диккенс был приговорен к заключению в тюрьме Маршалси за невыплату долга.

    Не обязательно быть экспертом или психологом, чтобы понять, насколько сильно это событие сказалось на мировоззрении и дальнейшем творчестве писателя.

    Всего через два четырнадцатилетний Диккенс ушел из школы в последний раз. Он устроился юристом в Лондоне. В 1828 году, когда ему было 16 лет, Чарльз впервые выступил перед публикой в качестве профессионального писателя, работая внештатным репортером.

    Именно в этот период Диккенс влюбляется в первый раз, в Марию Биднел. Ее зажиточные родители не были в восторге от отношений, и они отправили ее учиться в Париж. В 1833 году отношения между ними закончились. Мария Биднел «появилась» лишь спустя двадцать лет в качестве прототипа Флоры Финчинг в произведении Диккенса «Крошке Доррит».

    В 1836 году он написал свою первую книгу, которая носила название «Очерки Боза». Она обрела широкую популярность среди читателей. После этого и началась писательская карьера Чарльза Диккенса. Также, в том же году, он женился на Кэтрин Хогарт. Пара имела 10 детей, однако их брак был несчастным.

    В течение следующих двадцати лет Чарльз Диккенс написал множество рассказов и романов, среди которых следует отметить следующие: «Николас Никльби» (1839), Дэвид Копперфилд (1850), являющийся его самым известным произведением, «Холодный дом» (1853), «Крошка Доррит» (1857) и другие.

    Отношения в семье, в романах Диккенса, редко были теплыми и крепкими. Одни семьи были пренебрежительными, отказывались от своих детей и отдавали их в детские дома и рабочие места, как в произведении «Приключения Оливера Твиста»; бранные, как в «Дэвиде Копперфилде»; Злобными и изменчивыми, как женщины в романе «Холодный дом»; или просто хронически неспособные добиться чего - либо, как отец крошки Доррит. Частые нелестные изображения семейной жизни в его романах, казалось, отражали разочарования Диккенса своими собственными отношениями. Ведь, как говорил сам Чарльз, после того, как он стал популярным и богатым, его семья хотела постоянно воспользоваться им, ради своей выгоды. Его брак тоже особо не был счастливым. Однако он пошутил в конце своей жизни, сказав, что его жена должна получить награду «за то, что она воспитывала самую большую семью, с наименьшей склонностью делать что-либо для себя».

    В 1857 году Диккенс встретил актрису Эллен «Нелли» Тернан, которая работала над постановкой одной из его пьес. Актрисе было восемнадцать; Диккенсу было 45. Несмотря на этот возрастной разрыв, они начали романтические отношения, которые продолжались до конца жизни Чарльза.

    Он умер в своем лондонском доме 9 июня 1870 года, в возрасте 58 лет, и был похоронен в углу Поэтов в Вестминстерском аббатстве.

    Интересные факты и даты из жизни