Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. В систему финансовых планов входят:

  • 1. перспективные финансовые планы;
  • 2. сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях;
  • 3. финансовые планы коммерческих организаций;
  • 4. финансовые планы (сметы) бюджетных организаций.

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, что является главной формой реализации целей государства. Оно осуществляется на всех уровнях власти в целях: обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики; прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий; прогнозирование финансовых последствий реформ, программ; определения возможности реализации различных мер в области финансов.

Перспективный финансовый план, разрабатываемый на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства, содержит данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года: из которых первый год -- это год, на который составляется бюджет; следующие два года -- плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований; при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии государства и прогнозирование финансовой деятельности. В рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели государства, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов.

Финансовая стратегия предполагает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика государства по конкретным направлениям финансовой деятельности, налоговой, эмиссионной и т.д.

Основу перспективного планирования составляет прогнозирование. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможных изменений. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся (но заранее спрогнозированных) тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансовой системы государства. Прогноз -- это вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях. Финансовое прогнозирование -- это, прежде всего, обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5 - 10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Методы и способы прогнозирования должны быть достаточно динамичными для того, чтобы своевременно учесть эти изменения.

Сводный финансовый баланс - это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории.

Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории. Составление сводного финансового баланса - это подготовительный этап разработки адресного финансового плана, т.е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; провести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей. В таблице приведены основные показатели сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне.

Таблица 1

Показатели сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне

1. Прибыль

1. Затраты на государственные инвестиции, включая погашение кредиторской задолженности (кроме военного строительства)

2. Налог на добавленную стоимость и акцизы

2. Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы

3. Подоходный налог с физических лиц

3. Государственные дотации

4. Налоги на имущество

4. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации

5. Средства для образования фонда социального страхования, пенсионного фонда, фонда страховой медицины и фонда занятости

5. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений)

6. Средства других бюджетных целевых фондов

6. Расходы на науку за счет бюджета

7. Отчисление на воспроизводство минерально-сырьевой базы

7. Расходы за счет средств других бюджетных целевых фондов

8. Амортизационные отчисления

8. Расходы на оборону

9. Доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи государственного имущества

9. Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры (без капитальных вложений)

10. Налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности

10. Расходы на содержание органов государственной власти (без капитальных вложений)

11. Прочие доходы

11. Расходы по внешнеэкономической деятельности

12. Доходы на образование резервных фондов

13. Прочие расходы

Итого доходов:

Итого расходов:

Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Необходимость разработки территориальных сводных балансов обусловлена рядом факторов: Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич. - М.: Эксмо, 2012. - С.328.

  • 1. Разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;
  • 2. Значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средства ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе (т.е. на территории области, района, города) сводного финансового баланса;
  • 3. Необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.

Основная задача территориального сводного финансового баланса определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов). Составление территориального сводного финансового баланса позволяет: достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории; точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой; сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе; повысить качество бюджетного планирования; скоординировать использование финансовых ресурсов, как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе; концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретный период направлениях экономического и социального развития территории; изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами; наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе; осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов; активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы; добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.

Финансовое планирование в коммерческих организациях. Внутрифирменное финансовое планирование, цель - обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движение его денежных средств.

Исходя из этих целей внутрифирменное финансовое планирование - это многоплановая работа, состоящая из ряда взаимосвязанных этапов:

  • 1. Анализ финансовой ситуации и проблем, заключается в изучении фактических данных за предыдущий период. Это дает возможность определить проблемы.
  • 2. Прогнозирование будущих условий необходимо для определения внешней и внутренней среды, в которой будет протекать деятельность предприятия.
  • 3. Постановка финансовых задач заключается в определении на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, предельных размеров расходов и основных направлений использования средств.
  • 4. Выбор оптимального варианта - на основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматривается несколько вариантов положений, в которых может оказаться предприятие, и оптимальные варианты развития финансов предприятия.
  • 5. Составление финансового плана - составляется в виде баланса его доходов и расходов.
  • 6. Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана - увязка показателей финансового плана с производственными и другими планами в установлении конкретных сроков их достижения
  • 7. Выполнение финансового плана - процесс текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты.
  • 8. Анализ и контроль - определение фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с плановыми показателями, выявлении причин и следствий отклонений от плановых показателей, в подготовке мер по устранению негативных явлений. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич. - М.: Эксмо, 2012. - С.331.

Финансовое планирование в отраслях бюджетной сферы. Финансовое планирование в организациях, состоящих на бюджете, основано на составлении различных смет. На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов. Они могут быть: индивидуальные (для отдельного учреждения или для проведения отдельного мероприятия); общие (для группы однотипных учреждений или мероприятий); сметы расходов на централизованные мероприятия (разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке); сводные сметы (сметы в целом по ведомству). Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени.

1. Финансовая политика, управление финансами, финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль

Финансовая политика и управление финансами. Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т. п.

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют:

1) стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны;

2) осуществление государством выбора текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.

Управление финансами предполагает деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами.

Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства; определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования; разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать:


1) специфику внутренней и международной обстановки;

2) реальные экономические нефинансовые возможности страны.

Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.

Финансовое планирование

Финансовое планирование – продукт финансовых исследований, которыми занимается наука. Планирование как элемент управления есть лучшее средство финансовой политики. Оно позволяет плавно и незаметно совершать крупные хозяйственные перемены. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом – составление финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства.

В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем. Задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.

Методы финансового планирования:

1) автоматический. Этот метод является примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени;

2) статистический (складываются расходы за предыдущие годы и делятся на количество предыдущих лет);

3) нулевой базы (все позиции должны рассчитываться с самого начала. Метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями). Рыночная экономика опирается на сферу обмена, через которую осуществляются реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат, произведенных при их производстве и реализации.

Господствующим и определяющим способом связи в процессе производства и реализации товаров и услуг выступает рынок со своим механизмом, включающим деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Такая природа рыночного механизма определяет функционирование в нем прогнозного метода определения результатов производства и обмена, но с элементами планирования.

Финансовый план – системная совокупность мероприятий материального опосредования функционирования государства. Он составляется на срок от 1 до 5 лет и входит в бюджет. По форме финансовый план представляет собой изложение целей, цифр и организационных предложений на планируемый период. На предприятии планирование основывается на учете закона стоимости, при этом планирование выступает как экономическая категория.

Важнейшим принципом планирования является принцип непрерывности, который применяется в том смысле, что планировщик вносит коррективы в план ежегодно. Гибкость планов должна обеспечивать их жизнеспособность, а финансовая техника придумала принцип «скользящего бюджета». Этот принцип применяется для большинства расходов, особенно при расчете государственных ассигнований. В этих бюджетах (составляемых на 5 лет) есть определенные понятия в виде цифр по годам:

1) цифра второго года – твердая;

2) цифра третьего года – относительно твердая;

3) цифра четвертого года – предварительная;

4) цифра пятого года – приблизительная.

Методы планирования:

1) экстраполяция;

2) нормативный;

3) математического моделирования;

4) балансовый.

Финансовое прогнозирование

Основными задачами финансового прогнозирования являются установление объема финансовых ресурсов в предстоящем периоде, источников их формирования и путей наиболее эффективного использования. Разработка прогноза дает возможность ответить на вопрос: что ожидает предприятие в обозримом будущем – укрепление или утрата платежеспособности.

В мировой практике для прогнозирования устойчивости предприятия, выбора его финансовой стратегии, определения риска банкротства используются различные экономико-математические методы. В нашей стране для прогнозирования возможного банкротства предприятий предусматривается двухфакторная система. Целью проведения анализа является обоснование решения о признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а самого предприятия – неплатежеспособным. Неудовлетворительная структура баланса характеризуется таким состоянием имущества и долговых прав предприятия-должника, при котором в связи с недостаточной степенью ликвидности его активов не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед банками, поставщиками и кредиторами.

В соответствии с методикой анализ степени удовлетворительности структуры баланса предприятия проводится на основе следующих показателей:

1) коэффициент текущей ликвидности (покрытия) (Кп);

2) (коэффициент обеспеченности собственными средствами (Кс).

Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным является наличие одной из ситуаций: 1) коэффициент текущей ликвидности (покрытия) на конец отчетного периода имеет значение менее 200 %;

2) коэффициент обеспеченности собственными средствам на конец отчетного периода имеет значение менее 10 %.

Если предприятие не обеспечивает устойчивые темпы роста основных показателей хозяйственной деятельности, то для восстановления платежеспособности оно вынуждено прибегнуть к чрезвычайным мерам:

1) к продаже части недвижимого имущества;

2) к увеличению уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций;

3) к получению долгосрочных ссуд или займа на дополнение оборотных средств;

4) к целевому финансированию и поступлению средств из бюджета, из отраслевых внебюджетных фондов. К платежеспособному относится предприятие, у которого сумма текущих активов (запасов, денежных средств, дебиторской задолженности и других активов) больше или равна его внешней задолженности (обязательствам).

Внешняя задолженность предприятия определяется по данным II и III разделов пассива баланса. К ней относятся кратко-, средне– и долгосрочные кредиты, а также кредиторская задолженность.

Сравнивая текущие активы с внешними обязательствами, делаем вывод, что предприятие является платежеспособным. Однако необходимо учитывать, что наличие запасов на предприятии не определяет реальную платежеспособность, потому что в условиях рыночной экономики запасы незавершенного производства, готовой продукции и других товарно-материальных ценностей при банкротстве предприятия могут оказаться нереализуемыми для погашения внешних долгов (часть их неликвидная, а на балансе они числятся как запасы).

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Финансовый контроль – это:

1) контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов;

2) стоимостный контроль, осуществляемый во всех сферах общественного производства и сопровождающий весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов. Классификация видов финансового контроля:

1) по времени проведения:

а) предварительный;

б) текущий;

в) последующий;

2) по субъектам контроля:

а) президентский;

б) органов представительной власти и местного самоуправления;

в) органов исполнительной власти;

г) финансово-кредитных органов;

д) ведомственный;

е) внутрихозяйственный;

ж) аудиторский;

3) по сферам финансовой деятельности: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой;

4) по форме проведения: обязательный; инициативный;

5) по методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизии.

Основными органами финансового контроля при представительных органах власти – Совете Федерации и Государственной Думе – действуют:

1) Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и его подкомитеты;

2) Счетная палата РФ.

Коллегия Счетной палаты, кроме Председателя и его заместителей, включает 12 аудиторов (по 6 от каж-i дой палаты Федерального Собрания);

3) текущую работу ведут инспектора Счетной палаты, создаваемой в субъектах РФ. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, государственным внутренним и внешним долгом, деятельностью ЦБ, эффективностью использования иностранных кредитов, а также выдачей государством кредитов и займов.

Основные формы контроля – тематические проверки и ревизии.

Меры воздействия: предписание; предписание, обязательное для исполнения; приостановление всех операций по счетам.

Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания законов, назначения министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидата на должность председателя ЦБ.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и ведомств.

При правительстве действует Контрольно-наблюдательный совет.

Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль по долгу службы: посредством разработки федерального бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования государственных инвестиций, методического руководства организацией бухучета.

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы федерального казначейства.

Федеральное казначейство включает Главное управление, казначейства субъектов РФ, городов, районов и районов в городах.

Финансовое планирование — это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации. Основными целями этого процесса являются установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.

В процессе финансового планирования устанавливается оптимальная пропорция между финансовыми и материальными ресурсами. Финансовое планирование в организациях взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе показателей производственного плана (объема производства, реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и т. д.). В процессе составления проекта финансового плана осуществляется критический подход к показателям производственного плана, выявляются и используются неучтенные в них внутрихозяйственные резервы и пути более эффективного использования производственной мощности предприятия, более рационального расходования материальных ресурсов, повышения качества продукции, расширения ассортимента и др. Вместе с тем финансовое планирование призвано определить оптимальные пропорции в сфере финансовых отношений, т. е. обеспечить рациональное соотношение между объемом, темпами роста производства и финансовыми ресурсами предприятия, между бюджетными, собственными и кредитными ресурсами, направляемыми на расширение производства.

Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Исходя из этого финансовые планы следует разделить на долгосрочные, текущие и оперативные.

В долгосрочном финансовом плане определяются ключевые финансовые параметры развития организации, разрабатываются стратегические изменения в движении ее финансовых потоков. В текущем финансовом плане все разделы плана развития организации увязываются с финансовыми показателями, определяются влияние финансовых потоков на производство и продажу, конкурентоспособность организации в текущем периоде. Оперативный финансовый план включает краткосрочные тактические действия — составление и исполнение платежного и налогового календаря, кассового плана на месяц, декаду, неделю.

Задачи финансового планирования:
  • выявление резервов увеличения доходов организации и способов их мобилизации;
  • эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений развития организации, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;
  • увязка финансовых ресурсов с показателями производственного плана организации;
  • обеспечение оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом, банками и другими финансовыми структурами.

Объектами финансового планирования являются:

  • движение финансовых ресурсов;
  • финансовые отношения, возникающие при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов;
  • стоимостные пропорции, образуемые в результате распределения финансовых ресурсов.

Принципы финансового планирования организации

Выделение приоритетов . Финансовое планирование связано с реально существующей сложностью планируемых объектов и процессов. При финансовом планировании важно выделить наиболее существенные связи и зависимости, объединить их в модули, учитывающие сферы финансовой деятельности организации и являющиеся структурными элементами единого плана. Такой подход позволяет разбить процесс финансового планирования на отдельные плановые расчеты и упростить процесс разработки и реализации плана, а также контроля за его выполнением.

Прогнозирование состояния как внешней, так и внутренней, экономической, финансовой среды организации осуществляется путем систематического анализа основных факторов. Качество прогноза определяет и качество финансового плана.

Обеспечение финансовой безопасности . Финансовое планирование должно учитывать финансовые риски, связанные с принятием финансовых решений, а также возможности исключения или уменьшения рисков.

Оптимизация . В соответствии с данным принципом финансовое планирование должно обеспечить выбор допустимых и наилучших с точки зрения ограничений альтернатив использования финансовых ресурсов.

Координация и интеграция . При финансовом планировании следует учитывать интеграцию различных сфер деятельности организации.

Упорядочение . С помощью финансового планирования создается единый порядок действий всех работников организации.

Контроль . Финансовое планирование позволяет наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, анализ работы всех подразделений организации.

Документирование . Финансовое планирование обеспечивает документированное представление процесса финансово-хозяйственной деятельности организации.

В практике финансового планирования следует выделить три способа планирования. При первом способе планирования оно осуществляется снизу вверх, от низших уровней иерархии к высшим. Низшие структурные подразделения сами составляют детальный финансовый план своей работы и впоследствии интегрируются на верхних ступенях, образуя в итоге финансовый план организации.

При втором способе финансовое планирование осуществляется сверху вниз. В этом случае процесс финансового планирования осуществляется исходя из плана организации путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним финансовые планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.

Третий способ — встречное планирование, которое представляет собой синтез первого и второго способов финансового планирования. Этот способ предусматривает разработку финансового плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) производится текущее финансовое планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный финансовый план по системе детализированных показателей. При этом в окончательные финансовые планы включаются по согласованию различных уровней наиболее удачные решения.

Сущность процессов финансового планирования

Финансовое планирование — это процесс определения будущих действий по формированию и использованию [[Финансовые ресурсы/финансовых ресурсов]], в ходе которого принимаются целевые установки количественного и качественного характера, относящиеся к финансовой деятельности предприятия и определяются пути наиболее эффективного их достижения.

Цели финансового планирования:
  • обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами;
  • определение объекта планирования;
  • разработка систем с выделением оперативных, административных и стратегических планов;
  • расчет необходимых финансовых ресурсов;
  • расчет объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, выявление резервов и определение объемов дополнительного финансирования;
  • прогноз доходов и расходов предприятия.

Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется и общей стратегии предприятия.

Планирование необходимо для того:

  • чтобы понимать, где, когда и для кого предприятие собирается производить и продавать продукцию;
  • чтобы знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;
  • чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;
  • чтобы предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные мероприятия по их снижению.

Задачи финансового планирования

Важной задачей в области управления финансами предприятия является задача бюджетирования, или формирования комплексного финансового плана.

Дает четкое понимание и возможность анализа различных вариантов достижения поставленных целей, с последующим выбором из них оптимальных по заданным критериям: прибыли, поступлений денежных средств, структуры баланса и т. д. Определяет показатели, которые будут использоваться при оценке деятельности. Обсуждает возможные изменения в планах, связанных с новой ситуацией. Корректирует планы, с учетом предложенных поправок.

В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов, которые классифицируются по срокам на: краткосрочные (год, квартал); долгосрочные, связанные с капитальными вложениями (составляются на более длительный период).

Этапы финансового планирования

Основные этапы процесса финансового планирования:
  1. Анализ финансового положения компании.
  2. Составление прогнозных смет и бюджетов.
  3. Определение общей потребности компании в финансовых ресурсах.
  4. Прогнозирование структуры источников финансирования.
  5. Разработка действенной системы контроля и управления.
  6. Разработка процедуры корректировки составленных планов

Финансовое прогнозирование

Расчет потребности в дополнительном внешнем финансировании

Основой финансового планирования является финансовое прогнозирование , т. е. оценка возможных финансовых последствий принимаемых решений и внешних факторов, влияющих на результаты деятельности компании. Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью — расчет потребностей в дополнительном финансировании.

Главная задача финансового прогнозирования состоит в определении дополнительных потребностей финансирования, которые появляются вследствие увеличения объемов реализации товаров или предоставления услуг.

Прогнозирование дополнительных финансовых потребностей

Расширение деятельности предприятия (увеличение объемов продаж) неизбежно приводит к необходимости увеличения его активов ( и ). Сообразно этому увеличению активов должны появиться дополнительные источники финансирования. Часть этих источников (например, и начисленные обязательства) увеличиваются в соответствии с наращиванием объемов реализации предприятия. Разница между увеличением активов и пассивов и составляет потребность в дополнительном финансировании.

Таким образом, потребность во внешнем финансировании будет тем больше, чем больше существующие активы, темп прироста выручки и норма распределения чистой прибыли на дивиденды, и тем меньше, чем больше краткосрочные пассивы и чистая рентабельность реализованной продукции.

В процессе принятия решения о дополнительном финансировании выделяют ос новные этапы прогнозирования потребностей финансирования:

  • составление прогноза продаж на основе статистических методов с использованием экономико-математических моделей, а также на основе экспертных оценок;
  • составление прогноза переменных затрат;
  • составление прогноза финансирования основных и оборотных активов, требуемых для достижения необходимого объема продаж;
  • расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников.

Расчет потребности во внешнем финансировании осуществляется с помощью метода процента от продаж.

В основе данного метода лежат следующие предположения:

  • переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства увеличиваются пропорционально увеличению объема продаж;
  • изменение постоянных затрат
    связано с максимальной величиной и фактической степенью загрузки мощностей;
  • процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличных недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального
    и морального износа наличных средств производства и т. п.;
  • долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными;
  • нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль и вычитаются дивиденды.

Если у предприятия нет возможностей или желания привлекать дополнительные источники средств, возможными путями решения проблемы являются снижение нормы распределения прибыли на дивиденды и увеличение показателя чистой рентабельности продаж.

Проведя необходимые корректировки рассчитывают, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы. Это и будет необходимая сумма дополнительного внешнего финансирования.

Данной методике соответствует следующая формула для расчета потребности в дополнительном финансировании:

Дополнительное финансирование = А ф α — П ф α- Р п В ф (1 + α) (1 — ∂) ,

  • А ф — изменяемые активы отчетного баланса;
  • α- прогнозируемый темп роста объема продаж;
  • П ф — изменяемые пассивы отчетного баланса;
  • Р п — чистая ;
  • В ф — выручка отчетного периода;
  • ∂- норма распределения чистой прибыли на дивиденды.

Из формулы видно, что потребность во внешнем финансировании тем больше, чем больше нынешние активы и темп роста выручки и норма распределения чистой прибыли на дивиденды, и тем меньше, чем больше нынешние пассивы и чистая рентабельность реализованной продукции.

Точные данные о необходимых объемах внешнего финансирования формула дает в случае, когда предприятие работает с полной загрузкой мощностей и процент увеличения стоимости основных средств совпадает с процентом увеличения объемов производства и реализации продукции.

В данную формулу могут быть заложены и будущие планируемые значения рентабельности продаж и нормы распределения прибыли на дивиденды.

Цель экспресс-методов финансового прогнозирования — расчет объемов дополнительного финансирования (или величины средств, требующих размещения) при выполнении запланированного изменения объемов деятельности.

Просчитав все это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы. Это и будет потребность в дополнительном внешнем финансировании. Рассчитать эту сумму можно также по формуле

EFN = (A/S) · DS — (L/ S) · DS — (PM) · (PS) · (1 — d) ,

  • A/S — изменяемые активы отчетного баланса, выраженные в процентах от продаж;
  • DS — темп роста выручки или изменение объемов продаж;
  • L/S — изменяемые пассивы отчетного баланса, выраженные в процентах от продаж;
  • PM — рентабельность реализации фактическая (чистая прибыль фактическая / выручка фактическая);
  • PS — планируемый объем реализации или прогнозная выручка;
  • d — доля выплаченных дивидендов (дивиденды фактические / чистая прибыль фактическая).

Для удобства изучения материала разбиваем статью на темы:

Задачами финансового планирования являются:

Обеспечение торгового процесса необходимыми ;
- установление с бюджетом, банками и другими контрагентами;
- выявление направлений наиболее выгодных финансовых инвестиций;
- повышение прибыльности финансово-хозяйственной деятельности;
- контроль за образованием и расходованием денежных средств.

Финансовый план - составная часть бизнес-плана предприятия. При разработке бизнес-плана предусматривается исходить из того, что определение средств, необходимых для финансирования развития предприятия, предполагает оценку этого плана как инвестиционного проекта. Это означает, что предусмотренные планом предприятия должны быть обоснованы их .

В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: стратегическое и тактическое.

Стратегический (перспективный) финансовый план - это форма реализации целей и задач предприятия, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Основа стратегического финансового планирования, являющегося одной из коммерческих тайн предприятия, - определение потребности в капитале для осуществления предпринимательской деятельности. Тактический финансовый план - это годовой баланс доходов и расходов предприятия. В условиях инфляции финансовые планы составляются на квартал и корректируются с учетом индекса инфляции.

Цель составления финансового плана - увязка доходов предприятия с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд; при превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых ресурсов.

Дополнительные средства предприятие может привлечь за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов или займов, спонсорских взносов и т.д.

В финансовом плане производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования. Для этого составляется проверочная (шахматная табли-ца), в вертикальных графах которой приводятся направления использования финансовых ресурсов, а в горизонтальных - источники финансирования, что соответствует расходной и доходной частям баланса. Шахматная таблица позволяет выявить целевой характер использования ресурсов и сбалансировать доходы и расходы по статьям.

Основными доходными статьями финансового плана являются прибыль, банковские ссуды и другие доходы и поступления; основными статьями расходов - налоговые отчисления, расходы на капитальные вло-жения, средства на погашение банковских ссуд и процентов по ним и прирост , отчисления в целевые фонды и другие расходы и отчисления.

Практически финансовые планы конкретизируют стратегические. В свою очередь тактические планы детализируются посредством оперативного планирования, которое представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кассового плана, кредитного плана, платежного календаря и др.

Кассовый план отражает движение наличных средств предприятия в течение определенного периода (чаще всего квартала). Именно плохое управление наличностью - основная причина финансово-экономических трудностей, поэтому составление кас-совых планов и контроль за их выполнением имеют важное значение для повышения платежеспособности предприятия.

Кредитный план - план поступления заемных средств и график погашения задолженности. Обычно оформляется в виде кредитной ставки.

Платежные календари, временной горизонт которых колеблется от 5 до 30 дней, отражают оперативные данные о движении и остатках средств на предприятия.

В конечном итоге финансовое планирование направлено на обеспечение рационального и эффективного использования имеющихся у предприятия финансовых ресурсов.

Финансовое планирование на предприятии

Остановимся на финансовом , играющем первостепенную роль. Руководство предприятия обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Заинтересованные в деятельности фирмы лица предъявляют определенные требования к результатам ее работы. При планировании определенных видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретение кредитов, увеличение и т.п.) и определение объема инвестиций.

По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности фирмы. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, отклоняющимся от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности фирмы. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности фирмы, намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем, чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.

Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товаров, реализации произведенной продукции и т.д.

В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации, и т.д.

Разрабатывая бюджет на следующий период, следует принимать решение заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент. Другими словами, в последнем примере фирма во многом рискует пойти по пути наименьшего сопротивления.

Одобрение руководством фирмы бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство фирмы вряд ли будет склонно к децентрализация процесса принятия оперативных решений.

Организация работ по внутрифирменному планированию зависит от величины предприятия. На мелких фирмах не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит, и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.

Обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу сверху вниз и по методу снизу вверх. По первому методу работа по составлению бюджетов начинается "сверху", т.е. руководство фирмы определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия форме включаются в планы подразделений. По второму методу поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и уже затем руководитель отдела реализации фирмы сводит эти показатели в единый бюджет, который впоследствии может войти составной частью в общий бюджет предприятия. На практике нецелесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

Фирма должна осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) ее работы и финансовом положении. Поэтому бюджет по прибыли и финансовый план являются центральными элементами внутрифирменного планирования.

Естественную основу для формирования бюджета по прибыли на будущий период представляет собой отчет по прибыли. В отчете по прибыли отражены экономические результаты деятельности в прошедший период. Такого рода информация имеет, разумеется, большое значение при составлении прогноза экономических результатов действий, запланированных на будущий период.

Даже если на предстоящий год запланированы те же самые действия, что были осуществлены в отчетном году, величина дохода в следующем году будет отличаться от величины дохода, отраженной в отчете за последний год. Дело в том, что все время происходят изменения внешних условий деятельности фирмы.

Макроэкономические факторы могут, например, измениться под воздействием инфляции, изменений в области валютных отношений и политики доходов. Можно предположить, что внесет поправки в хозяйственное законодательство. Структура спроса в отдельных сегментах рынка может измениться в силу изменения структуры населения.

Особое значение качества финансового планирования на предприятиях возрастает. Финансовый план предприятия взаимосвязан с другими аспектами планирования хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся планы: по сбыту продукции, по сырью и материалам, производству, рекламе, капиталовложениям, научным исследованиям и разработкам, привлечению и возврату заемных денежных средств (кредитов и из других источников), распределение доходов, а также расходные сметы.

Непосредственной основой финансового плана являются прогнозные расчеты по реализации продукции потребителям или планы сбыта ее, исходя из заказов, прогнозов спроса на продукцию и товары, уровней продажных цен на них и других факторов рыночной . На основе показателей сбыта рассчитываются объемы производства, затраты по изготовлению продукции, проведению работ и оказанию услуг, а также прибыль и другие показатели.

Назначение финансового плана предприятия, с одной стороны, прогноз среднесрочной финансовой перспективы, а с другой, определение текущих доходов и расходов предприятия. Финансовый план составляется предприятием на год с распределением по кварталам, а также на 3-5 лет - по годам. В нем находят отражение доходы и расходы по статьям и пропорции в распределении средств.

Следует отметить, что в рамках годового и квартального финансовых планов не проявляется влияние внутримесячных отклонений от планов в деятельности предприятия, оказывающих влияние на финансовое состояние предприятий в течение месяца, что чаще случается в течение первых 15-20 дней месяца, когда предприятия обычно испытывают сбои в связи с недопоступлением относительно договорных сроков материально-технических ресурсов.

Финансовое планирование на предприятиях во многом зависит от качества прогнозов основных показателей их производственной деятельности, рыночной конъюнктуры, состояния денежного обращения и курса рубля. Поэтому в сложившихся условиях возможна заниженная оценка потребности в финансовых ресурсах и изменений в финансовом состоянии предприятий, в связи с чем необходимо предусматривать финансовые резервы.

Состав показателей финансового планового баланса или баланса доходов и расходов определяется источниками поступлении средств, с одной стороны, и затратами и расходами, проводимыми в ходе финансово-хозяйственной деятельности, с другой стороны. Наряду с этим, в плановом балансе доходов и расходов находят отражение финансовые отношения с , банковской и страховой системами и по операциям по приобретению и выпуску ценных бумаг.

Помимо баланса доходов и расходов финансовый план содержит расчеты ряда основополагающих показателей:

Прибыли от промышленной деятельности;
- амортизационных отчислений на восстановление ;
- поступлений средств в порядке долгосрочного и среднесрочного кредитования;
- процентов банкам по кредитам, финансовых результатов от других видов деятельности и т.д.

Состав показателей планового баланса доходов и расходов предприятия представляет собой определенную систему, позволяющую в рамках каждого периода планирования определять:

Источники затрат (расходов), их соотношения;
- степень и направления использования, распределения источников;
- сбалансированность их с затратами или расходами.

Так, оставшаяся после уплаты налогов часть прибыли обращается на нужды предприятия, включая:

Создание финансового резерва;
- финансирование и прироста оборотных средств;
- выплаты процентов банкам за предоставляемые ими кредитные ресурсы;
- выплаты владельцам ценных бумаг, эмитированных и реализованных предприятием своим работникам;
- расходы на хозяйственное содержание социально-культурных и социально-бытовых объектов, на другие цели.

Финансирование затрат по капитальным вложениям осуществляется за счет амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, вовлечения в инвестиционный процесс сверхнормативных запасов оборудования, машин и материалов, прибыли, направляемой на , а также за счет привлечения акционерного капитала, средств от размещения целевых займов и из других источников и т.д.

Методы финансового планирования

Качество финансовых планов во многом зависит от используемых методов планирования.

Метод планирования – способы и приемы расчетов показателей.

В части финансового планирования выделяют шесть методов обоснования плановых значений.

"Двойное" содержание финансового планирования (планирование активов и пассивов и поступлений и платежей) отражает то, что существует два объекта финансирования: активы и операции.

Источниками финансирования активов являются пассивы, т.е. обязательства. возникающие у предприятия как субъекта перед владельцами ресурсов, используемых предприятием в своей деятельности, Эти обязательства могут быть долговыми [т.е. заемными], подлежащими возврату по истечении срока их предоставления, и долевыми [бессрочными], формирующими обязательства предприятия перед его юридическими владельцами [акционерами. участниками]).

Источниками финансирования операций являются ликвидные активы, которые могут быть использованы в качестве платежных средств (в нормальной источниками финансирования операций являются денежные средства и коммерческие ).

Финансовая устойчивость

В четвертом разделе заполняется календарь выдач заработной платы рабочим и служащим, где указываются суммы выплат предприятию наличными деньгами в установленные сроки (конкретный числа каждого месяца). Эти суммы в соответствии с договором расчетно-кассового обслуживания банк выдает предприятию за установленную в договоре плату.

Расчет потребности в краткосрочном кредите проводится, если предприятие испытывает такую потребность. В этом случае в банк представляются необходимые документы и с ним заключается договор о кредитном обслуживании. Однако этому должен предшествовать обоснованный расчет размера кредита, а также той суммы, которую с учетом процентов необходимо вернуть банку.

Текущее финансовое планирование

Текущее планирование финансовой деятельности организации основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов (бюджетов), которые дают возможность организации определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода.

Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, поскольку такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Рассматривается текущее планирование как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. В последнее время организациями все чаще применяется система деятельности структурных подразделений и организации в целом, которая внедряется в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, большей гибкости в управлении и контроля за , а также для повышения точности плановых показателей, исполнения требований законов и контрактов.

Основными преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются:

Рациональное использование средств организации благодаря своевременному планированию совершаемых хозяйственных операций, финансовых и материальных потоков;
более точные показатели объемов затрат и прибыли, чем в перспективном финансовом планировании;
большая материальная заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;
осуществление режима строгой экономии финансовых ресурсов организации и др.

Составление бюджетов основано на определенных принципах:

Принцип согласования целей;
принцип ответственности за их формирование и исполнение;
принцип гибкости.

Бюджет - это скоординированный финансовый документ, отражающий поступления средств и расходы по определенному направлению деятельности. Процесс бюджетирования - технология финансового планирования, учета, анализа и контроля деятельности предприятия в целом и его отдельных структурных подразделений, которая основана на разработке бюджетов по определенным правилам.

Бюджетирование необходимо для планирования финансово-хозяйственной деятельности, координации деятельности различных подразделении предприятия, стимулирования руководителей всех уровней в достижении соответствующих целей, контроля текущей деятельности, оценки выполнения плана различными подразделениями (центрами ответственности).

Технология бюджетирования включает формирование и консолидацию бюджетов предприятия. Для этого разрабатывается финансовая структура предприятия, представляющая собой совокупность подразделений (центров ответственности). Для каждого из них отдельно формируются соответствующие бюджеты - операционные, инвестиционные, финансовые. К операционным бюджетам относятся:

1. бюджет продаж;
2. бюджет производства;
3. бюджет производственных запасов;
4. бюджет прямых затрат на оплату труда;
5. бюджет прямых материальных затрат;
6. бюджет производственных ;
7. бюджет ;
8. бюджет управленческих расходов.

Бюджеты инвестиций включают: а) бюджет реальных инвестиций; б) бюджет финансовых инвестиций.

Финансовый бюджет состоит: а) из бюджета движения денежных средств; б) бюджета доходов и расходов; в) балансового отчета.

В свою очередь, основной (сводный) бюджет - это консолидированный финансовый план, который разрабатывается на основе бюджетов различных видов или структурных подразделений предприятия. Основной бюджет выступает в роли связующего звена различных планов организации и выражается в формировании финансовых бюджетов, которые сводят воедино все ее другие планы (бюджеты) в стоимостной оценке.

Разработка технологии бюджетного планирования в организации выполняется в следующей последовательности:

2. Absorption costing - метод учета полных затрат, в котором все прямые и косвенные - общепроизводственные затраты включают в состав прямых производственных расходов при расчете прибыли и налога на прибыль.

В практике налоговых расчетов в стране принят второй метод. Для иллюстрации рассмотрим пример со следующими данными: изготовлено 15 изделий, а продано 10 шт. по цене, равной 20 тыс. руб.; затраты на материалы и оплату труда производственных рабочих равны 5000 руб. на одно изделие; общепроизводственные расходы в периоде продаж равны 60 тыс. руб. управленческие расходы составили 50 тыс. руб. Итак, по методу direct costing прибыль равна

20 000 X 10 - 5000 X 10 - 60 000 - 50 000 = 40 000 руб.; по методу absorption costing прибыль равна

20 000 х 10 - (5000 + 60 000/15) х 10 - 50 000 = 60 000 руб.

Назад | |

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    курсовая работа , добавлен 29.05.2016

    Понятия "финансовое планирование" и "финансовое прогнозирование", их место в системе управления финансами. Виды финансовых планов, их особенности. Основные проблемы финансового планирования в Российской Федерации и направления его совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2011

    Основные особенности управления финансами. Содержание и основные задачи финансового планирования и прогнозирования. Сущность и виды финансового контроля. Разработка и исполнение бюджета страны. Оценка эффективности управления финансами в России.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2012

    Теоретические аспекты понятия и сущности финансового планирования в некоммерческих организациях. Виды финансовых планов, этапы и методы их реализации. Проблемы финансового планирования в бюджетных организациях, пути и перспективы его совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2011

    Роль финансового плана в бизнес-плане. Сущность и содержание финансового планирования. Виды и характеристика методов финансового планирования. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием. Планирование прибыли на предприятии ООО "Рубикон".

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Понятие, сущность и функции финансов и финансового планирования. Финансовый план как составная часть бизнес-плана. Методы финансового планирования. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием. Финансовые документы компании "Силуэт".

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Цель, задачи, принципы финансового планирования и прогнозирования. Основные методы управления финансами: коэффициентный, нормативный, балансовый, программно-целевой, экспертных оценок. Характеристика перспективных, текущих и оперативных финансовых планов.