Имя всемирно известного модельера Джанни Версаче ассоциируется с прогрессивным взглядом на образ современной женщины, сочетающей в себе не только элегантность, но и динамику, и даже эксцентричность. Его называли «королем барокко», среди его поклонников – звезды Голливуда, эстрады, спорта, американские астронавты, королевские особы, миллионы простых людей. Стиль Джанни Версаче охватывает не только одежду, под этой маркой выпускают аксессуары, очки, парфюмерию, посуду, телефоны, мебель и автомобили. 2 декабря этому гениальному мастеру, изменившему представления о модном стиле, исполнилось бы 67 лет. К этой дате предлагаю познакомиться с 15 занимательными фактами из его биографии.

1. Мать будущего модельера работала портнихой в своем собственном ателье, где и родился Джанни. С детства его окружали ткани, превращавшиеся потом в красивые платья. Отец занимался продажей бытовой техники. Кроме Джанни, в семье подрастало еще двое детей.

Родители хотели видеть своего младшего сына архитектором, поэтому по окончании школы он поступил в университет, однако долго учиться ему там не пришлось – матери потребовался помощник.

А так как Джанни был ее правой рукой в выполнении различных поручений, то он вернулся в родной городок Реджо ди Калабрия. В 18 лет он стал работать в семейном магазине. Он не только помогал матери оформлять заказы и завозить ткани, но и посещал показы мод, интересовался тенденциями дизайна одежды.

2. В 1972-м он переезжает в Милан и начинает работать дизайнером в нескольких компаниях, на него сразу обратили внимание известные итальянские кутюрье. А в 1978-м 32-летний Джанни Версаче открывает собственный Дом моделей, куда устроил и старшего брата, и младшую сестру. Первый показ женской одежды произвел фурор. «В первом ряду надевали солнечные очки, чтобы защитить глаза от этого яркого великолепия», – писали в газетах.

3. Эмблемой Дома моделей стала голова Горгоны. По словам мастера, древнегреческая медуза – символ роковых чар, парализующих и гипнотизирующих человека своей красотой и простотой.


4. 80-е гг. ХХ века – расцвет творчества Джанни Версаче. Женщина, одетая в новое платье, стала более сексуальной, изящной, элегантной. Модельер отдавал предпочтение облегающим тканям, подчеркивающим фигуру, экспериментировал, соединяя шелк с мехом, кожей и металлом. Он возродил узкие брюки, мини-юбки, использовал корсеты, открыл спину и грудь, делая облик более чувственным. Одежда Джанни Версаче стала популярной. Доходы его империи приближались к миллиарду долларов, а общее число фирменных магазинов Версаче по всему миру превышало сотню.


5. В 1982 году дизайнер впервые показал вечерние платья из тонкой мягкой и подвижной алюминиевой сетки, подобно рыбьей чешуе сверкающей и обволакивающей тело. Осенне-зимняя женская коллекция Версаче в том же году получила награды от Golden Eye и Cutty Sark.
6. Именно Джанни Версаче принадлежит термин «топ-модель». Его одежду популяризировали Кристи Тарлингтон, Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд, Карла Бруни, Эва Херцигова, Наоми Кемпбелл и Клаудия Шиффер.

Для своих показов кутюрье тщательно отбирал и музыку. Несколько композиций специально для Версаче написал Элтон Джон. Модельер изготовил костюмы для 25 оперных и балетных постановок таких мастеров, как М. Бежар и В. Форсайт. Он одевал Мадонну для «Четырех комнат», совместно с Элтоном Джоном сделал современную версию «Аиды» Дж. Верди. За вклад в моду и музыку Джанни Версаче был удостоен ордена.
7. Большой поклонник Античности, в одежде он сочетал аристократизм и кич, и каждая его коллекция сочетала классику и модерн: то панк-культура, то барокко, то поп-арт, то откровенный садо-мазо и стиль гей-клубов. Версаче ввел в моду сочетание черной кожи и золотой фурнитуры, совмещение вечерних платьев и нижнего белья, яркие принты на рубашках, кожаные облегающие брюки на мужчинах, высокие каблуки. Впервые на подиум вышел парень без галстука и в джинсах.

8. Одежда от Версаче признается самой модной и становится атрибутом богатства и статусности. Именно поэтому его стиль часто подделывают. Однако Версаче изготавливал не только одежду, но и украшения. «В то время как признанные мастера пытались сказать только "А", Версаче уже проделывал весь маршрут от "А" до "Я". Скорость мышления, расчёт и быстрота исполнения – гигантские», – восторгался французский хореограф Морис Бежар.

Талантливый мастер выпустил диадему и ожерелье «Тщеславие Леонардо да Винчи». В 1981 году выходит первый женский парфюм «Gianni Versace», а в 1986 – мужской аромат «L"Homme». В это же время начинается выпуск фарфоровой и стеклянной посуды (совместно с Rosenthal) и мебели (Versace Home) от Джанни Версаче.

9. Он становится одним из самых богатых людей мира. В его собственности несколько квартир, домов, вилл в Риме, Милане, на озере Комо, в Нью-Йорке, на Майами… Вкладывает средства в антиквариат и предметы искусства. В его коллекции полотна Кандинского, Шагала, Пикассо, французских импрессионистов. «Простое накопление денег – удел бедных людей. Картины собирают подлинно богатые и дальновидные люди», – любил повторять модельер.

10. За 25 лет творчества Джанни Версаче провел более 60 представлений, тщательно отрепетированных и продуманных до мелочей. 24 июня 1997 года во Флоренции состоялся самый громкий показ «Барокко бельканто» в сотрудничестве с композитором Морисом Бежаром.
11. В середине 90-х гг. врачи диагностировали у Версаче онкологию, но модельер захватил болезнь вовремя. На людях он всегда был бодр и весел, давал интервью, присутствовал лично на всех показах.
12. Джанни Версаче был нетрадиционной ориентации и никогда не скрывал своих взглядов. На протяжении 11 лет его постоянным партнером и любовником был Антонио Д’Амико. В Доме мод Versace он занимался разработкой спортивной линии.

13. Первая вышедшая в свет книга Версаче незамысловато называлась «Дизайн». Он разработал костюмы для таких фильмов как «Showgirls», «Балет ради жизни» и «Судья Дредд».
14. На публике Джанни Версаче никогда не появлялся без телохранителей. Свободно гулять он себе позволял только в окрестностях виллы Майами-Бич. Именно здесь и подкараулил его киллер, гомосексуалист Эндрю Кьюненен, убивший своего кумира 15 июля 1997 года.

15. 22 июля в миланском кафедральном соборе состоялась гражданская панихида, на которую съехались тысячи друзей и поклонников таланта Версаче со всей Италии и многих стран мира. Почтить память великого модельера приехали Элтон Джон, Стинг, Наоми Кэмпбелл, Кэролайн Биссетт-Кеннеди, а также коллеги дизайнера Джорджо Армани и Карл Лагерфельд. Только письменных соболезнований собралось на пятитомное произведение.

Имя: Джанни Версаче (Gianni Versace)

Возраст: 50 лет

Деятельность: модельер, дизайнер, основатель модного дома Gianni Versace

Семейное положение: не был женат

Джанни Версаче: биография

Биография Джанни Версаче, выдающегося модельера из Италии, похожа на сказочную историю. Мальчик из небогатой семьи оказался способен на чудо: Версаче стал не только одним из самых известных кутюрье, но и настоящим законодателем моды и стиля. К сожалению, не все в судьбе мастера складывалось так же легко и безоблачно, как карьера.

Детство и юность

Будущий модельер родился 2 декабря 1946 года в маленьком городке Реджио де Калибрия, что на юге Италии. Родителям мальчика принадлежала одежная лавочка, которая и приносила семье доход. С ранних лет развешивать наряды и подбирать аксессуары к ним матери помогал именно маленький Версаче. Джанни приходил в восторг, видя, как, казалось бы, незначительные детали меняют вид целого наряда.


В семье Версаче росли трое детей: у Джанни были брат Санто и сестра Донателла. Обожание матери было отдано старшему сыну, Джанни же постоянно страдал из-за недостатка материнского внимания. Заполнить эту пустоту мальчик старался минутами, проведенными вместе с матерью в семейной лавке. Вскоре Джанни умел не только аккуратно развешивать одежду, но и начал разбираться в особенностях кроя и тканей.


Помимо платьев, юного Джанни Версаче привлекало рисование. Родители даже прочили сыну карьеру архитектора. Молодой человек, окончив школу, поступил в институт, на архитектурный факультет, однако вскоре понял, что эта специальность не принесет творческого удовлетворения. К тому же, мать Джанни настаивала на том, чтобы сын помогал работать в семейном магазине. Так Джанни бросил институт и сосредоточился на помощи матери.

Мода и дизайн

До 25 лет Джанни Версаче работал в семейном магазине. Молодой человек постоянно придумывал новые образы, помогал покупательницам подбирать комплекты одежды и постигал тонкости мастерства модельера. Неудивительно, что вскоре имя юного дизайнера стало известно городским модницам.


Почувствовав уверенность в собственных силах, Джанни Версаче отправляется в Милан, столицу итальянской моды. Там Версаче посчастливилось устроиться на работу сразу к трем именитым модельерам. Вскоре Джанни становится незаменимым на модных показах: молодой человек разъезжает по Италии, организовывает показы и помогает работодателям в подготовке коллекций.


Набираясь опыта, Джанни начал мечтать об открытии собственного модного дома, а также продумывать коллекцию одежды, которую решился представить миру весной 1978-го. Этот дебют моментально сделал модельера известным: коллекцию приняли с восторгом и столичные модники, и пристрастные критики.

В том же году Джанни Версаче зарегистрировал торговую марку на собственное имя и торжественно открыл первый магазин. Помогать брату приехали Санто и .

Модный дом

Эмблемой модного дома Версаче стала голова Медузы Горгоны. Дело в том, что Джанни интересовался античной мифологией, а Горгону посчитал символом завораживающей, безусловной красоты. Сейчас эта эмблема узнаваема даже людьми, далекими от мира моды.

Уже в 1979 году, сразу вслед за дебютной женской коллекцией, Версаче выпускает линейку одежды для мужчин. Премьерный показ прошел с блеском, модельер приобрел множество поклонников, а также интерес и уважение со стороны коллег по модному цеху.


В 1980-х показы модного дома Версаче проходили один за другим. Каждая коллекция становилась сенсацией: Джанни не боялся экспериментировать с кроем, предпочитая откровенные и яркие наряды, не скрывающие красоту женского и мужского тела.

Вскоре одежда бренда Версаче становится культом. Клиентами гениального мастера оказываются , и многие другие звездные персоны.


Параллельно Джанни Версаче открывает магазины собственной марки в разных странах мира. Успех, как и доходы модельера, бесконечно стремятся ввысь, а фото с показов мастера захватывают обложки модных журналов.

Джанни Версаче решает не останавливаться на достигнутом, и спустя некоторое время под узнаваемым лейблом выходит первый аромат. Это были женские духи «Gianni Versace». Вслед за ними появился и мужской парфюм «L ̛ Homme». С тех пор модный дом Джанни Версаче выпустил множество ароматов, однако эти первые духи по-прежнему остаются актуальными.


В 1990-е модельер вновь расширяет горизонты собственной компании. Под маркой Джанни Версаче начинает выпускаться посуда, мебель, бижутерия и даже автомобили. Каждая новинка на ура встречается поклонниками мастера, каждый раз подтверждая пословицу о том, что талантливые люди способны показать себя в любой деятельности.

Личная жизнь

Существует мнение, что на личную жизнь Джанни Версаче повлияла детская травма. Дело в том, что по пути в школу мальчику приходилось проходить мимо борделя. Строгая мать постоянно ругала Джанни, если тот нечаянно поворачивал голову в сторону этого заведения. С тех пор страх увидеть обнаженную женщину закрепился в голове Джанни. И даже несмотря на то, что позже Версаче связал жизнь с созданием одежды для женщин, отношения с дамами пугали модельера.

Как бы то ни было, но личная жизнь Джанни Версаче, несмотря на нетрадиционную ориентацию великого мастера, сложилась счастливо.

Первый серьезный роман модельера, правда, окончился разрывом. Молодой манекенщик по имени Пол Блэк предпочел любовнику его собственную сестру Донателлу. После этого случая брат и сестра не общались больше года, а Пол вскоре стал мужем Донателлы.


Джанни Версаче и Антонио д"Амико

Вторая же история любви длилась до конца жизни Джанни Версаче. Избранником модельера стал Антонио д"Амико, руководитель отдела спортивной одежды модного дома Версаче. Известно также, что Джанни и Антонио периодически отдыхали втроем, выбрав кого-нибудь из любимых моделей. Однако столь смелые развлечения не влияли на отношения влюбленных.

Смерть

Казалось, счастливая жизнь модельера продлится еще много лет, однако судьба распорядилась иначе. 15 июля 1997 года Джанни Версаче был убит непосредственно на крыльце собственного дома, в Майами.

Убийство совершил серийный убийца Эндрю Кьюненен. Известно, что преступник оказался гомосексуалистом и зарабатывал на жизнь проституцией. Причиной смерти Джанни Версаче назвали огнестрельное ранение: модельер скончался из-за двух точных выстрелов в голову.


В этот день в доме вместе с Джанни оказался только Антонио д"Амико, который и вызвал полицейских. Убийцу, а точнее его тело, нашли спустя восемь дней: мужчина застрелился. В предсмертной записке Эндрю Кьюненен написал, что убил Джанни Версаче «как знамя гомосексуализма».

Смерть модельера моментально обросла слухами и домыслами. По одной версии, убийство заказали члены семьи Джанни Версаче. По другой - к преступлению приложила руку итальянская мафия. Выдвигались даже предположения, что виной произошедшему стала эмблема модного дома Версаче - Медуза Горгона, якобы притянувшая беду.


Ни одна догадка не получила официального подтверждения, а убийство Джанни Версаче до сих пор называют одной из тайн XX столетия.

После похорон мастера руководить модным домом стала Донателла Версаче. Спутник Джанни, Антонио, согласно завещанию получил право жить на любой из вилл, принадлежавших Версаче, а также щедрое ежемесячное содержание.

Память

  • 1997 - альбом Элтона Джона «The Big Picture», посвященный Джанни Версаче
  • 2001 - документальный фильм «Жертва моды. Убийство Джанни Версаче»
  • 2013 - фильм «Дом Версаче»

Модный король итальянского барокко, балансировавший на грани кича. Его творчество было наполнено исключительной простотой и не признавало полумер. Все это — Джанни Версаче, знаменитый итальянский кутюрье. Общественность была шокирована, когда 15 июля 1997 года его застрелили на ступенях собственного дома. Историю загадочного убийства короля моды расскажет сегодня Diletant . media .

Кто убил модельера Версаче?

Убийство Версаче, бывшего в 90-х годах на пике своей популярности, поразило публику. В то время модельер одевал Мадонну и даже принцессу Диану.

Версаче

Убийца Версаче зарабатывал проституцией и был влюблен в Тома Круза


Обстоятельства смерти, на первый взгляд довольно простые, тем не менее вызвали массу вопросов. Согласно официальной версии, Джанни Версаче был убит белым американцем 27 лет по имени Эндрю Кьюананен. На жизнь мужчина зарабатывал проституцией. В то время Эндрю уже числился в розыске, подозревался в 4 убийствах и считался одним из 10 самых опасных преступников в списке ФБР. Подозрение пало на него, когда следователи обнаружили недалеко от особняка Версаче фургон с окровавленной одеждой внутри, который принадлежал последней жертве Кьюананена. Но единственное, что не сходилось в этой мозаике — мотив преступления.

Маньяк-убийца

ФБР вместе с психиатрами выяснили, что Кьюананен отличался садомазохистскими наклонностями: дело в том, что он был влюблен в Тома Круза, который, очевидно, не разделял его чувств.


Эндрю Кьюананен

На почве страсти Эндрю помешался, и первой его жертвой стал его любовник Дэвид Мэдсон. Версаче не скрывал своей гомосексуальной ориентации, так что можно было бы заподозрить, что у него была какая-то связь с убийцей. Но этой информации таки не нашли подтверждения. Тем не менее, убийство было тщательно спланировано, к тому же Эндрю никогда не выбирал жертв случайно.

Киношная история

Объяснений убийца не предоставил: он покончил жизнь самоубийством. Эта история не менее загадочна: через несколько дней после убийства Эндрю окружили в доме на воде, где он продержался в осаде 14 часов. Позже полицейские вынесли оттуда труп с окровавленным лицом. Оно было словно снесено выстрелом, при этом ни один из полицейских выстрела не слышал. Все-таки, по официальной версии, убийца застрелился из того же самого пистолета, из которого он выстрелил в Версаче.

Убийца Версаче Эндрю Кьюананен застрелился из того же пистолета


Заказное убийство

Все эти тайны вызвали подозрения. Кое-кто думал, что в убийстве модельера может быть замешана мафия. За год до смерти Версаче в Италии поползли слухи, что некоторые дизайнеры прикрывают отмывание грязных денег. Джанни тоже обвиняли в этом, но он категорически отрицал свою связь с мафиози. Но многие отказывались верить, что один из богатейших людей страны чист перед законом.

После смерти Джанни Версаче компанию возглавила его сестра Донателла


В то же время появилась еще одна версия, об убийстве, заказанном семьей. Прецеденты уже были: в 1995 году жена Маурицио Гуччи заказала убийство своего мужа из-за несогласий по поводу политики компании. Похожая ситуация могла сложиться и у Версаче: в то время Джанни совсем перестал волноваться о финансах фирмы и занимался исключительно творчеством. Денежный вопрос полностью лег на плечи сестры Джанни, Донателлы. Проблемы могло вызвать и то, что к началу 90-х стало появляться огромное количество фальшивой одежды, отмеченной знаком Versace. Все это вполне могло привести к конфликтам в семье. Тем более, после смерти Джанни бразды правления перешли в руки Донателлы. Правда, обе версии о заказном убийстве оставляют неотвеченным один вопрос: почему в качестве киллера наняли серийного убийцу?


Версаче жив

Джанни Версаче был настолько знаменит, что у него была своя армия поклонников. Он был своеобразным Элвисом Пресли в модной индустрии — настоящий король. Как и в случае со смертью короля рок-н-ролла, после убийства Версаче некоторые предположили, что кутюрье вовсе не умер, а лишь инсценировал свою смерть. Говорили, что Версаче просто устал от работы и решил уединиться где-то на берегу океана. К тому же, компании в то время явно не помешала бы реклама: после убийства модницы бросились скупать платья итальянского кутюрье. Некоторые сомневались еще и в том, что был найден труп настоящего убийцы Версаче: лицо Эндрю было изуродовано, да и дактилоскопическая экспертиза длилась едва ли не 10 часов! Казалось, что полиция просто пытается скорее закрыть нашумевшее дело.

Джанни Версаче был своеобразным Элвисом Пресли в модной индустрии

Джанни похоронили у озера Комо, в саду виллы Фонтанелло. На его погребении собрались 2000 человек. А в декабре 1997 в Метрополитен музее была открыта выставка, посвященная творчеству кутюрье.

Автоа: Екатерина Астафьева

Завистники обвиняли его в излишней откровенности платьев, которые он как будто бы шил для девиц легкого поведения. Но дамы того времени как раз за это и любили его. Экстравагантность моделей Версаче ловила восхищенные взгляды тысяч женщин, которым приходилось надевать на показы кутюрье солнечные очки, дабы не ослепнуть от блеска каждой новой коллекции. Возможно, любовь поклонников и убила его...

Его смерть остается загадкой для историков до сих пор. А вот, что уж доподлинно известно, так это то, что он был величайшим кутюрье своего времени и создал империю, успешно конкурирующую с десятками мировых домов моды до сих пор.

«Думаю, что своим мастерством и профессионализмом я обязан матери».

Джанни родился в далеком 1946 году в одной из костюмерных маленького провинциального итальянского городка Реджо-ди-Калабрия. «Вокруг меня были платья, платья, платья» , - говорил он, вспоминая о первых детских годах, проведенных рядом с матерью, профессиональной портнихой. Отношения, однако, между ними складывались не самым лучшим образом. «Франческа вообще была к нему безразлична, отдавая предпочтение Санто, второму сыну», - вспоминают соседи семьи Версаче. Джанни досталась незавидная роль маленького изгоя: среди множества людей он рос абсолютно одиноким, дико страдая от отчужденности единственной близкой ему женщины. Но именно поэтому, обделенный материнской нежностью, маленький Джанни не отходил от нее ни на шаг (приходя со школы, мальчик все свободное время проводил в ателье), следил за каждым ее шагом и мечтал оказаться на месте любой из закройщиц…

«На них она хотя бы смотрела , - вспоминал он, - я не был ее любимчиком. Скорее подушечкой, в которую она частенько втыкала иголки-упреки» . Версаче выбирал самое, на его взгляд, лучшее место в семейном ателье и часами мог оставаться недвижим, наблюдая за работой, которая кипела вокруг него. Однажды вернувшись в магазин после уроков, он увидел, как мать снимала мерки с клиентки — прекрасной молодой женщины в кружевном нижнем белье. Франческа уже второй час оборачивала ее тело в черный бархат, подкалывала булавками складки, тщательнейшим образом учитывая каждую мелочь… Ребенок стоял чуть поодаль, перед его восхищенным взором полуобнаженное тело незнакомки облачалось в изумительный наряд, умело подчеркивающий природные достоинства и сглаживающий недостатки. Этот момент он запомнил на всю жизнь: «Эскизы были для меня как шпаргалка - так, для памяти. Благодаря матери я понял, насколько важно работать непосредственно с телом, чтобы видеть и чувствовать, как ложится ткань, как она взаимодействует с линиями женского тела».

Каждый божий день Франческа и Джанни просыпались около семи тридцати утра, завтракали и отправлялись на работу. Утренняя дорога пролегала мимо небольшого борделя, который находился по соседству с их ателье. Зрелище для восприимчивой детской психики, надо сказать, малоприятное! А потому, подходя к вертепу разврата, мать внушительным для женщины кулаком прямо давала понять - не смотреть в сторону дома «взрослых наслаждений». И мальчик покорно отворачивался.

Когда Джанни исполнилось 9 лет, директор школы большим росчерком пера в дневнике вызвал Франческу по поводу возмутительнейшего поведения Джанни: «Вам стоит больше времени уделять воспитанию своего сына. У вас растет настоящий сексуальный маньяк!». И в качестве «вещественных доказательств» предъявил отобранные у Джанни рисунки. Это были эскизы. Нарисованные еще робкой, совсем неумелой рукой - пышнотелые силуэты Джины Лоллобриджиды и Софи Лорен в милейших вечерних нарядах, сотворенных мальчиком специально для их соблазнительных форм.

Но вопреки беспокойству директора школы Джанни вовсе не интересовался сексуальными тайнами взрослого мира. Он воспринимал женские силуэты как моделей, которых ему хотелось «обнять» сказочными нарядами.

«Невероятно, как один телефонный звонок, один визит, могут изменить жизнь».

Шло время. Джанни продолжал рисовать… Поступил на факультет архитектуры. Скорее всего, он закончил бы свою жизнь в какой-нибудь уютной каморке, проектируя очередную итальянскую забегаловку. Но вмешалась Франческа. Впервые и столь кардинально! Она заставила сына стать ее полноправным помощником в ателье. Сын не сказал ни слова. В 18 лет бросил учебу и с головой окунулся в создание одежды.

Активно работая «в четыре руки» с матерью, он не забывал быть в курсе модных веяний, посещая показы в Париже, Лондоне, Флоренции, Риме. И не уставал творить, что в скором времени принесло плоды: о виртуозном таланте молодого Версаче прослышал некий состоятельный миланский бизнесмен. Погожим днем 1970 года он появился в ателье, с порога предложив Джанни поработать. Портной, ни минуты не колеблясь, купил билет и в тот же вечер вылетел в Милан. «Едва оказавшись в Милане , - вспоминает Версаче, - я понял, что мне представился шанс проявить себя. И я стал работать».

Он спешил жить. Версаче отчетливо понимал, что выход у него один-единственный: брать себя за шиворот и вкалывать. Вкалывать в Милане, где возможностей проявить себя было, скажем так, немало: он представлял себе картину собственной будущей империи - неограниченная власть и авторитет, деньги и влиятельность.

Энцо Никозиа, владелец «Florentine Flowers» из Лукки, вызвал Джанни как «скорую помощь» для создания своей новой коллекции. Покупатель становился все более требовательным. Его отныне интересовало громкое имя, мощный бренд создателя - как гарантия качества. Этаким своеобразным знаком качества и стал молодой итальянец. О его «пробе пера» ходили слухи! Одна из первых коллекций была сметена за считаные дни. Версаче превратился в «странствующего кутюрье». Фабрики буквально разрывали его на части, заваливая выгодными предложениями. Проводя бессонные ночи перед эскизами, Джанни все чаще и чаще приходилось бороться с мечтами о собственной независимости. О собственном успешном бизнесе. Однако финансовая сторона дел обстояла не столь безукоризненно, как творческая.

Однажды с дружественным визитом от Франчески на пороге его скромного жилища появился брат. Они сидели в небольшой гостиной и, попивая легкие напитки, сплетничали об удачных и не очень делах друг друга. Санто делился своими впечатляющими успехами финансиста, Джанни - мыслями о возможной и столь желаемой профессиональной независимости. Прикончив очередной бокал мартини с соком, Санто достал из внутреннего кармана спортивного пиджака блокнот для записей и принялся что-то воодушевленно писать. Не отрываясь от бумаги, он что-то подсчитывал и пересчитывал с дотошностью, унаследованной от матери. Утром брат уехал. Но прошло около трех месяцев, и Санто вернулся. С деньгами. В 1976 году он окончательно переехал в Милан, и братья создали марку «Gianni Versace», подключив к делу и сестру Донателлу.

«Gianni Versace» в Милане.

Здесь и сейчас. Абсолютная экстравагантность». журнал «Harper’s Bazaar», 1977 г. Эра Версаче началась в июле 1977 года. Модельер прекрасно умел улавливать настроение времени - его роскошный стиль как нельзя лучше соответствовал звездным восьмидесятым. Мастер провоцировал публику, у него все было «слишком» - слишком смело или слишком ярко. Он предлагал одежду, филигранно подчеркивающую естественные формы красивого тела. Балансируя на грани кича, Джанни Версаче сумел адаптировать экстремальный молодежный стиль для любящей роскошь состоятельной и капризной клиентуры. Сдержанные лондонцы долгое время не принимали дизайнера, считая его вульгарным - чересчур короткие и узкие юбки, чересчур глубокие вырезы, чересчур высокие каблуки. Армани, обвинивший Джанни в стремлении превратить высокую моду в порнографическое шоу, был, к слову, не так уж и далек от истины - Версаче сам не раз признавал, что источником вдохновения ему зачастую служили детские воспоминания о девицах легкого поведения родного городка! Дебют женской коллекции состоялся в марте 1978 года. Это был абсолютный успех. А за кулисами между богинями-манекенщицами метался сам кутюрье - поправлял «оперение», нежно обнимал, прижимал к груди, благословляя воплями исступленного восторга: «Bella! Bellissima! Piu bella». Так все начиналось… Версаче выводил на подиум 16 лучших манекенщиц, платил им по 10 тысяч долларов в день. Роскошь его моделей действовала магически. Для своего Дома моды Джанни Версаче выбрал фирменным знаком голову Медузы, изображение которой украшает все модели марки «Versace» с 1978 года. Объясняя свое решение, он говорил: «Этот выбор был сделан абсолютно сознательно. Медуза символизирует красоту и роковые чары античной древнегреческой классики - как в искусстве, так и в философии. Она - синтез красоты и простоты, которая в прямом смысле парализует и даже гипнотизирует». Он одевал принцессу Диану, эксцентричную Мадонну, Элтона Джона, Стинга, Элизабет Херли, Джона Бон Джови. Создавал костюмы к балетам Мориса Бежара. Когда за дело брался сам Джанни, устоять было вообще невозможно! Особенно в деле с китайским фарфором. Запуская линию посуды, Версаче отослал несколько ящиков, заполненных фарфором, самому Сильвестру Сталлоне. Набил его комнаты подушками и мебельными тканями, сундуками разнообразной одежды на тысячи и тысячи долларов.

То же самое повторил и с Клаудией Шиффер. «За столь щедрое внимание к собственным персонам первый и вторая с удовольствием и абсолютно бесплатно согласились позировать обнаженными для журналов, прикрывшись исключительно квадратными блюдами от «Versace» , - вспоминала бывшая подруга Сталлоне Джанис Дикинсон. Отныне повзрослевший мальчик-изгой, ставший великим диктатором мировой моды, мог позволить себе все! Он скупал многоэтажные дома и огромные виллы. Издавал книги, путешествовал, опустошая антикварные магазины... Но, к сожалению, так продолжалось не долго.«Мы попробовали оказать ему первую помощь, но сразу поняли, что уже слишком поздно» .

В то роковое утро 15 июля 1997 года Джанни Версаче находился на своей вилле в Майами-Бич и вышел на улицу, чтобы купить свежих журналов. Только здесь он позволял себе эту непозволительную роскошь - ходить по улицам одному, без охраны. Около девяти часов, когда Версаче подошел к воротам своего роскошного трехэтажного дома, прозвучали выстрелы, унесшие его жизнь. Владелец соседнего магазина, торгующего роликовыми коньками, рассказывал: «Мы услышали два выстрела. Я увидел бегущих людей. Джанни лежал на ступеньках. Он был ранен в голову». Прохожие видели бегущего от дома Версаче молодого человека, одетого в белую майку и серые шорты. Эту одежду вскоре нашли на парковке недалеко от места преступления. Убийца переоделся и, видимо, взял такси, чтобы скрыться. Вскоре полиция выяснила, что это был 27-летний Эндрю Кунанан. Следователи не захотели сказать, какую связь Кунанан имел с Версаче, однако по одной из версий Эндрю был безответно влюблен в кутюрье. Общенациональный розыск убийцы был завершен восемью днями позже, когда Кунанан смертельно ранил себя на прогулочном судне буквально в четырех километрах от места трагедии. По иронии судьбы на Эндрю было нижнее белье от «Versace»... В настоящее время Дом моды «Versace» остается одним из самых успешных в своей сфере. Полный контроль над ним, как с творческой стороны, так и с финансовой, взвалила на свои хрупкие плечи сестра бывшего хозяина Донателла Версаче. Среди друзей-клиентов этого Дома - только самые успешные и богатые люди: Мадонна, Виктория и Дэвид Бэкхемы, Гвинет Пелтроу и многие-многие другие. Донателла достойно сменила на посту своего гениального брата Джанни, загадочная смерть которого никого не оставила равнодушным.

Смотрите фильм "Джанни Версаче. Дизайнер для мафии":

Д. Версаче

«В работе необходимо сохранять терпение, проявлять равное уважение ко всем, с кем вы сталкиваетесь. Независимо от того, на какой ступени социальной лестницы находится тот или иной человек».

Гениальность не имеет предела и люди, наделённые природным талантом, не ограничивают полёт своей творческой фантазии рамками установленных стандартов. Но талант – это только отправная точка. Истинное мастерство – не что иное, как плод длительного и самоотверженного труда.


Гений Джанни Версаче сделал его легендой ещё при жизни, а трагическая гибель великого модельера стала потрясением для всего мира. Но звезда выдающегося кутюрье не угасла после его смерти. Она продолжает освещать путь мастерам, избравшим своей стезёй создание новых направлений высокой моды, а душа Версаче по-прежнему продолжает жить в работах мастера и творениях его последователей.

Отрочество гения

Джанни (02.12.1946 – 15.07.1997 гг.) родился в небольшом итальянском городе Реджо ди Калабрия и был средним ребёнком в семье Антонио и Франчески Версаче. Его отец был экономистом, а мать владела маленьким ателье. Во многом именно благодаря её труду семья смогла пережить непростые послевоенные годы и достичь впоследствии материального благополучия.

В своих интервью модельер неоднократно говорил, что в детстве он не был избалован материнской любовью, поскольку всё внимание доставалось старшему брату Санто. Однако львиную долю своего успеха Версаче приписывал именно ей, ведь большую часть своего детства и юности Джанни провёл в мастерской матери: сначала наблюдая за её работой, затем помогая совершать закупки материалов, а после принимая непосредственное участие в создании моделей платьев.

Круг интересов юного Версаче не ограничивался пошивом одежды. Он увлекался музыкой, историей, различными видами искусства, архитектурой. Однако стезя архитектора, избранная после окончания школы, быстро ему наскучила и Джанни, бросив учёбу, вернулся в ателье матери. Стремясь узнать как можно больше о мире высокой моды, начинающий кутюрье присутствовал на всех дефиле, проводимых во Флоренции, Париже и других городах.

А между тем спрос на продукцию донны Версаче неизменно рос, клиентура расширялась, среди заказчиков стали превалировать представители высшего общества. И причиной возрастающей популярности ателье Francesca Versace Elle было именно активное участие Джанни в создании моделей его матери.



Вперёд к успеху семимильными шагами

Перспективный модельер обратил на себя внимание владельца престижного миланского ателье Энцо Никозия, который в 1972 году предложил Джанни создать для него новую коллекцию трикотажной одежды. Повышенный интерес к его творениям и благосклонные отзывы критиков открыли для Версаче заветные двери в мир итальянской модельной индустрии. Некоторое время он работал с известными домами моды Милана, однако сотрудничество продолжалось недолго – мастер стремился к обособленности.

Головокружительный взлёт карьеры молодого кутюрье пришёлся на вторую половину 70-х годов прошедшего столетия. Версаче создаёт свои первые коллекции: сначала женскую, затем мужскую. В 1978 году открывает Дом моды Gianni Versace, чьим знаком становится голова Горгоны Медузы. Далее карьера кутюрье развивалась в геометрической прогрессии: совместная работа с известными фотографами, хореографами, балетмейстерами, художниками, моделями и представителями шоу-бизнеса, выпуск новых линий продукции бренда Versace, расширение сферы деятельности.

За короткое время Джанни Версаче не только прибрёл статус законодателя моды, но и образовал свою собственную империю. Сочетать несочетаемое, экспериментировать с контрастами, делать смелые акценты на природной сексуальности, управлять цветом – всё это было подвластно королю моды. Его неукротимая деятельность и неиссякаемая творческая фантазия возвели Версаче на вершину олимпа модельного бизнеса. Коммерческий успех любого его предприятия был гарантирован.






Трагедия на Оушен-Драйв

Под брендом с мировым именем помимо одежды выпускались парфюмерия, аксессуары, посуда, мебель, постельное бельё, предметы интерьера, ювелирные изделия и проч. Состояние знаменитого модельера исчислялось миллионами. Спутником Версаче на протяжении 11 лет был его близкий друг и любовник Антонио де Амико. Блеск и роскошь везде сопутствовали харизматичному кутюрье, хотя не обошлось и без эксцессов.

Известный английский еженедельник опубликовал статью, в которой Версаче приписывали связь с итальянской мафией. Стерпеть подобного оскорбления мастер не мог и подал иск о возмещении морального ущерба за клевету, который и выиграл. Сплетни на время утихли, однако трагедия, случившаяся с модельером после, всколыхнула новую волну домыслов.


РВ июле 1997 года великий кутюрье был убит на пороге своей виллы в Майами-Бич двумя выстрелами в голову. Его тело нашёл де Амико. Следствие установило, что убийцей был некто Эндрю Кьюненен по кличке де Сильва, на счету которого уже было несколько жертв. Мотивы к убийству модельера отсутствовали, поэтому его списали на прихоть серийного маньяка, коим и являлся Кьюненен.

Версия частного детектива, расследовавшего это дело, сводилась к тому, что великий кутюрье перешёл дорогу влиятельным представителям преступного мира Италии, за что и был безжалостно устранён. Его же придерживались многие близкие друзья кутюрье.

Тело Джанни Версаче было погребено в итальянской коммуне Мольтразио близ озера Комо. Дело всей жизни выдающегося дизайнера после смерти перешло в ведение его младшей сестры Донателлы, а большая часть баснословного состояния мастера, согласно завещанию, досталась его обожаемой племяннице, дочери Донателлы – Аллегре. По сей день легендарный Дом моды Versace продолжает радовать ценителей дизайнерского искусства новыми коллекциями, а имя Версаче по-прежнему остаётся синоним безупречного вкуса, изящества и роскоши.

Джанни Версаче (Gianni Versace), Донателла Версаче (Donatella Versace)