Цели: формировать реалистическое понимание неживой природы;

закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). Ход наблюдения

Ой ты, зимушка-краса! Побелила все леса, Горы снега намела, Нас кататься позвала,

Воспитатель проводит опыт, задает детям вопросы * В один стакан кладем лед, в другой - снег.

Какой лед по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.

Какой снег по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.

Из чего состоят снег и лед? Теперь ставим оба стакана в теплое место, через время

посмотрим, что стало со льдом и снегом. Трудовая деятельность Уборка участка от снега. Цель: закреплять представления о защитных свойствах

Подвижные игры

Затейники, Пожарные на ученье. Цель: закреплять умение бегать, увертываться от ловушки, пролезать под препятствием. Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: учить метать снежки вдаль.

Наблюдение за голубями

Цель: закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за

Ход наблюдения

Кто часто прилетает к нам на участок?

Откуда они к нам прилетели?

Где они живут?

Кто их кормит?

Что они любят клевать?

Как называется домик, где живут голуби?

Голуби перелетные или зимующие птицы?

Трудовая деятельность

Изготовление горки для кукол.

Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата. Подвижная игра Мы - веселые ребята. Цели: учить внимательно слушать команду воспитателя;

развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.

Индивидуальная работа

Не сбей флажок.

Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

Наблюдение за ивой

Цели: наблюдать за ивой зимой (как можно позаботиться о ней, чтоб не поломались гибкие ветки на морозе);

воспитывать бережное отношение к деревьям и кустам

как к живому объекту.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Как называется это дерево?

Расскажите о его строении.

А чего зимой нет у ивы? Почему?

Что делают деревья зимой?

Как можно спасти их от сильного мороза? (Укрыть толстым слоем снега.)

Трудовая деятельность

Утепление корней деревьев и кустов снегом.

Цели: формировать положительное отношение к труду на участке;

воспитывать экологические представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

Подвижные игры

Собака и воробьи, На санки.

Цель: упражнять в беге в разные стороны, умении ориентироваться в пространстве, быстро добегать до санок и садиться на них.

Индивидуальная работа

Конкурс на лучшую фигуру из снега.

Цель: учить слепить из снега простые фигурки, схожие с простыми предметами.

Наблюдение за елью

Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели.

Ход наблюдения

Ель хоть и колючее дерево, но и его подстерегают опасности. Сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в холодную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ее ножом, задумает спилить к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.

Трудовая деятельность

Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы ели было тепло зимой.

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям, умение своевременно заботиться о них.

Подвижные игры

Обучение детей ходьбе на лыжах.

Цель: упражнять в ходьбе на лыжах, делать повороты на месте и в движении.

Индивидуальная работа

Сбей кеглю.

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

Наблюдение за легковым автомобилем

Цели: продолжать различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые);

формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт.

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улице города, рассмотреть их внешний вид, организует беседу.

Какие виды транспорта вы знаете?

Чем отличается легковой автомобиль от грузового и от автобуса?

Что спереди у автомобиля? (Фары.)

Для чего они нужны? (Для освещения дороги.)

Еще у машины есть противотуманные фары. Они необходимы, чтобы машину было видно в период тумана и дождя.

Кто управляет машиной? (Водитель.)

Любой человек может управлять машиной? (Нет.)

Их видно повсюду,

Их видно из окон,

По улице движутся длинным потоком,

Они перевозят различные грузы

И люди в них ездят.

За эту работу мы их полюбили.

Они называются... (автомобили).

Трудовая деятельность

Сгребание снега в определенное место, очистка дорожек н участке, подкормка птиц. Цели: приучать к чистоте и порядку;

закреплять умение трудиться в коллективе;

воспитывать заботливое отношение к животным. Подвижные игры

Попади в коробку. Цель: тренировать меткость бросков. Золотые ворота. Цель: развивать внимательность. Индивидуальная работа

Хождение по буму; прыжки с места на двух ногах (энергичное отталкивание и правильное приземление). Цель: развивать чувство равновесия,.

Наблюдение за ветром

Цели: формировать представление об одном из признаков зимы - метели;

учить определять направление ветра. Ход наблюдения

Кружится и хохочет Метель под Новый год. Снег опуститься хочет, А ветер не дает. И весело деревьям И каждому кусту. Снежинки, как смешинки, Танцуют на лету.

Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает снегу опуститься на землю - это метель.

Трудовая деятельность

Сгребание снега в общую кучу для постройки горки.

Цель: работать сообща, получать радость от выполненной работы.

Подвижные игры

Сбей мяч, Пронеси мяч, не задев кеглю. Цель: учить метанию мяча в беге, выполнять задания по команде.

Индивидуальная работа

Игровые упражнения при ходьбе по буму. Цель: закреплять умение держать равновесие.

Наблюдение за осиной

Цель: закреплять знания об осине, уметь выделять ее среди деревьев.

Ход наблюдения

В лесу стоят осины И под ноги глядят. В лесу стоят осины И тихо говорят:

Простите, виноваты... Что ветки горьковаты... А зайцы под осинами З най ветками хрустят, А зайцы под осинами Сидят и говорят:

Осиновые ветки

В мороз вкусней конфетки. Б. Мусатов

Существует народная примета, если листья осины лежат на земле кверху лицом - зима будет холодной, а если кверху изнанкой - теплой.

Наступила зима, стоит наша осина без листьев, веточки от мороза стали хрупкие, ломкие. Веточки у осины горькие, но их очень любят зимой грызть зайцы в лесу. Ведь зимой зайцам голодно, вот они и питаются ветками осины.

Воспитатель задает детям вопросы.

Как зимует осина?

Что нового вы узнали об этом дереве?

По каким внешним признакам можно определить осину? Трудовая деятельность

Сгребание снега к деревьям, кустарникам.

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям.

Подвижная игра

Пятнашки.

Цель: упражнять в беге врассыпную.

Индивидуальная работа

Не потеряй мяч.

Цель: закреплять умение выполнять упражнение согласованно.

Наблюдение за сосульками

Цель: закреплять знания о различных состояниях воды. Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Если сели на карниз,

То растут все время вниз. (Сосульки.)

Из чего состоит сосулька?

Какие свойства льда вам знакомы?

Сосулька - замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Они образуются только с солнечной стороны дома. Почему? Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают упасть с крыши и замерзают.

В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный?

Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка?

Почему сосульки растут головой вниз? (Когда капелька стекает вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.)

Если появляются сосульки - это первый признак приближения весны. Капель - борьба весны с зимой.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек и скамеек от снега.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым в уборке участка.

Подвижные игры

Дорожка препятствий, Охотники и зайцы.

Цели: учить согласовывать движения друг с другом;

развивать глазомер. Индивидуальная работа Катание на санках.

Цель: учить выполнять повороты при спуске.

Конспект прогулки в старшей группе

«Наблюдение за снегом и льдом»

Цель:

Познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом;

Закрепить названия и последовательность зимних месяцев

Формировать представление о разнообразии состояния воды;

Учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место;

Развивать речь детей;

Обогащать словарный запас (снегопад, снежинка, пурга, вьюга)

Развивать двигательную активность;

Воспитывать трудолюбие.

Выносной материал .

лопатки, совочки, метелки, два стакана (для экспериментирования)

  1. Организационный момент

Ой, ты, зимушка-краса!

Побелила все леса,

Горы снега намела,

Нас кататься позвала.

  1. Беседа по теме

Ребята, посмотрите, идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на дорожке, и на скамейке, и на столике. А он все падает и падает. Это снегопад!

  1. Скажите, как называются зимние месяцы?
  2. А какие зимние виды спорта вы знаете?
  3. А чем вам нравится зима?
  1. Экспериментирование

Ребята, давайте проведем опыт! В один стакан кладем лед, в другой – снег.

Какой лед по цвету? Назовите его свойства.(холодный, твердый, прозрачный, хрупкий)

Какой снег по цвету? Назовите его свойства (холодный, белый, пушистый, мягкий)

Чем они похожи? (это замерзшая вода, бывает только зимой, холодные)

Чем снег и лед отличаются?

Ребята, после прогулки поставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом и снегом (под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза)

А теперь, ребята, давайте отдохнём

  1. Физкультминутка. Подвижная игра «Снег кружится»

Цель: учить соотносить собственные действия с действиями участников игры; развивать слуховое внимание, двигательную активность, воспитывать желание играть в подвижные игры.

Ход игры

Воспитатель: «Снег, снег кружится, белая вся улица! ». Дети кружатся.

Воспитатель: «Собрались мы все в кружок, закружились как снежок»

Дети приближаются к воспитателю.

Воспитатель: «Спать легли снежинки, белые пушинки». Дети приседают

Воспитатель: «Подул холодный ветер, снежинки разлетелись. »

Дети разбегаются по площадке

  1. Трудовая деятельность. Сооружение построек из снега

Цель: учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место, прививать трудолюбие

Воспитатель предлагает желающим расчистить площадку перед беседкой от свежевыпавшего снега. Дети выбирают себе по желанию лопатки, и вместе со взрослыми убирают снег (педагог показывает действия). Затем по желанию можно подмести площадку.

  1. Самостоятельная деятельность

Закончив расчищать площадку, дети могут вместе с воспитателем украшать ее, расставляя по снежному валу разноцветные флажки. Воспитатель хвалит их, благодарит за усердие.

Одни дети играют, другие наблюдают за действиями товарищей. Воспитатель может обратиться к подгруппе из 3-5 детей и, протянув руку навстречу падающему снегу, предложить отгадать: «Белая, пушистая, на руку упала и пропала. Что это такое? Угадали? »

  1. Рефлексия
  1. Ребята, о чем мы сегодня беседовали?
  2. Что понравилось вам больше всего?



МАРТ Прогулка 1

«Наблюдение за таяньем снега»

Цели : расширять представления детей о сезонных изменениях– снег, закреплять знания о взаимосвязях, происходящих в не­живой природе (солнце - снег), воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения :

Снег теперь уже не тот -

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Обратить внимание детей на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка - наст.

Происходит это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку. На крыше снег подтаивает и стекает капельками, не успевают упасть и замерзают. Вырастает сосулька в холодную погоду, а в теп­лую уменьшается. Сосульки начинают «плакать». Найдите место, куда капают капельки. Чем оно отличается от соседних участков? Откуда произошло слово «капель»? Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.

Шаловливые сосульки сели на карниз,

Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

Надоело им свисать, стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон:

«Кап-кап-кап! Дон-дон-дон!»

МАРТ Прогулка 2

«Наблюдение - приметы ранней весны»

Цели : продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны, развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения :

В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые об­лака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным - из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.

Скоро-скоро быть теплу ­

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Надоела нам зима, уходи зима сама!

В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,

И расцвел подснежник в срок - самый первый наш цветок.

Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей!

МАРТ Прогулка 3

«Наблюдение - кругом вода»

Цели : показать детям разнообразные действия с растаявшим снегом, расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, развивать наблюдательность.

Ход наблюдения :

Снова нет ручьям покоя -

День и ночь журчат в кустах.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Днем становится теплее, по двору текут ручьи. Понаблюдать, как вода течет с возвышенных мест вниз. Пройти по течению ручейков. Обратить внимание, что вода стекает в особые места (приемники) через решетки на улице. Затем течет по трубам и попадает в реку. Прислушаться к журчанию воды. Обратить внимание детей старших групп на то, как сугробы оседают, из-под сугробов текут струйки воды и с каждым днем их становится больше; образуются лужи, которые утром стягивает тонкий ледок. Предложить подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают. Какая вода в лужах? почему по лужам нельзя ходить? Обратить внимание на то, что

МАРТ Прогулка 4

«Наблюдение за небом и облаками»

Цели : закрепить представления о весне, обратить внимание на изменения произошедшие на небе, развивать восприятие красоты и многообразия небес­ной сферы.

Ход наблюдения :

Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет!

Весна, весна!

Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Е.Баратынский

МАРТ Прогулка 5

«Наблюдение - кустарники на участке»

Цели : формировать представления об кустарниках, закреплять представление о том, что любое дерево или кустарник - живое существо, воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход наблюдения :

Кустарник невысокое деревянистое растение, ветвящееся от одного корня с поверхности земли и в отличие от деревьев не имеющее главного ствола. Кустарники нужны для расселения, питания и укрытия от хищников многочисленных видов птиц и грызунов в экологических зонах (лес, степь).

Как отличить кустарник от дерева?

Жесткой, черной листвой шелестит и трепещет кустарник,

Точно в снежную даль убегает в испуге.

В белом поле стога, косогор и забытый овчарник

Тонут в белом дыму разгулявшейся вьюги.

Иван Бунин

МАРТ Прогулка 6

«Наблюдение за березой и елью»

Цели : расширять представления детей о деревьях, развивать умения анализировать, сравнивать и делать вы­воды, воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения :

Берёза - это изящное лиственное дерево с прозрачной, сквозистой кроной и с тонкими свисающими ветвями. У берёзы белая кора, с чёрными отметинами, которая у основания покрыта мощной черноватой коркой, с глубокими трещинами.

Тонкая березка, ростом невеличка,

Словно у подростка, у нее косички!

Деревце на славу за год подросло!

До чего ж кудряво, до чего бело!

Ель - это вечнозелёное хвойное дерево. У неё тёмно-серая кора и ширококонусовидная крона с жёсткой колючей хвоей. Шишки свисающие, продолговатые и растут на концах верхних ветвей. Ель - дерево долгожитель. Живёт она от 300 до 500 лет.

Меня всегда в лесу найдешь,

Пойдешь гулять и встретишь:

Стою колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

МАРТ Прогулка 7

«Наблюдение за природой (деревья)»

Цели : на прогулке помочь постепенно вспомнить название деревьев, находить отличительные признаки, называть отдельные части; развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход наблюдения :

Напомнить детям какие деревья растут на территории детского сада: берёза, ель, рябина, лиственница и д.р.

Что есть у всех деревьев?

Есть у дерева крепкие корни,

Глубоко сохранились в земле,

Чтобы дерево крепко стояло,

Чтоб от ветра оно не упало,

Чтобы ветви питаться могли.

Есть ствол, а на стволе кора.

Если жарко – укроет кора,

Если сильный мороз –

Ствол защитит, чтоб не замерз!

Тонких веток, тонких веток,

Может, сразу миллион!

Листья звонкие на ветках

Шелестят со всех сторон!

МАРТ Прогулка 8

«Наблюдение за лиственницей»

Цели : формировать у детей представление о лиственнице помочь находить отличительные признаки, называть отдельные части дерева; развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход наблюдения :

Лиственница - очень светолюбивое дерево. Это дерево устойчиво к весенним заморозкам, очень устойчиво к зимним заморозкам. На севере выдерживает температуры до −60 °C. Хвоя однолетняя, мягкая. Сплюснутая, ярко-зелёная. Шишки имеют яйцевидную или продолговато-округлую форму.

Зимой стоишь на холоде, раздета,

Лишь снег тебя от холода спасает.

Ну, а когда опять придёт тепло, -

Ты снова, как с иголочки одета,

И сердце моё – радость наполняет.

Ирина Чеботникова

МАРТ Прогулка 9

«Наблюдение за работой дворника 1»

Цели : воспитать уважение к труду взрослых, формировать желание приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения :

Обратить внимание детей на работу дворника.

Как изменилась работа дворника весной?

Работа дворников начинается рано утром.

В работе дворника используются различные инструменты

Мётлы: подметание мелкого мусора. Совок (дворницкий): переноска мелкого мусора, заметенного метлой. Вёдра: ручная переноска твердых и жидких отходов и мусора. Грабли: уборка газонов (от скошенной травы, листьев и веток деревьев, мусора).

Профессия дворника в силу своей широкой распространенности и известности нашла большое отражение в культуре многих стран и народов. Про дворника написано много стихов, картин, даже есть памятники дворнику (в России такой памятник установлен в Санкт-Петербурге).

МАРТ Прогулка 10

«Наблюдение как стали одеваться люди весной»

Цели : сформировать у детей представление о сезонной одежде, развивать наблюдательность.

Ход наблюдения :

Обратить внимание на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая это одежда по сезону, теплая или нет. Почему? Холодно или тепло.

Зайка по лесу скакал,

Зайка Ёжика искал.

Ёжика лесного

Знатного портного.

Хорошо в лесу весной!

Вот и домик под сосной.

На крылечке Ёж сидит,

Зайке шубку он кроит.

- Ну-ка, Зайка, примеряй-ка!

Примеряй обновку, Зайка,

Шубку белую сними,

Шубку серую возьми.

До морозных зимних дне

Смело, Зайка, бегай в ней.

МАРТ Прогулка 11

«Наблюдение за работой дворника 2»

Цели : активизировать познавательную деятельность, развивать умение видеть целесообразность трудовых дей­ствий,

Закрепить умение оценивать результаты труда, воспитывать в детях уважение к труду. Ход наблюдения :

Встанет дворник на заре,

Все очистит во дворе

Обратить внимание на то, что дворник очищает газоны. Почему он это делает?

Какие орудия труда имеются у дворника? Объяснить, зачем он это делает.

Предложить детям помочь очистить участок от веток.

Почему профессия называется - дворник?

МАРТ Прогулка 12

«Наблюдение за пожарной машиной (закрепление)»

Цели: расширять знания о роли машин и их механизмах; воспитывать любознательность.

Ход наблюдения :

Почему весь транспорт про пускает вперед машины с сиренами?

Почему у автомобиля спереди и сзади имеются мигалки?

Для чего пожарной машине длинная раздвигающаяся лестница?

Машины с сиренами спешат на помощь людям. Мигалки предупреждают о том, что машина поворачивает направо или налево. Раздвигающаяся лестница нужна для тушения пожара в многоэтажном доме. Каски защищают голову от падающих предметов.

Машина с воем мчится:

«Всем, всем посторонится,

На помощь я спешу туда,

Где дым и пламя, где – беда!»

МАРТ Прогулка 13

«Наблюдение за автобусом (закрепление)»

Цели: расширять знания о роли машин; закрепить умение детей различать и называть автобус; воспитывать любознательность.

Ход наблюдения :

Рассмотреть стоящий поблизости автобус.

Автобусы везут людей на работу, в магазин (если он далеко), в автобусе пассажир покупает билет у кондуктора. В автобусе можно ехать как сидя, так и стоя. Для сидячих пассажиров около окон расположены ряд кресел. Для тех кто, кто стоит, имеются перекладины-поручни, чтобы

Можно было держаться за них и не упасть во время движения.

АВТОБУС

Точно, вовремя и ловко

Подъезжаю к остановке.

Все вошли, закрылась дверь, -

Пассажиры вы теперь.

Всё! Приехали! Ура!

Выходите, вам пора!

Пассажирка юных лет,

Предъявите ваш билет!

МАРТ Прогулка 14

«Наблюдение за троллейбусом (закрепление)»

Цели: расширять знания о роли машин в жизни людей; воспитывать любознательность.

Ход наблюдения :

Рассмотреть стоящий поблизости троллейбус. У троллейбуса есть специальные крепления которыми он держится за провода - дуги. Этими дугами троллейбус цепляется за провода, и через них к его двигателю поступает электрический ток. Троллейбусы, как и автобусы, везут людей на работу, в магазин (если он далеко), в троллейбусе пассажир покупает билет у кондуктора.

ТРОЛЛЕЙБУС

Я троллейбус, транспорт умный,

Быстрый и почти бесшумный.

Я по рельсам не стучу,

Я колесами кручу,

Без бензина обхожусь,

Я весь день для вас тружусь.

Вот беда! Отключен свет, -

Мне без света хода нет.

МАРТ Прогулка 15

«Легковой автомобиль (закрепление)»

Цель: расширять знания о транспорте; формировать представление о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Вместе с детьми понаблюдать за движением автомобилей.

Легковой автомобиль небольшого размера и весит значительно меньше других машин отсюда и название – легковой. Он напоминает небольшой железный домик на четырёх колесах с окнами и дверями. Форма и размер машины зависят от её модели.

Легковой автомобиль

По дороге мчится.

А за ним густая пыль

Тучею клубится.

МАРТ Прогулка 16

«Наблюдение за кормушкой»

Цели : закрепить знания детей о зимующих птицах, формировать желание заботиться о живых существах, воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход наблюдения :

Морозы, даже если они и не очень сильные, давно надоели и измучили больших и маленьких птиц. Рябина давно вся съедена, крылатки ясеня снегири уже ощипали. Каждое дерево в городских и пригородных парках сотни раз обследовано синицами, и почти нет надежды найти там личинки какой-нибудь бабочки или затаившегося под корой паучка. А есть хочется. Как быть теперь?..

Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм.

МАРТ Прогулка 17

«Наблюдение за птицами в начале весны»

Цели : закрепить знания детей о зимующих; закрепить умение детей узнавать птиц по внешнему виду; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения :

Как зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней – яркое тёплое солнышко. Птицы очень радуются первому теплу и по разному это показывают: голуби – начинают слетаться стаями на пригретый асфальт и громко глчит, воробьи – прыгают с ветки на ветку и чирикают, синицы – поют свои красивые песни громко и заливисто.

Предложить детям понаблюдать за поведением птиц весной.

МАРТ Прогулка 18

«Наблюдение за голубем»

Цели

Ход наблюдения :

Голубь широко распространённая птица.

У него, голова, шея и грудь пепельно-сизые с зеленоватым цветом. Такой же отлив может быть на крыла. Плохо усаживаться на ветви деревьев, передвигается в основном по земле шагом, постоянно покачивая головой взад и вперёд. Голубь питается преимущественно растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. В местах проживания человека легко приспосабливается к употреблению в пищу пищевых отбросов и бросового зерна (пшеницы, ячменя, кукурузы и др.). Изредка употребляет в пищу насекомых. Городские голуби, хорошо защищённые от хищников и обитающие вблизи (кошки).

Смотрю на небо я через окно...

Голуби кружатся, словно мотыльки...

И играют с солнцем, в облаках они...

Как заходит солнце, в отчий дом летят...

Почтари обратно, вновь ко мне спешат...

Преданнее птицы, нет ведь на Земле...

МАРТ Прогулка 19

«Наблюдение за собакой»

Цели : закрепить знания детей о голубях, формировать желание заботиться о них, воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход наблюдения :

Собака - самое привязанное к человеку домашнее животное. Она живёт с человеком повсюду, как в жарких, так и в холодных странах. Собачьих пород очень много: борзые, гончие, легавые, водолазы, пудели, моськи, бульдоги и многие другие. Насчитывается около 30 парод.

По росту они все разнообразны: начиная от самых маленьких, которые помещаются в карман, до больших, ростом с телёнка. Окрас так же разный.

Собака виляла, виляла хвостом,

Собака виляла всем телом.

И радостно мне улыбалась, при том.

Обняться, наверно, хотела.

Прижаться бы лапами всеми ко мне,

И носом, и даже спиною.

Ведь, ближе понятней и лучше видней,

Как быть ей приятно со мною.

МАРТ Прогулка 20

«Наблюдение за весенними работами на огороде» (начало весны)

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Выйду по утру из дома

Как красиво все вокруг,

Необычно и знакомо:

Речка, лес, цветущий луг.

Обойду я первым делом

Рядом с домом огород.

Воспитатель задает детям вопросы.

Как изменились погода, природа?

Что изменилось в огороде?

Какие работы можно сейчас делать в огороде?

В первой половине марта, во время сильных оттепелей необходимо особо заботиться о слабозащищенных многолетних овощных растениях и о подзимних посевах овощей. При ранней весне, если снег на такой грядке сошел совсем, возрастает опасность серьезного повреждения этих растений возвратными заморозками. Поэтому если там снега уже недостаточно, то его необходимо немедленно перенести сюда со свободных участков. В конце марта может начаться массовое таяние снега. Поэтому надо постараться поскорее освободить от снега междурядья или хотя бы их отдельные участки, чтобы почва в этих местах оттаяла раньше и могла впитать талую воду (мерзлая земля плохо поглощает влагу).

АПРЕЛЬ Прогулка 1

«Наблюдение за кошкой»

Цели : расширять знания о домашних животных; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения :

Домашняя кошка принадлежит к одной породе с самыми страшными хищниками - тиграми, львами, леопардами и очень похожа на них, только маленькая.

Кошка очень высоко прыгает и ловко лазит по деревьям и крышам. Она чистоплотна, не любит мокроты и грязи; очень привязана к своим детям и отчаянно их защищает.

Ест она всё мясное, но любит более всего поймать птичку, мышку или рыбку.

Кошка ласковое, но лукавое животное. К человеку не привязывается, а лишь к тому дому, где живёт. Не зря же её называют “кошка, которая гуляет сама по себе”.

Однажды купили нам тапок охапку,

Два тапка для мамы, для папы два тапка.

Для сына два тапка, два тапка для дочи.

И тапок остался. Я в счёте неточен.

А тапок мяукнул и бухнулся на бок,

Там кто-то сидел и раскачивал тапок,

Там кто-то зевал и возился спросонок.

Мы глянули в тапок, а в тапке котёнок.

Там рыжий котёнок облизывал лапки,

Был в тапке котёнок без мамки и папки,

Взглянул он вокруг по-хозяйски и мельком

И тут же свернулся в клубочек на стельке.

Мы, чуть отдохнули от наших покупок,

И тут же решились на важный поступок.

Не важно, что он из чужого остатка.

Пускай остаётся котёнок из тапка.

Прогулка №1 «Наблюдение за сезонными изменениями»

Цели:

— формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает);

— учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

Ход наблюдения

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

Нарядилась и рябинка

В белый праздничный наряд,

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят.

Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах.

♦ Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)

♦ Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)

♦ Декабрь год кончает — зиму начинает.

Теплая зима к холодному лету.

♦ Солнце летом греет, а зимой морозит.

Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее.

♦ За каким месяцем идет декабрь?

♦ К какому времени года относится ноябрь?

♦ Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью?

♦ Зачем засыпают корни деревьев снегом?

♦ Как одеваются люди зимой и осенью?

Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Подвижные игры

«Попади в обруч», «Парный бег».

Цель: продолжать учить бегать парами, кидать снежки в цель.

Индивидуальная работа

Упражнения на скольжение.

Цель: учить с разбега скользить по ледяным дорожкам.

Прогулка №2 «Наблюдение за птицами зимой»

Цель:

— формировать представление о жизни птиц зимой;

— воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

Ход наблюдения

Не видно в лесу тропинок,

В тулупах кусты стоят.

Уснувших жуков и личинок

Укрыл под корой снегопад.

Лети же, пичуга, к людям

И прячься скорей за окном,

А мы кормить тебя будем

Крошками хлеба, пшеном.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Каких птиц вы видите зимой около своего дома?

♦ Почему они прилетают к жилью человека?

♦ Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?

♦ Почему зимующих птиц надо подкармливать?

♦ Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?

♦ Какой корм они охотнее поедают?

♦ Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?

♦ Есть ли кормушка возле вашего дома?

Трудовая деятельность

Очистка участка младших дошкольников от снега.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

Подвижные игры

«Ловкая пара».

Цель : развивать глазомер, достигая хорошего результата.

«Попади в цель».

Цель: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения.

Индивидуальная работа

Метание снежков вдаль и в цель.

Цель:

Прогулка №3 «Наблюдение за состоянием природы»

Цели:

— учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях;

— закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

Ход наблюдения

Удивительный художник у окошка побывал,

Удивительный художник нам окно разрисовал:

Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой.

Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой.

На стекле цветы и листья — все искрится, все бело.

Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

Замечательный художник у окошка побывал.

Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)

За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный.

Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными цветами.

Трудовая деятельность

Заливка цветной водой постройки на участке.

Цель : формировать навыки работы в коллективе.

Подвижные игры

«Не оставайся на полу», «Встречные перебежки».

Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

Индивидуальная работа

Ходьба на лыжах.

Цель: учить выполнять повороты на месте и в движении, подниматься на горку лесенкой и спускаться с нее в низкой стойке.

Прогулка №4 «Наблюдение за синицей»

Цели:

— продолжать вызывать интерес к пернатым;

— знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень!

Как хорош весенний день!» (Синица.)

Синица расписная свистит, не уставая.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

♦ Что это за птица?

♦ Как она выглядит и какого она цвета?

♦ Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?

♦ Чем питаются синицы?

♦ Как люди заботятся о них?

♦ Какую пользу синицы приносят?

♦ Когда отмечают «синичкин» день? (В ноябре.) В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

Трудовая деятельность

Очистка дорожек от льда и снега.

Цели:

— закреплять навыки работы с лопатой;

— воспитывать настойчивость, самостоятельность.

Подвижные игры

«Ловишки с мячом».

Цель : передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов.

«Кати в цель».

Цель: развивать координацию движений.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель : отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2 — 3 м.

Прогулка №5 «Наблюдение за домашними животными зимой»

Цели:

— закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года;

— формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).

Ход наблюдения

Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю.

Собаку и кошку, козу и свинью

Друзьями своими считаю.

Помощники наши — корова, баран

И конь вороной темногривый

Живут с нами рядом, привязаны к нам,

Доверчивы, миролюбивы.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Каких домашних животных вы знаете?

♦ Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы?

♦ Почему животных перестали выгонять на пастбища?

♦ Как люди ухаживают за домашними животными?

♦ Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой.

♦ Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные.

♦ Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время?

♦ Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся?

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки к кормушке.

Цель: совершенствовать умения пользоваться лопатой для уборки снега.

Подвижные игры

«Медведи и пчелы».

Цель : учить перелезанию «перевалом» через препятствие.

«Совушка».

Цель: учить выполнять движения по сигналу.

Индивидуальная работа

Выполнение упражнений на сохранение равновесия.

Цель : развивать координацию движений.

Прогулка №6 «Наблюдение за снегопадом»

Цели:

— формировать представление о свойствах снега;

— закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

Ход наблюдения

Снег из тучи прилетел,

Лечь на землю захотел.

Ищет места — не найдет,

Задержался у ворот.

Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Почему скрипит снег?

♦ Где образуются снежинки? Почему?

♦ Какой на ощупь снег?

♦ Когда снег бывает мокрый, когда сухой?

♦ Из какого снега легче лепить? Почему?

♦ Что такое снег?

Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые).

♦ На что похожи снежинки?

♦ Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?

Трудовая деятельность

Уборка участка от снега.

Цель: учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место.

Подвижные игры

«Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет?».

Цели:

— продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры;

— закреплять умение прыгать.

Индивидуальная работа

«Хоккей».

Цель: учить прокатывать шайбу друг другу в парах.

Прогулка №7 «Наблюдение за елью на участке»

Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Почему ель относят к хвойным деревьям?

♦ Что является основным признаком хвойных деревьев?

♦ Сравните деревья, в чем их различия?

♦ Какое дерево искусственное?

♦ Как вы узнали, какое дерево живое?

Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы), у нее нет корней, она не растет.

Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.

Новогодние деньки,

Снег морозный, колкий.

Загорелись огоньки

На пушистой елке.

Шар качнулся расписной,

Бусы зазвенели.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега; строительство горки для катания кукол на саночках.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

Подвижные игры

«Лиса в курятнике», «Самолеты».

Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки.

Индивидуальная работа

«Донеси мешочек».

Цель: упражнять в равновесии.

Прогулка №8 «Наблюдение за зимующими птицами»

Цели:

— закреплять знания о зимующих птицах;

— формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;

— воспитывать желание заботиться о них и охранять.

Ход наблюдения

Вновь разгулялась вьюга,

Срывает снежные шапки.

Совсем замерзла пичуга,

Сидит, поджимая лапки.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Каких птиц называют зимующими?

♦ Чем они питаются?

♦ Каких зимующих птиц вы знаете?

♦ Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?

♦ Как человек может помочь зимующим птицам?

Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

Трудовая деятельность

Сбор снега для постройки зимнего городка.

Цель: совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща.

Подвижные игры

«Кто быстрей по дорожке?».

Цель : учить выполнять подскоки сериями, прыжки боком.

«Прыгуны».

Цель: учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2—3 м.

Индивидуальная работа

Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание).

Цель: вырабатывать координацию движений.

светлана недилько

Цель :

Уточнять и расширять представление о снеге .

Задачи :

1. Обогащать и закреплять знания о снеге и снегопаде ;

2. Развивать интерес к явлениям неживой природы;

Ход прогулки:

Ребята, отгадайте загадки :

1) Покружилась звёздочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

2) Бел, а не сахар,

Ног нет, а идёт. (снег )

3)Что за звёздочки такие

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке. (снежинка)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает ложится.

II. Падают белые снежинки, ложатся на крышу, на землю, ветки деревьев. А почему идёт снег ? (из всех Земных водоёмов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, замерзает, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя снежинки)

Какой бывает снег (белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий)

Снег состоит из снежинок . Снежинки похожи на белые звёздочки. Их можно поймать на рукавичку и рассмотреть, но дышать на них нельзя. А почему (растают) . Поймайте себе на рукавичку снежинку и посмотрите какая она (белая, лёгкая, воздушная, ажурная, прозрачная, красивая, резная) . Снежинки могут летать, кружиться, падать и таять.

Хотите немного побыть снежинками?

Импровизация под музыку со снежинками.

Когда с неба падает много снежинок, как называется это явление (снегопад )

А когда ветер подхватывает снежинки и несёт их, и кружит? (вьюга)

Иногда в морозный день мы слышим как снег хрустит под ногами , это ломаются лучики снежинок.

Почему скрипит снег ?

Где он образуется? Почему?

Какой снег на ощупь ?

На что похожи снежинки?

Что случится со снежинкой, если она попадёт на ладошку?

А как можно со снегом играть (снежки, снежная крепость, кататься на горке, лыжах, санках)

Давайте поиграем :

Логоритмическое упражнение «Снежок»

Мы с тобой снежок слепили

Очень круглый, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим

Два – поймаем

Три – уроним и сломаем.

Ребята, а можно снег кушать ? Почему? Зачем он нужен растениям (укрывает как одеялом, спасает от мороза) .

Тихо, тихо снег идёт

Белый снег , мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе лопатой.

Давайте и мы с вами расчистим дорожку от снега .

Публикации по теме:

А у нас в Бресте долгожданное событие для всех - у нас выпал первый снег. Конец декабря - и только первый. Мы так его ждали, дети даже писали.

Конспект наблюдения «Наблюдение за снегом» во второй младшей группе Конспект наблюдения (вторая младшая группа) Тема: «Наблюдение за снегом» Цель: развивать способность наблюдать; закреплять знания о том,.

Конспект наблюдения за снегом и льдом в старшей группе на прогулке (декабрь) Цели:формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за снегом" Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега. Задачи: Образовательные:.

.

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий мир природы! Ввести ребенка в этот мир, раскрыть всю красоту, неповторимость, научить.

Наблюдение за снегом на прогулке «Белый снег пушистый» Цель: познакомить детей со свойствами снега: он белый, холодный, тает в руках. Рассмотреть снежинку, показать, что снежинок много, они разные.