Снег - признак настоящей зимы. Он образуется при замерзании маленьких дождевых капель. Пушистый белый снег - настоящее чудо. Дети лепят из него снежных баб, играют им в снежки, а на северные народы строят из снега свои жилища. Толстый слой снега согревает землю. Он не подпускает к ней морозный воздух, и сохраняет в глубине почвы положительную температуру.

Что такое снег и как он образуется

Если говорить научным языком, то снег - это вид атмосферных осадков. Это означает, что снег падает с неба в виде замёрзшего дождя. Снег - холодный, белый и пушистый. Он состоит из отдельных снежинок, похожих на шестиконечные звёздочки. Интересно, а как образуется снег?

Первое условие для появления снега - это холод. Температура, при которой вода превращается в лёд - это 0ºC. Когда на улице становится холодно, вода в лужах и озёрах покрывается льдом (замерзает). В небе в это время замерзают дождевые тучи. Капли дождя в них превращаются в снег.

Второй способ образование снега по-научному называется испарение. Послушайте, как оно происходит. Если постирать бельё и повесить его на улицу зимой, мокрая простынь сначала замёрзнет и станет твёрдой. Через несколько дней простынь превратиться в мягкую сухую ткань. Что произошло? Сначала вода в простыне превратилась в лёд. Это произошло довольно быстро. Потом лёд стал испаряться: маленькие микроскопические льдинки отрывались от простыни и поднимались в небо. Эти льдинки были настолько маленькими, что глядя на сохнущую простынь, мы не заметили их полёта.

Почему идёт снег?

Много маленьких льдинок встречаются в небесной вышине. Там они собираются в снежную тучу. В туче снежинок настолько много, что они соединяются вместе по несколько штук. Из нескольких маленьких ледяных звёздочек получается большая снежинка, которая становится слишком тяжёлой и падает вниз. Так начинается снегопад.

Для того чтобы образовалась большая снежная туча, не достаточно одной мокрой простыни. Много малюсеньких льдинок поднимаются в небо от замёрзшего озера, лужи или реки. Там они собираются в большие снеговые тучи.

Ветер может перенести такую тучу далеко. Например, туда, где нет мороза. Благодаря ветру снег может пойти даже в тех местах, где озёра и реки ещё не замёрзли.

Как образуются снежинки?

Вы видели когда-нибудь снежинку под микроскопом? Она похожа на шестиконечную звезду. Каждый конец звёздочки состоит из белой ветки, на которой растут маленькие белые веточки.

Эти ветки по-научному называют кристаллами. Они пересекаются в середине снежной звёзды. Каждая снежинка начинает расти из центра - с того места, где снежные веточки пересекаются. Рост снежинки похож на рост дерева: из центра вырастает шесть стволов, на каждом из которых начинают расти ветви. Звёздочки могут иметь разные веточки (длинные или короткие, толстые или тонкие), но всегда в снежной звёздочке растёт только 6 больших веток.

Когда замерзает вода в реке или луже, получается лёд. Звёздочки во льду расположены плотно друг к другу. Когда замерзает туман или туча, звёздочки располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Если звёздочек становится слишком много, они соединяются по несколько штук и падают вниз. Так снег высыпается из тучи и накрывает дороги, дома и поля. Падение снежинок взрослые называют снегопадом.

Почему снег скрипит под ногами?

Если на улице небольшой мороз (-2 или -3 ºС), то в выпавшем снеге есть много воды. Про такой снег говорят, что он «мокрый». Из мокрого снега легко лепить снежки и снежную бабу, строить «крепости».

Когда мороз становится сильнее (температура воздуха опускается до -5 или -10 ºC), снег замерзает сильнее и становится сухим. Из сухого снега не получается слепить снеговика, но зато он громко скрипит под ногами. Почему сухой снег скрипит?

Каждая снежинка похожа на маленькую звёздочку. Если мы наступаем на снег, веточки в ледяных снежинках ломаются. Так при разламывании многих снежинок образуется хруст и скрип.

Снег скрипит при любом надавливании:

  • если на него наступили;
  • проехали на лыжах;
  • прокатились на санках.


Снег перестаёт скрипеть только тогда, когда становиться почти тепло (температура воздуха приближается к 0ºC). Или тогда, когда его сильно укатали (так происходит на горках, где снег укатывается и превращается в лёд).

Когда снег скрипит очень громко?

Снег может скрипеть громче или тише. Когда скрип снега становиться очень громким?

Это происходит при сильном морозе. Например, на крайнем севере при -50ºC хруст снега становится таким громким, что его слышно на соседней улице.

При потеплении, когда температура воздуха приближается к 0ºC, хруст исчезает совсем. Снежинки становятся мягкими, на их ледяных веточках появляются капли воды, которая не даёт ледяным звёздочкам скрипеть.

Ученые проводят любопытные эксперименты с замержшей водой. Оказывается, вода нас слышит и реагирует по разному на ласковые и грубые слова. Именно об этом следующее видео.

Современное образование » Эффективность применения информационных компьютерных технологий в процессе формирования у младших школьников знаний о явлениях неживой природы » Методика формирования знаний о явлениях неживой природы

Страница 3

Как изменилась продолжительность дня и ночи зимой?

Почему зимой осадки выпадают в виде снега?

Какое значение имеет снег для травянистых растений?

После просмотра проводится беседа по вопросам, в процессе которой последовательно раскрываются признаки зимы.

В курсе начального естествознания многие опыты проводятся демонстрационно. Учащиеся наблюдают за ходом опыта или воспринимают его результаты. В ходе проведения опыта внимание школьников активизируется с помощью вопросов для осмысления наблюдаемого. Например, при изучении темы «Круговорот воды в природе» создается проблемная ситуация. Учитель ставит перед учащимися познавательную задачу: «В пасмурную погоду появляются тучи, а затем идет дождь, выливается большое количество воды. Куда же исчезает вода? Можно ли это объяснить школьным опытом?». Опыты подготовлены на демонстрационном столе. Учитель насыпает в стакан песок и доливает воду на уровне песка. Сверху на стакан ставит чашку, в которую помещает смесь снега и соли. Затем ставит стакан на металлическую сетку и подогревает на спиртовке. Дети отмечают, что в стакане – густой туман. Учитель предлагает учащимся объяснить, почему, когда стенки стакана нагреваются, туман постепенно рассеивается и остается только в верхней части стакана? После демонстрации опыта учащиеся делают сообщения о ходе опыта и объясняют, почему появился туман, куда исчез туман и т.д. Затем учитель создает следующую проблемную ситуацию: учащиеся по карте рассматривают озеро Байкал. В него впадает около тысячи рек, а вытекает одна Ангара. Чем же объяснить, что уровень воды в Байкале почти никогда не меняется? Для объяснения используют результаты опыта (24).

Первичные знания учащиеся получили в процессе наблюдения, восприятия и осмысления результатов опыта. Учитель комментирует ответы школьников, глубже раскрывает содержание опытов, приводит примеры явлений, происходящих в природе (образование облаков, появление пасмурной погоды). Схематическим рисунком показывает, как вода из одного состояния переходит в другое, как образуются тучи, выпадает дождь и т.д. Можно показать учащимся видеоролик, демонстрирующий испарение воды, образование облаков и выпадение осадков в различных местах (в городе, в лесу, на болоте, на море).

Таким образом, применение наглядных методов повышает активность учащихся, их самостоятельную деятельность, создает хорошие условия для практикования знаний. Наглядные методы развивают эмпирическое мышление, речь, наблюдательность, творческое воображение и т.д. Наглядные методы могут применяться как при изучении нового материала, так и при его закреплении.

В истории становления и развития начального естествознания практические методы были разработаны и стали применяться позднее словесных и наглядных. При их применении объекты, приборы передаются в руки самих учащихся для их самостоятельных исследований. Ребенок из объекта научения превращается в субъект собственной деятельности. Практические методы развивают интерес к учению, формируют творческие способности детей, активизируют теоретическую познавательную деятельность учащихся, развивая их мышление, практические умения и навыки. Формы организации деятельности учащихся, в которых чаще всего применяются практические методы, - это экскурсии, предметные уроки, а внутри урока отдельные практические и лабораторные работы, игры. Среди практических методов при изучении явлений неживой природы различают следующие виды: наблюдение, распознавание и определение признаков, работы с природоведческими приборами, опыт, эксперимент (26).

Многими методистами и учителями отмечается трудность преподавания темы «Явления неживой природы». Существует ряд причин, объясняющих это:

Многие изучаемые природные явления не имеют видимого образа и характеризуются значительной абстрактностью;

Ряд понятий («воздушная масса», «погода», «климат») может быть усвоен только после осмысления многих подчиненных понятий;

Уяснение некоторых понятий и закономерностей раздела требует предварительного знакомства с законами физики, еще не изучаемыми младшими школьниками;

В этом разделе формируются не только понятия, но и немалое число основанных на них закономерностей (взаимосвязь элементов погоды, зависимость силы ветры от скорости движения воздушных масс и т.д.).

Снег – это большое количество мельчайших кристалликов льда . Считается одним из главных атрибутов зимы, выпадая при низкой температуре и укрывая землю пушистым белым ковром.

Россия не зря считается страной снега и мороза – снежный покров лежит на большей ее части. В северных регионах, таких как Якутия или Чукотка, снег может выпасть уже к концу сентября и лежать до июня. В Москве снежный покров ложится в ноябре, хотя первые снежинки можно увидеть в середине октября, и сходит он только в марте – апреле. На юге России снежок лежит совсем недолго, 2 – 3 недели, и чем южнее, тем меньше бывает снега.

Но на нашей планете есть такие страны, где снега зимой вообще не бывает. Даже зимой температура держится 20-25 0 С. Но иногда, и в таких странах бывают ледяные осадки, но это не является нормой и происходит крайне редко.

Так почему зимой идет снег?

Для начала давайте разберем, как же образуются сами кристаллы снега. Мельчайшие капли воды, находясь в облаках, притягиваются и замерзают – так образуется снег. Поначалу такие кристаллики льда очень маленькие – не больше 0,1 миллиметра в диаметре. Но когда снежинки начинают падать вниз, влага из воздуха притягивается к ним, и в результате конденсации снежинки растут, приобретая кристаллические шестиконечные формы — так зимой идет снег.

Каждая снежинка оригинальна и неповторима, двух одинаковых снежинок не бывает. Самый большой коллекционер снежинок – Кеннет Либрехт. Изучая структуру снега, он говорит, что даже самые простые снежинки могут выглядеть одинаково, но они все равно имеют большие различия на молекулярном уровне.

Мы привыкли видеть небольшие парящие снежинки, но иногда на землю выпадают довольно крупные хлопья снега. Самую большую снежинку нашли в 1887 году, в США, в штате Монтана. Ее диаметр был равен 38 сантиметрам , а весила она всего несколько граммов.

Снежинки на 90 процентов состоят из воздуха , поэтому обладая низкой плотность, они очень медленно падают на землю – меньше 1 километра в час.

Иногда, гуляя зимой по заснеженной улице можно услышать хруст снега. Причем хрустит снег, только тогда, когда температура не выше -5 0 С. Ученые выделяют две причины:

1 - ломание кристалликов

2 - трение кристалликов друг о друга при давлении.

На звук также влияет форма и размер снежинок.

Поскольку в последнее время климат нашей планеты чрезвычайно сильно меняется, и учитывая непредсказуемость погоды, довольно сложно предсказать, когда выпадет первый снег. Например, в Якутии, на Чукотке, в Красноярском крае первый снег можно увидеть уже в начале октября, а таяние снегов в некоторых областях происходит лишь в июне.

Что касается южного полушария, то самыми северными точками, где когда-либо выпадал снег, в Южной Америке считается Буэнос-Айрес, в Африке – мыс Доброй Надежды, в Австралии – Сидней. Правда, тает он быстро и выпадает нечасто: так, в июле 2007 года в Буэнос-Айресе выпал снег в первый раз за восемьдесят лет (причина – холодный воздух с Арктики). По словам метеорологов, они стали свидетелем редкого события, подобный вид осадков здесь можно наблюдать лишь раз в сто лет.

Бурятию в середине лета накрыло снегом, видео

Снег в июле. Такое природное явление наблюдали вчера, 9 июля, жители Окинского района. Видео заснеженного пейзажа они опубликовали в социальных сетях.

«Позавчера и вчера на территории нашего района в горах выпал снег. Сейчас всего 5 градусов тепла, но утром было еще холоднее. С четверга по долине Оки идёт сильный дождь. Из-за чего вчера и сегодня утром было аварийное отключение электроэнергии. Но сбой быстро устранили. Сейчас свет есть. Нам, горным сойотам не привыкать к смене погоды и отключениям электроэнергии», — рассказала местная жительница.

По прогнозам синоптиков, в этих местах мокрый снег возможен и во вторник, 10 июля. В горах Восточного Саяна возможен мокрый снег. Ветер северо-западный 5-10, при грозах порывы до 12-17 м/с. Температура ночью 8-13, местами 2-7, днем 19-24, местами 11-16 тепла.

Жителей республики это видео очень удивило. В комментариях они выражали сомнения, что такое вообще возможно, а также шутили, что пора начинать носить шубы.

Почему иногда выпадает снег летом, а дождь зимой?

Однако иногда случаются невероятные явления, например, летом может выпасть снег, а зимой — пойти дождь. Чем объясняются подобные катаклизмы? Давайте попробуем понять, почему такое происходит. Ученые это явление объясняют отклонением от нормального хода развития процессов в атмосфере. Так, в зимнее время в средние широты могут попасть массы весьма богатого влагой теплого воздуха, движущиеся из бассейнов теплых южных морей.

В результате начинаются оттепели, которые проявляются в таянии выпавшего снега, а также выпадении осадков в виде дождя. В летнее время можем наблюдать обратную ситуацию, то есть на юг могут прорваться холодные воздушные массы из Арктики. При отступлении теплого фронта формируется весьма мощная облачность, на линии раздела двух воздушных масс с различной температурой осадки бывают очень обильными.

Зимушка-зима…. Это самое холодное время года.

Зимние месяцы - декабрь, январь и февраль.

  1. Какие изменения происходят в неживой природе зимой?

С наступлением зимы становится все, холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи.

В безветренную погоду снежинки падают на землю спокойно, но стоит подуть ветру, как поднимается снежная метель, оставляя после себя заносы и сугробы.

Зимой бывают сильные морозы. В такую погоду снег становится рыхлым и скрипучим.

Иногда зимой теплые воздушные течения доходят до заснеженных мест и немного повышают температуру воздуха. Наступает оттепель — теплые солнечные дни, во время которых снег становится мягким, и из него можно лепить снежки и снеговиков.

Белая, узорная

Звездочка-малютка,

Ты слети мне на руку,

Посиди минутку!

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Верхний слой воды в водоемах — речках, озерах, прудах и ручьях — промерзает и покрывается толстым слоем льда.

В конце зимы, когда солнце прогревает крыши, снег начинает таять, но мороз успевает превратить воду в сосульки.

В оттепель, когда стекла окон покрываются тонким слоем воды, мороз образует на них фантастические узоры. Это тонкий слой льда, который состоит из мельчайших кристалликов, сложенных в причудливые формы.

Каким бывает снег и лед?

Иногда ветки деревьев, телефонные провода, антенны на крышах домов покрываются изморозью — пушистым снегом.

Снег и лед легче воды, поэтому весной льдины и снежные сугробы плывут по реке, пока не растают и не превратятся в воду.

Хрупкий, прозрачный лед и рыхлый, сыпучий снег под действием тепла превращаются в воду, а вода под действием холода превращается в лед и снег.

  1. Признаки и причины зимы

ПРИЗНАКИ ЗИМЫ:

ИХ ПРИЧИНЫ:

1. Стало холодно.

Низкая температура воздуха, мало солнечного тепла.

2. Постоянный снеговой покров.

Низкая температура воздуха.

3. Замерзание почвы и водоемов.

Низкая температура воздуха.

4. Дни короткие, ночи длинные.

Солнце светит меньше по времени.

5. Стало мало птиц, исчезли насекомые.

Нет пищи, холодно, насекомые в спячке.

6. Растения спят

Мало солнечного тепла, температура низкая.

7. Некоторые животные меняют окраску

Маскировка

3 .Почему зимой холодно?

Зимой солнце поднимается невысоко над горизонтом и плохо нагревает землю, поэтому холодно.

Общеизвестно, что снежное покрывало спасает от морозов растения и диких животных — ведь свежий снег благодаря обилию в нем воздушных пор обладает высокими теплоизоляционными свойствами. Но, возможно, не все знают, что тот же самый снег способствует усилению зимних холодов. Конечно, зимнее похолодание (и вообще смена времен года) связано, прежде всего, с тем, что ось вращения Земли наклонена к плоскости ее орбиты. Однако немаловажную роль в усилении зимних холодов играет и тот факт, что снежный покров сильно отражает солнечные лучи. Мы уже говорили, что свежевыпавший снег отражает более 90% солнечных лучей. Для сравнения укажем, что свободная от снега суша отражает только 10—20% света. Отсюда видно, насколько меньше энергии получает Земля от Солнца благодаря высокой отражающей способности снежного покрова. Итак, снег выпадает из-за похолодания, вызванного тем, что ежегодно в течение нескольких месяцев те или иные области земной поверхности получают меньше энергии от Солнца. В свою очередь, выпадение снега приводит к еще большему сокращению получаемой от Солнца энергии и, следовательно, способствует усилению зимних холодов.

4.Почему зимой выпадают осадки в виде снега?

Это происходит потому, что солнце в это время года находится низко над землей и не прогревает землю. Холодный воздух приносит тучи, в которых капельки дождя под действием холода превращаются в снежинки.

Снег получается, при замерзании микроскопических капель воды в облаках. Кристаллы льда, которые при этом образуются, не превышают сначала 0,1 мм в диаметре, падают вниз и увеличиваются в результате конденсации влаги на них из воздуха.

Кристаллы могут неоднократно вертикально передвигаться в атмосфере, частично тая и кристаллизуясь вновь. Из-за этого процесса нарушается регулярность кристаллов, и образуются новые формы. Кристаллизация всех лучей снежинки происходит в одно время, и в практически одинаковых условиях, соответственно особенности формы снежинки получаются одинаковыми.

Рассмотреть кристаллик снега можно невооруженным глазом. Он очень красив, и как доказано учеными — неповторим. В мире нет двух одинаковых снежинок.

5. Снег - что это такое?

Атмосферные осадки, выпадающие в виде белых звездообразных кристаллов или в виде хлопьев, представляющих собой скопление таких кристаллов. Твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы - снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шестилучевых звездочек выпадают из облаков при температуре воздуха ниже 0 °С. Сплошная масса, слой таких осадков, покрывает землю зимой (презентация прилагается).

6. Как образуются снежинки?

Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки - балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе мы в кружок Получается снежок. Мы деревья побелили - Крыши пухом замели. Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли. Налетел ветерок И умчался весь снежок.

Летят снежные пушинки.

Пришла зима.

С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

7. Зима - холодное время года

Зима самое холодное время года. Солнце занимает самое низкое положение на небосклоне и не прогревает землю - это причина зимних изменений в природе. Холодный воздух приносит тучи, в которых капельки дождя под действием холода превращаются в снежинки.

Именно солнечная радиация обеспе-чивает энергией большинство процессов, происходящих в воде и в атмосфере. Чем ниже солнце находится над горизонтом, тем интенсивнее идет процесс охлажде-ния воды. Происходит очень важное собы-тие в жизни обитателей водоемов — осен-нее перемешивание воды. Его механизм на первый взгляд прост. Когда температу-ра достигает значения 4 °С, верхние слои воды становятся самыми плотными и опус-каются на дно. При дальнейшем охлажде-нии постепенно весь водоем достигает этой температуры. В конце концов верх-ние слои, охладившиеся ниже 4 °С, начи-нают расширяться, оставаясь на поверх-ности, и превращаются в лед, который отныне будет служить своеобразным щи-том для находящихся под ним вод. Так происходит ледообразование в пресных водоемах.

Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзает почва. Земля покрывается снежным покровом.

8. Загадки о зиме

Назовите - ка, ребятки, месяц, задуманный в загадке:

Дни его - всех дней короче, всех длиннее - ночи.

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет, мы встречаем новый год. (Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз!

Брызнешь воду - упадет, не вода уже, а лед.

Даже птице не летится, от мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Январь - году начало, потому что с января начинается по календарю новый год и январь - это середина зимы, так как находится в середине зимних месяцев, между декабрём и февралём.

В) Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели на деревню налетели.

По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.

День прибавился заметно. Ну, так что это за месяц? (Февраль)

Февраль - зиму замыкает, потому что это последний месяц зимы и новому сезону дорожку прокладывает, потому что после февраля начинается весна.

Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица - Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом - Всё покрылось серебром. (Зимние месяцы) Назовите-ка ребятки, Месяц в этой-вот загадке, Дни его всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи, На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый Год. (Декабрь) Начинает календарь Месяц с именем... (Январь)

Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силен, Днём капели слышен звон. День прибавился заметно, Ну, так что за месяц это? (Февраль) Последний зимний месяц жаль, Короткий самый он - ... (Февраль) Снег колючий по земле Гонит ветер в... (Феврале)

Без крыльев, а летит, Без корней, а растет.

Зимой греет, весной тлеет, Летом умирает, к зиме оживает.

Мы снежинки. Это мы

Парашютики зимы.

Это мы над вами кружим,

Это мы с ветрами дружим.

Мы танцуем дни и ночи,

Даже несколько недель.

Наши танцы, между прочим,

Называются - ... (метель)

Вырос лес,

Белый весь,

Пешком в него не войти,

На коне не въехать. (Морозный узор на окне.)

9. Зимние месяцы

Декабрь - от латинского «децем», что означает «десять», т.к. декабрь у римлян был десятым месяцем.

Другие названия декабря: студень, стужайло, ветрозим, лютовей, зимник.

В декабре, на 21-22 декабря, приходится самый короткий световой день и самая длинная ночь - это время зимнего солнцестояния.

Декабрь год заканчивает и зиму начинает.

Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.

Январь - от латинского слова «януариус», в честь двуликого бога солнца и ветра Януса, который охранял время, входы и выходы, ведал началом человеческой жизни.

Другие названия января: снежень, снеговик, огневик, просинец, щипун, трескун, студень, ледовик, сечень (потому что средний месяц зимы сечет ее пополам и отсекает прожитый год от наступившего).

Январь - начало года и зимы середина.

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет.

Январь - зимы государь.

Февраль - от латинского «фебруарис», что означает «очищение». Очищение перед тем, как природа снова возродится.

Другие названия февраля: бокогрей (потому что февральское солнце греет только повернутый к нему бок, а другой - мерзнет), вьюговей (из-за частых морозов и метелей), межень (условная межа между зимой и весной).

10.Пословицы и поговорки о зиме:

От первого снега до санного пути шесть недель.

Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Без шубы и валенок - и зима без конца.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Зима лето пугает, да все равно тает.

Зимой без шубы не стыдно, а холодно.

Зима спросит, что летом припасено.

Хороший снежок урожай сбережет.

Мороз ленивого за нос хватает.

В зимний холод всякий молод.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Снега надует - хлеба прибудет.

Зима - матка, выспишься гладко.

Зима без снега - лето без хлеба.

Зиме да лету союза нету.

Будет зима - будет и лето.

Зима не лето - в шубу одета.

Много снега - много хлеба.

У печи всегда лето красное.

Шубе верь, а погоде не верь.

Два друга: мороз да вьюга.

Береги нос в большой мороз.

Солнце на лето, зима на мороз.

Первая пороша на санный путь.

Сугроб да вьюга — два друга.

В одну ночь зима становится.

Новый год - к весне поворот.

11. Игра «Зимние явления природы»

Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы. Итак, я перечисляю: листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилет прелетных птиц, оттепель, гололедица.(Снегопад, метель, мороз, гололедица).

Вывод: Понижение температуры воздуха.

Обильное выпадение снега.

Дни короткие и холодные, ночи длинные.