Лекция № 91 Публицистический стиль

Рассматриваются языковые средства и основные жанры публицистического стиля

Публицистический стиль

Рассматриваются языковые средства и основные жанры публицистического стиля

План лекции

91.1. Понятие публицистического стиля

91.2. Жанры публицистического стиля

91.3. Языковые особенности публицистического стиля

91.1. Понятие публицистического стиля

Публицистический стиль - это разновидность литературного языка, закрепленная за культурно-политической сферой человеческой деятельности.

Сфера общения:

1) в широком смысле - политика, культура, массовая коммуникация: газета, радио, телевидение, кино и т. д.;

2) в узком смысле - многообразные жанры газетной речи.

Функции речи - информативная, воздействующая, популяризаторская.

Адресат - широкий круг читателей и зрителей средств массовой информации.

Специфические черты - информативность, доказательность, точность, открытая оценочность речи, стандартизованность, экспрессивность.

91.2. Жанры публицистического стиля

  • Очерк - жанр изложения и анализа различных фактов и явле-ний социальной жизни с непосредственной их интерпретацией автором.
  • Статья - короткое повествование в газете или журнале, рас-крывающее ту или иную тему.
  • Заметка - краткое сообщение в газете на актуальную тему.
  • Эссе - общие или предварительные соображения по какому-либо поводу, которые автор излагает в разговорном стиле, по-казывая свою индивидуальную позицию.
  • Памфлет - произведение со злободневным социально-полити-ческим обличением с элементами сатиры.
  • Прокламация - печатное воззвание агитационного характера, в том числе в форме листовки.
  • Манифест - воззвание, декларация, обращение общественной организации, политической партии, содержащие программу и принципы их деятельности.
  • Программа - изложение основных положений и целей деятель-ности политической партии, организации, правительства.
  • Фельетон - сатирическое или юмористическое изображение какого-либо явления или лица.
  • Интервью - беседа журналиста с одним или несколькими ли-цами на актуальные темы, передаваемые по телевидению, ра-дио или напечатанная в газете, журнале.
  • Репортаж - оперативное сообщение о каком-либо событии.
  • Адрес (приветственный адрес) - письменное поздравление по случаю юбилея, вручаемое на торжественном собрании.
  • Резолюция митинга (собрания) - краткое изложение итогового решения митинга (собрания).

91.3. Языковые особенности публицистического стиля

Лексика

Неоднородность лексического состава, проявляющаяся в сочетании книжной лексики с разговорной и просторечной.

Использование специальной лексики и терминологии из различных областей знаний: политики, экономики, культуры и т. д.

Применение общеупотребительной лексики с новым расширительным значением.

Широкое использование неологизмов, индивидуально-авторских слов.

Употребление иноязычной лексики, интернационализмов. Большая активность оценочной лексики.

Использование крылатых слов, пословиц и поговорок.

Употребление «газетизмов» (языковых средств, распространенных преимущест-венно в газетно-публицистическом стиле) и стандартизованной газетной фразеологии как общеязыковой, так и собственно газетной).

Недопустимость немотивированного повтора слов, тавтологии.

Широкое использование собственных наименований, аббревиатур.

Синтаксис

Допустимость простых и сложных предложений только с четкой структурой.

Синтаксическая неоднородность публицистической речи: сочетание книжного синтаксиса (употребление сложных предложений и простых, осложненных обособленными членами, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями и т. д.) с разговорным (использование неполных предложений, парцеллированных и присоединительных конструкций и т. д.).

Недопустимость использования однообразных синтаксических структур.

Широкое применение побудительных и вопросительных предложений.

Активность пассивных синтаксических конструкций.

Использование прямой речи, диалога.

Употребление простого глагольного сказуемого, выраженного устойчивыми глагольными сочетаниями, личным глаголом для обозначения обобщенного действия.

Своеобразное использование однородных членов: соединение парами, повтор, градация.

Использование специфических по форме и семантике простых предложений в роли газетных заголовков.

Распространенность номинативных предложений (использование цепочек номинативных предложений в начале и в середине текста).

Предпочтительное использование сложноподчиненного предложения среди других видов сложного предложения.

Малоупотребительность сложного предложения с разными видами связи.

Использование образных средств

Широкое употребление образных средств с ярко выраженной эмоциональ-ной оценочностью.

Использование средств словесной образности: тропов (постоянных для газетной речи метафор, метонимии, олицетворений, парафраза и т. д.) и фигур (антитезы, параллелизма, инверсии, анафоры, эпифоры и т. д.).

Намеренное «столкновение» книжной лексики с разговорной и просторечной в целях создания экспрессивности.

Способ изложения

Использование форм 1-го и 3-го лица в обобщенном значении;

Обобщенность и понятийность изложения;

Обобщенность и открытая оценочность изложения.

Адресованность речи широкому кругу читателей, что требует простоты, ясности и точности изложения.

Аргументированность изложения.

Фактологичность изложения.

Пример текста публицистического стиля:

Единята - дружные ребята

Юные медведи носят красно-синие галстуки и еще не знают,

кто такой Шойгу

В саратовском областном центре «Единство» - большой праздник. В Петровском районе ряды «медведей» пополнились сразу тремя тысячами школьников. Делу партии Шойгу присягнули 90 процентов петровчан в возрасте от семи до четырнадцати лет.

Сие знаменательное событие вовсе не явилось следствием большой пропагандистской работы местных активистов-заединщиков. Петровская партячейка пришла, как говорится, на готовенькое, взяв под свое крыло уже два года существующую молодежную организацию, самую крупную в районе. Основал ее директор Дома детского творчества Олег Тумкин, который пестует молодое поколение почти четыре десятка лет. Олег Николаевич говорит, что первоначально он ставил не политические, а чисто воспитательные цели.

В районе 30 школ, каждая «лепит» ребенка по-своему. А в воспитательной работе должен быть идеологический стержень, подобный пионерии, но с учетом современных особенностей. Мы собрали завучей и вожатых и решили все школьные организации объединить.

Название для своего клуба придумывали сами школьники. Дело было в декабре 1999 года, и информированная молодежь предложила именоваться «Единством». Теперь выясняется, что поступили ребята очень дальновидно. Впрочем, иного и ожидать было трудно в районе, где весь административный ресурс работал на «медвежью» агитацию.

В организацию вступили почти все подростки до 14 лет, а в целом половина школьников района. Родители особо политикой не интересуются, но рады, что чада хоть как-то пристроены<…>

(Н.Андреева Единята - дружные ребята // Общая газета. № 18, 24.10.2001 )

Дата: 2010-05-22 11:10:26 Просмотров: 28267

I . Вступление.

II . Публицистический стиль.

3. Жанры публицистики.

III . Заключение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публицистический стиль

План

I. Вступление.

II. Публицистический стиль.

1. Характеристика публицистического стиля.

2. Особенности публицистического стиля.

3. Жанры публицистики.

1) Очерк как жанр публицистики.

2) Устное выступление как жанр публицистики.

3) Доклад как жанр публицистики.

4) Дискуссия как жанр публицистики.

III. Заключение

I. Вступление

Русский язык неоднороден по своему составу. В нем прежде всего выделяется язык литературный. Это высшая форма национального языка, определяемая целой системой норм. Они охватывают его письменную и устную разновидность: произношение, лексику, словообразование, грамматику.

Литературный язык в зависимости от того, где и для чего он используется, делится на ряд стилей.

Стили речи

Разговорный Книжные

(научный, официально-деловой,

Публицистический, стиль

Художественной литературы)

Стили русского литературного языка характеризуются:

  1. целью, которая преследуется речевым высказыванием (научный стиль используется для сообщения научных сведений, объяснения научных фактов; публицистический – для воздействия словом через средства массовой информации и непосредственно говорящим; официально-деловой –для информирования);
  2. сферой использования, обстановкой;
  3. жанрами;
  4. языковыми (лексическими, синтаксическими) средствами;
  5. другими стилевыми особенностями.

II. Публицистический стиль

1. Характеристика публицистического стиля.

Публицистический стиль обращен к слушателям, читателям, об этом говорит уже происхождение слова (publicus, лат. – общественный).

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.

Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств". К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

2. Особенности публицистического стиля.

Сфера употребления публицистического стиля : выступления, доклады, диспуты, статьи на общественно-политические темы (газеты, журналы, радио, телевидение).

Основная функция произведений публицистического стиля: агитация, пропаганда, обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечения к ним общественного мнения, воздействия на людей, убеждения их, внушение тех или иных идей; побуждение к тем или иным поступкам, действиям.

Задачи речи публицистического стиля : передача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирование общественного мнения.

Характеристика высказывания : призывность, страстность, выражение отношения к предмету речи, лаконичность при информативной насыщенности.

Черты публицистического стиля : актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, четкость и логичность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного), общедоступность (понятность для широкой аудитории), призывный пафос.

Жанры публицистического стиля : очерки, статьи в СМИ (газетах, журналах, в интернете), дискуссии, политические дебаты.

Особенности стиля : логичность, образность, эмоциональность, оценочность, жанровое разнообразие.

Языковые средства : общественно-политическая лексика и фразеология, слова с подчёркнуто положительным или отрицательным значением, пословицы, поговорки, цитаты, изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, сравнения, инверсия и др.), синтаксические конструкции книжной и разговорной речи, простые (полные и неполные) предложения, риторические вопросы, обращения.

Форма и вид речи: письменная (возможна и устная); монолог, диалог, полилог.

3. Жанры публицистики.

Публицистика уходит корнями в глубокую древность. Публицистическим пафосом пронизаны многие библейские тексты, сохранившиеся до наших дней труды античных ученых, ораторов. В литературе Древней Руси присутствовали жанры публицистики. Яркий пример произведения публицистики древнерусской литературы» – «Слово о полку Игореве» (жанр публицистики – слово). За тысячелетия публицистика развивалась во многих отношениях, в том числе и в жанровом.

Многообразен и жанровый репертуар современной публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и рецензия, и другие жанры.

1) Очерк как жанр публицистики.

Одним из распространенных жанров публицистики является очерк. Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Различают документальный, публицистический, бытовой очерки.

Бывают очерки небольшие, публикуемые в газетах, и значительные по объему, публикуемые в журналах, и целые очерковые книги.

Характерной особенностью очерка является документальность, достоверность фактов, событий, о которых идет речь. В очерке, как и в художественном произведении, используются изобразительные средства, вводится элемент художественной типизации.

Очерк, как и другие жанры публицистики, всегда поднимают какую-то важную проблему.

2) Устное выступление как жанр публицистики.

Устное выступление тоже относится к публицистическому жанру.

Важной отличительной чертой устного выступления является заинтересованность выступающего – залог того, что ваша речь вызовет ответный интерес слушателей. Устное выступление не должно быть затянутым: внимание слушателей после 5 – 10 минут притупляется. Речь выступающего должна содержать одну главную мысль, которую автор хочет донести до аудитории. В такой речи допустимы разговорные выражения, активное использование приемов ораторской речи: риторические вопросы, обращения, восклицания, более простой, по сравнению с письменной речью, синтаксис.

Важно подготовить такое выступление: продумать план, подобрать аргументы, примеры, выводы, чтобы не читать «по бумажке», а убеждать слушателей. Если человек владеет предметом своего выступления, имеет собственную точку зрения, доказывает её, это вызывает уважение, интерес, а значит и внимание слушателей.

3) Доклад как жанр публицистики.

Наиболее сложной формой устных выступлений является доклад . В этом случае можно пользоваться заранее приготовленными записями, но не злоупотреблять чтением, иначе докладчика перестанут слушать. Доклад обычно касается какой-либо области знаний: это может быть научный доклад, доклад-отчет. В докладе необходима четкость, логичность, доказательность, доступность. По ходу доклада можно зачитывать яркие цитаты, демонстрировать графики, таблицы, иллюстрации (они должны быть хорошо видны слушателям).

4) Дискуссия как жанр публицистики.

Доклад может стать отправной точкой дискуссии , то есть обсуждения какого-либо спорного вопроса. Важно четко определить предмет дискуссии. В противном случае она обречена на провал: каждый участник спора будет говорить о своем. Необходимо возражать аргументировано, приводить убедительные доводы.

III. Заключение

Публицистический стиль – очень важный стиль, с помощью него можно передать то, что нельзя передать другими стилями речи. Среди главных языковых особенностей публицистического стиля следует назвать принципиальную неоднородность стилистических средств; использование специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, сочетание стандартных и экспрессивных средств языка, использование и абстрактной, и конкретной лексики. Важной чертой публицистики является использование наиболее типичных для данного момента общественной жизни способов изложения материала, наиболее частотных лексических единиц, характерных для данного времени фразеологизмов и метафорических употреблений слова. Актуальность содержания заставляет журналиста искать актуальных форм его выражения, общепонятных и в то же время отличающихся свежестью, новизной.
Публицистика является основной сферой возникновения и наиболее активным каналом распространения языковых неологизмов: лексических, словообразовательных, фразеологических. Поэтому данный стиль оказывает существенное влияние на развитие языковой нормы.

Использованная литература

1. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. М., «Просвещение», 2010г.

2. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010г.

3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык (базовый и профильный уровни). 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Вербум-М , 2005г.

4. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012. Ростов-на-Дону, «Легион», 2011г.


воротилы шоу-бизнеса, общественное мнение, народные избранники;

  • вкрапления разговорной, просторечной лексики, лексики, стоящей вне литературного языка:

Так он же всех нас «замочит» — о проектах военного назначения, как хочется примазаться к этим проектам…, трудно в ментов играть?

  • неологизмы или новые авторские словообразования:

Рэп — хулиганствующий персонаж, кремлевская тусовка, музкритики, четенько «прогнул свою линию» ;

  • стандартные конструкции:

Как сообщает наш корреспондент, как нам стало известно, вызвало реакцию, в ответ на…., состоялось специальное заседание и т.д.;

  • синонимы: …

двое 17-летних юнцов. Подростки попали..

  • многозначные слова, омонимы, антонимы, паронимы как средство выразительности:

иллюзии и реальность, пропавшие и пропащие, черный оптимизм, правыми всегда оказываются левые;

  • аббревиатуры:

ГД — Государственная Дума, ОРТ – общественное российское телевидение

  • всевозможные средства словесной образности ():

Увы, сегодня надо признать: мы выходим из коммунизма самым искривленным, самым болезненным, самым нелепым (градация) путем. Из всех моих встреч я вынес впечатление, что центральные органы власти, исполнительной и законодательной,(инверсия), имеют слабую связь с болями страны (метафора).

Морфологические особенности публицистического стиля

  • специфические глагольные формы – настоящее время (настоящее репортажа), способствующее созданию эффекта присутствия:

Приезжаем в Х… Сразу отправляемся в морг. Поднимаемся и подходим к двери..

  • частотность личных местоимений 1 лица:

Мой вертолет приземлился прямо на строительной площадке. Меня встречали. Мы сразу же поехали на объект, я был потрясен увиденным…

Синтаксические средства связности в публицистическом стиле

Этот синтаксис иногда называют экспрессивным. Действительно, именно разнообразие синтаксических конструкций позволяет автору воздействовать на аудиторию.

  • повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения:

А ты кто такой? Да это наш знакомый из группы ХХХХХ

  • парцелляция — выделение части предложения в отдельное предложение:

Это понимание нужно всем людям. Чтобы не было войны.

  • сегментация — вынесение важного для автора высказывания в начало предложения и оформление его как назывного предложения:

Выборы в Приморском крае: кто победит?

  • инверсия — изменение обычного порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:

Самым циничным мошенничеством лохотронщиков был обман пенсионеров. Не понравились они мне.

использование стилистических фигур:

  • анафора — повторение начала слов ряда предложений или оборотов речи:

Какое отличное утро смотрит нам в лицо, как красивы… эти берлинские улицы в час, когда на них ступает Свобода! (А. Н. Толстой)

  • риторический вопрос- вопрос, не требующий ответа или вопрос, содержащийся в тексте или в самом вопросе:

Разве можно устыдиться, если борешься за родину? (А.Н. Толстой)

  • риторическое восклицание — выражение эмоций оратора, прием, привлекающий внимание слушателей:

Фашистам на нашей земле делать нечего! (А.Н. Толстой)

  • параллелизм — одинаковое построение соседних предложений или их частей:
  • эпифора — повторение слов или сочетаний в конце конструкции:

Преклоняя колена клянемся — не посрамим земли русской. Целуя край нашего святого знамени, клянемся — не отдадим ни пяди земли русской! (А.Н. Толстой)

  • антитеза — построение, основанное на противоположности картин, характеров, предметов и т.д.:
  • оксюморон — сочетание противоположных друг другу по значению слов в одном художественном образе:

Тягостная легкость этой жизни (М. Стуруа)

  • градация — постепенное последовательное усиление или ослабление образов, сравнений и других средств художественной выразительности:

Я вас прошу, умоляю, — требую, наконец!

  • эллипсис — пропуск слов или фактов, читающихся в контексте:

Время — к восьми (из газет)

Текстовые особенности публицистического стиля

  • относительно краткие предложения:

В чем должен убедиться человек, покупая страховой полис? Во-первых, в том, что страховщик его обманет. Во-вторых, в том, что компания не обанкротиться. В-третьих, что он сам заплатил за страховку не больше, чем сосед.

  • абзацное деление по целям воздействия: в отдельный абзац может быть выделено одно предложение:
  • «яркий» заголовок о информации или содержании текста, который сразу же привлекает внимание читателя:
  • эмоциональный повтор как средство связности:

Нам не свойственно признавать себя виноватыми. При том, что в нашей отвратительной истории виноваты мы сами.

  • сравнение как способ доказательства:

Мы не можем не считаться с тем, что держать профессиональную армию пока не по карману государству. Я не открою секрета, если скажу: солдат или сержант наемной американской армии сегодня получает больше, чем наш офицер или генерал.

О чертах и жанрах публицистического стиля читать

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Тема урока: Особенности публицистического стиля речи.

Цель урока: обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»; закрепить навыки правописания

Задачи урока:

  • повторить сведения об изученных ранее стилях речи;
  • повторить основные признаки публицистического стиля;
  • узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной (по радио, телевидению) и письменной (чтение газет) речи;
  • совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля.

Оборудование:

  • компьютерный класс;
  • редактор Microsoft Word;
  • высказывание В. Солоухина «Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи». (Приложение , 1 слайд).

ХОД УРОКА

I .Организационный момент, мотивация

Настрой ребят на то, что сегодня урок необычный – работа в компьютерном классе. Одной из приоритетных целей сегодняшнего образования является использование компьютерных технологий в школе. Сегодня на уроке компьютер станет вашим помощником и консультантом. Будьте внимательными, сосредоточенными, собранными. Надеюсь, что у нас с вами все получится.

II. Объявление темы урока. Целеполагание

– Тема нашего сегодняшнего урока – «Особенности публицистического стиля речи». Исходя из темы урока, определите, пожалуйста, цель нашего урока. (Какие это особенности, в чем они проявляются, в каких жанрах, какова сфера применения этого стиля, языковые средства, характерные для этого стиля). (Слайд 2.)

III. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка по цепочке

– Прочтите слова и поставьте правильно в них ударения.

Предложить, договор, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, партер, мельком, квартал, афера, бытие, приговор, гербовый, наркомания, новорожденный, партер, прирост, таможня, уведомить, ходатайство, черпать, эксперт, оптовый.(3 слайд)

2. Словарный диктант с взаимопроверкой

– Объясните значения выделенных слов. (4 слайд)

Активизировать, благодарить, великодушный, нюанс , скептицизм , призадуматься, достоинство, колледж, волнующий, достоинство, правосудие, прославлять, беспокойный, справедливый, уничтожать, целеустремленный, чествовать, чувства, экстремизм, водрузить, коммюнике , публицистика.

Собственность, цивилизация, бескорыстный, криминогенный, коррумпированный, одномандатный, предвыборная кампания, альянс, депутатский, журналистское расследование, милосердие, безвозмездный, благоденствие, девальвация , консолидация , консенсус , публицистика, общественно-политическая лексика, фельетон. (5 слайд)

  • Подберите однокоренные слова к слову к слову (Публицист, публицистический)
  • Составьте словосочетание со словом публицистика (Публицистический стиль)
  • Вспомните, какие стили речи вы знаете? (6 слайд)

4) Как вы думаете, к какому стилю речи можно отнести данную группу слов?

IV. Применений знаний, умений и навыков в новой ситуации. Анализ текстов по группам.

Слово учителя. В прошлые годы мы с вами обращались к текстам публицистического стиля. Умение строить устные высказывания, дискутировать, отстаивать свою точку зрения – это тоже проявления публицистического стиля. Может быть, именно собственное мнение, собственная позиция – характернейшие приметы этого стиля. Иногда мы, подобно господину Журдену(«Мещанин во дворянстве» Мольера), который удивился, что, оказывается всю жизнь говорил прозой, не подозреваем, что используем публицистический стиль.
Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает аргументов, убедительности, умения слушать и слышать собеседника – тогда спор может перерасти в ругань, а то и в драку. В таком споре истина никогда не родится.
Если же мы подойдем к этому вопросу сознательно, то мы сможем добиться большего в отношениях с людьми: сможем убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки.
Здесь, однако, кроется некая опасность. Человек, хорошо владеющий словом, приемами риторики, способный зажечь своей речью людей, может обратить свой талант к добру.
Если же человек обладает подобными способностями, но лишен нравственного стержня, он может принести огромный вред. Наиболее яркий пример такого вреда – выступления лидеров гитлеровской Германии перед своим народом, игра на национальных чувствах народа. Какой трагедией все это кончилось и для всего мира, и для самой Германии, общеизвестно.
Примеров положительного воздействия публицистики можно найти немало в отечественной истории, начиная со «Слова о полку Игореве».

– Вспомните другие примеры публицистического пафоса русской литературы. («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «Послание в Сибирь», М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта», Лирика Н.А.Некрасов, статьи П.Я.Чаадаева, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, Н.Г.Чернышевского.)

– Как, по-вашему, когда роль публицистических произведений усиливается? (В наиболее острые для страны, переломные моменты истории- Великая Отечественная война, перестройка.)

– Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам , людям, занимающимся общественной деятельностью, но и каждому, кто не хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного информационного бума.

– Обратимся к таблице. Она поможет вам при выполнении работ (слайды 7, 8)

Публицистический стиль речи

VI. Не подменять анализ текста характеристикой стиля (9 слайд)

Непримерный образец стилистического анализа текста

Текст относится к научному стилю речи. Этот стиль используется в высказываниях (текстах), обращенных ко многим лицам, ко всем, интересующимся той или иной научной проблемой. Этим стилем пользуются (к стилю прибегают) в научной литературе, на научных конференциях, совещаниях, т.е. в официальной обстановке. Задача речи (цель высказывания) – сообщить научную информацию (сведения теоретического характера), объяснить причины свойств и явлений.
В научном описании нет авторской оценки описываемого предмета, язык точен.
Употреблены термины ботаники: слова употреблены в прямом значении. Первое предложение представляет собой логическое определение. Чтобы создать точное представление о предмете речи в тексте используются цифры, географические названия.

VII. Задания для групп

Группа 1. Определить, является ли текст публицистическим, убедительно доказать свою правоту.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека. Степень его психологической уравновешенности.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая.
Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна.
Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения(как я уже сказал), но и нашей личности, души, ума.

Д.С.Лихачев

Группа 2. Проанализировать текст, найти признаки публицистического стиля (cлайд 10).

Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т.п. Всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек, и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решать сам, и только сам.
Следовательно, основная моя цель сводилась к тому, чтобы научиться пользоваться языком как можно лучше, полней, разнообразней; чтобы уметь из огромного количества слов и выражений выбирать именно то, что нужно при тех или иных обстоятельствах; чтобы понимать и, я бы даже сказал, чувствовать языковой материал во всех его оттенках, во всем разнообразии его форм и сочетаний.
И день за днем, год за годом я, по мере своих сил, стремился и стремлюсь к достижению намеченной цели.

М.Исаковский

Группа 3. О чем говорится в тексте? Какие общественные явления вызывают тревогу у автора текста?

Землю, опоганенную, разоренную, разрытую, сожженную, заваленную чужими и собственными отходами современной цивилизации, еще недавно чистую, благодатную землю нашу сегодня омывает Великая Вода, очищает Новый Потоп. Пусть через триста лет, как после татаро-монгольского ига, но возродится и будет простираться бескрайне и величественно прекрасная земля наша от океана до океана. Будет!
Но народ, ее населявший? Что станет с ним?
Народ, Род жив, пока хранит бережно язык свой, данный ему. Изначала. Слово. Лишь оно сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию
Только Слово.
Напомню: Словом воскрешали умерших, заговаривали болезни, останавливали кровь. Словом поднимали на подвиг. «Он слово знает!» – говорили про удачливого.
«В начале было Слово, – сообщает Евангелие от Иоанна. – В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков»
Сколько же раз в последние годы произносилась, цитировалась эта евангельская мудрость! Цитировалась бездумно, безответственно.
Увы! Язык русский, русское Слово умирает, исчезает. В «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном В.И.Далем, содержится 200 тысяч слов. У Ожегова – 57 тысяч. Где они? Посчитайте, сколько русских слов употребляете вы, ваши знакомые? В лучшем случае – пятьсот, но, скорее всего, меньше.

М.Ганина

VIII. Разминка – упражнения для глаз

IX. Выступления групп

Памятка для групп(слайды №10, 11)

X. Подведение итогов

Обратите внимание на высказывание В.Солоухина. «Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете, к уровню культуры».

XI. Домашнее задание

По выбору:

  • Напишите статью в газету о юбилее школы.
  • Используя ресурсы Интернет, сопоставьте тексты газетных статей сегодняшнего времени со старой лексикой газет (разница хотя бы в 10 лет).
  • (Для юридического класса) Подготовьте публицистическую статью в раздел криминальной хроники. Например.

Криминальная хроника. В деревне NN проживала гражданка Коза со своими семерыми несовершеннолетними детьми. Неподалеку от дома многодетной матери проживал нигде не работающий, ранее неоднократно судимый гражданин Волк. Тщательно спланировав свое преступление в отсутствие гражданки Козы, Волк нанес визит ее несовершеннолетним детям. Нарушив пределы частной собственности обманным путем, преступник похитил шестерых детей и ценные вещи. Прийдя домой, мать узнала о случившемся от седьмого ребенка, который впоследствии дал показания работникам уголовного розыска.
Совместными усилиями внутренних органов и общественности опасный рецидивист был схвачен, изолирован от общества. Дети и имущество были возвращены гражданке Козе.

  • Выполните упр. 385 (ч.2)

Публицистический стиль - один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений – политических, экономических, идеологических и т.д.

ПС занимает ведущее место в стилистической структуре русского литературного языка, многие средства ЯХЛ проходят апробацию в ПС, но ПС может оказывать и отрицательное влияние на язык (проникновение жаргонизмов, злоупотребление заимствованиями).

Используется в: политической литературе; СМИ (радио, телевидение, газеты, журналы).

Публицистика стремится воздействовать на современное общественное мнение, нравы и политические институты.

Тематический диапазон: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события.

Главная задача ПС: комментирование, оценка фактов и событий.

Функции:

1. Воздействующая (наличие и формирование оценочной лексики, прежде всего концептуальной – общественно-политической, идеологической и т.д.);

2. Информативная (нейтральный слой словаря, речевые стандарты, речевая лексика, необходимая для словесного оформления сообщений).

3. Вся общелитературная лексика является материалом для словаря лексики публицистической.

В категории авторапублицистического произведения выделяют 2 основные черты : автор - человек социальный и автор - человек частный. То есть автор выражает и свою социальную позицию, и проявляет свои личностные качества.

Большое значение в публицистических произведениях имеет авторский стиль,свойственная тому или иному журналисту манера письма. В газетно-публицистическом стиле повествование всегда ведется от первого лица, для публицистики характерно совпадение автора и рассказчица, который непосредственно обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. В этом сила воздействия публицистики.

В то же время в каждом конкретном произведении журналист создает образ автора, через который выражает свое собственное отношение к действительности.



Образ автора – идейно-коммуникационный центр, стержень художественного произведения, вокруг которого объединяются все элементы его поэтики и речевые средства и благодаря которому они приобретают определенное эстетическое назначение и коммуникативную целесообразность. Образ автора задает композицию жанра, определенный отбор языковых средств, выражает авторское отношение к произведению и фактам, которые он излагает.

В соответствии с данными чертами и их взаимосвязями, складываются определенные типы авторов: пропагандист/агитатор, полемист, репортер, летописец, художник, аналитик, исследователь и др.

Жанры публицистического стиля : статья, очерк, фельетон, памфлет, эссе, открытое письмо и др.

Естественная форма бытования ПС – письменная речь.

Основные подстили: средства массовой информации, собственно публицистический.

Основные функции : информативная, императивная (воздействующая), поэтому одна из основных отличительных черт публицистического стиля: сочетание стандартизированности и экспрессивности.

Сфера распространения : периодическая печать, электронные СМИ, общественно-политическая литература, политические выступления, речи.

Публицистический стиль называют еще газетно-публицистическим, потому что публицистические произведения печатаются прежде всего в газетах. Этот стиль представлен также в журналах, адресованных массовому читателю, журналистских выступлениях по радио, телевидению, в речах общественно-политических деятелей на митингах, съездах, собраниях (в этом случае он представлен в устной форме).

Публицистика получила название «летописи современности»,так как она освещает самые важные проблемы общества - политические, социальные, бытовые, философские, экономические, морально-этические, вопросы воспитания, культуры, искусства и т.д.; ее тематика ничем не ограничена, как и жанровое разнообразие. Живая история нашего времени отражается в информационных жанрах (заметка, репортаж, отчет, интервью, хроника, обозрение), аналитических (статья, корреспонденция, комментарий, рецензия, обзор) и художественно-публицистических (очерк, фельетон, памфлет).

Основные особенности :

1. Актуальность проблематики;

2. Речевые стереотипы;

3. Абстрагированность в подаче материала;

4. Информативная насыщенность, точность, логичность, официальность, стандартизованность (использование типовых приемов), фактуальная достоверность (императивная функция);

5. Массовость адресата;

6. Тенденциозность;

7. Полемичность, эмоциональность, образность (воздействующая функция);

8. Близка интонации, строю и функциям ораторской речи;

9. Социальная оценочность – называние фактов вместе с их оценочной интерпретацией. Автор напрямую выражает свое мнение – открытость и субъективность публицистики.

Особенности на лексико-фразеологическом уровне:

1. Взаимодействие различных лексических пластов (общеупотребительная, нейтральная лексика и фразеология, а также книжная и разговорная);

2. Общественно-политическая лексика и фразеология;

3. Оценочная лексика, заимствованные слов, термины из разных терминологических систем;

4. Поэтическая, устаревшая, жаргонная, новая лексика.

Морфологические и словообразовательные особенности:

1. Словообразовательные модели с суффиксами -ость, -ник, -изм, -ция, -ант,-генный,-льный, -ничный и др.: инаугурация, утопизм, провокация, продукция, биогенный, фотогеничный, коммуникабельный ;

2. С приставками анти-, контр-, де-, про-.

3. Использование сложных слов: повсеместный, взаимовыгодный, многосторонний;

4. Много экспрессивно-эмоциональных образов;

5. Ед.ч. в значении мн.ч.: читатель, пенсионер, избиратель ;

6. Много качественных прилагательных;

7. Много личных и притяжательных местоимений;

8. Много глаголов в обобщенном значении, субстантивированных причастий;

9. Употребление местоимений в обобщенных значениях: мы, наш.

Синтаксические особенности:

1. Упорядоченный строй предложения с развернутыми синтаксическими конструкциями;

2. Изобразительно-выразительные средства;

3. Эллиптические предложения; Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в стилистически значимом пропуске какого-либо члена или части предложения.

4. Все виды односоставных предложений - номинативные, неопределенно- и обобщенно-личные, безличные (Нам сообщают; В заметке говорится );

5. Присоединительные конструкции;

6. Парцелляция: Обновление нашей жизни невозможно без законотворчества. Без правового обоснования перемен. Без законодательных актов, гарантирующих необратимость перестройки ;

7. Экспрессивные восклицательные предложения;

8. Риторические вопросы;

9. Инверсия;

10. Использование клише: работники бюджетной сферы, служба занятости, международная гуманитарная помощь, коммерческие структуры;

11. Использование речевых штампов: универсальных слов в общих значениях: вопрос, мероприятие, ряд, определенный, отдельный; парных слов - использование одного из них обязательно подсказывает и употребление другого: проблема - нерешенная, назревшая, мероприятие – проведенное. Речевые штампы избавляют от необходимости искать нужные, точные слова, лишают речь конкретности.

В условиях быстрой подготовки газетных публикаций, интерес к которым особенно обострен по следам событий, журналисты используют хорошо известные им публицистические приемы, частотные языковые средства, устойчивые речевые обороты (клише). Это определяет стандартизацию языка газеты.

Поскольку произведения публицистического характера адресованы широкому кругу читателей, главный критерий отбора в них языковых средств - их общедоступность. Публицисты не должны использовать непонятные читателям узкоспециальные термины, диалектные, жаргонные слова, иноязычную лексику; усложненные синтаксические конструкции; отвлеченную образность.

В то же время публицистический стиль - это не замкнутая, а открытая система языковых средств. Это позволяет журналистам обращаться к элементам других функциональных стилей и - в зависимости от содержания публикации - употреблять разнообразную лексику, включая внелитературные слова и выражения, необходимые для достоверного изображения событий и их героев.

Лексика публицистического стиляотличается тематическим многообразием и стилистическим богатством. Здесь широко представлена общеупотребительная, нейтральная лексика и фразеология, а также книжная и разговорная. Выбор словесного материала определяется темой, при обсуждении общественно-политических проблем находят применение такие, например, слова, как приватизация, кооператор, маркетинг, менеджмент, биржа, бизнес, демократия, гласность, капитализм, социализм; при решении вопросов повседневной жизни - иные: пенсия, зарплата, потребительская корзина, безработица, уровень жизни, рождаемость и т.п.

На общем нейтральном фоне обращают на себя внимание оценочные лексико-фразеологические средства. В их числе можно встретить не только разговорно-просторечные слова и выражения (прихватизация, беспредел, тусовка, крутой ), но и книжные (держава, отчизна, агония, восторжествовать, свершать, низводить, козел отпущения экономической реформы, шоковая терапия, вавилонское столпотворение, соломоново решение и др. ).

Публицисты часто используют термины в образном значении (эпидемия болтовни, вирус расизма, раунд переговоров, шах правительству, политический фарс, пародия на демократию, финишная прямая, линия огня, хромосомы бюрократизма ), что не исключает, однако, их употребления в точном значении в соответствующем контексте.

Для публицистического стиля характерно соединение контрастных по стилистической окраске слов: в нем используется лексика книжная и разговорная, высокая и сниженная. Однако обращение к разноплановой лексике и фразеологии зависит от жанра и должно быть подчинено принципу эстетической целесообразности.

Синтаксис публицистических произведений отличается правильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью. Используются монологическая речь

(преимущественно в аналитических жанрах), диалог (например, в интервью), прямая речь.

Основные стили публицистических текстов:

Тексты агитационно-пропагандистские,

Политико-идеологические,

Газетно-публицистические,

Критико-публицистические,

Художественно-публицистические.

Все это представлено разными жанрами :

Призывы,

Воззвания,

Прокламации,

Партийные документы,

Репортажи,

Интервью,

Корреспонденции,

Заметки, очерки,