§1. Общая характеристика имени числительного

Имя числительное - это самостоятельная знаменательная часть речи. Числительные различны по значению, грамматическим особенностям, структуре.

1. Грамматическое значение - «число, количество, порядок при счете».
К числительным относятся слова, отвечающие на вопросы: Сколько?, Который?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные- количественные/порядковые, простые/составные
  • изменяемые - падеж у всех числительных, род и число у порядковых, а также, кроме того, у отдельных числительных есть признаки, не вписывающиеся в общую схему:
    у некоторых количественных: род, например, один-одна-одно, два-две,
    число, например, один-одни, тысяча-тысячи, миллион-миллионы.

Числительные склоняются, изменяясь по падежам, а некоторые - по падежам, числам и родам в единственном числе. На этом основании они и относятся к именам.

3. Синтаксическая роль в предложении:

  • количественные числительные вместе с существительным, которое от них зависит, составляют единый член предложения, например:

    Три журнала лежали на столе.

    Я купил три журнала.

    Повесть была напечатана в трёх журналах.

    Количественные числительные входят в состав тех членов предложения, которыми могут быть существительные.

  • порядковые числительные бывают в предложении определением или частью составного именного сказуемого.

    Наше место в десятом ряду.

    Мальчик был третьим.

§2. Разряд по значению

По значению числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые.
Количественные обозначают «число» или «количество». Число - это абстрактное математическое понятие. Количество - это количество предметов. Количественные числительные в свою очередь делятся на подразряды:

  • целые обозначают целые числа и количества в целых числах, например: пять, двадцать пять, сто двадцать пять
  • дробные обозначают дробные числа и количества, например: одна вторая, две третьих
  • собирательные выражают значение совокупности: оба, трое, семеро

Все подразряды количественных числительных имеют свои особенности. Целые с дробными могут образовывать смешанные числительные, например: пять целых и три десятых (или: пять целых три десятых).

Порядковые числительные обозначают порядок при счете: первый, сто первый, две тысячи одиннадцатый.

§3. Структура числительных

По структуре числительные делятся на простые и составные.

  • Простые числительные - это такие, которые пишутся в одно слово: три, тринадцать, триста, третий, трёхсотый
  • Составные - это числительные, составленные из нескольких слов, пишущихся раздельно: тридцать три, триста тридцать три, триста тридцать третий.

Что каким бывает?

  • Целые количественные
  • Дробные количественные - составные.
  • Собирательные количественные - простые.
  • Порядковые числительные могут быть и простыми, и составными.

§4. Количественные числительные. Морфологические особенности

Целые числительные

Целые числительные изменяются по падежам. Если это составные целые числительные, то при склонении изменяются все части. Например:

И.п. восемьсот пять десят шесть (книг)
Р.п. восьмисот пятидесяти шести (книг)
Д.п. восьмистам пятидесяти шести (книгам) и т.д.

Из примеров видно, что у производных числительных, образованных сложением основ, при склонении изменяются обе части.
Большой интерес представляют числительные, имеющие не только формы падежей, но и рода или рода и числа.

Это числительные: один, два, полтора, тысяча, миллион, миллиард и другие подобные.

Один

Слово один изменяется по родам и числам: один мальчик - м.р., одна девочка - ж.р., одно государство - ср. р., одни - мн.ч. У этого числительного не один набор форм, как у большинства целых количественных числительных, а четыре: для каждого рода в единственном числе и для множественного числа.

Числительное два изменяется не только по падежам, как все числительные, но и по родам: два мальчика, две девочки, два окна (формы ср.р. и м.р. совпадают).

Тысяча, миллион, миллиард

Эти числительные похожи на существительные. Они имеют постоянный признак рода и изменяются по числам и падежам.

И.п. тысяча, тысячи
Р.п. тысячи, тысяч
Д.п. тысяче, тысячам и т.д.

Дробные количественные числительные

Кроме числительных полтора, полтораста , все дробные составные: первая часть - целое количественное числительное, а вторая - порядковое: две третьих, пять восьмых . При склонении изменяются обе части, например:

И.п. пять восьмых
Р.п. пяти восьмых
Д.п. пяти восьмым

Полтора
Числительное полтора изменяется не только по падежам, но и по родам: полтора - полторы , например:

полтора дня, полторы недели.
(Форма ср.р. совпадает с формой м.р.)

Один, два в составе дробных по родам не изменяются, а употребляются в форме ж.р., например:

одна восьмая, две третьих.

Собирательные числительные

Собирательные числительные изменяются по падежам. Особенным является только слово оба , у которого есть формы рода:

оба брата, обе сестры, оба государства
(Формы м. и ср.р. совпадают)

§5. Порядковые числительные. Морфологические особенности

Порядковые числительные ближе всего к относительным прилагательным. Они изменяются по числам, в единственном числе по родам и по падежам и имеют окончания как у прилагательных. В составных порядковых числительных изменяется только конечное слово, например:

И.п. тысяча девятьсот восемьдесят четвёртый
Р.п. тысяча девятьсот восемьдесят четвёртого
Д.п. тысяча девятьсот восемьдесят четвёртому и т.д.

§6. Синтаксическая сочетаемость числительных с существительными

У количественных числительных есть особенности в синтаксической сочетаемости с существительными, к которым они относятся.

В И.п. и В.п. они требуют после себя существительных в форме Р.п., например:

восемь книг, пятнадцать роз, двадцать человек.

При этом числительные полтора, два, три, четыре требуют существительного в ед. ч., а остальные - во мн. ч.

Два окна - пять окон, три розы - тридцать роз, четыре мальчика - сорок мальчиков.

Такой вид синтаксической сочетаемости называется управлением, т.к. падеж существительного управляется числительным.

Во всех остальных формах вид связи другой, а именно: согласование, т.е.числительные согласуются с существительными в падеже.

Р.п. пяти окон, трёх роз
Д.п. пяти окнам, трём розам
Т.п. пятью окнами, тремя розами
П.п. (о) пяти окнах, трёх розах

Исключение составляет числительное один . Оно во всех падежах согласуется с существительным.

У дробных числительных простые полтора, полтораста сочетаются с существительными, как целые.
Остальные дробные управляют Р.п. Возможно употребление существительных как в единственном, так и во множественном числе, например: две третьих яблока (часть предмета) и две третьих яблок (часть общего количества предметов).

Собирательные числительные сочетаются с существительными так же, как и целые количественные числительные. В И.п. и В.п. они управляют Р.п. существительного, а во всех остальных падежах согласуются с существительным в падеже. Со всеми собирательными числительными, кроме оба , существительное употребляется в форме мн.ч., например, семеро козлят. И только с оба существительные употребляются в ед.ч.: оба брата, обе сестры.

Порядковые числительные согласуются с существительными, т.е. ведут себя как прилагательные. Например:
первый день, седьмая неделя, восьмые сутки.

Вспомни:

в составных числительных изменяется только конечное слово:
сто двадцать третьим параграфом (Т.п., ед.ч., м.р.),
второй рукой (Т.п., ед.ч., ж.р.),
четвёртым окном (Т.п., ед.ч., ср.р.).

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какое грамматическое значение выражают числительные?

    • Число, количество, порядок при счёте
    • Признак предмета
    • Указание
  2. Какие числительные обозначают порядок при счёте и отвечают на вопрос Который ?

    • Количественные
    • Порядковые
  3. Возможно ли в русском языке сочетание целых числительных с дробными?

  4. Могут ли собирательные числительные быть составными?

  5. Изменяется ли по родам числительное оба ?

  6. Может ли числительное быть определением?

  7. Какой вид синтаксической связи у собирательного числительного в примере: Семеро козлят ждали маму. ?

    • Согласование
    • Управление
  8. В каких формах порядковые числительные согласуются с существительным в падеже?

    • Во всех
    • Во всех, кроме И.п. и В.п.
    • В И.п. и В.п.
  9. Как изменяются собирательные числительные?

    • По падежам
    • По падежам и числам
    • По падежам, числам и в единственном числе - по родам
  10. У каких числительных есть подразряды по значению?

    • У количественных
    • У порядковых

1. Понятие об имени числительном.

Числительное – это самостоятельная часть речи, к которой относятся слова, обозначающие

Числа (дважды два – четыре),

Количество предметов (четыре стола) или

Порядок предметов при счете (пятый дом)

и отвечающие на вопросы сколько ?, который ?

Схема 1. Числительное как часть речи

2. Разряды числительных.

С точки зрения значения и грамматических признаков числительные принято делить на группы, или разряды.

Разряды – группы слов, объединенных общим значением и имеющих одинаковые грамматические характеристики.

Числительные делятся на количественные и порядковые.

К количественным числительным относят слова, обозначающие количество (пять домов),

число (пять не делится на два без остатка), номер предмета (дом номер пять ).

К порядковым числительным относят слова, обозначающие порядок следования предметов при счете (пятый дом).

Схема 2. Разряды числительных

3. Количественные числительные.

Внутри группы количественных числительных с точки зрения значения и грамматических свойств можно выделить следующие подгруппы:

Количественные числительные, обозначающие целые числа,

Количественные числительные, обозначающие дробные числа,

Собирательные числительные.

Количественные числительные, обозначающие целые числа, – это числительные, называющие количество чего-либо в целых единицах: два стола, пять билетов, тридцатьтри корабля. Отметим, что данные слова сочетаются с существительными, которые называют предметы, поддающиеся счету (нельзя сказать два золота или три молодежи).

Эти слова изменяются по падежам (пять, пяти, пятью ) и не имеют категорий рода и числа (кроме числительных один, два ). Слово один может иметь формы мужского, среднего и женского рода: один, одно, одна и форму множественного числа: одни .

Числительное два/две изменяется по родам, сохраняя различия по роду в И.п. и В.п.: две рубашки, два стола.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробное количество (две третьих, ноль целых семь десятых ). Эти числительные сочетаются как с названиями предметов, поддающихся счету, так и с вещественными и собирательными существительными: две третьих стола, одна десятая молодежи, три пятых золота.

Слова этой подгруппы изменяются по падежам: три четвертых, трёх четвертых и т.д., но не имеют рода и числа.

Исключение составляют числительное полтора , которое имеет две формы: м. и ж. р. (полтора месяца, полторы минуты), а также дробные числительные, в состав которых входят числительные один и два . При этом, сохраняя категорию рода, данные слова в составе дробных числительных по родам не изменяются и всегда используются только в форме ж. р. Одна седьмая стола, две пятых книги .

Последняя подгруппа количественных числительных – собирательные числительные. К этой подгруппе относятся 10 слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба/обе .

Все эти слова изменяются по падежам (двое, двоих, двоим и т.д.).

Слово оба/обе изменяется по падежам и по родам, где оба – форма мужского и среднего рода, обе – женского рода.

4. Строение (структура) имен числительных.

По своей структуре числительные могут быть простыми, составными и сложными.

Простые числительные состоят из одного слова (восемь, пять, двадцать ). Составные – из двух и более (восемьдесят два, пятьдесят три, пятьсот двадцать пять ).

С точки зрения количества корней в слове также выделяют сложные числительные. К ним относят слова, содержащие более одного корня. Слова пятьдесят, шестьдесят, семьдесят являются сложными, т.к. имеют два корня.

Дробные числительные – составные (три десятых ), числительное полтора – простое, числительное полтораста – сложное.

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Схема 3. Структура числительных

5. Синтаксическая функция числительных.

В предложении количественные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят. Таким образом, они могут быть любым членом предложения, которым может быть существительное.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком (А. Пушкин).

(…) И выбор мой благословляет лишь три любимые лица. (Б. Ахмадулина).

На них он выменял борзые три собаки!!! (А. Грибоедов).

Порядковые числительные являются либо определениями, либо частью сказуемого.

Все повторяю первый стих… (М. Цветаева).

Сто первым я не буду никогда! (Е. Евтушенко).

Домашнее задание (Источник)

Упражнение 1.

Запишите текст, определите разряды числительных.

22 августа 1880 года в Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.

Как важно бывает правильно ответить на вопрос сколько?! От правильного ответа могут зависеть и наши потери, и наши приобретения. На данном уроке вы узнаете, как правильно склонять количественные числительные, обозначающие целые числа.

1. Значение дробных числительных и их сочетаемость с именами существительными

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробные количества (две третьих, 0,7 и пр.). Эти числительные сочетаются как с названиями предметов, поддающихся счету, так и с вещественными и собирательными существительными. Две третьих стола. Одна десятая молодежи. Две пятых золота.

Однако числительные данного разряда не могут сочетаться с одушевленными существительными. Исключение составляет слово полтораста (= полторы сотни = 150). Мы не можем сказать, например, полторы собаки и можем сказать полтораста собак .

Из полу́тораста собак южнорусских овчарок было всего пять.

Слово полтораста хоть и является дробным, поскольку полтораста – это полторы сотни, но называет целое количество, т. к. полторы сотни – это 150. Именно поэтому полтораста является единственным дробным числительным, которое сочетается с одушевлёнными существительными.

2. Структура дробных числительных

По своей структуре все дробные количественные числительные являются составными, т. е. состоят из 2-х и более слов. Три десятых, семь восьмых, три четвёртых. При этом первая часть дробных числительных представлена целым количественным числительным, а вторая часть – порядковым числительным.

Исключение составляют числительные полтора/полторы и полтораста , поскольку они состоят из одного слова, в отличие от остальных дробных числительных. При этом полтора – простое, полтораста – сложное.

3. Морфологические признаки

Все дробные количественные числительные изменяются по падежам.

Числительное полтора изменяется по родам и имеет формы м. и ср. р. и форму ж. р: полтора и полторы . Полтора месяца, полтора яблока, полторы недели.

Как вы помните из предыдущего урока, числительные один и два тоже имеют категорию рода (один – одна – одно, два – две ). Попадая в состав дробного числительного, эти слова сохраняют родовую характеристику, но используются только в форме ж. р.: одна десятая, две десятых, одна восьмая, две восьмых и т. д.

4. Склонение дробных количественных числительных

С точки зрения структуры в группе дробных количественных числительных представлено 2 подгруппы:

§ простые (несоставные) числительные (полтора, полтораста )

§ составные числительные (все остальные, напр. 2/5).

Числительные первой подгруппы полтора/полторы и полтораста имеют 2 формы: И. п. и В. п. (полтора/полторы и полтораста ) и форму для остальных падежей (полу́тора, полу́тораста ).

Таблица 1. Склонение числительных полтора, полторы, полтораста

В числительных второй подгруппы – в составных дробных числительных – склоняются обе части: первая часть склоняется как соответствующее целое числительное, вторая – как порядковое числительное во мн. или ед. ч. (одна седьмая, три седьмых и т. д.).

Таблица 2. Склонение составных дробных числительных

5. Синтаксические характеристики

Существительные, употребляющиеся с дробными количественными числительными, стоят в форме Р. п. ед. или мн. ч. Форма числа существительного зависит от смысла.

Сравните: Одна вторая груши и одна вторая груш , две третьих стакана и две третьих стаканов . Т. е. ед. ч. = часть одного предмета, мн. ч. = часть общего количества предметов.

В предложении дробные количественные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят.

Мы не виделись полтора года .

Мировой океан занимает три четвертых планеты .

На вопрос имя числительное и его синтаксическая роль заданный автором Босоногий лучший ответ это





Ответ от Класс класс [новичек]
Разве вы это хотите


Ответ от Вровень [новичек]
Ответ неполный. Порядковые числительные редко, но бывают обстоятельствами. Пример: Около тысяча двести семьдесят пятого года до новой эры в Трое произошло извержение. (Около) тысяча двести семьдесят пятого (года) - обстоятельство.


Ответ от Мацола [новичек]
первую


Ответ от распространиться [новичек]
При анализе синтаксической функции числительного сначала следует определить, употребляется ли числительное изолированно или в составе количественно-именного словосочетания (две сестры, оба друга, трое детей) .
Имена числительные, употребленные изолированно, могут быть разными членами предложения:
подлежащим (три – это число, трое вызвались помочь, виноваты оба, третий лишний) ;
вляться именной частью составного сказуемого (дважды два – четыре, в очереди он был вторым) ;
быть прямым или косвенным дополнением (к четырем прибавили два, двоих она усыновила) .
Количественные числительные в именительном и сходном с ним винительном падежах, сочетаясь с существительным, являются главным словом синтаксически связанного словосочетания, управляя существительным в родительном падеже единственного или множественного числа (Мартышка съела четыре банана (пять бананов) – числительное четыре (пять) входит в состав синтаксически связанного словосочетания, которое в предложении играет роль дополнения) . Выступая в других падежах, количественное числительное является зависимым словом в свободном словосочетании, согласуясь с существительным, играет роль согласованного определения (К нам подошла женщина с двумя детьми) .
Порядковые числительные чаще всего выступают в роли согласованных определений (Второго урока не было. Только с третьей попытки спортсмену удался прыжок) , но могут также входить в состав синтаксически связанных (Первые из идущих уже увидели дом лесника) и фразеологически связанных (Он мне не родственник, а седьмая вода на киселе) словосочетаний.


Ответ от Dfhk hfik [новичек]
При анализе синтаксической функции числительного сначала следует определить, употребляется ли числительное изолированно или в составе количественно-именного словосочетания (две сестры, оба друга, трое детей) .
Имена числительные, употребленные изолированно, могут быть разными членами предложения:
подлежащим (три – это число, трое вызвались помочь, виноваты оба, третий лишний) ;
вляться именной частью составного сказуемого (дважды два – четыре, в очереди он был вторым) ;
быть прямым или косвенным дополнением (к четырем прибавили два, двоих она усыновила) .
Количественные числительные в именительном и сходном с ним винительном падежах, сочетаясь с существительным, являются главным словом синтаксически связанного словосочетания, управляя существительным в родительном падеже единственного или множественного числа (Мартышка съела четыре банана (пять бананов) – числительное четыре (пять) входит в состав синтаксически связанного словосочетания, которое в предложении играет роль дополнения) . Выступая в других падежах, количественное числительное является зависимым словом в свободном словосочетании, согласуясь с существительным, играет роль согласованного определения (К нам подошла женщина с двумя детьми) .
Порядковые числительные чаще всего выступают в роли согласованных определений (Второго урока не было. Только с третьей попытки спортсмену удался прыжок) , но могут также входить в состав синтаксически связанных (Первые из идущих уже увидели дом лесника) и фразеологически связанных (Он мне не родственник, а седьмая вода на киселе) словосочетаний.


Ответ от Анна Крид [новичек]
При анализе синтаксической функции числительного сначала следует определить, употребляется ли числительное изолированно или в составе количественно-именного словосочетания (две сестры, оба друга, трое детей) .
Имена числительные, употребленные изолированно, могут быть разными членами предложения:
подлежащим (три – это число, трое вызвались помочь, виноваты оба, третий лишний) ;
вляться именной частью составного сказуемого (дважды два – четыре, в очереди он был вторым) ;
быть прямым или косвенным дополнением (к четырем прибавили два, двоих она усыновила) .
Количественные числительные в именительном и сходном с ним винительном падежах, сочетаясь с существительным, являются главным словом синтаксически связанного словосочетания, управляя существительным в родительном падеже единственного или множественного числа (Мартышка съела четыре банана (пять бананов) – числительное четыре (пять) входит в состав синтаксически связанного словосочетания, которое в предложении играет роль дополнения) . Выступая в других падежах, количественное числительное является зависимым словом в свободном словосочетании, согласуясь с существительным, играет роль согласованного определения (К нам подошла женщина с двумя детьми) .
Порядковые числительные чаще всего выступают в роли согласованных определений (Второго урока не было. Только с третьей попытки спортсмену удался прыжок) , но могут также входить в состав синтаксически связанных (Первые из идущих уже увидели дом лесника) и фразеологически связанных (Он мне не родственник, а седьмая вода на киселе) словосочетаний.

В предложении имя числительное может выполнять самые различные функции, и служить как главным, так и второстепенным членом предложения. Чтобы определить синтаксическую роль этой части речи, необходимо правильно задать вопрос. В данной статье рассмотрены все варианты числительных в предложении с примерами.

Имя числительное играет очень важную текстообразующую роль. Оно может использоваться в речи в самых разных функциях.

Синтаксическая роль имени числительного в предложении

Количественные числительные могут быть и главным, и второстепенным членом в предложении. Для того, чтобы определить синтаксическую функцию имени числительного, нужно правильно поставить к нему вопрос.

  • Подлежащее всегда стоит в И. п. и отвечает на вопросы кто? что?

    Например : (Что?) Десять минус семь равно три. (Кто?) Тринадцать альпинистов бесследно исчезли в горах.

  • Сказуемое обычно обозначает действие или состояние подлежащего. Если сказуемое выражается числительным, как правило, оно обозначает результат и отвечает на вопрос сколько?

    Например : Триста тридцать три делить на сто одиннадцать - (сколько?) три.

  • Дополнение , выраженное сочетанием количественного числительного с существительным, отвечает на вопросы чего? чему? о чём? чем? что?

    Например : (Кому?) Сорока шести ученикам школы вручили грамоты. Всю ночь он думал (о ком?) об этих двух девушках. На день рождения мне подарили (что?) целых пять коробок конфет.

  • Определение , выраженное порядковым числительным, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? какими? каких? каким?

    Например : (Какая?) Седьмая кандидатка понравилась всем членам жюри. Играть роль определения может и собирательное числительное. Все (какие?) восьмеро детей были очень хорошо воспитаны.

  • Обстоятельство , выраженное числительным, обычно отвечает на вопросы где? когда? как долго? каким образом? И т. д.

    Например : (Где?) В семи милях от дома они поняли, что выехали зря. Он предложил встретиться (когда?) в шесть часов вечера.

Утверждаю:______________Дата:____________Русский язык 7 класс 9.11.2016

Тема: Синтаксическая роль числительных

Цель: 1.систематизировать и обобщить знания учащихся об имени числительном как части речи;
2.закрепить навыки, связанные с употреблением числительных в устной речи (соблюдать нормы употребления при согласовании с существительным);
3. воспитывать у школьников интерес к русскому языку.
Тип урока: повторение и систематизация знаний.
МО: практический, наглядно – иллюстративный.
Ход урока:
1 . Орг. этап.

Итак, Блиц-опрос по пройденному материалу:

1.Что такое имя числительное?
2. Все числительные по значению делятся на…. (количественные и порядковые)

3. Среди количеств.числительных выделяются…(целые, дробные, собирательные)
4. Количеств. числительные по составу бывают.. (простые, сложные и составные)

2 .Словарный диктант.

Учитель диктует имена числительные, учащиеся должны разделить их на две группы:

на простые числительные и составные.

Три, сорок восемь, тысяча девятьсот девяносто девятый, восьмидесятый, девяносто,

сто тридцать, триста сорок восемь, два, двенадцать, две тысячи шестой, восемьсот

пятнадцать, триста тринадцать, двести двадцать второй, один миллион триста сорок(1340000), пять тысяч восемьсот, тридцать два.

3 .Затем учащиеся должны составить предложения со всеми числительными. Это

задание выполняется самостоятельно.

Подчеркните числительные как члены предложения

Семеро ребят отправились в поход.Первый луч солнца разбудил девочку.Прибавьте к десяти шесть.Поезд отправляется в два часа.Мальчик купил пять тетрадей.Семеро шесть-сорок два.

4 . Задание: от количественных числительных 6,3,4,2,1,10,7,13,19,20
Образовать порядковые числительные

5 .Задание. Перепишите и укажите вид числительных по строению (простые, сложные, составные).

Пятнадцать, семь, сто шестнадцать, восемнадцатый, одиннадцать, шестьсот, семидесятый, девяносто шестой, семьсот сорок один, триста двадцать, четвертый, девятьсот девяносто девять тысяч

6 .Задание. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, в которой все числительные являются простыми и запишите их прописью.

а) 19, 15, 1000 б) 8, 1000, 100, 1 в) 19999, 300, 4, 17 г) 3, 29, 18, 41

7 . Запишите числа собирательными числительными. За одним столом сидят (3) друзей. У тёти Маши (4) детей. (5) альпинистов ушли в горы. На столе лежало (6) ножниц, Прошло (3) суток.

8 .1.Просклоняйте порядковое числительное восьмой .

2. Просклоняйте составное числительное, год вашего рождения. (2001-ый год)

3. преобразуйте количественные числительные в порядковые: 1819, 48, 90, 15, 12, 4, 22, 800.

9 . числительные записать словами, согласовав их с существительными:

У меня день рождения… ; перед 8 (март) нужно купить цветы; буду вспоминать о 1 (сентябрь); к 9 (май) необходимо подготовить концерт.

10 .1.В каком числительном надо писать НН?

2.В каких числительных надо писать – ь на конце слова:

3.В каких числительных надо писать – ь в середине слова:

11 . Разминка
- Сколько пальцев на руке? (5)
- Сколько месяцев в году? (12)
- Сколько хвостов у 5 котов? (5)
- Сколько колец на Олимпийском флаге? (5)
- Сколько пальцев на двух ногах? (10)
- Сколько солнышек на небе? (одно)
- Сколько лап у двух куриц? (4)
- Сколько золотых медалей получили
казахстанцы на Олимпиаде в Лондоне? (7)
-Сколько глаз у человека? (2)
- Сколько углов у квадрата? (4)
- Сколько рук у собаки? (ноль)
- Сколько времени года? (4)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Сколько сторон у треугольника?(3)
- Сколько орехов в пустом стакане? (ноль)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)

12. Пословицы и поговорки.
Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются имена числительные
Один в поле не воин.
Одно дерево срубишь – десять посади.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Два сапога – пара.
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени –только три дня.
Без четырех углов изба не рубится.
Семеро одного не ждут
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Весна да осень – на дню погод восемь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
13. Числительные в названиях сказок.
Вспомните названия сказок, в которых встречаются имена числительные

Маша и 3 медведя.12 Месяцев.Сказка о мертвой царевне и 7-ми богатырях.3 поросенка.Волк и семеро козлят.Али-баба и 40 разбойников.3 орешка для золушки.Белоснежка и 7 гномов.Три толстяка.

14 . Прочитайте его с поэтической интонацией:
714, 15, 3247
16, 318, 140, 327
3, 28, 220, 126, 1245
615, 18, 2225
713, 116, 512, 43
2000000, 320, 17, 333.

15 Вопросы:

1. Часть речи, обозначающая количество предметов.

2. Числительные, которые отвечают на вопрос сколько?

3. Числительные, которые отвечают на вопрос какой?

4. Число больше трех, но меньше пяти.

5. Число меньше двенадцати, но больше десяти.

6. Десять разделить на два.

16. Рефлексия.

Что сегодня повторили? (Правильно употреблять числительные в устной речи, правильно писать числительные, видеть, слышать и уметь исправлять грамматические ошибки, связанные с нарушением морфологических норм числительных).

17 . Домашнее задание. Подведение итога урока. Выставление оценок.