Вокруг нас: на земле, в траве, на деревьях, в воздухе - всюду кипит жизнь. Даже никогда не углублявшийся в лес житель большого города часто видит вокруг себя птиц, стрекоз, бабочек, мух, пауков и многих других животных. Хорошо известны всем и обитатели водоемов. Каждому, хотя бы изредка, приходилось видеть стайки рыб у берега, водяных жуков или улиток.
Но есть мир, скрытый от нас, недоступный непосредственному наблюдению,- своеобразный мир животных почвы.
Там вечный мрак, туда не проникнешь, не разрушив естественного строения почвы. И только отдельные, случайно замеченные признаки показывают, что под поверхностью почвы среди корней растений существует богатый и разнообразный мир животных. Об этом говорят порой холмики над норками кротов, отверстия нор суслика в степи или норок береговых ласточек в обрыве над рекой, кучки земли на дорожке, выброшенные земляными червями, и сами они, выползающие после дождя, а также неожиданно появляющиеся буквально из-под земли массы крылатых муравьев или жирные личинки майских жуков, которые попадаются при вскапывании земли.
Почвой называют обычно поверхностный слой земной коры на суше, образовавшийся в процессе выветривания коренной материнской породы под воздействием воды, ветра, колебаний температуры и деятельности растений, животных и человека. Важнейшее свойство почвы, отличающее ее от бесплодной материнской породы,- плодородие, т. е. способность производить урожай растений.

Как среда обитания животных почва сильно отличается от воды и воздуха. Попробуйте взмахнуть рукой в воздухе - вы не заметите почти никакого сопротивления. Проделайте то же в воде - вы почувствуете значительное сопротивление среды. А если опустить руку в яму и засыпать землей, то обратно вытащить ее будет трудно. Понятно, что животные могут сравнительно быстро двигаться в почве лишь в естественных пустотах, трещинах или ранее прорытых ходах. Если ничего этого на пути нет, то продвинуться животное может, только прорывая ход и отгребая землю назад либо заглатывая землю и пропуская ее через кишечник. Скорость движения при этом, конечно, будет незначительной.
Всякому животному, чтобы жить, необходимо дышать. Для дыхания в почве иные условия, чем в воде или в воздухе. В состав почвы входят твердые частицы, вода и воздух. Твердые частицы в виде небольших комочков занимают немногим более половины ее объема; остальное приходится на долю промежутков - пор, которые могут быть заполнены воздухом (в сухой почве) или водой (в почве, насыщенной влагой). Как правило, вода покрывает тонкой пленкой все почвенные частицы; остальное пространство между ними занято воздухом, насыщенным водяными парами.
Благодаря такому строению почвы в ней и живут многочисленные животные, которые дышат через кожу. Если их вынуть из земли, они быстро погибают от высыхания. Больше того, в почве живут сотни видов настоящих пресноводных животных, населяющих реки, пруды и болота. Правда, это все микроскопические существа - низшие черви и одноклеточные простейшие. Они двигаются, плавают в пленке воды, покрывающей почвенные частицы. Если почва высыхает, эти животные выделяют защитную оболочку и как бы засыпают.

Почвенный воздух получает кислород из атмосферы: количество его в почве на 1-2% меньше, чем в атмосферном воздухе. Кислород потребляют в почве и животные, и микроорганизмы, и корни растений. Все они выделяют углекислый газ. В почвенном воздухе его в 10-15 раз больше, чем в атмосфере. Свободный газообмен почвенного и атмосферного воздуха происходит только в том случае, если поры между твердыми частицами не сплошь заполнены водой. После сильных дождей или весной, после таяния снега, почва насыщается водой. Воздуха в почве становится недостаточно, и под угрозой гибели многие животные ее покидают. Этим и объясняется появление земляных червей на поверхности после сильных дождей.
Среди почвенных животных встречаются и хищники, и питающиеся частями живых растений, главным образом корнями. Есть в почве и потребители разлагающихся растительных и животных остатков - возможно, в их питании немалую роль играют и бактерии.
Свою пищу почвенные животные находят либо в самой почве, либо на ее поверхности.
Жизнедеятельность многих из них очень полезна. Особенно полезна деятельность дождевых червей. Они затаскивают в свои норы огромное количество растительных остатков, что способствует образованию перегноя и возвращает в почву вещества, извлеченные из нее корнями растений.
В лесных почвах беспозвоночные, особенно дождевые черви, перерабатывают более половины всех опавших листьев. За год на каждом гектаре они выбрасывают на поверхность до 25-30 т переработанной ими земли, превращенной в хорошую, структурную почву. Если распределить эту землю равномерно по всей поверхности гектара, то получится слой в 0,5-0,8 см. Поэтому дождевых червей не зря считают важнейшими образователями почвы. В почве «работают» не только дождевые черви, но и их ближайшие родственники - более мелкие беловатые кольчатые черви (энхитреиды, или горшечные черви), а также некоторые виды микроскопических круглых червей (нематоды), мелкие клещи, различные насекомые, особенно их личинки, и, наконец, мокрицы, многоножки и даже улитки.

Медведка

Влияет на почву и чисто механическая работа многих живущих в ней животных. Они прокладывают ходы, перемешивают и разрыхляют почву, роют норы. Все это увеличивает в почве количество пустот и облегчает проникновение в ее глубину воздуха и воды.
В такой «работе» участвуют не только сравнительно мелкие беспозвоночные животные, но и многие млекопитающие - кроты, землеройки, сурки, суслики, тушканчики, полевые и лесные мыши, хомяки, полёвки, слепыши. Сравнительно крупные ходы некоторых из этих животных уходят вглубь от 1 до 4 м.
Еще глубже идут ходы крупных дождевых червей: у большинства из них они достигают 1,5-2 м, а у одного южного червя даже 8 м. Эти ходы, особенно в более плотных почвах, постоянно используются корнями растений, проникающими в глубину. В некоторых местах, например в степной зоне, большое количество ходов и нор роют в почве жуки-навозники, медведки, сверчки, пауки-тарантулы, муравьи, а в тропиках - термиты.
Многие почвенные животные питаются корнями, клубнями, луковицами растений. Те из них, которые нападают на культурные растения или на лесные насаждения, считаются вредителями, например майский жук. Его личинка живет в почве около четырех лет и там же окукливается. В первый год жизни она питается преимущественно корнями травянистых растений. Но, подрастая, личинка начинает питаться корнями деревьев, особенно молодых сосенок, и приносит лесу или лесонасаждениям большой вред.

Лапы крота хорошо приспособлены для жизни в почве.

Личинки жуков-щелкунов, чернотелок, долгоносиков, пыльцеедов, гусеницы некоторых бабочек, например подгрызающих совок, личинки многих мух, цикад и, наконец, корневые тли, например филлоксера, также питаются корнями различных растений, сильно вредя им.
Большое количество насекомых, повреждающих надземные части у растений - стебли, листья, цветки, плоды, откладывают в почве яйца; здесь же вышедшие из яиц личинки скрываются в засуху, зимуют, окукливаются. К почвенным вредителям относятся некоторые виды клещей и многоножек, голые слизни и чрезвычайно многочисленные микроскопические круглые черви - нематоды. Нематоды проникают из почвы в корешки растений и нарушают их нормальную жизнедеятельность. В почве обитает немало хищников. «Мирные» кроты и землеройки поедают огромное количество дождевых червей, улиток и личинок насекомых, нападают они даже на лягушек, ящериц и мышей. Едят эти животные почти непрерывно. Например, землеройка за сутки съедает количество живности, равное ее собственному весу!
Хищники имеются почти среди всех групп беспозвоночных, живущих в почве. Крупные инфузории питаются не только бактериями, но и простейшими животными, например жгутиконосцами. Сами инфузории служат добычей некоторым круглым червям. Хищные клещики нападают на других клещей и мельчайших насекомых. Тонкие, длинные, бледно-окрашенные многоножки-геофилы, живущие в трещинах почвы, а также более крупные темно-окрашенные костянки и сколопендры, держащиеся под камнями, в пнях, тоже хищники. Они питаются насекомыми и их личинками, червями и другими мелкими животными. К хищникам относятся пауки и близкие к ним сенокосцы («коси-коси-ножка»). Многие из них обитают на поверхности почвы, в подстилке или Под лежащими на земле предметами.

Личинка муравьиного льва.

Выполнила: ученица 7 «Б» класса Поздова Татьяна МБОУ СОШ №17 г. Саров Нижегородская обл. Учитель: Яковлева Н. Л. Животный мир почвы

§ 24 Свойства почвы как среды обитания животных.

На первый взгляд кажется, что в почве очень мало животных. Однако зоологи установили, что почва чрезвычайна богата ими. Но прежде чем рассматривать этих животных, давайте вспомним, что же такое почва.

Почва – сложное образование. Почва сформирована веществами, находящимися в твёрдом состоянии(глина, песок, мелкие камешки и органические вещества) жидком состоянии(вода) и газообразном состоянии(газы воздуха).

Плотность почвы намного превосходит и плотность воздуха, и плотность воды. Поэтому животным, обитающим в почве, приходится применять различные способы передвижения в этой чрезвычайно плотной среде. В почве нет света. Поэтому многие почвенные животные слепы. А для ориентации под землей они используют другие органы чувств.

В почве особый кислородный режим: кислорода в ней меньше, чем в наземно-воздушной среде. Кроме того, его количество меняется в зависимости от погодных условий. Это хорошо видно, когда в дождливую погоду вода вытесняет воздух из норок дождевых червей. Эти животные начинают задыхаться и в массе выползают на поверхность почвы.

В почве более постоянная(без резких перепадов) температура, чем в наземно-воздушной среде: летом там прохладнее, а зимой, наоборот, теплее. Многие животные используют это свойство почвы. Зимой млекопитающие и рептилии спасаются в глубоких норах от морозов. Пустынные животные прячутся в норах от палящих лучей солнца. Кроме того, в почве можно укрыться от врагов, которые обитают на поверхности.

В толще почвы обитает множество животных. Прежде всего это разнообразные простейшие, одноклеточные животные. Все простейшие живут только в жидкой среде. Поэтому в почве они встречаются в тонком слое воды, покрывающем почвенные частицы. Среди почвенных простейших встречаются и жгутиковые, и амёбы, и инфузории. Они могут жить не только в почве,но и в водоёмах. При высыхании почвы они переживают неблагоприятный для себя период в виде спор или цист.

Для почвы характерны разнообразные мелкие клещи и примитивные насекомые – ногохвостки. У этих беспозвоночных нет специальных приспособлений для того, чтобы раскапывать почву и прокладывать в ней тоннели. Малые размеры ногохвосток и клещей позволяют им свободно передвигаться по естественным скважинам и ходам почвы, проникая подчас на большую глубину.

Роль животных, обитающих в почве, очень велика. Особое значение имеют обитающие в почве мелкие животные – они разлагают органические остатки и формируют плодородный слой почвы – гумус. Дождевые черви затаскивают в свои норки опавшие листья, где они перегнивают, что также увеличивает плодородие почвы. Кроме того, своими ходами черви создают дополнительную вентиляцию почвы, а также перемешивают её.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Цель : продолжить изучение основных сред жизни организмов.

Задачи:

обучающие: выяснить признаки живых организмов - обитателей почвы;

развивающие:

учить систематизировать, выделять главное и существенное,

развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

воспитательные:

показать важность бережного отношения к почве,

прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле,

Оборудование:

Набор ИКТ, учебник,

тексты по теме (1 на парту).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: (в виде зарядки на внимание)

Выпрямились

Зарядка для глаз

Зарядка для органов дыхания

II. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята, садитесь!

III. Повторение раннее изученного.

Несколько уроков мы с вами обращали внимание на одну из экологических закономерностей: скажите, пожалуйста, что это за закономерность? в зависимости от того, где живут представители разных видов живых организмов, можно выделить 4 основные среды жизни, Какие это среды жизни? (Ученик записывает их на доске)

Водную - почвенную

Наземно - воздушную - другой организм

По внешнему облику разных видов животных и растений можно понять, в какой среде они живут.

Вопрос классу:

Попробуйте определить по описанию внешнего облика живого существа, к какой среде жизни его следует отнести:

1. Четвероногое животное с сильно развитой мускулатурой бедер на задних конечностях и гораздо более слабой - на передних, которые к тому же укорочены, с относительно короткой шеей и длинным хвостом. (Кенгуру).

2. Передние конечности превращены в крылья, кости полые, зубы отсутствуют, тело покрыто перьями. (Птица).

3. Голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. Тело покрыто чешуей, обильно смазано слизью; спинка часто темная, а брюшко светлое; есть специальные выросты - плавники - для передвижения. (Рыба).

4. Компактное тело с коротким хвостом и короткими конечностями, из которых передние очень мощные и выглядят похожими на лопату или грабли, подслеповатые глаза, короткая шея и короткий мех. (Крот).

Первый и второй - представители наземно-воздушной среды, третий - водной.

Где может жить четвертый организм? В почве.

IV. Изучение нового материала

Итак, тема урока: ПОЧВА как среда жизни (слайд 1-5)

Вопрос классу:

Попробуйте определить обитателей почвы (работа выполняется учащимися самостоятельно, затем “зигзагом” заслушивается: первая парта называет первого обитателя, вторая - второго и т. д., затем так же - компоненты почвы).

СХЕМА № 1

Итак, записываем в тетрадь

ПОЧВА КАК СРЕДА ЖИЗНИ (слайд 7-9)

В почве обитают многочисленные организмы.

С какими трудностями они сталкиваются?

Во-первых, почва достаточно плотная, и ее обитатели должны жить в микроскопически малых полостях или уметь рыть, прокладывать себе дорогу.

Во-вторых, сюда не проникает свет, и жизнь многих организмов проходит в полной темноте.

В-третьих, в почве недостаточно кислорода.

Но водой она вполне обеспечена, в ней много минеральных и органических веществ , запас которых постоянно пополняется за счет умирающих растений и животных.

Рассказ учителя!

В почве нет таких резких колебаний температуры, как на поверхности.

Все это создает благоприятные условия для жизни определенных организмов. Почва буквально насыщена жизнью, хотя она не так заметна, как жизнь на суше или в водоеме.

Корни растений, грибницы различных грибов пронизывают почву. Они поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли . Особенно много в почве микроорганизмов. Так, в 1 кв. см почве содержатся десятки и даже сотни миллионов бактерий, простейших, одноклеточных грибов и даже водорослей.

Самые крупные из постоянных обитателей почвы - кроты и слепыши. Всю свою жизнь они проводят в почве, в полной темноте, поэтому имеют неразвитые глаза. Все у них приспособлено к жизни под землей: удлиненное тело, густой и короткий мех, сильные копательные передние конечности у крота и мощные резцы у слепыша. С их помощью они создают сложные системы ходов, ловушки, кладовые.

Кроме постоянных “жителей” в почве есть временные “квартиранты”: суслики, сурки, кролики, барсуки. Они роют в почве норы, в которых отдыхают, спасаются от врагов, размножаются, зимуют, делают запасы.

Данные таблицы зачитываются учащимися по очереди:

1 парта - особенность

2 парта - соответствующую ей адаптацию

Вопрос классу.

Давайте сделаем вывод: что же следует называть почвой? (в словарь)

ПОЧВА - сложное природное образование со свойствами и качествами живой и неживой природы .

V. Домашнее задание: написать “письмо” от имени одного из обитателей почвы (например, крота или дождевого червя), раскрыв в нем основные особенности почвы как среды жизни.

Цель урока: продолжить изучение основных сред жизни организмов.

Задачи урока: ознакомить учащихся с процессом образования почвы, с составом и свойствами почвы, показать важность бережного отношения к почве.

Оборудование: два больших стакана, два небольших, воронка, пробирка, жестяная крышка, сухой спирт, вода, почва, столик для проведения опытов, держатель, рисунки с изображением лишайников, видеокассета, цветочные горшки с ростками.

по плану:

А)состав почвы;

Б)свойства почвы;

В)образование почвы.

5.Закрепление изученного.

6.Итог урока.

7. Домашнее задание.

Оформление доски.

Тема. Почвенная среда обитания живых организмов.

Состав и свойства почвы.

План урока.

1. Состав почвы.

2. Свойства почвы.

3. Образование почвы.

Минеральные Органические Вода Воздух

вещества вещества

(песок, глина, мин.соли) (перегной)

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Постановка темы.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной средой обитания -

3.Повторение раннее изученного материала.

Актуализация знаний.

Что называется средой жизни живого организма?

Какие основные среды жизни на Земле заселили живые организмы?

Чем различаются среды жизни организмов?

Что называется местообитанием живых организмов?

Тест. 1 вариант.

1.В какой среде меньше света?

А) водной б) наземно-воздушной

2.Пресная вода - это вода:

А) соленая б) несоленая

3.Планктон - это:

А)самостоятельно плавающие организмы б)парящие в воде организмы

4.Выберите пресноводные организмы:

А) карась б)осьминог в)ряска г)медуза

5.При смешивании соли и воды, вода является:

А) растворителем б)растворимым веществом

2 вариант.

1.Плотность выше:

А) у воздуха б)воды

2.Мягкий климат. Так говорят:

А) о климате побережий б) климате вдали от водных побережий

3.Выберите морские организмы:

А) осьминог б) ряска в) бурая водоросль г) кашалот

4.Больше кислорода содержит вода:

А) холодная б) теплая

5.В какой воде живут речные раки:

А) в мягкой б) в жесткой

4.Изучение нового материала.

Уже длительное время человечество существует благодаря

земледелию. Люди распахивают почвы и выращивают на них

необходимые для жизни культурные растения. А что мы называем

почвой? Ответы.

Поверхностный слой Земли, на котором растут растения, живут

животные, бактерии и другие организмы, называют почвой.

(Просмотр видеокассеты о почве как среде обитания)

Что же входит в состав почвы?

Мы это узнаем, проделав ряд опытов.

1.Возьмем стакан с водой, бросим в него комочек почвы. Что видим?

В воде из него выделяются пузырьки воздуха. (запишем в схеме)

2.Поместим почву в пробирку и начнем ее прогревать, на стенках

пробирки появились капельки воды. Откуда?

В почве содержится вода, при нагревании она стала испарятся и

оседать на стенках пробирки.(запишем в схеме)

3.При дальнейшем нагревании появится неприятный запах и

от почвы будет идти дым. Это сгорает перегной (он образовался из

сгнивших остатков растений и животных, погибших бактерий и

4.Поместим прокаленную почву в стакан с водой и размешаем, вода

станет мутной. Через некоторое время она отстоится и будут хорошо

видны два слоя: внизу осядет песок (он более тяжелый), а поверх

него - глина. (предъявляется результат ранее выполненного опыта)

(Запись в схеме).

5.Сливаем немного отстоявшейся воды, отфильтровываем ее

Наливаем в жестяную крышку. Выпариваем воду над пламенем.

На дне крышки хорошо виден беловатый осадок - это минеральные

соли. (записываем в схеме)

Проделав опыты мы выяснили, что в состав почвы

входят: минеральные вещества - песок, глина и соли; органические

вещества - перегной; вода; воздух.

Почва - величайшее природное богатство.

Почему мы так говорим?

Почва обладает плодородием, т.е. способностью давать урожай

растений, что не скажешь о песке и глине.

Перед вами три горшка с ростками фасоли 1, 2, 3: проросшие семена

были посажены в одно время, одинаково поливались, но первый горшок наполнен промытым песком, второй - глиной, третий- почвой.

Чем отличаются растения?

В двух горшках растения тонкие, бледно-зеленые, в третьем -

растение с зелеными листочками на толстом стебле.

Почва обладает плодородием.

Мы продолжим наблюдать за растениями и посмотрим, что потом

произойдет. (Ребята сами должны убедиться, что через некоторое

время при одинаковом уходе растения в горшках с песком и глиной

погибнут)

Но ведь почва как слой Земли существовала не всегда.

В очень далекие времена вода и суша на Земле были

безжизненными. На суше под влиянием влаги, резких изменений

температуры, ветра и других причин происходило разрушение гор.

Их верхние слои становились рыхлыми. Разрушались и

измельчались отрывавшиеся от них камни. Со временем на

поверхности суши образовалось много песка и глины - продуктов

разрушения горных пород.

Образование почвы началось с появления на суше бактерий -

невидимых простым глазом живых организмов. Бактерии-

почвообразователи могли жить в измельченной горной породе.

Отмирая, они обогащали горную породу органическими остатками,

которые превращались в перегной. Частицы песка и глины

склеивались перегноем в комочки, способные удерживать воду.

Важную роль почвообразователей выполняли лишайники (рисунок),

они могут жить даже на голых скалах и разрушать их. Отмирая, они

также обогащали измельченную горную породу органическими

остатками. Уже на такой почве могли жить растения, которые,

отмирая, сами пополняли почву перегноем. Превращение горной

породы в почву происходило в течение многих миллионов лет.

Продолжается оно и сейчас. Для образования в природе слоя почвы

толщиной в 5 см требуется около 2000 лет. Так можно ли весной

жечь старую траву? Чем это грозит?

5. Закрепление изученного.

Почему с поселением на почве зеленых растений процесс

почвообразования ускорился?

В старину, когда почва на полях переставала давать хорошие

урожаи, ее прекращали распахивать. Заброшенные поля зарастали

многолетними луговыми травами. Через 20 лет эти поля снова

распахивали. И 5-6 лет подряд получали хорошие урожаи. Почему?

6. Итог урока.

7. Домашнее задание. Ответить на вопрос: как сейчас человек улучшает плодородие почвы своем дачном участке.

Спасибо за работу на уроке!

Животные населяют весь земной шар: поверхность суши, почву, пресные воды и моря. При восхождении на Джомолунгму (Эверест) альпинисты заметили на высоте около 8000 м горных птиц клушиц. Черви, ракообразные, моллюски и другие животные обнаружены в глубочайших впадинах Мирового океана вплоть до глубины 11000м. Многие животные живут скрытно или имеют микроскопические размеры, поэтому мы их не замечаем. Другие животные, напротив, постоянно встречаются нам, например насекомые, птицы, звери.

Значение животных в природе столь же велико, как и значение растений. Многие растения опыляются только животными, что животные играют большую роль и в распространении семян некоторых растений. К этому следует добавить, что животные наряду с бактериями принимают самое активное участие в образовании почвы. Дождевые черви, муравьи и другие мелкие животные постоянно вносят в почву органические вещества, измельчают их и тем самым способствуют созданию перегноя. Через норки этих роющих животных легче проникают к корням необходимые для жизни растений вода и воздух. Из ботаники вы знаете, что зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания всех живых существ. Растения служат пищей растительноядным животным, а те в свою очередь хищным. Таким образом, животные не могут существовать без растений. Но и жизнь растений, как это было сказано, зависит от жизнедеятельности животных. Очень велико санитарное значение животных - уничтожение ими трупов других животных, остатков отмерших растений и опавшей листвы. Многие водные животные очищают воду, чистота которой для жизни столь же важна, как и чистота воздуха.

Мир животных всегда имел и имеет очень важное значение для нас. Наши отдаленные предки, жившие 100-150 тыс. лет назад, знали диких зверей, птиц, рыб и других животных. Это и понятно: ведь жизнь людей во многом зависела от охоты и рыболовства. Мясо добытых животных было одним из основных источников питания, из шкур убитых зверей изготовляли одежду, из костей - ножи, скребки, иглы, наконечники копий. Сухожилия использовали при шитье шкур вместо ниток и для тетивы лука. Успех охоты зависел не только от силы и ловкости охотников. Но и от умения обнаружить гнездо птицы или логово зверя, найти нужный след. Выбрать подходящее время для облавы. Одних животных нужно было ловить в расставленные силки и сети, других - подстерегать, притаившись, третьих - с шумом преследовать всем племенем и загонять в замаскированные ямы. Человеку было также важно спасаться от хищников. Отличать ядовитых змей от безвредных. Изучив повадки диких зверей, древние люди сумели приручить некоторых из них. Первым домашним животным стала собака, которую использовали как помощника на охоте. Позднее появились домашние свиньи. Рогатый скот, домашние птицы.

С течением времени роль животных в жизни человека изменилась. Значение диких зверей в качестве источника пищи заметно снизилось, так как мясо, шерсть и молоко стали получать от домашних животных. Но у человека появились новые враги из мира животных - различные насекомые, вредившие культурным растениям. История знает много примеров голодания целых народностей в результате истребления урожая полчищами саранчи. В 20 в. в результате огромного размаха хозяйственной деятельности человека - вырубки лесов. Строительства гидростанций, расширения посевных площадей и т.д. - многие дикие животные оказались в трудных условиях существования, уменьшилось их количество, некоторые виды стали редкостью, другие исчезли. Хищнический промысел истреблял ценных животных. Возникла необходимость в их охране. Известно, что животные играют очень важную роль в обеспечении населения Земли продуктами питания и сырьем для промышленности. Значительную долю продуктов питания, а также кожу, воск, шелк, шерсть и другое сырье человек получает от домашних животных. Рыболовство, особенно морское, промысел ракообразных и моллюсков также имеют важное значение для получения пищевых продуктов, витаминов. Лекарств и т.д. Из отходов промысла приготовляют кормовую муку для откорма скота и удобрения. Мех диких животных (кожа, рога, раковины и т.д.). Многие животные (например, птицы и хищные насекомые) играют большую роль в уничтожении вредителей культурных и ценных дикорастущих растений. Известно много животных, наносящих ущерб хозяйству человека. Среди них различные вредители культурных растений, животные, уничтожающие запасы продуктов, повреждающие изделия из кожи, шерсти, дерева и т.д. Существуют и такие животные. Которые вызывают различные болезни (малярию, глистные заболевания, чесотку и др.). Некоторые животные являются переносчиками болезней (вши переносят от больных к здоровым сыпной тиф, комары - малярию, блохи - чуму).

Животный мир - важная составная часть природной среды. Забота о нем служит основой его разумного использования. Зная особенности отдельных видов. Их роль в природе, человек может охранять полезных ему животных, способствовать увеличению их численности, ограничивать размножение вредителей сельского хозяйства, переносчиков и возбудителей болезней. В нашей стране заботе о животном мире придается важное государственное значение

Роль животных в почвообразовании еще больше, чем у растений, связана с их биогеоценологической деятельностью.

Академик С. С. Шварц считал, что эволюция организмов неразрывно связана с ролью их в биогеоценозе и с эволюцией самого биогеоценоза. Экосистема, биогеоценоз определяют устойчивость вида животных к разным неблагоприятным воздействиям, изменчивость их, и даже сама проблема происхождения жизни связана именно с первичной экосистемой: условия возникновения жизни были экологическим компонентом первой экосистемы.

Связь животных с почвой и участие их в почвообразовании могут быть различными. Животные живут в самой почве, на ее поверхности, над поверхностью почвы. Часть из них меняет образ жизни в зависимости от сезона, от стадий своего развития, от наличия корма. Другие ведут лишь один образ жизни. Ясно, что оценивать роль всех этих животных следует исходя из конкретных условий их обитания.

К животным, живущим в почве, в первую очередь относятся безпозвоночные, насекомые, дождевые черви и пр. Наибольшее количество данных накоплено о деятельности дождевых червей. Уже упоминалась отмеченная Дарвином роль червей в переработке почвы, Десятисантимстровый слой садовой почвы, развитой на карбонатной породе, по Дарвину, в течение десяти лет весь проходит через кишечник червей, обогащаясь гумусом, микроорганизмами, ферментами. Черви затаскивают в почву растительные остатки. Черви делают глубокие ходы в глубь почвы, по которым проникает вода и идут корни растений. Черви оструктуривают почву, создают мелкозернистую, обогащенную гумусом массу, которая устойчива к разрушающему действию воды. Обнаружено, что у некоторых почв как, например, под байрачными лесами (леса, расположенные в балках), верхний слой чернозема целиком состоит из копролитов - комочков почвы, прошедших через пищевой тракт дождевого червя. Копролитовая структура гумусового горизонта этой почвы отличает ее от соответствующего горизонта обычного чернозема. Дождевые черви - главная причина роющей деятельности кротов, которые в поисках пищи (а черви - их главная еда) прокладывают свои ходы в почвенной толще.

Жужелицы - широко распространенные жуки, обитающие в верхнем слое почвы и на ее поверхности, как показали детальные исследования, накапливают в своем теле свинец. Если учесть, что жужелицы - хищники, то очевидна сложная трофическая связь, приводящая к такому накоплению.

Личинки двукрылых (различных мух и мушек, комариков и пр.) часто обитают в верхних почвенных слоях и участвуют в разложении подстилки. Они, так же как и черви, улучшают гумусовое состояние почвы, повышают выход гуминовых кислот, увеличивают содержание азота, аммонийных соединений, общую гумусированность. Под их влиянием нарастает мощность гумусового горизонта в начальный период его образования.

Безусловно, беспозвоночным животным сопутствует определенная микрофлора, которая усиливает ферментативную активность почв. Все беспозвоночные и их личинки прокладывают ходы, разрыхляя и перемешивая почву.

В почве обитают также некоторые виды млекопитающих. Это сурки, суслики, мыши, кроты, землеройки, хомяки и многие другие.

Их воздействие на почву весьма заметно. Кроты перемешивают почву, выбрасывают на поверхность материал из нижних горизонтов. Масса таких выбросов может составлять шестьдесят тонн на гектар. Аналогично кротам ведут себя слепыши, живущие во влажных, гидроморфных почвах степей, в лугово-черноземных, лугово-каштановых почвах по балкам. Они также выбрасывают почву на поверхность и перемешивают верхние горизонты, но в отличие от кротов они питаются растениями.

В Северной Америке живут гоферы, семейство мешетчатых крыс. Они в основном питаются орехами, кореньями, которые затаскивают в свои норы на глубину полутора метров. На поверхность почвы гоферы, как кроты, выбрасывают материал из более глубоких горизонтов. Гоферы способствуют углублению почвенной толщи, более глубокому проникновению корней растений.

Роль сурков и сусликов в почвообразовании может достигать больших масштабов и быть двойственной. Живя в степях, они роют глубокие норы и выбрасывают на поверхность почвы материал, частично обогащенный карбонатом кальция и разными растворимыми солями. По данным зоологов и почвоведов, выбросы сусликов на поверхность способствуют увеличению содержания солей в верхних слоях окружающей нору территории. Это ухудшает почву, снижает ее плодородие. Но поскольку суслики долго живут на одном месте и устраивают в почве целую систему нор, ходов, то, после того как этот участок забрасывается сусликами, он начинает оседать, образуется западина, в которую стекает вода, и в конечном счете может образоваться большая впадина с более плодородными, чем окружающие, почвами, часто темноцветными.

Особое место в почвообразовании занимают мышевидные грызуны, лемминги, полевки и пр. Они устраивают норы, тропы на поверхности почвы от норы до норы, тоннели и в подстилке и в верхних слоях почвы. У этих животных есть «туалеты», где почва изо дня в день обогащается азотом и подщелачивается. Мыши способствуют более быстрому измельчению подстилки, перемешиванию почвы и растительных остатков. В тундровых почвах главную роль играют лемминги, в лесных - мыши и кроты, в степных - слепыши, суслики, сурки.

Словом, все живущие в почве животные, так или иначе, разрыхляют, перемешивают ее, обогащают органическим веществом, азотом.

Лисицы, барсуки, волки, соболи и другие наземные животные устраивают в почве убежища - норы. Бывают целые колонии животных-норников, существующих на одном месте в течение нескольких столетий, а иногда и тысячелетий. Так, было установлено, что нора барсука около Архангельска возникла на границе раннего и среднего голоцена, то есть восемь тысяч лет назад. Под Москвой возраст норы барсука превышал три тысячи лет. Таким образом, поселения животных-норников могут быть основаны ранее даже таких древних городов, как Рим.

За долгий период существования нор можно предположить самые разные влияния животных на почву. Например, изменение состава растений около нор. Зачищая норы, животные многократно погребали почвенные гумусовые горизонты, поэтому раскопка нор позволяет проследить историю биогеоценоза в течение значительного отрезка времени.

Многие не роющие нор животные оказывают как прямое, так и косвенное влияние на почву. Например, кабаны. Они перекапывают верхний слой, перемешивают подстилку и гумусовый горизонт, примешивают к гумусовому материалу субстрат более глубокого горизонта: подзолистого или с меньшим содержанием гумуса. Через год эти порой зарастают травой и становятся незаметными. Но свою биогеоценотическую роль они играют: по пороям происходит осеменение растений, обновление их популяций, возобновление деревьев.

Кабаны устраивают ночлег в укромных местах, в болотцах, в небольших лесных ручьях, в густых травах. При этом они уплотняют почву, способствуют возобновлению деревьев и оказывают всякие «мелкие услуги» лесным растениям, удобряя их, помогая в борьбе с конкурентами.

В почвах, перерытых кабанами, обычно в первый год уменьшается содержание органического вещества в слое до пяти сантиметров и увеличивается в слое пять - десять сантиметров. Кабаны создают в лесах особую экологическую нишу для деревьев, трав, животных. Иногда под влиянием кабана образуется более гумусированная, более рыхлая почва, иногда более оголенная. Случайное их распределение в пределах биогеоценоза не снимает их важной роли в его жизни. Кабаны могут служить причиной появления новой парцеллы на данном месте, а следовательно, новой почвы.

Другие крупные животные (лоси, олени) в меньшей степени влияют на почву, почти не нарушая ее. Но они часто объедают осину, обгрызая ее кору, скусывают верхушки у молодых сосен и елей. Эти действия сначала могут повлиять на растительный покров, а затем и на почвенный.

Некоторые исследователи тропических районов считают, что такие животные, как слоны, участвуют в многолетнем цикле, способствуя превращению тропического леса в саванну - сначала они уничтожают кустарники, подлесок, а затем и сами деревья. Из саванны слоны уходят, когда им не хватает пищи. После пожара, часто случающегося в саванне, она снова зарастает лесом. Ясно, что в этом цикле меняются и сами почвы и ряд их свойств (кислотность, содержание гумуса и т. п.).

Совершенно неожиданное влияние оказывают на почву тигры и медведи.

Тигры в нашей стране встречаются в основном в Уссурийском крае и приамурской тайге. Одна деталь поведения тигра имеет прямое отношение к почве. Тигр бродит на определенной территории по своим излюбленным тропам, часто проходя расстояния в несколько десятков километров. Время от времени он, как кошка, скребет лапой почву у самой тропы. При этом, конечно, сдираются трава, подстилка, обнажается разрытый когтями верхний слой почвы. Через определенное время соскреб, как называют это место зоологи, зарастает, и почва на нем, как и на порое кабана, обогащается органическим веществом и может также служить новой экологической нишей для возобновления растений.

Свои наблюдательные пункты и места отдыха тигры в Сихотэ-Алине устраивают на площадках, расположенных в высоких скалах, обычно с хорошим обзором. На этих площадках создается совершенно специфический комплекс растений, и почвы на них обычно малоразвиты и слегка уплотнены.

Не менее интересна роль медведя в процессах почвообразования. Медведь не роет берлоги, он находит для нее лишь подходящее место под вывалом дерева, под корнями и т. д. В этом смысле он не влияет на почву. Роль его в почвообразовании косвенная. Медведи прокладывают серию троп вдоль берегов рек, заросших высокой травой и кустарниками и трудно проходимых. Эти тропы используют затем другие животные, в том числе травоядные, для поиска пищи. Постепенно благодаря выпасу меняется растительность прибрежной части, иногда она зарастает лесом. А со сменой биогеоценоза, как всегда, происходит смена почв: дерновые сменяются лесными, дерново-подзолистыми или иными, аналогичными первым.

Медведи разрывают муравейники, что, конечно, вредно для леса: уничтожаются враги всяких лесных вредителей. Но этот вред не так уж велик, поскольку в естественном лесу муравейников достаточно. Часто муравейники возобновляются на том же месте, а иногда рыхлая подстилка из хвои и веток долго остается безжизненной, не зарастая травой после гибели лесного муравейника.

Охотясь за гоферами, медведи раскапывают их ходы и норы, что сопровождается разрыхлением почвы, увеличением впитывания воды, усилением гумусообразования. Скусывая верхушки ягодных побегов, медведи способствуют разрастанию ягодников и сохранению соответствующих им почв. Роль медведя в поддержании ягодников, очевидно, значительно важнее, чем это кажется на первый взгляд. Некоторые семена, пройдя через желудочный тракт медведя, теряют свою всхожесть, однако другие, наоборот, становятся более всхожими. Таким образом, медведи регулируют напочвенный покров, что соответственно передается и почвенному.

Медведи, как и волки, нужны для регулирования поголовья травоядных животных. Словом, роль медведя в биогеоценозе достаточно велика.

Птицы, насекомые, некоторые млекопитающие, например белки, куницы и т. п., составляющие большую часть биогеоценоза, обитают над почвой. Часть этих животных постоянно ведет древесный образ жизни, почти не спускаясь на землю. Но некоторые, как, например, белки, спускаются и устраивают в почве кладовки для своих запасов (орехов, семян). Весной нетронутые запасы прорастают и способствуют рассеянию растений. Аналогичную работу выполняет кедровка. На Камчатке кедровка собирает кедровые орехи в кедровом стланике, который растет в горах на высоте восемьсот - девятьсот метров над уровнем моря. Конечно, кедровка ест и семена трав, и рябину, но орехи для нее основной корм. На зиму кедровка устраивает запасы, закапывая в почву кедровые орешки, при этом очень часто эти запасники она делает в долине реки Камчатки, а не в горах, очевидно, из-за глубокого снежного покрова. Но если запасы окажутся нетронутыми, то весной они прорастают, и среди лиственничного леса образуется куртина кедрового стланика. Под стлаником в свою очередь формируется торфянисто-грубогумусная почва.

Особо следует отметить роль насекомых в биогеоценозе. Они опыляют растения, служат пищей другим животным, являясь звеном трофической цепи, разлагают органические субстраты: опад, подстилку, упавшие стволы деревьев. Насекомые ускоряют круговорот веществ в биогеоценозах. О личинках насекомых, живущих в почве, уже говорилось. Но и те, что живут над землей, могут оказать существенное влияние на почву. Часть насекомых - это так называемые фитофаги. Они питаются зеленой листвой растений. Есть ксилофаги, питающиеся древесиной.

Интересна деятельность листовертки дубовой, широко распространенной в наших лиственных лесах. Бабочка листовертки откладывает летом яички, из которых весной появляются гусеницы. Гусеницы питаются дубовыми листьями, свертывая их в трубочку (с этим связано название насекомых). В июне гусеницы окукливаются и затем из куколок вылетают бабочки. В начале июня распускаются листья дуба, и бывают годы, когда вся листва на дубах оказывается съеденной листоверткой. Дубовые леса стоят голые, как осенью. Но срабатывает природный механизм, и уже в июле дубы снова одеты листвой, при этом листья второго поколения обычно бывают более крупными, больше первого в два-три раза. Возможно, это результат того, что деревья получают удобрения в виде экскрементов листоверток. Исследования показывают, что общая масса листвы лишь процентов на десять меньше, чем масса листвы в нетронутых листоверткой лесах. Экскременты листовертки обогащают почву доступными формами азота, ферментами и гумусовыми веществами. Общее количество углерода, поступающего в конечном счете в почву, остается тем же. И хотя во время самой активной деятельности гусениц листовертки лес производит гнетущее впечатление - деревья стоят голые и слышен постоянный шорох - гусеницы поедают листья, в конечном счете листовертка ускоряет круговорот вещества в биогеоценозе.

Особое место в лесных, тундровых, болотных и пойменных биогеоценозах занимают комары. Они тоже опыляют растения, служат пищей для птиц и других насекомых, в частности стрекоз. Они концентрируют в себе некоторые микроэлементы, например молибден, и обогащают ими почву, чем стимулируют поглощение азота из атмосферы.

Многие другие не названные здесь животные влияют на почву и биогеоценоз в целом. В пустынях и полупустынях, например, муравьи выносят на поверхность несколько тонн почвенного материала из нижних горизонтов.

Специфична жизнь термитов. Они обитают в глубоких слоях почвы почти всю жизнь, питаются грубой клетчаткой, строят специальные пирамиды и тоннели.

Осы и шмели, роя норы, меняют свойства почв, влияют на впитывание воды почвой, на ее плотность.

Многообразие связей животных и почв требует исследований, и на этом пути ученых ждут интересные открытия. Очень важно знать обратную сторону связи: как почвы влияют на животных. Раньше этими вопросами занимались экологи и зоологи, изучающие условия жизни животных. Но многие вопросы были бы яснее, если бы ими занимались и почвоведы.

Биогеоценотический подход требует изучения всех многообразных связей в биогеоценозах, поэтому так важна почвенная зоология, вскрывающая роль почвы в природной системе.

Биогеоценотический метод позволяет подойти к еще одной важной проблеме современной науки - происхождению жизни. Существуют три научные гипотезы о происхождении жизни. Одна из них связана с почвой. Наиболее распространена и признана гипотеза Н. Н. Худякова - А. И. Опарина. Н. Н. Худяков, профессор микробиологии и физиологии растений Тимирязевской академии, в 20-х годах высказал и развил мысль о возникновении жизни в «первичном бульоне», образовавшемся в теплом океане нашей планеты. Последователи этой гипотезы считают, что жизнь зародилась именно в океане: в воде или же в морской пене (откуда появилась Афродита), где были самые благоприятные условия для синтеза жизни. Водная гипотеза была развита А. И. Опариным и получила широкую известность.

В последние годы вулканолог Е. К. Мархинин выдвинул вулканическую гипотезу происхождения жизни. Он установил, что при извержении вулканов в газовом облаке образуются разные аминокислоты, синтезируются другие органические вещества. В газовом вулканическом облаке заключены громадные запасы энергии, которая может способствовать синтезу веществ типа нуклеиновых кислот.

Но еще раньше, в 30-х годах, академики Н. Г. Холодный и затем В. Р. Вильямс высказали гипотезу о зарождении жизни в почве, точнее - в рыхлом субстрате, продукте выветривания горных пород. Вильяме назвал его рухляком выветривания. В пользу этого предположения можно сказать, что жизнь как система самовоспроизводящихся единиц, которые строят себя из материала, поступающего в ограниченном количестве всего надежнее могла бы образовываться на почвенной частице, почвенной матрице, как сейчас на ней формируются полимеры гумусовых веществ. Если эта гипотеза справедлива, то можно считать, что жизнь и почва на нашей планете возникли одновременно.


Обитатели почвы. Нам приходилось рассматривать землю во дворе, в огороде, в поле, на берегу реки. А видели ли вы, как в земле копошатся маленькие жучки? Почва буквально насыщена жизнью – в ней на разной глубине обитают грызуны, насекомые, черви, многоножки и другие живые организмы. Если этих обитателей почвы уничтожить, то почва будет не плодородна. Если почва станет не плодородной, то зимой нам не чем будет питаться.


Обитатели почвы. С этими животными знакомы все – и взрослые, и дети. Живут они прямо у нас под ногами, хотя мы не всегда замечаем их. Ленивые дождевые черви, неуклюжие личинки, юркие сороконожки появляются на свет из рассыпающихся под лопатой земляных комков. Нередко мы брезгливо отбрасываем их в сторону или немедленно уничтожаем, как вредителей огородных растений. Сколько этих существ населяют почву и кто они наши друзья или враги? Давайте попробуем разобраться…



О самых незаметных… Корни растений, грибницы различных грибов пронизывают почву. Они поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли. Особенно много в почве микроорганизмов. Так, в 1 кв. см почвы содержатся десятки и даже сотни миллионов бактерий, простейших, одноклеточных грибов и даже водорослей! Микроорганизмы разлагают мертвые остатки растений и животных до простых минеральных веществ, которые, растворяясь в почвенной воде, становятся доступными корням растений.


Многоклеточные жители почвы Обитают в почве и более крупные животные. Это прежде всего различные клещи, слизни, некоторые насекомые. Они не имеют специальных приспособлений для рытья проходов в почве, поэтому живут неглубоко. А вот дождевые черви, многоножки, личинки насекомых могут само- стоятельно проклады- вать себе дорогу. Дождевой червь раздви- гает частички почвы головным отделом тела или «вгрызается», про- пуская её через себя.



А теперь – о самых крупных… Самые крупные из постоянных обитателей почвы – кроты, землеройки и слепыши. Всю свою жизнь они проводят в почве, в полной темноте, поэтому имеют неразвитые глаза. Все у них приспособлено для жизни под землей: удлиненное тело, густой и короткий мех, сильные копательные передние ноги у крота и мощные резцы у слепыша. С их помощью они создают сложные системы ходов, ловушки, кладовые.


Почва – дом для огромного количества живых организмов! Итак, в почве обитают многочисленные организмы. С какими трудностями они сталкиваются? Во-первых, почва достаточно плотная, и ее обитатели должны жить в микроскопически малых полостях или уметь рыть, прокладывать себе дорогу. Во-вторых, сюда не проникает свет, и жизнь многих организмов проходит в полной темноте. В-третьих, в почве недостаточно кислорода. Но водой она вполне обеспечена, в ней много минеральных и органических веществ, запас которых постоянно пополняется за счет умирающих растений и животных. В почве нет таких резких колебаний температуры, как на поверхности. Все это создает благоприятные условия для жизни многочисленных организмов. Почва буквально насыщена жизнью, хотя она не так заметна, как жизнь на суше или в водоеме.


Живые организмы и почва - неразрывные звенья единой и цельной экосистемы - биогеоценоза. Живые организмы почвы находят здесь и убежище, и питание. В свою очередь, именно обитатели почвы снабжают ее органическими компонентами, без которых почва не имела бы такого важнейшего качества как плодородность.

Фауна почв имеет свое особое наименование - педобионты. К педобионтам относятся не только животные и беспозвоночные, но и микроорганизмы почвы.

Население почвы весьма обширно - в одном кубическом метре грунта могут содержаться миллионы живых организмов.

Почва как среда обитания

Значительное содержание растений в почве создает питательную среду для огромного числа насекомых, которые, в свою очередь, становятся добычей для кротов и других подземных животных. Насекомые почвы представлены значительным количеством разнообразных видов.

Почва как среда жизни неоднородна. Для различных видов существ она предоставляет разнообразные условия обитания. Например, наличие воды в почве создает особую систему миниатюрных водоемов, в которых проживают нематоды, коловратки, различные простейшие.

Категории почвенной фауны

Другая категория почвенной жизни - микрофауна. Это существа размером в 2-3 мм. В эту категорию попадают преимущественно членистоногие, не обладающие способностью к рытью ходов - они пользуются существующими грунтовыми полостями.

Более крупные размеры имеют представители мезофауны - личинки насекомых, многоножки, дождевые черви и др. - от 2 мм до 20 мм. Данные представители способны самостоятельно прорывать себе ходы в грунте.

Самые большие из постоянных обитателей почвы включены в категорию «мегафауна» (другое название - макрофауна). В основном это млекопитающие из категории активных землероев - кроты, слепыши, цокоры и т. д.

Существует еще группа животных, которые не являются постоянными обитателями почвы, но при этом некоторую часть жизни проводят в подземных убежищах. Это такие норные животные как суслики, кролики, тушканчики, барсуки, лисы и другие.



Наиболее важную роль в процессе образования биогумуса, обеспечивающего плодородность почвы, играют дождевые черви. Продвигаясь в толще грунта, они заглатывают земляные элементы вместе с органическими частицами, пропуская через свою пищеварительную систему.

В результате такой переработки дождевыми червями утилизируется огромное количество органических отходов и производится снабжение почвы гумусом.

Другая очень существенная роль дождевых червей - разрыхление почвы, благодаря чему улучшается ее влагопроницаемость и снабжение воздухом.

Дождевые черви, несмотря на свои малые размеры, выполняют грандиозный объем работ. Например, на участке размером в 1 гектар за год дождевые черви перерабатывают более ста тонн земли.

Микрофлора почвы

Водоросли, грибки, бактерии - неизменные обитатели почвы. Большинство бактериальных и грибковых культур выполняют важнейшую функцию почвы - разложение органических частиц на простые компоненты, необходимые для обеспечения плодородия. По сути, это элементы «пищеварительного аппарата» почвы.

МБОУ Николо- Березовская СОШ

Окружающий мир

Открытый урок в 3 классе

по теме

«Обитатели почвы»

Учитель начальных классов

Кнышова С.И.

х.Николовка

Окружающий мир 3 класс

Тема урока: ОБИТАТЕЛИ ПОЧВЫ

Цел и:

сформировать знания о живущих в почве животных и значении почвы для них и растений;

сформировать представление о круговороте органических и минеральных веществ в почве;

развивать умение устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы; развивать воображение и творческие способности; воспитывать бережное отношение к почве и ее обитателям.

Оборудование:

презентация «Обитатели почвы», кроссворд, карточки

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок. Урок-встреча. А вот с кем нам предстоит встретиться, узнаете по ходу уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Отгадайте загадку:

Зимой хоть бела, но черна,

Весной зелена, но черна,

Летом и осенью пестра, но все же черна.

(Почва.)

Ответьте на вопросы:

1) Из чего образуется почва?

2) Что входит в состав почвы?

Разгадайте кроссворд.

Кроссворд «Состав почвы».

По вертикали:

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной.)

2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина.)

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок.)

4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода.)

5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы.)

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли.)

Назовите ключевое слово в выделенной строчке. (Плодородие.)

Что такое плодородие?

Тест «Почва»

III. Постановка учебной задачи.

Отгадайте загадку. Объясните, какая существует связь между этим животным и плодородием почвы.

Мой хвост не отличишь от головы,

Меня всегда в земле найдете вы.

(Дождевой червь)- картинка

Дождевые черви рыхлят почву, пропускают через кишечник отмершие части растений, образуя перегной. Рассмотрите рисунок (с. 91). Предположите, о чем будем говорить на уроке.

IV. Объявление темы урока. Введение в тему.

Слайд №1.

На уроке мы познакомимся с обитателями почвы, узнаем о значении почвы для них и растений.

Послушайте сказку о дождевом черве по имени Кузя. Слушайте внимательно. Постарайтесь запомнить, какие обитатели почвы будут названы.

Дождевой червь Кузя приполз издалека. Его тело извивалось, проделывая новые и новые ходы в почве.

Дождевые черви, местные жители этого поля, были не очень гостеприимны. Они даже пытались прогнать Кузю, объясняя, что их и так здесь 100 000. Но Кузя не обращал внимания, он работал и пропускал через себя количество земли, равное массе его собственного тела.

Был у местных дождевых червей вождь по имени Аполлон. Он считал себя очень ученым, потому что знал о книге английского биолога Чарльза Дарвина, в которой говорится о большой пользе дождевых червей. Аполлон грозно сказал: «Я и 100 000 моих помощников можем за сутки перерыть 10 тонн земли. Уходи лучше отсюда поскорей, а не то мы и тебя перероем!»

Кузя хотел уже было испугаться, но тут раздалось чье-то угрюмое ворчание, и голос произнес: «Аполлон! Я хоть и плохо вижу, но не позволю тебе обижать одинокого беззащитного червяка». Это был голос старого крота. Он тоже жил здесь (картинка крота). «А ты, сынок, – продолжил крот, – ползи ко мне в мою кротовину, гостем будешь».

Слайд №2.

Кузя обрадовался приглашению и через полдня был уже в гостях у крота. Дом у крота был чудесный. Он находился глубоко под землей. Все его стены были покрыты мхом, сухой травой, мягкими корешками.

Крот усадил Кузю на почетное место на мягком корешке и стал у него выпытывать, откуда он пришел и почему не хочет уходить отсюда. Только Кузя хотел начать свой рассказ, как в кротовину ввалилась целая компания зеленых водорослей и плесневых грибов (показ иллюстраций) . Они подняли страшный галдеж.

Слайды №3 и №4.

Я так и знал, – только я думал побеседовать наедине со своим новым другом, как вы все тут как тут. Ну не ужас ли, когда в 1 грамме почвы содержится 50 000 плесневых грибов и на 1 гектаре обитает до 100 кг водорослей? Никогда не будешь одинок!

Дядюшка, не сердитесь, – пропищала юная зеленая водоросль по имени Эстела, – мы тоже хотим узнать побольше о вашем новом друге.

Кузя начал свой рассказ.

Я приполз издалека. Жил раньше в почве, в которой было достаточно влаги, воздуха, песка, глины. Много химических элементов, особенно кремния, железа. Правда, иногда не хватало калийных солей и фосфатов, но люди добавляли в такую почву удобрения. Тогда жизнь становилась лучше и веселее. Растения начинали расти быстрее. А здесь у вас жизнь совсем без проблем. Даже никаких удобрений добавлять не надо.

Здесь почва плодороднее, в ней больше темного слоя, из которого при горении выделяется неприятный запах. Я забыл, как он называется, – закончил свой рассказ Кузя. – И как, скажите, называется такая замечательная почва?

Крот сказал: «Кузя! Оставайся у нас, дождевой червь всегда и везде полезен для почвы, так как по твоим ходам в почву проникает вода и воздух, и всем от этого лучше. А ребята расскажут тебе о почве все, что они знают».

б еседа после прослушивания сказки по вопросам:

Как называется самая плодородная почва? (Чернозем.)

Что за темный слой, из которого выделяется неприятный запах при горении? (Перегной.)

Из чего состоит почва? (Пять главных компонентов.)

Какие живые организмы живут в почве?

V. Изучение нового материала.

Работа с текстом (с. 91–92).

Какие еще обитатели почвы не были названы при чтении сказки? (Многоножки, личинки, нити грибниц, бактерии, микробы.)

Слайды №5, №6, №7, №8, №9, №10.

Выберите обитателей почвы. Расскажите, как эти организмы влияют на почву.

(Растения, микроорганизмы, медведи, дождевые черви, кроты, насекомые, личинки, землеройки, рыбы, мыши, змеи, грибы.)

Почему почву называют многоэтажным домом?

разных слоях почвы своя жизнь. В почве обитают микроскопические грибы, бактерии, насекомые, черви, многоножки, мелкие грызуны и другие звери.)

Каких почвенных животных наблюдали? Когда?

Расскажите о правилах работы с почвой. (Тщательно мыть руки после работы с почвой, закрывать бинтом или пластырем ранки, через которые могут проникнуть бактерии.)

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки выпрямил, согнул,

И тихонько – раз – шагнул.

Отгадайте загадку:

Нога одна, а рук много. (Дерево.)

Как деревья «дружат» с почвой?

Как дерево дает пищу живущим в почве организмам? (Учитель ставит стрелку.)

Кто и как в почве перерабатывает растительные и животные остатки?

Какую роль при этом играют насекомые? Бактерии?

Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.

Как можно назвать этот процесс? (Круговорот.)

Cлайд №11.

Главная часть почвы – перегной, он самый плодородный ее слой. Из него под действием микробов образуются соли, которые растворяются в воде. Их используют растения. Растениями питаются многие животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву, и под действием бактерий, а также благодаря работе почвенных животных превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения, а растения поедают животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву.

Вообразите, что было бы на Земле без переработчиков останков растений и животных. (Не было бы почвы.)

Выво д: без почвы жизнь растений и человека на Земле невозможна.

Слайд №12.

VI. Закрепление и обобщение.

За что Кузя из сказки про дождевого червя говорил человеку «спасибо»? (За внесение в почву удобрений.)

А может внесение удобрений навредить почве? (Да, если вносить больше нормы, удобрения накапливаются и загрязняют почву. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы. Почва теряет плодородие.)

Работа по группам.

Учитель делит класс на группы для выполнения заданий на карточках.

Задание : исправить ошибки, допущенные в тексте, доказать правильность своего ответа.

Карточка 1

Из остатков растений и животных формируется главная часть почвы – перегной , который с водой всасывают корни растений ; растениями питаются животные; затем из отмерших растений и животных вновь образуется перегной, круг замыкается.

(Перегной растения не всасывают, они питаются водой с растворенными в ней солями.)

Карточка 2

Из остатков растений и животных образуется перегной, под воздействием воды перегной превращается в соли, микробы, находящиеся в почве, помогают растениям всасывать эти соли (так растение питается), затем растениями питаются животные, которые, отмирая, вновь образуют перегной, и т. д.

(Все процессы в почве происходит постоянно и одновременно, а не последовательно.)

Карточка 3

Из остатков растений и животных образуется перегной, из которого под действием микробов образуются соли, растения корнями всасывают из почвы воду с растворенными в ней солями; растениями питаются животные; из отмерших растений и животных вновь образуется перегной, круг замыкается.

(Ошибок нет.)

Карточка 4

Вставить пропущенные слова.

Из остатков растений и _____ (животных ) образуется ______ (перегной ), из которого под действием ______ (микробов ) образуются ______ (соли ), растения корнями всасывают из почвы _______ (воду ) с растворенными в ней _______ (солями ), животные питаются _______ (растениями ); из отмерших _______ (растений иживотных ) вновь образуется _______ (перегной ).

VII. Итог урока.

Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб. Почему?

(Опавшая листва, хвоя, трава после гниения возвращают почве питательные вещества, взятые ранее. Удаление хвои и травы, из-под деревьев, означает полную потерю питательных веществ, а это приводит к снижению плодородия почвы.)

Почему бактерии и грибы ученые называют восстановителями, или рекультиваторами земель?

(Они обогащают почву различными минеральными солями.)

Какие почвенные организмы можно назвать невидимыми земледельцами, почему? (Почвенные бактерии. Они способны обеспечить растения необходимыми элементами питания.)

Каких животных можно назвать архитекторами плодородия и почему? (Дождевых червей. Они создают зернистую структуру почвы.)

Домашнее задание:

Слайд №13.

рабочая тетрадь (задание 88).

Рассказ о том, какие изменения происходят в почве в разные времена года.

Учебник (с. 91–93), подобрать пословицы и поговорки о почве

Как возобновляется почва? Откуда она берет силы, чтобы «накормить» такое огромное количество различных растений? Кто помогает создавать органическое вещество, от которого зависит ее плодородие? Оказывается, у нас под ногами, в почве, обитает громадное число разнообразных животных. Если собрать все живые организмы с 1 га степи, то они будут весить 2,2 т.

Здесь в тесном соседстве живут представители многих классов, отрядов, семейств. Одни перерабатывают остатки живых организмов, попадающие в почву,- мельчат, дробят, окисляют, разлагают на составные вещества и создают новые соединения. Другие перемешивают поступающие вещества с почвой. Третьи прокладывают ходы-коллекторы, обеспечивающие доступ в почву воды и воздуха.

Первыми приступают к работе различные бесхлорофильные организмы. Это они разлагают органические и неорганические остатки, попадающие в почву, и делают их вещества доступными для питания растений, а те в свою очередь поддерживают жизнь почвенных микроорганизмов. Микроорганизмов в почве такое количество, которого не встретишь больше нигде. Всего в 1 г лесной подстилки насчитывали их 12 млн. 127 тыс., а в 1 г почвы, взятой с поля или огорода, только бактерий-2 млрд., многие миллионы разных микроскопических грибов и сотни тысяч других микроорганизмов.

Не менее богат слой почвы и насекомыми. Энтомологи считают, что 90% насекомых в той или иной стадии своего развития связаны с почвой. Только в лесной подстилке (Ленинградская область) ученые обнаружили 12 тыс. видов насекомых и других беспозвоночных. В наиболее благоприятных почвенных условиях на 1 м2 подстилки и почвы находили до 1,5 млрд. простейших, 20 млн. нематод, сотни тысяч коловраток, земляных червей, клещей, мелких насекомых - ногохвосток, тысячи других насекомых, сотни дождевых червей и брюхоногих моллюсков.

Среди всего этого разнообразия животных почвы есть активные помощники человека в борьбе с беспозвоночными-вредителями лесов, посевов, огородных и садовых растений. В первую очередь это муравьи. Обитатели одного муравейника могут защитить от вредителей 0,2 га леса, уничтожая за 1 день 18 тыс. вредных насекомых. Муравьи играют большую роль и в жизни самой почвы. Строя муравейники, они, как и дождевые черви, выносят землю из нижних слоев почвы, постоянно перемешивая гумус с минеральными частицами. За 8-10 лет в районе своей деятельности муравьи полностью заменяют верхний слой почвы. Их норки в засоленных степях помогают разрушать солонцы. Как и ходы дождевых червей, они облегчают корням растений проникновение в глубь почвы.

В почве постоянно или временно живут не только беспозвоночные животные, но и многие позвоночные. Земноводные, пресмыкающиеся устраивают в ней свои убежища, выводят свое потомство. А амфибия-червяга проводит в земле всю жизнь.

Наиболее обычный землерой - крот, млекопитающее животное из отряда насекомоядных. Практически всю жизнь он проводит под землей. Голова, сразу переходящая в туловище, напоминает клин, которым крот расширяет и расталкивает по бокам в своих ходах землю, разрыхленную лапами. Лапы крота превратились в своеобразные лопатки.

Короткая мягкая шерсть позволяет ему без труда двигаться вперед и назад. Галереи-кротовины, проложенные кротом, тянутся на сотни метров. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает, вслед за своей добычей-земляными червями, личинками и другими беспозвоночными обитателями почв.

Береговые ласточки, щурки, зимородки, сизоворонки, тупики, или топорики,трубконосые и некоторые другие птицы устраивают свои гнезда в земле, вырывая для этого специальные норы. Это улучшает доступ воздуха в почву. В местах массового гнездования птиц в результате накопления питательных веществ- удобрений, поступающих из помета, образуется своеобразная травянистая растительность. На севере у их нор растительности больше, чем в других местах. Норы грызунов-землероев - сурков, слепушонок, слепышей, сусликов, тушканчиков, полевок - тоже способствуют изменению состава почвы.

Наблюдения за животными почвы, проведенные в школьном биологическом кружке или кружке при станции юных натуралистов по заданию ученых, помогут расширить ваши знания.

Когда летним днем мы входим в лес, то сразу замечаем порхающих бабочек, поющих птиц, прыгающих лягушек, радуемся пробежавшему ежу, встрече с зайцем. Складывается впечатление, что именно эти хорошо заметные животные и составляют основу нашей фауны. На самом же деле животные, которых легко увидеть в лесу, – лишь ничтожная ее часть.

Основу населения наших лесов, лугов, полей слагают почвенные животные. Почва, на первый взгляд такая безжизненная и неприглядная, оказывается при пристальном рассмотрении буквально напичканной жизнью. Если приглядеться внимательно, откроются картины необыкновенные.

Одних обитателей почвы увидеть несложно. Это – дождевые черви, многоножки, личинки насекомых, мелкие клещи, бескрылые насекомые. Других можно рассмотреть с помощью микроскопа. В тончайших пленках воды, которые обволакивают почвенные частицы, снуют коловратки, жгутиконосцы, ползают амебы, извиваются круглые черви. Сколько здесь настоящих тружеников, неразличимых невооруженным глазом, но проделывающих, тем не менее, титаническую работу! Все эти незаметные существа поддерживают в чистоте наш общий дом – Землю. Более того, они еще предупреждают об опасности, которая грозит этому дому, когда люди неразумно ведут себя по отношению к природе.

В почве средней полосы России на 1 м 2 можно встретить до 1 тыс. сильно различающихся по численности видов почвенных обитателей: до 1 млн клещей и ногохвосток, сотни многоножек, личинки насекомых, дождевых червей, около 50 млн круглых червей, количество же простейших даже трудно оценить.

Весь этот мир, живущий по своим законам, обеспечивает переработку мертвых растительных остатков, очистку от них почв, поддержание водопрочной структуры. Почвенные животные постоянно перепахивают почву, перемещая наверх частицы из нижних слоев.

Во всех наземных экосистемах подавляющее большинство беспозвоночных (как по количеству видов, так и по числу особей) являются обитателями почвы или близко связаны с почвой в определенный период своего жизненного цикла. По расчетам Букле (1923), число видов насекомых, связанных с почвой, составляет 95–98%.

По способности приспосабливаться к условиям обитания равных нематодам среди животных нет. В этом отношении их можно сравнить только с бактериями и простейшими одноклеточными организмами. Такая универсальная приспособляемость в значительной мере объясняется развитием у нематод плотной наружной кутикулы, повышающей их жизненную стойкость. Кроме того, форма тела и характер движений нематод оказались пригодными для жизни в различных средах.

Нематоды принимают участие в механическом разрушении растительных тканей: они «вбуравливаются» в отмершие ткани и с помощью выделяемых ферментов разрушают клеточные стенки, открывая пути проникновения бактериям и грибам.

В нашей стране потери урожая овощей, зерновых и технических культур из-за повреждения круглыми червями достигают иногда 70%.

Образование опухолей – галлов – на корнях растения-хозяина вызывает другой вредитель – южная галловая нематода (Meloidogyne incognita ). Наибольший вред она приносит овощеводству в южных районах, где встречается в открытом грунте. На севере она встречается только в теплицах, повреждая главным образом огурцы и томаты. Основной вред наносят самки, самцы же, закончив развитие, выходят в почву и не питаются.

Почвенным нематодам сопутствует дурная слава: в них видят прежде всего вредителей культурных растений. Нематоды разрушают корни картофеля, лука, риса, хлопка, сахарного тростника, сахарной свеклы, декоративных и других растений. Зоологи разрабатывают меры борьбы с ними на полях и в теплицах. Большой вклад в изучение этой группы животных внес известный биолог-эволюционист А.А. Парамонов.

Нематоды издавна привлекали внимание эволюционистов. Они не только чрезвычайно разнообразны, но и поразительно устойчивы к воздействию физических и химических факторов. Где бы ни начали изучать этих червячков, повсюду обнаруживают новые, не известные науке виды. В этом плане нематоды всерьез претендуют на второе – после насекомых – место в животном мире: специалисты считают, что их не менее 500 тыс. видов, но есть основания полагать, что истинная численность видов нематод гораздо выше.