60 лет назад ушел из жизни выдающийся французский дизайнер-модельер Кристиан Диор , который стал одной из самых влиятельных и авторитетных фигур в мире моды. Он восхищался женщинами, хотя ни одной из них не мог отдать своего сердца. Тем не менее в жизни великого кутюрье были музы, вдохновлявшие его на создание шедевров.





Когда Кристиан был маленьким, однажды гадалка сказала ему, что он разбогатеет благодаря женщинам. Он запомнил ее слова, хотя в семье никто не воспринял их всерьез – его родители были обеспеченными людьми, и в своем сыне видели будущего дипломата. Однако занятия в школе политических наук не приносили ему никакого удовольствия – он мечтал заниматься изучением изящных искусств. В 23 года при финансовой поддержке отца Кристиан Диор открыл художественную галерею, которая просуществовала всего 3 года и была закрыта из-за смерти матери и болезни отца.





Смерть Мари-Мадлен Диор от рака стала для Кристиана настоящим ударом. Она была для него не только матерью, но и эталоном красоты и идеалом женственности. Мари-Мадлен очень любила ухаживать за цветами в своем зимнем саду. С ней он мог часами гулять, собирая цветы и запоминая их названия и ароматы, а потом составлять из них букеты. Любимыми цветами матери были ландыши, и Кристиан считал их своим талисманом. Позже кутюрье вышивал цветочки ландышей на подолах платьев из своих коллекций на удачу, а на показах украшал этим цветком петлицу своего пиджака. Мари-Мадлен воспитала у сына хороший вкус, став для него источником знаний и вдохновения. Именно ей он посвятил свою первую коллекцию вечерних платьев и ароматов, а созданный Диором образ женщины-цветка появился под влиянием воспоминаний детства.





Близким другом, коллегой, главным советником и музой Диора на протяжении многих лет оставалась Митца Брикар, которая с момента основания его модного дома была главным стилистом и специалистом по аксессуарам. Без ее одобрения ни один эскиз не шел в работу. Диор говорил, что она «сделала элегантность единственной целью своего существования ».







Арт-директор журнала «Vogue» Александр Либерман говорил о ней и Диоре: «Она была его танцовщицей, его куртизанкой. Шелест её голоса, её жемчуг, точка зрения обо всём и одновременное безразличие к происходящему. Она была воплощением женственности и соблазна ». Митца Брикар любила меха, леопардовую расцветку, шляпки с вуалью и туфли на шпильке. Она вдохновила Диора на создание коллекции с хищными принтами, и даже после ее смерти модный дом «Dior» продолжал выпускать ароматы и ювелирные украшения, посвященные музе великого кутюрье.





«Нет Dior – нет Дитрих!» – эта фраза знаменитой кинозвезды стала крылатой после того, как во время съемок в фильме Альфреда Хичкока «Страх сцены» у нее возникли разногласия с режиссером по поводу ее внешнего облика и она поставила ультиматум: либо стиль от Dior, либо она уходит. Хичкок вынужден был согласиться на ее условия. После завершения съемок Дитрих подарили все костюмы, в которых она появлялась в кадре.





Многих удивил новый подчеркнуто женственный стиль Марлен Дитрих, ведь до этого она отдавала предпочтение брючным костюмам и была постоянной клиенткой Коко Шанель. Но когда она попала на первый показ от Dior, была поражена элегантностью его коллекции и решила, что ее собственный образ нуждается в изменениях. С тех пор она снималась только в нарядах от французского модельера.



Всю жизнь дизайнер восхищался женской красотой, повторяя: «Мои платья – эфемерные предметы архитектуры, предназначенные для того, чтобы прославлять пропорции женского тела ». Но это восхищение не было продиктовано ни любовью, ни страстью. В личной жизни знаменитый модельер был глубоко несчастным человеком. Главной проблемой была даже не его нетрадиционная ориентация, а то, что он почти никогда не находил взаимности в ответ на свои чувства. Диор был несчастен в любви, и это было причиной длительных депрессий и нервных срывов, о которых публика даже не подозревала.



Только на склоне лет кутюрье встретил свое счастье, но оно было очень недолгим. Ради любимого человека он решил похудеть, но его слабое сердце не выдержало строгой диеты, и в 52 года Кристиан Диор скончался от внезапной остановки сердца.


Настоящей сенсацией в мире моды стал визит кутюрье в СССР: .

Биографии знаменитостей

21375

27.09.15 17:36

Имя нашего героя знает весь мир – это легенда, овеянная ароматом изысканных духов, рассказанная шепотом шелков элегантных нарядов, олицетворяющих истинную женственность. Но мало кто знает, что биография Кристиана Диора – это тернистый путь, что звезда его славы горела при жизни мастера лишь десяток лет: француз стал известным в 42, но рано и скоропостижно умер. Его дело продолжили ученики во главе с , и поэтому Модный дом «Christian Dior» и поныне процветает и остается синонимом слов «элегантность», «шик», «хороший вкус».

Биография Кристиана Диора

Из семьи нормандского коммерсанта

Он родился в многодетной семье коммерсанта Мориса Диора. Тогда они жили на севере Франции, в Нормандии – в портовом городке на Ла-Манше под названием Гранвиль. У матери росло пятеро детей (Кристиан, родившийся 21 января 1905-го, был вторым), которыми она и занималась, а отец торговал удобрениями и сумел заработать на этой «химии» немалые деньги. Поэтому семейство смогло переехать в столицу уже в 1911-м году.

Кристиан рос мечтательным пареньком, любил и понимал искусство, сам рисовал и подумывал о карьере живописца. Отец с матерью пытались «приземлить» непокорного юношу и, в конце концов, им это удалось: Диор стал студентом Свободной школы политических наук. Ему не нравилась учеба, однокурсники казались скучными и пресными, и Кристиан прогуливал лекции, вместо этого слоняясь по музейным залам и делая зарисовки.

Собственная галерея… и 33 несчастья

Он решил, что политика и дипломатия – не для него и в 23 года стал владельцем галереи – на паях с приятелем Жаном Бонжаком. В их скромной обители искусств были выставлены работы художников, которых сегодня знает весь мир (Жорж Брак, Пабло Пикассо, Анри Матисс). Увы, эта светлая полоса в биографии Кристиана Диора быстро закончилась: уже в 1931-м году на него навалились личные и последовавшие за ними финансовые проблемы. Никогда особенно не жаловавшаяся на здоровье жизнерадостная мама угасает от рака, недуг поражает и отца: его подвели компаньоны, Диор старший разорился, а переживания привели к туберкулезу.

Отец был главным спонсором сына, поэтому галерея приказала долго жить. Кристиан попробовал зарабатывать с помощью своего художественного таланта, но великого живописца из него не вышло. Правда, ему удалось пристроить эскизы и рисунки в престижный журнал «Le Figaro Illustre». Перспективы наметились, когда парижский кутюрье Робер Пиге пригласил 33-летнего Диора к сотрудничеству, но и эта ниточка оборвалась: началась Вторая мировая.

Помог счастливый случай

После нескольких лет службы в армии Кристиан вернулся в Париж. Некоторые его друзья успели добиться успехов: так, Пьер Бальмен открыл свой Модный дом и процветал. У Диора на это не было ни связей, ни денег. Но тут случай (в лице приятеля детства) свел будущего модельера с баснословно богатым фабрикантом Марселем Буссаком. Оказывается, ему, зарабатывавшему миллионы на текстиле, понадобился художник, дабы реанимировать один из модных домов. Что произошло между этими двумя – неизвестно, но Марсель проникся к Диору какими-то невероятными теплотой и доверием. Так неизвестный художник Кристиан Диор (которому на тот момент уже перевалило за 40 лет) обзавелся собственным брендом, а Буссак стал спонсором Дома моды «Christian Dior».

Новый взгляд

Открытие Дома было ознаменовано дебютным показом моделей восходящей звезды парижской моды. Кристиан стал настоящим революционером: желая, чтобы дамы поскорее забыли об ужасах войны и присущем этому суровому времени аскетизме, он создал волшебные наряды! Они напоминали о довоенном шике: женственные плечи, длинные юбки, талия затянута (словно на манекенщице – корсет эпохи ее бабушки), подчеркнуто пышный (или сильно обтягивающий грудь) верх. СМИ окрестили этот стиль «Новым взглядом» («New Look»). Француженки были в полном восторге.

Не всем пришлись по вкусу новации Диора. Так, его американские коллеги высказывались о коллекции весьма негативно: им казалось, что в стране, истощенной войной, роскоши не может быть места. Но это оказались единичные голоса недовольных пуритан, которые вскоре сдались под натиском растущей популярности кутюрье. И уже в 1947-м году в Далласе французу вручили престижную награду – своего рода «Оскар» в среде кутюрье высокой Моды.

Бурное десятилетие

Следующее десятилетие творческой биографии Кристиана Диора – это создание легендарных коллекций. Названия говорили сами за себя: «Циклон», «Тюльпан», «Венчик», «Вертикаль», а идеи модельер черпал в том, что так давно и преданно любил: в музеях, литературе, цветах или театре.

Кстати, театру (и кино) кутюрье тоже уделял внимание в своем творчестве: создавал сценические костюмы для спектаклей Ролана Пети, для фильмов Рене Клера, Марселя Ашара, Клода Отан-Лара, Альфреда Хичкока. Однако мастер часто отказывал режиссерам, поскольку считал это только данью моде, хобби, но не основным своим призванием. Хотя Оливия Де Хэвилленд, Ава Гарднер или Марлен Дитрих смотрелись в костюмах парижанина блестяще.

Ему рукоплескали монархи

Уже в 1950-м году Диор был удостоен ордена Почетного легиона, его роскошному искусству рукоплескали монархи Европы. А когда родилась фирма «Christian Dior Perfume», парижанки были поражены тонким ароматом дебютных духов от маэстро моды. Это были знаменитые «Miss Dior». Не меньший фурор вызывали и другие изысканные творения компании Кристиана: «Dior Eau Fraiche», «Diorama», «Diorissimo».

Кристиан Диор умел заметить талант в другом человеке, поэтому его ученики и последователи (в первую очередь, сменивший его после смерти в Модном доме Ив Сен-Лоран) стали кутюрье с мировыми именами.

Личная жизнь Кристиана Диора

Сердце, познавшее горечь разочарований

Даже когда к мастеру пришел успех, личная жизнь Кристиана Диора оставалась далеко не безоблачной. Как и многие модельеры-мужчины, он выбирал в качестве муз прекрасных женщин, но полюбить их не мог, так как был гомосексуалистом.

Говорят, еще в молодости Кристиан был увлечен неким итальянцем Перротино, но большинство его влюбленностей заканчивались очередной депрессией. В 51 год к Диору, казалось, пришла большая любовь, и на этот раз предмет его страсти (юный североафриканец Жак Бенита) ответил взаимностью. Модельер воспрянул духом, стал больше следить за внешностью, решился на строгую диету. Но сердце, настрадавшееся за годы лишений, не выдержало. 24 октября 1957-го года оно перестало биться. Приступ застал Диора в Тоскане – ему было всего пятьдесят два...

Имя: Кристиан Диор (Christian Dior)

Возраст: 52 года

Деятельность: модельер, основатель модного дома Christian Dior

Семейное положение: не был женат

Кристиан Диор: биография

Современный мир навязывает стандарты: чтобы прожить успешную и счастливую жизнь, ты должен получить высшее образование, пойти работать по специальности в международную компанию, жениться или выйти замуж к 25 годам, к 30 годам завести детей и свой бизнес etc. Но если взглянуть на биографии выдающихся деятелей недалекого прошлого, то видно, что их жизненный путь мало пересекается с этими стандартами. Взять, например, великого кутюрье Кристиана Диора.

Детство и юность

Родился будущий законодатель моды в бывшем рыбацком порту Гранвиле, расположенном в Нормандии (Франция) на берегу Ла-Манша. Произошло это событие 21 января 1905 года. Кристиан стал вторым из пяти детей Мориса Диора и Изабелль Кардамон. Морис - выходец из богатой семьи, к тому же в начале двадцатого столетия ему удалось увеличить капитал за счет торговли популярными тогда химическими удобрениями. Поэтому Изабелль не работала, а детям ни в чем не отказывали.


В 1911 году семейство Кристиана Диора перебирается в Париж, где Морис скупает недвижимость. По решению родителей дети получили начальное образование на дому. Учителя отмечали у мальчика склонность к точным наукам, поэтому родители решили отправить ребенка в Институт политических исследований (до 1945 года – Свободная школа политических наук). Кристиан поступает туда на учебу, но быстро ее забрасывает – походы в театр и посещение художественных выставок кажутся ему намного интереснее и ближе.


Тогда же он начинает учиться живописи. В 1928 году Кристиан решает открыть свою галерею. Отец отказывается финансово помочь, поэтому молодой Диор начинает искать партнера. Им становится его старый друг Жан Бонжак. Галерея Диора и Бонжака была не самой крупной в столице, но приносила им прибыль, ведь в ней проходили выставки таких художников, как , Рауль Дюфи, Андре Дерен, а также выставка работ , выполненных в стиле кубизма.


Но наступают 1930-е – тяжелое время для Кристиана. Сначала врачи обнаружили психические отклонения у его брата и забрали на лечение. Следующим шагом стала смерть матери Диора – рак. Отец Кристиана тоже не выдерживает такой нагрузки, перестает следить за делами, что в итоге приводит к разорению и продаже большей части недвижимости. А после заражается туберкулезом.


Чтобы хоть как-то отвлечься от выпавших на его долю несчастий, Диор решает отправиться в Советский Союз в качестве туриста. Во время этой поездки он успевает побывать в музеях Ленинграда, а также насладиться красотами Кавказа и черноморского побережья. Впечатления от поездки меняют некоторые его взгляды на жизнь, поэтому, вернувшись в Париж, Кристиан закрывает свою галерею. По совету друзей следующим шагом становится посещение островов испанского архипелага, расположенных в Средиземном море.

Мода и дизайн

На Балеарских островах Кристиан вновь начинает рисовать. Причиной этому становится его новое увлечение – ковроткачество. Диор создает эскизы для ковров, но реализовать их не получается – инвесторы отказываются вкладываться в это дело, поскольку считают его неприбыльным из-за отсутствия спроса.


Вернувшись обратно в столицу Франции, Кристиан решает покончить с миром искусства. Первым делом Диор начинает поиск работы в администрации, банке или просто офисе. Но ничего путного из этой затеи не выходит – ему всюду отказывают. Финансовое положение оставляет желать лучшего, поэтому Диор на время решает вернуться в мир живописи, чтобы реализовать картину «План Парижа», написанную Раулем Дюфи в 1925 году.


После продажи полотна следует продажа нескольких столичных квартир Диоров, все семейство, за исключением Кристиана, перебирается в провинцию. Сам же Кристиан поселяется у своего давнего товарища Жана Озенна. На тот момент Озенн был довольно известным художником мод и сотрудничал с популярными журналами и лучшими портными Парижа. Диору это нравится, поэтому вскорости он начинает брать уроки как у самого Озенна, так и у преподавателя Макса Кенна.


Первый успех не заставляет себя долго ждать: Жан Озенн начинает предлагать портным и журналам работы Диора (преимущественно, выкройки женских шляпок) и их принимают на ура. Первая публикация состоялась в 1936 году в «Le Figaro illustré». Спустя всего год доход Диора становится стабильным, и он начинает самостоятельно снимать себе жилье.


Рисовать одни лишь шляпки становится скучным для Кристиана, и он переходит на одежду. Именно эти работы приводят модельера Робера Пиге в восторг. В 1938 году они налаживают общение, после чего Пиге предлагает Диору работу. Кристиан соглашается и весь следующий год работает под началом Робера. Но начинается Вторая мировая война. Диор уходит в армию, чтобы отправится воевать на юг Франции.


Магазин "Кристиан Диор"

В 1941 году, насмотревшись ужасов войны, Кристиан возвращается обратно в Париж. Об этом узнает Люсьен Лелонг, старый знакомый Робера Пиге, и сразу же предлагает Диору работу в своем модном доме. Кристиан соглашается. В короткие сроки ему удается поднять модный дом Лелонга с колен. В знак благодарности Люсьен повышает зарплату Диору, что позволяет последнему открыть парфюмерную лабораторию (в дальнейшем превратившуюся в «Christian Dior Parfume») и магазин, в котором будут продаваться созданные духи и туалетная вода.


Духи "Кристиан Диор"

В 1946 году Кристиан уходит от Лелонга и при поддержке текстильного магната Марселя Буссака открывает свой дом моды. 12 февраля следующего года в поместье на Монтень - авеню проходит презентация первой коллекции Диора. Кутюрье называет ее «New look» («Новый взгляд»).


И правда, новая концепция далека от того, что девушки и женщины тех времен носили прежде. Элегантный и романтический стиль был противопоставлен форменной и рабочей одежде. Сам Кристиан назвал эту коллекцию воплощением собственных представлений об идеальной женщине и женственности вообще. Коллекция возымела успех на родине, однако американских коллег «New look» возмутил, о чем было написано в тематических изданиях.

«Пусть лучше тебя склоняют на первой полосе, чем уделяют две строчки похвалы на последней», - отвечал на это Диор.

К тому же, американцы быстро утихли, потому что остальному модному миру коллекция тоже пришлась по душе. С 1947 по 1957 Кристиан наверстывает упущенное, выпуская по две коллекции в год. Каждый показ – феерия, новые платья и шляпки, носящие фантастические названия вроде «Циклон», «Тюльпан» или «Вертикаль», становятся хитами, а Париж официально объявляется столицей моды. На вопрос о том, как ему удалось достичь такой популярности, Диор отвечал:

«Женщины инстинктивно почувствовали, что я хотел их сделать не только красивыми, но и счастливыми».

Кристиану это удалось, но он не собирался останавливаться. Налаживается производство духов (на базе той самой парфюмерной лаборатории). Самыми популярными парфюмами становятся ароматы «Мисс Диор», «Диорама» и «Диориссимо». В 1953 Кристиану удается заманить к себе Роже Вивье – популярного во всем мире обувщика, «Christian Dior» начинает производство обуви. В 1955 году Диор работает с мэтром Даниэлем Сваровски над коллекцией украшений, выполненных из кристаллов горного хрусталя.


Не забывает Кристиан сотрудничать с деятелями театра и кино. Еще в 1940 году он успел создать эскизы костюмов для спектакля «Школа злословия», поставленного Театром де Матюрин, а в 50-е делал эскизы для постановок Ролана Пети. В мире кинематографа Диор успел посотрудничать с режиссерами вроде и Клода Отан-Лара, а также с актрисами , Оливией де Хэвиленд и .


Спустя годы и о Диоре снимут фильм (и не один) «Кристиан Диор. Человек-легенда». Дважды кутюрье номинируют на «Оскар» и BAFTA за лучший дизайн костюмов – «Вокзал Термини» (1955) и «Арабеска» (1967, посмертно) соответственно. Другой важной наградой становится орден Почетного легиона, который Диору вручают в 1950 году.

Личная жизнь

Великий кутюрье был геем. Его первой любовью стал итальянец Перротино, некоторое время работавший личным шофером Кристиана. Причины их расставания неизвестны, однако это ввергло Диора в депрессию. Последующие годы Кристиан пытается найти себе другую любовь, но безрезультатно – парни отвергают его.


Так продолжалось до 1957 года, пока Диор не познакомился с североафриканской моделью Жаком Бенита, который ответил взаимностью. Также ходили слухи о том, что Диор вёл роман со своим учеником . Однако, кроме слов Кардена, никаких подтверждений нет.

Смерть

В 1957-м в личной жизни Кристиана начинается счастливая полоса. Тогда же появляется решение сесть на диету, чтобы похудеть. Диор отправляется на лечение в небольшой городок Тоскании (Италия) Монтекатини-Терме, где у него неожиданно начинаются проблемы с сердцем. 24 октября того же года его не стало.

Модный дом сейчас

После смерти кутюрье модный дом не единожды терпел изменения. В первую очередь, конечно же, возрастала численность работников «Christian Dior» – если в пятидесятые годы фирма содержала около 900 рабочих мест (модели в число работников не входили), то на сегодняшний момент их число измеряется тысячами.


К числу недавних изменений относится начало выпуска коллекций для мужчин, это произошло в 2006 году. Главная продукция в этом направлении - одежда и аксессуары.

В 2012-м пост директора модного дома занял бельгийский дизайнер Раф Симонс. Спустя 4 года его на этом поприще сменила Мария Грация Кьюри, став первой женщиной-директором в «Christian Dior».

Чтобы увидеть коллекцию модного дома за 2017 год, а также фото и видео с показов, необходимо зайти на официальный сайт компании.

Память

В память о Кристиане Диоре сняты кинофильмы, как художественные, так и документальные

  • 1994 – «Мсье Диор»
  • 2005 – «Кристиан Диор. Человек-легенда»
  • 2014 – «Диор и я»
  • 2016 – «Диор»
  • 2016 – «Диор. Франция»

Кристиан Диор родился 21 января 1905 во Франции в городе Гранвиль (Нормандия)на берегу Ла-Манша. Кристиан был вторым ребёнком в семье. Отец занимался торговлей химическими удобрениями и сделал на этом немалое состояние. Поэтому все пять детей семейства ни в чём
не нуждались. Мать Кристиана была красивой женщиной и умела тратить деньги на свои удовольствия и наряды. Маленький Кристиан всегда восхищался своей элегантной матерью, воспоминание о ней не оставляло его всю жизнь. Когда ему исполнилось 6 лет, семья переехала в Париж.


Всё, казалось бы, предвещало спокойную размеренную жизнь. Родители Кристиана занимались каждый своим делом, а Кристиан готовился к дипломатической карьере, хотя его это совсем не привлекало, но так пожелал отец. Ему больше по душе было искусство. Он много времени проводил вместе со своим другом Жаном Бонжаком в музеях, учился живописи и музыкальной композиции. Это было время русских балетов. Жизнь в Париже послужила настоящей школой для Диора.



Но безмятежное время закончилось. В 1931 году его мать умирает от рака, а отец терпит банкротство и через некоторое время заболевает туберкулёзом. Что же ему остаётся делать? начинает продавать свои рисунки (эскизы одежды и шляпок) в журнал Le Figaro Illustre. И сразу же был замечен известным в то время модельером Робером Пиге.
Правда возвышение к славе великого кутюрье было прервано войной. Однако в 1941 году Кристиан возвращается в Париж и начинает работать в модельном доме Lucien Lelong. Через некоторое время, в 1942 году, Кристиан создаёт свою парфюмерную линию, которая вскоре станет фирмой Christian Dior Perfume. Его первые духи – Miss Dior, Diorissimo, Diorama.



Кристиан Диор всегда считал, что духи – это дополнение личности женщины, которые являются завершением её наряда.


А в 1946 году он сумел пробудить интерес к своим новым проектам у весьма богатого текстильного магната Марселя Буссака, и при его поддержке открывает свой первый Дом моды.
Возможно, память о своей элегантной матери, а может быть конец войны и желание видеть всех женщин красиво и элегантно одетыми, привело к тому, что дало толчок в « Новое направление».


Он уловил дух времени – после войны все хотели почувствовать радость жизни. То, что многим казалось революцией в моде, просто соответствовало потребностям людей того времени.
«Новое направление» или New Look – первая коллекция Кристиана Диора символизировала оптимизм и изобилие. Это была «романтическая линия», в которой были мягкие покатые плечи, прилегающий лиф, круглые бедра и тонкая талия, широкие пышные юбки, на которые уходило до 40 метров ткани. Кристиан Диор чувствовал, как женщины хотят выглядеть, и предложил им желанный образ.


Его первая коллекция была показана 12 февраля 1947 года, которая произвела сенсацию почти во всём мире. Американская журналистка Кэрмел Сноу дала название коллекции new look - «новый взгляд», «новое направление».



Диор стал королём моды и к нему приходили королевы: Фара Диба, герцогиня
Виндзорская, Эва Гарднер, Ингрид Бергман, Рита Хейворт, Марлен Дитрих, Лорен Бейкол.
За 11 лет он разработал 22 различных силуэта, женская фигура могла быть похожей и на 8, и на Н, и на А или Y, но длина у всех его образов всегда была между коленом и щиколоткой. И все женщины безукоризненно следовали его идеям. Диор изобретал новые силуэты, чтобы интерес к моде не ослабевал. Диор задавал тон, а все остальные подчинялись ему.


Он создавал уникальные наряды, и любил, чтобы его копировали. Его «Новое направление» - это скорее всего возрождение того прекрасного прошлого, где роскошные и элегантные наряды. И в этом его творческий гений реализовался в полной мере. Диор считал, что моду нельзя навязать, его new look женщины приняли с восторгом потому, что хотели выглядеть женственно. В первой коллекции дневные платья весили до 4-х килограммов, а вечерние – до 30 килограмм, но слишком велико было желание Диора возродить великую роскошь. Он говорил: «Европа устала от падающих бомб. Теперь ей хочется зажигать фейерверки».



Манекенщицы Диора демонстрировали наряды театрально, они быстро сменяли друг друга, звучали названия, от взмахов пышных нарядов захватывало дух. любил своих манекенщиц, был с ними вежлив и ласково называл их – «Мои девочки». Диор хорошо знал рынок, сам заботился о сенсациях и товарообороте, обладал незаурядными деловыми качествами.


Кристиан Диор был хорошим дипломатом в своей области (мечта его отца сбылась). Когда Диор был в Америке на присуждении Оскара в области дизайна, он заявил о свободном копировании шедевров, но при условии, чтобы автор получал какую-то сумму со всех продаж, то есть Кристиан Диор изобрёл лицензионное вознаграждение. И уже с 1949 года тираж каждой его идеи давал проценты. И с этих пор он начал продавать право ставить свой фирменный знак. В этом случае владельцы лицензии должны были работать или в стиле мастера, или копировать его модели.


По характеру Диор был мягкий, нежный и застенчивый. Все, кто работал с ним, знали его как мечтательного, скромного и вежливого человека. Он со всеми раскланивался, даже практиканткам уступал дорогу в лифт. К каждому своему работнику относился со вниманием, каждому из них выбирал подходящие рождественские подарки. Диор обеспечил служащих комфортом, питанием и социальным страхованием.


Диор любил полакомиться, ненавидел и боялся одиночества. У него много было друзей, но чаще всего он был окружён компанией самых близких друзей, среди которых были Кристиан Берар, Жан Кокто, композиторы Франсис Пуленк и Жорж Орик и заведующая салоном Раймонда Цейнакер. Диор не страдал мелким самолюбием, он умел восхищаться творениями своих коллег, особенно и Вионне.



Кристиан Диор был суеверен, всегда перед показом коллекции, да и вообще во всех случаях жизни, он консультировался со своей предсказательницей мадам Делахайе.
Когда готовил свою новую коллекцию, всегда закрывался в своём кабинете, и прислуга ходила тихо, причём в мягких тапочках, чтобы его не беспокоить. Обычно каждый модельер в новой коллекции предлагал одну – две новых базовых идеи, и вокруг них создавались новые модели, образы, а Кристиан Диор говорил так – у меня только 12.



Диор открыл множество филиалов за границей, и для каждого из них изобретал специальные модели. Салоны находились в Лондоне, в НЬю-Йорке и Каракасе. Все модели, которые он изобретал для них, соответствовали потребностям местных покупательниц. Таким образом, ему приходилось разрабатывать около 1000 моделей в год. Здоровье Диора пошатнулось, у него были симптомы стресса. Но внешне для посторонних он мало изменился, разве что только всё сильнее худел. Только самые близкие знали – у него уже были сердечные приступы. И была ещё одна тайна – он был глубоко несчастен в любви…


Не все дизайнеры были в восторге от творений Диора. , который всегда шил только из дорогих тканей и относился к ним трепетно, считал работу Диора с тканями ужасной. Да и , которая была за полную эмансипацию женщин, особенно в одежде, говорила так: «Диор? Он не одевает женщин, он их набивает». И всё-таки, это был великий французский кутюрье, подаривший миру образ женщины изящной и элегантной.


В 52 года 24 октября 1957 года после внезапной остановки сердца Кристиан Диор покинул этот мир.


В его доме в Гранвиле сейчас существует музей.


Парфюмерия Кристиан Диор .
Парфюмерия Christian Dior по объёму продаж занимает 4-е место в мире. И флаконы, и упаковки выполняются в фирменном стиле, который был введён Кристианом Диором: гамма серого цвета, розового и белого, медальоны а-ля Людовик XVI, бумага с фактурой рогожки в рубчик, атласные ленточки.


В области получения ароматов Дому Dior принадлежит множество открытий-одним из лучших можно назвать например, эссенция ландыша и ванили.
Всего в настоящее время существует более 90 ароматов Dior.


Самые популярные ароматы Christian Dior:

Dior Dolce Vita (для женщин)
Dior Dune (для женщин и мужчин)
Dior Poison (для женщин)
Dior Fahrenheit (для мужчин)
Dior Miss Dior Cherie (для женщин)
Dior Homme Sport (для мужчин)
Dior Higher (для мужчин)
Dior Homme (для мужчин)
Dior Addict (для женщин)

Великим кутюрье Кристиан Диор стал далеко не сразу. Сначала он прошел сложный путь от простого управленца до настоящего художника, пережил несколько личных потрясений, и лишь затем открыл собственный дом моды, который сегодня известен на весь мир.

Как жил Диор в детстве?

Бедной семью Кристиана назвать сложно. Мальчик родился в семье вторым по счету. Все дети семейства Диор провели раннее детство с «золотой ложкой во рту».

Рождение Кристиана произошло 21 января 1905 года. Он появился на свет во французской Нормандии. Всего в семье Диор было пятеро детей. Отец большого семейства из года в год богател на перепродаже удобрений.

Мать Кристиана могла позволить себе нигде официально не трудиться, она занималась воспитанием и первоначальным обучением своих детей.

Спустя шесть лет после появления Кристиана, его родные вместе с ним переехали в Париж. Там глава семьи скупил несколько квартир и домов, вложив, таким образом, деньги, полученные в бизнесе.

После завершения обучения с репетиторами, Кристиан по настоянию отца зачислился в Институт политических исследований, но проучившись год, бросил его.

Кафе, рестораны, театры, выставки и кино – вот те сферы, где находились тогда истинные интересы Диора.

В 1928 году молодой человек решает учиться живописи. Затем в его голову закрадывается мысль о собственной галерее. Отец Кристиана отказался помогать ему в этом деле. Юный Диор не отчаивается, он усиленно продолжает искать партнера, и находит его. Жан Бонжак соглашается сыграть роль спонсора проекта.

Взрослая жизнь и путь к славе

Галерея двух молодых партнеров стала приносить хорошую прибыль, ведь там выставлялись такие авторы, как Пикассо, Матисс и Дерен.

Казалось бы, что все шло просто отлично, но 30-е годы стали для Кристиана настоящим испытанием. Первый удар будущий модельер получил, когда узнал, что его брат попал в психиатрическую лечебницу. Вторым ударом стала смерть его матери от рака.

Отец Кристиана так и не смог оправиться от горя, начал пить и почти разорился. Диор-младший в этот непростой период решил поехать в Ленинград, чтобы хоть как то забыться, и не думать о бедах, постигших его семью.

Когда он вернулся в Париж, то принял решение распрощаться с галереей. Затем он снова двинулся в путь к испанскому архипелагу. Там Кристиан снова увлекся рисованием и ткачеством. Он даже придумал немало эскизов для ковров, но не смог найти спонсоров для начала нового дела.

После второго возвращения на родину Диор пробовал работать в офисе и в банке, но нигде не смог получить стабильную должность .

Находясь в бедственном финансовом положении, Кристиан продает несколько картин из своей коллекции, а его семья распродает большую часть имущества и перебирается в провинции Франции.

Молодой скиталец не последовал за своей семьей, а решил остаться в Париже. Он поселился у хорошего знакомого Жана Озенна. Новоиспеченный друг уже тогда был не последним человеком в мире моды. Именно он приоткрыл для Диора дверцу во вселенную модной дизайнерской одежды.

В тот период Кристиан опять начал рисовать эскизы шляпок и платьев. Его рисунки имели большой успех. Он успел поработать со многими известными кутюрье, и, наконец, созрел для открытия своего модного дома.

В 1946 году Диор открыл первое заведение, где на вывеске красовалась его фамилия. Спустя год он презентовал для мировой публики коллекцию под названием «Новый взгляд».

Коллекция понравилась всем критикам, кроме американских. Только и они утихли, когда весь мир принял Диора, как нового законодателя моды.

Самая первая коллекция Кристиана была создана для женщин. Диор решил противопоставить повсеместным рюшам свободный крой и удобство. После успешного запуска модной линейки, он презентовал на суд общественности по две коллекции в год. Позже открыл и парфюмерную лабораторию, а также обувную фабрику.

От простой, но элегантной одежды кутюрье перешел к работе над костюмами для кино и театров. Благодаря ему многие фильмы того времени были пропитаны особенной атмосферой роскоши и изысканности.

Личная жизнь Кристиан Диор

Как многие творческие деятели, Кристиан Диор не мог насытиться обычной любовью. Может поэтому все его возлюбленные были мужчинами. Диор был геем, и не скрывал свою нетрадиционную ориентацию.

Первой сильной любовью модного дизайнера стал его шафер Перротино. Спустя несколько лет пара распалась по неизвестным причинам.

Долгое время в зрелом возрасте Кристиан не мог найти свою любовь. Так продолжалось до тех пор, пока он не познакомился с африканцем, работавшим моделью. Избранника Диора звали Жак Бенита.

Счастливая пора для влюбленных продлилась недолго. В 1957 году на пике славы и счастья Кристиан Диор ушел из жизни. Он умер из-за проблем с сердцем на курорте в Тоскане.

Смерть маэстро мира моды случилась 24 октября. Диор не оставил прямых наследников, никогда не был женат, но дело всей его жизни продолжает жить и сегодня. Еще о Кристиане Диоре снято немало фильмов, а его бренд по-прежнему считается одним из самых лучших и роскошных.