Нил имеет сложный режим. В экваториальной части бассейна реки наблюдаются два максимума осадков - весенний (март - май) и осенний (сентябрь - ноябрь), что обусловливает повышенную водность ниже ущелья Нимуле в летние и зимние сезоны. В Судане и бассейне Голубого Нила (вторая основная область питания Нила) дожди идут летом (июнь - сентябрь). В Судане Нил, сильно разливаясь летом от муссонных дождей, теряет много воды на испарение. Поэтому в питании Нила главную роль играет Голубой Нил, приносящий летом до 60-70% воды. В связи с этим подъём воды на Нила в центральном и северном Судане и в Египте приходится на летне-осенние месяцы. Так, в Нижнем Египте половодье наблюдается в июле - октябре.…
При обычном половодье подъём воды в пределах Египта составлял 6-7м. До постройки регулирующих сооружений в долине Нила наблюдались сильные наводнения. Твёрдый сток у Асуана (быв. Сиена) составляет в год 62 млн. м3, из которых большая часть в виде ила осаждается на полях, в оросительных каналах и в водохранилищах.

Время разлива Нила в Нижнем Египте приводится с точностью до месяца, однако, даже если предположить, что разлив Нила в среднем начинается точно первого июля, это будет означать, что подъём воды в Нижнем Египте происходит как минимум на 8÷10 дней позже даты летнего солнцестояния. Следовательно, в работе Е.С. Голубцова и Ю.А. Завенягин приводят неверную информацию. В статье института географии РАН, посвященной внутренним водам Африки о дате разливе Нила указано следующее:
Паводки в верховьях и в нижнем течении наступают приблизительно в одно и то же время: в верхнем течении с июля по октябрь, в нижнем - с августа по ноябрь. Паводковые верховые воды, доходя до Тимбукту, широко разливаются, затопляя рукава и протоки древней дельты.

В наше время, примерно 22 июня происходит летнее солнцестояние через некоторое время после которого наступает разлив Нила. В нижнем течении Нила, максимальный паводок приходится на август, а с 15 августа в течение двух недель, отмечается национальный праздник Египта посвященный разливу Нила. Если считать эту дату наступлением максимального половодья, то от момента летнего солнцестояния проходит примерно 8 недель. Если же по гелиактическому восходу Сириуса предсказывали не максимум половодья в Нижнем Египте, а именно начало половодья, можно оценить начало разлива наступает во второй половине июля, примерно через месяц после летнего солнцестояния. Последний вариант нам представляется наиболее вероятным, поскольку для заблаговременной эвакуации людей с затопляемых территорий было актуальнее предсказывать именно начало половодья. Исходя из этого, остановимся на оценке, что наводнение в Нижнем Египте начинается примерно через месяц после летнего солнцестояния.

На северо-востоке Африки, возле Средиземного моря, там, где течёт река Нил, находилась одна из самых больших стран древнего мира - древний Египет. Африка - очень жаркий край. Дожди там выпадают редко, и всё время стоит нестерпимый зной. В Африке находится огромная пустыня Сахара, покрытая песчаными холмами - барханами. Только одно место напоминает цветущий сад. Это долина реки Нил. Там более пяти тысяч лет назад возникло Египетское государство, которое раскинулось от Средиземного моря до первых нильских порогов. Нил - самая длинная река в мире. Он начинается в глубине Африканского континента, возле самого экватора. В верхнем течении Нил преодолевает множество подводных скал - порогов, а в нижнем, приближаясь к Средиземному морю, течёт широко и привольно. В том месте, где Нил впадает в море, он разделяется на несколько рукавов. Сверху, с высоты птичьего полёта, эти реки и острова все вместе по форме похожи на треугольник. Древние греки назвали это место дельтой Нила, так как оно напоминало им одну из букв их алфавита - А (дельту). Греки дали и название этой стране - Египет. Сами древние египтяне называли свою страну Кемет, то есть «черная земля», чтобы отличить её от «красной земли» - пустыни. Берега Нила густо покрыты зарослями египетского тростника - папируса. Там вьют гнёзда бесчисленные стаи птиц. В воде живут крокодилы, бегемоты, водится много рыбы. На берегах Нила раскинулись целые рощи акаций, пальм, сикомор и тамарисков. В Древнем Египте водились слоны, жирафы, носороги, кабаны, антилопы, из пустыни доносилось грозное рычание львов и пантер.

Разливы Нила в древнего Египта

В древнем Египте веют сухие ветры, приносящие с собой жаркое дыхание пустыни. Особенно страшен ветер хамсин. По-арабски это слово означает «пятьдесят», так как хамсин дует из Сахары пятьдесят дней. Ветер засыпает всё горами песка. Древний Египет на какое-то время превращается в выжженную солнцем пустыню. Все растения вянут, сухая земля покрывается трещинами. Но вот с севера повеяло прохладой. Спасительный северный ветер сдувает песчаную пыль, воздух становится прохладней и чище. В это время далеко на юге, откуда течёт Нил, начинается сезон дождей, а в горах тает снег. Постепенно вода в Ниле поднимается, становясь мутно-зеленой. Река выходит из берегов, начинается разлив. Дней через десять вода в Ниле становится красной, как кровь. Половодье длится 3 месяца - с июня по сентябрь. Вода поднимается в реке на 7 м. Потом она спадает, оставляя на берегах толстый слой плодородного ила. Толщина речных наносов за многие тысячелетия достигла 11 м, а в дельте Нила - даже 20 м. Поэтому древние древние египтяне называли свой край «Дар Нила».

Древние египтяне - земледельцы

Закончилось время разлива. Нил снова спокойно катит свои воды. А поля вокруг хорошо орошены и покрыты плодородным илом. Можно начинать сев. Земледелие было главным занятием в Древнем Египте. После азлива ила земля становится мягкой и не требует больших усилий для обработки. Запрягали в плуг быков, пахали поле и засевали его пшеницей и ячменём. После сева на поле выгоняли коров и овец, чтобы они своими копытами втоптали зерно в землю, иначе – будет плох. Древние египтяне пахали и сеяли не весной, как украинские крестьяне, а поздней осенью, в начале зимы - в ноябре и декабре. Чтобы оросить поля, расположенные далеко от реки, крестьяне прокапывали от Нила каналы, а от них и так подводили воду к своим полям. Поля и каналы ограждали специальными плотинами, сделанными из глины и тростника. Во время разлива Нила их открывали, чтобы пропустить воду на поля, а потом закрывали. Крестьянская семья не могла сама выкопать целый канал или насыпать плотину. Поэтому египтяне выполняли эту работу сообща, целыми сёлами. В Египте на смену родовой общине пришла сельская соседская община. Наконец заколосились хлеба. Настало время жатвы - последний, третий период египетского сельскохозяйственного года. Крестьяне медными серпами срезают только колоски. Потом на току колоски бросают для обмолота под ноги домашним животным - быкам, ослам. Ни на минуту не останавливается молотьба. Женщины совками подбрасывают обмолоченное зерно в воздух и веют его. Обмолоченное и провеянное зерно в корзинах относят в амбары и ссыпают в закрома. Рядом сидит писарь и записывает количество корзин. Хозяин богатого имения должен знать, какой урожай собрали с его полей. Тогда он скажет, сколько зерна надо отдать в царскую кладовую, а сколько можно оставить в хозяйстве.

До сих пор наши изыскания убедительно показывали, что в основном астрономическая деятельность древних египтян была связана с наблюдениями явлений, сопутствующих наступлению нового года. Также совершенно ясно, что в самую далекую древность солнечный год у египтян начинался в летнее солнцестояние и что это солнцестояние и тогда и сейчас совпадало с началом разлива Нила в Гелиополе и Мемфисе, важнейших центрах Северного Египта в эпоху первых династий.

На заре цивилизации было совсем не очевидно, что солнце можно использовать для измерения времени, как мы делаем сейчас; и в этой связи достаточно отметить, как по-разному смотрели на этот вопрос древние народы. Например, Египет очень отличался в этом отношении от Халдеи и Вавилонии, а потом от представлений, бытовавших у евреев. В египетских надписях мы встречаем упоминания луны, но они доказывают лишь то, что она занимала подчиненное положение по отношению к солнцу, по крайней мере в поздние времена. Семидневная неделя была совершенно незнакома египтянам. Все, что с нею связано, относится к более поздним периодам. Процитированный Лепсиусом отрывок из Книги мертвых ничего не доказывает, так как, если верить Краллю, его перевод ошибочен. В Вавилонии же, по-видимому, луне поклонялись так же, как и солнцу, и, что естественно, пользовались ею для измерения времени. В смысле месяцев это был довольно хороший способ. Кроме того, естественно, что в Вавилонии, где людям приходилось много путешествовать по пустыне ночью, они очень внимательно наблюдали за движениями луны.

С этим связан один интересный момент: у этих древних народов небесные тела, предоставлявшие им способы и единицы измерения времени, рассматривались практически в одной категории. Так, например, в Египте использовалось солнце, и единицей времени был год; а в Вавилонии единицей времени был месяц, потому что основным мерилом времени была луна. Поэтому, если речь шла о периодах времени, то один народ мог очень легко решить, что период, используемый другим народом, - это год, тогда как на самом деле это месяц, и наоборот. Есть предположение, что продолжительность жизни Мафусаила и других персонажей, якобы проживших очень долгую жизнь, на самом деле нужно считать не в солнечных годах, а в лунных - то есть, говоря точнее, в лунных месяцах. Это вполне разумно, ведь, если поделить число лет на двенадцать, окажется, что это довольно близко к современной продолжительности жизни, и нет никаких причин, почему это не могло быть так.

Думается, есть мало сомнений в том, что Египет был страной, где солнце считалось самым точным мерилом времени.

Ра, солнце, был главным богом Древнего Египта. Ему поклонялись во всех номах. Уже древнейшие тексты (см. тексты Менкаура в Британском музее) повествуют о сияющем пути Ра по небу и его ежедневной борьбе с тьмой.

«Египтяне, - говорит Ранке в первой главе своей «Всеобщей истории», посвященной Египту, - определили видимое движение солнца и в соответствии с ним разделили год, в отличие от вавилонян, научным и практичным образом, так что Юлий Цезарь перенял календарь у египтян и ввел его в Римской империи. За ним последовали и другие народы, и с тех пор египетский календарь использовался повсеместно уже в течение семнадцати веков. Его можно считать самым замечательным наследием древнейших времен, оказавшим влияние на весь мир».

Откуда бы ни явились древние египтяне - из региона, где время измерялось по луне, или нет, - как только они обосновались в долине Нила, где тогда, как и сейчас, ежегодный разлив реки в летнее солнцестояние, словно маятник, неуклонно отмеряет годы, их календарь прочно встал на солнечную основу. Следовательно, именно природа, Нил - от которого зависело благосостояние страны - способствовали установлению египетского года. Солнцестояние и разлив Нила стали точкой отсчета древнего египетского года.

Словами, что Египет - это дар Нила, мы обязаны отцу истории, который имел в виду не только оплодотворяющее действие реки, но и то, что от Нила и связанных с ним процессов целиком зависят условия человеческой жизни в Египте. Так же верно и то, что и египетский год, и эта часть египетской археологии, и миф, который главным образом интересует астрономов, тоже дары Нила.

Гелиакический восход Сириуса и других звезд в начале ежегодного разлива, все мифы, возникшие из символов этих звезд, - многочисленные доказательства того, что река с ее разными уровнями воды в разное время года играла большую роль в жизни народа. По существу, это была истинная и уникальная основа жизни народа.

В этом у Нила есть аналог или даже аналоги. Чем Нил был для Египта, тем же Тигр и Евфрат были для обширного региона Западной Азии, где мы также видим, что ежегодный разлив был источником плодородия, зрелищем, которое вдохновляло поэтов, и событием, вызывавшим большое внимание астрономов.

Совершенно естественно, что на Евфрат, Тигр и Нил смотрели как на божества, что боги Нильской долины, с одной стороны, и региона, орошаемого Тигром и Евфратом, с другой, были богами, именами которых давали клятвы, которым поклонялись, чтобы заручиться их милостью, и у которых были местные храмы и свои культы.

Богом Тигра и Евфрата был Эа. Богом Нила был Хапи. Это то же имя, что и у быка Аписа, основание культа которого приписывают Менесу . Конечно, Менес, Мен или Мени, как его называют, имел все причины основать культ бога реки, ведь он, по-видимому, первым из людей выступил с идеями ирригации, и я слышал, как заслуженные чиновники, отвечавшие в последнее время за современные ирригационные системы, с восхищением говорили о задумках и работах Менеса. Был ли такой же Менес и у Тигра в той же древности, история умалчивает; но, по рассказам путешественников, половодье Тигра еще более величественно, чем у Нила, хотя и Нил во время разлива производит сильное впечатление: вся плодородная долина превращается, так сказать, в морской залив с островками тут и там, которые при ближайшем рассмотрении оказываются деревней, и ее глиняные хижины слишком часто разрушаются под хлестом волн, гонимых сильным северным ветром.

Конечно, время разлива этих рек влияло не только на жизнь народа, но даже на всю страну, расположенную на их берегах. Тигр и Евфрат разливаются в весеннее равноденствие - главным в стране было равноденствие, храмы направлены к востоку. Нил разливается в солнцестояние - религия была основана на солнцестоянии, и солнечные храмы уже не смотрели на восток. Для египтян разлив реки на сельскохозяйственные земли был словно рассвет, прогоняющий ночную тьму; солнечный бог дня побеждал звездных богов ночи; победоносный владыка земли снова поражал своих врагов.

Египет, по словам Амра ибн аль-Аса, сначала открывается в виде пыльной равнины, потом пресного моря и, наконец, луга, полного цветов.

На первый взгляд кажется, что если год определяли, так сказать, локальные природные условия, то и деление его на сезоны должно быть таким же, как и у нас . Это неверно. Земля и река дают совершенно разные условия.

Никто, пожалуй, так правдиво и поэтично не описал происходящее на самом деле, чем Осборн, который так пишет о времени, когда уровень воды в Ниле низок : «Нил сжимался в своих берегах, пока не стал вдвое уже обычной ширины, и его мутная, осклизлая, застойная вода, казалось, едва течет в непонятном направлении. Широкие отмели и крутые наносы черной, пропеченной на солнце нильской грязи образуют оба берега реки. Повсюду за ними песок и бесплодие; ибо хамсин, или песчаный ветер продолжительностью пятьдесят дней, только что прекратился. Тут и там в пыльном, неясном, палящем воздухе видны стволы и сучья деревьев, но их листья так густо покрыты пылью, что издалека их не отличить от песка окружающей пустыни. В этот сезон только самым тягостным и трудоемким поливом можно сохранить хоть какой-то намек на зелень даже в увеселительных садах паши. Первый признак того, что этот самый страшный сезон приближается к концу, - это поднявшийся северный ветер (этезии у греков), который дует резко, часто со свирепыми порывами, в течение всего дня. Вскоре ветер освобождает от пыли кроны рощ, покрывающих Нижний Египет, которые продолжают зеленеть. Яростный жар солнца, стоящего в самом зените, тоже, как правило, смягчается этим мощным влиянием, которое преобладает в этот и три последующих месяца на всей египетской земле».

Потом начинается половодье: «Пожалуй, нет в природе более радостной картины, зрелища, которое сильнее пробуждает уверенность в божьей милости, чем подъем Нила. День за днем и ночь за ночью мутный прилив величественно гонит волны по опаленным пескам земли, унылым пустошам. Почти ежечасно, пока мы медленно поднимались по нему перед этезийским ветром, мы слышали оглушительное падение илистого берега и видели по тому, как суетливо все живое бросается к этому месту, что Нил преодолел очередное препятствие и что его набегающие волны разливают жизнь и радость по очередной пустыне. Мало какие впечатления я вспоминаю с большим удовольствием, чем тот раз, когда я увидел, как Нил ворвался в один из больших каналов его ежегодного половодья. Вся природа кричит от радости. Мужчины, дети, буйволы прыгают в его освежающих водах, широкие волны блестят стайками рыб, а сверху тучами летает всевозможная дичь. Но это празднество природы не ограничивается созданиями высокого порядка. В тот миг, когда приход плодоносных вод увлажняет песчаную землю, она буквально оживает из-за бесчисленных насекомых. Невозможно стоять на берегу одного из этих величественных потоков, видеть, как ежесекундно он сметает какое-то препятствие на его возвышенном пути, становясь все шире, и не чувствовать, как сердце переполняется любовью, радостью и уверенностью в великом Творце этого ежегодного чуда милости».

После разлива наступает время сева. Последствия разлива, как рассказывает Осборн, «проявляются в картине плодородия и такой красоты, какую редко можно встретить в другой стране в любое время года. Яркая зелень прорастающих злаков, рощи гранатовых деревьев, пылающие ярко-алыми цветками, свежий бриз, наполненный благоуханием розовых садов и апельсиновых зарослей, каждое дерево и куст покрыты ароматными цветами. Незнакомец в земле Хама встречает мало природных красот. Это правда, что они довольно похожи, и он заметит мало различий между деревьями и растениями, попадет ли он впервые в сады Александрии или на равнину Асуана. Однако все это одинаково лишь потому, что невозможно ничего прибавить к сладости запахов, яркости цветов или изысканной красоте многообразия растений, среди которых он блуждает. Это монотонность, но монотонность рая».

Наводнение добирается до Каира в день, очень близкий к летнему солнцестоянию. Река достигает максимального подъема и начинает спадать около осеннего равноденствия. К зимнему солнцестоянию Нил снова успокаивается в своих берегах, и к нему возвращается голубой цвет. На этот промежуток приходится время сева.

Начиная с наводнения (летнее солнцестояние) мы имеем:

1) сезон, или тетрамен , наводнения, с июля по октябрь;
2) сезон сева, с ноября по февраль;
3) сезон урожая, с марта по июнь.

С древнейших времен год делился на двенадцать месяцев, и первый месяц был посвящен богу мудрости Тоту (Джехути):

Названия сезонов и месяцев можно встретить даже на строительном материале самой большой пирамиды в Дахшуре, и уже в древнейших надписях мы видим ссылки на календарь. На стелах в мастабах, где мертвые молят Анубиса о хорошем погребении, есть список праздничных дней, в которые следует приносить жертвы мертвым.

Современный календарь (в описании Бругша и де Руже), несомненно, сохранился с древнеегипетских времен. Он хорошо подходит для местности в районе Каира. Отношение основных моментов разлива к солнцестоянию в этой части реки таково:

Дабы показать, что древнеегипетская астрономия - если брать конкретно ее - в основном занималась ежегодным наводнением и всеми следствиями этого наводнения и как был установлен, насколько нам известно, первый тропический год на планете, нужно пристально рассмотреть действительные факты наводнения не только для Египта в целом, но и для разных пунктов на линии протяженностью несколько тысяч километров, вдоль которой тут и там рассыпаны города и храмы еще с древнейших эпох.

В незапамятные времена колебания уровня воды в реке были тщательно зафиксированы для разных точек реки. Во французском «Описании Египта» мы находим полное описание так называемого ниломера в Асуане (у первого порога), который датируется, возможно, еще началом V династии.

В замечательной книге Эберса о Египте есть описание гораздо более современного ниломера на острове Рода.

Ниломер, или «микьяс», который мы можем видеть сейчас на Роде, как говорят, сменил тот, что был привезен туда из Мемфиса в какое-то неизвестное время. По Эберсу, Макризи видел остатки старого ниломера в 1417 году.

Современный ниломер находится внутри сооружения, чья крыша опирается на простые деревянные колонны. В четырехугольной емкости, которая сообщается с рекой по каналу, стоит восьмиугольный столб с мерными делениями, надписанными на арабском языке. Единица измерения - пик (иногда его называют локоть) = 0,54 метра, который делится на 24 кирата. Из-за того, что в сравнительно поздние времена русло реки поднялось, ниломер во время высокого Нила затапливается на глубину 2 локтей.

Подъем Нила теперь можно тщательно изучить, так как на реке расставлены водомеры. Это асуанский водомер 1869 года, армантский 1887 года, сохагский водомер 1889 года и асиутский водомер 1892 года. Эти водомеры находятся на следующих расстояниях от Асуана.

На водомер на острове Рода не стоит полагаться, так как плотина уничтожила его ценность как измерительного устройства. Высота этих водомеров над уровнем моря такова:

Метры
Асуан 84,158
Армант 69,535
Сохаг 56,00
Асиут 53,10
Рода 13,14

Большая неопределенность возникает из-за того, что нет четких различий между показаниями водомера летом и в период, когда подъем идет непрерывно. Видимо, в конце весны идут достаточно сильные дожди, чтобы Нил заметно поднялся, так же как и зимой бывают заметные подъемы по всей долине, когда грязевые отметины остаются на скалах в Асуане и Манфалуте. Независимо от показаний водомера во время подъема Нила есть некоторые факты, которые поражают любого наблюдателя. В начале подъема появляется зеленая вода . Это случается в июне, но даты могут быть разными, как и даты максимального подъема.

Современные наблюдения показывают, что дни начала подъема, первого разлива, второго разлива и окончательного спада варьируются, и, исходя из этого, кажется очевидным, что у древних египтян не могло быть водомера с фиксированным нулевым уровнем и фиксированной точки начала физического подъема воды, но им приходилось догадываться по серии наблюдений о среднем времени начала, о среднем времени появления красной воды или о среднем подъеме до определенного уровня.

Для начала разберемся с зеленой водой. Обычно ниломер на острове Рода отмечает подъем реки на 2-5 сантиметров, вода слегка утрачивает свою прозрачность и свежесть, которую еще сохраняет. Зеленый цвет - это матовый оттенок осклизлой, солоноватой воды из тропиков, и еще не был найден фильтр, который мог бы очистить такую воду. Зеленым цветом она обязана водорослям.

К счастью, эта фаза редко продолжается дольше трех-четырех дней. Те, кому приходится пить воду в таком состоянии даже столь короткое время, сильно мучаются расстройствами мочевого пузыря. Городские жители обычно готовятся к этому заранее, запасаясь водой в резервуарах и баках.

Как заметил полковник инженерных войск Росс в 1887 и 1890 годах, когда из-за медленного отхода Нила работникам ирригационных сооружений приходилось удерживать многие резервуары в провинции Гиза, а также в 1888 году, когда вода долго оставалась застойной, вода в резервуарах позеленела - появились водоросли и болотный запах - так же, как июньская зеленая вода.

Из-за этого было решено, что раз нильская вода в русле реки - даже в самых застойных запрудах - не зеленеет, то, видимо, зелень появляется только при абсолютной неподвижности воды. Выше Гондокоро есть обширные заболоченные местности, и потому считается, что летняя зеленая вода, которая появляется неожиданно, приходит из этих болот, когда ее сзади выталкивает новая вода, вот почему она предшествует разливу. До сих пор никто еще не произвел тщательных наблюдений за постепенным приходом зеленой воды.

Река поднимается быстро, и вода постепенно становится мутнее. Однако проходит десять-двенадцать дней перед тем, как Нил в последний раз и самым необычным образом меняет внешний вид. Мистер Осборн так описывает это : «Это было в конце - как мне казалось - долгой и очень душной ночи, когда я поднялся с дивана, на котором тщился уснуть, на палубу корабля, тихо стоявшего у Бени-Суэфа, города в Среднем Египте. Над восточными холмами только что показался верхний ореол солнечного диска. Когда его лучи пали на воду, я с удивлением увидел темно-красные блики. Оттенок воды постепенно становился все насыщеннее, по мере того она все больше освещалась солнцем, и еще до того, как оно полностью вышло из-за вершин холмов, передо мной предстала истинная река крови. Подозревая какой-то морок, я поспешно встал и, перегнувшись через борт, увидел, что глаза не обманывают меня. Вся масса воды была непрозрачная, темно-красного цвета, очень напоминающего кровь, больше, чем любое другое природное явление, с которым ее можно было сравнить. Потом я заметил, что за ночь река заметно поднялась на несколько дюймов. Пока я взирал на эту поразительную картину, ко мне подошли арабы и объяснили, что это Красный Нил. Красный цвет и непрозрачность воды в этом необычайном состоянии реки постоянно изменяются. В какие-то дни, когда подъем реки не превышает нескольких дюймов, вода возвращается в состояние полупрозрачности, хотя при высоком Ниле она, по-видимому, никогда не теряет темно-красного оттенка, который нельзя отфильтровать. Однако это не то же, что зеленая примесь, совсем вредоносная; нильская вода никогда не бывает более здоровой, более вкусной и освежающей, чем во время разлива. В другие дни река поднимается гораздо быстрее, и тогда количество взвешенного в воде ила в Верхнем Египте превышает все, что я видел в любой другой реке. Не раз я видел, что ил мешал течению потока. Как-то стакан воды в таком состоянии оставили стоять на некоторое время. Верхняя часть воды была совершенно непрозрачная, цвета крови. Осадок черной грязи занял примерно четверть стакана. Значительная часть ее оседает, прежде чем река достигает Среднего и Нижнего Египта. Там я никогда не видел нильскую воду в таком состоянии, и, более того, нет никаких наблюдений о том, чтобы река краснела. Совершенно ясно, что краснота не может происходить из Белого Нила, но, должно быть, это первые наводнения Голубого Нила и Бахр-эль-Азраля, которые спускаются вниз».

Один из важных вопросов в рамках нашего исследования связан с тем, как влияют на локальные календари разных районов Нильской долины варианты явлений, с помощью которых египтяне отсчитывали новый год.

Если взять только солнцестояние , его дата будет одинаковой для всех частей долины; но, конечно, египтяне не рассматривали солнцестояние изолированно по очевидной причине, что им был необходим какой-либо знак, предупреждавший о подъеме Нила, а в низовьях реки подъем предшествует солнцестоянию. Также они не брали изолированно и гелиакический восход Сириуса, о котором ниже будет сказано подробнее.

Но вопрос состоял главным образом в дате начала наводнения, а дата начала наводнения была совершенно разной в разных частях Египта.

Итак, по современным водомерам можно понять, что у реки уходит некоторое время, чтобы преодолеть 900 километров между Элефантиной и Каиром.

В начале наводнения, когда река поднимается, скажем, с 1 локтя до 6 локтей в Асуане, где много сухих песчаных отмелей и ширина реки велика и нет накатывающих сзади волн, время распространения возрастает до пятнадцати дней, и самый ранний признак подъема может появиться еще позже, но его очень трудно заметить.

Наводнение добирается за 1¾ дня от Вади-Хальфы до Асуана и за шесть дней от Асуана до острова Рода (941 километр). При очень высоком Ниле, вероятно, время сокращается до пяти дней.

Следовательно, зеленый и красный Нил распространяются с разной скоростью.

Подъем составляет 13,7 метра в Асуане, 11,6 в Фивах и 7,6 в Каире.

Мистер Гарстин, заместитель секретаря Департамента общественных работ Египта, любезно предоставил мне данные вышеописанных водомеров, и на их основании я установил, что среднее время, через которое появляются первые признаки наводнения, когда оно проделывает путь между Фивами и Мемфисом, в наше время составляет около девяти дней.

Однако надо помнить, что сейчас русло реки выше, чем раньше; в районе Фив, как полагает Бадж, уровень земли поднялся на 2,7 метра за последние 1700 лет.

Значит, если во всех крупных городах, таких как Фивы и Гелиополь, наступление нового года целиком зависело от начала наводнения, то не только день не был известен точно, но и разница во времени начала наводнения в разных местностях приводила бы к разнице во времени начала нового года в этих местностях, по сравнению с которой блекнут наши часовые пояса, потому что в них речь идет лишь о нескольких часах.

Противоречивость утверждений о разливе Нила происходит из-за того, что максимальный подъем, как правило, регистрируется в Каире через 40 и более дней после максимального подъема в Асуане.

Нижеследующий отчет о том, как это происходит, мне любезно предоставил полковник Росс:

«Разлив реки у асуанского водомера происходит так: между 20 и 30 августа подъем часто добирается до среднего уровня 16 локтей, а между 27 августа и 3 сентября часто бывает спад примерно на 30 сантиметров. Есть мнение, что августовский подъем происходит из-за Голубого Нила и реки Атбара. Между 1 и 8 сентября работники ирригационных систем обычно отмечают максимальный подъем у Асуана. Вероятно, его причина - первая волна наводнения из Белого Нила. В середине сентября обычно приходят два небольших подъема, но в последние двадцать дней сентября, как правило, вода заметно ниже, чем в первую неделю. Последний подъем Нила редко случается позднее 21 или 25 сентября.

Вся эта вода не просто спускается по Нилу; она заливает различные водоемы. Открытие этих водоемов начинается с юга на север. Обычно это происходит между 29 сентября и 22 октября. Большие водоемы Центрального Египта не соединены с Нилом с целью сброса в реку между Асиутом и Вастой, то есть на отрезке длиной 395 − 90 = 305 км.

Местность, расположенная в середине, или Центральный Египет, широка, и потому огромное количество воды выливается из этих водоемов в низовья реки около 20 октября, из-за чего значительно поднимается Нил в Каире, и в среднем каирский водомер (на острове Рода) регистрирует годовой максимум примерно 22 октября, поэтому путеводители говорят, что Нил стоит выше всего в конце октября.

При водомере на уровне 16½ локтя в Асуане, пока наполняются водоемы, уровень на Роде (Каир) не поднимается выше 21 локтя, но так как бассейны при уровне 16½ наполняются к 10 сентября, то уровень от 16½ до 16 локтей в Асуане не гарантирует постоянного уровня на каирском водомере, поскольку большая масса воды проходит через водоемы и добирается до Каира. Поэтому мы часто видим парадокс, когда уровень воды у асуанского водомера стоит неподвижно или понижается, а в Каире при этом наблюдается неуклонный подъем.

Если уровень в Асуане держится выше 16 локтей почти до конца сентября, то опустошение водоемов сильно задерживается, так как опустошение каждого последующего водоема наполняет Нил выше 16 локтей; поэтому нижние половины водоемов не переливаются , и таким образом, когда большие водоемы Среднего Египта сбрасывают воду, они не так поднимают Нил, как в том случае, если во второй половине сентября Нил стоит ниже 16 локтей в Асуане.

В годы, такие как 1887 и 1892, которые отличаются друг от друга только датой максимального подъема в Асуане, река, наполнив водоемы за период от 15 до 20 дней вместо периода от 25 до 30 дней, доходит до Каира, настолько увеличившись в объеме, что в Каире более двух недель держится действительно опасный уровень воды в 25 локтей (средний уровень октября в Каире около 23 локтей), а с 10 сентября по 25 октября река остается на уровне от 24 до 25½ локтя, и водоемы Среднего Египта сбрасывают воду так медленно, что день начала на каирском водомере практически незаметен.

Нил является одной из самых крупных рек Земли. Он удивителен и тем, что своими водами реке удалось проложить маршрут по самой засушливой местности Земли. Некоторые местности, которые сейчас являются пустынными, когда-то представляли саванну. Здесь ученые обнаружили множество стоянок первобытных людей. Поэтому уже с тех времен человека стало интересовать, в каком направлении течет река Нил.

Где начинается Нил?

Для начала нужно рассмотреть, какова длина этой реки. Нил берет свое начало у озера Виктория. В него, в свою очередь, впадает несколько рек. И самой отдаленной из этих рек является Рукарара. Если включать ее исток в общую протяженность Нила, тогда она составит 6852 км. Но если брать длину реки от озера Виктория, то она составит 5600 км.

Какая из всемирных рек самая длинная?

Еще до недавнего времени Нил считался самой длинной речной системой на всей планете. Так было до того момента, когда была открыта река Амазонка. Протяженность ее составляла 6992 км. Разница между этими двумя крупнейшими речными артериями составляет всего лишь 140 км. Эта информация была опубликована Бразильским Национальным институтом космических исследований в 2008 году.

Голубой и Белый Нил

Чтобы понять, в каком направлении течет река Нил, необходимо тщательно рассмотреть его истоки. Нил протекает по северо-восточной территории Африки. Река начинается в Уганде (здесь она называется Белый Нил), а также на (Голубой Нил). Длина Белого Нила составляет 957 км. В эту часть Нила впадает река Собат. Воды этого притока содержат в себе большое количество глинистых взвесей, отчего Нил на этом участке приобретает белесоватый оттенок. Голубой Нил намного длиннее Белого. Он начинается на Абиссинском нагорье.

В летнее время года в Абиссинском нагорье выпадает большое количество дождей. Река становится бурной и полноводной, и воды несутся в дельту Нила. В этот период река кардинально меняется - ее воды приобретают кроваво-красный оттенок и остаются такими до начала то есть практически до ноября. Но на самом деле это обогащение воды новыми элементами играет очень важную роль для удобрения почв, так как с его помощью насыщается плодородный слой в дельте. Во многих районов дельты, как и во времена фараонов, урожай собирают по три раза в год.

Окрестности Нила

В каком направлении течет Нил? Длинная-длинная и бурная река протекает с юга на север. Выйдя из Каира, река образует при помощи огромного количества рукавов дельту. Здесь находится большое количество городов, а общее число населения составляет 38 млн человек.

Обе реки - Белый и Голубой Нил - соединяются на территории Судана, в его столице Хартуме. Затем они впадают в Средиземное море. По траектории реки расположено десять стран. Это Египет, Судан, Руанда, Танзания, Кения и другие. Аравийская и разделяются между собой долиной Нила.

Протяженность вместе с истоками

В каком направлении течет Нил? является его истоком. Оно находится на Восточно-Африканском плоскогорье. Этот участок Нила называется Виктория-Нил. Итак, общая протяженность Нила от истоков составляет 6700 км, а длина от границы с Суданом и до Средиземного моря - 1500 км. В самом конце реки находятся плодородные почвы, которые не утратили своего значения для экономики египетского государства и по сей день благодаря реке Нил. Истоки и верховья Нила между собой находятся на расстоянии 4120 м. Нил течет по направлению с юга на север.

Животные Нила

Некоторые интересные сведения обязательно должно включать описание реки Нил по плану: географическое положение, города на его берегах, история реки. Не менее важным является и природа обитатели. В его водах нашли себе приют большое количество рыб, птиц, различных животных.

Одними из самых удивительных рыб являются рыбы бишира. Они живут в Ниле только во время засухи, а в другие периоды бишира перемещается в болотистые местности. Кроме них известны также и клювокрылые рыбы, электрический сом, По берегам пасутся буйволы, антилопы, отдыхают бегемоты и

О первых системах орошения известно, что они возникли приблизительно в 2134-2040 году до нашей эры. Уже тогда первобытные племена знали, в каком направлении течет река Нил, и старались строить ирригационные сооружения для орошения местных земель. Каждый год в течение всей истории египетского государства происходил разлив Нила. Почвы в окрестностях реки были самыми плодородными.

Для поселившихся здесь когда-то предков египтян не имело значения, в каком направлении течет река Нил - в течение всей истории он всегда был источником рыбы, здесь выращивали тростник для изготовления папируса, различные фрукты и овощи. Древний Египет был процветающим государством вплоть до завоевания римлянами.

10.04.2018

Поэты древности называли Египет «подарком Нила». И действительно, судьба этой страны всегда была тесно связана с её главной водной артерией.

На протяжении многих тысячелетий ежегодные разливы Нила определяли ритм жизни египтян. Каждый год в одно и то же время уровень воды в Ниле поднимался, принося на поля плодородный ил. Именно благодаря этой реке зародилась одна из древнейших цивилизаций мира.

Историческое значение Нила в возникновении и развитии древнего Египта

Без сомнения Нил является одной из величайших рек мира. Именно благодаря этой реке Египет обязан своей историей. История Нида очень тесно переплетается с историей той страны, что позволяет сказать, что Нил создал Египет.

И это утверждение будет абсолютной правдой. Ведь если бы не было живительных разливов этой реки, то территория этой страны давно бы превратилась в безжизненную пустыню. Это единственная река Северной Африки, которая протекает через Сахару и доносит свои воды до Средиземного моря. Поэтому можно утверждать, что Нил является источником жизни в безводной пустыне.

Вся долина Нила является гигантским оазисом. Египет – «дар Нила», как справедливо утверждали древнегреческие писатели. Ведь главной особенностью этой реки являются ежегодные разливы. Уже к середине июля вода начинала прибывать, достигая наивысшего уровня осенью, когда река заливала огромные прибрежные пространства.

На этой залитой земле осаждался ил, приносимый рекой с её верховьев. Вся плодородная почва долины Нила состоит из плодородных отложений речного ила. Она легко поддавалась обработке и отличалась исключительным плодородием.

Благодаря этим особенностям условия в долине Нила благоприятствовали развитию земледелия. Уже со времени неолита поселенцы этой долины обладали необходимыми орудиями труда для обработки мягкой нильской почвы. Они рано перешли к сельскохозяйственному производству.

Благодаря ежегодным разливам появилась необходимость в создании оросительной системы. Ведь необходимо было равномерно и своевременно распределить избыточную влагу с поверхности земли, чтобы устранить безводье и одновременно заболоченность почвы.

Благодаря этому появилась возможность накопления продуктов, больше чем необходимо для прокормления работников. Это способствовало накоплению богатств и расслоению общества. Все эти события вели к возникновению государства в Нильской долине.

Не меньшим богатством Нила был папирус. Особенно много его произрастало на территории Нижнего Египта, в дельте Нила. Да и сам Нижний Египет – страна болотных зарослей – обозначался кустом папируса. Это был не только материал для изготовления папирусной бумаги. Из внутренней корки растения делали паруса, матрацы, одежду, верёвки, а древнеегипетские жрецы обувь.

Мягкие части папируса давали сладкий сок. Молодые побеги ели сырыми, а нижнюю часть жарили. Но благодаря папирусу стало широко доступно письмо. С его распространением стали упрощаться письменные знаки.
Поэтому можно утверждать, что развитию письменности способствовали плодородные земли Нила.

Благодаря ежегодным обильным урожаям возникла необходимость вести в обширных хозяйствах учёт. Кроме того ежегодные разливы способствовали возникновению астрономии и главному его детищу – календарю. Ведь необходимо было знать даты разлива реки, от которой зависело хозяйственное благополучие страны.

Мифология Нила

Нил, без сомнения, играл главную роль в жизни страны. Именно от него зависело процветание и благополучие страны. Поэтому многие боги и мифы о них были связаны с Нилом. В представлении египтян, Нил протекал не только на земле, через мир людей, но и через небо и подземный мир. Саму реку жители отождествляли с богом Хапи. Именно он отвечал за ежегодный разлив Нила и насыщение земель плодородным илом.

Ещё одним нильским божеством был Себек, живым олицетворением которого был крокодил. Он был богом воды и разлива, защитником людей и богов. Не смотря на столь отталкивающее обличие, Себек не был жестоким богом. Вместе с Осирисом он почитался как бог плодородия. Также он был хозяином пресной воды и всех живых существ, обитающих в реке. Ему молились охотники и рыбаки, которые вели свой промысел в зарослях Нила. Именно ему приписывают изобретение рыболовных сетей.

С Нилом был связан один из самых популярных богов – Осирис. Он являлся символом производительных сил природы. Посев зерна в плодородную почву символизировал смерть Осириса, а произрастание растений символизировали воскресение бога. Помимо Осириса с Нилом было связано целый ряд божеств плодородия.

Великий бог Ра, царь и отец богов, бог солнца, каждый день совершает свой путь по небесному Нилу на барке. Таким образом, он освещает землю. Вечером Ра пересаживается в барку Месексет и в ней совершает дальнейший путь уже по подземному миру. Уже утром, одолев змея Апопа, Ра вновь появляется на горизонте. Таким образом, в представлении египтян небесный и подземный Нил, также символизировал небесный свод, со сменой дня и ночи.

Обширная мифология древнего Египта говорит о большом влиянии Нила на мировоззрение египтян. Тут сказывалось огромное влияние реки на их повседневную жизнь. Ведь без Нила нет жизни. Поэтому боги так часто связаны с ним.

Достопримечательности на берегах Нила

Нил без сомнения является рекой жизни. Поэтому основные поселения египтян тянулись по берегам этой великой реки. Вследствие этого подавляющее большинство памятников древности располагается на берегах Нила.

Одним из таких выдающихся памятников истории является город Луксор. Этот город расположен на месте легендарных Фив, города – столицы Среднего и Нового царства. Здесь скопилось просто огромное количество памятников архитектуры, что позволяет называть город музеем под открытым небом.

Это и знаменитый Луксорский храм, воздвигнутый фараоном Аменемхетом III и двухкилометровая аллея сфинксов. Величественный Карнакский храм, который считается самым древним храмом в мире. Он был посвящен главному государственному божеству Амону-Ра.

Особого внимания здесь заслуживает «Город мёртвых», где расположен фиванский некрополь, включающий в себя Долину царей и Долину цариц. Здесь находятся погребальные храмы царицы Хатшепсут, Мединет-Абу, Рамессиум и остальные некрополи древнеегипетской знати. На берегах Нила располагался не менее легендарный Мемфис. Сейчас на его месте располагаются руины эпохи нового царства. Недалеко от него находится Саккара, где располагаются многочисленные некрополи.

Гиза, место, где располагаются величественные пирамиды и гигантский сфинкс. Теперь это всего лишь пригород нынешней египетской столицы – Каира. Единственное чудо света, которое сохранилось до наших дней и по праву считается визитной карточкой Египта и его же загадкой.

На берегу Нила располагался известный храмовый комплекс Абу-Симбел, построенный в честь великого фараона Рамзеса II и его жены Нефертари. В середине XX века храм чуть не был уничтожен из-за начала строительства Асуанской плотины. Благодаря обширной кампании по спасению памятника, была проведена масштабная инженерно-археологическая операция по переносу храма в другое место.

На берегах Нила находится большое количество памятников архитектуры. Это и некрополи, храмы, статуи богов и фараонов, развалины древних городов, упоминания про которые заслуживает отдельной работы.