Какой образ вам представляется, когда вы слышите «многодетная мама»? Уставшая, спешащая и не находящая времени на себя-любимую? Героини статьи - пример женщин, которые великолепно выглядят, реализуют свои стремления, самосовершенствуются, занимаются любимым делом и при этом являются прекрасными мамами. Вдохновляйтесь сегодня на VOLNA magazine!

1. Вы всегда хотели мног­о детей?
2. Какая вы мама - строга­я или любите побалова­ть?
3. Чему в развитии дете­й уделяете особое вним­ание?
4. Легко ли вам удаётся сов­мещать собственное дело/карьеру/саморазвитие с воспитанием дете­й?
5. Влияет ли количество детей на увлечения мамы, или же всё зависит от внутреннего настроя и желаний?
6. Быть хорошей мамой - дар или труд?

Максимова Полина

Трое детей: Егор 16 лет, Ефим 12 лет, Тим 4 года. В браке 18 лет.

1. Никогда не думала о том, сколько именно детей я хочу. И скажи мне кто-нибудь в ранние двадцать, что я стану многодетной, я бы, возможно, не поверила. Каждые четыре года я рожала либо сына, либо идею (улыбается). И всё по любви. Есть такая чудесная притча, суть которой в том, что ВСЁ без любви - это грех.

2. Я разная. Каждый из мальчишек получил сюсюмусю в своё время. По мере взросления баловать становится просто неактуальным. Пожалуй, я в некотором смысле ленивая мама, и я вкладываюсь в то, чтобы научить сыновей быть самостоятельными и ответственными по мере возможностей.

3. Даже в одной семье дети порой очень разные. Я стараюсь разглядеть и поддержать искру и интерес. У старшего в своё время это было творчество и художественная школа. Средний дружит с языками и животными, поэтому, кроме английского, начал ещё на Самуи учить китайский. А домашний питомец у него игуана, про которых, мне кажется, он знает всё. Младший пока в «свободном плавании». Спорт в нашей семье - само собой разумеющееся явление и образ жизни по умолчанию - присутствует абсолютно у всех в разных проявлениях по интересам.

4. Я не из тех мам, кто приносит в жертву собственную жизнь ради детей (речь не о здоровье и безопасности). Я живу не ради детей, а вместе с детьми. Главное, по моему мнению, что могут сделать родители для детей - это научить их быть счастливыми и ответственными за свою жизнь собственным примером. В моей жизни, помимо семьи, всегда присутствовала ценность развития, поэтому второе высшее, повышение квалификации, свои проекты и любительский спорт (я бегаю марафоны и путешествую) - как бесконечный источник саморазвития.

5. На что точно влияет количество детей, так это на совершенствование навыков самоменеджмента и умение расставлять приоритеты. Всё остальное - выбор и ответственность.

6. Не знаю, нужно спросить у хороших мам (смеётся).




Шипулина Татьяна

Четверо детей: Влад 10 лет, Арианна 5 лет, Александр 3 года, Андрей 1 год. В браке 10 лет.

Школа гениев «Эйн&Штейн» (@shipulina_ta)

1. Я думала, что буду мамой не менее 2-х детей. Про четырёх - никогда не могла себе и представить. Кажется, и сейчас не верю.

2. Я удачно совмещаю в себе разные роли. Могу построжиться, а кому же баловать детей, если не маме. И многое зависит от возраста ребёнка. К примеру, со старшим сыном сейчас особенно стараюсь быть больше не строгой мамой, а понимающим другом. Скоро настанет переходный возраст, и важно удерживать доверие и близкий контакт.

3. Особое внимание уделяем изучению языков, безусловно. Английский - это просто средство общения, за язык его в наше время можно не считать, поэтому старший осваивает два языка параллельно. Спорт есть в жизни тех детей, которые действительно к нему склонны. Я имею в виду профессиональный спорт. К счастью, моей дочери передались мои танцевальные гены, и она увлечена спортивными танцами. Младшие сыновья в восторге от хоккея, папа лучший тому пример. Найти истинные интересы ребёнка, а не его родителей - важнейшая задача. Возможно, в этом мне помогает моя специальность тьютора.

4. Совмещать бизнес-проект, особенно когда он на старте, особенно на последних месяцах четвёртой беременности, было непросто. Перелёты, переговоры, запуск филиалов и т.д. Но ничто так не мотивирует на все эти подвиги, как осознание того, что теперь образование моих детей в Новосибирске в надёжных руках, потому что в моих.

5. Для своих детей я создала школу гениев Эйн&Штейн, которая стала интеллектуальным центром ещё для 500 детей нашего города. И такое совмещение придаёт силы и энергию даже тогда, когда выходных нет несколько месяцев. Конечно, без помощи точно не обойтись. И в этом я благодарна своему мужу, нашим бабушкам и нашей филиппинской няне. Без их поддержки я бы не смогла развиваться сама и развивать свой бизнес.

6. Как говорили на одной из образовательных конференций в Москве, самая тяжёлая профессия - это профессия Мамы. Конечно, это и дар. Но труд невероятный. Причём в большей степени внутреннего развития труд. Крайне важно не сломать в наших детях то природное, что есть. Стереотипы, модели семьи срабатывают в нас на автомате, и дети лишь впитывают всё, как губка. Часто в своей школе мы видим деток, неудачи или низкая самооценка которых - заслуга исключительно родителей. С детьми всегда всё в порядке. Меняемся мы, и чудесным образом меняются наши дети. Над этими изменениями себя нам и работать всю жизнь - вот такой мамин труд.



Татьяна Черёмушкина

Трое детей: Владислав 10 лет, Савелий 5 лет, Амелия 3 года.

Певица, педагог по вокалу (@mellcherry)

1. Я никогда себе и представить не могла, что у меня будет трое детей. И если честно, никогда не думала об этом, сколько хочу детей или же не хочу вообще. Считаю, когда женщина любит мужчину, она хочет от него детей. А если Бог даёт их - это просто замечательно! Кто-то говорит, что детей я рожаю для себя. А я считаю, что за глупости? Ребёнок - это плод любви двоих людей. Недаром душа на небесах выбирает себе не только маму, а двоих родителей. И если вдруг судьба преподнесёт мне когда-то ещё такой подарок - я обязательно рожу и четвёртого, и пятого!

2. Я и не знаю, какая я мама. Я просто люблю своих детей. А любовь - она ж какая? Она принимает, она отдаёт вопреки, она даже лечит неизлечимое. Ни строгостью, ни баловством не вырастишь счастливого ребёнка. Только любовью, принятием и пониманием. Знаю одно - у ребёнка должны быть обязательно границы, и он их должен чётко понимать. И эти границы всегда при любых обстоятельствах должны соблюдаться. Так легче не только родителю, но и ребёнку самому. И наказание должно быть. Об этом даже Библия говорит. Просто нужно понимать эту очень тонкую грань. И всё делать, исходя только от любви!

3. Смотрю на своих детей и вижу, какие же они все разные! Владислав - будущий научный сотрудник и изобретатель, Савелий - спортсмен и артист, Амелия, кажется, настоящая гимнастка или танцовщица. Единственное, что все занимаются плаванием и изучают английский.

4. Самая большая трудность, которая возникает в нашем доме, - стоит мне начать репетировать что-либо, дети кричат всегда: «Мама, не поооой»! Они начинают петь параллельно, кричать, визжать, в общем, делать всё, лишь бы я не пела. Не знаю, чем им так не угодил мой голос (улыбается). А если честно, это, конечно же, протест, что мама сейчас принадлежит не им, а музыке.

5. Большая семья, безусловно, вносит свои коррективы в общественную и социальную жизнь женщины. Главное в этом - правильно расставить приоритеты. Считаю, что мужчина - главный в семье, и добыча мамонта ложится именно на его плечи. Женщина же должна заниматься домом, детьми и, конечно же, собой. Речь не идёт только о внешнем уходе, но и о саморазвитии, социальной жизни и любимом ремесле. Ведь если женщина перестаёт быть интересна самой себе, она не может быть интересной ни мужу, ни детям.

6. Я знаю мам, которые пытаются быть идеальными, так называемый «синдром отличницы». Но в итоге от этого несчастные все, и дети,и мама, и в итоге папа. Я называю это «труд». Знаю женщин, у которых ещё детей даже нет, а они - матери. Я называю это «дар». Себя не отношу ни к одному, ни к другому типу. Считаю, дети пришли, чтобы воспитать меня. И научить любить. Как это называется, я не знаю. Но то, что с рождением детей я стала иначе смотреть на жизнь, на саму себя, на своих родных и дорогих родителей - это точно!



Фотографии предоставлены героинями статьи. Фото обложки: Gerard Harten.

Мне нравится статья! 10

– Как вы решили реализовать такой амбициозный проект в Новосибирске?

К решению создания такого проекта в Новосибирске меня подтолкнули собственные дети. У меня четверо детей, возраста от 9 месяцев до 10 лет, и со своими старшими детьми я достаточно долго жила за границей (и в Германии, и в ОАЭ, и в Индонезии), где хорошо видела, каким может быть образование, как оно сильно отличается от российской системы. Я видела, какая у детей может быть мотивация к обучению, как она поддерживается и не теряется в процессе – им нравится учиться, там система образования довольно гибкая, там детей учат не прошлому, а будущему. Если в России дети учатся по учебникам, в которых нет информации о последних открытиях в области физики, например, тогда встает большой вопрос: к чему мы их готовим, к будущему ли?

Также для меня характерной отличительной чертой зарубежного образования было положение учителя по отношению к ребенку, ученику. Там это наставник, с которым у ребенка партнерские отношения. При таком подходе детям комфортно психологически, и они готовы принимать знания от человека, который не довлеет над ними, а передает свои знания, как друг.

Поскольку волею судеб мы остались жить в России, и мой старший сын пошел в российскую школу, передо мной встал вопрос: как я могу сделать образование своих детей лучше, с учетом того, что я видела за границей? А я видела, какие результаты бывают у детей, какое у них психологическое состояние, насколько они свободны и раскованы, насколько им нравится учиться и осваивать новое. Тогда я поняла, что, если я не создам здесь такую систему для своих детей, никто этого не сделает за меня. Вот так получилось, что я сделала Школу гениев и для своих детей, и для детей нашего города.

– А впечатление на вас произвело именно европейское образование?

Сильное впечатление на меня произвела система образования в Арабских эмиратах, так как там есть невероятно сильные и британские школы, и американские. Потому что шейхи стараются сделать для детей своей страны лучшее. К тому же там 80% населения – это специалисты высокого уровня, профессионалы, которые приглашаются в ОАЭ для того чтобы вести уникальные проекты, они чаще всего приезжают из США, из Англии, других европейских стран. Поскольку они приезжают со своими семьями, то, конечно, тоже заинтересованы в том, чтобы их дети получали хорошее образование. Поэтому в Эмиратах есть большое количество рейтинговых школ, которые соответствуют международным стандартам и очень ценятся. И там обучаются дети из разных стран.

– Когда вы здесь создавали школу, вы просто пользовались тем опытом или брали конкретные программы?

Я нашла несколько программ, которые были дополнительными для школ. Эти методики были очень популярны среди детей и родителей из разных стран. Секрет такой востребованности я раскрыла очень быстро...Когда я увидела результаты – невероятно быстрый счёт в уме четырех и пятизначных чисел за считанные секунды, – я была потрясена. По таким программам в тот момент занималось уже 60 стран. И я мечтала привезти их для своих детей в Россию.

– Как вы нашли здесь специалистов? Как искали программы для детей?

Сначала я нашла представительства тех программ, с которыми мне довелось познакомиться, живя за границей. После заключения контракта мы собрали команду профессиональных преподавателей, которые прошли обучение у прилетевшего к нам международного модератора. Такое обучение стандартизировано по всему миру, для того чтобы гарантировать качество и высокий уровень обучения детей вне зависимости от расположения на карте мира.

К началу нового учебного года мы привезли еще одну международную образовательную программу. Это креативная математика для детей 3-8 лет. Мы являемся правообладателями этой программы на территории России, это дает нам большие возможности для роста и развития, и на данный момент уже открываются другие города под нашим кураторством. Такое развитие обеспечивается посредством продажи франшизы образовательной программы. Уже открылся Новокузнецк, скоро откроется Сургут, затем в планах – Нижний Новгород, Екатеринбург, Пермь.

Я уверена, что мы сможем эту программу быстро развить на территории нашей страны, потому что она уникальна, имеет прекрасный международный опыт, а главное – решает множество проблем, которые встают перед российскими детьми и которые, к сожалению, не решают ни сады, ни школы.

И вместе с тем мы запустили еще одну программу в этом году: программирование для детей 7-17 лет. Потому что, по нашему глубокому убеждению, будущее наших детей, вне зависимости от того, какую отрасль они для себя выберут, должно быть сопряжено с программированием. Это важнейший надпрофессиональный навык, который позволит детям создавать свои программы, сайты, игры, приложения. Дети могут получить необходимые знания и умения в IT, которые им пригодятся в любом случае, вне зависимости от выбранной сферы. Потому что программирование – базовая грамотность 21 века.

– Как дети обучаются, какое у них расписание?

Есть международный стандарт, который позволяет детям заниматься раз в неделю, всего два часа. В ряде наших программ предусмотрено выполнение небольшого домашнего задания. Программы идут в течение почти целого года, мы делаем перерыв только на июль. Для достижения результата необходимо иметь системные занятия. А результат для нас и наших родителей является ключевым фактором. К примеру, в апреле 2016 г. шесть наших учеников участвовали в чемпионате России по ментальной арифметике, и они заняли все призовые места, у нас несколько детей – чемпионы России. И сейчас, в ноябре, будет проходить чемпионат мира в Дубаи, тридцать один наш ученик летит участвовать. Все готовятся, мы уже подали заявки. Ни один город России не заявил такое количество учеников, даже Москва. Это говорит о том, что мы с родителями вовлечены в процесс обучения, нам нравится то, что мы делаем, мы видим результаты детей и готовы конкурировать на международной арене. Конечно, для наших детей это уникальный опыт – поучаствовать в самих масштабных соревнованиях для детей в мире. Около 12 000 детей обычно приезжают принять в них участие.

– Кроме соревнований что является результатом обучения – сертификаты, дипломы?..

Безусловно, наши ученики получают международные сертификаты после прохождения курсов. Но для нас главным результатом являются развившиеся способности ребёнка. Это существенное увеличение памяти, концентрации внимания, скорости мышления, логики – это то, что пригождается нашим детям в освоении любых предметов, будь то математика, иностранные языки или химия. Это те способности, которые необходимы детям для успешного обучения. То, что они феноменально быстро учатся считать, к примеру, – это такой приятный «побочный эффект», как мы говорим. Конечно, наши дети, которые пошли в первый класс в этом году, и которые удивили уже в эти первые дни своих учителей арифметическими вычислениями с высокой скоростью, – это тоже одно из наших достижений, но не самое главное. Я считаю одним из важнейших результатов « » за этот год то, что мы смогли нашим ученикам привить любовь к обучению, к процессу получения знаний. В нашей школе не только уникальные программы, но и нестандартный подход к проведению занятий, увлечённая молодая команда педагогов.

– А если у детей нет способностей к математике от природы? Или все можно развить?

Мы как раз и доказываем своим опытом, что вне зависимости от первоначальных способностей детей, при обучении на эффективных программах, можно развить феноменальные способности, необходимы лишь старание и мотивация. Начинать заниматься, в зависимости от программы, можно с раннего возраста (от 3 лет и старше). К примеру, занятия креативной математикой могут начинаться уже в 3 года. Концепция методики состоит в том, что мы прививаем детям любовь к такому сложному предмету, как математика, с очень маленького возраста. И мы закладываем очень прочный фундамент, который, с одной стороны, позволяет таким маленьким детям быть готовыми к школе, а вместе с тем быть успешными в математике в начальных классах, но, что еще важнее – мы закладываем ту самую базу, которая им будет необходима в средних классах, при освоении таких предметов, как физика, математика, программирование – где требуется определенный тип мышления, который у детей формируется, в принципе, в возрасте до 7 лет, и мы успеваем, мы это делаем, понимая, что это отсроченный результат, но он крайне важен для детей в маленьком возрасте.

– А ваши дети учатся в «Эйн&Штейн»?

Трое из моих детей учатся в школе гениев. Мой старший сын – чемпион России по ментальной арифметике, скоро поедет на чемпионат мира. Также сейчас он начинает обучение на программе «Гений кода» – это как раз программирование, в прошлом году он занимался робототехникой, в этом также хочет продолжить.

Моей дочке недавно исполнилось 5 лет, и она начинает обучение на креативной математике. Младший сын очень любит Lego, поэтому приступает к занятиям по курсу Лего-конструирования «Изобретатель», для детей 4-6 лет.

– Можете назвать какие-то итоги первого года работы – сколько было учеников, как оцениваете загруженность школы?

В прошлом году у нас занималось 400 учеников, в этом году переехали в новое помещение, у нас теперь 600 кв. м, мы в несколько раз увеличили площадь, чтобы принять большее количество детей, нам есть куда расширяться, и мы планируем в этом году удвоить число учеников.

– Если говорить с точки зр ения рынка: в прошлом году, открывая школу, вы понимали, что, по сути, формируете рынок? Каковы были ваши ожидания, и как сейчас оцениваете результат? Появляется ли что-то подобное на рынке сейчас?

Действительно, когда мы открывались год назад, мы были первые, Новосибирск стал вторым городом после Москвы, где появилось что-то подобное. Было страшно, потому что это правда оказалось чем-то слишком инновационным для России. Я думала, что наш город и родители здесь более консервативные. Но у нас было хорошее подспорье – большой успешный международный опыт и возможность показать результаты на реальных учениках программ. Как оказалось, родители в нашем городе – настоящие инноваторы! Доверившись нам и начав обучение, многие мамы и папы, увидев результат, стали рекомендовать нас своим друзьям и знакомым. А первый результат приходит примерно через полтора месяца обучения, это довольно быстро. И я думаю, что это обеспечило нам такой рост.

Вместе с тем мы заметили, что через несколько месяцев после нашего старта начали появляться в большом количестве другие центры, которые постарались скопировать методику в части арифметических вычислений. Дело в том, что такой способ вычисления, которому обучаем мы, был известен в истории человечества давно, и никто не совершил здесь никакого открытия. Заслуга нашей программы в том, что создатели методики использовали арифметику как инструмент, но вместе с тем добавили и другие типы заданий, которые развивают способности ребенка в отношении памяти, концентрации внимания, скорости мышления. К сожалению, очень многие центры ментальной арифметики, которые сейчас открываются на каждом углу, убеждены в том, что сам по себе такой способ вычислений является ключом к развитию интеллекта ребенка. Это глубокое заблуждение, и мне очень грустно, что в образовательную интеллектуальную сферу входит сейчас огромное количество людей, не имеющих педагогического образования, но зато закончивших двухдневные курсы по ментальной арифметике.

Безусловно, качество обучения детей очень сильно падает в связи с этим. К нам приходят ученики из других школ, и мы переучиваем их, и нам с родителями очень жалко того времени и денег, которые они потратили. И не все дети готовы переучиваться и начинать свой путь в какой-то другой школе – большая часть разочаровывается в методике и оставляет занятия вовсе.

Конкуренция очень высокая, сейчас в Новосибирске брендов по ментальной арифметике открылось больше, чем в Москве, например. Это произошло всего за год. И их количество растет в геометрической прогрессии.

– Обсуждали ли вы с Министерством образования ваш проект, вас поддерживают на этом уровне?

Недавно мы презентовали наши программы губернатору Владимиру Филипповичу Городецкому, он очень заинтересовался. Я надеюсь, что следующий наш городской чемпионат, который мы будем проводить (в нем будет участвовать не меньше 300-400 детей), поддержат официальные лица из министерства образования. Есть большой интерес со стороны директоров лицеев и гимназий нашего города, потому что они видят результаты на детях, которые учатся в их школах и одновременно занимаются у нас. У нас с ними складываются хорошие партнёрские отношения. Вместе с тем я постоянно участвую в образовательных конференциях, которые проходят в Москве и за границей. Слежу за новинками в образовании, чтобы «Эйн&Штейн» всегда мог опережать тренды и готовить детей к успешному будущему.

– Что нового вы узнаете на этих мероприятиях и как применяете потом?

На днях мы проводили Родительский клуб, он проходит в «Эйн&Штейн» раз в три месяца, там мы затрагиваем интересные актуальные темы, которые волнуют родителей и нас как образовательный проект. Мы приглашаем спикеров, готовим интересные темы к выступлениям. На последнем клубе я освещала тему будущего наших детей – к чему их готовить, какие тренды нас ждут, какие навыки, знания и компетенции нашим детям обязательно нужны и точно пригодятся, вне зависимости от того направления, которое они для себя выберут. Я использовала довольно большое количество материалов, которые были разработаны школой Сколково , к примеру, как атлас новых профессий, а также последние выступления международных экспертов на форуме стратегических инициатив. Главный мой вывод – это то, что для наших детей крайне важно иметьтоповые компетенции: это в первую очередь системное, критическое, творческое мышление, умение работать в команде, способность решать задачи разными способами, управление вниманием. И, к счастью, у нас в «Эйн&Штейн» есть программы, которые развивают эти компетенции. Я смею заявить, что мы обучаем детей будущему.

– Вы стартапер, ваш проект новый и необычный. Чем он полезен городу, как его можно оценить с точки зрения бизнеса?

Сейчас в России однозначно есть очень большой спрос и интерес к дополнительному образованию, так как родители хотят дать лучшее своим детям, и такие проекты, как наш, начинают пользоваться успехом.

Несмотря на кризис, мы видим эту тенденцию в образовании: все-таки родители стараются порой экономить даже на собственных потребностях, но давать возможность реализоваться своим детям, что очень важно. И мы понимаем, что, вложив временнЫе и финансовые инвестиции в ребенка в детстве, мы получим прекрасный результат для его и нашего будущего. Многие эксперты говорят о том, что в ближайшие кризисные годы всего несколько отраслей будут работать и расти – это, в частности, образование и медицина. И я думаю, что мы очень удачно вошли сейчас на рынок, несмотря на сложную общую экономическую ситуацию в стране. И наш рост сейчас это доказывает.

Как у образовательного проекта у нас есть отличные корни, мы из Новосибирска. А в России все знают о научных успехах новосибирского Академгородка. У нас правда есть уникальные специалисты в Академгородке, которые могут передать детям очень качественные знания. И сейчас мы рассматриваем варианты сотрудничества, чтобы создать уже свои программы, не только международные, но и качественные российские, благодаря тем умам, которые остались в России, которые продолжают работать для своей страны. Это искреннее желание дать своей стране больше, передавая свои знания детям, и надежда на успешное будущее российских детей.

У нас сейчас идут переговоры, и я надеюсь, что скоро это выльется в интересные совместные проекты.

Лидер женской сборной России по биатлону, бронзовый призёр чемпионата мира-2017 Татьяна Акимова заняла 20 место в стартовой гонке на зимних Олимпийских играх в Пхёнчхане – спринте на 7,5 км, не промахнувшись ни разу на огневых рубежах.

Спецкор «Чемпионата» был среди журналистов, попросивших Акимову оценить итоги старта.


- Как вам здесь в Корее?
- На Олимпиаде совсем другие ощущения. Конечно, присутствовало волнение перед стартом. Физическое состояние на тренировках было хорошее, мне оно нравилось. Думаю, что сегодня на меня повлияло напряжение.

- В чём заключается это напряжение?
- Накручивала себя сильно на тему того, что это Олимпиада, важный старт и так далее. Нас с Ульяной Кайшевой тут только двое. Хотелось выступить хорошо. Получилось так, на что наработали.

- Скоростные качества за время финальной подготовки удалось улучшить?
- Разумеется, мы работали и над функциональной формой, и над стрельбой. Думаю, что дальше всё будет лучше. Будем лучше себя чувствовать.

- Разговоры о бойкоте в СМИ сильно давили?
- Мы вообще не включали телевизор. За последнее время посмотрели только открытие Игр и всё.

- Из сборной подруги звонили?
- Звонили. Ирина Услугина накануне старта пожелала удачи. Это очень приятно.

- Они реально болеют за вас?
- Конечно. Очень много людей меня поддерживают. Эта поддержка чувствуется, и её очень много.

- На трассе вас подгоняли тренеры нескольких стран. Кто помогал?
- Очень много помогали тренеры Казахстана, Украины, Беларуси. На каждом кругу гнали меня, они все наши. Огромное им спасибо. У нас здесь настоящая биатлонная семья. К нам все хорошо относятся, мы хорошо общаемся.

- То есть никаких косых взглядов?
- Абсолютно. В биатлоне точно нет, насчёт других видов спорта не знаю.

- Когда стартовали россиянки и украинки, то поддержка была самая громкая. Слышали?
- Да, я слышала каждый круг и на рубеже. Моё имя кричали и сильно поддерживали. Я думаю, что если бы россиян приехало больше, то и болельщиков было бы больше. Наших очень не хватает. Без России на биатлоне было бы пусто. На каждом этапе Кубка мира наших людей очень много.

- Можно сказать, что это ваш главный старт в жизни? Слёзы не наворачивались?
- Для меня это первый старт. Олимпиада – это что-то новое для меня. Казалось бы, старт как старт. Но это новый опыт, из которого я вынесу многое.

- Следующие гонки возможно пробежать сильнее?
- Я надеюсь на это. Общее физическое состояние хорошее. Мы подошли к главному старту, как планировали.

- Влияет как-то нейтральный статус?
- Чувствуется, что без Кати Юрловой и Антона Шипулина – это совсем не то.