Снег – это большое количество мельчайших кристалликов льда . Считается одним из главных атрибутов зимы, выпадая при низкой температуре и укрывая землю пушистым белым ковром.

Россия не зря считается страной снега и мороза – снежный покров лежит на большей ее части. В северных регионах, таких как Якутия или Чукотка, снег может выпасть уже к концу сентября и лежать до июня. В Москве снежный покров ложится в ноябре, хотя первые снежинки можно увидеть в середине октября, и сходит он только в марте – апреле. На юге России снежок лежит совсем недолго, 2 – 3 недели, и чем южнее, тем меньше бывает снега.

Но на нашей планете есть такие страны, где снега зимой вообще не бывает. Даже зимой температура держится 20-25 0 С. Но иногда, и в таких странах бывают ледяные осадки, но это не является нормой и происходит крайне редко.

Так почему зимой идет снег?

Для начала давайте разберем, как же образуются сами кристаллы снега. Мельчайшие капли воды, находясь в облаках, притягиваются и замерзают – так образуется снег. Поначалу такие кристаллики льда очень маленькие – не больше 0,1 миллиметра в диаметре. Но когда снежинки начинают падать вниз, влага из воздуха притягивается к ним, и в результате конденсации снежинки растут, приобретая кристаллические шестиконечные формы — так зимой идет снег.

Каждая снежинка оригинальна и неповторима, двух одинаковых снежинок не бывает. Самый большой коллекционер снежинок – Кеннет Либрехт. Изучая структуру снега, он говорит, что даже самые простые снежинки могут выглядеть одинаково, но они все равно имеют большие различия на молекулярном уровне.

Мы привыкли видеть небольшие парящие снежинки, но иногда на землю выпадают довольно крупные хлопья снега. Самую большую снежинку нашли в 1887 году, в США, в штате Монтана. Ее диаметр был равен 38 сантиметрам , а весила она всего несколько граммов.

Снежинки на 90 процентов состоят из воздуха , поэтому обладая низкой плотность, они очень медленно падают на землю – меньше 1 километра в час.

Иногда, гуляя зимой по заснеженной улице можно услышать хруст снега. Причем хрустит снег, только тогда, когда температура не выше -5 0 С. Ученые выделяют две причины:

1 - ломание кристалликов

2 - трение кристалликов друг о друга при давлении.

На звук также влияет форма и размер снежинок.

Гилёва Любовь Михайловна,

учитель начальных классов

МАОУ Гимназия

Предмет «Окружающий мир»

1 класс

Тема «Времена года. Зима: покой природы»..

Урок 1. Зимние явления. Признаки зимы

Цели урока:

1. Познакомить с зимними явлениями, научить отличать признаки зимы

2. Научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений.

3. Развитие общеучебных навыков

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3) формируем умение устанавливать аналогии;

4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Оборудование.

    Карточки с названиями месяцев.

    Плакат « Зима»

    Карточки – таблицы (6 +1)

    Набор карточек – предложений (12+1)

    Слова: снегопад, метель, вьюга, буран, пурга

    Демонстрационный материал: решето, кубики льда, снег, колба, 2 стакана

    Пазлы- дерево

    Гербарий. Сосна, ель, лиственница.

    Карточки для игры «Крестики,нолики»(22шт.)

    Сказка «Морозко»

    Презентация «Зима»

    Мультимедио

    Учебник, тетрадь

Оргмомент. Тихо сели и работать захотели.

Актуализация знаний и постановка проблемы.

Какой сегодня месяц?.

Какое время года закончилось?

По каким признакам мы можем сказать, что это осень?

Послушайте загадку: Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Какие признаки зимы спрятаны в загадке?

Показ картины «Зима»

О чём будем говорить на уроке? Тема нашего урока?

Совместное открытие новых знаний.

Предлагаю выполнить задание. На карточках выбрать и заштриховать зимние месяцы.

Работа по группам.

май

январь

февраль

март

октябрь

сентябрь

декабрь

июнь

август

Проверка. Группа называет свой месяц. Учитель выставляет карточки с названиями зимних месяцев.

Расположите по порядку.

Названия месяцев проговариваются хором.

Цель нашего урока : пронаблюдать, какие изменения происходят в природе с наступлением зимы.

У вас на партах карточек с предложениями. Ваша задача: прочитать каждое предложение, подумать и выбрать, что будет главным признаком зимы и что потом происходит. Составить цепочку.

Работа в парах.

*Стало холодно, начались морозы.

*Осадки выпадают в виде снега.

* Земля покрывается снегом

*Замерзают водоёмы.

*Деревья стоят без листьев.

* Насекомоядных птиц уже

улетели в тёплые края.

Как называется это природное явление: Снег падает с неба. СНЕГОПАД

Сильный ветер со снегом. МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА, ПУРГА, БУРАН

Когда можно воду перенести в решете? Лёд

Демонстрация решета и кусочка льда.

Что такое лёд? Что можете рассказать про лёд. Какой лёд?

(твёрдый, хрупкий, холодный, прозрачный, легче воды.)

ОПЫТ № 1 Опустить кусок льда в стакан с водой. ВЫВОД: Лёд легче воды.

Беседа о снеге.

Почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Холодно)

А что такое снег? (Замёрзшая вода) ОПЫТ № 2. Стакан со снегом на батарее.

Как называются кучи снега? СУГРОБЫ

А какой снег? (Белый, сыпучий, рыхлый, легче воды) Опыт №3 Снег опустить в стакан с водой. Сделать вывод.

Почему после таянья снега в стакане грязная вода? (Снег чистит воздух)

Как понять пословицу « Много снега, много хлеба».

Вывод: Снег наш помощник. А почему, хотите узнать?

1.Кто летом очищает воздух? Деревья, а зимой это делает снег.

2. Кто укрывает от морозов растения? Снежное одеяло.

3. Кто питает растения весной? Талая вода.

Беседа о снежинках

Загадка. Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке. Снежинки.

Как образуются снежинки? Высказывания детей.

ФИЛЬМ с заданием. Плешаков. Окружающий мир. Диск.

Собери пазлы. Работа в группах.

Что получилось? Дерево.

Расскажите, как изменилась жизнь деревьев с наступлением весны.

Высказывания ребят.

Вывод. Деревья хорошо подготовились к холодам. Под корой у них плотный пробковый слой. Почки покрыты чешуйками.

Рассматривают веточки берёзы.

Но не все деревья сбросили листву. Этим листочкам не страшны морозы. (ПОКАЗ веточек сосны и ели).

Как можно отличить сосну от ели?

Как называется эта группа деревьев? Хвойные.

Какое дерево тоже считается хвойным, но осенью желтеет и сбрасывает листву? Лиственница

ФИЛЬМ с тестом.

Первичное закрепление

Подведём итог наших знаний.

Работа по учебнику. Стр. 84.

Какое время года изображено на картинке?

Что бывает только зимой?

Стр.85. Придумай рассказ по картинке. Выступления ребят.

Что слепили дети во дворе школы?

Можно ли слепить снежную бабу летом?

Прочитаем вывод в рамочке. Сами. Вслух. Хором. Пересказать.

Самостоятельное применение знаний.

Проверим свои знания. Игра « Крестики, нолики.» Если правильный ответ, то «+», если нет, то «-».

*Снег – это замёрзшая вода?+

*Декабрь - зимний месяц?+

* Верно ли, что сосна сбрасывает листья на зиму? 0

*Верно ли, что зимой дни короче, а ночи длиннее?+

* Лёд тяжелее воды. 0

*Правда ли, что снежная баба может стоять целый год и не таять? 0

Сверяем с эталоном.

Итог урока.

Кто из вас помнит тему урока? А цель урока? Какие изменения происходят зимой?

Что узнали нового для себя?

Мы поговорили о красоте зимней природы. Одно из чудес – это узоры на окне. На что могут быть похожи эти узоры?

Работа в тетради. Стр.35 Кого потеряла Мартышка?

На следующем уроке нам предстоит ещё открыть тайны зимней природы. Вы готовы узнавать новое? Просмотр картин зимнего леса.

Домашнее задание

Попробуйте создать картину зимней природы.

Сделать снеговика из разных материалов.

Выучить стихотворение о зиме

Ни кто из людей серьезно не задумывается, откуда берутся осадки, что это за явление природы. Все привыкли к дождю и снегу. На самом деле - это очень сложный и длительный процесс. Чтобы разобраться, почему выпадают осадки, давайте вместе исследуем этот вопрос.

Круговорот воды в природе

На восходе солнца поверхность Земли нагревают солнечные лучи. Реки, озера, моря и океаны начинают испарять воду. Этот процесс называется - парообразованием. Он уникален, так как непрерывен. Образование осадков происходит в течение дня. Как же все это происходит и почему выпадают осадки?

Поднимаясь вверх, теплый воздух остывает и уже не может поддерживать всю влагу в виде пара. Поэтому часть влаги преобразуется в кристаллы. Это именно они, скапливаясь, образуют тучи. И процесс этот всем известен - это конденсация.

Что же происходит потом? Влага, накапливаясь в тучах, становится очень тяжелой. И так как воздушные массы уже не могут ее удержать, большие капли выпадают на землю в виде осадков. Выпавшие осадки или опять испаряются, или просачиваются вглубь земли и пополняют запасы подземных вод.

Виды осадков

Наблюдательный вы человек или нет, но вы точно знаете, что весна, лето и осень - пора дождей, а зима - пора снега. Но почему именно в таком виде выпадают осадки, не каждый может объяснить. А все зависит от температуры в нижних слоях атмосферы. Если она высокая - туча прольет дождь, а если низкая - выпадет снег. Итак, в теплое время года даже, если туча образовалась высоко и состоит из снега, достигая земли, снег превратится в капли воды. А, когда морозно, только в виде снега.

А, как же образуется град? Опускаясь и поднимаясь в вихре холодного воздуха, капли дождя, замерзая, становятся больше и на землю падают уже твердыми шариками града. И размер градинок зависит от того, сколько времени длится это процесс.

Теперь мы понимаем, что благодаря выпадению осадков, на суше существует жизнь. Как замечательно, что в природе есть такой круговорот воды.

Современное образование » Эффективность применения информационных компьютерных технологий в процессе формирования у младших школьников знаний о явлениях неживой природы » Методика формирования знаний о явлениях неживой природы

Страница 3

Как изменилась продолжительность дня и ночи зимой?

Почему зимой осадки выпадают в виде снега?

Какое значение имеет снег для травянистых растений?

После просмотра проводится беседа по вопросам, в процессе которой последовательно раскрываются признаки зимы.

В курсе начального естествознания многие опыты проводятся демонстрационно. Учащиеся наблюдают за ходом опыта или воспринимают его результаты. В ходе проведения опыта внимание школьников активизируется с помощью вопросов для осмысления наблюдаемого. Например, при изучении темы «Круговорот воды в природе» создается проблемная ситуация. Учитель ставит перед учащимися познавательную задачу: «В пасмурную погоду появляются тучи, а затем идет дождь, выливается большое количество воды. Куда же исчезает вода? Можно ли это объяснить школьным опытом?». Опыты подготовлены на демонстрационном столе. Учитель насыпает в стакан песок и доливает воду на уровне песка. Сверху на стакан ставит чашку, в которую помещает смесь снега и соли. Затем ставит стакан на металлическую сетку и подогревает на спиртовке. Дети отмечают, что в стакане – густой туман. Учитель предлагает учащимся объяснить, почему, когда стенки стакана нагреваются, туман постепенно рассеивается и остается только в верхней части стакана? После демонстрации опыта учащиеся делают сообщения о ходе опыта и объясняют, почему появился туман, куда исчез туман и т.д. Затем учитель создает следующую проблемную ситуацию: учащиеся по карте рассматривают озеро Байкал. В него впадает около тысячи рек, а вытекает одна Ангара. Чем же объяснить, что уровень воды в Байкале почти никогда не меняется? Для объяснения используют результаты опыта (24).

Первичные знания учащиеся получили в процессе наблюдения, восприятия и осмысления результатов опыта. Учитель комментирует ответы школьников, глубже раскрывает содержание опытов, приводит примеры явлений, происходящих в природе (образование облаков, появление пасмурной погоды). Схематическим рисунком показывает, как вода из одного состояния переходит в другое, как образуются тучи, выпадает дождь и т.д. Можно показать учащимся видеоролик, демонстрирующий испарение воды, образование облаков и выпадение осадков в различных местах (в городе, в лесу, на болоте, на море).

Таким образом, применение наглядных методов повышает активность учащихся, их самостоятельную деятельность, создает хорошие условия для практикования знаний. Наглядные методы развивают эмпирическое мышление, речь, наблюдательность, творческое воображение и т.д. Наглядные методы могут применяться как при изучении нового материала, так и при его закреплении.

В истории становления и развития начального естествознания практические методы были разработаны и стали применяться позднее словесных и наглядных. При их применении объекты, приборы передаются в руки самих учащихся для их самостоятельных исследований. Ребенок из объекта научения превращается в субъект собственной деятельности. Практические методы развивают интерес к учению, формируют творческие способности детей, активизируют теоретическую познавательную деятельность учащихся, развивая их мышление, практические умения и навыки. Формы организации деятельности учащихся, в которых чаще всего применяются практические методы, - это экскурсии, предметные уроки, а внутри урока отдельные практические и лабораторные работы, игры. Среди практических методов при изучении явлений неживой природы различают следующие виды: наблюдение, распознавание и определение признаков, работы с природоведческими приборами, опыт, эксперимент (26).

Многими методистами и учителями отмечается трудность преподавания темы «Явления неживой природы». Существует ряд причин, объясняющих это:

Многие изучаемые природные явления не имеют видимого образа и характеризуются значительной абстрактностью;

Ряд понятий («воздушная масса», «погода», «климат») может быть усвоен только после осмысления многих подчиненных понятий;

Уяснение некоторых понятий и закономерностей раздела требует предварительного знакомства с законами физики, еще не изучаемыми младшими школьниками;

В этом разделе формируются не только понятия, но и немалое число основанных на них закономерностей (взаимосвязь элементов погоды, зависимость силы ветры от скорости движения воздушных масс и т.д.).

Почему летом идет дождь, а зимой снег?

    Снег это тот же дождь и как именно выпадают осадки зависит от времени года, а если ещ точнее от температуры воздуха. То есть снежинки это те же капельки дождя, но из за низкой температуры воздуха капельки дождя превращаются в снежинки и в таком виде выпадают на поверхность земли. Поэтому в тплое время осадки выпадают в виде дождя, а в холодное в виде снега.

    Летом температура плюсовая, поэтому осадки выпадают в виде влаги, конденсата. Зимой же пониженная температура превращает капельки воды в кристаллики льда либо в снежинки, то есть на землю выпадают охлажденные капельки воды, принявшие причудливые формы.

    Это вс из-за температуры воздуха, снег образуется зимой, т.к. микроскопические капли воды притягиваются к частичкам пыли, застывают при холодной температуре и образуют кристаллики льда, которые во время падения увеличиваются. Следовательно при теплой температуре воздуха, на поверхность выпадает капли дождя.

    Кто ходил на уроки по географии,тот знает про понятие круговорот воды в природе.

    Вода испаряется с поверхности земли и поднимается в небо в виде облаков.Там и происходит превращение осадков в агрегатное состояние(если зима и холодно) или она остатся в жидком состоянии(если лето и жарко),далее происходит выпадение осадков обратно на землю.После,операция повторяется снова и снова.

    Все элементарно: тип осадков зависит от температуры.

    Дождь и снег - это одно и то же - это вода.

    Зимой температура низкая, потому вода переходит в кристаллизованную форму - выпадают снежинки.

    Летом тепло и вода выпадает с облаков в привычно жидком виде - идет дождь.

    На самом деле вопрос достаточно простой и ответ на него знают многие школьники. Дождь представляет собой капельки влаги, образовавшиеся в атмосфере и по законам физики выпадающие на поверхность. Снег, это те же капельки влаги, образовавшиеся при более низких температурах и вследствие этого, имеющие несколько другое агрегатное состояние.

    Все дело в температуре воздуха, бывает кстати такое что и летом идет снег, а все потому что сильно падает температура воздуха на улице, отсюда и осадки которые могли-бы быть дождем становятся снегом, или градом это вполне нормально.

    Летом выше температура воздуха, именно поэтому и капают капли дождя. Следовательно, зимой низкая температура воздуха и капли, в процессе падения, превращаются в снег. Получается, что летом падающие капельки просто не могут замерзнуть.

    Конечно, зависит от тимпературы на улице. Зимой обычно минусовая темпиратура (снег), а летом плюсовая (дождь). Если на улице +4 градусов тепла, то будет дождь и дождю начихать, что на календаре январь (была у нас этакая аномалька в 2016 году).

    Почему летом идет дождь а летом снег, потому что температура воздуха теплее ноля градусов, поэтому летом осадки падают виде дождя, а зимой температура воздуха ниже ноля, и осадки замерзают, и выпадают в виде снега.