Курение является весьма пагубной привычкой, и люди об этом прекрасно знают. Но по разным причинам многие не отказываются от вредного курения. Многие курильщики даже заявляют о том, что это часть их стиля жизни. В западных странах уже давно ведут борьбу с курильщиками на рабочих местах, пришли к этому и в России.

Почему работодателю выгодно бороться с курением?

Казалось бы, какая разница руководству организации, что его сотрудники курят. Необходимо лишь организовать специальные места для курения, чтобы выполнить требования противопожарной безопасности. На самом деле причин, почему руководство должно быть заинтересовано в борьбе с вредной привычкой много:

  1. Ухудшается здоровье сотрудников. Как следствие, работники чаще уходят на больничный, приходится перераспределять нагрузку между другими сотрудниками, КПД снижается.
  2. Постоянные перекуры «съедают» значительное количество рабочего дня. Следовательно, руководство оплачивает даже те часы, которые набегают в течение недели, когда сотрудник не выполнял свои обязанности.
  3. Курильщики склонны отвлекать другой персонал от работы. Есть так называемая группа пассивных курильщиков, а также лиц, для которых жизнь в курилке – это часть социализации. В итоге снижается работоспособность всех сотрудников.
  4. Отсутствие на рабочем месте сотрудника, ушедшего на перекур, может привести к тому, что будет пропущен важный звонок или не обслужен клиент. Это скажется на репутации компании.
  5. В организациях, где много курильщиков, царит неприятный запах, выветрить который практически невозможно. Это может вызывать раздражение и дискомфорт у некурящих работников, посетителей и клиентов.

Именно поэтому запрет курения на рабочих местах для организации не является социальной политикой, а имеет прямое экономическое обоснование.

Как руководству организации остаться в правовом поле при борьбе с курением?

Для того чтобы организовать юридически грамотно процесс борьбы с курением на рабочих местах, необходимо внимательно изучить ряд правовых норм. Они представлены в Трудовом кодексе Российской Федерации и в ФЗ «Об ограничении курения табака». Закон о курении на рабочем месте указывает, что кроме специально оборудованных мест, работники нигде не могут вредить своему здоровью. Кроме того, согласно правилам внутреннего трудового распорядка и положениям Трудового кодекса регламентируются перерывы для отдыха и питания. Соответственно, в другое время работник так же не имеет права отлучаться со своего рабочего места. Конечно, контролировать это, особенно в условиях большого штата, крайне тяжело.

Следует все-таки ознакомить сотрудников с положениями нового закона, чтобы они понимали, что штраф за курение на рабочем месте регламентируется на федеральном уровне. Для должностных лиц он составляет 500–1000 руб. Если в каждый незаконный перекур составлять протокол об административном правонарушении, курение становится слишком дорогим удовольствием.

Места для курения работодатель оборудует на свое усмотрение, т. е. нет норм, которые бы говорили, сколько таких зон должно быть создано на конкретной площади или в расчете на количество сотрудников. Получается, даже на огромной площади может быть создано одно оборудованное место для курения, и со стороны работодателя нарушений не будет. Для работников же будет проблематично добраться до места курения, что вынудит их ограничиться в перекурах. К сожалению, есть риск, что работники в нарушение законодательных и организационных норм будут курить в туалетах или других не предназначенных для этого местах.

Как может организация стимулировать отказ от курения?

Кроме того, чтобы выполнять законодательные нормы, руководство организации может внедрять свои дополнительные программы, рассчитанные на повышение мотивации к отказу от курения. Так, не является запрещенным способом:

  1. Выплата дополнительных премий некурящим сотрудникам.
  2. Предоставление ценных подарков или путевок тем, кто отказался от курения.
  3. Предоставление дополнительного времени отдыха тем, кто принял решение расстаться с пагубной привычкой.
  4. Установление портрета сотрудника на агитационном стенде. Например, в рамках компании «Скажи никотину нет».
  5. Организация медицинской и психологической помощи работникам, решившим бросить курить.
  6. Дарение литературы, где освещены способы расставания с табаком, или средств с символикой противотабачной пропаганды (блокноты, ручки и т. п).
  7. Депремирование за нарушение требований правил противопожарной безопасности или обнаруженный факт курения в рабочее время. Причем размер депремирования может достигать 100%.

Заключение

Дополнительно необходимо внести изменения во внутренние документы организации, в том числе, вменить в обязанности сотрудников службы персонала ведение агитации за здоровый образ жизни.

Приказ о запрете курения с недавних пор довольно популярный распорядительный документ во многих организациях. Что послужило основанием для издания приказов о запрете курения и какая информация должна содержаться в подобном требовании работодателя, расскажем в этой статье.

Законодательные основы запрета курения в организациях и общественных местах

В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака в России 23 февраля 2013 года был принят федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» № 15-ФЗ.

Несмотря на то что и ранее существовали ограничения на табакокурение в общественных местах, обусловленные правилами санитарной и противопожарной безопасности, нормативами охраны труда, указанный закон установил некоторые новшества в этом вопросе, а также систематизировал прежние требования. Так, курение в ряде общественных мест запрещено (п. 1 ст. 12 закона). К примеру, запрет коснулся территорий и помещений:

  • образовательных заведений;
  • медучреждений;
  • помещений, где располагаются соцслужбы и органы госвласти.

Однако собственникам помещений даётся право организовать специальные зоны для курения (п. 2 ст. 12 закона).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если работодатель собственником помещения не является, то самостоятельно вопрос об организации курилок он решить не может — придется обращаться к владельцу имущества.

Таким образом, в отношении курения на предприятии у работодателя есть 2 варианта действий: запретить курение в компании вообще или запретить это делать везде, кроме специально отведенных для этого территорий. Оформляется волеизъявление работодателя специальным приказом.

Образец приказа о запрете курения на предприятии

Скачать форму приказа

Единая форма приказа о запрете курения в организациях законом не предусмотрена, а значит, работодатели составляют такой приказ самостоятельно, исходя из практики ведения кадрового документооборота и форм документации, установленной на предприятии. Традиционно приказ о запрете курения включает следующую информацию:

  1. Наименование организации, где оформляется приказ.
  2. Дата издания, номер документа и краткое содержание (например, о запрете курения).
  3. Преамбула, которая подводит к основному распоряжению и обычно объясняет, на основании чего или с какими целями издан конкретный приказ (например, во исполнение требований федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ).
  4. После слова «приказываю» перечисляются конкретные требования работодателя. При этом, если на предприятии специальных мест для курения не отведено, то приказ ограничится запретом курить на территории и в помещениях конкретной организации, а также распоряжением по конкретным специалистам внести соответствующие изменения во внутреннюю документацию предприятия и ознакомить с приказом членов трудового коллектива. Если же курительные зоны оборудованы, то приказ дополнится пунктом об использовании исключительно этих территорий для курения. В этом же приказе могут быть расписаны санкции, применяемые к нарушителям (замечание, выговор, лишение премии и т. д.).
  5. Подписывает приказ о запрете курения руководитель организации или уполномоченный им сотрудник.
  6. Работники подтверждают факт ознакомления с документом путем проставления подписи на приказе или в специальном журнале.

Таким образом, сложностей в разработке вышеназванного приказа возникнуть не должно. Главный момент, с которым потребуется определиться: возлагается ли полный запрет на курение или разрешается курение в специальных местах. Образец приказа о запрете курения на предприятии можно найти на нашем сайте и использовать его в качестве практической помощи.

Скачать форму приказа

Как показывают исследования, курящие работники ежегодно берут на три дня больше больничных, чем некурящие. Обобщив результаты 27 исследований, в которых было опрошено более 70 тысяч работников, ученые обнаружили, что курильщики болеют чаще и дольше.

Есть основания полагать, что из-за болезни курильщики не выходят на работу на 30% чаще, чем те, кто не курит, и за год они отсутствуют на рабочих местах на 2,74 дня дольше.

Бывшие курильщики по сравнению с теми, кто никогда не курил, также берут больничный чаще. Однако они болеют реже тех, кто так и не бросил эту вредную привычку, что позволяет сделать вывод о том, что борьба с курением и проведение соответствующей работы с персоналом могут оказаться экономически выгодными для компании.

Ученые из Ноттингемского университета подсчитали, что если результаты их исследований применить к населению всей Великобритании, то ежегодные убытки, которые несут компании из-за того, что их работники проводят на больничном больше времени, достигнут 1,4 миллиарда фунтов стерлингов. В этих цифрах, однако, не учтены другие убытки, в том числе и время, потерянное на перекуры.

С 01.06.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон), запрещающий курение на рабочих местах и в рабочих зонах.

Однако работника, допускающего нарушение положений данного Закона, за сам факт нарушения Закона уволить нельзя. В то же время работника можно уволить за несоблюдение локального акта работодателя, доведенного до сведений работников, - правил внутреннего трудового распорядка и/или грубое нарушение правил противопожарной безопасности. Для этого в локальном акте работодателя, доведенном до сведения работников, должен быть прописан запрет на курение вне отведенных специальных мест для курения (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона, п. 14 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) и вне установленного работодателем времени для перекуров (ст. 107 Трудового кодекса РФ). К работнику, нарушившему такие положения, применяется дисциплинарное взыскание по правилам ст. 193 Трудового кодекса РФ. При наличии у работника дисциплинарного взыскания можно лишить работника премии (полностью или частично) как за несоблюдение одного из условий премирования, установленного положением об оплате труда и премировании компании либо уволить по ч.5 ст. 81 Трудового Кодекса РФ. Данные выводы подтверждаются судебной практикой.

Так, апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 20 августа 2012 г. N 33-11236/2012 было отказано в удовлетворении исковых требований Т., обратившегося в суд о взыскании неначисленной и невыплаченной части премии. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что Т. в нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, курил в неустановленном месте в рабочее время, т.е. нарушил трудовую дисциплину, за что Положением о премировании предусмотрено снижение или лишение премии. При этом выбор меры ответственности производится по усмотрению работодателя.

Согласно п. 3.4 Правил внутреннего трудового распорядка ответчика работникам запрещается курить в неустановленных местах (места для курения определены табличками «Место для курения»).

В ходе рассмотрения дела истец Т. не оспаривал, что курил в неустановленном месте, а именно в комнате для отдыха, которая не является местом для курения, указывая лишь на то, что курение имело место еще до того, как истец приступил к выполнению своих трудовых обязанностей, т.е. в нерабочее для истца время, а премия за нерабочее время не начисляется. Однако истцу не удалось доказать, что он курил до начала рабочей смены, поскольку «рабочая смена для истца началась в 8 час. 36 мин., т.е. в момент прохождения <...>, а курил он после этого, около 8 час. 40 мин».

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что истец курил в рабочее время в неустановленном месте, за что работодатель имел право, которым и воспользовался, на лишение истца премии.

Апелляционным определением Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014 отказано Я. в требовании об отмене приказов о дисциплинарных взысканиях (замечание и выговор) в связи с нарушением локальных актов работодателя, в том числе за курение на территории работодателя (территория медицинского учреждения) – а именно, в гараже, находящемся на территории больницы.

Данный факт был подтвержден свидетельскими показаниями.

С приказом о запрете курения на всей территории больницы Я. был ознакомлен под роспись. В связи со вступлением в силу Закона, требование к сотрудникам, в том числе Я., о запрете курения на территории больницы, где находится и гараж, работодателем установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В связи с чем суд пришел к выводу о правомерности вынесения дисциплинарных взысканий в отношении Я.

В обоих рассмотренных случаях факты нарушения работниками локальных актов работодателя были выявлены и зафиксированы надлежащим образом, подтверждены свидетельскими показаниями.

В ситуации с Д. удалось признать незаконным приказ о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде выговора и сокращении премии за выслугу лет за курение табака на рабочем месте, что являлось нарушением локальных актов работодателя.

Однако в ходе судебного разбирательства было установлено, что акт служебной проверки, на основании которого был издан приказ о привлечении Д. к дисциплинарной ответственности, был составлен неуполномоченными лицами, факта курения Д. никто из членов комиссии не видел, более того, один из членов комиссии, подписавших акт, заявил, что его вынудили к подписанию данного акта, и свою подпись под ним просил считать недействительной. Таким образом, акт считается подписанным только двумя лицами.

При таких обстоятельствах данный акт не может являться бесспорным и достоверным доказательством нарушения трудовой дисциплины и основанием для вынесения приказа о применении к истцу дисциплинарного взыскания.

Поскольку акт является ненадлежащим доказательством вины Д., то приказ работодателя о наложении дисциплинарных взысканий на Д. является незаконным. (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25 июля 2012 г. N 33-10327/2012. )

Помимо нарушения запрета на курение на рабочих местах работниками, сам работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение Закона.

Статьей 6.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена ответственность за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю над соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Так, несмотря на установление специальных мест для курения, организация была привлечена к ответственности за нарушение п.3 ст. 6.25 КоАП, а именно: за неисполнение юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.

Организация допускала курение в слесарной мастерской отделения по производству калия едкого технического чешуированного цеха, где до 23.12.2013 было определено место для курения, в то время как в данном помещении находятся рабочие места и рабочие зоны, что является нарушением требований пункта 9 части 1 статьи 12 Закона, статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Довод организации о выполнении обязанности по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а именно издание приказа N 108 от 18.04.2013 «Об упорядочении мест для курения», не свидетельствует о принятии всех зависящих от него мер для недопущения нарушения, поскольку организация не только обязана установить или запретить места для курения в соответствии с действующим законодательством, но и осуществлять контроль над его соблюдением.

В связи с неосуществлением такого контроля, суд пришел к выводу о правомерности привлечения организации к ответственности. (Постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2014 г. N 17АП-10411/2014-Аку. )

Однако есть практика, допускающая курение на работе помимо специально отведенных мест.

Так, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее – Управление) привлекло ИП к административной ответственности по части 3 статьи 6.25 КоАПа. ИП успешно обжаловал данное решение. Не согласившись с выводами суда, Управление направило апелляционную жалобу, в которой указало, что в рамках административного расследования 27.03.2014 Управлением проведен осмотр помещений административно-производственного здания, принадлежащего на праве собственности ИП. По результатам осмотра составлен акт от 27.03.2014, из которого следует, что при осмотре помещений Управлением выявлены нарушения в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а именно: на втором этаже административно-производственного здания имеется женский туалет, который не является местом для курения, однако в нем отсутствует информация о запрете курения в виде соответствующего знака; в данном туалете курят сотрудники здания, на подоконнике стоит блюдце с окурками, во всех туалетах и в коридорах здания присутствует стойкий запах табачного дыма.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 14.04.2014 протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 6.25 КоАП РФ.

Однако суд не согласился с выводами Управления, указав, что положениями Закона (ст.12) установлен запрет на курение табака на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. Оборудование специальных мест для курения, отвечающих требованиям СП 2.2.1.1312-03 относится к усмотрению собственника (владельца) соответствующего помещения .

В материалах дела отсутствуют как доказательства того, что указанные в обжалуемом постановлении туалетные помещения являются рабочим местом, так и доказательства того, что данные помещения относятся к рабочей зоне .

Довод апелляционной жалобы о том, что в коридорах здания присутствует стойкий запах табака, который может также проникать на рабочие места и вредить здоровью некурящих работников, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку положения Закона направлены на предотвращение негативного воздействия на здоровье человека табачного дыма. При этом запах табака не является предметом регулирования указанного Закона .

В связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы Управления было отказано, решение суда первой инстанции оставлено без изменения. (Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2014 г. по делу N А29-3682/2014. )

Отдельного внимания заслуживает вопрос о курении электронных сигарет на рабочих местах. Электронная сигарета не является предметом регулирования Закона, т.к. не является табачным изделием, поскольку не содержит табака. Данный вывод подтверждается также Письмом Минздрава России от 29.04.2013 N 24-4-7000984 «Об электронных сигаретах». Таким образом, данным Письмом установлена возможность курения электронных сигарет на рабочих местах.

В то же время Всемирная организация здравоохранения относит электронные сигареты к электронным системам доставки никотина (ENDS) и отмечает, что их применение недостаточно исследовано в отношении безопасности и эффективности в качестве средства лечения никотиновой зависимости

(Электронные системы доставки никотина, включая электронные сигареты. Доклад секретариата Конвенции сторон рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака; FCTC/COP/5/13, ВОЗ (18 июня 2012).

Привлекаемые к дисциплинарной ответственности работники, допустившие курение на рабочем месте, довольно часто ссылаются на курение электронных сигарет для избежания такой ответственности.

Так, привлеченный к дисциплинарной ответственности сотрудник медицинского учреждения Я. (случай рассмотрен выше) ссылался на курение электронной сигареты на территории медицинского учреждения, мотивируя это отсутствием приказа работодателя, запрещающего курить электронные сигареты, однако данный довод был опровергнут свидетельскими показаниями, согласно которым Я. курил табачную сигарету, что было определено по запаху табачного дыма, а также при курении Я. сбрасывал с сигареты пепел. (Апелляционное определение Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014. )

Привлеченный к дисциплинарной ответственности З., работающий в пожарно-спасательных частях, также ссылался на курение именно электронной сигареты в помещении пожарной части, а именно в гараже. Однако данный довод был опровергнут письменными материалами дела, его собственноручно написанной объяснительной, а также показаниями свидетелей. (Апелляционное определение Калининградского областного суда от 19 июня 2013 г. по делу N 33-2406/2013. )

Таким образом, принимая локальные акты, относящиеся к курению, а также вынося приказы о наложении дисциплинарных взысканий за нарушение таких актов, работодателю следует учитывать, что:

Во избежание курения сотрудниками на рабочих местах электронных сигарет можно локальным актом установить запрет на курение электронных сигарет на рабочих местах, в рабочих зонах, дополнительно к запрету о курении табака. Во избежание обжалования, данный запрет должен распространяться только на рабочее время работника, исходя из требований ч.1 ст. 91 Трудового кодекса РФ;

В то же время установление премий и надбавок за отказ от курения либо выплата таких премий только некурящим сотрудникам может быть расценена как дискриминация в сфере труда (в части установления и изменения условий оплаты труда);

Необходимо фиксировать факт курения и четко соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников во избежание признания такого привлечения незаконным.

Борьба с табакозависимостью набирает обороты и уже дает свои плоды. Сейчас уже все больше людей расстаются со своей пагубной привычкой, а некоторые заядлые курильщики переходят на парение или вооружаются различными медикаментозными средствами, призванными на помощь зависимым. Борьба с табачным пристрастием касается и пассивных курильщиков – здоровье этих людей также страдает от ядовитого, канцерогенного дыма.

Все меры, направленные на сражение за чистые легкие, также призваны защитить некурящих от канцерогенного дыма. При этом необходимо постараться не ущемлять конституционные права обоих представителей. Именно поэтому (руководствуясь ФЗ № 87 от 10 июля 2001 «Об ограничении потребления сигарет») рабочие помещения должны быть оснащены «курилками». А все требования к местам для курения на предприятии обязаны придерживаться постановлений СанПина и пожарной инспекции.

Согласно Постановлению ФЗ места для курения на предприятиях должны быть оборудованным надлежащим образом

Если начальство не позаботилось об оборудовании и организации специальных «курительных площадок», такое упущение расценивается, как грубое нарушение человеческих прав граждан РФ. Согласно Конституции нашей страны недопустимо нарушение прав и проявление каких-либо ограничений по любым поводам .

Трудовой Кодекс гласит, что недопустимо отказывать принимать на работу в связи с пристрастием человека к курению. Данный отказ незаконен и обжалуется в судебных инстанциях.

Так как курение на рабочем месте запрещено, каждый работодатель обязан предоставить необходимые условия для своих работников-курильщиков. Данные отведенные места должны отвечать всем заявленным положениям.

Что гласит законодательство

В феврале 2013 года свет увидел новый ФЗ № 15, говорящий о требованиях по сбережению здоровья некурящих лиц от негативного влияния на их организм табачного дыма. В постановлении говорится и о необходимых указаниях, касающихся оснащения специально отведенных мест, где курящие люди могут предаться своему нездоровому пристрастию.

Один из разработанных макетов курительной комнаты закрытого типа

Курение допускается при наличии разрешения собственника имущества/помещения либо лица, уполномоченного на распоряжение вверенным ему имуществом. По законодательству пользоваться табачными изделиями разрешается в двух местах.

  1. В отведенных территориях открытого типа либо в отдельных комнатах, предусмотренных для общего пользования и расположенных в жилых домах. При условии наличия вентиляции.
  2. В обустроенных для этого местах, расположенных под открытым небом либо помещениях. Данные участки обязаны иметь встроенные вентиляционные системы. Такие территории организуются и на плавсредствах, рассчитанных на путешествия на дальние расстояния (для пассажиров и членов команды).

Все необходимые требования, необходимые к выполнению, прописаны в Приказе № 321 Министерства Здравоохранения и Министерства Регионального Развития РФ . Указ был утвержден в июле 2013 года.

Общие условия

Оборудование мест для курения на предприятии не разрешается на тех площадках либо объектах, где табакокурение запрещается по действующему законодательству. Разрешенные курительные площадки представляют собой территории, изолированные от всех остальных территорий, которые непосредственно связаны с производственной деятельностью.

Курительные площадки по закону предусмотрены на тех предприятиях, где общая численность работников составляет более 200 человек. «Курилки» не разрешается обустраивать в:

  • столовых;
  • медицинских пунктах;
  • общественных санузлах;
  • санитарно-бытовых местах;
  • комнатах, обустроенных для отдыха.

Одним из требований курительной комнаты является наличие металлических пепельниц и наличия несгораемых покрытий (пол, стены и потолок)

Важным условием к обустройству курительного участка становятся нюансы самого размещения «курилки». Эти комнаты обязаны располагаться так, чтобы сигаретные испарения не проникали в различные бытовые/промышленные соседние территории. Также, чтобы избежать ненужную потерю рабочего времени, расстояние от самого рабочего места до курительного участка обязано быть:

  • до 75 м (в рабочих/офисных зданиях);
  • до 150 м (на прилегающих к работе уличных территориях).

При этом минимальное расстояние обязано укладываться в 5 метров. То есть «курилки» запрещается обустраивать в местах, приближенных к производственной зоне ближе, чем в 5 м.

Требования пожарных норм

Согласно установленным правилам противопожарной безопасности, все участки, выделенные под нужды курящих, обязаны соответствовать ряду строгих требований . Они следующие:

  1. В самой «курилке» стены, потолок и пол обиваются любыми несгораемыми материалами (плитка, металл или стекло).
  2. При присутствии предметов, являющихся горючими, в том числе и все лакокрасочные изделия в обязательном порядке обрабатываются специальными, устойчивыми к огню составами.
  3. Необходимо и присутствие урн. Они обязаны быть металлическими. Располагать их около воспламеняющихся поверхностей/материалов, которые не обрабатывались огнезащитой, строго запрещается.
  4. В каждой курилке обязана быть специальная табличка «Место для курения», по ГОСТу Р 12.4.016-2001. Это предписывающий указатель по форме М15, размером 200х200 мм. Знак «Место для курения» изготавливается из термоустойчивого пластика.

Требования санитарных норм

По установленным правилам служб санитарного надзора все отведенные площадки для курильщиков должны отлично проветриваться. При этом не должно происходить проникновение табачного дыма в различные соседние места. В ином случае «курилки» оснащаются встроенными вентиляциями.

Мощность вентиляционных систем в отдельно выделенных комнатах-курилок, обязана укладываться в нормы, предписанные сан. требованиями по СНиП № 31-05-2003.

Они гласят, что воздухообмен работающих вентиляционных систем должен составлять 10 и более куб. м./час. В прохладные сезоны температурный режим изолированных «курилок» по предписанию составляет от +16⁰С.

Места для курения отмечаются специальными табличками-знаками

Необходимые условия для изолированных «курилок»

При оборудовании курительных территорий, расположенных в зданиях, руководство обязано придерживаться имеющихся постановлений . По данным рекомендациям, все курительные площадки обязаны оснащаться:

  • системой вентиляции;
  • искусственным светом;
  • рабочим огнетушителем;
  • пепельницами в необходимом количестве;
  • специальным знаком-табличкой «Место/зона для курения»;
  • плотно закрывающейся дверью либо иным приспособлением, которое не пропускает задымленный воздух в соседние помещения;
  • рекламационными листовками и печатной продукцией, говорящей о пагубности табакоувлечения на человека и о последствиях, к которым приводит опасное пристрастие.

Необходимые условия для «курилок» на открытых участках

Если курительные площади оборудуются на воздухе, к ним также есть ряд строгих условий. Данные «курительные» участки в обязательном порядке оснащаются:

  • пепельницами;
  • указывающей табличкой «Место для курения»;
  • искусственным светом (которое обязано работать по вечерам);
  • различными познавательными брошюрами, листовками о вредоносности и последствиях табакокурения.

Где курить запрещается всегда

Согласно ФЗ, утвержденному в феврале 2013 за № 15, гласящему о сохранении здоровья граждан страны от негативного воздействия табачного дыма, курение сигарет/табака запрещается в некоторых местах . Это следующие территории, где за курение придется заплатить немаленький штраф:

  • гостиничные комплексы;
  • автозаправочные станции;
  • заведения общественного питания;
  • торговые места (магазины, рынки, базары, ярмарки);
  • помещения, где оказываются различные социальные услуги;
  • пассажирские платформы, где осуществляется посадка/высадка людей;
  • общественные пляжи и места, специально оборудованные для купания;
  • уличные территории на расстоянии до 15 м от входа в данные учреждения;
  • медицинские здравницы, госпитали, поликлиники, больницы, травмпункты;
  • учреждения, связанные с предоставлением различного типа услуг населению;
  • здания и учреждения по оказанию общеобразовательных услуг, в том числе и спортивных;
  • общественный транспорт (в том числе городской, водный, наземный, подземный и воздушный);
  • органы государственных структур, здания администрации и местного самоуправления;
  • места общественного пользования жителей жилых домов (лестницы, площадки, лифты, чердаки, колясочные, приподъездные территории);
  • территории, предназначенные для детского отдыха, в том числе детские площадки, детсады, ясли и прилегающие к ним территории).

Все территории и места, где курить запрещается, должны быть оснащены специальным запрещающим знаком. Требования к оформлению такого указателя установлены Приказом РФ от мая 2014 за № 214. Данный знак размещается при каждом входе в здание, на территорию и все объекты, подпадающие в списки мест, запрещающих курение.

Что ждет за невыполнение приказа

В случае если требования Законодательства нарушены, с силу вступают различные административные наказания . Они обозначены в денежном эквиваленте. Итак, что ждет нарушителей?

Как может выглядеть место для курения под открытым небом

Непосредственно самих курильщиков:

  1. Дымление сигаретами на детских площадках: 2 000-3 000 рублей.
  2. Курение в запрещенных действующих Законодательством местах: 500-1 500 рублей.
  3. Вовлечение несовершеннолетнего ребенка в курительный процесс: 1 000-2 000 рублей. В данном случае к наказанию привлекают лиц, которые по просьбе подростков покупают им сигареты либо угощают их табачной продукцией.

Юридических и должностных лиц:

  1. При невыполнении обязанностей, которые касаются размещения специальных знаков, запрещающих курение: юридические лица подвергаются штрафу в 30-60 000 рублей, должностные: 10 000-20 000 рублей.
  2. В случае когда на предприятии отсутствует специальные места для курения (также при неправильном их оснащении в изолированных помещениях и на открытом воздухе) юридическое лицо понесет наказания в идее штрафа 50 000-80 000 рублей, а должностному придется заплатить 20 000-30 000 рублей.
  3. Если предприниматель либо иное юр. лицо не выполняет свои обязанности за контролем и выполнением закона, запрещающего курение в общественных местах, на него также будет наложен крупный штраф. Для ИП оно составляет 30 000-40 000 рублей, для прочих организаций: 60 000-90 000 рублей.

Но, несмотря на все благоприятные условия, которые остаются за курящими гражданами, данным лицам следует подумать о собственном здоровье. Помните, что за пятиминутное удовольствие порой приходится расплачиваться многими смертельными заболеваниями, становиться инвалидами.

Так стоит ли комфортные места для курильщиков и внимательное отношение к ним Закона собственного здоровья? Задумайтесь лучше о том, как и что следует предпринять, чтобы вообще бросить курить. Не стоит ставить на кон единственное здоровье, никакие сигареты не стоят этого.

На вопросы читателей отвечает адвокат Чунского филиала Иркутской областной коллегии адвокатов (ИОКА) Анатолий Павлович ШЕВЧЕНКО.

Я работаю в государственном учреждении и в течение дня несколько раз выхожу из здания на перекур. С недавних пор начальник стал предъявлять мне претензии по поводу моего отсутствия на рабочем месте, связанном с перекурами. Скажите, разве я не имею права распоряжаться временем отдыха по своему усмотрению? Могут ли мне запретить курить на работе?

Несомненно, курение — очень вредная привычка, широко распространенная в наше время, ведь люди курят как на работе, так и вне работы. Закон «Об ограничении курения табака» дает понятие курению табака — это вдыхание дыма тлеющих табачных изделий, к которым относятся сигареты с фильтром и без, сигариллы, папиросы, табак курительный и трубочный, махорка и так далее. Вышеуказанный закон запрещает курение в городском, пригородном, воздушном транспорте, на территориях и в помещениях образовательных учреждений, органов государственной власти, в закрытых спортивных сооружениях, учреждениях культуры и здравоохранения, а также на рабочих местах, за исключением специальных мест, отведенных для этого.

Трудовой Кодекс (ТК РФ) определяет, что рабочее место – это место, где должен находиться сотрудник, куда ему следует прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно контролируется работодателем (статья 209 ТК РФ). Время для курения может определяться руководителем в виде специальных перерывов. Также сотрудник может использовать время в любых других перерывах для отдыха. Под рабочим временем (статья 91 ТК РФ) понимается время, в которое сотрудник должен выполнять свои трудовые обязанности, а также другие периоды, которые по законодательству относятся к рабочему времени. Время отдыха – это время, когда сотрудник свободен от выполнения обязанностей и может использовать его по своему усмотрению (перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные, нерабочие и праздничные дни, отпуска (статья 107 ТК РФ). Но обратите внимание, что Трудовым кодексом специальные перерывы для курения не установлены.

С 01.06.2013 года вступил в силу Федеральный закон N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», запрещающий курение на рабочих местах и в рабочих зонах. Однако работника, допускающего нарушение положений данного закона, уволить нельзя. В то же время работника можно уволить за несоблюдение локального акта работодателя, доведенного до сведений сотрудников, то есть правил внутреннего трудового распорядка и/или грубое нарушение правил противопожарной безопасности. Для этого в локальном акте работодателя должен быть прописан запрет на курение вне отведённых специальных мест для курения (пункт 3 части 1 статьи 10 закона, пункт 14 правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением правительства РФ от 25.04.2012 N390) и вне установленного работодателем времени для перекуров (статься 107 ТК РФ).

К работнику, нарушившему такие положения, применяется дисциплинарное взыскание по правилам статьи 193 ТК РФ. При наличии у работника дисциплинарного взыскания можно лишить его премии (полностью или частично) за несоблюдение одного из условий премирования, установленного положением об оплате труда и премировании компании, либо уволить по части 5 статьи 81 ТК РФ. Также знайте, что в случае вашего очередного перекура на рабочем месте в неположенное для этого время, руководитель может запросто обвинить вас в отсутствии на рабочем месте. За это вы можете легко получить замечание или выговор.

Конечно, курильщикам начальник может официально разрешить курение в специально отведённых местах. Но для работодателя этот вариант наименее приемлем, поскольку разрешение курения означает, что каждый час сотрудники будут использовать эту возможность, что приведет к сокращению рабочего времени на полтора — два часа. Вы же не будете отрицать, что для того чтобы вам покурить, придётся одеться, выйти из здания, подойти к курилке, покурить, поговорить о жизни с курящими коллегами и вернуться на рабочее место. Вот уже и рабочий день на 15-20 минут стал короче, а таких перекуров за день набирается от четырех до шести, а то и больше.

Вот и посмотрите на себя со стороны начальства, да и глазами некурящих коллег, которые во время ваших перекуров работают. Не стоит забывать и еще об одной стороне этого вопроса. А именно об общении работников с клиентами, ведь представители многих профессий ориентированы именно на работу с посетителями. И согласитесь, что довольно неприятно общаться с консультантом или администратором, от которого разит табаком, не говоря уже о парикмахерах, массажистах, косметологах, врачах или медсестрах. Одним словом тех, кто во время работы находится в непосредственной близости от лица клиента.

Конечно же, в наше время курильщиков притесняют: печатают на сигаретных пачках ужасные фотографии, спрятали в магазинах за шторками табачные изделия, идёт пропаганда здорового образа жизни, но курильщики активно сопротивляются. При этом некурящие приводят свои доводы, а курящие отстаивают свои права. Кроме того, руководители учреждений вводят штрафы за курение в рабочее время и дарят подарки тем, кто не курит. Но если человек курит и не хочет отказаться от этого пристрастия, его никакие разумные доводы не убедят, он всё равно будет дымить.

Как же начальству поступать с работниками, которые не могут отказаться от этой вредной привычки, и при этом не ограничивать права некурящих работников. Время для курения может определяться руководителем в виде специальных перерывов, которые будут закреплены в локальных нормативных актах на предприятии. Также сотрудник может использовать время в любых других перерывах для отдыха.

Обладатели этой вредной привычки по закону не имеют права требовать у работодателя ни разрешения курить на рабочем месте, ни выделения им специальных перерывов, а вот вежливо поговорить с начальством об установлении таких перерывов и устройстве курилки в помещении можно. А если ещё и сам начальник курящий, тогда возможно ваше предложение найдёт понимание. Если же не договоритесь, остаётся искать укромное место на улице, а ещё лучше бросить курить совсем! Как показывают исследования, курящие работники ежегодно берут на три дня больше больничных, чем некурящие. Учёные обнаружили, что курильщики болеют чаще и дольше, вот поэтому борьба с курением и проведение соответствующей работы с персоналом могут оказаться экономически выгодными как для работодателя, так и для вас, уважаемые курильщики.