Так и не дав внятный ответ на сакраментальный вопрос «где посадки?», российские власти, похоже, спешат окончательно избавить общество от иллюзий относительно своей готовности переломить «становой хребет» коррупции, пишет портал "Свободная пресс". Судя по итогам пленума Верховного Суда РФ «каста неприкасаемых» (наличие которой продемонстрировал скандальный «сердюковгейт») не ограничивается высокопоставленными персонами. Борьбой с так называемой «бытовой коррупцией» власти, похоже, также заниматься на собираются.

В канун Дня медицинского работника, который в этом году выпадает на 16 июня, государство сделало поистине царский подарок отечественным эскулапам, по сути узаконив практику поборов, которые лукаво именуются «благодарностью» пациентов. Верховный суд РФ рассмотрел проект постановления о коррупционных преступлениях и постановил не считать взяткой плату за реализацию профессиональных навыков, например, за лечение пациента или оказание образовательных услуг. Отныне под определение взятки будут подпадать только деньги, полученные в обмен на осуществление властных и административно-хозяйственных полномочий. Таким образом, выписывается индульгенция и предоставляется уголовный иммунитет сотням тысяч, если не миллионам медработников и учителей, которые имеют обыкновение принимать «подарки в конвертах».

О том, чем отличаются добровольные подарки от вынужденных подношений, а административная деятельность от профессиональной, в постановлении умалчивается. Это довольно странно, учитывая, что право врача-«профессионала» выписать рецепт на дорогостоящее лекарство по программе ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения), дать направление на госпитализацию в профильное медучреждение более высокого уровня или выдать талончик на УЗИ по большому счету является все тем же самым административным ресурсом. Со всеми вытекающими последствиями в виде процветающих (пускай закамуфлированных под понятие «благодарность») коррупционных практик.

По большому счету, новая трактовка понятия мздоимства возрождает и узаконивает феодальную традицию «кормлений». Хроническое недофинансирование сферы медицины и образования решается посредством повторного (после выплат всех полагающихся страховых взносов) «нырка» в кошельки налогоплательщиков. Еще одним проявлением трогательной заботы о душевном спокойствии потенциальных взяткополучателей становится отказ считать взятку преступлением, если она была спровоцирована сотрудниками правоохранительных органов. Видимо, есть веские подозрения считать, что многие мздоимцы не выдержат соблазна взять меченные купюры в качестве «благодарности» от переодетых агентов правоохранительных органов.

Справедливости ради стоит заметить, что в постановлении Верховного Суда указано, что следует отличать передачу взятки под контролем оперативников (в случае, если потерпевший сам обратился в правоохранительные органы) от самодеятельных проверок. Последние объявляются вне закона. К тому же, ВС согласился признать, что «ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки - до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки». Впрочем, повторим, эти прогрессивные нововведения касаются только должностных лиц (главврач, завотделения, глава департамента здравоохранения и так далее).

Адвокат Лиги защиты прав пациентов Дмитрий Айвазян согласился с тем, что действия рядовых врачей, не наделенных властными полномочиями, не подпадают под определение взятки, поскольку они не являются должностными лицами. Если же специалист обещает оказать медицинскую помощь, при том, что у медучреждения отсутствует такая возможность, или если по факту это совершенно другая процедура, а денежные средства уже получены, то следует говорить не о взятке, а о мошенничестве. Впрочем, бывают случаи, когда врач пытается повлиять на лечебный процесс в том духе - отблагодарите, тогда получите хорошее лечение. Или вы заплатите, и тогда вообще будет хотя бы какое-то лечение. В такой ситуации уместнее говорить о неоказании медицинской помощи (124 статья УК) или оставление в опасности (125 статья УК). Точнее говоря, речь идет о покушении на преступление. Проблема в том, что эти статьи не предполагают столь жестких санкций, как получение взятки, поэтому следствие не любит их применять. Так что уголовные дела по этим составам практически не возбуждаются.

«СП»:- Получается, чтобы эти статьи заработали, нужно ужесточать наказание?

Другого выхода я не вижу. И наши законодатели, если им задать такой вопрос отреагируют однозначно «ну, конечно же, надо». А что они еще могут ответить? Если же задать этот вопрос тому бедняге, который попал в ДТП или его родственнику, а его доставили в «травму» в субботу вечером или в выходной день и один доктор на приеме, то он начнет вытаскивать все, что у него есть в карманах.

«СП»: - Почему многие пациенты предпочитают «благодарить» врачей? «Порыв души» или скорее пресловутое «не подмажешь, не поедешь...»?

Как правило, это происходит, когда речь идет об угрожающем для жизни больного состоянии. Порой приходится слышать «заплатил бы тогда деньги, сын бы остался жив». Но либо не было средств, либо человек находился без сознания и некому было уведомить родственников. Когда речь идет о жизни и здоровье, никто не думает о том, чтобы начать «качать права». Это называется «игра в одни ворота» - «отблагодаришь», человек останется жить, не дашь…

«СП»: - Как объяснить нежелание бороться с бытовой коррупцией?

Это системная проблема. У нас за что ни возьмись, все сферы сверхкоррумпированные. Допустим, начнем мы выжигать коррупцию «каленым железом» в отдельно взятом сегменте медицины. Это ни к чему не приведет в условиях, когда человеческая жизнь в нашей стране, к сожалению, почти ничего не стоит. Формально компенсация за смерть по уголовным делам в некоторых регионах составляет не более 60 тысяч рублей. Компенсация за тяжкий вред здоровью от государственных и муниципальных учреждений - это вообще копейки. Да, страховые компании в рамках системы ОМС нещадно штрафуют поликлиники и больницы за перерасход лекарственных средств. Они же осуществляют экспертизу качества оказания медицинской помощи. В общем, система действует, но она больше работает не на пациента, а на кошелек страховой компании. Критерии качества оказания медицинских услуг, по меркам страховой компании, не связаны напрямую с выздоровлением больного.

«СП»: - Как с этим бороться?

Должен заработать механизм страхования ответственности. Причем не учреждения в целом, но и конкретных врачей. Тогда специалист сто раз подумает, стоит ли связываться и вымогать деньги. Поскольку он рискует в таком случае не только своей зарплатой, но и профессией. Это был бы самый действенный метод. Однако, такие инициативы даже не выдвигаются. Потому что медики и учителя получают нищенскую зарплату. Государство им как бы говорит - «мы делаем вид, что платим, а вы делаете вид, что лечите». Не может быть хорошей качественной медицины при хроническом недофинансировании. В свою очередь, в условиях коррупции, сколько ни вливай в медицину, деньги исчезают в «черной дыре». Ситуация осложняется усугубляющимся процессом коммерциализации медицины. У нас уже ничего нельзя вылечить без денег. Я считаю, что пока население в основной своей массе неплатежеспособно, коммерческая модель в здравоохранении не имеет права на существование.

Член Экспертного совета при правительстве РФ, член рабочей группы по противодействию коррупции Сергей Стрельников обращает внимание, что в решении Верховного Суда есть еще один важный момент. Отныне пойманные с поличным мздоимцы в белых халатах будут освобождаться от преследования, если будет доказано, что на получение взятки их «спровоцировали» правоохранительные органы.

«СП»: - К чему это может привести?

Правоохранительные органы научились пользоваться этим инструментом для выявления коррупционеров. Многих «посадок» просто не было бы, если бы сотрудникам органов правопорядка не удалось поймать с поличным человека при получении взятки. Сегодня, когда у жертвы шантажа вымогают взятку, он может обратиться в соответствующие структуры и попросить документально зафиксировать этот факт. Если такой возможности не будет, то люди просто перестанут обращаться в правоохранительные органы для того, чтобы изобличить вымогателя. Формулировка «спровоцировали» звучит достаточно неопределенно.

«СП»:- Еще один спорный момент в постановлении - плохо различимая грань между «административной» деятельностью и сугубо «профессиональной».

На мой взгляд, тем самым государство признает, что готово бороться с коррупцией чиновников, но не знает, что делать с бытовой коррупцией. Профессионал тоже принимает решения, которые влияют на качестве медицинской помощи. Порой трудно обозначить грань между профессиональным долгом и дополнительной профессиональной деятельностью. В отношении тех же врачей профессиональный долг является всеобъемлющим. Невозможно быть более профессиональным или менее профессиональным врачом. Ты либо врач, либо не врач.

«СП»: - В таком контексте пресловутые «благодарности» - это взятка или нет?

Конечно, это взятка. Люди оказываются в неравных условиях: у кого нет денег, те не могут рассчитывать на качественную бесплатную медицинскую помощь и образовательные услуги. Отказ бороться с бытовой коррупцией означает углубление общественного неравенства. Все это не добавляет социальной стабильности. Такой подход развязывает руки тем людям, которые раньше принимали «подношения» с некоторой опаской. И чувствовали свою вину, когда брали «подарки». Теперь они будут наживаться без зазрения совести. Лучше, если бы в судебной практике это шло по статье «взятка». На многих людей это слово действует предостерегающе. Это была бы действенная профилактика коррупции. А сейчас все возомнят себя великими профессионалами, которым недоплачивает государство. И у которых, соответственно, есть моральное право претендовать на благодарности от пациентов.

Руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что основным недостатком нового толкования понятия коррупционного преступления является недостаточно четко прописанное понятие посредничества при получении взятки. «Не понятно, как устанавливать, давал ли человек деньги в качестве взятки» - отметил эксперт. По его словам, установить факт вымогательства можно оперативным путем (на основании материала прослушивания телефонных переговоров, например). Но в подробно описанной процедуре нуждаются и те, кого обвиняют в получении взятки, чтобы избежать нарушений со стороны правоприменителей.

«СП»: - В чем плюсы предложенной трактовки?

В том, что Верховный Суд запретил практику провокаций к получению взятки. А также исключил категорию врачей и учителей из категории взяткополучателей. Я считаю, что бытовую коррупцию следует искоренять другими методами. Она провоцируется государством, которое не выполняет свои социальные обязательства. Когда врачи или учителя жалуются, что они мало получают и поэтому не возражают против подарков, то так оно и есть. Если врач вымогает деньги, то это другая статья и другой состав. Раньше же этот состав подводился под статью о взяточничестве. Нужно платить людям нормальные деньги. Сегодня фельдшеры, как мы узнали из прямой линии с президентом, порой получают меньше 4000 рублей. И обсуждается, добавить ли им еще 300 рублей. От бытовой коррупции легко избавиться нерепрессивными методами, а просто путем повышения размера денежного довольствия. Другое дело, что наши правоохранители раньше отчитывались о борьбе с коррупцией, подверстывая к рапортам дела о «подарках» врачам и медсестрам. А теперь этого не будет. Теперь нужно будет бороться с реальной коррупцией.

По данным Следственного комитета РФ, за 2011 г. по фактам коррупции следственные органы привлекли к ответственности 362 работника здравоохранения. Обвинения предъявлялись как обычным врачам, так и высокопоставленным чиновникам.

Коррупционные преступления в сфере здравоохранения

3. Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских организаций в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам, или пациентам за неоказанные услуги в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов.

4. Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов. Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен.

Нарушение кодексов поведения на рынке может приводить к тому, что врачи будут вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки на условии выписки рецептов на их продукцию. Возможна также выдача разрешений на торговлю поддельными или иными некачественными лекарственными препаратами.

5. Коррупция в организациях, предоставляющих медицинские услуги. Может принимать самые разные формы:

  • вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за услуги, официально оказываемые бесплатно;
  • взимание платы за особые привилегии или медицинские услуги;
  • вымогательство или согласие на получение взяток за вмешательство в практику найма, лицензирования, аккредитации или сертификации тех или иных структур.

С учетом приведенной выше классификации коррупционных преступлений указанные формы коррупции в сфере здравоохранения могут быть представлены следующим образом.

Основная группа коррупционных преступлений:

1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

2) нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.1, 285.2 УК РФ);

3) внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ);

4) превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

5) взяточничество (ст. 290, 291, 291.1 УК РФ);

6) служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

7) незаконная выдача паспорта граж данина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ (ст. 292.1 УК РФ);

8) злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп в сфере частной медицины (ст. 201, 204 УК РФ).

Система здравоохранения страны наиболее поражена взяточничеством. Распространено также нецелевое расходование бюджетных средств, выделенных на нужды здравоохранения. Счетная палата опубликовала результаты проверки эффективности использования средств, выделенных на модернизацию здравоохранения, согласно которым лишь чуть больше половины денег (59,3%) было потрачено по назначению.

Дополнительная группа преступлений коррупционной направленности в сфере здравоохранения представлена главным образом тремя подгруппами преступлений:

1) преступления против свободы личности : незаконное помещение в психический стационар (ст. 128 УК РФ);

2) преступления против собственности : мошенничество с использованием лицом своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 160 УК РФ);

3) преступления против здоровья населения : незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств (НС), психотропных веществ (ПВ) или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих НС или ПВ, либо их частей, содержащих НС или ПВ (228.1 УК РФ); незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение НС или ПВ (ст. 233 УК РФ); хищение либо вымогательство НС или ПВ, а также растений, содержащих НС или ПВ, либо их частей, содержащих НС или ПВ (ст. 229 УК РФ).

Чаще всего должностные лица, занимающие руководящие должности в органах здравоохранения, совершают хищения с использованием служебного положения. Именно такая ситуация приведена в начале нашей статьи.

В завершение отметим, что общие положения об ответственности указанных ранее субъектов коррупционных правонарушений (преступлений) содержатся в ст. 13, 14 Закона № 273-ФЗ. Согласно ст. 13 граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с российским законодательством.

При этом физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Таким образом, все коррупционные правонарушения (преступления), являющиеся основанием возложения юридической ответственности, содержатся в отраслевом законодательстве.

Прошлый год позволил моему бизнесу выйти на псевдо-новый уровень. Новый - потому, что я получил заказчиков федерального масштаба. Псевдо - потому, что денег у федеральных нынче меньше, чем раньше было у региональных.

Год 2008-ой. Верховая коррупция.

Степень верховой коррупции по регионам около 50% - это то, что губернатор отдавал обратно в Москву из всевозможных программ-дотаций-субсидий за возможность их получения. То есть сразу. Кому - можно только гадать, однако любая догадка упирается либо в профильного министра, либо в премьера, либо в президента — ну а кому ещё может откатывать губернатор региона?

Далее распил продолжается уже на уровне губернатора, следом ворует профильный комитет (в данном случае - Здравоохранения), затем не забывает себе отхватить по-чёрному подрядчик (кто-то полагает, что коммерческие организации зарабатывают по закону? "ха-ха" три раза. Вот легкий такой пример, совсем лёгонький), он же ещё откатит в фонды ОМС и прочие надзорные и распределяющие структуры, если они причастны к контролю за расходованием этих денег.

Как следствие, на фармобеспечение городских больниц выделяются миллиарды, а там при поступлении больного его родственникам говорят: "Перевязочного материала у нас на два дня, потом или несите свой, или будем старые бинты использовать". Это в Санкт-Петербурге, одном из немногих профицитных регионов страны. Уже в Ленобласти был ад, холокост и филиал "одноклассников". А дальше - лечение молитвами и заговорами. Забегая вперед — да, сейчас лучше, по крайней мере в Питере и кое-где в области. Даже не смотря на кризис полный афедрон, творящийся в стране.

Дженерики, пустые ампулы и физ. раствор
Пару слов о низовой коррупции, как она работает. Один из вариантов - воровство лекарств. Бывают дорогостоящие препараты, с ними просто - списывается оригинальный, а выдается больному дженерик (дешевый аналог). А бывают сверхдорогостоящие, по 1-2-3 тысячи долларов за ампулу. У таких дженериков не бывает, как быть? Врач берет ампулу, за половину цены делает инъекцию коммерческому пациенту, потом идет к "бесплатному" и колет ему физраствор, демонстрируя пустую ампулу. Ловкость рук! Но есть нюанс - если дело было в РФ, в ампуле почти наверняка изначально находится физраствор, производство фейков налажено почти по всем сверхдорогим медикаментам.

Медицинское оборудование
С мед. оборудованием и того проще - закупается б/у техника вместо новой, или более дешевая модель, малофункциональная либо устаревшая. Или модель та, но без аксессуаров по цене полностью "упакованной".

Шкатулка с драгоценностями
Ещё отличная схема - так называемая "шкатулка с драгоценностями", когда в небольшую коробку набивают препаратов на сотни миллионов - герцептин, велкейд и всякое такое, самое вкусное. Делается сотня экземпляров отгрузочных документов на всю эту партию товара для разных контрагентов, и он везется в первую по списку больницу. Та его получает, приходует в больничную аптеку, тут же списывает на отделения - и коробка не распечатанной возвращается доставившему её курьеру, который везет этот же заказ дальше, в следующее ЛПУ. Там так же приходуют, тут же списывают и отправляют следующему. В итоге она возвращается на склад фармкомпании до следующего года - даже сроки годности можно не проверять.

Государство выплачивает фирме миллиарды за якобы поставленные медикаменты. Фармкомпания, понятно, делится со всеми участниками схемы. А в больницах на отделениях для пациентов даже шприцов нет, как следствие.

Как он узнал об этом?

Но тут случилось чудо, как я его теперь оцениваю. Отработав половину президентского срока, Медведев вдруг, внезапно об этом узнаёт! Видимо, как раз начал осваивать интернет, в котором порой пишут всякое интересное. Разразилось "Дело томографов ", хоть и не в полную силу, но таки неплохо вышло.

Понятно, что выявленный уровень воровства исключал низовую коррупцию, поскольку смотрели на него из президентского кресла. Вскрылись хищения на уровне 50-60%, хотя реально воровали больше. Но старт был дан, и началась борьба с коррупцией в сфере здравоохранения, причем совершенно реальная.

За пару лет удалось выдавить страшный гнойник - придворную фармкомпанию, выпестованную тётей Валей и принадлежавшую грузинской мафии. Она подмяла под себя практически все поставки фармпрепаратов по Питеру и Ленобласти в региональные ЛПУ, а также льготным категориям граждан. Условия конкурсов до 2010-го года прямо писались под эту фирму, так, что другим и не сунуться было. А тут внезапно пришел песец, и тётя Валя отвернулась от своего любимого детища. Ясно, что не сама. Посадить никого не удалось, владелец нашел выход на крутую московскую крышу, но прокуратура всё знает и помнит.

И поддельные рецепты на сотни миллионов, отоваренные по ДЛО (Программа Дополнительного Лекарственного Обеспечения), но никогда не отпускавшиеся препараты для онкобольных, и фейковые документы от поставщиков, и многое-многое другое. От кормушки эти "успешные бизнесмены" были отлучены - компания с оборотом 15 миллиардов чуть позже обанкротилась с немалыми долгами. У Сережи М. вовремя хватило ума от них свалить.

А дальше стало совсем интересно. По рукам начали получать даже главврачи, которые до этого считались совершенно неприкасаемыми и передавали свои должности по наследству, не стесняясь. Начал на время работать 94 Федеральный Закон, появился 223 ФЗ и сразу же заработал.

Любая компания получила возможность на самом деле участвовать в госзакупках, независимо от связей, блата и фарта. Просто по наличию лучших цен - не только в здравоохранении, разумеется. К сожалению, это не доросло до самых крупных контрактов, но на уровне крепкого среднего бизнеса вполне работало.

Миллионные контракты пару лет действительно разыгрывались почти по-честному! Миллиардные, как и прежде, раздавались адресно, увы.

В 2013 всё вернулось на свои места

Сейчас, в 2016-ом, уже и сотни тысяч не играют по-настоящему. Во всяком случае в 2013-ом вся эта лафа внезапно прекратилась. Заведующие ЛПУ стали отшивать незванных поставщиков, угрожая им связями с одним широко известным одиозным депутатом ЗАКС Санкт-Петербурга. Для продажи чего бы то ни было в гос. учреждение стали нужны если не связи, то как минимум представление доверенного лица - чтоб потом было понятно, через кого от тебя принимать "подарки".

В 223 ФЗ обнаружились неприятные дыры, первой из которых оказалось отсутствие предусмотренной ответственности за его нарушение. К 94 ФЗ придумали десятки способов обхода, и никто не озадачился попыткой их залатать. Вместо этого приняли 44 ФЗ, вроде бы из самых благих побуждений, но я так и не дождался чтобы он заработал для моего бизнеса.

Наоборот, в нем оказались прописанными новые механизмы, позволяющие убрать меня с рынка госзакупок - зачем? Ответ один - оставить только "своих". Впрочем, на сегодняшний день и его воспринимают как некие правила игры, но не её суть. То есть при значимой закупке для госкомпаний заранее известно, кто станет поставщиком, просто условия прописывают таким образом, чтобы они соответствовали законодательству. О реальных конкурсах все уже забыли.

Борьба с коррупцией осталась разве что на самом низовом уровне, рядовых врачей-ментов-учителей. И сегодня можно совершенно точно можно определить период, когда же коррупция отступала - он полностью приходится на вторую половину правления Д. Медведева. То есть это возможно, на самом деле - бороться с коррупцией в РФ, когда у власти не моль.

Я вовсе не сторонник Медведева, он для меня персонаж явно отрицательный по сумме качеств. Концепцию "меньшего из зол" я неприемлю, считая необходимым всегда выбирать только добро, независимо от шансов на победу. Тогда оно обязательно победит рано или поздно...

Можно иногда встретить заявления, будто бы Путину за 15 лет не удалось победить коррупцию. Нет. Именно он её за эти годы смог вырастить. И стоило Путину немного отойти от дел — захворала любимая, теснить её начали. Лишь снова взяв власть полностью в свои руки в 2012-ом, он смог восстановить и приумножить главную основу и идею своего режима.

Словом «коррупция» в нашей стране давно уже никого не удивить. Многочисленные сообщения о том, что коррупция проникла во все сферы общественной жизни, политику, экономику, а особенно - на государственную службу - стали обыденными и привычными для россиян. И только с одним страшно и тяжело смириться - понятие «коррупция» стало привычным и для медицины.

В сфере здравоохранения коррупционные действия включают подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников, подтасовки данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов, нецелевое использование фармацевтических средств и других ресурсов, коррупцию в сфере государственных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. Коррупция здесь не сводится лишь к злоупотреблениям, допускаемым государственными служащими, поскольку во многих случаях общество доверяет исполнение важнейших государственных функций в сфере здравоохранения частным хозяйствующим субъектам. В тех случаях, когда в результате недобросовестных действий обогащается руководящий состав больниц, страховщики, врачи или руководители фармацевтических компаний, формально они не злоупотребляют своим служебным положением. Однако они злоупотребляют вверенными им полномочиями и расхищают ценные ресурсы, которые необходимы для развития здравоохранения.

«Коррупционная зараза» проникла практически во все отрасли медицины, что признано на высшем государственном уровне. Комитет Государственной Думы по безопасности, проанализировав материалы Генпрокуратуры, МВД, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения пришел к неутешительным выводам - коррупция растет и в количественном, и в денежном выражении.

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества. В небольших дозах они незаменимы при лечении ряда заболеваний. Но из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, они большими партиями попадают на наркорынок. С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод - коррупция в медицине, а именно ситуация, связанная с наркотическими, психотропными и другими сильнодействующими препаратами угрожает здоровью нации. Допустимы ли подобные факты? Кто должен нести ответственность за отсутствие контроля за соблюдением правил, подбором персонала и хранением бланков рецептов?

Немедицинское потребление наркотических и психотропных средств неуклонно растет, что влечет за собой рост и развитие структур наркорынка, преступлений, совершаемых на этой почве и вовлечение в преступную деятельность молодежи. Прервать подобное развитие событий может только совершенствование всей системы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, установление жесткого контроля, а также серьезные наказания за нарушение установленных законом правил.

Ниже приведены наиболее распространенные виды взяток в сфере здравоохранения:

  • - За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;
  • - За качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;
  • - За подтверждение либо сокрытие тех, либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);
  • - За выписку «нужного» рецепта;
  • - За искажение истинной причины смерти (это заключение дает врач-патологоанатом). Размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений;
  • - За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице.
  • - За выдачу «нужных» справок о психическом состоянии пациента.

В некоторых крупных столичных больницах руководящие должности, оказывается, могут продаваться. Есть случаи, когда должности продаются людям малограмотным и просто не имеющим медицинского образования. Ни это ли одно из самых страшных проявлений коррупции? Псевдо руководители полностью разваливают целые разделы медицины и медицинскую помощь в принципе.

Существенны три специфических стороны данного вопроса в области здравоохранения:

  • 1) характеристики служебной среды;
  • 2) характеристики работников;
  • 3) условия и процессы их взаимодействия, состояние социального контроля в сфере здравоохранения.

Коррупция встречается на всех этажах системы здравоохранения - от участковых медсестер до высоких чинов в министерстве. Чем выше этаж, тем о больших масштабах злоупотреблений идет речь: если в кабинетах обычных врачей коррупция начинается с сотни рублей, то на самом верху она уже достигает сотен тысяч долларов.

Разберем подробнее, каким образом на практике осуществляется коррупция в системе здравоохранения, по ее видам.

«Выписка «нужных» лекарств. Суть такой махинации проста - больному выписывают, помимо основных препаратов, которые входят в стандартную схему лечения, несколько дополнительных, без которых можно обойтись. Заподозрить махинацию можно, если врач посылает вас в конкретную аптеку. От покупки «нужного» лекарства врач получает процент от аптеки. Это составляет от 5 до 20%, - как рассказал на суде осужденный за получение взятки семейный врач Д.И. Пастерин: «Я, к примеру, сотрудничаю таким образом с двумя фирмами. Получаю 10% за лекарство по 50 руб. - это 5 руб. и 20% за лекарство по 80 руб. - это 16 руб. В месяц мой выторг - в пределах 300 - 400 руб.». То же самое касается так называемых БАДов (биологически активных добавок), которые некоторые врачи предлагают в качестве дополнительного лечения. Но БАДы не лечат. Эти препараты не прошли официальные исследования, и их эффективность не имеет задокументированных результатов. Говорить пациенту, что без этого «лекарства» выздоровление будет не полноценным - это пиар БАДов, не больше. «Для лечения угрозы прерывания беременности «по стандартам» назначаются препараты прогестерона, витамин Е, спазмолитики, а некоторые из врачей к этому стандартному лечению добавляют БАДы (на основании кошачьего когтя и т.д.) на сумму от 400 руб., имея откат с этих препаратов 15-20%. Таким образом, пациентки платят не 100 руб. за стандартную терапию, а 400.

«Подделка справок». Вторая распространенная схема, которую практикуют рядовые медработники, - продажа справок. Согласно неофициальным источникам, к примеру, «липовый больничный» на неделю в регионах России в среднем стоит 150-300 руб. за один день. Кроме того, часто обращаются родители за подделкой справки о сделанных прививках ребенку. Такой документ стоит по в среднем 300-400 руб. Доход от этой «подработки» больше, чем от выписки лекарств - за месяц получается от 800 до 1200 руб.

Подделывают и более сложные документы, к примеру, о непригодности к службе в армии. В этом случае в долю входят несколько врачей, соответственно, и стоит такой документ дороже - от нескольких сотен у. е. до нескольких тысяч. Очень популярны также липовые справки о беременности и подтверждении побоев. Средняя стоимость $300-500.

Отдельно стоит сказать об оформлении инвалидности. Это очень длительный процесс, поэтому и затраты немаленькие. Чтобы получить такой документ, нужно пройти несколько циклов обследований и подтвердить свою профнепригодность. Если человек действительно болен, ему, как правило, дают группу, но временную (на 2-3 года). Затем свой статус нужно подтверждать, иначе с инвалидности просто снимают. Для этого проходят более дорогостоящее обследование или, как минимум, надо заплатить взятку. Суммы таких поборов в регионах разные и колеблются от пары сотен до тысячи долларов.

«Взятка за операции». Этот вид коррупции - хлеб для хирургов. Если это какая-то срочная операция, то она делается, как правило, без обсуждения оплаты. Хотя и в таком случае родственникам говорят до операции, что бесплатно оперирует только дежурная бригада, но можно «попросить» и хорошего хирурга уделить вам внимание за деньги. Либо после операции говорят, сколько нужно за нее заплатить. Если же предстоит любая плановая операция, без конверта не оперируют. Стоимость несложной операции - минимум 600 у. е. Деньги делятся на бригаду: львиная доля - хирургу, что-то анестезиологу, что-то медсестре.

«Дерибан благотворительных взносов» - характерен для медиков уровнем повыше - главврачей, а также главных бухгалтеров. Для того, чтобы понять, как делят благотворительные деньги, вспомним, что в каждом государственном лечебном учреждении сегодня официально существуют т.н. больничные кассы, в которые каждый больной, при обращении за какой угодно медпомощью (от консультации терапевта до сложной хирургической операции), вносит определенную сумму денег. Сколько именно нужно заплатить, подсказывают врачи: сумма колеблется в районе 200 - 600 руб., и если вы заплатите меньше, отношение к пациенту со стороны медперсонала будет соответствующее. Цель благая - использовать полученные взносы на зарплату сотрудникам, закупку аппаратуры, ремонт и т.п. Однако в реальности деньги часто уходят не по назначению, а в карман главврачу, главбуху и дальше по вертикали. И это помимо «взноса» в карман врачу (от $100), скажем, за хорошую палату - с холодильником и одним соседом.

«Нецелевое использование средств». Если четыре предыдущие схемы умело вуалируются, из-за чего редко становятся предметом расследований госслужб, то, начиная с этого уровня, шило в мешке становится утаить все сложнее. Речь идет уже не о тысячах, а о десятках и сотнях тысяч рублей. Нарушения в финансово-хозяйственной деятельности больниц превышают не одну сотню тысяч рублей. Схемы тут используют самые разные. Например, проводят махинации с выплатой зарплат: должны платить из одного фонда, а платят из другого, из которого идут меньшие отчисления государству, в результате часть сэкономленной суммы уходит в карман. Или вводят в штат лишние должности. К примеру, для работы нужно 6 машинистов по стирке белья, а вводят 17. На их зарплату уходит 226 тыс. руб. Это уже трактуется как растрата.

«Откат на закупке». Эта схема используется уже не медиками, а медицинскими чиновниками. Откат - это получение чиновником, связанным с закупками, взятки за то, что он заказывает за государственные деньги определенный товар. Как правило, товар в несколько раз более дорогой, чем его аналог, присутствующий на рынке, или вообще не очень-то и нужный медикам. Взятку дает фирма, заинтересованная в продаже этого товара. Пример закупки не очень подходящего товара - машины скорой помощи. Например, закупили десять новых машин скорой помощи - фургоны, рассчитанные на четырех человек - водителя, врача, фельдшера и медсестру. А кто-то спрашивал у практиков, нужно ли им такое количество? И нужны ли нам именно такие машины? Скорее всего, нет. Но, если бы спросили, то узнали бы, что нам больше нужны не фургоны, а легковые машины, ведь в девяти вызовах из десяти помощь больному может оказать и один врач. И чтобы побыстрее добраться до больного, ему нужна шустрая легковушка. Так работают во многих странах. В итоге учреждение вынуждено кормить не только врача, но и раздутый штат водителей, фельдшеров и медсестер, а также покупать количество бензина в два раза больше, чем это было бы нужно для легковушек. Если машины скорой помощи хоть и не совсем подходят, но используются, то множество закупленного оборудования вообще простаивает. Еще в 2012 году на расширенной коллегии Минздрава была озвучена информация, что, согласно проведенной инвентаризации, выявлено новое медоборудование, которое не используется, на сумму свыше 130 млн. руб. Именно схемы коррупционных закупок наиболее ощутимо грабят наше здравоохранение. По неофициальным данным, из того, что выделяет государство на здравоохранение, чиновники умудряются положить каждый третий рубль себе в карман.

Продажа запрещенных средств. Факты мошенничества часто фиксируются и в фармакологическом бизнесе. На сегодняшний день в аптеке без рецепта можно приобрести практически любое лекарство, за исключением разве что психотропных и наркотических препаратов. Эти препараты отпускаются строго по специальным рецептурным бланкам №3, на которых должен присутствовать штамп медицинского учреждения, личная печать и подпись врача. Но, несмотря на это, такие препараты большими партиями попадают в незаконный оборот наркорынка. Причины этого нужно искать не в аптеках, а на верхушке фармбизнеса или у производителей и оптовиков. В аптеках действуют более примитивные схемы: некоторые препараты в больших дозах обладают наркотическим действием, но продавать мы их обязаны, просто по одной упаковке в руки. И «любителям кайфа» несложно пройтись по нескольким аптекам и купить нужную дозу. Например, в состав сиропов, которые широко применяются для лечения верхних дыхательных путей входят псевдоэфедрин или кодеин. В концентрациях, превышающих суточную дозу, они действуют как наркотик. Еще одна уловка фармбизнеса - продажа рецептурных средств лицами, не имеющими на это лицензии. В первую очередь это касается интернет-аптек. Некоторые из них реализуют запрещенные препараты, причем без рецептов.

«Псевдодиагнозы». Вопрос лечения несуществующих болезней, безусловно, является чистой коммерцией в медицине. В последнее время на консультацию обращается все больше пациентов, чтобы выслушать второе мнение. Все они, как правило, приходят с «псевдодиагнозами» - микоплазменной или урепалзменой инфекцией, хламидиозом, поставленными только на основании сомнительных анализов. Дело в том, что эти микроорганизмы обитают в минимальном количестве почти в каждом организме, и высокочувствительные методы их улавливают. Но это не повод лечить человека курсом тяжелых антибиотиков стоимостью от 400 до 1500 руб.

Согласно официальным данным о коррупции в медицине, предоставленным в Департаменте общественных связей МВД, в течение 2009 года в учреждениях и организациях здравоохранения раскрыто 319 преступлений. Из них 218 - тяжкие и крайне тяжкие (неоказание медицинской помощи, стерилизация, аборты без показаний, лечение без лицензии и т.д.). Больше всего преступлений касаются сферы служебной деятельности - 241, из них 130 связаны со взятками. Кроме того, выявлено 58 фактов присвоения и растраты госимущества.

Состояние медицины в РФ вообще представляет собой яркий пример того, что способна сделать коррупция со здравоохранением. На сегодняшний день столичная медицина, когда-то одна из лучших в стране, полностью развалена. И дело тут не в рядовых медиках - те мелкие благодарности, которые им дают больные, лишь помогают им хоть как-то выживать. Главные коррупционеры сидят в правительстве.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что коррупция в здравоохранении развивалась в условиях официального крайне низкого размера содержания работников, нерегулярной его выплаты, неясной правовой основы предоставления дополнительных льгот работникам, фактического участия структур здравоохранения и их сотрудников в частной практической деятельности, не вытекающей из задач и правового статуса соответствующей здравоохранительной структуры. Существуют самые различные виды проявления коррупции. Все они не могут быть решены одним нормативно-правовым актом, или же какой-либо проверкой с последующим наказанием и осуждением виновных в коррупционных действиях. Необходима тщательная проработка антикоррупционных механизмов, начиная с самого низа и заканчивая верхами правительства.

Введение

коррупция здравоохранение правовой

Коррупция была и остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Россия относится к числу наиболее коррумпированных стран мира. Кроме этого, российские компании активнее всех в мире дают взятки в развивающихся странах, причем используют их «в огромных неприемлемых размерах».

Коррупция пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и здравоохранение. Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как естественный прирост населения, снижение заболеваемости, рост производительности труда, продление трудоспособного периода трудящихся, что содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа. При этом пораженность здравоохранения коррупцией препятствует реализации этих задач, приоритетных для социально-экономической политики любого государства. В этом и заключается актуальность данной темы.

Целью реферата является анализ коррупции в здравоохранении России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть виды коррупции в здравоохранении;

выявить причины коррупции в здравоохранении;

проанализировать коррупцию в системе здравоохранения России;

привести примеры используемых мер по предупреждению коррупционных проявлений в здравоохранении.


1. Коррупция в здравоохранении и ее виды


Коррупция в здравоохранении - это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной (муниципальной) и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред интересам общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьировать от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система «врач-пациент»).

Можно выделить несколько наиболее типичных видов коррупции в здравоохранении:

Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Это может происходить как на государственном и местном уровнях, так и непосредственно в медицинских учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, другие ресурсы и оборудование медицинского назначения расхищаются для личного пользования, использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи.

Коррупция в сфере государственных закупок. Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Также расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования.

Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов. Кроме того, возможны и такие формы коррупции, как: развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.

Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов. Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен. Нарушение кодексов поведения на рынке приводит к тому, что врачи вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки при условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий является выдача разрешений на торговлю поддельными или некачественными лекарственными препаратами. Проблема борьбы с коррупцией в сфере поставок лекарств наиболее остро встала в конце 2009 года, когда в связи с эпидемией «свиного» гриппа искусственно завышались цены на лекарства и на рынке лекарств преимущество имели препараты отдельно взятых производителей.

Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Так, например, самыми распространенными видами «взяток» являются следующие:

за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

за качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

за подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);

за выписку «нужного» рецепта;

за искажение истинной причины смерти (размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений);

за досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице и т.п..

При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде «подношений» врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных коррупционных проявлениях:

искусственном создании «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях, вынуждены ждать их месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно. При этом вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество;

постепенном превращении лечебных заведений в «торговые», в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.

Коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь изначально в сознании людей медицинский работник - это человек, призванный помогать людям, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске. Однако в реальности все обстоит иначе: грубость, халатность, неверно поставленные диагнозы и зачастую прямой намек на дачу взятки. Такое отношение вызывает отвращение к людям в белых халатах.

Несомненно, существуют врачи, работающие «за идею», и их немало, но именно взяточники составляют предвзятое мнение людей о медиках. Это приводит к снижению моральных устоев населения. Многие перестали верить в то, что борьба с коррупцией принесет видимые результаты, и само ее проявление стало обычной нормой жизни.


2. Причины коррупции в здравоохранении


Причины и условия, порождающие коррупционные проявления в здравоохранении можно разделить на следующие группы:

Экономические (резкая дифференциация населения по имущественному признаку, экономическая нестабильность и др.).

2. Политические: неразвитость института общественного контроля, недостаточно высокий уровень подготовки управленческих кадров, коррупция при обучении в медицинских ВУЗах и др.

Социальные: несоответствие роста потребностей и возможностей их удовлетворения, неравенство трудовых и бытовых условий различных категорий медицинских работников, недовольство общества состоянием здравоохранения в стране и др.

Организационные: недостатки контрольно-ревизионных мероприятий, недостаточная регламентация служебной деятельности медицинских работников, недостатки кадровой политики при назначении на руководящие должности в здравоохранении.

Правовые: наличие в текстах официальных документов коррупциогенных положений, дающих возможность должностным лицам для злоупотребления полномочиями, а также недостаточная правовая защищенность и гарантированность прав граждан на оказание медицинской помощи. Примерами коррупциогенных факторов могут служить нормативные положения, содержащие указание на широту дискреционных полномочий, то есть отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Нравственно-духовные - преломление норм морали. Оказавшись в роли пациента, человек готов дать взятку. И наоборот, оказавшись в роли должностного лица, медицинский работник готов к получению взятки. Таким образом, мы видим наметившуюся деградацию нравственности, причем с обеих сторон коррупционной связи «врач - пациент»: пациент может своим активным поведением провоцировать врача на взяточничество, а в свою очередь, врач может провоцировать пациента на дачу взятки.

Плата больным врачу за медицинскую помощь имеет глубокие исторические корни. Психология пациента, что не заплатив врачу, не получишь качественную медицинскую помощь, весьма устойчива. Именно этим и объясняется широкое распространение частной, платной медицины, даже в странах с неплохой государственной. В самих же государственных больницах эта практика трансформировалась в «благодарность» больного своему лечащему врачу в форме денег или подарка.

Диспропорция в распределении информации. Медицинские работники в любом случае знают о болезнях больше, чем их пациенты, а компании, занятые в производстве лекарственных средств и медицинского оборудования, знают о своей продукции больше, чем государственные чиновники, отвечающие за расходование средств на эти цели. Именно поэтому, предоставление соответствующей информации может привести к снижению уровня коррупции.

Неопределённость в анализе и прогнозировании медико-санитарного состояния населения. Отсутствие такой информации затрудняет управление ресурсами, включая выбор, мониторинг, измерение и предоставление медицинских услуг, а также разработку планов медицинского страхования. Ещё более риск коррупции возрастает в случаях широкомасштабных катастроф, когда необходимость оказания экстренной медицинской помощи заставляет обходить существующие надзорные механизмы.

И другие.

Некоторые специалисты считают, что коррупция в здравоохранении выгодна и для государства. Рассмотрим почему? Государство - это структуры и люди, которые отвечают за уровень и само наличие медицинской помощи в стране. Обеспечить адекватную медицинскую помощь при текущих зарплатах (и/или организации) нельзя. Врачи, получающие дополнительный доход, держатся за свое место. Они согласны и выполняют лечение части больных без взяток, за одну зарплату. Это одно из условий получения большого общего дохода. Плюс они поддерживают какой-то более или менее уровень работы у своих более младших коллег, работающих за гроши.


3. Коррупция в системе здравоохранения России


В России коррупция в системе здравоохранения приняла масштабный характер. Несмотря на то, что средства в здравоохранение выделяются (за последние 4 года расходы федерального бюджета увеличились в два раза - с 202,8 млрд руб. до 413 млрд руб. <#"justify">Часто государственными органами принимаются негативные решения в сфере здравоохранения. Так, например, 16 июня 2013 года государство сделало поистине царский подарок отечественным эскулапам, по сути узаконив практику поборов, которые лукаво именуются «благодарностью» пациентов. Верховный суд РФ рассмотрел проект постановления о коррупционных преступлениях и постановил не считать взяткой плату за реализацию профессиональных навыков, например, за лечение пациента. Отныне под определение взятки будут попадать только деньги, полученные в обмен на осуществление властных и административно-хозяйственных полномочий. Таким образом, выписывается индульгенция и предоставляется уголовный иммунитет сотням тысяч, если не миллионам медработников, которые имеют обыкновение принимать «подарки в конвертах». К сожалению, этот пример является не единственным.

Таким образом ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения. Поэтому необходимо тщательное изучение проблем квалификации коррупционных преступлений в сфере здравоохранения, причин и условий, способствующих им.


4. Мероприятия по предупреждению коррупционных проявлений в здравоохранении


Опыт антикоррупционной деятельности различных стран убедительно показывает, что искоренить полностью коррупцию невозможно. Вопрос можно ставить лишь о том, чтобы снизить масштабы коррупции до социально терпимого уровня.

Среди наиболее часто используемых способов борьбы с коррупцией можно отметить следующие:

В сфере социально-экономических отношений:

проведение экономических преобразований, направленных на пресечение коррупции как средства решения деловых вопросов;

совершенствование системы оплаты труда медицинских работников, повышение их социального статуса и престижа профессии;

информирование пациентов об их правах и обязанностях и многоуровневый механизм защиты их прав.

В организационной сфере:

совершенствование контроля над эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение;

открытость деятельности медицинских учреждений;

организационный контроль за медицинской деятельностью.

В сфере политических отношений:

укрепление государственности;

усиление демократических начал;

развитие общественного контроля;

развитие интерактивных систем обратной связи населения с представителями государственной и муниципальной власти.

В духовной сфере общественной жизни:

внедрение механизмов антикоррупционного воспитания населения;

развитие идей социальной справедливости;

повышения уровня правовой культуры молодых специалистов, выработка ответственного профессионального и высоконравственного поведения медицинских работников.

В сфере интеллектуальных технологий и научного развития:

выявление и обобщение проявлений коррупции в здравоохранении;

постоянное изучение причин и условий, способствующих развитию коррупции;

В правовой сфере:

четкая законодательная регламентации мер по противодействию коррупции;

искоренение правовых пробелов, дублирования и двусмысленности права;

постоянное совершенствование методики проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов;

внедрение системы обязательного учета экспертного мнения врачебного сообщества при разработке и принятии законодательных актов в сфере здравоохранения.

Также необходимо ужесточить ответственность лиц, уличенных в коррупции, освещать случаи раскрытия дел, связанных с коррупцией.

Наиболее важным, является переход к саморегулированию в медицинском профессиональном сообществе. Само врачебное сообщество в наибольшей степени способно выработать жесткие и эффективные механизмы отторжения коррупционеров, преодоления коррупционных практик, снижения коррупционных рисков в своих рядах.


Вывод


В РФ по-прежнему остается стабильно высокий уровень коррупции в сфере здравоохранения. В качестве обвиняемых чаще всего привлекаются высокопоставленные должностные лица. В суды ежегодно направляется более тысячи дел, возбужденных в связи с совершением коррупционных преступлений и проступков в медучреждениях.

По данным международных сообществ, прослеживается прямая зависимость уровня детской смертности от коррупции в стране. Отсутствие лекарств и распространение поддельных, не соответствующих стандартам лекарств приводят к страданиям пациентов и представляют прямую угрозу для их жизни. Коррупция напрямую подрывает доверие общественности к государственным институтам.

Обнаружение преступлений коррупционной направленности, в том числе в сфере здравоохранения, представляет определенную сложность, поскольку большинство из них относится к так называемым «двусторонним», то есть таким, где нет потерпевшего - стороны, заинтересованной в выявлении такого преступления и наказании виновных.

Государственные органы России принимают ряд важных актов, призванных противодействовать коррупции в целом. Однако актов по противодействию коррупции именно в сфере здравоохранения очень мало. Поэтому, ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения.

Для искоренения коррупции в сфере здравоохранения необходимо продолжить совершенствовать законодательство в сфере здравоохранения (включая введение правовых норм для защиты социальных прав врачей, медсестер, иных работников сферы здравоохранения), развивать законодательство в сфере проведения государственных закупок с целью создания открытой и эффективно функционирующей системы расходования бюджетных средств на медицинскую технику и оборудование, всемерно содействовать развитию отечественной медицинской промышленности, инновациям в сфере здравоохранения, использовать инструменты государственно-частного партнерства для развития технологической базы здравоохранения, ввести процедуры раскрытия информации, независимого общественного аудита, контроля и мониторинга расходования средств при проведении государственных закупок, оказании бесплатной медицинской помощи, предоставлении отдельным категориям больных бесплатных или льготных путевок для санаторно-курортного лечения и т.п.