Затикян Нуне
Конспект занятия «Измерение времени. Час. Минута. Секунда»

Тема : Измерение времени . Час. Минута . Секунда .

Цель : Вызвать интерес к понятию «время » через отдельные интересные факты и сведения о разных способах измерения , фиксирования времени .

Задачи :

1. Дать более глубокие и точные знания о том, какие функции выполняют секундные и минутные стрелки в часах .

2. Формировать общие представления о процедурах измерения времени .

3. Учить точно определять время по модели часов .

Материал :

1. Персонаж «Королева часов» ;

2. Образцы различных часов : будильник, настенные, песочные, ручные;

3. Иллюстрации с изображением различных видов часов;

4. листы бумаги;

5. Карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель :

Тихо-тихо, не шумите, только ушки на вострите.

Кто загадку отгадает, тот самым умным в группе станет.

День и ночь они идут.

Никогда не устают.

Монотонно шепчут в такт :

Тик, так, тик и так.

Стрелки, будто как усы.

Называются…

(часы)

Вы хотите совершить путешествие в одну сказочную страну? Там нас ждут интересные встречи.

Дети : Хотим!

Воспитатель : тогда встаем друг за другом и делаем один большой паровоз!

Едет,едет паровоз

Мимо елок и берез,

Мимо утренних полей,

Мимо красных снегирей.

Мимо дуба и сосны,

Мимо лета и весны.

Чух,чух,чух,чух,чух пыхтит

И колесами стучит.

Свистит громко ту-ту-ту,

Разгоняя детвору.

Пассажиров тут и там

Он везет по городам.

(Входит Королева часов)

Воспитатель : Как вы думаете, кто эта волшебная королева? Посмотрите внимательно.

Дети : Королева часов!

Воспитатель : Правильно! Как вы догадались?

Дети : На ее короне нарисованы часы!

Королева : Мне подчиняются самые главные часы в нашей стране. Они находятся в нашей столице, городе Москва. Вы знаете как они называются? Они называются Кремлевские куранты! По мне сверяют время , все жители нашей страны. По моим часам наступает новый день и Новый год. По моим часам у вас наступает день рождения. Но у меня есть помощницы : мои сестренки и братишки, без которых бы я не справилась.

Показывает образцы часов

Королева : Посмотрите на часы и скажите мне, из чего состоят часы?

Дети : Корпус, циферблат, стрелки.

Королева : Сколько стрелок на часах?

Дети : Три.

Воспитатель : Самая тоненькая стрелочка – как ее зовут?

Дети : Секундная .

Входит ребенок в костюме Секунды .

Секунда : Я – Секунда , и я очень важна для спортсменов, только от меня зависит, кто станет победителем. Спортсмены всегда брали на тренировку с собой специальный прибор – секундомер (показывает) и старались опередить меня. Но это было не легко, потому что я очень быстрая.

Вот смотрите (прыгает, как только я попрыгаю 60 раз, появляется моя сестра – Минута

Входит ребенок в костюме Минуты .

Минута : Пока моя сестра прыгает 60 раз, я делаю только один шаг. Я отсчитываю минуты . Деловые люди очень следят за моими шагами и стараются за каждый мой шаг успеть что-то сделать.

Королева : Минута не спешила и все-таки шла очень быстро. Когда минута обходила один круг циферблата – приходил их старший брат Час.

Входит ребенок в костюме Часа.

Час : Я старший брат – очень солидный. Минута делает 60 шагов , а я делаю один шаг. Ой, сколько же раз за это время успевает прыгать Минута – 3 600 раз . Я не суечусь по пустякам.

Воспитатель : Но люди говорят, что и он ходит слишком быстро. Дети, а как вы думаете, что будет, если исчезнут все часы?

Дети : Начнется беспорядок! Мы не будем знать, сколько времени ! Родители будут опаздывать на работу!

Воспитатель : Давайте посмотрим, какие еще бывают часы, в которых живут наши друзья и помощники. Посмотрите, а где у нас в группе часы и как они называются?

Показ и анализ образцов часов.

Ответы детей

Воспитатель : А это настольные. почему их так называют? А как они отбивают каждый час? (ку-ку)

Ответы детей.

Воспитатель : Карманные, наручные и песочные. А с какой целью их используют?

Ответы детей.

Воспитатель : Молодцы! ох, и устали же с вами путешествовать, давайте отдохнем.

Физ. минутка :

Часы нам время измеряют (дети стоят)

Стоят на месте, но шагают. (Дети шагают на месте)

Шагают часики все в такт,

Тик-так, тик-так, тик-так. (Наклоны головы)

И стрелки вертятся вперед (Круговые движения руками)

За часом час, за годом год.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Измерение длины» Тема: «Измерение длины» Цели: 1) Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины. 2) Формировать умение.

Клубный час «Умники и умницы. Путешествие в историю времени. А. Суворов» КЛУБНЫЙ ЧАС «Умники и умницы. Путешествие в историю времени. А. Суворов» Воспитатель И. В. Хайбулина 06.12.2017 Цель: ознакомить с героическими.

Конспект НОД «Измерение длины» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №72 «Калинка» города Калуги Сценарий педагогического мероприятия.

Конспект НОД по РЭМП «Измерение» Материал: Линейка, сантиметр, рулетка, деревянный метр, полоски картона по количеству человек (условная мерка, кубики). Предварительная.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Измерение» Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Измерение» Воспитатель: Виктория Сергеевна Свистунова Цель: измерение сыпучих.

Конспект занятия по ФЭМП «Измерение. Длина. Метр» Конспект занятия по ФЭМП Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет) Воспитатель: Титова.

Цели урока:

  1. расширить и уточнить знания учащихся о сутках;
  2. формировать умение определять время;
  3. формировать конкретные представления об отношении между единицами измерения времени;
  4. учить детей использовать разумно каждый час, каждую минуту;
  5. познакомить учащихся с историей создания часов;
  6. повторить преобразование крупных единиц измерения в более мелкие и выполнять обратную операцию;
  7. формировать вычислительные навыки, умение решать задачи с новыми единицами измерения.

Оборудование урока:

  1. модели часов, индивидуальные часы;
  2. выставка книг Э.Котляр «Часы-часики», Я. Шур «Сколько стоит минута», И.Мельников «Про часы и о часах», Е.Шварц «сказка о потерянном времени».

Ход урока

1. Организационный момент.

Итак, урок математики.
- Над какой темой работали на предыдущем уроке?
- Вспомните загадки, которые относятся к теме «Время».
- Сегодня мы сможем расширить наши знания о времени. А девизом нашего урока будет такое высказывание «Больше дела, меньше слов».

2. Актуализация знаний.

Какой предмет помогает определить дату? (Календарь ).
- Какие календари существуют?
- Какой год начался 1-го января? Какой был предыдущий? Какой год последует за 2007 годом? К какому веку они относятся?
- Сколько составит четвертая часть месяца?
- Восстанови последовательность: сутки, секунда, неделя, год, час, месяц, минута, век, тысячелетие.

Работа по табелю-календарю.

Мы поедем в театр во второй вторник февраля. Когда это будет?
- Веселые старты запланированы в 1-ый месяц весны, на 3-ей неделе, в четверг. Какого числа состоится это мероприятие?
- Расскажите нам о своем дне рождения по аналогии, а мы попробуем определить его дату.

3. Постановка темы урока.

Объясните смысл поговорки, и вы определите тему урока.

Когда так говорят: «Делу время – потехе час». Отгадайте загадку «Они все время идут, но никуда не уйдут». (Часы).

Определение темы урока.

Какие задачи вы ставите перед собой сегодня на уроке? А моя задача?

4. Знакомство с новым материалом.

Я хочу рассказать вам историю…

Эти события произошли в далекой волшебной стране Времени. Правил этой страной

честный и справедливый король, и жили в ней очень добрые и трудолюбивые люди, о которых в дальнейшем сложили поговорку «Работают как часы».

Наблюдая за сменой дня и ночи, за движением солнца и луны, люди стали делить год на месяцы, месяцы на дни, а дни на часы. Но как отсчитывать время? Первыми устройствами для этого были:

Солнечные часы
всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит,
А по нему солнышко бежит!
Они бывали на площадях,
На лужайке. В саду –
У солнышка на виду!<Рисунок 1 .>

Но такие часы были удобны лишь в солнечную погоду. А ночью и в пасмурную они не работали.

И люди решили изобрести такие часы, которые показывали бы время в любую погоду. А как они называются, вы узнаете, отгадав математический кроссворд.

Групповая работа.

Расположите ответы в порядке убывания. Как называются эти часы?

Это водяные часы, греки называли их «клепсидрой». «Теряешь воду!» - замечали древние, если кто-то говорил не по делу.

Первая клепсидра представляла собой простой цилиндрический сосуд, из которого переливалась по каплям вода. Поплавок со стрелкой поднимался или опускался. А по отметкам на сосуде определяли, сколько воды вытекло, столько времени и прошло. Такие часы показывали время и днем и ночью – не забывай только воды подливать.

Но и такие часы были неудобны. И вот часовых дел мастер, живший в стране Времени, придумал новые часы -

Песочные часы – точные!
В них песчинки текут –
Секунды бегут!
Как песчинки собрались,
Холмиком улеглись
в колбочке из стекла,
так и минутка истекла!(Показ песочных часов.)

Но и эти часы были неудобны, почему? Правильно, их все время надо было переворачивать.

Были изобретены и часы, работающие с использованием свечи. <Рисунок 3 >

Долго трудились люди, искали и создали первые механические часы с одной часовой стрелкой, вскоре догадался мастер о несовершенстве этого изобретения и соорудил на королевской башне новые часы, с двумя стрелками – минутной и часовой, которые стали называться механическими.

Кто не слышал,
Как бьют
На королевской башне часы-гиганты
Времени точные гаранты?
Работа у этих часов славная,
А в королевстве они главные. <Рисунок 4 .>

Слава об этих часах разнеслась по всем сказочным королевствам. Злой повелитель соседней страны, у которого не было таких часов, решил во что бы то ни стало заиметь эти часы. Послал он коварного Тролля, который с помощью заклинания уменьшил часы и унес. И поселился в стране хаос и беспорядок. Люди, привыкшие жить по часам и умевшие ценить каждую минуту, решили вернуть верного друга-помощника.

В погоню за коварным Троллем, похитителем волшебных часов, отправились дети короля Времени: сын – час и дочь – минута. Но Тролль предвидел, что будет погоня, поэтому подготовил различные ловушки.

Дорога, выходящая из королевства, начиналась с улицы Умножения, и там необходимо было преодолеть первую трудность, но дети легко справились с этими заданиями.

5. Работа под руководством учителя.

Математический диктант.

а) 1 множитель 365, второй множитель 1, найдите произведение?
б) если в неделе 7 дней, сколько дней в месяце?
в) сколько лет в 3 веках?
г) сколько месяцев содержится в полутора годах?

Чтобы попасть на улицу Деления, необходимо спуститься по крутой лестнице, на которой вновь была ловушка для детей.

а) полгода - сколько это месяцев?
б) в году 365 (366) дней, сколько это недель?
в) 60 месяцев, сколько это лет?
г) найдите число, равное 1/6 от 3600?

Пройдя улицу Деления, Час и Минутка спустились к пристани, где ждала их лодка, но детям надо было найти значение выражений:

320:80х3 (4800-1200):60

Найдя значение выражений, дружные ребята запрыгнули в лодку и поплыли, но вскоре приплыли к дремучему лесу. Навстречу вышел лесовичок. Он приготовил для ребят загадки:

1. Выходило 12 молодцев, 12 молодцев – это 12 месяцев.
Выносили 52 сокола, 52 сокола – это количество недель в году.
Выпускали 365 лебедей. 365 лебедей – это количество дней в году .

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка только раз,
Та, что выше, - каждый час.

О чем это загадка? (О стрелках часов). Что узнают по часам? (Используется модель часов.)

Практическая работа.

Возьмите в руки модель циферблата и расскажите о нем.

Как называется маленькая стрелка?

А большая?

Что показывают 5 маленьких делений между двумя большими? (Это 5 минут, которые проходит минутная стрелка).

Сколько всего таких маленьких штрихов на циферблате? (60 штрихов, т.к. всего в одном часе 60 минут.)

Сколько времени пройдет, если часовая стрелка пройдет полный оборот? (12 часов.)

6. Физкультминутка.

Зря мы время не теряли:
Умножали и делили.
А сейчас мы отвлечемся
Физминуткою займемся.

Кто не знает, что для нас
Очень дорог каждый час.
Зря мы время не проводим,
И как стрелки быстро ходим.

С нами преданно дружны
Всем известные часы,
Чтоб всегда все успевать,
Их устройство надо знать!

7. Работа под руководством учителя.

Работа по учебнику.

1) № 2, стр.60

2) № 3, стр.60

Работа с моделью часов.

3) Сегодня мы не только будем определять время, но и научимся говорить по-разному.

7 ч 15 мин – 5 минут восьмого.

7 ч 30 мин – половина восьмого.

7 ч 15 мин – четверть восьмого.

7 ч 45 мин – без 15 минут восемь, без четверти восемь.

Давайте вспомним о наших сказочных героях. Они тем временем почти были у цели, тихо войдя во дворец, Час и Минутка увидели злого Тролля, который тщетно бормотал заклинание, он забыл часть слов, и поэтому не мог увеличить часы. Заметив детей короля Времени, он расстроился и сказал: «Не ожидал я, что вы так быстро справитесь со всеми моими ловушками, но я признаю себя побежденным лишь тогда, когда вы справитесь со следующими заданиями».

8. Самостоятельная работа.

Задание 1. Восстановите временную последовательность:

завтра, позавчера, послезавтра, сегодня, вчера

Работа в тетрадях.

Задание 2.

1. Дождь начался в 6 утра и длился 2часа 15 минут. Во сколько дождь закончился?

2. Произносить заклинание я начал в 8 часов 15 минут и продолжал 40 минут. Во сколько должно было произойти волшебство, если бы я не забыл слова?

3. Свой путь вы начали в 7 часов утра, а сейчас 7 часов вечера. Сколько времени вы были в пути?

Задание 3.

Запишите, какое время покажут часы через 10 минут, если сейчас они показывают:

1ч 25 мин; 2ч 55 мин; 6 ч 40 мин.

1 телефонистка принимала 25 телеграмм в час, а вторая на 4 телеграммы больше, чем первая, а третья – в 2 раза больше, чем вторая. Сколько телеграмм принимала третья телеграфистка? Какие вопросы можно еще задать?

Задание 5.

№ 10, стр.61.

Самопроверка по эталону.

Справившись с заданиями Тролля, дети забрали часы, принадлежавшие их королевству, и отправились в свою страну. И вновь в стране Времени воцарился порядок и счастье. А трудолюбивые люди продолжали изобретать все новые часы. Так закончилась эта волшебная история.

И давно знакомы нам уже часы без стрелок и циферблата. На плоскости часов – окошечко, в котором, сменяя друг друга, появляются цифры. Кто знает, как называются такие часы?

А есть и новые – электронные,
Часы неугомонные!
Только раз их заведи,
Заведешь и год ходи! <Рисунок 5 .>

В Англии на одной из королевских башен находятся сложные механические часы – астрономические , которые показывают не только время, но и ход планет вокруг солнца.

Современная наука и техника требуют от часов все большей точности. Механические часы это обеспечить не могут. Изобрели кварцевые часы , они убегают или отстают лишь на 1 секунду за 30 лет.

А самые точные часы – молекулярные . Они считаются эталоном времени.

9. Подведение итогов урока.

Чем заинтересовал вас урок? Что новое вы узнали?
- Какие часы появились первыми?
- Какие появились позже?
- Перечислите все виды часов, о которых вы узнали сегодня на уроке?
- Чем отличаются механические часы от электронных часов?
- Какие единицы измерения можно назвать по модели часов? (Час, минута, секунда).
- За какое время минутная стрелка проходит расстояние между двумя маленькими штрихами? (За одну минуту).
- Выполнение каких заданий вызывало у вас затруднение? Почему? С чем это связано?

10. Домашнее задание:

  1. с. 61, № 11, 13.
  2. творческого характера – по желанию подготовить сообщение о знаменитых или старинных часах; подобрать пословицы о времени и объяснить их смысл;
  3. прочитать книги, представленные на выставке.

МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»
Открытый урок по математике
Час. Минута.
Подготовила и провела
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Бовкун О.В.

Открытый урок по математике
Тема: Час. Минута. Определение времени по часам.
Цель урока: Познакомить детей с новой величиной.
Задачи: 1. Образовательная: формировать представление
о единицах времени: час, минута; учить опреде­
лять время по часам.
2. Развивающая: совершенствовать
вычислительные навыки, умение решать задачи;
развивать умение наблюдать, сравнивать,
делать выводы.
3. Воспитательная: воспитывать бережное
отношение ко времени, любознательность,
пытливость и усидчивость.
Оборудование: Магнитофон с записью боя курантов,
математические веера, модели часов,
мультимедийная установка.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Тут затеи и задачи
Игры, шутки­всё для вас.
Пожелать хочу удачи­

За работу, в добрый час!
Встали ровно, подравнялись. Ребята, у нас на уроке гости ­ поприветствуем
их. Урок математики.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час
Того не надо по утрам
Будить по десять раз
Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
­ Ребята, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Сегодня на уроке мы будем говорить о времени, учиться определять время
по часам, познакомимся с различными видами часов и будем решать задачи на
определение времени.
А начнём наш урок с зарядки для ума­ устного счёта.
3. УСТНЫЙ СЧЁТ
(некоторые ребята получают карточки с индивидуальными заданиями).
Приготовили математические веера.
­ Покажите число, в котором 1 дес. и 5 ед.
­ Какое число надо прибавить к 8,чтобы получилось 12
­ Какое число надо вычесть из 15, чтобы получилось 6
­ Чему равно произведение 2 и 5
­ 14 разделить на 2
­ 20 разделить пополам

­ Суслик съедает за лето 6 кг зерна, сколько зерна за
лето съедят два суслика?
­ У Светы было 10 конфет, половину она отдала брату.
Сколько конфет осталось у Светы? Как решали?
­ Двое мальчиков играли в шашки 4 часа.
Сколько часов играл в шашки каждый мальчик?
Молодцы, поработали дружно и хорошо справились с заданием.
4. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
­ Ребята, а для чего нужны часы?
(Чтобы определять время)
­ Зачем нам нужно знать время?
(Чтобы не опаздывать, вовремя приходить на
работу, в школу).
­ Как люди определяли время раньше?
Существует очень много различных видов часов. Какие часы вы знаете?
(Песочные. настольные, механические)
Молодцы, но вы назвали не все виды часов. Я сейчас расскажу вам о часах,
про которые вы даже и не слышали…

А) РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О ЧАСАХ
Сейчас о часах расскажу вам рассказ
О тех. что придуманы были до нас
Когда­то часов электронных не ведали
По солнцу вставали, по солнцу ­обедали
Капризней часов не знавали в природе
Но всё ж опоздания были не в моде…(СЛАЙД)
­ Ребята, а как вы думаете, всегда ли по солнечным часам можно было
определять время?(Нет, в дождливую погоду ­ нельзя).
Да и поэтому люди изобрели ещё одни часы (СЛАЙД)

­ Как вы думаете, что это за часы? (цветочные)
­ А как по ним можно определить время?
Правильно,некоторые часы раскрываются и закрываются всегда в одно и то
же время (СЛАЙД)
Например: МАК ­открывается в 6 ч утра, а закрывается в 16.
ОДУВАНЧИК ­в 7 утра,а закрывается в 15 ч
МАТЬ_И _МАЧЕХА­в 9 ч утра, а закрывается в 18.
Запомните эти данные, а весной,когда мы пойдём на экскурсию, то
обязательно понаблюдаем за цветочными часами.
­ Ребята, а какой цветок раскрывается раньше всех?
­ Позже всех?
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ: Одуванчик раскрывается в 7 часов, а мать­ и –мачеха в 9
часов.Насколько раньше раскрывается одуванчик, чем, мать ­и – мачеха?
­ Как считали?
РЕШИМ ЕЩЁ ОДНУ ЗАДАЧУ:
МАК раскрывается в 6 часов утра, а закрывается в 16 часов.
Сколько времени он радует нас своей красотой?
Как решали?
Шли годы ­ часы появились иные.
КЛЕПСИДРОЮ звались часы водяные (СЛАЙД)
Раньше водяные часы представляли собой сосуд из которого через небольшое
отверстие постоянно вытекала вода. Отверстие было таких размеров, что вся
вода вытекала ровно за час. Потом нужно было снова наполнять сосуд водой.
Согласитесь, такие часы были неудобны.
(СЛАЙД ОГНЕННЫХ ЧАСОВ)
Хитрый будильник придуман в Китае
Тонкая нить равномерно сгорает

Падает шар и гремя, и звеня
Сони боялись часов, как огня!
(СЛАЙД ПЕСОЧНЫХ ЧАСОВ)
­ А это какие часы?
И вот появляются более точные
Их называют часами песочными
Впрочем, для лодырей и лежебок
Время всегда уходило в песок…
­Как вы понимаете эту фразу? (значит человек тратил напрасно своё время).
А среди вас есть такие?
А мы своё время займём ФИЗМИНУТКОЙ

Физкультминутка «Часы»
Тик­так, тик­так­
Все часы идут вот так:
Тик­так.
(Наклоните голову то к одному, то к другому плечу)
Смотри скорей, который час:
Тик­так, тик­так, тик­так
(Раскачивайтесь в такт маятника)
Налево ­ раз, направо ­ раз.
Мы тоже можем так,
(Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому
плечу, потом ­ к левому, как часики)
Тик­так, тик­так.
Тихо сели.
Чтобы песку пересыпаться из одной части в другую­ проходит одна минута.
­Ребята, а вы задумывались, сколько стоит одна минута? Об этом нам
расскажет……….

­ А вы знаете, что на заводе по изготовлению холодильников за 1 минуту
выходит один новый холодильник.
­ На кондитерской фабрике за одну минуту выпускают 78 килограммов
конфет.
­ Каждую минуту с конвейера автомобильного завода
сходит один новенький автомобиль.
­ А в нашем классе Дима Пахомов за одну минуту читает более 100 слов.
Спасибо за полезную информацию.
Вот почему люди стараются экономить каждую минуту, Ведь каждая
сэкономленная минута­это хлеб, молоко, новые книги.
А у нас на уроке ­новые знания!
­ Что можете сделать за одну минуту вы?
Предлагаю вам за одну минуту решить примеры.Сами примеры списывать не
надо ­вы записываете только одни ответы.
35+10 15­5
14+9 25­10
28+6 40:2
74+8 2*4
56+12 16:8
80­40 10:2
67­12 5*2
28­18 60:2
Кто решит примеры­ тихо встанет. Проверяем (СЛАЙД)
­Кто решил все примеры за одну минуту и сделал это правильно? (Поставить
отметки первым кто встал и решил правильно)
б) РАБОТА С МОДЕЛЯМИ ЧАСОВ
Рождались открытия ­ со временем споря
маятник сделал часами часы (СЛАЙД МЕХАНИЧЕСКИХ ЧАСОВ)
­ А теперь мы с вами будем определять время по часам.
­ А кто из вас уже умеет определять время?

­ Молодцы.
В парах рассмотрите модели часов и расскажите об их устройстве….
­ Почему одна стрелка большая, а другая маленькая?
(большая минутная, маленькая­ часовая)
Часовая стрелка за час двигается от одного числа до другого (показ на
макете). А минутная от одной чёрточки до другой и это расстояние
называется МИНУТОЙ. Время, за которое она проходит весь круг называется
ЧАСОМ.
­ Сосчитайте, сколько чёрточек от одного числа до
другого? 5
­ А сколько всего таких чёрточек? 60
­ Сколько же в часе минут? 60
Давайте запишем это в своих тетрадях:
1 ч = 60 мин
Ребята, а какие часы есть у вас дома?
Сейчас, чаще всего, используются более современные
часы, без стрелок­ электронные (СЛАЙД)

­ А кто из вас назовёт главные часы нашей страны?
­ Где они находятся?
­ Где вы их могли видеть? (СЛАЙД)
Давайте встанем и послушаем бой кремлёвских курантов.
В) ИГРА «ЧТО ЗДЕСЬ НАПИСАНО?»
А теперь другое задание, на доске записаны примеры, каждому ряду нужно
решить примеры своего столбика и расшифровать слово:
1 ряд: 2 ряд: 3 ряд:
48­40= 86­80= 75­50=
2*5= 2*4= 2*2=

41­20= 20+15= 35+15=
58+10= 18:2= 12:2=
21­р,68­о,10­т,8­у 8­е,9­ь,6­д,35­н 50­ч,6­ь,25­н,4­о
­ Какое слово получилось у 1­го ряда? 2­го? 3­го?
­ Что означают эти слова? (части суток)
­ Какой ещё части не хватает? (вечера)
Молодцы, вы успешно справились и с этим заданием.
ФИЗМИНУТКА
Вы присядьте столько Раз ­ сколько времени на часах у нас (5 часов утра, а
как назовём вечернее время?)
Наклонились столько раз, сколько времени у нас (4 часа утра, а вечернее
время?)
Мы подпрыгнем столько раз,посмотрев, который час (7 часов, а вечернее
время?) Тихо сели.
Г) РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
А теперь закрепим изученный материал и поработаем с учебником на с.42
­ Прочитайте про себя новый материал
­ Сколько в сутках часов?
­ Когда начинаются сутки?
­ Сколько в часе минут?
А теперь определим время по часам, выполнив задание под номером 1
(устно)
Задание № 2­устно
­ Внимательно посмотрите на макеты часов в задании №3 и ответьте на
вопрос: «Который час?»
5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ТПО с.22 №1,2­ дорисовать на часах стрелки. Задание всем понятно?
5. ИТОГ УРОКА (СТОЯ)

­Перечислите единицы времени о которых мы говорили на уроке.
­Умеете ли вы ценить время?
Русский народ придумал много пословиц и поговорок о бережном отношении
ко времени. Какие пословицы знаете вы? (СЛАЙД)
Для многих из вас наш урок не прошёл даром.
Что нового для себя вы сегодня узнали?
О чём вы можете рассказать родителям, придя домой?
РЕЛАКСАЦИЯ
Закройте глаза… Поставьте перед собой две ладошки. В левую мысленно
положите те знания, с которыми вы пришли на урок. В правую­то, что нового
вы сегодня узнали…А теперь сложите ладони и скажите ДА!
Мы добавили в свой багаж новые знания.
Берегите время, не тратьте его напрасно. Заполняйте свои часы и минуты
добрыми делами. Урок окончен. Благодарю за работу (СЛАЙД).

Открытый урок математики во 2 классе.

УМК «Школа России».

.

Урок разработан учителем начальных классов

МБОУ «ЕСШ №7 им. О.Н.Мамченкова»

г. Елизово, Камчатского края

Шевченко Надеждой Георгиевной

Тема урока: ЧАС. МИНУТА.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели: познакомить с единицами измерения времени – час, минута; учить узнавать время по часам; показать важность ориентирования во времени как одно из средств самоконтроля; воспитывать бережное отношение ко времени; развитие УУД.

Предметные результаты: усвоить единицы измерения времени, решать обратные и составные задачи, выработать каллиграфическое написание цифр.

Метапредметные результаты:

    Регулятивные: анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Определить план выполнения заданий, следовать плану и алгоритму при выполнении заданий.

    Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке, воспринимать объяснения и инструкции учителя, планировать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, контролировать себя и партнера при работе в паре.

    Личностные: оценивать результаты выполненной работы, развивать внимание, вариативность мышления и творческие качества личности.

Ход урока:

    Орг.момент.

Я думаю, что урок будет интересным и познавательным. А для этого нужно быть очень внимательным и старательным.

Откройте тетради, запишите дату.

ІI. Актуализация знаний.

Начинаем урок с математической разминки.

Какие единицы измерения длины вы знаете?

Сколько см в 1 м? Сколько мм в 4 см? Сколько дм в 1 м? Сколько см в 2 дм?

Какое число надо прибавить к 8, чтобы получить 12?

Какое число надо вычесть из 15, чтобы осталось 6?

Прочтите числовой ряд. 12, 23, 34, 45, 53

Найдите «лишнее» число. Обоснуйте свой выбор.

Увеличьте каждое число на 1.

Уменьшите каждое число на 10.

III. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы откроем новое знание. Но вот беда. У меня перепутались все карточки со словами. Помогите расставить их на свои места. Кто может исправить у доски?

Делу - время, а потехе – час.

Молодцы! А как вы понимаете эту пословицу?

Отгадайте загадку: Что всегда идёт, а с места не сойдёт? (Время)

А кто уже знает какими единицами измеряют время?

Молодцы!

ІV. Целевая установка.

Так о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Давайте откроем учебник на стр.31 и прочтем тему урока и что узнаем, чему будем учиться.

V. Знакомство с новым материалом.

1) ( презентация) За период существования человечества было изобретено множество различных приборов для отсчета времени.

Сначала люди использовали «живой будильник» - петуха. Но время петух указывал точно только утром и вечером, а в остальное время как быть? На помощь люди позвали огонь. Были изобретены часы – «огонь». Женщины ухаживали за растениями и заметили, что некоторые цветы открываются и закрываются в определенное время. Так появились «цветочные часы».

Так же люди научились определять время по «солнечным часам». Время узнавали по длине и направлению тени, которую отбрасывала на циферблат обыкновенная палка.

В некоторых странах использовали «водяные часы». Время узнавали по количеству воды вылившейся из сосуда через небольшое отверстие.

Через некоторое время появились «песочные часы». Нам с вами они уже хорошо знакомы. Есть часы на 1 минуту, на 3 и 5 минут.

Механик из Голландии Христиан Гюйгенс изобрел первые маятниковые часы, самые точные.

В нашей стране мы сверяем время по главным часам страны – кремлевским курантам.

А у вас дома какие часы?

2) У меня в руках механические часы. Как же по ним определить время?

Отгадайте загадку:

Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом.

Коротышка только раз, та, что выше, каждый час. (Стрелки часов)

(Работа с макетами часов в парах).

Давайте рассмотрим часы. Они состоят из циферблата и стрелок. Маленькая стрелка – «часовая», проходит от цифры до цифры за 1 час. Большая стрелка – «минутная», проходит от черточки до черточки за 1 минуту.

Рассмотрите лежащий на парте макет часов. Посчитайте – сколько минут пройдёт минутная стрелка от цифры до цифры.

Сколько минут она пробежит от начала отсчета (число 12 или 0) до цифры 3; до цифры 6?

Сколько минут пройдет минутная стрелка за полный оборот, то есть за 1 час?

Сделаем вывод: 1 ч = 60 мин.

VІ. Физминутка.

VIІ. Закрепление изученного материала.

Готовы вы к испытаниям?

Определите время по часам. (презентация)

Работая в паре покажите на макетах часов путем передвижения стрелок: 4 ч, 6 ч 30 мин., 8 ч 15 мин., 2 ч 45 мин.

VIІI. Работа по учебнику.

А сейчас решим задачу, где используются единицы времени. Стр.31 №3.

Прочтите задачу самостоятельно.

О чем идет речь в задаче?

Что известно в задаче?

Что нужно узнать?

Запишите условие задачи кратко. (Ученик с комментированием у доски).

I п. – 30 мин.

ІI п. - ?, на 10 мин. меньше

Самостоятельно запишите решение задачи. (Проверка – ученик у доски)

Замените вопрос задачи так, чтобы её нельзя было решить одним действием.

Запишите решение задачи. Сколько действий запишите? (Проверка по образцу на карточках)

ІX. Самостоятельная работаю

А сейчас посмотрим, сколько примеров вы сможете решить за 1 минуту. У вас на столе карточки с примерами. По моей команде начинаете считать до команды «стоп».

60 + 8 7 + 7

68 – 8 14 – 4

60 – 10 6 + 8

40 + 20 14 – 8

70 – 50 18 – 7

90 – 10 19 – 8

100 – 10 17 – 9

55 + 5 14 – 6

(Подведение результатов – кто решил больше примеров, верность решения – взаимопроверка).

Минута – это совсем не маленькая единица измерения времени, если её использовать разумно, с пользой.

Я думаю, что вам будет интересно узнать, что можно сделать за 1 минуту. За 1 минуту в нашей стране выпускают: 1 трактор, 4 автомобиля, 12 телевизоров, 1500 пар обуви.

X. Подведение итогов.

Какую роль в жизни человека выполняют часы?

Какие затруднения возникали по ходу урока? Удалось ли справиться с трудностями?

Самооценка учебной деятельности

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Кто доволен своей работой?

Кто считает, что лучше мог поработать? Укажите на «лесенке знаний» как сегодня продвинулись в своих знаниях.

Мы так много сегодня узнали, потрудились, пришло время отдохнуть. Прочтите хором пословицу, с которой начали урок.

Делу – время, а потехе – час.

Всем спасибо за работу.

Тема урока: Час. Минута.

Цели урока: научить измерять время с точностью до часа и минуты; установить связь между минутой и часом; развивать умение решать простые задачи на определение продолжительности события; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умение работать коллективно и самостоятельно; развивать познавательный интерес к предмету; воспитывать желание ценить и беречь время.

Ход урока

I .Организационный момент. Создание ситуации успеха.

Какое у вас настроение? На что оно похоже на ласковое солнышко или сердитую тучку?

Мне очень хочется, чтобы на протяжении всего урока у вас было хорошее настроение.

Каким же будет наш урок? Давайте прочитаем вместе. (цепочкой)

интересным

познавательным

полезным

И… необычным, потому что сегодня у нас урок-исследование. Ровно на 45 минут вы превратитесь в маленьких исследователей.

Какими же сегодня вы должны быть? (внимательными, старательными, активными, наблюдательными)

И я уверена, что у вас всё получится, ведь у каждого для успеха есть (давайте проверим):

    глаза, чтобы видеть (ученики выполняют гимнастику для глаз);

    уши, чтобы слышать (делают массаж ушей);

    руки, чтобы исследовать (трут ладони);

    голова, чтобы думать (гладят себя по голове);

    и главное, у нас есть сердце, чтобы чувствовать!

II . Проверка домашнего задания.

И начнём мы наше исследование с проверки домашнего задания. (стр. 103 №9)

40+5=45 57+3=60 64-3=61

20+7=27 63+7=70 79-1=78

50+4=54 34+6=40 85-4=81

Назовите числовое выражение с наибольшим значением. 85-4=81

Прочитайте выражения, у которых второе слагаемое равно 7.

Назовите выражения, значение которых чётное число.

50+4=54 57+3= 60 63+7=70 34+6=40 79-1=78

Назовите все круглые числа, которые встретились в домашнем задании. 40, 20, 50, 60, 70.

Какое из них является суммой двух других? 60 это 40+20

Молодцы!

Исследование домашнего задания прошло успешно, и я приглашаю вас в школу юных исследователей.

III . Устный счёт.

- Назовите в каждом ряду лишнее число.

2, 4, 5, 27 , 7, 8. (Оно двухзначное)

16, 17, 8 , 23, 45, 50. (Это число однозначное, а все остальные…)

20, 30, 40, 50, 65 , 70. (Оно некруглое, нечётное)

14 , 27, 39, 41, 85, 93. (Это число чётное, а все остальные нечётн.)

11, 33, 44, 52 , 66, 77. (В этом числе не совпадает количество единиц первого и второго разряда)

27, 8, 65, 14, 52.

Дополните эти числа до ближайшего круглого числа.

27+3=30 8+2=10 65+5=70 14+6=20 52+8=60

27м, 8дм, 65кг, 18ч, 52мин

Во что превратились наши числа? (В величины)

Назовите их.

Чем отличаются величины от других чисел? В чём заключается их особенность? (Величины можно измерить)

Найдите среди них единицы измерения длины. (27м, 8дм)

Какие ещё знаете единицы измерения длины? (километр, сантиметр, миллиметр)

Найдите единицы измерения массы. (65кг)

Какие ещё знаете единицы измерения массы? (грамм, тонна)

IV . Сообщение темы и целей урока.

Посмотрите внимательно на оставшиеся неназванные величины и попробуйте отгадать, что же мы будем исследовать.

Сегодня на уроке мы будем исследовать время и единицы его измерения.

Запишите её.

Какой сегодня день недели?

Какой он по счёту?

Какой день недели предшествует четвергу?

Какой наступает после него?

Сколько всего дней в неделе? Назовите их по порядку.

Сколько дней может быть в месяце?

А месяцев в году?

А что же такое время? Сложно ответить. Не огорчайтесь, на этот вопрос ещё никому не удавалось ответить. Время – это вечная загадка для человека.

Можно ли время остановить? (нет)

А потерять? (Да)

А чтобы мы сегодня не потерялись во времени и не тратили его даром, проводить исследование нам помогут …часы.

(рисунок часов на доске)

V . Объяснение нового материала.

а) Сказка « Как появились часы»

Только часы эти необычные. Вот какую историю они мне рассказали.

Это случилось в далёкой волшебной стране Времени. Правил этой страной честный и справедливый король и жили в ней добрые и трудолюбивые люди. Наблюдая за сменой дня и ночи, за движением солнца и луны, люди стали делить год на месяцы, месяцы на дни, а дни на часы. Но как отсчитывать время?

Первыми устройствами для этого были

Солнечные часы

Всех часов предки.

Сейчас они редки.

Циферблат на земле лежит,

А по нему солнышко бежит!

Они бывали на площадях

На лужайке, в саду –

У солнышка на виду.

Утром, когда солнышко вставало, место тени отмечали чёрточкой. Считалось, что час прошёл, когда тень проходила от одной отметки до другой.

Но такие часы были удобны лишь в солнечную погоду. А ночью и в пасмурную - они не работали.

И люди решили изобрести такие часы, которые показывали бы время в любую погоду. Шли годы, часы появились иные.

Клепсидрою звались часы водяные.

Водяные часы – это сосуд, из которого через дырочку постоянно вытекает вода. Дырочка таких размеров, что вся вода из одного сосуда в другой переливается ровно за 1 час. Эти часы показывали время и днём и ночью. Не забывай только воды подливать.

Но и они были неудобны. И вот часовой мастер, живший в стране Времени, придумал новые часы.

Песочные часы – точные.

В них песчинки текут –

Секунды бегут.

Как песчинки собрались,

Холмиком улеглись

В колбочке из стекла,

Так и минутка истекла.

Но и эти часы жителям страны Времени не понравились.

Правильно, их всё время надо было переворачивать.

Долго трудились люди, искали и, наконец, создали первые механические часы с одной часовой стрелкой. Но жители волшебной страны почему-то продолжали опаздывать. Догадался часовой мастер о несовершенстве этого изобретения и соорудил на королевской башне новые часы, с двумя стрелками – минутной и часовой.

Кто не слышал, как бьют на королевской башне

Часы-гиганты, времени точные гаранты?

Работа у этих часов славная,

А в королевстве они главные.

Слава об этих часах разнеслась по всем сказочным королевствам. И с тех пор в каждом городе, на главной площади, на самом высоком здании устанавливают башенные часы.

Как вы думаете для чего? (Чтобы горожане никуда не опаздывали)

А у нас в городе есть такие часы? Где?

На площади Ленина на здании Иезуитского коллегиума и на колокольне Свято-Фёдоровского собора. Часы на колокольне – это часы с боем. Они отбивают каждые полчаса.

А это здание вам знакомо? Это здание железнодорожного вокзала. - И такие часы называются уличные часы.

Добрые жители волшебной страны приготовили для вас подарок.

Что это может быть?

(дежурные раздают часы)

б) Практическая работа

Чтобы всегда и везде успевать часов устройство нужно знать. Внутри часов спрятан сложный механизм. Он работает, и часы отсчитывают время. Время можно увидеть на циферблате. Его показывают две помощницы.

Что это за помощницы? (стрелки)

Как называется маленькая стрелка? (часовая)

А большая? (минутная)

Какое время показывают наши волшебные часы? (1 час)

Установите это же время на своих моделях часов.

Покажите на своих часах 2 часа, 3 часа.

Какая стрелка меняла положение? (часовая)

Как изменилось положение часовой стрелки за один час? (Она перешла от одной большой чёрточки к другой)

Для какой стрелки приготовлены маленькие чёрточки? (минутной)

Если минутная стрелка передвинулась от одного маленького деления к другому, что это будет обозначать? (прошла одна минута)

Если минутная стрелка передвинулась на два деления? (прошло 2 минуты)

На 5 делений? (прошло 5 минут)

(Считаем хором)

Большая минутная стрелка сделала полный оборот и вернулась в начальное положение. А маленькая стрелка потихоньку перешла од цифры 3 к цифре 4 . Что это значит? (Прошёл один час)

А минут, сколько прошло? (60)

Значит, 1час это сколько минут?

1час=60 минут

Запишите наше открытие.

VI . Закрепление изученного материала.

а) упражнения в определении времени.

Определите, какое время показывают часы?

6ч 15мин, 2ч 30мин, 4ч 50мин, 8ч 05мин, 6ч 55мин

Как называются такие часы? (электронные)

Определите, какое время они показывают?

07:05 08:15 10:30 11:45

Покажите это время на своих моделях часов.

Это же время можно назвать по-другому: пять минут восьмого.

Какое время показывают следующие часы?

Как по-другому можно сказать? (15 минут девятого)

Покажите это время на своих моделях.

Какое время показывают эти часы? Как ещё можно сказать?

(половина одиннадцатого, без 15 двенадцать)

Какое время покажут эти часы через 10 минут? Запишите.

(все в тетрадках, один у доски)

Молодцы, вы научились определять и называть время. И помогли нам в этом жители волшебной страны Времени.

А вы хотели бы узнать, как они живут сейчас?

б) решение задач на нахождение времени.

Сегодня в 6 часов утра (покажите это время) в стране Времени начался снег и длился 3 часа 15 минут. Какое время покажут часы, когда снег закончится? (9ч 15 минут)

Какую стрелку нужно передвинуть, чтобы прибавить 3 часа?

Передвиньте.

Что ещё осталось добавить? (15 минут)

Какая стрелка будет работать? (минутная)

Так во сколько закончится снег?

Какое время показывают теперь часы? (9ч 15минут)

Как можно сказать по-другому?

Самый главный и старый волшебник начал произносить заклинание в 8часов 15минут (покажите это время). И продолжал 40 минут. Во сколько должно было произойти волшебство, если бы он не перепутал слова. (8ч 55мин)

У всех исследователей есть технические перерывы, давайте и мы отдохнём.

Физкультминутка

б) Составление и решение задачи по краткому условию.

А где же, по-вашему, делают часы?

Как называется такой завод?

Как вы думаете, у нас в городе есть такой завод?

Есть, называется он «Камертон» и выпускает часы и другие точные приборы.

Ну а сейчас мы отправимся на минский часовой завод луч и изучим его ассортимент.

Для взрослых – 50 часов

Для детей - ?, на 30 часов меньше

Составьте задачу о часовом заводе по краткому условию.

Часовой завод отправил в магазин 50 часов для взрослых, а для детей на 30 часов меньше. Сколько всего часов отправил завод в магазин?

Что известно в задаче?

Что нужно узнать?

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Можем ли мы узнать, сколько моделей для детей?

Каким действием?

Если мы будем знать, сколько моделей для детей и сколько для взрослых, сможем узнать, сколько всего?

Каким действием?

Ответили мы на вопрос задачи?

Во сколько действий мы решили задачу?

Что узнали первым действием?

Назовите пояснение к первому действию.

Что узнали вторым действием?

Назовите пояснение.

Запишите решение.

Назовите ответ задачи.

в) стр. 94 №4 С.р.

Может ли часы сделать садовник?

Как называются такие часы?

А такие выражения?

Назовите цветы.

Вставьте пропущенные числа в эти числовые выражения, и вы узнаете, в какое время просыпаются эти цветы.

72+ * =77 5ч – одуванчик 8ч – анютины глазки

41+ * =49 6ч – мак 9ч – фиалка

60+ * =70 7ч – тюльпан 10ч - незабудки

Проведите это исследование самостоятельно.

В какое время раскрывается одуванчик? Анютины глазки?

VII . Подведение итогов. Рефлексия.

Что же мы сегодня исследовали?

Какое открытие сделали?

Назовите единицы измерения времени, начиная с наибольшей.

Век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда

Понравился ли вам урок? Чем?

Если урок вам понравился, и вы остались довольны своей работой, расположите стрелки часов так, чтобы они были похожи на улыбку. (Показываю на волшебных часах)

А если нет – опустите их вниз.

Покажите.

Я тоже довольна уроком, потому что вы сегодня работали как часы.

VIII . Домашнее задание .

Стр. 95 № 9

Придумайте и нарисуйте свои часы.