• Размер: 661 Кб
  • Количество слайдов: 19

Описание презентации Презентация razvitie lichnosti i ee zhiznennyy put по слайдам

Тема 10: Развитие личности и её жизненный путь План: 1. Процесс развития личности 2. Основные теории развития личности 3. Периодизация развития личности Э. Эриксона 4. Кризисы возрастного развития

Литература 1. Абрамова Г. С. Общая психология. – М. , 2004. 2. Введение в психологию (под ред. Петровского А. В.) — М, 1996. 3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М. , 1996. 4. Годфруа Ж. Что такое психология, т. 1. — М, 1992 5. Немов Р. С. Психология, т. 1 – М. , 1995. 6. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов–на-Дону, 1997.

Развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социально-культурную среду (или социализация) Стадии: 1. адаптация: усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности 2. индивидуализация: поиск средств и способов для проявления своей индивидуальности, для самовыражения 3. интеграция – взаимное приспособление личности и группы: личность сохраняет те индивидуальные черты, которые необходимы для группового развития и собственной потребности осуществить вклад в жизнь группы, а группа в какой-то мере изменяет свои групповые нормы, восприняв у личности те черты, которые признаются группой как значимые для её развития

Теории развития личности Бихевиоризм Личность — совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Человек — реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия и поведение Джон Уотсон (1878 -1958)

Теории развития личности Психоанализ Человеческая психология обусловлена бессознательными силами – влечениями, инстинктами. Развитие личности – история борьбы влечений человека с запретами, диктуемыми его совестью Зигмунд Фрейд (1856 -1939)

Психосексуальная теория развития (З. Фрейд) На каждой стадии развития существует чувствительный участок тела, связанный с получением удовольствия(эрогенная зона). Главным фактором развития является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной зоны к другой в течение жизни человека. Фиксация – остановка в развитии. Стадии развития: 1. Оральная (0 -18 мес.) Закладываются основные установки зависимости-независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Из Оно формируется Я. 2. Анальная (18 мес. -3 года). Формируются зачатки самоконтроля и саморегуляции. Формируется Сверх-Я. 3. Фаллическая (3 -6 лет). Эдипов комплекс и комплекс Электры. Разделение Я и Сверх-Я. 4. Латентный период (6 -7 лет – подр. возраст). Подготовка к взрослению, снижение сексуальной потребности, сублимация. Накопление психических сил в Сверх-Я. 5. Генитальная стадия (от зрелости до смерти). Окончательное формирование структуры личности. Генитальный характер – это зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях человек.

Гештальтпсихология Возникла в начале XX века в Германии. Основатели- М. Вертгеймер (1880 -1943), К. Коффка (1886 -1967), В. Кёлер (1887 -1967). «Гештальт» (нем.)- форма, образ, структура. Человек мыслит и воспринимает мир как совокупность образов. Психика должна изучаться с точки зрения целостных структур-гештальтов. К. Левин: поведение и развитие человека- функция его жизненного пространства, которое включает в себя личность и её психологическое окружение. Курт Левин (1890 -1947)

Молитва гештальт-терапевта (Ф. Перлз) Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты живешь в этот мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты это ты, а я это я. И если нам случится найти друга - это прекрасно. Если нет, этому нельзя помочь.

Теории развития личности Теория социального научения Блок «самоэффективность личности» — когнитивный конструкт «могу – не могу» Условия, способствующие самоэффективности: Прошлый опыт («Если раньше мог, то и сейчас смогу») Самоинструкция («Я смогу это сделать!»); Повышенное эмоциональное настроение Наблюдение, моделирование, подражание («Если другие могут, то и я смогу!») Альберт Бандура (1925 -1988)

Теории развития личности Когнитивная психология Дж. Брунер: познание носит прежде всего чувственный и двигательный характер: ничто не может быть включено в мысль, не пройдя вначале через чувства и двигательную активность человека. Сенсомоторное отражение действительности в детские годы является решающим Джером Брунер (р. 1915)

Теории развития личности Когнитивная психология Ф. Зимбардо: большая часть форм антисоциального поведения может быть объяснена с помощью ситуационных факторов, а не особенностями характера. Даже «хорошие» люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах Филип Зимбардо (р. 1933)

Теории развития личности Когнитивная психология А. Эллис: неправильное поведение человека вызвано прежде всего иррациональными мыслями, возникающими в определённых ситуациях. Модификация мыслей приводит к изменению поведения и переживаний. Зрелая личность – та, которая способна управлять собой, управляя своими мыслями Альберт Эллис (1913 -2007)

Теории развития личности Когнитивная психология А. Бек: феномен «автоматических мыслей» , которые перерабатывают текущую информацию. Они непроизвольны, быстротечны, бессознательны и непосредственно ведут к эмоциональным и поведенческим реакциям Аарон Бек (р. 1921)

Теории развития личности Гуманистическая психология Согласно А. Маслоу (1908 -1970), самоактуализирующаяся личность – здоровая, гармоничная личность, которая стремится к самоактуализации Особенности самоактуализирующихся личностей: Полное принятие реальности и комфортное отношение к ней Принятие других и себя Профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на решение проблемы Автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений Способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям, искреннее желание помочь Постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту, новым переживаниям («детскость» восприятия) Частые переживания «пиковых» чувств, экстаза Спонтанность, естественность поведения Глубокие межличностные отношения

Теории развития личности Гуманистическая психология Согласно К. Роджерсу: поведение человека можно понять только на основе его субъективного восприятия и познания действительности люди способны сами определять свою судьбу, они ответственны за то, что они собой представляют люди в своей основе добры и обладают стремлением совершенству, движутся в направлении автономности, зрелости, реализуя личностный потенциал Карл Роджерс (1902 -1987)

Теории развития личности Гуманистическая психология Г. Оллпорт Личность – это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для неё поведение и мышление. Вводит термин проприум – позитивное, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Психологически зрелый человек имеет способен к тёплым сердечным социальным отношениям, характеризуется реалистичным восприятием, опытом и притязаниями, демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора, обладает цельной жизненной философией Гордон Оллпорт (1897 -1967)

Периодизация развития личности Э. Эриксона Развитие личности — закономерная смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира, отношений и поведения человека, вследствие чего он как личность приобретает новообразования, характерные именно для данного периода развития. Каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена для дальнейшего беспрепятственного процесса развития. Развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта) Эриксон (1902 -1994)

Кризис – переход к новому качественно специфическому этапу развития. В этот период человек должен решить задачи возраста и приобрести определённые новообразования Кризисы зрелой личности: Кризис 30 лет. Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, оказываются не совсем верными. Идёт переоценка ценностей. Задача – найти своё место в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя масштаб своей личности с новыми перспективами и ограничениями, которые человек увидел только теперь. Кризис 40 лет. Происходит осознание утраты молодости. Человек начинает ощущать расхождение между мечтами, жизненными планами и ходом их реализации. С возрастом прибывает мастерство, возникают интересные замыслы, но столь же стремительно убывают силы, ухудшается здоровье, утрачивается привлекательность. Для данного периода характерен «кризис идентичности» – потеря чувства нового, ощущение отставания от жизни, понижение уровня профессионализма. Разрешается через передачу жизненного опыта, поиск учеников, продолжателей своего дела. Кризис 50 – 55 лет. Ухудшение здоровья настраивает человека на лад «философского осмысления» жизни. Переоценка своего жизненного пути с позиции накопленного опыта. Личность впервые испытывает состояние остановки. Жизнь предстаёт перед ней в форме законченного образа, который подлежит созерцанию. Подведение итогов жизни. Смерть как критическое событие в жизни человека.

Презентация по обществознанию "Человек и его деятельность" предназначена для учителей и учащихся 6 класса (УМК Л.Н. Боголюбова), академический учебник, ФГОС-2 . Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 6 класс" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Человек и его деятельность. Урок-презентация по обществознанию, 6 класс, ФГОС-2»

Обществознание, 6 класс

Урок № 6-7

Человек и его деятельность

Д.З.: § 3, ?? (с.31), задания (с.31-33)

© А.И. Колмаков


Цели урока

1. Содействовать формированию представления учащихся о деятельности человека, её основных видах.

2. Раскрыть связь между деятельностью и формированием личности.

3. Совершенствовать умения описывать изучаемые понятия с опорой на личный опыт.

4. Воспитывать осознанную мотивацию и самооенку собственной деятельности .


Знать и уметь

  • Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды.
  • Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности.
  • Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности.
  • Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности

Понятия, термины

  • биологическое в человеке;
  • социальное в человеке;
  • личность;
  • виды деятельности (игра, учение, труд);
  • общение;
  • индивид;
  • индивидуальность;
  • карьера

Изучение нового материала

  • Мотивы деятельности.

Актуализация проблемы

  • Вспомни! Что такое труд? Чем труд человека отличается от труда пчёл или муравьёв? Как в труде проявляются способности человека?

Обсудим вместе!

Народная мудрость гласит: «Смотри дерево в плодах, а человека в делах». Как ты понимаешь это выражение?


Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение).

Деятельность способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание – изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того чего нет в природе.

Чтобы добиться результата человек должен проявить:

  • Разум;
  • Волю
  • Целеустремленность
  • Организованность
  • Умение преодолевать трудности

Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение).

  • Сравни картинки и сделай вывод: в чём отличие занятий насекомых, животных и человека? Какие качества присущи только человеку?

Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение).

«Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». (китайская поговорка)

«Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». (Демоктрит, древнегреческий философ)


Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение).

общение

труд

учение

  • Определи: какие цели необходимо ставить в каждом виде деятельности? Объясни, почему?

игра


Мотивы деятельности

деятельность

Действия относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчинённые общему замыслу

Мотивы – то, что побуждает человека к деятельности

Цели –то, на что направлена непосредственно деятельность

Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?- спросила Алиса

А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.

Мне все равно… - сказала Алиса.

Тогда все равно, куда и идти,- заметил Кот.

Л. Кэрролл



Путешествие в прошлое , с. 29

Пётр I стал царём в 10 лет. Сначала ему было не до великих дел: играл в кораблики, солдатиков, постепенно переходя от оловянных к настоящим. (военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово представил в своей работе художник Х I Х века А.Д. Кившенко). Со временем из так называемых потешных были созданы Преображенский и Семёновский полки, военные потехи стали началом военных учений. Увлечение корабликами на Плещеевском озере привело к началу кораблестроения. От игры Пётр I шёл к великим делам.


Картинная галерея ( учебник, с.30 )

Перов В. Г.

(1833/34-1982).

Тройка . Ученики мастеровых везут воду.

1866 г. ГТГ



Проверь себя

  • Объясни значение слова «деятельность»?
  • Почему считают, что только человек может заниматься деятельностью?
  • Какие виды деятельности называют основными? Почему?
  • Какова связь между деятельностью и качествами человека?
  • Что является условиями успешной деятельности?

6.* Выполни проект «Советы самому себе: как усовершенствовать свою учебную деятельность».


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Примени знания!


Примени знания!

Разгадай кроссворд!


Примени знания!

Укажи в пределах 3-4 других вариантов пословиц о труде.


Примени знания!


Примени знания!


Примени знания!


Примени знания!

  • Какие изменения в твоих знаниях, умениях, навыках произошли после работы с § 3?
  • Чему научился?
  • Что помогло достичь результата?
  • Что, по-твоему, из изученного следует помнить всегда?
  • Какие трудности встретились? Что помогло их преодолеть?

  • Рабочие программы «Обществознание. Предметная линия учебников Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы». М: «Просвещение», 2011 г.
  • Учебник. Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.
  • Рабочая тетрадь. Обществознание. 6 класс. Иванова Л. Ф., Хотеенкова Я. В.
  • Поурочные разработки. Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др.
  • Смелкова Т. В. Учитель МАОУ гимназия №6

личность:

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон). Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев). Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский). Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов). Личность есть формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Презентацию на тему "Возрастные особенности развития личности" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Психология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 20 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

ТЕМА 2. Возрастные особенности развития личности Лекция 1.2. Процесс развития личности. Вопросы

1.Развитие личности как педагогическая проблема. Сущность социализации и ее стадии. 2. Воспитание и формирование личности. 3. Роль обучения в развитии личности. 4. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности 5. Возрастная периодизация объектов педагогической деятельности. 6. Личностные характеристики, особенности познавательной деятельности молодежи старшего школьного возраста.

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное

Личность представляется сугубо природным существом, все поведение человека объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он "надевает маску" или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности

Считается, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

БИОСОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Слайд 3

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.)

ЧЕЛОВЕК БИО ПСИХО СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО

Слайд 4

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЛИЧНОСТИ

Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Слайд 5

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ-ПРОТИВОРЕЧИЯ

противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения

противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности

противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности

ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Слайд 6

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ = СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Понятие адаптации, являясь одним их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации

С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам

Слайд 7

СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д

Трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека

Послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи прекращением трудовой деятельности.

Слайд 8

УРОВЕНЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения

Слайд 9

А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах; мезофакторы (мезо - "средний, промежуточный") - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.); микрофакторы - к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др.

ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Анатолий Викторович Мудрик - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ.

Слайд 10

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - ВОСПИТАНИЕ

Воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Слайд 11

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Л. С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый - уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно. Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л. С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.

Л.С.Выготский (1896-1934)

Слайд 12

ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек

Слайд 17

Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фантазию. Напротив, для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. «Открытие» своего внутреннего мира - важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие - самая распространенная форма юношеской самокритики. Для юношеского возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я».

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Слайд 18

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ

Характерная черта ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, а с другой стороны - это результат конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности. Профессиональные планы старшеклассников зачастую недостаточно конкретны. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение квартиры, машины и т. д.), старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления.

Слайд 19

В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой - в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей. Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, - это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте.

ОСОБАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ

Слайд 20

Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации, позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общении. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ЛИЧНОСТЬ. Структура и сущностные характеристики. Елисеева Марианна Николаевна учитель МХК ГБОУ школы № 460 г. Москвы

    Что такое личность: Личность - человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. «Атлас по психологии» Личность - деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. А.Г.Ковалев Личность - это динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, определяющее его уникальное поведение и мышление. Г.Олпорт Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо. В.А.Крутецкий

    «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» . А.Г.Асмолов ЧЕЛОВЕК ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕК ИНДИВИД ЛИЧНОСТЬ

    Человек - это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Человек как биологический вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками которой являются: прямохождение высокоразвитый мозг наличие рук, приспособленных к труду

    наделен сознанием способен трудиться обладает речью ЧЕЛОВЕК как биологическое существо: познает окружающий мир активно изменяет, преобразовывает мир

    ЧЕЛОВЕК как общественное существо: самосознание сознание как общественный продукт общественная жизнь и труд соотнесение своих желаний с внешними обстоятельствами

    Личностью не рождаются, личностью становятся

    Психологические характеристики личности: Устойчивость свойств личности: при всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности отчетливо выступает относительное постоянство ее склада. Активность личности: выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание). Единство личности: тесная связь и взаимозависимость психических процессов и психических свойств личности.

    Личность - очень сложное целое 1. Направленность личности - система ее отношений к окружающему миру: мотивы(причины) поведения личности, потребности, чувства, интересы. 2. Возможности личности - психологические предпосылки успешности ее деятельности (способности). 3. Стиль, психологические особенности поведения личности - темперамент и характер. С Т О Р О Н Ы

    Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые он включается своей духовностью: - отношения, складывающиеся в процессе производства и потребления материальных благ; - политические отношения; - идеологические отношения

    психология педагогика социология Личность как продукт общественного развития, изучается философия медицина этика

    ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ № теория основатель особенности 1. Классический психоанализ Зигмунд Фрейд Модель личности строится на поляризации двух начал - бессознательных величин и норм, правил, законов общества. 2. Аналитическая теория Карл Густав Юнг Структура личности как индивидуальное своеобразие, соотношение отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного 3. Гуманистическая Карл Рэнсом Роджерс, Абрахам Маслоу Анализ двух состояний -«я» реальный и «я» идеальный. Изучение человеческого в человеке. 4. Когнитивная Джордж Келли Главная функция человеческой психики - исследование реальности в целях прогнозирования будущего и контроля за поведением. 5. Деятельностная С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская Личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. 6. Развитие личности Р.С.Немов, В.А. Мудрик, А.Г.Асмолов Факторы, влияющие на развитие личности. Процесс социализации в становлении личности.

    З.Фрейд создал первую развернутую теорию личности, основанную на двух предпосылках. Генетическая предпосылка раскрывает роль переживаний раннего детства в формировании взрослой личности. Именно в этом возрасте закладывается основной фундамент личности. Вторая предпосылка состоит в допущении, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо). Решающую роль в формировании личности он придавал первым пяти годам. В последующие периоды развития динамика более или менее стабилизируется. В подростковом возрасте динамика вновь усиливается, а затем – по мере перехода к взрослости - спадает. Фрейд, Зигмунд (1856.05.06 – 1939.09.23) – австрийский психолог, психиатр и невропатолог, основоположник психоанализа.

    К.Г. Юнг рассматривает личность как чрезвычайно сложную структуру, в которую входит огромное число возможных архетипов и комплексов, отношения между которыми сложны и запутаны. В качестве движущей силы развития личности К.Г. Юнг называет психическую (жизненную) энергию организма как биологической системы, которая, как и вся витальная энергия, возникает из метаболических телесных процессов. Психическая энергия рассматривается им как гипотетический конструкт, который нельзя измерить или увидеть. Она проявляется в форме актуальных (желание, воля, чувство, стремление) или потенциальных (склонность, тенденция, установка, предрасположенность) сил. Карл Густав Юнг (26.07.1875 - 6.06.1961) - швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии

    Фундаментальным компонентом структуры личности считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. «Индивидуум имеет в себе способность понять факторы своей жизни, которые приносят ему несчастья и боль, и реорганизовать себя таким образом, чтобы преодолеть эти факторы» . Позиция ученого: Когда я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям, они заботятся сами о себе. Когда я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям, они сами ведут себя правильно. Если я удерживаюсь от проповедования людям, они сами улучшают себя. Если я ничего не навязываю людям, они становятся собой. Лао Дзы Карл Рэнсом Роджерс (Rogers, Carl, 1902-1987) - американский психолог и педагог.

    Согласно А.Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней как в основании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей природы. А́брахам Масло́у (Авраам Масло́в) 1 апреля 1908, Нью-Йорк - 8 июня 1970) - видный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

    ПИРАМИДА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ

    Когнитивная психология строится на положении о решающей роли знания, когнитивных структур и схем в протекании психических процессов и поведении человека. В концепции Келли подчеркивается характер восприятия человеком действующих на него стимулов, пути истолкования и преобразования этих стимулов в отношении к уже существующим структурам и особенностям поведения индивида, связанным с такими интерпретациями и трансформациями. Дж. Келли попытался исследовать как формальные, так и содержательные характеристики познания. Ядро личности представлено системой конструктов. Понятие личностного конструкта (как средство логической организации опыта) вводится самим Келли. Джордж Александр Келли (George Alexander Kelly) (28 апреля, 1905 - 6 марта, 1967) - американский психолог, автор теории личностных конструктов.

    Абульханова-Славская Ксения Александровна (29.06.1932) - психолог и философ; кандидат педагогических наук (по психологии), доктор философских наук, профессор. «Жизнь могуча, бесконечно разнообразна и чревата всем добрым и злым. И у человека, в конечном счете, одно дело в жизни: самому вносить в нее, сколько только может он, красоты и добра». С.Л.Рубинштейн Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 - 1960) - выдающийся психолог и философ - открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии. В XX столетии именно он стал основоположником наиболее глубоко разработанной философско-психологической теории деятельности.

    СТРУКТУРА личности (по С.Л.Рубинштейну): НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ ИНДИВИДУАЛЬНО- ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрении. Проявляются в темпераменте, характере, способностях Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.

    Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок. Л.Н.Толстой Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста. Альберт Эйнштейн