Всё, окружающее нас, - воздух, вода, земля, растения и животные - это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа - это человек, животные, растительный мир, микроорганизмы. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться. Неживая природа - это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Они могут не изменяться и оставаться в одном и том же состоянии многие тысячелетия. Связи живой и неживой природы существуют. Все они взаимодействуют друг с другом. Ниже схема живой и неживой природы, о которых и пойдет разговор в этой статье.

Взаимосвязь на примере растений

Наш окружающий мир, живая, неживая природа не могут существовать по отдельности друг от друга. Например, растения относятся к объектам живой природы и не могут выживать без солнечного света и воздуха, так как именно из воздуха растения получают для своего существования углекислый газ. Как известно, он в растениях запускает процессы питания. Получают питательные вещества растения из воды, а ветер помогает им размножаться, разнося их семена по земле.

Взаимосвязь на примере животных

Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды. Например, белка питается орехами, которые растут на дереве. Она может дышать воздухом, она пьет воду и так же, как растения, не может существовать без солнечного тепла и света.

Наглядная схема живой и неживой природы и их взаимосвязь приведены ниже.

Появление неживой природы

На Земле изначально появилась неживая природа. Объекты, относящиеся ней, - это Солнце, Луна, вода, земля, воздух, горы. Со временем горы превратились в почву, а солнечное тепло и энергия позволили первым микробам и микроорганизмам появиться и размножаться сначала в воде, а затем и на земле. На суше они учились жить, дышать, питаться и размножаться.

Свойства неживой природы

Неживая природа появилась вначале, и ее объекты являются первичными.

Свойства, которые характерны для объектов неживой природы:

  1. Они могут находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом состоянии они устойчивы к воздействиям окружающей среды и крепки по своей форме. Например, это земля, камень, гора, лед, песок. В жидком состоянии они могут находиться в неопределенной форме: туман, вода, облако, нефть, капли. Объекты в газообразном состоянии - это воздух и пар.
  2. Представители неживой природы не питаются, не дышат и не могут размножаться. Они могут менять свой размер, уменьшать или увеличивать его, но при условии, что это происходит при помощи материала из внешней среды. Например, кристалл льда может увеличиться в размере за счет присоединения к нему других кристаллов. Камни могут терять свои частицы и уменьшаться в размерах под воздействием ветров.
  3. Неживые объекты не могут рождаться, а соответственно, и умирать. Они появляются и никуда уже не исчезают. Например, горы не могут никуда пропасть. Несомненно, что некоторые объекты способны переходить из одного своего состояния в другое, но не могут умереть. Например, вода. Она способна находиться в трех разных состояниях: в твердом (лед), жидком (вода) и в газообразном (пар), но она так и остается существовать.
  4. Неживые объекты не могут передвигаться самостоятельно, а только при помощи внешних факторов окружающей среды.

Отличия неживой природы от живой

Отличием от живых организмов, признаком неживой природы является то, что они не могут воспроизводить потомство. Но, появляясь в мире однажды, неживые объекты никогда не исчезают и не умирают - кроме случаев, когда под влиянием времени они переходят в другое состояние. Так, камни через какое-то количество времени вполне могут превратиться в пыль, но, изменяя свой вид и свое состояние и даже распадаясь, своего существования не прекращают.

Появление живых организмов

Возникли сразу же после появления объектов живой природы. Ведь природа и объекты живой природы смогли появиться только при определенных благоприятных условиях внешней среды и непосредственно при особом взаимодействии с объектами неживой природы - с водой, с почвой, с воздухом и Солнцем и их сочетанием. Взаимосвязь живой и неживой природы неразрывна.

Жизненный цикл

Все представители живой природы проживают свой цикл жизни.

  1. Живой организм может питаться и дышать. Связи живой и неживой природы, конечно же, присутствуют. Так, живые организмы способны существовать, дышать и питаться при помощи объектов природы неживой.
  2. Живые существа и растения могут рождаться и развиваться. Например, растение появляется из маленького семени. Животное или человек появляется и развивается из эмбриона.
  3. Все живые организмы имеют способность размножаться. В отличие от гор, растения или животные могут бесконечно сменять жизненные циклы и смену поколений.
  4. Жизненный цикл любого живого существа всегда заканчивается смертью, то есть они переходят в другое состояние и становятся объектами неживой природы. Пример: листья растений или деревьев уже не растут, не дышат и им не нужен воздух. Труп животного в земле предается разложению, его составляющие становятся частью земли, минералами и химическими элементами почвы и воды.

Объекты живой природы

Объектами живой природы являются:

К объектам неживой природы относятся:

  • камни;
  • водоемы;
  • звезды и небесные светила;
  • земля;
  • горы;
  • воздух, ветер;
  • химические элементы;
  • почва.

Связи живой и неживой природы присутствуют повсюду.

Например, ветер срывает листву с деревьев. Листья - это объект живой природы, а ветер относится к неживым объектам.

Пример

Взаимосвязь живой и неживой природы можно увидеть на примере утки.

Утка - живой организм. Она - объект живой природы. Утка создает свой дом в В этом случае она связана с растительным миром. Пищу утка себе ищет в воде - связь с неживой природой. При помощи ветра она может летать, солнце согревает и дает свой свет, необходимый для жизни. Растения, рыбы и другие организмы являются для нее пищей. Солнечное тепло, солнечный свет и вода помогают жизни ее потомства.

Если в этой цепи убрать хоть одну составляющую, то жизненный цикл утки нарушается.

Все эти взаимосвязи изучает живая, неживая природа. 5 класс в средней общеобразовательной школе по предмету "естествознание" полностью посвящен этой теме.

В древние времена люди считали представителями живого мира практически все, что их окружало. К одним объектам они просто относились, как к части своей жизни и быта, а другие обожествляли, так как не могли понять природу их существования.

Виды объектов в окружающем мире

В настоящее время большинство из нас, уже взглянув на предмет, может сразу сказать к какому типу природы он относится: к живому или неживому. Но иногда наличие тех или иных признаков, которые присущи живым организмам, могут поставить человека в тупик - к какому виду объектов можно отнести тот или иной предмет?

И камень, и гриб не обладают возможностью движения в пространстве, но если первый однозначно относят к категории неживых организмов, то гриб, безусловно, классифицируют как вид живой природы. Потому что есть иные признаки, позволяющие отличать один вид от другого.

Мышь живёт при непрерывном процессе дыхания в период всей жизни, поглощая из окружающей атмосферы кислород и выделяя углекислый газ, но и свеча своим горящим пламенем поглощает кислород, но при этом не выделяет углекислый газ, как продукт переработки. Таким образом, процесс обмена веществ как единственный признак, может быть присущ различным объектам и не может являться основополагающим фактором классификации в окружающей среде.

Поэтому в современной науке существует совокупность признаков, которая позволяет понимать - чем живой объект отличается от неживого. И если при изучении выявляется, что присутствуют не все признаки класса живых организмов, то такой объект смело можно отнести к представителям неживого мира.

Особенности живых видов природы и их главные признаки отличия

На первый взгляд, вся природа, окружающая нас, может называться живой.

Так чем же отличается от неживого мира? Чтобы найти верный ответ на этот вопрос, необходимо тщательно изучить общие свойства обоих видов.

Одним из признаков отличия является непрерывный обменный процесс энергией и веществами между ними - представителей определённого класса живой природы и окружающей его средой. Также явные признаки такого организма определяются уже на молекулярном уровне наличием белка и нуклеиновых кислот в составе каждой молекулы.

Кроме этого, есть ещё несколько признаков, прямо указывающих на то, чем живая природа отличается от неживой и дать ответ на этот сложный вопрос.

Лишь наличие, либо отсутствие всей совокупности перечисленных признаков позволит однозначно дать ответ, что исследуемый объект относится к тому или иному классу природы.

Особенности неживых видов природы

Учитывая вышеперечисленную совокупность признаков, которыми могут обладать лишь живые организмы, отсутствие хотя бы одного из них может указывать на то, что объект относится к неживой природе.

Вот основные признаки неживых организмов:

Долго я готовила себя к тому, чтобы начать географию с моим сыночком. Она появлялась в наших занятиях в с их страной производителем, в изучении флагов всех стран и их столиц, и даже Космос, с расположением Земли в нем, мы более или менее узнали по карточкам “Мир на Ладошке” .

Ну что же пора действительно вводить географию, чтобы ребенок понял что же означают страны, которые он выучил с флагами и эмблемами автомобилей. Что такое Япония, Китай, Франция? Но с чего начать? Как правильно подвести ребенка, двух лет шести месяцев, к этой огромной теме?

Прошу набраться терпения, пост будет длинным, но надеюсь полезным. Опишу наши занятия подробно, чтобы у вас создалась полная картина. Во время прочтения подумайте о том какие материалы у вас есть дома для этой темы, какие игры для развития логики, мелкой моторики, творчества вы могли бы предложить своему ребенку. Учитывайте возраст, умения, а самое главное интересы вашего собственного ребенка. Ну а если наши занятия подойдут вам в полной мере, то значит я не зря потратила время на написание этого материала.

Итак начнём. Обложившись имеющимися книгами и осмотревшись по сторонам в поисках материалов на эту тему, я постаралась составить план наших занятий. Сначала была идея плодотворно пройтись по материкам, интерес же Александра толкал меня к “путешествию” по Италии. Но интуиция подсказывала, что чего-то не хватает, скачок по материкам или сразу в какую-то страну мог не дать полной картины мира.

И я решила начать с объяснения – что такое живая и неживая природа. Взяв эту тему, я всё же постаралась учитывать, что ребенок третьего года жизни наделяет душой и способностью чувствовать всё, что его окружает. Способность видеть живое в неживом – это одно из проявлений работы воображения, которое в свою очередь тесно связано с творческим мышлением. Другими словами, я объясняла больше что относится к живой природе, всего в паре слов упоминая, что относится к неживой. Тем не менее ребёнок смог сделать выводы сам.

Энциклопедические знания

Эти знания нам помогли получить книги.

Первая из них Занимательная география издательства Белый город. Начали мы с главы “Планета по имени Земля”. Прочитали, поговорили о том, что Александр живет в своей комнате, своей квартире, здании, улице, городе, стране – это наш маленький дом. А затем как и в книге перешли на идею, что страна располагается на континенте (наша на острове). Континент – в определенной части света. Часть света – на полушарии. А полушарие – на планете Земля. Получается, что твой дом – это вся Земля.

Мне кажется такая позиция правильна для ребенка, тогда он лучше понимает зачем и почему нужно охранять Землю. Из этой же книги мы узнали, что наша планета как космический корабль, который всё время движется, ни на минутку не останавливаясь. Конечно же повторили расположение нашей планеты относительно солнца, как она вращается, с какой скоростью. В этом нам помог глобус, который наш папа принёс нам из офиса. Глобус черно-белый, но как наглядное пособие подойдёт.

Вторая книга Чудесная планета . Чтение этой книги мы начали с “Формы Земли” и “Каковы размеры Земли”. Брали наших человечков из Лего, чтобы они “обошли” Землю (глобус) и идти им нужно было целых 2 года по 10 часов в день. Брали машинки Александра, чтобы они “объехали” Землю. Самолетик, у нас Боинг 747, облетал земной шар всего за 2 дня. В общем, постарались читать темы в книге и обыгрывать их для наглядности. Александру было очень весело в таких играх-занятиях.

Так же прочли о воздухе, который нас окружает и о вращении Земли вокруг Солнца (тут времена года, сутки и четыре стороны света). Сейчас уже не вспомню где впервые прочла о том, что можно взять фонарик (Солнце) и направляя его на глобус наглядно показать, что в один и тот же момент времени в четырех концах света разное время суток. Так мы и сделали, попутно рассматривая картинки в книге, где в Нью-Йорке ребенок просыпается, в Париже обедает, в Китае ужинает, а в Австралии спит.

Так как мы опять коснулись темы времен года, то с удовольствием прочли “Круглый год” Маршака из Всё самое лучшее детям . Я долго подбирала книги со стихами в нашу библиотеку. И хотя у нас их много, но вот эта книга нам обоим нравится, так как в ней собрано много произведений для деток нашего возраста. Иллюстрации достаточно красочные, а главное соответствующие тексту.

Вообще, когда пытаешься объяснить ребенку о живой и неживой природе, можно использовать разные книги, даже те, которые казалось бы не относятся к теме. Вот например, Ну где еще, как не в саду, можно найти множество представителей живой природы?! Здесь и растения, и птички, и насекомые.

Идеально можно объяснить на красочных иллюстрациях как именно деревья и цветы питаются. Ведь дети не видели корней своими глазами и, когда мы объясняем, что цветочек пьёт воду от дождя и кушает витамины с минералами из земли…а где ротик у цветочка? Конечно чуть позже детки замучают нас своими вопросами и наверное это будет один из первых. Но сейчас, проходя тему природы, ища все признаки живой природы в объектах, мне показалось удачным разобрать этот вопрос в данной книге.

Еще один пример, Кротик большая книга . Читаем “Кротик и ракета”: кротик несётся ввысь, а дома внизу становятся всё меньше и меньше….да вот же она география на картинке в книге! Город на берегу моря, остров в море (мой маленький дом). Тут же и неживая природа с развитием фантазии ребенка.

“Интересно, – думал кротик, – какие облака на самом деле: мокрые или сухие, тёплые или холодные, а может быть они сладкие?” И тут ракета полетела вниз, оставив ребенка со всеми этими вопросами…. . Идеальный момент поговорить об облаках, примерить к ним признаки живой природы, пофантазировать какие они. А кто же гонит облака? Конечно ветер. Ну так давай проведем физ. разминку:

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше.

Тут Александр долго утверждал, что ветер живой. И даже, что тот дышит. Несколько раз пришлось задать вопросы если ветер рождается, дышит, питается, размножается и умирает? И даже в этих вопросах ответ был “Да”. Тогда задала вопросы по другому: У ветра есть нос? Что кушает ветер? Как зовут детей ветра? В итоге ребенок согласился, что ветер мы отнесём к неживой природе.

Скачивание книжки по теме живая и неживая природа

Уверена, что есть книжки для детей где говорится о живой/неживой природе, но у нас таковых не оказалась, поэтому пришлось сделать самостоятельно. Первая книжка по Доману называется “Пять признаков живой природы”. Она предназначена для самостоятельного чтения ребенком. В ней я постаралась объяснить на более доступном языке, как мы можем определить, относится ли объект к живой природе или нет. В конце даётся задание ребенку определить по признакам если медведь, бабочка, цветок и дети являются живыми.

Тему нужно было развивать и в итоге у нас появилась одна большая книга под названием “Природа” состоящая из 4 частей. Распечатала я ее на лазерном принтере, скрепила на спирали и поставила обложку. Уверена, что книга будет служить нам долгое время, так как тема живой/неживой природы будет рассматриваться в старших группах дет. сада и в школе. Что же еще находится в этой книге? Начинается она с иллюстрированного стихотворения. Александр читал его 2 раза, а на третий уже рассказывал сам, очень легкая и приятная рифма.

Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…ПРИРОДА.

После стихотворения книга продолжается как раз “Пятью признаками живой природы”. Затем часть “Как животные и человек приспособились к смене сезонов”. Сделала по Доману, но эту тему как и следующую, я читала ребенку сама, чтобы мог лучше сосредоточиться на содержании. Да и текста в последних двух частях чуть больше. И заканчиваем главой “Живая природа”, где подытоживаем всё, что узнали из начальных глав. Говорим о том, что природу нужно беречь и, что никто не имеет права самовольно прерывать жизнь другого.

Книжка объясняющая дошкольникам – что относится к живой и неживой природе. Её нужно скачать и распечатать.

Эту книгу вы можете скачать став моим подписчиком. Заполните форму внизу и на указанный электронный адрес вам автоматически будет отправлено письмо. Если в течении десяти минут вы его не получите, проверьте папку спама. Так как книга большая, мне пришлось разделить её на две части.

Эксперимент для самых маленьких

Ну наверное экспериментом это сложно назвать, тем не менее, чтобы закрепить материал мы в парке кормили голубей, рыбок. Обсуждали что они двигаются, растут, питаются, умирают и размножаются. Предложила покормить хлебушком камень, чтобы прийти к выводу, что он не питается, а значит неживой. Александр сразу воспринял это со смехом. Он понимал, что камень не будет кушать хлеб и смеялся надо мной . Мой малыш смеясь выдал мне: “Мама, камень не кушает, он же не живой”. Занавес, эксперимент закончен.

В парке поговорите с ребенком, к живой или неживой природе относятся: камень, голуби, пруд.

Логика

Как всегда нас выручила “Большая книга тестов для развития интеллекта малыша”.

Тут можно брать любые задания, где есть представители живой или неживой природы. Т.е. проводится задание о времени года например, после чего разбираем к чему относится небо, птицы, деревья, лужи, дети. Задание: что произошло раньше бутон или раскрывшийся цветок? Вот пример для ребенка о движении у цветов – раскрывание бутона. И даже “что должно быть нарисовано в пустой клетке?” – отличный пример для того, чтобы поговорить к какой природе относится гриб, ёлка и снежинки.

Мелкая моторика рук

1. Сюда я отнесла работу по “Это может ваш малыш” Бумажные крошки .

Творческая работа для развития мелкой моторики, где ребенок изучает живую природу.

Разрываем “хлеб”. Бумага для разрывания такого же качества как и сами альбомные листы. Детки конечно же разные, порвать случайно лист книги при перевороте, это наверное у всех случается. А вот порвать эту страничку на крошки, для детских ручек действительно работа. Ну и конечно же в течении работы обсуждалась тема птичек, которые питаются, летают, размножаются..т.е. живые. Опять же движение нашей планеты; время года зима; снег, который закрывает еду для птичек; люди, которые помогают живой природе в такие трудные моменты.

Работая с ребенком, не концентрируйтесь только на процессе разрывания бумаги или приклеивания её в нужные места. Включайте свою фантазию, обсуждайте с ребенком сюжет увиденный на страничке и подводите его к теме по которой вы работаете. В нашем случае это живая и неживая природа .

2. Пальчиковая игра с обсуждением кто относится к живой природе.

(Ручки на голове, как ушки у зайчика)
Это зайка – белый бок.
Зайка, зайка – скок, скок (прыгаем)
Это гусь – га-га-га.
Га-га-га, иди сюда
(руки в стороны, ходим, хлопаем крыльями).
Вот коза – ме-ме-ме.
Дай воды, Алекс, мне
(Большие пальцы подняты вверх как рожки, остальные сжаты в кулачки).
Это белка – прыг-скок
(Ручки прижаты к груди как лапки)
Белка, белка – рыжий бок.

Музыка о природе

Нам очень нравятся видео “Времена года” Вивальди. Композиции, в которых отлично подобраны сюжеты природы под звучащую музыку. Слушали по 1 в день, так как раньше мы их уже слышали и видели, занимаясь именно музыкой, то на этот раз мы еще и вели обсуждение природы во время просмотра. Даже наш папа к нам присоединился, так ему понравилось чем мы занимаемся.

Мультфильм о живой природе

Получение информации ребенком через сказочных персонажей переоценить сложно. Поэтому я всегда подбираю мультфильмы к тематическим неделям. Наилучшим, как мне кажется к этой теме, будет сериал “Уроки живой природы от тетушки совы”.

Разговорная речь: чистоговорки о природе

В течении одного дня мы 4-5 раз после окончания еды произносили вот такие коротенькие чистоговорки:

  • Ять – ять – ять – Природу нужно охранять.
  • Ля – ля – ля – мы спасем тебя Земля.
  • Ождь – ождь – ождь – Не нужен нам кислотный дождь.

P.S. По поводу кислотного дождя пришлось объяснить отдельно.

Творчество с обсуждением живой и неживой природы

1. Из “Чудо-пчелки” выбрала работы по неживой природе. Итак, взяли “Салют в ночном небе” изменили на звезды; “Пруд”; “Тучки”; “Дождик”. Все работы Александр выполнял сам, затем обсуждали принадлежность объектов к живой или не живой природе.

Обсуждайте живую и неживую природу на творческих работах ребенка: дождь, лужа, звезды, тучи, лягушки…

2. На прогулке у нас всё происходит быстро. Мама задумывает что-то, а Александр поддается идее на несколько минут, так как вокруг очень много всего интересного и хочется просто гулять и играть. Идея была поговорить о песке, камнях, веточках, листиках и создать некую картинку из всего перечисленного. Но всё что успели сделать в совместной работе, это камни, песок и изображение солнца над домиком. Выяснили к чему относятся эти материалы и мой ребенок убежал кататься на горках.

На детской площадке в игре обсудите с ребенком, к живой или неживой природе относятся камни, песок, упавшие листья.

3. После чтения книги “Наш сад” решили сделать наш цветок с корнями. Работу Александр выполнял сам с моими подсказками. Мне было приятно видеть, что пальчики у моего мальчика окрепли достаточно для техники размазывания. На нашу удачу в аптеке оказались в продаже семечки подсолнуха (здесь с этим сложно) и мы включили их в нашу экспозицию.

На примере цветка с корнями легко объяснить почему цветок живой. А техника размазывания укрепит пальчики ребенка.

4. Из “100 шедевров” для сравнения, где живая и где неживая природа, я выбрала четыре репродукции:

Первыми на доску повесила Клод Моне Уголок сада в Монжироне и Анри Фантен-Латур Цветы в вазе . Немножко сложно в понимании для ребенка, но всё же нужно объяснить, что цветы, которые срезаем и срываем перестают быть живыми. Так как мы читали книгу “Наш сад” с объяснением строения цветка и делали творческую работу цветка с корнями, то мне удалось в достаточно лёгкой форме рассказать, что цветочки не могут “кушать”, когда у них нет корней, они постепенно увядают и мы их выбрасываем. Из этого конечно же следует, что лучше любоваться и нюхать живые цветы и без надобности их не срывать .

Когда обсуждали картину Уголок сада в Монжироне , я спрашивала, а что на этой картине живое? Александр перечислил все живые объекты, а на вопрос что неживое, ответил, что дом. Вот тему “что сделано руками человека” я специально опустила, так как в неё попали бы и все игрушки . Но как я написала выше, ребенок сам сделал выводы по неживой природе и в эту категорию включил некоторые вещи, как дом, сделанные человеком.

Во втором обсуждении участвовали также 2 картины: Константин Крыжицкий Ранняя весна и Виктор Борисов-Мусатов Весна . Здесь мой ребёнок оставил маму с открытым ртом. Он сам начал перечислять неживые предметы изображённые на картине “Ранняя весна” – горы, снег, река, небо, а живые – деревья. Всё, тема усвоена!

Настольная игра для малышей

Настольную игру “Накорми белочку” я заказала до нашей поездки в Дисней по Интернету. И она так замечательно подошла к нашей теме. Игра развивает мелкую моторику, так как белочку нужно сдавить, чтобы она взяла в лапки желуди. Учит ребенка соблюдать очередность в игре, конечно же повторение цветов и соревновательность. А если без шуток, то Александр действительно у меня выиграл, собрал желуди в дупло первым . Конечно же поговорили о дереве и белочке примерив к ним свойства живой природы.

Урок № 1

Тема: Природа вокруг тебя. Природа живая и неживая

· Познакомить учащихся с задачами курса "Человек и мир", с учебным пособием, в процессе закрепления и расширения понятий «природа», «живая», «неживая» природа развивать умения анализировать, сравнивать, рассуждать;

· учить видеть красоту окружающей природы, стимулировать желание познавать, беречь и охранять природу родного края.

Оборудование:

Таблицы, картины, на которых изображены предметы природы и орудия труда человека, книги о природе, разборная таблица-схема «Природа неживая и живая», плакаты «Природа – наш дом», «Природа – наш учитель»

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Знакомство с задачами курса «Человек и мир», учебным пособием.

III. Актуализация знаний.

Учитель. В 1-м классе мы узнали, что такое природа. Давайте вспомним, что же это такое? (Ответы).

Мы живем на земле. На ней растут деревья, кустарники и травы. Живут разные животные, птицы, насекомые, рыбы, лягушки и змеи. Нас окружает прозрачный воздух, по земле текут ручьи и реки. По небу плывут облака. В ясную погоду можно увидетз»?ол4ще, а ночью - Луну и звезды; в пасмурную - тучи. Все это природа. Не относится к при­роде лишь то, что сделано руками человека.

Изучение природы поможет нам полюбить ее.

Для чего нужно знать и любить природу? (Чтобы становиться счастливее, добрее, умнее, укреплять свое здоровье. Мы все - дети матери-природы. Природа - главный наш учитель!)


Учитель. Сегодня на уроке перед нами стоит задача вспомнить, что такое живая и неживая природа, а также учиться сравнивать, делать вы­воды, работать с учебником.

Работа с учебным пособием.

Чтение стихотворения учителем; ответы на вопросы (с. 3). Игра «Природа живая и неживая».

Учитель-раздает карточки, на которых написаны названия предме­тов неживой и живой природы; предметов, сделанных человеком: пе­сок, береза, глина, крапива, синица, вода, воздух, Солнце, Луна, белка, лягушка, растения, животные, парта, учебник, ручка.

Примечание: каждое слово записано на отдельной карточке; пары учеников получают карточки с частью этих слов, чтобы не было пере­грузки.

Задание.

Все предметы нужно разделить на две группы. Естественно, воз­никнет проблема: к чему отнести предметы, сделанные руками челове­ка? После игры и проверки результатов работы учащимся предлагается составить схему:

Схема I

Затем ее можно прокомментировать:

Природу составляют отдельные предметы (тела). Дерево, почва, воздух, вода, животные и т. д. - это предметы, тела природы.

Природа делится на живую и неживую.

К живой природе относятся: человек, растения, животные. Они рождаются, питаются, дышат, размножаются, умирают.

К неживой природе относятся: Солнце, Луна, звезды, почва, вода, воздух.

Почему? (Эти тела не питаются, не дышат, не размножаются, не умирают.)

Физкультминутка.

Стали мы ученикам,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

Беседа «Что дает природа человеку?».

Природа дает человеку все необходимое для жизни - воду и пищу, материал для одежды и жилья. Человек открыл запасы угля, нефти, же­леза, торфа; научился выращивать овощи, фрукты. Люди изучают при­роду. Знания о ней помогают им правильно использовать ее богатства, сохранять и умножать их.

Скажите, может ли живая природа существовать без неживой? (Ответы.)

Как вы думаете, без чего вообще не было бы жизни на нашей планете? (Без Солнца.)

Затем предлагается вывод учителя или сравнение ответов учащихся с текстом учебного пособия.

-

-Работа с учебным пособием.

Чтение текста детьми по цепочке; ответы на вопросы 1-3 (с. 4 -5).

V. Закрепление.

-Игра «Назови нужное».

В игре используется мяч. Например, учитель произносит: «Неживая природа» и бросает мяч одному из учащихся, который должен назвать объ­ект, относящийся к предметам неживой природы. Также называются сло­восочетания: «природа», «живая природа», «предметы труда человека».

-Дидактическая игра «Свари борщ».

Среди детей выбирается «повар». Он должен сварить борщ. Дети на­зывают овощи для борща: картофель, морковь, перец, капуста, свекла, помидоры, петрушка, лук, чеснок. Советуют, как готовить: «Заливаем водой, солим. Закрываем кастрюлю крышкой и варим на огне».

-Учитель. Пока борщ варится, давайте определим, предметы какой природы мы туда положили.

Таблица 1

Учитель. Вот и готов наш борщ. Можно его есть. В какую же груп­пу мне поместить борщ? (Ответы.)

Вывод: В природе существует то, что сделано руками человека, но из природных материалов. Отгадывание загадок.

Ягоды не сладость,

Зато глазу - радость,

Садам - украшение,

Друзьям - угощение.

(Рябина.)

Белая корзинка,

Золотое донце.

В ней лежит росинка,

И сверкает солнце.

(Ромашка.)

Каким одним словом можно назвать все загаданные предметы? (Растения.)

Как вы думаете, растения умеют двигаться? (Ответы.)

Растения тоже умеют двигаться. Рост растения - это тоже движение, но очень медленное. Растения могут совершать и другие движения.

Многие цветы к вечеру закрываются, а утром раскрываются. То же происходит и с листьями. Так, у мимозы листки сворачиваются, если к ним прикоснуться.

VI. Подведение итогов урока.
Игра «Доскажи словечко».

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поля, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года -

Это все вокруг - ... (природа).

Учитель. Что же такое природа? (Это все, что нас окружает, а так­же то, что сделано руками человека.)

Какой бывает природа? Приведите примеры.

Как вы понимаете выражение: «Живая и неживая природа вза­имосвязаны»? (Например, без солнца невозможна жизнь на нашей планете.)

-Работа с учебным пособием.

Рассмотреть рисунки и ответить на вопросы (с. 6).

Какое значение имеет природа для человека? (Природа - источ­ник жизни, дает пищу, воздух, одежду и т. д. Природа - источник пмнаним, дает нам радость открытий. Изучая животных, растения, человек создает сложные аппараты, приборы. Природа способствует сохранению нашего чдоровья.)

VII. Рефлексия.

Учитель. Возьмитесь за руки. Чувствуете тепло, которое исходит от каждою из вас? Дарите его окружающим! Чтобы вы пожелали друг другу после нашего урока? Понравился ли вам наш урок?

VIII. Домашнее задание.

Урок 2 Строение растений. Условия, необходимые для роста и развития растений

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Что такое природа? (Ответы.)

Какая бывает природа? (Живая и неживая.)

Что относится к живой природе? Почему? (Растения, живот-
ные, человек; они рождаются,питаются, дышат, размножаются
и умирают.)

Приведите примеры. \

Что относится к неживой природе? Почему? Приведите примеры.

III. Изучение новою материала.
Знакомство с темой и задачами урока.

Учитель. Сегодня мы продолжим изучать царство растений. Узнаем, и I киких частей состоят растения, познакомимся с условиями, необходи­мыми для их роста и развития.

Практическая работа.

На партах у детей - гербарий, где видны части растений. На доске - картинки различных растений.

Что вы видите на этих картинках? (Называются растения.) Как назвать их одним словом? (Растения.) - На какие три группы можно их разделить? (Деревья, кустарни­ки, травы.)

Что общего у всех растений? (Корни, листья.) Правильно. Но растения имеют и другие общие части. Рассмотрите спои растения. Большинство из них имеет стебель. Найдите его у ва­ших растений.

Покажите стебель растений на картинках, расположенных на доске. Чем отличаются стебли этих растений? (У яблони и других дере­вьев, у кустарников, например, смородины, малины, они прочнее, по­крыты корой, а у остальных растений мягкие, травянистые. Стебель у дерева называется стволом.)

Рассмотрите свои растения. Какую часть вы еще можете выделить? (Дети показывают цветы, плод с семенами.)

Вывод: У растений есть корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.

Работа с учебным пособием.

Рассмотреть рисунок. Назвать части растения (с. 20).

Игра «Угадай части растения».

1. Орган (часть) растения, который растет вниз; находится в почве.
(Корень.)

2.Часть растения, которая растет вверх. (Стебель.)

3.Части растения, которые растут на стеблях. (Веточки, листья.)

4.Орган растения, из которого развиваются плоды. (Цветки.)

5. Орган, который развивается из цветка. В нем находятся семена. (Плод.)
Учитель. Зачем же нужны растениям их корни, стебли, листья, цве-
ты, плоды с семенами?

Физкультминутка.

На доске схема:

Солнце - растения * человек Схема 2

Как вы можете объяснить эту схему? (Ответы детей.) Учитель. Очень долго человек старался выяснить, как растут растения,

чем они питаются, какие условия им нужны для роста и развития. Год за годом человек наблюдал за растениями, проделывая множество опытов, пока не разобрался.

Своими корнями растения высасывают из почвы воду с раство­ренными в ней питательными веществами. Это еще и опора растения. По стеблю питательные вещества разносятся к другим частям расте­ния. Листья - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу - сахар, крахмал. Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету - солнечный свет несет энергию. С ее помощью образуются не только питательные ве­щества, но и кислород. Растения выделяют его в воздух.

Цветки - это орган размножения у растений. На их месте потом по­являются плоды с семенами.

IV. Закрепление.

Учитель. Посмотрите еще раз на схему 2. Как слова «солнце», «рас­тение», «человек» распределить на две группы? (Солнце - неживая природа; растение, человек - живая.)

Что еще нужно растениям для роста и развития? (Вода, тепло.)

Может ли живая природа обойтись без неживой? (Ответы.)

V. Подведение итогов урока.

На парте у каждого ученика конверт с частями растений. Игра «Собери растение». Работа в парах.

Из каких частей состоит растение? (Ответы.)

Какие условия нужны растениям для роста и развития? (Ответы.)

VII.Рефлексии.

VIII.Домашнее задание.

Нарисовать части растений.

УРОК № 3 ТЕМА: Растения сада и огорода. Экскурсия на огород осенью

Цели: формировать, у школьников конкретные представления о растениях огорода и сада, о поня­тии «культурные растения»; содействовать осознанию учащимися, какой большой труд человека необходим для тою, чтобы вырастить культурные растения; развивать умение наблюдать за осенними изме­нениями в природе и труде людей.

Ход урока

I. Оргмомент.


Учитель. Что такое природа?

Какой бывает природа?

Как вы понимаете слова: «в природе все взаимосвязано»?

Какое значение в нашей жизни имеет Солнце? (Ответы.)

Когда это бывает?

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

(Осень.)

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает - когда это бывает?

(Поздней осенью.)

Знакомство с темой и задачами урока. (Урок проводится в случае невозможности провести экскурсию.)

Учитель. Сегодня мы совершим с вами воображаемую экскурсию в город и в сад. Как вы думаете, погода нам не помешает? (Ответы.)

Обсуждение результатов наблюдений за погодой.

Работа с пословицами:

® «Осенью и воробей сытый».

® «Осень - всех за стол просим».

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Почему всех за стол просят? Не потому ли, что стол богат и есть чем угостить - много фруктов и овощей? (Ответы.)

IV. Экскурсия на огород.

Что такое огород?

Где он расположен?

Как он освещен солнцем? Какое значение это имеет для растений?

Какого цвета почва на грядках?

Как называются растения, которые растут на грядках? (Овощи.) Давайте отгадаем загадки и вспомним, какие овощи растут на ого­роде. (Ответы.)

Над землей - трава, Прежде чем его мы съели,

Под землей - бордовая голова. Все наплакаться успели!

(Свекла.) (Лук.)

* * * * * *

Красная девица Раскололся тесный домик

Росла в темнице. На две половинки,

Люди в руки брали, И посыпались в ладони

Косы срывали. Бусинки-дробинки.

(Морковь.) (Горох.)

* * * * * *
Закатилась под забор, Родился я среди грядки,
Легла в борозенке, Был шершавый, вырос гладкий.
Полосатый живот И лежу под кустом,
Выставив на солнце. Прикрепившись кривым хвостом.

(Тыква.) (Огурец.)

Как можно назвать загаданные предметы одним словом? (Овощи.)

Какие овощи еще созрели на грядках? (Помидоры, фасоль, кар­тофель и т. д.)

А какой овощ самый лучший, ценный? (Ответы.)

Чтение стихотворения.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Петрушку и свеклу. Ох!

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Петрушка и свекла. Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!

Накрытые крышкою в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла.

И суп овощной получился неплох!

(Ю. Тувим.)

Гак можно ли сказать, что какой-то из овощей нужней, лучше, ценней? (Ответы.)

А какой из овощей многие называют «вторым хлебом»? (Картофель.) Рубрика «Для любознательных».

Картофель в Европу (наша республика находится в Европе) был завезён из Южной Америки. Уже более 150 лет мы выращиваем это цен­ное растение. Поначалу крестьяне с недоверием отнеслись к картофелю, неохотно брались за его выращивание.

Физкультминутка.

Игра «Ищи овощи и фрукты».

Учитель называет растения. Если это овощ, дети встают; если фрукт, поднимают руки вверх.

1.Яблоня, груша, свекла, вишня, крапива, огурец, осот.

2.Лук, лебеда, тыква, крыжовник, брусника.

3.Пырей, капуста, репа, лук, морковь, фасоль, чеснок, горох. Что еще растет на огороде, кроме овощей? (Ягоды, зелень.)

Назовите лишние растения среди названных. Определите их одним словом. (Сорняки.)

А что такое сад? Чем сад отличается от огорода? (В саду растут деревья и кустарники. В огороде выращивают овощи - травянистые растения.)

- А чем похожи сад и огород? (И в саду, и в огороде человек выращива­ет культурные растения, которые сам садит и за которыми ухаживает.)

Кого можно увидеть летом и ранней осенью в огородах и садах? (Птиц и насекомых.) Отгадывание загадок.

Мой хвост не отличить от головы, На шесте - дворец,

Меня всегда в земле найдете вы. Во дворце - певец.

(Дождевой червь.) (Скворец.)

В ярком платье модница, Домовитая хозяйка

Полетать охотница. Полетает над лужайкой,

От цветка к цветку порхает, Похлопочет над цветком -

Утомится - отдыхает. И поделится медком.

(Бабочка.) (Пчела.)

Почему их называют друзьями сада и огорода? (Птицы уничто­жают вредителей, насекомые опыляют растения, рыхлят почву.)

Что делают люди осенью в огородах и садах? (Ответы.)

Чтение учителем рассказа-зарисовки.

Убирают овощи

Дни стали короче. Холодеют ночи. На полях начали овощи убирать, чтобы не портились, не померзли. Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу, петрушку.

Одна капуста осталась. Ее позже всех убирают. У нее, у капусты, семьдесят семь одежек, она холода не боится.

(Э. Шим.)

Учитель. Какие образные названия писатель Э. Шим дал овощам? Попробуйте сами придумать слова-характеристики к другим овощам. Например, к моркови, свекле, петрушке, репе. (Дети выполняют задание.)

Почему капусту убирают позже всех других овощей?

В каком месяце завершают уборку урожая? (В сентябре.)

Сентябрь является не только первым осенним месяцем, но и вре­менем завершения уборки урожая, началом очень красивой поры года - осени.

Осень - очень щедрая пора. Ни одному времени года не посвящено столько произведений.

Давайте подарим друг другу стихотворения, посвященные осени - этой щедрой и красивой поре года. (Дети читают стихотворения.)

Загадка.

Опустел наш славный сад, паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли,

Распахнулись двери школ -

Что за месяц к нам пришел?

(Сентябрь.)

V. Рефлексия.

Учитель. Что сегодня вам особенно понравилось на уроке? Что но­вого узнали? Что заинтересовало? (Ответы.)

VI. Домашнее задание.

Подготовить зарисовки овощей, фруктов, загадки к ним.

УРОК № 4 ТЕМА: Культурные растения огорода и сада

Цели: расширить и закрепить знания учащихся об овощных растениях и фруктовых деревьях, о значе­нии овощей и фруктов в укреплении здоровья человека; формировать умение распознавать и описывать растения; содействовать поддержа­нию интереса к изучению растений; вызвать чувство восхищения уди­вительным миром растений, желание ухаживать за ними.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель. Каждая пора года по-своему прекрасна, но осень мы лю­бим особенно. Ею всегда восхищались поэты и композиторы, писатели и художники. А осенние дары огорода и сада - это просто чудо.

Но прошлом уроке мы совершили экскурсию на огород, вспомнили и растения сада.

Так что же растет в саду и огороде? (Фрукты и овощи.)

III. Изучение нового материала.
Знакомство с темой и задачами урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы закрепим знания об овощных рас­тениях и фруктовых деревьях, будем учиться распознавать и описы­вать растения, а также, как и всегда, будем учиться рассуждать, делать выводы.

Отгадывание загадок. * * *

В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.

(Помидор.)

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали -

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети?

(Картофель.)

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке,

Только желтые лучи

У него не горячи.

(Подсолнух.)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой,

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

(Вишня.)

* * * Синий мундир,

Желтая подкладка,

А в середине сладко.

(Слива.)

Учитель. На какие группы можно разделить растения, загаданные в загадках?

Вывод: В огороде растут овощи, а в саду - фрукты.

Кроме фруктов, что еще может расти в саду? (Ягоды.) Приведи­те примеры.

Есть сказка и мультфильм о медведе и мужике, которые делили выращенные растения: вершки и корешки. Мужику все время удавалось обмануть медведя, которому постоянно доставались несъедобные части растений. Как вы думаете, чего не знал медведь? (Не знал, какая часть растения является съедобной). Давайте вспомним части растения.

Учитель предлагает для наблюдения комнатное растение, в котором хорошо выражены корень, стебель, листья, цветки. С помощью педаго­га дети называют и показывают части растения.

Какая часть растения съедобна у моркови, свеклы, томата, капу­сты? (Ответы.)

Учитель обобщает и дополняет ответы детей: «У картофеля съедоб­ная часть - клубни; у помидора - плоды; у моркови - корнеплод;

у капусты -- листья; у петрушки, укропа, салата - листья, стебли; у лука луковица, листья; у чеснока - головка, зубчики».

Что же такое клубни? Корнеплоды? Луковицы? Клубни, луко­вицы - видоизмененные стебли. Корнеплоды - это видоизмененный корень, а не плод. Почему не плод? Плод всегда имеет внутри семена. Давайте разрежем яблоко и морковь. Что видим внутри яблока? (От­четы.) Значит, это что? (Плод).

Назовите еще известные вам плоды. Чего нет в корнеплоде моркови? (семян.) Значит, морковь - это корнеплод - видоизмененный корень. А так как она внешне очень похожа на плод, ее и называют корнеплодом.

У каких еще растений также съедобные корнеплоды? (Свекла, репа, редька, редис). А огурец - это что? (Плод, внутри есть семена.)

Загадка.

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь, правда, вкусная... (картошка).

Дополнительный материал.

Ученик. Мы часто слышим слово «картошка»: в разговорах близких людей, по радио и телевидению. Мы можем прочитать его в газетах. Мы знаем песню про «бульбу». Даже есть танец с таким названием.

А вот раньше картофель называли «чертово яблоко». Трудно предста­вить себе, что можно жить без картошки. Издавна у белорусов она была любимой едой. Она спасала людей от голода в разные времена. Карто­фель называют «вторым хлебом». Картофель и хлеб - два важных про­дукта питания. Из картофеля можно сделать 700 блюд. Это очень много.

Физкультминутка. Зарядка для глаз.

Работа с учебным пособием.

Чтение текста по цепочке (с. 7 -9).

Почему мы говорим, что растения сада и огорода - это культур­ные растения? (Ответы.)

Все овощи и фрукты вкусные и очень полезные. Их едят свежими и в приготовленном виде.

В капусте, моркови, яблоках есть много необходимых для организма витаминов. Нужно больше есть овощей и фруктов. Но перед едой необ­ходимо хорошо промыть их в проточной воде, так как в почве и на самих.В растениях могут быть микробы, яйца глистов.

На месте цветков образовываются плоды, в плодах есть семена. Что съедобно у картофеля? (Клубни.) Плоды картофеля - ягоды, Й клубни - это видоизмененная часть стебля.

Задание.

Найдите ошибку в рассказе мальчика:

Мама, как сегодня интересно было в школе! Мы узнали, что на ме­сте цветочков у растений появляются плоды. Плоды моркови, свеклы, огурцов, помидоров не только вкусные, но и очень полезные - в них много витаминов.

IV. Подведение итогов урока.
Вывод (с. 9).

V. Рефлексия.

УРОК № 5 ТЕМА: Дикорастущие растения Экскурсия в лес

Цели: расширить знания младших школьников о дикорастущих растениях ближайшего окружения; сформировать конкретные представления о наиболее распространен­ных дикорастущих деревьях и кустарниках; учить устанавливать от­личительные признаки растений; содействовать формированию эколо­гически ориентированного поведения, оценочных умений, развитию интереса к познанию природы, наблюдательности.

Ход урока-экскурсии

I. Вступительное слово учителя.

Учитель. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. А вот куда - отгадайте.

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек.

(Лес.)

Так куда же мы с вами отправимся? (В лес.)

А что такое лес? (Ответы.) Лес - это множество деревьев, растущих на большом пространстве.

Как вы думаете, порадует ли нас прогноз погоды? (Ответы.)

II. Инструктаж во время проведения экскурсии.

III. Задания.

Учитель дает детям программу наблюдения и называет примерные объекты:

1группа - наблюдения за деревьями (ель, сосна, осина, рябина); 2 группа - наблюдения за кустарниками (орешник, ежевика, кру­шина, калина);

2 группа - наблюдения за травянистыми растениями {клевер, ты­сячелистник, вереск).

IV. Беседа в лесу.

Учитель. Какие деревья мы наблюдали в лесу? Какие кустарники? Чем деревья отличаются от кустарников? Какие травянистые растения мы видели в лесу? (Ответы.)

Что можно сказать о сосне и ели? (Это хвойные, вечнозеленые деревья.)

К какой породе относятся остальные деревья? (Лиственные.)

- Какие кустарники растут в лесу? (Калина, крушина малина ежевика)

- Какие травы? (Клевер, лютик, тысячелистник, вереск и др.)

Отгадайте, что еще можно увидеть в лесу?

Стоит Антошка

На одной ножке.

Его ищут,

А он не откликается.

(Гриб.)

Какие грибы растут в лесу? Все ли они съедобны?

Что нужно делать, если найденный вами гриб вам не знаком? (Ответы.)

А еще лес - это дом для многих животных. Кто живет в лесу? Опери, птицы, насекомые и т. д.)

V. Закрепление.
Игра «Узнай дерево».

1.Каждая группа получает коробку с листьями и веточками хвойных деревьев. Листья и веточки дети выбирают произвольно. По команде учи­теля дети бегут к тому дереву, лист или веточка которого у ребенка в руке. Затем учащиеся меняются коробками, и игра продолжается.

2.Листья и веточки дети берут из коробки, закрыв глаза.

3.VI. Подведение итогов урока-экскурсии.

4. Учитель. Что мы узнали на экскурсии? Какие растения мы научились распознавать? Что особенно понравилось на экскурсии? (Ответы.)

5.VII. Домашнее задание.

6.Сделать зарисовки, подготовить небольшой рассказ об увиденном.


УРОК № 6 ТЕМА: Дикорастущие деревья и кустарники. Практическая работа по описанию веточек деревьев и кустарников

Цели: углубить представления учащихся о разнообразии дикора­стущих растений (деревьях и кустарниках); развивать умение описы­вать и распознавать растения; создать условия для осознания богатства и разнообразия растительного мира, значения каждого растения для животных и человека; продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы и обобщения, осуществлять классификацию предметов по существенным признакам; вызвать чувство удивления и восхищения красотой окружающего растительного мира.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Обсуждение наблюдений за погодой.
Учитель. Отгадайте, о каком месяце эта загадка?

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ, Что за месяц к нам пришел?

(Сентябрь.)

Что вы знаете об осеннем месяце сентябре? (Ответы.)

23 сентября - знаменательный день, день осеннего солнцестояния, равноденствия, когда день равен ночи. А затем ночи будут увеличивать­ся по времени, вплоть до самого зимнего солнцестояния - 22 декабря.

Народные приметы.

© Холоден сентябрь, да сыт.

® Чем суше и теплее сентябрь простоит, тем позднее наступит зима.

® Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлет пошла.

© 26 сентября - Корнилов день. С этого дня прекращается всякий рост растений. Корень не растет, а зябнет.

© 27 сентября - Воздвиженье. Воздвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет. На Воздвиженье начинают уборку капусты.

III. Актуализация знаний.

Какие деревья растут в лесу?

Как называются одним словом деревья сосна и ель? (Хвойные.)

Какие деревья называются лиственными?

Какие кустарники растут в лесу? Какие травы?

Чем отличаются деревья от кустарников?

Почему все эти деревья и кустарники называются дикорастущими?

Какие рассказы вы подготовили об увиденном на экскурсии? (Ответы.)

IV. Изучение нового материала.
Знакомство с темой и задачами урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать различ­ные растения и описывать их.

Практическая работа.

Сравнивание веточек липы и сосны. Их описание. Анализ сходства и различия.

Работа с учебным пособием.

© Знакомство с орешником (с. 15) - 1ряд.

© Чтение рассказов о сосне и ели -II ряд, о липе - ///ряд (с. 12,14).

Самостоятельное чтение текста детьми; ответы на вопросы 1-2 (работа в парах).

Физкультминутка «Лесная лужайка». (Движения выполняются согласно тексту.)

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки

Кто высоко так шагал

Не споткнулся, не упал!

Рассказ учителя о сосне, ели, липе.

Еловый лес

Мрачный, тенистый, влажный. Ель создает очень сильное затемне­ние, и под ее пологом могут существовать только достаточно теневы­носливые растения, например, кислица, мхи.

Под пологом ельника почти никогда не бывает ветра. Весной в ельнике очень много белых цветков. Это приспособление к очень скудному освещению под пологом елового леса. Белые цветки заметнее в полумраке,их легче всего замечают насекомые-опылители.

Ель - изящное, стройное дерево. Древесина ели идет на изготовле­ние бумаги, целлюлозы, искусственного шелка, в качестве строительно­го материала. Из ели также делают музыкальные инструменты.

Сосновый лес

Сосна - одно из самых распространенных деревьев в нашей стра­не. Очень светолюбивое растение.

Ствол сосны покрыт в верхней части тонкой оранжевой корой, в ниж­ней части кора толстая и ствол имеет серо-коричневый оттенок. Кора большей толщины предохраняет живые ткани ствола от ожога при силь­ном нагревании солнцем или при пожаре в лесу, когда горит сухая хвоя на поверхности почвы. Сосна не переносит ядовитых газов.

Сосна - ценная древесная порода. Это строительный материал, а также топливо. Смола выделяет пахучие вещества - фитонциды, полезные для здоровья человека, вследствие чего воздух напоен чу­десным ароматом.

В сосновых лесах строятся санатории, дома отдыха, детские летние оздоровительные лагеря, больницы для людей с легочными заболева­ниями. Корни у сосны в 10-12 раз длиннее, чем у ели.

Учитель. Чем сосновый лес отличается от елового? (Он светлый, теплый, сухой. Богатый растительный мир: вереск, черника, брусника, много цветущих растений.) Рубрика «Это интересно».

Сосновая роща выделяет в год 540 кг кислорода, 1 га леса за 1 год - 28 т кислорода, 1 га хвойного леса за одни сутки - 5 кг фитонцидов, отфильтровывает за 1 год 30-35 т пыли.

Что вы знаете о липе? Когда цветет липа? Почему ее называют ароматным медоносным деревом? (Ответы.)

Учитель (дополняет ответы детей). Липа цветет много позднее всех остальных деревьев - только в середине лета. Цветки ее мелкие, бледно-желтые, невзрачные, но имеют замечательный аромат и богаты нектаром. Это один из лучших наших медоносов. Настой сухих цветков - липовый чай - пьют при простуде.

Липа широко распространена и используется человеком. Раньше из ее мочалистой коры получали лыко, необходимое для плетения лап­тей, изготовления рогож, мочалок. Из древесины делали ложки, миски, скалки, веретена и другую домашнюю утварь.

Сейчас древесина используется для изготовления разнообразных поделок.

Физкультминутка. Зарядка для глаз.

Методика «Обучи соседа».

Почему в лесу нельзя убирать опавшие листья? (Опавшие ветки и листья как теплый одеялом укрывают лесную почву. Они защищают корни растений от вымерзания зимой. А перегнивая, удобряют почву.)

V. Рефлексия.

Подведение итогов урока.

УРОК № 7 ТЕМА: Лекарственные растения. Части растений. Практическая работа «Узнай растение по описанию»

Цели: формировать у детей представления о лекарственных растени­ях, их значении в природе и жизни человека; учить различать и описывать лекарственные растения, бережно относиться к ним; познакомить с правилами сбора лекарственных растений; продолжить формирование пред­ставлений о строении растения и значении его частей.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

(Учитель приносит бутылочку с валериановыми каплями.) ~- Какие растения называют дикорастущими?

Что вы узнали о хвойных растениях - сосне и ели?

Что вы узнали о липе?

По каким признакам можно узнать орешник?

Какое значение для человека и животных имеют деревья и ку­старники? (Ответы.)

III. Обсуждение результатов наблюдений за погодой.

Чтение рассказа Н. Сладкова «Эхо». (Родные просторы / сост. II. Ф. Лапицкая. Мн., 1983. С. 89.)

■ - Так что же происходит в лесу? (Пришла осень.)

IV. Изучение нового материала.

Учитель. Люди давно разгадали тайны многих растений и часто ис­пользуют «зеленую аптеку».

Что такое аптека? (Место, где хранятся, изготавливаются и про­даются лекарства.)

Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях.

А что значит «лекарственные растения»? (Растения, которые ис­пользуются для лечения.)

Какие лекарственные растения вам известны?

Какие растения мама применяла для вашего лечения?

Вы уже не раз убеждались, что растения не только красивы, но и по­лезны. В лесу растут такие лекарственные растения, как ландыш, зверо­бой, сосна и многие другие; на лугах - валериана.

Лекарственные вещества образуются в разных частях растений: у липы - в цветках и почках, у малины - в ягодах и листьях, у кон­ского щавеля - в корнях.

Подумайте, о каком лекарственном растении говорится в стихотво­рении (с. 17 - читают дети).

Учитель. А знаете ли вы, какое самое древнее лекарство? (Касторка.)

Оглянитесь вокруг. Как красиво! Ласковое солнышко, голубое небо, прозрачный воздух. Природа украшает наш мир, делает его радостнее. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое природа?

Природа – это всё, что нас окружает, но при этом НЕ создано руками человека: леса и луга, солнце и облака, дождь и ветер, реки и озёра, горы и равнины, птицы, рыбы, звери, даже сам человек относится к природе.

Природа делится на живую и неживую.

Живая природа: животные (в том числе звери, птицы, рыбы, даже черви и микробы), растения, грибы, человек.

Неживая природа: солнце, космические объекты, песок, почва, камни, ветер, вода.

Признаки живой природы:

Все объекты живой природы:

Растут,
- питаются,
- дышат,
- дают потомство,
а еще они рождаются и умирают.

В неживой природе все наоборот. Её объекты не способны расти, питаться, дышать и давать потомство. Тела неживой природы не умирают, а разрушаются или переходят в другое состояние (пример: лед тает и становится жидкостью).

Как отличить, к какой природе относится тот или иной объект?

Давайте попробуем вместе.

Частью какой природы является подсолнух? Подсолнух рождается - из семечка проклевывается росточек. Росток растёт. Корни достают из земли питательные вещества, а листья из воздуха берут углекислый газ - подсолнух питается. Растение дышит, поглощая из воздуха кислород. Подсолнух дает семена (семечки) - значит он размножается. Осенью он засыхает - умирает. Вывод: подсолнух - часть живой природы.

Человек рождается, растет, ест, дышит, заводит детей, умирает, значит нас тоже можно смело отнести к живой природе. Человек - часть природы.

Луна, Солнце, родник, камни не растут, не питаются, не дышат, не дают потомство, значит это тела неживой природы.

Снеговик, дом, машины сделаны руками человека и не относятся к природе.

Но существуют и тела неживой природы, которые обладают отдельными признаками живых организмов.

Например, кристаллы рождаются, растут, разрушаются (умирают).
Река рождается из таяния ледника, растет, когда в нее впадают мелкие речки, она умирает, впадая в море.
Айсберг рождается, растет, движется, умирает (тает в теплых морях).
Вулкан рождается, растет, умирает с прекращением извержений.

Но все они НЕ питаются, НЕ дышат и НЕ дают потомство.

Если сломать кусочек мела пополам, получится 2 кусочка мела. Мел остался мелом. Мел - предмет неживой природы. Если сломать деревце или разделить на части бабочку, они погибнут, потому что дерево и бабочка - предметы живой природы.

В начальной школе возникают трудности в определении принадлежности предмета не только к живой и неживой природе, но и к природе вообще. Сможете ли вы правильно выполнить задание?

Найдите группу, в которой все предметы относятся к неживой природе:

а) солнце, вода, земля, камни.
б) луна, воздух, луноход, звёзды.
в) лёд, земля, вода, корабль.

Правильный ответ а). Луноход и корабль не относятся к неживой природе, они не относятся ни к какой природе, потому что созданы руками человека.

Связь живой и неживой природы

Несомненно, живая и неживая природа связаны между собой. Давай убедимся вместе.

Например, СОЛНЦЕ: без тепла и солнечного света не смогут жить ни человек, ни растения, ни птицы, ни даже рыбы.

Продолжаем. ВОЗДУХ. Все живое дышит. И никто не может без него жить.

И, наконец, ПИЩА. Человек питается разными предметами живой природы: растениями, грибами и продуктами, которые он получает от животных.

С другой стороны, живые организмы тоже неизменно влияют на объекты неживой природы. Так, микроорганизмы, рыбы и животные, обитающие в воде, поддерживают ее химический состав; растения, умирая и сгнивая, насыщают почву микроэлементами.

На основании наших с вами наблюдений мы делаем вывод, что вся наша жизнь тесно связана с природой.

Человек многому учится у природы и даже создает предметы, похожие на природные объекты. К примеру, наблюдая за стрекозой, человек создал вертолет, а птицы вдохновили на создание самолета. В каждом доме есть искусственное солнышко - это лампа.

Заключение

Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа имеет две формы: живая природа и неживая природа. Живая и неживая природа тесно связаны между собой, потому что всё живое дышит воздухом, всё живое пьёт воду, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения. Природа - наш дом. Человек должен беречь и охранять его, разумно использовать природные богатства.