Ренат Фаварисович Давлетьяров – российский продюсер, кинорежиссер, сценарист. Президент российской Гильдии продюсеров.

Ренат родился 17 августа 1961 года в городе Астрахань в семье Фавариса Абдулганиевича Давлетьярова, председателя нефтяного Комитета СССР. По отцовской линии национальность Рената – татарин. Вскоре после первенца в семье родился младший брат Борис. С распадом СССР Фаварис Давлетьяров возглавил концерн «Роснефть».

Родители постарались дать сыновьям хорошее образование: старший отучился на инженера, младший закончил медицинский институт. Но на биографию братьев это повлияло мало: по основным специальностям Давлетьяровы-младшие работали недолго. Борис ушел в банковский бизнес и вскоре переехал в Лондон, а Ренат в 1985 году уехал в Москву постигать азы кинопроизводства.

Фильмы

На «Мосфильме» будущий продюсер успел поработать рабочим съемочной площадки. Вскоре молодого человека повысили до должности ассистента режиссера. В 1987 году Ренат становится заместителем директора кинопроизводства. При участии Давлетьярова в 1989 году вышла на экраны лента «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», в которой сыграли актеры , Михаил Розанов, . Музыку для фантастической комедии написал .

Не менее знаменитой оказалась вторая картина, в создании которой принял участие Ренат Давлетьяров. Криминальная мелодрама «Катала», в которой главные роли исполнили , стала одним из кассовых фильмов заката социалистической эпохи.

В начале 90-х Рената Давлетьярова назначают на пост директора кинопроцесса. Под его руководством выходит пять фильмов. Первой картиной, которой занялся Ренат, стала фантастическая драма о последствиях афганской войны «Нога». На главные роли были утверждены и .


Иван Охлобыстин в фильме "Нога"

Лента снималась на Студии юношеских и детских фильмов, которой руководил , и съемочный процесс протекал с трудом. Чтобы не допустить закрытия картины, Быков назначил директором 25-летнего Рената, для которого первый опыт стал одновременно и самым сложным.

В 1992 году на экраны вышла вторая картина Давлетьярова – комедия Георгия Шенгелия «Менялы» с участием , Вадима Захарченко, . Неправдоподобный гротескный сюжет, живописная натура и убедительная игра актеров сделали ленту победителем в специальном конкурсе швейцарского фестиваля «Золотая трость ».


Продолжая работать с режиссером Георгием Шенгелия, Ренат участвует в создании следующего фильма «Стрелец неприкаянный». В нем речь шла об открытии машины времени, путешествуя на которой, главный герой пытается сколотить состояние. На главные роли были подобраны ведущие киноактеры того времени: Николай Пастухов, Владимир Ильин, .

После совместной российско-американской картины «Свистун» Давлетьяров приступает к работе с Сергеем Соловьевым над экранизацией «Трех сестер».


Начиная с 1997 года Ренат начинает работать над фильмами в качестве продюсера. В это же время Давлетьяров возглавляет корпорацию «Интерфест» и получает должность исполнительного директора Московского международного фестиваля кино.

Несмотря на то, что продюсерскую карьеру Ренат Давлетьяров начал в конце 90-х, публике он стал известен только в середине 2000-х. Излюбленный жанр продюсера – комедии, им Ренат уделяет большую часть собственного времени. В 2005 году выходит фильм «180 и выше» про не уверенного в собственном обаянии коротышку с и в главных ролях.


Но настоящий успех ожидал следующую картину продюсера – «Любовь-морковь», которая появилась на экранах в 2007 году. Историю о том, каким необычным образом примирились супруги Голубевы, которых сыграли и , собрала в прокате $11 млн. В фильме сыграли также Евгений Стычкин, Екатерина Стриженова, Ольга Орлова. Франшиза была продлена еще на два фильма 2008 и 2011 года выпуска.


Другим киножанром, который увлек Рената Давлетьярова, стал триллер. По мнению продюсера, в российском кинематографе эта ниша оказалась абсолютно свободной. Ренат взялся за сюжет о необычных детях и подростках, которым неизвестные бросили вызов. Фильм под названием «Индиго» привлек внимание 650 тысяч зрителей, при этом сумма кассовых сборов составляет $4,6 млн. Молодым актерам, исполнителям главных ролей – и Мариусу Штанделю – на съемочной площадке помогали состоявшиеся артисты: , Гоша Куценко.


Марат Башаров в фильме Рената Давлетьярова "Юленька"

Через год Ренат берется за продюсирование фильма ужасов режиссера Александра Стриженова «Юленька» с в главной роли. Попробовал себя Давлетьяров и в совместном российско-казахском проекте «Ирония любви», в котором участвовали и . В 2009 году Давлетьяров становится президентом Гильдии продюсеров России.


В 2011 году помимо продюсирования и написания сценариев Ренат занялся режиссурой. Первым фильмом Давлетьярова стала семейная комедия «Моя безумная семья!», в которой вновь собирается звездный актерский состав: , Мария Шукшина, Андрей Ургант, и . Музыку к фильму создали и . Через год вышел детектив «Стальная бабочка» с и в главных ролях. В 2014 году Давлетьяров работает над фильмом «Беглецы».


В 2015 году режиссер выпускает 2 картины: молодежную трагикомедию «Однажды», которой открывался кинофестиваль «Окно в Европу-12», и римейк военной драмы «А зори здесь тихие...». В современной интерпретации роли распределились следующим образом: сыграл старшину Федота Васкова, - Риту Осянину, - Женю Комелькову, - Соню Гурвич, - Лизу Бричкину и - Галю Четвертак.

Личная жизнь

О личной жизни Ренат Давлетьяров предпочитает не рассказывать в прессе. Но его женщины оказались не столь скрытными. Известно, что в молодости будущий продюсер стал отцом, первая жена подарила Ренату сына Артема. На сегодняшний день Давлетьяров-младший учится в МГИМО.


С начала 2000-х Ренат увлекся актрисой , которая ради продюсера рассталась с мужем . После чего последовал роман с экс-солисткой группы «Блестящие» .


В 2014 году состоялась свадьба продюсера и актрисы , бывшей солистки группы Reflex. Девушка младше Рената на 25 лет, но не скрывает, что у них много общих интересов, которые и сблизили супругов. Оба любят музыку, чтение, путешествия и кино. После окончания ВГИКа Евгения уже несколько раз участвовала в фильмах Давлетьярова. Редкие семейные фото можно увидеть в прессе, странички в сети Инстаграм у Рената нет.

Жени Малаховой, . В фильме идет речь о молодом гениальном ученом, который в ходе эксперимента случайно уменьшается в 100 раз. Вернуться в обратное состояние ему может помочь только мальчик-инвалид.

Фильмография

  • «От 180 и выше» - 2005
  • «Любовь-морковь» - 2007
  • «Индиго» - 2008
  • «Юленька» - 2009
  • «Ирония любви» - 2010
  • «Моя безумная семья!» - 2011
  • «Стальная бабочка» - 2012
  • «Беглецы» - 2014
  • «Однажды» - 2015
  • «Невидимки» - 2015
  • «А зори здесь тихие...» - 2015
  • «Чистое искусство» - 2016
  • «Приключения чокнутого профессора» - 2017

Женя Малахова – российская актриса, певица, бывшая солистка группы "Reflex". Жена режиссера .

Евгения Александровна Малахова родилась в городе Москве 28 октября 1988 года. Детство Жени проходило под строгим контролем ее матери, которой девушка благодарна по сей день.

В детстве Женю отдали в музыкальную школу по классу фортепиано. Уже в 9 лет девочка успешно прошла огромный конкурс на поступление в Музыкальный театр юного актера. Полученные знания и умения актерского мастерства и вокала дали возможность Малаховой попасть в первый тур кастинга «12 стульев». К сожалению, во втором туре она провалила экзамен по танцам. Но родители не допускали мысли о том, что их горячо любимая дочь станет певицей.

Женя Малахова стала известной в 16 лет после съемок в клипах «Мама» и «Клинит». Также на тот момент певица приняла участие в передачах «Золотой граммофон», «Новые песни о главном», «Пан или пропал», «Пять вечеров», «Угадай мелодию». Тогда Малахова попала в список артистов, номинированных на «Открытие года-2004». В том же году Малахова окончила школу, сдав экстерном все экзамены, и поступила в МГЮА на юрфак.

Песни и фильмы

Дебютное исполнение песни Жени Малаховой «Мама», написанной Л. Стюфом и , напрямую связано с ее личной жизнью: первая любовь, переживания и прочее. Клип снят российским режиссером и продюсером . В сюжете Женя играет роль угонщицы, что, по мнению девушки, соответствует ее характеру. Малахова может совершить дерзкий, необдуманный поступок вопреки всему.

Уже в 2006 году творческая биография Жени Малаховой набрала обороты: Евгения стала одной из солисток группы Reflex. Когда группу покинула , являвшаяся лицом коллектива долгие годы, Малахова заняла ее место.

История группы в тот момент начала развиваться по-другому. Спустя год работы в «Reflex» коллектив признали лучшим танцевальным проектом России.

Поскольку девушка дружила со спортом, ей удалось победить в соревнованиях звезд по аквабайку.

В 2011 году Женя Малахова поступила во ВГИК (Всероссийский государственный университет кинематографии имени ), в связи с чем ей пришлось покинуть группу. Такой шаг Евгения сделала не для того, чтобы начать сольную карьеру. Малахова очень хотела выучиться актерскому мастерству. Женя считает, что нельзя работать актрисой, не получив профильного образования.

За это время актриса и певица успела сняться в нескольких картинах. Последняя ее роль - в ремейке режиссера Рената Давлетьярова , в которой Малахова сыграла Женю Комелькову. Ради этой роли Малахова покрасилась в рыжий цвет и набрала шесть килограммов. Артистка тщательно готовилась к съемкам картины, их основная часть проходила в Калерии, где артисты пробыли до середины сентября. Погода уже была неблагоприятной, Малаховой приходилось плавать в ледяной воде, передвигаться по болотам и бывать под проливным дождем. В связи с этим актриса неоднократно закалялась под контрастным душем накануне съемок.

Личная жизнь

О личной жизни Женя Малахова говорит неохотно. Семейные неурядицы предпочитает оставлять дома. Но тем не менее новость о ее замужестве облетела все СМИ. В 2014 году бывшая солистка группы «Рефлекс», а теперь и актриса кино, зарегистрировала брак в московском ЗАГСе с продюсером Ренатом Давлетьяровым.

Еще недавно пара начала появляться на светских вечеринках вместе, что Ренат объяснял совместными творческими планами. Естественно, никаких проектов в тот период не появилось, поэтому поклонники, журналисты и друзья заподозрили, что у 25-летней Жени и 52-летнего Рената роман.

Свадьба в ЗАГСе прошла без особого торжества. На невесте вместо белого платья были джинсы, белая рубашка и пиджак кремового цвета. В свадебном наряде с оголенными плечами Женя появилась на вечеринке по случаю бракосочетания. Фото Жени Малаховой и Рената Давлетьярова теперь часто мелькают на страницах ведущих интернет-изданий.

Женя Малахова любит гулять и путешествовать. Актриса счастлива, когда работа связана с поездками на природу и даже путешествиями в другие страны. Для собственного отдыха семейная пара выбирает Мальдивы – после интенсивных периодов работы актриса и режиссер предпочитают лежать на солнце и чувствовать, что никому ничего не должны.


Также актриса призналась журналистам, что любит животных и хотела бы в дальнейшем связать свою жизнь с помощью бездомным и брошенным животным. По мнению актрисы, животным требуется не меньше заботы, чем детям.

Женя Малахова также планирует и пополнение в семье. Актриса мечтает о большом семействе. В интервью Женя рассказала журналистам, что в роду актрисы принято иметь троих и более детей.

Женя Малахова сейчас

В июне 2016 года актриса появилась в триллере «Чистое искусство». Сюжет детектива закручивался вокруг жизни девушки Саши, которая находит убитым собственного жениха. Девушка становится главной подозреваемой по делу об убийстве и вынуждена скрываться как от преступников, охотящихся за Сашей, так и от полицейских, уверенных в виновности девушки.

Этот фильм был дебютной картиной Жени Малаховой, но процесс работы над кинолентой затянулся, и «Чистое искусство» вышло на экраны только спустя два года после съемок. В интервью по поводу выхода фильма Женя рассказала, что коллеги по картине советовали и помогали начинающей актрисе. Больше всего Малахову поддерживала актриса главной роли , которой Женя выразила благодарность посредством прессы.

Режиссером триллера выступил муж Малаховой Ренат Давлетьяров, поэтому поклонники актрисы удивились, что Женя не получила главную роль на первых кастингах, даже когда выбранная актриса сломала ногу и фильму срочно понадобилась замена. На вопрос, почему режиссер не снял в главной роли собственную жену, Ренат ответил, что не видит Женю в этой роли.

В сентябре 2016 года актриса появилась на телеэкранах в четырехсерийной детективной мелодраме «Дилетант» в роли Кати Бобровой, бывшей любовницы главного героя Дениса, владельца компании по производству компьютерных игр.

В апреле 2017 года хакеры взломали личную страницу Жени Малаховой в «Инстаграме ». Актриса не поддалась на провокации и не пошла на поводу у взломщиков, поэтому хакеры заблокировали аккаунт артистки. Но Женя быстро создала новую страницу.

В 2017 году Женя Малахова сыграла главную роль в семейной комедии «Приключения чокнутого профессора». Герой фильма - амбициозный молодой экспериментатор Максим - находит способ изменять ткани живых существ на молекулярном уровне, чтобы улучшать тело и способности человека. Но эксперимент идет не так, как планировалось, и ученый уменьшается до десятисантиметрового размера.

Во второй половине 2017 года актриса появится в социальной драме «Герасим» о немом бездомном, который и получил кличку, фигурирующую в названии. Бездомный работает и живет при церкви и помогает жителям города, но однажды в город приезжают люди, знающие о прошлом Герасима.

Дискография

  • 2005 - Я не ангел

В составе группы:

  • 2006 - Гарем
  • 2008 - Blondes 126
  • 2010 - Лучшие песни

Фильмография

  • Зеленая карета
  • Чистое искусство
  • А зори здесь тихие…
  • Приключения чокнутого профессора

Фотография: DR

Режиссер и продюсер фильма Ренат Давлетьяров и исполнительница одной из ролей актриса Евгения Малахова побеседовали с ОК! о гармонии в семье, субординации на съемочной площадке и непростых отношениях с кинокритиками.

Мне кажется, вы разные люди, прекрасно дополняющие друг друга.

Евгения: Мы во многом одинаково смотрим на жизнь. Сказать, что мы суперразные, наверное, нельзя.

Ренат: У нас много общих интересов, привычек. Мы любим книги - читаем, обсуждаем. Часто ходим в кино. Есть картины, которые нужно смотреть на большом экране, - например, на «Выжившем» мы были дважды.

Е.: Да, вот что значит любовь - пойти второй раз на фильм, когда человек просит.

Р.: Еще мы любим пожрать. Это важно. (Смеются. ) Это нас объединяет, но и является поводом для яростных споров о том, что заказывать. Не существует страна, если там нет хорошей кухни. Так что книги, кино, еда - этого уже достаточно для совместной жизни.

Но вы представители разных поколений, воспитывались на разных культурных пластах.

Р.: Если называть вещи своими именами, то Женя годится мне в дочери. Так что я передаю опыт подрастающему поколению. (Смеется. )

Е.: Это моя боль. С пятнадцати лет я живу самостоятельно. Ренат, безусловно, является для меня авторитетным человеком, любимым мужем, к мнению которого я прислушиваюсь, но контролю и отношению из разряда «я знаю, потому что дольше тебя живу» я сопротивляюсь. Не сдаюсь и продавливаю свою точку зрения, даже когда ему не нравится. Такой у меня характер.

Известно, что вы встретились во ВГИКе.

Р.: Мои студенты снимали дипломную работу с участием студентов актерского факультета.

А что за работа была?

Р.: У нас с ректором ВГИКа Владимиром Малышевым на продюсерском факультете мастерская. Я предложил, чтобы студенты спродюсировали картину от замысла до реализации под моим руководством. Целый год мы искали замысел. Кто-то из ребят даже пытался писать сам, хотя выходила жуткая графомания. Я их спросил, не пробовали ли они читать книжки. «Это такие штуки, - говорю, - в корешке, из бумаги сделаны, их надо листать». Они почитали - так родился альманах. В одной из новелл, по О. Генри, и снялась Женя.

Е.: У меня тогда был выпуск спектакля и не получалось прийти на пробы. Когда мне сказали, что это будет новелла «Мишурный блеск», я согласилась, потому что за месяц до этого играла роль по этому же рассказу у себя в мастерской. Подумала: раз уж я в материале, то мне будет легко впрыгнуть в эту работу. И отпросилась на пробы. В общем, есть ощущение, что всё в жизни не просто так.

У вас в фильмографии целый ряд совместных проектов, где вы, Евгения, выступаете актрисой, а вы, Ренат, - режиссером и продюсером.

Е.: Ренат снял с моим участием две картины. Первая - «А зори здесь тихие…», вторая - «Чистое искусство», которая выходит сейчас. Это мощный триллер с закрученным сюжетом.

Я правильно понимаю, что «Чистое искусство» было снято раньше, чем «А зори…»?

Р.: Верно, но выпуск пришлось отложить, потому что нужно было снять «А зори здесь тихие…» в короткие сроки. 24 июля начали снимать, 24 апреля представляли фильм в Кремле, а туда, как вы понимаете, опаздывать нельзя. Для этого пришлось провести три месяца в круглосуточном рабочем режиме - и мне, и Жене, сыгравшей Женю Комелькову. Только после этого удалось завершить «Чистое искусство», где у Жени небольшая роль.

Е.: Для меня роль в «Чистом искусстве» была первым и очень сложным экспириенсом. Совсем не хотелось, чтобы Ренат решил, что…

Р.: Ну, это же ясно, выходит картина - все думают: ага, любовница режиссера и продюсера.

Ну нет же.

Р.: Что нет? Конечно, все думают именно так!

Почему вы говорите «любовница», а не «муза», например?

Р.: Вообще мне по барабану, что думают другие. А Жене в этом смысле еще везет. Раньше, когда Вера Алентова в интервью говорила, что Владимир Меньшов на съемках к ней больше всего придирается, я думал, что это кокетство. Сейчас понял, что нет. Я к Жене крайне придирчив. В кинозале будут сидеть мои друзья. Они же будут считать, что она бездарна, а этот ее в кино тащит… И когда я об этом думаю, то начинаю вытаскивать из нее всё, что можно.

Как считаете, сложно людям сойтись творчески?

Е.: Невероятно сложно. И мне легче работать с другими режиссерами, чем с Ренатом. Он меня хорошо знает и легко поймет, если я фальшивлю. Ко всему прочему, Ренат достаточно авторитарен.

Р.: На площадке должна царить власть режиссера, абсолютная монархия.

Е.: Хотя каприз любой другой актрисы он выдержит. Стоит же мне заикнуться о чем-либо...

Р.: Ложь. Ничей каприз я не потерплю.

Е.: Хорошо, не каприз, но ты можешь пойти навстречу.

Вы, Ренат, говорили в интервью: «В силу моей чрезмерной субъективности Женя частенько доходила на съемках до слез и рыданий». Как проявлялась ваша субъективность?

Р.: Это правда, Женю я знаю в ее естественных проявлениях. Что такое актерская игра? Это некое подобие естественности в кадре. Аню Чиповскую, которая играет у меня в «Чистом искусстве», я не знаю так же хорошо. А вот любая Женина фальшь воспринимается мною гораздо сильнее, чем есть на самом деле. Что говорить, я долго работал с Соловьёвым Сергеем Александровичем.

Вы сейчас его отношения с Татьяной Друбич в пример приведете?

Р.: Наше общение с Женей на площадке - пастушеская пастораль по сравнению с тем, как Соловьёв работал с Таней. Крика было!.. Но работают всю жизнь вместе.

Что должны быть за отношения, чтобы совместная работа их не портила?

Р.: (Думает. ) Я впервые об этом задумался после вашего вопроса, но с другой стороны - Карло Понти и Софи Лорен, Глеб Панфилов и Инна Чурикова, Николай Губенко и Жанна Болотова. И все союзы прочные.

Е.: Любая победа Рената - это и моя победа. И наоборот. Делить нам нечего. Если бы мы оба были актеры...

Р.: Это правда, актерские биографии часто пестрят фразами вроде «с трудом переживал успех партнера». В этом смысле профессия актера невероятно тяжела.

Вы, Ренат, тоже ее легче не делаете.

Р.: Кино - это фиксированное навсегда, это не театр, где можно сыграть по-разному.

Е.: И слезы прощаются, когда понимаешь, что Ренат вел себя так, потому что чувствует артистов в кадре.

Сквозь жесткость проглядывает любовь к артистам?

Е.: Любовь и профессионализм. А то есть режиссеры, которые любят-любят, а потом такое снимут - смотреть стыдно.

Р.: Жесткость, она же еще и из-за того, что у нас бюджеты небольшие. Они не позволяют расслабиться, посибаритствовать - мол, завтра доснимем, а то сегодня что-то не пошло. У нас же все мечтают о вменяемом метраже, советских нормах выработки - минутки две в день. А пять минут не хотите? Семь? А как-то было и двадцать пять за два дня. Не скажу, на каком проекте, но это кино, не сериал. И это не оттого, что хочется трудового подвига, просто выхода нет.

Е.: Это всё о том, что на самом деле жесткости, резкости, слез в нашей жизни не так уж и много.

Р.: В основном я нежен, мягок, как плюшевый медведь, да? (Смеются. )

В ваших, Ренат, фильмах на героинь Евгении регулярно обрушиваются смертельные неприятности.

Р.: Так это хорошо, когда в картине такие драматические повороты. Хотя у нас сейчас в работе новый проект - «Маленькие люди». Женя и Петя Фёдоров играют пару. Он ученый-биолог, она - его ассистент. В результате эксперимента оба уменьшаются в размерах…

То есть вы отступили от сквозной темы нескольких ваших картин: девушка в криминальных или военных обстоятельствах.

Р.: Что в искусстве может быть прекраснее женщины в таких обстоятельствах? Но социального месседжа здесь нет. Главное - это находить сочувствие публики. О том же и моя картина «Стальная бабочка», которую вы так не любите.

Мы не любим?

Р.: Вы-вы. Фильм получил десяток фестивальных наград, хорошо прошел в прокате. А писали снисходительно, чего я лично терпеть не могу, лучше бы ругали. Как правило, кинокритик - это тот, кого не взяли на режиссерский факультет. И он всю жизнь пишет фигню. Еще одна картина о тяжелой женской судьбе - «А зори здесь тихие…». Сколько про нее гадостей было написано!

Е.: Зря ты так, а сколько хорошего люди писали? Я, кажется, нашла важное отличие: Ренат - жуткий пессимист, а я, наоборот, во всем вижу плюсы.

Р.: Я-то говорил о некоторых киножурналистах. Один написал, что я продал память о Великой Отечественной войне. Ну не понравился фильм - что ж, это не червонец, чтобы всем нравиться. Но сказать, что продал память о войне?! Это я-то, у которого дед погиб на фронте? И тут я задаюсь сакраментальным вопросом Шуры Балаганова: «А ты кто такой?» Мальчик, которого не взяли во ВГИК на режиссуру? И вообще мои отношения с критиками такие: я стараюсь не читать.

Вижу, у вас получается.

Р.: Это я случайно открыл газету - до сих пор противно.

Почему при таком опыте в кинематографе и при такой уверенности вы позволяете себе быть таким уязвимым?

Р.: Это не уязвимость. Не люблю людей, которые плюют с девятого этажа в надежде на безнаказанность. А они именно на это и рассчитывают.

Может, стоит забить?

Р.: Забить?

В смысле не кулаками, а махнуть рукой?

Р.: (Смеется. ) Да я так и делаю. Я же не превращаю месть в смысл жизни. Сколько людей сказали про фильм теплые слова - Говорухин, Абдрашитов, Буслов, Эрнст, сын Бориса Васильева Пётр Красичков, Лена Драпеко - исполнительница роли Бричкиной в фильме 1972 года. Дочь генерала «Нормандии - Неман» со слезами говорила «Magnifique!» и еще сотни уважаемых в стране людей, а тут какой-то «Тютькин». Если бы этот человек был дуэлеспособен... Но я знаю таких людей. Дашь ему по кумполу - начнет бумаги в прокуратуру сочинять о «чести и достоинстве», которые у него якобы имеются.

Женя, расскажите мне что-нибудь хорошее.

Е.: Ну что хорошее? Могу рассказать, какие мне Ренат цветы недавно подарил. Пионы. Это так приятно: прилетаю с Кипра, а дома букет любимых цветов и торт.

Р.: Она просто сказала: «Можно мне купить торт, но так, чтобы он был только мой?»

Е.: У меня была мечта - есть торт ложкой.

Р.: Ну а пока она отвлеклась на торт, я включил футбол. Она довольна, и мне хорошо.

Вот вы говорите, что на площадке никто не может возражать режиссеру. А дома вы, Евгения, можете с ним спорить?

Р.: Только и делает, что возражает.

Е.: Я считаю, что семья - это компромиссы. Но бывает всякое. Безусловно, я тоже не подарок, не девушка-ромашка.

Как это у вас было - «Я не ангел»?

Е.: Да, «Я не ангел» - вот как вы осведомлены.

Р.: А что такое «Я не ангел»?

Е.: Мой первый сольный альбом так назывался.

Р.: Вот как. Я, кстати, до знакомства с Женей не слышал группу Reflex. Это мне друзья потом шепнули, а я на пробах говорю: спеть можешь? Но потом всё переслушал, пересмотрел.

Е.: И до сих пор не может мне простить мое…

Р.: …эстрадное криминальное прошлое.

А вы, Ренат, не пробовали петь?

Е.: Да он как бог поет! Дома. У нас и пианино, и гитара. Он знает, что я очень люблю песню «Звёздочка моя ясная».

Р.: Я ж ее в школе играл на танцах. И в институте. В юности в ресторанах выступал. Я закончил музыкальную школу по классу фортепиано, но потом взялся за гитару. В те годы всем хотелось быть похожими на Пола Маккартни, все жалели, что не левши. Я и на бас-гитаре пробовал. Одно время даже думал, что стану музыкантом. Но музыка превратилась в хобби, а любовь к кино победила. Я был постановщиком декораций, ассистентом режиссера, замдиректора картины, директором студии - всё было. Разбираться во всём надо, такова профессия. Важно, что у меня к этому интерес. Другое дело, что я лентяй. Не терплю никакой обязаловки. Надо прочитать сценарий - не открою.

Е.: Поэтому читаю я.

Р.: Да, потому что у меня сразу ощущение, будто домашнее задание сделать надо. Или посмотреть фильм специально - тоже не могу.

Е.: А если нужно сделать какую-то работу по хозяйству - починить Интернет, ввернуть лампочку, то это тоже не к Ренату.

Р.: Когда мы сошлись, я Жене сразу сказал, что делать по дому ничего не буду. Я не электрик, не специалист по унитазам. Многим вещам меня в детстве учили, но я это всё с радостью забыл. Физическую силу я применяю в фитнес-клубе, а возможность починить кран, выносить мусор оставляю профессионалам. Слава богу, могу себе это позволить.

Е.: Велик ты так и не починил?

Помню, в прошлом интервью вы, Ренат, жаловались, что уже три года без отпуска. Вносит ли семейная жизнь коррективы в ваше расписание?

Е.: Да всё так же. Скажу больше: пока был не женат, он отдыхал больше.

Р.: Сейчас сложное время, кризис. Он реально влияет на жизнь студии, на производство картин. Полтора года назад мы ездили в Таиланд. Сейчас удается на два-три дня выбраться - полноценный отпуск раньше осени у меня не предвидится.

Вот у меня с супругой принято устраивать длинные совместные завтраки по выходным, а на майских праздниках, если остаемся в Москве, выбираем трамваи с длинными маршрутами и катаемся на них по пустому городу. А у вас есть подобные традиции?

Е.: Я люблю гулять и всегда звала Рената на прогулку. У нас даже есть такая фраза «погуляем по малому кругу». Ренат соглашался неохотно, но потом понял, что в этом много приятного, особенно если бродить не в людных местах.

Р.: У нас хороший район, Хамовники и окрестности, вот там мы и гуляем, причем несмотря на погоду. Зима, мороз, дождь - неважно, прогулка затягивается часа на два. Еще традиция: мы каждую неделю поливаем кактус. По субботам он у нас кормится. (Евгении. ) А про трамвай - надо бы нам у них идею украсть.

Стиль: Mila Yurakova

Макияж и прически: Анастасия Мымликова/Brow Up

Евгения Малахова вместе с мужем Ренатом Давлетьяровым часто дефилируют на красных дорожках, но никогда особо не распространяются о своей частной жизни. В ноябре в кинотеатрах состоится премьера фильма «Зеленая карета», который является третьей картиной после "Чистого искусства" и "А зори здесь тихие...", в которой продюсер и режиссер Ренат Давлетьяров снял свою жену и актрису Евгению Малахову, в прошлом солистку группы Reflex.

Евгения признается, что ее очень заинтересовала ее характерная и стервозная героиня в «Зеленой карете». Такую роль актриса сыграла впервые. Евгения снималась всего два-три дня летом в хорошую погоду, партнер по фильму Андрей Мерзликин очень поддерживал ее. Поэтому, по словам актрисы, она играла исключительно в свое удовольствие.

Фильм начинается с того, что герою Андрея Мерзликина достается главный приз на крупном кинофестивале. Для съемки этой сцены Ренат созвонился со своими друзьями - Роднянским и Бондарчуком, руководителями «Кинотавра» и предложил на церемонии открытия фестиваля спрятать в зале Зимнего театра свои кинокамеры, которые смешаются с телевизионными камерами, герой Мерзликина выйдет на сцену, ему вручат приз, а потом объявят о разоблачении фокуса. Друзья Рената, не лишенные чувства юмора, согласились на эту авантюру.

В результате все вышло, как и было задумано, операторы фильма притворились операторами прямой трансляции, и Мерзликин в образе своего героя прошел по центральному проходу к сцене на глазах у изумленной публики. Этот розыгрыш стал очень неплохой сценой фильма. Не в каждом фильме можно увидеть массовку в лице Бондарчука, Сокурова, Хотиненко и других знаменитостей.

Евгения считает Рената одним из самых талантливых режиссеров, знающего, чего он хочет, и как этого добиться, а это является самым главным на площадке. Ренат выстраивает роли для актеров, у него каждый герой четко следует по своей линии, не отклоняясь от заданного курса.

На съемочной площадке нет личных отношений, существуют только актриса Малахова и режиссер Давлетьяров. Евгения думает, что в ее игре муж гораздо чаще видит фальшь, чем в игре других актеров, потому, что он знает ее всю, целиком.


Ренат признается, что ему очень сложно работать с Женей. Он всех подозревает в том, что они думают, что он взял Женю на роль, потому что она его жена. От этого больше всех страдает сама Женя, поэтому Ренат очень нервничает, когда ее снимает и даже бывает излишне жесток.

По словам Рената, излишние сложности на съемках с женой связаны, скорее всего, с их общим чувством громадной ответственности перед своими коллегами, перед аудиторией, перед картиной. Союз режиссера и актрисы является очень уязвимой связью в кино.
Ренат преподает во ВГИКе и помогает снимать дипломные работы. Для одной из таких дипломных работ искали актрису, пришла Женя на пробы, так они и познакомились. На пробы она попала случайно и была крайне удивлена, увидев Рената, она не ожидала встретить на пробах режиссера такого уровня. Евгения всегда хотела сыграть в дипломной работе, чтобы приобрести первый опыт съемок.

Тогда их встреча не получила дальнейшего продолжения. Но через некоторое время они случайно встретились в Италии. Ренат записывал там музыку к фильму «Однажды» с оркестром композитора Николы Пьовани. А Женя отправилась туда полюбоваться достопримечательностями. В Италии они и встретились случайно.

Евгения думает, что каждой женщине хотелось бы, чтобы рядом с ней находился сильный, волевой человек, на которого можно было бы положиться, и, видимо, Евгения неосознанно всегда пыталась найти именно такого мужчину. Она влюбилась в Рената, прежде всего, как в профессионала, который просто живет кино.

Ренату до встречи с Женей не удалось видеть или слышать группу Reflex. Так, что их знакомство, можно сказать, состоялось с чистого листа.

Евгения вспоминает, что всегда знала, что будет учиться на актерском факультете, потому что еще в детстве она занималась в музыкальном театре юного актера, и все, чтобы она не делала, было связано с театром и с музыкой. Она давно решила для себя, что когда получит первое образование, т.е. юридическое, дальше пойдет учиться в театральный вуз. Получив диплом юриста, Евгения сразу пошла поступать во ВГИК и поступила сама. Но во ВГИКе ей поставили условие либо институт, либо группа. На самом деле Евгения уже приняла решение, сказав продюсеру Reflex , что уходит. Евгения захотела полностью изменить свою жизнь и ни разу не пожалела об этом. В этом году она закончила учебу во ВГИКе с красным дипломом.

Евгения признается, что сейчас с сентября она впервые за десять лет находится в прекрасном состоянии, когда не надо ничего делать. Летом она закончила сниматься в фантастической комедии «Маленькие люди», в которой кроме нее играют Петр Федоров, Марк Богатырев и другие. Теперь актриса наслаждается свободой, потому что всю свою сознательную жизнь она постоянно работала.

Ренат говорит, что работа в кино связана с такой отдачей энергии, особенно когда приходиться стоять во главе съемочной площадки, что в итоге наступает истощение. В этом случае на отдыхе, они как можно меньше общаются с людьми, гуляют в парке. Вообще Ренат с Женей любят путешествовать, хотя это выходит нечасто. Но в последнее время они постоянно разъезжали, проехали путь от Китая до Европы с картинами, завершенными в этом году. Вечером они представляли фильм, а все остальное время гуляли по тихим улочкам Ниццы.

Ренат признается, что мечтает целый месяц ничего не делать, чтобы его усталый мозг отдохнул. Он мечтает об этом уже три года, но пока не получается. Ренат характеризует себя, как человека крайностей. Он либо работает на износ, либо лежит на диване, не вставая несколько часов. Он чувствует себя очень комфортно со своими мыслями, книгами и Женей.

Евгения Малахова - талантливая девушка, впервые заявившая о себе благодаря участию в группе Reflex. После ухода певицы из популярного музыкального коллектива поклонники ожидали, что она начнет работу над сольным проектом. Однако Женя удивила всех, переквалифицировавшись в актрисы и дебютировав в нашумевшем ремейке «А зори здесь тихие». Что же известно об этой непредсказуемой красавице?

Евгения Малахова: детские годы

Звезда является коренной москвичкой, она появилась на свет в октябре 1988 года. Родители воспитывали дочь в строгости, желая видеть в ней такие качества, как дисциплинированность и ответственность. В детстве Евгения Малахова посещала не только общеобразовательную, но и музыкальную школу, благодаря чему замечательно играет на фортепиано. У нее практически не было времени на детские игры, о чем певица и актриса сейчас совсем не жалеет.

Едва отметив 10-летие, Женя стала ученицей Музыкального обойдя в творческом конкурсе огромное число претендентов. Родители мечтали видеть единственную дочь юристом, даже заставили ее стать студенткой юридического факультета МГЮА, однако судьба распорядилась иначе. Уже в 16 лет Евгения Малахова обрела первых поклонников, которым понравились такие ее клипы, как «Клинит», «Мама». Восходящую звезду стали приглашать на такие мероприятия, как «Новые песни о главном», «Золотой граммофон».

Группа Reflex

Известно, что в 2006 году Ирина Нельсон отказалась от участия в музыкальном коллективе Reflex. Ее место заняла Евгения Малахова, сразу став лицом группы. Приблизительно через год после этого Reflex заслужил статус ведущего танцевального проекта нашей страны.

Однако в планы Евгении не входило связывать свою жизнь только с музыкой, ее всегда прельщала карьера актрисы. В 2011 году талантливой девушке удалось стать студенткой знаменитого ВГИКа. Совмещать учебу и концертную деятельность в течение длительного времени не удалось, поэтому Малахова решила оставить работу в группе и сосредоточиться на постижении тайн актерского мастерства.

Фильмы с ее участием

В 2015 году впервые получила серьезную роль Евгения Малахова. Фильмография начинающей актрисы обзавелась ремейком картины «А зори здесь тихие». Режиссер Ренат Давлетьяров доверил девушке создание непростого образа красавицы Евгении Комельковой - одной из пяти женщин-зенитчиц, служивших под командованием старшины Васкова.

Снимать картину создатели решили в Карелии, актерам пришлось работать в условиях плохой погоды. Малахова с ужасом вспоминает о том, как она вынуждена была погружаться в ледяную воду, находиться под проливным дождем в течение длительного времени. Также девушку пугало передвижение по болотам, предусмотренное сюжетом. Именно тогда одним из ее утренних ритуалов стал контрастный душ, с помощью которого Женя надеялась укрепить здоровье. Также ей пришлось перекрасить волосы и набрать вес, с чем девушка смирилась ради интересной роли. Фильм получил весьма неоднозначные отзывы зрителей и критиков, однако бывшая певица сумела заявить о себе как об актрисе.

«А зори здесь тихие» - не единственная лента, в которой успела сняться Евгения Малахова, фото которой можно увидеть в статье. Начинающую актрису можно увидеть в таких картинах, как «Чистое искусство», «Маленькие люди», «Зеленая карета».

Жизнь за кадром

Конечно же, общественность интересуется и личной жизнью такой знаменитой персоны, как певица и актриса Евгения Малахова. Биография звезды свидетельствует о том, что в 2014 году она стала супругой Рената Давлетьярова. До этого в течение нескольких месяцев ходили слухи о романтических отношениях 52-летнего режиссера и 25-летней актрисы, однако Ренат и Женя называли их обыкновенными сплетнями.

Евгения Малахова, фото которой можно увидеть в этой статье, была против пышной свадьбы. Влюбленные пригласили разделить с ними радость только близких друзей и родственников. На невесте не было традиционного белоснежного платья, она предпочла облачиться в джинсы, рубашку и пиджак.

Интересно, что во всех картинах, в которых снялась Евгения, ее супруг выступал в качестве режиссера или продюсера. Это порождает сплетни о том, что Малахова вышла замуж за Давлетьярова по расчету, на которые Женя и Ренат просто не обращают внимания. Если верить словам актрисы, на съемочной площадке муж не предоставляет ей никаких поблажек.