Межконтинентальная баллистическая ракета — весьма впечатляющее творение человека. Огромные размеры, термоядерная мощь, столб пламени, рев двигателей и грозный рокот пуска… Однако все это существует лишь на земле и в первые минуты запуска. По их истечении ракета прекращает существовать. Дальше в полет и на выполнение боевой задачи уходит лишь то, что остается от ракеты после разгона — ее полезная нагрузка.

При больших дальностях пуска полезная нагрузка межконтинентальной баллистической ракеты уходит в космическую высоту на многие сотни километров. Поднимается в слой низкоорбитальных спутников, на 1000−1200 км над Землей, и ненадолго располагается среди них, лишь слегка отставая от их общего бега. А затем по эллиптической траектории начинает скатываться вниз…


Что это, собственно, за нагрузка?

Баллистическая ракета состоит из двух главных частей — разгоняющей части и другой, ради которой затеян разгон. Разгоняющая часть — это пара или тройка больших многотонных ступеней, под завязку набитых топливом и с двигателями снизу. Они придают необходимую скорость и направление движению другой главной части ракеты — головной. Разгонные ступени, сменяя друг друга в эстафете пуска, ускоряют эту головную часть в направлении района ее будущего падения.

Головная часть ракеты — это сложный груз из многих элементов. Он содержит боеголовку (одну или несколько), платформу, на которой эти боеголовки размещены вместе со всем остальным хозяйством (вроде средств обмана радаров и противоракет противника), и обтекатель. Еще в головной части есть топливо и сжатые газы. Вся головная часть к цели не полетит. Она, как ранее и сама баллистическая ракета, разделится на много элементов и просто перестанет существовать как одно целое. Обтекатель от нее отделится еще неподалеку от района пуска, при работе второй ступени, и где-то там по дороге и упадет. Платформа развалится при входе в воздух района падения. Сквозь атмосферу до цели дойдут элементы только одного типа. Боеголовки. Вблизи боеголовка выглядит как вытянутый конус длиною метр или полтора, в основании толщиной с туловище человека. Нос конуса заостренный либо немного затупленный. Конус этот — специальный летательный аппарат, задача которого — доставка оружия к цели. Мы вернемся к боеголовкам позже и познакомимся с ними ближе.


Тянуть или толкать?

В ракете все боеголовки расположены на так называемой ступени разведения, или в «автобусе». Почему автобус? Потому что, освободившись сначала от обтекателя, а затем от последней разгонной ступени, ступень разведения развозит боеголовки, как пассажиров по заданным остановкам, по своим траекториям, по которым смертоносные конусы разойдутся к своим целям.

Еще «автобус» называют боевой ступенью, потому что ее работа определяет точность наведения боеголовки в точку цели, а значит, и боевую эффективность. Ступень разведения и ее работа — один из самых больших секретов в ракете. Но мы все же слегка, схематично, взглянем на эту таинственную ступень и на ее непростой танец в космосе.

Ступень разведения имеет разные формы. Чаще всего она похожа на круглый пенек или на широкий каравай хлеба, на котором сверху установлены боеголовки остриями вперед, каждая на своем пружинном толкателе. Боеголовки заранее расположены под точными углами отделения (на ракетной базе, вручную, с помощью теодолитов) и смотрят в разные стороны, как пучок морковок, как иголки у ежика. Ощетинившаяся боеголовками платформа занимает в полете заданное, гиростабилизированное в пространстве положение. И в нужные моменты с нее поодиночке выталкиваются боеголовки. Выталкиваются сразу после завершения разгона и отделения от последней разгонной ступени. Пока (мало ли что?) не сбили противоракетным оружием весь этот неразведенный улей или не отказало что-либо на борту ступени разведения.


На снимках — ступени разведения американской тяжелой МБР LGM0118A Peacekeeper, также известной как MX. Ракета была оснащена десятью разделяющимися боеголовками по 300 кт. Ракета снята с вооружения в 2005 году.

Но так было раньше, на заре разделяющихся головных частей. Сейчас разведение представляет собой совсем другую картину. Если раньше боеголовки «торчали» вперед, то теперь впереди по ходу находится сама ступень, а боеголовки висят снизу, вершинами назад, перевернутые, как летучие мыши. Сам «автобус» в некоторых ракетах тоже лежит в перевернутом состоянии, в специальной выемке в верхней ступени ракеты. Теперь после отделения ступень разведения не толкает, а тащит боеголовки за собой. Причем тащит, упираясь крестообразно расставленными четырьмя «лапами», развернутыми впереди. На концах этих металлических лап находятся направленные назад тяговые сопла ступени разведения. После отделения от разгонной ступени «автобус» очень точно, прецизионно выставляет свое движение в начинающемся космосе с помощью собственной мощной системы наведения. Сам занимает точную тропу очередной боеголовки — ее индивидуальную тропу.

Затем размыкаются специальные безынерционные замки, державшие очередную отделяемую боеголовку. И даже не отделенная, а просто теперь уже ничем не связанная со ступенью боеголовка остается неподвижно висеть здесь же, в полной невесомости. Начались и потекли мгновенья ее собственного полета. Словно одна отдельная ягода рядом с гроздью винограда с другими виноградинами-боеголовками, еще не сорванными со ступени процессом разведения.


К-551 «Владимир Мономах» — российская атомная подводная лодка стратегического назначения (проект 955 «Борей»), вооруженная 16 твердотопливными МБР «Булава» с десятью разделяющимися боевыми блоками.

Деликатные движения

Теперь задача ступени — отползти от боеголовки как можно деликатнее, не нарушив ее точно выставленного (нацеленного) движения газовыми струями своих сопел. Если сверхзвуковая струя сопла попадет по отделенной боеголовке, то неминуемо внесет свою добавку в параметры ее движения. За последующее время полета (а это полчаса — минут пятьдесят, в зависимости от дальности пуска) боеголовка продрейфует от этого выхлопного «шлепка» струи на полкилометра-километр вбок от цели, а то и дальше. Продрейфует без преград: там же космос, шлепнули — поплыла, ничем не удерживаясь. Но разве километр вбок — это точность сегодня?


Подводные лодки проекта 955 «Борей» — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» четвертого поколения. Первоначально проект создавался под ракету «Барк», ей на смену пришла «Булава».

Чтобы избежать таких эффектов, как раз и нужны разнесенные в стороны четыре верхние «лапы» с двигателями. Ступень как бы подтягивается на них вперед, чтобы струи выхлопов шли по сторонам и не могли зацепить отделяемую брюшком ступени боеголовку. Вся тяга разделена между четырьмя соплами, что снижает мощность каждой отдельной струи. Есть и другие особенности. Например, если на бубликообразной ступени разведения (с пустотой посередине — этим отверстием она надета на разгонную ступень ракеты, как обручальное кольцо на палец) ракеты «Трайдент-II D5» система управления определяет, что отделенная боеголовка все же попадает под выхлоп одного из сопел, то система управления это сопло отключает. Делает «тишину» над боеголовкой.

Ступень нежно, как мать от колыбельки уснувшего дитяти, боясь нарушить его покой, на цыпочках отходит в пространстве на трех оставшихся соплах в режиме малой тяги, а боеголовка остается на прицельной траектории. Затем «бублик» ступени с крестовиной тяговых сопел проворачивается вокруг оси, чтобы боеголовка вышла из-под зоны факела выключенного сопла. Теперь ступень отходит от оставляемой боеголовки уже на всех четырех соплах, но пока тоже на малом газу. При достижении достаточного расстояния включается основная тяга, и ступень энергично перемещается в область прицельной траектории следующей боеголовки. Там расчетно тормозится и снова очень точно устанавливает параметры своего движения, после чего отделяет от себя очередную боеголовку. И так — пока не высадит каждую боеголовку на ее траекторию. Процесс этот быстр, гораздо быстрее, чем вы читаете о нем. За полторы-две минуты боевая ступень разводит десяток боеголовок.


Американские подводные лодки класса «Огайо» — единственный тип ракетоносцев, находящийся на вооружении США. Несет на борту 24 баллистических ракеты с РГЧ Trident-II (D5). Количество боевых блоков (в зависимости от мощности) — 8 или 16.

Бездны математики

Сказанного выше вполне достаточно для понимания, как начинается собственный путь боеголовки. Но если приоткрыть дверь чуть шире и бросить взгляд чуть глубже, можно заметить, что сегодня разворот в пространстве ступени разведения, несущей боеголовки, — это область применения кватернионного исчисления, где бортовая система ориентации обрабатывает измеряемые параметры своего движения с непрерывным построением на борту кватерниона ориентации. Кватернион — это такое комплексное число (над полем комплексных чисел лежит плоское тело кватернионов, как сказали бы математики на своем точном языке определений). Но не с обычными двумя частями, действительной и мнимой, а с одной действительной и тремя мнимыми. Итого у кватерниона четыре части, о чем, собственно, и говорит латинский корень quatro.

Ступень разведения выполняет свою работу довольно низко, сразу после выключения разгонных ступеней. То есть на высоте 100−150 км. А там еще сказывается влияние гравитационных аномалий поверхности Земли, разнородностей в ровном поле тяготения, окружающем Землю. Откуда они? Из неровностей рельефа, горных систем, залегания пород разной плотности, океанических впадин. Гравитационные аномалии либо притягивают к себе ступень добавочным притяжением, либо, наоборот, слегка отпускают ее от Земли.


В таких неоднородностях, сложной ряби местного гравитационного поля, ступень разведения должна расставить боеголовки с прецизионной точностью. Для этого пришлось создать более детальную карту гравитационного поля Земли. «Излагать» особенности реального поля лучше в системах дифференциальных уравнений, описывающих точное баллистическое движение. Это большие, емкие (для включения подробностей) системы из нескольких тысяч дифференциальных уравнений, с несколькими десятками тысяч чисел-констант. А само гравитационное поле на низких высотах, в непосредственной околоземной области, рассматривают как совместное притяжение нескольких сотен точечных масс разного «веса», расположенных около центра Земли в определенном порядке. Так достигается более точное моделирование реального поля тяготения Земли на трассе полета ракеты. И более точная работа с ним системы управления полетом. А еще… но полно! — не будем заглядывать дальше и закроем дверь; нам вполне хватит и сказанного.


Полезная нагрузка межконтинентальной баллистической ракеты большую часть полета проводит в режиме космического объекта, поднимаясь на высоту, в три раза больше высоты МКС. Огромной длины траектория должна быть просчитана с особой точностью.

Полет без боеголовок

Ступень разведения, разогнанная ракетой в сторону того же географического района, куда должны упасть боеголовки, продолжает свой полет вместе с ними. Ведь отстать она не может, да и зачем? После разведения боеголовок ступень срочно занимается другими делами. Она отходит в сторону от боеголовок, заранее зная, что будет лететь немного не так, как боеголовки, и не желая их потревожить. Все свои дальнейшие действия ступень разведения тоже посвящает боеголовкам. Это материнское желание всячески оберегать полет своих «деток» продолжается всю ее оставшуюся недолгую жизнь. Недолгую, но насыщенную.

После отделенных боеголовок наступает черед других подопечных. В стороны от ступени начинают разлетаться самые забавные штуковины. Словно фокусник, выпускает она в пространство множество надувающихся воздушных шариков, какие-то металлические штучки, напоминающие раскрытые ножницы, и предметы всяких прочих форм. Прочные воздушные шарики ярко сверкают в космическом солнце ртутным блеском металлизированной поверхности. Они довольно большие, некоторые по форме напоминают боеголовки, летящие неподалеку. Их поверхность, покрытая алюминиевым напылением, отражает радиосигнал радара издали почти так же, как и корпус боеголовки. Наземные радары противника воспримут эти надувные боеголовки наравне с реальными. Разумеется, в первые же мгновения входа в атмосферу эти шарики отстанут и немедленно лопнут. Но до этого они будут отвлекать на себя и загружать вычислительные мощности наземных радаров — и дальнего обнаружения, и наведения противоракетных комплексов. На языке перехватчиков баллистических ракет это называется «осложнять текущую баллистическую обстановку». А всё небесное воинство, неумолимо движущееся к району падения, включая боевые блоки настоящие и ложные, надувные шарики, дипольные и уголковые отражатели, вся эта разношерстная стая называется «множественные баллистические цели в осложненной баллистической обстановке».

Металлические ножницы раскрываются и становятся электрическими дипольными отражателями — их множество, и они хорошо отражают радиосигнал ощупывающего их луча радара дальнего противоракетного обнаружения. Вместо десяти искомых жирных уток радар видит огромную размытую стаю маленьких воробьев, в которой трудно что-то разобрать. Устройства всяких форм и размеров отражают разные длины волн.

Кроме всей этой мишуры, ступень теоретически может сама испускать радиосигналы, которые мешают наводиться противоракетам противника. Или отвлекать их на себя. В конце концов, мало ли чем она может быть занята — ведь летит целая ступень, большая и сложная, почему бы не нагрузить ее хорошей сольной программой?


На фото — пуск межконтинентальной ракеты Trident II (США) с подводной лодки. В настоящий момент Trident («Трезубец») — единственное семейство МБР, ракеты которого устанавливаются на американских подводных лодках. Максимальный забрасываемый вес — 2800 кг.

Последний отрезок

Однако с точки зрения аэродинамики ступень не боеголовка. Если та — маленькая и тяжеленькая узкая морковка, то ступень — пустое обширное ведро, с гулкими опустевшими топливными баками, большим необтекаемым корпусом и отсутствием ориентации в начинающем набегать потоке. Своим широким телом с приличной парусностью ступень гораздо раньше отзывается на первые дуновения встречного потока. Боеголовки к тому же разворачиваются вдоль потока, с наименьшим аэродинамическим сопротивлением пробивая атмосферу. Ступень же наваливается на воздух своими обширными боками и днищами как придется. Бороться с тормозящей силой потока она не может. Ее баллистический коэффициент — «сплав» массивности и компактности — гораздо хуже боеголовочного. Сразу и сильно начинает она замедляться и отставать от боеголовок. Но силы потока нарастают неумолимо, одновременно и температура прогревает тонкий незащищенный металл, лишая его прочности. Остатки топлива весело кипят в раскаляющихся баках. Наконец, происходит потеря устойчивости конструкции корпуса под обжавшей ее аэродинамической нагрузкой. Перегрузка помогает крушить переборки внутри. Крак! Хрясь! Смявшееся тело тут же охватывают гиперзвуковые ударные волны, разрывая ступень на части и разбрасывая их. Пролетев немного в уплотняющемся воздухе, куски снова разламываются на более мелкие фрагменты. Остатки топлива реагируют мгновенно. Разлетающиеся осколки конструктивных элементов из магниевых сплавов зажигаются раскаленным воздухом и мгновенно сгорают с ослепительной вспышкой, похожей на вспышку фотоаппарата — недаром в первых фотовспышках поджигали магний!


Все сейчас горит огнем, все обтянуто раскаленной плазмой и хорошо светит вокруг оранжевым цветом углей из костра. Более плотные части уходят тормозиться вперед, более легкие и парусные сдуваются в хвост, растягивающийся по небу. Все горящие компоненты дают плотные дымовые шлейфы, хотя на таких скоростях этих самых плотных шлейфов быть не может из-за чудовищного разбавления потоком. Но издали их видно прекрасно. Выброшенные частицы дыма растягиваются по следу полета этого каравана кусков и кусочков, наполняя атмосферу широким белым следом. Ударная ионизация порождает ночное зеленоватое свечение этого шлейфа. Из-за неправильной формы фрагментов их торможение стремительно: все, что не сгорело, быстро теряет скорость, а с ней и горячительное действие воздуха. Сверхзвук — сильнейший тормоз! Став в небе, словно разваливающийся на путях поезд, и тут же охладившись высотным морозным дозвуком, полоса фрагментов становится визуально неразличимой, теряет свою форму и строй и переходит в долгое, минут на двадцать, тихое хаотичное рассеивание в воздухе. Если оказаться в нужном месте, можно услышать, как тихо звякнет об ствол березы маленький обгорелый кусочек дюраля. Вот ты и прибыла. Прощай, ступень разведения!

Недавно задали вопрос: что такое баллистическая ракета? Попробую объяснить на пальцах.

Для начала так: баллистическая ракета – это ракета, которая летит по баллистической траектории. Баллистическая траектория – это линия в пространстве, по которой движется ракета. На начальном этапе ей придает ускорение работающий двигатель, но в некоторый момент он отключается и дальше ракета летит как свободно брошенное тело. Траектория её после выключения двигателя зависит только от силы тяжести и аэродинамических сил, и представляет собой так называемую «баллистическую кривую». Более простым языком — баллистическая ракета — неуправляемая ракета, она летит как брошенный камень. Собственно, даже само название «баллистическая» произошло от древней камнемётной машины — «баллисты». Ещё можно сравнить такой способ запуска с рогаткой — резинка распрямилась, камень вылетел — и дальше им управлять невозможно. Только у ракеты не резинка, а двигатель.

Соответственно, для того, чтобы ракета пролетела как можно дальше, тысячи километров, необходимо минимизировать сопротивление воздуха и силу тяжести, ну и сообщить ей очень большую скорость. С этой целью баллистические ракеты проходят большую часть траектории на огромной высоте, практически в космосе, где отсутствует воздух и практически отсутствует сила тяжести.

Для сокращения времени лёта в воздухе ракету запускают практически вертикально, или очень близко к этому. Она под действием реактивной струи двигателя выходит в космос на очень высокой скорости, ложится на наклонную траекторию – к цели – и дальше сама, как камень.

Таким образом, траектория обычной баллистической ракеты состоит из двух участков: активный - от взлета до прекращения работы двигателей и пассивный - от прекращения работы двигателей до удара по цели.

Если у ракеты обычная разделяющаяся боеголовка, то до момента выключения двигателя управляющий контур отстреливает боеголовки, и по нисходящей траектории к земле несётся не одна ракета, а несколько боеголовок.

Но это уже прошлый век. Дело в том, что предсказать местонахождение обычной баллистической ракеты или даже боеголовки достаточно просто, а, следовательно, их можно перехватить и сбить. Конечно, проще и надежнее всего сбивать ракеты на взлёте, когда они медленные и ещё не разделённые. Именно поэтому наши «партнеры» стремятся окружить Россию кольцом баз противоракетной обороны (ПРО), чтобы в случае нападения на нас сбивать ответные ракеты на взлёте. Но и в пассивном участке это тоже можно сделать, если уверенно отслеживать летящие про простой баллистической траектории ракеты или боеголовки. Поэтому конструкторами были придуманы методы противостояния ПРО – аэродинамические и, собственно, реактивные.

Аэродинамические – у боеголовки при входе в атмосферу появляются крылья, и из простой болванки она превращается в управляемую, которая может непредсказуемо менять траекторию полёта. В таком случае сбить её становится несоизмеримо сложнее, а, скорее, невозможно.

Реактивные – большую часть ракета или боеголовка пролетает по баллистической траектории, а при подлёте к цели включается дополнительный реактивный двигатель, которые позволяет или ускорить боеголовку до гиперскоростей, или варьировать скорость в зависимости от ситуации.

Ну а самым современным вариантом является сочетание обоих методов. Просто представьте – ракета взлетела, прошла активный участок, и перед влётом в атмосферу разделилась, на, скажем, 18 боеголовок, каждая из которых умеет и скорость менять, и направление. А чтобы жизнь у атакуемой стороны вообще мёдом не казалась, ещё и добавила штук 40 ложных целей, определяемых радарами врага как боевых. А если таких ракет 100?


Космический ракетный комплекс «ЗЕНИТ»

Баллистическими ракетами (в 50-х годах использовался термин «баллистические снаряды») называют такие ракеты, у которых траектория полета (за исключением начального участка, который ракета проходит с работающим двигателем) представляет собой траекторию свободно брошенного тела. После выключения двигателя ракета не управляется и движется подобно обычному артиллерийскому снаряду, а ее траектория зависит только от силы тяжести и аэродинамических сил и представляет собой так называемую «баллистическую кривую».

Баллистические ракеты обычно запускаются вертикально вверх или под углами, близкими к 90 градусам, что делает необходимым применение системы управления для вывода ракеты на расчетную траекторию поражения цели.

Чтобы баллистическая ракета могла пролететь сотни и тысячи километров, ей надо сообщить очень высокую скорость полета. Однако и при этом условии получить большую дальность было бы невозможно, если бы ракета совершала полет в плотных слоях атмосферы. Сопротивление воздуха быстро погасило бы ее скорость. Поэтому стратегические баллистические ракеты основной участок своей траектории проходят на очень большой высоте, где плотность воздуха мала, т. е. практически в безвоздушном пространстве.

Вертикальный запуск ракеты позволяет сократить время ее движения в плотных слоях атмосферы и тем самым уменьшить расход энергии на преодоление силы сопротивления воздуха. Через несколько секунд вертикального подъема траектория ракеты искривляется в сторону цели и переходит в наклонную. За счет работы двигателя скорость ракеты непрерывно возрастает вплоть до полного израсходования топлива или выключения (отсечки) двигателя. С этого момента и до падения на землю ракета движется по траектории свободно брошенного тела. Таким образом, траектория баллистической ракеты имеет два участка: активный - от начала взлета до прекращения работы двигателей и пассивный - от момента прекращения работы двигателей до достижения поверхности земли.


Ракеты А-4 на стартовой позиции

Активный участок может быть в свою очередь разделен на отрезки. Баллистическая ракета дальнего действия стартует вертикально с пускового устройства и в течение нескольких секунд движется прямо вверх. Этот участок полета назван стартовым. Далее начинается выведение ракеты на траекторию. Ракета отклоняется от вертикали и, описывая дугу на участке выведения, выходит на последний наклонный участок (участок выключения), на котором происходит отсечка двигателей. Дальнейшая траектория ее полета определяется кинетической энергией, запасенной на активном участке, и может быть точно рассчитана.

Описав эллиптическую дугу вне атмосферы, баллистическая ракета или отделившаяся головная часть ракеты вновь входит в атмосферу, имея практически ту же кинетическую энергию и тот же угол наклона траектории к горизонту, что и при выходе из нее.

, Франции и Китая .

Важным этапом в развитии ракетной техники было создание систем с разделяющимися головными частями. Первые варианты реализации не имели индивидуального наведения боевых блоков, выгода от использования нескольких небольших зарядов вместо одного мощного заключается в большей эффективности при воздействии по площадным целям, так в 1970 году Советским Союзом были развёрнуты ракеты Р-36 с тремя боевыми блоками по 2,3 Мт. В том же году США поставили на боевое дежурство первые комплексы Minuteman III , которые обладали совершенно новым качеством - возможностью разведения боеголовок по индивидуальным траекториям для поражения нескольких целей.

В СССР были приняты на вооружение первые мобильные МБР: Темп-2С на колёсном шасси (1976 год) и РТ-23 УТТХ железнодорожного базирования (1989 год). В США также велись работы по аналогичным комплексам, но ни один из них не был принят на вооружение.

Особым направлением в развитии межконтинентальных баллистических ракет являлись работы по «тяжёлым» ракетам. В СССР такими ракетами стали Р-36, и её дальнейшее развитие Р-36М , принятые на вооружение в 1967 и 1975 годах, а в США в 1963 году на вооружение встала МБР «Титан-2». В 1976 году КБ «Южное» приступило к разработке новой МБР РТ-23 , тогда как в США с 1972 года велись работы по ракете ; они были приняты на вооружение в (в варианте РТ-23УТТХ) и 1986 годах , соответственно. Р-36М2 , поступившая на вооружение в 1988 году , является самой мощной и самой тяжёлой в истории ракетного оружия: 211-тонная ракета при стрельбе на 16 000 км несёт на борту 10 боевых блоков мощностью 750 кт каждый.

Конструкция

Принцип действия

Баллистические ракеты, как правило, стартуют вертикально. Получив некоторую поступательную скорость в вертикальном направлении, ракета с помощью специального программного механизма, аппаратуры и органов управления постепенно из вертикального начинает переходить в наклонное положение в сторону цели.

К концу работы двигателя продольная ось ракеты приобретает угол наклона (тангажа), отвечающий наибольшей дальности её полёта, а скорость становится равной строго установленному значению, обеспечивающему эту дальность.

После прекращения работы двигателя весь дальнейший свой полет ракета совершает по инерции, описывая в общем случае почти строго эллиптическую траекторию. На вершине траектории скорость полёта ракеты принимает наименьшее своё значение. Апогей траектории баллистических ракет обычно находится на высоте нескольких сотен километров от поверхности земли, где из-за малой плотности атмосферы практически полностью отсутствует сопротивление воздуха.

На нисходящем участке траектории скорость полёта ракеты за счёт потери высоты постепенно увеличивается. При дальнейшем снижении плотные слои атмосферы ракета проходит с огромными скоростями. При этом происходит сильный разогрев обшивки баллистической ракеты, и если не будут приняты необходимые предохранительные меры, то может произойти её разрушение.

Классификация

Способ базирования

По способу базирования межконтинентальные баллистические ракеты делят на:

  • запускаемые с наземных стационарных пусковых установок: Р-7 , «Атлас» ;
  • запускаемые из шахтных пусковых установок (ШПУ) : РС-18 , PC-20 , «Минитмен »;
  • запускаемые с мобильных установок на базе колёсного шасси: «Тополь-М », «Миджитмен»;
  • запускаемые с железнодорожных пусковых установок: РТ-23УТТХ ;
  • баллистические ракеты подводных лодок : «Булава» , «Трайдент» .

Первый способ базирования вышел из употребления ещё в начале 1960-х гг., как не отвечающий требованиям защищённости и скрытности. Современные ШПУ обеспечивают высокую степень защиты от поражающих факторов ядерного взрыва и позволяют достаточно надёжно скрывать степень боеготовности стартового комплекса. Остальные три варианта являются мобильными, а значит более труднообнаружимыми, однако накладывают существенные ограничения на размеры и массу ракет.

МБР компоновки КБ им. В. П. Макеева

Неоднократно предлагались и другие способы базирования МБР, призванные обеспечить скрытность развёртывания и защищённость стартовых комплексов, например:

  • на специализированных самолётах и даже дирижаблях с запуском МБР в полёте;
  • в сверхглубоких (сотни метров) шахтах в скальных породах, из которых транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) с ракетами должны перед пуском подниматься к поверхности;
  • на дне континентального шельфа во всплывающих капсулах;
  • в сети подземных галерей, по которым непрерывно движутся мобильные пусковые установки.

До сих пор ни один из подобных проектов не был доведён до практической реализации.

Двигатели

Ранние варианты МБР использовали жидкостные ракетные двигатели и требовали длительной заправки компонентами ракетного топлива непосредственно перед запуском. Подготовка к запуску могла длиться несколько часов, а время поддержания боевой готовности было весьма незначительным. В случае применения криогенных компонентов (Р-7) оборудование стартового комплекса было весьма громоздким. Всё это значительно ограничивало стратегическую ценность таких ракет. Современные МБР используют твёрдотопливные ракетные двигатели или жидкостные ракетные двигатели на высококипящих компонентах с ампулизированной заправкой. Такие ракеты поступают с завода в транспортно-пусковых контейнерах. Это позволяет им храниться в готовом к старту состоянии в течение всего срока службы. Жидкостные ракеты доставляют на стартовый комплекс в незаправленном состоянии. Заправка производится после установки ТПК с ракетой в ПУ, после чего ракета может находиться в боеготовом состоянии многие месяцы и годы. Подготовка к запуску занимает обычно не более нескольких минут и производятся дистанционно, с удалённого командного пункта, по кабельным или радиоканалам. Так же осуществляются периодические проверки систем ракеты и ПУ.

Современные МБР обычно имеют разнообразные средства преодоления ПРО противника. Они могут включать в себя маневрирующие боевые блоки, средства постановки радиолокационных помех, ложные цели и др.

Показатели

Запуск ракеты «Днепр»

Мирное использование

Например, при помощи американских МБР Атлас и Титан осуществлялись запуски космических кораблей Меркурий и Джемини . А советские МБР PC-20 , PC-18 и морская Р-29РМ послужили основой для создания ракет-носителей Днепр , Стрела , Рокот и Штиль .

См. также

Примечания

Ссылки

  • Андреев Д. Ракеты в запас не уходят // «Красная звезда». 25 июня 2008 г.

Вторая половина двадцатого столетия стала эпохой ракетной техники. В космос был запущен первый спутник, потом свое знаменитое «Поехали!» сказал Юрий Гагарин, однако начало ракетной эры следует отсчитывать не от этих судьбоносных моментов в истории человечества.

13 июня 1944 года гитлеровская Германия нанесла по Лондону удар с помощью самолетов-снарядов Фау-1, которые можно назвать первой боевой крылатой ракетой. Несколько месяцев позже на головы лондонцам обрушились новая разработка гитлеровцев - баллистическая ракета Фау-2, унесшая тысячи жизней мирных горожан. После окончания войны немецкие ракетные технологии попали в руки победителей и стали работать в первую очередь на войну, а исследование космоса были всего лишь дорогостоящим способом государственного пиара. Так было и в СССР, и в США. Создание ядерного оружия практически сразу превратило ракеты в стратегическое оружие.

Следует отметить, что ракеты были изобретены человеком еще в глубокой древности. Есть древнегреческие описание устройств, очень напоминающие ракеты. Особенно любили ракеты в Древнем Китае (II-III век до н. э.): после изобретения пороха эти летательные аппараты стали использовать для фейерверков и других развлечений. Есть свидетельства о попытках применять их и в военном деле, однако на существующем уровне технологий они вряд ли могли причинить неприятелю значительный урон.

В Средние века вместе с порохом ракеты попали в Европу. Этими летательными аппаратами интересовались многие мыслители и естествоиспытатели той эпохи. Однако ракеты были скорее диковинкой, практического толку от них было мало.

В начале XIX века на вооружение британской армии принимаются ракеты Конгрева, однако из-за малой точности они вскоре были вытеснены артиллерийскими системами.

Практические работы над созданием ракетного оружия возобновились в первой трети XX столетия. В этом направлении работали энтузиасты в США, Германии, России (затем в СССР). В Советском Союзе результатом этих изыскания стало рождения РСЗО БМ-13 — легендарной «Катюши» . В Германии гениальный конструктор Вернер фон Браун занимался созданием баллистических ракет, именно он разработал Фау-2, а позже смог отправить человека на Луну .

В 50-х годах начались работы над созданием баллистических и крылатых ракет, способных доставлять ядерные заряды на межконтинентальные расстояния.

В этом материале мы расскажем о самых известных видах баллистических и крылатых ракет, в обзор войдут не только межконтинентальные исполины, но и известные оперативные и оперативно-тактические ракетные комплексы. Практически все ракеты, попавшие в наш список, разработаны в конструкторских бюро СССР (России) или США – двух государств, обладающих наиболее совершенными ракетными технологиями в мире.

Scud B (Р-17)

Это советская баллистическая ракета, которая является составной частью оперативно-тактического комплекса «Эльбрус». Ракета Р-17 была принята на вооружение в 1962 году, дальность ее полета составляла 300 км, она могла забрасывать почти тонну полезной нагрузки с точностью (КВО – круговое вероятное отклонение) в 450 метров.

Данная баллистическая ракета является одной из наиболее известных образцов советской ракетной техники на Западе. Дело в том, что многие десятилетия Р-17 активно экспортировалась в различные страны мира, которые считались союзниками СССР. Особенно много единиц этого оружия было поставлено на Ближний Восток: в Египет, Ирак, Сирию.

Египет применял Р-17 против Израиля во время войны Судного дня, в период первой войны в Персидском заливе Саддам Хусейн обстреливал Scud B территорию Саудовской Аравии и Израиля. Он грозил использовать боеголовки с боевыми газами, что вызвало в Израиле волну паники. Одна из ракет попала в американскую казарму, убив 28 военнослужащих США.

Россия применяла Р-17 во время второй чеченской кампании .

В настоящее время Р-17 используют йеменские повстанцы в войне против саудитов.

Технологии, использованные в Scud B стали основой для ракетных программ Пакистана, КНДР, Ирана.

Trident II

Это твердотопливная трехступенчатая баллистическая ракета, которая в настоящий момент стоит на вооружении ВМС США и Великобритании. Ракета «Трайдент-2» («Трезубец») была принята на вооружение в 1990 году, дальность ее полета составляет более 11 тыс. км, она имеет боевую часть с блоками индивидуального наведения, мощность каждого может составлять 475 килотонн. Масса Trident II – 58 тонн.

Данная баллистическая ракета считается одной из самых точных в мире, она предназначена для поражения ракетных шахт с МБР и командных пунктов.

Pershing II «Першинг-2»

Это американская баллистическая ракета средней дальности, способная нести ядерную боевую часть. Она была одним из самых больших страхов граждан СССР на завершающем этапе Холодной войны и головной болью советских стратегов. Максимальная дальность полета ракеты составляла 1770 км, КВО – 30 метров, а мощность моноблочной боевой части могла достигать 80 Кт.

США разместили эти в Западной Германии, уменьшив время подлета к советской территории до минимума. В 1987 году США и СССР подписали договор об уничтожении ядерных ракет средней дальности, после чего «Першинги» были сняты с боевого дежурства.

«Точка-У»

Это советский тактический комплекс, принятый на вооружение в 1975 году. Данная ракета может оснащаться ядерной боевой частью, мощностью 200 Кт и доставлять ее на дальность в 120 км. В настоящее время «Точки-У » стоят на вооружении ВС России , Украины, бывших республик СССР, а также других стран мира. Россия планирует заменить данные ракетные комплексы на более совершенные «Искандеры».

Р-30 «Булава»

Это твердотопливная баллистическая ракета морского базирования, разработка которой началась в России в 1997 году. Р-30 должна стать основным оружием подводных лодок проектов 995 «Борей» и 941 «Акула» . Максимальная дальность «Булавы » составляет более 8 тыс. км (по другим данным — более 9 тыс. км), ракета может нести до 10 блоков индивидуального наведения мощностью до 150 Кт каждый.

Первый запуск «Булавы» состоялся в 2005 году, а последний – в сентябре 2018 года. Эта ракета разработана Московским институтом теплотехники, который ранее занимался созданием «Тополя-М», а изготавливают «Булаву» на ФГУП «Воткинский завод», где производят «Тополя». По словам разработчиков, многие узлы этих двух ракет идентичны, что позволяет значительно удешевить их производство.

Экономия государственных средств – это, конечно же, достойное желание, но оно не должно вредить надежности изделий. Стратегическое ядерное оружие и средства его доставки – это основной компонент концепции сдерживания. Ядерные ракеты должны быть также безотказны и надежны, как автомат Калашникова , чего нельзя сказать о новой ракете «Булава». Она пока что летает через раз: из 26 произведенных пусков 8 были признаны неудачными, а 2 – частично неудачными. Это недопустимо много для стратегической ракеты. К тому же многие эксперты нарекают на слишком малый забрасываемый вес «Булавы».

«Тополь-М»

Это ракетный комплекс с твердотопливной ракетой, способной доставить ядерную боевую часть мощностью 550 Кт на расстояние в 11 тыс. км. «Тополь-М » - это первая межконтинентальная баллистическая ракета, принятая на вооружение в России.

МБР «Тополь-М» имеет шахтное и мобильное базирование. Еще в 2008 году в МО России заявили о начале работ по оснащению «Тополя-М» разделяющимися боевыми блоками. Правда, уже в 2011 году военные заявили об отказе от дальнейших покупок этой ракеты и постепенном переходе на ракеты Р-24 «Ярс» .

Minuteman III (LGM-30G)

Это американская твердотопливная баллистическая ракета, которая была принята на вооружение в 1970 году и находится на нем и сегодня. Считается, что Minuteman III – это самая быстрая ракета в мире, на терминальной стадии полета она может достичь скорости 24 тыс. км/ч.

Дальность полета ракеты составляет 13 тыс. км, она несет три боевых блока по 475 Кт мощности каждый.

За годы эксплуатации Minuteman III прошел несколько десятков модернизаций, американцы постоянно меняют на них электронику, системы управления, узлы силовых установок на более совершенные.

По состоянию на 2008 год США имели 450 МБР Minuteman III, на которых было установлено 550 боеголовок. Самая быстрая ракета в мире еще будет находиться на вооружении армии США как минимум до 2020 года.

Фау-2 (V-2)

Эта немецкая ракета имела далеко не идеальную конструкцию, ее характеристики не идут ни в какое сравнение с современными аналогами. Однако Фау-2 была первой боевой баллистической ракетой, немцы применяли ее для обстрелов английских городов. Именно Фау-2 совершила первый суборбитальный полет, поднявшись на высоту 188 км.

Фау-2 – это одноступенчатая жидкотопливная ракета, работавшая на смеси этанола и жидкого кислорода. Она могла доставлять боевую часть весом в одну тонну на расстояние в 320 км.

Первый боевой запуск Фау-2 состоялся в сентябре 1944 года, всего по Британии было выпущено более 4300 ракет, из которых почти половина взорвались на старте или разрушились в полете.

Фау-2 трудно назвать лучшей баллистической ракетой, но она была первой, за что и заслужила высокое место в нашем рейтинге.

«Искандер»

Это один из самых известных российских ракетных комплекса. Сегодня это название в России стало почти что культовым. «Искандер » принят на вооружение в 2006 году, существует несколько его модификаций. Есть «Искандер-М», вооруженный двумя баллистическими ракетами, с дальностью полета 500 км, и «Искандер-К» - вариант с двумя крылатыми ракетами, которые также могут поражать противника на дистанции в 500 км. Ракеты могут нести ядерные боевые части мощностью до 50 Кт.

Большая часть траектории баллистической ракеты «Искандера» проходит на высотах более 50 км, что сильно осложняет ее перехват. Кроме того, ракета имеет гиперзвуковую скорость и активно маневрирует, что делает ее очень сложной мишенью для вражеской ПРО. Угол захода на цель ракеты приближается к 90 градусам, это сильно мешает работе РЛС неприятеля.

«Искандеры» считаются одним из самых совершенных видов вооружения, которыми располагает армия России.

«Томагавк»

Это американская крылатая ракета большой дальности, имеющая дозвуковую скорость, которая может выполнять как тактические, так и стратегические задачи. «Томагавк » был принят на вооружение армии США в 1983 году, неоднократно использовался в разных вооруженных конфликтах. В настоящее время эта крылатая ракета стоит на вооружении флота США, Великобритании и Испании.

Дальность некоторых модификаций «Томагавка» достигает 2,5 тыс. км. Ракеты можно запускать с подводных лодок и надводных кораблей. Ранее существовали модификации «Томагавка» для ВВС и сухопутных сил. КВО последних модификаций ракеты составляет 5-10 метров.

США использовали эти крылатые ракеты во время обеих войны в Персидском заливе, на Балканах, в Ливии.

Р-36М «Сатана»

Это самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета, из всех созданных когда-либо человеком. Она была разработана в СССР, в КБ Южное (г. Днепропетровск) и принята на вооружение в 1975 году. Масса этой жидкотопливной ракеты составляла более 211 тонн, она могла доставить 7,3 тыс. кг на дальность 16 тыс. км.

Разные модификации Р-36М «Сатана» могли нести один боевой блок (мощность до 20 Мт) или оснащаться разделяющейся головной частью (10х0,75 Мт). Даже современные системы ПРО бессильны против такой мощи. В США не зря Р-36М окрестили «Сатаной», ибо это действительно настоящее оружие Армагеддона.

Сегодня Р-36М остается на вооружении стратегических сил России, на боевом дежурстве состоят 54 ракеты РС-36М.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них