Бизнес‐тренер Аркадий Цукер рассказал на семинаре историю о гардеробщице в ресторане, благодаря которой выручка заведения выросла в 2,5 раза. Несмотря на вдохновляющий посыл, многие эксперты из ресторанного бизнеса раскритиковали Цукера - по их словам, подобного произойти не могло. «360» узнал у рестораторов, сколько правды в словах бизнес‐мотиватора.

Следующая новость

Скриншот: YouTube / Про бизнес

Видео с лекцией генерального директора Центра стратегического консалтинга Аркадия Цукера опубликовали на YouTube-канале «Про бизнес» в конце октября. На него обратил внимание Medialeaks.

Лекция была посвящена работе с молодым поколением. В течение пяти минут Цукер рассказывает историю о своем клиенте-рестораторе, которому юная гардеробщица помогла увеличить выручку в 2,5 раза. По словам Цукера, девушка сама пришла к владельцу заведения и предложила несколько шагов, которые могли бы сделать ресторан популярней.

Она заявила, что из-за ее статуса гости ресторана не обращают на нее внимания и обсуждают его недостатки. «Я для них ноль. Когда я им отдаю пальто, они при мне начинают обсуждать, как их недообслужили, как им тут не понравилось», — якобы заявила она.

Девушка предложила выдавать VIP-гостям номерки с мягкими игрушками. Когда клиенты заходили в зал, официанты сразу понимали, кого нужно обслуживать в первую очередь. Заодно персонал приносил особым гостям Hennessy. Благодаря этому ходу заведение якобы сразу популярней у клиентов. Когда в ресторане было мало клиентов, гардеробщица начала выдавать номерки с игрушками обычным студентам. Официанты наливали им Hennessy, студенты звонили своим друзьям, и в результате зал наполнялся. Кроме того, с подачи девушки клиентам на BMW начали дарить угощения.

В результате выручка заведения выросла в 2,5 раза, утверждает Цукер. Судя по его словам, история произошла пять лет назад, и все это время девушка продолжает работать гардеробщицей. Зарплату ей якобы подняли, но только в полтора раза, так как сотрудница сама не хотела «развращаться».

Рассказанная Цукером история стала популярной в соцсетях. Но в начале ноября ресторанный критик Олег Назаров в своем Facebook назвал ее сказкой и указал на несколько нестыковок.

В этой сказке (маркетинговым словом «кейс» назвать ее язык не поворачивается) умилительно все. Чувствуется, что сочинил ее человек, не знакомый с работой ресторана вообще

— Олег Назаров.

По его словам, идея с номерками с плюшевыми игрушками звучит нереалистично («Какая, в жопу, мягкая игрушка? Как автор байки представляет себе стол-четверку с четырьмя плюшевыми тиграми на нем? А блюда куда ставить?»), а на Hennessy в виде комплимента заведению пришлось бы серьезно потратиться.

Назаров отметил, что гардеробщица не может знать, на каком автомобиле подъезжает клиент, потому что она работает внутри помещения. Также он обратил внимание, что в рассказе Цукера девушка пять лет управляет залом. У Назарова возникает вопрос, чем тогда занимаются менеджеры и управляющий ресторана. «Их что, уволили? Или это мелочи, автор байки еще не решил, куда их деть?» — написал эксперт.

Наконец, Назарова смутило, что гардеробщица так помогла ресторану, но при этом за пять лет не попросила повышения зарплаты. «Друзья, где вы такое видели? Тем более, что судя по рассказу, девушка юная, 21 год, то есть относится к поколению Y, про которое адаптатор теории поколений для России Евгения Шамис пишет, что „для них на первый план выходит немедленное вознаграждение“», — заявил критик. По его мнению, это типичная байка, с помощью которой маркетологи ищут себе новых клиентов.

Все признаки такой байки налицо. Не названа конкретная компания (один ресторан, некая группа компаний и т. д. , чтобы невозможно было проверить). Чудесное исцеление (выручка увеличилась в 2,5 раза). Яркая эмоция (все это практически за бесплатно!)… Сразу понимаешь, что перед тобой маг, колдун, чародей, который и твои проблемы решит с той же легкостью, достаточно ему щелкнуть пальцами и сказать «крэкс-пэкс-фэкс» …

— Олег Назаров.

Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров в разговоре с «360» также назвал историю выдумкой. «Это фейк. Цукер рассказывает придуманную им историю. Глупость полная, несусветная. Детский сад», — сказал эксперт.

Бухаров также раскритиковал часть истории о гардеробщице, которая якобы все слышит и видит автомобили гостей. «Рядом с гардеробщицей всегда стоит хостес. И человек, приехавший на какой-то машине — так сегодня стоянок нет возле ресторанов, оценивать это тоже невозможно», — сказал он.

Руководитель Hurma Management Group Дмитрий Левицкий в комментарии «360» предположил, что правды в этой истории не больше 10%, если они не выдумана целиком.

То, что он рассказывает — полнейшие сказки, имеющие очень слабое отношение к реалиям жизни. <…> Когда человек рассказывает вам историю, и вы понимаете, что он здесь врет, здесь врет, здесь и здесь врет, даже если там дальше есть какая-то правда, ты уже не веришь всей истории целиком. С этим кейсом приблизительно так. Там столько небылиц, что даже если там где-то было правдивое зерно, всей истории уже не верят

— Дмитрий Левицкий.

Ресторатор признался, что не верит в описанные Цукером методы. «Есть такое понятие: чтение гостя. Все, что там описано, хороший официант понимает сам. По ботинкам, по часам, если надо оценить уровень человека. Для этого не обязательно ставить мягкую игрушку», — сказал он.

Следующая новость

Бизнес-тренер Аркадий Цукер – точно не из тех, кому деньги и слава достались даром. История мальчика, научившегося жить с тяжелой болезнью и в 17 лет основавшего собственную компанию – вдохновляющий пример для сотен тысяч поклонников. Сегодня он известный исследователь, маркетолог и философ, теории которого вызывают ожесточенные споры в Интернете.

Детство и юность

Аркадий родился 7 мая 1975 года в Новокузнецке. Сразу после рождения врачи поставили ему диагноз – тяжелая форма детского церебрального паралича. Родителям сообщили, что вести нормальную жизнь и заботиться о себе мальчик никогда не сможет. Медики были уверены, что вряд ли ребенок научится самостоятельно передвигаться и внятно говорить.

Родители заняли по отношению к болезни сына своеобразную позицию. Отец заявил, что у него просто не мог родиться инвалид, значит, проблемы Аркаши – не приговор, а всего-навсего "временные трудности". Он заставлял мальчика преодолевать заболевание и вести жизнь обычного ребенка: самому одеваться, хотя на застегивание одной пуговицы уходило полдня, самостоятельно есть, хотя это тоже было мучительно сложно. От издевательств в школе отец тоже отказался его защищать, сказав, что нормальные дети могут за себя постоять.

Такое далекое на первый взгляд от родительской заботы поведение сильно повлияло на мировоззрение Аркадия. Несмотря на проблемы, которые ему никто не помогал решать, он не сломался, а принял точку зрения отца и изо всех сил пытался поверить в то, что здоров и нормален. Каждое утро мальчик старался начинать с зарядки, упорно учился и тренировал свой ум так же, как непослушные руки и ноги.


Школьные годы Цукер вспоминает с болью. По его словам, в детстве он был мишенью для издевательств и ничего не мог с этим поделать: одноклассники швыряли его на пол, прекрасно зная, какого труда ему стоит подняться, оскорбляли и постоянно придумывали новые «шутки», например, подвешивали беспомощного парня на вешалке за одежду. В конце концов, Аркадий перестал посещать школу, сдавая экзамены экстерном.

В старших классах болезнь обострилась, грозя полным параличом и потерей речи, но юноша уже сам считал это «временными трудностями» и смотрел в будущее без страха. Постепенно он выправил произношение и стал ходить с палкой, позже отказавшись и от нее.

Бизнес и тренинги

После получения среднего образования Цукер поступил на философский факультет Томского университета. Позже он изучал теорию управленческой деятельности и основы игротехники в Российской академии менеджмента. Первую компанию он основал уже в 17 лет, пригласив в нее своих же преподавателей.


В 1993 году Аркадий стал профессиональным бизнес-консультантом. За эти годы он организовал 700 проектов в СМИ, строительстве, общепите, муниципальном управлении. На счету Цукера 6 монографий и 120 книг по маркетингу, теории образования и управления. Он разрабатывает программы для высших учебных заведений России, США и Германии, читает лекции, проводит семинары и тренинги.

Обширной аудитории Цукер стал известен благодаря авторскому психологическому методу, в основу которого легла унаследованная от отца жизненная философия. Аркадий называет свой подход «Живое мышление, или Метод временных трудностей». Основы теории он изложил в видео «Сила ума». Подход универсален для жизни и бизнеса и подразумевает полное отрицание, отказ от осознания того, что человек считает своей проблемой. По мнению Цукера, любой кризис или преграду можно «отменить», преодолев умственным усилием, потому что воля творит чудеса.


Тезисы Аркадия вызывают яростные споры среди бизнесменов и «простой» публики. Некоторые считают его гением, а оппоненты обвиняют в излишней общности рассуждений и «разводе» на деньги, ведь консультации и лекции признанного маркетолога стоят недешево. Однако никто при этом не отрицает, что Цукеру присущи особая харизма и красноречие.

В 2017 году на семинаре тренер поделился притчей о гардеробщице из дорогого ресторана, приведя ее как пример того, почему руководству стоит прислушиваться к младшим сотрудникам и привлекать их к разработке идей. История быстро разошлась по Интернету, но пыл почитателей быстро охладил ресторанный PR-специалист Олег Назаров. Он разложил ее по пунктам в посте «Фейсбука» и доказал, что это всего лишь байка.


Цукер рассказывал, что смышленая девушка-гардеробщица придумала выделять из толпы самых обеспеченных клиентов (что, по словам ресторатора, сложная задача даже для профессионала) и вместе с номерком выдавать им мягкие игрушки (серьезные бизнесмены, скорее всего, отказались бы от такого легкомысленного подарка, да и положить его в ресторане некуда).

Потом она поручала официантам обслуживать выбранных ею посетителей быстрее всех и преподносить им сюрпризы (Цукер упоминал торты с логотипом автомобилей и коньяк «Хеннесси» – такие подарки быстро бы пробили дыру в бюджете даже дорогого ресторана). Позже VIP-клиентами стали делать случайных людей, которые по «сарафанному радио» передавали слухи о щедрости заведения и привлекали в него новую аудиторию.


В итоге выручка ресторана увеличилась в 2,5 раза, а изобретательной гардеробщице повысили зарплату, но не сильно – она сама отказалась, «чтобы не развращаться». После этого Аркадия обвинили в вымысле, отдаленности от жизни и настоящих проблем бизнеса. Многие поклонники отказались ставить выдумку ему в вину, настаивая, что сочинять мотивирующие байки – часть работы бизнес-тренера.

Личная жизнь

Аркадий предпочитает не распространяться о личной жизни и не затрагивать эту тему в интервью. В статьях упоминается, что семья у него есть и что Цукер «счастливый муж и отец».


Бизнес-тренер ведет аккаунты в

Кадр из фильма. Скриншот с youtube.com

13 сентября в российский кинопрокат вышла социальная драма «Временные трудности». Это фильм о том, как ребенка с ДЦП отец воспитывал по своей методике, главный принцип которой – считать его таким, как все, без скидок на заболевание. Финансировал съемки Фонд кино (далее – ФК).

Как сообщали авторы в 2016 году, когда фильм был представлен в ФК на очной защите, в основу сценария была положена история Аркадия Цукера из Новокузнецка. Сейчас в титрах строка о том, что история основана на реальных событиях, по-прежнему присутствует, однако имени прототипа главного героя там нет.

Также претерпел изменения актерский состав. Изначально анонсировалось, что в съемках примет участие Константин Хабенский, но позже на главную роль был утвержден Риналь Мухаметов.

Насколько реалистичен фильм, и был ли в действительности прототип у главного героя?

Аркадий Цукер известен как бизнес-тренер, маркетолог, автор образовательных курсов. Его хорошо знают в интеллектуальной среде Новокузнецка, Томска, Новосибирска и ряда других городов Западной Сибири.

Диагноз, который был поставлен ему в детстве, не является медицинской тайной. По крайней мере, в одной из своих лекций Цукер публично рассказал о заболевании, подробно разъяснив те методы реабилитации, которые к нему применял отец.

Впоследствии история, рассказанная в этом видео, и легла в основу сюжета кинокартины.

По словам людей, знающих Аркадия на протяжении многих лет, факт наличия у него в детском возрасте ДЦП неоспорим. Совершенно точно также то, что это была не тяжелая форма заболевания, как показано в фильме.

Елена Васильевна Макарова, учитель географии школы 52, в которой учился Цукер, помнит его с первого класса. Это был один из любимых ее учеников, как она говорит – «звездочка». Ребенком Аркадий принимал участие в школьных мероприятиях, утренниках. Был старательным, усидчивым, эрудированным.

«Аркадий был из категории учеников, которые делают больше, чем просит учитель. И к старшим классам он стал выделяться на общем фоне. Особенно в старших, очень сильно. Речь была великолепная, запас слов огромный, владел очень хорошо географической терминологией. Класс был не слишком сильный, трудолюбивых ребятишек было немного. И Аркаше часто на уроке делать было практически нечего», – вспоминает Макарова.

По ее словам, в старших классах Цукер перевелся на домашнее обучение, в школе он появлялся только для того, чтобы сдавать зачеты и экзамены.

В начале 1990-х такая форма обучения не была принята, и учителям пришлось согласовывать это решение в городском отделе народного образования.

Однако необходимость такого эксперимента не была вызвана плохим отношением одноклассников к Цукеру. Нет. По словам Макаровой, он значительно опережал сверстников в интеллектуальном развитии, и, обучаясь дома, мог глубже и шире изучить программу.

52 школа в Новокузнецке, в которой обучался Аркадий Цукер, с 1977 года считалась «спортивной». Здесь наравне с обычными были сформированы отдельные классы для игроков детской сборной новокузнецкого хоккейного клуба «Металлург». Такой школа остается и сегодня. В числе ее выпускников известные хоккеисты: Сергей Бобровский, Дмитрий Орлов, Илья Сорокин, Кирилл Капризов.

Однако Елена Макарова не помнит, чтобы у Аркадия возникали трудности в общении со сверстниками – спортсменами или обычными ребятишками. По крайней мере, историй о том, как сверстники вытирали об него ноги или подвешивали за пиджак в раздевалке, она не знает.

«Никакого избранного отношения к нему по болезни не было. В школе на его заболевание особо никто не обращал внимания, потому что отношение к нему было такое же, как ко всем.

У нас было так: если хоккеист затронул кого-то из детей – не спортсменов, его сразу же исключали из школы, какой бы “звездой” в 52 школе он ни был. И ребята это знали. Поэтому хоккеисты обижать его не могли. Одноклассники не завидовали, что он лучше всех. У него с ребятами всегда были хорошие отношения», – вспоминает Макарова.

О том, что Аркадий Цукер был ребенком с выдающимися интеллектуальными способностями, но с совершенно незаметным ДЦП, также говорит и другой педагог – учитель истории той же школы Вера Васильевна Толстогузова.

«Был жизнерадостный, доверчивый, доброжелательный, всегда улыбался при общении. Вежливый, никогда не жаловался на свою болезнь, не требовал к себе особого внимания и снисхождения. Тяга к знаниям, феноменальная память, целеустремленность.

Чувствовал и понимал многие вещи гораздо глубже, чем сверстники. Уже в школе он был интеллектуал. С ребятами из школы он общался, одноклассники относились к нему спокойно, дружелюбно, без зависти. Считали его умным. Успехам не завидовали, так как он сдавал задания индивидуально. Никто над ним не издевался», – вспоминает Вера Толстогузова. Она же отмечает, что в старших классах его заболевание было не так заметно: «Координация не была нарушена. Просто он медленно все делал и двигался, преодолевая трудности. Речь у него была свободная, очень грамотная, последовательная».

Поскольку к старшим классам признаки заболевания более или менее сгладились, то даже не все сверстники знали о том, что у Цукера диагностирован ДЦП.

«Мы были вместе в советско-американском лагере в 1990 году. Аркаше было 16–17 лет, если я правильно помню, он учился еще в школе тогда. Милый, обаятельный парень. Интересный. Наизусть читал Гумилева. Я ему очень симпатизировала. Он очень начитанный, мудрый не по возрасту был. Но про ДЦП ничего не знаю», – вспоминает те годы новокузнечанка Наталья Стукова.

Семья Цукеров – по воспоминанию Веры Толстогузовой – глубоко интеллигентная. «Простая (без амбиций), дружная. Подробно мы о семье не разговаривали, но из некоторых его слов можно было понять, что родные всячески поддерживали его в моральном плане и в духовном развитии».

Сергей Тепляковский, знающий Аркадия около 20 лет, также говорит о том, что в семье Цукеров культивировалось знание и интеллект. Другое дело, считает Теплковский, что сам Аркадий – личность неоднозначная, одаренный, умный, широко эрудированный человек, и он сам мог в немалой степени способствовать формированию мифов о себе.

«Много читал. Много фантазировал: рассказывал, как он, преодолевая недуг, полз по железнодорожному полотну километры, как он овладевал иностранным языком после телефонного общения с носителем языка, как он излечил себя от близорукости за несколько сеансов.

Культ знаний был помножен на огромное время, проведенное в одиночестве: в детстве болезнь значительно сузила круг его общения. Но он старался привлечь внимание педагогов. Он стремился к общепринятым атрибутам успеха – занимал разные общественные «должности»: староста класса, пионервожатый и т.п.», – говорит Тепляковский.

После окончания школы Цукер поступил в Томский университет на философский факультет. По словам учительницы Елены Макаровой, именно тогда, после вступительных экзаменов, у него вдруг стало заметно заболевание. И он действительно смог это преодолеть – правда, без какого-либо насилия со стороны отца. Оказавшись один в чужом городе, без поддержки, без знакомств, он улучшил свое состояние.

«Врачи прогнозировали, что он будет прикован к постели: “Молодой человек, готовьтесь к самому плохому – постельный режим”. У него была очень сильно нарушена координация движений, его мотало из стороны в сторону. Но он поднял себя сам – начал заниматься по методике Порфирия Иванова. Закаливание, обливание на улице холодной водой, и это ему помогло. Он очень укрепил ЦНС. И чудо практически свершилось: никаких заметных признаков уже не стало!» – говорит Макарова.

«Симптомы ДЦП у Цукера были очевидны. Вопрос лишь в том, насколько они скомпенсированы. Судя по настоящему состоянию, Аркадий лишь немного улучшил походку – он человек упорный», – считает Сергей Тепляковский.

Как видим, история реального человека и персонажа фильма совпадает только в том, что оба они имели заболевание ДЦП. Нужно ли ассоциировать реального Аркадия Цукера и экранного Сашку Ковалева? Корреспондент «Милосердия.ru» обратился с просьбой прокомментировать ситуацию непосредственно к Аркадию Цукеру, но тот отказался от разговора.

В PR-дирекции Фонда кино на вопрос о том, проверяют ли сценарий кинокартины на достоверность, пояснили, что в ФК создана сценарная рабочая группа под руководством Владимира Хотиненко. Она и определяет, будет ли выделено финансирование для фильма. Однако, поскольку кино не является документальным, в нем может присутствовать и доля вымысла.

Продюсер кинокартины Георгий Малков сообщил корреспонденту, что в той части фильма, которая касается детства главного героя, история не является вымышленной.

Однако титры о том, что фильм основан на реальной истории именно Аркадия Цукера, создателям пришлось убрать: «потому что его как человека напугали обвинения, предъявленные фильму, в том числе, вашим порталом».
Малков отметил, что в процессе создания фильма они консультировались со специалистами: «Методы излечения (без кавычек) оценивались и рекомендовались, например, в части показанного в фильме реабилитационного оборудования специалистами. Безусловно, в отношении тех форм болезни, которые предполагают реабилитацию (как в случае Цукера). И более того, сейчас к нам пришел уже ряд запросов показать кино в нескольких интернатах для детей, больных ДЦП».

Ольга Журавская, директор фонда «Журавлик», оказалась в числе тех, кто изначально указывал на фактические ошибки и оплошности сценаристов, но так и не была услышана.

«Я была еще президентом благотворительного фонда «Галчонок», когда к нам пришли продюсеры этого фильма со словами: «Не хотите ли вы каким-то образом привлечь зрителей пожертвовать деньги в фонд?»

У нас много детей с органическим поражением нервной системы, и мы сначала обрадовались, потому что не так много художественных фильмов снимается про наших детей с особыми потребностями.

После прочтения синопсиса и просмотра трейлера стало понятно, что мы участвовать в этом не можем. Мы старались донести до продюсеров, почему. Мы объяснили, что считаем: этот фильм некорректно показывает процесс реабилитации детей. Он фактически оправдывает жестокие методы воспитания, которые не применимы ни к каким детям – ни к особенным, ни к обычным.

И этот фильм пропагандирует невежество и насилие – ребенок с ДЦП не реабилитируется, если его бросать одного в лесу.

Мы не считаем, что какими-то насильственными методами, а завязывать шнурки шесть часов, это, безусловно, очень насильственный метод, можно чего-то добиться.

Мы не очень верим, что при насильственных методах мотивация работает хорошо, и работает в принципе. Но мы знаем совершенно точно, что это работает при ненасильственных игровых методах.

Все, чему мы хотим научить ребенка, мы можем научить через игровой метод.

Нас стараются убедить, что ребенок с существенной формой ДЦП, над которым издевались все детство, в результате реабилитировался в полную норму. И разве что психологическая проблема отрицания отца не дает ему жить спокойно.

Кадр из фильма с сайта kinopoisk.ru

Этот фильм полностью и весь не соответствует действительности.

Я не очень представляю, как можно реабилитировать хоть кого-то теми методами, которые показаны в этом фильме».

Фильм дает ложные надежды на излечение, считает Екатерина Клочкова, врач, физический терапевт, директор АНО «Физическая реабилитация». Больше 25 лет Екатерина ведет клиническую работу с детьми, имеющими различные двигательные нарушения (в том числе ДЦП) и их семьями, проводит программы повышения квалификации физических терапевтов, эрготерапевтов, специалистов по физической и социальной реабилитации.

«Тема ДЦП для меня – очень оптимистичная тема. Если ты все делал правильно, то твой ребенок здорово развивается, и даже дети с тяжелыми нарушениями могут освоить некоторые навыки. Не так много случаев, когда у ребенка действительно тяжелые и множественные нарушения, где мы можем только поддерживать и предотвращать вторичные осложнения.

В подавляющем большинстве случаев мы имеем дело с детьми, которые развиваются, учатся, действуют безо всяких унижений и мучительных вещей. И это важно.

А в фильме тебе говорят, что упорный труд позволяет полностью преодолеть болезнь. И люди вместо того, чтобы заниматься реабилитацией, будут пытаться вылечить ребенка, не желая понимать, что ДЦП – это навсегда.

Церебральный паралич – это состояние, которое сформировалось у ребенка в первые два года жизни, и его тяжесть не меняется.

Мировая наука доказала: если у тебя есть церебральный паралич и по системе классификации больших двигательных функций у тебя, например, пятый уровень, то он у тебя останется пятым.

Ты можешь ездить в Китай и исколоть тело иголками, танцевать в лесу с медведями, оперироваться или нет, все равно, уровень твоей мелкой моторики останется таким же.

Даже то, что Аркадий Цукер рассказывает в своих презентациях, например, как у него были контрактуры пальцев, а потом он их смог разработать – этого быть не может.

Если на самом деле что-то случилось, и его отец его вылечил, то у отца должна была быть премия, и всех бы так лечили.

ДЦП, к счастью для нас, изучен вдоль и поперек. Мы знаем, как будут развиваться симптомы церебрального паралича, как будет развиваться ребенок, если мы его правильно диагностировали. И если он выбивается из картины, то для нас – специалистов, это «звонок», что ты чего-то не досмотрел. Точно также не может быть, чтобы у человека были контрактуры и потом они исчезли. Такого не бывает.

На протяжении долгого времени, и в советское время особенно, ДЦП был такой “помойкой”, куда скидывали все непонятные диагнозы. 90% детей не получали необходимой диагностики, которая была доступна детям на Западе и части детей в России – преимущественно, проживающим в больших городах. Когда родился Аркадий Цукер, его везти-то было некуда, и диагноз ставить было некому.

Сейчас в нашей стране многое изменилось, и можно более адекватно подойти к диагностике. Я не видела историю болезни Цукера, я не знаю, что с ним было в детстве. Но по симптоматике, показанной в кино, ничего этого быть не могло».

В коротком видео (см. ниже) рассказывается о двадцатиоднолетней девушке-гардеробщице, которая придумала делить посетителей ресторана на три категории от VIP’ов до «совсем не VIP’ов». В зависимости от категории к номеркам гостей она стала привязывать те или иные большие мягкие игрушки. Из-за привязанных игрушек гости не могли прятать номерки в сумки и карманы. Клали на стол. В результате официанты стали сразу понимать, кто перед ними за столиком. И, VIP’ам, например, в качестве комплимента подавали Hennessy.

История настолько яркая, что, если бы ее не было на самом деле, стоило бы ее выдумать.

Про «выдумать». Мне, например, непонятно, почему Аркадий целых пять лет (!) молчал о таком замечательном (до сих пор имеющем место быть!) кейсе. Ведь хозяин ресторана сомневался, принять ли ему уборщицу, записавшуюся к нему на прием по вопросам «стратегии развития ресторанов». И сделал это только послушавшись совета Аркадия (который, кстати, уже консультировал его по «теории поколений»). Потом Аркадий «сидел в шкафу» у хозяина во время этого разговора и все сам слышал.

На мой взгляд, самым реалистичным здесь является приход гардеробщицы к хозяину с сообщением о том, что она слышит разговоры гостей при уходе из ресторана, которые не стесняются при ней высказываться по поводу того, что им не понравилось. И если учитывать эти замечания, то можно зарабатывать больше.

И снова «волшебная таблетка»

Верить или не верить этой истории, личное дело каждого. Я предпочту принять ее на веру. Но тогда очень хочу получить ответы на несколько простых вопросов.

Дело в том, что и мои клиенты часто ждут простых решений и бывает пытаются внедрять самые креативные из них, забывая, что ни они сами, ни их сотрудники, ни их бизнес в целом не существует в вакууме. Они лишь часть гораздо бо льших систем. И любое гениальное на первый взгляд решение может привести к самым разнообразным последствиям, вызванным, противодействием этих систем .

И если даже оно не будет заметно при одноразовом «принятии волшебной таблетки», то при систематическом многолетнем «приеме» побочные эффекты могут оказаться катастрофическими.

Поэтому, прежде чем что-либо внедрять, нужно включить критическое мышление и задать себе несколько простых вопросов, ответы на которые побудят либо нейтрализовать это противодействие, либо отказаться от применения «волшебной таблетки».

Включим критическое мышление

Если верить истории о гардеробщице, коллективу ресторана как-то удалось разобраться со следующими ниже вопросами. Мне очень хочется узнать:

  1. Где хранятся номерки с привязанными к ним крупными мягкими игрушками? Пришлось ли для них делать отдельный шкафчик? Тогда как гардеробщица быстро извлекает их из него и кладет на место? В видео говорится о двухстах номерках!
  2. Если же крупные мягкие игрушки висят прямо на вешалках (представьте себе двести крупных мягких игрушек в гардеробе!), как гардеробщица объясняет гостям (особенно новым) этот «зоопарк»? И не отпугивает ли это новых гостей? Какую вообще реакцию у гостей (особенно у VIP’ов) вызывает то, что об их одежду (дорогую!?) трутся мягкие игрушки?
  3. Как удается гостя убедить не отвязывать большую мягкую игрушку от номерка, а нести ее с собой в зал (особенно если у гостя в руках еще что-то есть, начиная от цветов и заканчивая клатчем) и класть ее на столик? Представьте себе, например, четырех человек (или банкет) за столом, и перед каждым номерок с большой мягкой игрушкой! Не нужно ли был специально под большие мягкие игрушки заказать столы с большей поверхностью? Не уменьшило ли это количество посадочных мест в зале?
  4. Что делать с гостями, пришедшими, скажем, на романтический или, наоборот, деловой ужин, которым большие мягкие игрушки на столе (и по всему залу) портят атмосферу?
  5. Какова была изначальная концепция ресторана? Не пришлось ли ее скорректировать с учетом больших мягких игрушек на каждом столе?
  6. Как решаются вопросы гигиены? – Большая мягкая игрушка трется о верхнюю одежду множества разных людей, иногда, наверное, падает на пол, разные люди берут ее в немытые руки… И затем водружается на накрытый стол?
  7. Как часто приходится их стирать? Во что они превращаются при частой стирке? Финансовые и организационные затраты на стирку и на закупку 200 игрушек хорошего качества не сводят ли на ноль экономический эффект от этой затеи?
  8. Что делать с гостями, которые быстро смекают, что тот или иной вид большой мягкой игрушки, выданной по наитию гардеробщицей, определяет отношение официантов к гостю, в частности, то, наливают ли ему бесплатно Hennessy, или нет? Не оскорбляются ли они?
  9. Какова точность определения гардеробщицей категории гостя? По каким признакам она это делает? По одежде? А если гость в очередной приход сменил «уровень» одежды? В ролике упоминается марка автомобиля. Как устроено рабочее место гардеробщицы, что она видит, на каком автомобиле приехал гость? Или у нее налажена оперативная связь с парковщиком? А если гость сегодня на своем автомобиле, а завтра на такси? Как гардеробщица отличает гостя на собственном дорогом автомобиле, от того, кто на корпоративном или на взятом на последние деньги в кредит?
  10. Игрушки какой категории гардеробщица выдает гостям разных категорий, пришедших одной компанией?
  11. Какова реакция постоянного гостя, который в разные посещения ресторана по тем или иным причинам был отнесен к различным категориям?
  12. Как удается пять лет держать в тайне этот суперуспешный опыт так, что его не перенимают конкуренты? И ни один журналист, как понимаю, не написал о таком привлекающем внимание ходе?
  13. Как удается пять (!) лет удерживать на позиции гардеробщицы девушку, которая способна на глазок определить категорию (состоятельность?) гостя?! – Так, что ее никто не переманил и не увел замуж (девушке сейчас 26 лет!)?
  14. Что сделано для того, чтобы обезопасить использование этого сверхэффективного инструмента от возможного ухода единственного носителя технологии?
  15. А что происходит летом, когда гардероб мало кому нужен?

Без ответов на эти вопросы или хотя бы без упоминания того, что ответы на них есть, после просмотра ролика я чувствую себя оболваненным. И ведь это только часть вопросов, которые возникают у мыслящего человека по поводу использования игрушек. А в ролике есть и «находки» про студентов, и про марки автомобилей…

Замотивируй … богу молиться…

Ролик крайне мотивирующий. Но мотивирует он, как и любой разговор о «волшебной таблетке» лишь на то, чтобы быть замотивированным.

Но, если, не включая критическое мышление и не задавая конкретных системных вопросов, глотать «волшебную таблетку» (а особенно если заставлять проглатывать ее своих сотрудников), то вы снова и снова будете разочарованы тем, что никакие полезные идеи в компании не только не реализуются, но даже и не высказываются! А попытки реализовать что-либо «новое и полезное» заканчиваются так, что лучше бы они и не предпринимались!