Тяжелый танк КВ

Тяжелый КВ

В соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР в конце 1938 года в СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде (Главный конструктор Ж.Я. Котин) началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название (Сергей Миронович Киров). (Разработкой еще одного тяжелого танка, названного Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения имени Кирова - завод № 185).
Ведущим конструктором танка СМК был А.С. Ермолаев. Первоначальным проектом предусматривалось создание трехбашенной машины, при этом ее масса достигала 55 т. В процессе работы от одной башни отказались, а сэкономленный вес позволил усилить утолщение брони. Параллельно с СМК группой дипломников Военной академии механизации и моторизации имени Сталина, проходивших под руководством Н.Ф. Шашмурина практику на Кировском заводе, был разработан проект однобашенного тяжелого танка KB (Клим Ворошилов). По сути дела, KB представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка СМК с одной башней и дизельным двигателем. На завершающем этапе проектирования однобашенного танка ведущим конструктором проекта был назначен Н.Л. Духов.
В августе 1939 года СМК и KB были изготовлены в металле. В конце сентября оба танка участвовали в показе новых образцов бронетанковой техники на НИБТ полигоне в Кубинке. 19 декабря 1939 года тяжелый танк KB был принят на вооружение Красной Армии.
Несколько ранее опытные тяжелые придали 20-й танковой бригаде, участвовавшей в боях на Карельском перешейке. Первый бой они приняли 17 декабря при попытке прорыва Хоттиненского укрепрайона "линии Маннергейма". При этом танк СМК подорвался на мине и был оставлен экипажем.
Танк KB показал себя с лучшей стороны, однако, очень быстро выяснилось, что 76-мм Л-11 слаба для борьбы с дотами. Поэтому в сжатые сроки был разработан и построен танк
КВ-2 с башней увеличенного размера, вооруженный 152-мм гаубицей. К 5 марта 1940 года три КВ-2 были отправлены на фронт.
Фактически серийное производство танков КВ-1 и КВ-2 началось в феврале 1940 года на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ). В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июня 1940 года к выпуску KB должен был подключиться и Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). 31 декабря 1940 года была произведена опытная сборка первого KB уральского производства. Одновременно в Челябинске началось строительство специального корпуса для сборки тяжелых танков.
Планом опытных работ на 1940 год предусматривалось создание новых образцов танка КВ. Так, к 1 ноября предполагалось изготовить два KB с броней 90 мм, один с пушкой Ф-32, другой - с 85-мм пушкой. К 1 декабря должны были быть готовы еще два KB с броней 100 мм и с аналогичным вооружением. Эти танки были построены и получили обозначение КВ-3 (объекты 220, 221,222).
План производства на 1941 год предусматривал выпуск 1200 танков КВ. Из них на Кировском заводе-1000 (400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-3) и 200 КВ-1 на ЧТЗ. Однако война внесла коррективы в этот план, в частности, к производству КВ-3 так и не приступили. Что же касается выпуска КВ-1 на ЧТЗ, то до 22 июня 1941 года там было собрано всего несколько танков. Всего же в 1940 году было построено 243, а в первом полугодии 1941 года - 393 танка КВ.
Корпус танка сваривался из катаных броневых листов, максимальная толщина которых достигала 75 мм. Башня изготавливалась в двух вариантах - сварном и литом. В свою очередь, сварных башен также было две - с прямоугольной и закругленной кормой. Максимальная толщина брони у сварных башен достигала 75 мм, у литых - 95 мм. В 1941 году толщину брони сварных башен довели до 105 мм путем установки 25-мм экранов, которые крепились при помощи болтов. (Не совсем понятно, зачем это делалось - в 1941 году бронирование КВ-1 было и без того избыточным?).
На танках первых выпусков устанавливалась 76-мм пушка Л-11, затем Ф-32 того же калибра, а с осени 1941 года - 76-мм пушка ЗИС-5. Кроме того, танк вооружался тремя пулеметами - спаренным, курсовым и кормовым. На части машин устанавливался и зенитный пулемет ДТ. состоял из 135 пушечных выстрелов и 2772 патронов к пулеметам. Танк был оснащен телескопическим прицелом ТОД-6, перископическим - ПТ-6 и командирской панорамой ПТ-К.
На КВ-1 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный V-образный жидкостного охлаждения В-2К мощностью 500 л.с. (368 кВт) при 1800 об/мин. Трансмиссия включала в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростную коробку передач тракторного типа весьма неудачной конструкции, многодисковые бортовые фрикционы, двухступенчатые планетарные бортовые передачи. Тормоза были ленточные, плавающие.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из 6 опорных катков малого диаметра с внутренней амортизацией и 3 обрезиненных поддерживающих катков. (С конца 1941 года на танки стали устанавливаться поддерживающие катки без резиновых бандажей - сказывался дефицит резины.) Ведущее цевочного зацепления имело съемный зубчатый венец. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. Гусеница шириной 700 мм состояла из 87-90 траков с шагом 160 мм.
Максимальная скорость танка достигала 34 км/ч, а запас хода по шоссе - 250 км.
На КВ-1 устанавливалась радиостанция 71-ТК-3 (позже-ЮР) и танковое переговорное устройство ТПУ-4бис.
Боевая масса танка составляла 47,5 т, экипаж состоял из 5 человек.
Основное отличие танка КВ-2 заключалось в установке новой башни больших размеров. Общая высота машины достигла 3240 мм. В башне, в маске, закрытой снаружи броневым кожухом, были установлены 152-мм танковая М-10 обр. 1938/40 года и спаренный с ней пулемет ДТ. В норме башни имелась дверца, рядом с которой в шаровой опоре размещался еще один ДТ. На танке сохранился также и курсовой пулемет в лобовом листе корпуса. Для стрельбы использовались телескопический прицел ТОД-9, перископический - ПТ-9 и командирская панорама ПТ-К. Боекомплект состоял из 36 выстрелов раздельного заряжания и 3087 патронов. , силовая передача, ходовая часть, электро- и радиооборудование - остались такими же, как и на КВ-1. Танк КВ-2 был выпущен в ограниченном количестве, после начала Великой Отечественной войны его производство прекратили.
Следует отметить, что в 1940-1941 годах велись проектные проработки танков со 107-мм пушной: КВ-4 (объект 224) и КВ-5 (объект 225), 152-мм самоходной артустановки (объект 212), ремонтно-эвакуационного тягача (объект 214) и танка-электротральщика (объект 218), в которых широко использовались узлы и агрегаты танков КВ-1 и КВ-2.
Во второй половине 1941 года выпуск танков на Кировском заводе существенно возрос. К производству многих узлов и агрегатов подключились такие крупные ленинградские предприятия, как Ижорский и Металлический заводы, и другие.
В связи с постоянно ухудшавшейся обстановкой на Северо-Западном фронте, начиная с июля 1941 года, в несколько этапов проводилась эвакуация людей и оборудования из Ленинграда в Челябинск. 6 октября 1941 года Челябинский тракторный завод был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в Челябинске (ЧКЗ). Этот завод, прозванный в народе "Танкоградом", стал главным производителем тяжелых танков и САУ вплоть до конца Великой Отечественной войны.
Из-за нехватки дизельных двигателей В-2, единственным изготовителем которых был завод № 75 в Харькове, танки КВ-1, так же как и Т-34, какое-то время выпускались с бензиновыми моторами М-17.
В 1942 году на смену КВ-1 было начато производство модернизированного варианта - КВ-1с ("с"-скоростной). Массу танка снизили до 42,5 т за счет уменьшения толщины броневых листов корпуса, массы агрегатов силовой передачи и ходовой части (гусеница сужена до 608 мм), а также уменьшения габаритных размеров башни. Башня - литая, новой обтекаемой формы, с командирской башенкой. Вооружение осталось прежним. Боекомплект сначала состоял из 94 выстрелов, позднее его удалось довести до 114. На КВ-1с была установлена и новая с демультипликатором, сконструированная Н.Ф. Шашмуриным и обеспечивавшая восемь передач вперед и две назад, а, кроме того, новый главный фрикцион и усовершенствованные бортовые передачи. КВ-1с был принят на вооружение 20 августа 1942 года. С сентября 1943 года в войска начал поступать новый вариант - КВ-85.
Его появлению предшествовала попытка установить 85-мм пушку в штатную башню КВ-1с. Однако для установки пушки такого калибра потребовалось создание новой литой башни больших размеров и расширение подбашенной коробки. Боекомплект 85-мм пушки Д-5Т конструкции Ф.Ф. Петрова составлял 70 выстрелов. Экипаж танка сократился до 4 человек за счет удаления стрелка-радиста. Курсовой пулемет был жестко закреплен в лобовом листе корпуса - огонь из него вел механик-водитель. Силовая установка, и ходовая часть остались полностью унифицированными с танком КВ-1с.
В 1942 году на базе КВ-1 были построены опытные образцы самоходной артиллерийской установки КВ-7 с двумя пушками ЗИС-5 и тремя пушками-одной ЗИС-5 и двумя калибра 45 мм. По замыслу конструкторов, удвоение и утроение вооружения должно было компенсировать недостаток танков в войсках. В опытном порядке был построен и танк КВ-9, вооруженный 122-мм гаубицей У-11.
На базе танков КВ-1, а затем и КВ-1с с апреля 1942 года выпускался КВ-8. Корпус остался без изменений, в башне же вместо 76-мм пушки установили 45-мм обр. 1934 года с маскировочным кожухом, воспроизводящим внешние очертания 76-мм пушки. Боекомплект 45-мм орудия состоял из 88 выстрелов. Рядом с пулеметом, спаренным с пушной, устанавливался огнемет АТО-41 (или АТО-42). На танке КВ-8 на базе КВ-1с спаренный пулемет был изъят.
Что касается САУ, то статья о KB была бы неполной без упоминания о первой тяжелой советской серийной самоходной установке СУ-152 (КВ-14), вооруженной 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20. Она была создана в 1943 году на базе танка КВ-1с. Однако история ее разработки и конструкция заслуживают отдельного рассказа.
Следует подчеркнуть, что сам по себе танк KB - довольно противоречивой судьбы. Как это ни парадоксально звучит, но в 1941 году этот танк был не нужен - у него просто не было достойного противника. Никаких же явных боевых преимуществ перед средним Т-34, за исключением более толстой брони, он не имел. Вооружение было таким же, а хуже, чем у тридцатьчетверки. Танкисты не очень любили эту машину: KB мог вдрызг разбить любую дорогу (колесная идти за ним уже не могла), его не мог выдержать практически ни один , за исключением капитальных каменных. Но самым главным недостатком были крайне ненадежные в работе главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы и малоэффективный воздухоочиститель. Словом, трансмиссия танка оставляла желать лучшего, выход ее из строя был массовым явлением.
Как уже упоминалось, часть недостатков трансмиссии была устранена на КВ-1с. Однако на этой модификации в погоне за маневренностью уменьшили толщину брони, и по своим боевым свойствам тяжелый KB еще больше приблизился к средним танкам.
Таким образом, единственным оправданием выпуска KB в 1941-1942 годах параллельно с Т-34 могла бы быть только более мощная пушка, например 85-мм. Но этого сделано не было по той причине, что в тот период пушка калибра 76 мм вполне справлялась со всеми бронецелями противника.
Танк аналогичного KB класса - "тигр" - появился у немцев только в конце 1942 года. И тут судьба сыграла с KB вторую злую шутку - он моментально устарел. Наш танк был просто бессилен против "тигра" с его "длинной рукой" - 88-мм пушной с длиной ствола в 56 калибров. "Тигр" мог поражать KB на дистанциях, запредельных для последнего. Это не замедлило сказаться в бою. Так, например, 12 февраля 1943 года во время одного из боев по прорыву блокады Ленинграда три "тигра" 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона уничтожили 10 KB. При этом немцы потерь не имели.
Несколько сгладить ситуацию позволило появление КВ-85. Но эти машины были освоены с опозданием, выпущено было их немного, и внести существенный вклад в борьбу с немецкими тяжелыми танками они не смогли. Более серьезным противником для "тигров" мог стать КВ-122-серийный КВ-85, вооруженный в опытном порядке 122-мм пушкой Д-25Т. Но в это время цеха ЧКЗ начали покидать первые танки серии ИС. Последние, на первый взгляд продолжавшие линию KB, были уже совершенно новыми машинами.
С 1940 по 1943 год было выпущено 4775 танков KB всех модификаций. Они воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, сначала в составе танковых бригад смешанного состава, потом в составе отдельных гвардейских танковых полков прорыва. До 1945 года дожило совсем мало KB, использовавшихся в качестве боевых танков. В основном, после демонтажа башни, они служили как эвакуационные тягачи.
Танков KB разных вариантов сохранилось немного. В Центральном музее Вооруженных Сил в Москве находятся КВ-1 и КВ-2; танки КВ-1 установлены на постаменты в г. Ропша Ленинградской области и п. Парфино Новгородской области. В Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке можно увидеть КВ-1с с опытной 85-мм пушкой С-18; еще один опытный вариант, на этот раз танка КВ-85, установлен в Санкт-Петербурге в Автово. В финском танковом музее Парола сохраняются два КВ-1-один с пушкой Ф-32 и броневыми экранами, другой - с пушной ЗИС-5 и литой башней. КВ-1 с литой башней находится и на Абердинском полигоне в США.
Библиография:
Моделист-конструктор №5 за 1995 г.

Энциклопедия танков . 2010 .


Смотреть что такое "Тяжелый танк КВ" в других словарях:

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Без преувеличения можно утверждать, что тяжелый танк ИС 2 ведет свою родословную от танков КВ 1 и КВ 13: первый танк достаточно хорошо известен; о втором до настоящего времени можно было почерпнуть сведения, порой… … Энциклопедия техники

    Тяжелый танк ИC 2М … Энциклопедия техники

    Танк Т 35 пятибашенный, с двухъярусным расположением вооружения. В трех башнях находились пушки и пулеметы, в двух по одному пулемету. Корпус танка сварной и частично клепаный, из броневых листов толщиной 20 и 30 мм. 76,2 мм пушка… … Энциклопедия техники

    Основной боевой танк Т 90 В разное время, в разных государствах существовало большое количество классификаций танков, в зависимости от военной доктрины и используемых технологий. Танки распределялись по массе, по вооружению, по назначению.… … Википедия

    Для организации и объединения работ по созданию германского танка 13 ноября 1916 года была создана техническая комиссия, которую возглавил генерал Фридрихс руководитель 7 го (транспортного) отделения Общего управления Военного министерства … Энциклопедия техники

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Пантера безусловно один из наиболее известных тяжелых танков, принимавших участие во второй мировой войне. Катализатором создания этой непредусмотренной в системе танкового вооружения вермахта боевой машины стал… … Энциклопедия техники

    История создания этого интересного танка необычна и заслуживает внимания. Он был спроектирован и изготовлен в сентябре 1939 г. в инициативном порядке на конкурсной основе на Ленинградском Кировском заводе под руководством известного… … Энциклопедия техники

    Рождение тридцатьчетверки Массовые танки Красной Армии Т 26 и БТ по своим тактико техническим данным были вполне на уровне требований середины 30 х годов и вполне удовлетворяли наших танкистов. Их производство развернулось в 1934 36 гг,… … Энциклопедия техники

KB — знаковая машина для мирового танкостроения. Это первый в мире тяжелый танк, созданный по современной компоновочной схеме. Кроме того, KB — символ советского танкового превосходства первых месяцев войны, когда броня и вооружение позволяли ему доминировать на поле боя.

В соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР в конце 1938 года в СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде (главный конструктор Ж. Я. Котин) началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название СМК («Сергей Миронович Киров»). Разработкой еще одного тяжелого танка, названного Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения им. Кирова (завод № 185). Ведущим конструктором танка СМК был А. С. Ермолаев.

СОЗДАНИЕ

Первоначальным проектом предусматривалось создание трехбашенной машины, при этом ее масса достигала 55 т. В процессе работы от одной башни отказались, а сэкономленный вес направили на утолщение брони. Параллельно с СМК группой дипломников Военной академии механизации и моторизации им. Сталина, проходивших практику на Кировском заводе, под руководством Л. Е. Сычева и А. С. Еромлаева был разработан проект однобашенного тяжелого танка KB {«Клим Ворошилов»). По сути дела KB представлял собой СМК, уменьшенный по длине на два опорных катка, с одной башней и дизельным двигателем. На завершающем этапе проектирования однобашенного танка ведущим конструктором проекта был назначен Н.Л. Духов. В августе 1939 года танк KB был изготовлен в металле, а в конце сентября участвовал в показе новых образцов бронетанковой техники на НИБТПолигоне в Кубинке. В октябре начались заводские испытания. В ноябре первый опытный образец танка отправили на фронт на Карельский перешеек для участия в боевых действиях против финнов. 19 декабря 1939 года танк KB был принят на вооружение Красной армии.

ПРОИЗВОДСТВО

Серийное производство танков KB с 76-мм пушками («танки с малой башней») началось в феврале 1940 года на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ). Фактически же еще в апреле — мае завод продолжал изготовление танков установочной партии. Но в конце мая план выпуска KB в 1940 году был существенно увеличен. С июля по декабрь завод должен был изготовить 230 танков. До конца года Кировский завод сумел изготовить 139 КВ-1, полностью выполнив спущенный сверху план. Тем не менее качество танков оставляло желать лучшего. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июня 1940 года к выпуску KB должен был подключиться и Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). 31 декабря 1940 года была произведена опытная сборка первого KB уральского производства. Одновременно в Челябинске началось строительство специального корпуса для сборки тяжелых танков. Во второй половине 1941 года выпуск танков на Кировском заводе существенно возрос.

К производству многих узлов и агрегатов подключились такие крупные ленинградские предприятия, как Ижорский и Металлический заводы и другие. В связи с постоянно ухудшавшейся обстановкой на Северо-Западном фронте начиная с июля 1941 года в несколько этапов проводилась эвакуация людей и оборудования из Ленинграда в Челябинск. После захвата немцами Красного Села вражеская артиллерия получила возможность обстреливать Кировский завод, поэтому сборку и ремонт танков перенесли в более безопасное место на Выборгскую сторону на завод им. Сталина. В конце сентября Ижорский завод прекратил изготовление бронекорпусов и башен — линия фронта прошла в непосредственной близости от этого предприятия. 18 октября 1941 года в Ленинграде был собран последний танк КВ. Всего же за 1941 год Кировский завод выпустил 885 танков КВ.

KB В БОЮ

По состоянию на 1 июня 1941 года в войсках имелось 504 танка КВ. Из этого количества большая часть находилась в Киевском Особом военном округе — 278 машин. Западный Особый военный округ располагал 116 танками KB, Прибалтийский Особый — 59, Одесский — 10. В Ленинградском военном округе имелось шесть танков KB, в Московском — четыре, в Приволжском — 19, в Орловском — восемь, в Харьковском — четыре. Из этого количества в эксплуатации находилось 75 КВ-1 и 9 КВ-2.

С 1 по 21 июня в войска с завода был оправлен еще 41 танк КВ. Уже в первые дни Великой Отечественной войны в полной мере проявились как очевидные достоинства, так и недостатки новых тяжелых танков, равно как и все недочеты 8 боевой подготовке и организационной структуре танковых войск Красной армии.

Но хорошо подготовленные экипажи творили на танках KB чудеса. Так, например, экипаж КВ-1 командира роты старшего лейтенанта 3. Колобанова из 1 -й Краснознаменной танковой дивизии 19 августа 1941 года в районе совхоза Войсковицы под Красногвардейском (Гатчиной) 98 снарядами уничтожил немецкую танковую колонну из 22 боевых машин. В том же бою отличились и другие экипажи KB из роты Колобанова. В бою на Лужской дороге экипаж лейтенанта Ф. Сергеева подбил восемь немецких танков, экипажи лейтенанта Ласточкина и младшего лейтенанта Дегтя ря по четыре, а экипаж младшего лейтенанта М. Евдокименко — пять. При этом Евдокименко погиб в бою, трое членов его экипажа были ранены, а пятый танк механик-водитель Сидиков уничтожил таранным ударом. Всего за 19 августа 1941 года рота Колобанова вывела из строя 43 немецких танка!

КОНСТРУКЦИЯ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА КВ-1

Для 1940 года танк КВ-1 был подлинно новаторской конструкцией, воплотившей в себе все передовые идеи того времени: индивидуальную торсионную подвеску, надежное противоснарядное бронирование, дизельный двигатель и мощное орудие.

Корпус танка КВ-1 сваривался из катаных броневых листов, максимальная толщина которых достигала мм. Башня изготавливалась в двух вариантах — сварном и литом. В свою очередь сварных башен также было две — с прямоугольной и закругленной кормой. Максимальная толщина брони у сварных башен достигала 75 мм, у литых — 95 мм. В 1941 году толщину брони сварных башен довели до 105 мм путем установки 25-мм экранов, которые крепились при помощи болтов.

ВООРУЖЕНИЕ

На танках первых выпусков устанавливалась 76-мм пушка Л-11, затем Ф-32 того же калибра, а с конца октября 1941 года — 76-мм пушка ЗИС-5. Последняя представляла собой вариант пушки Ф-34, приспособленный для установки в КВ. Кроме того, танк вооружался тремя пулеметами — спаренным, курсовым и кормовым. На части машин устанавливался и зенитный пулемет ДТ. Боекомплект состоял из 135 пушечных выстрелов и 2772 патронов к пулеметам. Танк был оснащен телескопическим прицелом ТОД-6, перископическим — ПТ-6 и командирской панорамой ПТ-К.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

На КВ-1 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизель жидкостного охлаждения В-2К мощностью 500 л. с. (368 кВт) при 1800 об/мин. Трансмиссия включала в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростную коробку передач тракторного типа весьма неудачной конструкции, многодисковые бортовые фрикционы, двухступенчатые планетарные бортовые передачи. Тормоза были ленточные, плавающие.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из шести опорных катков малого диаметра с внутренней амортизацией и трех обрезиненных поддерживающих катков. (С конца 1941 года на танки стали устанавливаться поддерживающие катки без резиновых бандажей — сказывался дефицит резины). Ведущее колесо цевочного зацепления имело съемный зубчатый венец. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. Гусеница шириной 700 мм состояла из 87-90 траков с шагом 160 мм. Максимальная скорость танка достигала 34 км/ч, а запас хода по шоссе — 250 км. На КВ-1 устанавливалась радиостанция 71-ТК-3 (позже — 10Р) и танковое переговорное устройство ТПУ-4 бис. Экипаж состоял из пяти человек.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА KB-1 ОБР. 1940 г.

  • Боевая масса, т: 47,5
  • Габаритные размеры, мм:
    — длина: 6675,
    — ширина: 3320,
    — высота по крыше: 2710,
  • Вооружение: пушка 76-мм (Л-11, Ф-32, ЗИС-5), пулеметы 3 х ДТ 7,62-мм
  • Бронирование, мм:
    — лоб корпуса: 75,
    — лоб башни: 75,
    — борт: 75,
    — корма: 60,
    — крыша корпуса: 30-40,
    — днище: 30-40
  • Двигатель: четырехтактный V-образный 12-цилиндровый дизельный В-2К мощностью 500 л. с. (382 кВт) при 1800 об/мин

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

На вооружении ни одной армии мира не состояли тяжелые танки. За одним исключением. У Красной Армии они были.

Зачем нужны тяжелые танки

Война - это, в первую очередь, работа, тяжелая, грязная и очень опасная. Солдат большую часть времени занимается тем, что копает землю. Чем больше он извлечет грунта, тем выше его шансы уцелеть. Есть и другие виды работы, не менее трудоемкие, и для каждого из них требуется свой инструмент. Для нанесения бомбовых ударов по отдельным точечным целям не годится тяжелый бомбардировщик - нужен штурмовик. Чтобы уничтожить промышленный потенциал противника, истребитель применять не стоит, здесь требуются стратегические бомбовозы, и их должно быть много. Легкие танки необходимы для глубоких и стремительных рейдов, обхода вражеской обороны и создания «котлов», в которых значительные воинские соединения, лишенные снабжения и связи, не смогут долго выстоять. Если проводить аналогии с рабочим инструментом, то они выполняют функции клинка, гибкого и удобного. Но бывают ситуации, когда требуется что-то помощнее, а острота большого значения не имеет (колун, например, или топор). Тяжелые танки нужны тогда, когда быстрым наскоком укрепленные позиции взять или обойти нельзя, и требуется методичный пролом, сильный лобовой удар, всесокрушающий и беспощадный.

В декабре 1939 года шли тяжелые и кровопролитные бои в Карелии. Страшный трескучий мороз, снежный покров по пояс, под ним болота, причем незамерзающие. Если к погодным условиям добавить мины, обнаружение которых весьма проблематично; работу снайперов; неожиданно возникающие засекреченные огневые точки, защищенные толстым железобетоном; полярную ночь, действующую угнетающе на психику; невозможность развести огонь и вообще согреться; валуны, скрытые, опять же, под снегом, и многое, многое другое, становится ясно, «почему так долго возились с какой-то там маленькой Финляндией». В нелегком деле прорыва «линии Маннергейма» впервые сыграли важную роль тяжелые танки. СССР в лице сталинского руководства принял решение о создании сверхмощного броневого кулака раньше других стран. В Финской войне приняли участие экспериментальные образцы, в частности СМК. 17 декабря, пытаясь преодолеть укрепрайон Хоттинен, один из них, находящийся в распоряжении 20-й бригады, подорвался на Экипаж потерь не понес, но был вынужден покинуть машину. Это был один из первых случаев применения нового оружия.

В военной промышленности ничего не делается просто так. Трудно представить себе ситуацию, при которой И. В. Сталин вызывает конструкторов бронетанковой техники и, попыхивая трубкой, говорит им: «А сделайте-ка мне тяжелый танк. Мне очень этого хочется. Каприз у меня такой…». В этом случае ни у какого государства не хватит средств для выполнения самых насущных задач по защите своих рубежей. Нет, все задания, которые в Кремле ставились специалистам, были обоснованы.

Проектировать боевую машину, отвечающую современным требованиям, предъявляемым для штурмовых вооружений, начали в начале 1939 года, выполняя постановление госкомитета по обороне, принятое в декабре 1938-го. Согласно СССР, боевые действия в случае вероятной (и ожидаемой) войны должны были разворачиваться на территории противника в условиях его упорного противодействия на начальном этапе. Такой характер конфликта требовал определенных технических средств, в связи с этим конструкторам давались соответствующие ТЗ. Подразумевалось, что через широкие проломы в оборонительных линиях вперед двинутся крупные соединения, укомплектованные легкими быстроходными танками класса БТ, способные двигаться по дорогам с большой скоростью. При таком вероятном сценарии, при условии полного господства в воздухе, победа была гарантирована с минимальными потерями.

Начало конструкторских работ

Руководил проектированием танка СМК Ж. Я. Котин, генеральный конструктор ленинградского завода имени Кирова. В названии увековечена память убитого недавно вождя, руководителя парторганизации «колыбели революции». Еще одна машина разрабатывалась под руководством А. С. Ермолаева на соседнем заводе № 185, она называлась Т-100. Конструкторская мысль тех лет была разнонаправленной, в частности, одним из магистральных направлений считалась многобашенная схема, при которой сектор огня мог быть круговым. У СМК вес оказался слишком большим, и на него вместо трех башен решили установить две, чтобы улучшить ходовые характеристики и бронирование.

Однако вскоре после начала проектных работ группа выпускников-практикантов ВАММ (Военная академия механизации и моторизации) им. Сталина, руководимая Н. Ф. Шашмуриным, предложила пойти дальше: убрать еще одну башню (которую молодые специалисты сочли излишней), установить дизель вместо карбюраторного двигателя и уменьшить ходовую часть на два катка. В сущности, коллектив интуитивно пришел к схеме, ставшей классической на долгие десятилетия, опередив всех зарубежных коллег, принявших эту идею лишь в пятидесятые годы.

Так родился советский танк КВ-1.

От чертежей к металлу

Доводить однобашенный танк поручили ведущему конструктору Н. Л. Духову. Напоминать о том, что в сталинские годы медлить было опасно, сегодня никому не нужно. Любое промедление могло вызвать смену работы на менее престижную, в телогрейке и с пилой или топором. Главный конструктор танка КВ товарищ Духов с заданием справился. Уже к августу тяжелые танки КВ и СМК были готовы и предъявлены госкомиссии, а в сентябре полигон Кубинка сотрясался от рева моторов во время показа новых образцов. Столь же оперативно произошел их прием на вооружение, уже шел «освободительный поход» на Финляндию, и эта техника была крайне необходима. Конструкторов же интересовала эффективность применения разработок. Танк «Клим Ворошилов» пошел в бой.

Как появился КВ-2

Линия Маннергейма была укреплена основательно. В отличие от французской Мажино, она упиралась краями в побережья (на западе в Финский залив, на востоке в Ладогу), и обойти ее было невозможно. Построены фортификации были грамотно, с высокой степенью автономности и всей необходимой для обороны инфраструктурой. В целом, тяжелый танк КВ показал себя хорошо, но орудия калибра 76 мм было явно недостаточно для разрушения железобетонных сооружений, укрытых слоем грунта. Требовалось что-то более эффективное, например, 152-мм гаубица, которая на вооружении уже состояла, правда для ее транспортировки был нужен мощный тракторный тягач. Ленинградским конструкторам была поставлена новая задача: соединить два важных элемента, огромную пушку и гусеничную ходовую часть, да еще и обеспечить при этом надежную защиту экипажа с орудийным расчетом. Так появился КВ-2, танк-молотобоец, предназначенный для сокрушения любых укреплений.

В межвоенный период

Финская война, хотя и была кровопролитной, закончилась быстро, но, несмотря на это, производство тяжелых машин, в том числе и осадного типа, продолжалось. С февраля 1940 года танк в двух версиях запущен с серию на ЛКЗ (Ленинградский Кировский завод), а начиная с июня и на ЧТЗ (Челябинском заводе, называемом тракторным). Энтузиазм в те годы был чрезвычайно высок, первые КВ уральской сборки вышли из цеха уже вскоре, а для наращивания мощностей строился отдельный корпус, размеры которого предполагали очень большие возможности. Не останавливали работы и конструкторские коллективы, продолжая совершенствовать технические показатели и устранять выявленные в ходе боевых действий недостатки. Осенью сорокового должны были появиться два новых образца с усиленной до 90 мм броней с более мощным артиллерийским вооружением (85 мм, калибр, о котором еще даже и мечтать не могли танкисты остальных стран мира). К концу года планировался еще один гигант, на этот раз со 100-мм защитой. Эти машины являлись секретными разработками, их называли объектами 220, 221 и 222. Чтобы никто не знал…

Сравнение с вероятным противником

В 1941 году планировалось изготовить 1200 тяжелых машин, в частности КВ-1 - 400, КВ-2 - 100 (у него была очень специфическая функция, и потребность в нем была ниже), а КВ-3 - целых 500 штук. И это только в Ленинграде! Еще 200 единиц должен был дать ЧТЗ. В 1949 году тяжелый танк КВ-1 и сверхтяжелый КВ-2 тоже производились, и в немалом количестве (243). Всего на вооружении Красной Армии их было 636. Много это или мало? Советские историки, объясняя причины катастрофы лета 1941 года, высказывали мнение, что у нас не хватало. При этом они забывали упомянуть о том, что Вермахт переходил границу СССР, имея в своем распоряжении немного более трех тысяч танков, и все они, без исключения, были легкими. Мало того, новыми их назвать крайне тяжело. Европейский блицкриг был, конечно, веселой прогулкой, но двигателю это безразлично, он изнашивается даже при езде по очень хорошему автобану. Машины, захваченные во Франции и Чехословакии, тоже не шли ни в какое сравнение даже с нашими легкими БТ. Румыния, союзник нацистской Германии, и вовсе имела на вооружении «Рено-17» (17 - это год выпуска, 1917-й), в СССР таких было 2 штуки, они стояли в музеях.

И еще, пора вспомнить о том, что в Советском Союзе производились не только тяжелые танки. Были еще и средние, Т-34, лучшие в мире, и их строили очень активно. И легкие, их производили невиданными тиражами. И по вооружению, и по броневой защите, и по характеристикам двигателей (в основном, кстати, дизельных, В-2, каких никто так и не смог больше никто в мире повторить в течение всей войны) они превосходили технику Вермахта. Советский танк КВ по состоянию на середину 1941 года вообще не имел аналогов.

Конструкция

На момент создания первых прототипов возможности советских танковых заводов позволяли применять самые прогрессивные технологии. Ни о каких клепаных соединениях даже и речь не шла, корпус изготавливался сварным методом. Это же касалось и орудийной башни, которую в дальнейшем усовершенствовали, использовав цельнолитьевой метод. Толщина броневых листов составляла 75 мм. Модификационные возможности конструкции позволили в дальнейшем увеличить защиту до 105 мм за счет установки на болты дополнительных бронеэкранов, но в 1941 году ни одна немецкая бортовая пушка и без этого не могла поразить танк КВ-1.

Общая схема была классической для советской бронетехники второй половины тридцатых годов (позже принятой за образец инженерами всего мира): задняя трансмиссия, исключающая карданный вал, наклонное бронирование, мощный дизель и орудие калибра 76 мм (Л-11, Ф-32, а позже ЗИС-5).

Ходовая часть

Двигатель В-2К был сердцем этой машины, его мощность составляла 500 лошадиных сил при скорости вращения 1800 об/с. Многодисковая фрикционная трансмиссия имела конструктивные пороки, она часто отказывала, так как не была рассчитана на усилия, нужные для изменения скорости такой тяжелой машины, как танк КВ (его масса превышала 47 т), особенно на первых двух передачах (всего их было 5).

Основой ходовой части служила торсионная индивидуальная подвеска относительно малых опорных катков (их было шесть по каждому борту). Провисание гусениц устраняли дополнительные, поддерживающие катки-ролики, по три на каждую. До 1942 года их покрывали резиной, чтобы уменьшить шум, но из-за дефицита материалов от этой «роскоши» пришлось отказаться. Гусеницы сделали широкими (700 мм), чтобы уменьшить удельную нагрузку на грунт.

Вооружение

Опыт действий против отчаянного противника, готового идти против танка с бутылкой задал новое требование - возможность создания заградительной огневой завесы. Для решения этой задачи машину оборудовали тремя пулеметными точками, одна из которых была направлена назад, для защиты моторного отсека. Другой пулемет был турельным, он прикрывал от атаки с воздуха. Свободное внутреннее пространство эргономично заполнял боекомплект, вполне достаточный для ведения долгого изнурительного боя (135 снарядов и 2770 патронов). Точность стрельбы обеспечивало оптическое оборудование, состоявшее из прицелов (ТОД-6 телескопического, ПТ-6 перископического). Командирская панорама предоставляла возможность неплохого обзора. В танке по боевому расписанию находились пять человек, они могли общаться с помощью интеркома, внешняя связь обеспечивалась рацией 71-ТК-3 или ЮР.

Почти 48-тонная махина могла развивать скорость до 34 км/ч и имела моторесурс в 250 км. Это очень много.

В начале большой войны

Общеизвестно, что война началась в крайне неблагоприятных условиях для СССР. С одной стороны, об ударе нацистов предупреждали различные разведывательные источники, с другой же, он был крайне нелогичным. Если о концентрации германских войск ставке было известно, для нее же не составляла секрета и неготовность Вермахта к боевым действиям против Советского Союза, заключавшаяся в отсутствии теплого обмундирования и морозостойких ГСМ. Тем не менее, Гитлер отдал приказ об атаке наших границ, и огромное количество советских военных запасов оказались уничтоженными или захваченными агрессором. Танк КВ вызвал настоящее потрясение, как у немецкого командования, так и среди солдат на Восточном фронте. Само наличие у противника подобного чудища, несмотря на успешное продвижение вглубь СССР, вызывало смутное чувство собственной технологической отсталости. С изумлением немцы рассматривали захваченные ими огромные самоходные гаубицы КВ-2, и узнавали, что на соседних участках один танк КВ-1 сдерживал превосходящие силы наступающих батальонов. Другой вопрос состоял в слабой эффективности этих монстров в оборонительных боях. Если при наступлении необходимо «выкуривать» противника из окопов, то навесная траектория снаряда - это как раз то, что нужно. Огонь обрушивается на головы сидящих в укрытиях солдат прямо с неба, и спрятаться некуда. А вот при отражении атаки нужна траектория настильная, чтобы косить наступающие цепи и разить технику. Оказались бесполезными как легкие, так и самые тяжелые танки. СССР к обороне оказался не готов.

Военные специалисты вермахта, конечно же, понимали, для чего предназначалась захваченная техника. Ее изучение, помимо осознания мощи советской оборонной индустрии, давало возможность делать и другие выводы. Подтверждал намерение Сталина нанести удар по Германии и танк КВ. Фото поврежденных бронированных осадных орудий использовала и геббельсовская пропаганда как доказательство агрессивных намерений большевиков. Некоторые захваченные машины Вермахт использовал для собственных нужд.

Легкие БТ и другие образцы наступательной техники вскоре сняли с производства как ненужные в сложившейся ситуации. Эта же судьба постигла и бронированные 152-мм гаубицы. Казалось, что такая участь постигнет все «Климы Ворошиловы». Но история распорядилась иначе. Несмотря на то, что танки серии КВ практически по всем показателям уступали Т-34, их производство продолжалось даже в блокадном Ленинграде. По понятным причинам, осуществить перестройку технологического цикла здесь было невозможно, а бронетехнику фронт требовал, так что выпуск машин не только не свернули, а даже нарастили, подключив Металлический и Ижорский заводы. Аналогично поступили и в «Танкограде» города Челябинска. Возникли сложности с двигателями В-2: основные производственные мощности до войны находились в Харькове, а его нацисты оккупировали. Из этого затруднения вышли, устанавливая бензиновые моторы М-17, что, конечно, снижало боевые возможности техники.

«С» значит «скоростной»

Несмотря на то что современный характер боевых действий предполагал отказ от тихоходной бронетехники, история танка КВ-1 не закончилась. При многих недостатках этой машины, у нее были и очевидные достоинства, такие как хорошая защита и высокая проходимость. Низкая скорость, характерная для осадной техники, заставила предпринимать попытки адаптировать характеристики «Климов» к условиям современного маневренного боя. Так появился танк КВ-1С, масса которого уменьшилась до 42,5 т. Достигнута была такая «легкость» утончением брони, сужением гусениц и уменьшением боекомплекта до 94 снарядов (позже 114). Учли и претензии фронтовиков к коробке передач, ее заменили более совершенной. Средний танк все равно не получился, Т-34 весил немногим более 30 тонн, и при такой же силовой установке был куда маневреннее. А добавленная к названию буква «С» означала «скоростной».

Другие модификации

В августе 1942 года в части поступил новый образец бронетехники, танк КВ-85. Это была глубокая модификация все того же КВ-1С, разница состояла в калибре башенного орудия (у пушки ДТ-5, как ясно их названия, он составлял 85 мм), уменьшении численности экипажа до четырех человек (оказался ненужным стрелок-радист), урезании боекомплекта при сохранении прежней ходовой части. Башня выполнялась методом литья.

Были и другие попытки использовать удачные стороны КВ. На их базе строились самоходные орудия, создавались гусеничные «бронепоезда», вооруженные двумя и более пушками разных калибров (КВ-7), 122-мм гаубицами У-11. После победы под Москвой стало ясно, что контрнаступление неизбежно, и вновь потребовались образцы наступательного вооружения. Танк КВ-8 был внешне очень похож на прототип, и даже его силуэт был имитирован за счет особой декорации, изображающей артиллерийский ствол, но он был огнеметным. Пушку тоже в башне установили, скромную по тем временам «сорокапятку».

А еще были другие виды вспомогательной техники на базе ходовой части КВ: эвакуаторы с поля боя поврежденных машин и тягачи.

КВ и «Тигр»

Судьба танка КВ оказалась исторически не очень удачной. В первой половине войны он был мало востребован, нужна была совсем другая техника, а к моменту перехода советских войск в решительное наступление устарел. Появились новые тяжелые танки ИС, характеристики которых так же соотносились с качествами КВ, как и политический вес Иосифа Сталина превосходил влияние в политбюро «первого красного офицера».

На рубеже 1942 и 1943 годов у немцев появился «Тигр». Эта машина была крайне неповоротливой и тяжелой, ее ходовая часть отличалась еще меньшей надежностью, чем у КВ, но 88-мм пушка давала ему возможность поражать мощно бронированные цели на дистанциях, не позволявших вести ответный огонь. В феврале 1943 года в течение одного дня под Ленинградом погибли 10 КВ-1, по которым издалека безнаказанно стреляли три «Тигра». С 1943 года их производство было свернуто.

Свою лепту в дело Победы танки КВ все же внесли, и подтверждением этому служат многие монументы, возведенные в честь наших танкистов во многих городах, через которые прокатился огненный вал боев. Напоминают когда-то грозные машины и о подвиге ковавших меч победителей и самоотверженно приближавших наш светлый праздник.

Танк был создан в результате модернизации танка КВ-1, направленной на снижение его веса и повышение скорости движения. В ходе модернизации облегчен и несколько уменьшен по высоте корпус машины, снижен вес агрегатов силовой передачи и ходовой части (применены гусеницы меньшей ширины), уменьшена литая башня. Из-за острой нехватки алюминия вместо алюминиевого радиатора установили сварной железный. Боекомплект для танковой 76,2-мм пушки ЗИС-5 был увеличен на 24 снаряда.

КВ-1С принят на вооружение в августе 1942 года и сразу же запущен в серийное производство. По запросу посольства США в Москве два экземпляра танка были отправлены в США, где прошли испытания на Абердинском полигоне. В отчете об испытаниях отмечалось, что 76,2-мм пушка танка очень хороша: проста, безотказна, боекомплект расположен удачно, что советский танк, обладая мощной броневой защитой, имеет торсионную подвеску, которая на испытаниях функционировала очень эффективно». Были отмечены и недостатки: устаревшая конструкция трансмиссии, плохие воздухоочистительные устройства, небрежная механическая обработка. Танк КВ-1С выпускался до сентября 1943 года, когда он был заменен в производстве танком КВ-85. Всего было выпущено 1230 танков КВ-1С, которые сыграли важную роль в Сталинградском и других сражениях начального периода Великой Отечественной войны

За год, прошедший с начала Великой Отечественной войны, накопилось достаточно информации, позволяющей дать объективную оценку применению на полях сражений тяжелых танков.
В 1940 г. Котин и его подчиненные на базе модификаций КВ-1 фактически уже разработали два прототипа КВ-3, который удовлетворял бы требованиям, предъявляемым к новому тяжелому танку в 1942 году. «Объект 220» имел более длинный корпус, более крупную башню и 107-мм пушку. «Объект 222» сохранил внешний вид КВ-1, но имел усовершенствованную башню. Машина нуждалась в новой силовой установке, но создать ее в сложный период 1941-1942 гг. не удалось. ГКО отказался запускать КВ-3 в производство.

КВ до начала 1942 г., несомненно, был лучшим тяжелым танком в мире. Толстая броня делала машину практически неуязвимой, а 76-мм пушка позволяла эффективно бороться с любой бронетехникой противника. Но накапливалась и негативная информация. Великолепные свойства орудия невозможно было использовать в полной мере из-за неважных прицельных приспособлений. Круговой обзор из танка был сильно ограничен. Но главной проблемой был недостаточно мощный двигатель и ненадежная трансмиссия. К тому же танк был тяжеловат, что отрицательно сказывалось на проходимости и маневренности.

Среди военачальников-танкистов все больше распространялось мнение, озвученное М.Е. Катуковым: «…танки КВ неповоротливы и медлительны, препятствия преодолевают с трудом, ломают мосты и вообще приносят много хлопот. Да и вооружение их не отличается от среднего танка — та же 76-мм пушка» . На специальном совещании ГКО с участием конструкторов и представителей промышленности, состоявшемся в июне 1942 г., И. В. Сталин подвел черту: «…Такой танк нам не нужен. Следует уменьшить его вес. Если это невозможно — снять с вооружения» .

На основании приказа ГКО, главной задачей конструкторов стало снизить массу танка, одновременно повысив его маневренность и надежность. Единственный способ выполнить задачу заключался в радикальном облегчении брони. Толщину лобовой брони уменьшили до 75 мм. Уменьшили размеры корпуса (прежде всего высоту) и изменили его конфигурацию. Была создана новая литая облегченная башня, где впервые (после Т-50) установили командирскую башенку, что существенно улучшило обзорность из машины. Однако в командирской башенке отсутствовал люк, в результате чего троим танкистам, как и на КВ, приходилось забираться и покидать башню через один узкий люк.

Танки КВ-1С 6-го танкового полка прорыва гвардии полковника М.Е.Раневского.

Хотя работами по новому КВ руководил Н.Л. Духов, фактически главным конструктором был Н.Ф. Шашмурин, спроектировавший новую коробку передач. Новая коробка радикально улучшила ходовые качества, а ее надежность на порядок превосходила старую.
Задавшись целью снизить вес, изменяли все что можно. Установили более легкие опорные катки, а также облегченные суженные гусеницы (сузили до 608-мм). Боекомплект вначале тоже уменьшили до 90 выстрелов, позднее, правда, вновь увеличили до 114 выстрелов.
С помощью столь радикальных мер массу машины удалось снизить на 5 т, а максимальную скорость повысить с теоретических 34 км/ч до практических 43 км/ч. Кроме того, в конструкцию внесли множество изменений технологического характера, направленных на экономию дефицитных сортов стали и импортируемых материалов, а также упрощающих выпуск машины.

Делегация колхозников передает танки КВ-1С Красной Армии

Новый танк получил обозначение КВ-1С (скоростной). В середине июля 1942 г. начались успешные испытания, и 20 августа танк был принят на вооружение. Еще ранее, до официального принятия машины на вооружение, на ЧКЗ началось производство КВ-1С.

Надо сказать, что улучшение ряда свойств (возросшая скорость, маневренность и надежность танка) далось дорогой ценой. Вооружение КВ-1С осталось прежним — 76,2 мм орудие ЗИС-5, а уменьшение толщины брони (особенно сильно бортовой и башенной) при неудачной схеме броневого корпуса (броневые листы располагались вертикально или с небольшими углами наклона) значительно снизило снарядостойкость танка. Таким образом, по своим боевым качествам КВ-1С практически сравнялся с Т-34.

Серийный выпуск новых танков продолжался на ЧКЗ с августа 1942 г. по сентябрь 1943 г. По ходу производства вносились изменения в основном технологического характера. Всего было выпущено 1106 машин. Первые танки КВ-1С поступили в войска в течение ноября-декабря 1942 г. Этими машинами укомплектовывались специальные танковые части — отдельные гвардейские танковые полки прорыва. Наименование «гвардейской» такой части присваивалось еще при комплектовании. Полки придавались для усиления стрелковым и танковым соединениям.

Тип

Т-34/85

КВ-1С

ИС-2М

Вариант
Запас хода по шоссе, км
Запас хода по перес.местности, км

Толщина брони, мм:

Лобовая броня башни
Борт башни
Тыл башни
Крыша башни
Лобовая часть корпуса
Борт корпуса
Кормовая часть корпуса
Верх корпуса
Днище корпуса

Впервые танки КВ-1С были использованы на Донском фронте в декабре 1942 г. при ликвидации армии Паулюса под Сталинградом.

Танки КВ-1С6-го гвардейского отдельного танкового полка прорыва в атаке. Северо-Кавказский фронт.

Несколько таких полков участвовало в наступлении на Курской дуге летом 1943 г. Большинство полков прорыва было рассредоточено по всей протяженной линии фронта, где и принимало участие в операциях местного масштаба.

Однако противник тоже не сидел сложа руки. Вермахт все больше насыщался противотанковым вооружением огромной мощности, повсеместно вводились кумулятивные и подкалиберные боеприпасы, в войска поступали новые 75-мм противотанковые пушки Рz 40, танки Pz.III и Pz.IV стали вооружаться длинноствольными 50-мм и 75-мм орудиями.

В 1 квартале 1943 г. предполагалось установить на KB-1С улучшенную командирскую башенку новой конструкции, ленд-лизовские перископы, измененную систему смазки и охлаждения двигателя, а также ЗИП. По своим боевым свойствам КВ-1С практически не отличался от более простого в производстве, следовательно, более дешевого Т-34. Выпускать два разных по конструкции, но одинаковых по свойствам танка было признано излишеством, и в сентябре 1943 г. производство КВ-1С было прекращено.