Толстой Лев Николаевич

Три старца

Л.Н.Толстой

ТРИ СТАРЦА

А молясь, не говорите лишнего, как язычники: ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им: ибо знает отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у него.

(Матф. VI, 7, 8)

Плыл на корабле архиерей из Архангельска-города в Соловецкие. На том же корабле плыли богомольцы к угодникам. Ветер был попутный, погода ясная, не качало. Богомольцы - которые лежали, которые закусывали, которые сидели кучками - беседовали друг с дружкой. Вышел и архиерей на палубу, стал ходить взад и вперед по мосту. Подошел архиерей к носу, видит, собралась кучка народа. Мужичок показывает что-то рукой в море и говорит, а народ слушает. Остановился архиерей, посмотрел, куда показывал мужичок: ничего не видно, только море на солнце блестит. Подошел поближе архиерей, стал прислушиваться. Увидал архиерея мужичок, снял шапку и замолчал. Увидал и народ архиерея, тоже сняли шапки, почтенье сделали.

Не стесняйтесь, братцы, - сказал архиерей. - Я тоже послушать подошел, что ты, добрый человек, рассказываешь.

Да вот про старцев нам рыбачок рассказывал, - сказал один купец посмелее.

Что про старцев? - спросил архиерей, подошел к борту и присел на ящик. Расскажи и мне, я послушаю. Что ты показывал?

Да вот островок маячит, - сказал мужичок и показал вперед в правую сторону. - На этом самом островке и старцы живут, спасаются.

Где же островок? - спросил архиерей.

Вот по руке-то моей извольте смотреть. Вон облачко, так полевее его вниз, как полоска, виднеется.

Смотрел, смотрел архиерей, рябит вода на солнце, и не видать ему ничего без привычки.

Не вижу, - говорит. - Так какие же тут старцы на острове живут?

Божьи люди, - ответил крестьянин. - Давно уж я слыхал про них, да не доводилось видеть, а вот запрошлым летом сам видел.

И стал опять рассказывать рыбак, как ездил он за рыбой, и как прибило его к острову к этому, и сам не знал, где он. Поутру пошел ходить и набрел на земляночку и увидал у земляночки одного старца, а потом вышли и еще два; покормили и обсушили его и помогли лодку починить.

Какие же они из себя? - спросил архиерей.

Один махонький, сгорбленный, совсем древний, в ряске старенькой, должно, годов больше ста, седина в бороде уж зеленеть стала, а сам все улыбается и светлый, как ангел небесный. Другой ростом повыше, тоже стар, в кафтане рваном, борода широкая, седая с желтизной, а человек сильный: лодку мою перевернул, как ушат, не успел я и подсобить ему, - тоже радостный. А третий высокий, борода длинная до колен и белая как лунь, а сам сумрачный, брови на глаза висят, и нагой весь, только рогожкой опоясан.

Что ж они говорили с тобой? - спросил архиерей.

Все больше молча делали, и друг с дружкой мало говорят. А взглянет один, а другой уж понимает. Стал я высокого спрашивать, давно ли они живут тут. Нахмурился он, что-то заговорил, рассердился точно, да древний маленький сейчас его за руку взял, улыбнулся, - и ватих большой. Только сказал древний "помилуй нас" и улыбнулся.

Пока говорил крестьянин, корабль еще ближе подошел к островам.

Вот теперь вовсе видно стало, - сказал купец. - Вот извольте посмотреть, ваше преосвященство, - сказал он, показывая.

Архиерей стал смотреть. И точно, увидал черную полоску - островок. Посмотрел, посмотрел архиерей и пошел прочь от носу к корме, подошел к кормчему.

Какой это островок, - говорит, - тут виднеется?

А так, безыменный. Их много тут.

Что, правда, - говорят, - тут старцы спасаются?

Говорят, ваше преосвященство, да не знаю, правда ли. Рыбаки, - говорят, - видали. Да тоже, бывает, и зря болтают.

Я желаю пристать к острову - повидать старцев, - сказал архиерей. - Как это сделать?

Кораблем подойти нельзя, - сказал кормчий. - На лодке можно, да надо старшого спросить. Вызвали старшого.

Хотелось бы мне посмотреть этих старцев, - сказал архиерей. - Нельзя ли свезти меня?

Стал старшой отговаривать. - Можно-то можно, да много времени проведем, и, осмелюсь доложить вашему преосвященству, не стоит смотреть на них. Слыхал я от людей, что совсем глупые старики эти живут, ничего не понимают и ничего и говорить не могут, как рыбы какие морские.

Я желаю, - сказал архиерей. - Я заплачу за труды, свезите меня.

Нечего делать, распорядились корабельщики, переладили паруса. Повернул кормчий корабль, поплыли к острову. Вынесли архиерею стул на нос. Сел он и смотрит. И народ весь собрался к носу, все на островок глядят. И у кого глаза повострее, уж видят камни на острове и землянку показывают. А один уж и трех старцев разглядел. Вынес старшой трубу, посмотрел в нее, подал архиерею. "Точно, - говорит, - вот на берегу, поправей камня большого, три человека стоят".

Посмотрел архиерей в трубу, навел куда надо; точно, стоят трое: один высокий, другой пониже, а третий вовсе маленький; стоят на берегу, за руки держатся.

Подошел старшой к архиерею. - Здесь, ваше преосвященство, остановиться кораблю надо. Если уж угодно, так отсюда на лодке вы извольте съездить, а мы тут на якорях постоим.

Сейчас распустили тросо, кинули якорь, спустили парус - дернуло, зашаталось судно. Спустили лодку, соскочили гребцы, и стал спускаться архиерей по лесенке. Спустился архиерей, сел на лавочку в лодке, ударили гребцы в весла, поплыли к острову. Подплыли как камень кинуть; видят - стоят три старца: высокий - нагой, рогожкой опоясан, пониже - в кафтане рваном, и древненький сгорбленный - в ряске старенькой; стоят все трое, за руки держатся.

Причалили гребцы к берегу, зацепились багром. Вышел архиерей.

Поклонились ему старцы, благословил он их, поклонились они ему еще ниже. И начал им говорить архиерей.

Слышал я, - говорит, - что вы здесь, старцы божий, спасаетесь, за людей Христу-богу молитесь, а я здесь, по милости божьей, недостойный раб Христов, его паству пасти призван; так хотел и вас, рабов божиих, повидать и вам, если могу, поучение подать.

Молчат старцы, улыбаются, друг на дружку поглядывают.

Скажите мне, как вы спасаетесь и как богу служите, - сказал архиерей.

Воздохнул средний старец и посмотрел на старшего, на древнего; нахмурился высокий старец и посмотрел на старшего, на древнего. И улыбнулся старший, древний старец и сказал: "Не умеем мы, раб божий, служить богу, только себе служим, себя кормим".

Как же вы богу молитесь? - спросил архиерей.

И древний старец сказал: "Молимся мы так: трое вас, трое нас, помилуй нас".

И как только сказал это древний старец, подняли все три старца глаза к небу и все трое сказали: "Трое вас, трое нас, помилуй нас!"

Усмехнулся архиерей и сказал:

Это вы про святую троицу слышали, да не так вы молитесь. Полюбил я вас, старцы божии, вижу, что хотите вы угодить богу, да не знаете, как служить ему. Не так надо молиться, а слушайте меня, я научу. Не от себя буду учить вас, а из божьего писания научу тому, как бог повелел всем людям молиться ему.

Талисман "Три звездных старца"

Звездныестарцы обычно изображаются в виде статуэток, которые мы видим на декоративныхрисунках и панно, а согласно китайской философии, эти старцы считаютсясимволом трех звезд, считающихся главными в астрологии.

Лу-син,Фу-син и Шоу-син – так зовутся Звездные старцы, и их не воспринимают каккультовых богов, весь мир почитает их как символов божества. Их фигурки можнорасставлять и вместе, и по отдельности, их сила от этого меньше не станет.Однако есть такое мнение, что представленные на панно или в виде статуэтокгруппой, они приносят удачу с большей силой. Наибольшее предпочтение отдаетсякерамическим фигуркам этих божеств.

Еслиразместить фигурку в той части дома, где собираются все члены семьи чаще всего,то этот талисман начинает активироваться. Большой эффект от присутствияЗвездных старцев можно наблюдать людям, занимающимся благотворительностью, вэтом случае будет лучше установить их в секторе Помощников. Особо же привлекаетталисман тем, что будучи собранными все вместе, Звездные старцы представляютсобой символ стремления человека быть богатым,процветающим и живущим долгие годы, а это и есть главное направлениекитайской философии, символом чего принято считать Звездных старцев.

Правильное назначение талисмана

Укаждого из Звездных старцев имеется своя миссия.

Фу-син- божество, приносящее счастье, поэтому и является символом огромной удачи вовсех начинаниях, процветания, материальных благ и финансовой прибыли. У негобольшая популярность среди азиатского народа. Изображают божество Фу-синвсегда на фоне огромного количествазолотых монет, символизирующих изобилие и богатство.

Еслиже звездное трио на изображениях или в виде статуэток изображено вместе, тосамый высокий из них Фу-син и располагается он, как принято, в центре. Изображаяего на традиционном китайском панно, мастера окружают его горой из золотыхмонет и иероглифом «Фу», причем роспись может быть в разных вариациях ипредставляет она собой символику пожелания и привлечения счастья и богатства.

Лу-син– бог изобилия и символ продолжения рода. Достойные наследники рода – одно изсильнейших его пророчеств, поэтому его часто изображают с ребенком на руках илив композиции среди нескольких детей. Если вы приобретете изображение илистатуэтку Лу-син, вы можете рассчитывать на материальное благополучие иденежное богатство. Скипетр в руках Звездного старца Лу-син означает силу власти и непоколебимыйавторитет семьи.

Шоу-син,третий Звездный старец, почитается как бог, приносящий здоровье и долголетие.Изображается он всегда вместе с оленем, символизирующим долголетие.

Визображениях этого старца часто присутствует и сосна - как символ долгой жизни.Если же старца изображают на свитках, исполненных в стиле китайской живописи, тоодна рука Шоу-сина держит посох странника, вырезанный из корневища женьшеня, адругая рука персик, все вместе - это символ бессмертия, а ведь как известно,женьшень издревле считается корнем здоровья и жизни.

Место, где следует расположить фигуркистарцев

Триозвездных старцев – это универсальный талисман Фен шуй, который несет в домуспехи, здоровье и материальное благосостояние, и это не зависит от того, гдеони будут расположены. Они будут достойным украшением кабинета и гостинойкомнаты. Но если у вас появилось желание, чтобы этот талисман находился у вас дома,то постарайтесь выбрать для него место в той части дома, где вы собираетесьвсей семьей.

Еслижелаете ускорить привлечение удачи и благосостояния, смело устанавливайтеЗвездных старцев в месте, которое считается не просто центром вашего дома, но иего энергетическим центром. Естественно, работа талисмана будет эффективной и всекторах Карьеры, Здоровья, Богатства, Помощников и Семьи, так как важно самоприсутствие символа, независимо от его места расположения и формата.

Необязательной является и установка всей группы в одном месте, ибо они даженаходясь по-отдельности, прекрасно справляются со своими задачами.

Если статуэтка Звездного старца утеряна илиразбилась

Нерасстраивайтесь, если одна из ваших статуэток разбилась или вы ее потеряли,ничего страшного не произойдет, если вы ее замените новой. Если же по каким-топричинам вам не удалось приобрести новую фигурку, то те две, которые осталисьневредимыми, расставьте по разным местам. Будет хорошо, если эти две статуэткивы подарите близким людям, только обязательно разным, себе же приобретите новоетрио.

Знайтеодно, что выбросить в мусор поломанную статуэтку нельзя, просто закопайте ее вземлю или бросьте в речку с бурным течением.

Как относиться к звездным старцам

Привсей важности Звездных старцев в китайской культуре, им не поклоняются. Естьнекоторые обращения к Звездным старцам, например, по-русски их именапроизносятся как: Лу-син, Лу, Лук; Фу-син, Фу, Фук; Шоу-син, Шу, Сау. В общем,не столь важно, как вы к ним обращаетесь, важно насколько вы с уважением ипочтением это делаете. А они умеют вознаграждать такие чувства.

Есливы просите о помощи, знайте, необходимо чтобы ваша просьба была чистой и искренней ичтобы она не противоречила воле Бога. Но если вы имеете в своем доме Звездныхстарцев, не следует злоупотреблять этим и каждый раз что-то просить у них, ихприсутствия достаточно, чтобы притянуть благо во все сферы вашей жизни.

Радипривлечения благотворной энергии богатые китайцы у себя в доме организуют целыепомещения для медитаций, где и размещают магические символы.

Необычайнойпопулярностью Звездных старцев считается то, что они представляют собой символвсего того, что делает человека счастливым и довольным, что само по себеподразумевает здоровую, благополучную, богатую и долгую жизнь, а это и естьоснова китайской философии.

Три звездных старца по Фен-шуй представляют собой статуэтки, символизирующие три звезды из древней астрологии. В некоторых источниках говорится, что звездные старцы не являются культовыми богами, там сказано, что это божества. В традиции фен-шуй это по большому счету талисманы, которые приносят обладателю долголетие, богатство и счастье.

Особенности талисмана трех звездных старцев

Согласно фен-шуй фигурки трех звездных старцев можно ставить вместе, а можно и по отдельности. Самым благоприятным местом в квартире для размещения талисмана станет комната, где вы собираетесь всей своей семьей. Также статуэтки можно ставить в центре дома и в секторе помощников. Каждый из трех старцев несет свою энергетику и приносит в ваш дом, то, что вам необходимо.

Значение каждой фигурки:

Первый из трех старцев Фу-син. Эта статуэтка символизирует большую удачу и счастье. Благодаря ему в дом приходят деньги, материальное благополучие и стабильность. Как правило, он изображается стоящим в окружении множества золотых монет. Если поставить его с другими старцами можно увидеть, что он несколько выше остальных старцев. Бога Фун-син ставят по середине звездных старцев.

Второй старец именуется Лу-син. В зависимости от того, как изображен Лу-син, его значение будет разным. Если бог Лу изображен со свистком и скипетром, он становится символом власти. Если же на руках у него ребенок или же он просто находится в окружении детей, такая фигурка будет символизировать продолжение рода, достойных наследников и богатство.

Третий звездный старец Шоу-син. Значение фигурки Шоу-син только одно – долголетие. В основном этого звездного старца изображают с оленем или персиком. Иногда можно встретить Шоу-сина с посохом путешественника, вырезанного из корня женьшеня и сосной. Корень женьшеня издавна считается корнем здоровья.

Если вы хотите, чтобы статуэтки трех старцев принесли максимальную пользу для них можно отвести специальную комнату, где старцы смогут «медитировать» в тишине и покое. Однако позволить себе отвести для звездных божеств отдельную комнату может далеко не каждый, поэтому хорошим вариантом станет зона Семьи, где они будут стоять в отдельной нише.

Лучшее место для талисмана в доме

В традиции фен-шуй Три звездных старца самый популярный и универсальный талисман. Куда бы вы их не поставили, они будут привносить в дом положительные энергии. Их можно держать в своем кабинете или офисе. Безусловно, лучше всего ставить фигурки Фу-сина, Лу-сина и Шоу-сина в гостиной или столовой, где вы собираетесь всей семьей.

Самым лучшим местом для трех звездных старцев является все же центр квартиры. Но, при желании можно «поселить» старцев в другой комнате. Данный талисман удивителен тем, что он работает одинаково хорошо, как в секторе Семьи, так и в секторе Помощников, Богатства, Карьеры. Ко всему прочему в доме можно повесить панно с изображением звездных старцев, ведь важен именно символ.

Не обязательно ставить звездных старцев всех вместе, ведь каждый из них прекрасно справится со своей работой и один. Кроме того, если одна из фигурок потерялась или разбилась вовсе не обязательно заменять сразу все три. Вы можете отдельно расставить оставшиеся две статуэтки или подарить их своим знакомым. А затем приобрести новый комплект.

Необходимо учесть, что фигурки «отслужившие свое» не следует выбрасывать в мусорку. Если талисман сломался его желательно закопать в землю или бросить в проточную реку.

Называть звездных старцев можно по-разному, главное, чтобы в момент обращения вы испытывали уважение и почтение к божеству.

Статьи по теме


  • Черепаха по Фен-шуй имеет значение символа схожее на гармонию Инь и Ян, представляющих двойственность Вселенной. Как известно в теории мироустройства…

  • Слон по Фен-шуй является одним из основных талисманов, а значение фигурки слона используется, когда человек хочет приобрести качества, необходимые хорошему…

  • Три черепахи по Фен-шуй являются одним из древних и сильных талисманов несущих здоровье, долголетие, защиту и мудрость обладателя. Черепаха относится…

  • Журавли по Фен-шуй являются символом долголетия, счастья, удачи и воплощают в себе такие качества, как мудрость, благородство и справедливость. В…

– боге богатства и веселья, добряке и балагуре, а так же о том, что он может «дать вам». Если кто еще не слышал о таком, советую познакомиться.

Ну, а я хочу продолжить рассказ о китайских божествах, их достаточно много, поэтому я выделила отдельную рубрику на сайте — « », дабы вам было проще ориентироваться.

Сегодня расскажу о могущественном и интересном талисмане — Три звездных старца фен-шуй. Это сразу три божества, дарующие практически все основные блага, которые так необходимы людям.

Три старца фен-шуй Фук Лук Сау

Три звездных старца

В этот символ входят статуэтки сразу трех богов, зовут их Фу-син, Лу-син и Шоу-син (или еще их называют Фук, Лук, Сау). Они изображаются в виде седовласых старых мужчин, которые являются символическими божествами. Китайцы верят, что старцы символизируют три самых ярких звезды Большой медведицы, и способны принести в дом счастье, здоровье, богатство. Использовать фигурки старцев можно и по отдельности, но считается, что расположение их вместе будет гораздо более эффективным.

Значения трех звездных старцев фен-шуй

Фу-син (Фук, Фу)

Считается первым из этих богов, стоит он, как правило, в середине талисмана, и иногда ростом немного превосходит своих компаньонов. Символизирует счастье и большую удачу. Как правило, приносит в дом материальное благополучие и стабильность. Его атрибутами могут монеты, золотые слитки, чаша богатства, либо символ «фу», написанный в 100-а вариантах, что означает «сотни пожеланий благополучия и счастья».

Лу-син (Лук, Лу)

В отличие от Фу-сина, может быть изображен с разными атрибутами, и от этого его предназначение будет меняться. Например, если этот звездный старец держит в руках ребенка, то это означает продолжения рода, изобилие и процветание. Если же у него в руках скипетр или свиток – это символы укрепления силы и власти, семейного авторитета.

Шоу-син (Сау, Шу)

Бог — талисман, дарующий здоровье и долголетие. Чаще всего его атрибутами являются персик, олень, сосна (символы долголетия) или посох из

корня женьшеня (символ крепкого здоровья).

Куда поставить в доме

Три старца фен-шуй Фу Лу Шу

Три старца фен-шуй Фу Син Лу Син Шоу Син

Фук, Лук, Сау фен-шуй можно размещать во многих местах и зонах дома, из-за его широкого спектра действия.

Считается, что наиболее подходящим местом для него является центр дома, это именно тот сектор, который объединяет все остальные зоны, окружающее его. Находясь тут старцы, активизируют различные энергии, придавая им необычную силу. Правда не всегда расположение комнат в доме или квартире, позволяет найти такой центр. В этом случае хорошо подойдут и другие варианты размещения.

Три звездных старца по фен-шуй вместе

Три старца по фен-шуй Фу Лу Шу

Если выбирать по комнатам, то это комнаты, где чаще всего собираются все члены семьи, например, гостиная или столовая. Ванная, туалет или кухня не подойдут.

Если выбирать место для старцев по зонам, то для них отлично подойдут зона , зона , зона или зона .

Три старца по фен-шуй статуэтка

Причем лучше всего будет организовать для этого талисмана специальную нишу, некое место уединения, предоставляя возможность для «медитации». В тишине и спокойствии старцы смогут «сосредоточиться», и будут максимально полезны для своих хозяев.

Возможно, вместо статуэток использовать и изображения трех звездных старцев фен-шуй.

Если испортилась статуэтка одного из старцев

Если вдруг случилось так, что одна из статуэток пришла в негодность, то не выбрасывайте ее в мусор. Это не уважительно по отношению к старцам. Можно либо закопать в землю (похоронить) либо бросить в проточную реку. Остальные две фигурки расставить по комнатам, согласно их назначению или подарить кому-то. Это уже на ваш выбор. А взамен купить целый талисман из трех звездных старцев.

Вот такой вот интересный талисман. Можно сказать универсальный.

На этом у меня все, друзья. До скорых встреч на страницах сайта.

Сюжет сказания о трех старцах принадлежит к числу бродячих. Оно известно в различных видоизменениях: вариируется число старцев, их молитвы, место действия и проч. Повесть эта известна и в устных пересказах, каков, например, рассказ сказочника Ерофея, записанный (М. И. Семевским) и в письменных памятниках. В последнем случае сказание связывается с западной переводной повестью о явлениях Августину, еп. иппонийскому (354-430 гг.), которая в России была известна с XVI в. князю А. М. Курбскому, слышавшему ее от Максима Грека, но не знавшему, была ли она прежде него переведена на русский язык. В повести Августина вместо трех старцев Толстого изображен один старец, которого Августин увидел, возвращаясь с Карфагенского собора, на одном острове Средиземного моря «пустом и ненаселеном человеки», куда занесло его корабль. Пустынник был «наг» и «многолетен»; он был рожден в «Африкийской земле», «от языка же италийска». Из его ответов на вопросы Августина оказалось, что он знает молитвы «отнюд неискустно и несогласно», «горняя долу поставляя», т. е. перепутывая порядок слов. Августин удивлялся его преданности богу и в то же время его «неискуству», и стал учить его молитвам. Он покрыл его наготу своей одеждой и поплыл дальше, когда ветер стал попутным. На второй день «корабленицы» сверху увидели на море человека, который гнался за кораблем, как «птица скоропарящая или стрела, стреленная от лука», при приближении просящего подождать его: «ждите, рече, господа ради, ждите мене грешного». Епископ, вышедший наверх, увидел старца, плывущего по морю, половину одежды разослав по воде и половину держа вместо паруса. И достигнув корабля, старец взошел на верх с мольбой к распростертому перед ним Августину: «Восстани, о епископе, молю ти ся, забых молитвы оны, тобою изученные, и молю ти ся ныне, паки изучи ми их, яко же лепо». И вытвердив снова молитвы, он сошел с корабля, сел опять на свою одежду и вернулся в пустыню так же точно, проплыв по морю «со скорейшим стремлением по первому обычаю».

Мы видим, как близка основа рассказа Толстого к сказанию Августина, но конечно, не им воспользовался Толстой; несомненно он познакомился с этой легендой по передаче устной, народной, русской. По словам П. И. Бирюкова Толстой слышал сказание от олонецкого сказителя В. П. Щеголёнка (см. о нем выше в комментарии к рассказу «Чем люди живы»); нужно впрочем отметить, что в тетради с записями Толстого сказаний и легенд, слышанных им от Щеголёнка, этого сказания не сохранилось. Нельзя не подчеркнуть, что в своем рассказе о трех старцах Толстой, чтобы придать жизненность повествованию, отодвинул от него чудесность, которая является необходимой во всех сказаниях о трех старцах, и представил догоню их по воде видением епископа.

Работа Толстого над рассказом «Три старца» (три рукописи и корректура) может быть подразделена на две редакции и стилистическую переработку текста, которая была названа переписчиком третьей редакцией. Главное различие двух редакций в изображении видения или сна архиерея: Первый рассказ о сне ближе передает старое сказание, так как здесь нечто таинственное видят все присутствующие (наприм. «корабленицы» в сказании Августина). Толстой в первом очерке рассказа изобразил, что народ первый заметил бегущих по воде старцев и архиерей, услышав общий говор, подошел к собравшимся (сон его виден только из слов: «затихло всё и задумался архиерей… поднял голову»). Во второй редакции Толстой отступил от обычного сказания: видит архиерей первый (изображается его сон: «рябит у него в глазах, то тут, то там свет по волнам заиграет. Вдруг видит»…): он поднимается, показывает кормчему прося разглядеть, что видно на море; кормчий в ужасе кричит, поднялся народ…. Отметим любопытную мелочь: в первой редакции старцы идут по воде, не держась друг зa друга; во второй - держатся рука с рукой, как при первой встрече на острове; архиерею вспоминается во сне ярче всего то первое впечатление, которое у него было от вида старцев в действительности.

Писание рассказа «Три старца», вероятно, относится к июню 1885 г. В одном письме к В. Г. Черткову (Ч) 18 июня 1885 г. Толстой говорит о написании нового рассказа для «Посредника»: «я написал еще рассказ для вас, и, кажется, лучше прежних». Составительница объяснительных примечаний к этим письмам, А. К. Черткова высказывает мысль, что этот рассказ именно «Три старца» - «легенда очень любимая» Толстым. Л. Я. Гуревич предполагает, что Толстой говорил здесь о другом рассказе - о «Свечке».

«Три старца» напечатаны в первый раз в «Ниве» 1886, 13, столб. 330-334 (цензурное дозволение 26 марта 1886 г.). К заглавию рассказа «Три старца» в «Собрании сочинений Л. Н. Толстого» (изд. 10 и след.) прибавлен подзаголовок «Из народных сказок на Волге», которого нет во всех рукописях рассказа и в первых в 1886 г. изданиях «Собрания сочинений». Нет в рукописях и того подзаголовка, который помещен в первом издании рассказа в журнале «Нива»: «Три старца, народное сказание». Из этого можно видеть, что эти прибавленные подзаголовки, не только распространенный, но и короткий, принадлежат не Толстому. Что не волжское предание послужило основой рассказа, а скорее северное, видно из названий местных, северных. Интересно, что рассказ Толстого послужил со своей стороны основой новой сказки о Трех старцах, которые знают только одну молитву, «Трое вас, трое нас, помилуй нас», и которые заучивают при помощи архиерея «Отчую» и потом, забыв эту молитву, вслед за кораблем «чешут по воде». Этот рассказ записан в Енисейской губернии в 1900-м году А. А. Макаренком. Из сказанного видно насколько велика степень живучести этого сюжета.

ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ.

Рассказ сохранен в трех рукописях и корректурном оттиске. Рукописи принадлежат Архиву В. Г. Черткова, переданному в ГТМ, и хранятся в папке 8 под №№ 27, 28 и 29. Корректура - в БЛ под шифр. V, 9, 5 лл.

1) № 27. Автограф, F° и 4°, 4 листа. Писано, видимо, зa один присест, с небольшими помарками. На об. листа 1-го - отрывок из «Смерти Ивана Ильича» (не первой редакции, чужою рукою). Заглавие: «Три старца» и ссылка на Евангелие от Матфея. VI. 7-8. Начало: «Плылъ на корабл? Архіерей изъ Архангельска города въ Соловецкіе»… На обложке рукой A. Л. Толстой: «Три старца (черновой)».

2) Рукопись № 28. Копия рукой В. Г. Черткова, с многочисленными поправками и дополнениями Толстого. 4°, 14 лл. На обложке синим карандашом: «Вторая редакция». Заглавие: «Три старца». Начало (после эпиграфа из ев. Матф. VI. 7-8): «Плылъ на корабл? архіерей изъ Архангельска города въ Соловки»… Изменения и исправления значительны: Напр. в 1-й редакции, старцев, бегущих по морю, сначала увидел не архиерей, а другие путники, которые стали смотреть и рассуждать; архиерей подходит, спрашивает и потом вглядывается и видит старцев. Во второй редакции старцев видит сначала архиерей, остальные спят. Архиерей подходит к кормчему и просит посмотреть, чт? виднеется; тот видит старцев, ужасается и кричит; народ вскакивает, и все видят старцев, подошедших к кораблю.

3) Рукопись № 29. Копия рукою В. Г. Черткова с предыдущей. 4°, 13 листов линованной тетрадной бумаги, с поправками и дополнениями рукою Толстого и другою рукой. Заглавие: «Три старца». Начало (после эпиграфа из ев. Матф. VI. 7-8): «Плылъ на корабл? Архіерей изъ Архангельска города въ Соловки»… Листы с признаками пребывания в типографии. Видимо, с этой рукописи набирали для изд. 1886 г. Поправки рукой не Толстого внесены из корректуры. На обложке синим карандашом: «Третья редакция».

4) Корректура для изд. 1886 г. (Соч. гр. Л. Н. Толстого, ч. 12. М. 1886), с поправками и дополнениями самого Толстого и С. А. Толстой и подписью С. А. Толстой к печати.

В основу издания положен текст «Сочинений гр. Л. Н. Толстого. Часть 12. Произведения последних годов. М. 1886», стр. 154-162.

«Отечественные записки» 1864, т. 152.

Г. 3. Кунцевич, «Три старца» Л. Н. Толстого и «Сказание о явлениях Августину» (Историко-литературный сборник, посвящ. Вс. И. Срезневскому), Л. 1924, стр. 201-296.

Бирюков, П. И. Л. Н. Толстой. Биография. Изд. 3, т. 2, стр. 122.

В. И. Срезневский «Язык и легенда в записях Л. Н. Толстого» (Ф. С. Ольденбург, к пятидесятилетию научно-общественной деятельности 1882-1932, Сборник статей, стр 476).

Толстовский ежегодник 1913 года. П. 1914. II. 25, 2 пр. т. 85, стр. 229.

См. «Русские сказки и песни в Сибири и др. материалы». Красноярск, 1902, под редакцией Потанина.