Сюжет сказания о трех старцах принадлежит к числу бродячих. Оно известно в различных видоизменениях: вариируется число старцев, их молитвы, место действия и проч. Повесть эта известна и в устных пересказах, каков, например, рассказ сказочника Ерофея, записанный (М. И. Семевским) и в письменных памятниках. В последнем случае сказание связывается с западной переводной повестью о явлениях Августину, еп. иппонийскому (354-430 гг.), которая в России была известна с XVI в. князю А. М. Курбскому, слышавшему ее от Максима Грека, но не знавшему, была ли она прежде него переведена на русский язык. В повести Августина вместо трех старцев Толстого изображен один старец, которого Августин увидел, возвращаясь с Карфагенского собора, на одном острове Средиземного моря «пустом и ненаселеном человеки», куда занесло его корабль. Пустынник был «наг» и «многолетен»; он был рожден в «Африкийской земле», «от языка же италийска». Из его ответов на вопросы Августина оказалось, что он знает молитвы «отнюд неискустно и несогласно», «горняя долу поставляя», т. е. перепутывая порядок слов. Августин удивлялся его преданности богу и в то же время его «неискуству», и стал учить его молитвам. Он покрыл его наготу своей одеждой и поплыл дальше, когда ветер стал попутным. На второй день «корабленицы» сверху увидели на море человека, который гнался за кораблем, как «птица скоропарящая или стрела, стреленная от лука», при приближении просящего подождать его: «ждите, рече, господа ради, ждите мене грешного». Епископ, вышедший наверх, увидел старца, плывущего по морю, половину одежды разослав по воде и половину держа вместо паруса. И достигнув корабля, старец взошел на верх с мольбой к распростертому перед ним Августину: «Восстани, о епископе, молю ти ся, забых молитвы оны, тобою изученные, и молю ти ся ныне, паки изучи ми их, яко же лепо». И вытвердив снова молитвы, он сошел с корабля, сел опять на свою одежду и вернулся в пустыню так же точно, проплыв по морю «со скорейшим стремлением по первому обычаю».

Мы видим, как близка основа рассказа Толстого к сказанию Августина, но конечно, не им воспользовался Толстой; несомненно он познакомился с этой легендой по передаче устной, народной, русской. По словам П. И. Бирюкова Толстой слышал сказание от олонецкого сказителя В. П. Щеголёнка (см. о нем выше в комментарии к рассказу «Чем люди живы»); нужно впрочем отметить, что в тетради с записями Толстого сказаний и легенд, слышанных им от Щеголёнка, этого сказания не сохранилось. Нельзя не подчеркнуть, что в своем рассказе о трех старцах Толстой, чтобы придать жизненность повествованию, отодвинул от него чудесность, которая является необходимой во всех сказаниях о трех старцах, и представил догоню их по воде видением епископа.

Работа Толстого над рассказом «Три старца» (три рукописи и корректура) может быть подразделена на две редакции и стилистическую переработку текста, которая была названа переписчиком третьей редакцией. Главное различие двух редакций в изображении видения или сна архиерея: Первый рассказ о сне ближе передает старое сказание, так как здесь нечто таинственное видят все присутствующие (наприм. «корабленицы» в сказании Августина). Толстой в первом очерке рассказа изобразил, что народ первый заметил бегущих по воде старцев и архиерей, услышав общий говор, подошел к собравшимся (сон его виден только из слов: «затихло всё и задумался архиерей… поднял голову»). Во второй редакции Толстой отступил от обычного сказания: видит архиерей первый (изображается его сон: «рябит у него в глазах, то тут, то там свет по волнам заиграет. Вдруг видит»…): он поднимается, показывает кормчему прося разглядеть, что видно на море; кормчий в ужасе кричит, поднялся народ…. Отметим любопытную мелочь: в первой редакции старцы идут по воде, не держась друг зa друга; во второй - держатся рука с рукой, как при первой встрече на острове; архиерею вспоминается во сне ярче всего то первое впечатление, которое у него было от вида старцев в действительности.

Писание рассказа «Три старца», вероятно, относится к июню 1885 г. В одном письме к В. Г. Черткову (Ч) 18 июня 1885 г. Толстой говорит о написании нового рассказа для «Посредника»: «я написал еще рассказ для вас, и, кажется, лучше прежних». Составительница объяснительных примечаний к этим письмам, А. К. Черткова высказывает мысль, что этот рассказ именно «Три старца» - «легенда очень любимая» Толстым. Л. Я. Гуревич предполагает, что Толстой говорил здесь о другом рассказе - о «Свечке».

«Три старца» напечатаны в первый раз в «Ниве» 1886, 13, столб. 330-334 (цензурное дозволение 26 марта 1886 г.). К заглавию рассказа «Три старца» в «Собрании сочинений Л. Н. Толстого» (изд. 10 и след.) прибавлен подзаголовок «Из народных сказок на Волге», которого нет во всех рукописях рассказа и в первых в 1886 г. изданиях «Собрания сочинений». Нет в рукописях и того подзаголовка, который помещен в первом издании рассказа в журнале «Нива»: «Три старца, народное сказание». Из этого можно видеть, что эти прибавленные подзаголовки, не только распространенный, но и короткий, принадлежат не Толстому. Что не волжское предание послужило основой рассказа, а скорее северное, видно из названий местных, северных. Интересно, что рассказ Толстого послужил со своей стороны основой новой сказки о Трех старцах, которые знают только одну молитву, «Трое вас, трое нас, помилуй нас», и которые заучивают при помощи архиерея «Отчую» и потом, забыв эту молитву, вслед за кораблем «чешут по воде». Этот рассказ записан в Енисейской губернии в 1900-м году А. А. Макаренком. Из сказанного видно насколько велика степень живучести этого сюжета.

ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ.

Рассказ сохранен в трех рукописях и корректурном оттиске. Рукописи принадлежат Архиву В. Г. Черткова, переданному в ГТМ, и хранятся в папке 8 под №№ 27, 28 и 29. Корректура - в БЛ под шифр. V, 9, 5 лл.

1) № 27. Автограф, F° и 4°, 4 листа. Писано, видимо, зa один присест, с небольшими помарками. На об. листа 1-го - отрывок из «Смерти Ивана Ильича» (не первой редакции, чужою рукою). Заглавие: «Три старца» и ссылка на Евангелие от Матфея. VI. 7-8. Начало: «Плылъ на корабл? Архіерей изъ Архангельска города въ Соловецкіе»… На обложке рукой A. Л. Толстой: «Три старца (черновой)».

2) Рукопись № 28. Копия рукой В. Г. Черткова, с многочисленными поправками и дополнениями Толстого. 4°, 14 лл. На обложке синим карандашом: «Вторая редакция». Заглавие: «Три старца». Начало (после эпиграфа из ев. Матф. VI. 7-8): «Плылъ на корабл? архіерей изъ Архангельска города въ Соловки»… Изменения и исправления значительны: Напр. в 1-й редакции, старцев, бегущих по морю, сначала увидел не архиерей, а другие путники, которые стали смотреть и рассуждать; архиерей подходит, спрашивает и потом вглядывается и видит старцев. Во второй редакции старцев видит сначала архиерей, остальные спят. Архиерей подходит к кормчему и просит посмотреть, чт? виднеется; тот видит старцев, ужасается и кричит; народ вскакивает, и все видят старцев, подошедших к кораблю.

3) Рукопись № 29. Копия рукою В. Г. Черткова с предыдущей. 4°, 13 листов линованной тетрадной бумаги, с поправками и дополнениями рукою Толстого и другою рукой. Заглавие: «Три старца». Начало (после эпиграфа из ев. Матф. VI. 7-8): «Плылъ на корабл? Архіерей изъ Архангельска города въ Соловки»… Листы с признаками пребывания в типографии. Видимо, с этой рукописи набирали для изд. 1886 г. Поправки рукой не Толстого внесены из корректуры. На обложке синим карандашом: «Третья редакция».

4) Корректура для изд. 1886 г. (Соч. гр. Л. Н. Толстого, ч. 12. М. 1886), с поправками и дополнениями самого Толстого и С. А. Толстой и подписью С. А. Толстой к печати.

В основу издания положен текст «Сочинений гр. Л. Н. Толстого. Часть 12. Произведения последних годов. М. 1886», стр. 154-162.

«Отечественные записки» 1864, т. 152.

Г. 3. Кунцевич, «Три старца» Л. Н. Толстого и «Сказание о явлениях Августину» (Историко-литературный сборник, посвящ. Вс. И. Срезневскому), Л. 1924, стр. 201-296.

Бирюков, П. И. Л. Н. Толстой. Биография. Изд. 3, т. 2, стр. 122.

В. И. Срезневский «Язык и легенда в записях Л. Н. Толстого» (Ф. С. Ольденбург, к пятидесятилетию научно-общественной деятельности 1882-1932, Сборник статей, стр 476).

Толстовский ежегодник 1913 года. П. 1914. II. 25, 2 пр. т. 85, стр. 229.

См. «Русские сказки и песни в Сибири и др. материалы». Красноярск, 1902, под редакцией Потанина.

Три звездных старца

В домах китайцев всегда стоят фигурки трех богов-звезд: Фу-сина, Лу-сина и Шоу-сина, дарующих процветание, богатство и долголетие. Божества дома приносят домочадцам огромную удачу. Называют их всех вместе Саньфу («три звездных старца») или Сань-син («три звезды»), поскольку это триада звездных духов.

– Фу-син – «звезда счастья». В китайской астрономии звезда в центральной части неба, считавшаяся местом нахождения счастья. Божество Фу-син символизирует большую удачу, которая приносит деньги и процветание, материальное благополучие. Обычно бог Фу-син изображен в окружении множества монет, символизирующих богатство и изобилие. Часто изображается также в виде небесного чиновника с развернутым свитком в руках, на котором написано: «Небо посылает счастье».

– Лу-син (от «лу» – «чиновничье жалование» и «син» – «звезда»), или Гуань-син («звезда чиновников»). Звезда и божество карьеры, особенно почитавшееся чиновниками. Изображается в виде старца верхом на олене («лу» – «олень», омоним слова «лу» – «чиновничье жалование»). Поскольку сделать карьеру значит жить в достатке, это божество считается и символом богатства, процветания, изобилия. Также Лу-син – символ достойных наследников и продолжения рода. Часто его изображают с ребенком на руках или рядом с ним либо в окружении детей. Это божество символизирует и семейный авторитет, тогда его изображают держащим в руках скипетр и папирус (символы власти).

– Шоу-син – «звезда долголетия». Так в древнем Китае называлась звезда Канопус. Появление звезды предвещало долгоденствие государю и стране, а ее отсутствие на небосводе – войны и бедствия. Божество долголетия Шоу-син особенно популярно в Китае. Изображается как старец, в одной руке которого посох с привязанной к нему тыквой-горлянкой (символ процветания потомства) и бумажный свиток (символ долголетия), а в другой – персик (символ долголетия и бессмертия). Также его часто изображают выходящим из персика. Самым могущественным символом долголетия является именно Шоу-син. Божество Шоу-син отвечает также за счастье и здоровье, покровительствует больным и врачевателям.

На протяжении многих веков китайцы почитают талисман, представляющий собой трех звездных старцев. Это традиционные сувениры фен шуй, выполненные в виде трех пожилых мужчин, держащих в руках какой-либо предмет. Их можно встретить практически в любом доме в Китае. Согласно легенде, старцы - это самые яркие звезды из созвездия Большой Медведицы, символизирующие собой все блага, необходимые людям.

Фигурки наделены способностью , семейную гармонию, счастье и финансовое благополучие. Их можно приобретать и применять в качестве талисмана фен шуй по отдельности, однако наибольшей силой три старца обладают, представляя собой единую композицию.

Магические способности старцев фен шуй

Старец Фу Син (Фук) приносит денежную удачу, процветание бизнесу и простое человеческое счастье, основанное на обладании материальными ценностями. Это божество может держать в руках золотую чашу с монетами, его также изображают в окружении всевозможных драгоценностей. В группе старцев Фу Сина традиционно помещают по центру, он может быть на голову выше своих товарищей.

Лу Син (Лук) - божество изобилия и плодородия. Его атрибуты - фрукты (чаще всего персики) и орехи. Лу Сина часто изображают с ребенком на руках, так как, помимо привлечения достатка, он символизирует приумножение и процветание рода. Этот старец укрепляет авторитет главы семьи, в его ведомстве сплоченность и доброжелательные отношения между родными людьми. Для того чтобы воспитать ребенка как достойного человека, нужно обратиться за помощью к Лу Сину. Можно встретить статуэтку этого божества со свистком и скипетром - символами власти и влияния. Он охотно помогает общественным деятелям и политикам.

Шу Син (Сау) - бог долголетия. Его имя ассоциируется с хорошим здоровьем, божественной защитой и долгими годами жизни. Его атрибуты - плод персикового дерева и быстроногий олень являются древними символами вечной жизни. В руках старец может держать посох из женьшеня, лекарственного растения, которое издревле используется в китайской медицине.

Где поставить трех старцев

Подходящее место для талисманов - гостиная, столовая, все места, где собирается семья. Талисманы не нуждаются в активации. Статуэтки старцев допускается устанавливать по отдельности, но максимальный эффект дают три талисмана вместе. Они символизируют единую силу, которая одаривает богатством, здоровьем и счастьем. Из преданий известно, что три божества, олицетворенные звездами Большой Медведицы, несут благополучие, достаток и удачу.

По зонам Багуа фен шуй трех старцев можно установить в зоне Семьи, Богатства или Карьеры. Благоприятное местоположение для этих сувениров - зона Помощников и Покровителей. Лучше всего выбирать для статуэток какую-нибудь нишу, чтобы звездные старцы могли спокойно, без помех «медитировать» и «активировать» свою энергию. Так они смогут быть максимально полезными для своих хозяев.

Сила иероглифов

Китайские мастера фэншуй советуют - чтобы сделка принесла выгоду, нужно написать на папке с документами иероглиф Фу. Он может быть невидим, главное привлечь внимание высших сил к важной операции. Иероглиф Шу поможет укрепить защитные силы организма. Его изображают на красной ленте и носят при себе, когда здоровью или жизни грозит наибольшая опасность.

Для того чтобы не иссякал приток денег, хранить сбережения нужно в красном конверте с начертаниями иероглифа Лу. Талисман обладает очень большой силой, в одном помещении с ним не должны находиться другие защитные магические предметы, например, . Лучше, если старцы будут единственным талисманом в доме.

Если одна из статуэток фэн шуй разбилась

Если так произошло, что статуэтка одного из старцев повредилась, то ее нельзя выкидывать - этим вы проявите неуважение к символу фен шуй и навлечете на свой дом неприятности. Китайцы всегда «хоронят» отслужившую статуэтку, закапывая ее в землю или бросая ее в быструю реку. Оставшиеся фигурки нужно расставить по разным комнатам либо подарить кому-нибудь по одной. Себе нужно купить новый талисман фен шуй - целый комплект из трех звездных старцев, которые займут место своих предшественников.

Китайские божества – старцы

В пантеоне китайских богов очень много представителей. Каждый отвечает за что-то свое. Человек евро склада разума вряд ли знаком с большинством из их. Но имеются некоторые божества, которые известны в самых отдаленных уголках нашей планеты. К ним по праву относятся три звездных старца - более популярные китайские божества, которых уважают, и которым поклоняются в мире.

Звёздные старцы - китайские боги, которые могут одарить богатством, долголетием и здоровьем. Эти фигуры употребляются, как по отдельности, так и все вместе. Символизируют они три принципных удачи семьи: здоровье и долголетие ее членов, семейную власть, также авторитет и вещественное благоденствие.

Зовут старцев — Лу-Син, Фу-Син, Шоу-Син. Каждый обладает своими свойствами.

Лу-Син - отвечает за богатство и богатство, являет собой символ праведных наследников, также покровительствует продолжению рода. Можно часто узреть изображения бога с ребенком на руках, также рядом с ним. Может окружаться детьми. Божество символизирует авторитет семьи. Изображают старца со скипетром в руках, также свитком - знаки власти и силы.

Фу-Син - покровительствует счастье и удаче, которую привлекает в дом. Также может приносить средства, вещественный достаток и процветание. Не считая того, обычно изображается окруженный множеством монет. Они символизируют богатство и богатство. Среди старцев он самый высокий, поэтому правильно располагать его по центру трио.

Шоу-Син - бог здоровья и долголетия. Фактически во всех случаях его можно узреть изображенным с персиком и оленем - знаками долголетия. Бывает, что композицию дополняет сосна, очередной символ, отвечающий за долголетие, но это только если фигура выполнена в суровом согласовании с классическими китайскими представлениями. Рука божества держит посох, который бывает у путников. Но он не обыденный, а сделан из корня жень-шеня, что тоже являет собой долголетие.

Где помещать фигуры

Три звездных старца – куда поставить

В Китае уважают китайские божества, и их значение, бывает, трактуют по-разному. Ведь каждое божество может обладать множеством цветов смыслов, и просто знать их недостаточно. Необходимо правильно поместить талисман так, чтобы он отдавал все свои свойства и приносил в дом только блага. И в случае с 3-мя звездными старцами также действует данное правило.

Размещаются старцы в центре дома. Непосредственно они дают центральной части наибольшую энергию. Согласно учению о 5 стихиях, центр квартиры или дома объединяет другие зоны, окружающие его. И старцы помогают связать воедино все эти аспекты, придать им необычную силу и энергетику.

Бывает, что центр дома находится не в самом лучшем и комфортабельном месте, что делает размещение старцев невозможным. В этом случае их место в гостиной или той комнате, где почти всегда собирается вся семья. Если следовать китайским традициям, то в их домах скульптурам и изображениям этих старцев отводится отдельные комнаты (если дом достаточно богатый). Согласно поверью, считается, что старцев нельзя беспокоить, предоставив им возможность «медитировать», а это просит уединения. Если нет возможности отвести под их целую комнату, то лучше всего организовать место вокруг статуэток, которое и будет необходимым подходящим фактором для из «медитаций». Для этого фигуры помещаются на самом высоком столе в гостиной. Также им можно отвести нишу в столовой, если она у вас отдельная.

Отлично будет добавить антураж комнаты художественным панно, где старцы будут изображены. Лучше расположить его в северо-западном секторе жилья, где у нас находится зона Помощников. Не считая того, самих старцев можно также помещать в секторах: Карьеры, 7 и Богатства. Они собственного рода универсальны и в хоть какой из перечисленных зон будут благоприятно воздействовать на членов семьи. Естественно, что качество этого воздействия будет иметь свои нюансы зависимо от местоположения фигурок.

Три звездных старца – главные божества

Если сравнить по силе деяния фигуры и художественные изображения старцев, то мастера молвят, что главные божества китайской мифологии лучше иметь в виде фигурок, статуэток. Но, как понятно, фэн-шуй это наука символов. Поэтому хоть какое изображение того или другого божества будет нести энергетический посыл, связанный с той или другой личностью. Непринципиально какая уменьшенная копия объекта, которые имеет достаточно сильное излучение, может делать своеобразную роль преемника этой энергии. Если нет возможности устроить домашний водопадик в юго-восточном секторе, что мы туда помещаем? Правильно - его изображение. Символизм начинает работать и приносить благо!

Можно выбрать 1-го или 2-ух звездных старцев. Не обязательно использовать их всех вместе. Главное, чтобы выбор вам нравился и соответствовал тем целям, которые вы на него ложите. Надеждам, которые питаете. Если необходимо богатство, тогда один старец, если долголетие, другой. Так можно подобрать необходимое сочетание, расположить талисманы в собственных комнатах, сделать гармонический баланс энергий в квартире и жить расслабленно.

Разумеется, это далеко не все китайские божества, которые встречаются в пантеоне, но старцы являются одними из самых почитаемых и известных. Поэтому мы их и описали. Применяйте их силу в благих целях, и да сопутствует вам удача!

Любой из трех звездных старцев (Фук, Лук, Сау) является прекрасным символом семейного очага, охраняющим дом и семью, дающим счастье, долголетие, здоровье и процветание. Конечно, ставить трех старцев Фу, Лу и Шу вместе эффективнее, но возможно размещение старцев и поодиночке.

Самый высокий ранг среди всех звездных старцев имеет Фу Син – он символ богатства и удачи . Фук часто изображается со скипетром, что символизирует успехи во всех начинаниях, и со слитком золота, что привлекает в дом богатство. Этот мудрец принесет удачу тем, кто печется о своей карьере, стремиться добиться успеха во всех своих делах, иметь стабильный финансовый рост.

Второй по рангу за Фу идет Лу Син. Он символизирует любовь, верные и долгие отношения, семейное счастье и счастье детей и внуков. Обычно он изображается со свитком в руках и иногда с ребенком. Еще одна роль положенная на этого мудреца – это высокое место по службе, поскольку старец Лук еще и воплощение чиновника, занимающего большой пост.

Третий старец – Шоу Син. Он изображается как седой высоколобый старец, символизируя этим приобретенную мудрость за долгие годы жизни.

Шу син – это символ крепкого здоровья и долголетия. Он часто изображается с тыквой горлянкой в руках или персиком, которые тоже является талисманом здоровья. Сау еще и символ добродетели, он снисходителен и благосклонен к людям искренним, щедрым, не склонным к лицемерию и жадности, алчности и высокомерию.

Обычно звездные старцы расположены в таком порядке – посредине Фу, Лу стоит по правую руку от него, а Шу по левую. Но такой порядок совершенно не принципиален, то есть если Вы расположите звездный старцев в любом другом порядке по своему вкусу, их сила от этого не уменьшиться.

Важно, какое место в Вашем доме занимают звездные старцы. Они должны находиться на высоте не менее одного метра над полом, и стоять на твердой дощечке.

Фу, Лу, Шу можно поставить практически в каждой комнате Вашего дома, дабы они приумножали Ваше состояние, дарили удачу и крепкое здоровье.

Если Вы стремитесь к росту по карьерной лестнице и высокой оплате своего труда – поставьте трех звездных старцев в своем рабочем кабинете или офисе.

Так же можно поставить этот талисман в столовой для благословления счастливой, долгой и здоровой жизни в семье.

Директорам можно разместить трех звездных старцев (Фук, Лук, Сау) позади себя, для привлечения успеха в бизнесе.

Как и многие другие талисманы, трех звездных старцев нежелательно ставить в ванной, туалете или на кухне.

Три звездных старца станут отличным подарком для любого. Кроме того, это один из самых подходящих талисманов для восьмого периода, в котором мы все сейчас живем.

Фук, Лук, Сау - это чудесных подарок для родителей и дедушек с бабушками, три мудреца будут охранять их здоровье, и дарить еще долгие года счастливой жизни.

Звездных старцев Фук, Лук, Сау можно подарить молодой семье, что бы их дети были здоровыми, а семейная жизнь гладкой и счастливой.

И, несомненно, это замечательны подарок для начальника или директора. Три мудреца помогут ему в развитии своего дела, сделают все начинания прибыльными и успешными.