На самом деле совсем не являются богами, это скорее олицетворение трех очень важных звезд в китайской астрологии, поэтому их фигурки никогда не ставятся на алтарь, они с самого начала использовались исключительно как талисманы.

Самый высокий ранг среди всех звездных старцев имеет Фу - он символ богатства и удачи. Фу часто изображается со скипетром, что символизирует успехи во всех начинаниях, и со слитком золота, что привлекает в дом богатство. Этот мудрец принесет удачу тем, кто печется о своей карьере, стремиться добиться успеха во всех своих делах, иметь стабильный финансовый рост.

Второй по рангу за Фу идет Лу . Он символизирует любовь, верные и долгие отношения, семейное счастье и счастье детей и внуков. Обычно он изображается со свитком в руках и иногда с ребенком. Еще одна роль положенная на этого мудреца - это высокое место по службе, поскольку старец Лу еще и воплощение чиновника, занимающего большой пост.

Третий старец - Шоу часто символизируется с самой яркой Южной звездой. Он изображается как седой высоколобый старец, символизируя этим приобретенную мудрость за долгие годы жизни. Шоу - это символ крепкого здоровья и долголетия. Он часто изображается с тыквой горлянкой в руках или персиком, которые тоже является талисманом здоровья. Третий старец еще и символ добродетели, он снисходителен и благосклонен к людям искренним, щедрым, не склонным к лицемерию и жадности, алчности и высокомерию.

Обычно звездные старцы расположены в таком порядке - посредине Фу, Лу стоит по правую руку от него, а Шоу по левую. Но такой порядок совершенно не принципиален, то есть если Вы расположите звездный старцев в любом другом порядке по своему вкусу, их сила от этого не уменьшиться.

Важно, какое место в Вашем доме занимают звездные старцы. Они должны находиться на высоте не менее одного метра над полом, и стоять на твердой дощечке.

Фу Лу Шоу можно поставить практически в каждой комнате Вашего дома, дабы они приумножали Ваше состояние, дарили удачу и крепкое здоровье.

Поставьте их в гостиной, спальне, если Вы желаете пригласить удачу в свой дом.

Если Вы стремитесь к росту по карьерной лестнице и высокой оплате своего труда - поставьте трех звездных старцев в своем рабочем кабинете или офисе.

Так же можно поставить этот талисман в столовой для благословления счастливой, долгой и здоровой жизни в семье.

Директорам можно разместить Фу Лу Шоу позади себя, для привлечения успеха в бизнесе.

Как и многие другие талисманы, трех звездных старцев нежелательно ставить в ванной, туалете или на кухне.

Три звездных старца станут отличным подарком для любого. Кроме того, это один из самых подходящих талисманов для восьмого периода, в котором мы все сейчас живем. Фу Лу Шоу это чудесных подарок для родителей и дедушек с бабушками, три мудреца будут охранять их здоровье, и дарить еще долгие года счастливой жизни.

Звездных старцев можно подарить молодой семье, что бы их дети были здоровыми, а семейная жизнь гладкой и счастливой.

И, несомненно, это замечательны подарок для начальника или директора. Три мудреца помогут ему в развитии своего дела, сделают все начинания прибыльными и успешными.

Три старца Фен-Шуй , или три звездных старца, так именуются три Китайских божества Каждый из старцев, обладает своими уникальными способностями, и каждый имеет свое имя. Три божества так же связывают с реальными звездами, в созвездии Большой Медведицы, отсюда и пошло одно из названий — Звездные Старцы.

Все талисманы в Фен-Шуй несут богатство , благополучие и защиту для их хозяев. Три Старца , соединяют в себе наиболее полный набор полезных функций, необходимых человеку, поэтому желательно использовать полный набор статуэток, или статуэтку в которой изображены старцы все вместе. Но допускается использование старцев и по одному. Даже в одиночку, каждый из старцев очень хорошо выполняет свои задачи.

Давайте познакомимся ближе с нашими божествами. В первую очередь, Три Старца олицетворяют собой, три самых заветных желания человека, Здоровье, Богатство, Процветание.

Лу-Син (Лу, Лук) — мудрец хранящий и увеличивающий богатство семьи . Следит за тем, что бы у накопленного богатства были достойные наследники. Если наследника до сих пор нет, то Лу-Син позаботится о его скором появлении, божество очень положительно влияет на продолжение рода. Старца могут изображать с ребенком в руках, или в окружении детей, так же изображают со свитком или скипетром, что символизирует укрепление силы и власти. Как вы поняли это талисман который, делает все во благо семьи, следит за благополучием, следит за детьми, готовит достойное будущее для вас и ваших потомков. Талисман может передаваться по наследству.

Фу-Син или Фу, Фук, божество счастья и удачи , которая приносит признание и благополучие во всех сферах жизни. Старца изображают в окружении китайских монет или золотых слитков. Почти всегда Фу-Син, изображается выше ростом, чем другие старцы. Своей способностью приносить благополучную удачу, заслужил место в центре среди старцев.

Шоу-Син (Шу, Сау) божество долголетия и крепкого здоровья . У Старца обязательно с собой есть посох из жен-шеня, как известно данное растение само по себе является символом долголетия. В Китае именно этого старца принято дарить взрослым мужчинам, подчеркивая их роль в становлении крепкой семьи.

Набор из трех статуэток лучше всего поместить в тихое и спокойное место, в идеале отдельную комнату. Старцам нужно уединение для медитации и привлечения в дом, счастья, удачи, богатства, и здоровья.

К сожалению не все могут выделить отдельную комнату для талисмана, поэтому мастера фен-шуй рекомендуют устанавливать Троих Старцев в восточной части дома. Восточная сторона это сектор Семьи. Так же очень хорошо работают старцы в местах где чаще всего собирается вся семья, там где семье хорошо. В современном фен-шуй, каждый талисман будет усиливать или защищать ту зону в которой он находится. Поэтому, выбор места расположения старцев, зависит в первую очередь от вас.

В место статуэток допускается использование рисунков старцев. На рисунках Божество Фу-Син может изображаться с иероглифом Фу, который является пожеланием стократного счастья, или ста пожеланий счастья.

Сюжет сказания о трех старцах принадлежит к числу бродячих. Оно известно в различных видоизменениях: вариируется число старцев, их молитвы, место действия и проч. Повесть эта известна и в устных пересказах, каков, например, рассказ сказочника Ерофея, записанный (М. И. Семевским) и в письменных памятниках. В последнем случае сказание связывается с западной переводной повестью о явлениях Августину, еп. иппонийскому (354-430 гг.), которая в России была известна с XVI в. князю А. М. Курбскому, слышавшему ее от Максима Грека, но не знавшему, была ли она прежде него переведена на русский язык. В повести Августина вместо трех старцев Толстого изображен один старец, которого Августин увидел, возвращаясь с Карфагенского собора, на одном острове Средиземного моря «пустом и ненаселеном человеки», куда занесло его корабль. Пустынник был «наг» и «многолетен»; он был рожден в «Африкийской земле», «от языка же италийска». Из его ответов на вопросы Августина оказалось, что он знает молитвы «отнюд неискустно и несогласно», «горняя долу поставляя», т. е. перепутывая порядок слов. Августин удивлялся его преданности богу и в то же время его «неискуству», и стал учить его молитвам. Он покрыл его наготу своей одеждой и поплыл дальше, когда ветер стал попутным. На второй день «корабленицы» сверху увидели на море человека, который гнался за кораблем, как «птица скоропарящая или стрела, стреленная от лука», при приближении просящего подождать его: «ждите, рече, господа ради, ждите мене грешного». Епископ, вышедший наверх, увидел старца, плывущего по морю, половину одежды разослав по воде и половину держа вместо паруса. И достигнув корабля, старец взошел на верх с мольбой к распростертому перед ним Августину: «Восстани, о епископе, молю ти ся, забых молитвы оны, тобою изученные, и молю ти ся ныне, паки изучи ми их, яко же лепо». И вытвердив снова молитвы, он сошел с корабля, сел опять на свою одежду и вернулся в пустыню так же точно, проплыв по морю «со скорейшим стремлением по первому обычаю».

Мы видим, как близка основа рассказа Толстого к сказанию Августина, но конечно, не им воспользовался Толстой; несомненно он познакомился с этой легендой по передаче устной, народной, русской. По словам П. И. Бирюкова Толстой слышал сказание от олонецкого сказителя В. П. Щеголёнка (см. о нем выше в комментарии к рассказу «Чем люди живы»); нужно впрочем отметить, что в тетради с записями Толстого сказаний и легенд, слышанных им от Щеголёнка, этого сказания не сохранилось. Нельзя не подчеркнуть, что в своем рассказе о трех старцах Толстой, чтобы придать жизненность повествованию, отодвинул от него чудесность, которая является необходимой во всех сказаниях о трех старцах, и представил догоню их по воде видением епископа.

Работа Толстого над рассказом «Три старца» (три рукописи и корректура) может быть подразделена на две редакции и стилистическую переработку текста, которая была названа переписчиком третьей редакцией. Главное различие двух редакций в изображении видения или сна архиерея: Первый рассказ о сне ближе передает старое сказание, так как здесь нечто таинственное видят все присутствующие (наприм. «корабленицы» в сказании Августина). Толстой в первом очерке рассказа изобразил, что народ первый заметил бегущих по воде старцев и архиерей, услышав общий говор, подошел к собравшимся (сон его виден только из слов: «затихло всё и задумался архиерей… поднял голову»). Во второй редакции Толстой отступил от обычного сказания: видит архиерей первый (изображается его сон: «рябит у него в глазах, то тут, то там свет по волнам заиграет. Вдруг видит»…): он поднимается, показывает кормчему прося разглядеть, что видно на море; кормчий в ужасе кричит, поднялся народ…. Отметим любопытную мелочь: в первой редакции старцы идут по воде, не держась друг зa друга; во второй - держатся рука с рукой, как при первой встрече на острове; архиерею вспоминается во сне ярче всего то первое впечатление, которое у него было от вида старцев в действительности.

Писание рассказа «Три старца», вероятно, относится к июню 1885 г. В одном письме к В. Г. Черткову (Ч) 18 июня 1885 г. Толстой говорит о написании нового рассказа для «Посредника»: «я написал еще рассказ для вас, и, кажется, лучше прежних». Составительница объяснительных примечаний к этим письмам, А. К. Черткова высказывает мысль, что этот рассказ именно «Три старца» - «легенда очень любимая» Толстым. Л. Я. Гуревич предполагает, что Толстой говорил здесь о другом рассказе - о «Свечке».

«Три старца» напечатаны в первый раз в «Ниве» 1886, 13, столб. 330-334 (цензурное дозволение 26 марта 1886 г.). К заглавию рассказа «Три старца» в «Собрании сочинений Л. Н. Толстого» (изд. 10 и след.) прибавлен подзаголовок «Из народных сказок на Волге», которого нет во всех рукописях рассказа и в первых в 1886 г. изданиях «Собрания сочинений». Нет в рукописях и того подзаголовка, который помещен в первом издании рассказа в журнале «Нива»: «Три старца, народное сказание». Из этого можно видеть, что эти прибавленные подзаголовки, не только распространенный, но и короткий, принадлежат не Толстому. Что не волжское предание послужило основой рассказа, а скорее северное, видно из названий местных, северных. Интересно, что рассказ Толстого послужил со своей стороны основой новой сказки о Трех старцах, которые знают только одну молитву, «Трое вас, трое нас, помилуй нас», и которые заучивают при помощи архиерея «Отчую» и потом, забыв эту молитву, вслед за кораблем «чешут по воде». Этот рассказ записан в Енисейской губернии в 1900-м году А. А. Макаренком. Из сказанного видно насколько велика степень живучести этого сюжета.

ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ.

Рассказ сохранен в трех рукописях и корректурном оттиске. Рукописи принадлежат Архиву В. Г. Черткова, переданному в ГТМ, и хранятся в папке 8 под №№ 27, 28 и 29. Корректура - в БЛ под шифр. V, 9, 5 лл.

1) № 27. Автограф, F° и 4°, 4 листа. Писано, видимо, зa один присест, с небольшими помарками. На об. листа 1-го - отрывок из «Смерти Ивана Ильича» (не первой редакции, чужою рукою). Заглавие: «Три старца» и ссылка на Евангелие от Матфея. VI. 7-8. Начало: «Плылъ на корабл? Архіерей изъ Архангельска города въ Соловецкіе»… На обложке рукой A. Л. Толстой: «Три старца (черновой)».

2) Рукопись № 28. Копия рукой В. Г. Черткова, с многочисленными поправками и дополнениями Толстого. 4°, 14 лл. На обложке синим карандашом: «Вторая редакция». Заглавие: «Три старца». Начало (после эпиграфа из ев. Матф. VI. 7-8): «Плылъ на корабл? архіерей изъ Архангельска города въ Соловки»… Изменения и исправления значительны: Напр. в 1-й редакции, старцев, бегущих по морю, сначала увидел не архиерей, а другие путники, которые стали смотреть и рассуждать; архиерей подходит, спрашивает и потом вглядывается и видит старцев. Во второй редакции старцев видит сначала архиерей, остальные спят. Архиерей подходит к кормчему и просит посмотреть, чт? виднеется; тот видит старцев, ужасается и кричит; народ вскакивает, и все видят старцев, подошедших к кораблю.

3) Рукопись № 29. Копия рукою В. Г. Черткова с предыдущей. 4°, 13 листов линованной тетрадной бумаги, с поправками и дополнениями рукою Толстого и другою рукой. Заглавие: «Три старца». Начало (после эпиграфа из ев. Матф. VI. 7-8): «Плылъ на корабл? Архіерей изъ Архангельска города въ Соловки»… Листы с признаками пребывания в типографии. Видимо, с этой рукописи набирали для изд. 1886 г. Поправки рукой не Толстого внесены из корректуры. На обложке синим карандашом: «Третья редакция».

4) Корректура для изд. 1886 г. (Соч. гр. Л. Н. Толстого, ч. 12. М. 1886), с поправками и дополнениями самого Толстого и С. А. Толстой и подписью С. А. Толстой к печати.

В основу издания положен текст «Сочинений гр. Л. Н. Толстого. Часть 12. Произведения последних годов. М. 1886», стр. 154-162.

«Отечественные записки» 1864, т. 152.

Г. 3. Кунцевич, «Три старца» Л. Н. Толстого и «Сказание о явлениях Августину» (Историко-литературный сборник, посвящ. Вс. И. Срезневскому), Л. 1924, стр. 201-296.

Бирюков, П. И. Л. Н. Толстой. Биография. Изд. 3, т. 2, стр. 122.

В. И. Срезневский «Язык и легенда в записях Л. Н. Толстого» (Ф. С. Ольденбург, к пятидесятилетию научно-общественной деятельности 1882-1932, Сборник статей, стр 476).

Толстовский ежегодник 1913 года. П. 1914. II. 25, 2 пр. т. 85, стр. 229.

См. «Русские сказки и песни в Сибири и др. материалы». Красноярск, 1902, под редакцией Потанина.

Китайские божества - старцы

В пантеоне китайских богов очень много представителей. Каждый отвечает за что-то свое. Человек евро склада разума вряд ли знаком с большинством из их. Но имеются некоторые божества, которые известны в самых отдаленных уголках нашей планеты. К ним по праву относятся три звездных старца - более популярные китайские божества, которых уважают, и которым поклоняются в мире.

Звёздные старцы - китайские боги, которые могут одарить богатством, долголетием и здоровьем. Эти фигуры употребляются, как по отдельности, так и все вместе. Символизируют они три принципных удачи семьи: здоровье и долголетие ее членов, семейную власть, также авторитет и вещественное благоденствие.

Зовут старцев — Лу-Син, Фу-Син, Шоу-Син. Каждый обладает своими свойствами.

Лу-Син - отвечает за богатство и богатство, являет собой символ праведных наследников, также покровительствует продолжению рода. Можно часто узреть изображения бога с ребенком на руках, также рядом с ним. Может окружаться детьми. Божество символизирует авторитет семьи. Изображают старца со скипетром в руках, также свитком - знаки власти и силы.

Фу-Син - покровительствует счастье и удаче, которую привлекает в дом. Также может приносить средства, вещественный достаток и процветание. Не считая того, обычно изображается окруженный множеством монет. Они символизируют богатство и богатство. Среди старцев он самый высокий, поэтому правильно располагать его по центру трио.

Шоу-Син - бог здоровья и долголетия. Фактически во всех случаях его можно узреть изображенным с персиком и оленем - знаками долголетия. Бывает, что композицию дополняет сосна, очередной символ, отвечающий за долголетие, но это только если фигура выполнена в суровом согласовании с классическими китайскими представлениями. Рука божества держит посох, который бывает у путников. Но он не обыденный, а сделан из корня жень-шеня, что тоже являет собой долголетие.

Где помещать фигуры

Три звездных старца - куда поставить

В Китае уважают китайские божества, и их значение, бывает, трактуют по-разному. Ведь каждое божество может обладать множеством цветов смыслов, и просто знать их недостаточно. Необходимо правильно поместить талисман так, чтобы он отдавал все свои свойства и приносил в дом только блага. И в случае с 3-мя звездными старцами также действует данное правило.

Размещаются старцы в центре дома. Непосредственно они дают центральной части наибольшую энергию. Согласно учению о 5 стихиях, центр квартиры или дома объединяет другие зоны, окружающие его. И старцы помогают связать воедино все эти аспекты, придать им необычную силу и энергетику.

Бывает, что центр дома находится не в самом лучшем и комфортабельном месте, что делает размещение старцев невозможным. В этом случае их место в гостиной или той комнате, где почти всегда собирается вся семья. Если следовать китайским традициям, то в их домах скульптурам и изображениям этих старцев отводится отдельные комнаты (если дом достаточно богатый). Согласно поверью, считается, что старцев нельзя беспокоить, предоставив им возможность «медитировать», а это просит уединения. Если нет возможности отвести под их целую комнату, то лучше всего организовать место вокруг статуэток, которое и будет необходимым подходящим фактором для из «медитаций». Для этого фигуры помещаются на самом высоком столе в гостиной. Также им можно отвести нишу в столовой, если она у вас отдельная.

Отлично будет добавить антураж комнаты художественным панно, где старцы будут изображены. Лучше расположить его в северо-западном секторе жилья, где у нас находится зона Помощников. Не считая того, самих старцев можно также помещать в секторах: Карьеры, 7 и Богатства. Они собственного рода универсальны и в хоть какой из перечисленных зон будут благоприятно воздействовать на членов семьи. Естественно, что качество этого воздействия будет иметь свои нюансы зависимо от местоположения фигурок.


Три звездных старца - главные божества

Если сравнить по силе деяния фигуры и художественные изображения старцев, то мастера молвят, что главные божества китайской мифологии лучше иметь в виде фигурок, статуэток. Но, как понятно, фэн-шуй это наука символов. Поэтому хоть какое изображение того или другого божества будет нести энергетический посыл, связанный с той или другой личностью. Непринципиально какая уменьшенная копия объекта, которые имеет достаточно сильное излучение, может делать своеобразную роль преемника этой энергии. Если нет возможности устроить домашний водопадик в юго-восточном секторе, что мы туда помещаем? Правильно - его изображение. Символизм начинает работать и приносить благо!

Можно выбрать 1-го или 2-ух звездных старцев. Не обязательно использовать их всех вместе. Главное, чтобы выбор вам нравился и соответствовал тем целям, которые вы на него ложите. Надеждам, которые питаете. Если необходимо богатство, тогда один старец, если долголетие, другой. Так можно подобрать необходимое сочетание, расположить талисманы в собственных комнатах, сделать гармонический баланс энергий в квартире и жить расслабленно.

Разумеется, это далеко не все китайские божества, которые встречаются в пантеоне, но старцы являются одними из самых почитаемых и известных. Поэтому мы их и описали. Применяйте их силу в благих целях, и да сопутствует вам удача!

Китайские божества – старцы

В пантеоне китайских богов очень много представителей. Каждый отвечает за что-то свое. Человек евро склада разума вряд ли знаком с большинством из их. Но имеются некоторые божества, которые известны в самых отдаленных уголках нашей планеты. К ним по праву относятся три звездных старца - более популярные китайские божества, которых уважают, и которым поклоняются в мире.

Звёздные старцы - китайские боги, которые могут одарить богатством, долголетием и здоровьем. Эти фигуры употребляются, как по отдельности, так и все вместе. Символизируют они три принципных удачи семьи: здоровье и долголетие ее членов, семейную власть, также авторитет и вещественное благоденствие.

Зовут старцев — Лу-Син, Фу-Син, Шоу-Син. Каждый обладает своими свойствами.

Лу-Син - отвечает за богатство и богатство, являет собой символ праведных наследников, также покровительствует продолжению рода. Можно часто узреть изображения бога с ребенком на руках, также рядом с ним. Может окружаться детьми. Божество символизирует авторитет семьи. Изображают старца со скипетром в руках, также свитком - знаки власти и силы.

Фу-Син - покровительствует счастье и удаче, которую привлекает в дом. Также может приносить средства, вещественный достаток и процветание. Не считая того, обычно изображается окруженный множеством монет. Они символизируют богатство и богатство. Среди старцев он самый высокий, поэтому правильно располагать его по центру трио.

Шоу-Син - бог здоровья и долголетия. Фактически во всех случаях его можно узреть изображенным с персиком и оленем - знаками долголетия. Бывает, что композицию дополняет сосна, очередной символ, отвечающий за долголетие, но это только если фигура выполнена в суровом согласовании с классическими китайскими представлениями. Рука божества держит посох, который бывает у путников. Но он не обыденный, а сделан из корня жень-шеня, что тоже являет собой долголетие.

Где помещать фигуры

Три звездных старца – куда поставить

В Китае уважают китайские божества, и их значение, бывает, трактуют по-разному. Ведь каждое божество может обладать множеством цветов смыслов, и просто знать их недостаточно. Необходимо правильно поместить талисман так, чтобы он отдавал все свои свойства и приносил в дом только блага. И в случае с 3-мя звездными старцами также действует данное правило.

Размещаются старцы в центре дома. Непосредственно они дают центральной части наибольшую энергию. Согласно учению о 5 стихиях, центр квартиры или дома объединяет другие зоны, окружающие его. И старцы помогают связать воедино все эти аспекты, придать им необычную силу и энергетику.

Бывает, что центр дома находится не в самом лучшем и комфортабельном месте, что делает размещение старцев невозможным. В этом случае их место в гостиной или той комнате, где почти всегда собирается вся семья. Если следовать китайским традициям, то в их домах скульптурам и изображениям этих старцев отводится отдельные комнаты (если дом достаточно богатый). Согласно поверью, считается, что старцев нельзя беспокоить, предоставив им возможность «медитировать», а это просит уединения. Если нет возможности отвести под их целую комнату, то лучше всего организовать место вокруг статуэток, которое и будет необходимым подходящим фактором для из «медитаций». Для этого фигуры помещаются на самом высоком столе в гостиной. Также им можно отвести нишу в столовой, если она у вас отдельная.

Отлично будет добавить антураж комнаты художественным панно, где старцы будут изображены. Лучше расположить его в северо-западном секторе жилья, где у нас находится зона Помощников. Не считая того, самих старцев можно также помещать в секторах: Карьеры, 7 и Богатства. Они собственного рода универсальны и в хоть какой из перечисленных зон будут благоприятно воздействовать на членов семьи. Естественно, что качество этого воздействия будет иметь свои нюансы зависимо от местоположения фигурок.

Три звездных старца – главные божества

Если сравнить по силе деяния фигуры и художественные изображения старцев, то мастера молвят, что главные божества китайской мифологии лучше иметь в виде фигурок, статуэток. Но, как понятно, фэн-шуй это наука символов. Поэтому хоть какое изображение того или другого божества будет нести энергетический посыл, связанный с той или другой личностью. Непринципиально какая уменьшенная копия объекта, которые имеет достаточно сильное излучение, может делать своеобразную роль преемника этой энергии. Если нет возможности устроить домашний водопадик в юго-восточном секторе, что мы туда помещаем? Правильно - его изображение. Символизм начинает работать и приносить благо!

Можно выбрать 1-го или 2-ух звездных старцев. Не обязательно использовать их всех вместе. Главное, чтобы выбор вам нравился и соответствовал тем целям, которые вы на него ложите. Надеждам, которые питаете. Если необходимо богатство, тогда один старец, если долголетие, другой. Так можно подобрать необходимое сочетание, расположить талисманы в собственных комнатах, сделать гармонический баланс энергий в квартире и жить расслабленно.

Разумеется, это далеко не все китайские божества, которые встречаются в пантеоне, но старцы являются одними из самых почитаемых и известных. Поэтому мы их и описали. Применяйте их силу в благих целях, и да сопутствует вам удача!