Ассунта Аделаида Луидже Модотти родилась в городе Удино на севере Италии.
В семье было шестеро детей.
В десять лет Тина уже по 12 часов работает на фабрике, в пятнадцать лет попадает в полицию по обвинению в проституции, а в 16 лет перебирается в Америку.


В Америке она сначала работает на фабрике, а затем - портнихой в модном ателье, где знакомится со своим первым мужем - художником Робо де Л"Абри.
По его инициативе Тина попадает в Голливуд и с успехом снимается в приключенческих мелодрамах

Тина Модотти в Голливуде

Тина Модотти. Фотограф Эдвард Вестон

Под влиянием Вестона Тина становится мастером фотографического искусства.

Tina Modotti and Robo de Richey at work in their studio, Hollywood, 1921

Тина на лестнице. Фотограф - Эдвард Вестон. 1923 г.

Тина и Эдвард на пути в Мескику 1923 г

Тина и Вестон переезжают в Мексику, где Тина окунается в новый мир, где на волне растущего крестьянского движения формируется революционное искусство.
Новый мир Тины - это новый круг друзей - Давид Сикейрос, Диего Ривера, Фрида Кало , это и новые формы самовыражения.

Тина самозабвенно погружается в мир революций.

Тина Модотти."Элиза". 1923 г.

В 1923 году она впервые принимает участие в мексиканской рабочей демонстрации в защиту Сакко и Ванцетти, после чего вступает в Антиимпериалистическую лигу, а затем уже сама принимает участие в организации Итальянской антифашистской лиги в Мексике. Становится моделью Диего Ривера.

Диего Ривера. Фотограф Эдвард Вестон. 1924 год

Тина, изображенная художником Диего Ривера

Tina Modotti, Diego Rivera, Festival of the Tractor , 1927

Эдвард Вестон иТина Модотти. 1924 год. Мексика

Эдвард Вестон. Фотограф- Тина Модотти. 1924 г.

Тина Модотти и Фрида Кало

Формирование левых политических взглядов сразу же оказывает влияние и на художественное творчество Модотти, она становится самостоятельным фотографом.
Занимаясь художественной фотографией, она начинает заменять абстрактный сюжет своих снимков социальной тематикой. При этом, используя и развивая новаторскую технику Вестона, Тина добилась особо реалистичного эффекта, устанавливая максимальную резкость кадра, тщательно продумывая художественные композиции и выбирая для снимка самые неожиданные ракурсы.
В результате нескольких лет ее работы были созданы разнообразные по тематике классические образцы революционной художественной фотографии.

Тина Модотти. Нищета.1928 г.

Новым избранником Тины оказался художник и гравер Хавьер Герреро - ведущий художник-график газеты «Эль Мачете», один из основателей "Синдиката революционных живописцев " и мексиканской компартии.
Модотти вступает в Коммунистическую партию Мексики и начинает работать секретарем в "Эль Мачете", куда ее приглашает Хавьер Герреро.

В газете она работает самоотверженно, не щадя своего времени и сил. В 1925 году Тина пишет Вестону:
«Ты мог бы сказать мне, что поскольку жизненный элемент во мне сильнее, чем творческий, я должна смириться с этим и делать самое лучшее из того, что в моих силах. Но я не могу принять жизнь такой, какая она есть, слишком хаотичной, слишком бессознательной, я противлюсь этому, сражаюсь с ней, все время борюсь за то, чтобы вылепить свою жизнь по моему темпераменту и моим возможностям, другими словами, я вкладываю слишком много творчества и энергии в свою жизнь, в следствии чего меня не остается для искусства ». (Письмо от 7 июля 1925 г.)

Tina Modotti at an exhibition of her work at the National Library in Mexico City, 1929

Jose Chavez Morado, Xavier Guerrero, David Alfaro Siqueiros, Enrique Gonzalez Rojo et Diego Rivera

У Тины много друзей, но самыми близкими в это время становятся трое: Диего Ривера, Витторио Видали (команданте Карлос) и Хулио Антонио Мелья. Видали - итальянский коммунист, который был вынужден покинуть Италию после прихода к власти Муссолини. Мелья - лидер студенческого движения, член Коммунистической партии Кубы, вынужденный покинуть Кубу из-за преследования.

Vittorio Vidali. Foto: Tina Modotti, 1927

Хулио Антонио Мелья. Фото: Тина Модотти.

В 1929 году Тина Модотти возвращалась домой с Хулио Антонио Мелья, с которым она работала в газете EL Machete, когда Мелью расстрелял неизвестный. Тину арестовали и заподозрили в причастности к убийству. Вскоре после убийства Мелья последовало неудачное покушение на Президента. Несмотря на недоказанность улик и освобождение из под стражи, Тина и Видали были выдворена из страны. Их посадили на корабль, отходящий в Роттердам. Италия попыталась добиться выдачи итальянских коммунистов, но им удалось избежать передачи фашистам. Они отправились в Берлин, потом - в Швейцарию, а потом - в Москву.

Тина Модотти во сремя следственного эксперимента, 1929.

Картина Диего Ривера "Арсенал", на основе которой до сих пор существует версия о том, что Мелью убил ревнивый Видали. Модотти и Мелья изображены справа, а Видали - слева с ружьем.

Витторио Видали (Команданте Карлос) 1930 г.

Vittorio Vidali during a trip near Moscow, Soviet Union, 1930

В 1931 году Тина приезжает в Советский Союз. Она становится сотрудником центрального отделения МОПР - Международной организации помощи борцам революции, работает вместе с личным секретарем Ленина Еленой Стасовой и вскоре назначается на должность консультанта Коминтерна по революционному движению в Латинской Америке. Собирает и анализирует отчеты о развитии идей коммунизма в любимой Мексике, пишет резолюции, по которым судят о положении дел и принимают решения на самом верху. От ее отзыва зависит многое.

Параллельно же принимает участие в ряде рискованных антифашистских операций на территории разъедаемой нацизмом Европы, выполняя деликатные поручения по передаче данных и денег то одной, то другой коммунистической партии.

Тина Модотти в Советском Союзе.1932 г.

Фотографическая карьера Тины Модотти очень недолгая, но успешная и многообещающая, была оставлена навсегда. Полуконспиративная жизнь, которую она вела в СССР, не предполагала занятий фотографией. С Витторио Видали она в 1936 году едет в воюющую Испанию под именем Мария.
В 1939 году под этим же именем Тина возвращается в Мексику. А в 1942 году неожиданно умирает от инфаркта. Вскрытие показывает естественную смерть, но она так неожиданна, что возникает версия о возможном устранении Тины - ведь она так много знала...

Январь 1942 г.

Биография Тины полна противоречивых фактов и еще неизученных страниц.
Несомненно одно - Тина была яркой личностью, она хотела прожить интересную жизнь и оставить о себе след.
Это ей удалось.

Тина Модотти родилась в 1896 году в Италии. Девочка была вторым ребенком в семье. У нее было пятеро братьев и сестёр. Семья жила довольно бедно, и Тина очень переживала за них, слёзы голодных малышей вызывали в ней чувство ненависти к богатым людям. С детства Тина прониклась идеями борьбы с социальной несправедливостью. Как-то раз, когда ей было 10 лет, Тина вернулась домой без платка. Но зато принесла с рынка целую корзину продуктов - колбасы, сыра, хлеба… Родителям она просто соврала, сказав, что платок ей очень не нравился, и что поэтому она его и продала.

В 1913 году, захотев сделать себе карьеру театральной актрисы, семнадцатилетняя Тина уехала в США. В Америке она быстро влилась в жизнь богемы, стала проповедовать идеи свободных отношений в брачной жизни. Вскоре она прониклась большевизмом. Но счастья на чужбине Тина Модотти так и не обрела.

Отец Тины переехал в Америку чуть раньше, и, ожидая дочь, договорился с хозяином швейной мастерской в Сан-Франциско о том, что его дочь будет работать у того портнихой. Но в свои семнадцать молодая итальянка невероятно расцвела. Ее красота была обворожительной. Огромные тёмные глаза, великолепная фигура, густые и мягкие волосы, красивый рот… И это сыграло свою роль. Первой на красоту Тины обратила внимание хозяйка салона, и совсем скоро перевела её из рядовых портних в своем салоне в модель. Работу модели Тине удавалось успешно совмещать с рабой в итальянском театре, где она и влюбилась в молодого художника и поэта. Именно этот человек и ввёл её в круг местной богемы, в среде которой была принята свободная любовь. Эти люди отрицали буржуазную мораль. Несмотря на неприятие своего любимого итальянской общиной, Тина Модотти вышла за него замуж и вместе они, покинув Сан-Франциско, перебрались в Лос-Анжелес. В этом городе Тина стала образцом, идеалом свободной женщины. «Красивая, но с мозгами» - говорили о ней.

В 1920 году Тина Модотти уже снялась в нескольких фильмах в Голливуде. Сниматься тогда было принято с чрезмерно нагримированным лицом. Вскоре, на одной из богемных вечеринок, где пили сакэ и слушали музыку восточных стран, Тина встретилась с Эдвардом Уэстоном, который был фотографом. У Эдварда было уже четверо детей, и он конечно был в браке… Но в этих кругах было не принято сдерживать свои чувства. Вскоре появилось несколько снимков Уэстона, на которых Тина Модотти была обнаженной.

Наступил 1923 год. В Соединенных штатах многое изменилось. Власти ввели сухой закон, процветал ку-клукс-клан… Тина вместе с Эдвардом были вынуждены из США перебраться в Мексику. В этой стране они прожили семь лет. И всё это время Тина под руководством Эдварда постигала технику фотографии. Совсем скоро к ней как фотографу пришел успех. Работы молодой и дерзкой итальянки стали цениться намного выше чем работы её друга и учителя. Наверное, в том числе и это сыграло свою роль в постепенном разладе в их отношениях. Эдвард считал, что принципы «свободной любви» существуют только для него. А у Тины тем временем началась целая серия романов. Сначала её возлюбленным стал известнейший художник, толстяк и донжуан Диего Ривера. После него Тина влюбилась в большевика и члена Коминтерна Хавьера Герерро, который уговорил её стать членом коммунистической партии.

Став коммунисткой, Тина Модотти коренным образом переменилась, и даже внешне ее было совсем не узнать. Она стала носить строгую одежду и гладкую прическу и полностью посвятила себя делу. Тина фотографировала митинги и демонстрации рабочих, нелегкий труд батраков в поле, тяжелую жизнь простого народа… Началось и ее активное сотрудничество с газетой мексиканских коммунистов «Эль Мачете». Тина стала открыто выступать против диктатуры Муссолини. В редакции «Эль Мачете» она познакомилась с самым известным революционером всей Латинской Америки Хулио Антонио Меллой. В свои 25 лет он был невероятно красив, строен и привлекателен внешне. Именно он стал, пожалуй, единственной настоящей любовью Тины Модотти. Не обращая внимание на осуждение знакомых и друзей, и даже на довольно скромную в материальном плане жизнь, союз молодых революционеров был счастливым. Как раз к этому времени и относятся замечательные фотопортреты Хулио, выполненные Тиной.

Но, как это часто бывает, их счастье длилось недолго. В январе 1929 года выстрелом в спину в Гаванне Мела был убит. Конечно же, это было политическое убийство. Тем не менее, все СМИ того времени написали, что это просто была месть ревнивого соперника. Это заметно подкосило репутацию Тины. Совсем скоро она была объявлена шпионкой Муссолини и посажена в тюрьму. А вскоре снимки обнаженной Тины, сделанные ещё Уэстоном, появились в нескольких газетах, чем их редактора пытались доказать её безнравственность.

Тюрьма подорвала здоровье Тины Модотти. Да и репутация её оказалась запятнанной. Вскоре после выхода из тюрьмы один из итальянских коммунистов переправляет её в Москву. Московский период Тины исследователи её жизни называют «медленным самоубийством». Тина Модотти оставила занятия фотографией и полностью посвятила себя работе в Коминтерне, где сделала хорошую карьеру и добилась высоких постов. Несколько раз Тина выполняла опасные и рискованные задания в странах Европы. Очень просила послать её в фашистскую Италию для работы вместе с итальянскими коммунистами. Но вместо Италии она была направлена в Испанию. В этой стране она провела все годы гражданской войны. Осведомленная о том, что коммунисты разных стран гибнут в СССР в сталинских лагерях, в Москву Тина решила не возвращаться.

В Испани для нее настала пора страшной бедности и гнетущего одиночества. 5 января 1942 года Тина Мадотти ночью умерла в такси. При вскрытии был констатирован инфаркт. Но большинство биографов и современников Тины считают, что это было или самоубийство, или отравление. При исследовании обстоятельств происшествия, в сумочке Тины полицейские обнаружили маленькую фотографию Хулио Антонио Мела.

Бурная, полная приключений жизнь Тины Мадотти всколыхнула интерес к ней у другой незаурядной женщины 20 века - у Мадонны. В 1996 году в Филадельфии Мадонна организовала выставку работ Тины. Её удивительные и неповторимые снимки были оценены очень высоко. Одна из работ ушла с аукциона за 130 тысяч долларов. Хоть и различны судьбы этих двух женщин, но немало в них и общего. Ведь и у той, и у другой - итальянские корни, которые были пересажены на другую сторону земли.

Тина Модотти родилась в 1896 году в Италии. Девочка была вторым ребенком в семье. У нее было пятеро братьев и сестёр. Семья жила довольно бедно, и Тина очень переживала за них, слёзы голодных малышей вызывали в ней чувство ненависти к богатым людям. С детства Тина прониклась идеями борьбы с социальной несправедливостью. Как-то раз, когда ей было 10 лет, Тина вернулась домой без платка. Но зато принесла с рынка целую корзину продуктов - колбасы, сыра, хлеба… Родителям она просто соврала, сказав, что платок ей очень не нравился, и что поэтому она его и продала.

В 1913 году, захотев сделать себе карьеру театральной актрисы, семнадцатилетняя Тина уехала в США. В Америке она быстро влилась в жизнь богемы, стала проповедовать идеи свободных отношений в брачной жизни. Вскоре она прониклась большевизмом. Но счастья на чужбине Тина Модотти так и не обрела.

Отец Тины переехал в Америку чуть раньше, и, ожидая дочь, договорился с хозяином швейной мастерской в Сан-Франциско о том, что его дочь будет работать у того портнихой. Но в свои семнадцать молодая итальянка невероятно расцвела. Ее красота была обворожительной. Огромные тёмные глаза, великолепная фигура, густые и мягкие волосы, красивый рот… И это сыграло свою роль. Первой на красоту Тины обратила внимание хозяйка салона, и совсем скоро перевела её из рядовых портних в своем салоне в модель. Работу модели Тине удавалось успешно совмещать с рабой в итальянском театре, где она и влюбилась в молодого художника и поэта. Именно этот человек и ввёл её в круг местной богемы, в среде которой была принята свободная любовь. Эти люди отрицали буржуазную мораль. Несмотря на неприятие своего любимого итальянской общиной, Тина Модотти вышла за него замуж и вместе они, покинув Сан-Франциско, перебрались в Лос-Анжелес. В этом городе Тина стала образцом, идеалом свободной женщины. «Красивая, но с мозгами» - говорили о ней.

В 1920 году Тина Модотти уже снялась в нескольких фильмах в Голливуде. Сниматься тогда было принято с чрезмерно нагримированным лицом. Вскоре, на одной из богемных вечеринок, где пили сакэ и слушали музыку восточных стран, Тина встретилась с Эдвардом Уэстоном, который был фотографом. У Эдварда было уже четверо детей, и он конечно был в браке… Но в этих кругах было не принято сдерживать свои чувства. Вскоре появилось несколько снимков Уэстона, на которых Тина Модотти была обнаженной.

Наступил 1923 год. В Соединенных штатах многое изменилось. Власти ввели сухой закон, процветал ку-клукс-клан… Тина вместе с Эдвардом были вынуждены из США перебраться в Мексику. В этой стране они прожили семь лет. И всё это время Тина под руководством Эдварда постигала технику фотографии. Совсем скоро к ней как фотографу пришел успех. Работы молодой и дерзкой итальянки стали цениться намного выше чем работы её друга и учителя. Наверное, в том числе и это сыграло свою роль в постепенном разладе в их отношениях. Эдвард считал, что принципы «свободной любви» существуют только для него. А у Тины тем временем началась целая серия романов. Сначала её возлюбленным стал известнейший художник, толстяк и донжуан Диего Ривера. После него Тина влюбилась в большевика и члена Коминтерна Хавьера Герерро, который уговорил её стать членом коммунистической партии.

Став коммунисткой, Тина Модотти коренным образом переменилась, и даже внешне ее было совсем не узнать. Она стала носить строгую одежду и гладкую прическу и полностью посвятила себя делу. Тина фотографировала митинги и демонстрации рабочих, нелегкий труд батраков в поле, тяжелую жизнь простого народа… Началось и ее активное сотрудничество с газетой мексиканских коммунистов «Эль Мачете». Тина стала открыто выступать против диктатуры Муссолини. В редакции «Эль Мачете» она познакомилась с самым известным революционером всей Латинской Америки Хулио Антонио Меллой. В свои 25 лет он был невероятно красив, строен и привлекателен внешне. Именно он стал, пожалуй, единственной настоящей любовью Тины Модотти. Не обращая внимание на осуждение знакомых и друзей, и даже на довольно скромную в материальном плане жизнь, союз молодых революционеров был счастливым. Как раз к этому времени и относятся замечательные фотопортреты Хулио, выполненные Тиной.

Но, как это часто бывает, их счастье длилось недолго. В январе 1929 года выстрелом в спину в Гаванне Мела был убит. Конечно же, это было политическое убийство. Тем не менее, все СМИ того времени написали, что это просто была месть ревнивого соперника. Это заметно подкосило репутацию Тины. Совсем скоро она была объявлена шпионкой Муссолини и посажена в тюрьму. А вскоре снимки обнаженной Тины, сделанные ещё Уэстоном, появились в нескольких газетах, чем их редактора пытались доказать её безнравственность.

Тюрьма подорвала здоровье Тины Модотти. Да и репутация её оказалась запятнанной. Вскоре после выхода из тюрьмы один из итальянских коммунистов переправляет её в Москву. Московский период Тины исследователи её жизни называют «медленным самоубийством». Тина Модотти оставила занятия фотографией и полностью посвятила себя работе в Коминтерне, где сделала хорошую карьеру и добилась высоких постов. Несколько раз Тина выполняла опасные и рискованные задания в странах Европы. Очень просила послать её в фашистскую Италию для работы вместе с итальянскими коммунистами. Но вместо Италии она была направлена в Испанию. В этой стране она провела все годы гражданской войны. Осведомленная о том, что коммунисты разных стран гибнут в СССР в сталинских лагерях, в Москву Тина решила не возвращаться.

В Испани для нее настала пора страшной бедности и гнетущего одиночества. 5 января 1942 года Тина Мадотти ночью умерла в такси. При вскрытии был констатирован инфаркт. Но большинство биографов и современников Тины считают, что это было или самоубийство, или отравление. При исследовании обстоятельств происшествия, в сумочке Тины полицейские обнаружили маленькую фотографию Хулио Антонио Мела.

Бурная, полная приключений жизнь Тины Мадотти всколыхнула интерес к ней у другой незаурядной женщины 20 века - у Мадонны. В 1996 году в Филадельфии Мадонна организовала выставку работ Тины. Её удивительные и неповторимые снимки были оценены очень высоко. Одна из работ ушла с аукциона за 130 тысяч долларов. Хоть и различны судьбы этих двух женщин, но немало в них и общего. Ведь и у той, и у другой - итальянские корни, которые были пересажены на другую сторону земли.

Биография Тины Модотти (Tina Modotti) пестрит множеством интересных фактов, что делает ее похожей на сюжет драматического кинофильма. Творчество Тины Модотти тесно связано со знаковыми событиями в ее личной жизни и наоборот. Она жила и творила на одном дыхании, и все, что происходило с ней, находило определенное отображение в ее работах. Поэтому для понимания творческого пути Тины Модотти нужно обязательно ознакомиться со знаковыми событиями ее не слишком долгой, но очень насыщенной жизни.

Перипетии судьбы

Эта удивительная женщина родилась в 1896 году в небольшом итальянском городке Удине, получив при рождении сложное имя Ассунта Аделаида Луиджа Модотти Мондини.

Детство девушки было непростым. Из-за нищеты уже в 10 лет она была вынуждена пойти работать на ткацкую фабрику, поэтому у Тины Модотти не было возможности получить надлежащее образование.

В 1913 году из-за скандала на родине Тине пришлось оставить родные края и эмигрировать в Америку. Там она сперва поработала на ткацкой фабрике, но благодаря своей яркой и привлекательной внешности, вскоре сумела устроиться в модельное агентство. Карьера модели открыла перед Тиной Модотти дверь в богемную среду и мир искусства.

Девушка решила попробовать свои силы и в качестве актрисы, сыграв небольшие роли в нескольких постановках. На этом она решила не останавливаться и обратила свой взор в сторону Голливуда. Попытка попасть на киноэкран оказалась успешной, и буквально одновременно Тине было предложено сразу три роли в различных фильмах, где она с успехом и сыграла. Однако, после этого девушка приняла решение отказаться от карьеры киноактрисы - в тот момент ее намного больше увлекло фотоискусство. Одним из ближайших друзей Тины в тот период был знаменитый фотограф Эдвард Уэстон. После непродолжительного знакомства с мэтром фотографии Тина стала сначала его моделью (в том числе и для съемок ню), а со временем - возлюбленной.

Мексиканское вдохновение

В 1922 году Тина Модотти вместе с Эдвардом Уэстоном отправилась в Мексику. Местный быт, обычаи и пейзажи настолько вдохновили, что она начала снимать самостоятельно.

Первые фотографии Модотти были сделаны под большим влиянием Уэстона, однако со временем она сумела найти собственный стиль, сделать свои снимки уникальными.

Тщательно выверенная композиция, острые и необычные сюжеты делают фотоработы Тины Модотти ярким явлением в фотоискусстве 20-х годов ХХ столетия.

В отличие от своего учителя Уэстона, Тина Модотти предпочитала снимать не отстраненные пейзажи, а людей. Человеческие лица и искренние эмоции представляли для фотохудожницы большой интерес, служили самым значительным источником вдохновения.

Коммунистическая фотография

Отношения с Эдвардом Уэстоном в Мексике плавно сошли на нет, и через некоторое время у Тины Модотти завязался роман с местным коммунистом Хавьером Герреро. Как и другие мужчины в ее жизни, Герреро оказал значительное влияние на творчество Тины. По его просьбе она сначала вступила в коммунистическую партию, а потом начала все активнее освещать революционное движение в своих фотоработах.

В этот период Тина Модотти получает широкое признание как талантливый фотограф не только в Мексике, но и далеко за ее пределами. Наиболее яркие работы публикуются в именитых американских и европейских журналах.

В 1929 году Тина Модотти организовывает крупную выставку своих фоторабот, которая получила название "Первая революционная фотовыставка Мексики". Это - пик ее карьеры и момент всеобщего признания.

Тина Модотти в то время не только вела активную общественную деятельность, но и дружила со многими видными политическими и революционными деятелями. Кроме того, ее связывали приятельские отношения со знаменитой мексиканской художницей Фридой Кало.


С Фридой Кало

Шпионаж

Деятельность Тины Модотти не ограничивалась только искусством. Есть весомые доказательства того, что она была связана со спецслужбами, в том числе - советскими. Поговаривали и о ее причастности к убийству известного революционера Хулио Антонио Мелла в 1929 году. После этих событий Тина Модотти была вынуждена покинуть Мексику вместе со своим новым возлюбленным, советским шпионом Витторио Видали. В 30-е годы они вместе вели активную деятельность в СССР, Испании, а также могли принимать участие в подготовке покушения на Льва Троцкого.

Неоднозначная политическая позиция Тины Модотти не мешала ей оставаться талантливым фотографом. Ее работы получили широкое признание не только в Мексике, но и в европейских странах.

В 1942 году в 45-летнем возрасте Тина Модотти скончалась предположительно от инфаркта. Обстоятельства ее смерти оказались настолько туманными, что подозревали все, что угодно - от самоубийства до устранения советскими спецслужбами.

Смерть Тины Модотти, как и вся ее недолгая, но яркая жизнь, до сих пор будоражит умы тысяч людей.

: сев в такси, Тина приезжает к своему дому мертвой.

Тина Модотти. Коммунист, фотограф, близкий друг Фриды Кало (Все, кто смотрел фильм "Фрида", помнят ее танго с Фридой ).

Из книги Пабло Неруды «Признаюсь:я жил…» :

«К огда я хочу вспомнить Тину Модотти, приходится делать такое усилие, словно ловишь горстку тумана. Хрупкая, почти незримая. Знал я ее или не знал?


Она была еще очень хороша собой - бледный овал лица в оправе темных волос, большущие черные бархатные глаза, которые все так же смотрят сквозь годы. Диего Ривера изобразил ее на одном из своих настенных панно в ореоле венка из листьев и стрел маиса.

Эта итальянская революционерка, прекрасный фотограф, приехала в Советский Союз, чтобы фотографировать людей и памятники искусства. Но, захваченная бурным ритмом социалистического созидания, она швырнула фотоаппарат в Москву-реку и поклялась посвятить жизнь самым скромным делам партии. Я познакомился с Тиной в Мексике, где она честно выполняла свою клятву, и оплакивал ее той ночью, когда она умерла.

Это случилось в 1941 году. Ее мужем был Витторио Видали - знаменитый команданте Карлос из Пятого полка. Тина Модотти умерла от разрыва сердца в такси, по дороге домой. Она знала, что у нее больное сердце, но молчала, боясь, что ее отстранят от революционной работы. Тина всегда была готова делать то, чего сторонились другие, - убирать помещение, пешком отправиться на другой конец города, ночи напролет писать письма или переводить статьи. В испанскую войну она была медсестрой и ухаживала за ранеными республиканцами.

В ее жизни, когда она была подругой выдающегося кубинского революционера Хулио Антонио Мельи , сосланного в Мексику, произошла страшная трагедия. Тиран Кубы Херардо Мачадо отрядил из Гаваны бандитов, поручив им убить революционного вождя молодежи. И однажды вечером, когда Мелья под руку с Тиной Модотти выходил из кинотеатра, в него выстрелили из автомата. Он упал. Упала и Тина, вся в крови убитого друга. А тем временем наемные убийцы, у которых были высокие покровители, беспрепятственно скрылись. В довершение всего полицейские чиновники, покрывавшие преступников, попытались обвинить в убийстве Типу Модотти.

Силы незаметно покидали Тину, и через двенадцать лет ее не стало. Мексиканская реакция пустилась во все тяжкие, чтобы возродить клевету и создать атмосферу скандала вокруг ее смерти, по примеру былых времен, когда хотели доказать, что она замешана в убийстве Мельи. А мы с Карлосом молча сидели у гроба. Трудно было смотреть, как страдает такой сильный и мужественный человек. Его открытую рану разъедал яд мерзкой лжи, порочащей имя Тины Модотти, теперь мертвой. Команданте Карлос исходил яростью, глаза его воспалились, а я, бессильный перед человеческой скорбью, заполнившей комнату, молча смотрел на восковую Тину в маленьком гробу.

Страницы газет были заполнены грязными измышлениями. Тину называли «таинственной женщиной из Москвы». Некоторые добавляли: «Она умерла, потому что знала слишком много». Карлос страдал так безудержно и неистово, что я решил написать стихотворение - отповедь тем, кто бесчестил нашу Тину. Я тотчас разослал стихотворение во все газеты, мало надеясь, что оно будет опубликовано. Но какое чудо! На другой день вместо обещанных накануне новых «разоблачительных подробностей» на первых полосах газет появилось мое гневное, пронизанное болью стихотворение.

Оно называлось «Умерла Тина Модотти». Я читал его тем же утром на кладбище мексиканской столицы, где мы похоронили Тину, где она покоится под плитой мексиканского гранита. На плите выгравированы эти стихи.