Биография

Как свидетельствуют документы, будущий фокусник родился в Будапеште в семье раввина , хотя сам Гудини утверждал, что местом его рождения является американский штат Висконсин . Его родители эмигрировали в США 3 июля 1878 года , когда Эрику было четыре года. Первоначально семейство обосновалось в городке Эпплтон (штат Висконсин), где его отец - Меер Сэмюэл (Шамуэль) Вайс (1829-1892) - получил пост раввина реформистской синагоги Zion Reform Jewish Congregation (реформистская еврейская община Сиона ). В 1887 году Гудини с отцом переехали в Нью-Йорк , где к ним вскоре присоединились мать артиста Сесилия (Цецилия) Штайнер (1841-1913) и шестеро его братьев и сестёр. В семье говорили на идиш, немецком и венгерском языках.

Гарри публично показывал карточные фокусы в увеселительных заведениях с 10 лет. В 1892 году принял псевдоним Гудини, в честь французского фокусника Робер-Удена (фамилию которого он по ошибке прочитал в соответствии с правилами английского, а не французского языка). Позже к фамилии добавилось имя Гарри в честь Гарри Келлара , хотя по свидетельствам близких уже в детстве друзья называли его Эри (Ehrie ) или Гарри (Harry ). Первоначально гастролировал по США вместе с братом. В ранней карьере Гудини преобладали номера по самоосвобождению от наручников и из резервуаров с водой. В рекламных целях он практиковал эффектные трюки, которые могли быть засвидетельствованы целыми толпами зевак. Так, однажды он был подвешен в мешке к карнизу небоскреба, но успешно освободился. В другой раз прошёл на глазах множества зрителей через кирпичную стену. В 1903 году был сброшен с моста в Темзу закованным в наручники и кандалы с 30-килограммовым шаром, но через несколько минут всплыл, размахивая наручниками.

Во время тура по Европе в 1900 г. Гудини поразил Лондон номером «Исчезновение живого слона», который был им воспроизведен на нью-йоркском ипподроме в 1918 г. Вновь гастролировал по России в 1908 г., демонстрируя самоосвобождение из камеры смертников в Бутырской тюрьме и Петропавловской крепости . Маг также выступал и в тюрьмах Вашингтона. Вот как описывают этот трюк авторы книги «От магов древности до иллюзионистов наших дней»: «Запертый в камере тюрьмы, облаченный в арестантскую одежду, он через две минуты вышел, открыл двери соседних камер и, шутки ради, поменял местами заключенных. Затем проник в гардеробную и через пятнадцать минут после того, как был заперт, появился в караульном помещении переодетым в свой костюм» .

C возрастом постановочные трюки давались Гудини все сложнее. Даже после удачных выступлений он не раз попадал в больницу. С 1910 г. он стал сниматься в кино. В том же году поставил номер по освобождению из жерла пушки за считанные секунды до того, как сработает запал. Заинтересовавшись авиацией, он приобрел биплан и совершил первый в истории полет над Австралией. Он также сблизился с бывшим президентом Теодором Рузвельтом . Появились слухи, что Гудини связан с американскими спецслужбами и со Скотленд-Ярдом .

В зените славы Гудини зарабатывает огромные деньги. В 1920-х годах газеты писали, что его жалование почти вдвое больше, чем у президента США. Страх закончить жизнь в нищете, как это было с его отцом, не оставлял его. Гудини совсем не умел обращаться с деньгами: он трясся над каждым центом и в то же время тратил огромные суммы на картины и книги. Посылал чеки старикам, подавал золотые монеты нищим, давал благотворительные концерты в больницах, детских домах и даже в тюрьмах для заключённых.

Гудини был серьёзно обеспокоен тем, что под влиянием популярного в те годы спиритизма многие иллюзионисты стали маскировать свои трюки видимостью общения с потусторонними силами. В сопровождении переодетого в штатское констебля Гудини стал инкогнито посещать спиритические сеансы для того, чтобы разоблачать шарлатанов, и заметно преуспел в этом. Последствием стал разрыв со старым товарищем, Артуром Конан Дойлем , который был убежденным приверженцем спиритизма и почитал Гудини за очень сильного медиума .

Смерть иллюзиониста

Во время гастролей в Монреале он отдыхал в своей гримерке, как к нему вошли трое студентов, один из которых был чемпионом колледжа по боксу. Он спросил мистера Гудини, действительно ли тот способен выдержать несколько сильных ударов в живот, ничего при этом не почувствовав. Гудини, погружённый в свои мысли, кивнул, и студент неожиданно нанес артисту два или три удара. Гудини еле остановил его: «Подождите, мне надо подготовиться», после чего напряг пресс - «Вот, теперь можете бить». Студент ударил пару раз и на себе почувствовал железный брюшной пресс Гудини. Несколько дней Гудини не обращал внимания на боль, но эти удары спровоцировали разрыв аппендикса, в результате которого развился перитонит . В 1926 г. антибиотиков не существовало, и 31 октября 1926 года Гарри Гудини умер в Детройте .

Гудини оставил жене секретный код, без помощи которого его «истинный» дух не смог бы связаться с живыми во время сеансов столоверчения. Сделано это было для того, чтобы шарлатаны не подстроили сеансов общения с духом Гудини − «грозы спиритов».

    Weiss with mother and wife.jpg

    Гудини с матерью Сесилией Штайнер и женой Бэсс (Элизабет) в 1907 году

    HarryHoudini-1899.jpg

    Гарри Гудини перед выполнением трюка с самоосвобождением, 1899 год

    Mastermystery-1919poster.jpg

    Плакат 1919 года, анонсирующий фильм с Гудини в главной роли

    Houdini Gravesite 1024.jpg

    Могила Гарри Гудини

Премия Гарри Гудини

В 2015 году в России была учреждена премия имени Гарри Гудини , призванная привлечь внимание общественности к проблеме некритичного восприятия заявлений о существовании паранормальных явлений и сверхспособностей.

В искусстве

Гудини - один из героев бестселлера Э. Л. Доктороу «Рэгтайм», переведённого на русский в 1975 году Василием Аксёновым . В 1998 г. по мотивам романа был поставлен мюзикл , в котором Гудини является второстепенным персонажем.

Кинематограф

  1. 1953 - «Гудини» (в роли Гудини: Тони Кёртис)
  2. 1976 - «Великий Гудини» (в роли Гудини: Пол Майкл Глейзер)
  3. 1987 - «Молодой Гарри Гудини» (в роли Гудини: Уил Уитон)
  4. 1998 - «Гудини» (в роли Гудини: Джонатон Шэк)
  5. 2007 - «Смертельный номер » (в роли Гудини: Гай Пирс)
  6. 2008 - «Чудеса Гудини» (в роли Гудини: Эрнест Боргнайн)
  7. 2014 - «Гудини» (в роли Гудини: Эдриен Броуди)
  8. 2016 - «Гудини и Дойл » (в роли Гудини: Майкл Уэстон)

Напишите отзыв о статье "Гарри Гудини"

Примечания

Ссылки

  • Журнал «Вокруг Света», № 6 (2597) | Июнь 1975

Отрывок, характеризующий Гарри Гудини

Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его. Старик встал и подал письмо сыну.
– Слушай, – сказал он, – о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михайлу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. Ну, теперь поди сюда.
Он говорил такою скороговоркой, что не доканчивал половины слов, но сын привык понимать его. Он подвел сына к бюро, откинул крышку, выдвинул ящик и вынул исписанную его крупным, длинным и сжатым почерком тетрадь.
– Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь – вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу.
Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживет еще долго. Он понимал, что этого говорить не нужно.
– Всё исполню, батюшка, – сказал он.
– Ну, теперь прощай! – Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он.
– Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын.
Старик замолчал.
– Еще я хотел просить вас, – продолжал князь Андрей, – ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас… пожалуйста.
– Жене не отдавать? – сказал старик и засмеялся.
Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что то дрогнуло в нижней части лица старого князя.
– Простились… ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета.
– Что такое, что? – спрашивали княгиня и княжна, увидев князя Андрея и на минуту высунувшуюся фигуру кричавшего сердитым голосом старика в белом халате, без парика и в стариковских очках.
Князь Андрей вздохнул и ничего не ответил.
– Ну, – сказал он, обратившись к жене.
И это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «теперь проделывайте вы ваши штуки».
– Andre, deja! [Андрей, уже!] – сказала маленькая княгиня, бледнея и со страхом глядя на мужа.
Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо.
Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло.
– Adieu, Marieie, [Прощай, Маша,] – сказал он тихо сестре, поцеловался с нею рука в руку и скорыми шагами вышел из комнаты.
Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.
11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России.
С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст.
Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи. Полковой командир имел вид человека, счастливо совершающего одно из самых торжественных дел жизни. Он похаживал перед фронтом и, похаживая, подрагивал на каждом шагу, слегка изгибаясь спиною. Видно, было, что полковой командир любуется своим полком, счастлив им, что все его силы душевные заняты только полком; но, несмотря на то, его подрагивающая походка как будто говорила, что, кроме военных интересов, в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта и женский пол.
– Ну, батюшка Михайло Митрич, – обратился он к одному батальонному командиру (батальонный командир улыбаясь подался вперед; видно было, что они были счастливы), – досталось на орехи нынче ночью. Однако, кажется, ничего, полк не из дурных… А?
Батальонный командир понял веселую иронию и засмеялся.
– И на Царицыном лугу с поля бы не прогнали.
– Что? – сказал командир.
В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади.
Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений.
К Кутузову накануне прибыл член гофкригсрата из Вены, с предложениями и требованиями итти как можно скорее на соединение с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака, и Кутузов, не считая выгодным это соединение, в числе прочих доказательств в пользу своего мнения намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему. Хотя адъютант и не знал этих подробностей, однако он передал полковому командиру непременное требование главнокомандующего, чтобы люди были в шинелях и чехлах, и что в противном случае главнокомандующий будет недоволен. Выслушав эти слова, полковой командир опустил голову, молча вздернул плечами и сангвиническим жестом развел руки.

Гарри Гудини, настоящее имя которого Эрик Вайс, иммигрировал в Соединенные Штаты из Венгрии, когда ему было 4 года. Он взял псевдоним в честь двух своих кумиров: американского фокусника Гарри Келлара и французского иллюзиониста по имени Жан Юджин Роберт-Гудин.

Гудини прославился благодаря сложным трюкам с побегами и освобождением. Самым знаменитым была "Китайская камера для пыток водой". Во время трюка его ноги были надеты наручники, а сам иллюзионист находился вверх ногами в стеклянном контейнере, наполненном водой. Каждый раз Гудини с успехом и овациями удавалось выбраться из этой западни.

Предшествующие события

Во время гастролей в Монреале во второй половине дня 22 октября 1926 года в раздевалку Гудини зашли два студента из университета Макгилла. В этот момент иллюзионист просматривал свою почту. Один из молодых людей, Дж. Гордон Уайтхед, был начинающим боксером. Он спросил Гарри, сможет ли тот выдержать удар в живот, как заявлял ранее. Гудини ответил утвердительно, но ему было необходимо время, чтобы подготовиться. В этот момент Уайтхед нанес четыре удара в живот, застав врасплох фокусника.

В течение всего вечера Гудини чувствовал сильную боль, но выступал, несмотря на дискомфорт. Он не мог уснуть и терпел в течение следующих двух дней, не обращаясь за медицинской помощью. Когда иллюзионист, наконец, посетил врача, ему диагностировали острый аппендицит. Гудини требовалась срочная операция. Тем не менее маг решил завершить свое шоу, как и планировалось в ту ночь.


Во время выступления температура фокусника поднялась до 40 градусов. Он очень устал и был изнеможен от постоянной боли. К середине третьего акта Гудини попросил своего помощника опустить занавес, так как не мог продолжать выступление. Когда занавес закрылся, Гарри рухнул там, где стоял. Но продолжал отказываться от медицинской помощи до следующего утра. В тот момент его жена Бесс настояла, чтобы Гудини обратился в больницу. Но было уже поздно: аппендицит лопнул и начался перитонит. Врачи провели операцию, однако надежды на выживание не было. В то время антибиотиков еще не существовало, поэтому провести необходимую медикаментозную терапию не представлялось возможным. 31 октября 1926 года, в день празднования Хэллоуина, в окружении близких родственников, жены и брата, Гарри Гудини скончался.

Похороны великого мастера состоялись 4 ноября 1926 года, где присутствовало более 2000 человек. Он был погребен в Квинсе, Нью-Йорк, на кладбище Махпела. На надгробном камне был нарисован герб Общества американских магов. Каждый год в ноябре последователями Гудини и членами общества магов на его могиле проводится церемония "Broken Wand".

Жена иллюзиониста Бесс Гудини умерла в 1943 году. Несмотря на ее просьбы пару похоронили на разных кладбищах из-за еврейского происхождения супруги.


В настоящий момент театра Гарри Гудини больше нет. Больница Грейс в Детройте, в которой умер иллюзионист, также разрушена в 1979 году.

Что стало с Дж. Гордоном Уайтхедом, который по нелепой случайности стал причиной смерти великого фокусника? После инцидента Уайтхед бросил колледж и стал отшельником. Он умер от голода в 1954 году. Уайтхед похоронен в безымянной могиле на кладбище в Монреале. Существует теория, согласно которой молодой человек был специально нанят для убийства Гарри Гудини. Но никаких доказательств этой версии нет.

В течение долгих лет после смерти иллюзиониста его жена проводила множество сеансов в попытке связаться со своим мужем. Что не удивительно, у нее ничего не получилось. Особенно, учитывая тот факт, что при жизни Гудини считал спиритизм мошенничеством. До сих пор поклонники паранормальных явлений пытаются вызвать дух иллюзиониста. Но все их попытки тщетны.

Вера в магию часто используется нечистыми на руку фокусниками исключительно для обмана и заработка средств. Но существуют люди, завороженно наблюдая за действиями которых, начинаешь сомневаться в том, что волшебства нет. Одним из таких гениев своего дела был знаменитый Гарри Гудини.

Детство

Гарри Гудини появился на свет 24 марта 1874 года в столице Австро-Венгерской империи, городе Будапеште. Будущий маг любил скрывать место рождения и часто упоминал в автобиографиях город Эпплтон, штат Висконсин, куда переехала из Европы семья четырехлетнего мальчика. Родные свободно говорили на немецком, венгерском и идише.

Эрих Вайс (настоящее имя фокусника) взял в самом раннем возрасте псевдоним Гарри Гудини. Биография великого артиста с тех пор писалась исключительно под этим именем, придуманным в честь фокусника французского происхождения Жана Эжена Робен-Гудена. Его труды мальчик приобрел на первые заработанные деньги и незамедлительно впитал как губка все, что там было написано.

Имя было позаимствовано у американского иллюзиониста германского происхождения Гарри Келлара. Хотя друзья утверждают, что так называли Эриха еще в раннем детстве.

Позднее, в 1887 году, семья Гарри Гудини перебралась в Нью-Йорк, где юному дарованию пришлось много работать подручным кузнеца в слесарной мастерской и жить в пансионате. Одновременно он помогал в лавке по ремонту замков, где и познакомился с работой их механизмов. Работа в кузнице была временным пристанищем - артиста не взяли в кафе Гарлема, одного из самых процветающих на тот момент районов Нью-Йорка, по причине слишком юного возраста.

Трудиться Эриху пришлось с малых лет - еще в Эпплтоне он подрабатывал воздушным гимнастом в любительском цирке, нередко под самым куполом.

Родители

Делая описание жизни любого знаменитого человека, стоит начать с его родителей. Кем был отец фокусника Гарри Гудини, известно вполне детально. Папой юного иллюзиониста, а также шести его братьев и сестер является Меер Сэмюэл (по другим данным - Шамуэль) Вайс - раввин, который при переезде в США получил работу в синагоге под названием «Реформистская еврейская община Сиона».

Ранняя смерть отца в 1892 году не позволила юному Гарри Гудини получить хорошее образование.

Обучением будущего иллюзиониста занималась его мама, Сесилия Штайнер. Конечно же, домашнее обучение не могло полноценно заменить школу и вместо глубоких знаний ум юного дарования стали занимать секреты Гарри Гудини - фокусы.

Первый успех

Успешная карьера иллюзиониста началась уже с десяти лет. Трюки Гарри Гудини поражали своим мастерством. Яркие афиши, которыми были увешаны рекламные тумбы города, называли его «королем карт», и это действительно было недалеко от истины.

Образованный вместе с братом Тео ансамбль «Братья Гудини» стал основным кормильцем семьи. Артисты много выступали, много путешествуя по различным городам. Но душа маэстро требовала настоящего признания, для чего необходимо было подготовить более зрелищные трюки.

Случай, проложивший дорогу на большую сцену

Во время многочисленных гастролей, в одном из пригородов Нью-Йорка, полицейский «узнал» в иллюзионисте вора, которого уже долгое время безуспешно пытались найти стражи порядка. Уверенный в своей правоте констебль надел наручники на Гарри. Тому потребовалось не более пяти секунд для того чтобы освободиться от оков. Конечно же, надуманные обвинения были сняты.

Но не это поразило иллюзиониста. А то, что бывший суровым еще минуту назад грозный полицейский растерянно моргал глазами с открытым ртом. После чего извинился и попросил автограф. Все это происходило под действие бурных оваций толпы праздных зевак. Уже вечером этот трюк был показан со сцены и на какое-то время стал коронным в программе.

Освобождение от наручников проделывали многие фокусники в то время, но лишь Гарри делал это с инвентарем, который приносили с собой посетители. Конечно, существовали и завистники. Однажды сотрудник полиции принес наручники со сломанным механизмом, которые невозможно было открыть. В тот вечер это осталось незамеченным зрителями, но нацеленный на грандиозное продолжение карьеры маг с тех пор тщательно проверял инвентарь, ведь любая заминка могла стоить ему жизни.

Семейная жизнь

1893 год в жизни Гарри стал одним из самых счастливых - он скрепил себя узами брака с Вильгельминой Беатрис Ранер (чаще упоминается просто как Бетти). Эта женщина стала верным спутником артиста и по жизни, и на сцене - отныне только ей он доверял почетное звание ассистента, вплоть до конца своей жизни.

Рост карьеры

Не дожидаясь того момента, когда зрителям надоест фокус с наручниками, артист усложнил его подвешиванием в мешке на выступе небоскреба, в программе появились

Признание позволило осуществить масштабные трюки по прохождению сквозь кирпичные стены и освобождению из запертых помещений. Полиция различных городов с радостью принимала участие в шоу, закрывая фокусника в самые неприступные камеры, из которых он удивительным образом освобождался.

В 1899 году маэстро познакомился с Мартином Беком, который организовал гастроли по Европе. Жители старой части планеты были ошарашены новыми номерами, в которых иллюзионист освобождался из различных емкостей с жидкостями. В ходе одного из выступлений его даже скинули в реку Темзу в мешке с привязанной тяжелой гирей. Конечно же, со скованными наручниками руками. Не было предела ликованию толпы, когда уже через несколько мгновений Гарри всплыл с абсолютно свободными конечностями.

Жители Лондона передавали нескольким поколениям о том, что могли воочию наблюдать трюк со слоном. Животное в темной комнате накрывали белым покрывалом и потом снимали его. Слона не было. Куда он делся, неискушенный зритель, конечно же, догадаться не мог. Очевидно, магия.

Фокус был настолько популярен, что на протяжении многих лет иллюзиониста просили повторить его. Он сдался только в 1918 году и продемонстрировал чудо на ипподроме в Нью-Йорке. Стоит ли говорить, что номер имел оглушительный успех, о котором еще долго писали в газетах по всему миру.

Путешествие по нашим краям

Знаменитый чародей посетил Россию в 1908 году. Помимо своих коронных номеров для толпы, он заставил немало поволноваться тюремщиков и Петропавловской крепости.

На фокусника для антуража надевали одежду арестантов, запирали в самых неприступных камерах, в которых обычно находились смертники. Конечно же, засовы были самые качественные и современные.

Через четверть часа переодетый в свою одежду маг уже мирно пил чай с охранниками в их помещении. Говорят, что освободиться он мог всего за две минуты. Ходят слухи, что хохмы ради он поменял местами заключенных. Неизвестно только, было ли весело охранникам.

Увлечения великого фокусника

Гарри Гудини был человеком, намного опередившим свое время. Неудивительно, что на его банковском счету были постоянные денежные потоки. Говорят, что его доходы в 1920 году в несколько раз превышали зарплату американского президента. Но свой первый самолет Гарри Гудини купил еще в 1909 г. и уже в 1910-м первым из людей пересек Австралию по воздуху.

Он основал продюсерскую компанию и снялся в нескольких фильмах. Талант мага был настолько велик, что за последнее столетие о нем было снято семь фильмов с такими известными актерами, как Гай Пирс, Эдриан Броуди и др. Также Гарри Гудини являлся сообщества магов и чародеев, а еще активно боролся с шарлатанами, которые «общались» с духами.

Смерть мага

О том, как умер Гарри Гудини, существует несколько версий. По одной из них, фокусника не стало прямо во время выступления. Новость была широко растиражирована газетчиками, но была неправдой.

Согласно другой, его отравили. Третья же гласит про разорвавшийся аппендицит и в скором времени сразивший мага перитонит. Не стало великого Гарри 31 октября 1926 года. Ему было всего 52 года.

Ценные предметы были переданы музею в Эпплтоне, большинство из которых впоследствии были проданы на аукционе

Первоначально гастролировал по США вместе с братом. В ранней карьере Гудини преобладали номера по самоосвобождению от наручников и из резервуаров с водой. В рекламных целях он практиковал эффектные трюки, которые могли быть засвидетельствованы целыми толпами. Так, однажды он был подвешен в мешке к карнизу небоскреба, но успешно освободился. В другой раз прошёл на глазах множества зрителей через кирпичную стену. В 1903 году был сброшен с моста в Темзу закованным в наручники и кандалы с 30-килограммовым шаром, но через несколько минут всплыл, размахивая наручниками. Во время тура по Европе в 1900 г. Гудини поразил Лондон номером «Исчезновение живого слона», который был им воспроизведен на нью-йоркском ипподроме в 1918 г.

Летом 1903 года в Москве на открытой сцене летнего сада Эрмитаж , Гудини, будучи запертым в арестантской карете, высвобождался из нее, на глазах у публики . В гастролях по России 1908 года демонстрировал самоосвобождение из камеры смертников в Бутырской тюрьме и Петропавловской крепости . Маг также выступал и в тюрьмах Вашингтона. Как описывают этот трюк авторы книги «От магов древности до иллюзионистов наших дней»: «Запертый в камере тюрьмы, облаченный в арестантскую одежду, он через две минуты вышел, открыл двери соседних камер и, шутки ради, поменял местами заключенных. Затем проник в гардеробную и через пятнадцать минут после того, как был заперт, появился в караульном помещении переодетым в свой костюм» .

C возрастом постановочные трюки давались Гудини все сложнее. Даже после удачных выступлений он не раз попадал в больницу. С 1910 г. он стал сниматься в кино. В том же году поставил номер по освобождению из жерла пушки за считанные секунды до того, как сработает запал. Заинтересовавшись авиацией, он приобрел биплан и совершил первый в истории полет над Австралией. Он также сблизился с бывшим президентом Теодором Рузвельтом . Появились слухи, что Гудини связан с американскими спецслужбами и со Скотленд-Ярдом .

В зените славы Гудини зарабатывает огромные деньги. В 1920-х годах газеты писали, что его жалованье почти вдвое больше, чем у президента США. Страх закончить жизнь в нищете, как это было с его отцом, не оставлял его. Гудини совсем не умел обращаться с деньгами: он трясся над каждым центом и в то же время тратил огромные суммы на картины и книги. Посылал чеки старикам, подавал золотые монеты нищим, давал благотворительные концерты в больницах, детских домах и даже в тюрьмах для заключённых.

Гудини был серьёзно обеспокоен тем, что под влиянием популярного в те годы спиритизма многие иллюзионисты стали маскировать свои трюки видимостью общения с потусторонними силами. В сопровождении переодетого в штатское констебля Гудини стал инкогнито посещать спиритические сеансы для того, чтобы разоблачать шарлатанов, и заметно преуспел в этом. Последствием стал разрыв со старым товарищем, Артуром Конан Дойлем , который был убежденным приверженцем спиритизма и почитал Гудини за очень сильного медиума .

Смерть

Во время гастролей в Монреале в гримерку к Гудини вошли трое студентов, один из которых, Гордон Уайтхед, был чемпионом колледжа по боксу. Он спросил Гудини, действительно ли тот способен выдержать несколько сильных ударов в живот, ничего при этом не почувствовав. Гудини, погружённый в свои мысли, кивнул, и студент неожиданно нанес артисту два или три удара. Гудини еле остановил его: «Подождите, мне надо подготовиться», после чего напряг пресс - «Вот, теперь можете бить». Студент ударил пару раз и почувствовал железный брюшной пресс Гудини. Несколько дней Гарри не обращал внимания на усиливающуюся боль в области живота. Во время выступления в Детройте иллюзионист упал прямо на сцене, и его пришлось госпитализировать. Удары студента спровоцировали разрыв аппендикса , в результате которого развился перитонит . К сожалению, в 1926 г. антибиотиков не существовало, врачи прогнозировали скорую смерть, но иллюзионист продержался несколько дней, что достаточно долго для такого случая. 31 октября 1926 года Гарри Гудини умер в Детройте , его тело было доставлено в Нью-Йорк и похоронено в бронзовом коробе, который он использовал для своих трюков. После похорон появились неподтвержденные слухи о том, что фокусника отравили его завистники. Внучатый племянник Гудини Джордж Хардин (анг. George Hardeen ) в 2007 году настаивал на необходимости эксгумации тела Гудини, придерживаясь гипотезы, что его знаменитый родственник стал жертвой умышленного заговора и был на самом деле отравлен ядом. Студент, нанесший роковые удары, не понес за это никакой ответственности.

Завещание

Спустя 100 лет со дня рождения Гудини (намеченная дата была 6 апреля 1974 года, так как данные о месте и дате рождения иллюзиониста противоречивы) должно было быть обнародовано его завещание, в котором будут раскрыты секреты его трюков. Многие газеты на первых полосах специально оставили место для экстренного сообщения о завещании. Но ни в указанный день, ни в любой последующий ни одна нотариальная контора и ни один нотариус не подтвердили факт существования самого завещания. Этот поступок иногда в шутку называют «последним фокусом Гудини».

February 11th, 2014

Здравствуйте уважаемые!
Продолжим и закончим с Вами сегодня тему, начатую вот тут вот:

Впервые на сцену он вышел в 17 лет и поначалу его никто не замечал. У него было шоу вместе с братом Теодором, которое называлось «Братья Гудини — освобождение от оков», когда все сложные иллюзии делал Эрик (ну или Гарри — давайте теперь его называть так), а Тео был на подхвате. 2 года они давали свои шоу, но увы, никому они были неинтересны.
Перед одним из очередных представлений Тео случайно опрокинул вазу с «магической жидкостью» на молодую девушку и испортил ее нарядное платье. Заглаживать вину пришлось старшему брату. Гарри на следующий день принес девушке извинения и передал платье, сшитое за ночь его матерью. Девушка оказалась премиленькой и доброй. А звали ее Вельгельмина Беатрис «Бесс» Ранер и ей было 17 лет. Через год, в 1894 году молодые люди поженились. Бесс стала доброй и любящей супругой повсюду сопровождающей своего мужа и участвуя в качестве ассистента во многих его фокусах.

Гарри и Бесс в 1913 году.

Но жизнь была очень и очень сложной. Из-за отсутствия перспектив решил заняться другими делами Теодор, и Гарри с Бесс остались вдвоем. Денег не было постоянно. Гарри иногда выступал аж по двадцать (!) раз в день,но достатка это не приносило — они жили впроголодь. Однажды дошло до того, что на гастролях в Чикаго, Гудини обошел редакции нескольких газет, предлагая за 20 долларов раскрыть секрет своего освобождения от веревок и наручников. Увы, желающих заключить сделку не нашлось.
Другой бы опустил руки и сдался, но только не Гудини. Он тщательно изучал все грани и системы мастерства иллюзионистов -в том числе и ментализм (психологические экзерсисы), тренировался, тренировался и снова тренировался. Самое интересное, что и ночью он почти не спал, а выдумывал и репетировал все новые и новые фокусы. Но признания не было, а значит не было и денег. Бесс терпела и всячески поддерживала мужа. Также как это делала это и мать.

Бесс в те годы.

В результате многочисленных тренировок Гарри стал настоящей живой машиной — он мог управлять практически каждым мускулом, каждой косточкой своего тела — он был феноменально гибок и вынослив.
Однажды его представления посетил один известный импресарио из Иллинойса, которого звали Мартин Бек (тоже кстати родом из Австро-Венгрии). Он внимательно посмотрел представление Гарри и предложил ему продемонстрировать еще пару трюков по искапизму. Гарри сделал, Беку понравилось. Он предложил Гудини сконцентрироваться именно на номерах с высвобождением из цепей и пут, сделав это своей "коронкой" и предложил провести пару представлений в известном цирке «Орфей», к которому имел самое непосредственное отношение. Как оказалось совет был дельный, а умения высвобождаться из оков настолько понравились публике, что цирк начал заполняться каждый день и шли именно на номера Гудини.

Мартин Бек

Видя насколько парень перспективен, Мартин Бек заключил с ним долгосрочный контракт, и стал всячески его пиарить.
Выдумкой Мартина, и очень удачной, стала продемонстрированная Гудини возможность побега из городской тюрьмы Чикаго. В первый раз он сбежал за 4 минуты, но журналисты узнали, что он шапочно был знаком с начальником тюрьмы и написали в газете, что это подвох и начальник просто дал возможность для Гудини сделать отмычки из ключей.
Тогда Гарри и Мартин Бек придумали такой кунштюк, дабы не у кого из журналистов не осталось ни малейших сомнений в том, что Гудини уникален.

Трюк в тюрьме

Гари разделся донага, его тщательно осмотрели, а на рот наложили гипсовую повязку и заперли в камеру. Через несколько минут Гарри Гудини вошел в кабинет начальника тюрьмы, где его ждали журналисты полностью одетый, причем не из внутреннего коридора, а из двери, ведущей к уличному входу. Так началась его всемирная слава.
Мартин Бек организовал Гудини гастроли сначала по США, а потом и в Европе. Несколько лет Гарри ездил по миру и скопил, кстати, немалые деньги. Особенно его боготворили в Лондоне. В 1901 году он продемонстрировал там фокус «Исчезновение живого слона», а в 1903 году был сброшен с моста в Темзу закованным в наручники и кандалы с 30-килограммовым шаром, но через несколько минут всплыл на поверхность.

Еще трюк....

Несколько раз был в России, где убежал из Бутырской тюрьмы, затем Петропавловской крепости. Наконец из конвоируемых жандармами саней по дороге в сибирскую ссылку.
Имя Гудини гремело на всех перекрестках мира.
Как он делал свои трюки (во всяком случае некоторые из них) до сих пор неясно. Понятно одно - он тренировался, тренировался и снова тренировался. 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Телом своим, повторюсь, он владел в совершенстве, да еще и оттачивал навыки. Например научился задерживать дыхание под водой на 4 минуты. Или вот один из его любимых фокусов — снять с себя ботинок, носок (без рук, только силой и ловкостью пальцев ноги), а потом этими же пальцами завязать «бантик» на другом ботинке.

И еще!

Не менее 17 раз он был на волосок от гибели (например когда ег однажды закопали в землю несколько глубже, чем он планировал), но всячески тренировки, знание и фантастическое самообладание спасали ему жизнь. А жизнь он любил — снимался в кино, полюбил авиацию и путешествия, отдавал предпочтение хорошей одежде и изысканной еде.
На полученные деньги он купил дом за 25 000 долларов в Нью-Йорке, в котором жили как он их сам называл «2 любви моей жизни» - мать и жена. Это было 2 основы его существования. И когда одной из них не стало (его мать Сесилия Вейс умерла в 1913 году), он сильно изменился.

Сесилия Вейс, мать Гудини

Используя до этого нередко в своих фокусах спиритические эксперименты он не только порвал с этим, но стал всячески выслеживать тех, кто ими занимается и выводить на чистую воду шарлатанов. Из-за разногласий по поводу спиритизма они даже поссорились с хорошим своим другом Артуром Конан Дойлем, который очень тяжело переживал гибель сына и ударился в мистику, дабы попытаться найти в ней ключ для общения с духом сына. Нападки Гудини создатель бессмертного Шерлока Холмса воспринял очень близко к сердцу и дружбе пришел конец. Сэр Артур не понял душевного состояния Гарри — тот сам искал спиритической связи с матерью, не находил ее и очень от этого мучался. А еще он боялся смерти. Как это не парадоксально звучит, бесстрашный человек, ежедневно заглядываюший ей (смерти) в глаза, всю жизнь задавался вопросом — что есть на том свете и есть ли что то вообще. Незадолго до своей гибели они договорились с женой о неком тайном коде, дабы узнать, возможна ли на самом деле спиритическая связь или это все шарлатанство. Вот тут мнения разделяются — некоторые поклонники жизни Гарри Гудини говорят, что после его ухода в мир иной его дух на одном из спиритических сеансов вышел на связь с женой и открыл ей код, на а вторые уверенно утверждают, что ничего этого не было и соответственно даже своей смертью Гудини доказал, что на том свете нет ничего, кроме тлена.
Каждый может выбрать позицию, которая ему ближе по духу.

Гудини и Конан Дойль. Еще друзья

Понятно,что имея столь широкий успех и столь громкое имя он был одной из самых популярных фигур своего времени. Им восхищались, его уважали, его боялись. Говорили, что он работает на спецслужбы, а религиозные люди верили, что он продал душу дьяволу. Ну и естественно для всех он являлся масоном высоких градусов:-)
Сам он о себе слухи постоянно опровергал (так выпустил несколько хороших книг по своим трюкам, на которых и ныне учатся многие иллюзионисты), но они только больше и больше окружали его и его жизнь.
Вызывала недоумение и его гибель — она была какой-то нелепой.
23 октября 1926 года он был на гастролях в Монреале. Во время перерыва перед началом представления он прошел в отведенную ему гримерную комнату и прилег на диван немного отдохнуть, просматривая поступившие из зала записки. В этот момент к нему явились трое студентов, захотевшие познакомится с знаменитым человеком. Один из них чемпион колледжа по боксу спросил у Гудини — правда ли то, что иллюзионист может выдержать любой удар. Гудини подтвердил это, сказав, что заранее надо просто подготовится и продолжил читать записки.


Гудини великий!

Внезапно спрашивающий подскочил к иллюзионисту и стал изо всех сил бить его кулаком в живот. После 3 удара Гудини остановил его. Встал, подготовился и сказал ударить еще. Тот ударил еще несколько раз и довольный и впечатленный увиденным поблагодарил за науку и вышел из гримерной комнаты.
Ночью Гудини стало плохо. Причем настолько плохо — что уже в поезде, когда они переезжали в Детройт на новое представление его ассистенты вызвали врача прямо на вокзал.

Теодор Харден. Брат Гарри Гудини в молодости

Врач осмотрел больного и диагностировал острейший перетонит,вызванный разрывом аппендикса и селезенки и сказал, что Гудини осталось жить часов 10 (на тот период времени медицина была бессильна). Однако Гудини смог обмануть смерть и прожить еще одну неделю. Он умер в ночь на 31 октября 1926 года в возрасте 52 лет. По легенде перед смертью он позвал своего младшего брата Теодора, с которым начинал свою карьеру, улыбнулся и произнес: «Я устал бороться, Тео. На этот раз я, кажется, проиграл ».
Так закончилась жизнь самого знаменитого из иллюзионистов, некоторые из трюков которого так никто никогда и не смог повторить. Я лишь слегка-слегка коснулся его судьбы, почти что ничего не рассказав Вам ни о его удивительных трюках, ни о его триумфе. Почитайте о нем книги, посмотрите кино - он стоит того. Интересный человек с яркой и необычной судьбой.
Приятного времени суток!