M1 Abrams - основной боевой танк США. Серийно выпускается с 1980 года. Стоит на вооружении армии и морской пехоты США, Египта, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака и Австралии. Является ветераном множества военных конфликтов: от операции "Буря в Пустыне" и миротворческой операции ООН в Сомали, до иракской кампании 2003 года и Афганистана. Анализ боевого применения танка в этих конфликтах вызвал шквал критики его боевой эффективности (особенно бронирования), породил множество мифов и открыл львиную часть засекреченных фактов. Так ли уж плох этот танк, и справедлива ли его критика? Давайте разберёмся.


"Абрамс" имеет мощное пассивное комбинированное лобовое бронирование обеспечивающее комплексную защиту как от кинетических так и от кумулятивных угроз. Толщина лобовой проекции башни первого M1(1980г) составляет 663мм (62мм наружная стальная плита + 500мм комбинированного бронирования + 101мм тыльная стальная плита),защита корпуса представлена в виде 563мм габарита (аналогичных по толщине тыльных и наружных плит и 400мм композитного габарита). На последующих модификациях, начиная с IPM1(1984г) и заканчивая M1A2SEPv2(2008г), толщина лобовой брони башни составляет (62 - 700 - 101) 863мм, и корпуса (62-500-101) 663мм.

Эффективность наполнителей бронирования различна для каждой модификации машины: m1a1 (с 1985г) имеет наполнитель из корундовой керамики AD92. M1A1HA (с 1988г) корундовую керамику AD92 и уранокерамику UO87, (1990г) M1A1HA+\D\M1A2 коррундовую керамику AD95, и уранокерамику 2го поколения uo100. (с 2000г) M1A2SEP\SEPv2\M1A1SA\FEP имеют AD95 и уранокерамику 3-го поколения UO100 c графитовым напылением и титан в качестве облицовки пакетов сменного бронирования вместо алюминия. Также, помимо основных наполнителей бронирования, в незначительной мере применяется кевлар, стеклотекстолит, титан, резина и пр. материалы.

Показатели стойкости наполнителей против различных угроз:
AD90 - 0.84 - 0.95 от ОБПС и 1.37 от КС
AD99 - 1.13 - 1.08 от ОБПС и 1.42 от КС
UO87 - 1.93 - 1.75 от ОБПС и 2.9 от КС
UO100 - 2.67 - 2.4 от ОБПС и 4 от КС

Стойкость лобового бронирования у различных модификаций:

M1 (1980Г)
БАШНЯ: 420мм от БОПС / 800мм от КС
КОРПУС: 380мм от БОПС / 700мм от КС

IPM1/M1A1 (1984г)
БАШНЯ: 450мм от БОПС / 900мм от КС
КОРПУС: 470мм от БОПС / 800мм от КС

M1A1HA (1988г)
БАШНЯ: 680мм от БОПС / 1100-1320мм от КС
КОРПУС: 630мм от БОПС / 900мм от КС

M1A1HA+/D/AIM/M1A2 (1990г)
БАШНЯ: 880-900мм от БОПС / 1310-1620?мм от КС
КОРПУС: 650мм? от БОПС / 970мм от КС

M1A2SEP/SEPv2/M1A1AIMv2/FEP (2000г)
БАШНЯ: 940-960мм от БОПС / 1310-1620?мм от КС
КОРПУС: н/д / н/д

Эти цифры характерны для участков лобовой проекции, оснащённых комбинированным бронированием, помимо них также значимую часть составляют участки с простым монолитным бронированием и ослабленные, уязвимые для огня противника зоны. Разберём и их: очень часто именно эти зоны становятся объектом критики и считаются уязвимыми для огня современных ПТС, разберём каждую зону по отдельности:

1) ВЛД и нижняя часть НЛД корпуса:
Имеют толщину 50мм в районе механика водителя и 80мм (50мм + 30мм защита топливных баков) с двух сторон от места механика водителя. Имеют наклон в 83 градуса от вертикали. На первый взгляд очень слабая защита, но в переводе на эквивалентную толщину составляют 360мм и 570 соответственно. Но тем не менее даже переведённые данные являются чрезвычайно низкими для уровня защиты современной боевой машины.

Теперь обратимся к свойствам противотанковых боеприпасов. Начнём с бронебойных: даже современные ОБПС имеют свойство к рикошету и отклонению от траектории при преодолении наклонных преград.

Снаряды с удлиннением стрелы ОБПС 10:1 на скорости 1.7км/с рикошетят при углах 78гр, 15:1 - 82-83гр, 30:1 - 84-85гр. (+- 1-2гр в зависимости от материала ОБПС). Таким образом, только самые современные ОБПС смогут избежать рикошета, но столкнутся со следующим препятствием с отклонением от траектории. Даже небольшое отклонение в 3-4 град. от направления приведёт к тому, что стреле ОБПС придётся преодолеть вдвое большее расстояние в толще брони. Таким образом, даже 50мм преграда может быть чрезвычайно трудно уязвимой. Кумулятивные снаряды и боевые части ПТУР также сталкиваются с большими сложностями при столкновении с препятствием под экстремально большим углом: поражающие факторы кумулятивной струи сильно зависят от угла встречи боеприпасов с целью (при углах встречи, отличающихся больше чем на 30 градусов от нормали возможно отражение струи от преграды, рассеивание и отклонение). При контакте с бронёй под столь экстремальным углом в 83 градуса, около половины материала кумулятивной струи рассеится в воздух от преграды, оставшаяся часть войдёт в броню, отклонившись на несколько градусов от направления, в результате чего пробиваемость может упасть в 3 - 4 раза. При таком угле также очевидно, что первым делом контактировать с бронёй будет не головная часть и контактный взрыватель, а борт ПТУР или КС, это вызовет деформацию кумулятивной воронки, её детонацию в незапланированной точке и, как следствие, - невозможность формирования кумулятивной струи. (Только для БЧ с контактным подрывом и её расположением в передней части).

2) Верхний лобовой лист башни, прикрывающий крышу до люков командира и заряжающего:
имеет толщину в 70мм, расположен под углом 84-85гр (свойства аналогичны (1)).

3) маска орудия:




Также считается уязвимой зоной "Абрамса". Российские аналитики оценивают её стойкость от 250мм до 300 против ОБПС и КС. Наименьшая толщина до орудия около 550мм, наибольшая - около 70мм. Состоит из 2-х деталей, представленных на фото. Наружная имеет сменные пакеты с корундовой и урановой керамикой, тыльная - гипотетически представлена исключительно монолитной стальной бронёй, не отрицается, что в ней также имеются пакеты со сменным бронированием. За маской пушки бронирование представлено в виде около 300мм сплошного стального габарита механизма крепления, поворота и стабилизации орудия в вертикальной плоскости. Гипотетическая стойкость этой области лобовой проекции оценивается в 850-900мм от ОБПС и 1100-1200мм от КС (при условии, что тыльная деталь маски орудия состоит из монолитной катанной стали средней твёрдости).

ОСЛАБЛЕННЫЕ ЗОНЫ!:
Занимают 8.9% лобовой проекции.
1) Вырез в маске орудия под голову механика водителя (толщина около 300мм).
2) Вырез между корпусом и башней: представлен нижней лобовой деталью башни, идущей до погона (толщина плавно снижается от 850мм до 300мм.

БРОНИРОВАНИЕ БОРТОВОЙ ПРОЕКЦИИ

КОРПУС:
В районе механика водителя до БО 70мм бортовой противокумулятивный экран + 25мм основного бронирования с наваренным 30мм листом, идущим до чуть далее середины БО + 30мм бронирования топливных баков.
В районе борта аналогично до 1/3 его части (противокумулятивные экраны падают в толщине до 6.5мм - 30мм дополнительного листа) в районе МТО 25мм основного бронирования и 6.5мм противокумулятивный экран.
Как показывает практика, до ослабленной зоны рядом с МТО включительно, бронирование эффективно противостоит огню 30мм пушек и старых модификаций рпг7, в ослабленной задней части бронирование уязвимо для огня 14.5мм пулемётов и самых первых РПГ.

Ru/uploads/posts/2013-01/1359032111_iykkq2_p6cc.jpg




Имеет толщину от 450мм до 500мм в различных зонах. Физическая толщина по правому борту 450мм, по левому 450 в районе боеукладки, к лобовой броне увеличивается до (500?мм).

СОСТАВ: 30мм наружная плита из катанной броневой стали средней твёрдости, 20мм возд зазор, 3x19мм пластины уранокерамического наполнителя между 2мя резиновыми прокладками в титановых матрицах, между пластинами также зазор 19мм. дальше идёт воздух 180мм и 120мм тыльная стальная плита.Стойкость последних модификаций "Абрамса" - 240-250мм от ОБПС. Под углом 60градусов может выдержать попадание с 2000м российского ОБПС 3бм32 и с 1000м попадание 3бм42. От кумулятивных с учётом последствий воздействия 3-х урановых пластин на струю а также разнесённой конструкции с воздушными зазорами + поправка на угол наклона, стойкость около 400мм. (берёт только рпг7ВЛ(500мм) и тандемный(650мм) а также рпг29"вампир"(650мм), рпг22(440мм) и рпг32(650мм).. для остальной номенклатуры боеприпасов рпг7, рпг18, рпг22 такая преграда не по зубам. У борта башни в районе бк наполнитель другой. Вместо внешней 30мм стальной пластины стоит алюминиевая пластина толщиной несколько миллиметров, а в воздушном зазоре между пакетом и тыльной плитой расположен ещё один пакет из пластин под большим углом. Общая стойкость около 300мм от ОБПС и 500мм от КС. с учётом ящиков ЗИП добавляем ещё миллиметров 5 от бронебойных и миллиметров 50-100 от кс. В этом месте защита ещё более мощная. Также для защиты бортовых проекций возможна установка комплексов динамической защиты ARAT (для корпуса) и ARAT2 (для корпуса и башни), что повышает противокумулятивную защиту бортовых проекций "Абрамса".

БРОНИРОВАНИЕ КРЫШИ И ДНИЩА

Бронирование крыши корпуса до БО - 50мм и 80мм, защита крыши башни до люков - 70мм и 35мм до боеукладки, толщина вышибных панелей и брони, прикрывающей МТО, ещё более мала. Такая защита является сомнительной против кассетных беприпасов с кумулятивными субэлементами. Бронирование днища - 80мм 50 и 20, в зависимости от области, возможна установка V-образного 12.7мм листа для дополнительной противоминной защиты.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ
1) Лобовые топливные баки, встроенные в систему защиты, имеют толщину стенок в 30мм, повышают стойкость лобовой и бортовой проекции. Помимо этого, само топливо обладает свойством гашения характеристик кумулятивной струи до 40-45% по сравнению со стальной преградой, и бронебойных на 10-15%. Топливные баки внутри имеют конструкцию в виде пчелиных сот. При лобовом пробитии возгорание невозможно в связи недостаточным доступом кислорода. Лишь пробитие в бортовую проекцию может привести к возгоранию.
2) Защитные стенки, отделяющие боеприпасы, топливо и МТО от экипажа, повышают его шансы на выживание.
3) Большой заброневой объём свыше 19м, минимализирует эффективность заброневого воздействия боеприпасов, преодолевших броню. Конструкция бронирования минимализует поражающее действие осколочного поля кумулятивных и кинетических боеприпасов после пробития.
4) Индивидуальные средства защиты экипажа: обязательно ношение бронежилетов с керамическими пластинами и кевларовых шлемов.
5) Система пожаротушения.

Танк Абрамс M1А1 фото , в США после прекращения в 1970 г. совместной с ФРГ разработки прототипа МВТ70 стартовала программа по созданию своего перспективного танка, который бы пришел на смену уже устаревшему В июне 1973 г. с компаниями Chrysler и General Motors были заключены контракты на разработку и постройку опытных образцов этой техники с дизельными и газотурбинными двигателями (ГТД). Что интересно, машина должна быть сравнительно дешовой и доступной для массового произваодства. Что и было сделано. При сходных характеристиках к примеру с немецким , американский М1 дешевле.

Революционное решение об использовании газотурбинного двигателя Lycoming Textron мощностью 1120 кВт, или 1500 л.с., обеспечило 57-тонной махине скорость хода по шоссе до 67 км/ч и исключительно высокую приемистость. Двигатель показал достаточную надежность в различных климатических условиях, на ходу он намного тише, чем дизель. Для справки, на советском танке Т80 чуть раньше американцев уже был установлен газотурбинный двигатель.
12 ноября 1976 г. было объявлено о выигрыше машины фирмы Chrysler именно с мотором ГТД. Начались всесторонние испытания 11 опытных образцов. Они завершились в феврале 1979 г. Ровно через год началось их серииное производство на государственном предприятии Lima Tank Plant «Лима Тэнк Плант».
Тогда же опытный образец получил обозначение M1 «Абрамс» (General Abrams), в честь генерала Крейтона Абрамса, командующего группировкой американских сил во Вьетнаме.

В феврале 1981 г. танк Абрамс M1А1 фото , приняли на вооружение.

М1А1 ABRAMS в разрезе с детальным расположение членов экипажа и узлов

Танк Абрамс M1 фото , разработанный Chrysler Defense Corporation и выпускавшийся General Dynamics, объединил в себе современный уровень огневой мощи, подвижности и живучести. Прошел несколько модернизаций и смог продемонстрировать свои боевые возможности в ходе войны в Заливе, вторжения в Ирак, операций в Афганистане.

  • В ходе войны в Заливе 1991 г. только 18 Abramsов вышли из строя в результате боевых повреждений. Девять из них потеряны безвозвратно, еще девять подлежали восстановлению, получив повреждения, в основном при подрыве на минах. Единственный целиком погибший экипаж танка Abrams был как раз экипажем М1А1.
Его решающее боевое превосходство над танками советского производства проявилось в боях с иракской армией в ходе войны в Заливе 1991 г., позднее - в ходе вторжения в Ирак в 2003 г.

На протяжении 30 лет эксплуатации Abrams регулярно подвергался модернизации с целью улучшения его боевых и эксплуатационных качеств. В марте 1982 г. к выпуску танков подключилось предприятие Land System Division компании General Dynamics, которое и занялось его дальнейшей модернизацией.. в рамках так называемой программы Block I. Толчком к ее проведению послужила Ливанская война 1982 года. Результатом первого этапа программы стал IP M1 (IP - Improved Product - «усовершенствованный продукт»), появившийся в 1984 году и получивший усиленное бронирование лобовой части корпуса и башни, усовершенствованную подвеску, доработанную трансмиссию, новые гусеницы и дополнительную корзину для имущества в кормовой части башни.

  • В августе 1984 года, уже на вооружение принимается М1А1, вооруженный 120-мм гладкоствольной пушкой М256, изготавливаемой по немецкой лицензии. Американский вариант пушки требует меньше ЗИП, чем германский оригинал.

Боекомплект пушки уменьшили до 40 выстрелов, боекомплект спаренного пулемета - до 2800 патронов. На крыше башни смонтировали две вышибные панели одинакового размера вместо дополнительной корзины.

Армия США M1A1 Abrams MBT (Основной боевой танк), целевая группа 1-го батальона 35-го бронетанкового полка, 2-й тактической группы, 1-й бронетанковой дивизии, позируют на фото под "Руками Победы". Багдад, Ирак во время операции "по освобождению или захвата" Ирака.

Выдержка кратко.

M1A1 должен вступать в бой и одерживать победу над противником на «едином», или «интегрированном поле боя», в любых климатических условиях, в любое время суток, против любого противника. За счет своей подвижности, огневой и ударной мощи. Качества танка Abrams хорошо соответствуют задачам наступательных и оборонительных действий против войск противника, высоконасыщенных бронетехникой, в тяжелых условиях современного поля боя при воздействии разнообразных средств поражения.

танк M1A1 морские пехотинцы из 13-й экспедиционного отряда морской пехоты (13 MEU) Центрального командования декабрь 2003

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ т анка Абрамс M1А1 фото ,

  • Страна: США
  • Экипаж: 4 чел.
  • Разработчик: Chrysler Defense Время разработки: 1972-1980 г.г.
  • Период производства: с 1980 по настоящее время
  • Период применения: с 1980 по настоящее время
  • Производитель: Lima Army Tank Plant (с 1980 по настоящее время), Detroit Arsenal Tank Plant (1982-1996)
  • Количество построенных: более 9000
  • Боевая масса: 57 т
  • Габариты: Длина по корпусу: 7,92 м. Длина с пушкой вперед: 9,83 м. Ширина: 3,66 м. Высота: 2,89 м.
  • Скорость хода: 67 км/ч.
  • Запас хода по шоссе: 500 км.
  • Запас хода по пересеченной местности: 300 км.
  • Удельное давление на грунт: 0,96 кг/см2.
  • Глубина брода: 1,22 м, с подготовкой - 2,3 м
  • Преодолеваемый подъем: 31 °. Ширина преодолеваемого рва: 2,75 м. Высота преодолеваемой стенки: 1,27 м
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная, усовершенствованная
  • Двигатель: газотурбинный Avco-Lycoming AGT 1500 Мощность: 1120 кВт (1500 л.с.) при 3000 об./мин
  • Емкость топливных баков: 1907 л
  • Удельная мощность: 26,3 л.с./т
  • Основное вооружение: 120-мм гладкоствольная пушка М256 L/44, боекомплект 40 выстрелов.
  • Вспомогательное вооружение: 2 x 7,62-мм пулемета М240, боекомплект 11000 патронов; 1 x 12,7-мм зенитный пулемет М2НВ Browning, боекомплект 900 патронов.
  • Тип брони: гомогенная катанная, многослойная композитная в лобовой части корпуса и на башне, сварная конструкция.

Выстрел основного танка «Абрамс» M1А1 фото

РАЗМЕЩЕНИЕ ЭКИПАЖА
Экипаж состоит из четырех человек. Механик-водитель размещается в передней части корпуса посередине, по-боевому располагается полулежа. В башне справа от пушки размещаются наводчик и командир, слева - заряжающий.
ОСНОВНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Основным вооружением модификации танка Abrams М1А1 стала американская версия германской 120-мм гладкоствольной пушки Rheinmetall L44, получившая в США обозначение М256.
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
На крыше башни над люком командира имеется турельная установка 12,7-мм пулемета М2НВ. В башне спарен с пушкой 7,62-мм пулемет М240, второй пулемет М240 установлен над люком заряжающего.
БРОНЕЗАЩИТА M1A1 Abrams
Комбинированное бронирование М1А1 во многом аналогично британской броне Chobham, с использованием стальной брони, обедненного урана, керамических элементов и синтетических тканей. Эквивалентная (гомогенной броне) толщи на брони танка составляет от 560 мм для лобовых листов корпуса до 900 мм для башни.

М1А1 основной боевой танк готовится к маршу на полигон Аль-Хамра в Объединенных Арабских Эмиратах

БОЕУКЛАДКА
Боеприпасы уложены в бронированных отсеках в развитой кормовой нише башни и отделены от экипажа броневой перегородкой, в верхней части ниши имеются вышибные панели - через открываемые ими отверстия направляются вовне продукты взрыва в случае детонации.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА
Газотурбинный двигатель AGT 1500 производства Lycoming Textron развивает мощность 1120 кВт (1500 л.с.) и обеспечивает скорость хода по шоссе до 67 км/ч. Двигатель работает надежнее и тише, чем равный по мощности дизельный, но высокий расход топлива создает большие проблемы для обеспечивающих служб.

морские пехотинцы 1-й танкового батальона на танке M1A1

Танк Абрамс M1А1 фото , модификация М1А1, серийное производство которой начали в августе 1985 г., получила 120-мм гладкоствольную пушку М256.
Приборное оснащение позволяет экипажу М1А1 обнаружить цель на большом удалении, превышающем дальность эффективного действия оружия противника, опознать ее, определить дистанцию и произвести прицельный выстрел раньше, чем оппонент сможет пустить в ход свое оружие. Цифровой баллистический вычислитель получает данные от лазерного дальномера и определяет установки прицела с учетом углового положения цели и изгиба ствола пушки - специально для его определения на дульной части ствола установлено зеркало. Внешние датчики на башне дают информацию об атмосферных условиях.
Многослойное комбинированное бронирование танков M1 с 1988 г. включает стальную броню с присадками обедненного урана, обеспечивающими значительно большую плотность, чем у других стальных сплавов, слои синтетической ткани, керамические элементы, резиновые вставки. Во время войны в Заливе зафиксированы случаи пробития брони Abrams снарядами советских танков Т-72 советского производства. Отсек боеукладки и крыша башни включают вышибные планки, благодаря которым в случае пробития брони корпуса или башни и детонации боеприпасов продукты взрыва будут направлены вовне - это повышает шансы экипажа на выживание.

РАЗМЕЩЕНИЕ ЭКИПАЖА
Механик-водитель, размещающийся в передней части корпуса по оси машины, использует для наблюдения три перископических прибора, один из которых может заменяться прибором ночного видения. Для уменьшения высоты танка механик-водитель по-боевому располагается полулежа. Командир размещается в башне справа от пушки и может вести круговое наблюдение через шесть перископических приборов. Наводчик, также сидящий справа от пушки, использует систему наблюдения GPS-LOS и лазерный дальномер Hughes. Заряжающий располагается слева от пушки.

Австралийские солдаты и солдаты Корпуса морской пехоты США на учениях Золотой Орел в Калифорнии

Соосный прицел: В случае боевого повреждения или выхода из строя автоматизированной аппаратуры может использоваться оптический прицел телескопического типа.
Рабочее место командира: Командир также использует несколько прицелов, включая прицелы на башне 12,7-мм пулемета, и прицел, дублирующий основной прицел наводчика.
Полик боевого отделения работает как подвесной полик башни, вращаясь синхронно с ее поворотом и обеспечивая членам экипажа постоянное положение относительно вооружения и боекомплекта.

На танке Абрамс M1А1, морпех на перекуре, 2-я дивизия морской пехоты 2-ой танковый батальон на учениях в пустыне

М1 Абрамс, и иракский танк Т-72, кормой друг к другу, хребет Besmaya Gunnery Багдад, Ирак, октябрь 2008 год

Танк Абрамс М1А1 н брюхе, фото в ходе иракской компании

Механик-водитель при закрытом люке занимает положение полулёжа и управляет танком с помощью Т-образного штурвала.
Танк M1 вооружён 105-мм нарезной пушкой М68А1, стабилизированной в двух плоскостях и снабжённой эжектором. В боекомплект орудия входят 55 выстрелов. С пушкой спарен 7,62-мм пулемёт, второй такой же установлен перед люком заряжающего, а 12,7-мм пулемёт смонтирован па командирской башенке. Боекомплект - 11400 патронов калибра 7,62 мм и 1000 патронов калибра 12,7 мм. По бортам башни имеются два шестиствольных дымовых гранатомёта.
Танк оснащён достаточно совершенной системой управления огнём. В едином блоке с трансмиссией установлен газотурбинный двигатель Avco-Licoming AGT-1500 мощностью 1500 л.с. Максимальная температура газов в турбине достигает 1193°.

  • Танк разгоняется до 30 км/ч за 6 с.
  • Максимальная скорость - 66,7 км/ч.

Ходовая часть состоит из семи обрезиненных катков на борт, двух обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съёмными зубчатыми венцами и направляющего колеса. Подвеска индивидуальная торсионная. Гусеница обрезиненная с резииометаллическими шарнирами и съёмными асфальто-ходными подушками.

наводчик и водитель подготовка к бою новой модификации M1A2, основное отличие наличие дистанционного управления зенитным пулеметом

Танк Абрамс M1А1 фото , имеет модификации:

  • ХМ1: Опытный. В 1979 г. построено девять опытных экземпляров.
  • M1: Первая серийная модель. Выпускалась в 1979-1985 гг.
  • МНР: IP - «усовершенствованная серийная модель». Выпускалась в 1984 г. до принятия М1А1. Включает некоторые усовершенствования и изменения конструкции.
  • M1А1: Выпускалась в 1986-1992 гг.
  • М1А1НС: НС - «обычный утяжеленный». Композитная броня с содержанием обедненного урана, система защиты от оружия массового поражения с герметизацией корпуса и созданием избыточного давления, большая корзина для укладки ЗИП на башне, 120-мм гладкоствольная пушка М256.
  • M1A1-D: D - «цифровой». M1А1 НС с цифровой электронной аппаратурой.
  • M1A1-AIM: AIM - «комплексная модернизация танка Abrams». Программа модернизации к одному сроку всех ранее выпущенных. Предусматривает: установку инфракрасной системы переднего обзора (FLIR) и датчиков дальнего обнаружения целей, телефонной аппаратуры для связи с пехотным подразделением, новое связное оборудование, терминала «аппаратуры управления боем XXI века уровня бригады и ниже» (FBCB2) и аппаратуры опознавания «дружественных сил» по принципу «свой-чужой» (Blue Force Tracking), тепловизионного прицела для 1 2,7-мм пулемета.
  • M1А1 KVT: KVT - «красный вариант танка». М1А1, модифицированный для имитации советских танков в Национальном учебном центре Форт Ирвин. Оборудован комплектом лазерных датчиков и имитаторов попаданий (MILES) и «прибором Хоффмана» (имитатор стрельбы из танковой пушки).
    M1A1M: Экспортный вариант для поставок иракской армии.
  • М1А2(1992 год),
  • М1А2 SEP (1999),
  • M1A1D (2000),
  • M1 TUSK (2006),
  • M1A2 SEP V2 (2008 год).

отличительные черты танков новых серий

  • Серийное производство танков серии А1М1 осуществлялось в США до 1995 г.
  • Всего изготовлено свыше 9000 штук. В настоящее время продолжается модернизация ранее выпущенных машин.
  • По состоянию на 2010 г. танки стояли на вооружении Австралии, Египта, Кувейта, Саудовской Аравии и США.

Танк М1 "Абрамс" оснащен системой защиты от оружия массового поражения, которая в случае необходимости обеспечивает подачу очищенного воздуха от фильтровентиляционной установки к маскам членов экипажа, а также создает избыточное давление в боевом отделении, чтобы предотвратить попадание в него радиоактивной пыли или отравляющих веществ. Имеются приборы радиационной и химической разведки. Температура воздуха внутри танка может повышаться с помощью обогревателя. Для внешней связи служит радиостанция АМ/УРС-12, для внутренней - танковое переговорное устройство.Для кругового обзора по периметру командирской башенки установлены шесть смотровых перископов. Электронный (цифровой) баллистический вычислитель, выполненный на твердотельных элементах, с довольно высокой точностью рассчитывает угловые поправки для стрельбы. От лазерного дальномера в него автоматически вводятся значения дальности до цели, скорость бокового ветра, температура окружающего воздуха и угол наклона оси цапф пушки.

Кроме этого, вручную вводятся данные о типе снаряда, барометрическом давлении, температуре заряда, износе канала ствола, а также поправки на рассогласование направления оси канала ствола и линии прицеливания. После обнаружения и опознавания цели наводчик, удерживая на ней перекрестие прицела, нажимает на кнопку лазерного дальномера. Значение дальности отображается в прицелах наводчика и командира. Затем наводчик выбирает тип боеприпаса путем установки четырехпозиционного переключателя в соответствующее положение. Заряжающий тем временем заряжает пушку. Световой сигнал в прицеле наводчика оповещает, что орудие готово к открытию огня. Угловые поправки от баллистического вычислителя вводятся автоматически. В качестве недостатков отмечаются наличие только одного окуляра в прицеле наводчика, что утомляет глаза, особенно во время движения танка, а также отсутствие прицела командира танка, независимого от прицела наводчика.

Боевой танк М1 "Абрамс" на марше.

Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части машины. Газотурбинный двигатель АОТ-1500 выполнен в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Х-1100-ЗВ. В случае необходимости блок целиком может быть заменен менее чем за 1 час. Выбор газотурбинного двигателя объясняется рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности. Прежде всего это возможность получения большей мощности при меньшем объеме газотурбинного двигателя. Кроме того, последний имеет примерно вдвое меньшую массу, относительно простую конструкцию и в 2-3 раза больший ресурс работы. К тому же он лучше удовлетворяет требованиям многотопливности.

Вместе с тем отмечаются такие его недостатки, как повышенный расход топлива и сложность воздухоочистки. АОТ-1500 является трехвальным двигателем с двухрасходным осецентробежным компрессором, индивидуальной камерой сгорания тангенциального расположения, двухступенчатой силовой турбиной с регулируемой сопловым аппаратом первой ступени и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Максимальная температура газа в турбине составляет 1193°С. Скорость вращения выходного вала - 3000 об/мин. Двигатель имеет хорошую приемистость, что обеспечивает танку М1 "Абрамс" разгон до скорости 30 км/ч за 6 секунд. Автоматическая гидромеханическая трансмиссии Х-1100-ЗВ обеспечивает четыре передачи переднего хода и две заднего.

Она состоит из гидротрансформатора с автоматической блокировкой, планетарной коробки передач и бесступенчатого гидростатического механизма поворота. Ходовая часть танка включает по семь опорных катков на борт и две пары поддерживающих роликов, торсионную подвеску, а также гусеницы с резинометаллическими накладками. На базе танка М1 "Абрамс" созданы машины специального назначения: тяжелый танковый мостоукладчик, катковый минный трал и бронированная ремонтно-эвакуационная машина мостоукладчик НАВ.

Башня основного танка М1 "Абрамс".

Перспективный американский основной боевой танк "Блок III" разрабатывается на базе танка "Абрамс". Он имеет небольшую башню, автомат заряжания и экипаж из трех человек, располагающихся в корпусе танка плечом к плечу.

Тактико-технические характеристики основного боевого танка М1А1/М1А2 "Абрамс"

Боевая масса, т 57,15/62,5
Экипаж, чел 4

Габаритные размеры, мм :

длина с пушкой вперед 9828
ширина 3650
высота 2438
клиренс 432/482
Броня, мм комбинированная с применением обедненного урана

Вооружение:

М1 105-мм нарезная пушка М68Е1; два 7,62-мм пулемета;12,7-мм зенитный пулемет
М1А1/М1А2 120-мм гладкоствольная пушка Rh-120, два 7,62-мм пулемета М240 и 12,7-мм пулемет "браунинг" 2НВ

Боекомплект:

М1 55 выстрелов, 1000 патронов калибра 12,7- мм, 11400 патронов калибра 7,62 мм
М1А1/М1А2 40 выстрелов, 1000 патронов калибра 12,7-мм, 12400 патронов калибра 7,62 мм
Двигатель "Лайкоминг текстрон" АGТ-1500, газотурбинный, мощность 1500 л.с. при 3000 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см 0,97/1,07
Скорость по шоссе, км/ч 67
Запас хода по шоссе, км 465/450

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 1,0
ширина рва, м 2,70
глубина брода, м 1,2

Источники:

  • Н. Фомич. "Американский танк М1 "Абрамс" и его модификации", " Зарубежное военное обозрение";
  • М. Барятинский. "Чьи танки лучше: Т-80 против "Абрамса";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • M1 Abrams ;
  • Спасибухов Ю. "M1 Abrams. Основной боевой танк США";
  • Tankograd Publishing 2008 "M1A1/M1A2 SEP Abrams Tusk";
  • Wydawnictwo Bellona "M1 Abrams Czolg Amerykanski 1982-1992";
  • Steven J.Zaloga "M1 Abrams vs T-72 Ural: Operation Desert Storm 1991";
  • Michael Green "M1 Abrams Main Battle Tank:The Combat and Development History of the General Dynamics M1 and M1A1 Tanks".

Основной боевой танк Абрамс M1 был разработан компанией Chrysler Defense и произведен под брендом General Dynamics.

Был построен в 1979 году, поступил в эксплуатацию в 1980 году и все еще остается в строю, правда уже других версий, после многочисленных модернизаций. Впервые применен в бою во время войны в Персидском заливе, с 1991 года, после чего продолжил применяться в Боснии, Афганистане и Ираке. Так же его экспортируют в Австралию, Египет, Ирак, Кувейт и Саудовскую Аравию. Всего произведено около 8800 различных модификаций Абрамса, а сам он до сих пор применяется и американской армией, и морской пехотой.

МБТ-70

Своему появлению танк обязан провалившемуся сотрудничеству между США и западной Германией по созданию основного боевого танка нового поколения, превосходящего советский Т-72 . Американская армия в то время использовала М60 Паттон, чьи корни уходили еще во вторую Мировую войну, а западная Германия Леопард-1. Эта техника во многом уступала новейшему Т-72, поэтому было принято решение совместно разработать боевую машину, удовлетворяющую всем требованиям. Проект получил название МБТ-70 (Main Battle Tank 70).

МБТ-70 имел главное орудие XM-150 калибра 152 миллиметра и с возможностью пуска управляемых ракет в американском варианте и 120 миллиметровую пушку Rheinmetall в немецком. Так же было установлено дополнительное 20 миллиметровое орудие в дистанционно управляемой установке и, ставший стандартом, пулемет 7,62. Башня имела сильный наклон со всех сторон и размещала в себе весь экипаж, чье количество благодаря автомату заряжания составляло 3 человека. Корпус имел сильный лобовой наклон, броня составляла около 400 миллиметров в эквиваленте, в днище корпуса находился эвакуационный люк. Ходовая состояла из гидропневматической подвески, позволявшей с водительского места регулировать клиренс и наклон, ведущих колес сзади, 12 опорных катков и направляющих спереди. Двигатель имел около 1500 л.с. в зависимости от версии и позволял танку массой более 50 тонн разгоняться до 64 км/ч.

Бюджет проекта постоянно разрастался, представления сторон о будущем танке расходились, в итоге западная Германия приняла решение сосредоточиться на своих разработках, что в итоге привело их к Леопард-2 . К 1971 году американцы приняли решение свернуть разработку МБТ-70 не смотря на его перспективность и разработать свой собственный танк, без оглядки на кого-либо. Так и появился Абрамс.

Разработка

Опытный образец Абрамса XM1 был разработан Chrysler Defense. Позже, в 1979 году его выкупил Chrysler Defense Division. XM1 имел стандартную для того времени пушку серии L7 калибра 105 мм и применявшуюся на многих танках. Эта версия машины в 1979 году поступила в производство под обозначением Абрамс M1 и, через год, на боевое дежурство. Танк получил современную броню, полностью защищенные отделения для топлива и боекомплекта и мощный двигатель. Экипаж состоял из 4 человек из-за отсутствия автомата заряжания. Вес достиг 67,5 тонн, сделав танк одним из самых тяжелых в мире.

Модификации

После короткого промежутка времени службы стало очевидно, что орудие не отвечает новым стандартам вооружения. Поэтому было решено установить гладкоствольное орудие Rheinmetall AG, известное в США как M256, калибра 120 миллиметров. Такая модификация Абрамса получила обозначение M1A1 и производилась с 1986 года по 1992 год. Также танк получил химическую, биологическую и ядерную системы защиты.

Вскоре появился M1A2, отличавшийся от предыдущей модификации цифровыми системами связи и наведения, тепловизором и улучшенным навигационным оборудованием. M1A2 SEP (дополнительный пакет модернизации) принес Абрамсу еще более высокие стандарты, включающие в себя цифровые карты, более мощный бортовой компьютер и улучшенную систему охлаждения. В состав брони был добавлен обедненный уран, а следующие модификации, M1A1, M1A1D, M1A1HC . Оплетка обедненного урана была также частью усовершенствованных модернизаций, в то время как другие последующие программы модернизации произвели ЦЕЛЬ M1A1, M1A1D, M1A1HC и M1A2 SEP получили динамическую броню и Tank Urban Survival Kit (комплекс по повышению выживаемости танка в городском бою).

Конструкция

Размещение экипажа в Абрамсе соответствует привычным западным стандартам. Водитель сидит спереди, по центру корпуса, имеет люк. Командир, заряжающий и наводчик находятся в башне, способной вращаться на 360 градусов, наводчик сидит перед командиром, заряжающий слева. Командир и заряжающий имеют свои собственные люки и защитное вооружение, которое, благодаря особой конструкции люков, можно применять прямо из башни, не подставляясь под ответный огонь. Используется разработанная Британией броня Chobham, которая прикрывает наиболее важные места, такие как экипаж и жизненно необходимые системы. Это комбинированная броня, состоящая из многих слоев кевлара, керамики, пластики и стали.

Подвижность

В движение танк приводит многотопливный газотурбинный двигатель Honeywell AGT1500C, который передает крутящий момент на ведущие колеса с помощью автоматической трансмиссии Allison DDA X-1100-3B. Благодаря такой комбинации и тяговооруженности на уровне 24,5 л.с. на тонну, тяжёлая машина разгоняется до 72 км/час по шоссе и до 50 по пересеченной местности. Подвеска торсионная, запас хода около 460 км.

Вооружение

Основное вооружение так и осталось представлено 120 миллиметровой пушкой M256 в качестве основного орудия. Вспомогательное состоит из пулемета Браунинг 12,7 мм, предназначенным для поражения воздушных целей и управляемого командиром через свою башенку и двух пулеметов M240 7,62 мм, одного спаренного с главным орудием и второго на лючке заряжающего сверху башни. Спаренный наводтся вместе с M256, а второй может быть оснащен системой ночного видения и дополнительным ограждением, защищающим наводчика от вражеского огня и осколков.

Используются следующие типы боеприпасов: оперённые бронебойные подкалиберные М829, М829А1, М828А2, М829А3, кумулятивный М830, подкалиберный кумулятивно-осколочный М830А1, подкалиберный бетонобойно-фугасный М908, картечный М1028. В боекомплект входят снаряды с наконечником из обедненного урана, отличающиеся высоким пробитием, но, из-за высокой стоимости их количество ограничено. К тому же, после их применения, стал очевиден вред для экипажа.

Абрамс в бою

Боевое крещение в Персидском заливе показало, что Абрамс с легкостью расправляется со своими устаревшими соперниками вроде Т-55/62. Наибольшие потери были от дружеского огня из-за отсутствия систем опознавания. С другой стороны, устаревшие советские танки не имели систем ночного видения и современных боеприпасов, а уровень подготовки их экипажей был низким. Так что Абрамсы могли расстреливать своих врагов с расстояния, на котором они были неуязвимы для ответного огня.

А вот война в Ираке уже показала слабые места, когда Абрамсы поражались в тонкую бортовую, заднюю броню и подрывались на минах. Но подавляющее преимущество как в выучке экипажей, так и в воздухе, принесло свои плоды и соотношение потерь опять было в пользу США.

Машины на базе Абрамса

Из-за свое дороговизны и сложности, Абрамс в роли шасси для различных машин почти не использовался. Были созданы тяжелый танковый мостоукладчик, катковый минный трал и бронированная ремонтно-эвакуационная машина и несколько других экземпляров.

Танк получил свое название в честь генерала Крейтона Абрамса, который был командующим во Вьетнаме с 1968 года по 1972 год и был разработан для замены М60 Паттон, который так же был назван в честь генерала. Эти танки прослужили вместе около 10 лет и лишь потом Абрамс М1 полностью заменил своего предшественника.

Эпилог

Является ли Абрамс лучшим танком в мире, каким его любят называть многие источники? Он имеет очень прочную броню, но лишь спереди, мощный двигатель, но избыточно, еще и обладающий огромным потреблением топлива и теплоизлучением, ручное заряжание пушки, уязвимость внешнего дополнительного двигателя а так же высокую цену, превышающую 6 миллионов долларов. Однако, Абрамс находится в строю уже долгое время и постоянно модернизируется и нельзя сказать, что танк плох, скорее он просто создавался под определенные нужды и с определенным видением необходимых качеств. Поэтому можно назвать его хорошей машиной для своих задач и крепким середнячком в мире современных

Основной боевой танк США. Серийно производится с 1980 года. Состоит на вооружении армии и морской пехоты США, Египта, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака и Австралии. Назван в честь генерала Крейтона Абрамса.

История создания и производства

М1 «Абрамс» стал итогом третьей по счёту программы по замене танков серии «Паттон». Первые две T95 и MBT-70/XM803 закончились неудачно. T95 не имел превосходства над «Паттонами», тогда как MBT-70 и даже его упрощённая модель XM803, оказались очень дорогими и сложными. Также не оправдала себя концепция низкобаллистической пушки-пусковой установки ракет, которую хотели устанавливать на танки MBT-70/XM803.

Разработка нового танка, получившего позже обозначение XM-1, стартовала сразу же после прекращения программы ХМ803 в конце 1971 года. Для снижения технологического риска новый танк решено было строить по классической схеме с экипажем из 4 человек и с пушкой высокой баллистики в качестве главного вооружения. На роль последней претендовали нарезная 105-мм пушка M68, британская нарезная 110-мм и немецкая 120-мм гладкоствольная пушка. 110-мм пушку отмели сразу же, как не имеющую существенного превосходства над 105 мм. Вариант со 120 мм посчитали слишком рискованным, поэтому было решено оставить пушку М68 с возможностью последующей замены на 120-мм.

В качестве силовой установки рассматривались американский дизель воздушного охлаждения AVCR-1100 (планировался для MBT-70), немецкий дизель водяного охлаждения DB1500 (позднее получил обозначение MB873) и американский газотурбинный двигатель (ГТД) AGT-1500. Мощность всех двигателей была 1500 л.с. В первое время военные отдавали предпочтение дизелю, но в конце 1970-х их симпатии сместились в сторону ГТД.

Согласно изначальному техническому заданию, бронезащита танка должна была выдерживать 115-мм бронебойный оперённый снаряд пушки У-5ТС с расстояния 800 м, цена должна быть в пределах 400 тыс. долларов в ценах 1972 года (по сравнению с 339 тыс. для М60А1 и 611 тыс. для XM803), а боевая масса - 45 тонн. Вскоре стало ясно, что с такими ограничениями не удастся обеспечить требуемую защиту, поэтому лимит характеристик был повышен до 500 тыс. долларов и 55 тонн соответственно.

Весной 1973 года компании Крайслер и Дженерал Моторс подали свои конкурсные заявки и 28 июня того же года с компаниями был подписан контракт на постройку прототипов для совместных испытаний. В начале июля представители Дженерал Моторс и Крайслера нанесли визит в Англию для знакомства с разработкой композитной брони «Чобхэм». В результате визита обе фирмы внесли поправки в свои проекты, с целью адаптации новой брони. Ещё одно существенное изменение в проекте стало результатом опыта, полученного в ходе арабо-израильской войны 1973 года. Было решено отказаться от 25-30-мм спаренной автоматической пушки M242 Bushmaster в пользу 7,62-мм пулемета, а освободившийся объём использовать для увеличения боекомплекта основного орудия.

Прототип Дженерал Моторс имел шестикатковую ходовую часть. Двое передних и один задний каток оснащались гидропневматической подвеской, остальные - торсионной. В качестве двигателя был выбран дизель AVCR-1360 (развитие AVCR-1100). Место водителя находилось в передней левой части корпуса, справа от него располагалась боеукладка. Дополнительная боеукладка помещалась в нише башни и была оборудована броневой перегородкой и вышибными панелями.

Прототип Крайслера оснащен семикатковой ходовой частью с торсионной подвеской. Силовая установка - ГТД AGT-1500. Водитель был размещён строго по продольной оси, с обеих сторон от него размещались топливные баки. Основная боеукладка была в нише башни, также за броневой перегородкой и с вышибными панелями.

Совместные испытания проходили с 31 января по 7 мая 1976 года. Выяснилось, что оба танка вполне соответствовали заявленным требованиям. С сентября по декабрь 1976 года в США также проходили испытания Леопарда 2 AV, оснащённого 105-мм пушкой. Немецкий танк показал хорошие ходовые качества, надежность и точность стрельбы. Но он был дороже и несколько уступал американскому танку в броневой защите и расположению боеукладки. Поэтому было решено не принимать его на вооружение.

После окончания испытаний был объявлен конкурс на постройку 462 танков (установочной партии из 110 танков в первый год и 352 серийных танка во второй). Дженерал Моторс предложила более низкую цену (208 млн долларов против 221 млн у Крайслера), однако эта цена базировалась на дизельном двигателе, тогда как армия отдавала предпочтение ГТД. Дженерал Моторс было предписано спроектировать вариант с ГТД, а Крайслеру - с дизелем, также было предписано подготовить танки для лёгкой замены на 120-мм орудие в будущем. Крайслер внёс дополнительные поправки в проект, повысившие шанс на успех: улучшил конфигурацию композитной брони, оборудовал специальной броней также и маску орудия. В целях снижения цены командир был оснащён отводом от прицела наводчика вместо независимого прицела (упрощённый прицел наводчика).

12 ноября 1976 года было объявлено о том, что вариант Крайслера с ГТД выиграл. Им удалось снизить цену контракта до 196 млн долл. В то же время цена контракта Дженерал Моторс после установки ГТД возросла до 232 млн. (дизельные варианты обеих фирм после внесённых изменений стоили соответственно 174 и 186 млн.). Таким образом, окончательный вариант танка стоил 422 тыс. долл. за единицу против 432 тыс. за М60А3 (все цены в долларах 1972 года).

Для испытаний второго этапа (технические DT-II и войсковые ОТ-II испытания) фирма Крайслер сконструировала 11 опытных образцов танка ХМ1 с внесёнными изменениями. Испытания DT-II проводились с февраля 1978 по сентябрь 1979 года, ОТ-II - с апреля 1978 по февраль 1979 года.

Ещё до завершения второго этапа в мае 1978 года Пентагон утвердил постройку установочной партии из 110 танков, предназначенных для участия в испытаниях третьего этапа и для обучения личного состава танковых подразделений. Первые два из этих танков были переданы на специальной церемонии 28 февраля 1980 года. Тогда же танк получил название «Абрамс» в честь начальника штаба Армии Крейтона Абрамса, внёсшего огромный вклад в развитие бронетанковых войск США и занимавшего должность командующего группировкой американских сил в Республике Вьетнам. Третий этап технических и войсковых испытаний проходил соответственно с марта 1980 по сентябрь 1981 года (DT-III) и с сентября 1980 по май 1981 года (ОТ-III). 17 февраля 1981 года танк под обозначением «105-мм пушечный гусеничный танк М1» был принят на вооружение армии США.

С 1995-го года танк не производится. Единственный танковый завод в США завод «Детройтский арсенал» в городе Детройт закрыт и разрушен. В настоящий момент производится глубокая модернизация имеющихся танков «Абрамс» всех модификаций на заводе «Lima Tank Plant» в городе Лима, штат Огайо, принадлежащий компании «General Dynamics». Завод испытывает значительные финансовые трудности, в 2013 году даже обсуждался вариант его временного закрытия вплоть до 2017-го года.

По состоянию на 2014 год выпуск модернизированных версий танка продолжается как для ВС США, так и на экспорт. В 2006 году кинокомпания National Geographic сняла документальный фильм о заводах по ремонту и модернизации танков «Абрамс» в рамках серии документальных фильмов «Стальные монстры».

Модификации

XM1-FSED (1977-78 гг.) - первая модель, изготовленная для проведения тестовых испытаний. В период 1977-78 гг. было произведено 11 экземпляров.

M1 (1980 год) - базовая модель: 105-мм нарезная пушка, боекомплект 55 выстрелов.

M1IP (англ. Improved Performance - букв. Улучшенная производительность) (1984 год) - усилено лобовое бронирование башни (уровень M1A1), модернизирована подвеска и трансмиссия, введён электроспуск ЗПУ.

M1A1 (1984 год) - 120-мм гладкоствольная пушка, боекомплект сократился до 40 выстрелов, усилено бронирование лба корпуса, новая коллективная система защиты от ОМП со встроенным кондиционером.

M1A1HA (англ. Heavy Armor - букв. Тяжелая броня) (1988 год) - усилено бронирование башни, танк снабжён урановой бронёй 1-го поколения.

M1A1HC (англ. Heavy Common - букв. Общие усиление)(1990 год) - танк снабжён урановой бронёй 2-го поколения, улучшено цифровое управление двигателя и ряд других мелких доработок в соответствии с требованиями КМП, боекомплект увеличен до 42 артиллерийских выстрелов.

М1А1НА+ (1991 год) - усилено бронирование лба башни, танк оснащён урановой бронёй 2-го поколения.

М1А1D (англ. Digital - букв. Цифровой) (2000 год) - улучшение цифровых компонентов для танка M1A1HC до уровня M1A2SEP, дигитальные распределительные щитки шасси и боевого отделения. Был построен только для двух танковых батальонов.

M1A1AIM (англ. Abrams Integrated Management) - капитальный ремонт и модернизация ранее построенных танков до уровня машин выпуска 1992-1993 годов.

M1A1AIM Block I - капитальный ремонт и модернизация ранее построенных машин. Внедряются тепловизионная камера второго поколения для основного прицела наводчика, тепловизионный прицел ЗПУ, терминал FBCB2-BFT, интегрированная система для самодиагностики бортовых систем и т. п.

M1A1AIM Block II/M1A1SA (англ. Situational Awareness - букв. Ситуационная усведомлённость) - на танке установлена урановая броня 3-го поколения.

M1A1FEP (англ. Firepower Enhancement Package - букв. Пакет повышенной огневой мощи) - схожие к M1A1AIM Block II улучшения для танков КМП США.

M1A1KVT (англ. Krasnovian Variant Tank) - версия M1A1 с комплексом для симуляции танков советского производства для использования в NTC (англ. Fort Irwin National Training Center - Национальный учебный центр армии США в Форте Ирвин).

M1A1M - экспортный вариант для Вооружённых сил Ирака.

M1A1SA (англ. Special Armor - букв. Специальная броня) - экспортный вариант для Сухопутных войск Марокко.

M1A1 Block III (1983) - экспериментальная версия: новая компоновка внутренних объёмов корпуса, необитаемое боевое отделение с автоматической системой вооружения, а также разработка новго силового агрегата и радиоэлектронного оборудования.

M1 SRV (англ. Surrogate Research Vehicle) - экспериментальный прототип на шасси танка М1 для исследования новой компоновки агрегатов внутри танкового корпуса: с весовым имитатором башни лафетной компоновки.

M1 TTB (англ. Tank Test Bed) - экспериментальный прототип на шасси танка М1, доработанное с учётом опыта испытаний машины M1 SRV: необитаемая башня, бронекапсула для трёх членов экипажа в передней части танка, гладкоствольная пушка M256 калибра 120 мм, боекомплект из 44 унитарных снаряда, расположенный в двухрядный карусельный магазин с вертикальным расположением ячеек с автоматической системой заряжания.

M1 CATTB (англ. Component Advanced Technology Test Bed) (1990) - экспериментальная программа создания нового танка: усовершенствованный объединённый силовой блок на базе дизельного двигателя (AIPS), система гидропневматической подвески в балансире, 140-мм гладкоствольная танковая пушки (АТАС) с автоматом заряжания и многодатчиковой системы обнаружения цели (МТАS).

M1A2 (1994 год) - независимый тепловизионный панорамный прицел командира, новый прицел наводчика со стабилизацией в двух плоскостях и безопасным для глаз дальномером, новая командирская башенка с 8 перископами (вместо 6), тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя, боевая информационно-управляющая система IVIS. Усиленное бронирование башни путём увеличения габарита лобовых деталей и наполнения их урановой броней 2-го поколения. Боекомплект орудия составляет 42 выстрела.

M1A2 SEP (англ. System Enhancement Package - букв. Пакет улучшенных систем) (1999 год) - прицелы командира и наводчика оснащены тепловизионными камерами 2-го поколения (технология SADA II), оборудована система управления войсками FBCB2. Наполнитель лобовых деталей башни заменён на урановую броню 3-го поколения, это позволило увеличить стойкость против кумулятивных средств поражения. Оборудован кондиционер. Появились цветные дисплеи.

M1A2 SEP V2 (англ. System Enhancement Package version 2 - букв. Второй пакет улучшенных систем) (2008 год) - усовершенствованные цветные дисплеи для отображения тактической обстановки, прицелы с электрооптическим и инфракрасным каналами, доработанная силовая установка и новые средства связи, совместимые с информационно-боевыми сетями пехотных частей и соединений. Модернизация также включает внедрение других технологий, разработанных по программе «Боевые системы будущего» (Future Combat Systems).

M1A2S (2011 год) - модернизация M1A1 и M1A2 для ВС Саудовской Аравии. Газотурбинный двигатель AGT-1500 планировалось заменить на более экономичный LV-100-5. Также, в планах заменить 120-мм пушки M-256, системы связи и управления огнём, усилить бронирования фронтальной проекции корпуса и башни и добавить динамическую защиту ходовой части.

Tank Urban Survival Kit (TUSK) - «комплект дополнительного оборудования и бронирования, повышающий боевые возможности в городских условиях», предназначенный для монтажа на танки М1А1 и М1А2; включает в себя комплекс динамической защиты ARAT для повышения защиты боковых проекций от кумулятивных средств поражения, тепловизионный прицел для турельной установки пулемёта М240 заряжающего, щитки для защиты командира и заряжающего при наблюдении из открытых люков, разнесённое бронирование днища, гарнитуру для связи с пехотой, дополнительный пулемет М2 на установке CSAMM (монтируется на маске орудия), тепловизионный прицел командирской ЗПУ (для М1А1), дистанционно-управляемую установку CROWS (для М1А2).

M1A3 (2014-2017 гг.) - в стадии разработки: лёгкая 120-мм пушка, улучшение подвески опорных катков, более долговечные катки, облегчённая броня, дальнобойное высокоточное вооружение, улучшеный двигатель и коробка скоростей. Расчётный вес до 55 т.

Машины на базе танка Абрамс

M1 Grizzly CMV (англ. Combat Mobility Vehicle - букв. Боевая мобильная машина) (1995 год) - бронированная инженерная машина: экипаж 2 человека, 12,7-мм пулемёт, 4,5-м бульдозерный отвал, 6,3-т стрелочный экскаватор длиной до 10 м.

M1 Panther II - дистанционно-управляемая и управляемая бронированная машина разминирования.

M104 Wolverine (1996 год) - танковый мостоукладчик, прототип построен в 1996 году, серийное производство с 2003 года.

M1ABV (англ. Assault Breacher Vehicle) (2010 год) - штурмовая бронированная машина разминирования для КМП США.

M1 Armored Recovery Vehicle - прототип БРЭМ.

Описание конструкции

Танк спроектирован по классической компоновочной схеме с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в кормовой. Экипаж состоит из командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.

Броневой корпус и башня

Корпус и башня - сварные. В их передних частях применено многослойное пассивное бронирование в виде модулей комбинированой брони, созданной на основе английской брони «чобхэм», применяемой на танках серии «Челленджер» (Великобритания). Характерным для «Абрамса» является большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса по отношению к вертикальной плоскости (82 град.) и большой зазор между башней и корпусом. При закрытом люке механик-водитель занимает положение полулёжа. 40 % (примерно), лобовой проекции танка Абрамс любой модификации составляет зона ослабленной брони, уязвимая (относительно) для боеприпасов с пробиваемостью 700мм КС или 550мм БПС. Включая 7,85 % лобовой проекции, уязвимости связанные с конструкцией, их защищённость существенно ниже чем ослабленной брони, например это люки, приборы наблюдения, маска орудия, такие уязвимости свойственны для большинства бронетехники.

Вооружение

Модификации M1 и M1IP вооружены 105-мм нарезной пушкой М68А1 (модернизированный вариант британской L7), стабилизированной в двух плоскостях. В боекомплект входят 55 унитарных снарядов с металлической гильзой 5 видов: бронебойные оперённые подкалиберные с отделяющимся поддоном М735, М774, М833, М900, кумулятивные снаряды М456А1 и М456А2, бронебойно-фугасный М393А2, с готовыми стреловидными поражающими элементами М494 и дымовой М416 (на основе белого фосфора).

Основная часть боекомплекта к пушке (44 унитарных выстрела из 55) расположена в изолированном отсеке кормовой части башни. Остальные находятся в изолированном отсеке в корпусе танка (8 штук) и в бронированном контейнере на полике башни перед заряжающим (3 штуки).

Начиная с 1985 года танки «Абрамс» оснащаются 120-мм гладкоствольной пушкой М256 (лицензионный вариант немецкой пушки Rheinmetall Rh-120), которая также стабилизированна в двух плоскостях. В боекомплект входят унитарные снаряды с частично сгораемой гильзой: оперённые бронебойные подкалиберные с отделяющимся поддоном М829, М829А1, М828А2, М829А3(идут поставки в армию), кумулятивный М830, подкалиберный кумулятивно-осколочный М830А1, подкалиберный бетонобойно-фугасный М908, картечный(с готовыми поражающими элементами сферической формы) М1028.

В связи с большим диаметром гильз боекомплект M1A1 был сокращён до 40 выстрелов (42 на М1А1НС и М1А2): 34 расположены в нише башни (36 на М1А1НС М1А2) и 6 в корпусе танка; укладка на полике башни не применяется.

Орудие оборудовано продувкой ствола (эжектор), однако раскалённый остаток гильз остаётся после выстрела внутри танка.

Вспомогательное вооружение представлено 7,62-мм пулемётом М240, спаренным с пушкой, вторым таким же пулемётом, установленным перед люком заряжающего, и 12,7-мм пулемётом М2, оборудованным на командирской башенке. Боекомплект - 11 400 патронов калибра 7,62 мм и 1000 патронов калибра 12,7 мм. На бортах башни оборудованы два 66-мм шестиствольных гранатомёта М250 (четыре четырёхствольных гранатомёта М257 на танках М1А1 и М1А1НС корпуса морской пехоты) для постановки дымовой завесы.

СУО и приборы наблюдения

Танк «Абрамс» оснащён одной из самых современных систем управления огнём фирмы Хьюз Эйркрафт. В основной прицел наводчика встроены лазерный дальномер и тепловизионная камера; поле зрения прицела имеет независимую стабилизацию в вертикальной плоскости. Дневной канал имеет две кратности увеличения - 3 и 9,5; тепловизионный - 3 и 9,8. Пределы измерения дальности лазерным дальномером - от 200 до 7990 метров. На случай выхода из строя основного прицела есть резервный телескопический шарнирный прицел Kollmorgen Мodel 939 с 8-кратным увеличением и полем зрения 8 град; головная часть прицела располагается в маске орудия, а окулярная часть прикреплена к крыше башни. Командир пользуется отводом от основного прицела наводчика, при необходимости он может вести огонь из пушки заменив наводчика (при этом не имея возможности самостоятельно менять увеличение и переключаться между дневным оптическим и тепловизионными каналами).

Командирская башенка танков М1, IPM1 и М1А1 представляет собой зенитно-пулемётную установку (ЗПУ) закрытого типа. Конструкция люльки ЗПУ обеспечивает установку 12,7-мм пулемёта М2HB (основной вариант) либо 7,62-мм пулемёта М240 (резервный вариант). Главным прицельным приспособлением ЗПУ является дневной перископический монокулярный прицел M939 Kollmorgen. Поле зрения прицела - 21 град, увеличение - х3. Сетка прицела градуирована под 12,7-мм боеприпасы; на случай установки 7,62-мм пулемёта на корпусе прицела есть шильдик с таблицей поправок. На случай повреждения штатного прицела на нижней поверхности люльки есть простейший нерегулируемый ракурсный прицел. Наведение ЗПУ по азимуту штатно производится при помощи электромашинного привода (предусмотрен аварийный ручной привод); по углу места - только при помощи ручного привода. Для обеспечения кругового обзора по периметру командирской башенки также оборудованы 6 перископических приборов наблюдения. По расчетным оценкам дальность действительного огня при стрельбе с ходу для бронебойных боеприпасов 120-мм пушки составляет 1,9-2 км и 1,7-1,8 км для кумулятивных боеприпасов; при ведении огня с места дальность увеличивается соответственно до 2,6-2,8 и 2-2,2 км. Время подготовки первого выстрела при стрельбе на ходу составляет: наводчиком - 15, а командиром - 17 сек. При ведении огня с места время уменьшается до 9-10 и 11-12 сек. соответственно. В соревнованиях против Леопард-2 танк превосходил в ночных стрельбах но довольно сильно уступал в дневном скоростном поражении целей.

Электронный баллистический вычислитель, исполненный на твердотельных элементах, с высокой точностью рассчитывает угловые поправки для стрельбы из пушки и спаренного с ней пулемёта. В него автоматически загружаются значения дальности до цели (от лазерного дальномера), скорость бокового ветра, угловая скорость цели и угол наклона оси цапф пушки. Кроме того, вручную вводятся данные о типе снаряда, барометрическом давлении, температуре воздуха, температуре заряда, износе канала ствола, а также поправки на рассогласование направления оси канала ствола и линии прицеливания.

На М1А2 перед люком заряжающего оборудован панорамный тепловизионный прицел - прибор наблюдения командира CITV, имеющий независимую стабилизацию в двух плоскостях. Вместо вращающейся башенки установлена неподвижная с 8 перископами, обеспечивающая гораздо лучший круговой обзор. Прицел М938 убран. Основной прицел наводчика существенно модернизирован: он получил независимую стабилизацию в двух плоскостях, лазерный дальномер заменён на более совершенный, работающий на углекислом газе. Также, тепловизионный прибор ночного видения оборудован у механика-водителя (вместо ночного прибора с ЭОП).

Недостатком M1А1 является ограниченная возможность самостоятельного поиска цели командиром, небольшое увеличение и отсутствие стабилизации поля зрения прицела М919 не позволяют уверенно обнаруживать и идентифицировать цели при движении танка. Этот недостаток был исправлен только на модификации М1А2. М1А2 прицел наводчика существенно модернизирован: он получил независимую стабилизацию в двух плоскостях. М1А2 SEP получил тепловизионные камеры второго поколения для наводчика и командира.

Модернизации подверглась бортовая аппаратура. Внедрена танковая информационно-управляющая система (ТИУС) IVIS, инерциальная навигационная система, радиостанции SINCGARS. Отдельные электронные системы связаны между собой через шину данных MIL-STD 1553D. Так как ТИУС IVIS морально устарела к моменту принятия на вооружение, на модели М1А2SEP её заменили на систему управления войсками FBCB2-EPLRS. Кроме того, М1А2SEP получил тепловизионные камеры второго поколения для наводчика и командира; навигационная система дополнена приёмником NAVSTAR. Терминалы АСУВ FBCB2-BFT, унифицированные по программному обеспечению с FBCB2-EPLRS, но использующие для передачи данных коммерческие сети спутниковой связи Inmarsat Swift 64 и BGAN, устанавливаются при модернизации M1A1 по программе AIM.

Двигатель

Газотурбинный двигатель AVCO Lycoming AGT-1500 сделан в едином блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Х-1100-3B. Блок массой 3860 кг может быть заменён менее чем за 1 ч.

Выбор газотурбинного двигателя американские специалисты объясняют целым рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности. Меньшая масса, относительная простота конструкции, повышенная надёжность и ресурс. Также, ГТД имеет пониженную задымлённость и шумность, лучше удовлетворяет требованиям многотопливности, гораздо легче запускается при низких температурах. Главными недостатками являются повышенный расход топлива и воздуха (в результате система воздухоочистки занимает втрое больший объём по сравнению с дизелем).

AGT-1500 является трёхвальным двигателем с двухкаскадным осецентробежным компрессором, индивидуальной камерой сгорания тангенциального расположения, свободной силовой турбиной с регулируемым сопловым аппаратом и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Сопловые и рабочие лопатки первой ступени турбины высокого давления охлаждаются воздухом, отбираемым на выходе из компрессора и подаваемым через отверстия в хвостовиках лопаток. Максимальная температура газа в турбине - 1193 град C. Редуктор, расположенный внутри корпуса теплообменника, уменьшает число оборотов на выводном валу ГТД до 3000 об/мин.

С середины 1990-х годов стартовало массовое оснащение танков «Абрамс» вспомогательными силовыми установками (ВСУ), обеспечивающими электропитание бортовых систем танка без включения основной силовой установки или расхода заряда аккумуляторов на протяжении 7,5-8 часов. ВСУ имеет мощность 2 кВт и располагается в бронированном ящике в корзине башни.

Трансмиссия

Автоматическая гидромеханическая трансмиссия Allison Х-1100-3B обеспечивает 4 передачи переднего хода и 2 заднего. Она состоит из гидротрансформатора с автоматической блокировкой, планетарной коробки передач и бесступенчатого гидростатического механизма поворота.

Поскольку диапазон планетарной коробки передач при четырёх передачах переднего хода составляет 6,5, то при наличии ГТД, обладающего повышенным коэффициентом приспособляемости, нет принципиальной необходимости в участии гидротрансформатора в формировании тягового усилия на гусеницах при поступательном движении танка. Применение гидротрансформатора в данной трансмиссии может быть объяснено тем, что она создавалась для работы с поршневым двигателем той же мощности, а также для уменьшения работы буксования фрикционных элементов при переключении передач.

Ходовая часть

Ходовая часть танка включает по семь опорных катков с внешней амортизацией и два поддерживающих ролика на каждую сторону, торсионную подвеску и гусеницы с резинометаллическим шарниром и резиновыми башмаками. Ширина гусениц - 635 мм, длина опорной поверхности - 4575 мм. Диски опорных катков выполненны из алюминиевого сплава. Диаметр катков - 635 мм. На первом, втором и седьмом опорных катках установлены лопастные гидравлические амортизаторы.

Пробег оригинальных гусениц Т156 с интегрированными (несъёмными) резиновыми башмаками составлял 1100-1300 км, что было намного меньше первоначальных требований в 3200 км. Гусеницы Т156 аналогичны по конструкции гусеницам Т97 танков М60. Новые гусеницы Т158 со съёмными резиновыми башмаками и обрезиненной беговой дорожкой, разработанные Food Machinery Corp Steel Products Division, имеют гарантированный пробег в 3360 км, хотя и тяжелее на 1360 кг.

Гусеницы имеют обрезиненные беговые дорожки и съемные резиновые подушки, предусмотрена возможность установки грунтозацепов. Ведущие колеса - двурядные со съемными венцами, число зубьев венца - 11. Ресурс ходовой части - 2-8 тыс. км. Нижняя граница ресурса определяется ресурсом траков гусениц. Ресурс 8.000 км достигается сменой четырёх комплектов съемных асфальтоходных подушек, ресурс зубьев венцов ведущих колес составляет 5-6 тыс. км.

Давление на грунт, кг/кв.см. М1 - 0,96, в дальнейшем больше.

На вооружении

Австралия - 59 M1A1 AIM, по состоянию на 2013 год. Куплены в 2006 году для замены танков Leopard 1A3. Поставлены из состава ВС США
-Египет - 1005 M1 разных версий по состоянию на 2011 год. В ноябре 2011 года Египет приобрёл партию из 125 танкокомплектов для сборки на общую сумму 400 млн долл. С учётом новой поставки число танков Абрамс в составе вооружённых сил Египта увеличится до 1130 единиц.
-Ирак - 140 M1A1M по состоянию на 2011 год. На вооружении 9-й дивизии ВС Ирака 4 полка по 35 танков. Поставлены из состава ВС США и модернизированы, стоимость контракта 860 млн$
-Кувейт - 218 M1A2 и его вариантов по состоянию на 2009 год.
-Саудовская Аравия - 315 M1A2S по состоянию на 2012 год.
-США - примерно 6900 M1, M1A1 и M1A2 по состоянию на 2012 год:
-Армия США - 1963 M1A2 (62 изготовленных, 1308 переделанных из М1А1, 588 модернизированных М1А2 до уровня SEP), около 2400 M1A1. До конца 2009 финансового года должны были быть завершены поставки 505 комплектов TUSK (контракт от 29 июля 2006 года).
-Корпус морской пехоты США - для КМП США в 1990-1991 годах был произведён 221 танк; в дальнейшем машины передавались из наличия СВ США - 50 танков в 1994 году, 132 танка в 1997 году и 12 - в 2003 году.

Боевое применение

Война в Персидском заливе (1991)

В этой кампании танки «Абрамс» были впервые использованы на поле боя. Группировка танков этого типа, задействованная в кампании по освобождению Кувейта от иракской оккупации, насчитывала 594 танка модели M1A1HA и 1178 танков M1A1, ещё около 30 машин относилось к старому типу M1 и в боях участвовали менее активно. Ещё до начала боевых действий в одном из танков произошло самовозгорание и детонация боекомплекта. Танки «Абрамс» составляли основу американских бронетанковых сил во время войны.

Надежность «Абрамсов» в ходе «Бури в Пустыне» вызвала массу нареканий в плане работы ГТД.

Намного более совершенная прицельная система, лучшая подготовка экипажей и применение боеприпасов из обедненного урана позволяли танкам «Абрамс» поражать иракские машины на дистанции, значительно превосходящих эффективную дальность ведения огня последних (снаряды ЗБМ9, снятые с вооружения (73 год) за много лет до старта производства М1А1, с производства ЗБМ9 были сняты ещё раньше. Тем самым не эффективные против противников для которых они не предусматривались.). M1A1, оснащённые минным плугом, применялись для закапывания траншей, в которых заживо хоронились иракские солдаты.

Согласно итоговому отчету министерства обороны США перед американским конгрессом, во время войны было потеряно и повреждено 18 танков. Согласно А. В. Ерохину и В. Л. Личковах, ссылающимся на неуточнённые западные источники, выведены из строя и повреждены 23 танка, причём ни один «Абрамс» не был уничтожен танками противника. Но в то же время выведение из строя и уничтожение «Абрамсов» иракскими танками подтверждается официальными американскими документами. Более того, потерю нескольких танков M1A1 от огня иракских Т-72, подтверждают американские военные, причем «Абрамсы» первых модификаций с «семьдесятдвойками» в бой не вступали, эта роль отводилась модернизированным машинам с немецкими 120 мм орудиями и английской многослойной броней. Максимальной целью немодифицированных «Абрамсов» становились Т-55.

По некоторым данным из 9 полностью уничтоженных на поле боя танков M1, семь машин погибли от «дружественного огня», и две оставшиеся были, по американским данным, уничтожены экипажами из-за невозможности эвакуации. Большая часть временно или необратимо выведенных из строя машин была повреждена минами, противотанковыми ракетами или выстрелами гранатометов с боковых и кормовых проекций. Случаи поражения «Абрамсов» артиллерийским огнем иракских танков были единичными. В ходе инцидентов «дружественного огня» лобовая броня танков M1A1HA показала способность выдерживать случайные попадания орудий однотипных танков. К обнаружившимся проблемам танков относилось отсутствие системы «свой-чужой», недостаточная приспособленность двигателей для действий в пустыне (что объяснялось тем, что большая часть «Абрамсов», участвовавших в конфликте, была переправлена из Европы и предназначалась для применения на европейском театре военных действий), несовершенство навигационных систем.

В начале апреля, во время ухода с Ирака, ещё в двух «Абрамсах» случилось самовозгорание и детонация боекомплекта, также один танк получил лёгкие повреждения, стоя недалеко от горящего.

35 экипажей «Абрамсов», принимавших участие в операции, получили различные степени заражения частицами, которые образовывались при разрушении урановых сердечников.

Иракская война (2003-2011)

В ходе семилетней военной кампании в Ираке, «Абрамсы» использовались достаточно активно, но общий стиль применения танковых сил значительно отличался от предшествующего конфликта. С 23 марта «Абрамсы» 3-й механизированной дивизии принималм участие в тяжёлом бою за Насирию, где общими усилиями вместе с другими войсками, смогли сломить сопротивление нескольких взводов иракской пехоты. 24 марта в реке Евфрат пошёл ко дну вместе со всем экипажем один из танков 1-го батальона, после того как попал под обстрел иракских автоматчиков - механик-водитель стал уводить танк из под обстрела и упал с моста в реку. Ещё два танка «Абрамс», попавшие в засаду возле восточного берега реки, получили попадания в двигатели из неизвестного оружия; экипажи успели покинуть танки до того, как у них сдетонировал боекомплект и они полностью сгорели. Имели место встречи «Абрамсов» с иракскими танками; например, 3 апреля произошёл бой в районе Махмудии возле Багдада, во время которого были уничтожены семь иракских Т-72, при этом американская сторона потерь не понесла. В этот же день, также недалеко от Багдада, было потеряно два «Абрамса» по неизвестным причинам. 5 апреля возле Багдада было повреждено ещё два «Абрамса». 6 апреля на территории Ирака было подбито также не менее двух «Абрамсов», один из сожжённых из РПГ-7 танков, был захвачен иракцами. В ходе сражения за Кербалу три «Абрамса» были подбиты из РПГ-7 и захвачены иракцами, один из танков показали по иракскому телевидению. В дальнейшем, танки в основном использовались для борьбы против иррегулярных сил повстанцев и партизанских формирований как средство огневой поддержки и прикрытия. В течение первого месяца боевых действий с начала войны, от 14 до 151 танка «Абрамс» получили попадания, в основном из РПГ, из них до 64 танка были серьёзно повреждены (от 2 до 15 безвозвратно). До семи танков было захвачено иракцами, причём три из них были в боеспособном состоянии. 27 октября 2003 года в 40 км от Багдада на самодельном фугасе была подорвана новейшая модификация танка М1А2 SEP; башня «Абрамса» отлетела на 30 метров от корпуса.

Согласно приведённым генерал-майором Т. Такером данным, на февраль 2005 года повреждения разной степени тяжести получили 70 % танкового парка из 1135 «Абрамсов», развёрнутых в Ираке. Из них 80 машин не могли быть восстановлены силами ремонтно-восстановительных подразделений, развёрнутых на театре военных действий, включая 17, оценённых как не подлежащих восстановлению. К концу 2006 года на ремонт назад в США были отправлены более 530 американских танков «Абрамс».

Известен случай когда M1 «Абрамс» был уничтожен удачно выпущеной пулей