При изучении новых слов очень важно обращать внимание на их окружение - слова-партнеры, с которыми обычно употребляется новое для нас слово, и грамматические конструкции, в которых оно используется - об этом я не раз говорю в курсе «Английские слова навсегда» .
Некоторым из моих студентов различие между ними не всегда понятно. Поясняю.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ - это каркас языка.
Они структурируют, упорядочивают, придают опору. Некоторые слова сами создают конструкцию, точнее, предопределяют те компоненты, которые появятся слева и/или справа от них. Самый типичный случай - глагол. Вообще, в английском глаголе заложена «сжатая» структура предложения.
Вот, например,
to complain:
Somebody complains to somebody about something:
здесь обязательными грамматические компонентами структуры будут предлоги to (+ одушевленное существительное) и about (+ указание на ситуацию)
to cause:
Somebody causes something for somebody
(перед указанием на человека часто идет предлог for) или
Somebody causes sb/sth to do sth
(с глаголом в инфинитиве с to).
УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ - это 2-3 ПОЛНОЗНАЧНЫХ СЛОВА, которые обычно употребляются вместе . Лингвисты их называют коллокациями (collocations, or words that go together), и именно в таком сочетании слова звучат естественно:
make breakfast, have a shower, get lost…
Об устойчивых сочетаниях я подробно писала в одной из предыдущих статей .
Разберем кейс прилагательного available :
Readily available, widely available - типичные сочетания СЛОВ, или коллокации.
BE available TO sb / FOR some activity / TO DO sth - это грамматические конструкции.
Итак, РАЗНИЦА между грамматическими конструкциями и коллокациями в том, что
конструкции - это про структуру предложения (какие другие структурные компоненты используются вокруг нашего слова), а
коллокации - про СЛОВА-партнеры, с которыми наше слово сочетается.
Если мы используем неверный предлог или пропустим глагол be, когда хотим сказать, что устали (* I tired вместо I AM tired), мы допустим грамматическую ошибку = (= неправильная конструкция).
Если мы выберем не то слово-партнера, какое бы выбрали носители языка (* The milk has become sour вместо The milk HAS GONE sour, а еще лучше gone off), грамматической ошибки не будет, будет лексическая (неверный выбор слова), и это будет «резать ухо» - так не говорят.
А теперь ЗАДАНИЕ для вас:
Определите, что перед вами в каждом сочетании:
Г = грамматическая конструкция
С = устойчивое сочетание слов
1. Then it TURNED COLD and started to rain.
2. I AM tired OF listening to him.
3. Who WAS paper invented BY?
4. I TOTALLY AGREE.
5. I DOn’t agree WITH you ON it, I’m afraid.
Жду ваши ответы в комментариях!
Для детей старше 6 лет
Тест.1 Понимание логико-грамматических конструкций
Предъявляются вопросы в форме логико-грамматических оборотов речевых конструкций (ЛГК) разных типов, и предлагается ответить на них.
Инвертированные: «ВАНЯ УДАРИЛ ПЕТЮ. Кому больно?» Сравнительные: «СВЕТА СТАРШЕ НАТАШИ. Кто моложе?» Родительного аттрибутивного падежа: «КТО МАМИНА ДОЧКА, А КТО ДОЧКИНА МАМА?» Возвратные:
Какое из двух предложений правильное - первое или второе?
1) «ЗЕМЛЯ ОСВЕЩАЕТСЯ СОЛНЦЕМ.» 2) «СОЛНЦЕ ОСВЕЩАЕТСЯ ЗЕМЛЕЙ.»
Неспособность понять ЛГК при способности к пониманию и употреблению морфологических средств языка в других менее сложных вербально-контекстных условиях свидетельствует о том, что нарушения морфологического кода языка носят негрубый характер. Неспособность понимать ЛГК при неспособности пользоваться морфологическими средствами языка являются системным следствием недостаточности более элементарных уровней функции. Непонимание ЛГК при способности понимать слова и другие обороты речи, а также при отсутствии иной очаговой симптоматики свидетельствует о том, что данная функция была недостаточно освоена в преморбиде и не получила локального представительства в мозге.
Формирование:
1) способности к пониманию морфологических средств языка в целом;
2) операций словообразования и словоизменения.
Синтаксическая система языка
4.1. Невербальный базисный компонент кода - символический уровень
Для детей старше 6 лет
Тест. Установление порядка сюжетных картинок
Предъявляется серия сюжетных картинок (не по порядку). Дается задание разложить их так, чтобы получился рассказ. Часть сюжетных картинок может быть заимствована из книги X. Бидструпа, часть - из методики Векслера, а часть - из других, преимущественно детских книг и игр.
· Неспособность выложить по порядку картинки, представляющие собой звенья какого-либо сюжета.
· Выкладывание картинок в случайном порядке.
· Неспособность определить начальное, кульминационное, финальное звено сюжета и т.п.
Неспособность разложить серию последовательных картинок по порядку свидетельствует о задержке психоречевого развития. Квалификация данного дефекта, не просто как речевого, а как и психоречевого, обусловлено тем, что установление порядка сюжетных картин требует сформированности достаточно сложной мыслительной функции программирования.
Поражение зоны мозга, осуществляющей функции программирования (третичные поля) заднелобной коры левого полушария.
Приоритетные методы формирования и коррекции функции.
Развитие планирующей (программирующей) функции мышления в разных видах деятельности:
1. Раскладывание по порядку сюжетных картинок.
2. Пересказ текстов по планам.
3. Обыгрывание предикативного звена высказывания по функциональным признакам объектов, с постепенным разворачиванием каждого из них в виде последовательных фраз, состав
ляющих сюжет.
4.2. Вербальный компонент кода - символический уровень
Примечание. Комментарий к тестам этого раздела методики не строится по столь развернутому плану, как к пробам, относящимся к другим разделам методики, т.к. основная цель обследования синтаксического кода языка ограничивается выяснением качественных различий в состоянии разной по степени развернутости связной речи. Область патологического функционирования в мозге в таких видах речевой деятельности, как пересказ, спонтанный монолог и пр., указать затруднительно, поскольку они не являются в строгом смысле слова локальными.
Диалогическ я речь
Тест. Разговорно-бытовой диалог
Предлагается серия проб, предусматривающая ответы на следующие ситуативные вопросы, предъявляемые на слух:
Для детей 2,5-3,5лет:
«Как тебя зовут? Какую игрушку тебе дать? Скажи, как она называется» (ребенок выбирает игрушку из 3, лежащих перед ним, и говорит ее название). «Давай поиграем с машинкой (или куклой)! Что делает машинка?» (едет, гудит и пр.)
Для детей старше 3,5 и до 5 лет:
«Как зовут твою маму? Какие у тебя есть игрушки?»
Для детей старше 5 лет.
« Что ты сегодня ел (ела)? Ты можешь позвонить домой по телефону? Ты смотришь дома мультики по телевизору?»
Тест 2. Неситуативный диалог
Для детей старше 5 лет.
Предлагаются следующие вопросы и неситуативные простые инструкции:
«На чем ты приехал(а) сюда? Ты любишь сказки? Какую сказку ты помнишь?»
Основная патологическая симптоматика.
- Редуцированые ответы.
- Аграмматичные ответы.
Гиперпроизвольность речевой деятельности, т.е. осутствие клишированных, стереотипных оборотов речи.
- Снижение степени речевой активности.
Малый объем компенсаторных (заместительных) средств коммуникации - жестов, мимики, попыток письменного общения.
Диагностическое значение результатов выполнения пробы. Проба выявляет способность к пользованию: а) правилами грамматического, в частности, синтаксического структурирования в рамках диалогической речи; б) объем автоматизированных речевых конструкций, накопленных в преморбидной речевой практике (имеются в виду преимущественно больные с афазией).
Несостоятельность в пользовании диалогической речью - показатель: а) грубой сформированности лексического и морфологического кодов языка; б) отсутствия необходимых побудительных мотивов к речевой коммуникации. Кроме того, многие особенности экспрессивной диалогической речи информативны для оценки состояния понимания речи, артикуляционного праксиса, объема и качества словаря. Их расстройства и одновременно знаки спонтанной компенсации проявляются в наличии: I) вербальных и литеральных парафазии, логореи, разорванности высказывания при удерживании его основного замысла и пр.; 2) индивидуальных речевых конструкций, построенных по упроченным для больного синтаксическим клише, как правило, неадекватным по стилю ситуации речевого общения и отражающих его преморбидный «языковой портрет».
Приоритетные методы формирования диалогической речи и ее коррекционного обучения Стимуляция к диалогической речи в наиболее значимых для ребенка ситуациях общения, акцентирование его внимания на типовых для каждой из них оборотах речи, многократное возвращение к ним с целью автоматизации.
Монологическая речь
Тест 1. Составление фразы по сюжетной картинке
Предъявляются сюжетные картинки, рассчитанные на получение фраз разной степени смысловой и грамматической сложности. Одни из них предназначены для оречевления «ядерной» фразы (один и тот же субъект, совершающий разные действия или разные действия, совершаемые одним и тем же субъектом); другие могут быть оречевлены простой фразой, не требующей значительного вербального запаса и грамматической компетенции; третьи предполагают владение различными средствами синтаксической связи слов в предложение. Особое место занимают картинки, которые требуют употребления предлогов. Для детей, начиная с 5 лет:
1. Картинки с одним и тем же субъектом, совершающим разные действия: мальчик идет, мальчик сидит, мальчик спит, мальчик читает, мальчик рисует и т.п.
2. Картинки с разными субъектами, совершающими разные действия: мальчик бежит, девочка прыгает, мама варит обед, и т.п.
3. Картинки, требующие построения субъекто-объектных отношений: кошка лакает молоко, рабочий строит дом, девочка расчесывает волосы расческой.
Основная патологическая симптоматика.
· Неспособность построить ядерную фразу, замена ее отдельными словами.
· Неспособность построить простую, но не ядерную, а развернутую фразу, требующую совершения грамматических трансформаций.
Диагностическое значение результатов выполнения пробы. Неспособность к построению «ядерной фразы» (субъект + предикат) свидетельствует о неспособности овладеть важнейшей из синтаксических операций - предикацией, а следовательно, о несформированности элементарного причинно-следственного мышления. Неспособность озвучить картинку простой распространенной фразой свидетельствует о несформированности способности к грамматической трансформации глубинной синтаксической структуры фразы в поверхностную, а следовательно, о недостаточности необходимого для этого процессуального мышления. Эта недостаточность является также показателем ослабления мыслительной деятельности.
Область патологического функционирования в мозге. На стадии речевого созревания способность к спонтанной монологической речи - результат незрелости интегративной деятельности мозга.
Приоритетные методы формирования функции и коррекции нарушений.
1. Стимуляция с чувства языка, благодаря которому происходит усвоение предиката как порождающего центра фразы: вопросы, акцентирующие смысловые «валентности» предиката, обыгрывание их на картинном и вербальном материале; автоматизация наиболее частотных синтаксических моделей фразы.
2. Вынесение наружу смысловых связей между членами предложения. Введение разнообразных наглядных опор для облегчения их понимания и выработки соответствующих обобщений.
Тест 2. Пересказ
Зачитывается текст короткой сказки, которую нужно пересказать.
Основная патологическая симптоматика.
· Неспособность уловить логическую последовательность фрагментов текста или воспроизвести ее.
· Дословная передача по памяти фрагментов текста.
Диагностическое значение пробы. Неспособность к пересказу свидетельствует о недостаточном развитии процессуального мышления или потере речевых навыков, необходимых для осуществления данного вида речевой деятельности. Специфика пересказа позволяет также получить информацию о том, имеется ли активность в построении фразы или же оно происходит в основном за счет опоры на слухо-речевую память.
Тест 3. Спонтанный монолог на заданную тему
Дается задание рассказать что-нибудь на заданную тему.
Основная патологическая симптоматика.
· Неспособность к воспроизведению серии фраз.
· Отсутствие смысловой связи между фразами текста (фрагментарность, разорванность изложения).
Диагностическое значение результатов выполнения проб. Проба обнаруживает несформированность или нарушение программирующего мышления, а также состояние способности к переводу внутриречевого замысла во внешнюю речь. Состояние спонтанного монолога показывает также, насколько ребенок способен к опоре на причинно-следственные связи между фрагментами текста.
Письменное синтаксирование
Примечание. Пробы 1 -3 имеют общую цель - выявить способность ребенка к синтаксическому структурированию письменной речи. В связи с этим к ним дается общий комментарий.
Для детей младшего школьного возраста:
Тест 1. Письменный диалог
Дается задание написать кому-нибудь записку.
Тест 2. Сочинение
Дается задание написать сочинение либо на заданную тему, либо на любую другую, придуманную ребенком самостоятельно.
Основная патологическая симптоматика.
Основные нарушения письменного монолога те же, что и устного, однако встречаются они значительно чаще (ввиду большей объективной психолого-лингвистической сложности монолога в сравнении с диалогом). Выявляют состояние одного из наиболее важных компонентов мышления.
Диагностическое значение теста. Неспособность к письменному монологу препятствует возможности обучения в школе и интеллектуальному развитию в целом.
Приоритетные методы формирования и коррекции функции.
1. Развитие вербально-логического процессуального мышления в устной речи, а именно способности к построению максимально развернутых устных текстов.
2.Опора на графические образы слов как дополнительные мнемонические средства для усвоения типовых моделей письменной речи (клише).
Очень часто нам нужно подчеркнуть, сделать ударение или выделить определенную информацию при разговоре. Обычно мы делаем это с помощью интонации.
Но в английском языке для этого есть специальные конструкции. С помощью них мы акцентируем внимание на определенной информации в предложении.
В статье я расскажу вам про 4 таких конструкции и научу вас строить предложения, используя их.
Из статьи вы узнаете:
Итак, начнем.
Усиление действия с помощью глагола do в английском языке
Мы можем использовать глагол do в утвердительных предложениях, чтобы усилить значение смыслового глагола (действие, о котором говорим).
Такое усиление переводится на русский язык как «действительно», «на самом деле», «все-таки», «все же», «точно», «обязательно».
Например: Она действительно любит его.
В зависимости от времени, в котором вы усиливаете предложение, глагол do может иметь следующие формы:
1. Настоящее время - do/does
Использование конструкции it’s high time в английском языке
В английском языке есть конструкция It"s time, которая дословно переводится как «это является временем». Но, конечно, используя эту конструкцию, мы не переводим ее дословно, а говорим «пора».
Мы используем ее, когда говорим, что наступил момент, чтобы сделать что-то.
Ему пора переехать в свою квартиру.
Чтобы усилить эту конструкцию мы добавляем в нее слово high.
Конструкция It’s high time переводится на русский язык, как «давно пора, уже самое время». Она обычно используется, когда мы выражаем недовольство или критикуем кого-то.
Ему давно пора переехать в свою квартиру.
Схема такого предложения:
It’s high time + действующее лицо + глагол в прошедшем времени
Например:
It’s high time
she cleaned her room.
Ей давно пора убраться в комнате.
It’s high time
they started to work.
Им давно пора начать работать.
What в начале утвердительного предложения
Слово what переводится как «что». Мы можем поставить его в начале утвердительного предложения, чтобы сделать его более эмоциональным.
В русском языке также используются такие предложения.
Например:
Что мне сейчас нужно, так это немного поспать.
В английском языке what мы обычно используем в предложении со словами:
- like - нравится
- dislike - не нравится
- need - нужно
- love - люблю
Например, у нас есть предложение:
I need a cup of coffee.
Мне нужна чашка кофе.
Чтобы усилить такое предложение мы:
1. Ставим what в начале предложения
What
I need…
Что мне нужно
2. Добавляем глагол to be - is
What
I need is
a cup of coffee.
Что мне нужно, так это чашка кофе.
Вот еще несколько примеров:
What
she likes is
her job.
Что ей нравится, так это ее работа.
What
I need is
one day off.
Что мне нужно, так это один выходной.
Итак, мы рассмотрели основные конструкции, а теперь давайте перейдем к практике.
Задание на закрепление
Переведите следующие предложения на английский язык. Свои ответы оставляйте в комментариях под статьей.
1. Именно он помог мне.
2. Он действительно хочет приехать.
3. Им давно пора пожениться.
4. Что ему нужно, так это стакан воды.
5. Обязательно позвони мне.
Когда начинаешь учить английский язык, то в первое время глаза разбегаются от бесчисленного количества правил, исключений и конструкций, которые надо знать, понимать, да ещё и правильно использовать. Только через какое-то время понимаешь, что этот язык не такой жуткий, как казалось в самом начале, и начинаешь различать в тексте устойчивые выражения, фразовые глаголы и прочее.
Именно для тех, кто только начинает учить английский, у кого в голове ещё каша и кто хочет из всего этого грамматического хаоса вычленить так называемые must have или в нашем случае must know, я и написала эту статью. Сегодня расскажу вам об основных конструкциях и речевых оборотах, которые важно знать и которые помогут выражать свои мысли.
1. There is/there are
Основная цель этой конструкции - рассказать собеседнику, что где-то что-то находится, присутствует. Мы используем there is/there are , когда рассказываем о том, какие достопримечательности есть в нашем городе, когда описываем свою комнату или дом, когда рассказываем, что находится в нашей сумке или рюкзаке.
Обратите внимание, что предложения с этой конструкцией переводятся с конца, а there is/there are вообще не переводится. There is мы используем с единственным числом, а there are , соответственно, со множественным.
Например:
2. To be going to
Конструкция to be going to переводится как «собираться». Мы используем её, когда говорим о том, что мы что-то точно сделаем в будущем. Важно помнить, что эта конструкция работает в тех случаях, когда решение было принято до разговора, то есть вы решили учить итальянский и после принятия решения вы разговариваете с другом и делитесь с ним своим планом:
I am going to learn Italian.
Теперь давайте рассмотрим, как внедрить её в предложение. Глагол to be как всегда меняется на am/is/are/was/were/will be в зависимости от местоимения и времени; going to остаётся неизменным и переводится как «собираться», а дальше обязательно идёт глагол, который сообщает, что именно вы собираетесь делать.
They are going to get married this winter. - Они собираются пожениться этой зимой.
We are going to earn a lot of money next summer. - Мы собираемся заработать много денег следующим летом.
I am going to leave for London tomorrow. - Я собираюсь уехать в Лондон завтра.
3. The way
Этот речевой оборот является, на мой взгляд, самым интересным, потому что его можно применить ко множеству ситуаций. Само слово way переводится как «дорога» и «направление». Очень часто новички в английском не могут понять, какое отношение имеет дорога, например, к описанию человека. О таких ситуациях мы сейчас и поговорим.
Оборот the way может передавать образ действия. Например, вы можете сказать, что вам нравится то, как она танцует, или то, как она выглядит. В данном случае «то, как» и есть наш оборот the way :
I like the way you dance. - Мне нравится то, как ты танцуешь.
He likes the way I cook. - Ему нравится то, как я готовлю.
Также оборот the way можно перевести как «способ». Например:
Working hard is the only way to get your goal. - Усердно работать - это единственный способ достигнуть твоей цели.
Хочется обратить внимание, что это не единственное значение и возможность употребления the way . С этим оборотом есть и устойчивые выражения, и глагольные конструкции, но на первое время рассмотренного выше значения будет вполне достаточно.
4. It takes
Эта конструкция тоже достаточно распространённая и точно будет вам полезна в поездках за границу. Эта фраза используется тогда, когда мы говорим, сколько времени занимает то или иное действие. Мы можем использовать её в вопросе о том, сколько времени займёт полёт до точки назначения или сколько времени займёт поездка на такси до центра города.
It takes me an hour to get to work. - Путь до работы занимает у меня один час.
The flight to Moscow takes 3 hours. - Полёт до Москвы занимает три часа.
My morning exercises take me 15 min. - Мои утренние упражнения занимают у меня 15 минут.
Давайте подведём итог и ещё раз повторим, для каких ситуаций подходит каждая из этих конструкций:
- there is/there are используем, когда рассказываем, какие предметы находятся в комнате, доме, сумке, городе и так далее;
- to be going to используем, когда собираемся что-то сделать;
- the way подходит для описания образа действия;
- it takes мы используем, когда сообщаем, сколько времени занимает то или иное действие.
И напоследок хочется дать маленький совет для тех, кто только начинает учить английский: не пытайтесь понять все правила сразу. Накапливайте знания поэтапно, учите сначала простые слова, правила и времена, а потом уже переходите к более сложным. И, конечно же, будьте терпеливы к себе и к английскому.