Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Меня зовут Логиновских Полина. Я учусь в 1 «А» классе. Я очень люблю зиму, люблю белый пушистый снежок. В этом году снега очень много, кругом лежат большие сугробы, и все белым-бело.

Белым снегом , белым снегомВсе тропинки замело.И, куда бы глаз ни глянул -Все белым-белым-бело.

И мне стало интересно: «А почему снег белый? И всегда ли он бывает таким?». И решила исследовать эту проблему. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Почему снег белый?».

Цель , которую я перед собой поставила - найти ответ на вопрос «Почему снег белого цвета

Для достижения поставленной цели мне нужно было решить следующие задачи :

1.Изучить литературу, которая рассказывает о снеге. 2.Провести опыты. 3.Обобщить полученные знания.

Объект исследования: снег.

Предмет исследования: состав и свойства снега

Гипотеза: Я предположила, что белый цвет снега зависит от отражения в нем света.

Методы исследования:

1. Изучение литературы по теме 2. Наблюдение за объектом исследования 3. Проведение опытов 4. Анализ результатов и выводы по проведенному исследованию

2. Теоретическая часть.

Вначале я решила узнать, что такое снег. Из энциклопедии для детей «Почемучка» я узнала, что снег падает из туч. Высоко над землей царит сильный холод. Туда поднимаются водяные пары, которые превращаются в крохотные льдинки-кристаллики. Каждый такой крошечный шестиугольный кристаллик растет, пока не превратится в белую пушистую звездочку-снежинку. Снежинки начинают медленно-медленно опускаться на землю. По пути множество таких снежинок собирается в хлопья, и мы видим снег.

Я поняла, что снег — это замерзшая вода, а замерзшая вода - это лед, а как мы знаем, лед бесцветный. Почему же снег белый?

Из сети Интернет я узнала, что, для того чтобы увидеть цвет предмета, нам необходим свет. Луч света представляет собой спектр различных оттенков, и цвет предмета зависит от того, какую часть спектра этот предмет отражает, а какую - поглощает или пропускает через себя. Те предметы и материалы, через которые луч света проходит насквозь, мы видим прозрачными. Именно так происходит со снежинками: каждая крохотная снежинка - это кристаллик абсолютно прозрачного льда, пропускающего свет сквозь себя.

Но если снежинки - прозрачные, то почему снег кажется нам белым? Это происходит потому, что большое количество снежинок падает на землю и образует сугроб. В этом сугробе снежинки расположены в хаотичном порядке.

Получается довольно рыхлая и объемная масса, через которую свет пробиться не может. Каждый луч света в отдельности, попадая на выпавший снег, начинает преломляться в бессчетном количестве шестиугольных кристалликов-снежинок.

И все эти миллионы снежинок начинают «передавать» свет, пока весь он не выходит обратно. Иными словами, слой снега, как зеркало, полностью отражает падающий на него свет, и именно поэтому снег кажется нам белым.

Кстати, оттенок сугроба зависит не только от того, как много света отражает снег, но и от общего освещения. Снег нам кажется белым еще и потому, что солнечный свет белый.Утром в лучах восходящего солнца снег будет казаться розовым, а вечером, в сумерках - голубым. Это происходит потому, что сами лучи восходящего или заходящего солнца мы видим как розовые или голубые. Под уличным фонарем или под освещенным окном снег кажется желтым.

Изучив литературу, я решила опытным путем проверить гипотезу: Цвет снега зависит от отражения солнечного света.

Практическая часть

Опыт 1. Я взяла снег, растопила его.

Вывод: Снег - это вода.

Опыт 2. Поставила воду в морозильник. Через некоторое время вода замёрзла и превратилась в прозрачный лёд. Разбила его на мелкие кусочки.

Вывод: Мелкие кусочки льда стали белого цвета.

Опыт 3 . Я взяла стакан, кусок полиэтилена, ножницы. Целый кусок полиэтилена прозрачен. Затем я его порезала на мелкие кусочки и положила в стакан. Каждый кусочек - модель снежинки, которая имеет много граней.

Вывод: «Снег» в стакане стал белого цвета.

Итак, проведенные опыты подтвердили теоретические сведения, которые я узнала из книг и сети Интернет. Снег - это замерзшая вода. Цвет зависит от того, насколько сильно отражается свет от множества граней.

Заключение.

Из опытов и наблюдения я поняла, что через кусок льда свет проходит не отражаясь. Снежинки имеют много граней и отражают свет в разных направлениях. Свет, как говорят учёные, «рассеивается». Цвет солнечных лучей белый, поэтому снег белый. Гипотеза, которую я поставила в начале исследования, подтвердилась.

Список литературы.

1. Большая книга Почемучек — М.: Махаон, 2013.

Интернет - ресурсы:

1. http://www.tavika.ru/2014/01/snow.html

2. http://allforchildren.ru/why/why29.php

3. http://elhow.ru/ucheba/estestvoznaniej/prirodnye-javlenija/pochemu-sneg-belyj

4. http://vachrepetitor.ru/podgotovka-k-shkole/uznaem-mir/opyityi-so-snegom-i-ldom

Когда на землю выпадает первый снег, и воздушные пушинки укрывают всё вокруг мягким белоснежным ковром, создаётся впечатление, будто нет ничего невесомее крохотной и маленькой снежинки: весит она около миллиграмма и редко достигает трёх.

Не может не удивлять, как за считанные часы белоснежным осадкам удаётся накрыть огромные пространства суши толстым пушистым одеялом, которое оказывается настолько тяжёлым, что непосредственно влияет на скорость вращения нашей планеты. Например, снег летом, в августе, покрывает лишь 8,7% всей поверхности Земли, при этом вес его составляет 7,4 млрд. тонн, а к концу зимы, перед началом весны, его масса увеличивается в два раза.

Снег – это разновидность атмосферных осадков, которые состоят из мелких ледяных кристалликов, выпадающих на поверхность нашей планеты из слоисто-дождевых облаков в зимнее время года, создавая снежный покров, постоянно или с незначительными перерывами укрывающий земную поверхность до прихода весны.

В регионе, где выпал снег, устанавливается минусовая температура, удерживающая осадки в кристаллической форме.

Когда температурные показатели становятся выше нуля, снег тает, а если этот процесс происходит в начале весны, это символизирует об окончании холодного периода. Выпадают ледяные кристаллики не везде: со снегом незнакомы люди, обитающие в странах, что расположены в экваториальных широтах (в Африке, Австралии, Южной Америке, Юго-Восточной Азии, Новой Зеландии и некоторых странах Центральной Азии).

Снежинки летят на землю из слоисто-дождевых облаков после того, как капельки воды прилипают к находящимся в тучах конденсационным зёрнам, мельчайшим частицам пыли. Если температура в верхних слоях атмосферы составляет от -10°С до -15°С, осадки выпадают смешанного типа, поскольку состоят из капель и ледяных кристаллов (в этом случае, выпадет дождь со снегом или мокрый снег), а если ниже -15°С – будут состоять лишь из ледяных кристалликов.

Когда образовавшиеся кристаллики начинают передвигаться вверх-вниз по облаку, они постепенно увеличиваются за счёт прилипающих к ним капель (они частично таят и кристаллизуются заново). В результате льдинки приобретают шестиконечные формы пластинок или звёздочек, лучи которых находятся или под углом 60 или 120 градусов. После этого к вершинам лучей начинают прилипать новые кристаллы, к которым также примерзают капли, в результате чего снежинки приобретают самые разнообразные формы.


Кристаллики обычно белого цвета, который они приобретают благодаря оказавшемуся внутри них воздуху: после того, как выпал снег, солнечные лучи, отбиваясь от воздуха и граничных поверхностей снежинки, рассеиваются и придают ей белоснежный вид. Стоит заметить, что любая снежинка на 95% состоит из воздуха, а потому характеризуется низкой плотностью и медленной скоростью падения (около 0,9 км/ч).

Существуют следующие виды ледяных осадков:

  • Кристаллы – диаметр их составляет несколько миллиметров, являют собой кристаллы в основном шестигранной формы;
  • Снежинки – каждая содержит около ста скрепленных между собой кристалликов, которые в случае мокрых осадков могут достигать больших размеров (до 10 см в диаметре);
  • Иней – чрезвычайно холодные и маленькие капельки (например, туман);
  • Град – этот снег летом выпадает обычно в виде крупных твёрдых льдинок и образуется, когда к кристаллику прилипают крупные капли.

Виды снежного покрова

После того как выпал снег в первый раз, приходит климатическая зима (период, когда температурные показатели в течение пяти дней ниже нуля градусов по Цельсию). Если температура в нижних слоях атмосферы в то время, как снежинки будут падать вниз, окажется очень низкой и будет дуть сильный ветер, кристаллики станут сталкиваться друг с другом, ломаться, крошиться и падать на землю в виде обломков.

А вот если ледяные кристаллы начнут лететь на землю при плюсовой температуре, выпадет мокрый снег. Стоит заметить, что если дождь со снегом выпадет из облака при отрицательной температуре, осадки, примерзнув к дороге, образуют гололёд.

Снег на земле постоянно видоизменяется. Как именно будет выглядеть снежный покров, во многом зависит от ветров (они делают его неравномерным), дождей (они его уплотняют), оттепелей, морей (на востоке России ледяных осадков значительно больше, чем в западной Европе: из-за влияния Атлантического океана осадки здесь выпадают в виде дождей).

Различают следующие основные виды снежного покрова:

  • Пушистый снег – после того как выпал снег, он какое-то время представляет собой нетронутый пушистый покров. Этот снег зимой примечателен тем, что представляет собой мягкую подушку, а потому падение обычно обходится без травм: рыхлый снег смягчает удары. По нему очень трудно передвигаться, он вполне может скрывать под собой камни, лед, ветки деревьев, а из-за того, что нельзя точно определить глубину снежного покрова, можно неожиданно очутиться по колено в сугробе и даже увязнуть.
  • Жёсткий – чем больше люди утаптывают снежный покров, тем жёстче он становится. Если он не раскатанный, то передвигаться значительно легче.
  • Наст – корка твёрдого льда, которая накрывает пушистый снег. Формируют её солнце и ветер: тает снег сначала под солнечными лучами, после чего холодный воздух его снова замораживает. Наст может быть мягким, средним и твёрдым: мягкий наст будет проваливаться, по твёрдому насту можно ходить, а если он окажется средним, пешеход будет то скользить, то проваливаться. В горах слабое сцепление наста со снегом может вызвать лавину.
  • Лёд являет собой замёрзший мокрый снег, который несколько раз растаял и снова замёрз. Этот тип снежного покрова наиболее неприятный, поскольку очень жёсткий, гладкий, скользкий, и падение чревато серьёзными последствиями, которые могут привести к травме или даже летальным исходам. Передвигаться по нему нужно очень осторожно и если есть возможность, обойти стороной.
  • Мокрый снег – после того как температурные показатели воздуха оказываются выше нуля, ледяные кристаллы начинают таять и, наполняясь водой, превращаются в мокрый снег. В результате снежинки начинают слепляться и образовывать комки льда. Ступать по нему довольно опасно: можно промочить ноги, что чревато самыми разнообразными заболеваниями, а если поскользнуться, можно оказаться в холодной воде и промокнуть.

Время выпадения снега

Поскольку в последнее время климат нашей планеты чрезвычайно сильно меняется, учитывая непредсказуемость погоды, довольно сложно предсказать, когда выпадет первый снег. Например, в Якутии, на Чукотке, в Красноярском крае первый снег можно увидеть уже в начале октября, а таяние снегов в некоторых областях происходит лишь в июне.

А вот в Оймяконе (находится южнее полярного круга) невозможно определить, когда появится первый снег. Несмотря на то, что постоянный снежный покров здесь обычно появляется в конце сентября, его можно увидеть и в августе (таяние снегов в этом регионе происходит весной, в конце мая).

Что касается Европы, то первый снег здесь бывает уже в конце октября или в начале ноября (самый первый снег был зафиксирован в семидесятых годах в Москве: он выпал 25 сентября). Выпадает он в основном ночью, когда температура воздуха понижается и даёт снежинкам возможность достигнуть земли.

Лежит первый снег недолго: днём, когда температурные показатели значительно поднимаются, и исчезает уже через несколько часов. А вот после того как устанавливается постоянный, зимний покров, снег лежит долго, до весны: тают снега окончательно в марте или даже апреле.


Что касается южного полушария, то самыми северными точками, где когда-либо выпал снег, в Южной Америке считается Буэнос-Айрес, в Африке – мыс Доброй Надежды, в Австралии – Сидней. Правда, тает он быстро и выпадает нечасто: так, в июле 2007 года в Буэнос-Айресе выпал снег в первый раз за восемьдесят лет (причина – холодный воздух с Арктики). По словам метеорологов, они стали свидетелем редкого события, подобный вид осадков здесь можно наблюдать лишь раз в сто лет.

Таяние

Обычно снег тает весной, когда происходят изменения температурного режима: таяние снегов происходит при температуре, превышающей ноль градусов Цельсия. Нередко бывают ситуации, когда он тает при минусовых температурах (под воздействием солнечных лучей: ледяные кристаллы испаряются, минуя стадию жидкости).

Если снег грязный, то он тает быстрее (поэтому в городе он исчезает намного быстрее, чем в лесу): солнечные лучи нагревают грязь, вызывая таяние снегов.

Также исчезнуть снежному покрову нередко помогает соль, при этом она не топит льдинки, а разрушает кристаллы, которые вначале охлаждаются, а затем возвращаются к температуре окружающей среды в виде солёной воды, создавая впечатление, будто снежинки растаяли.

Во время таяния снегов весной, плотность снежного покрова очень быстро меняется. Сначала она составляет 0,35г/м3, затем – 0,45 г/см3, а в самом конце доходит до своей критической плотности – 0,6 г/см3. Таяние снегов заканчивается, когда мокрый снег достигает плотности 0,99 г/м3 и превращается в воду. После этого наступает долгожданная весна.

Попова Сардана

Издавна людей интересовали явления окружающего мира. Почему идет дождь? Почему светит солнце? Почему день сменяет ночь? Откуда берется снег? Эти вопросы стали волновать и меня. С приходом зимы температура понизилась. Это привело к изменению атмосферных осадков. Давайте посмотрим вокруг. Снег на деревьях, полях, крышах домов. Вода в водоёмах замерзла. Лёд сковал реки, озера, пруды. Снег и лёд - наиболее яркие признаки зимы. Меня заинтересовал вопрос, какими же свойствами обладает снег? Тема моего доклада называется «Что такое снег?»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования республики Саха (Якутия)

Министерство органа управления образования г. Якутска

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

НПК «Шаг в будущее»

ДОКЛАД

на тему: «Что такое снег?»

2 «б» класс МОУ СОШ №17

Учитель: Коротова Валентина

Иннокентьевна

Якутск, 2010

Введение 3

  1. Что такое снег? 4
  2. Снежинки в воздухе 6
  3. Снежинки на земле 8
  4. Почему снег белый? 10
  5. Почему зимой холодно? 11
  6. Почему снег в мороз скрипит под ногами? 12
  7. Почему снег задерживается на ветвях деревьев? 13
  8. Какую пользу приносит снег? 14

Практическая работа 15

Заключение 19

Список использованной литературы 20

Приложения 21

Введение

Снеги, белые снеги -
Покров моей родины…

С. Есенин.

Издавна людей интересовали явления окружающего мира. Почему идет дождь? Почему светит солнце? Почему день сменяет ночь? Откуда берется снег? Эти вопросы стали волновать и меня. С приходом зимы температура понизилась. Это привело к изменению атмосферных осадков. Давайте посмотрим вокруг. Снег на деревьях, полях, крышах домов. Вода в водоёмах замерзла. Лёд сковал реки, озера, пруды. Снег и лёд - наиболее яркие признаки зимы. Меня заинтересовал вопрос, какими же свойствами обладает снег? Тема моего доклада называется «Что такое снег?»

Цель работы: изучить тему о снеге.

Задачи:

  1. Узнать что такое снег;
  2. Познакомиться со свойствами снега;
  3. Научиться вырезать снежинки.

1. Что такое снег?

Что такое снег? Это много, очень много красивых снежинок; они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов – чистые, хрупкие, сверкающие.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится…

(И.З.Суриков)

И вот он выпал – этот удивительный снег. Улегся «великолепными коврами», белой пеленой укрыл землю. Выпавший снег засыпал все ямы, канавы, сравнял бугорки – полностью преобразил равнину. Еще больше преобразился лес. Снег рассыпался белыми клоками по ветвям деревьев, прикрыл белым одеялом упавшие на землю листья и сучья, улегся высокими сугробами в кустарниках. Внимательному глазу он открыл многие тайны лесной жизни – все, что произошло, отпечаталось на снежном покрове, оставило на снегу следы.

Благодаря снегу мы каждый год любуемся сказочными зимними пейзажами. В снежном уборе приходит к нам прекрасный новогодний праздник. И, наверное, нет человека, которому не были бы понятны чувства А.А.Фета, писавшего:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

Но мы любим снег не только за то, что он дарит нам великолепные зимние пейзажи. У нашей любви к снегу немало рациональных причин. «Снег на полях – хлеб в закромах», - справедливо утверждает старинная русская пословица.

Снежный покров – это огромный запас влаги, столь необходимой полям, в то же время это своеобразное гигантское одеяло, защищающее поверхность земли от холодных ветров. Кроме того, снег является хорошим строительным материалом для различных построек на севере – от иглу (жилищ эскимосов) до больших складских помещений. Он служит основой зимних дорог и даже аэродромов. Запасы снега существенно влияют на уровень воды в реках, определяют изменения климата на больших территориях.

И все же, любуясь снегом, мы обычно не задумываемся о том, насколько он полезен. Заснеженный пейзаж, как правило, приглашает нас в сказку.

Снег и сказка… У них есть одна удивительная черта. И сказка, и снег говорят нам о чудесных превращениях. Замарашка Золушка превращается в красавицу, великан превращается в маленькую мышку, лягушка превращается в Василису Прекрасную. Выпал снег – и унылое черное поле превращается, как по волшебству, в великолепный белый ковер, сверкающий на солнце, преображаются лесные чащи, в белые одежды наряжаются ели. Да и сам снег! Что может быть более непостоянным, более изменчивым? Вот он есть – и вдруг, подобно сказочной Снегурочке, он исчезает, тает. Сейчас он белый, и пышный, а завтра осел, стал серым, мокрым. Или иначе – вчера он был пушистым и мягким, а теперь стал твердым, плотным. Полежит еще некоторое время и превратится в лед. Он родился над землей в виде почти невесомых снежинок, но вот прошло какое-то время – и он поплыл по реке льдинами, пополз с высоких гор ледниками, закачался на волнах океанов айсбергами.

Изменчивость снега привлекательна для поэтов. С.Г. Островой как-то сказал, что снег завораживает. Притягивает к себе, подобно какому-то волшебному магниту. Поэт попытался выразить это в стихотворении, которое он посвятил снегу:

А я все гладил снег рукой,

А он все звездами отсвечивал…

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.

Он весь как музыка. Он – весть.

Его безудержность бескрайна.

Ах, этот снег… Не зря в нем есть

Всегда какая-нибудь тайна.

2. Снежинки в воздухе

Снежинки развиваются из мелких ледяных кристалликов, имеющих форму шестигранников. Во время очень сильных морозов (при температуре ниже - 30°С) ледяные кристаллики падают в виде «алмазной пыли" , в этом случае на поверхности земли образуется слой пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Обычно же в процессе своего движения внутри ледяного облака ледяные кристаллики растут за счет непосредственного перехода водяного пара в твердую фазу. Как именно происходит этот рост, зависит от внешних условий, в частности от температуры и влажности воздуха. В одних условиях ледяные шестигранники усиленно растут вдоль своей оси, и тогда образуются снежинки вытянутой формы - снежинки-столбики, снежинки-иглы. В других условиях шестигранники растут преимущественно в направлениях, перпендикулярных к их оси, и тогда образуются снежинки в виде шестиугольных пластинок или шестиугольных звездочек. К падающей снежинке может примерзнуть капелька воды- в результате образуются снежинки неправильной формы. Формы снежинок оказываются весьма разнообразными. Существуют коллекции микрофотографий, насчитывающие более пяти тысяч снимков снежинок, отличающихся по форме друг от друга. При определенных условиях (требуется, в частности, чтобы не было ветра) падающие снежинки сцепляются друг с другом, образуя огромные снежные хлопья. Хлопья могут быть диаметром до 10 см и даже больше. Движение снежинки от облака до поверхности земли лишь условно можно назвать падением. Потоки воздуха подхватывают ее, кружат, сносят в сторону, поднимают вверх. Порхающую в воздухе снежинку подстерегают две опасности. Во-первых, она может растаять, оказавшись в более теплых воздушных слоях. Во-вторых, во время полета происходит постепенно испарение снежинки, усиливающееся в ветреную погоду и при уменьшении относительной влажности воздуха. В первую очередь испаряются выпуклости и выступы снежинки, и прежде всего ее острые концы. Отсюда следует, что чем дольше падает снежинка, тем более круглой становится ее форма. Таким образом, выпадение снега из облака не обязательно заканчивается снегопадом. Снегопад может обернуться дождиком, а может случиться так, что не будет ни дождика, ни снега – все снежинки испарятся, не достигнув поверхности земли. В ветреную погоду часто выпадают мелкие снежинки почти круглой формы – снежная крупа. В горах расстояние от облаков до земли значительно меньше, чем на равнинной местности. А чем меньше это расстояние, тем меньше (при прочих равных условиях) вероятность того, что снежинка растает или испарится. Именно поэтому в горных районах выпадает значительно больше снега, чем на равнинах.

3. Снежинки на земле

Падающие в тихую погоду снежинки представляют собой звездочки, иглы, столбики – одним словом, ледяные образования с острыми концами и выступами. Когда множество таких снежинок накапливается на холодной земной поверхности, возникает довольно ажурная, или лучше сказать, довольно рыхлая «прослойка», пронизанная воздушными промежутками. Рыхлость этой прослойки как раз и объясняет, почему так низка плотность свежевыпавшего снега и почему он так плохо проводит тепло, в таком снеге очень много воздуха.

Если же погода не тихая, а ветреная, то в этом случае приземляющиеся снежинки больше походят на шарообразные крупинки. Упав на землю, крупинки образуют достаточно плотную упаковку. Теперь внутри только что выпавшего снега значительно меньше воздуха.

Итак, в тихую погоду выпал снег. Снежный покров только-только стал расти, а в нем уже начались довольно сложные процессы. Так, внутри этого покрова происходит испарение льда, причем в первую очередь испаряются острые концы снежинок, так как испарение идет более интенсивно с более выпуклых поверхностей. Пар между снежинками скоро становится насыщенным и происходит обратный процесс – переход пара в твердое (или жидкое) состояние. В целом же получается такая картина: исчезают острые концы у снежинок; исчезают мелкие снежинки, зато еще более укрупняются большие снежинки. При этом между снежинками возникают многочисленные ледяные мостики. Воздушные промежутки в снежной прослойке уменьшаются. В итоге снег делается плотнее и прочнее, как говорят, снег твердеет. Рыхлый свежий снег постепенно превращается в слежавшийся, затем в уплотненный снег . Рассмотренные процессы будут неизбежно происходить в снежном покрове - лишь бы он пролежал достаточно долго. Эти процессы ускоряются кратковременными оттепелями, на них, разумеется, влияют ветры.

4. Почему снег белый?

Исключительная белизна снега общеизвестна.

Яркий снег слепит глаза людей,

Белый снег, он серебра белей,

он своей поспорит белизной

С мягкой ватой, с рисовой мукой.

(Лю Дабай)

Свет, падающий на какое-либо вещество, частью поглощается в нем, а частью отражается. Кроме того, свет может частично проходить сквозь вещество (если оно в какой-то мере прозрачно). Поглощение света различными веществами сильно зависит от длины волны, именно поэтому мы видим все вокруг в цвете. Если какой-нибудь объект поглощает почти весь диапазон длин волн и отражает лишь красные лучи, то он, освещаемый солнечным светом, будет представляться красным. Если объект поглощает лучи всех длин волн, то он выглядит черным. Если же, объект практически все лучи отражает, то он выглядит белым. Именно таков свежевыпавший снег; он отражает более 90% падающих на него солнечных лучей.

5 . Почему зимой холодно?

Известно, что снежное покрывало спасает от морозов растения и диких животных – ведь свежий снег, благодаря обилию в нем воздушных пор обладает высокими теплоизоляционными свойствами. Но, возможно, не все знают, что тот же самый снег способствует усилению зимних холодов.

Конечно, зимнее похолодание (и вообще смена времен года) связано , прежде всего , с тем, что ось вращения Земли наклонена к плоскости орбиты. Однако важную роль играет и тот факт, что снежный покров сильно отражает солнечные лучи. Свежевыпавший снег отражает более 90% солнечных лучей. Для сравнения укажем, что свободная от снега суша отражает только 10 – 20% света. Отсюда видно, насколько меньше энергии получает Земля от Солнца благодаря высокой отражающей способности снежного покрова.

6. Почему снег в мороз скрипит под ногами?

Снег скрипит только в мороз, и тональность его скрипа меняется в зависимости от температуры воздуха - чем крепче мороз, тем выше тон скрипа. Есть люди, которые могут оценивать температуру воздуха по воспринимаемым на слух изменениям в характере скрипа снега.

Скрип снега – это шум от раздавливаемых льдинок. Чем сильнее мороз, тем более твердыми и хрупкими делаются снеговые льдинки и поэтому более высоким становится тон скрипа. Сила звука скрипящего снега зависит от частоты звука, чем выше частота, тем сильнее слышен звук.

7. Почему снег задерживается на ветвях деревьев?

Попробуйте сыпать песок на ветку дерева, лишенную листьев. Он на ней практически не задержится и почти целиком просыплется вниз на землю. В отличие от песка, снег может накапливаться на голых ветвях, образуя подчас такие тяжелые шапки, что обламываются ветви.

Снеговые наросты на деревьях образуются при снегопаде в тихую погоду, когда температура воздуха близка к 0 о С. В этих условиях довольно интенсивно идут разнообразные процессы внутри снега: подтаивание и замерзание, испарение и кристаллизация. Они приводят к образованию связей между упавшими снежинками и поверхностью ветвей, а также между самими снежинками. Первые снежинки подтаивают и примерзают к ветвям, образуя на них тонкую наледь. Последующие снежинки примерзают уже к этой наледи. Так постепенно на ветвях нарастают большие снежные шапки, способные удерживаться даже при порывах ветра (если, конечно, эти порывы не слишком сильные).

8. Какую пользу приносит снег?

Мы все знаем, что большое количество выпавшего снега может нарушить жизнь общества. Но снег может приносить и пользу, особенно зерновым. Чтобы зерно росло, необходима вода. Откуда берется вода, которая течет в ручьях? А что вы знаете о воде в земле? Сейчас известно, что вся вода (за исключением небольшой части) поступает с дождем и тающим снегом. Она просачивается сквозь поверхность земли и наполняет реки и ручьи. Вода всегда находится в воздухе в виде невидимого газа - водяного пара. При благоприятных условиях этот пар конденсируется в маленькие капельки воды или образует кристаллики льда, которые превращаются в облака, а затем в дождь или снег. Во многих уголках мира дождь является основной формой выпадения осадков, а значит, и основным источником воды. Но в холодных зонах и на высотах основной формой выпадения осадков является снег. Фактически снег, который накапливается в горах около засушливых районов, может образовывать естественный резервуар воды, намного больший, чем любой построенный человеком.

Когда этот снег тает весной и в начале лета, он превращается в воду для орошения. В некоторых районах только этот тающий снег обеспечивает рост зерновых. В горах западной части Соединенных Штатов проводят исследования количества снега, чтобы определить, сколько воды будет необходимо зерновым в сухое время года.

Итак, снег не просто нечто эфемерное, непостоянное, сезонное. Не просто красивый спутник зимнего пейзажа. И даже прошлогодний снег отнюдь не бесполезен. Снег - это и высокие, устойчивые урожаи, это основа зимних дорог и даже аэродромов, это строительный материал для зимовий и различных хранилищ на севере, источник воды на юге. Со снежными запасами связаны водность рек и изменения климата целых районов.

Практическая работа

Опыт 1. Подержите снег в руках. Что мы заметили?
Вывод: Снег в тепле тает.

Опыт 2. Давайте определим цвет снега. Возьмём лист белой бумаги, поднесём к нему снег. Цвет одинаковый.

Вывод: Снег – белый. Почему? Оказывается, снег не может пропустить через себя весь солнечный луч и отражает чистейший цвет белого солнечного луча.

Опыт 3. Положили снег на газету. Можно ли разглядеть, что написано или нарисовано на газете? Ничего не видно.
Вывод: Снег – непрозрачный.

Опыт 4. Определим снег по плотности. После обильного снегопада пройдемся по снегу. На нем мы увидим следы.
Взяли снег и легонечко ударили по нему молоточком.

Вывод: Снег – рыхлый.

Опыт 5. Возьмём снег и принесем домой, поместим в стакан. Через некоторое время в стакане появилась вода.
Вывод: снег под действием тепла превратились в воду.
Опыт 6. Бросим снег в емкость с водой. Мы видим, что снег не тонет.

Вывод: снег легче воды.

Наблюдение № 1. Раскопаем снег лопаткой. Мы видим маленькие ростки травы. Это озимые сорта пшеницы. В снегу зимуют и прячутся от холода многие животные: мышь, медведь, бурундук, ёж, тетерев, глухарь, рябчик.
Снег нужен растениям, корням, семенам, он не греет, но сохраняет тепло.
Вывод: снег сохраняет тепло, а, значит, имеет огромное значение для жизни растений и животных.

Наблюдение №2 . Игра в снежки, строительство снежных городков, крепостей, катание на лыжах, санках, коньках - зимние развлечения людей. Из снега мастера делают настоящие произведения искусства: снежные кареты, дворцы, замки.

Вывод: снег имеет огромное значение в жизни человека.

Можно ли лепить из снега в морозную, сухую погоду?

Ответ: Нет. Снег рассыпается, он сухой, не липкий.

А в тёплую погоду снег какой?

Ответ: Мокрый, липкий, сырой, тяжёлый. Его можно скатать в комочки, из него можно лепить снежную бабу и другие фигурки.

А как падает снег в тёплую погоду? В морозную?

Ответ: В тёплую хлопьями, которые состоят из множества слипшихся снежинок, а в сухую, морозную погоду отдельными снежинками, они сухие, не слипаются друг с другом..

Бумажные снежинки


Снежинки и Новый год - неразрывные понятия. Снежинками можно украсить любое помещение. Повесьте их на ниточке к потолку, положите на ветку елки, приколите на шторы, приклейте на стену или шкаф... Всему они придадут праздничное настроение! Мастерить снежинки можно из цветной бумаги, но нежнее они получаются из салфеток. Рисунок для снежинок можно придумывать самим, главное - поажурнее вырезать. Запомнить придется всего два правила.

1. Сложение бумаги для рисунка, кратного 4.
Для этого квадрат или круг бумаги складывают пополам несколько раз. Чем больше сгибов выполните, тем чаще будет повторяться рисунок и снежинка получится ажурнее. Если снежинка вырезается из квадрата, то сложение можно производить по диагонали или по середине сторон.


При таком сложении бумаги могут получится такие снежинки, на которых рисунок повторяется 4 или 8 раз.

2. Сложение бумаги для рисунка кратного 3. Это сделать будет посложнее, чем предыдущее сложнее, но вполне возможно. Первый сгиб нужно выполнить пополам, а второй, вернее два вторых нужно выполнить так, чтобы получилось сразу три плоскости.

При таком сложении бумаги могут получится такие снежинки, на которых рисунок повторяется 3 или 6 раз.

А еще можно делать интересные комбинации из снежинок. Например, такие.

Заключение

В результате проведенных опытов и наблюдений, мы подтвердили первоначальную гипотезу, согласно которой снег – это замерзшая вода.Снег имеет огромное значение в жизни живой природы и человека. Снег нужен для защиты посевов от холода. Под снегом почти не бывает больше двух градусов мороза. Весной снег растает и напоит землю влагой. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. Снег и лёд – это развлечения для малышей и взрослых.

Мир вокруг нас необыкновенно удивителен. Давайте вместе находить волшебство в привычных для нас вещах, давайте учиться видеть красоту и чувствовать ее в своей душе.

Поймайте на ладонь снежинку, рассмотрите ее. Какой великий волшебник смог создать столь совершенную форму?

Маленькое чудо – на вашей ладошке. Раз – и нет его. Ладошка теплая – вот снежинка растаяла…

Посмотрите вокруг: как красиво!

Список использованной литературы:

1. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001 -: В. А. Маркин.

2. Большая энциклопедия школьника. «Планета Земля». «Издательство Росмэн- Пресс», 2001 -: А. Ю Бирюкова.

3.Учебник «Природоведение» 2 класс Москва «Просвещение» 1990.
4. Мир вокруг нас: Учеб. 1 класс Москва «Просвещение», 2001.

Приложения

Картинки снежинок из бумаги

ЗАГАДКИ

Лежало одеяло
Мягкое, белое,
Солнце припекло -
Одеяло потекло.
(Снег)

Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу... {проталинки).

Вился, вился белый рой,

Пал на землю - стал горой.

(Снег)

Он тучей чёрной был сначала,

Он белым пухом лёг на лес.

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез.

(Снег)

С неба падают пушинки,

Крутят-вертят хоровод.

Побелели все тропинки,

Скоро праздник - Новый год.

Белый пух кружит привычно,

Знает всякий человек,

Что под Новый год обычно

Падает на землю...

(Снег)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

(Снег)

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым,

Всё, что видит на пути.

(Снег)

Дождь и слякоть,

Грязь и ветер,

Осень, ты за всё в ответе!

Мёрзнет бедный человек,

Выпал первый белый...

(Снег)

Словно перышки Жар-птицы,

Весь сверкает и искрится,

Запорошил весь лужок,

Зимний беленький...

(Снежок)

Бел, как мел, да не сахар,

Ног нет, а идёт.

(Снег)

Пушистый ковёр -

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце да месяце

Серебром блестит.

(Снег)

Вился, вился белый рой,

Пал на землю - стал горой.

(Снег)

Он летает белой стаей и сверкает на лету.

Но звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке - румяный, под луной же - голубой.

Он за ворот и в карманы залезает нам с тобой.

Он то белый, то лохматый, то пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой, как зовут его, ответь!

(Снег)

Из небесного мешка

Вдруг посыпалась мука!

Засыпает всё вокруг -

Лес, поля, дома и луг...

А как только ты возьмёшь,

Да муки той наберёшь…

Смотришь, а её уж нет!

Лишь остался мокрый след.

Что за странная мука?!

Не видать нам пирога!

(Снег)

Я как песчинка мал,

Я землю покрываю;

Я из воды,

Но с воздуха летаю;

Как пух лежу я на полях

И как алмаз блещу

При солнечных лучах.

(Снег)

Скатерть бела -

Да всё поле одела.

(Снег)

Зимой греет,

Весной тлеет.

Весной умирает,

Осенью оживает.

(Снег)

Бело покрывало на земле лежало,

Лето пришло - оно все сошло.

(Снег)

Плыла лебедь сытая,

вниз кидала-сыпала

на поля-озерушки,

белый пух да перышки.

(Снег)

На дворе горой,

А дома водой.

(Снег)

Одеяло бело,

Землю грело.

Ветер подул,

Одеяло согнул.

Солнце припекло,

Оно и потекло.

(Снег)

Выгляну в оконце,

Там лежит суконце.

Хоть всю зиму там лежит,

Но весною убежит.

(Снег)

Едут сани по дороге,

Вьется ниточкой стежок.

От полозьев след остался,

Запорошил след...

(Снежок)

У него и красок нет,

но всё красит в белый цвет.

(Снег)

С неба падают зимою

И кружатся над землей

Легкие пушинки,

Белые...

(Снежинки)

Зимой - звезда,

Весной - вода.

(Снежинка)

Что за звездочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

Как возьмешь - вода в руке.

(Снежинки)

Белой стайкой мошкара

Вьется, кружится с утра.

Не пищит и не кусает -

Белым землю укрывает.

(Снежинки)

С неба звёзды падают,

Прямо на поля.

И под ними скроется

Чёрная земля.

Много-много звёздочек

Тонких, как стекло;

Белые, холодные,

А земле тепло.

(Снежинки)

Зимой в поле лежал,

Весной в реку побежал.

(Снег)

Большая белая скала

Всю зиму крепла и росла.

Но от весеннего тепла

Скала осела, потекла.

(Сугроб)

Пословицы, поговорки, приметы о снеге и метели

Где зима без снега - там и лето без хлеба.

И снег на зонте будет легок, если подумаешь о том, что это твой снег.

Много снегу - много хлеба, много воды - много травы.

Где снег, там и след: не было снегу, не было и следу.

Будет снег глубок - будет и год хорош.

И зимою б съел грибок, да уж очень снег глубок.

Не первый снег на голову.

Коль за дело сумеешь взяться - и снег загориться,

а коль не сумеешь, то и масло не вспыхнет.

Больше снега на полях - больше хлеба в закромах.

Не то снег, что метет, а то, что сверху идет.

Задержишь снег на полях зимой - будешь с хлебами осенью.

Снега надует - хлеба прибудет, вода разольется - сена наберется.

Пусть снег холодный, а от стужи укрывает.

Как ни мойся, а белее снега не будешь.

Белый снег на черную землю, и то к лицу.

Стихи о снеге

Первый снег

Первый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.

Стали дни коротки,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы,
И зима настала.

И. Суриков

Туча по небу гуляла
И случайно задремала.
Ветры буйные на воле
Увидали:
туча спит,
Как перину,
Распороли -
И оттуда пух летит…
Пух летит -
В глазах рябит,
А поймаешь -
Холодит.
В. Мусатов

Первые снежинки

Первые снежинки
в воздухе кружатся,
Упадут на землю,
но не залежатся.
Первые снежинки
на руке растают…
Холодят,
волнуют
и напоминают,
Что вот-вот настанут
зимние деньки,
Что пора готовить
лыжи и коньки,
Что пора готовить
санки детворе.
И каток, и горку
делать во дворе…
Первые снежинки -
от зимы привет,
Словно проверяет:
ждете или нет.
В. Мусатов

Снежный кролик

Мы слепили снежный ком.
Ушки сделали потом.
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел как живой!
Он с хвостом и с головой!
За усы
Не тяни -
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!
О. Высотская

Под голубыми небесами
Великолепными коврами.
Блестя на солнце, снег лежит…

А. Пушкин

…Он лёг на землю и на крыши,
Всех белизною поразив.
И был действительно он пышен,
И был действительно красив…

E. Евтушенко.

Почему снежинки разные: познаем окружающий мир

Познаем окружающий мир: откуда берутся снежинки? Почему все снежинки разные? Стихи, сказки, речевые упражнения и веселый познавательный видеоурок для малышей.

Идет последний месяц зимы. И последние недели мы можем полюбоваться на белоснежные пушистые снежинки. А заодно многое узнать о них. Ведь мир природы удивителен! Но свои тайны он открывает только самым любознательным и внимательным. Приятного путешествия в мир снежинок.

Познаем окружающий мир: снежинки

Откуда берется снег?

Наверное, каждый ребенок хотя бы раз задавал взрослым вопрос: «Откуда берется снег? Его что – Дед Мороз приносит?». Пора объяснить малышу, откуда же появляется снег и почему летом идет дождь, а зимой – снег. А может быть, и Вы думаете, что снег и дождь идет из одних и тех же туч? Это не так! Давайте узнаем, как это происходит на самом деле. Для самых маленьких я приготовила интересный мультик с ответом на этот вопрос. А детям постарше кроме мультика предлагаю прочитать рассказ Н. А. Гурьевой «Снег» из книги «Знакомство с природой России». (Я очень советую родителям и педагогам приобрести эту замечательную книгу о природе для детей)

«В снегопад, при тихой безветреной погоде, из облаков на землю падают, точно маленькие парашютики, снежинки. Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды и идёт он из тех же туч, что и дождь. Но потом ученые доказали, что снег никогда не рождается из капелек воды. Водяной пар есть в воздухе всегда. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки. Оказывается, водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где очень холодно, и из них образуются крошечные кристаллики. Кристаллик растет, потому что к нему присоединяются другие крошечные кристаллики. Потяжелев, этот кристаллик начинает опускаться на землю. Падая, он продолжает расти и превращается в красивую звездочку – снежинку. Подставив варежку, можно поймать снежинку и полюбоваться ее узором. Кажется, что каждая снежинка не похожа на другие, но ученые сумели выделить несколько основных форм снежинок. Им даже дали названия:

  • звезда,
  • пластинка,
  • столбик,
  • игла,
  • пушинка,
  • запонка.

Форма снежинок зависит от погоды.

  • В безветреный морозный день снежинки падают медленно. Они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Снежинки падают по одной, поэтому их легко рассмотреть.
  • При слабом морозе снежинки похожи на снежные шарики – «снежная крупа». А при сильном ветре идет «снежная пыль» , так как ветер обламывает у снежинок лучи и грани.
  • Когда нет мороза, падая на землю, снежинки прилепляются друг к другу и образуют «снежные хлопья» . Они крупные и напоминают кусочки ваты».

После чтения рассказа, спросите ребенка:

  1. Из чего образуются снежинки?
  2. Какие они бывают?
  3. Что такое «снежная крупа», «снежная пыль», «снежные хлопья»?

Каждый раз, выходя из дома на прогулку, в магазин, в детский сад или школу, обращайте внимание на погоду и снежинки. Какой сегодня снег? А почему он такой? Вспомните с ребенком, когда он видел снежные хлопья и лепил из них снеговиков. А когда был колючий снег? И почему было так неприятно от него? Что случилось с этими снежинками – почему они вдруг стали колючими? (Ветер обломал у них лучики).

Хотите стать волшебниками и увидеть все превращения снежинок на экране компьютера? Тогда читаем дальше 🙂

Почему все снежинки разные?

Предложите малышу поймать две одинаковые снежинки в рукавичку. Ловите снежинки и рассматривайте их на рукавичке. Можете показать ребенку, как пользоваться лупой при рассматривании снежинок. Не удалось поймать абсолютно одинаковые снежинки? Хотите узнать, почему? Я приглашаю Вас с ребенком на веселый урок в лесную школу. Вместе со сказочными героями ребенок узнает:

  • откуда берутся снежинки?
  • какие они бывают?
  • почему все снежинки разные по форме?
  • какой путь проходит снежинка по дороге с неба на землю?
  • как невидимка-воздух помогает снежинкам?

В занимательном видеофильме для детей о снежинках ребенок увидит своими глазами, как получаются снежинки и какой большой путь они проходят.

Снежинки получаются из льдинок – как детские постройки получаются из деталей конструктора. Для того чтобы ребенок понял какие маленькие эти льдинки по размеру, сделайте небольшое задание. Покажите малышу линейку и деление в 1 мм. Рассмотрите это деление в 1 мм под увеличительным стеклом. Посчитайте на экране компьютера, сколько таких льдинок умещается в этом маленьком миллиметровом делении линейки!!! Вот какие крохотные эти льдинки! Вспомните с ребенком, как он строил из деталек конструктора дома, машины, самолеты. Детальки он брал маленькие – а постройка получалась большая. Природа тоже умеет строить. Но строит она не дома, а снежинки из необычного ледяного конструктора – из крохотных льдинок!

Речевые упражнения.

Упражнение 1. Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте

  • Снежинка маленькая, а льдинка еще… (меньше).
  • Дерево большое, а дом еще… (больше).
  • Облако белое, а снежинка еще … (белее).
  • Одеяло пушистое, а снежинка еще… (пушистее).
  • Перышко легкое, а снежинка еще… (легче).

Если малыш ошибается, исправьте его. При этом не повторяйте неправильного ответа ребенка! В вашей речи ребенку нужно слышать только правильные слова! А затем предложите подобрать еще слова с этим словом. Например: ребенок сказал «легчее» вместо слова «легче». Тогда придумываем еще вопросы: «Книга легкая, а листок бумаги еще… (легче). Прыгать легко, а бегать еще… (легче). А теперь придумай ты для меня задание». И малыш сочиняет подобное предложение – загадку для Вас, и одновременно упражняется в грамматике русского языка, постигает его законы!

Упражнение 2. Поможем зиме (подбор прилагательных и глаголов к слову «снежинки»)

Для проведения упражнения Вам понадобится вырезать из белой бумаги маленькие кружочки размером примерно 2-3 см и нарисовать на каждом из них одну снежинку. Также нужен будет фон. На фоне мы будем выкладывать из наших кружков – снежинок большой сугроб. Фоном может быть обычный лист цветного картона или картинка. Детям предлагается помочь зиме и сделать из снежинок большой сугроб снега. Но снежинки наши – волшебные. Они могут летать только если скажешь им «волшебное слово». Поэтому правило будет такое – скажи слово и возьми снежинку, а теперь положи ее на картинку чтобы построить сугроб. Как только мы подберем много слов, у нас получится сугроб! Вот обрадуются ему лесные жители!

Задания для игры:

Задание 1. Какой бывает снег/снежинки? Подбирайте слова по очереди с ребенком. Сказали слово – положили снежинку. Теперь очередь ребенка. Он говорит слово и кладет свою снежинку. Так мы вместе строим большой сугроб. Взрослый в игре говорит сложные, мало употребительные слова, ребенок — более распространенные и легкие. Вспомните с малышом и слова из известных стихов о зиме – какими словами в них описываются снежинки? Некоторые стихи Вы найдете в конце статьи.

Примерный словарь для игры:

Снежинки какие? Белые, маленькие, крохотные, легкие, холодные, кружевные, резные, чистые, мокрые, пушистые, красивые, блестящие, сверкающие, лучистые, ослепительные, серебристые, игольчатые, крупные, мелкие, ледяные, нежные, хрупкие.

Снег какой? Легкий, липкий, белый, искристый, серебристый, пушистый, мягкий, холодный, мокрый, чистый, рыхлый, плотный, тяжелый.

Задание 2. Снежинки что делают? (вариант – снег что делает?)

Примерный словарь для игры:

Снежинки падают, летают, кружатся, ложатся снежным ковром на землю, сверкают, блестят, тают, танцуют вальс, порхают.

Снег летит, кружится, скрипит, блестит на солнце, сияет, падает, валит, идет, сыплет, лежит, слепит глаза.

В этой игре ребенок видит наглядный результат своих усилий, своих речевых действий, что для него очень и очень важно! Иначе он быстро потеряет интерес к подбору слов! А вот помогая Деду Морозу или зиме, малыш старается найти как можно больше подходящих слов!

Задание 3. Снег идет. А что еще идет? (Время идет, автобус идет, поезд идет и т.д.) / Кто идет? (Прохожий идет, мама идет, мальчик идет и т.д.). В этом задании малыш познакомится с явлением многозначности слов (термин мы ему не говорим, он просто подбирает слова в задании, прислушивается к ним, познает их значение).

Упражнение 3. Придумай слово

  • Снег падает. Это… ? (Снегопад).
  • По снегу ходит. Что… ? (Снегоход)
  • Катается по снегу. Что… ? (Снегокат)
  • Снег убирает машина. Какая…? (Снегоуборочная).
  • Белый как снег. Какой…? (Белоснежный).

В этом задании малыш учится образовывать новые слова из известных. Это очень важное умение. Даже если ребенок и ошибется и придумает свои «смешные» слова – это замечательно. Словотворчество и экспериментирование со словами развивает речевые способности малышей. Но обязательно после детского варианта поддержите малыша и скажите ребенку правильный вариант: «Слово, которое ты придумал, могло бы быть в русском языке. Но люди договорились называть это иначе. Мы называем это — … (правильный вариант)».

Стихи о снежинках для детей

Начну с самого моего любимого, трогательного, нежного и завораживающего стихотворения о снежинке. Фрагмент из этого стихотворения можно выучить наизусть с ребенком старшего дошкольного возраста и вспоминать его на прогулке, при рассматривании зимних пейзажей и фотографий.

Снежинка. Константин Бальмонт

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную —
На землю просится.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

В лучах блистающих
Скользит умелая
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда хрустальная.

Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Стихотворение – логическая задача «Снежинки». М. Родина

Очень интересное стихотворение – логическая задача для детей. После чтения стихотворения предложите малышу отгадать, кто взял снежинки. А затем прочитайте следующее стихотворение – отгадку.

У сестренки, у Маринки,
На ладошке – две снежинки,
Всем хотела показать,
Глядь – снежинок не видать!
Кто же взял снежинки
У моей Маринки?

Снежинка. Г. Абелян

— Опустись, снежинка,
На мою ладошку:
Кружишься давно ты,
Отдохни немножко.
— Ишь, какая хитрая!
Думаешь, не знаю!
На ладошке теплой
Сразу я растаю!

Желаю всем приятных и интересных последних дней зимы! Надеюсь, что наша встреча была интересной и полезной для Вас и Ваших детей!

Сколько приятностей связано со снегом! Слепить снеговика зимним деньком, а то и построить крепость – и перекидываться снежками. Или просто спокойно сидеть на лавочке, наблюдая, как медленно кружатся снежные хлопья, оседая тебе на пуховик и шапку. В такие моменты поневоле задумаешься, как образуется снег и откуда он сыплется на голову.

Как образуется снег

Происхождение снежинок не слишком отличается от того, как появляется дождь. Даже более того: снег и дождь – фактически одно и то же явление, но происходящее при разной температуре воздуха.


Итак, как происходит образование снега:

  • Даже при холоде вода понемногу испаряется с земной поверхности.
  • Она маленькими капельками группируется в облака.
  • Из-за такого объединения капельки тяжелеют. Да еще и замерзают из-за низкой температуры, что еще увеличивает их массу.

На Земле существует сила, называемая гравитацией. Она притягивает объекты к земле. Не становятся исключением и снежинки – их также притягивает вниз, и они падают, оседая на всем вокруг – крышах домов, одежде и асфальте.


Может ли снег идти не только зимой

Довольно частое заблуждение, которое мне встречается – о том, что снег бывает только зимой. Но мне однажды довелось увидеть снег в мае.


Ведь то, пойдет снег или дождь, зависит не от текущего сезона – а, как я уже и говорила, от окружающей температуры.

Если зимой будет жарко, то вместо снегопада можно вполне увидеть ливень. Если погода прохладная, то возможно увидеть другое явление – снег с дождем. Формально, это практически тот же самый снег, но слишком влажный – успевающий подтаять или полностью растаять, пока летит на землю.


Также и летом: если лето будет холодным, велика вероятность, что вам доведется посмотреть на снег прямо посреди летнего дня.

Но все-таки в нашей стране наиболее холодный сезон – зимний. Потому-то мы и привыкли, что именно зимой можно увидеть снегопад.


Есть ли страны, в которых снега нет совсем

Есть и страны, в которых снега нет в принципе. Например, в африканских странах или на территории Австралии. Слишком уж там тепло – вот капли и не замерзают.


Полезно2 Не очень

Комментарии0

Зима – мое любимое время года. Ведь именно зимой мы празднуем Новый год. Есть у меня и особая новогодняя традиция – встречать бой курантов не за столом с бокалом шампанского, а на улице. И, отдавая дань одной песне, ловить снежинку в ладонь и загадывать желание, поневоле задумываясь о том, откуда берется снег и отчего он так быстро тает.


Как именно образуется снег

Каждый день вода испаряется с земной поверхности . Даже в самый крепкий морозец. Ведь связь между молекулами воды не слишком-то прочная.

  • Испарившаяся вода поднимается в атмосферу.
  • Скапливаясь, она формирует облака.
  • В облаке капли меняют форму и размер – соединяются друг с другом.
  • Под собственным весом капли опускаются на землю.
  • В процессе полета они з амерзают из-за низкой температуры воздуха , долетая до нас в форме снежинок.

И пока воздух остается холодным, снежинки держат свою форму. Так, постепенно покрывая землю, они превращаются в целые сугробы.


Почему снег тает на ладони, а трава не всегда замерзает

Снег – это все равно вода. Пусть и замерзшая. А вода может иметь разную форму – или агрегатное состояние. При отрицательной температуре , которая свойственна для большей части России зимой, снег не тает.


Но если начнет теплеть – изменится и агрегатное состояние. Сначала снег превратится в воду - а затем может даже снова испариться.

Аналогично ведет себя снег при контакте с теплыми предметами . Думаю, вы много раз замечали, что в некоторых местах газона трава не покрывается снежком даже посреди зимы. Или люки, которые тоже не замерзают, а, наоборот, притягивают к себе окрестных голубей. Дело в том, что в таких местах проходят трубы, по которым в дома проводится горячая вода или отопление.


И так как заложены они неглубоко, это т епло передается и земле с люками . Потому и снег на них падает, но довольно скоро тает. Происходит это и п ри контакте с человеком – температура нашего тела достаточно высока, чтобы растопить снежинку.

Поэтому продержать ее на ладошке, пока часы бьют двенадцать, - действительно задача не из легких.


Полезно1 Не очень

Комментарии0

Я человек наблюдательный, и пару лет назад обратил внимание на то, что снежинки не совсем одинаковы . Конечно, я не поленился найти ответ, и, пользуясь случаем, расскажу какие они бывают, и чем это обусловлено.


Что такое снег

В первую очередь, это признак настоящей зимы, а когда он пушистый - настоящее чудо! Существует два способа его образования. В первом случае главное условие - холод . Говоря простым языком, миллиарды капелек дождя в тучах замерзают образуя снежинки. Второй способ называется «испарение» . Приведу небольшой пример. Итак, если стираное белье повесить на мороз:

  • сначала замерзнет вода, а белье станет твердым;
  • лед начнет испаряться, образуя микроскопические льдинки;
  • льдинки в небе собираются в снежную тучу.

Конечно, одной простыни будет недостаточно для формирования снежной тучи. Бессчетное количество льдинок постоянно поднимаются в небо с поверхности замерзшей реки, озера или лужи. Когда формируется туча, замерзшие частички постоянно находятся в движении. Постепенно они соединяются, формируя так называемую «большую» снежинку.


Под действием силы тяготения они устремляются вниз - начинается снегопад.

Какие бывают снежинки

Снег весьма различается по размеру и форме. Порой это «иголочки», а иногда и большие хлопья. Согласно примерным подсчетам, в 1 м³ снега содержится около 300 миллионов снежинок . Но самое главное - каждая, по сути, уникальна. Почему так происходит, и от чего это зависит? Все дело в структуре молекулы воды и особенностях среды, в которой происходит формирование кристалла. Основа снежинки - микроскопическое ядрышко - пылинка льда или обычная пылинка в туче. Постепенно она собирает молекулы, обретая особую шестиконечную форму , что обусловлено особенностями строения молекул воды. Вот так и получается шестиконечная звездочка, выпуклые части которой постепенно обрастают новыми кристаллами. В зависимости от соотношения влаги и тепла получается различная форма.


Несмотря на то, что каждый кристалл уникален , возможность для классификации все-таки существует, однако занятие это далеко не простое. Самая простая классификация составлена Комиссией снега и льда в 1953 году. В ней описываются 7 основных форм кристаллов:

  • столбик;
  • пластинка;
  • звезда;
  • игла;
  • дендрит простой;
  • увенчанный столбик;
  • неправильный кристалл.

Это далеко не весь перечень возможных вариаций. Самая обширная классификация насчитывает свыше 100 видов кристаллов .

Полезно1 Не очень

Комментарии0

Мы с семьёй переехали жить в другой климат, до этого жили на юге. Получилось так, что мой трёхлетний сын ещё в жизни не видел снега. И вот, однажды он прибежал взволнованный и счастливый, неся в ладонях снег и восклицая: «Мама, что это? Как это получилось?»


Откуда берется снег

Говоря простым языком, снег - это вид атмосферных осадков, это тот же дождь, только замёрзший, холодный, белый и пушистый. Условием образования снега является отрицательная температура.

Снег образуется примерно так же, как и дождь.

С поверхности земли испаряется вода, превращается в пар и поднимается в небо, там она остывает и превращается в капли. Когда холодная погода, капли воды замерзают и превращаются в кристаллы льда, которые потом выпадают на землю в виде снега. Когда снег тает, он опять поднимается в виде пара в небо, и такой круговорот происходит всё время.


Почему идёт снег

Огромное количество снежных льдинок соединяются в небе вместе, получается снежная туча, которая со временем становится настолько тяжёлой, что выпадает на землю в виде снега. Бывает так, что снежная туча образуется в одном месте, а потом ветер её переносит совсем в другое, и снег выпадает там, где ещё тепло.

Различают разные типы снега. Лыжники его классифицируют так:

  • целяк;
  • круд;
  • наст;
  • снежная каша;

Как образуются снежинки

Возьмите и рассмотрите снежинку внимательно. Она похожа на правильную шестиконечную звёздочку. Рост снежинки начинается от центра, ветви растут в разные стороны, подобно дереву. Правильно эти ветви называют кристаллами. Никто ещё не видел двух одинаковых снежинок.


Почему снег скрипит под ногами

Когда на улице влажно, снег липкий, из него легко лепить снежки и снеговиков, и он не скрипит почти. Но вот при морозной погоде наблюдается совсем другая картина.


Чем сильнее мороз, тем больше слышен хруст и скрип снега под ногами или под колёсами проезжающей машины. Это происходит потому, что снежинки, из которых состоит снег, при замерзании становятся очень хрупкими, и ломаются, когда мы наступаем на снег.

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Обожаю зиму! Сегодня была чудесная погода. Мороз украсил каждое деревце сверкающим инеем, прямо как в сказке Александра Роу "Морозко". В такие минуты невольно вспоминаешь самые приятные моменты в жизни и начинаешь мечтать.


Как происходит образование снега

Снег образуется высоко в небе. Появляется он из капелек воды, которая есть в воздухе. Образуется снег на такой высоте, где температура воздуха низкая. Вода замерзает в виде причудливых кристаллов изумительной формы, которые благодаря силе притяжения падают на землю. Если присмотреться внимательно к падающим снежинкам, то можно увидеть, что они имеют идеальную форму шестиконечной звездочки.


Зачем нужен снег

Природой продумано все до мелочей. Зимой температура опускается до очень низких показателей. Уж кто-то, а жители России об этом знают не понаслышке. Снег именно в крепкие морозы выполняет свое основное значение, а именно.