2.
В гербе Кёльна изображены три величественные короны в знак того, что в главном соборе этого немецкого города вот уже несколько столетий хранится уникальный реликварий (ковчег) с мощами трех волхвов. В Германии они причислены к лику святых, их величают «тремя святыми королями», и в их честь 6 января установлен праздник, отмеченный в календаре как нерабочий день. Легенды, восходящие к VI веку, превратили волхвов-«звездочетов» и волхвов-«мудрецов» в «восточных царей», поэтому в западной традиции их стали называть «святыми королями».

Как известно, библейская история умалчивает об именах, происхождении, числе волхвов, их внешности и о времени их появления в Вифлееме. На Западе распространено мнение, что коль число даров-сокровищ, преподнесенных родившемуся Христу, равняется трем, значит, столько же было и волхвов. Относительно времени их появления в Вифлееме мнения несколько разнятся. На иконах, живописных полотнах и в устраиваемых в немецких храмах рождественских яслях Богомладенец изображен не спеленутым, а уже несколько подросшим. Видимо, в западной традиции считается, что поклонение волхвов было не на первой неделе после рождения Иисуса, а когда Младенцу было уже не менее двух лет, как указано в приказе Ирода об избиении всех младенцев в Вифлееме и в его округе - «от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2, 16). Согласно одним источникам, имена библейских волхвов - Каспар, Мельхиор и Валтасар - впервые упоминаются в VIII веке, согласно другим, эти имена появились еще в VI веке. Внешне Каспара представляют «молодым и безбородным», Мельхиора - «старцем с бородой», а Валтасара - «темнокожим».

По преданию, волхвы, вернувшись из Вифлеема в свои родные места, приняли крещение и стали возвещать народам об Иисусе Христе. Будучи благочестивыми христианами, волхвы не только проповедовали Евангелие на Востоке, но и строили там в честь Иисуса Христа храмы и часовни. Сохранилось предание, повествующее о том, что апостол Фома посвятил волхвов в епископы. Приняв мученичество, они закончили земную жизнь приблизительно в одно и то же время и похоронены были тоже вместе. Их гробница якобы находилась в персидском городе Сава.

Мощи волхвов впервые были обретены святой равноапостольной царицей Еленой и перенесены в Константинополь, а в V веке - в Медиолан (современный Милан). Имеются свидетельства, что мощи волхвов были подарены Кёльнскому архиепископу и канцлеру Райнальду фон Дассель императором Фридрихом I Барбароссой. В 1164 году из Милана останки прославленных волхвов были сначала перенесены по суше на специальных подводах, а потом - на речном судне по Рейну в Кёльн. Чтобы мощи трех святых королей обрели в городе достойное пристанище, в Кёльне решено было изготовить золотой реликварий и воздвигнуть величественный собор в стиле «высокой готики». Строительство собора было начато в 1248 году, а завершено лишь спустя несколько столетий.

Почитание реликвий в Кёльне основывалось на вере, что останки святых волхвов имеют исцеляющую силу, которая при прикосновении или приближении к ним передается другим людям. «Культ реликвий» в Германии достиг наивысшего расцвета в XII и ХIII веках, когда в Европу в большом количестве привозили реликвии и паломничества к ним стали массовым явлением. Начиная с XII века, к святым реликвиям Кёльна со всех близлежаших к этому городу земель стали устремляться многочисленные паломники с пожертвованиями. Истории известно, что в Кёльн прибывали религиозные процессии и тянулись людские потоки со всей Европы. В народе «три святых короля» считались покровителями всех путешествующих, поэтому многие путники специально приходили в Кёльн, чтобы в местном соборе поклониться волхвам, о чем рассказывается, в частности, в романе Вальтера Скотта «Квентин Дорвард».

В 1181 году местной школе золотых дел мастера Николая фон Вердена из Мааса поручили изготовить реликварий для мощей святых Феликса, Набора и Григория Сполетских, а также мощей трех прославленных волхвов. Уникальный ковчег, выполненный только в 1220 году (по другим данным - в 1230-м), и сегодня считают в Германии одним из самых выдающихся шедевров средневекового искусства. И по сей день он хранится он в Кёльнском соборе Пресвятой Богородицы и святого Петра и является главным его сокровищем.

Золотой реликварий, украшенный драгоценными камнями, представляет собой трехнефную базилику с двумя нижними и одним верхним помещениями. Специалисты отмечают «точную схему размещения фигур - от ветхозаветных пророков и царей до воплощения Христа». Выдающими шедеврами искусства называются горельефные фигуры в аркадах на продольных сторонах нижних помещений. Сцены Страшного суда и восседающие на троне фигурки пророков и апостолов с их выразительными ликами, динамичными жестами и складками одежд «преодолевают застывшую романскую пластику» (см.: Chronik des Christentums. Gutersloch/Munchen, 1997, s. 161). Искусствоведы считают, что в настоящее время этот «изумительный ларец» как произведение ювелирного искусства частично утратил свою завершенность не только из-за многолетнего его использования, но и позднейших реставрации и разграблений.

Реликварий доступен для поклонения, но его не открывают. На этом основании в немецкой прессе время от времени появляются заметки скептиков, сомневающихся в том, что в кёльнском реликварии действительно находятся мощи именно тех самых библейских трех волхвов, а не «трех молодых мужчин», умерших в середине XII столетия.

«День трех святых королей» - 6 января - очень популярен и любим в народе. Кёльнский собор становится в этот день местом массового паломничества верующих со всей Германии и из граничащих с ней стран. Накануне вечером в некоторых городах и селениях можно видеть мальчиков, одетых в белые балахоны, из которых трое имеют «золотые короны» на голове и носят «королевские одежды». Они ходят от дома к дому и поют песни, прославляющие «трех святых королей». Около городских и сельских храмов устраиваются театрализованные фольклорные представления, изображающие приход волхвов в Вифлеем и поклонение их Богомладенцу. В каждом храме оформлены вертепы - рождественские ясли, где «присутствуют» и знаменитые волхвы. По сохранившейся давней традиции, 6 января хозяин дома пишет мелом у входа или на двери начальные буквы имен трех волхвов - К + М + В - и указывает год. Немцы верят, что такая надпись оберегает жилище и его обитателей от всех бед. Кроме того, в этот день они в последний раз зажигают в доме новогоднюю елку и считают, что после праздника «трех святых королей» световой день «прибавился на петушиный шаг».

Музей шоколада находится на полуострове Рейнаухафен. Здание музея напоминает по форме корабль, общая площадь которого составляет более 2000 квадратных метров. В отличие от других музеев шоколада, Кёльнский Музей располагается не при кондитерской фабрике в нем только лишь собирают и хранят экспонаты из шоколада, по которым можно проследить историю шоколада с времен ацтеков и майя до самых современных технологий.

Несмотря на то, что музей находится не на предприятии, в нем оборудована маленькая шоколадная фабрика, поэтому посетители своими глазами могут посмотреть на современную технологию производства шоколада. Теперь все процессы полностью автоматизированы, а за компьютерами работают всего два человека, которые следят за производством и упаковывают готовые изделия. Не то, что раньше! Ведь история шоколада насчитывает больше тридцати веков. Основную часть музейного собрания составляю сотни видов шоколада. Значительная часть экспозиции посвящена культуре коренных племен Латинской Америки, ведь первыми перерабатывать какао-бобы научились ацтеки.

Вы сможете познакомиться с наиболее древними рецептами производства шоколада, а также с необходимыми для его изготовления инструментами. Среди последних: специальные ножи для срезания какао-бобов, корзины для их транспортировки, а также первые механизмы, использовавшиеся раньше для переработки плодов. На стендах музея представлены обширные и очень интересные фотоматериалы. Одним из наиболее впечатляющих экспонатов музея является огромный шоколадный фонтан высотой 3 метра. В нем циркулирует порядка 200 кг жидкого шоколада.

Музей духов

Одна из интереснейших достопримечательностей Кельна - Музей духов (Дом Фарина).

Именно в этом здании в 1708 году итальянский парфюмер Иоганн Мария Фарина основал старейшую из ныне существующих парфюмерных фабрик в мире и создал свой знаменитый EAU de COLOGNE, известный как "Кельнская вода" («одеколон»). Список клиентов Фарины был обширен – от королей Пруссии и Польши до известных музыкантов (например, Моцарта). В 18 веке еще не было изобретено патентное право, потому у Фарины появилось множество подражателей и название аромата распространилось на всю подобную продукцию.

Коллекция музея представляет собой наглядные экспонаты по истории парфюмерного искусства. Например, усовершенствованные Фариной дистилляционные аппараты, сыгравшие ключевую роль в изготовлении духов того времени. А также исторические документы, фотографии и иллюстрации производственного процесса. Сегодня уже восьмое поколение потомков парфюмера продолжает семейное дело в этом здании неподалеку от Кельнской ратуши.

А какие достопримечательности Кельна вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Кельнский университет

Кельнский университет является одним из лучших высших учебных заведений Германии. По количеству студентов он занимает 3 место среди немецких вузов, после Хагена и Мюнхена. Кельнский университет был открыт 21 мая 1388 года, и уже в январе 1389 года для первых 700 студентов начались лекции. В апреле 1798 года университет был закрыт, так как ректор Фердинанд Вальраф, а также все профессора отказались приносить присягу Первой французской республике, объясняя это необходимостью сохранения независимости вуза.

На протяжении XIX века все попытки восстановить Кельнский университет оставались безуспешными. В мае 1919 года Конрад Аденауэр, бургомистр Кельна, наконец, подписал постановление об открытии нового вуза. В октябре 1925 года на площади Альберта Великого было начато строительство главного корпуса. В настоящее время университет включает в себя шесть факультетов по следующим направлениям - экономика и социология, медицина, право, математика, естественные науки, философия и гуманитарные науки. В 2006 году в вузе училось около 5000 иностранных студентов, большинство из которых родом из России, Европы и Китая.

Церковь Святого Мартина,известная также как церковь Большой Святой Мартин (Groß St. Martin), относится к группе 12 романских церквей, которые по своему архитектурному и историческому значению не уступают Кельскому собору.

Церковь была построена в 10 веке предположительно на месте римских построек. Примерно в 1000 году здесь разместился монастырь ордена Святого Бенедикта, который просуществовал до 19 столетия. После пожара была построенна в 1150 - 1250 гг. новая церковь, основная часть которой была освящена 1172 году.

Рейнские Сланцевые горы

Рейнские Сланцевые горы располагаются в среднем течении Рейна. Также они частично находятся на территориях Бельгии, Люксембурга и Франции.

Протяженность гор составляет около 400 километров. Они образованы из слоев песчаника, известняка, кварцита и сланца. Высшей точкой считается гора Гросер-Фельдберг, достигающая 880 метров. Над плато на 300-400 метров возвышаются массивы: на левом берегу – Айфель и Хунсрюк, на правом – Вестеральд и Таунус.

На склонах гор растут дубовые, еловые и буковые леса, а на вершинах гор находятся болота и пустоши. На нижних участках склонов и на террасах речных долин произрастает пшеница, сахарная свекла и виноградники. Местное население разводит и пасет на горах крупный рогатый скот и овец.

Дворец Аугустусбург

Замок Аугустусбург считается в Германии одним из самых значительных архитектурных творений, выполненных в стиле рококо. Его строительство было начато в первой половине 18 века кёльнским курфюрстом и архиепископом Клеменсом Августом из старейшего в стране рода Виттельсбахов. Единый комплекс замка является уникальным шедевром, объединившим великолепие архитектуры, живописи, скульптуры и ландшафтного дизайна.

Фасад величественного сооружения украшают барельефы и скульптуры. Внутреннее убранство поражает своей роскошью и королевским размахом. Плоский потолок над парадной лестницей настолько искусно расписан фресками, что создается иллюзия того, что это купол. Также здесь можно полюбоваться парадными залами, столовой с балконами, роскошной ванной комнатой, личными покоями епископа.

Дворец окружен прекраснейшим садово-парковым ансамблем, созданным в стиле барокко, с восхитительными клумбами, диковинными деревьями, чудесными фонтанами, прудами и рощей. В настоящее время замок с его парком входят в состав мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Музей Людвига

Музей Людвига получил свое название в честь известного предпринимателя и покровителя искусств Петера Людвига, внесшего огромный вклад в его развитие. В 1976 году Ирена и Петер Людвиг подарили Кельну свою коллекцию произведений искусства, ставшую своего рода базой музея. Позднее коллекция обогатилась, стараниями семьи Людвиг было выстроено новое здание, в котором выставочный комплекс и располагается с 1986 года. Сейчас это один из наиболее значительных музеев искусства 20-21 веков в Европе.

В коллекции музея - огромное собрание предметов современного искусства, экспозиция содержит одну из самых больших в мире коллекций работ Пабло Пикассо, произведения таких мастеров, как Энди Уорхол, Сальвадор Дали, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс. Также в музее выставлена самая большая в мире коллекция исторических фотографий и фотокамер.

Кроме того, Музей Людвига обладает огромной библиотекой изданий по искусству, экспозицией предметов видеоискусства, в здании музея располагается Кельнская филармония. Выставочная площадь музея занимает 8 тысяч квадратных метров.

А вам интересно знать насколько хорошо вы знаете достопримечательности Кельна? .

Парк скульптур

Парк скульптур был открыт в Кельне в 1997 году в рамках фестиваля «Искусство Кельна» по инициативе коллекционеров и галеристов Элеоноры и Михаэля Штоффель. Ранее это был обычный парк со старыми деревьями, сейчас здесь разместилась своеобразная выставка пластического искусства под открытым небом. Постоянной экспозиции в парке нет, экспонаты меняются каждые два года.

В Парке скульптур выставляются работы как немецких, так и иностранных мастеров. Здесь можно познакомиться с различными направлениями в современной скульптуре. Обычно здесь можно увидеть около 30 работ. Эта кельнская достопримечательность будет интересна любителям авангарда и знатокам искусства. По соседству с парком расположены зоопарк, ботанический сад и знаменитый мост Цообрюкке.

Вход в парк свободный, выставка работает ежедневно. Общая площадь составляет 2, 5 гектара.

Самые популярные достопримечательности в Кельне с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Кельна на нашем сайте.

Индивидуальные и групповые

Лакомый кусочек для путешественников: это объясняется наличием выдающейся архитектуры, средневековых улочек, развлекательных и культурных объектов. Кроме того, здесь будет интересно не только взрослым (им предложат отправиться в гастрономический или пивной тур), но и детям (их стоит побаловать посещением зоопарка и Музея шоколада).

Кельнский собор

Собор – главный символ , славится 2-мя 157-метровыми башнями, располагающие смотровыми площадками (к ним ведут винтовые лестницы с более 500 ступенями) – оттуда можно полюбоваться Кельном и крышей собора. Стоит отметить, что во время экскурсии по главному залу гостям удастся увидеть убранство в виде резных колонн, лепнины, изящных скульптур, полотен на религиозную тематику (собор хранит уникальные ценности и церковные реликвии).

Полезная информация: адрес: Domkloster 4, сайт: www.koelner-dom.de

Кельнская ратуша

В фойе здания стоит осмотреть копию “Алтаря покровителей города” художника Лохнера. Наибольший интерес представляет 61-метровая башня (состоит из 5 этажей, карнизы каждого из которых украшены скульптурами разных исторических лиц в виде императоров, королей и известных жителей Кельна с 8 по 20 века) с карильоном из 45 колоколов (гостям 4 раза в день удастся послушать одну из 24 мелодий, а в полдень - композицию “12 знаков Зодиака” композитора Штокхаузена). Важно: к Ратуше целесообразно подойти в среду не ранее 15:00, чтобы принять участие в бесплатной экскурсии по всей территории здания и совершить подъем на башню.

Адрес: Rathausplatz 2 (едет автобус № 132); сайт: www.stadt-koeln.de

Церковь Святого Мартина

Стоящая на берегу Рейна церковь, привлекает внимание туристов своим готическим видом и 4-мя 70-метровыми башнями. Внутри можно полюбоваться сводчатыми окнами (их украшением являются разноцветные витражи с изображением святых) и помещением, убранство которого выполнено в византийском стиле, и побывать на органном концерте. Важно: посещение церкви бесплатно, но желающим побывать на экскурсии по зданию, придется согласовать это с должностными лицами.

Адрес: Martinstrasse, 9 (едут автобусы № 132 и 133).

Мост Гогенцоллернов

С обеих сторон от проезжих путей этого железнодорожного моста (он перекинут через Рейн) оборудованы смотровые площадки – отсюда путешественники предпочитают любоваться рекой и старыми кельнскими кварталами. Кроме того, мост пользуется популярностью у влюбленных парочек – они оставляют здесь замочки, символизирующие крепость их чувств. Не меньший интерес представляет украшение моста Гогенцоллернов в виде скульптур Фридриха III, Вильгельма I и других немецких правителей.

Адрес: Hohenzollern Bruekke, 50679 Koln.

Собор спроектировал дьявол

Замысел кафедрального собора Кельна был настолько грандиозен, что его первый архитектор Герхард фон Риле встал в тупик: как осуществить его, как воплотить в жизнь столь великое создание. И тут на помощь пришел, нет, не господь Бог, а, напротив, враг человеческий. Широко распространена легенда, будто дьявол в обмен на чертежи потребовал душу зодчего. Но любимого мужа выручила жена: она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол оказался таким простачком, что обман не распознал, согласно договору, явился и передал ей чертежи. Теперь Герхард мог приниматься за дело, и он начал работать по дьявольским чертежам, душа же его жены была навек погублена. Однако Сатана и тут не успокоился, он пообещал: как только закончится строительство собора, мир погибнет.

Долгострой на 600 лет

То ли, чтобы дьявольское пророчество не исполнилось, то ли по объективным причинам, но строительство затянулось на 600 с лишним лет, а точнее на 632 года и 2 месяца. Только 15 октября 1880 года состоялось торжественное открытие храма. Однако и по сей день на шпилях и стенах собора можно наблюдать строительные леса. Реставрационные работы ведутся постоянно. Так что конец света нам пока не грозит. А если серьезно, иначе и быть не может. Кельнский собор включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО еще 1996 году. В 2004 году он попал в список "Мировое наследие в опасности", и хотя в 2006 году был исключен из последнего, постоянно нуждается в устранении мелких повреждений. Дожди, загрязнение окружающей среды, а Кельн располагается в наиболее промышленно развитой части Германии , - все наносит неизбежный ущерб собору.

Война: от конюшни до бомб союзников

Кельнский собор строили так долго, что он пережил не одну войну. И неприятельские войска обходились с духовной и национальной святыней Германии без должного почтения. Так, в 1794 году наполеоновская кавалерия разместили в нем склады сена для конницы. А в годы Второй Мировой войны собор перенес 14 авиаударов во время бомбардировок города войсками союзников. Однако повреждения эти были незначительны, можно сказать, что англичане и американцы пощадили храм, но не из любви к искусству: просто самое высокое здание в городе было отличным ориентиром для авиации. Последствия этих бомбардировок начали устранять уже в 1945 году, а завершилась реконструкция в 1956.

Ежегодные пожертвования

На возведение Кельнского собора было потрачено в общей сложности более 1 млрд. евро в переводе на современные деньги. На поддержание и дополнения собора расходуется 10 млн. евро ежегодно. Интересно, что по сей день существует общество поддержки возведения собора, созданное в Германии в 1842 году. Насчитывает оно более 1000 членов и собирает ежегодно большую часть необходимой суммы. О том, что деньги эти тратятся по назначению, свидетельствует хотя бы тот факт, что в 2007 году в соборе восстановили витражи на южных окнах, уничтоженные во время Второй мировой войны. На них потратили 11500 кусочков цветного стекла одинакового размера.

Самый большой фасад в мире

До конца 19 века Кельнский собор оставался самым высоким в мире (157 м), пока не был достроен собор в Ульме (161 м). Однако он до сих пор является самым большим по размерам готическим собором Германии. Длина его составляет 144 м, ширина - 86 м. Также Кельнский собор остается храмом с самым большим фасадом в мире (ширина западного фасада – 61 м). Во время послевоенной реконструкции была построена винтовая лестница. На смотровую площадку ведут 509 ступеней, а расположена она на высоте 98 метров. Вид оттуда поистине потрясающий: весь город как на ладони.

Самый большой действующий колокол в мире

В Кельнском соборе 11 колоколов. Восемь в южной башне, Три - в центральной (на коньке крыши). Самый большой колокол собора и самый большой «действующий» колокол в мире - «Петер» (). Его вес 24 тонны, и он отлит сравнительно недавно - в 1923 году. За ним следует «Претиоза» («Изысканная»). Этот старинный колокол весом 11 тонн звучит с изумительной чистотой тона, из-за чего, собственно, и получил свое название. Отлит в 1448 году, в то время «Претиоза» была самым большим колоколом в Европе . Только двенадцати мужчинам было по силам раскачать эту многотонную махину. Сейчас колокола приводятся в действие электричеством. Третий и четвертый по величине колокола называются «Специоза» и «Колокол Трех Царей».

Образец пламенеющей готики

Кельнский собор является ярчайшим образцом стиля «пламенеющая готика». Это поздняя готика, которая становится популярной в Европе конца 15 века. Для нее характерно избыточное украшательство, тяготение к удлиненным пропорциям. Само название, собственно, происходит от орнаментов, похожих на языки пламени. Вот откуда при таких колоссальных размерах ощущение легкости и ажурности храма. Все его линии устремлены вверх, к Богу, а шпили словно пронзают небеса.

Святыни храма: мощи трех волхвов, Миланская мадонна, крест Геро

Любой храм строится во имя определенных святых. Так и кельнский собор имеет официальное название - Собор Святых Петра и Марии. Однако прославлен он во всем христианском мире благодаря мощам трех волхвов.

История обретения этой святыни такова. Во время Второго итальянского похода императором Фридрихом Барбароссой в одном из миланских монастырей были захвачены мощи трех волхвов Каспара, Мельхиора и Бальтазара. В году архиепископ Райнальд Дассельский привез их в Кельн.Любой храм строится во имя определенных святых. Так и Кельнский собор имеет официальное название - Собор Святых Петра и Марии. Однако прославлен он во всем христианском мире благодаря мощам трех волхвов.

10 лет изготавливали драгоценную Раку Трех Царей - саркофаг из серебра и золота. Только жемчуга и драгоценных камней на нее пошло больше тысячи. На стенках раки изображены евангельские сцены. И, конечно, центральная из них – поклонение волхвов новорожденному Христу и Марии. Когда началось строительство нового кафедрального собора, эту драгоценность перенесли в него. И по сей день она в целости и сохранности располагается за алтарем Кельнского собора, а паломники со всего мира стекаются сюда, чтобы поклониться святыне.

Вместе с мощами трех волхвов архиепископ Дассельский привез из Милана деревянное изображение Мадонны. Скульптура эта считалась чудотворной, но в 13 веке во время пожара в соборе она сгорела. Около года было создано новое изображение, которое получило название «Миланская мадонна» и всю славу утерянного образа. Именно эту, а не оригинальную скульптуру, можно видеть сегодня в соборе.

И третья самая древняя христианская святыня - распятие Геро . Названо так по имени архиепископа Геро (969-976 гг.), который подарил реликвию собору. Это одно из первых европейских распятий, поражающее размерами (2 метра) и реалистичностью изображения мук Христа. Сначала распятие висело в старом храме, а позже было перенесено в новый кафедральный собор, где и находится по сей день.

Легенда о святой Урсуле

В соборе так много ценностей, что рассказать о каждой из них невозможно. Одна из самых интересных скульптур изображает святую Урсулу. С ней связана поэтичная легенда средневековья. По преданию, Урсула была благочестивой дочерью британского короля. Девушка рано обратилась в христианскую веру, и дабы избежать брака с язычником, снарядила целую экспедицию. 11 кораблей, на которых находились сама Урсула и десять благочестивых девиц в сопровождении еще десяти тысяч девственниц, отправились в сторону Галлии. Пристав к берегу, полчища девиц покинули корабли и пешком пошли в Рим к Папе, а оттуда в Кельн. Под Кельном и приняли все эти многочисленные девушки мученическую смерть от рук гуннов. Позднее Урсула была прославлена как Святая, а в 16 веке был создан монашеский орден урсулинок.

Легенда о святом Христофоре

Сразу обращает на себя внимание еще одна скульптура – святой Христофор, несущий на плечах Христа в образе мальчика. Это очень популярный в католической церкви святой, и с ним связана интересная легенда. Он был римлянином по имени Репрев. Рост имел огромный, а характер простодушный. И вот Репрев принимает христианство, но не может сообразить, как же ему лучше послужить Христу. И только святой отшельник смог надоумить великана. Он привел его к реке и наказал переносить путников на своей спине. Тот так и сделал. И вот однажды довелось ему нести маленького мальчика, но чем дальше ступал в воду великан, тем тяжелее становилась его ноша, на середине реки тяжесть стала нестерпимой. И тогда мальчик признался, что он – Христос и несет с собой все тягости мира. Иисус окрестил великана в реке, и тот получил имя Христофор – несущий Христа.

Поистине Кельнский собор – жемчужина архитектуры, христианская святыня и исторический музей – три в одном. Свыше 6 миллионов туристов посещают его каждый год. Действительно, стоит своими глазами взглянуть на эту красоту хотя бы раз в жизни.

ПОДПИШИСЬ НА САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ ВОЛГОГРАДА!




December 9th, 2015 , 09:43 pm

Завершилась короткая поездка в Германию Кельном - после Дюссельдорфа и Аахена. И вот от Кельна определенных впечатлений нет. Может быть, он слишком большой и разносторонний для того, чтобы так быстро его почувствовать - за полтора дня я видел только кусочки. А может быть, у него просто нет цельной истории. Зато там я разобрался в отличии бюргерской Германии от более аристократической Вены или Италии. В Германии, когда пивная перестает вмещать народ, ее расширяют. В Кельне есть наглядные свидетельства - и пивная Фру, занявшая сейчас 5 домов, и старое кафе Reichard, пристроившее павильоны к аристократическому залу. И вмещают всех желающих, не поднимая цены. А аристократические места - они поднимают цены, становятся элитными, как кафе Моцарт в Вене. Да еще и качество на этом теряют. И в целом мне Германия понравилась, и район Кельна тоже. Я еще сюда вернусь летом - по одному дню на город мало, а еще есть замки в долине Рейна. Хотя Италия все равно нравится больше.

Ну а теперь - фотки и рассказ про лики Кельна. Для начала - такой вот неожиданный лик Кельна.


Это - первый мужской одеколон в мире. Духи вообще придумали в Кельне, и потом их название стало нарицательным - Одеколон, Eau de Cologne - Кельнская вода. И фирма Джованни Фарина, которая начала производство одеколона в 1709 году до сих пор его производит. А в середине 19 века та же фирма начала выпускать Русскую кожу. Это был первый аромат для мужчин, до этого разделения на мужские и женские аромата не было. Вдохновение для создания аромата было получено после выступления русских казаков.

А еще Кельн - это город Кельнского собора. Паломнический город, официально - третий святой город после Рима и Константинополя, это благодаря уникальной реликвии, саркофагу трех волхвов, или трех королей, пришедших поклониться младенцу Иисусу, который Кельну подарил Барбаросса. Про собор я подробно рассказывал в отдельном посте , но фотку здесь сделаю. Вот так собор выглядит от вокзала.

А это - вид от башни собора.

При этом сам город неустанно боролся со своим архиепископом и изгнал его, а гигантский собор, задуманный для святыни, бросил недостроенным на четыре века (четыре века, да!). Из-за недостатка средств при непрерывном потоке паломников, ха-ха. Просто непрерывная борьба истощает обе стороны, так что деньги и архиепископов и бюргеров уходили в никуда. Кстати, собор и сейчас богат - ему принадлежат все торговые улицы в центре Кельна, с которых он собирает аренду.

Это памятник двум кельнцам, один из которых - простоватый деревенский житель, недавно пришедший в город, а другой -ушлый горожанин, которому палец в рот не клади.

И эти два лика - они характерны. Потому что сами кельнские купцы были не вполне честными купцами, а сидели на фискальной ренте. В городе был пункт перегрузки товаров с больших кораблей, которые шли ниже по Рейну на плоскодонные баржи, поднимавшиеся выше. И в какой-то момент эту приезжих купцов обязали продавать свои товары местным купцам по заниженным ценам не менее трех дней, а только потом разрешали везти их дальше. Я бы сказал, что это больше похоже на разбой, чем на торговлю.

Но халява по-любому впрок не идет и развитию нормального бизнеса не способствует. В результате город застыл, и когда в начали 19 века в город пришел Наполеон, он нашел там средневековый университет, в котором шли диспуты и и писали трактаты о ведьмах. И Наполеон университет закрыл, понял, что реформировать бесполезно.

Зато в середине 19 века протестант Фридрих Вильгельм IV объявил католический Кельнский собор символом единства Германии. Интересно, почему? Быстрый поиск не дал достоверной информации. Зато после этого собор достроили. И построили железнодорожный вокзал прямо в центре города, рядом с собором, что совершенно необычно для старых городов. Потому что считали, что долг каждого немца, приезжавшего в Кельн - поклониться в соборе. И, что интересно, символическое значение осталось и в фашисткой Германии - во вторую мировую был специальный приказ, относящийся только к Кельнскому собору как символу единой Германии - демонтировать и снять витражи. И это спасло уникальные старые витражи собора.

Кельн был сильно разрушен в войну, восстановлен и сейчас развивается. Не лидер, но вполне успешно, являясь одним из 4 городов-миллионеров Германии вместе с Берлином, Гамбургом и Мюнхеном.

А еще Кельн - город карнавала, который уже начался (11.11). Организует его специальный комитет и карнавальные общества, возникшие в 19 веке, а возглавляет Принц, Крестьянин и Дева. Но пока карнавал идет в виде представлений в помещениях, а на улицы выплескивается в последнюю неделю перед великим постом перед Пасхой - как и масленица. И как у масленицы, у карнавала есть сюжет, в которым каждый день имеет свое назначение. Начинается он в бабский четверг, когда женщины штурмуют ратушу и захватывают власть в городе. Главная интрига очередного карнавала - на чьей стороне в этом штурме будет сражаться нынешний мэр Кельна, потому что мэром впервые избрана женщина. Она будет защищать мэрию или нападать?

И хотя карнавал еще не начался, карнавальные костюмы вовсю продаются.

А это - витрина одного из карнавальных обществ, члены которых представляют в тематических костюмах. Которые, кстати, могут стоить весьма дорого.

Все это и многое другое нам рассказывала гид Мариной Бартель , которая нам очень понравилась. Она сначала показала собор, а потом повела на прогулку по улицам, и дальше фотки пойдут по порядку. Только прогулка была пару недель назад, так что я могу путаться...

Церковь Успения святой Девы Марии. Была построена в 17 веке иезуитами, но нынешнее здание - результат восстановления после второй мировой войны, когда церковь была полностью разрушена.

Роскошная пирамида фигур, венчаемая ангелом.

И не менее роскошный резной алтарь.

улицы города. Железная дорога идет по самому центру.

из-за домов выглядывает ажурный купол церкви святой Урсулы.

А это - конная полиция на улицах. Издалека слышны скандирующие голоса, и, наверное, демонстрация должна gqnb под мост, наверху которого стоят полицейские. Но пока никого не видно, у моста стоят зеваки и на вопрос гида,они сказали, что подробностей не знают, просто ждут.

А мы идем к воротам старого города. Этот квартал за железной дорогой - бывший квартал красных фонарей. В середине прошлого века их решили выселить подальше из центра, и это сделали. Но репутация осталась, и в районе никто не хотел жить. Поэтому его использовали для предоставления жилья иммигрантам, и он по-прежнему не самый благополучный в городе.

А вот и ворота. Это вид изнутри. Городская стена была разрушена при Наполеоне, а ворота он сохранил.

А вот ворота снаружи.

Снова отряды полиции.

А что это за башня вдали, я не помню.

Возвращаемся от ворот, идем по улицам. Здесь сохранился кусочек, нетронутый войной.

Одинокий собак спит на балконе

Церковь святой Урсулы.

А это - боковой предел, весь отделанный костями. С ним, собственно, связана легенда про святую Урсулу. Она была набожной христианкой, дочерью короля бриттов, за которую сватался принц-язычник. Во избежание неприятностей для отца, она дала согласие, при условии. что принц изучит и примет христианство, а она сама совершит паломничество в Рим. Условия были приняты, И она отправилась, взяв с собой то ли одиннадцать дев, то ли одиннадцать тысяч. На обратном пути, близ Кельна на них напали гунны и всех истребили. Дев - точно жалко, саму Урсулу - не слишком, потому что это ее тараканы, но святой стала именно она. Откуда нашлось столько дев, история умалчивает. Но судя по количеству костей, их было все-таки больше одиннадцати. Одних черепов внизу за решеткой восемнадцать, а еще на полках лежат завернутые в бумагу. Тем более, что в средние века монастырь обильно торговал костями дев-мучениц, и даже Папа увещевал монастырь сдерживать коммерческий размах.

А это - небольшая, но очень старая церковь.

Две башни еще одной церкви.

Японский ресторан.

А это - городской арсенал. После того, как горожане победили архиепископа и его изгнали, им пришлось самим защищать город от внешних врагов, и самим закупать и хранить оружие для этого. А архиепископ, оставаясь кельнским, переехал в Бонн, что дало толчок развитию города, а в Кельн приезжал только на праздничные службы и время его пребывания было ограничено.

На башне арсенала установлен крылатый форд. Это делал какой-то известный скульптор, которые делает инсталляции из найденного на свалке, и автомобиль - он тоже со свалки. Вообще инсталляцию разрешали как временную, а не как постоянное украшение. Но стоит уже несколько лет, и снимать не собираются.

А это - резной герб города.

Арсенал стоит на самой границе старого римского города, и городская стена является частью основания его стены. А этот фрагмент - продолжение стены. В память о римском времени здесь стоит волчица и вмурованы старые римские плиты.

А это - какое-то старое властное учреждение, кажется, налоговая.

И вид на арсенал с другой стороны.

А вдали возвышаются башни Кельнского собора.

Сохранившийся старый дом встроен в новое офисное здание.

Еще кусочек римской стены.

Такой паровозик возит туристов по старому городу.

А отсюда башни собора видны в полный рост.

И еще одна башня в просвете. Это церковь святого Андрея.

Улицы и витрины украшают к рождеству. И здесь три волхва идут поклоняться.

Древнеримская мозаика. Найдена при расчистке подвалов, и тогда решили прямо вокруг нее построить музей. А потом напомнили другими экспонатами римского времени.

Римская колоннада тоже найдена при каких-то раскопках.

Рождественские базары готовятся к открытию. В Дюссельдорфе и Аахене они уже работали, а в Кельн мы приехали накануне, видели завершение подготовки, а на второй день они уже действовали.

А этот памятник рассказывает легенду о кельнских гномах. Когда-то давно местным жителям не надо было работать,потому что всю работу ночью выполняли гномы. Но одна женщина очень хотела посмотреть на них, и устроила им ловушку, намазав маслом лестницу. Гномы поскользнулись, упали, обиделись - и ушли, перестали работать. Так одна женщина испортила жизнь всему городу.

За памятником - пивная Фру (Früh). Она занимает не только здание с красной вывеской, но и соседние, хотя исторически на них другие вывески, так что внутри настоящий лабиринт. В ней несколько этажей вверх, и еще пара подземных. Мы были в не сезон, подземные этажи пустовали и когда вечером пошли туда ужинать, то вдоволь полазали по ним. Готовят там вкусно и местное пиво тоже хорошо. Только карточки не берут.

Итак, интерьеры и подземелья. Это - зал, в котором мы сидели.

А это уже подземелья.

Балкончик с минус первого на минус второй этаж, и лестница вниз.

А это наоборот, взгляд снизу вверх.

В подвалах много уютных закутков.

И отдельная кухня с баром, сейчас пустые - чтобы официанты не бегали по лестницам.

Роскошная печь

Старый безмен размером с настенные часы.

Небольшая пивоварня.Сейчас уже не действует, но создает антураж.

Целая бочка цветов и фотки старого Кельна

И кельнский герб

А теперь - продолжим экскурсию по улицам вечернего Кельна.

Башня вдали - это городская ратуша.

Подходим ближе. Интересно, что арочный портик перед ратушей уцелел в войну, а само здание было разрушено и восстановлено. Ну а башня слева - напоминает башню собора. И не случайно. Она высокая, а построена была быстро - в пику архиепископу, который никак не мог достроить собор. А сама форма как у башен собора должна была говорить, что горожане борются только с епископом, атак - верные дети церкви.

Маленький сквер и памятник кельнским женщинам всех национальностей, символ мирной совместной жизни.

Этот дворец в готическом стиле - восстановленный концертный зал Гюрцених (Gürzenich). Он был построен еще в 15 веке специально для проведения праздников, а в 19 веке был перестроен в концертный зал. В войну полностью разрушен и в прежнем великолепии, говорят, отстроен не был.

Рождественский базар. Только на нем теперь можно увидеть гномов. Они даже катаются на специальных аттракцонах.

А это какие-то лесные жители пришли на базар и степенно смотрят,как оно происходит.

Кафе в ретро-автомобиле.

Пара скульптур на противоположных фасадах площади - свидетельство какого-то старого спора. К сожалению, я совершенно забыт связанную с ними историю. Но мальчик навторой из них достаточно символичен.

Оформление витрины. Торговли еще нет, к ней готовятся.

Старые часы.

Симпатичная площадь с разноцветными домиками.

Выходим на набережную. Здесь много симпатичных кафешек.

А это - башня и большое здание склада. Именно здесь складывали товары на время перегрузки, и кельнские купцы могли покупать их со скидкой.

Церковь святого Мартина. Была главной городской церковью Кельна - в отличие от епископского собора.

А это - Рейн. На пристани надпись Кельн-Дюссельдорф, но это не маршрут, а просто название объединенного пароходства. А на корабликахможно просто совершить прогулку.

Поднимаемся от реки к собору.

За железной дорогой виден гигантский тент. Это тоже было временно - громадный концертный зал для какого-то мероприятия. Но мероприятие прошло, на горизонте показалось следующее... Так и стоит он уже много лет.

Поздно. Ужинаем во Фру, возвращаемся в гостиницу. В холле на стене - почему-то чукчи. Или не чукчи?

А вообще отель Central am Dom - очень приятный и дешевый. Вместе с платным интернетом он все равно почти вдвое дешевле аналогичного отеля в Аахене. Расположен рядом с вокзалом и собором, в маленьком островке зданий, сохранившихся во время войны.

А это - автомат по продаже маленьких баночек с шоколадным муссом и другими сластями в холле отеля - вдруг среди ночи вас обуял голод.

Утром мы завтракаем в отеле и идем на прогулку по городу - уезжаем мы днем. Идея зайти в музей провалилась - был понедельник, а мы совершенно не подумали, что по понедельникам музеи обычно закрыты. Зато залезли на башни собора, но виды с них были в предыдущем посте. А здесь будут просто кельнские улицы.

Церковь святого Андрея. Основана в 10 веке, перестроена в романском стиле в 12 и частично перестроена в 14 веке в готическом стиле.


В церкви - мощи Альберта Великого и роскошный золотой гроб ветхозаветных мучеников Маккавеев. Это второй век до нашей эры в Сирии, мучники чтили иудейский закон Моисея и отказывались поклоняться Зевсу и другим греческим богам. До Наполеона они хранились доминиканском монастыре, а после его расформирования - были перенесены в церковь.

В церкви роскошные витражи, и в солнечный день на колоннах многоцветные блики.

Старые фрески и картины.

Святой Андрей, которому посвящена церковь.

Святой Христофор у входа.

Разборки на улицах.

Дошли до арсенала и посмотрели на золотой форд - ангелочек с другой стороны.

А это - высокий фонтан перед домом.

Уличные музыканты.

Кукольный музей-магазинчик. Громадное количество кукольных домиков. И почти все можно купить,целиком или по частям.

Время отъезда приближается, и мы решаем перекусить в кафе Рейнхард, которое нам рекомендовала гид. Вкусно, множество тортов. При этом цены - вполне демократичные. И чтобы все поместились, к старинному кафе пристроен уличный павильончик.

Каждый кружок лимона украшен гвоздикой. И не лень им так делать...

А это - туалет кафе. Контрастом к аристократическим залам - хайтек стиль, и стеклянные двери в кабинки.

Улетаем. Едем на электричке в аэропорт Дюссельдорфа.

Между терминалами аэропорта ходит полностью автоматический монорельс.




В дьюти-фри аэропорта - такой симпатичный автомобильчик. Интересно,его тоже можно купить и взять с собой?

А вот и наш самолет. Поездка закончена. Было хорошо.