— , приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

  • средства массовой информации (газеты, журналы, рацио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
  • средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
  • технические средства коммуникации (Интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

Отметим, что не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений и т.д.

В последние десятилетия в контексте развития средств коммуникации говорят об особой компьютерной культуре. Если ранее основным источником информации служила книжная страница, то теперь — компьютерный экран. Современный компьютер позволяет мгновенно получить информацию по сети, дополнить текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в Интернете (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст . т.е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

В конце XX — начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в идеологии и экономике. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой — она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.

К основным составляющим массовой культуры относят:

  • информационную индустрию — прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии — «желтой прессе» XIX — начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;
  • индустрию досуга — фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;
  • систему формирования массового потребления , центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;
  • тиражируемую мифологию - от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.

Средства массовой коммуникации оказывают глубокое воздействие на культуру современного общества.

О некоторых аспектах этого влияния уже отмечалось в главе, посвященной теоретическому анализу массовой коммуникации. Г. Маклюэн показал, каким образом средства коммуникации определяют восприятие мира в ту или иную эпоху. Ж. Бодрийар говорил о проблемах перепроизводства символов и девальвации понятий смысла и аутентичности, о формировании с помощью СМИ «гиперреальности», заменяющей подлинную реальность. М. Кастелье стремился показать, как под влиянием развития информационных коммуникационных технологий формируется «культура реальной виртуальности». В этой главе будет рассмотрен ряд других, более частных аспектов воздействия СМИ на культуру, и начнём с роли СМИ в формировании феномена массовой культуры.

СМИ и массовая культура

Понятие массовой культуры отражает специфику производства культурных образцов в индустриальных и постиндустриальных обществах.

Произведения массовой культуры изначально создаются как товар, и главным критерием их оценки является уровень спроса на них. Т. Адорно использовал термин «индустрия культуры» для обозначения нового статуса культуры в индустриальных обществах - культура становится «производством» наряду с другими видами производства.

Произведения массовой культуры изначально не обладают уникальностью - они представляют собой серийный, стандартный продукт, изготовляемый профессионалами в соответствии с определёнными технологиями.

Внедрение техники в производство культурных образцов приводит к значительным последствиям, причём глубокие культурные преобразования, связанные с возможностью массовой воспроизводимости произведений искусства, начались довольно давно. Немецкий теоретик культуры Вальтер Бень- ямин писал:

«В XIX веке техническое репродуцирование достигло такого уровня, когда оно смогло не только сделать своим объектом всё художественное наследие в целом, тем самым расширив и видоизменив воздействие искусства, но и отвоевать себе самостоятельное место в культуре.

Однако даже при самой совершенной репродукции утрачивается нечто существенное для искусства: исчезает «здесь» и «сейчас» художественного произведения, его неповторимое наличное бытие. Собор покидает площадь, чтобы в виде репродукции занять своё место на стене в квартире; хор, впервые прозвучавший в концертном зале или под открытым небом, слушают у себя дома.

Значение и последствия репродуцирования искусства выходят далеко за его собственные пределы. Тиражирование репродукций ставит на место единичного бытия художественного произведения массовидность. Возможность встретиться с воспринимающим искусство субъектом в удобной для него ситуации актуализирует репродуцируемый предмет, но одновременно вызывает потребность сделать произведения более доступными, которая так же настоятельна сегодня в массах, как их склонность преодолеть уникальность любого явления путём его репродуцирования.

Репродуцирование приучает к такому восприятию, в котором преобладает ориентация на осознание стереотипного в мире, то есть повторяемое торжествует над оригиналом. Так в сфере визуального проявляется то, что в области теории выражается в возрастающем значении статистики.

Репродуцированное произведение искусства постепенно всё больше и больше становится репродукцией произведения искусства, основанного именно на воспроизводимости.

В восприятии произведений искусства возможны различные акценты, среди которых следует выделить два прямо противоположных: в одном случае акцент делается на культовой ценности произведения, в другом - на его выставочной ценности.

С расширением и совершенствованием способов технического репродуцирования произведений искусства публичная (выставочная) ценность последнего настолько выросла, что наметились качественные изменения в самой его природе. Подобно тому, как в первобытную эпоху произведение искусства благодаря абсолютному перевесу его культовой ценности было в первую очередь орудием магии, ритуала и лишь позднее его признали и произведением искусства, так и теперь благодаря абсолютному перевесу его выставочной ценности произведение искусства приобретает совершенно новые функции. И очень вероятно, что его художественная функция...окажется второстепенной.

Техническая воспроизводимость художественного произведения меняет отношение масс к искусству. ...Общепринятое принимается некритически, действительно новое критикуется» .

Беньямин говорит о воспроизводимости образцов высокой культуры, изначально создававшихся как уникальные. Однако сама возможность воспроизводимости, тиражирования обусловила появление культурного творчества, ориентированного именно на серийное производство и широчайшую аудиторию.

Формирование массовой культуры было бы невозможно без технического прогресса, позволяющего массово производить те или иные культурные артефакты, и без СМИ, которые распространяют эти артефакты. Спортивные зрелища, популярная музыка, телесериалы, кино - все эти виды популярных зрелищ становятся доступными массовой аудитории благодаря радио, телевидению, другим каналам массовой коммуникации.

Современные общества «потребляют» культурной продукции гораздо больше, чем общества прошлого, где произведения искусства были доступны, как правило, лишь незначительному меньшинству.

Повышение уровня жизни и уровня образования, а также появление свободного времени, которое необходимо чем-то заполнить, породили массовый спрос на культурную продукцию. Оценка произведений культуры впервые стала зависеть от мнения большинства, мнения массовой аудитории, а не самих творцов и утончённых ценителей их произведений. Аудитория выбирает то или иное произведение, оплачивая его - приобретая билет в кинотеатр или на концерт, диск, кассету, книгу, включая телевизор во время показа любимого сериала (и превращаясь в желанный объект рекламного воздействия) и др.

«Индустрия культуры» ориентируется на огромную аудиторию. Соответственно уровень произведений массовой культуры не слишком высок и приспособлен к усреднённым вкусам и культурным запросам.

Основная функция массовой культуры в современных обществах - развлечение, заполнение досуга или, если употребить психологический термин, удовлетворение потребности в структурировании времени. Однако она выполняет и значимые латентные функции, в частности идеологическую и социализирующую, способствуя утверждению определённых ценностей и убеждений, распространению образцов поведения.

  • Беньямин В. Искусство в эпоху технической воспроизводимости // Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. - М.:1985. С. 178-180.

Последнее время инициативы по нравственному воспитанию россиян и новому прочтению классической литературы и истории обсуждаются на самом верху властной вертикали: принят закон запрещающий употребление мата в СМИ, от президента поступило предложение по созданию единого учебника истории, а представители Общественной Палаты выступают с инициативой по написанию нового учебника литературы. В процессе активного обсуждения находятся законодательные инициативы по запрету на использование ненормативной лексики также в произведениях литературы, на театральных подмостках, в кинематографе.

Первую позицию рейтинга Культурных СМИ вполне ожидаемо занимает « Литературная газета » – цитаты и упоминания писателей встречаются в 17 публикациях из 100. На втором месте рейтинга Культурных СМИ находится еженедельник « Аргументы и факты » – издание упоминает классиков русской литературы в 15 публикациях из 100. Третья позиция принадлежит газете « Известия » – ссылки на известные литературные имена есть в 12 публикациях из 100.

В топ-10 самых культурных СМИ также вошли газеты « Культура », « Завтра », журнал « Афиша », « The New Times », « Учительская газета », « Новая газета », « Журналист ».

Среди Интернет-СМИ из фондов сайт первенство принадлежит одному из старейших интернет-изданий « Русскому журналу» (Russ.ru) – его материалы в 8,3 случаях из 100 содержат цитаты или упоминания классических литераторов из исследуемого списка. Вторую позицию занимает интернет СМИ « Частный корреспондент» (Chaskor.ru) , где классические цитаты содержатся в 6 публикациях из 100. Закрывшийся в феврале 2013 года Openspace.ru (Москва) на третьем месте рейтинга – в 5 статьях из 100 этого издания встречались обращения к творчеству литературных классиков. В топ-10 рейтинга культурных интернет СМИ вошли Fontanka.ru ,Grani.ru ,Pravda.ru ,Svpressa.ru, Gazeta.ru ,Slon.ru ,Ytro.ru ,Lenta.ru .

Рейтинг культурных печатных СМИ

Источник

% от общего кол-ва материалов издания

Литературная газета (Москва)

Аргументы и факты (Москва)

Известия (Москва)

Культура (Москва)

Завтра (Москва)

Афиша (Москва)

The New Times (Москва)

Учительская газета (Москва)

Новая газета (Москва)

Журналист (Москва)

Независимая газета (Москва)

Вечерний Петербург

Санкт-Петербургские ведомости

Новые известия (Москва)

Московские новости (Москва)

Труд (Москва)

Вечерняя Москва

Итоги (Москва)

Огонек (Москва)

Однако (Москва)

Русский репортер (Москва)

Российская газета (Москва)

Московский комсомолец (Москва)

Невское время (Санкт-Петербург)

Комсомольская правда (Москва)

Власть (Москва)

  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 143

ГЛАВА I. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СУТЬ И СТРУКТУРА

МАССОВОГО СОЗНАНИЯ.

1.1. Реконструкция методологии исследования.

1.2. Понятие и структура массового сознания.

ГЛАВА II. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА.

2.1. Субъектный характер системы «СМИ - массовое сознание.

2.2. Основные функции СМИ в субъектной системе «СМИ - массовая культура» (творчество, свобода и ответственность СМИ).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

  • Соотношение и взаимодействие традиционной, элитарной и массовой культур в социальном пространстве современности 2009 год, доктор культурологии Костина, Анна Владимировна

  • Массовая культура как феномен постиндустриального общества 2003 год, доктор философских наук Костина, Анна Владимировна

  • Массовая литература: проблема художественной рефлексии 2006 год, кандидат филологических наук Саморуков, Илья Игоревич

  • Трансляция специализированного знания массовой культурой: культурфилософский анализ 2010 год, кандидат философских наук Кожаринова, Анна Ростиславовна

  • Массовая и популярная культура в современном обществе: Коммуникационный аспект 2000 год, кандидат социологических наук Савельева, Ирина Геннадьевна

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Куржиямский, Михаил Юрьевич, 2000 год

1. Аванесова Г.А. Динамика культуры. М., 1977. /

2. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии. Вып.З. М., 1972.

3. Аверинцев С.С. Западно-восточные размышления, или о несходстве сходного; Восток-Запад. М., 1988.

4. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977.

5. Агацци Д. Человек как предмет философии. Вопросы философии. 1989. №2.

6. Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993.

7. Алексеев В.П. Антропогенез решенная проблема или череда новых проблем7 Человек в системе наук. М., 1989.

8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. М., 1977.

9. Аникеев A.A. Поколение как цикл мировой истории. Циклы природы и общества. Материалы IV международной конференции, 4.1. Ставрополь, 1996.

10. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск, 1988.

11. Антология культурологической мысли /Под ред. С.П.Мамонтова, A.C. Мамонтова. М., 1996.

12. Антонова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977.126

13. Арсеньев A.C. Глобальный кризис современности и Россия. Контингент, Москва-Париж, № 3,1973.

14. Арсеньев A.C. Размышления о работе С.JI.Рубинштейна «Человек и Мир». Вопросы философии. № 5, 1993.

15. Аршинов В.И. «Самоорганизующаяся Вселенная» Э.Янга и глобальный эволюционизм. О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М., 1986.

16. Ашин Г.К. Доктрина «массового общества». М., 1971

17. Баженов Л.Б. О статусе антропного принципа. О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М., 1986.

18. Барт Р. Мифологии. М., 1988

19. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М., 1994.

20. Баталов Э. Массовое политическое сознание современного американского общества: методология исследования. «Общественные науки». № 3, 1981.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

22. Белоусов И.В. Культура сознания на рубеже XXI века. М., 1999.

23. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Киноведческие записки, 1988, № 2

24. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

25. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.

26. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990.

27. Бердяев H.A. Смысл творчества. Соч. М., 1989.

28. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.

29. Бердяев H.A. Философия свободы. М., 1989.127

30. Бердяев H.A. Я и мир объектов. М., 1994.

31. Бескова И.А. Ментальность в эволюционно старых и эволюционно$молодых культурах. Эволюция, культура, познание. М.; 1996.

32. Бескова И.А. Эзотерическое знание и ег;о элементы в марксистской идеологии. Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. М., 1996.

33. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975.

34. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. (Два философских введения в XXI век). М., 1991.

35. Библер B.C. XX век. Человек. Культура. Человек в системе наук. М., 1989.

36. Биологическое и социальное в развитии человека. М., 1977.

37. Биология в познании человека. М., 1989.

38. Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. М.,1986

39. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени. М., 1997

40. Бубер М.П. «Я и Ты». М., 1993.

41. Бубер М.П. Проблема человека. М., 1995.

42. Буева JI.T. Человек: деятельность и общение. М., 1978.

43. Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986.

44. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. М., 1993.

45. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.

46. Введение в культурологию. /Под ред. Попова E.B. М., 1995.

47. Вебер М. Образ общества. Избранные произведения. М., 1990.128

48. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990.

49. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М., 1988.

50. Взгляд справа на сущность культуры и культурное возрождение. Общество. Культура. Философия. Материалы к XVII Всемирному философскому конгрессу. СПб, 1983.

51. Виноградов Н.А. Циклообразующие явления этнических и концептуальных движений культуры. Циклы природы и общества. Материалы IV Международной конференции. ч.1. 1996.

52. Витгенштейн JI. Культура и ценности (разрозненные заметки. Общество. Культура. Философия. Материалы к XVII Всемирному философскому конгрессу. М., 1982.

53. Войно-Ясенецкий JI. Дух, душа, тело. М., 1991.

54. Воландт Г. Культурфилософская эстетика: ее отношение к историчности искусства. Общественные науки за рубежом. Сер. философия и социология: Рж. № 6. М., 1990.

55. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек как космопланетарный феномен. Ростов, 1993.

56. Володимир Одайник. Массовая душа и массовый человек, м., 1995.

57. Воронкова Л.П. Культурная антропология как наука. М., 1997.

58. Восток-Запад. Исследования, переводы, публикации. М., 1988.

59. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1997.

60. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994.

61. Гаврюшин Н.К. Универсальность творческой личности. Человек науки. М., 1974.129

62. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М., 1990.

63. Гарднер И.-Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

64. Гармонический человек. Из истории идей о гармонически развитой личности. М., 1965.

65. Гегель Г.В.-Ф. Наука феноменологии духа. Соч. т. IV. М., 1959.

66. Гегель Г.В.-Ф. Философия истории. СПб., 1993.

67. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1980.

68. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М., 1973.

69. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М., 1982.

70. Гроф С. Области бессознательного: опыт исследования ЛСД-терапии. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

71. Грушин Б. А. Логические принципы исследования массового сознания. Вопросы философии. № 7,8; 1970.

72. Грушин Б.А. Масса как субъект исторического и социального действия. «Рабочий класс и современный мир». № 5, 1984.

73. Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. Вопросы философии. № 7,8; 1970.

74. Грушин Б.А. О социальной природе массового сознания. Общественные науки. № 6, М., 1986.

75. Грушин Б.А. О социальной природе массового сознания. Общественные науки. № 6, 1986.

76. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.

77. Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993.130

78. Гуревич П.С. Антропологическая тема: мировоззренческая контраверза Французские «новые философы» против «новых правых». Концепция человека в современной западной философии.-"М., 1988.

79. Гуревич П.С. Гуманизм и вера. М., 1990.

80. Гуревич П.С. Проблема «Другого» в философской антропологии М.М.Бахтина. // М.М.Бахтин как философ. М., 1992.

81. Гуревич П.С. Уникальное творение Вселенной. О человеческом в Человеке. М., 1991.

82. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997.

83. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт, систематики. Вопросы философии. № 8. 1995.

84. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа. Философские науки. № 11. 1989.

85. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа. Философские науки. № 11, 1989.

86. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. Общество. Культура. Философия. М., 1983.

87. Давидович В.Е. Теория идеала. М., 1983.

88. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979.

89. Давыдов А.А., Чураков А.Н. Цикличность отчуждения в социальном и экзистенциальном опыте существования человека. Циклические процессы в природе и обществе. Материалы II международной конференции. Вып.2, Ставрополь, 1999.131

90. Диденко Б. Сумма антропологии. Кардинальная типология людей. М., 1992.

91. Дилигенский Г.Г. Марксизм и проблемы ^массового сознания. Вопросы философии. № 11, 1983.

92. Дилигенский Г.Г. Массовое общественно-политическое сознание рабочего класса капиталистических стран: проблемы типологии и динамики. «Рабочий класс и современный мир». № 1,2, 1984.

93. Долгов K.M. От Киркегора до Камю. М., 1990.

94. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980.

95. Дэвид Смайлли. Социобиология и человеческая культура. Эволюция, культура, познание. М., 1996.

96. Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представления коллективные. Социология. Ее предмет, метод, предназначения. М., 1995.

97. Емельянов Ю.Н. Введение в культурантропологию. СПб, 1992.

98. Ерасов Б.С. Социология культуры. М., 1994.

99. Житомирский Д.В., Леонтьева О.Т., Мяло К.Г. Западный авангард после второй мировой войны. М., 1989.

100. Здоровье и экология человека: философские и методологические аспекты. М., 1986.

101. Ю1.Ибодов М.О. Понятие «направленности» в глобальном эволюционизме. О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М., 1986.

102. Иванов A.B. Сознание и мышление. М., 1994.

103. Идлис Г.М. Гармония Вселенной. О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М., 1986.132

104. Ильин И.А. Постструктурализм. Деконстуктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

105. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

106. Имедадзе В. Потребность и мотив в поведений человека. Человек в системе наук. М., 1989.

107. Интеллигенция. Власть. Народ. Антология. М., 1993.

108. Интымакова Л.Г. Проблема цикла в философии культуры. Циклические процессы в природе и обществе. Вып.2. Ставрополь. 1994.

109. История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

110. История политических учений. М., 1955.

111. История эстетической мысли. Соч.; т.1, 5, 6. 1985.

112. Каган М.С. Истина как философская наука. СПб, 1997.

113. Каган М.С. О структуре современного антропологического знания. Очерки социальной антропологии. СПб, 1995.

114. Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996.

115. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.

116. Казютинский В.В. Концепция глобального эволюционизма в научной картине мира. О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М., 1986.

117. Казютинский В.В. Антропный принцип в неклассической и постнеклассической науке. Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.133

118. Казютинский B.B. Вселенная в «человеческом измерении». Философское наследие К.Э.Циолковского и становление целостного человечества. М., 1991.

119. Казютинский В.В. Космичесая философия и/постнеклассическая наука. Космонавтика и перспективы человечества. М., 1991.

120. Казютинский В.В. Ноокосмология и глобальные проблемы. «Чтобы лучше познать самих себя.» М., 1991.

121. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

122. Кант И. Антропология. СПб, 1900.

123. Кант И. Критика способности суждения. Соч., т.5. М., 1966.

124. Кантор В. В поисках личности: опыт русской классики. М., 1994.

125. Карабанова JI.T. Идеи космизма в творчестве Е.Т.Фаддеева. Труды XXVIII чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э.Циолковского. М., 1995.

126. Карпинская P.C. Человек и его жизнедеятельность. М., 1993.

127. Карпинская P.C., Никольский С.А. Социобиология: критический анализ. М., 1988.

128. Кассирер JI. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. Общество. Культура, философия. PC., М., 1982.

129. Каширин В.И. Философия планетарного самосознания. (Идеи В.И.Вернадского и современная теория циклов). Циклические процессы в природе и обществе. Вып.2, Ставрополь, 1994.

130. Князева E.H. Синергетическая модель эволюции научного знания. Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. М., 1996.

131. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.134

132. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

133. Кондаков И.В. О менталитете русской культуры, Цивилизации и культуры. Вып.1. М., 1994.

134. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. " :

135. Королев В.Б., Фурсов А.И. Культурология западноевропейской политической традиции. Общественные науки за рубежом. Сер.4. Государство и право. РЖ. № 5. М., 1990.

136. Королев В.Б., Фурсов А.И. Народ, интеллектуал и государство: социально-политический протест и его пределы в Российской империи и Советском Союзе. Общественные науки, сер.4. Государство и право: РФ. № 5. М., 1990.

137. Космология, картина мира и мировоззрение. М., 1979.

138. Крейдж Б.Дж. Воссоединение: от дуализма к холизму в теории литературы. Общественные науки за рубежом. Сер. № 3. Философия и социология: РЖ. № 6. М., 1990.

139. Крушаков A.A. Глобальный эволюционизм как методологическая проблема. О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М., ч1986.

140. Кукаркин A.B. По ту сторону расцвета. М., 1981

141. Кукаркин A.B. Буржуазная массовая культура. М., 1985

142. Куликова И.С. Эстетическая мысль XX века. М., 1997.

143. Культура: теория и проблемы. /Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. М., 1996.

144. Культурная антропология. СПб, 1996.

145. Культурология. Основы теории и истории культуры. /Под ред. Н.Ф.Кефели. СПб, 1996.135

146. Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

147. Ламсден Ч. Нуждается ли культура в генах? Эволюция. Культура, познание. М., 1996.

148. Лебак К. Страшилы на стене. Притча, касающаяся манипуляций человеческой жизнью. М., 1990.

149. Левада Ю.А., Ноткина Т.А. Мера всех вещей (в человеческом измерении); М., 1989.

150. Левинас Э. Философское определение идеи культуры. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

151. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

152. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.

153. Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека. Критический анализ идей Римского клуба. М., 1982.

154. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

155. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч. т.41.

156. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

157. Лившиц М.А. Карл Маркс. Искусство и общественный идеал. М., 1972.

158. Лилов А.О. О природе художественного творчества. М., 1980.

159. Лисюткин О.М. Новое понимание социологии Дюркгейма: исследование явлений культуры. РЖ. М., 1990. № 4.

160. Личность как объект и субъект социальных отношений. М., 1984.

161. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. М., 1983.

162. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.136

163. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992.

164. Люсьен Сэв. Марксизм и теория личности. М., 1972.

165. Майданов A.C. Непарадигмальные проблемы, их источники и способы постановки. Эволюция, культура. Познание. М.„1996.

166. Майданов A.C. Пути научных открытий и способы их оптимизации. Эволюционная эпистемалогия: проблемы, перспективы. М., 1996.

167. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994.

168. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии. (О человеческом в человеке). М., 1991.

169. Мамзин A.C. Социальная антропология и взаимодействие знаний. Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.

170. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1994.

171. Манеев А.К. Гипотеза биополевой формации как субстрата жизни и психики человека. Русский космизм. Антология. М., 1993.

172. Маритэн Ж. Краткий очерк о существовании и существующем. Проблемы человека в западной философии. М., 1988.

173. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М., 1983.

174. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. М., 1956.175,. Маркс К. Немецкая идеология. М., 1956.

175. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Соч. К.Маркса и Ф.Энгельса. Из ранних произведений. М., 1956.

176. Маркузе Г. Одномерный человек. Киев, 1995137

177. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1996

178. Массовая литература и кризис буржуазной культуры Запада. М., 1974;

179. Межуев В.М. Культура и история. М., 1994.

180. Меркулов И.П. Эволюционная эпистемология: история и современные подходы. Эволюция, культура, познание. М., 1996.

181. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

182. Милюков H.H. Главные течения русской исторической мысли. СПб, 1913.

183. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997

184. Мунье Э. Персонализм. М., 1993.

185. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989.

186. Национальный менталитет: историософические размышления. Вильнюс. 1989. РЖ. М., 1990. № 4.

187. Никитина Л.Г. «Новая философия» для старого мира. М., 1987.

188. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч. в 2-х тт., т.1, М., 1990.

189. Общественные науки и современность; соответ. Публикации журнала.

190. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

191. Основы современной цивилизации. Человек и общество. М., 1992.138

192. Очерки социальной антропологии. /Под ред. Шаронова в.В. СПб, 1995.

193. Петкова Р. Неформальные молодежные группы. Общественные науки за рубежом. Сер.1. РЖ. № 5. М., 1990.

194. Пигров К.С. Социальная антропология как сиртема. Очерки социальной антропологии. СПб. 1995.

195. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

196. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

197. Проблемы философии культуры. М., 1984.

198. Пуляев В.Т., Шаронов В.В. Социальная антропология: статус, предмет, проблемы. № 7. 1993. СПЖурнал.

199. Разлогов К. Коммерция и творчество. Враги или союзники? М.,1992

200. Ранк О., Захс X. Значение психоанализа в науках о духе. М.-К., 1997.

201. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Культурология. XX век. Антропология. М., 1995.

202. Ролстон Ш.Х. Существует ли экологическая этика? Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

203. Рональд де Coca. Эволюция и теология: от инстинкта к преднамеренности. Эволюция, культура, познание. М., 1996.

204. Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. Антология. М., 1993.

205. Россия между Западом и Востоком: традиционные и современные концепции. М., 1994.139

206. Русский космизм. Антология. М., 1993.

207. Руткевич Е.Д. Феноменологическая социология знания. М., 1993.

208. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.

209. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм. Сумерки богов. М., 1988.

210. Синергетика и образование. М., 1997.

211. Соколов Ю.Н. Единая теория поля. Ставрополь. 1998.

212. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.

213. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.

214. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1993.

215. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

216. Социально-политический контекст философии постмодернизма. М., 1994.

217. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

218. Султанов К.В. Проблемы культуры в свете социологии. Л., 1989.220. Сумерки Богов. М., 1989.

219. Сутт Т.Я. Идея глобального эволюционизма и принцип антропности. М., 1986.

220. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

221. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1956.

222. Тищенко Н.Д. Жизнь как феномен культуры. (Биология в познании человека). М., 1989.

223. Фаддеев Е.Т. Космонавтика и общество, ч. И, М., 1970.140

224. Фаддеев Е.Т. О сущности научно-технической революции. Соревнование двух систем. М., 1971.

225. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.

226. Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. М., 1992.

227. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. М., 1988.

228. Фрейд 3. Я и Оно. По ту сторону наслаждения. Соч. В 2-х тт. т.1,1991.

229. Фролов ИТ. О человеке и гуманизме. М., 1989.

230. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

231. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

232. Фромм Э. Пути и больного общества. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

233. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М. СПб., 1997.

234. Чебанов В.К. Философия и бытие на пороге третьего тысячелетия. Циклы природы и общества. Матер. IV межд.конфер. ч.1, Ставрополь, 1996.

235. Человек в системе наук. М., 1989.

236. Человек и социокультурная среда. Сб.обзоров ИНИОН. Вып.1, 2. М., 1992.

237. Чередниченко Т. Типология советской массовой культуры. М.,1992.141

238. Шалаев В.П. Циклическая концепция всемирной истории: закрытфе и открытые системы. Циклические процессы в природе и обществе. Межд.конф., 1994.

239. Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа этики миро- и жизнеутверждения. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

240. Шестаков В.П. США: кризис духовной жизни. М., 1982 ■

241. Шестаков В.П. Мифологии XX века. М., 1988

242. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории. М., 1985.

243. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1984.

244. Шихирев П.Н. Социальная психология в Западной Европе. Общественные науки. № 6, 1986.

245. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

246. Шугуров М.В. Бесконечный прогресс или вечный круговорот? (Два пространства человеческой свободы). Циклы природы и общества. Матер. IV межд.конфер., вып. I, Ставрополь. 1996.

247. Шугуров М.В. Цикличность отчуждения в социальном и экзистенциональном опыте существования человека. Циклические процессы в природе и обществе. Матер. Межд.конфер. выпуск II Ставрополь, 1994.

248. Шуков В.А. Основные принципы учения о ноосфере в контексте глобального эволюционизма. М., 1986.

249. Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. М., 1996.

250. Эволюция, культура, познание. М., 1996.142

251. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. М., 1995.

252. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

253. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. М., 1998.

254. Юнг К.Г. Душа и мир. М., 1996.

255. Юнг К.Г. Личное и коллективное бессознательное. М., 1998.

256. Юнг К.Г. Приближаясь к бессознатёльНЬму. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

257. Юнг К.Г. Психологические типы. М.5 1997.

258. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1998.

259. Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. М., 1995.

260. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1990. .

261. Adorno Т. Cultural Industry Reconsidered. In: Culture and Society. Contemporary Debates. Cambridge University Press, 1995

262. Arnold M. Culture and Anarchy. Cambridge, 1932

263. Bell D. The Coming of the Post-Industrialist Society. NY, 1973

264. Bourdeiu P. Distinction. A Social Critique of the Judgement of Taste. L., 1994.

265. Eco U. The Narrative Structure in Fleming. In: The Role of the Reader. Bloomington, 1989.

266. Fiske J. Understanding Popular Culture. L., 1989

267. Fiske J. Introduction to Communication Studies. L., 1982

268. Gans H.G. Popular Culture and High Culture, NY, 1974

269. Hoggart R. The Uses of Literacy. Penguin, 1957.143

270. Langer S.K. On Significance in Music. In: Aesthetic in the Arts. NY,1968

271. Leavis F.R. Mass Civilization and Minority Culture. L., 1930.

272. Leavis F., Thompson D. Culture and Inviroment. Chatto and Windus, 1932.

273. Leavis Q.D. Fiction and the Reading Public. L., 1932.

274. MacDonald D. A Theory of Mass Culture. In: Mass Media and Mass Man. NY, 1968

275. Riesman D. The Lonely Crowd: A Study of the Changing American Character. New Haven, 1961

276. Ryan A. (ed.) Utilitarianism and Other Essays: J.S. Mill and Jeremy Bentham. L., 1987

277. Strinati D. An Introduction to Theories of Popular Culture. L. NY,1997

278. Williams R. Culture. Glasgo, 1981

279. Williams R. Communications. Penguin, 1979

280. Williams R. Television: Technology and Cultural Form. L., 1974

281. Benoist A. De. Les idees ä lendroit. p.: Ed libres (hallier) 1979.

282. Benoist A. De. Les idees ä Tendroit. p.: Plön, 1979.

283. Wittgenstein L. Culture and value Vermischte Bemerkungen /Ed. by Wright G.H. von in collab. With Nyman H.; Transl. by Winch P. - Amend. 2d ed. -Oxford: Blackwell, 1980.

284. Husserl E. Die Krisis des europäischen Menschentums und die Philosophie. Gesammelte Werke. Haag, 1954, Bd 6.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Влияние СМИ на культуру СМИ в настоящее время оказывает большое влияние на культуру. У этого влияния есть свои положительные и отрицательные стороны. Например, повышение уровня образования все более широких слоев населения тесно связанно с зарождением СМИ, т.е. с ростом тиражей печатного слова - книг, а затем журналов и газет. Но, в то же время, расширение сферы контакта населения с искусством и наукой посредством СМИ вызвало целый комплекс последствий и для всех социальных слоев и для самой культуры. Из этих последствий выделим следующие два: Искусство, разделенное до этого на две не слишком связанные между собой части - элитарное и массовое, стало растягиваться в шкалу, каждый участок которой с удалением от элитарного полюса адресовался все более широкому кругу “потребителей”. Малообразованные, но уже попавшие в сферу воздействия СМИ, слои населения получают свою моду, бытовой дизайн, городской романс, бульварные газеты, “романы для кухарок” и другие составляющие быстро разворачивающейся масс-культуры. С точки зрения элитарных критериев, этот поток состоял из эрзац и деструктивных компонентов, разрушающих мораль и культивирующих “дурной вкус”. Симбиоз большого искусства и высших классов строился до эпохи СМИ в основном на отношениях "предложение-заказ" и в значительно меньшей степени на форме "товар-рынок". С культурной перестройкой, начавшейся под влиянием развития СМИ, новое, неэлитарное, искусство стало формироваться под знаком чисто рыночных отношений, причем рынка массового - низкая цена, большой тираж и качество “под клиента”. Принцип “под клиента” заслуживает специального рассмотрения, поскольку он всегда играл важную роль и в элитарном искусстве, хотя, как правило, не был определяющим, поскольку культурный уровень заказчика заставлял его обычно считаться с ориентирами самого искусства. Однако массовому “клиенту” эти ориентиры не были понятны или даже знакомы. Его шкала приоритетов определялась реакциями психики на “прямое” воздействие”. Достаточно вспомнить о классическом принципе “хлеба и зрелищ”, обеспечивавшего социальный баланс на основе “прямого воздействия“ еще задолго до зарождения современных СМИ и масс-культуры. Именно таковы законы, на основе которых рынок формирует дешевую культуру под клиента с недостаточно устойчивой надстройкой и минимальным уровнем эстетических оценок. Таким образом, СМИ играют большую роль в возникновении и развитии массовой культуры, но все сказанное выше не учитывает еще один важный фактор формирования высокой и низкой культур: социальный заказ, который еще совсем недавно считался основной силой, определяющей доминанты развития искусства и даже науки. Текущий контекст - господствующая идеология, мораль, законы - формировавший ориентиры и шкалу оценок, определялись, в конечном счете, социальным заказом. Высокое искусство во все эпохи должно было прежде всего подчеркнуть право заказчика на власть. Основной же для искусства критерий - “сделайте мне красиво” - мог рассматриваться как вторичный, поскольку (а) обычно является компонентом оформления величия власти и (б) более важен в тех областях, которые реже входили в основной набор атрибутов власти (литература, театр, и т.п.). На низкое же искусство до эпохи СМИ влиять сверху можно было скорее кнутом, т.е. запретами на нежелательные элементы, чем поощрением желательных. Появление СМИ начинает процесс становления новой масс-культуры, все больше выполняющей заказ сверху: поучительные и религиозные тексты, пропаганда незыблемости устоев, морализующие и патриотические олеографии. С какого-то этапа эволюции масс-культуры фактор рынка начинает играть все большую, а в конце концов основную роль, все больше отождествляя ее с китчем. При этом общие ориентиры культуры в целом остаются за высоким искусством.

Стремительный прогресс в области развития информационных технологий повлек за собой появление новых форм и стилей подачи информации. В то время как новые средства массовой информации привлекают к себе все более широкую аудиторию, усиливаются и споры о том, будут ли сотрудники новых СМИ соблюдать профессиональные стандарты, выработанные и испытанные в ходе истории журналистики - стандарты, которые, как принято считать, отличают профессиональную журналистику от желтой прессы. Напротив, сторонники гражданской журналистики утверждают, что именно благодаря по-настоящему независимым новым формам СМИ общество получает полноценный доступ к информации.

Довольно часто высказываются опасения в связи с потенциально негативными последствиями перехода от традиционной журналистики, которая регулируется высокими профессиональными стандартами, к журналистике цифровой эпохи, которую, по меньшей мере, частично формирует децентрализованная блогосфера, где граждане теперь могут обращаться к непрофессионалам за информацией о Белом доме, Конгрессе, войне в Ираке и других внешнеполитических проблемах.

Сторонники этой новой формы журналистики возражают, что источники новостей вне сферы действия основных СМИ со временем обогатят, а не обеднят общественный диалог. Положительный опыт некоторых новых сетевых СМИ, таких как сайт OhmyNews, работающий под девизом Каждый гражданин - репортер, убедительно подтверждают эту точку зрения. Кроме того, сторонники гражданской журналистики вполне обоснованно указывают на то, что под "высокими профессиональными стандартами журналистики" зачастую скрывается двойная игра частных компаний, которые ради прибыли вступают в деловые отношения с представителями закрытых обществ и репрессивных режимов, ограничивающих свободный доступ к информации, в том числе практикующих жесткий "государственный контроль Интернета".

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что миллионы газетных полос ежедневно попадают в руки читателей. Волны сотен радиостанций пронизывают сегодня эфир, донося до слушателей новости из любого уголка нашей планеты. Тысячи телебашен, десятки космических спутников делают нас свидетелями событий в разных странах мира.

Значение печати, радио и телевидения в современном мире переоценить просто невозможно. Они превратились в мощный инструмент воздействия, охватывая своим влиянием беспрецедентное в истории число людей. Из выше сказанного становится ясно, что социологу - исследователю просто необходимо знать всё процессы, связывающие СМИ и их аудиторию, для того, чтобы понять закономерности формирования общественного политического мнения, политической идеологии.

Большинство политологических исследований современности, прямо или косвенно относящиеся к теме средств массовой информации, посвящены проблемам повышения политической эффективности СМИ, увеличению роли СМИ в жизни общества, их влиянию на политическое мировоззрение отдельного человека и целого социума. Однако почти никто не задумывается о том, что прежде чем что-либо усовершенствовать нужно сначала изучить это в мельчайших деталях, поняв все тенденции и закономерности данного явления. 26 февраля 1845 П.А. Клейнмихель обратился к Николаю I с просьбой о том, чтоб ни одна газета или какая-либо публикация не могла выйти в свет не будучи прочитанной графом Клейнмихелем и не получив его одобрения. Николай I удовлетворил прошение графа. С тех пор ни одно произведение литературного искусства не могло выйти в свет без предварительной цензуры, что, конечно, очень затрудняло появление новейших литературных произведений, но с другой стороны оберегало умы читателей от революционных идей. Надо сказать, что СМИ стали отраслью культуры относительно недавно. СМИ относится к массовой культуре, которая появилась в начале XX века, когда средства массовой информации стали доступны всем слоям населения. Конечно, эта культура обладала меньшей художественной ценностью, но была понятна всем и давала информацию о тех или иных событиях. Она удовлетворяла сиюминутные потребности людей, но в то же время быстро теряла актуальность. Основной целью СМИ в любом обществе является информационная цель. Эта задача приобретает особое значение в демократическом обществе, так как люди должны обладать объективной информацией, чтобы принять верное решение. В демократическом обществе пресса, теле- и радиопередачи ориентированы на актуальные вопросы, возникающие в стране и в мире в целом. При тоталитарном режиме все материалы прессы направлены на политико-идеологические темы. При этом политическом режиме велика роль цензуры. Посредствам политической пропаганды через СМИ в сознание людей систематически внедряются взгляды и ценности, нужные в данный момент руководству страны. Если говорить о пропаганде в СССР, то власть держала в своих железных рукавицах СМИ вплоть до 1985 года, и через них осуществляла воздействие на сознания людей. В отличие от тоталитарного, в демократическом обществе существуют разные взгляды на те или иные вопросы. Это можно обусловить свободой слова, принятой во многих демократических странах. СМИ не будет играть дисбализирующей роли, так как принято свободомыслие. Благодаря СМИ также может развиваться здоровая конкуренция за власть. Многие политические партии РФ сотрудничают со СМИ, дабы поднять свой рейтинг или сделать себе пиар, как выражаются независимые эксперты. Другие же напротив разжигают скандалы со СМИ, хотя преследуют те же цели. Так или иначе, мы не можем представить жизнь без СМИ. Работа средств массовой информации закреплена законами РФ. Закон РФ «О СМИ» был принят 27 декабря 1991 года. Ранее закон о печати был принят 12 ноября 1990 года. Эти документы закрепляли права и обязанности СМИ, свободу слова и печати, неприкосновенность журналистов и защиту их на основании Конституции РФ. Разнообразие изданий и программ, составляющих систему средств массовой информации, явилось результатом возникновение и преобразования разных типов газет, еженедельников, журналов, каналов радио и телевидения в совокупности составляющих их программ. Основной дифференциации послужило стремление разнообразить проблемно - тематическую направленность, обратится к разным слоям аудитории, сосредоточиться на освещении жизни различных регионов сфер деятельности, областях интересов, представить аудитории позиции разных общественных сил. Эти дифференцирующие факторы действуют постоянно и определяют процессы видоизменения системы СМИ в зависимости от характера содержания каждого из факторов. При этом на информационный рынок выходят издания и программы как резко различающиеся (по тематике, масштабу аудитории, позициям), так близкие между собой в тех или иных аспектах. Таким образом, возникают различные направления в формировании общественного мнения в СМИ. Проведенный анализ различных точек зрения и позиций исследователей, анализировавших деятельность телевидения, функционирующего в условиях развитой рыночной экономики, позволяет сделать вывод, что они констатируют его значительную роль в реализации механизма социального контроля общества. Вторгаясь во все сферы общественной жизни, телевидение оказывает колоссальное, все возрастающее влияние на общество, каждого его члена, что порождает еще одно " проблемное поле ", которое требует особого разговора - проблему социальной ответственности.