Мировоззрение человека

18.03.2015

Снежана Иванова

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо...

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Понятие и структура мировоззрения

Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.

Познавательный

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому виду мышления , которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Ценностно-нормативный

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Эмоционально-волевой

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Практический

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

  • Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
  • Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
  • Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.

Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

  • Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
  • Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
  • Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.

Формирование мировоззрения личности

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

  • мир материален;
  • всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
  • в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
  • человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Роль мировоззрения в жизни человека

Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и уверенность человека в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и ответственностью , потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.

Это то, без чего человечество не достигло бы таких высот в современности, - до наших дней попросту бы не дошли познания предков, опыт которых передавался из поколения в поколение. Структура мировоззрения сама по себе достаточно сложна, она сочетает в себе совокупность информации о мире, окружающем человека, а также ее восприятие; отношение личности к своему "Я"; жизненные устои и принципы; мораль, этику и духовный мир каждого отдельного человека.

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Уже в детстве, когда человек осознанно отделяет себя от остального мира, умеет говорить и мыслить, начинает формироваться его собственное мировоззрение. На то, каким оно будет в более зрелом возрасте, влияют различные факторы:

  • Окружение человека с первых дней его жизни. Семейные традиции и то, как родственники общаются между собой, ребенок перенимает, считая нормой. Это первые ступени в образовании мировоззрения. Общение в детском саду, школе со сверстниками, а затем студенческая, взрослая жизнь даруют новый опыт и цели.
  • Местность, где человек появился на свет. Страна, в которой родился новый член общества, ее история, обычаи народа, населяющего данную территорию, - структура мировоззрения все это объединяет в единое целое, в будущие достижения человека.
  • Вероисповедание. Мировых религий достаточно много, и они значительно влияют на восприятие личностью происходящего вокруг. Каждая вера обогащает духовную жизнь человека, предохраняет от неправильных и опасных поступков. Каноны некоторых признанных религиозных организаций направлены на объединение людей, поддержку близких и нуждающихся.

"Подкормка" мировосприятия свежими эмоциями, историей, способствует быстрому формированию индивидуальности личности. В зависимости от факторов, воздействующих на повседневную жизнь человека и эмоций, испытываемых обществом и непосредственно им самим, видение мира может быть как оптимистичным, так и пессимистичным.

Пути формирования

Существует всего 2 варианта развития мировоззрения:

  1. Активный (осознанный) . Человек использует дополнительные возможности для получения информации, дабы создать свой собственный, индивидуальный взгляд на жизнь. В этом ему помогают различные исторические документы, психологические тренинги, философские издания. Индивидуум прилагает все свои внутренние силы, изучая особенности мировоззрения и разрабатывая для себя новые цели, устои и идеалы.
  2. Пассивный (стихийный) . Большая часть современного общества использует данный путь формирования мировоззрения, получая информацию из легкодоступных источников, подстраиваясь под окружающие их условия. Как итог - человек, избравший пассивный вариант роста восприятия мира, в стремлении стать таким, как все, теряет свою индивидуальность.

Структура

Структура мировоззрения - это несколько аспектов, взаимосвязанных между собой:

  • Знания . Данная часть включает в себя информацию, получаемую с первых моментов понимания окружающей обстановки. Знания играют важнейшую роль в жизни человека - именно благодаря им индивидуум легко ориентируется в пространстве. Чем больше объем усвоенной информации, тем тверже и устойчивей жизненная позиция. Знания, образующие мировоззрение, могут быть научными, практическими и профессиональными.
  • Эмоциональность . То, как реагирует человек на различные жизненные ситуации, также является компонентом мировосприятия. Отрицательные и положительные эмоции, а также нравственность и чувство долга впоследствии формируют у индивидуума собственный взгляд на окружающий мир.
  • Ценности . Отношение человека к происходящему вокруг него, согласно его пониманию собственных стремлений, потребностей, смысла жизни и интересов. Ценности в мировоззрении бывают трех видов: значимые (предметы, события и люди, вызывающие сильные эмоции); полезные (практическая сторона жизни, одежда, еда, кров, знания, навыки); вредные (негативное отношение к чему-либо или кому-либо, к поступкам, ситуациям, к примеру, к убийству, насилию).
  • Поступки . Осуществление человеком на практике собственных идей и взглядов. Могут быть как положительные (помощь людям, благотворительность), так и отрицательные (экстремизм, неприятие людей с физическими недостатками, военные действия, преступления разного рода).
  • Убеждения . Собственные взгляды индивидуума и общества на жизнь. Они объединяют людей и являются жизненно необходимыми для фанатиков, беспринципно следующих своим ценностям. Убеждения могут быть твердыми, истинными, не поддающимися каким-либо изменениям, а также волевыми, воодушевляющими, заставляющими бороться с препятствиями.
  • Характер . Структура мировоззрения также включает в себя личностные качества индивидуума, без которых формирование устойчивых взглядов на жизнь не представляется возможным. Черты характера, способствующие росту и развитию мировоззрения: воля (достижение поставленных задач), вера (уверенность в собственных силах, доверие к другим людям), сомнения ("самобичевание" в отношении новых знаний или ценностей).


Уровни

Уровни мировоззрения, согласно интеллектуальному, духовному развитию человека, а также наличию у него логического и философского мышления, подразделяются на обыденное восприятие (уровень № 1), профессиональное (№ 2) и философское (№ 3).

Обыденное мировоззрение, оно же бытовое, формируется стихийно, за счет повседневной жизнедеятельности индивидуума. Люди, чье миропонимание "застряло" на первом уровне и не развивается дальше, обычно не в силах логически объяснить какое-либо явление, а также сдержать эмоции в конфликтных ситуациях, - в такие моменты чувства преобладают над здравым смыслом. Данный уровень является базовым, тогда как другие уровни мировоззрения считаются приобретенными. Образуется обыденное видение мира на традициях и обычаях, принятых в обществе, окружающем индивидуума, а также на опыте и инстинктах. Благодаря ему человек может свободно общаться, анализировать, учиться.

Профессиональное понимание мира представляет собой обретение навыков и опыта в определенной сфере деятельности: политике, науке, философии, творчестве, культуре. Человек, обладающий профессиональным мировоззрением, может делиться собственными идеями и мыслями - информация такого рода передается от индивидуума к индивидууму, из поколения в поколение. Стоит отметить, что многие известные политические фигуры, а также философы и деятели культуры имели данный уровень.

Философское (теоретическое) мировоззрение считается наиболее развитым этапом. Достигнув его, человек изучает, критикует, анализирует отношение, принятие/непринятие окружающего мира и своего "Я" как такового. Интересен тот факт, что лишь немногие могут достигнуть данного уровня - философское мировосприятие доступно лишь некоторым выдающимся теоретикам и философам.

Формы

Жизнедеятельность предыдущих поколений налагает свой отпечаток на современное общество. Формы мировоззрения впитали в себя опыт предков, их историю, мифы и легенды, моральные принципы и устои. То, во что верили наши праотцы, также повлияло на создание мировосприятия современных индивидуумов. Чувство и взгляды древних людей на окружающий мир продолжают жить, несмотря на значительные временные промежутки. На сегодня существуют такие формы мировоззрения: общественная, групповая, индивидуальная.

Типы

Существует несколько типов восприятия мира, каждый из которых присущ определенному человеку, с его уровнем развития взглядов, особенностями, эмоциями, поступками, ценностями, чувствами. Типы мировоззрения все без исключения затрагивают каждый жизненный аспект человека, его духовный мир, чувства и мысли. Все они помогают адаптироваться в той или иной ситуации, способствуют получению новых навыков и умений. В некоторых случаях один индивидуум может обладать сразу несколькими видами миропонимания - все зависит от его желания самосовершенствоваться.

Типы мировоззрения, различаемые в современном мире: житейское, мифологическое, научное, гуманистическое. Также выделяются философское и историческое. И еще один тип существует, который мы рассмотрим подробнее, - это религиозное мировоззрение.

Религия - неотъемлемая часть миропонимания

Издавна происходит незримая борьба между религией и наукой. Научные изыскания позволяют человечеству развиваться и побеждать болезни, тогда как религиозные познания обогащают внутренний мир, помогают пережить негативные жизненные моменты. Религиозное мировоззрение является одним из сильнейших и действенных типов восприятия мира. Это объясняется тем, что вера в сверхъестественное, сильное существо, обладающее безграничными познаниями, а также управляющее моральными, нравственными нормами, волей, знаниями и физическими возможностями человека, позволяет сбросить с плеч некоторую часть ответственности за свои поступки. Помимо этого, вера заставляет индивидуума бороться со сложностями и двигаться вперед, собирая группы единомышленников.

Гуманистическое видение мира

Структура мировоззрения гуманистически настроенных личностей представляет собой обобщение принципов гуманизма, а именно человеколюбия:

  • Самое ценное в мире - человек.
  • Каждый индивидуум является самодостаточной личностью.
  • Все люди обладают безграничными силами для самосовершенствования, развития в любых отраслях жизни, а также имеют право проявлять свои возможности и таланты.
  • Любой индивидуум, являющийся частью общества, в состоянии самостоятельно изменить свое мышление, манеру общения, характер.
  • Каждый человек способен саморазвиваться и благоприятно воздействовать на окружающее его общество.

История - часть каждого из нас

Историческое мировоззрение включает в себя мифологическое, религиозное и философское восприятие мира, так как на каждом этапе их развития затрагивались отдельные моменты истории. Мифы, легенды, древние философы, и даже библейские рассказы - все это существовало много столетий назад, а значит, оставило свой след в миропонимании наших предков, так как понятие мировоззрения объединяет не только опыт праотцов, но и их историю.

Мифологическое восприятие

Данный тип видения подразумевает отсутствие разграничений между объективным и субъективным. Мифология позволяет разным поколениям взаимодействовать между собой, несмотря на временные преграды. Для людей, обладающих мифологическим мировоззрением, легенды и мифы народов считаются реальностью, они помогают формироваться моральным и этическим устоям человека.

Житейское видение мира

Житейское или обыденное восприятие базируется на информации об опыте близких родственников, передающейся из поколения в поколение. Образуется житейское понятие мировоззрения благодаря повседневной жизни, обозначению предметов и их роли в окружающем мире.

Научное восприятие

Данный тип полностью опирается на точные мысли, конкретику, факты, лишенные субъективности. Человек, которому присуще научное мировоззрение, рационален, расчетлив и холоден. Так сложилось, что наука, философия и история имеют неразделимую связь и многочисленные общие аспекты. Однако научный тип видения мира на каждое необъяснимое явление позволяет найти обоснованные ответы, в отличие от исторического, включающего в себя мифы и легенды.

Философские взгляды на жизнь

Философия и мировоззрение являются практически неразделимыми понятиями. Видение мира, согласно данному типу, базируется на теории, подкрепленной научными и природными обоснованиями, а также на логически объяснимых реальных (как личных, так и общественных) явлениях. И философия, и мировоззрение любого типа не имели бы место в современности, если бы они не были тесно связаны с историей. Философские учения гласят, что человек, обладающий таким видением, обязан посвятить свою жизнь изучению мира и бесконечному поиску истины.

Что собой представляет мировоззрение? Краткое определение

Обобщение поступков человека, его желания, отношение к людям, бесценный опыт предыдущих поколений, повседневная деятельность, работа над собой - все это включает в себя мировоззрение. Кратко описать своеобразное мировосприятие отдельного человека не представляется возможным, так как все личности индивидуальны, а значит, у каждого свое собственное, сложившееся понимание мира. Дословно мировоззрение расшифровывается как "взирать на мир", смотреть на него и испытывать определенные эмоции, принимать его таким, каков он есть, либо отвергать, создавая собственный внутренний мир.

Роль мировоззрения в существовании человечества

Перенимая опыт от поколений, ушедших в прошлое, никто не задумывается, как именно он усваивается и позволяет двигаться человеческому обществу дальше. Красивое слово "мировоззрение" для некоторых личностей является пустым звуком, а для многих данный термин обозначает одновременно историю, науку, внутренний мир человека, духовность, надежное подспорье в достижении поставленных целей.

Что же дает индивидууму мировоззрение? Сложившееся, устойчивое и здоровое мировосприятие позволяет человеку легко адаптироваться в социуме, самосовершенствоваться. Благодаря этому он не видит преград в решении задач, добивается повышения на службе, быстро находит объяснение происходящему. Мировоззрение дарит своему обладателю возможность правильно расставлять приоритеты и определять жизненные ценности. Видение мира - это нечто большее, чем просто взгляды одного человека. Мировоззрение - это мысли и возможности всего общества, "двигатель", толкающий эволюцию вперед.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА и ЕГО РАЗВИТИЕ.

...Мировоззрение является итогом напряженной и
постоянной внутренней работы - духовной,
интеллектуальной, нравственной; это процесс, и
процесс бесконечный, где никогда не бывает
завершенной и застывшей истины…

Мировоззрение Человека составляет основу его Жизни: либо Жизни в Радости и Любви ко всему Сущему, как частичке Единого, без её умаления, либо в страданиях, болезнях и непрекращающихся проблемах. Каждая основа должна на чём-то базироваться, то есть иметь под собой незыблемые, нормы, правила или Законы. В то же время этот базис должен соответствовать всей Жизни Человека и давать ответы на все её вопросы, которые возникают в каждый момент Жизнедеятельности Человека. Для начала обратимся к тому, как сам Человек определяет для себя, что такое мировоззрение,

Мировоззре́ние - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Классификация. Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях.
Различными авторами выделяются:
религиозное мировоззрение,
естественнонаучное мировоззрение,
социально-политическое мировоззрение,
философское мировоззрение.
Иногда выделяют также:
мировоззрение повседневного опыта,
эстетическое мировоззрение,
мифологическое мировоззрение.

В этих определениях, в классификации, как и во всей Жизни, Человек разорвал и разъединил Единое Мировоззрение, которое давало бы ему полную картину и ответы на все его вопросы. Но так как любое материальное Мировоззрение является только частью Единого Мировоззрения, то при его развитии с последующим применением в свою Жизнь, Человек получает искажённое представление о своей Жизни. Это разъединение Единого Мировоззрения возникло от того, что в Жизни Человека, им не учитывается вторая составляющая. Эта вторая составляющая представляет собой невидимую Сущность Высшего «Я» Человека и подчиняется своим Законам. Каждый средне образованный Человек называет эту Сущность по-разному -Дух, Душа, Совесть, Индивидуальность
, (см.статью «Дух и Материя – совместно или врозь?) но Её предназначение от этого не меняется. Это Сущность, будем называть Её Духом Человека, живёт по своим Духовным Законам, и не подчиняется материальным законам, которые в большинстве своём созданы Человеком для угнетения себе подобных и возвышения над ними. В то же время необходимо отметить, что Духовное всегда Выше материального по своему Качеству и вибрациям энергий, из которых оно состоит, и потому всегда развиваясь само, всегда поднимает до своего уровня развития и материальное (см.статью «Человек – кто ты?»). Отсюда логически вытекает то, что все знания, которые имеются у Человека о Духовном и Материальном необходимо объединить в Единое Знание,и на этой основе развивать Единое Мировоззрение. Не может Человек в своей Жизни руководствоваться только частью, тем более материальной, так как всегда будут извращения, которые и уведут его на ложный Путь. О нынешнем состоянии Человечества так говорится:
«Самый ужасный бич человечества есть его узкое мировоззрение. Лучшие люди думают, что явление их кругозора есть главный ключ к спасению Мира, но границы этих мировоззрений не идут дальше физического мира. Представители Церкви сулят народу спасение духа, но дальше физического мира не идут. Народные вожди направляют мышление своих народов к переустройству, но дальше низших сфер они не ведут. Так можно перечислить все степени человеческого водительства, и становится жутко за тот тупик, в который вошло человечество…»
«…У Нас никогда не допускались насильственные навязывания и сложные изложения. Людское сознание должно подобно пчеле отовсюду собирать сведения, чтобы свободно и добровольно сложить из них свое мировоззрение. Только такая трудовая жатва подвинет самоусовершенствование. Многие ждут целых систем миропонимания. Такие люди хотят, чтобы их вели, как слепых, но Наш древний метод говорит: «Познай самого себя». Мы готовы щедро наделить искрами мировой мозаики, НО СЛОЖИТЬ СВОЙ УЗОР ДОЛЖЕН САМ ЧЕЛОВЕК…»
ВОТ ТО ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, КОТОРОЕ ДОЛЖЕН ОСМЫСЛИТЬ И ПРИНЯТЬ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК, ЧТО ТОЛЬКО ОН САМ, СВОИМИ РУКАМИ И НОГАМИ МОЖЕТ ФОРМИРОВАТЬ И РАСШИРЯТЬ СВОЁ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
Как формируется Мировоззрение Человека?
Рост и получение знаний, школа, институт, религия, место и страна воплощения и со временем опыт Жизни,формируют у каждого Человека соответствующее мировоззрение. До самостоятельной ЖизниЧеловека эти знания образуют как бы первичный фундамент его Храма Жизни. После выхода в самостоятельную Жизнь, начинается основное строительство, уже непосредственно руками и ногами самого Человека, которое длится до отведённого срока Жизни.
НА ЭТОМ ОСНОВАНИИ И СТРОИТСЯ ХРАМ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, И КАЖДЫЙ СТАРАЕТСЯ ПОСТРОИТЬ ЕГО ЛУЧШЕ И КРАСИВЕЙ ЧЕМ У ДРУГОГО, ПОСТОЯННО СВЕРЯЯ СВОЁ СТРОИТЕЛЬСТВО СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ ДРУГОГО И ВНОСЯ КОРРЕКТИВЫ.ПОСТЕПЕННО СОЗДАЮТСЯ СВОИ ДОГМЫ И ПОСТУЛАТЫ, КОТОРЫЕ ПОКРЫВАЮТ ЭТОТ ХРАМ НЕПРОНИЦАЕМОЙ КРЫШЕЙ САМОСТИ,КАЖУЩЕГОСЯ ВСЕЗНАЙСТВА И ПРЕВОСХОДСТВА НАД ДРУГИМИ. СО ВРЕМЕНЕМ СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА ВВЕРХ ПРЕКРАЩАЕТСЯ, А НАЧИНАЕТСЯ СТРОИТЕЛЬСТВО ВШИРЬ, С УЩЕМЛЕНИЕМ СЕБЕ ПОДОБНЫХ И ЗАХВАТОМ ТЕРРИТОРИЙ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СВОЕГО СТРОИТЕЛЬСТВА.
Но всё равно Жизнь Человека не становится лучше - не такая весёлая, как у соседа, не тот коттедж,не та машина хотелось бы лучше и т.д. А Жизнь продолжается, и Храм Жизни от самости, зависти и злости постепенно разрушается, проседает, лопает фундамент, не выдерживающий тяжести проблем Человеческой Жизни, за фундаментом разрушаются стены, начинает протекать крыша, разрушается и гниёт пол. Начинается ремонт – поиски путей и способов изменить свою Жизнь, так как говорят об этом догмы и постулаты Мировоззрения Человека. Но многие не размышляют над своей Жизнью и поддавшись всеобщему зомбированию, внемлют СМИ и применяя дальше навязанные рецепты и свои искаженные догмы продолжают затыкать бесконечные дыры в своём Храме Жизни и приходят в отчаяние каждый раз, когда они проявляются опять. Вновь перебирает Человек все Пути и не находит, так как ищет Разум, и ищет для себя, чтобы они были созвучны его закостенелым догмам и постулатам Жизни. Некоторые, размышляя, обращают внимание на фундамент своего Храма Жизни, и очистив его от отложений невежества и узости сознания принимаются в первую очередь за его реконструкцию. Осознав то, что косметический ремонт покосившегося Храма пользы не даст, а только будет потеряно драгоценное время отведённой Жизни на пустые хлопоты и заботы. Затем задаётся вопросом, что может придать прочность фундаменту Храма Жизни, и опять поразмыслив, понимает, что только ИСТИНА и пускается на её поиски. В продолжение этих размышлений, возникнет вопрос у каждого Человека: «А где взять ИСТИНУ, эти Знания о Духовном, о Жизни и Предназначении Человека?».
У тех, кто прислушивается к своему Сердцу в своей Жизни, к тем приходит Озарение, и тогда нет мучительных поисков. Сердце, сразу только прикоснувшись к Источнику,тихо говорит – это ОНО, Великое Учение Учителей Человечества с его ВЕЛИЧЕСТВЕННЫМ ВСЕОЧИЩАЮЩИМ ОГНЁМ ЛЮБВИ (см.статью «Размышления о Любви »). И Разум, по велению Сердца, принимает Его и начинает размышлять, анализировать и изучать Учение, а затем и применять Его в Жизнь Человека. Ведь каждый приходит на Землю с определённой задачей своего развития и эволюции, и за её исполнение каждый несёт ответственность. Об этом предназначении так говорится:
«…Быть готовыми, быть отрекшимися, быть уявленными, быть ущемленными, быть радостными, быть ликующими, быть молчащими, быть приносящими и дающими и быть в жизни сей наученными Солнца светом, такими Мы хотим видеть вас, такими и посылаем вас. ТАК ДУХ ВАШ ПРИНЯЛ ПОРУЧЕНИЕ ...»

« …Надо научиться мыслить. Никакая лекция не научит мыслить. Качество мышления образуется одиночеством во всей разумной устремленности. Именно, мысль высекает искру жизни из вещества материи.»
Один на один, с самим собой, размышляя о проделанных делах, совершённых поступках, о посещаемых в течении дня эмоциях и мыслях и сверяя их с Истиной Живой Этики, только так может научиться Человек качественно мыслить. Размышления и общение с другими познающими будут углублять и освещать его Мысли созвучием Мыслей других людей, тоже стремящихся к своему совершенствованию. И только остановившись в своём познании Мироздания и обособившись, отделив своё материальное Мировоззрение от Знания Высшего, Человек обрёк своё Сознание на закостенелость и создание иллюзорных догм.Отсюда и соответствующие мысли, эмоции,поступки и дела, так как, не зная главного, принял за него второстепенное материальное и поставил его во главу угла своей Жизни.
Только приобщение к Истинному Знанию и применения Его в Жизни Человека начнёт формировать Истинное Единое Мировоззрение, и раннее Мировоззрение Человека вольётся в него очищенным дополнением.
«…Так нужно, прежде всего, установить направление эволюции. Не может быть двух направлений прогресса. Может быть одно ИСТИННОЕ и все другие попытки будут лишь блужданиями…»
«Умение различать истину направления, есть великое огненное качество. Можно понять, что такое качество не утвердится легко. Оно требует не только бесед, но самого внимательного изучения жизни…»
Здесь говорится о множестве путей Жизни Человека, на который Человека направляет его частичное Мировоззрение, начиная от совершенствования физического тела и кончая психологическими контактами с экстрасенсами, практиками и всякими йогами. И здесь в выборе своего Пути Человеком руководит его Сознание, которое развито у каждого по-своему. Исходя из этого и правд Жизни Человека столько, сколько людей живёт в этом Мире, и у каждого она своя, по которой он и живёт. И вот здесь в Жизнь Человека вмешивается его Разум, и руководимый желанием самовозвеличивания, начинает проталкивать любыми способами свою правду Жизни, которая создана и пропущена через невежественное и самостное сознание, выдавая её за панацею избавления Человечества от всех его бед. Для этого применяются все средства и возможности, которые у каждого Человека разные. Отсюда и создание всевозможных сект, учений, методик, научных изысканий и откровений, литературных произведений и т.д и т.п и др. Цель одна – протолкнуть свою правду, соответственно заработав на ней для своего безбедного существования,сделать её достоянием других и повести поверивших за собой в «своё светлое будущее», где каждый будет «счастлив». И таких правд много, и все они до хрипоты доказывают друг перед другом свою «истинность» не гнушаясь никакими аморальными средствами, клеветой на других, вплоть до физического уничтожения тех, кто, войдя в эту Жизнь, Истинно осознал своё предназначение и повёл за собой других, предлагая каждому «Познать себя». И мечется Человек со своим материалистическим Мировоззрением между этими правдами, как титулованными и со всякими регалиями, так и без них, и пробует то одну, то другую, третью – ан всё не то. И невдомёк таким мечущимся, что их сознание и Разум ищёт ту правду, которая бы соответствовала их Мировоззрению и их пониманию Жизни. Тогда Человек начинает применять в свою Жизнь ту, которая более или менее созвучна ему, пытаясь приспособить её под свой образ Жизни, но всё равно не получается. Почему? Да потому, что у каждого свой начальный запас Знаний, свои условия рождения, своя семья его воспитавшая, своё восприятие одного и того материала преподаваемого в школе, институте, свой опыт Жизни, своя энергетика организма, своё, своё, своё…. И потому никакие рецепты других: родителей, подруг, знакомых, разных «гуру» не укажут Правильный Путь Жизни для него. Опять почему? Потому что ИСТИНА ОДНА И ЕДИНА, а правд много и все они личностные, и потому всегда в злости и зависти воюют межу собой и натравливают одного Человека на другого, а надо искать ЕЁ – ИСТИНУ МИРОЗДАНИЯ И ЕЁ ЗАКОНЫ (см.статью «Законы Жизни Человека»). Но многие ли ЕЁ ищут. Зашоренный своими догмами Разум в своём мнимом «всезнайстве» не желает учиться и гонит и гонит Человека по его «беличьему» колесу Жизни до тех пор, пока тот не выбьется из сил и вновь не рухнет в сети какой-нибудь секты, новоявленного «гуру», психологических методик и практик.
А Истина Спокойно и Величаво, в определённое время, вновь и вновь даётся Старшими Братьями всему Человечеству и очищенная в своём Свете, терпеливо ждёт,когда каждый Человек прикоснётся к ней и начнёт расширять своё сознание и Мировоззрение. Эта ИСТИНА не насилует Свободную Волю Человека, никого не сталкивает лбами и никого не умаляет, говоря о том, что всё вышло из ЕДИНОГО и всё РАВНОВЕЛИКО И РАВНОЗНАЧНО. Говорит о том,что всё Сущее имеет форму и содержание, то есть ДУХ и МАТЕРИЮ, ЖИЗНЬ которых зависит только от их совместного развития, но только в добровольном и свободном подчинении Материи – Духу (см. статью «Дух или Материя – совместно или врозь?»). Не разжигает в Человеке жажду власти и самовозвеличивания, говоря опять же о том, что ВЛАСТЬ – ЭТО ЖЕРТВА, и заставляя каждого размышлять о своём Истинном Величии, и в чём оно заключается. Говорит о Бессмертии каждого Человека в Духе, и о смерти его физического тела, его формы. Говорит о Психической Энергии Жизни, о «ЧАШЕ» накопления где слагаются ИСТИННЫХ БОГАТСТВ ДУШИ, о Радости – как об ОСОБОЙ МУДРОСТИ и о многом, многом другом. Эти Истинные Знания раскрывают широко глаза всем познающим на самих себя, и они, начиная познавать себя, открывают в себе безграничные возможности. Воистину, Человек создан по образу и подобию Творца и в своём потенциале - Человек, Творец Вселенной. Но сначала надо создать свою – в ЦЕНТРЕ со своим Солнцем – Сердцем, которое осветило бы своей ИСТИННОЙ ЛЮБОВЬЮ сначала внутренний МИР Человека, а потом и весь ОКРУЖАЮЩИЙ ЕГО МИР. Это и есть та ИСТИНА, которая при её ПОЗНАНИИ и применением в свою Жизнь, расширит сознание Человека и его Мировоззрение, тем самым укрепив и создав нерушимый фундамент его Храма Жизни.Но мало прочитать ЕЁ как художественную литературу, надо ещё в каждодневности каждого действия Жизни, каждой Светлой Мыслью, Чистыми ЖЕЛАНИЯМИ и Радостными ЭМОЦИЯМИ совершенствовать и преображать себя. По сути это есть ШКОЛА ЖИЗНИ, в которой каждый Человек должен постоянно учиться до своего ухода с земного плана. Должен – но не обязан, так как у каждого Свободная Воля и свои догмы и невежество. Вот и получается что в этой ШКОЛЕ ЖИЗНИ, каждый либо двоечник в своём зле, либо троечник – серенький, тёпленький, лживенький и услужливо - лижущий, либо отличник – в своём ПОЗНАНИИ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ И ПРЕОБРАЗОВАНИИ САМОГО СЕБЯ. А оценки ставит строгий и справедливый УЧИТЕЛЬ, которым является ЖИЗНЬ каждого Человека. И эта Жизнь, либо улучшается от воспитания Человека самим себя и преобразуется в Радостную и Счастливую со своей Женской Прекрасной Половинкой, либо опускается дальше в болото невежества, лжи, притворства, злости и зависти, и итогом которой будут всё возрастающие болезни, страдания Человека, мучительное и страшное ожидание своего неминуемого физического конца.
В Мироздании в каждый миг Жизни всё изменяется, изменяется так же всё и в Человеке и в Мире, который он создаёт вокруг себя своей Жизнью и своим отношением к её проявлениям. Каждый атом, каждый орган, каждый Человек, семья, коллектив, город, нация, страна, Земля, Вселенная и Мироздание находятся постоянно в ДВИЖЕНИИ ЖИЗНИ. Всё законченное и догматическое рано или поздно обречено на разложение и уничтожение. Если бы только оно одно. В своей агонии оно увлекает за собой и Человека, остановившегося в своём Развитии сознания и своего Мировоззрения, и готовит ему новые испытания, которые сам же Человек создаёт себе своим невежественным Разумом и темнотой своего Сердца. Во и схема «беличьего» колеса Жизни невежественного, лживого, завистливого и ленивогоЧеловека, который заботится об ублажении своего тела, совершенно забывая о Сердце и о Духе, в нём живущем. А ДУХ, живущий в Человеке, это его ХРИСТОС, и каждый сам, ежесекундно либо распинает его на своём кресте самости, злости, наживы, причиняя ему страдания, либо в упорном Труде САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ совместно с НИМ, своими руками и ногами поднимается в свой Истинный Родной ДОМ – МИР ОГНЕННЫЙ, к своемуОТЦУ - ТВОРЦУ ВСЕГО СУЩЕГО (см. «Сказание о Едином Мировоззрении»).
Всё это заключено в СОЗНАНИИ и МИРОВОЗЗРЕНИИ и развивать его, или продолжать разлагаться и прозябать на нашей ПРЕКРАСНОЙ ПЛАНЕТЕ в его невежестве, решать только ЧЕЛОВЕКУ, своей СВОБОДНОЙ ВОЛЕЙ, которая даже травинку заставляет пробиваться через асфальт и встретить ЯСНЫЙ СВЕТ СОЛНЦА и ИСТИНЫ. Так и Жизнь Человека станет СЧАСТЛИВОЙ, РАДОСТНОЙ и СВЕТЛОЙ, если он сам своими руками пробьётся сквозь темноту своего невежества к СИЯЮЩЕМУ СВЕТУ ИСТИНЫ МИРОЗДАНИЯ.

Всё в твоих руках Человек – Дерзай и Твори свою Жизнь!

С пожеланием Всем СВЕТА и ЛЮБВИ.

Продолжение следует.

Как вы уже привыкли, я в статьях стараюсь выражать свои мысли (стремлюсь оправдать название блога), или цитирую мысли других авторов с которыми а нахожу гармонию, то есть смотрят на мир так же как и я.

Не секрет, что каждый на одно и тоже событие смотрит по-своему. И это нормально, это правильно, каждый подмечает особенности, свойственные его натуре, его характеру!

Но нередко взгляды могут быть радиально противоположные, и их можно назвать:

негативное и позитивное мышление.

" Во всём плохом можно найти хорошее, главное его найти!

Во всём хорошем можно найти плохое, - главное его Не найти!"

Согласитесь, что негативное мышление, это уже не нормально, оно влияет на наше отношение с окружающими, на наше настроение и даже на здоровье!

Наша задача - научить себя смотреть на мир позитивно. И это не какое то самовнушение,

не слепое программирование своего мышления, а здравый подход к жизни!

Итак, некоторые советы, которые нашёл на сайте http://www.psychologos.ru

Позитивное мировосприятие

Позитивное мировосприятие - восприятие мира преимущественно сквозьпозитивную установку , в светлых и ярких тонах,привычка замечать во всем хорошее.

У человека с позитивным мировосприятием преобладаютэмоции высокого,радостного, оживленноготона. Как проявление позитивной установки, позитивное мировосприятие обычно связано и с позитивным отношением к людям:довериемидоброжелательностью.

Как развивать позитивное мировосприятие

Позитивное мировосприятие в нашей культуре не очень принято и мало развито, однако развивать его определенно стоит.

Итак, поехали....

Копилка позитивной энергии

Копилка позитивной энергии - методика ведения дневниковых записей, развивающаяпозитивный взгляд на мир,доброжелательностьк людям, способствующаясамоэффективностии повышениюуверенности в себе.

Копилка позитивной энергии - это несколько тематических дневников (тетрадей) под разные задачи.

· Тетрадь успехов , или Журнал позитивного опыта. Здесь вы записываете ваши сильные личные стороны идостоинства, вашиудачи(в чем вам сегодня повезло) иуспехи(то, чего вы добились, что у вас получилось). Полезна для людей, у которых бывают спады уверенности в себе, кто западает в негатив.

Достоинства писать каждый день новые, лучше - 10 новых достоинств каждый день. Для серьезных людей условие жесткое: каждый день прочитать минимум одну прошлую страницу и записать минимум 5 моментов по каждому из пунктов.

· Сад мечты . В эту тетрадь вы можете записывать свои самые смелыемечтыи энергичные желания. Учитесь мечтать, учитесь желать! Сад мечты поможет тем, у кого пропала энергия жизни.

· Дневник благодарности нужен тем, кто хочет развить в себе доброжелательность к людям, снять ненужную озлобленность, раздражение, укреплять позитивный взгляд на окружающих и жизнь в целом. В этот дневник вы записываете свои благодарности людям и жизни. Благодарность людям: кто вам сегодняпомог, кому за что вы сегодняблагодарны. Благодарность жизни: записываете свои удачи, благодарите своиошибкиза те уроки, которые они вам дали. Благодарность себе: за то, что вы все это сделали и организовали.

· Лоцман успеха - эта тетрадь организует вас на успешные дела. В ней вы записываете своипроекты,проблемыпереводить взадачи, ошибкипереосмысливаете как уроки и новый опыт, фиксируете планы, делаете анализ и выводы, подводите итоги.

В вашей копилке позитивной энергии могут быть не только записи в тетради. Это может быть и Солнечный фотожурнал, и Мелодии счастья, и Запах очарования. Будьте творческими!

Подробнее о дневниках:

Тетрадь успехов

Тетрадь успехов (другое названия - "История Успехов") - копилка личногопозитивного опыта, способ повышенияуверенности в себе.

В Тетрадь успехов полезно записывать:

· ваши личныедостоинства- каждый день новые, Лучше - 10 новых достоинств каждый день.

· вашиуспехи: - то, чего вы добились, что у вас получилось,

· вашиудачи- в чем вам сегодня повезло.

Для серьезных людей условие жесткое: каждый день прочитать минимум одну прошлую страницу и записать минимум 10 моментов по каждому из пунктов.

Сад мечты

Сад мечты : в эту тетрадь вы можете записывать (и рисовать, наклеивать вырезки как коллажи) свои самые смелыемечтыи энергичные желания. Учитесь мечтать, учитесь желать! Сад мечты поможет тем, у кого пропала энергия жизни.

Обычно такие тетрадки делают себе дети: рисуют, пишут и клеют себе все, что видитсямечтой. Дети вообще смелые, они делают то, что им нравятся, и разрешают себе свободно мечтать. Взрослым так открыто мечтать, понятно, стыдно… Ну и не показывайте никому свою личную подборку: любимую, бережно хранимую.

Сильные планы рождаются только из сильной мечты: смело и с удовольствием фантазируйте, увлеченно рассказывайте друзьям свои мечты, бережно записывайте свои мечты в тетрадь, книжку или запароленный файл… Мечта живет в памяти так же, как в нашей памяти может жить отчаяние или усталость. Что загрузим в себя?

Дом, в котором вы будете счастливы, автомобиль именно такой, закат — да, он будет таким же тихим, и ее рука будет в моей руке, и мы будем плыть на лодке, которую я только что нашел в этом журнале и наклею на этой странице…

Дневник благодарности

Дневник благодарности - способ приучения себя к позитивному мировосприятию и вниманию к близким людям. В этот дневник вы записываете свои благодарности людям и жизни. Дневник благодарности - одна из важных частейКопилки позитивной энергии

Дневник благодарности нужен тем, кто хочет развить в себе доброжелательность к людям, снять ненужную озлобленность, раздражение, укреплять позитивный взгляд на окружающих и жизнь в целом.

Дневник благодарности складывается из трех благодарностей: благодарности людям, благодарности жизни, благодарности себе.

Благодарность людям: кто вам сегодняпомог, кому за что вы сегодняблагодарны. Отдельно - благодарности близким людям, даже за самые мелкие услуги.

Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношения к труду и морального сознания.

«В каждой молодости,- писал И. А. Бунин,- есть некоторое особенное время расцвета ее, когда кажется, что это время есть лишь начало чего-то бесконечного, что будет еще множество времен, событий, встреч, и все замечательных». Человек в эти годы «все приготовляется к чему-то, хотя и не знает к чему - и странно - об этом мало заботится к чему, как будто совершенно уверен, что само найдется».

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Юность - решающий этап формирования мировоззрения , потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, как мы уже видели, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный винегрет, в котором перемешано все что угодно. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Старшеклассник может, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды. Он часто оказывается в ситуации Алисы в стране чудес: «Ты... кто... такая?- спросила Синяя Гусеница.- Сейчас, право, не знаю, сударыня,- отвечала Алиса робко.- Я знаю, кем была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась». Но, в отличие от Алисы, юноша склонен утверждать, что всегда говорил и думал одно и то же.

Наивные взрослые часто приписывают этот сумбур недостаткам обучения и воспитания. На самом деле - это нормальное свойство ранней юности. Как справедливо заметил польский психолог К. Обуховский (1972):

Потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл,- одна из важнейших потребностей личности. В юности, когда человек впервые ставится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро.

Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т. е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

В ходе этих поисков юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Но где взять такую формулу?

Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл,- такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми. И именно потому, что проблема эта по самой сути своей практическая, удовлетворительный ответ на нее может дать только деятельность.

Это не значит, конечно, что рефлексия и самоанализ - «излишество» человеческой психики, от которого нужно по возможности избавляться. Такая точка зрения, при последовательном ее развитии, привела бы к воспеванию животного или растительного образа жизни, полагающего счастье в том, чтобы полностью раствориться в какой угодно деятельности, не задумываясь о ее смысле. Критически оценивая свой жизненный путь и свои отношения с окружающим миром, личность возвышается над непосредственно «данными» ей условиями, ощущает себя субъектом деятельности. Поэтому мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда, каждый поворот жизни побуждает личность снова и снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая свои прошлые решения. В юности это делается наиболее категорично, причем в постановке мировоззренческих проблем для нее характерно то же противоречие между абстрактным и конкретным, что и в стиле мышления.

Вопрос о смысле жизни ставится в ранней юности глобально и на него ждут универсального, годного для всех ответа.

«Столько вопросов, проблем мучают и волнуют меня,- пишет восьмиклассница.- Для чего я нужна? Зачем я появилась на свет? Зачем я живу? С самого раннего детства ответ на эти вопросы мне был ясен: «Чтобы приносить пользу другим». Но сейчас я думаю - что же такое «приносить пользу»? «Светя другим, сгораю сам». В этом, безусловно, и есть ответ. Цель человека «светить другим». Он отдает свою жизнь работе, любви, дружбе. Человек нужен людям, он не зря ходит по земле». Девочка не замечает того, что в своих рассуждениях по сути дела не продвигается вперед: принцип «светить другим» столь же абстрактен, как и желание «приносить пользу».

Трудности юношеской рефлексии о смысле жизни - в правильном совмещении того, что А. С. Макаренко называл ближней и дальней перспективой. Расширение временной перспективы вглубь (охват более длительных отрезков времени) и вширь (включение своего личного будущего в круг социальных изменений, затрагивающих общество в целом) - необходимая психологическая предпосылка постановки мировоззренческих проблем.

Но совмещение ближней и дальней перспективы дается человеку нелегко. Есть юноши, и их немало, которые не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». Установка (как правило, неосознанная) на продление веселья и беззаботности существования не только социально вредна, так как является по своей сути иждивенческой, но и опасна для самой личности. Юность - прекрасный, удивительный возраст, который взрослые вспоминают с нежностью и грустью. Но все хорошо в свое время. Вечная юность - вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие. «Вечный юноша», каким он известен по художественной литературе и психиатрической клинике, - вовсе не счастливчик. Гораздо чаще это человек, который не сумел в положенный срок разрешить задачу самоопределения и не пустил глубоких корней в важнейших сферах жизнедеятельности. Его изменчивость и порывистость могут казаться привлекательными на фоне бытовой приземленности и будничности многих его сверстников, но это не столько свобода, сколько неприкаянность. Ему можно скорее сочувствовать, чем завидовать.

Не лучше обстоит дело и на противоположном полюсе, когда в настоящем видят только средство достижения чего-то в будущем. Чувствовать полноту жизни - значит уметь видеть в сегодняшнем труде «завтрашнюю радость» (А. С. Макаренко) и вместе с тем ощущать самоценность каждого данного момента деятельности, радость преодоления трудностей, узнавания нового и т. д.

Педагогу важно знать, представляет ли старшеклассник свое будущее как естественное продолжение настоящего или как его отрицание, как нечто радикально другое, и видит ли он в этом будущем продукт своих собственных усилий или что-то такое (все равно - плохое или хорошее), что «само придет». За этими установками (обычно неосознанными) стоит целый комплекс социальных и психологических проблем.