Имя числительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или который?.

Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения - отношения к числу. Грамматиче­ские признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.

Разряды числительных по значению

Выделяют количественные и порядковые числительные.

Количественные числительные обозначают отвлеченные числа (пять) и количество предметов (пять столов) и отвечают на вопрос сколько?.

Количественные числительные бывают целые (пять), дробные (пять седьмых) и собирательные (пятеро).

Целые количественные числительные обозначают целые числа или количества. Целые количественные числительные сочетаются со счет­ными существительными, то есть с такими существительными, которые обозначают предметы, которые можно посчитать штуками.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа или количества и сочетаются как со счетными существительными (две третьих конфет), так и с несчетными существительными (две третьих воды), но не могут сочетаться с одушевленными существительными.

Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое. К собирательным числительным относятся слова оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десяте­ро. Собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость; они сочетаются не со всеми существительными, а только с некоторыми:

    с существительными, которые называют лиц мужского пола (двое мужчин); числительное оба сочетается также и с существитель­ ными, обозначающими лиц женского пола (обе женщины);

    с существительными человек, лицо, ребенок (пятеро людей, лиц, детей);

    с названиями детенышей животных (семеро козлят);

    с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое саней); с этими существительными сочетаются пре­ имущественно числительные двое, трое и четверо;

    с существительными, называющими парные предметы (двое нос­ ков); два носка - это два носка, а двое носков - это четыре нос­ ка, то есть две пары носков;

6) с личными местоимениями мы, вы, они (не было их двоих). Порядковые числительные обозначают порядок предметов при

счете (первый, второй, пятый, сто двадцать пятый) и отвечают на вопрос который?, какой по счету?.

Разряды числительных по структуре

По структуре выделяют числительные простые и составные.

Простые числительные однокомпонентны (два, двое, второй).

Составные числительные неоднокомпонентны, то есть пишутся с пробелами (пятьдесят пять, пять десятых, пять тысяч пятьде­ сят пятый).

Комплексы 2 и 3 выделяет также сложные числительные, которые однокомпонентны, но имеют два или несколько корней (пять-сот, пят-и-сот-тысяч-н-ый). В комплексе 2 в эту группу почему-то попали также числительные, оканчивающиеся на -надцать (пят-надцатъ), к которых элемент -надцать является не вторым корнем, а суффиксом.

Выделение сложных числительных в этих учебных комплексах свя­зано с методическими целями - обучением склонению сложных числи­тельных со вторыми корнями -десят и -сот (пят-и-десят-и, пят-и-сотО).

Грамматические признаки количественных числительных

Единственным «полноценным» морфологическим признаком коли­чественных числительных является признак падежа. Числительные не имеют морфологического признака числа (о словах один, тысяча, мил­лион, миллиард см. далее). Морфологический признак рода представлен только у числительных два, оба, полтора, причем у них противопостав­лены две родовые формы, одна - для мужского и среднего рода (два стола, окна), другая - для женского рода (две парты):

Полтора

м., ср. род

м., ср. род

м., ср. род

полтор-а

полтор-ы

дв-ух

полутор-а

обо-их

обе-их

дв-ум

полутор-а

обо-им

обе-им

полтор-а

полтор-ы

дв-умя

полутор-а

обо-ими

обе-ими

дв-ух

полутор-а

обо-их

обе-их

Как мы видим, у слов два и полтора родовые различия проявляются только в И. п. и В. п., у слова оба родовые различия прослеживаются во всех падежах, причем в И. п. и В. п. они выражаются окончанием, а в остальных падежах - основой (если принять такое разделение на мор­фемы, которое приведено в таблице).

Изменение числительных по падежам называется склонением. У числительных представлены особые типы склонения (называемые в лингвистике нумеративными) и субстантивные типы склонения. ,

Особым образом склоняются числительные два, полтора (см. выше), три, четыре, сорок, девяносто, сто, полтораста:

Четыре

Сорок

Девяносто

Полтораста

четыре

сорок

девяносто

полтораста

трех

четырех

сорока

девяноста

полутораста

трем

четырем

сорока

девяноста

полутораста

И. п. / Р. п.

сорок

девяносто

полтораста

тремя

четырьмя

сорока

девяноста

полутораста

трех

четырех

сорока

девяноста

полутораста

Как мы видим, числительные три и четыре склоняются одинаково, а у слов сорок, девяносто, сто, полтора и полтораста различаются толь­ко две формы - одна для И. п. и В. п., другая - для Р. п., Д. п., Т. п. и П. п.

Числительные пять - двадцать и тридцать склоняются по III скло­нению, то есть как слово нжочь, причем у числительного восемь пред­ставлены вариативные формы Т. п. - восемью и восьмью.

У числительных пятьдесят - восемьдесят и двести - девятьсот (то есть названия десятков на -десят и сотен на -сот) склоняются обе час­ти: первая как соответствующее простое числительное, вторая у числи­тельных на -десят по III склонению, а у числительных на -сот (-сти, -ста) по мн. числу субстантивного склонения (за исключением форм И. и В. п.).

Количественные числительные характеризуются особой сочетаемо­ стью с существительными.

Целые и собирательные числительные сочетаются с сущест­вительными следующим образом: в И. п. (В. п.) числительное являет­ся главным словом и управляет существительным, требуя его поста­новки в Р. п. ед. числа для слов два, три и четыре и в Р. п. мн. числа для слов пять и далее. В остальных падежах главным является суще­ствительное, а числительное с ним согласуется, например:

трй~(И- п.) ^тЗла (Р. п. ед. ч.); пять (И. п.) столов (Р. п. мн. ч) трех (Р. п.) столов (Р. п. мн. ч.); пяти (Р. п.) столов (Р. п. мн. ч.) трем (Д. п.) столам (Д. п. мн. ч.); пяти (Д. п.) столам (Д. п. мн. ч.) три (В. п.) стола (Р. п. ед. ч.); пять (В. п.) столов (Р. п. мн. ч.) тремя (Т. п.) столами (Т. п. мн. ч.); пятью (Т. п.) столами (Т. п. мн. ч.) (о) трех (П. п.) столах (П. п. мн. ч.); пяти (П. п.) столах (П. п. мн.ч.)

Дробные количественные числительные всегда управляют Р. п. существительного, а число этого существительного зависит от смысла конструкции, ср.: одна вторая конфеты - одна вторая конфет.

В грамматическом отношении среди количественных числительных выделяются слова один, тысяча, миллион, миллиард, триллион и др. названия больший чисел.

Слово один изменяется по родам, числам и падежам, в которых со­гласуется с существительным (один стол, одна парта, одно окно, одни сани). Форма множественного числа одни для обозначения одного пред­мета сочетается с существительными, имеющими форму только мно­жественного числа (одни сани, ворота, ножницы). Склоняется слово один по смешанному склонению: в И. (В.) п. имеет субстантивные окончания (одинО, одн-а, одн-о, одн-и), в остальных падежах - адъек­тивные склонения. Другими словами, числительное один грамматически ведет себя как относительное прилагательное.

Слова тысяча, миллион, миллиард и др. имеют постоянный морфоло­гический признак рода (перв-ая тысяча - жен. род, перв-ый миллион - муж. род), изменяются по числам и по падежам (перв-ые тысяч-и, перв­ых тысяча). Склоняются эти слова по субстантивным склонениям (ты­ сяча - по I склонению, миллион и др. - по II склонению). При сочета­нии с существительными эти слова всегда управляют существительным, требуя его постановки в форме Р. п. мн. числа: И. п. тысяча тонн Р. п. тысячи тонн Д. п. тысяче тонн В. п. тысячу тонн Т. п. тысячей тонн П. п. (о) тысяче тонн.

Иначе говоря, эти слова грамматически ведут себя как существи­тельные. Их отнесение к числительным происходит только на основа­нии их значения.

В предложении количественное числительное вместе с существитель­ным, к которому оно относится, является одним членом предложения:

Я купил пятъ_книг. Грамматические признаки порядковых числительных

Грамматические признаки порядковых числительных сходны с от­носительными прилагательными. Порядковые числительные изменяют­ся по родам, числам и падежам и во всех формах согласуются с сущест­вительными, к которым относятся. Склоняются порядковые числитель­ные как прилагательные (по адъективному склонению, а слово третий - по смешанному: третий-0, треть-его, треть-ему, треть-им, треть-ем,

как притяжательное прилагательное). В составных порядковых числи­тельных склоняется только последняя часть:

И. п. две тысячи пятый год

Р. п. две тысячи пятого года

Д. п. две тысячи пятому году

В. п. две тысячи пятый год

Т. п. две тысячи пятым годом

П. п. (о) две тысячи пятом годе.

Числительное как часть речи имеет следующие особенности пред­ставления в учебных комплексах.

Все три комплекса изучают числительное в один этап в 6 классе и представляют материал с небольшими отличиями. Во всех комплексах основное внимание уделяется вопросу о разрядах числительных по зна­чению и структуре и склонению числительных. Собственно морфологи­ческие особенности числительных рассматриваются очень кратко, что не позволяет сформировать у учащихся четкое понимание грамматиче­ской разнородности числительных разных разрядов и некоторых слов внутри разряда количественных числительных.

Комплекс 2 выделяет 4 разряда числительных по значению: количе­ственные, собирательные, порядковые и дробные (причем предлагает именно такой порядок их изучения) и отмечает, что «количественные числительные изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два) и числа (кроме слова один)». Формулировка «не имеют рода» требует разъяснения: числительные один, два, а также почему-то не включенные в этот список при рассмотрении соответствующих разря­дов оба и полтора имеют непостоянный признак рода, то есть изменя­ются по родам, в то время как количественные числительные тысяча, миллион, миллиард и другие названия больших чисел имеют постоян­ный признак рода. О грамматических особенностях слова тысяча и др. не сказано ни в одном из комплексов, что значительно затрудняет их морфологический разбор. Только в комплексе 2 сказано об особенно­стях синтаксической сочетаемости количественных числительных с существительными и о том, что грамматически «порядковые числи­тельные похожи на прилагательные».

Комплекс 3, как и комплекс 1, подразделяет числительные на коли­чественные и порядковые и уже внутри количественных выделяет под-разряды целых, дробных и собирательных числительных. В связи с ре­чевой направленностью комплекса основной упор комплекс 3 делает на употреблении числительных: их склонении, избирательной лексической сочетаемости собирательных числительных, употреблению слова оба / обе, причем числительные оба и обе поданы как отдельные слова, в то время как два и две поданы как формы одного слова.

Числительные – самостоятельная часть речи, указывающее на количество предметов, их порядковый номер, а также общее количество. В зависимости от назначения, числительные делятся на три обширные группы, каждая из которых подробно описана в этой статье. Также здесь приведены грамматические признаки числительных и наглядные примеры.

Имена числительные изучаются в 6 классе. Эта часть речи может обозначать количество каких-то предметов, номер предмета по порядку, а также количество как одно целое. В зависимости от этого значения их делят на 3 большие группы .

Числительные могут быть количественными , порядковыми и собирательными . Каждая из этих групп слов имеет свои особенности.

Таблица «Лексико-грамматические разряды имён числительных в русском языке» с примерами

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Например: десять , тридцать , семьсот одиннадцать .

Числительные этого разряда могут иметь разные падежные формы. У некоторых количественных числительных определяется форма рода и числа. Все особенности слов этой категории отражает следующая таблица.

Изменение количественных числительных


Числительное
Как меняется Примеры
1 По родам, числам и падежам Один – одна, одни, одних
2,3, 4 По падежам и родам Два, две, двум, трёх
5-20,30 По падежам, как сущ-е 3-го скл. Ср.: скатертью – десятью, одиннадцатью
50-80, 200-900 По падежам, при этом меняются обе части Пятьюдесятью, трёмстам
40, 90, 100 По падежам, имеют только 2 формы Сорок – сорока

Сто – ста

Девяносто – девяноста

1000 По падежам как сущ. 1-го скл. Ср: Свечёй – тысячей
1000000, По падежам как сущ. 2-го скл. Ср.: дому – миллиону – миллиарду

Порядковые числительные: грамматические признаки

Числительные этого разряда по грамматическим признакам похожи на прилагательные. Они тоже могут иметь формы разных падежей, родов и числа.

Порядковые числительные тоже могут иметь разную структуру. При склонении составных числительных этого разряда в них меняется только последнее слово. Например.

Обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

Числительные делятся на три лексико-грамматических разряда: количественные (два , пять , двадцать , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ), собирательные (оба , двое , пятеро ) и порядковые (первый , второй , сотый ). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два , четыре , пятнадцать , полтораста , двести ), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько-нибудь , сколько-то , столько .

Количественное числительное

Количественное числительное - числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?», «Скольки?» и т. п.

Количественным числительным присущи два значения.

  1. Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями -
    • количественным (количество как признак предмета: пять голов , три стула , десять дней , несколько лет ) и
    • числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остатка , трижды десять - тридцать ; несколько - это не всякое неопределенное количество: это может быть три , пять , десять , вообще немного; устная речь).
  2. Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемь , место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35-ю местами).

Правописание количественных числительных в русском языке

  • Простые (состоят из одной основы) например: «один»(1), «два»(2), «три»(3)
  • Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: «восемнадцать» (18), «восемьдесят» (80), «восемьсот» (800).
  • Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: «восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь» (88888).

Правописание числительных

1. У числительных «пять» - «девятнадцать», а также «двадцать» и «тридцать» Ь пишется на конце, а у числительных «пятьдесят» - «восемьдесят» и «пятьсот» - «девятьсот» - в середине слова.

2. Числительные «девяносто» и «сто» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах - окончание А. («истратить сто рублей», «не хватает ста рублей»). Числительное «сорок» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах - окончание А. («ему нет и сорока лет»). В именительном и винительном падежах числительное «двести» имеет окончание И, а числительные «триста» и «четыреста» - окончание А («существует уже триста лет»).

3. Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно («шестнадцать», «шестнадцатый», «девятьсот», «девятисотый»).

4. Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей («пятьсот двадцать три», «пятьсот двадцать третий»). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на «-тысячный », «-миллионный », «-миллиардный », пишутся слитно («стотысячный», «двухсоттридцатимиллиардный»).

5. Дробные числительные пишутся раздельно («три пятых», «три целых (и) одна вторая»), но числительные «двухсполовинный», «трёхсполовинный», «четырёхсполовинный» пишутся слитно. Числительные «полтора» и «полтораста» имеют лишь две падежные формы: «полтора» («полторы» в ж. р.), «полтораста» для именительного и винительного падежа и «полутора», «полутораста» для всех остальных падежей без родовых различий.

6. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова («двести пятьдесят шесть» - «двухсот пятидесяти шести», «двумястами пятьюдесятью шестью»), при склонении дробных числительных также изменяются обе части («три пятых» - «трёх пятых» - «трём пятым» - «тремя пятыми» - «о трёх пятых»).

7. Но при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части («двести пятьдесят шестой» - «двести пятьдесят шестого» - «двести пятьдесят шестым»).

8. Слово «тысяча» склоняется как существительное женского рода на -А; слова «миллион» и «миллиард» склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

9. Обратите внимание: числительные «оба» (м. и ср. р.) и «обе» (ж. р.) склоняются по-разному: у числительного «оба» основой для склонения является «обои-» («обоих», «обоим», «обоими»), а у числительного «обе» - основа «обеи-» («обеих», «обеим», «обеими»).

10. Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2/3 м («одна целая и две третьих метра»).

Другие виды числительных

Склонение имён числительных

В русском языке при склонении количественных имён числительных изменяются все слова и все части сложных слов, а при склонении порядковых - только последнее слово: пятьсот шестнадцать - пятью стами шестнадцатью - пятьсот шестнадцатый .

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Имя числительное" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 числительное (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Часть речи, характеризующаяся: а) обозначением отвлеченных чисел или количества предметов и их порядка по счету (семантический признак); б) почти полным отсутствием категорий рода и числа и особыми формами склонения и словообразования… … Словарь лингвистических терминов

    имя числительное - Знаменательная часть речи, которая выражает всей совокупностью входящих в нее слов существующую в данном языковом обществе счетную систему, в которой каждое числительное выражает элемент этой системы – числовое понятие (число, количество… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Имя числительное - см. Числительное …

    имя числительное - грамм. Часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при их счёте и изменяющаяся по падежам (количественные числительные) или по родам, падежам и числам (порядковые числительные) … Словарь многих выражений

    Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте, отвечает на вопросы «который?», «сколько?». Имя числительное это самостоятельная часть речи, обозначающая количество и… … Википедия

    ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, ого, ср. или имя числительное в грамматике: слово (существительное или прилагательное), обозначающие количество или количественный признак, порядок предметов при счёте. Количественное ч. (обозначающее количество как число, напр. два … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 имя числительное (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Является отдельной частью речи, обозначающей предмет и обладающей развитой морфологией, унаследованной в основном из праславянского языка. Содержание 1 Категории 1.1 Число 1.2 Па … Википедия

    Числительное - знаменат. часть речи, представляющая собой непополняемый класс слов с количественно счетным знач. Обычно выделяют пять разрядов Ч.: 1) количественные, 2) собирательные, 3) порядковые, 4) дробные, 5) неопределенные. Количеств. Ч. обозначают кол во … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • , Зикеев Анатолий Георгиевич. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.…
  • Практическая грамматика на уроках русского языка. В 4-х частях. Часть 3. Деепричастие. Имя числительное. Наречие. Гриф МО РФ , Зикеев А.Г.. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.…

6-й класс

Система уроков по теме
«Имя числительное»

Представляем систему уроков по разделу «Морфология. Имя числительное» (УМК под ред. В.В. Бабайцевой).

Почему возникла необходимость в составлении такого материала? Сейчас выпускается достаточно много дидактического материала, посвященного этой теме. Но учителю часто трудно найти при подготовке к урокам нужные издания (не попалось на глаза...). Как бывает обидно, что полезный материал замечательных авторов не оказался под рукой вовремя. Поэтому я решила собрать весь имеющийся у меня материал, но не просто собрать, а сформировать в уроки. Не нужно изобретать велосипед, если есть прекрасные работы наших ученых-лингвистов и учителей-практиков. Давайте подумаем, как их использовать.

Все уроки, посвященные этому разделу, вызвали неподдельный интерес, а итоговые результаты показали хорошие знания учащихся.

Каждый мой шестиклассник получил папку – «Имя числительное», учебник. Материал по темам распределен в соответствии с тематическим планированием работы в 6-м классе по учебному комплексу «Русский язык: Теория», «Русский язык: Практика», «Русская речь» («Русский язык в школе», № 6, 2003; № 1, 2004). Весь практический материал дан по принципу: от теории к практике. Теоретический материал дан компактно, заставляя учащихся размышлять, а не механически запоминать. Рубрики «Это интересно», «Поразмышляем», «Перемена» и др. помогут расширить кругозор учеников.

Данный проект ни в коем случае не заменяет материал учебника, а лишь дополняет его, делая работу на уроке разнообразнее, интереснее, развивая мотивацию к учению.

Используя представленный дидактический материал для закрепления теоретических знаний, учитель имеет возможность применить дифференцированный подход при опросе, рефлексии. Каждое упражнение имеет практическую направленность на развитие речи учащихся.

Тематическое планирование работы по изучению раздела
«Имя числительное»

1. Понятие о числительном (§ 108, 1 час).

2. Простые, сложные и составные числительные (§ 109, 2 часа).

3. Количественные числительные. Склонение количественных числительных (§ 110–111, 2 часа).

4. Собирательные числительные (§ 113, 2 часа).

5. Порядковые числительные (§ 114, 2 часа).

6. Дробные числительные (§ 115, 1 час).

7. Морфологический разбор числительных (эта тема не выносится отдельно).

8. Повторение изученного в разделе (1 час).

9. Контрольная работа и ее анализ (2 часа).

Понятие о числительном (§ 108, 1 час)

– В котором часу ты сегодня проснулся?

– Сколько у тебя завтра уроков?

– В каком году проходили первые Олимпийские игры?

– Сколько лет в 2006 году исполнилось г. Черногорску?

– Сколько букв в алфавите?

– Сколько цветов у радуги?

– Как долго в среднем живет лошадь?

Когда же мы употребляем числа?

Мы постоянно что-нибудь считаем. Цифры нас окружают везде. А между тем имя числительное – самая немногочисленная часть речи, она насчитывает всего несколько десятков слов. По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место.

1. Поработаем с § 108 («Русский язык: Теория»).

План работы:

1) Чтение параграфа.

2) Оформление сведений кластером.

3) Работа в парах: составление инсерта с использованием приема маркировки.

2. Побеседуем!

– Что уже было знакомо?

– Какую новую информацию вы получили?

– Что вызвало сомнение, с чем не согласны?

– Зададим «толстые» и «тонкие» вопросы и ответим на них.

3. На заметку!

В русском языке есть всего 13 корней, от которых образовано множество числительных: один – десять, сорок, сто, тысяча. Употребление числительных делает высказывание более убедительным, аргументированным.

4. Практика.

Задание 1. Прочитайте текст. Перескажите .

В глубокой древности люди считали по пальцам рук. Было время, когда счет достигал только четырех – по числу протянутых четырех пальцев рук. Потом возник счет пятерками. С развитием хозяйственной и культурной жизни счет совершенствовался. Возник наконец и современный счет – десятками.

Наши русские числительные первоначально были существительными или прилагательными. Так, например, слово пять означало примерно то же, что и пятерка или пятерня, т.е. имело значение предмета. Впоследствии это значение у большинства счетных слов перестало осознаваться, и они утратили признаки числа и рода. Так возникала новая часть речи.

(По В.Добромыслову)

* Докажите письменно, что слово пять – числительное, а слово пятерка – существительное. (Можно взять для доказательства и другие слова: два – двойка, три – тройка и т.п.)

Задание 2. Цифровой диктант (1 – числительное, 2 – существительное, 3 – глагол).

Десятка, десятина, десять, утроить, три, тройка, четыре, тысяча, семнадцать, удвоить, один.

Задание 3. О том, что числительные часто употребляются в образной речи, говорит множество пословиц, поговорок и загадок. Игра «Продолжи!».

1) Одна голова хорошо, а (...)

2) Семь раз отмерь – (...)

3) Не имей сто рублей, а (...)

4) Четыре братца под одной крышей. (...)

5) Сто одежек – и (...)

6) Два братца через дорогу живут. (...)

Задание 4. Прочитайте фразеологизмы с числительными. Попробуйте объяснить, что они обозначают .

1) Стричь под одну гребенку.

2) От горшка два вершка.

3) Как две капли воды.

4) Семи пядей во лбу.

5) За семь верст киселя хлебать.

6) За семью печатями.

7) Два сапога – пара.

8) Наговорить с три короба.

9) Пуд соли съесть.

10) Как аршин проглотил.

* Какие вы еще знаете фразеологизмы с числительными? Запишите как можно больше.

5. Это интересно!

Старинные меры длины и веса

«Из числа всей ее (барыни) челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения» – так описывает И.С. Тургенев своего героя в начале рассказа «Муму».

Мы знаем, что Герасим – богатырь, но все-таки какого он был роста?

Вершок – старинная мера длины, равная 4,45 сантиметра. Выходит, рост Герасима был всего 53 сантиметра? Что, он карлик? Что-то здесь не так.

Читателю XIX века хорошо известно, что рост человека определялся в вершках свыше обязательных для нормального человека двух аршин. Аршин – русская мера длины, равная 0,71 метра. Подразумевалось, что читатель об этом знает.

А теперь подсчитайте, чему же все-таки равнялся рост богатыря дворника.

Первые единицы длины как в России, так и в других странах были связаны с размерами частей человеческого тела.

Сажень – мера длины, связанная с размерами обеих рук (2,13 метра).

Локоть – мера длины, равная приблизительно 0,5 метра.

Пядь – расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами.

Для измерения больших расстояний на Руси использовали версту (ранее называли поприще ); в разных местностях верста считалась по-разному – от 500 до 700 саженей. У Пушкина в стихотворении «Бесы» есть строки:

Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой.

От восточных купцов пошла единица аршин. Существовали разные аршины: турецкий, персидский и др. Поэтому возникла поговорка «мерить на свой аршин».

Саженей тоже было несколько. Маховая сажень – это расстояние между концами пальцев, которые раздвинуты на полный мах рук (1,76 м). Косая сажень – расстояние от концов пальцев поднятой вверх правой руки до конца пальцев левой ноги (2,48 м).

При Петре I русские меры были приведены в определенную систему:

1 верста = 500 саженям (1,06 км);

1 сажень = 3 аршинам (2,13 м);

1 аршин = 16 вершкам (0,71 м);

1 вершок = 4,45 см;

1 пуд = 40 фунтам (16,4 кг);

1 фут = 96 золотникам (410 г);

1 золотник = 4,3 г.

В конце XIX века в большинстве стран мира, в том числе и в России, была введена метрическая система мер. Однако по традиции моряки и сейчас измеряют расстояние милями (1852 м) и кабельтовыми (десятая часть мили), а скорость – узлами (1 миля в час). Массу алмазов измеряют в каратах (0,2 г – масса пшеничного зерна). Объем нефти – в баррелях (159 л). А программисты измеряют длину монитора в дюймах (2,54 см, 1/12 фута).

6. Резюме.

Совет: еще раз прочитайте § 108.

– Имя числительное – это...

– Общее грамматическое значение числительного – ...

– Количественные числительные изменяются только по..., не имеют... .

Слова один, два имеют...

– Порядковые числительные изменяются...

– В предложении количественные числительные могут быть... членом предложения, порядковые обычно бывают..., реже – ... .

7. Перемена.

* Прочитайте зашифрованные слова. Придумайте сами слова подобного типа.

Смор1а, по2л, элек3к, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100п, 100н.

Простые, сложные и составные числительные (§ 109, 2 часа)

1. В копилку слов.

Километр

Это слово пришло к нам в XVIII веке из французского языка, где оно было сложным: оба его корня восходят к греческим словам, обозначающим «тысяча» (кило) и «мера» (метр), т.е. километр – «тысяча метров».

Слово заимствовано в Петровскую эпоху из немецкого языка, восходит к латинскому про сентум, что означает «за сто».

2. Работа с § 109.

Читаем, разбираемся, записываем главное в справочник.

– Итак, что вы знаете об этом составе?

3. Узелок на память.

Одинн адцать, милл ион, милл иард.

4. Практика.

Задание 1. Прочитайте текст и рассмотрите таблицу (упражнение № 396).

Задание 2. Игра «Кто больше?».

Подберите однокоренные слова к числительным один, два.

5. Орфоэпическая минутка.

1) В числительных на -дцать нормированное произношение [ц].

2) Семьсот, восемьсот – [мс]. Семь, восемь, семьдесят, восемьдесят – мягкий [м’].

3) Пятьсот – [пяцсот], шестьсот – [шесот], девятьсот – [девяцсот].

4) В числительном шестнадцать один звук «выпадает» при произношении [сн], становится непроизносимым (правописание проверяем простым числительным шесть ).

6. Учим правило!

Пишите ь

На конце
От 5 до 20, 30

В середине
50–80, 500–900

7. Вернемся к практике.

Задание 1. Запишите текст, заменяя числа словами. Не забудьте: необходимо четко произносить числительные!

18 парашютов, 15 растений, 50 программ, 480 экземпляров, 600 километров, 14 процентов, 800 брошюр, 500 портфелей, 16 секретарей.

Задание 2. Выпишите числительные, объясните написание ь в них.

В Мировом океане обитает 18 тысяч видов рыб. Наибольшая глубина Балтийского моря – 459 метров, Азовского – 14 метров. Самой длинной рекой в мире считается Нил, его длина – 6671 километр. Наибольшая глубина Байкала – 1637 метров.

Количественные числительные.
Склонение количественных числительных (§ 110–111, 2 часа)

1. Учим правило

Вы уже знаете, что количественные числительные обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? Но ведь сам вопрос (местоимение) изменяется по падежам! Значит, ... . Правильно! Количественные числительные изменяются по падежам, т.е. склоняются, но не имеют рода (кроме один, два ) и числа (кроме один ).

А теперь внимательно прочтите § 111.

* Подставьте свое число и просклоняйте по образцу, данному в таблице § 111. Не забывайте тренировать свою речь.

В чем же особенность склонения этих числительных?

Вывод: вы правы, если увидели, что при склонении сложных количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 изменяется каждая часть слова.

Труднее всего склоняются числительные с сотнями: триста, шестьсот, восемьсот.

Узелок на память!

Воспользуйтесь подсказкой Т.Л. Служевской из книги «Уроки русской словесности» (СПб., 1994. С. 125). Она предлагает в случае затруднения подставить вместо второй части сложного числительного, оканчивающегося на -сот , слово нота (оно того же склонения).

И.п. пятьсот – пять нот.

Т.п. пятью стам и – пятью нотами.

Обратите внимание!

До скольких ты вчера смотрел телевизор?

Ко скольким прийти на дискотеку?

При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово в отдельности. А каждое из этих слов склоняется по своим правилам: семьсот двадцать пять, семи сот двадцати пяти, семи стам двадцати пяти.

Это правило часто нарушается, особенно в разговорной устной речи. Но любому культурному человеку необходимо научиться правильно склонять числительные.

2. Поэтому настало время тренировки.

Задание 1. Запишите, заменяя цифры словами.

472 гектара, 287 экскурсантов, из 596 страниц, с 728 пассажирами, в 1995 году, в 220 вольт, с 411 тоннами, 16 пар, от 25 городов, до 30 градусов, из 1800 участников, среди 962 учащихся, у 245 студентов.

Задание 2. Директору одной школы, в которой было 863 ученика, приходилось постоянно писать всякие отчеты, а значит, употреблять составное числительное восемьсот шестьдесят три в разных падежах. Посмотрите, как он это делал.

И.п. Восемьсот шестьдесят три – количество учеников на 2003/04 учебный год.

Р.п. У всех восьмисот шестидесяти трех учеников имеется форма.

Д.п. Всем восьмистам шестидесяти трем ученикам объявлена благодарность.

В.п. Я обязан наградить восемьсот шестьдесят трех учеников (числительные два, три, четыре имеют разные формы в.п., когда сочетаются с одуш. или неодуш. существительными: трех учеников, но три стола ).

Т.п. Я как директор школы горжусь всеми моими восьмьюстами (восемьюстами) шестьюдесятью тремя учениками.

П.п. Учителя ежедневно и еженощно думают о восьмистах шестидесяти трех учениках.

* А теперь представьте себе, что учеников в этой школе было не 863, а 974, и составьте с этим числительным 6 предложений, ставя числительные в 6 разных падежах.

Задание 3. Перепишите предложение, расставляя знаки препинания и дописывая окончания числительных.

Обезьяна Уошу которую ученые обучили языку глухонемых через пять лет обучения владела ст_ шест_десят_ словами а к концу занятий ее словарь включал около восьм_сот слов глаголов существительных и прилагательных.

Задание 4. Запишите цифры словами и обозначьте падеж числительных.

1) Из 500 килограммов макулатуры можно получить 375 килограммов новой бумаги и изготовить 12 500 ученических тетрадей.

2) Первой женщиной, побывавшей в космосе, была Валентина Терешкова. Ее корабль приземлился через 2 суток 22 часа 50 минут после старта. Во время полета она совершила более 48 полных оборотов вокруг Земли.

Задание 5. Выпишите из текста числительные, заменяя цифры словами.

Самое долговечное из домашних животных – осел, он доживает до 50 лет, лошадь и верблюд живут до 30 лет, корова – до 25, собака и кошка живут до 15 лет. Значительной долговечностью отличаются рыбы. Жизнь щуки измеряется 70 годами, сома – 100 годами, золотой рыбки – 30. Продолжительность жизни орла приближается к 80 годам, вороны – к 70, кур – к 20. Жизнь дождевого червя исчисляется 10 годами, речного рака – 20 годами. Самым древним животным считают черепаху – она живет около 300 лет. Предельный возраст китов – около 50 лет, а слонов – около 80.

Числительные, конечно же, встречаются не только в учебниках математики.

Задание 6. Прочитайте текст из книги известного ученого-филолога М.Л. Гаспарова «Занимательная Греция». Не забывайте называть числительные в нужном падеже.

Окружность земного шара впервые измерил древнегреческий философ Эратосфен, живший на юге Египта, в городе Сиене.

Сиена лежала как раз на Северном тропике: раз в году, 22 июня, солнце в полдень стояло там в зените и предметы не отбрасывали тени. (Путешественники нарочно приезжали в Сиену посмотреть на такую диковину.) Этим и воспользовался Эратосфен. Александрия была севернее, там от предметов в этот день падали тени. Эратосфен измерил, под каким углом они падают. Получилось семь с лишним градусов – одна пятидесятая часть окружности. Следовательно, заключил Эратосфен, расстояние по суше между Сеной и Александрией равняется одной пятидесятой части всей окружности земного шара. Расстояние это у египтян считалось равным 5 тысячам стадиев, то есть 800 километрам.

Точно это или не точно? 2000 лет спустя, накануне Французской революции, французские астрономы сделали такое же измерение у себя во Франции и получили окружность Земли ровно в 40 тысяч километров. (Говорю «ровно», потому что именно от этого измерения пошла наша нынешняя единица «метр»: она равна одной сорокамиллионной Парижского меридиана.) Точность Эратосфенова измерения изумительна. Это одна из самых славных побед античной науки.

* Составьте план текста, а затем по плану перескажите его. Проверьте, правильно ли вы употребили в своем тексте числительные. Устно укажите разряд каждого числительного по составу и по значению.

Задание 7. Прочитайте текст вслух так, будто вы ведущий телепередачи «Очевидное – невероятное». Определите, какой это текст – художественный, научный или научно-популярный .

Загадка Атлантиды волнует человечество вот уже десять тысяч лет. Впервые об Атлантиде и об очень древней цивилизации атлантов рассказал античный философ Платон в своих знаменитых «Диалогах». Атлантида находилась якобы к западу от Геркулесовых столпов (пролива Гибралтар), в Атлантическом океане. Материк погиб более девяти тысяч лет назад в результате сильнейших землетрясений и наводнений.

Платон сообщал, что источником ему послужили работы афинского ученого по имени Солон, который, в свою очередь, получил сведения об исчезнувшем материке во время поездки в Египет около 600 года до н.э., беседуя со жрецами и исследуя архивы.

За миллионы лет своего существования Атлантида пережила четыре катастрофы, после каждой из которых материк уменьшался и дробился. За 90–100 веков до н.э. Атлантида погибла, погрузившись в пучину вод.

Сказание Платона, изложенное в диалогах «Тимэй» и «Критий», поражает воображение. Оно повествует о могучем народе атлантов, об их прекрасном острове и о великом и достойном удивления союзе царей, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка. Платон описал столицу последнего царства Атлантиды – Город Золотых Врат, – круглую, как диск Солнца, которому поклонялись атланты. Равнина, окружавшая столицу с трех сторон, была преобразована людьми в гладкий правильный прямоугольник длиной 555 километров и шириной 370 километров. Вокруг равнины по периметру был выкопан ров глубиной 32 метра, шириной 85 метров, длина его равнялась 1850 километрам. Вся территория равнины была пересечена с севера на юг 289 каналами, ширина каждого из которых была 30 метров, а длина – 370 метров.

В стране были развиты письменность, наука, техника, искусство. У атлантов были даже летательные аппараты. В продолжение многих поколений это была страна богатства, изобилия и справедливости. Но атланты постепенно отвернулись от добродетели. Во время последней Атлантиды они являли собой постыдное зрелище. И тогда, рассказывают легенды, Зевс, бог богов, решил наложить на народ Атлантиды кару. Пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений... И Атлантида погрузилась в пучину.

Так описывает Платон Атлантиду, отданную Посейдоном своему первенцу Атланту.

(По Н.Глазкову и В.Ланде)

* Перепишите, подчеркивая ошибкоопасные места, ту часть текста, где говорится о столице Атлантиды. Числительные записывайте словами. Так всегда поступают, когда готовятся произнести трудный текст. Над числительными надпишите разряд по значению и по составу. Подготовьтесь к пересказу текста.

Задание 8. Помогите исправить ошибки в употреблении числительных. Отредактированный вариант запишите.

1) В Москве более восемьсот уличных часов. 2) Около триста миллионов лет назад наша Земля была совсем не такой, как теперь. Некоторые деревья достигали почти сорок метров. 3) В древнегреческом языке словом стадион чаще всего называли меру длины, равную шестиста греческим футам, иначе – сто двадцать пяти шагам, или расстоянию, которое человек проходит за две минуты. 4) Взрослое растение кукурузы за сутки испаряет около восемьсот граммов воды. 5) Интересно, что банан достигает высоты шесть-семь метров, а бамбук – сорок метров. 6) Сосны живут до триста пятидесяти – четыреста лет и достигают тридцать – сорок пять метров высоты. 7) Первые микроскопы давали увеличение до двести семьдесят раз, а современные световые микроскопы – до три тысячи шестьсот раз.

Узелок на память!

Числительные полтора (м.р.), полторы (ж.р.), полтораста для всех падежей, кроме и.п. и в.п., имеют одну форму: полутора, полутораста.

Задание 9. Запишите, вставляя числительные полтора или полтораста в нужной форме.

1) ...километра (километров) осталось пройти. 2) Туристам осталось пройти около... километров. 3) К... километрам шоссе прибавилось еще пятьсот метров. 4) Новое шоссе... километра длиннее прежнего. 5) В... километрах от шоссе находится наше село.

Задание 10. Запишите, раскрывая скобки.

1) План выполнен (полтора месяца, три недели, четыре дня) раньше срока. 2) Поселок расположен в (полтораста километров, сорок четыре километра) от райцентра. 3) Время выполнения домашней работы равняется (полтора часа, два часа, девяносто минут). 4) Сроки выполнения ремонта сократились до (полоторы недели, три декады, 50 дней).

Проверь себя!

Полтор_ тысячи, полтор_ст_ километров, около пол_тор_ десятк_, около пол_тор_ тысяч, около пол_тор_ст_ экземпляров.

3. Поразмышляйте!

В чем особенности изменения числительных сорок, девяносто, сто ? (Обратитесь к опорному материалу на с. 142 «Практика».)

4. Это интересно!

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.

5. Перемена!

1. Многоногая загадка.

Две ноги на трех ногах,
А четвертая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали три ноги,
Закричали на весь дом, –
Да тремя по четырем!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.

(К.Чуковский)

Отгадайте-ка, ребятки:
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет?

Собирательные числительные (§ 113, 2 часа)

1. Прежде чем мы поговорим о собирательных числительных, попробуйте определить синтаксическую роль числительных, а опорный материал вы найдете в § 112.

Проверь себя!

1) Три цвета есть у светофора, они понятны для шофера. 2) Погрузился на понтоны первый взвод. Второй за ним. 3) И живут у нас в квартире два ужа и два ежа. 4) Часов десять мы находились в двухстах метрах от катера. 5) «За что вторая единица?» – спросила старшая сестрица.

2. Учим правило! (§ 113)

Собирательные числительные близки к _____ числительным и обозначают _____ .

Это (перечислите собирательные числительные) _____.

Собирательные числительные образуются с помощью _____, кроме числительных _____. Употребляются с существительными:

1) обозначающими людей, например: _____;

2) ______, например: семеро козлят;

3) _____ или _____ предметы: трое ножниц;

4) С местоимениями нас, их: _____________ .

Собирательные числительные склоняются как _____.

В предложении собирательные числительные ______ .

Подсказка!

Собирательные числительные Употребляются с существительными, обозначающими Образуются с помощью...

Двое Трое Четверо Пятеро Шестеро Семеро Восьмеро Девятеро Десятеро 1) лиц мужского пола 2) детенышей 3) парные предметы 4) местоимения нас, их.... суффиксов -ер- -ой-

Узелок на память!

Оба – м.р. (обоих, обоим, обоими). Обе ж.р. (обеих, обеим, обеими).

3. Потренируемся!

Задание 1. Отредактируйте предложения.

1) Четверо студенток получают повышенную стипендию. 2) В класс пришли трое новеньких девочек. 3) Семь в одной квартире – вот как мы живем. 4) Трое дней мы были в походе. 5) У меня есть двое попугаев. 6) В библиотеке нас было четыре. 7) Мы ехали пятеро дней.

Задание 2. Исправьте ошибки в употреблении числительных оба, обе.

1) Договор подписан обоими странами. 2) Моя бабушка гордится обоими наградами. 3) Обоим спортсменкам не повезло в финале. 4) У обеих ребят нет учебников. 5) Держи книгу обоими руками.

Задание 3. Отгадайте загадки. Укажите имена числительные.

1) У семерых братьев по одной сестричке. 2) Четверо стелют, двое светят, один лежит, никого не пускает. 3) На крайчике на сарайчике две куколки сидят, обе врозь глядят.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы. Вспомните правило!

В об_их руках; на об_их континентах; из об_их озер; к об_им пристаням; на об_их стенах; между об_ими странами; у об_их государств; об_ими руками; у об_их ребят.

Задание 5. Составьте словосочетания «собирательные числит. + существ.».

Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро; друзья, товарищи, дети, юноши; сутки, сани, брюки, ножницы.

4. Это интересно!

* Человек делает за день около 20 тысяч шагов, за год – до 7 миллионов, а за 70 лет – почти 500 миллионов шагов. Это значит, что за всю свою жизнь человек мог бы 9 раз обойти земной шар по экватору или преодолеть расстояние от Земли до Луны.

* 250 миллионов лет необходимо для образования нефти в земной коре.

* Через 10 миллиардов лет ожидается угасание Солнца.

Порядковые числительные (§ 114, 2 часа)

1. Учим правило!

Что вы должны знать о порядковых числительных:

1. Порядковые числительные образуются от количественных (кроме слов первый, второй ).

2. Склоняются как прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам.

3. Начальная форма: и.п., ед. ч., м.р.

4. В составных порядковых числительных только последнее слово изменяется в косвенных падежах.

5. Названия месяцев (январь, февраль и т.д.) в словосочетаниях с порядковыми числительными всегда употребляются в р.п. (января, февраля) .

6. Название месяца в записи праздничной или знаменательной даты с цифрой пишется с прописной буквы: 9 Мая – Девятое мая, 8 Марта – Восьмое марта.

2. В копилку слов.

Биография

Элемент био- восходит к греч. слову, означавшему «жизнь», граф(о) – к слову, означавшему «пишу».

Автобиография

Авто – «сам». Нельзя говорить моя автобиография: такое употребление близких по значению слов называется речевым излишеством (плеоназмом).

3. Потренируемся!

Задание 1. Запишите, раскрывая скобки. Замените цифры порядковыми числительными. Укажите падеж числительных.

(342) поезд, (13) номер, (15) участник, к (8) пациенту, в (603) школу, к (2006) году, (1) января, в день (8) Марта, (90) рейс, на (105) километре, на (714) маршруте.

Задание 2. Образуйте от количественных числительных порядковые .

27, 14, 590, 200, 2500, 37, 37 тысяч, 395 миллионов, 23 миллиарда.

Узелок на память!

Порядковые прилагательные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся в одно слово: стотысячный город, девятимиллионная столица, стосорокамиллионное население.

Однако легче такие слова записывать цифрами. Особенно если это сочетание с половиной . Вот так: 5 1/2-тысячный городок (пяти с половиной тысячный) .

Задание 3. «Съешьте» слова глазами, а затем напишите их под диктовку. С 2–3 из них составьте предложения.

Двухсотый, пятитысячный, стодвадцатипятимиллионный, девятимиллиардный, двухметровый, четырехэтажный, трехъярусный, сорокалетний, девяностолетний.

* Объясните правописание выделенных слов.

Задание 4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в сложные слова.

Двадцат_летний, сем_мильный, двух_ярусный, тре_язычный, сорок_метровый, дву_язычный, ст_летний, дву_сотлетний, пятидесят_метровый.

Задание 5. Напишите поздравительную открытку к одному из праздников.

Задание 6. Запишите в р.п. и т.п. количественные и порядковые числительные.

77, 36, 50, 88, 124, 43, 861.

4. Это интересно!

Следите за правильным произношением числительных!

За 1 минуту опытная кружевница может связать 100 петель.

Через 21 минуту исчезает у человека чувство голода после того, как он съест кусочек хлеба.

Самые длинные сны мы «просматриваем» за 15 минут.

1 час живет бабочка-однодневка.

12 часов может непрерывно петь овсянка (за это время она исполняет 4320 «песен»).

За 1 год Африка и Южная Америка удаляются друг от друга на 5 сантиметров.

Дробные числительные (§ 115, 1 час)

1. Учим правило!

Особенностью дробных числительных является следующее: они употребляются исключительно в устной форме, а на письме заменяются цифрами.

А теперь прочитайте § 115 и ответьте на вопросы:

1. Чем отличаются дробные числительные от других числительных?

2. Почему дробные числительные называют составными (кроме полтора, полтораста )?

3. Сколько форм и каких имеют дробные числительные полтора (полторы) и полтораста ?

Узелок на память!

Числительное полтора образовано из полвтора, т.е. «один и половина второго». Именительно-винительный падеж – полтора, все остальные падежи имеют форму полутора: полутора метров, полутора метрам, полутора метрами, о полутора метрах . Любопытно, что мы до сих пор, не задумываясь над этим, пользуемся древним счетом при указании времени, говоря: полвторого, полпятого и т.д.

1) А теперь потренируемся усвоить норму «чтения» дробных числительных:

1/3 урожая – одна третья урожая; 0,3 урожая – ноль целых три десятых урожая.

2) Запишите цифры словами и прочитайте запись.

3/4 территории; 7/8 коллектива; 1,5 миллиарда; 2/3 сочинения; 1/6 океана; 5/6 трассы; 1/2 рассказа; 0,9 процента.

3) Просклоняйте числительные, подобрав к ним существительные.

Полтораста; 3 2/7; 1/16.

2. Это интересно!

Не забывайте четко произносить числительные!

0,001 секунды длится вспышка молнии.

За 0,1 секунды космический корабль пролетает 1 километр.

За... 25 секунд проходит... от Земли до Луны световой сигнал.

Морфологический разбор имени числительного

1. План морфологического разбора имени числительного.

1. Часть речи. Общее обозначение.

2. Морфологические признаки:

1) начальная форма;

2) постоянные признаки: простое или составное; порядковое или качественное; разряд (для количественных);

3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

3. Синтаксическая роль.

На столе лежат две книги.

Две – числ., н.ф. – два, прост., колич., целое, в и.п., ж.р. Что? Две книги.

2. Проверь себя!

Задание 1. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте морфологический разбор числительных.

Тридцать седьмая звездная экспедиция была направлена на планетную систему близкой звезды в созвездии Змееносца единственная населенная планета которой – Зрида давно говорила с Землей и другими мирами по Великому кольцу. Внезапно она замолчала. Более семидесяти лет не поступало ни одного сообщения. Долг Земли выяснить что случилось. Звездолет с четырьмя астронавтами несся к Зриде со скоростью 5/6 скорости света. На Земле за время пути прошло уже около семи лет, называвшихся независимыми. Что ждет астронавтов впереди? Что найдут они на Зриде? И найдут ли?

(И.Ефремов. Туманность Андромеды)

Задание 2. Придумайте предложение, в котором было бы наибольшее количество числительных. Посоревнуйтесь: у кого длиннее предложение и больше числительных? Одно из числительных разберите как часть речи.

Задание 3. Сочините текст на одну из тем:

1) Звездная экспедиция.

2) Компьютеры будущего.

3) В поисках Атлантиды.

Постарайтесь использовать в своем сочинении разные типы числительных. Но помните правило: все хорошо в меру.

Задание 4. Исправьте ошибки в морфологическом разборе.

Если бы двое химиков, свободно владеющих тридцатью языками, начали с первого января тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года читать все выходящие в этом году публикации, представляющие для них профессиональный интерес, и читали бы их по сорок часов в неделю со скоростью четыре публикации в час, то к тридцать первому декабря тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года они прочитали бы лишь одну десятую часть этих публикаций.

Двое (химиков) – числ., двое, колич., собират., простое, в форме и.п. мн. ч. Подлежащее.

Тридцатью (языками) – числ., тридцать, колич., простое, в форме т.п., мн. ч. Дополнение.

(С)первого (января) – числ., первое, порядк., простое, в форме в.п., ср. р., ед. ч. Обстоят.

Тысяча девятьсот шестьдесят четвертого (года) – числ., тысяча девятьсот шестьдесят четвертый, колич., составн., в форме р.п., мн. ч., м.р. Обстоят.

(По)сорок (часов) – числ., сорок, колич., простое, в форме в.п. Обстоят.

(К)тридцать первому (декабря) – числ., тридцать первый, порядк., составн., в форме д.п., м.р., ед. ч. Дополн.

Одну десятую (часть) – числ., одна десятая, порядк., дробное, в форме п.п., ж.р., ед. ч. Определение.

3. Это интересно!

Некоторые существительные (капелька, тьма, масса и др.), наречия (много, мало, немного) и местоимения (несколько, сколько, столько) составляют особую группу слов, выполняющих функции числительного. В отличие от числительных, они выражают количество неопределенно и потому называются неопределенно-количественными словами. Эти слова сохраняют грамматические признаки того разряда слов, к которому они относятся. Например, слова масса (масса вопросов), тьма (тьма народу), капелька (капелька соли) и др. – существительные: имеют род, число и изменяются по падежам. Слова много, мало, немного являются наречиями: это неизменяемые образования, в предложении могут относиться к глаголу (много читал) . Слова несколько, сколько, столько – местоимения: они не обозначают количество, а указывают на него или спрашивают о нем.

От числительных надо отличать счетные существительные. Например: пара, пяток, пятерка, десяток, дюжина, сотня (нельзя считать: один, пара, три, четыре, пяток... ).

Литература

1. Пименова С.Н. Ориентировочное направление работы в 6-м классе по учебному комплексу «Русский язык: Теория», «Русский язык: Практика», «Русская речь» // Русский язык в школе,
№ 6, 2003.

2. Пименова С.Н. Ориентировочное направление работы в 6-м классе по учебному комплексу «Русский язык: Теория», Русский язык: Практика», «Русская речь» // Русский язык в школе,
№ 1, 2004.

3. Смирнова О.Л. Изучение темы «Мягкий знак на конце и в середине числительных // Русский язык в школе, № 3, 1989.

4. Пименова С.Н. Изучение имени числительного по учебно-методическому комплексу // Русский язык в школе, № 1, 1994.

5. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1994.

6. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6-м классе. М.: Просвещение, 1994.

7. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

8. Граник Г.Г. и др. Имя числительное. Газета «Русский язык» № 8/2004.

9. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. М.: Дрофа, 2004.

10. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Русский язык. М., 1978.

11. Львова С.И., Вакурова О.Ф., Цыбулько И.П. Готовимся к ЕГЭ. М.: Дрофа, 2003.

12. Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5–11-е классы. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

13. Мазнева О. Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык. М.: АСТ-Пресс Школа, 2002.

14. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Готовимся без репетитора. М.: Махаон, 2004.

15. Шапиро Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку для 6-го класса. Газета «Русский язык»,
№ 18/1998.

16. Яковенко Г.П., Яковенко Н.Г. Энциклопедия – школьнику. Киев: Сканнер, 1994.

Л.Н. ДОСОВА,
Хакасия

Имя числительное - часть речи, служащая для обозначения числа, количества и порядка предметов. Имена числительные отвечают на вопросы: сколько? какой? который? Примеры: три, сто двадцать семь, первый, оба, четверо.

Количество могут означать и другие части речи. В отличие от них числительные могут быть записаны не только словами, но и цифрами: пять (или 5) хоккеистов (числ.) - великолепная пятёрка (сущ.).

Простые и составные числительные

По количеству слов числительные бывают: простые и составные. Простые состоят из одной основы, составные - из двух основ или нескольких слов.

  • Простые — имеют одну основу (описывают одну цифру): один, три, восемь.
  • Сложные — имеют две основы (описывают две цифры), пишутся слитно: тринадцать, семьдесят.
  • Составные — состоят из нескольких слов, пишутся раздельно: две тысячи четырнадцать, сто восемьдесят.

В составных числительных число слов равно числу значащих цифр, не считая нулей, но с добавлением слов тысяча, миллион и т.п. и с учетом слитного написания сложных числительных: 102 — сто два, 1501 — тысяча пятьсот один.
Слитно пишутся числительные, оканчивающиеся на «-тысячный», «-миллионный», «-миллиардный» и т.д.: пятитысячная (купюра), стодвадцатимиллионный (бюджет).

Значение и грамматические признаки

В зависимости от значения и использования числительные разделяются на количественные и порядковые .

Выделяют и другие виды числительных, которые в школьной программе обычно не рассматриваются: счётные (единичный случай, двоичный код), мультипликативные (двойной удар, тройная выгода), неопределённо-количественные (мало, несколько). Классификация числительных - неоднозначный вопрос, так как разные авторы и филологи выделяют различные виды числительных. Но в школьной программе всё просто, изучаются количественные и порядковые числительные.

Морфологические признаки

Имя числительное - изменяемая часть речи, числительные склоняются по падежам. Начальная форма числительного — именительный падеж.

Все количественные числительные (целые, собирательные, дробные) изменяются по падежам. Числительное один изменяется по родам (один, одна, одно) и числам (один, одни), числительное два - по родам (два, две).

Порядковые числительные изменяются по падежам, числам и родам. Порядковое числительное согласуется с существительным, в словосочетании порядковое числительное является зависимым словом: первый вагон, второй вагон, третий звонок.

На главной странице сайта подробно описывается склонение всех видов числительных с правилами, исключениями и примерами.

Синтаксическая функция

Количественные числительные могут быть любым членом предложения. Порядковые числительные чаще являются определением, реже - сказуемым и подлежащим.
Двадцать делится на пять (числительное двадцать - подлежащее).
Шестью шесть - тридцать шесть (числительное тридцать шесть - именная часть сказуемого).
Мы едем в пятом вагоне (числительное пятом - определение).
Война закончилась в 1945 году (в 1945 году - обстоятельство времени).

Количественное числительное в сочетании с существительным является одним членом предложения.
Восемь сотрудников нашей фирмы завтра едут в командировку (восемь сотрудников - подлежащее).
Рабочий день начинается в восемь часов (в восемь часов - обстоятельство).

Числительное пол-

Числительное пол- может писаться слитно, через дефис, раздельно.

Пишется слитно: если имеет значение «половина» и входит в состав сложного слова, вторая часть которого является существительным в родительном падеже и начинается с согласной буквы: полкилограмма, полкилометра, полтретьего, полчаса;
если находится в составе наречий: вполоборота, вполголоса;
пишется слитно слово поллитровка и слово четверть в составе сложных слов: четвертьфинал. Пишется через дефис: перед гласной буквой, перед буквой л, перед именем собственным: пол-острова, пол-лимона, пол-России. Пишется раздельно: если имеет самостоятельное значение и соотносится с последующим существительным через согласованное определение: пол столовой ложки, пол сахарного мешка.

Сокращённое написание

Порядковые числительные могут иметь одну или две буквы справа (3-й, 21-го), других вариантов не существует. Если часть слова записана цифрой, а часть буквами с собственным корнем, то наращение справа не применяется (10-летие, 2-тонный, 3-процентный). Во всех числах, начиная с пятизначных, целая их часть разбивается неразрывными пробелами на группы по три знака: 18 789 300, 25 000 (но 200, 3700). Если четырёхзначные числа используются в одном столбце или списке с числами большего порядка, то и они разбиваются на группы: 15 000, 2 000, 145 000. Неразрывный пробел в Windows ставится одновременным нажатием Alt + Shift + Пробел, для MAC — Alt + Пробел.

Правописание не с числительными

С именами числительными отрицание не пишется раздельно. Примеры: не два, не первый в списке, через наш город проходит не нулевой меридиан.

Употребление нуль и ноль

Допустимо употребление обеих форм. Использование каждой формы имеет свое обоснование.

  • При подсчёте, сравнении чаще используется форма ноль: ноль меньше единицы, ноль целых и одна десятая.
  • В терминологическом значении преобладает форма нуль: сумма равняется нулю, уличная температура держится на нуле.
  • В устойчивых выражениях встречаются обе формы: ноль внимания, в двадцать ноль-ноль, свести к нулю, температура абсолютного нуля.
  • Прилагательное часто образуется от формы нуль: нулевой километр, нулевой пробег.