Текст Ст. 3 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Комментарий к Ст. 3 Конституции Российской Федерации

1. Суверенитет (от фр. souverainete — независимость) означает независимость одного субъекта правовых отношений от всех остальных. Различают суверенитет нации, государства (см. ) и народа.

Суверенитет нации (нация в данном случае выступает как социальная категория) возникает на стадии формирования самостоятельного государства и, как правило, не получает конституционного закрепления. Народ — категория политико-правовая и означает совокупность всего населения страны, состоящего преимущественного из граждан данного государства. Суверенитет народа производен от суверенитета нации и означает верховенство политической воли народа над государством, его органами, отдельными гражданами. В современном демократическом правовом государстве суверенитет народа выражается в правовых формах, в виде решений, имеющих высшую юридическую силу.

До принятия настоящей Конституции в России господствовала конституционная формула «полновластия советского народа», являвшаяся юридической фикцией, поскольку в любом, даже самом демократическом государстве народу не может и не должна принадлежать вся политическая власть. Во-первых, поскольку народу, живущему в стабильном цивилизованном государстве, обеспечивающем его важнейшие жизненные потребности в занятости, социальном благополучии и правовой защищенности, власть не нужна. Народ захватывает ее в случае невыполнения государством указанных функций в условиях социально-политического кризиса, результатом которого может стать социальная революция, нарушающая привычный порядок правового регулирования. Во-вторых, осуществление государственной власти требует высокопрофессиональных знаний, опыта, определенных личных качеств, которыми в совокупности обладает далеко не каждый человек. Не следует также забывать, что осуществление публичной власти предполагает и высокую меру ответственности, нести которую готов далеко не каждый человек.

В комментируемой статье 3 Конституции закреплена более корректная, чем прежде, формула суверенитета народа, применяемая в большинстве конституций развитых демократических государств мира, содержащая ряд элементов, требующих отдельного пояснения.

Носитель — лицо, атрибутивно (неотъемлемо) обладающее суверенитетом, но реализующее его в строго определенных законом формах, случаях и сроки. Разумеется, исходя из принципа верховенства воли народы он обладает значительной инициативой в выборе этих форм и полной свободой в их реализации, но в правовом государстве эти действия осуществляются в рамках закона и в соответствии с ним.

Единственный источник означает, что ни один орган государственной власти не может подменить своим решением свободное волеизъявление народа. Всякое действие любого лица или органа, имеющее целью совершения подобных действий, несет ответственность в соответствии с настоящей статьей (см. комментарий к ч. 4 настоящей ст.).

Многонациональный народ, как отмечалось выше (см. комментарий к преамбуле), — это новелла данной Конституции, означающая совокупность всех граждан Российской Федерации, проживающих на ее территории и за ее пределами. Очевидно, что хотя речь идет о многонациональном народе, но в условиях федеративного государства (см. , и ) и признаваемого в России местного самоуправления (см. и ) суверенитет народа имеет минимум три уровня: общегосударственный, региональный и местный. Несмотря на единство форм его реализации (см. комментарий к ч. 3 настоящей статьи), один субъект волеизъявления не может подменять собой другой (например, народ в целом — принимать решение за народ (население) субъекта Федерации).

2. Все многочисленные формы волеизъявления народа делятся на две большие группы — формы непосредственной и представительной демократии.

Непосредственная демократия означает прямое волеизъявление народа, принятие им решения, выбор должностного лица без каких-либо посредников и последующего или предварительного утверждения или согласования этого решения.

Представительная демократия означает делегирование части принадлежащих народу властных полномочий формируемым им органам публичной власти. Речь идет именно о тех органах публичной власти, действующих на профессиональной основе, о которых шла речь выше (см. комментарий к ч. 1 статьи 3 Конституции России). Термин «публичный» означает всю совокупность органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку последние не входят систему органов государственной власти (см. ).

Систему публичной власти условно можно разделить на три группы органов, различающихся по способам их формирования. Первую группу образуют органы, непосредственно избираемые народом (населением): Президент Российской Федерации, Государственная Дума, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, местные представительные органы власти и главы муниципальных образований и муниципальные судьи (там, где избрание этих органов населением непосредственно предусмотрено законами субъектов Федерации).

Во вторую группу входят органы, опосредованно формируемые избирателями, т.е. когда их воля осуществляется через избранных ими представителей. К ним относятся: Совет Федерации, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека, Главы субъектов Федерации, органы местного самоуправления, избираемые выборными коллегиальным представительными муниципальными советами.

В третью группу входят единолично (коллегиально) назначаемые органы, формируемые выборными (непосредственно или опосредовано) органами публичной власти: судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, судьи остальных федеральных судов, Председатель Правительства Российской Федерации, министры Российской Федерации, Судьи Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, главы правительства (администрации) субъектов Российской Федерации, главы муниципальных администраций и некоторые другие.

Строго говоря, в демократическом государстве все органы государственной власти, как выборные, так и назначаемые, зависят от воли избирателей. Ни один здравомыслящий выборный политик не назначит (не представит к избранию) на должность человека, который не соответствовал бы той предвыборной платформе, с которой выступило данное выборное лицо (организация). Другое дело, что в коллегиальных выборных органах публичной власти, как правило, существует политическое большинство и меньшинство (оппозиция). В силу названных причин кандидаты от оппозиции зачастую не проходят на выборные (назначаемые) должности.

Вообще, необходимо иметь ввиду, что демократия даже в самой свободной стране имеет свои пределы, определяемые национально-историческими традициями, уровнем законодательного регулирования и, самое важное, уровнем политического сознания и активности граждан. Очевидно, что все изъяны демократических процессов в современной России объясняются прежде всего недостаточностью последнего.

3. К формам непосредственной демократии относятся: выборы, референдум, собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, отзыв выборных лиц по инициативе избирателей, обращения, политические забастовки, сходы граждан по месту жительства и другие акции. Их эффективность зависит от уровня политической активности граждан, адекватности правового регулирования и способности власти на ответную реакцию. Тем не менее Конституция относит из этого перечня к числу высших форм непосредственной демократии выборы и референдум. К тому есть ряд оснований. Во-первых, это наиболее «древние» из всех форм непосредственной демократии, история применения которых насчитывает несколько тысячелетий. В силу этого они относятся к числу атрибутивных форм непосредственной демократии и с той или иной степенью эффективности применяются и в демократических, и в маскирующихся под демократические авторитарных режимах. Во-вторых, это, действительно, наиболее эффективные формы непосредственной демократии. Суть их состоит в следующем.

Выборы — способ делегирования в высшие органы публичной власти соответствующего уровня представителей данной части избирательного корпуса, называемой электоратом*(12). Характерными признаками выборов является их периодическое проведение и сменяемость выборных лиц. Выборы в Российской Федерации осуществляются на основе традиционных принципов — всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании (см.



Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Русско-японская война началась 26 января (или же, по новому стилю, 8 февраля)1904 г. Флот Японии неожиданно, до официального объявления войны, напал на корабли, находящиеся на внешнем рейде Порт-Артура. В результате этого нападения были выведены из строя мощнейшие корабли русской эскадры. Объявление войны состоялось только 10 февраля.

Важнейшей причиной русско-японской войны стала экспансия России на восток. Однако причиной непосредственной явилась аннексия Ляодунского полуострова, ранее захваченного Японией. Это спровоцировало военную реформу и милитаризацию Японии.

О реакции русского общества на начало русско-японской войны кратко можно сказать так: действия Японии возмутили российское общество. Мировое сообщество отреагировало иначе. Англия и США заняли прояпонскую позицию. А тон сообщений в прессе отличался явным антирусским настроем. Являвшаяся на тот момент союзницей России Франция объявила о нейтралитете – союз с Россией был необходим ей для того, чтобы не допустить усиления Германии. Но, уже 12 апреля Францией был заключено соглашение с Англией, что вызвало охлаждение русско-французских отношений. Германия же заявила о дружественном нейтралитете по отношению к России.

Овладеть Порт-Артуром японцам, несмотря на активные действия в начале войны не удалось. Но, уже 6 августа ими была предпринята еще одна попытка. На штурм крепости была брошена 45-твсячная армия под командованием Ойямы. Встретив сильнейшее сопротивление и потеряв более половины солдат, японцы 11 августа вынуждены были отступить. Крепость была сдана только после гибели генерала Кондратенко 2 декабря1904 г. Несмотря на то, что Порт-Артур мог бы продержаться еще не менее 2 месяцев, Стессель и Рейс подписали акт о сдаче крепости, в результате чего был уничтожен русский флот, а 32 тыс. человек попали в плен.

Наиболее значительными событиями 1905 г. стали:

Мукденское сражение (5 – 24 февраля), остававшееся крупнейшим сухопутным сражением в истории человечества до начала Первой мировой. Завершилось оно отходом русской армии, потерявшей 59 тыс. убитыми. Потери японцев составили 80 тыс.

Цусимское сражение (27 – 28 мая), в котором японский флот, численностью в 6 раз превосходящий русский практически полностью уничтожил русскую Балтийскую эскадру.

Ход войны явно складывался в пользу Японии. Однако ее экономика была истощена войной. Это заставило Японию пойти на мирные переговоры. В Портсмуте, 9 августа участники русско-японской войны начали мирную конференцию. Нужно отметить, что эти переговоры стали серьезным успехом для российской дипломатической делегации, которую возглавлял Витте. Заключенный мирный договор вызвал протесты в Токио. Но, тем не менее, последствия русско-японской войны оказались для страны весьма ощутимыми. В ходе конфликта был практически уничтожен Тихоокеанский флот России. Война унесла более 100 тыс. жизней героически защищавших свою страну солдат. Была остановлена экспансия России на Восток. Так же, поражение показало слабость царской политики, что в определенной степени способствовало нарастанию революционных настроений и привело в итоге к революции 1904 – 1905 гг. Среди причин поражения России в русско-японской войне 1904 - 1905 гг. важнейшими являются следующие:

дипломатическая изоляция Российской империи;

неподготовленность русской армии к боевым действиям в сложных условиях;

откровенное предательство интересов отечества или бездарность многих царских генералов;

серьезное превосходство Японии в военной и экономической сферах.

Русско-японская война 1904-1905 годов — одна из империалистических, когда сильные мира сего, прикрываясь национальными и государственными интересами, решают собственные узко-эгоистические задачи, а страдают, погибают, теряют здоровье простые люди. Спроси спустя несколько лет после той войны русских и японцев, за что они убивали, резали друг друга — ведь не смогли бы ответить

Причины русско-японской войны

- Борьба европейских великих держав за влияние в Китае и Корее
- Противостояние России и Японии на Дальнем Востоке
- Милитаризм японского правительства
- Экономическая экспансия России в Маньчжурии

События, предшествовавшие Русско-японской войне

  • 1874 — Япония захватила Формозу (Тайвань), но под давлением Англии вынуждена была покинуть остров
  • 1870-е годы — начало борьбы Китая и Японии за влияние в Корее
  • 1885 — Японо-Китайский договор о пребывании иностранных войск в Корее
  • 1885 — В России встал вопрос о строительстве железной дороги на Дальний Восток для быстрой переброски, если понадобится, войск
  • 1891 — Начало строительства Россией Сибирской железной дороги
  • 1892, 18 ноября — Министр финансов России Витте подал царю докладную записку про развитие Дальнего Востока и Сибири
  • 1894 — народное восстание в Корее. Китай и Япония ввели свои войска для его подавления
  • 1894, 25 июля — Начало Японо-китайской войны из-за Кореи. Вскоре Китай был разбит
  • 1895, 17 апреля — подписан Симонсекский мирный договор между Китаем и Японией с очень тяжелыми условиями для Китая
  • 1895, весна — План министра иностранных дел России Лобанова-Ростовского о сотрудничестве с Японией в дележе Китая
  • 1895, 16 апреля — Изменение планов России относительно Японии в связи с заявлением Германии и Франции об ограничении японских завоеваний
  • 1895, 23 апреля — Требование России, Франции и Германии к Японии об отказе последней от Ляодунского полуострова
  • 1895, 10 мая — Япония вернула Китаю Ляодунский полуостров
  • 1896, 22 мая — Россия и Китай заключили оборонительный союз против Японии
  • 1897, 27 августа -
  • 1897, 14 ноября — Германия силой захватила бухту Киао-Чао в Восточном Китае на берегу Желтого моря, в которой Россия имела якорную стоянку
  • 1897, декабрь — Русская эскадра перебазировалась в Порт-Артур
  • 1898, январь — Англия предложила России раздел Китая и Оттоманской империи. Россия предложение отклонила
  • 1898, 6 марта — Китай передал Германии бухту Киао-Чао в аренду на 99 лет
  • 1898, 27 марта — Россия арендовала у Китая земли Кватунской области (область в южной Маньчжурии, на Квантунском полуострове в юго-западной оконечности Ляодунского полуострова) и два незамерзающих порта на юго-восточной оконечности Ляодунского полуострова Порт-Артур (Люйшунь) и Дальний (Далянь)
  • 1898, 13 апреля — русско-японский договор о признании интересов Японии в Корее
  • 1899, апрель — достигнуто соглашение о размежевании сфер железнодорожного сообщения в Китае между Россией, Англией и Германией

Таким образом, к концу 90-х годов завершился раздел значительной части Китая на сферы влияния. Англия сохранила под своим влиянием богатейшую часть Китая - долину Ян-Цзы. Россия приобрела Манчжурию и до некоторой степени другие области застенного Китая, Германия - Шаньдун, Франция - Юянань. Япония в 1898 году вернула себе преобладающее влияние в Корее

  • 1900, май — начало народного восстания в Китае, названного боксёрским
  • 1900, июль — боксеры совершили нападение на объекты КВЖД, Россия ввела войска в Маньчжурию
  • 1900, август — международные вооруженные силы под командой русского генерала Линевича подавили восстание
  • 1900, 25 августа — министр иностранных дел России Ламсдорф заявил, что Россия выведет войска из Маньчжурии, когда там восстановится порядок
  • 1900, 16 — октября — Англо-германское соглашение о территориальной целостности Китая. Территория Маньчжурии в договор не вошла
  • 1900, 9 ноября — над китайским генерал-губернатором Маньчжурии установлен русский протекторат
  • 1901, февраль — протест Японии, Англии, США против русского влияния в Маньчжурии

Маньчжурия — область на северо-востоке Китая, около 939 280 км², главный город Мукден

  • 1901, 3 ноября — закончено строительство Великой Сибирской железной дороги (Транссиба)
  • 1902, 8 апреля — русско-китайское соглашение об эвакуации русских войск из Маньчжурии
  • 1902, конец лета — Япония предложила России признать японский протекторат над Кореей в обмен на признание Японией свободу действий России в Маньчжурии в смысле охраны там русских железных дорог. Россия отказалась

«В это время на Николая II стала оказывать большое влияние придворная группа во главе с Безобразовым, которая убеждала царя не уходить из Манчжурии вопреки заключённому с Китаем соглашению; более того, не довольствуясь Манчжурией, царя подстрекали проникнуть и в Корею, в которой с 1898 г. Россия фактически терпела преобладающее влияние Японии. Безобразовская клика приобрела в Корее частную лесную концессию. Территория концессии захватывала бассейны двух рек: Ялу и Тумыни и тянулась на 800 километров вдоль китайско-корейской и русско-корейской границ от Корейского залива до Японского моря, занимая всю пограничную зону. Формально концессия была приобретена частным акционерным обществом. Фактически за ним стояло царское правительство, которое под видом лесной стражи вводило на концессию войска. Стараясь проникнуть в Корею, оно медлило с эвакуацией Манчжурии, хотя сроки, установленные договором 8 апреля 1902 г., уже миновали»

  • 1903, август — возобновление переговоров России и Японии о Корее и Маньчжурии. Японцы требовали, чтобы объектом русско-японского соглашения стало положение России и Японии не только в Корее, но и в Манчжурии. Русские требовали, чтобы чтобы Япония признала Манчжурию областью, находящейся «во всех отношениях вне сферы её интересов»
  • 1903, 23 декабря — японское правительство в выражениях, напоминающих ультиматум, сообщило, что «чувствует себя вынужденным просить императорское российское правительство пересмотреть своё предложение в этом смысле». Русское правительство пошло на уступки.
  • 1904, 13 января — Япония усилила свои требования. Россия собиралась снова уступить, но промедлила с формулировкой

Ход Русско-японской войны. Кратко

  • 1904, 6 февраля — Япония разорвала дипломатические отношения с Россией
  • 1904, 8 февраля — Японский флот атаковал русский на рейдах Порт-Атрура. Начало Русско-японской войны
  • 1904, 31 марта — При выходе в море из Порт-Атрура броненосец «Петропавловск» налетел на мины и затонул. Погибло 650 человек, в том числе знаменитый кораблестроитель и ученый адмирал Макаров и известный художник-баталист Верещагин
  • 1904, 6 апреля — формирование 1 и 2 тихоокеанских эскадр
  • 1904, 1 мая — поражение отряда под командованием М. Засулича численностью около 18 тысяч человек от японцев в бою на реке Ялу. Начало вторжения японцев в Маньчжурию
  • 1904, 5 мая — высадка японцев на Ляондунском полуострове
  • 1904, 10 мая — прервано железнодорожное сообщение между Маньчжурией и Порт-Артуром
  • 1904, 29 мая — японцами занят порт Дальний
  • 1904, 9 августа — начало обороны Порт-Артура
  • 1904, 24 августа — сражение при Ляояном. Русские войска отступили к Мукдену
  • 1904, 5 октября — сражение у реки Шахе
  • 1905, 2 января — сдан Порт-Артур
  • 1905, январь — начало
  • 1905, 25 января — попытка русского контрнаступления, сражение при Сандепу, продолжалось 4 дня
  • 1905, конец февраля-начало марта — сражение под Мукденом
  • 1905, 28 мая — В Цусимском проливе (между Корейским полуостровом и островами Японского архипелага Ики, Кюсю и юго-западной оконечностью Хонсю) японская эскадра разгромила российскую 2-я эскадру русского флота под командованием вице-адмирала Рожественского
  • 1905, 7 июля — начало японского вторжения на Сахалин
  • 1905, 29 июля — Сахалин захвачен японцами
  • 1905, 9 августа — в Портсмуте (США) при посредничестве президента США Рузвельта начались мирные переговоры России и Японии.
  • 1905, 5 сентября — Портсмутский мир

Его статья №2 гласила: «Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимыми принять в Корее». Согласно статье 5, Россия уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, по статье 6 - Южно-Манчжурскую железную дорогу от Порт-Артура до станции Куань-Чен-Цзы, несколько южнее Харбина. Тем самым Южная Манчжурия оказывалась сферой влияния Японии. Россия уступала Японии южную часть Сахалина. Согласно статье 12, Япония навязывала России заключение рыболовной конвенции: «Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предоставления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом. Условлено, что такое обязательство не затронет прав, уже принадлежащих русским или иностранным подданным в этих краях». Статья 7 Портсмутского мирного договора гласила: «Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежащие им в Манчжурии железные дороги исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических»

Итоги русско-японской войны 1904-1905

«Военный наблюдатель, начальник германского генерального штаба граф Шлиффен, внимательно изучавший опыт войны отмечал, что Россия легко могла бы продолжать войну; её ресурсы были едва затронуты, и она могла выставить если не новый флот, то новую армию, и была в состоянии добиться успеха. Стоило только лучше мобилизовать силы страны. Но царизму эта задача была не по плечу. «Не русский народ, - писал Ленин, - а русское самодержавие начало эту колониальную войну, превратившуюся в войну старого и нового буржуазного мира. Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению». «Не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки», - признавался в своих мемуарах знаменитый русский государственный деятель С. Ю. Витте» («История дипломатии. Том 2»)

Русско-японская война показала несостоятельность России не только во внешней политике, но и в военной сфере. Череда поражений нанесла непоправимый ущерб авторитету власти. Япония не добилась полной победы, истощив ресурсы, довольствовалась малыми уступками.

Как проходила русско-японская война и ее основные этапы? Русские воины проявляли храбрость, но никак не могли победить Японию.

Раньше мы в статье говорили о некоторых проблемах. В этой статье рассмотрим общий ход и результаты войны.

Причины войны

  • Стремление России укрепиться на «незамерзающих морях» Китая и Кореи;
  • желание ведущих держав не допустить усиления России на Дальнем Востоке. Поддержка Японии со стороны США и Великобритании;
  • Стремление Японии вытеснить русскую армию из Китая и захватить Корею;
  • Гонка вооружений в Японии. Рост налогов ради военного производства;
  • В планах Японии был захват русской территории от Приморского края до Урала.

Ход войны

27 января 1904 – возле Порт-Артура пробиты японскими торпедами 3 русских корабля, которые не затонули благодаря героизму экипажей. Подвиг русских кораблей «Варяг » и «Кореец » возле порта Чемульпо (Инчхон) .


31 марта 1904 – гибель броненосца «Петропавловск » со штабом адмирала Макарова и экипажем более 630 человек. Тихоокеанский флот оказался обезглавлен.

Май – декабрь 1904 – героическая оборона крепости Порт – Артур. 50 тысячный русский гарнизон, имея 646 орудий и 62 пулемета, отражал атаки 200 тысячной армии врага. После сдачи крепости, к японцам попало в плен около 32 тысяч русских воинов. Японцы потеряли более 110 тысяч (по другим данным 91 тыс.) солдат и офицеров, 15 боевых кораблей затонуло, а 16 было разрушено.

Август 1904 – сражение под Ляояном. Японцы потеряли солдат более 23 тысяч, русские – более 16 тысяч. Неопределенный исход сражения. Генерал Куропаткин дал приказ отступать, боясь окружения.

Сентябрь 1904 – сражение у реки Шахе . Японцы потеряли солдат более 30 тысяч, русские – более 40 тысяч. Неопределенный исход сражения. После этого в Маньчжурии велась позиционная война. В январе 1905 года в России разбушевалась революция, что усложняло ведение войны до победы.

Февраль 1905 – Мукденское сражение растянулось на 100 км по фронту и длилось 3 недели. Японцы начали наступление раньше и спутали планы русского командования. Русские войска отступили, избежав окружения и потеряв более 90 тысяч. Японцы потеряли более 72 тысяч.

Другие события русско-японской войны

Японское командование признало недооценку силы противника. Из России по железной дороге продолжали прибывать солдаты с оружием и провиантом. Война снова приняла позиционный характер.

Май 1905 – трагедия русского флота у островов Цусимы . Корабли адмирала Рожественского (30 боевых, 6 транспортных и 2 госпитальных) прошли около 33 тысяч км и сразу вступили в бой. Никто в мире не смог бы на 38 кораблях победить 121 корабль врага! Только крейсер «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный» прорвались к Владивостоку (по другим данным спаслись 4 корабля) , экипажи остальных погибли героями или попали в плен. У японцев сильно пострадали 10 и затонуло 3 корабля.

До сих пор россияне, проходя мимо островов Цусимы, возлагают венки на воду в память 5 тысяч погибших русских моряков.

Война заканчивалась. Русская армия в Маньчжурии увеличивалась и могла еще долго вести войну. Людские и финансовые ресурсы Японии были истощены (в армию уже призывали стариков и детей) . Россия с позиции силы подписала Портсмутский мирный договор в августе 1905 года.


Россия выводила войска из Маньчжурии, передавала Японии Ляодунский полуостров, южную часть острова Сахалин и деньги за содержание пленных. Эта неудача японской дипломатии вызвала массовые беспорядки в Токио.

После войны внешний государственный долг Японии вырос в 4 раза, у России на 1/3.

Япония потеряла убитыми более 85 тысяч, Россия более 50 тысяч.

От ран скончалось воинов у Японии более 38 тысяч, у России более 17 тысяч.

Русско-японская война была проиграна Россией. Причинами были экономическая и военная отсталость, слабость разведки и командования, большая удаленность и растянутость театра военных действий, плохое снабжение, слабое взаимодействие армии и флота. Кроме того, русский народ не понимал, ради чего надо воевать в далекой Маньчжурии. Революция 1905 – 1907 годов еще больше ослабила Россию.

Будут ли сделаны правильные выводы? Продолжение следует.